Пауль Клее: музыка, написанная кистью|. Клее картины


Пауль Клее. Мастер, рисующий музыку и другие миры

Клее статично-динамичная градация фрагмент

“Линия – это точка, которая пошла погулять”. Пауль Клее

Пауль Клее (1879-1940 гг.) родился в Берне (Швейцария). В семье преподавателя музыки. Он был музыкально одарён. Играл на скрипке.

В молодости иногда играл в оркестре, чтобы немного заработать. Но решил в музыке карьеру не делать. Считая, что на этом поприще уже Моцарт и Бах достигли вершины. А вот в живописи ещё есть, куда двигаться.

Вот такое взрослое решение ещё совсем юного человека. Как вы понимаете, родители прочили ему музыкальную карьеру. Но Клее настоял на своём. В 23 года он уехал учиться в Германию, Мюнхен.

Ранние работы Клее

Сначала он сосредоточился на технике офорта. Мрачных, гротескных. В духе Капричос Гойи.

Чего только стоит один из известных его офортов. С таким громоздким, но оригинальным названием “Встреча двух людей, каждый из которых убеждён в более высоком положении другого”.

Клее встреча двух людей

Пауль Клее. Встреча двух людей, каждый из которых убеждён в более высоком положении другого. 1903 г. YouTube.com

Благодаря увлечению офортами он изобрёл свою собственную технику – гравюру иглой по стеклу. “Портрет эмоциональной дамы” как раз создан в этой технике.

Клее портрет эмоциональной дамы

Пауль Клее. Портрет эмоциональной леди. 1906 г. Стекло. 24х16 см. Центр Пауля Клее в Берне, Швейцария. Artinvestment.ru

Как Клее стал тем Клее, которого мы знаем

Клее не остановился на полученном в Мюнхене образовании. Он упорно занимался и самообразованием. Так как считал, что “художник должен быть и поэтом, и философом, и натуралистом”.

Такими универсалами были художники Эпохи Возрождения. Которые помимо живописи, ещё и на музыкальных инструментах играли, и трактаты писали.

Таковым стал и Клее. Он был и музыкантом, и художником, и писателем. Его дневник, который он вёл всю жизнь, сделал его самым изучаемым художником 20 века. Он же признан самым образованным из своих коллег.

В 27 лет он женится на немецкой пианистке и переезжает вновь в Мюнхен. Его жена будет его единственной женщиной на всю жизнь. При этом их семья была необычна. Она работала, а он сидел дома. Занимался живописью, но его работы ещё не покупали.

Даже когда родился их сын Феликс, жена продолжала работать. Слава настигнет его лишь к 40 годам. До тех пор – материально он зависим от жены. Но это не мешало им быть счастливыми в браке.

В 32 года Клее знакомится с передовыми художниками: Кандинским, Мондрианом. Он находит среди них понимание. Ведь он так же, как и они хочет перенести на бумагу или холст внутреннюю сущность мира. Закрыв глаза на внешнюю оболочку.

Поездка в Тунис окончательно сформировала Клее, как выдающегося колориста. Отныне цвет для него – главное. Сам Клее говорил: «Писать – значит лишь одно: помещать нужный цвет в нужное место».

Клее статично-динамичная градация

Пауль Клее. Статично-динамичная градация, 1923 г. Акварель, чернила, бумага. 26х38 см. Музей Метрополитен в Нью-Йорке. Abstractcritical.com

С этих пор он стал тем Паулем Клее, которого мы знаем. Тем, кто был убежден: смысл искусства не показывать видимое, а делать невидимое видимым.

Когда вы смотрете в окно, вы видите видимое. Но если вы смените фокус и посмотрите на стекло, только что видимое станет туманным, почти неразличимым. И возможно вне фокуса вы “увидите” нечто другое.

Вот эти миры “вне фокуса” и стремился показать нам Клее. Но с условием, что мы будем включать свою фантазию. Чтобы разглядеть что-то предназначенное лично нам.

Разнообразный Клее

Клее был очень многогранен. Иногда он создавал новый мир, который живет по своим законам. Это было полное отсутствие изобразительности.

Клее шаг

Пауль Клее. Шаг. 1914 г. Холст, масло, карандаш. Центр Пауля Клее в Берне, Швейцария. Arts-museum.ru

Когда смотришь на картину “Шаг”, кажется, что Клее абстракционист.

Но нет. Иногда предметы и объекты реального мира появлялись в его работах. Но лишь, чтобы быть частью другого мира.

Клее до краев

Пауль Клее. До краев. 1930 г. Бумага, акварель, перо. Городской музей в Базеле, Швейцария. Community.artauthority.net

За счёт таких картин сюрреалисты назвали Клее одним из своих основоположников.

Но у Клее есть и другие работы. За которые уже примитивисты приняли его за своего.

Клее новый ангел

Пауль Клее. Новый Ангел. 1920 г. Акварель, тушь, цветные мелки. Музей Израиля, Иерусалим. Artchive.ru

На самом деле Клее не принадлежал ни одному направлению модернизма. Часто его работы сложно подогнать под конкретное направление.

Клее три цветка

Пауль Клее. Три цветка. 1920 г. Центр Пауля Клее в Берне, Швейцария. Buro247.ru

В беспредметное он уходит редко. Чаще на его картинах мы видим узнаваемые образы. Просто из натуры он убирает все лишнее. “Экономит”, сокращает. Оставляет только главное.

А ещё добавляет музыку. Каждый его цвет – это нота. Полотно – мелодия.

Как сказал поэт Рильке, если бы он не знал, что Клее играет на скрипке, он об этом бы догадался. Настолько живопись художника музыкальна.

Клее ягненок

Пауль Клее. Ягнёнок. 1920 г. 31х41 см. Масло, чернила, картон. Штеделевский художественный музей, Франкфурт-на-Майне, Германия. Staedelmuseum.de

1920 год. Признание

В 20-х годах к Клее приходит слава. Тогда же его приглашают преподавать в Баухаус*. Здесь он воодушевлено внушает ученикам, что лишь духовное и интуитивное важно в искусстве.

Здесь же он преподаёт искусство работы со стеклом. В том числе по созданию витражей. Часть его картин на самом деле похожи на витражи.

Клее парк

Пауль Клее. Парк. 1938 г. Газетная бумага, мешковина, масло. 100х70 см. Центр Пауля Клее в Берне, Швейцария. Abstractcritical.com

Его коллеги вспоминали, что мастерская Клее напоминала лабораторию алхимика. В ней стояло несколько мольбертов. Художник мог часами сидеть в углу с трубкой и медитировать. Потом резко встать и нанести пару выверенных линий или мазков.

Все его работы были заранее продуманы. А исполнение отличалось тщательностью, почти ювелирностью.

Клее был восхищён работоспособностью Ван Гога, который писал по одной картине в 1-2 дня. И также стремился работать, ни дня без линии. В результате он оставил огромное наследие. Более 10000 работ.

Изгнание

1933 год. К власти приходят нацисты. Они вынуждают многих авангардистов покинуть Германию. Единственно верным признается псевдоклассическое искусство. Что-то типа того.

Вернер Пайнер

Картина Вернера Пайнера 1935 года. Germanartgallery.de

Как вы понимаете, создателю “Нового Ангела” и “Статично-динамичной градации” мало что хорошего предвещало будущее в стране с такими идеалами.

Он уехал в Берн. В город, где он родился. Подал документы на гражданство. Получил отказ.

Со второй попытки гражданство ему дали. Правда получил его слишком поздно. Через несколько дней после смерти.

Да, швейцарцы и тогда долго давали гражданство. Когда в 2005 году в Берне построили Центр Пауля Клее, мэр города сказал, что это единственная возможность публично принести извинения великому мастеру.

Умер Клее в 61 год. Последний год жизни умирал от мучительной болезни. Когда каждое движение – это сильнейшая боль. Провёл этот год в постели. И за это время создал 1200 работ. Ни дня без линии. Вот одна из последних его картин.

Клее странствующий цирк

Пауль Клее. Странствующий цирк. 1940 г. 64х40 см. Литография. Художественный музей в Сан-Паулу, Бразилия. Expressionists.ru

Пауль Клее в России

Я нашла только одну работу Клее, хранящуюся в России. В Пушкинском музее. Это рисунок-эскиз к куколке.

Клее куколка

Пауль Клее. Куколка. 1920 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина, г. Москва. Buro247.ru

Клее сам смастерил десятки кукол для домашнего театра своего сына Феликса. Когда он вырос, то вспоминал детство, как время, наполненное волшебством. А стал он … театральным режиссёром.

*Баухаус – легендарная школа строительства и дизайна. Облик архитектуры современных городов сформирован выпускниками этой школы.

О другом ярком представителе модернизма читайте в статье “Чёрный квадрат” Малевича. Почему это шедевр?”

Автор: Оксана Копенкина

Facebook

Twitter

Мой мир

Вконтакте

Одноклассники

Google+

Pinterest

Похожее

arts-dnevnik.ru

Художник недели: Пауль Клее

Работы выдающегося немецкого авангардиста, заклейменного представителя «дегенеративного искусства» оказали заметное влияние на мировое послевоенное искусство, включая наших «шестидесятников»

Творчество Пауля Клее с равным основанием относят к главным художественным течениям XX века — экспрессионизму, кубизму, сюрреализму, абстракционизму, а имя его по праву занимает место среди первых мастеров беспредметного искусства — рядом с Кандинским, Малевичем, Мондрианом и Делоне, не уступая им в популярности. Сегодня Пауль Клее — один из самых востребованных художников. Например, выставка из 100 картин Клее в Дюссельдорфе, открытая 29 сентября 2012 года, стала столь популярной, что ее продлили до 21 апреля 2013 года. А в начале февраля к ней добавилась выставка «Клее и Явленский» в Бернском Центре Пауля Клее.

Пауль Клее родился в Мюнхенбукзее, близ Берна, 18 декабря 1879 года. Считается, что цветные карандаши дала трехлетнему Паулю его бабушка, заботившаяся о развитии творческих способностей ребенка. Клее обожал рисовать с детства, и не забывал бумагу и карандаши, когда отец — учитель музыки — брал его с собой в путешествия.

Сын музыкантов, он играл на виолончели и скрипке, был поклонником Баха и Моцарта. Литературные пристрастия — Гофман и Эдгар По; в своих философских стремлениях был близок Герману Гессе.

Закончив школу, Пауль Клее отправился в Мюнхен — изучать живопись. В девятнадцать лет он уже учился в Мюнхенской академии у художника Хайнриха Книрра, а осенью 1900 года его приняли в академический класс Франца фон Штука, который, надо сказать, не оказал большого влияния на него как на художника. В 1901 году Клее совершил длительную поездку в Италию, однако под влияние Ренессанса тоже не попал.

Затем на несколько лет он вернулся в Швейцарию, к родителям, в Берн. Все это время он зарабатывал на жизнь игрой в оркестре и статьями по искусству, продолжая заниматься самообразованием. Так, в Берне у него появилось новое увлечение — гравюры, и он изобрел оригинальную технику рисования иглой по стеклу.

15 сентября 1906 года Клее женился на Лили Штумпф (их знакомство состоялось еще в 1899 году в Берне, будущая жена была пианисткой и педагогом) и через две недели переехал в Мюнхен. В том же году он впервые выставил свои офорты, однако его работами на стекле никто особо не интересовался.

Первая персональная выставка рисунков, офортов и акварелей Пауля Клее открылась в Берне в 1910 году, интерес к ней был тоже слабым, и это очень расстраивало художника. В том же году Клее написал свою первую картину маслом. Известно, что работать с масляными красками ему было поначалу трудно, он делал многочисленные эскизы, но результаты его не удовлетворяли.

Ему было за 30, когда он познакомился с Василием Кандинским. В 1911 году Клее стал членом группы «Синий всадник», творческого объединения представителей экспрессионизма, целью которого было достичь равноправия всех форм искусства. В этот период у Клее успешнее всего получались акварели, и именно с акварелями он участвовал во второй выставке объединения в 1912 году.

Позже он познакомился с Делоне, Пикассо и Браком, в творчестве каждого из них обрел побудительные мотивы для продолжения собственных поисков. Так, увлеченный опытами Делоне, он в 1913 году перевел на немецкий язык и опубликовал в журнале «Штурм» его эссе «О цвете». А в 1914 году, одним из первых, Клее зафиксировал акт художественного автоматизма (с закрытыми глазами провел черту, стараясь передать то, что видел мысленным взором) — прием, к которому сюрреалисты придут только через несколько десятилетий. Вообще 1914-й — переломный год в жизни художника: его знания, наблюдения, жизненный опыт, долгие дружеские беседы с Кандинским и Францем Марком, наконец, его приезд в Париж — все сошлось: Пауль Клее начал ощущать доверие к собственной колористике. «Это смысл счастливой минуты: я и цвет едины. Я — художник», — записал он в своем парижском дневникe.

Клее пережил Первую мировую войну и трудное возвращение к мирной жизни. Он ушел в армию в 1916 году, через несколько дней после того, как его друг Франц Марк погиб в бою. До своей демобилизации в 1919-м он занимался в основном канцелярской работой и не прекращал писать картины. Позже Клее считал, что ужасы войны способствуют развитию абстракции, а покой мирной жизни — фигуративности. В начале 1920-х он экспериментировал с формой и абстракцией, жанрами и тематикой, обращаясь в какой-то момент даже к сюрреализму.

В 1920 году Клее принял предложение Вальтера Гропиуса сотрудничать с Баухаусом (Баухаус — Высшая школа строительства и художественного конструирования. При своем создании она объединила в себе веймарскую Высшую школу изобразительных искусств и училище прикладного искусства и должна была содействовать всем изобразительным искусствам. Неотъемлемой частью творческого процесса здесь считались ремесленные навыки. Вальтер Гропиус был первым директором этого заведения. То же название носили и художественное объединение, возникшее в рамках этого заведения, и соответствующее направление в архитектуре Германии и Австрии 1920–30-х годов) и с 1921 года в течение 10 лет был профессором учебного и научного центра в Веймаре и затем в Дессау.

К тем же 1920-м годам относятся первые эксперименты, выходящие за рамки двухмерного искусства. Он экспериментировал с формой и техникой — создавал куклы с мотивами ready-made (техника изобразительного искусства, при которой автор представляет в качестве своего произведения некоторый объект или текст, созданный не им самим и не с художественными целями) на манер Дюшана.

В 1929–1933 годах Клее преподавал в Академии художеств в Дюссельдорфе. Под давлением пришедших к власти в 1933-м национал-социалистов ему пришлось уволиться; он навсегда уехал из Германии в Швейцарию, в Берн.

В 1937 году картины Клее были включены в состав печально знаменитой выставки «Дегенеративное искусство» в Мюнхене. Они экспонировались рядом с произведениями Марка Шагала, Василия Кандинского, Эль Лисицкого, Алексея Явленского и еще 29 представителей авангардного искусства, работавших на территории Германии (подробнее о выставке см. на форуме AI и здесь). Искусство всех этих мастеров, в том числе и смертельно больного Клее (в 1935-м он заболел склеродермией), было объявлено «дегенеративным», многие картины уничтожены.

29 июня 1940 года 60-летний художник умер в Муральто, близ Локарно. За свою жизнь он создал около 3500 живописных и графических работ, три тома сочинений и дневник.

Высокий зрительский интерес к творчеству Пауля Клее, пожалуй, сопоставим с тем вниманием, которое проявляют к нему коллекционеры и инвесторы. Работы Клее — непременные участники всех крупнейших аукционов искусства первой половины XX века, его работы продаются много и дорого. И надо сказать, что в отличие от произведений многих других не менее именитых художников работы Клее не сильно упали в цене вследствие кризиса 2008 года. Рекордная для его живописи цена была заплачена 21 июня 2011 года — холст «Танцовщица» (1932) ушел с торгов более чем за 6 000 000 долларов, да и остальные дорогие работы относятся к 2008–2010 годам. Причем интерес к творчеству художника среди коллекционеров — это не мода последних лет, а десятилетиями продолжающийся процесс; достаточно сказать, что рекордная для художника цена на графическую работу — 3 736 978 долларов за работу «Певица Л. в роли Фьордилиджи, 1923-39», была достигнута в ходе торгов Sotheby’s в Лондоне 28 ноября 1989 года.

Нередко работы Пауля Клее уходят с торгов со значительным (иногда на порядок) превышением эстимейта. Именно так были проданы, в частности, многие его самые дорогие работы — например, масло «Сад» (1932) подорожало с 600 тысяч евро почти до 4 миллионов в ходе торгов Christie’s в июне 2009 года. А годом раньше на том же Christie’s акварель «Святое место» взлетела с 600 000 долларов нижней границы эстимейта до без малого трех миллионов окончательной цены.

Интересно, что дороже всего инвесторами ценятся работы маслом (кстати, довольно редко выставляемые на торги: за последние 20 лет зафиксировано 184 лота живописных работ художника против 1037 лотов графики), написанные художником в 1930-х годах, тогда как зрителей привлекает, судя по составам последних экспозиций, скорее более раннее творчество художника.

Мария Кузнецова, AI

Источник: zpk.org, nashagazeta.ch, kunstsammlung.de, Михаил Герман. Модернизм. Искусство первой половины XX века (М., 2008), artinvestment.ru

artinvestment.ru

Пауль Клее: музыка, написанная кистью

В жизни Пауля Клее музыка играла такую же важную роль, как цвета и краски. Композитором Клее не стал только потому, что искренне считал: своего апогея музыка достигла в творчестве Моцарта и Баха. А вот в живописи осталось еще много неизведанных путей. По одному из них и решил пойти Клее – и стал великим художником-авангардистом.

Клее – поэт и музыкант?

Согласно легенде, цветные карандаши дала трехлетнему Паулю его бабушка, заботившаяся о развитии творческих способностей ребенка. Клее обожал рисовать с детства, и не забывал бумагу и карандаши, когда отец – учитель музыки – брал его с собой в путешествия. Если Клее не рисовал, он играл на скрипке или писал стихи. Творчество было для него удовольствием, радостной встречей с искусством. Тем более что учеба в бернской гимназии казалось мальчику скучным и совершенно ненужным занятием. В своем дневнике Клее запишет: «Я чувствовал себя мучеником, я любил заниматься только тем, что было запрещено, – писать и рисовать…»

Родители-музыканты хотели, чтобы Пауль стал виолончелистом, но у молодого человека были другие планы. Закончив школу, он отправляется в Мюнхен изучать живопись. Именно в Мюнхене Клее знакомится со своей будущей женой Лили Штумпф, пианисткой, и музыка занимает еще более важное место в его жизни. Совершив путешествие по Италии, Клее на несколько лет возвращается к родителям в Берн. Все это время он зарабатывает на жизнь игрой в оркестре и статьями по искусству, продолжая заниматься самообразованием. Так, у художника появляется новое увлечение – гравюры, и он изобретает оригинальную технику рисования иглой по стеклу.

Клее выбрал живопись не потому, что предпочитал ее музыке. Он был блестящим исполнителем произведений, написанных другими, но в себе самом не чувствовал силы сочинять симфонии. Тем более что все лучшее в музыке уже было создано Бахом и Моцартом, считал художник. К современным музыкальным экспериментам Клее относился скептически. В живописи же оставалось еще много не свершенного. Выбирая живопись, Клее выбирал свободу, выбирал свой собственный неповторимый путь. Но именно музыка помогла ему найти этот путь. Став художником, Клее цветами и формами он выразил то, чего не смог бы выразить с помощью нот и звуков. Его картины – симфонии, написанные красками.  

Цвета и звуки музыки

«Цвета не играют одноголосных партий…  скорее они образуют трехголосные аккорды». Клее часто говорил о цветовых полифониях, аккордах и партитурах, сложенных из чистых цветов. Сравнение музыкальных тональностей с цветовыми гаммами и оттенков звучания с оттенками цветовой палитры было не столько красивой метафорой, сколько принципом работы художника. Клее интересовали тоновые возможности цветов, особенно красного, коричневого и зеленого, и спектр чистых цветов, их способность гармонировать и контрастировать друг с другом – так же, как сочетания звуков могут создавать гармонии или контрасты. Клее много путешествует, посещает выставки авангардистов, открывает для себя Ван-Гога, Сезанна и Матисса, знакомится с художниками группы «Голубой всадник» - Василием Кандинским, Августом Маке, Францем Марком, с которыми его свяжут общие взгляды на искусство и крепкая дружба. Клее близки были размышления Кандинского о языке форм и цветов. Тем более что Кандинский, как и Клее, проводил параллели между музыкой и живописью. В своем эссе «О духовном в искусстве» он сравнивал цвета с музыкальными инструментами: например, голубой цвет, в зависимости от степени интенсивности, может звучать как флейта, как виолончель или как контрабас... Интересовали Клее и теории французского художника Робера Делоне о свете и цветовом спектре. Но все теории Клее интерпретировал по-своему, он создавал собственную философию живописи, в центре которой были цветовые ритмы, энергия цвета и динамика форм.

Путешествие в Тунис в 1914 году открывает Клее новые невероятные возможности цвета. Под ярким южным солнцем краски кажутся чище и сочнее. Впечатленный художник пишет более 30 акварелей и создает множество зарисовок. С тех пор цвет становится для Клее самым выразительным и важным художественным средством, а цветовые гармонии и контрасты -  самоценным сюжетом картин: "Цвет овладел мной, мне незачем гоняться за ним. Это осенило меня в счастливую минуту: я и цвет - едины. Я - художник". В 1928 году Клее снова отправится на юг, на этот раз – в Египет. Арабское искусство, в частности, архитектура и орнамент, вдохновило Клее на создание его собственной «живописной архитектуры», повлияв на геометрическую структуру рисунка и цветовую гамму. Клее создает абстрактные композиции из цветных прямоугольников или превращает пейзаж тунисского города в «ковер» геометрических форм.Другим открытием стала письменность - арабская каллиграфия, египетские иероглифы и шумерская клинопись. По аналогии с арабской письменностью, Клее придумывает символический алфавит: графические знаки становятся абстрактным «языком живописи». Художник создает картины с загадочным содержанием и такими же безграничными возможностями интерпретации, как музыкальные произведения.

Если Клее неудержимо влечет к изобразительному искусству, музыка и поэзия остаются для него источником вдохновения, частью его души, как и природа Швейцарии. Если он избирает Германию своей культурной родиной, то Швейцария остается родиной духовной, домом, в который всегда можно вернуться.

Клее и Швейцария

И Клее возвращается. Время от времени. Один или с семьей – женой Лили и сыном Феликсом. Кажется, что в Берне у родителей ему удается расслабиться и отдохнуть, почерпнуть вдохновение в свежем горном воздухе и безмятежных пейзажах. Клее обожает длинные прогулки пешком, возможно, они напоминают ему путешествия с отцом, совершенные в детстве.

Природа так же таинственна и полна символами, как музыка. К тому же, наблюдательного художника завораживают магические пропорции форм, особенно листьев и лишайников. Он создает абстрактные пейзажи с геометрическими фигурками и схематичными стрелочками, «символизирующими» загадки природы и бытия.Клее можно считать швейцарцем по духу - по любви к горам и озерам. Ведь официально швейцарское гражданство художник получил только… через неделю после смерти. Хотя родился и умер в Швейцарии.

На самом деле, родина отца художника - Германия, а его мать только наполовину швейцарка. Родители Клее постоянно жили в Швейцарии, но никогда не просили гражданства. Клее же большую часть жизни провел в Германии – сначала в Мюнхене, затем в Веймаре и Дессау, где работал и преподавал для Баухауса, и, наконец, в Дюссельдорфе. Но в 1933 году к власти приходят фашисты. Клее объявлен представителем «дегенеративного искусства», как и другие художники-авангардисты, его картины изъяты из музеев, ему запрещают преподавать в Академии искусств в Дюссельдорфе… И тогда Швейцария становится единственным местом, где можно укрыться.

Но швейцарские власти с подозрением относятся к художнику из Германии. Первая попытка получить швейцарское гражданство, предпринятая Клее в 1934 году, заканчивается провалом: ему отказывают, сославшись на соглашение, по которому граждане Германии обязаны были безвыездно прожить в Швейцарии в течение пяти лет, для того чтобы получить швейцарское гражданство. Через пять лет, в 1939 году, Клее предпринимает вторую попытку. Власти тщательно изучают его «дело» и дают положительный ответ в 1940 году. Но Клее к тому времени уже не стало. Художник умер за неделю до того, как его признали гражданином Швейцарии – страны, которая была для него родным домом и истинной духовной родиной.

Ренцо Пиано и Пауль Клее

Открытие Центра Пауля Клее в Берне – «единственная возможность публичного покаяния перед художником и его семьей»,  сказал бывший мэр столицы Клаус Баумгартнер.

Строительство Центра поручили знаменитому итальянскому архитектору Ренцо Пиано. Пиано искал вдохновения в картинах Клее и бернских пейзажах и задумал «пейзажную скульптуру», которая бы органично вписалась в природный ландшафт. Так неподалеку от исторического центра Берна выросли три волнистых холма, блестящих на солнце в ясный день.

В концепции музея каждый из холмов символизирует ту или иную сторону в творчестве Пауля Клее. Центральный холм посвящен Клее - художнику и поэту. В нем находится самая большая коллекция произведений Клее  и постоянно проходят тематические выставки*. Северный холм отдан  Клее - музыканту и педагогу, здесь расположены огромный концертный зал и детский центр творчества Creaviva. Правда, организаторы уточняют, что просторные светлые ателье Creaviva предназначены для детей от «4 до 99» лет. В южном холме, в память о Клее-исследователе и теоретике искусства, находятся архивы и научный исследовательский центр.А прогулка от бернского вокзала до Центра станет увлекательным путешествием: на тематических табличках, оформленных фотографиями и репродукциями картин Клее, можно прочитать о жизни и творчестве художника и узнать о том, что связывало его с городом Берном.

*до 24 мая в музее проходит выставка "В поисках востока. от Беллини до Клее".

30 мая - 30 августа 2009г. - "Пауль Клее. Ковер воспоминаний". Выставка, посвященная теме Востока в творчестве Клее.

nashagazeta.ch

Современное Искусство :: Пауль Клее

Немецкий и швейцарский художник-авангардист, один из наиболее самобытных модернистов в истории западноевропейского искусства.

 

Детство и юность

Пауль Клее родился 18 декабря 1879 года в Мюнхенбухзее, небольшом городке близ Берна, Швейцария. Он происходил из музыкальной семьи: его отец был преподавателем музыки родом из Тюрингии, Германия; мать имела французские корни и была отменной вокалисткой, среди её предков также были педагоги. В возрасте семи лет мальчик стал учиться играть на скрипке. Его любимыми композиторами были Бах, Бетховен и Моцарт. Впоследствии Клее говорил, что всегда рисует «с музыкой в глазах». Страсть к изобразительным искусствам была также привита ему в детстве. Его первой учительницей стала родная бабушка. Начальное образование мальчик получил в гимназии с литературным уклоном.

В возрасте 19 лет Клее переехал в Мюнхен и стал брать частные уроки у Хайнриха Книрра. В 1900 году юноша поступил в Академию художеств в класс знаменитого художника-символиста Франца фон Штука. Одним из его сокурсников оказался Василий Кандинский. В Германии студент увлёкся творчеством Гойи, Блейка, Сезанна и Ван Гога.

В 1901-1902 гг. Клее совершил путешествие по Италии, где открыл для себя живопись эпохи Возрождения (в первую очередь Микеланджело). Находясь под впечатлением от итальянского классического искусства, художник сделал серию офортов и гравюр на цинке («Встреча двух людей. Каждый из которых убеждён в более высоком положении другого», «Дева на дереве», «Инвенции», «Однокрылый герой»). Он также опробовал свои силы в витраже, но его работы не вызвали воодушевления у окружающих.

В 1906 году Клее женился на пианистке Лили Штумпф. Через год у них родился сын Феликс. Супруги осели в пригороде Мюнхена. Лили давала уроки фортепиано, а Пауль занимался иллюстрированием журналов и музицировал. Малоизвестен тот факт, что он писал музыку ради собственного удовольствия и даже иногда давал концерты. Живописец считал, что музыка достигла вершины в XVII столетии, композиторы XIX века и современники его не слишком интересовали.

По возвращении в Берн в 1910 году Клее устроил скромную персональную выставку, на которой продемонстрировал довольно мрачные акварели, офорты и рисунки, явно носящие печать немецкого романтизма и символизма. Выставка прошла незамеченной, что чрезвычайно расстроило художника.

 

Приход в живопись

Клее начал писать маслом лишь в возрасте 30 лет. Новая техника давалась с трудом: у него было недостаточно опыта, и приходилось делать множество эскизов, что, впрочем, не уберегало от неудачи.

В 1911 году Клее сдружился с Василием Кандинским, Францем Марком, Августом Макке и Жаном Арпом и присоединился к основанному ими обществе «Синий всадник» («Der Blauer Reiter»). 17 декабря того же года в галерее Танхаузер прошла их первая групповая выставка, однако Клее в ней не участвовал. Зато он представил 17 графических работ на последующей в марте 1912 выставке в Галерее Гольц под названием «Schwarz-Weiß» («Чёрное-Белое»).

В 1912 году Клее оказался в Париже, где открыл для себя французский кубизм – Пикассо, Брака, Делоне. На него также оказал значительное влияние примитивизм Руссо и фовизм Мориса Вламинка. В кубизме Клее привлекала манера работы с цветом и светом, а также характерный динамизм композиций.

Весной 1914 года Клее вместе с Августом Макке и Луи Муалье отправились в Тунис. Местная архитектура, исламское искусство и североафриканская природа с их ярким, но тонким колоритом вдохновили Клее – ещё никогда он не писал так много и так увлечённо. Примечательные работы того времени – «Кайруан» и «По мотиву Хаммамета». В своём личном дневнике художник написал: «Это смысл счастливой минуты: я и цвет едины. Я — художник». К слову, дневник он вёл в течение 20 лет – с 1898 по 1918 гг. Такое внушительное рукописное наследие сделало его одним из самых изучаемых художников XX столетия.

С началом Первой мировой войны художник был призван в армию. Годы с 1916 по 1918 он занимался канцелярской работой, находясь в резерве, вдали от боевых действий, и много времени посвящал творчеству. Фактически с живописью он не расставался. Клее был глубоко потрясён гибелью Макке и Марка и посвятил им серию литографий по дназванием «Смерть за идею» (1915).

К 1917 году Клее удалось завоевать признание критиков, и его работы стали хорошо продаваться.

 

Межвоенные годы: Клее-теоретик и Баухаус

После демобилизации Клее вернулся в Мюнхен, это случилось в 1919 году. Он подписал трёхлетний контракт с арт-дилером Гансом Гольцем, влиятельным владельцем собственной галереи. В 1920 году в Галерее Гольца открылась персональная выставка, в чью экспозицию вошло порядка 300 работ; примерно в то же время в Берлине была издана теоретическая работа Клее «Творческая исповедь». В этой книге художник изложил свои взгляды на искусство вообще и живопись в частности. С его точки зрения, целью изобразительного искусства является не воспроизводство видимого человеческому глазу, но воссоздание постигнутого. «В былое время люди рисовали вещи, которые можно было увидеть на земле. Вещи, на которые им приятно было смотреть. Сейчас, рисуя, мы воссоздаем несомненную реальность видимых вещей и, делая так, выражаем веру, что в отношении к миру в целом, видимое - только вырванный из него кусок, а другие истины - скрыты... Наша цель - обнаружить основополагающую идею среди случайного».

В 1920 году вышло в свет издание повести Вольтера «Кандид» с иллюстрациями Клее. В том же году он получил приглашение от Вальтера Гропиуса стать преподавателем в недавно основанной им Высшей школе строительства и художественного проектирования «Баухауз». Поначалу художник возглавил переплётную мастерскую. Когда переплётная машина сломалась, его перевели в мастерскую живописи по стеклу, однако техническая сторона мало привлекала художника. С января 1921 Клее вступил в должность преподавателя пропедевтики, а с 1928 он и Кандинский стали вести уроки живописи для особо отличившихся студентов.

Клее оказался выдающимся теоретиком искусства, и особенного внимания заслуживают его размышления о взаимосвязи музыки и цвета. В его случае синестезия была не просто увлечением, а сравнение оттенка и музыкального тона – не просто метафорой. Он исследовал возможность звуков и чистых тонов гармонировать и контрастировать, искал их соответствия. Его живопись стала настоящим эквивалентом ритмических и тональных музыкальных соотношений. В 1921 году поэт Райнер Мария Рильке написал, что даже если бы не знал, что Клее умеет играть на скрипке, он бы об этом догадался, глядя на его рисунки. «Приведение в созвучие архитектонической и поэтической живописи» и конструирование «спиритического цветосветового пространства» были архиважными задачами, которые ставил перед собой художник.

Цветовая теория Клее основывалась на движении. Его цветовой круг был разделён на шесть секторов, в нём был выделен треугольник с основными цветами и треугольник с так называемыми не-цветами (тот бишь ахроматическими цветами – чёрным и белым). Они образовывали «цветовую звезду», демонстрирующую два типа цветовых взаимоотношений: движение по кругу и по диаметрам.

Эстетическая платформа Клее сформировалась под влиянием трудов Вильгельма Воррингера об абстракции и вчувствовании, работ о психофизиологии и перцепции Эрнста Маха, теоретических статей членов группы «Синий всадник» – в особенности Кандинского и, разумеется, теорий других сотрудников Баухауса, в первую очередь теории Gesamtkunstwerk. Клее полагал, что мировоззрение и эстетика должны быть сплавлены воедино.

На разных этапах своей творческой биографии Клее обращался к различным, порой даже конкурирующим направлениям абстрактного искусства: экспрессионизму, кубизму, футуризму, сюрреализму. В то же время он является абсолютно самобытным художником со своими уникальными методами и узнаваемым стилем. Он использовал все доступные ему материалы и смешанную технику, экспериментировал с импасто (густое накладывание краски), аэрографией, аппликацией, тиснением, смешивал акварель и масло, акварель и чернила, масло и темперу. Писал на картоне, холсте, металле, различных тканях, обоях и даже газетных листах. В 1923 году вышла книга «Пути изучения природы», в которой Клее изложил теорию единства формообразования в природе и искусстве. Эту теорию он стремился подкрепить фактическим материалом, для чего проводил опыты. Он обобщил полученный материал в последующей работе – «Книге педагогических эскизов».

В 1923 году Клее вступил в «Голубую четвёрку», сообщество, в которое вошли также Кандинский, Лионель Файнингер и Алексей Явленский. В 1925 году группа провела ряд лекций в США и организовала выставку. Клее также принял участие в парижской выставке сюрреалистов и имел оглушительный успех. Стоит отметить, что с сюрреалистами у него было немного общего, однако его чрезвычайно вдохновляло исследуемое ими «автоматическое письмо». Клее уже давно экспериментировал с автоматизмом: известно, что ещё в 1914 году он нарисовал изображение с закрытыми глазами.

В 1928 году Клее посетил Египет, но он впечатлил его гораздо меньше, нежели Тунис.

В 1929 году вышла первая монография, посвящённая Клее, её автор, Уилл Громанн, был крупнейшим немецким арт-критиком своего времени, специализировавшимся на немецком экспрессионизме и абстрактном искусстве, за что получил прозвище «крёстный отец модернизма».

 

Бегство и кончина

В период с 1931 по 1933 гг. Клее преподавал в Дюссельдорфской художественной Академии. В это время он впервые обращается к технике пуантилизма в духе Жоржа Сёра и начинает работать в непривычном для себя большом формате. Знаковой работой того периода является картина «Ad Parnassum» (1932).

В 1933 году нацисты лишили его должности. В местной газете была опубликована заметка, в которой заявили: «…хотя он говорит всем, что является чистокровным арабом, на самом деле он типичный галисийский еврей». Квартира художника была обыскана гестаповцами, после чего его и уволили. Под занавес 1933 Клее был вынужден вернуться в Швейцарию. Он подал заявление на получение гражданства этой страны, но положительное решение было принято лишь спустя шесть дней после его смерти.

В 1934-35 гг. в Париже и Лондоне прошли персональные выставки, утвердившие значимость Клее на международной художественной сцене.

В 1935 году в Берне открылась значительная ретроспективная выставка Клее.

В 1937 году 17 полотен Клее оказались в экспозиции организованной нацистами выставке «Дегенеративное искусство». Его творчество было запрещено к демонстрации в галереях, 102 полотна были изъяты из коллекций различных музеев и конфискованы нацистами, всё это нанесло психике художника непоправимый урон. Клее тяжело заболел – врачи обнаружили у него склеродермию – однако не переставал заниматься живописью. В 1940 году в Цюрихе состоялась последняя прижизненная ретроспектива его работ. 29 июня 1940 года его не стало. Клее похоронили в Лугано, Швейцария. Несколько лет спустя урна с его прахом была перевезена на кладбище в Берне. На надгробной плите художника выгравировали его собственное высказывание о себе: «Посюсторонне меня не постичь. Ибо как раз пребываю средь мертвых и среди нерожденных. Несколько ближе к Вселенной, чем водится. И всё же недостаточно близко…».

Наследие Клее огромно и включает более 9000 работ (по другим данным – более 10 000), включая витражи, скульптуру и куклы-перчатки, которые он мастерил для своего сына. Он был чрезвычайно впечатлён историей Ван Гога, создавшего 70 произведений в течение последних 70 дней своей жизни, и неукоснительно следовал девизу «Nulla dies sine linea» («Ни дня без линии» / «Ни дня без строчки»).

Пауль Клее оказал основополагающее влияние как на изобразительное искусство, так и на музыку. Композитор Эдисон Денисов называл его своим самым любимым художником, поэт Арсений Тарковский посвятил ему стихотворение «Пауль Клее» (1957).

На родине художника, в Швейцарском Берне был открыт Центр Пауля Клее. В его честь был также назван выставочный центр в Берлине.

sovremennoe-iskusstvo.ru


Смотрите также