Крупнейшие коллекционеры и их коллекции – связь искусства и денег. Коллекционер картин


Самым богатым бизнесменом России признан коллекционер живописи

Леонид Михельсон, совладелец газовой компании «Новатек» и нефтехимической «Сибур», меценат и коллекционер, признан богатейшим бизнесменом в России в рейтинге Forbes 2016 года

В начале марта Forbes опубликовал мировой рейтинг миллиардеров 2016 года. В русской части рейтинга первое место занял Леонид Михельсон, состояние которого за год увеличилось на $2,7 млрд. и достигло $14,4 млрд. Этот результат позволил 60-летнему миллиардеру занять аккурат 60-е место в мировом рейтинге.

Вот какую справку о новом № 1 дает Forbes: «Леонид Михельсон — основной акционер крупнейшего независимого производителя газа в России “Новатэк” и нефтехимического холдинга “Сибур”. Также он владеет миноритарной долей в Промсвязьбанке. Партнер Михельсона по “Новатэку” и “Сибуру” — Геннадий Тимченко. Еще одним совладельцем нефтехимического холдинга является Кирилл Шамалов... Михельсон увлеченно коллекционирует предметы искусства и спонсирует выставки в России и США. Его отец был директором строительного треста Куйбышевтрубопроводстрой — крупнейшего в системе Министерства строительства нефтяной и газовой промышленности СССР».

Про деньги ясно, переходим к искусству.

Михельсон — основатель и президент Фонда V-A-C (английская аббревиатура «Виктория — искусство быть современным»), лицом которого является Тереза Мавика. Фонд, названный по имени дочери миллиардера, организует выставки современного искусства зарубежных и русских художников, выделяет гранты, показывает за рубежом в том числе и русских авторов. В списке выставочных проектов, связанных с V-A-C, из русских звездных имен фигурируют Анатолий Осмоловский, Арсений Жиляев, Андрей Монастырский.

В прессе Михельсон упоминается и как меценат. Он является членом Международного совета попечителей Тейт в Лондоне, входит в Cостав Попечительского совета Фонда развития Государственного Русского музея «Друзья Русского музея», а также попечительского совета Нового музея в Нью-Йорке. В интересах последнего в 2011 году он финансировал гигантскую инсталляцию бельгийского художника Картсена Хёллера для его ретроспективы. В России фонд принимал участие в организации ретроспективы Александры Экстер в Московском музее современного искусства, а также персоналки Андрея Монастырского.

Об истории и составе коллекции миллиардера известно гораздо меньше, чем о его достижениях в бизнесе. В 2000-е годы Михельсон собирал преимущественно русское искусство, русский импрессионизм. Наверняка делал интересные, но не публичные покупки на зарубежных «русских торгах». Но когда был создан Фонд V-A-C (то есть после 2009 года), коллекция Михельсона стала развиваться в новом ключе: перестала быть частным собранием, а стала коллекцией Фонда. В ней появились мировые первые имена послевоенного и современного искусства. Сейчас в коллекции фонда V-A-C есть работы Василия Кандинского, Наталии Гончаровой, Энди Уорхола, Виллема де Куннинга, Альберто Джакометти, Рудольфа Стингела, Герхарда Рихтера, Зигмара Польке, Бриджит Райли, фотографа Николая Бахарева и др. Фотографии некоторых работ можно посмотреть в фейсбуке Фонда по хэштэгу #‎vaccollection.

Увидеть эти вещи собственными глазами в Москве, в комфортных выставочных условиях можно будет лишь года через три. К этому времени Леонид Михельсон собирается достроить свой новый музей. Речь идет о центре современного искусства на месте огромной электростанции ГЭС-2 на Болотной площади, которую не так давно выкупил миллиардер. Проект центра современного искусства сделал Ренцо Пьяно, архитектор, который построил Центр Помпиду. Так что есть основания полагать, что к середине 2019 года коллекция нынешнего «русского форбса № 1» будет доступна для широкой публики.

Владимир Богданов, AI

Источники: forbes.ru, artinvestment.ru, v-a-c.ru, rusmuseum.ru, whitechapelgallery.org, artinvestment.ru

artinvestment.ru

Врачи - коллекционеры живописи

В качестве вступления приведу список некоторых Топ-коллекционеров:Мексиканец Карлос Слим Элу, лидер рейтинга самых богатых людей планеты от Forbes в 2010 и 2011 году. Бизнесмен отдает предпочтение работам мексиканских мастеров, любит искусство постмодернистов, Огюста Родена. Из РФ засветился Роман Абрамович, который собирает в основном картины знаменитых художников-модернистов. В его коллекции есть работы Альберто Джакометти, Фрэнсиса Бэкона, Лусиена Фрейда и многих других. Есть собиратели и в среде мировых звезд: актер Дэвид Боуи, композитор Эндрю Ллойд Уэббер, певец Элтон Джон.

Но сегодня расскажу о российских врачах - коллекционерах живописи. Коллекции имели и собирали: С.С. Боткин - сын С.П.Боткина, которому досталась часть коллекции от отца - Дмитрия Петровича; И.П. Павлов; И.И. Трояновский; П.И. Карпов и т.д.

С.С. Боткин. Объектом коллекционирования знаменитого врача-терапевта был рисунок русских художников. В экспозицию входили произведения XIX века, посвященные образу Петербурга и его пригородов; уникальные штудии натурщиков работы К.П.Брюллова, А.Е.Егорова и О.А.Кипренского; акварельные портреты, составлявшие ценнейшую часть собрания С.С.Боткина. Наиболее значительными образцами живописного и графического наследия представлены работы: П.А.Федотова, И.И.Шишкина, Ф.А.Васильева, И.Е.Репина, В.И.Сурикова; а также ведущих мастеров русского искусства начала ХХ века: В.А.Серов, М.А.Врубель, А.Н.Бенуа, К.А.Сомов, Л.С.Бакст и др.

Ну и для… Есть такой интересный момент. У дочери Крамского Софьи были известные поклонники - И.Репин, А. Бенуа и т.д. Но она любила и была помолвлена с С.С. Боткиным. Крамской на радостях написал великолепные парные и не парные портреты жениха (что слева) и невесты. Неожиданно для всех доктор влюбился в подругу своей невесты Александру Третьякову и женился на ней.

К слову. Основоположник коллекции Д.П. Боткин имел в своём собрании только десять русских картин, остальные – мастера западноевропейской живописи. Некоторые представлены ниже.

Перов Василий Григорьевич - «Учитель рисования», И. Н. Крамской - «Портрет С. С. Боткиной», Жером Жан-Леон - «Башибузук».

 

И.П. Павлов – этот был коллекционером по жизни, начиная с бабочек. Он довольно близко подружился с крупнейшим русскими художниками:  Н. Н. Дубовским, И.Е. Репиным, М.В. Нестеровым (слева работа Нестерова М.В. - И.П. Павлов). Но первым приобретением стал великолепный портрет пятилетнего старшего сына Владимира, написанный известным художником Н.А. Ярошенко. Собственно, коллекция Павлова долгое время не пополнялась. Только во время революции, когда некоторые коллекционеры стали продавать имевшиеся у них картины, Иван Петрович собрал превосходную подборку картин, которая в настоящее время частично представлена в «музее-квартире Павлова в Санкт-Петербурге, на Васильевском острове. В его коллекции были полотна Репина, Сурикова, Левитана, Виктора Васнецова, Семирадского, много передвижников - Лебедев, Маковский, Берггольц, Сергеев и другие. Хотя коллекция Павлова была сравнительно небольшая, но имела такие произведения, как картина Васнецова «Три богатыря», по которой он объяснял типы человеческого темперамента. Из своего общения с художниками Павлов сделал вывод, что у художников преобладает синтезирующий ум, а у учёных - анализирующий.

Картины из коллекции И.П. Павлова: Г.И. Семирадский - «Праздник роз» и  В.М. Васнецов - «Три богатыря».

 

П. И. Карпов (слева работа Врубеля - П.И. Карпов).  Профессор психоневрологии, действительный член Российской академии художественных наук (РАХН), один из первых коллекционеров и исследователей творчества душевнобольных. Человек разносторонних интересов, он безусловно, весьма неординарная фигура в истории отечественной психиатрии начала ХХ века. Его изыскания выходят за пределы узкопрофильных профессиональных рамок. В малоизученном поле маргинальной культуры исследования отечественного психиатра несколько неожиданно оказались в авангарде советского искусствоведения. Ниже смотрите ряд коллекционных рисунков из его книги «Творчество душевнобольных»:

 

И.И.Трояновский. Один из крупнейших коллекционеров, в т.ч. орхидей…   Врачебная практика сблизила его с В. Д. Поленовым, А. П. Чеховым, Ф. И. Шаляпиным, И. Э. Грабарём, Н. К. Метнером, С. В. Рахманиновым. Был лечащим врачом и близким другом В. А. Серова и И. И. Левитана; обоих лечил от тяжёлой болезни сердца. Под влиянием этого общения начал коллекционировать русскую живопись, преимущественно модернистского направления. Начало коллекции было положено в 1880-х гг. эскизом к картине Василия Поленова «Больная». В начале XX века в коллекции Трояновского насчитывалось более двухсот произведений живописи и графики Серова, Репина, Левитана, Врубеля, Коровина, Грабаря и менее известных художников. Ниже несколько известных картин из его коллекции.

Картины из коллекцииТрояновского: Е Е Лансере – «Ботик Петра I», В.А. Серов –«Стригуны на водопое», И.И. Левитан – «На севере»,

 

На сегодняшний день так же есть известные в своей среде врачи-коллекционеры, например: москвичи – педиатр Ждановский, хирург Владимир Бураковский, Михаил Алшибай, Давид Иоселиани, Марк Курцер (акушер-гинеколог), А.Н.Сердюк, украинец – Ю.Небесник (реаниматолог). Справка, для понимания масштаба, – стоимость коллекции Небесник порядка 2 млн. долларов. Надеюсь, грабителям не в помощь!))) Согласно списка и по порядку (сверху-вниз, справа-налево) визуализирую их - Владимир Бураковский, Михаил Алшибай, Давид Иоселиани, Марк Курцер, А.Н.Сердюк (стриженный в очках и в центре),Ю.Небесник.

 

В заключение представлю некоторые картины из коллекции нашего современника - врача психиатра. В основном, это подарки художников-пациентов. Некоторые из низ на слуху у публики. Особо выделю рисунки Флоренского - иллюстрация стихов Олега Григорьева.

 

vsetaki.mirtesen.ru

Центр современного искусства "Облака"

В российском пространстве одним из самых ярких коллекционеров являлся Павел Третьяков (1832 – 1898 гг.), которому Москва обязана в появлении крупнейшей галереи. Решение о завещании капитала на создание музея он принял в 28 лет. ««Для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, приносящего многим пользу, всем удовольствие»», - написал он в документе. Затем, на протяжении более чем 40 лет тратил на приобретение картин основную часть капитала. Благодаря ему работы передвижников, чьи проекты он охотно финансировал, обрели широкую популярность. Не исключено, что Перов, Верещагин, Шишкин, Маковский, Репин, Суриков и другие художники не были бы столь весомы, если бы не участие Третьякова, который поддерживал их как материально, так и морально.  

 

Еще один человек, коллекционное собрание которого формировало художественное пространство, Сергей Щукин (1854 - 1936). Он приобретал понравившиеся ему работы импрессионистов, а затем и постимпрессионистов. Объясняя свой выбор, он говорил: «Если, увидев картину, ты испытываешь психологический шок — покупай ее». Так в его коллекции появились работы Моне, Ренуара, Гогена, Матисса, Дерена, Пикассо. Он не только работал через крупных европейских торговцев, но и напрямую сотрудничал с художниками. Тесные отношения сложились у Щукина с Анри Матиссом - картины «Музыка», «Танец», «Гармония в красном (Красную комнату)» появились по личному заказу коллекционера. Он рассуждал аналогично Третьякову: «Я собирал не только и не столько для себя, а для своей страны и своего народа. Что бы на нашей земле ни было, мои коллекции должны оставаться там». Собранная Щукиным коллекция после его смерти какое-то время кочевала, а в 1948 году была поделена между петербуржским Эрмитажем и московским Государственным музеем изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.

 

Известный коллекционер и арт-дилер Анатолий Беккерман, владелец нью-йоркской галереи «АВА», сорок лет назад покинул Россию  - уехал жить в США. Однако свою первую картину он приобрел еще будучи школьником, в Советском Союзе. В настоящий момент его коллекция выставляется в музеях по всему миру, в частности,  в России. «Когда мы приехали в США, я начал изучать и заниматься американской живописью и достиг определенных успехов. Но о коллекционировании тогда речи не шло. Я был дилером, чтобы платить за квартиру и покупать продукты домой», - рассказывает Беккерман на страницах Interviewrussia. Сегодня галерея «АБА» является успешной площадкой продвижения русского  искусства. Среди представленных там произведений картины Коровина, Бурлюка, Гончаровой, Кустодиева и других именитых российских художников.

 

Среди наших современников также можно выделить Игоря Цуканова, основателя культурного фонда Tsukanov Family Foundation, ныне проживающего в Лондоне. В одном из интервью он объясняет, чем коллекционирование отличается от инвестирования в искусстве: «Коллекционеры — это люди, которые, как правило, не связаны инвестиционными предпочтениями. Понятно, что арт-мир — очень большой рынок, многомиллиардный, и цены на этом рынке растут, а иногда падают. И на нем есть инвесторы, которые покупают картины как предмет приложения инвестиционных вложений, потом из них выходят. <…> Как правило, коллекции, которые строятся десятилетиями, очень редко выходят на рынок. Потому что они не для этого создавались. Они либо передаются в музеи, либо под них строятся частные музеи. В редких случаях наследники коллекцию продают, но тогда, как правило, покупателем выступает государство или какой-то спонсор. Я отношусь скорее к категории коллекционеров, а не инвесторов, но коллекционеров, которые имеют жесткую дисциплину в том, что они делают, не занимаются всем сразу, имеют фокус. Я создаю коллекцию, которая станет частью музейного наследия».

 

Коллекция Цуканова начала формироваться из произведений русских художников начала прошлого столетия. Однако вскоре его внимание переключилось на живопись второй половины XX века. Со своей задачей – собрать самую большую коллекцию работ того периода – Цуканов справился. В настоящий момент он собрал 350 картин. В его собрание попали работы таких художников как Владимира Немухин, Лидия Мастеркова, Дмитрий Плавинский, Оскар Рабин, Олег Целков, Евгений Рухин и Александр Косолапов и др.

 

Изначальная стоимость той или иной картины складывается из нескольких показателей: известности художника, участия его работ в аукционах, художественной эстетики произведения, актуальности или интересности сюжета и т.д. Затем эта цена увеличивается за счет планомерной работы по ее продвижению картины со стороны самого коллекционера – он может задать тон, выставляя произведение в галереях, публикую в каталогах, продвигая имя ее автора. Стоит учитывать, что есть два вида коллекционеров – те, кто приобретает работу, чтобы оставить ее у себя в собственности и те, кто изначально имеет намерения продать спустя какое-то время. Коллекционеров привлекают как работы современников, так и произведения импрессионистов и постимпрессионистов. Но есть и специфические ответвления. Например, известный российский миллиардер Роман Абрамович имеет большую коллекцию знаменитых художников-модернистов - Альберто Джакометти, Фрэнсиса Бэкона, Лусиена Фрейда и др.

 

Всех коллекционеров объединяет азарт, искусствоведческая подкованность и создание уникальных и дорогостоящих собраний, которые могут выставляться на продажу или же быть переданы государству. 

artoblaka.ru

Самые богатые коллекционеры мира - Искусство или смерть

Мне часто задают вопросы о самых дорогих произведениях искусства. Людей, как ни сложно догадаться, интересуют работы, стоимость которых превышает десятки миллионов долларов, а также личности, приобретающие столь дорогое искусство. В нижеследующем тексте я попытался восполнить этот пробел.Продолжение следует, в дальнейшем я постараюсь подготовить материал о собирателях искусства не столько богатых, сколько знаменитых. Материал базируется на списке ведущих коллекционеров-миллиардеров от Forbes.

1. Филип Ниархос (англ. Philip Niarchos, род. 1954)Cтарший сын греческого магната-судовладельца Ставроса Ниархоса (Stavros Niarchos).Ему принадлежит коллекция произведений искусства, стоимость которой оценивается по меньшей мере в 2 миллиарда долларов. Ее начало было положено в 1949 году отцом Филипа; позднее Ниархос-старший включил в собрание автопортрет Ван Гога (Van Gogh) с отрезанным ухом и автопортрет Пабло Пикассо (Pablo Picasso) «Yo, Picasso». Следующий владелец коллекции, Ниархос-младший, дополнил его работами современных авторов, в том числе «Автопортретом» Жана-Мишеля Баскии (Jean-Michel Basquiat) и «Красной Мэрилин» Энди Уорхола (Andy Warhol).

Andy Warhol «Red Marilyn» $3.63 million at Christie's

Jean-Michel BasquiatSelf-Portrait1982synthetic polymer paint and oilstick on linen76 x 94 in.$3.3 million at Christie's

Vincent van Gogh"Self-Portrait with a Bandaged Ear"$71.5 million at Christie's

2. Франсуа Пино (фр. Francois Pinault, род. 1936). Его коллекция, которая включает более 2000 работ, оценивается в 1,4 миллиарда долларов. В ней имеются произведения более 80 авторов, в том числе Пабло Пикассо, Пита Мондриана (Piet Mondrian) и Джеффа Кунса (Jeff Koons). Многие из них можно увидеть в двух принадлежащих Пино венецианских музеях: Палаццо Грасси и Пунта делла Догана, открывшем свои двери для посетителей совсем недавно, в июне этого года.

3. Эли Броуд (англ. Eli Broad, род. 1933)Собрание стоимостью в 1 миллиард долларов. Броуд, заработавший состояние на строительстве недвижимости, занимается коллекционированием уже около 40 лет. За это время ему удалось собрать около 2000 произведений более 200 авторов, среди которых Роберт Раушенберг (Robert Rauschenberg), Дональд Джадд (Donald Judd) и Энди Уорхол (Andy Warhol). Однако любимая его работа — «Кролик» Джеффа Кунса (Jeff Koons). В 1984 году Броуду перестало хватать места для размещения принадлежащих ему произведений искусства, что вынудило его создать собственный фонд — Broad Art Foundation, который предоставляет предметы из коллекции организациям во всем мире. Собрание Броуда продолжает активно пополняться — за прошлый год миллиардер приобрел 10 или 15 работ.Более подробно можно посмотреть на сайте The Broad Art foundation

Eli Broad near his "Rabbit" by Jeff Koons

4. Дэвид Геффен (англ. David Geffen, род. 1943), медиамагнат.В течение нескольких месяцев 2006 года, задолго до спада цен на современное искусство, он выручил 420 миллионов долларов за четыре картины. В их числе оказались «Фальстарт» Джаспера Джонса (Jasper Johns), проданный за 80 миллионов, а также Police Gazette и «Женщина III» Виллема де Кунинга (Willem de Kooning) — за 63,5 миллиона и 137 миллионов соответственно (покупателем последних двух был Стивен Коэн (Steven Cohen).В ноябре 2006 Геффен продал мексиканскому финансисту Дэвиду Мартинэсу картину Поллока "№ 5" за $140 миллионов. Эта сделка сделала картину Поллока самой дорогой в мире.

Jackson PollockNo. 5, 1948

5. Рональд Лаудер (англ. Ronald Lauder, род. 26 февраля 1944) — еврейский американский предприниматель, президент Нью-Йоркского Музея современного искусства Соломона Гуггенхайма и вице-президент Всемирного еврейского конгресса, сын основательницы известной парфюмерно-косметической компании Эсте Лаудер.В 2006 году он заплатил за «Портрет Адели Блох-Бауэр» Густава Климта (Gustav Klimt) 135 миллионов долларов — на тот момент эта сумма была самой большой из когда-либо уплаченных за одно произведение искусства. Сейчас, по имеющейся информации, Лаудеру принадлежит 4 тысячи произведений, и в том числе одна из лучших коллекций средневекового искусства и европейских доспехов.

6. Пол Гарднер Аллен (англ. Paul Gardner Allen, род. 21 января 1953) — соучредитель корпорации Майкрософт. имеет внушительное собрание работ французских импрессионистов, постимпрессионистов и художников XX века, стоимость которого, по оценкам экспертов, составляет 750 миллионов долларов. По имеющейся информации, в него входят «Руанский собор в полдень» Клода Моне (Claude Monet), «Читающая» Пьера-Огюста Ренуара (Pierre-Auguste Renoir), «Поцелуй» Роя Лихтенштейна (Roy Lichtenstein) и «Числа» Джаспера Джонса.

Claude Monet Rouen Cathedral

Roy LichtensteinKiss V, 1964. Magna on canvas.

7. Леон Блэк (англ. Leon Black, род. 1951) — специалист по инвестициям.Коллекция, оцениваемая в 750 миллионов долларов, включает как работы старых мастеров и импрессионистов, так и произведения современных авторов. Именно он заплатил в 2005 году 27 миллионов долларов за скульптуру Константина Бранкузи (Constantin Brancusi) «Птица в пространстве». Леон Блэк также входит в совет попечителей музея Метрополитен и нью-йоркского Музея современного искусства (MOMA).

Constantin Brancusi"Bird in Space"1928.

8. Стивен Коэн (англ. Steven Cohen, род. 1956) — король хедж-фондовой индустрии, чью коллекцию эксперты оценили в 750 миллионов долларов. В числе громких приобретений Коэна следует назвать"Мадонну" Эдварда Мунка (Edvard Munch), а также «Акулу в формальдегиде» (она же «Физическая невозможность смерти в сознании живущего») Дэмиена Хёрста (Damien Hirst).

Edvard Munch"Madonna" 1894.

9. Генри Крэвис (Henry Kravis, род. 1944).700 миллионов долларов. Именно Крэвис, соучредитель компании Kohlberg Kravis Roberts & Co., продал в 2008 году на торгах Sotheby’s «Отдыхающую танцовщицу» Эдгара Дега (Edgar Degas) за 37 миллионов долларов — на 9 миллионов дороже, чем он заплатил за нее в 1999 году. Он отдает предпочтение работам импрессионистов и современных авторов.

10. Сэмюэл Ньюхауз младший (англ. Samuel Newhouse Jr. nicknamed Si Newhouse, род. 1927), 700 миллионов долларов. Владелец известной издательской компании Condé Nast еще в 1988 году заплатил 17 миллионов долларов за «Фальстарт» Джаспера Джонса — тогда эта цена стала рекордной на произведение ныне живущего художника. Впоследствии он перепродал картину Дэвиду Геффену, но уже за 80 миллионов. Ньюхауз более четверти века входил в совет попечителей MOMA, но в 2000 году ушел с должности из-за того, что приобрел у дилера от лица музея картину Пикассо «Мужчина с гитарой».

Джаспер Джонс"Фальстарт"1959

andy-0.livejournal.com

Крупнейшие коллекционеры и их коллекции – связь искусства и денег

крупнейшие коллекционеры и коллекцииБогатые покровители и заядлые коллекционеры были неотъемлемой частью мира искусств на протяжении многих веков. Современные миллиардеры почти ничем не отличаются от герцогов и королей прошлого, по крайней мере, они также горячо проявляют свою любовь к дорогим предметам искусства. Страсть к прекрасному заставляет их тратить миллионы долларов для того, чтобы наслаждаться искусством, учиться у него, оберегать его и, конечно же, зарабатывать на нем. Очень часто многие коллекции миллиардеров и магнатов в итоге превращаются в музеи, посетители которых с благодарностью вспоминают имена их основателей, любуясь бесценными полотнами, скульптурами и другими произведениями искусства прошлых поколений.

Сегодня в список наиболее известных коллекционеров современности входят:

Коллекционер - Бернар Арно

Франция

Louis Vuitton Foundation for Creation в Париже

  • Тематика коллекции

Современное искусство

Самый богатый человек Европы и четвертый в списке самых богатых людей мира, французский бизнес магнат и известный коллекционер предметов искусства Бернар Арно планирует построить в Париже крупный центр современного искусства Louis Vuitton Foundation for Creation, в котором будут находиться выставочные галереи, конференц-зал и зимний сад.

Арно, председатель совета директоров и мажоритарный владелец концерна LVMH, заказал проект здания известному архитектору Фрэнку Гери. Магнат планирует разместить в музее свои обширные коллекции предметов искусства, включающие в себя работы классиков XX века Пикассо, Энди Уорхола и Генри Мура, а также работы известных современников Джеффа Куна, Фрэнка Серра и Агнес Мартин.

коллекционеры и коллекции Бернар Арно

В коллекцию Арно также входит картина Red White Blue Эллисворт Келли 1968 года, выполненная в жанре абстракционизма.

Коллекционер - Леон Блэк

3,5 миллиарда долларов

Соединенные Штаты

Леон Блэк, миллиардер и финансист из Нью-Йорка, который также является председателем совета директоров компании Apollo Global Management, оказался тем самым загадочным покупателем, который недавно за сто двадцать миллионов долларов приобрел знаменитую картину «Крик» кисти норвежского экспрессиониста Эдварда Мунка. По некоторым данным, в 2009 году Блэк заплатил 47,6 миллионов долларов за выполненный мелками шедевр Рафаэля.

В коллекцию Леона Блэка, которая оценивается в семьсот пятьдесят миллионов долларов, входят картины Рафаэля, Винсента ван Гога, а также кубистские картины Пикассо.

коллекционеры и коллекции Леон Блэк

Коллекционер - Элай и Эдит Брод

Америка

Eli and Edythe Broad Art Museum

  • Тематика коллекции

Современное искусство

Фонд Broad Art Foundation, включающий в себя коллекции двух самых известных меценатов бизнесмена и коллекционера предметов искусства Элая Брода и его жены Эдит, является ведущим собранием предметов современного искусства. Фонд был создан с целью привлечения общественного внимания к современному искусству.

коллекционеры и коллекции Элай и Эдит Брод

Коллекция семьи Брод включает в себя две тысячи произведений искусства, созданных более чем двумястами художниками в семидесятые годы прошлого столетия. Частью этой коллекции являются работы Джеффа Кунса, Йозефа Бойса, Синди Шерман, Дэмиена Херста, Джона Балдессари, Жана-Мишеля Баския, Леона Голуба, Энди Уорхола и Джаспера Джонса.

Благодаря многочисленным экспозициям, которые фонд устраивает совместно с музеями по всему миру, коллекцию семьи Брод смогли увидеть более ста миллионов человек в четыреста семидесяти пяти музеях по всей планете.

www.luxemag.ru

Знаменитые коллекционеры. "Ant&K Club" Клуб Антиквариев и Коллекционеров

 Фото с сайта russkimaster.ru

Началось все с того, что в 1919 году 58-летний угольный магнат и золотопромышленник Соломон Гуггенхайм принял решение оставить свой сверхприбыльный бизнес и всерьез заняться коллекционированием произведений современного авангардного искусства. А так как сам он, не будучи специалистом в вопросах искусствоведения, не был уверен в собственных силах, то обратился за помощью к баронессе Хилле Рибэй фон Энрейнвейсен, известной прусской художнице и искусствоведу. И дело пошло на лад, причем настолько, что уже спустя несколько лет коллекция разрослась и назрела необходимость организации целого музея, где можно было бы разместить все собранное им за прошедшие годы. Итогом этих устремлений явилось основание в 1937 году Фонда Соломона Гуггенхайма, как раз и ставшего основой для сначала временного, а потом и постоянного Музея абстрактного искусства.

Сегодняшний авторитет Фонда, названного именем американского гражданина Соломона Роберта Гуггенхайма, в художественном мире Запада практически непререкаем. Обширнейшая коллекция произведений современного искусства легла в основу собраний семи всемирно известных музеев: два из них находятся в Нью-Йорке, два — в Лас-Вегасе и по одному — в Венеции, Бильбао, и Берлине. На сегодня Фонд вместе с собраниями всех музеев, носящих имя Соломона Гуггенхайма, обладает наиболее значительной коллекцией произведений искусства XX века и максимально действенной программой по выставочной деятельности среди других музеев мира. Кроме того, два здания Музея — в Нью-Йорке и Бильбао — представляют собой уникальные архитектурные сооружения, являющиеся предметом особой гордости всех, кто так или иначе причастен к деятельности этого Фонда.

Смерть Гуггенхайма отнюдь не стала концом его меценатской деятельности. Основанный им Фонд продолжал действовать, а Музей по праву занял достойное место в ряду хранилищ мировых шедевров искусства. Племянница Гуггенхайма, Пегги (уменьшительное от Маргерит), также была не чужда художественному собирательству. Еще в 1937-м она открыла галерею современного искусства в Лондоне, а в 1946-м — в Венеции, расположившуюся в великолепном палаццо. Венецианская галерея, ставшая своеобразным филиалом нью-йоркского Музея, вместе с палаццо была передана ею в 1976 году в дар Фонду, носящему имя ее дяди.  Дальнейшее расширение коллекции привело к открытию целой сети международных музеев. Сегодня в нее входят, помимо первого музея и Коллекции Пегги Гуггенхайм в Венеции, еще один Музей СоХо в Нью-Йорке с 10-этажным хранилищем (1992 год), Дойче Гуггенхайм — в Берлине (1997 год), Музей Гуггенхайма в Бильбао (1997 год), а также открытые в октябре 2001 года два музея в Лас-Вегасе: Гуггенхайм Лас-Вегас и Эрмитаж-Гуггенхайм. Строительство музеев в Лас-Вегасе может измененить привычный образ города и вписать новые страницы в его историю. Помимо этого, в ближайшем будущем планируется строительство еще одного музея в Нью-Йорке. В задачи Фонда, основанного 65 лет назад, по-прежнему входят коллекционирование, хранение и самое широкое представление образцов современного искусства. 

В июне 2000 года вступила в действие долгосрочная программа по сотрудничеству между Министерством культуры Российской Федерации, Государственным Эрмитажем и Фондом Соломона Роберта Гуггенхайма. А спустя полтора года в знаменитой столице игорного мира Лас-Вегасе в музее Эрмитаж-Гуггенхайм, здание которого спроектировано Ремом Кулхаасом, была открыта выставка произведений импрессионизма и раннего модернизма из собраний Эрмитажа и музея Гуггенхайма. В рамках совместной программы предполагается разместить в здании бывшего Главного штаба в Санкт-Петербурге музей искусства XX века. Сотрудничество Фонда и Эрмитажа позволит сделать богатейшие коллекции обоих музеев достоянием широкой публики путем обмена выставками. Помимо этого, предполагается осуществление общих проектов в области образовательных программ, издательской деятельности, а также в сети Интернет.

***

Американский миллиардер Эли Броад (Eli Broad), один из десяти крупнейших в мире коллекционеров произведений искусства в миреВ коллекции Броада насчитывается более 2000 работ общей стоимостью $6 млрд, пишет газета The New York Times. По словам миллиардера, он не может построить такой музей, чтобы выставить там все имеющиеся у него произведения искусства. В то же время коллекционер не желает, чтобы большая часть работ пылилась в хранилищах. Такое же рациональное объяснение Броад дал касательно своего решения сохранить собственность на работы, а не передавать их во владение одного или нескольких музеев. 

***

В романах Харуки Мураками, одного из самых популярных японских писателей, звучат джазовые композиции, которые можно послушать на специальном диске, сопровождающем тот или иной роман. Харуки Мураками известен не только как прозаик, но также как коллекционер, собравший около 40 тыс. джазовых пластинок.  55 исполнителей и виниловых дисков из его коллекции стали темами для эссе, собранных в книге «Джазовые портреты».

***

Ассиз Шатобриан и Пьетро БардиМало кто знает, что посреди деловой столицы Бразилии, многолюдного Сан-Паулу, стоит самый настоящий «столп культуры» — Художественный музей (MASP — Museo de Arte de Sao Paolo).

Создавали его блистательные авантюристы. Они делали это, рискуя своей репутацией и очень большими деньгами. Основатель и многолетний директор MASP (с 1947 до 1996 год) итальянский журналист, искусствовед, коллекционер и арт-дилер Пьетро Барди.

Барди переехал через Атлантику в 1946 году вместе с женой Линой Бо, начинающим архитектором, которая уже тогда подавала большие надежды. Как и многие итальянские интеллектуалы, эти супруги с радостью покидали разрушенную нищую Европу ради поисков удачи в молодой и быстро развивающейся Бразилии. В активе мужа имелся большой журналистский опыт, а также отличные связи в кругу арт-дилеров и коллекционеров обоих материков. С 1924 года он начал карьеру художественного критика в Милане, а в 1929-м возглавил крупную столичную Galleria d’Arte di Roma. В 30-х молодой галерист не раз наезжал в Латинскую Америку с выставками старого и нового искусства.

А вскоре на вернисаже современной итальянской живописи, составленной опять-таки из их огромной коллекции, произошла судьбоносная встреча с Ассизом Шатобрианом. 

«Шато», как его сокращенно называли близкие, — ловкий адвокат, публичный политик, а также крупнейший в Латинской Америке медиамагнат — давно мечтал прославить «громким» музеем родной Сан-Паулу. Он владел гигантским концерном под названием Dia’rios Associados, в который входили 34 ежедневные газеты, 36 радиостанций, 18 телеканалов, влиятельное агентство новостей, популярнейшие еженедельный журнал O Cruzeiro и ежемесячник A Cigarra. 

В сборе фондов MASP участвовали и такие «линкоры» художественного рынка, как британская галерея «Мальборо» и нью-йоркская антикварная компания «Недлер». Последняя, кстати, хорошо известна в России, поскольку в 30-х годах через тогдашнего Недлера велись знаменитые сталинские «распродажи» эрмитажных богатств. Его же стараниями шедевр Ван Гога «Ночное кафе в Арле» из московского Музея нового западного искусства перекочевал в закрома американского «короля швейных машинок» некого Кларка.

В конце концов собрание получилось небольшим, но отборным. 

Наиболее представительная его часть — искусство Франции с ХVI века до 60-х годов XX. Это и естественно — в Бразилии из всех культурных влияний французское всегда оставалось преобладающим. Еще в конце XVIII века группа художников-соотечественников обосновалась в местечке Тежуку, недалеко от Рио. Именно они заложили основы бразильской художественной культуры. В Университете Сан-Паулу преподавание до конца 60-х годов велось на французском языке. Да и сам университет прославился благодаря французу. Здесь один из основоположников структурализма, Клод Леви-Стросс, основал в середине 30-х годов кафедру антропологии, отсюда он отправлялся в экспедиции для изучения индейцев и здесь собрал материал для «Печальных тропиков» — бестселлера 1950-х. 

В коллекции вполне отразились вкусы как самого Барди, так и его именитых партнеров. Благодаря Вильденштейну в фонде MASP появились редкие работы классиков XVI—XVIII веков, Франсуа Клуэ и Николя Пуссена, причем сан-паульская картина последнего — раритет во всех смыслах. И размеры его нестандартно велики (почти 2х4 м), и сюжет редок — «Переодетый Гименей на жертвоприношении богу-фаллосу Приапу». 

Далее следуют самые громкие имена их соотечественников: Шардена, Буше, Фрагонара, Наттье, представленного отменной серией женских портретов «Четыре стихии»… А вот и парижский XIX век, достойно представленный в сердце Бразилии любимцами того же Вильденштейна, — Коро и Энгр, Делакруа и Домье. Имеются и нетривиальные (порой до такой степени, что самая их атрибуция вызывает споры) шедевры импрессионистов и постимпрессионистов. Скажем, странный портрет «Охотника за львами Эжена Пертюисэ» кисти Эдуара Мане. Или — эпатажное (139х135 см) и, судя по всему, неоконченное изображение Поля Вио, кузена Тулуз-Лотрека, в мундире адмирала XVIII века, принадлежавшее кисти знаменитого родственника. Это один из редчайших образцов крупноформатных полотен, к которому художник приступил перед самой смертью. Кстати сказать, у этого парадоксального полотна безукоризненный, как говорят антиквары, провенанс (происхождение): Барди купил картину непосредственно у кузины художника, и ее подлинность не вызывает сомнений. А вот путь до Сан-Паулу одной из самых ранних удач Поля Сезанна, «Натурщика Сципиона» (1866— 1868), был более извилист и любопытен: картину первого постимпрессиониста купил его «отец в искусстве», первый импрессионист Клод Моне. А сын последнего, Мишель, в свою очередь, продал ее MASP. Вот, кстати, и очередное свидетельство разветвленных связей Пьетро Барди на высшем художественном уровне. 

Помимо французской впечатляет и итальянская коллекция музея, сформированная в основном из миланских и римских галерей, с которыми сотрудничал Барди. Здесь преобладает старое искусство — от икон XIII—XIV веков до конца XVIII века. И также — сплошные громкие имена: Мантенья, Джованни Беллини, Рафаэль, Тициан, Тинторетто — понемногу от каждого гения. Почему-то к разделу итальянского искусства отнесены отменные портреты Амедео Модильяни (бесспорный бриллиант этой мини-коллекции — неоконченный портрет мексиканца Диего Риверы), хотя обычно его причисляют к Парижской школе. А вот русский авангардист Михаил Ларионов в томе каталога размещен, напротив, не по месту рождения, а по парижской «прописке» — в разделе французского искусства.

Художественный музей Сан-Паулу расположен по адресу: проспект Паулиста, 1578. Ближайшая станция метро Trianon/MASP. Открыт ежедневно, кроме понедельника, с 11 до 18 часов (касса закрывается в 17.00). На время Национального карнавала закрывается, как, впрочем, и большинство учреждений Бразилии (в 2006 году Карнавал проводился с 27 февраля по 1 марта). Билет стоит 10 реалов (чуть менее трех долларов). Студенты могут взглянуть на экспозицию за полцены. Для детей младше десяти лет и пожилых людей старше шестидесяти вход бесплатный. С 9 до 15 часов со вторника по воскресенье работают детские художественные студии. В здании имеется ресторан, работающий с 11 до 16.30, а также лавка, которая торгует предметами искусства с 11 до 17.30.

***

Основатель Скансена (Швеция, Стокгольм) Артур Хазелиус и купил в 1891 году небольшой участок «с целью заложить музей, не имеющий аналогов, а именно фольклорный культурно-исторический музей под открытым небом».

В начале 1870-х годов Спасаясь от голода и нищеты, четверть населения тогда еще преимущественно сельскохозяйственной Швеции эмигрировала в Америку. А вместе с ними постепенно исчезал и определенный тип культуры со всеми ее материальными атрибутами.Свою миссию по спасению исчезающей сельской Швеции он начал с коллекционирования крестьянской одежды. Затем последовали старинные постройки, мебель, домашняя утварь и рабочие инструменты. Причем с самого начала коллекционер-любитель вел строгую регистрацию поступлений, указывая, откуда они, кем изготовлены и кто их использовал. В 1873 году Хазелиус впервые представил свою коллекцию публике, разместив ее на центральной улице Стокгольма под гордым названием «Скандинавское этнографическое собрание». Посетителей встречали макеты крестьянских изб с подлинными предметами интерьера, а дополняли композицию куклы-манекены в национальных костюмах. Несколько лет спустя, на Всемирной Парижской выставке 1878 года, Хазелиус получил за свою экспозицию золотую медаль. После чего уже со всех концов страны из богатых семей и разоряющихся мастерских стали приходить посылки с домашней утварью и ненужными рабочими станками. В 1880 году он переименовал разросшуюся коллекцию в «Музей северных стран» и добился того, что король выделил на Юргордене участок под строительство музейного здания. Оно началось в 1888 году, а завершилось лишь к 1907-му, спустя шесть лет после смерти Хазелиуса.

***

Валерий АФАНАСЬЕВ окончил Московскую консерваторию у Э.Г.Гилельса. Лауреат международных конкурсов имени И.С. Баха в Лейпциге (I премия, 1969) и имени королевы Елизаветы в Брюсселе (I премия, 1972). С 1974 года живёт за рубежом (в настоящее время во Франции). Концертирует в странах Европы, США, Японии. Выступал с известными оркестрами Европы, в том числе с Берлинским филармоническим, Лондонским Королевским филармоническим, оркестром Мариинского театра.

На фирме "Denon" записал "Багатели" Бетховена, пьесы (соч. 116-119) Брамса, "Картинки с выставки" Мусоргского, три последние сонаты Шуберта. Его интерпретации хорошо известных сочинений поражают неординарностью, свежестью и глубиной. В последние годы В.Афанасьев занимается дирижированием. Много времени посвящает литературному творчеству: восемь романов, две пьесы, рассказы, эссе, комментарии к "Божественной комедии", стихи - написаны им на английском языке, два романа и девять лекций о музыке - на французском. Книга стихов Валерия Афанасьева "Back to the U.S.S.R" была выпущена в Петербурге в качестве приложения к альманаху "Петрополь". Известный коллекционер вин (около 2500) и старинной мебели (от Режанс до Наполеона III). Сейчас живёт в Версале.

*** 

Джон Ноймайер - руководитель Гамбургского балета, хореограф, одержимый "Русскими сезонами".Этот 67-летний американец, всю жизнь проработавший в Германии, собрал, пожалуй, крупнейшую коллекцию раритетов, связанных с главным героем первых "сезонов" — Вацлавом Нижинским. Да и о самой дягилевской антрепризе, ее персонажах и художественных событиях коллекционер-хореограф (по первому образованию театровед) знает едва ли не больше всех в мире, включая профессиональных историков.

*** 

На аукционе Christie’s в Лондоне было продано яйцо Фаберже (The Rothschild Faberg- Egg) за рекордную сумму в 9,2 миллиона фунтов стерлингов (18,5 миллиона долларов). Покупателем стал российский коллекционер, директор частного Русского национального музея и один из главных московских знатоков Фаберже Александр Иванов. Он пообещал привезти яйцо в Россию и хранить его там. «В нашей коллекции уже есть два яйца Фаберже – это яйцо из карельской березы 1917 года и неоконченное яйцо царевича Алексея. Мы ведем переговоры о приобретении еще одного пасхального яйца Фаберже, и может быть, скоро мы выставим их все вместе», – добавил Иванов.  ***

Благодаря своему фантастическому состоянию Элтон Джон может считаться одним из величайших коллекционеров современности. Однако предметом его коллекционирования является не картины и прочие произведения искусства, а машины, шляпы, дома и очки. Джон – «Лучший очкарик Соединенного Королевства» - обладатель гигантской коллекции очков (более 20 тысяч!).

Другие Коллекционеры очков

В десятке самих известных очкариков оказались также актер Johnny Depp и певец Jarvis Cocker. Из известных российских звезд заядлый коллекционер солнцезащитных очков – певица Земфира, их у нее уже несколько сотен. Очки собирает и Аркадий Укупник.

***

Григорий Лепс  собирает старинные книги и бильярдные кии, откуда такая любовь к раритетам?– Мой покойный дядя собирал книги, и у меня теперь тоже есть небольшая коллекция, а еще я коллекционирую иконы. Не все книги, которые удалось собрать, я читал: это невозможно. Но любимые произведения перечитываю время от времени.

По материалам Интернета.

antikclub.ru