Цена российских картин в Китае за 15 лет упала в 5 раз. Китай картина


Яркая и необычная китайская живопись художника Yitao Liu – Ярмарка Мастеров

Китайский живописец Yutao Liu родился в 1955 году в Юньнани. В 1997 году Yitao Liu было присуждено звание «Один из ста самых выдающихся художников Китая» Китайской Литературной и Художественной Ассоциацией.

Информации о нём немного, но и сами картины могут немало рассказать. Изящество и яркость этих необычных шедевров китайской живописи заставляют рассматривать детали снова и снова. Порой цвета неожиданны, даже неестественны. Но и это смотрится гармонично на полотнах Yutao Liu.

На меня этот художник произвёл огромное впечатление, захватив с первого взгляда и заставляя любоваться его картинами вновь и вновь. Надеюсь, вам тоже понравится :)

yitao liu

китайская живопись

китай

китайский стиль

художник

живописец

статья

цветы и птицы

современное искусство

современная живопись

современная картина

современные художники

www.livemaster.ru

Китайский художник Zou ChuanAn (56 репродукций)

Художник родился в Синьхуа провинции Хунань в 1941 году. В настоящее время он член Китайской Ассоциации Художников, член совета провинции Хунань и президент Института живописи области Loudi. Zou ChuanAn интересоваться живописью с детства.  В процессе освоения традиционной теории Восточной живописи, он также стремится изучить различных современных мастеров. Его работы имеют возвышенный стиль, наделенны очарованием экспрессионизма . Картины выставлялись в  Китае , Франции, Индии, Японии, США, Сингапур, Тайвань и Гонконг . Работы художника собраны в Национальном музее Китая . Его книга " Techniques of Meticulous Flowers-and-Bird Paintings" является всеобъемлющим и убедительным резюме его творчества.

Источники: http://www.fineartgalleryhk.com/gallery/chinese/artists1.phtml?strForceLang=en&ArtistsID=53, http://affinity4you.ru/post148992227/, http://www.liveinternet.ru/community/2332998/post137236666/, http://cinemamir.com/forum/topic_653, http://www.liveinternet.ru/users/tatmel/post139397671/

anastgal.livejournal.com

Символы в китайской живописи | Клуб восточной культуры "Две империи"

Китайская живопись – это мир духовных странствий, мысль скрытая между символами

Одно из кардинальных отличий китайской живописи от, такой привычной нам, европейской это символизм. Все детали картин что-то означают и поэтому работы китайских мастеров надо читать и понимать, а не просто рассматривать как произведения европейских художников. Порой чтобы правильно понять картину требуются серьезные знания языка, истории, традиций. Символизм и делает китайскую живопись китайской.

Прежде чем продолжить стоит заметить, что китайская живопись несет в себе только положительный заряд, несет в себе добрые пожелания счастья и благополучия. Китайские художники считают, что картины должны приносить радость, удачу, успех и никак иначе.

Лотос

Изображения лотоса широко распространено в китайской живописи. Китайцы верят, что этот цветок растер в раю, на небе и поэтому лотос почитается как священное растение.

Лотос олицетворяет совершенство, является символом духовного раскрытия, чистоты, плодородия и целомудрия. Кстати, эти удивительные растения занесены в Красную книгу.

Вообще в Китае цветок лотос довольно популярен, а как же ведь сам Великий Будда своих земных воплощениях обычно восседает на этом чудном растении.

В конце лета в Китае проводится «Праздник лотоса». В центре Пекина множество людей собирается в парке Бэйхай, где находятся буддийские святыни.

Кстати, в Китае используют лотос для различных нужд, в дело идут не только листья, но и корни, семена, цветы. Из них делают различные вкусные блюда, сладости, напитки и даже приготавливают лекарства.

"Лотос

 

Сосна

Сосна в китайской живописи пользуется большой популярностью. Это вечнозеленое дерево, даже зимой не сбрасывает своих иголок. Сосна символизирует духовную стойкость, мужество, жизненную силу, сдержанность, постоянство и долголетие.

Что касается семейных ценностей то, благодаря сдвоенным иголкам, сосна служит символом супружеского счастья и верности.

Сосна в китайской живописи

Бамбук

Бамбук — многолетнее, вечнозелёное растение, растущее с удивительной скоростью, к тому же очень прочный.

Изображение бамбука очень популярно в китайской живописи. Он ассоциируется с долголетием, стойкостью к жизненным невзгодам, высокими моральными качествами. Интересно то, что бамбук является символом сыновьей почтительности и преданности. Бамбук одно из четырех благородных растений.

бамбук в китайской живописи

Цветущая дикая слива мэйхуа

Дикая слива, как и все лиственный деревья в живописи Китая, олицетворяет вечный круговорот природы: появляются молодые листья, растут, опадают и вновь появляются.

По популярности изображения, слива запросто может соперничать с бамбуком. Как и бамбук, слива является одним из четырех благородных растений, а сочетание сливы и бамбука символизирует прочную дружбу. Во времена династии Тан было заложено отдельное направление живописи, посвященное сливе.

Цветущая дикая слива мэйхуа символизирует чистоту помыслов, невозмутимость, спокойствие, гармонию. Цвести она начинает, когда еще холодно, нередкое явление цветы дикой сливы в снегу. Неудивительно, что мэйхуа символизирует зиму и несгибаемость.

Цветущая дикая слива мэйхуа

Журавль

В Китае журавль считается посланцем богов. Как и у многих народов мира, журавль в китайской культуре ассоциируется с удачей, счастьем, верностью, свободолюбием. Так же в Китае журавль это символ долгожительства, бессмертия, бдительности, преуспевания и высокого положения в обществе.

Журавли в китайской живописи

 

Утки — мандаринки

Две утки — мандаринки символизируют супружеское счастье, крепкую семью, любовь. Самая дорогая картина с изображением этих уток «Лотос и утки-мандаринки», знаменитого художника Чжана Дацяня, ушла за $21,8 млн на гонконгских торгах Sotheby’s. Это одна из самых подделываемых картин в мире.

Лотос и утки-мандаринки

Картина «Лотос и утки-мандаринки». Ушла с молотка за $24,5 миллиона на аукционе Sotheby’s в Гонконге 2011 года.

Золотые рыбки

Рыбы часто упоминаются во многих преданиях и символизируют долголетие, достаток и гармонию. Кроме того золотые рыбки и карпы это символы процветания, исполнения желаний и успеха.

Орхидея

Этот нежный утонченных цветок является одним из благородных растений. Орхидея олицетворяет весну, честь, чистоту помыслов, благородство. И кроме того это символ женского начала и красоты.

орхидея в китайской живописи

Хризантема

Хризантема, так же, как и орхидея, одно из четырех благородных растений. Этот цветок украшает собой сады до поздней осени, как бы бросая вызов зиме, и символизирует бодрость духа, даря людям радость, красоту и хорошее настроение. Так же хризантема — это символ покоя и может представлять ученого-отшельника.

Хризантемы, расцветающие холодной осенью, не боятся непогоды и злых ветров. Удивительный пример силы и упорствакитайский поэт Юань Чжэнь

Китайские мастера живописи, поэзии и музыки посвящали этому цветку свои лучшие произведения. Из хризантемы приготавливают чай терпкий и ароматный, золотистое вино и даже лекарства.

Вино их жризантем это напиток, который умеет снимать печали и уводит от земных заботкитайский поэт Тао Юань-мин

Во время праздника «Середины осени» есть День хризантем вовремя, которого в Пекине, в парке Юаньминьюань проходит традиционная выставка хризантем, на которую приходят десятки тысяч людей.

Хризантема в китайской живописи

Пион

Пион — цветок императоров. Это символ богатства, изобилия, почести и карьерного роста. Так же пион это человеческая красота, романтика, страсть, любовь.

Пион

Креветка

Изображения креветки означает счастье, удачу, а так же такое качество как умение общаться с людьми. Еще креветка это благоприятный символ для бизнеса.

Великий китайский художник Ци Байши очень любил рисовать креветок — не экзотических морских, а обычных речных, которых обычно называют «креветками с длинными лапками». Он целыми днями пристально наблюдал жизнь этих ракообразных в речках, озерах и прудах пекинских парков, старался уловить своеобразие их движений, изменение цвета в разной воде, взаимосвязь друг с другом.

Уже в преклонном возрасте Ци Байши сказал: «Я рисую креветок уже несколько десятилетий и только сейчас начинаю немного понимать их характер».

Известный китайский писатель Лао Шэ сказал: «На картинах Ци Байши движения креветок в воде переданы так, что кажется, будто они живые».

Креветки, Ци Байши

Креветки, Ци Байши

Лошадь

Умные, сильные, верные, храбрые животные — лошади всегда были замечательными помощниками человеку и в труде, и в бою. В древнем Китае была почитаема, она символизировала скорость, силу, напор, стремительность, уверенность. Лошадь это знак процветания, достижение задуманного.

Карьер, Николай МишуковКарьер, Николай Мишуков

Магнолия

Магнолия очень красивое дерево, это украшение любого сада. Цветы этого дерева расцветают, когда листья еще не появились. Магнолия это символ красоты, женственности, очарования и нежности.

Персик

Персик был окультурен человеком в самые древние времена. Достоверно не известна родина этого растения, но многие ученые полагают, что это Китай. Китайцы верят, что в садах богов растут эти золотые плоды и дают им длинную жизнь. В склепе последней китайской императрицы Цы Си есть даже нефритовые персики.

В живописи персик означает долголетие.

Нарцисс

Нарцисс в доме приносит удачу. В китайской живописи это символ чистоты и женской преданности.

Ива

Ива широко распространена в Китае, ее широко используют в медицине, промышленности и сельском хозяйстве. В одной китайской легенде милосердная богиня Гуаньинь держит в руках кувшин с веткой ивы изгоняя демонов.

Дерево издавна служило вдохновением для поэтов, писателей и художников.  В китайской живописи ива воспринимается как символ женственности. Так же ива знаменует весну и прохладу в полуденный зной.

Гранат

Воспринимается как многочисленное потомство, «множество сыновей под одной крышей».

Глициния

На работах китайских мастеров можно часто увидеть сюжеты с глицинией. Это древовидное вьющееся растение, со светло-лиловыми или белыми кистями, расцветает весной и украшает сады и улицы в течении всего лета. В китайской живописи символизирует этапы жизни.

Гибискус

Родиной гибискуса принято считать Китай. Цветы этого красивого, неприхотливого цветка похожи на волшебных бабочек. Гибискус удивляет широким диапазоном форм и размеров, а так же большой палитрой красок.

Кроме своих декоративных качеств, гибискус имеет целебные свойства. Из цветков гибискуса приготавливают напиток Каркаде.

В китайской живописи Гибискус символизирует удачу в карьерном росте.

Хурма

Это вечно зеленое дерево или кустарник. Деревья доживают до пятисот лет. Китайцы традиционно рисуют особый сорт, который состоит как будто из двух половинок. Одним из любимых сюжетов китайских мастеров — хурма припорошенная снегом. Хурма это символ радости, удачи во всех делах и пожелание успешного завершения задуманного (По китайски слово «хурма» созвучно слову «дело»).

Тыква горлянка

Молодые плоды этого растения можно употреблять в пищу, старые испокон веков использовали в качестве сосуда для питьевой воды и пищи, а так же для изготовления музыкальных инструментов.

Тыква горлянка используется как талисман, оберегающий и поддерживающий здоровье, накапливающий в себе положительную энергию, обеспечивающий хорошее настроение и привлечения финансового благополучия.

В китайской живописи это символ здоровья, процветания и магической силы.

Капуста

Королева среди овощей символизирует благосостояние.

Воробей

Воробьи умные, бойкие и плодовитые птички. Они благополучно живут рядом с человеком даже шумных мегаполисах. Мы настолько к ним привыкли, что даже не замечаем их.

Воробей это вестник, несущий благие новости. Это символ согласия, а так же мужского начала.

Карп

Известна легенда, где карп проплыл против течения, достиг врат дракона, чтобы стать драконом. Поэтому карп стал символизировать упорство и настойчивость. Так же изображение карпа символизирует удачу, военную славу, счастье, долголетие и отгоняет злых духов.

Пара карпов это символ гармонии в семейных отношениях, счастливый брак.

Карп в китайской живописи

Феникс

Феникс широко используется в качестве женского символа и счастливого супружества. Феникс часто изображается рядом с драконом, это символы императора и императрицы. Это символ совершенства и благодеяния, мира и процветания. Феникс рядом с Драконом это значит в семье мир да любовь.

Павлин

Павлины являются родственниками обычных кур, но при этом они одни из самых уникальных и красивых птиц в природе. На полотнах павлин символизирует изящество, достоинство, бессмертие, величие, неподкупность, гордость, красота и благородство. Пара павлинов — успех в делах.

Тигр

В древнем Китае поголовье тигров было велико, они встречались повсеместно, и считался царем зверей. Огромное количество метафор содержат в себе качества хищника. Тигр это честь, бесстрашие, символ настоящего солдата, защитник от злых духов. Тигр был символом воинской доблести.

Среди военных изображение тигра служило знаком отличия. В древние времена тигров, для устрашения врагов, изображали на щитах, и воины надевали тигриные шкуры с хвостами.

В легендах Бог в виде тигра частенько спускался на землю.

Петух

В Китае петух олицетворяет мужское начало, смелость, благожелательность, достоинство и верность. Петух вестник зари, солнца и духовного возрождения. Своим громким пением эта птица созывает Богов и заявляет о своей силе.

В Китае Петух считается птицей солнца и поэтому изображения красного Петуха является талисманом против огня.

Знаменитый китайский художник Сюй Бэйхун, известный как основатель современной китайской живописи, накануне революции создал  свою знаменитую картину: «Петух приветствует утро». Он вложил в нее глубокий смысл. Петух на долгие годы стал в Китае символом революции, символом перемен.

По восточному гороскопу знак Петуха стоит десятым.

Орел

Эта могучая птица символ Солнца, власти, воителя, а так же символ смелости, мощи, скорости и проницательности. Орел, сидящий на сосне символ долголетия, одинокий орел на скале символ борца.

Ласточка

Эти маленькие быстрые птички большую часть своей жизни проводят в воздухе. На лету они едят, пьют, спариваются и даже спят. В Китае считается, что если ласточка свила свое гнездо под крышей дома, то ждет обитателей этого дома процветание и удача. В живописи изображение ласточки символизирует приход весны.

Дикий гусь

Так как дикие гуси мигрируют на Юг, то есть летят за солнцем, они ассоциируются со светлым началом Ян. В Гохуа пара гусей это символ брака и не удивительно, ведь гуси формируют пару на всю жизнь. Парящие дикие гуси в небе символизируют тоску по родным местам. А еще гуси это символ долгожданных вестей. И даже на современном почтовом гербе Китая можно увидеть стилизованную фигурку гуся.

Сорока

В Китае считается, что увидеть или даже услышать сороку это хорошее предзнаменование и начатое дело обернется удачей. Гнезда сорок возле дома тоже к удачи. В живописи сорок тоже символ удачи, доброго предзнаменования и хороших, добрых новостей.

Так же пара сорок это весть о скорой свадьбе. И в наши дни на свадебных открытках можно увидеть изображение сорок. Если сорока на ветке сливы — это символ двойной радости.

Пчела

Маленькие неутомимые труженики, приносящие людям пользу, на холсте это символ трудолюбия, усердия, бережливости, тяжелого труда.

Изображение пчелы может быть намеком на повышение по службе, если еще присутствует обезьяна, солидное повышение.

Пион в окружении пчел символизирует влюбленную девушку.

Бабочка

Бабочки на картине это символы лета или осени, изобилия. Так же они символизируют семейное счастье, женскую красоту, радость, удачу, свет. Две бабочки на картине это намек на счастливую семейную пару, любовь и гармонию.

Цикада

Эти крылатые насекомые, способные издавать громкие, мелодичные звуки, являются символами молодости и счастья.

Сверчок

Мелодичное стрекотание любимца детских сказок — символ домашнего очага, уюта и покоя. Сверчки более голосисты, чем кузнечики, и репертуар у них богаче. Интересно то, что поют только самцы. Самки петь не умеют.

В китайской живописи сверчок символизирует лето, храбрость и боевой дух.

Дракон

Дракон мифическое животное, он один из самых почитаемых персонажей в Китае. В китайской культуре дракон символизирует доброе начало ян и стихию воды. Ведь китайские поверья говорят, что драконы обитают в реках и морях, но могут взлетать в небеса и может летать без крыльев.

Дракон это глава всех водных существ. Есть даже ежегодный праздник драконьих лодок.

Дракон это символ императора. «Живой дракон» это было одно из титулов императора, а императорский трон назывался драконьим престолом.

Изображения дракона символизирует выносливость, силу, мужество, великодушие. А так же это символ бдительности и безопасности.

Буйвол

Крупные, сильные, со смелым нравом эти дикие быки являются символом трудолюбия, надежности и храбрости.

Летучая мышь

Единственные млекопитающие, на Земле умеющие летать — летучие мыши имели множество названий: волшебная мышь, летающая мышь, небесная мышь и даже ночная ласточка.

В отличие от большинства стран, где к летучим мышам относятся с отвращением, в Китае летучая мышь это символ долголетия, удачи и счастья. Да и звучание названия этого животного похоже на слово удача.

Голубь

Символ мира и спокойствия.

dveimperii.ru

История китайской живописи - Китай - Статьи

История китайской живописи

История возникновения китайской живописи насчитывает более шести тысячелетий и относится к тому периоду, когда предки современных китайцев украшали керамические изделия. В качестве орнамента они изображали людей, рыб, животных и растения.

О древних образцах китайской живописи мы можем узнать лишь из археологических раскопок. К изобразительному искусству более позднего времени относятся различные погребальные сосуды и изделия. Следующим этапом развития китайской живописи стали рисунки, выполненные на шелке и бумаге. До наших дней дошло несколько образцов таких рисунков.

Во времена династии Цинь и Хань развивается фресковая живопись. Ее применяли при захоронениях, а также в храмах и дворцах. С развитием буддизма в период с 3 по 6 век развивается храмовая живопись, например, изображения Будды в горных пещерах. Пожалуй, самыми известными пещерами до сих пор являются Дуньхуанские пещеры Могао (敦煌莫高窟).

Одним из самых выдающихся художников эпохи Шести династий был Гу Кайчжи – 顾恺之 (344-406). Он писал светскую живопись. Две его известные картины «Фея реки Ло» и «Прославленные женщины древности» представляют собой длинные горизонтальные свитки, разделенные на несколько фрагментов. Предполагалось, что картину нужно было смотреть на ходу, то есть проходить от ее начала в конец и медленно рассматривать сюжет, изображенный на свитке. Гу Кайчжи также считается основоположником «гохуа» (дословно «национальная живопись»). Именно он выдвинул принцип «настроение через форму», смысл которого заключается в том, что хорошая картина – это та картина, которая передает «душу». А для того, чтобы точно передать «душу», надо очень четко нарисовать глаза. 

китайская живопись Гу Кайчжи

Следующим важным этапом развития живописи в Китае в то время были эпохи Суй, Тан, Пяти династий и Сун.

В это время происходит формирование основных школ живописи. Среди известных художников можно назвать Чжан Цзыцяня – (展子虔) из эпохи Суй, Ли Сысюнь (李思训), У Даоцзы (吴道子). В эпоху Тан в отдельный жанр выделяется портрет. Известна картина Янь Либэня (7 в.) «Властелины древних династий», в которой он изобразил на длинном горизонтальном свитке 13 правителей, которые были во главе Китая с начала династии Хань и до конца 6 века. В это же время появляются изображения придворных сцен.

В период пяти династий стоит отметить выдающегося художника пейзажной живописи – Фань Куаня (范宽). Кстати, его работы «Горы, покрытые снегом» и «Путешествующие вдоль горного потока» сохранились до наших дней.

Известным художником эпохи Сун является Гу Хунчжун (顾闳中).

В эпоху династии Юань можно выделить художников Ван Мэна 王蒙, Хуан Гунвана 黄公望 и Ни Цзана 倪瓒.

В эпоху династий Мин и Цин появляется большое количество художественных школ и жанров.

Тематически китайскую живопись можно разделить на три вида: портреты, пейзажи и изображения цветов и птиц. Раньше всего появились портреты, но затем все большую популярность получили пейзажи (山水画).

Древняя китайская живопись сильно отличалась от европейской живописи. В Европе широко использовались возможности цвета, теней, а в Китае живописцы создавали удивительные картины игрой линий. Главное, что отличает китайскую живопись от европейской – это стремление передать «дух картины», или, как говорят китайцы «с помощью формы выразить настроение».

Из художников 19-20 века следует особо выделить Ци Байши (齐白石). Одна из самых известных его картин – «Креветки», а также художника Сюй Бэйхуна (徐悲鸿). Сюй Бэйхун творил по приципам Гу Кайчжи, поэтому люди считают, что лошади на его картине "奔马" выглядят более реалистично, чем настоящие лошади.

китайская живопись - Ци Байши

Ци Байши - "Креветки"

китайская живопись - Сюй Бэйхун

Сюй Бэйхун - "奔马"

Годы культурной революции нанесли живописи Китая непоправимый ущерб. Единственное, что разрешалось – это политический плакат, и то посвященный одной единственной теме – культурной революции. После культурной революции происходит возрождение китайской живописи.

studychinese.ru

Цена российских картин в Китае за 15 лет упала в 5 раз

По словам украинской художницы, 15 лет живущей в Пекине, и помогающей продавать в Китае картины российских художников, в настоящее время в Китае популярен реализм. Цены на картины молодых популярных художников могут варьировать от 5000 до 15.000 долларов США за картину, в то время, как классики современного искуства раскупаются за 70.000-100.000 долларов. 

Стоимость картин российских художников в Китае за последние 15 лет в среднем упала в пять раз, заявила в интервью Sputnik художница из Киева (Украина) Елена Лю (莲娜•刘).

«Сейчас в Китае хорошая картина российского художника стоит 20 тыс юаней, в то время, как 15 лет назад, картины из России продавали и по 100 тыс юаней. Китайский рынок насыщен, из России привезли много картин», считает она.

Елена Лю (Яременко) приехала в Пекин из Украины в 2004 году. Помимо занятия творчеством и участия в различных выставках в Китае и за рубежом, она также помогает российским художникам продавать их картины на китайском рынке.

По словам художницы, за последние 15 лет, количество покупателей картин российских художников в Китае увеличилось в 3 раза. В связи с этим увеличилось и количество мероприятий по продажам российской живописи. Российские картины участвуют теперь во всех арт-ярмарках. Российские художники стали чаще привозить в Китай на продажу свои картины. Также, в разных городах Китая открылись музеи-галереи российского искусства, где можно купить картины. Это, например, картинная галерея российских картин в «деревне художников» в Сунчжуане (Пекин) (北京宋庄画家村) , или Китайско-российская галерея искусств (中俄美术馆) в Харбине.

Кроме того, благодаря упрощению визового режима с РФ, китайцы стали чаще покупать картины в России. В связи с этим спрос на российские картины в Китае начал падать.

«Картины, которые в Новосибирске стоят по 200-300 долларов, в Китае перекупщики их продают по 1000-2000 долларов. Покупатели начинают понимать, что они переплачивают», добавила эксперт.

 «Изменился и вкус покупателей. 15 лет назад это были коллекционеры, или любители искусства, которые в основном интересовались советским искусством, портретами и пейзажами. Нынешние покупатели – это в основном китайцы, которым по 30-40 лет. Они побывали за рубежом, и знакомы с современным искусством. Их интересует реализм, кубизм, или импрессионизм. И покупают они картины для того, скорее чтобы украсить интерьеры своих домов, а не для коллекции», считает она. 

По словам эксперта спрос на картины российских художников в Китае можно условно разделить на три категории. Во-первых, это картины «классиков реализма», таких как Андрей Мыльников, или братья Ткачевы). Во-вторых, это картины, написанные профессорами российских Академий художеств, а также выдающимися художниками, состоящими в Союзе художников России, или в других организациях. В-третьих, это картины, написанные молодыми российскими художниками.

«Китайские покупатели изучают биографию художника. Чем больше у художника регалий, чем выше его статус, тем выше цена на его картину», поясняет она.

Среди молодых художников, которые в последнее время популярны в Китае, эксперт назвала таких молодых художников, как Станислав Брусилов, Полина Лучанова и Игорь Миров.

«В целом в Китае по-прежнему в моде тренд на реализм, потому что такие картины легко воспринимаются покупателями. И китайцы до сих пор предпочитают покупать картины, написанные маслом. Акварели продаются редко. Это странно. В отличие от картин маслом, которые можно переписывать несколько раз, акварелью надо писать четко, и ничего исправить нельзя», добавляет Елена Лю.

По оценкам экспертов, работы российских художников молодого поколения на китайском рынке оцениваются от 5000 до 15000 долларов за картину. Между тем, картины классиков современного искусства, таких как Андрей Мыльников, могут стоить по 70.000 – 100.000 долларов. 

Елена Лю, Китай, рынок искусства, российские художники, живопись, реализм

biang.ru

Реализм. Картины китайского художника Tian Haibo

Tian HaiboTian Haibo

     Когда я зашел в городе Харбине в книжный магазин, то в разделе литературы для художников на меня снизошло удивление. Нашим русским художникам такое обилие тематической литературы может только сниться. Там было очень много нужных начинающему художнику книг. Это и исторические книги, и пособия по технической стороне искусств, и сборники тысяч всевозможных картинок для дизайнеров, иллюстраторов, и многое-многое прочее. По приезду домой я решил поискать в сети китайских художников. И не удивился их количеству. Китай ныне не только лишь в экономике растет, но и в культуру вкладывается. Существует немало фестивалей искусств, на которые приглашаются мастера художеств из других стран. Как китайцы не стесняются перенимать технологический инженерный опыт в производстве, еще боле они не стесняются брать элементы искусств из других культур. Это касается и живописи, и графики, и скульптуры…

Художник Tian Haibo. Картина FROLICKING IN THE WATER II. 90х120 холст масло

     Ну да ладно. Хочу выложить работы понравившегося мне китайского художника Tian Haibo. Родился он в 1962 году в населенном пункте Zibo, что в провинции Shandong.

       В 1988 году учился в Академии искусств, что в провинции Shandong.

Художник Tian Haibo. Картина SUMMER III. 97х130 холст масло

 

Hudozhnik-Tian-Haibo.-Kartina-FROLICKING-IN-THE-WATER-VIII.-60h80-holst-masloХудожник Tian Haibo. Картина FROLICKING IN THE WATER VIII. 60х80 холст масло

 

Hudozhnik-Tian-Haibo.-Kartina-A-PEACEFUL-DAY.-65h80-holst-masloХудожник Tian Haibo. Картина A PEACEFUL DAY. 65х80 холст масло

 

Художник Tian Haibo. Картина BLOSSOMING. 97х130 холст масло

 

Hudozhnik-Tian-Haibo.-Kartina-AUTUMN.-70h80-holst-masloХудожник Tian Haibo. Картина AUTUMN. 70х80 холст масло

 

Hudozhnik-Tian-Haibo.-Kartina-DINNER-TIME.-60h80-holst-masloХудожник Tian Haibo. Картина DINNER TIME. 60х80 холст масло

 

Hudozhnik-Tian-Haibo.-Kartina-FROLICKING-IN-THE-WATER-IX.-70h90-holst-masloХудожник Tian Haibo. Картина FROLICKING IN THE WATER IX. 70х90 холст масло

 

Hudozhnik-Tian-Haibo.-Kartina-EVENING.-60h80-holst-masloХудожник Tian Haibo. Картина EVENING. 60х80 холст масло

 

Hudozhnik-Tian-Haibo.-Kartina-SPRING-APPROACHING.-80h64-holst-masloХудожник Tian Haibo. Картина SPRING APPROACHING. 80х64 холст масло

 

Художник Tian Haibo. Картина GOLDEN AUTUMN. 75х100 холст масло

 

Художник Tian Haibo. Картина JIANGNAN FAMILY. 96х110 холст масло

 

Художник Tian Haibo. Картина A SUNNY WINTER DAY. 80х100 холст масло

 

Hudozhnik-Tian-Haibo.-Kartina-GOLDEN-AUTUMN.-60h80-holst-masloХудожник Tian Haibo. Картина GOLDEN AUTUMN. 60х80 холст масло

 

Художник Tian Haibo. Картина FROLICING IN THE WATER. 96х110 холст масло

      Далее можно было расписать почти страницу о его вставках и наградах, но мы опустим эту информацию. Пусть картины говорят сами за себя. Хоть я просмотрел всего лишь фотографии картин, но даже от них получил хороши импульс к своим художественным изысканиям. Очень хорошие работы, сочные, светлые, живые. Кажется, что художник любит места, которые пишет… Какое-то особое настроение возникает при просмотре… умиротворение… рыбки в воде порадовали, лотосы, солнечный свет… А более всего автору удалась вода в некоторых работах…Молодец Tian Haibo… Буду периодически отслеживать его творчество…

Художник Tian Haibo. Картина LOTUS. 120х200 холст масло

 

Художник Tian Haibo. Картина AUTUMN WARMTH. 110х220 холст масло

 

Hudozhnik-Tian-Haibo.-Kartina-MORNING.-110h96-holst-masloХудожник Tian Haibo. Картина MORNING. 110х96 холст масло

 

Художник Tian Haibo. Картина DRIZZLING. 96х110 холст масло

 

Художник Tian Haibo. Картина RED CARPS. 100х100 холст масло

 

Художник Tian Haibo. Картина PURITY. 90х120 холст масло

 

Hudozhnik-Tian-Haibo.-Kartina-CARPS.-80h60-holst-masloХудожник Tian Haibo. Картина CARPS. 80х60 холст масло

 

Художник Tian Haibo. Картина PURITY II . 80х150 холст масло

 

Художник Tian Haibo. Картина SPRING I . 110х220 холст масло

 

Художник Tian Haibo. Картина FLOWER CREEK. 97х130 холст масло

 

Hudozhnik-Tian-Haibo.-Kartina-DAYBREAK.-110h80-holst-masloХудожник Tian Haibo. Картина DAYBREAK. 110х80 холст масло

 

Художник Tian Haibo. Картина SUNSET. 75х100 холст масло

        Обязательно посмотрите замечательнейшие оригинальные работы другого китайского художника Wang Yiguang. В картинах своеобразно передан прочувствованный автором дух Тибета. На большинстве полотен изображены парящие девушки и громные яки…

       И в окончание поста можете посмотреть слайд-шоу с картинами художника Tian Haibo.

Другие материалы из этой категории:

usenkomaxim.ru

Китайская живопись — WiKi

Китайская живопись, как вид изобразительного искусства, и одна из немногих живых восточных традиций живописи, зародилась в древнем Китае, и непрерывно эволюционирует со времен неолита и до сегодняшнего дня.

Зарождение китайской живописи

Относительно времени зарождения этого искусства существуют разночтения. Сама традиция приписывает создание китайской живописи четырём отцам основателям: Гу Кайчжи (кит. 顧愷之) (344—406 гг.), Лу Таньвэй (кит. 陆探微 сер. V века), Чжан Сэнъяо (ок. 500 — ок. 550 гг.) и У Даоцзы (кит. 吴道子, 680—740 гг.), живших с IV-го по VIII века нашей эры.

  Дама с драконом и фениксом   Картина, найденная археологами в 1972—1974 годах в могилах на фамильном кладбище Мавандуй.

Однако в результате археологических исследований, сегодняшние учёные отодвигают рождение китайской живописи на 1000 лет раньше, в эпоху сражающихся царств Чжань Го

Второй известный представитель «живописи интеллектуалов», известный пейзажист Го Си в своём трактате «О живописи», считает картину своеобразным психологическим портретом автора, подчеркивая высокий смысл личности и благородства художника. Художник особо выделяет необходимость совершенства личности мастера. Другим важным аспектом произведения живописи он считает поэтичность, приводя принадлежащую неизвестному автору фразу: «Поэзия — это лишенная формы живопись; живопись — это обретшая форму поэзия».

Начиная со времён художника Ван Вэя (VIII век) многие «художники-интеллектуалы» отдают предпочтение монохромной живописи тушью, над цветами, считая что: «Средь путей живописца тушь простая выше всего. Он раскроет суть природы, он закончит деяние творца».

Именно в этот период зарождаются основные жанры китайской живописи:

  • Жанр живописи растений, в частности живопись бамбука. Основателем живописи бамбука стал Вэнь Тун.
  • Живопись цветов и птиц.
  • Горные пейзажи (山水, shan shui, то есть «горы и воды»).
  • Анималистический жанр (翎毛. ling mao. то есть «пернатые и пушистые»).
  • Жанр портрета.

В эпоху Тан и Сун создаются самые известные произведения китайской живописи. Появляются мастера:

Начиная со времён зарождения китайской живописи на шёлке и бумаге в V веке н. э. множество авторов предпринимают попытки теоретизации живописи. Первым среди всех, пожалуй, был Гу Кайчжи, с подачи которого были сформулированы шесть законов — «люфа»:

  • Шэньцы — одухотворённость,
  • Тяньцюй — естественность,
  • Гоуту — композиция живописного произведения,
  • Гусян — постоянная основа, то есть структура произведения,
  • Мосе — следование традиции, памятникам древности,
  • Юнби — высокая техника письма тушью и кистью.

Они составят идейный костяк, вокруг которого китайская живопись будет развиваться последующие столетия.

Китайская живопись после эпохи Сун

  Чжао Мэнфу, «Человек с лошадью на ветру»
  Ни Цзань, «Деревья и долины горы»   Жэнь Жэньфа, «Ястреб схвативший воробья»

Периоды правлений династий Тан и Сун считаются временем наивысшего расцвета китайской культуры. Это же можно сказать и о китайской живописи. На протяжении последующих династий Юань, Мин и Цин художники ориентировались на образцы именно Сунского периода. При Сунском императоре Хуэй Цзуне (1082—1135) китайская культура достигла апогея и начала клониться к упадку. В 1127 году войска северных варваров Чжурчжэней осадили и захватили Кайфэн, — столицу Китая и крупнейший город на земле в то время. В плен попал и сам император — художник. Это событие ознаменовало начало эпохи северных варварских завоеваний в истории Китая. Через 150 лет после Чжурчжэньского завоевания настала эра Монгольских завоевателей. С 1271 по 1368 в Китае правила монгольская династия Юань. В 1368 к власти в Китае приходит последняя в истории китайская (Ханьская) династия Мин.

В отличие от художников Тан и Сун, живописцы последующих эпох не стремились к созданию новых стилей, а наоборот, всячески подражали стилям ушедших эпох. И часто делали это на очень хорошем уровне, как художники времён монгольской династии Юань, последовавшей за эпохой Сун.

Среди художников эпохи Юань особо стоит отметить супругов Чжао Мэнфу и Гуань Даошэн. Это был союз двух выдающихся художников, при этом супруга Чжао Мэнфу, Гуань Даошэн, жившая в 1262—1319 была одной из первых известных истории женщин художниц. Чжао Юн, родившийся от брака Чжао Мэнфу и Гуань Даошэн, также стал одним из выдающихся китайских художников. Монгольскую династию Юань сменила эпоха Мин. Среди многочисленных художников эпохи Мин выделяют четверых художников: Шэнь Чжоу, Вэнь Чжэнмина, Тан Иня и Цю Ина. Они вошли в историю под названием «уской четверки».

В целом художники Минской эпохи ориентировались на образцы эпохи Сун, как это делал крупнейший мастер эпохи Мин Вэнь Чжэнми́н (1470—1559). Но были и нововведения. Большой импульс развития получила живопись фигур. Ярким представителем Минской художественной традиции можно считать самобытного художника Цю Ина (ок. 1475 — ок. 1552 гг). Он писал сразу в нескольких жанрах и прославился и как великий пейзажист и как блестящий представитель живописи фигур. Цю Ин писал также в жанре эротической живописи, часто изображая не только обнажённую натуру, но и сам половой акт. Эротическая живопись была одним из достижений художников эпохи Мин.

Ещё один известный художник эпохи Мин — Тан Инь (1470—1524) также прославился и как великий пейзажист и как корифей живописи фигур. В эпоху Мин развивался и анималистический жанр, великим мастером в изображении обезьян был император Чжу Чжаньцзи (1398—1435). Династия Мин правила Китаем тогда же, когда в Европе расцветала эпоха возрождения. Интересно отметить, что на разных концах Евразии синхронно и независимо друг от друга возник интерес к изображению человеческого тела и в том числе обнажённой натуры.

В 1644 Династия Мин пала. Китай вновь завоёван варварами-маньчжурами, правившими поднебесной вплоть до Синхайской революции 1911 года.

И хотя вновь пришедшие завоеватели вскоре после завоевания «самокитаизировались» и соблюдали конфуцианские порядки, каждое последующее нашествие порождало новый раскол в обществе, отразившийся, в том числе и на развитии живописи. Со времён монгольского завоевания в XIII века, начинает развиваться «провинциальная» живопись художников, не желавших вступать на службу императорскому двору завоевателей. Первым известным художником-отшельником стал Ни Цзань (1301—1374). Он принадлежал к знатному роду, но, не пожелав вступать на службу монголов и передав большую часть своего имущества даосскому монастырю, он провёл остаток жизни в скитаниях. Его примеру последовали и многие другие художники эпохи Юань, такие как Хуан Гунван, У Чжэнь и Ван Мэн.

Похожая ситуация повторилась ещё раз, спустя 400 лет после монгольского завоевания, когда Китай оказался под властью новых завоевателей Маньчжуров, провозгласивших начало династии Цин. Внутриполитическая обстановка «смутного» периода смены династии Мин маньчжурской династией Цин вызвала крутой перелом в жизни и творчестве китайских художников. Чтобы выразить своё неприятие маньчжурского господства и сохранить верность Минам, многие деятели культуры категорически отказались сотрудничать с новоявленными правителями. Когда же оказалось, что господство Цин установилось прочно и надолго, немало художников впало в уныние, кое-кто принял постриг и заточил себя в монастыре. Так поступили художники Хун Жэнь, Кунь Цань, Чжу Да и Юань Цзи, вошедшие в историю как «четыре монаха».

При этом некоторые из художников-отшельников выбирали в качестве обители не только традиционные для Китая буддийскую или даосскую «религию», но и католицизм. Так художник и поэт У Ли (1631—1718) стал самым первым католическим епископом-китайцем.

Впрочем, множество талантливых художников-ханьцев (китайцев) продолжали служить при дворе Чжурчжэней и Монголов или Маньчжуров. Так, во времена монгольской империи Юань при дворе прославилась семья художников во главе с Чжао Мэнфу, а при династии Цин расцвела пышным цветом живопись в городе Янчжоу, где работали и трудились десятки тысяч художников, наиболее известными из них были художники, составившие так называемую «восьмерку янчжоуских оригиналов».

В течение царствования династии Цин была написана одна из основополагающих теоретических книг по китайской живописи «Цзецзыюань хуачжуань» 芥子園畫傳 (Слово о живописи из сада «горчичное зерно»).

Китайская живопись XVIII—XX веков. Эпоха перемен

  Джузеппе Кастильоне   Сюй Бэйхун, «Галопирущий конь»
  Ци Байши, «Осенняя цикада на цветках лапины»   Чжао Ши, «Стрекозы на цветках бамии». 1929 г.

XVI—XVII века обернулись для Китая эпохой больших перемен и не только из-за маньчжурского завоевания. С началом колониальной эры Китай начинает всё сильнее подвергаться культурному влиянию европейцев. Отражением этого факта стала трансформация китайской живописи. Одним из интереснейших китайских художников эпохи Цин считается Джузеппе Кастильоне (1688—1766), итальянский монах-иезуит, миссионер и придворный художник и архитектор в Китае. Именно этот человек стал первым художником, совместившим китайские и европейские традиции в своём рисунке.

Своими работами, а также уроками живописи, Кастильоне продемонстрировал особенности европейской техники рисования, требовавшей соблюдения законов перспективы и светотени, он ознакомил китайцев с таким жанрами европейского изобразительного искусства как масляная живопись и медная гравюра, благодаря ему во дворце китайского императора получили распространение плафонная живопись и натюрморт. Начиная со времён Кастильоне и вплоть до наших дней живопись маслом, а так западный стиль живописи, приобретают в Китае всё большую популярность.

XIX и XX века стали для Китая большим испытанием на прочность. Китай вступил в эпоху перемен, невиданного доселе масштаба. В течение XIX века Китай проиграл 2 опиумные войны европейским колонизаторам и подвергся значительному разорению со стороны европейцев. В 1894—1895 Китай проигрывает войну Японии и оказывается разделён между европейскими колониальными империями (в том числе и Россией), США и Японией на зоны влияния.

На рубеже XIX—XX веков Маньчжурская династия Цин окончательно себя дискредитирует, подавив национальное китайское восстание, направленное против европейского влияния (Боксёрское восстание), при помощи солдат европейских и японской армий. Вскоре Китай оказывается ареной битвы колонизаторов: Японии и России и вновь подвергается разорению. Следствием всех этих событий стала Синхайская революция 1911 года, приведшая к падению империи и провозглашению Республики. В след за синхайской революцией последовал полувековой политический хаос, отягощённый новой войной с Японией (вторая Мировая война), приведшей к новым невероятным разрушениям. В след за разрушениями времён мировой войны последовала культурная революция Мао Цзэдуна.

Все эти события не могли не оказать влияние на культурную жизнь Китая и на китайскую живопись в частности. Среди китайской интеллигенции росло число западников. В XIX веке провинциальный город Шанхай, становится центром торговли с европейскими государствами. Вскоре Шанхай стал одним из крупнейших торговых портов Китая. После этого сюда устремляются многие китайские художники, желающие заработать и изучить европейские традиции живописи. Так родилась Шанхайская школа живописи, ныне — самая известная.

Падение империи также стало одним из важнейших событий в истории китайской живописи. Ранее императорский двор был одним из самых главных источников заказов на картины, и когда императора не стало, множество художников осталось без работы. Кроме того, как отмечалось выше, до революций XX века большинство китайских художников принадлежали к кругу придворной знати, а после этих событий живопись окончательно «ушла в массы». Из-за больших социальных потрясений многие линии художников были прерваны: с началом XX века в китайской живописи начался период «100 школ», для которого характерен порой радикальный отход от традиций и невероятная жанровая импровизация. И всё это происходило на фоне усиления влияния европейских художественных традиций в китайской живописи. Так известнейшие китайские художники XX века Сюй Бэйхун (1895—1953) и Линь Фэнмянь (1900—1991) обучались в Европе.

Однако, самой яркой личностью в китайской живописи XX века был Ци Байши (1864—1957), совместивший две несовместимые ранее для китайского художника черты биографии, он был приверженец «живописи интеллектуалов» и одновременно — выходец из бедной крестьянской семьи[источник не указан 234 дня]. Ци Байши также получил широкое признание на западе, в 1955 году он был удостоен международной премии Мира.

Ци Байши прошел путь от простого столяра до живописца с мировым именем. Внешне его картины продолжали традиции художников-интеллектуалов, так, например, в них сочетались живопись, каллиграфия, поэзия и граверное мастерство, однако в то же время в них явно чувствуется самобытность и оригинальность автора, жизнь которого сложилась так не похоже на жизнь обычного интеллигента. Долго прожив в деревне, Ци Байши с удовольствием писал деревенские пейзажи, овощи, плоды, насекомых, рыб. Сегодня, китайская живопись переживает новый период трансформации. После открытия Китая западному миру в конце XX века, в Европе Америке и России растёт интерес к китайской живописи, и в наши дни, среди мастеров китайской живописи появляется всё больше европейцев, русских и американцев.

Живопись и каллиграфия

Важнейшая особенность китайской изобразительной традиции — неразрывное единство живописи, графики и каллиграфии — искусства красивого написания иероглифов. Кистями и тушью на бумаге или шелке поэты пишут стихи, а художники — картины. В живописи и графике предпочтение отдается линии. Она способна соединять и разъединять, быть связующей нитью и границей. Особенно большое значение в китайской графике имела кривая линия — знак круговорота Великого пути. До появления бумаги надписи делали на узких бамбуковых пластинках, что во многом объясняет особенность написания китайских иероглифов сверху вниз. В VII—XIII вв. живопись завоевала ведущее место среди других видов искусства. Художники расписывали стены храмов и дворцов. На картинах великих мастеров можно увидеть традиционные объекты: благоухающую орхидею, вечнозеленые сосны и кипарисы, несокрушимые скалы, воплощение жизненной силы — бамбук, животных, птиц и др. Китайская живопись основана на тонком соотношении нежных минеральных красок, гармонирующих между собой. Передний план обычно отделялся от заднего группой скал или деревьев, с которыми соотносились все части пейзажа. Композиционный строй картины и особенности перспективы были рассчитаны на то, чтобы человек ощущал себя не центром мироздания, а малой его частью. С древнейших времен в Китае существовала живопись на шелке. Художники создавали миниатюрные живописные композиции на веерах, экранах и ширмах, писали на многометровых свитках сцены городской и дворцовой жизни, пейзажи. Сюжетами служили мифы о героях — предках, чудесных птицах и загробном мире. В творчестве Ци Байши, одного из наиболее известных китайских художников, жившего на рубеже XIX—XX вв., отразились классические традиции и экспериментальные поиски. Он копировал образцы классической живописи и каллиграфии и при этом много работал с натуры в поисках собственных, неповторимых средств выразительности. Первая тушечница и палочка туши, обе старые и потрескавшиеся, были подарены юному Ци Байши его дедом. Затем он купил ему кисть и немного копировальной бумаги. С этого времени начались годы упорного труда и путь к славе. Особенную популярность принесли художнику картины, выполненные в жанре «цветы — птицы». Он любил изображать пионы, лотосы, цветы дикой сливы, вьюнки травы и т. п. Особое пристрастие питал художник к водным обитателям: рыбы, креветки, крабы, лягушки ценились мастером как объекты чрезвычайной художественной выразительности. Ци Байши не переставал удивляться красоте мира, сочности, свежести и яркости плодов граната, персиков, винограда, ягод вишни, которые писал виртуозно.

Живопись и служение государству

Интересно, что большинство великих китайских художников эпох Тан, Сун Юань и Мин совмещали свои занятия искусством и службу государству. Почти каждый выдающийся художник, каллиграф и поэт был также и уважаемым чиновником.

Притом, часто великие художники служили на совсем не связанных с творчеством должностях. Ван Вэй, о котором было сказано выше, занимал должность секретаря гражданской палаты, а затем секретаря императорского двора в империи Тан.

Два самых известных художника эпохи Юань были также и выдающимися администраторами. Жэнь Жэньфа занимал пост заместителя главного инспектора ирригационных сооружений, а государственные посты Чжао Мэнфу включали должность губернатора провинций Чжэцзян, Цзянси и главы Академии Ханьлинь.

Вообще надо сказать, что в Китае испокон веков к живописи и каллиграфии культивируется крайне почтенное отношение. Престиж живописи был настолько велик, что многие императоры не только интересовались живописью, но и были отличными художниками, как например Сунский император Хуэй Цзун (1082—1135), или император династии Мин — Чжу Чжаньцзи (1398—1435).

Китайская живопись маслом

Сегодня многие китайские художники предпочитают европейские масло и холст, взамен традиционных туши, акварельных красок и тонкой бамбуковой и рисовой бумаги. Начало китайской живописи маслом положил итальянский монах иезуит Д. Кастильоне.

Суми-э

Живопись Суми-э является японской разновидностью китайской живописи. Изначально Суми-э, как и Се-и была монохромной и писалась лишь при помощи туши, но со временем японские художники начали писать и цветными минеральными красками. Большой импульс развития живопись Суми-э получила не только в Японии но и в других странах мира, в частности в США и России. В Москве сегодня существует школа живописи Суми-э, поддерживаемая посольством Японии.

Жанры китайской живописи

Среди жанров китайской живописи выделяют следующие[5]:

Символизм в китайской живописи

Для китайской живописи также характерен крайне изящный язык образов. Часто изображая что-либо, китайский художник закладывает в рисунок определённый подтекст. Некоторые образы встречаются особо часто, например четыре благородных растения: орхидея, бамбук, хризантема, слива мэйхуа. Кроме этого каждое из этих растений соотносится с определённым качеством характера. Орхидея нежна и утончена, ассоциируется с нежностью ранней весны. Бамбук — символ непреклонного характера, настоящего мужа высоких моральных качеств (Сюнь-цзы). Хризантема — прекрасна, целомудренна и скромна, воплощение торжества осени. Цветущая дикая слива мэйхуа ассоциируется с чистотой помыслов и стойкостью к невзгодам судьбы. В растительных сюжетах встречается и другая символика: так, рисуя цветок лотоса, художник рассказывает о человеке, который сохранил чистоту помыслов и мудрость, живя в потоке бытовых проблем.

Инструменты традиционной китайской живописи

Для написания традиционных китайских картин применяют ограниченный набор средств, так называемые «четыре сокровища» художника: китайская кисть, краска, тушечница для растирания туши и минеральных красок, бумага.

Примечания

Литература

  • «Слово о живописи из сада с Горчичное Зерно» — М.: Наука, 1969.
  • Самосюк К. «Го Си». — М.: Искусство, 1978.
  • Открытое китайское искусство. Каталог выставки. СПб., 2007. ISBN 978-5-9501-0121-2
  • Пострелова Т. А. «Академия живописи в Китае в X—XIII вв.» — М.: Наука, 1976.
  • Виноградова Н. А. «Китайская пейзажная живопись». — М.: Изобразительное искусство, 1972.
  • Го Жо Сюй «Записки о живописи: что видел и слышал». — М.: Наука, 1978.
  • Завадская Е. В. «Эстетические проблемы живописи старого Китая». — М.: Искусство, 1975.
  • «Three Thousand Years of Chinese Painting». Yale University Press, 1997.
  • «Китайские трактаты о портрете». — Л.: Аврора, 1971.
  • Fong, Wen (1973). Sung and Yuan paintings. New York: The Metropolitan Museum of Art. ISBN 0870990845.
  • Liu , Shi-yee (2007). Straddling East and West: Lin Yutang, a modern literatus: the Lin Yutang family collection of Chinese painting and calligraphy. New York: The Metropolitan Museum of Art. ISBN 9781588392701.

Ссылки

ru-wiki.org