Художник пейзажист Киселёв Александр Александрович. Киселев картины


Художник Киселев А.А. Биография. Описание картин. . Художники-передвижники

Александр Александрович Киселев родился 6 июня 1838 года в Свеаборге. Сначала юноша обучался в Аракчеевском кадетском корпусе, затем перешел во второй Петербургский корпус. Все это время, начиная с ранних детских лет, Киселев увлекался рисованием. Эта любовь к живописи подтолкнула молодого человека к поступлению в Императорскую Академию художеств в 1861 году. В 1864 году Киселев окончил Академию, получив аттестат классного художника. В 1864 году художник работает в Харькове в адвокатуре. При этом он осваивает иконопись, пишет пейзажи, преподает рисование.

В 1875 году Киселев становится членом Товарищества передвижных художественных выставок. С этого времени почти каждый год он принимает участие в выставках.

С 1877 года художник постоянно живет в Москве. П.М. Третьяков покупает 8 картин Киселева. Их также приобретают для частных коллекций императрицы Марии Федоровны, Николая II. Киселев много пишет, часто выезжает из Москвы, чтобы черпать вдохновение для новых пейзажей в разных уголках страны. При этом большое внимание художник уделяет изображению природы в разные периоды. Он изображает красоты Крыма, Франции, Германии, Италии.

В 1893 году Киселев переезжает в Петербург, став действительным членом Академии художеств. С 1897 года он начинает преподавать, вскоре становится академиком. В 1899 году художник впервые посещает Туапсе. Природа Кавказа поразила его. Киселев решает перебраться в эти места и покупает в Туапсе дачу. В это время он много работает, создавая восхитительные пейзажи: «Ночь на море», «Тихая вода».

Киселев традиционно относится к художникам-реалистам, однако его пейзажи отражают яркую индивидуальность художника. Природы изображены вкупе с лирическим отношением к ней. В результате работы художника становятся очень поэтичными. Картины художника, по мнению большинства критиков, неизменно отражали присущую Киселеву любовь к жизни. Этот позитивный настрой отражался и в жизненной позиции художника.

В течение всей своей жизни он вел активную деятельность. На первом плане для Киселева всегда оставалась живопись, но параллельно он давал уроки рисования, сотрудничал с журналами, участвовал в общественной жизни, руководил пейзажным классом. Художник всегда был в центре культурной и общественной жизни Москвы и Санкт-Петербурга.

Киселев скончался 20 января 1911 года в Санкт-Петербурге.

 

Лучшие картины Киселева А.А.

 

www.hudojnik-peredvijnik.ru

Киселёв А.А.

 Замечательный русский художник, мастер пейзажной живописи Александр Александрович Киселев родился 6 июня 1838 года в Свеаборге в семье потомственных дворян. 

Киселев с детских лет был воспитанником Аракчеевского кадетского корпуса, затем второго Петербургского. После чего был направлен на обучение в Петербургский университет на юридическое отделение, где занимался с 1858 по 1861 год. Но безграничная любовь к рисованию, в конечном итоге, привела Александра Киселева в 1861 году в Императорскую Академию Художеств, где его преподавателем был С.М. Воробьев.

После окончания АХ в 1864 году А.А. Киселев получил аттестат классного художника и вскоре уехал в Харьков. Там он поступил на работу в адвокатуру, одновременно с этим давал уроки рисования, писал пейзажи и осваивал иконописную живопись.

Спустя девять лет, в 1877 году, будучи уже известным в городе человеком, художник Киселев Александр Александрович переехал в Москву, где довольно быстро влился в художественную атмосферу города и нашел свое место в общественной жизни, став активным участником Московского общества любителей художеств, а также ТПХВ, в состав которого входили такие знаменитые художники, как И. Левитан, И. Репин, В. Перов, А. Саврасов, И. Крамской, В. Маковский. На ряду с этим, сотрудничал с изданием "Артист", где руководил художественным отделом и публиковал статьи, посвященные современному искусству.

Картины Киселева Александра Александровича, его замечательные пейзажи, запечатлевшие природу в разные времена года, с удовольствием приобретались известным коллекционером П. Третьяковым для своей галереи (им было куплено восемь произведений художника), а так же членами императорской семьи для своих частных коллекций.

В 1893 году А.А. Киселев был избран действительным членом АХ и перебрался вместе с семьей в Петербург, где с 1897 года начал преподавать в качестве профессора пейзажного класса. Спустя два года, за заслуги в живописном искусстве ему было присвоено академическое звание.

Все это время А.А. Киселев не переставал заниматься творчеством, постепенно вырабатывая собственную манеру пейзажной живописи. В своих работах он изображал как тихие, нетронутые уголки родной природы, так и широкие, с налетом экзотики, просторы, увиденные им во время многочисленных путешествий по Европе, Кавказу и Крыму.

Красота кавказских гор и бескрайние морские просторы пленили сердце художника, и он приобрел дачу в Туапсе — тогда ещё небольшом поселке, расположенном на побережье Черного моря. Через некоторое время А.А. Киселев построил там дом городского типа, и часто приезжал туда вместе с семьей, наслаждаясь свежим воздухом и сочными красками природы тех мест, которые вдохновляли художника на написание новых замечательных пейзажей.

20 января 1911 года в Петербурге художник скончался.

Александр Александрович Киселев плодотворно трудился до конца своей жизни, создавая свои прекрасные пейзажи. Его произведения хранятся во многих крупных музеях страны, а в Туапсе организован дом-музей художника.

*   *   *

Галерея (39 изображений)

*   *   *

gorenka.org

ПАМЯТИ РУССКОГО ХУДОЖНИКА КИСЕЛЁВА АЛЕКСАНДРА

Александр Александрович Киселёв (18.6.1838–20.2.1911)

 И. Крамской. Портрет художника А.А. Киселёва. 1883.jpgИ. КрамскойПортрет художника А. А. Киселёва. 1883

✂…</font>">

Александр Александрович Киселёв (18.6.1838–20.2.1911) родился в небольшом городке Свеаборг в Финляндии, где его отец, русский офицер, возглавлял местный гарнизон. После рождения сына отец оставил военную службу и переехал с семьей в Россию, где под Казанью получил место лесничего. В 1852 году как внук участника Отечественной войны 1812 года майора С. И. Киселёва Александр был зачислен на казенный счет во 2-й Петербургский кадетский корпус. Увлекаясь рисованием и писанием стихов, юноша, к сожалению, проявлял нерадивость в учебе, а к продолжению военной службы относился и вовсе отрицательно.

В 1858 году, преодолев трудности – кадеты после окончания корпуса обязаны были остаться на военной службе, – будущий художник поступил в Петербургский университет на филологический факультет. В университете молодой человек проучился всего три года – в 1861 году он был исключен за участие в студенческих волнениях. В том же 1861 году Киселёв по ходатайству петербургского губернатора А.А. Суворова был зачислен вольнослушателем в Императорскую Академию художеств, а в 1862 году был переведен в число учеников Академии и получил малую серебряную медаль за пейзаж с натуры, а затем и большую серебряную медаль (1863) за картину «Вид в Новгородской губернии». В 1865 году Киселев выходит из Академии со званием классного художника 3-й степени.

Существовать в одиночку молодому художнику было очень тяжело, и Киселёв уехал вместе с товарищем по университету в Харьков – «познакомиться с природой Малороссии». Город Харьков хотя и был губернским центром, в то время представлял собой «зимой – чернильницу, а летом – песочницу», как шутили горожане. Зимой – непроходимая грязь, а летом – сплошная пыль. На окраинах же город утопал в зелени. В одном из домов на окраине Киселёв с товарищем сняли комнату. По утрам художник писал этюды, днем писал иконы, давал уроки рисования, писал статьи в журналы, а вечерами ухаживал за соседской барышней, дочерью харьковского профессора Протопопова.

Наконец Киселёв получил должность секретаря Земельного банка и «почти на десять лет дезертировал из области искусства в среду банковских операций». К этому времени Киселёв был женат и имел троих детей. Служба в банке обеспечивала стабильный доход и позволяла в свободное время заниматься живописью. Сослуживцы, заставая Киселёва за мольбертом, снисходительно посмеивались над его страстью.

Однажды вечером, придя со службы домой, Киселёв нашел на своем столе записку, в которой художник Мясоедов извещал о приезде в Харьков передвижной выставки и просил заехать к нему. Все решилось в одночасье, и Киселев выбирает живопись, решаясь посвятить ей всю жизнь. Это был отчаянный шаг, и поначалу художник ни у кого не находил сочувствия такому решению. В 1875 году Киселёв послал на суд жюри Товарищества передвижников картину Вид в окрестностях Харькова — пейзаж, в котором можно было найти все: и горы, и леса, и постройки, и воду, и солнце, и огненный свет. По замечанию одного из маститых пейзажистов, здесь «разом совмещались все времена года и все часы дня».

1 Вид окрестностей Харькова 1875 холст масло 78 х 112 см Донецкий областной художественный музей.jpgВид окрестностей Харькова 1875холст масло78 х 112 смДонецкий областной художественный музей

Передвижники тепло отнеслись к художнику, его принимают экспонентом, а затем и полноправным участником передвижных выставок. 7 марта 1876 года Киселёв был единогласно избран членом Товарищества, и с этого года он являлся постоянным участником ежегодных выставок передвижников.

В 1877 году художник переселился с семьей в Москву, оставив службу в Земельном банке. Поначалу ему приходилось туго: накопленные средства быстро таяли, а заработка не было. Семейство росло – у Киселёвых было уже семеро детей. Чтобы как-то свести концы с концами, живописец начинает заниматься педагогической деятельностью – преподает рисование в женских гимназиях, а также дает частные уроки живописи (в 1880 году А. А. Киселёв давал уроки живописи детям Саввы Мамонтова).

В московский период (1877–1895) художник много и упорно работал над пейзажем с натуры, в летние месяцы с семьей выезжал в деревни, расположенные в окрестностях Москвы, делая за лето по сорок – пятьдесят этюдов. Летом 1891 года в имении помещика Былим-Колосовского вместе с семьей Киселевых поселилась семья Чеховых. Антон Павлович подружился с Александром Александровичем и его домочадцами. Дети Киселёва, которых все ласково называли «киселята», разыгрывали представления для гостей хозяина имения. Об этих вечерах тепло отзывался Антон Павлович в своих воспоминаниях. Иногда владельцы «дворянских гнезд» просили художника запечатлеть дорогие сердцу виды в усадьбе и окрестностях.

Дружба с В.М. Максимовым и И.Е. Репиным, общение с художниками-передвижниками, совместное рисование на «вечерах» окончательно формируют творческую индивидуальность Киселёва. На XI Передвижной выставке (1883) картина «Забытая мельница» была представлена на суд зрителя и тогда же куплена П. М. Третьяковым для своей галереи. Пейзажи Александра Александровича охотно раскупались коллекционерами Москвы, Петербурга, Киева, Одессы, украшали особняки русской знати и членов императорской семьи.

2 Забытая мельница 1891 холст масло 72 х 122 см Государственная Третьяковская галерея, Москва.jpgЗабытая мельница 1891холст масло72 х 122 см Государственная Третьяковская галерея, Москва

В те годы на Кавказском побережье правительством России по невысокой цене раздавались участки земли с условием, чтобы на них были построены жилища. Киселёв выбрал участок недалеко от Туапсе, на высоком берегу у скалы Кадош. У моря в те времена не селились – боялись малярии. С большими затруднениями, войдя в долги, художник построил одноэтажный домик-дачу и, путешествуя по всему Кавказу, стал бывать там каждое лето. Целая серия этюдов и картин его посвящена Туапсе и окрестностям.

3 Кадошские скалы 1900 холст масло Вязниковский историко-художественный музей.jpgКадошские скалы 1900 холст масло Вязниковский историко-художественный музей

Несколько раз художник выезжал за границу, посетил Германию и Францию, был в Венеции и Риме.

В 1890 году Александр Александрович был удостоен звания академика, а в 1893 он стал действительным членом Академии художеств. В 1897 году, после ухода из Академии профессора А. И. Куинджи, Киселёв был избран и утвержден в звании профессора-руководителя пейзажной мастерской и оставался на этой должности до последних дней своей жизни.

Скончался Александр Александрович внезапно, от сердечного приступа 20 января 1911 года. Смерть застигла его за письменным столом.

«Е. Г. Мамонтова в своем кабинете в Абрамцеве» 1890-е. Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник Абрамцево, Россия.jpg«Е. Г. Мамонтова в своем кабинете в Абрамцеве» 1890-е.Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник Абрамцево, Россия

«Цветник в Абрамцеве» 1890-е Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник Абрамцево, Россия.jpg«Цветник в Абрамцеве» 1890-е Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник Абрамцево, Россия

1879.jpgНа берегу реки, 1879

1888.jpgПеред грозой, 1888

А. Киселёв. Пейзаж с гусями 1889.jpgПейзаж с гусями 1889

Байдарская долина 1902.PNGБайдарская долина 1902.

Вниз по течению.jpgВниз по течению

Возвращение стада. Вечер 1882 холст масло Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.jpgВозвращение стада. Вечер 1882 холст масло Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Горная река 1894 холст масло 122 х 174 см Музей изобразительных искусств Республики Карелия, Петрозаводск.jpgГорная река 1894холст масло122 х 174 см Музей изобразительных искусств Республики Карелия, Петрозаводск

Горный пейзаж (кавказские вершины) холст масло 120 х 150 см Мемориальный музей-усадьба художника Н.А. Ярошенко, Кисловодск.jpgГорный пейзаж (кавказские вершины)холст масло120 х 150 см Мемориальный музей-усадьба художника Н. А. Ярошенко, Кисловодск

Горный пейзаж. Вершины Эльбруса 1901 картон масло 41 х 33 см Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А Врубеля.jpgГорный пейзаж. Вершины Эльбруса 1901картон масло41 х 33 см Омский областной музей изобразительных искусств им. М. А Врубеля

Дача в Крыму холст масло Краснодарский краевой художественный музей.jpgДача в Крыму холст маслоКраснодарский краевой художественный музей

Дача холст масло 20 х 30 см Государственный музей искусств Грузии, Тбилиси.jpgДача холст масло20 х 30 см Государственный музей искусств Грузии, Тбилиси

Деревня 1893 холст масло 27 х 44.5 см Вольский краеведческий музей.jpgДеревня 1893холст масло27 х 44.5 см Вольский краеведческий музей

Деревня 1897.jpgДеревня 1897

Деревня на берегу реки 1893 холст масло 82 х 135 см Запорожский областной художественный музей.jpgДеревня на берегу реки 1893холст масло 82 х 135 см Запорожский областной художественный музей

Дом у дороги 1904.PNGДом у дороги 1904.

Дубровицы. Этюд 1882 холст масло 22.5 х 31.jpgДубровицы. Этюд 1882 холст масло22.5 х 31

Зимний пейзаж 1878 холст масло 24 х 41 см Плесский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.jpgЗимний пейзаж 1878 холст масло24 х 41 см Плесский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Знойный полдень. Отдых 1870-е холст масло.jpgЗнойный полдень. Отдых 1870-е холст масло

Каменоломня на берегу Черного моря 1901 холст масло 88 х 155 см Бурятский республиканский художественный музей имени Ц.С. Сампилова, Улан-Удэ.jpgКаменоломня на берегу Черного моря 1901холст масло88 х 155 смБурятский республиканский художественный музей имени Ц.С. Сампилова, Улан-Удэ.

Киселёв А.А. Крымский пейзаж. Вид Ялты. 1876 г..jpgКрымский пейзаж. Вид Ялты. 1876

Коханово 1855 холст масло 101 х 140 см Брянский областной художественный музей.jpgКоханово 1855холст масло 101 х 140 см Брянский областной художественный музей

Летний день. Скамейка в тени дерева 1870-е Частное собрание.jpgЛетний день. Скамейка в тени дерева 1870-е Частное собрание.

Летний пейзаж 1895.jpgЛетний пейзаж 1895.

Морской вид 1908 Нижегородский государственный художественный музей.jpgМорской вид 1908Нижегородский государственный художественный музей

На большой реке 1904 холст масло 25.5 х 43 см Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А Врубеля.jpgНа большой реке 1904холст масло 25.5 х 43 смОмский областной музей изобразительных искусств им. М. А Врубеля

На Волге. Пристань у Казани 1897 Частное собрание.jpgНа Волге. Пристань у Казани 1897Частное собрание

На пруду.jpgНа пруду

На реке 1900 холст масло Дагестанский музей изобразительных искусств, Махачкала.jpgНа реке 1900 холст маслоДагестанский музей изобразительных искусств, Махачкала

Осень в лесу 1908 холст масло 144 х 210 см Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А Врубеля.jpgОсень в лесу 1908 холст масло144 х 210 смОмский областной музей изобразительных искусств им. М. А Врубеля.

Осень. Ветреный день. 1903 холст масло 58 х 89 см Сумской областной художественный музей.jpgОсень. Ветреный день. 1903холст масло 58 х 89 см Сумской областной художественный музей

Пейзаж с озером 1890.jpgПейзаж с озером 1890

Пейзаж с телегой холст масло ГТГ.jpgПейзаж с телегой холст масло ГТГ

Река Кура 1892 холст масло 74.6 х 124 см Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань.jpgРека Кура 1892холст масло74.6 х 124 смГосударственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань.

Река. холст масло 45 х 68 см Одесский художественный музей.jpgРека.холст масло45 х 68 см Одесский художественный музей

Речной пейзаж.jpgРечной пейзаж.

С горы 1886 ГТГ.PNGС горы 1886 ГТГ

Сенокос 1894 холст масло 60 х 107 см Сочинский художественный музей.jpgСенокос 1894 холст масло60 х 107 см Сочинский художественный музей.

Солнечный день 1900.jpgСолнечный день 1900

Стадо у пруда 1910 холст масло ГРМ.jpgСтадо у пруда 1910холст масло ГРМ

Стадо у ручья 1888 холст масло 27 х 44.5 см Козьмодемьянский художественно-исторический музей им. А.В. Григорьева.jpgСтадо у ручья 1888 холст масло 27 х 44.5 смКозьмодемьянский художественно-исторический музей им. А. В. Григорьева

Старый Сурамский перевал 1891 холст масло 127 х 210 см ГТГ.jpgСтарый Сурамский перевал 1891холст масло 127 х 210 см ГТГ

У постройки лодок. 1906 г. Холст, масло. 26 х 44,5 см.jpgУ постройки лодок. 1906 г.Холст, масло.26 х 44,5 см

Украинский пейзаж.jpgУкраинский пейзаж

Украинский пейзаж-.jpgУкраинский пейзаж

Южный пейзаж 1881 холст масло 43 х 67 см Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.jpgЮжный пейзаж 1881холст масло43 х 67 см Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

«Лес в горах» Последняя треть XIX в. холст, масло.jpg«Лес в горах» Последняя треть XIX в.холст, масло

«Море», 1900 г..jpg«Море», 1900 г

«У МОРЯ. АЛУПКА».jpg«У МОРЯ. АЛУПКА»

«Фабрика».jpg«Фабрика»

я «Смерть Гиацинта» 150 × 115 см. Холст, масло. Национальный музей Варшавы, Польша..jpg«Смерть Гиацинта»150 × 115 см.Холст, масло.Национальный музей Варшавы, Польша

lera-komor.livejournal.com

Киселёв Александр Александрович | Виртуальный экскурсовод

portret_kiseleva

Крамской И.Н. Портрет художника Киселёва

В конце XIX века важную роль в культурной жизни России играло Товарищество художников – передвижников, среди которых видное место занимал художник пейзажист Киселёв Александр Александрович. Перевозя свои картины из города в город по отдаленным от центра губерниям, не получая никакой финансовой выгоды, художники хотели пробудить интерес к искусству в самых широких слоях населения России. И это им удалось.Ареал выставочной деятельности Товарищества охватывал немалые территории и везде, куда бы не прибывали картины, даже в самые отдаленные города, они находили не только своих ценителей и поклонников, но и последователей.

Неизвестно, как сложилась бы судьба молодого сотрудника харьковского банка Александра Александровича Киселёва, если бы он не посетил передвижную выставку, приехавшую в его город. И появился бы в русской живописи такой оптимистичный и лиричный пейзажист со своеобразной манерой написания картин, сказать тоже сложно. Передвижная выставка в Харькове послужила своеобразным катализатором, подтолкнувшим Киселёва А.А. к окончательному выбору в своей судьбе, выбору пути профессионального художника. Творческая судьба А.А.Киселева складывалась непросто, путь художника к признанию был долог и труден.

Родился в А.А.Киселев 6 июня 1838 года в семье русского офицера в городе Свеаборге (Финляндия), где его отец проходил военную службу. Дед Киселёва был участником Отечественной войны 1812 года, отец – военным и у А.А.Киселёва, казалось, жизненный путь был определен – военная стезя. В 1852 году, в 14 лет, он поступил на обучение за казенный счет во 2-й Кадетский корпус в Санкт-Петербурге.

Однако во время обучения выяснилось, что у самого Киселёва нет тяги к армейской жизни, однако очень развито творческое начало. Он хорошо рисовал и увлекался стихосложением, поэтому после окончания кадетского корпуса приложил все силы для того, чтобы избежать военной службы и поступил в 1858 году в Петербургский университет на филологический факультет.

kiselev_zabitaya_melnica

Киселёв А.А. «Забытая мельница». 1891 г.

Обучение Киселёва А.А. в университете было весьма успешным (его стихи печатали в журналах), но недолгим, всего три года. В 1961 году за участие в студенческих волнениях будущий художник был отчислен из университета.

С осени 1861 года Киселёв был зачислен вольноприходящим слушателем Петербургской Академии художеств.  Во время обучения его работы были настолько хороши, что дали основание для перевода его в число учеников Академии. С 1862 г. по 1864 г. он проходил обучение в классах под руководством профессора С.М.Воробьева. За время обучения работы  молодого художника были отмечены в 1862 году малой серебряной медалью, а в 1863 г. большой серебряной медалью.

В 1865 году Киселёв А.А. вышел из Академии со званием классного художника 3 степени. Казалось бы, жизненный и творческий путь молодого человека определился – это занятие живописью. Тем более, что на Академической выставки его пейзаж «Вид из окрестностей Москвы» получил одобрение публики и о нем заговорили как о талантливом молодом пейзажисте. Но жизнь начинающего художника весьма тяжела – это постоянное безденежье на грани нищеты в ожидании хорошего заказа или покупки картины.

kiselev_osen_v_lesu

Киселёв А.А. «Осень в лесу».

В поисках новых тем для картин Киселёв со своим товарищем поехал в Харьков, где занимался живописью, осваивал иконопись, писал статьи в местные журналы, давал частные уроки рисования. Здесь же в Харькове он встретил свою любовь и женился на дочери профессора Протопопова.

И здесь его судьба делает крутой вираж. Понимая, что живописью семью не прокормить, Киселёв А.А. устраивается на работу в Харьковский Государственный банк. Увлечение живописью отошло на второй план, картины писались в свободное от работы время. Как сказали бы сегодня, это было «хобби» банковского клерка.

Шли годы, в семье было уже трое детей, когда в 1875 году в Харьков прибыли картины художников – передвижников. Посетив выставку, Киселёв вновь стал серьезно заниматься живописью. Одну из своих картин он послал на суд в Товарищество художников – передвижников и получил одобрение, а картина, пейзаж окрестностей Харькова, была принята к участию в передвижных выставках.

И вновь жизненный путь художника делает крутой поворот. После рекомендации Крамского заниматься только живописью, Киселёв решает вернуться в искусство. В 1876 году художник единогласно был принят членом Товарищества передвижников и стал постоянным участником передвижных выставок. В 1877 году Киселёв А.А. оставил работу в банке в Харькове и переехал с семьей в Москву.  Художник в душе и сердце Киселёва одержал победу.

Но, будучи человеком ответственным, понимая, как непросто отзовутся изменения на жизни его многочисленной семьи, Киселёв дал себе год. За этот год должно было решиться, то ли продолжать стезю художника, то ли вернуться к обыденной жизни банковского служащего. Семье приходилось нелегко.  Деньги, накопленные за время работы в банке, таяли на глазах.  Что бы обеспечить материальное благосостояние семьи, художник преподавал рисование в женской гимназии и давал частные уроки.

kiselev_krimskij_pejzasch_yalta

Киселёв А.А. Крымский пейзаж. Вид Ялты. 1876 г.

Преданность искусству и поддержка со стороны жены помогли преодолеть все  трудности. Художник приобрел популярность в обществе. Его светлые лиричные пейзажи подкупали своей простотой и естественностью, внутренней гармонией и  искренностью. Картины стали пользоваться спросом, раскупаться, поступали заказы на изображение дворянских усадеб и их окрестностей.

В 1890 году художник Киселёв Александр Александрович был удостоен звания академика, а с 1893 он стал действительным членом Академии художеств.

С 1893 года Киселёв стал возглавлять художественный отдел московского журнала «Артист»,  в котором публиковал свои критические статьи об искусстве и статьи, посвященные творчеству русских художников.

В 1895 – 1897 гг. Киселёв А.А. занимал должность инспектора Высшего художественного училища при Академии. Материальное положение семьи укрепилось, и Киселёвы переехали в столицу – Санкт-Петербург.

С  1897 года, после ухода из Академии профессора Куинджи, который ранее занимал  должность руководителя пейзажной мастерской,  Киселёв был  назначен на его место и возглавлял мастерскую до самой своей смерти. Талант педагога – Киселёва заключался в том, что учеников он мягко направлял в поисках своего стиля, считая себя не настолько великим художником, что бы обучать «своей школе» рисования. Сам Киселёв говорил: «Ну какой я профессор? Это так, когда другого нет. А согласился потому, что все же я хоть вреда не сделаю никому, не навяжу никому своего, что у меня есть плохого. Так и говорю своим ученикам: вы меня слушайте, а делайте так, чтоб на меня не было похоже».

Как пейзажисту, Киселёву А.А. приходилось много ездить в поисках натуры. Художник часто бывал в Малороссии, жил с семьей на дачах в Подмосковье, выезжал за границу, объездил Крым и Кавказ. В начале XX века он приобрел участок на побережье Черного моря, где построил дачу с мастерской. Окружающая природа давала богатый материал для художника – море, горы, буйная и непривычная жителю средней полосы растительность. Киселёв был в восторге. В свойственной поэту манере он говорил: «Я видел море, очами жадными простор его измерил».  В творчестве художника начался Кавказский период. Он рисовал окрестности города Туапсе, и под южным горячим солнцем творчество художника приобрело новые краски.

Kiselev_Kadoshskie_skali

Киселёв А.А. «Прибрежные скалы. Мыс Кадош близ Туапсе» 1907 г.

Киселёв А.А. вел счетоводные книги Товарищества передвижников и делал это очень ответственно, аккуратно и совершенно безвозмездно, проводя за письменным столом целые вечера.

За письменным столом и настигла художника смерть. Он скоропостижно скончался от сердечного приступа 20 января 1911 года.

После себя художник оставил более 800 художественных полотен, рецензии и критические статьи по искусству. Его картины покупали Петр Третьяков, великая княгиня Мария Федоровна и сам император Николай II.  Сегодня картины художника Киселёва А.А. находятся в музеях нашей страны и за рубежом, в частных коллекциях, привлекая к себе внимание зрителей академичной элегантной манерой исполнения и непреходящей любовью к многообразию природы.

Талант пейзажиста высоко оценил художник Репин И.Е. сказав, что Киселёв "с одинаковой любовью, восторженно поет красками и мимо движущуюся речку между камышами самой скромной местности, и роскошный Кавказ, и ледники, везде он правдив и производит освежающее впечатление самой природы".

kiselev_pamyatnik_tuapse

Памятник художнику Киселёву А.А. Туапсе

На главную

К списку статей

Возможно, эти статьи вам будут тоже интересны:

excursovod-web.ru

Художник пейзажист Киселёв Александр Александрович – Ярмарка Мастеров

Алекса́ндр Алекса́ндрович Киселёв (1838—1911) — русский живописец-пейзажист, активный участник Товарищества передвижных художественных выставок, профессор Петербургской Академии художеств.

В конце XIX века важную роль в культурной жизни России играло Товарищество художников – передвижников, среди которых видное место занимал художник пейзажист Киселёв Александр Александрович. Перевозя свои картины из города в город по отдаленным от центра губерниям, не получая никакой финансовой выгоды, художники хотели пробудить интерес к искусству в самых широких слоях населения России. И это им удалось.Ареал выставочной деятельности Товарищества охватывал немалые территории и везде, куда бы не прибывали картины, даже в самые отдаленные города, они находили не только своих ценителей и поклонников, но и последователей.

Неизвестно, как сложилась бы судьба молодого сотрудника харьковского банка Александра Александровича Киселёва, если бы он не посетил передвижную выставку, приехавшую в его город. И появился бы в русской живописи такой оптимистичный и лиричный пейзажист со своеобразной манерой написания картин, сказать тоже сложно. Передвижная выставка в Харькове послужила своеобразным катализатором, подтолкнувшим Киселёва  к окончательному выбору в своей судьбе, выбору пути профессионального художника. Творческая судьба Киселева складывалась непросто, путь художника к признанию был долог и труден.

Родился Киселев Александр Александрович 6 июня 1838 года в семье русского офицера в городе Свеаборге (Финляндия), где его отец проходил военную службу. Дед Киселёва был участником Отечественной войны 1812 года, отец – военным и у Киселёва, казалось, жизненный путь был определен – военная стезя. В 1852 году, в 14 лет, он поступил на обучение за казенный счет во 2-й Кадетский корпус в Санкт-Петербурге.

Однако во время обучения выяснилось, что у самого Киселёва нет тяги к армейской жизни, однако очень развито творческое начало. Он хорошо рисовал и увлекался стихосложением, поэтому после окончания кадетского корпуса приложил все силы для того, чтобы избежать военной службы и поступил в 1858 году в Петербургский университет на филологический факультет.

Обучение Киселёва А.А. в университете было весьма успешным (его стихи печатали в журналах), но недолгим, всего три года. В 1861 году за участие в студенческих волнениях будущий художник был отчислен из университета.

С осени 1861 года Киселёв был зачислен вольноприходящим слушателем Петербургской Академии художеств.  Во время обучения его работы были настолько хороши, что дали основание для перевода его в число учеников Академии. С 1862 г. по 1864 г. он проходил обучение в классах под руководством профессора С.М.Воробьева. За время обучения работы  молодого художника были отмечены в 1862 году малой серебряной медалью, а в 1863 г. большой серебряной медалью.

В 1865 году Киселёв А.А. вышел из Академии со званием классного художника 3 степени. Казалось бы, жизненный и творческий путь молодого человека определился – это занятие живописью. Тем более, что на Академической выставки его пейзаж «Вид из окрестностей Москвы» получил одобрение публики и о нем заговорили как о талантливом молодом пейзажисте. Но жизнь начинающего художника весьма тяжела – это постоянное безденежье на грани нищеты в ожидании хорошего заказа или покупки картины.

В поисках новых тем для картин Киселёв со своим товарищем поехал в Харьков, где занимался живописью, осваивал иконопись, писал статьи в местные журналы, давал частные уроки рисования. Здесь же в Харькове он встретил свою любовь и женился на дочери профессора Протопопова.

И здесь его судьба делает крутой вираж. Понимая, что живописью семью не прокормить, Киселёв А.А. устраивается на работу в Харьковский Государственный банк. Увлечение живописью отошло на второй план, картины писались в свободное от работы время. Как сказали бы сегодня, это было «хобби» банковского клерка.

Шли годы, в семье было уже трое детей, когда в 1875 году в Харьков прибыли картины художников – передвижников. Посетив выставку, Киселёв вновь стал серьезно заниматься живописью. Одну из своих картин он послал на суд в Товарищество художников – передвижников и получил одобрение, а картина, пейзаж окрестностей Харькова, была принята к участию в передвижных выставках.

Вид окрестностей Харькова 1875

художник

И вновь жизненный путь художника делает крутой поворот. После рекомендации Крамского заниматься только живописью, Киселёв решает вернуться в искусство. В 1876 году художник единогласно был принят членом Товарищества передвижников и стал постоянным участником передвижных выставок. В 1877 году Киселёв А.А. оставил работу в банке в Харькове и переехал с семьей в Москву.  Художник в душе и сердце Киселёва одержал победу.

Но, будучи человеком ответственным, понимая, как непросто отзовутся изменения на жизни его многочисленной семьи, Киселёв дал себе год. За этот год должно было решиться, то ли продолжать стезю художника, то ли вернуться к обыденной жизни банковского служащего. Семье приходилось нелегко.  Деньги, накопленные за время работы в банке, таяли на глазах.  Что бы обеспечить материальное благосостояние семьи, художник преподавал рисование в женской гимназии и давал частные уроки.

Преданность искусству и поддержка со стороны жены помогли преодолеть все  трудности. Художник приобрел популярность в обществе. Его светлые лиричные пейзажи подкупали своей простотой и естественностью, внутренней гармонией и  искренностью. Картины стали пользоваться спросом, раскупаться, поступали заказы на изображение дворянских усадеб и их окрестностей.

В 1890 году художник Киселёв Александр Александрович был удостоен звания академика, а с 1893 он стал действительным членом Академии художеств.

А.Киселев "Сенокос", 1894. Холст, масло. 60х70 Коллекция Сочинского художественного музея

море

С 1893 года Киселёв стал возглавлять художественный отдел московского журнала «Артист»,  в котором публиковал свои критические статьи об искусстве и статьи, посвященные творчеству русских художников.

В 1895 – 1897 гг. Киселёв А.А. занимал должность инспектора Высшего художественного училища при Академии. Материальное положение семьи укрепилось, и Киселёвы переехали в столицу – Санкт-Петербург.

С  1897 года, после ухода из Академии профессора Куинджи, который ранее занимал  должность руководителя пейзажной мастерской,  Киселёв был  назначен на его место и возглавлял мастерскую до самой своей смерти. Талант педагога – Киселёва заключался в том, что учеников он мягко направлял в поисках своего стиля, считая себя не настолько великим художником, что бы обучать «своей школе» рисования. Сам Киселёв говорил: «Ну какой я профессор? Это так, когда другого нет. А согласился потому, что все же я хоть вреда не сделаю никому, не навяжу никому своего, что у меня есть плохого. Так и говорю своим ученикам: вы меня слушайте, а делайте так, чтоб на меня не было похоже».

Старый Сурамский перевал 1891 Государственная Третьяковская галерея, Москва

картины

Как пейзажисту, Киселёву А.А. приходилось много ездить в поисках натуры. Художник часто бывал в Малороссии, жил с семьей на дачах в Подмосковье, выезжал за границу, объездил Крым и Кавказ. В начале XX века он приобрел участок на побережье Черного моря, где построил дачу с мастерской. Окружающая природа давала богатый материал для художника – море, горы, буйная и непривычная жителю средней полосы растительность. Киселёв был в восторге. В свойственной поэту манере он говорил: «Я видел море, очами жадными простор его измерил». В творчестве художника начался Кавказский период. Он рисовал окрестности города Туапсе, и под южным горячим солнцем творчество художника приобрело новые краски.

До сих пор в Туапсе одной из достопримечательностей города является скала Киселева, именно её художник изобразил на старинной картине «Кадошские скалы». Вдохновила его на создание этой работы одна старинная адыгейская легенда о любви гордой девушки и преданного ей джигита. Юноша долго уверял девушку в своей любви, наконец, она назначила ему свидание на одной из Кадошских скал, девушка обещала зажечь свечу, чтобы она указывала юноше путь. Правда, гордая и коварная девушка решила пошутить и отправила зажженную свечу прямо в море. Джигит смело направил своего коня в море, но тут же разыгралась страшная буря, и он утонул. Девушка не выдержала горя и бросилась со скалы в бушующее море. Вот эта грустная и поэтичная история и навеяла А.А. Киселеву тему одной из его самых известных работ.

Картина А.А. Киселёва "Кадошские скалы"

истории

Киселёв А.А. вел счетоводные книги Товарищества передвижников и делал это очень ответственно, аккуратно и совершенно безвозмездно, проводя за письменным столом целые вечера.

За письменным столом и настигла художника смерть. Он скоропостижно скончался от сердечного приступа 20 января 1911 года.

После себя художник оставил более 800 художественных полотен, рецензии и критические статьи по искусству. Его картины покупали Петр Третьяков, великая княгиня Мария Федоровна и сам император Николай II.  Сегодня картины художника Киселёва А.А. находятся в музеях нашей страны и за рубежом, в частных коллекциях, привлекая к себе внимание зрителей академичной элегантной манерой исполнения и непреходящей любовью к многообразию природы.

Талант пейзажиста высоко оценил художник Репин И.Е. сказав, что Киселёв "с одинаковой любовью, восторженно поет красками и мимо движущуюся речку между камышами самой скромной местности, и роскошный Кавказ, и ледники, везде он правдив и производит освежающее впечатление самой природы".

Памятник художнику Киселёву А.А. в Туапсе (фотограф С.Супрунова)

жизнь

Киселев традиционно относится к художникам-реалистам, однако его пейзажи отражают яркую индивидуальность художника. Виды природы изображены с лирическим отношением к ней. В результате работы художника становятся очень поэтичными. Картины художника, по мнению большинства критиков, неизменно отражали присущую Киселеву любовь к жизни. Этот позитивный настрой отражался и в жизненной позиции художника.

www.livemaster.ru

Художник Александр Киселев. - Куда податься в выходные?

Александр Александрович Киселёв родился 6 июня 1838 года в г. Свеаборг в Финляндии, где его отец возглавлял местный гарнизон. Вскоре после рождения сына отец оставил военную службу и переехал с семьей в Россию, где под Казанью получил место лесничего. Как внук участника Отечественной войны 1812 года майора С.И. Киселёва Александр был зачислен на казенный счет во 2-й Петербургский кадетский корпус. С ранних детских лет  Киселев увлекался рисованием. Эта любовь к живописи подтолкнула молодого человека к поступлению в Императорскую Академию художеств в 1861 году. В 1864 году Киселев окончил Академию, получив аттестат классного художника. В 1864 году он становится членом Артели художников, возглавляемой В.М. Максимовым, а в 1865 году Киселев впервые принял участие на Академической выставке.Вскоре после этого Киселёв уехал вместе с товарищем по университету в Харьков – «познакомиться с природой Малороссии». В одном из домов на окраине Киселёв с товарищем сняли комнату. По утрам художник писал этюды, днем писал иконы, давал уроки рисования, писал статьи в журналы, а вечерами ухаживал за соседской барышней, дочерью харьковского профессора Протопопова, на которой вскоре и женился. Потом родилось трое детей. Прокормить семью за счет художественного ремесла становится все труднее и Киселев  поступает на службу в Земельный банк.  Служба в банке обеспечивала стабильный доход и позволяла в свободное время заниматься живописью. В 1875 году Киселев становится членом Товарищества передвижных художественных выставок. С этого времени почти каждый год он принимает участие в выставках. Вот картины этого периода. "Вид окрестностей Харькова", 1875.«Украинский пейзаж», 1870-е«Деревня на берегу реки» 1870-е гг.В 1877 г.  Киселев оставляет службу в банке, переселяется в Москву  и полностью отдает себя искусству.  Поначалу ему приходилось туго: накопленные средства быстро таяли, а заработка не было. Семейство росло – у Киселёвых было уже семеро детей. Чтобы как-то свести концы с концами, живописец начинает заниматься педагогической деятельностью – преподает рисование в женских гимназиях, а также дает частные уроки живописи. В московский период художник много и упорно работал над пейзажем с натуры, в летние месяцы с семьей выезжал в деревни, расположенные в окрестностях Москвы, делая за лето по сорок – пятьдесят этюдов. Киселёвы селились в какой-нибудь усадьбе с большим домом, предпочитая места, где еще сохранялся аромат размеренного помещичьего быта среди нетронутых цивилизацией островков природы. Постепенно  приходит признание. На XI Передвижной выставке (1883) картина «Забытая мельница» была представлена на суд зрителя и тогда же куплена П.М. Третьяковым для своей галереи.Пейзажи Александра Александровича охотно раскупались коллекционерами Москвы, Петербурга, Киева, Одессы, украшали особняки русской знати и членов императорской семьи. Вот «Пейзаж с речкой». 1880-е г.г«Зимний пейзаж» 1878 г.«Река». 1884 г.

«Прудик». 1881 г.         

«Коханово».1885 г.«Лес в горах» 1890 г.«Пейзаж с гусями». 1889 г."Старый Сурамский перевал". 1891 г.В 1893 году Киселев переезжает в Петербург, став действительным членом Академии художеств. С 1897 года он начинает преподавать, вскоре становится академиком.  К этому периоду относятся работы «Сенокос». 1894 г."Деревня" 1893 г.

"Сенокос" 1894 г.

«На пруду». 1894 г.            «Летний пейзаж». 1895 г.

"Пристань у Казани" 1897 г.

В 1899 году художник впервые посещает Туапсе. Природа Кавказа поразила его. Киселев решает перебраться в эти места и покупает в Туапсе дачу. Это был  самый плодотворный период его творчества.»Дача в Крыму» 1990-е гг." Море"1900 г."Кадошские скалы"1902 г.

«Горная река» 1902 г.

"Горный пейзаж" 1990-е гг.

Южный пейзаж. 1909 г.

"Каменоломня на берегу Черного моря" 1901 г.

Художник также много пишет в этот период пейзажы средней полосы. «Осень Ветренний день» 1903 г.«Осень в лесу» 1908 г.«Стадо у пруда», 1910 г.

Киселев традиционно относится к художникам-реалистам, однако его пейзажи отражают яркую индивидуальность художника. Природы изображены вкупе с лирическим отношением к ней. В результате работы художника становятся очень поэтичными. Картины художника, по мнению большинства критиков, неизменно отражали присущую Киселеву любовь к жизни. Этот позитивный настрой отражался и в жизненной позиции художника.

Скончался  А.А.Киселев 20 января 1911 года в Санкт-Петербурге. После него осталось более 800 работ.

doc-chaev.livejournal.com

Киселев А.А. «Вид окрестностей Харькова». Описание картины.

 1875 г. Холст, масло. 78 x 112 см.Донецкий областной художественный музей, Донецк, Украина

 Описание картины Киселева А.А. «Вид окрестностей Харькова»

На своей картине «Вид окрестностей Харькова» А.А. Киселёв изображает сельскую местность, находящуюся возле города. Если внимательно присмотреться, картина кажется словно разделённой пополам: нижнюю её часть занимают люди, дома, а верхнюю небо.

В центре произведения мы видим небольшой дощатый мостик, с большой целью посередине. По дороге, ведущей к нему, направляется женщина-селянка. В руках она несёт много веток и сушняка. Вероятно, это ей понадобиться для растопки печи. Недалеко возле женщины лежат большие срубленные столы многолетних деревьев. В той стороне, куда она направляется, виден небольшой луг с маленькой высыхающей речушкой. Возле речки пасутся коровы.

На картине изображён жаркий летний день, поэтому две коровы подошли к воде для того, чтобы утолить жажду. На берегу реки стоит женщина, стирающая бельё. На том же берегу речки находится большой высокий холм, на склоне которого возле земляной тропки произрастают различные цветы и кустарники. На холме стоят аккуратненько в рядочек белые украинские хатки с соломенными крышами.

Вдали виднеются поля и возникают нечёткие очертания города. Сейчас середина дня, и солнце сильно припекает, оставляя в тени только часть холма. На небе ни одной тучки, только белые лёгкие облака. Автор, благодаря специальному наложению красок, очень умело изобразил их невесомость. Все детали картины очень чётко выделены художником. У зрителя возникает ощущение, что он и правда находится в окрестностях Харькова, вживую наблюдая за селянами.

Лучшие картины Киселева А.А.

www.hudojnik-peredvijnik.ru