КРУПНЕЙШИЕ КОЛЛЕКЦИОНЕРЫ РУССКОГО ИСКУССТВА. Коллекционеры картин


Коллекционер и меценат Александр Гремитских |

«Единственный способ выразить свою признательность художнику – это купить его картину». Огюст Ренуар

Коллекционирование, как род деятельности, во многом формирует культурную среду общества. Неизвестно, что осталось бы в истории русского искусства, не будь в нем таких имен, как Кокорев, Третьяков, Солдатенков, Прянишников, Бахрушин, Мамонтов, Морозов, Щукин. И несмотря на то, что коллекционирование во все времена считалось делом почетным и элитарным, настоящих меценатов и подвижников в нем не так уж и много, если разобраться. Почему? Как правило, основную часть покупателей первоклассной живописи и антиквариата в мире составляют обладатели огромных состояний, олигархи, аристократы, чьей основной движущей силой является вовсе не любовь к искусству как таковому, а прежде всего – желание повысить свой престиж, окружив себя произведениями знаменитых авторов, а так же – стремление выгодно инвестировать финансовые средства. Лишь небольшая часть коллекционеров обладает вкусом, специальными познаниями и желанием сохранить художественное наследие для потомков. В основном, это – энтузиасты из числа музейных работников и потомки известных художников, обладающие изрядными собраниями работ своих родителей. Один из таких коллекционеров – Александр Гремитских, сын выдающегося советского живописца Владимира Георгиевича Гремитских, включенного в сотню лучших русских художников, внесших наибольший вклад в отечественную живопись от Феофана Грека до наших дней.

Александр Владимирович Гремитских родился 10 апреля 1951 года в Москве, закончил Институт иностранных языков имени Мориса Тореза по специальности переводчика с английского и испанского. С конца 1991 года начал целенаправленно собирать живопись и графику советского времени. В настоящее время его коллекция охватывает целую художественную эпоху с 1929 по 1992 год, и насчитывает уже более тысячи произведений сорока двух авторов. Александр Владимирович поставил своей целью сохранить и популяризировать творчество малоизвестных художников советского периода, доказать преемственность советской реалистической школы живописи с традицией дореволюционных мастеров. Сам коллекционер так рассказывает о начале своей деятельности: «Оказавшись после смерти отца в огромной мастерской, буквально забитой картинами, я просто не знал, что со всем этим добром делать. В советское время Союз художников в таких случаях организовывал посмертную выставку-продажу. Деньги за проданные картины перечисляли наследникам, остальные полотна возвращали им же, после чего выселяли из мастерской вон. В запасе у меня по тогдашним правилам было шесть месяцев. О выставке в период после ГКЧП нечего было и думать. О ценах на картины я не имел ни малейшего представления. В общем, положение отчаянное.

Пришел я в мастерскую отца, послонялся без дела, потом взял одну картину, другую, третью, механически расставил их, сел и начал смотреть. Вдруг все исчезло. Нет ничего – ни проблем, ни неприятностей. Есть только Гурзуф, море, пляж, Аю-Даг. Вот сирень. Вот розы. Я физически ощущаю их запах. А это Академическая дача. Зима, лютый мороз. Мне становится зябко. Перевожу взгляд на следующую вещь. Там на подоконнике стоит букет пионов. За окном жаркий летний день. Сильный солнечный свет пробивается сквозь ярко-зеленую листву. Становится тепло, уютно, спокойно.

Потом, гораздо позже, я где-то прочитал, что, оказывается, масляная краска в сыром состоянии обладает свойством активно впитывать энергию, исходящую от человека, а потом долго, иногда веками, понемногу излучать ее. Когда художник пишет, творит, когда он увлечен своей работой, от него исходят сильные положительные импульсы. Отсюда и такая мощная аура в мастерской – как в старину говорили – благодать. Приходилось ли вам бывать в намоленной старинной церкви? Тогда вам знакомо это благостное состояние. Оно возникает оттого, что вы ощущаете накопленные остатки ауры поколений людей, ежедневно приходящих сюда с положительными помыслами, с молитвой к Всевышнему. Даже когда приходит отчаявшийся человек и обращается с просьбой к Богу, он все равно просит с надеждой. Надежда – это тоже положительная эмоция. В старинных церквях ведь всегда уютнее, чем во вновь построенных. Сила энергии, исходящей от трех тысяч «живых» картин, собранных в замкнутом пространстве, где еще недавно творил, излучая бешеную радостную силу, увлеченный своим делом человек, во сто крат мощнее, чем в любой церкви.

Начал я и сам у художников картины покупать. Да не у всяких, а лишь у тех, в чьих работах чувствовалась московская, харьковская или ленинградская школа. Мне, естественно, ближе свое, московское, но не только потому, что я москвич. Московская художественная школа имеет давние традиции, восходящие к Московскому училищу живописи, ваяния и зодчества. Со времен Николая I вокруг него группировались наиболее талантливые и яркие художники. Со второй половины ХIХ века, например, пейзажный класс там последовательно вели такие мастера, как Алексей Саврасов, Константин Коровин, Исаак Левитан и затем, вплоть до 1918 года, Аполлинарий Васнецов».

фото из архива автора

Поначалу коллекция Александра Гремитских пополнялась за счет произведений друзей и знакомых его отца. Позже коллекционер начал активно ездить по городам бывшего Союза, собирая те редкие образцы живописи и графики, которые еще можно было достать. В начале девяностых годов картины советских реалистов чаще всего продавались за гроши и не ценились отечественными галеристами, которым выгоднее было проталкивать на Запад работы нонконформистов-шестидесятников и доморощенный авангард. Как известно, свое наследие в России вообще не очень-то жалуют. Из-за неправильного хранения многие картины находились в удручающем состоянии и требовали реставрации, другой проблемой собирательства было то, что наиболее значительные произведения художников советского периода скупались и увозились за рубеж. Александр Гремитских вспоминает: «Когда началась перестройка, появились здесь всевозможные дилеры из Англии, Франции, Германии, Америки, отовсюду. Тогда у нас доллар был чем-то фантастическим. Прочесали всю Россию… Когда я приезжал в Харьков, осталось три работы. Приехал в Тверь, я не смог купить ничего».

Сегодня, спустя двадцать лет, интерес зрителей к реалистическому искусству XX века только возрастает. В стране регулярно проходят выставки художников советского периода, на которых представлены портреты, пейзажи, натюрморты и жанровые сценки, уже мало у кого сочетающиеся с условно-пропагандистским термином «соцреализм». В работах тридцатых, сороковых, пятидесятых годов, написанных не по заказу, а большей частью «для души», чувствуется живая нить, соединяющая живопись советских авторов с творческим наследием Поленова, Левитана, Коровина, Репина, Серова. Александр Гремитских уверен, что профессионализм художника остается таковым во все времена и при любой власти: «Художник – такая же профессия, как и любая другая. Прежде чем изображать что-либо на холсте, надо долго и упорно изучать технику рисунка, живописи, знать законы композиции, различные профессиональные приемы, овладеть массой чисто технических знаний, вплоть до состава грунтов, масел, лаков, красок и растворителей. Что же, наши галерейщики и арт-дилеры всего этого не знают и не понимают? Еще как понимают! Тот же Олег Кулик, который бегает по улицам нагишом, кусая прохожих, в бытность свою арт-директором галереи «Риджина» отчаянно торговался со мной за картину Клавдии Тутеволь. Хозяин этой галереи В. Овчаренко, до сих пор двигающий «активное искусство», лично у меня покупал работы вполне реалистических советских художников Федора Решетникова и Владимира Токарева. В то время когда в «Риджине» выставлялся самолет из валенок, служащие этой галереи под страшным секретом завели меня на второй этаж. Там в просторном зале рядами стояли стеллажи, сплошь забитые советскими реалистическими картинами. «Риджина» даже издала каталог принадлежащей ей советской живописи».

Как меценат, Александр Владимирович активно занимается выставочной деятельностью, реставрирует и дарит картины из своей коллекции региональным и городским музеям, детским домам и лечебным учреждениям. Весной 2013 года Александр Гремитских купил, отреставрировал и передал в дар Костромскому музею-заповеднику два пейзажа известного художника Анатолия Яблокова, который в 1940-50 годах был директором костромской картинной галереи. Обе работы датируются семидесятыми годами прошлого века и изображают архитектурные виды главной городской достопримечательности – Ипатьевского монастыря. Коллекционер рассказад, что увидел эти картины в Москве случайно, заинтересовался ими – их продавали почти за бесценок, хотя стоимость некоторых полотен Яблокова в столичных галереях доходит до нескольких тысяч долларов. «Это понижение рейтинга художника, ценности его творчества, – пояснил Александр Гремитских, – и я приобрел картины, одной из них требовалась реставрация, и мы ее сделали. Яблокова в моей коллеции нет, и я с удовольствием оставил бы картины себе, но решил, что в государственном музее, на родине художника они нужнее. Если хотите, это чувство патриотизма, пусть и звучит это пафосно».

фото из архива А. Гремитских

В апреле 2013 года в Костроме прошла благотворительная акция «Художники Москвы детям Костромы», организованная по инициативе коллекционера. Его московские друзья-художники, узнав, что речь идет о детском доме, без колебаний согласились принять в ней участие. Игорь Петренко, директор Первомайского дома-интерната радушно откликнулся на предложение: «Дети заметили картины в нашем холле сразу же, настолько эти работы яркие и позитивные. А нашим ребятам очень нужен позитив во всем, в том числе в окружении. Мы попытались кое-где расписать стены сами, но, конечно, этого мало. Поэтому предложение от Александра Гремитских стало приятным сюрпризом. Это москвич, коллекционер картин, сын известного советского художника Владимира Георгиевича Гремитских. Раньше мы не были знакомы. Он сам нас нашел, написал по электронной почте, предложил наморганизовать такую акцию. И мы согласились». Теперь стены Первомайского дома-интерната для детей с заболеваниями нервной системы украшают десять произведений московских художников: Павла Рубинского, Сергея Нечитайло, Николая Пластова, Александра Чебакова и Ирины Ломановой. Три работы из серии «Игрушки» Ирина специально написала для детского дома, одну акварель подарил Александр Гремитских из своей коллекции.

Кстати, Ирину Ломанову знают и ценят в Костроме, в сентябре 2012 года на арт-площадке «Станция» проходила ее персональная выставка, двадцать акварелей художницы украшают областной Центр матери и ребенка. В роли дарителя также выступил Александр Владимирович. Главный врач Центра Андрей Чайковский вспоминает: «С Александром Гремитских мы познакомились достаточно давно, еще до того как я стал главврачом. Побывав у нас, Александр однажды спросил: «А почему на стенах так пусто?» Я ответил что мы еще не накопили денег на необходимый антураж. В следующий визит Гремитских привез с собой двадцать акварелей Ирины Ломановой. Теперь наши пациентки могут наслаждаться видом хорошей живописи». Интерес и любовь к Костроме у Александра Гремитских неслучайна. К этому городу меценат испытывает особо теплые чувства еще с детства: «В Костроме я бывал неоднократно, еще в юности плавал на теплоходе по Волге. Голые стены в Центре у Андрея Чайковского мне правда не понравились. Вот так и возникла идея их «одеть». У меня столько работ, что уже надо их дарить и выставлять, чтобы люди видели».

В ноябре-декабре 2013 года в центральном выставочном зале города Владимира состоялась экспозиция «Советское прошлое на картинах из коллекции Александра Гремитских». Жителям города коллекционер показал не только работы отца, но и полотна замечательных советских живописцев Леонида Маркова, Александры и Владимира Токаревых – ярких представителей Ленинградской школы живописи, произведения представителя Владимирской школы Николая Курникова и других. Видеорепортаж об этом событии, снятый ВГТРК «Россия», смотрите ниже.

В настоящее время Александр Гремитских – один из крупнейших в стране знатоков и коллекционеров советского реалистического искусства. Его собрание живописи и графики периодически пополняется новыми экспонатами, которые можно увидеть не только на выставках, но и преобрести на страницах виртуальных галерей «Советская живопись» и «Русская школа живописи». Сегодня в коллекции Александра Владимировича 1086 работ, что всего лишь на 193 работы меньше, чем у Павла Михайловича Третьякова, когда тот открывал известную теперь на весь мир Третьяковскую галерею. Далеко не каждый региональный или городской музей может похвастаться таким собранием. Надо ли говорить, что в коллекцию попадают исключительно высокохудожественные произведения, с проверенным провенансом и качественной атрибуцией. Конечно, собрать такое богатство было непросто, но Александр Гремитских обладает солидным авторитетом среди экспертов, художников, галеристов и ценителей реалистического искусства в нашей стране. В заключение приведу высказывание известного критика Владимира Васильевича Стасова, которое служит ключом к деятельности любого настоящего мецената и коллекционера: «Средства великие обязаны служить и задачам великим».

dianov-art.ru

Крупнейшие коллекционеры русского искусства - ORLOFF RUSSIAN MAGAZINE

НИКИТА ЛОБАНОВ-РОСТОВСКИЙ

Тема: русское театрально-декорационное искусство к. XIX — н. XX веков

НИКИТА ЛОБАНОВ-РОСТОВСКИЙНикита Лобанов-Ростовский. Цюрих, 2007 / фото wikipedia

Русский князь и лондонский коллекционер Никита Лобанов-Ростовский — почетный член Российской академии художеств, бессменный советник аукционных домов «Кристис» и «Сотбис», попечитель музея Метрополитен, чье собрание театрально-декоративного искусства считается крупнейшим в мире. Коллекция в свое время стала настоящим ковчегом русского искусства в эмиграции. Он начал собирать ее в начале 1950-х. «Начало моей коллекции — эскизы костюмов Сергея Судейкина к балету «Петрушка». Я приобрел их по 25 долларов», — вспоминает Никита Дмитриевич. Среди имен его коллекции — Лев Бакст, Александр Бенуа, Наталья Гончарова, Константин Коровин, Михаил Ларионов, Василий Кандинский, Казимир Малевич, Эль Лисицкий и Марк Шагал

В 1987 году передал в дар 80 произведений русской графики из своего собрания в ГМИИ им. А. С. Пушкина, полотно Джорджо де Кирико «Меланхолия поэта» (1916) и акварель голландского Тео ван Дуйсбурга «Чёрный зигзаг» (1924). Среди пожертвований князя и 4500 томов личной библиотеки, подаренных в 2010 Дому русского зарубежья. Бесценная коллекция Никиты Дмитриевича находится в Санкт-Петербургском музее театрального и музыкального искусства. «Моя цель — умереть бедным человеком. Я стараюсь постоянно расстаться с тем, что я имею. Вот почему я с радостью отдаю, без сожаления», — признался однажды Лобанов-Ростовский.

ВИКТОР ВЕКСЕЛЬБЕРГ

Тема: возвращение утраченных национальных реликвий

ВИКТОР ВЕКСЕЛЬБЕРГВиктор Вексельберг / фото fabergemuseum.ru

Российский предприниматель Виктор Вексельберг обладает крупнейшей в мире частной коллекцией яиц Фаберже, а также уникальным собранием икон и полотен. Зимой 2004 предприниматель совершил культурную сделку века, выкупив на аукционе Sotheby’s всю коллекцию императорского ювелира еще до начала проведения торгов. Отмена аукциона тогда стала беспрецедентным случаем в истории, в Sotheby’s тогда заметили, что руководствовались возвращением драгоценного наследия на историческую родину. Сам же виновник торжества заявил: «Зная, что Коллекцию Форбса собираются продать с аукциона, я тот час понял, что это может быть единственным шансом во всей жизни отдать моей стране одно из ее наиболее уважаемых сокровищ». Покупка Фаберже стала фундаментом для культурного фонда Вексельберга «Связь Времен», проекты которого посвящены возвращению в Россию утраченных культурных и исторических ценностей.

ВЯЧЕСЛАВ КАНТОР

Тема: возвращение утраченных имен / современное русское искусство

ВЯЧЕСЛАВ КАНТОРВячеслав Кантор / фото moshekantor.com

Коллекцию предпринимателя и филантропа Вячеслава Кантора — известнейшее частное собрание искусства русского авангарда ХХ века. Дебютным полотном стала покупка на аукционе картины итальянского художника Эжена де Блааса «Собирающая виноград» (1902). Самым известным направлением собрания является современное русское искусство. Миссия Музея искусства авангарда, основанного Кантором — показать вклад художников еврейского происхождения, родившихся в России, в искусство мирового авангарда. Среди полотен собрания Кантора — работы Эрика Булатова, Ильи Кабакова, Виктора Пивоварова, Валентина Серова, Ильи Репина, Марка Шагала, Хаима Сутина, Амедео Модильяни.

ПЕТР АВЕН

Тема: русская живопись начала XX века / майолика Михаила Врубеля

ПЕТР АВЕНПетр Авен / фото kandinsky-prize.ru

Предприниматель и коллекционер Петр Авен владеет крупнейшим в стране собранием русской живописи начала XX века. Среди полотен — произведения Марк Шагала, Василия Кандинского, Константина Коровина, Кузьмы Петрова-Водкина, Аристарха Лентулова, Сергея Судейкина, Петра Кончаловского. Также Петр Авен владеет крупнейшим собранием майолики Михаила Врубеля, обширной коллекцией рижского фарфора и современных скульптур. Одни из самых известных приобретений коллекционера — на торгах Christie’s картины Василия Кандинского «Эскиз к импровизации №8» за $23,000,000, а также скульптуры Генри Мура «Полулежащая фигура: Фестиваль» за $30, 000,000.

АЛЕКСАНДР ДОБРОВИНСКИЙ

Тема: советский фарфор / агитлак / тибетская иконопись / культовые аксессуары

АЛЕКСАНДР ДОБРОВИНСКИЙАлександр Добровинский / фото dobrovinsky.ru

Российский адвокат и коллекционер Александр Дубровинский обладает крупнейшим в мире собранием советского фарфора. Кроме этого — роскошной коллекцией лакированных шкатулок с изображением революционных миниатюр, а также уникальным собранием реликвий, которые принадлежали известным людям. Среди них — часы, которые принадлежали английскому королю Эдуарду VIII, палка Уинстона Черчилля в виде гольф-клюшки и еще множество исторических аксессуаров.

ВЛАДИМИР ЛИСИН

Тема: каслинское чугунное литье

ВЛАДИМИР ЛИСИНВладимир Лисин / фото finansmag.ru

Российский предприниматель собрал крупнейшую в мире коллекцию дореволюционного каслинского литья. Собрание насчитывает более 200 произведений архитектурно-художественного литья, созданных в Касли. Редкие экспонаты коллекции эксперты оценивают в $3,000 — 5,000. Самый первый экспонат каслинского собрания Лисина — подаренная бабушкой супруги старая скульптура «Охота на кабана», автором модели которой был французский скульптор-анималист Мен Пьер Жюль. Коллекционер отмечает, что эти работы у него как выпускника литейного факультета вызывали интерес — он понимал, как делалось то или иное произведение, и то, сколько человеческого труда было вложено в ручную работу мастеровых.

ФЕЛИКС КОМАРОВ

Тема: иконы / скульптурные лягушки

ФЕЛИКС КОМАРОВФеликс Комаров / фото felixkomarov.com

Меценат, создатель галереи «Русский мир» на Пятой Авеню Нью-Йорка — Феликс Комаров — хозяин крупнейшей в мире коллекции большой Русской иконы, а также самой большой в мире скульптурной коллекции лягушек. Перефразируя классика, коллекционер шутит, что чем больше узнает людей, тем больше любит лягушек. В его уникальном собрании более 15 000 экспонатов. Одна из лягушек вырезана перуанским скульптором из купленного на аукционе метеорита. Есть китайская лягушка из черного нефрита весом около ста килограммов. Собирать лягушек Комаров начал случайно, купил первую в магазине сувениров на Манхэттене. Другим собранием Феликса Комарова является не имеющая аналогов коллекция больших храмовых икон XV-XX веков. Самый большой из образов около 2,5-3 метров.

АЛЕКСЕЙ АНАНЬЕВ

Тема: русская живопись реалистической школы XX века

АЛЕКСЕЙ АНАНЬЕВАлексей Ананьев / фото culture.ru

Российский предприниматель и меценат Алексей Ананьев владеет крупнейшей в стране частной коллекцией произведений соцреализма. В основанном им Институте русского реалистического искусства в Москве представлены известнейшие картины Гелия Коржева, Виктора Попкова, братьев Ткачевых, Виктора Иванова, Юрия Пименова, Сергея Герасимова, Аркадия Пластова, Александра Дейнеки, Георгия Нисского. Летом 2014 на лондонских торгах Sotheby’s приобрел работу Георгия Нисского «Над снегами» (1964) за £1,762,500. «Мне близко и понятно это время — на вторую половину ХХ века пришлось мое детство, юность, поэтому все, что изображали художники этого периода, я прожил вместе с ними. Мне легко определить, что имел в виду мастер, где сюжет придуман, а где взят из жизни»,- говорит коллекционер.

ЛЕОНИД ФЕДУН

Тема: картины Николая Рериха

ЛЕОНИД ФЕДУНЛеонид Федун / фото fratria.ru

Российский предприниматель Леонид Федун — увлеченный собиратель произведений художника и философа Николая Рериха. Среди работ его московской коллекции — «Долина голубых гор» (1917), «Облака» (1918), «Собирают дань» (1908), «Башня Ипатьевского монастыря» (1903-1904), «Дом Джа-ламы» (1927-1928). Ряд уникальных произведдений кисти Рериха, среди которых эскизы к театральным работам, коллекционер приобрел в марте 2005 года на аукционе Bukowski's. «С юности любил его, правда, не как художника, а как философа, адепта новой мировой религии, где соединяется ислам, христианство, буддизм», — признался в одном из интервью коллекционер.

ВИКТОР БОНДАРЕНКО

Тема: иконы / современное русское искусство

ВИКТОР БОНДАРЕНКОВиктор Бондаренко

Бизнесмен и меценат Виктор Бондаренко собрал крупнейшую коллекцию православных икон и картин современного российского искусства. Почетный член Российской академии художеств, член Попечительского совета Государственной Третьяковской галереи является одним из влиятельнейших собирателей иконописи. В его живописной коллекции работы таких мастеров современного искусства, как Оскар Рабин, Владимир Немухин, Михаил Шварцман, Эрик Булатов, Илья Кабаков, Эрнст Неизвестный, Дмитрий Гутов, Александр Косолапов, Олег Кулик.

orloffmagazine.com

Частный коллекционер опубликовал картины золотого века голландской живописи

Лейденская коллекция — крупнейшее частное собрание работ представителей золотого века голландской живописи. В настоящее время она насчитывает более 250 картин и рисунков, 175 из которых опубликованы онлайн. Среди них произведения Рембрандта, Брейгеля, Рубенса и Вермеера.

Золотым веком называют самую выдающуюся эпоху в нидерландской живописи, пришедшуюся на 17-е столетие, когда жили и творили такие выдающиеся мастера, как Рембрандт ван Рейн, Герард Дау, Герард Терборх, Ян Вермеер, Франц ван Мирис, Ян Брейгель младший и Питер Пауль Рубенс. Картины этих и других художников вошли в Лейденскую коллекцию, которую с 2003 года собирают американский предприниматель Томас Каплан и его жена Дафна Реканати Каплан.

Картины Рембрандта покорили Каплана в юном возрасте. В восемь лет он уговаривал родителей посетить Амстердам, потому что там жил великий мастер. Он хотел увидеть как можно больше работ знаменитого живописца, но не планировал их коллекционировать. Каплан думал, что все произведения обожаемой им эпохи давным-давно хранятся в музейных коллекциях. С удивлением он узнал от своего друга, что картины художников, которыми он восхищается с юности, особенно Рембрандта и его школы, всё ещё доступны на рынке. С тех пор Каплан собирает работы старых мастеров.

В качестве названия коллекции взяли имя города, в котором родился Рембрандт. Его одиннадцать картин и два рисунка, а также десять картин, выполненных в его мастерской, составляют основу собрания. Здесь представлены и другие художники из Лейдена, чьи полотна отличаются тонким исполнением и тщательным выписыванием мельчайших деталей.

«Сквозь призму истории лучшее, что мы можем сделать в память о Рембрандте и других любимых нами художниках, это развивать интерес к их наследию во всём мире», — говорит Том Каплан, решивший опубликовать свою оцифрованную коллекцию онлайн.

Он надеется, что её оценят любители искусства, в том числе студенты, коллекционеры и профессионалы области, которые увидят в этой онлайн-галерее новый ресурс для изучения творчества художников голландского золотого века.

Все картины, выложенные на сайте Лейденской коллекции, сопровождаются научными описаниями и содержат информацию о произведениях и об их авторах. Онлайн-галерея постепенно будет пополняться новым контентом, но уже позволяет просматривать шедевры голландских мастеров в высоком разрешении.

Сайт коллекции:  www.theleidencollection.com/

«Аллегория веры», Хендрик Тербрюгген

«Джеймс Стюарт, герцог Леннокс и Ричмонд со своей борзой при свечах», Годфрид Схалкен

«Аллегория слуха», «Аллегория обоняния» и «Аллегория осязания» из серии «Пять чувств», Рембрандт ван Рейн

«Девушка в красном, кормящая попугая», Франц ван Мирис

«Игроки в карты», Ян Ливенс

«Льстецы», Питер Брейгель (Младший)

«Драка картежников и Смерть», Ян Ливенс

«Караульное помещение с курящими и играющими в карты солдатами», Герард Терборх

«Золотой век», Ян Брейгель Младший и Питер Пауль Рубенс

«Молитва перед едой», Ян Стен

«Диана и её нимфы на поляне», Годфрид Схалкен

«Автопортрет», Ян Ливенс

«Аллегория живописи», Якоб Торенвлит

«Рыбак и его жена в интерьере», Квирин ван Брекеленкам

«Учёный в своём кабинете», Готфрид Кнеллер

«Жертвоприношение Ифигении», Ян Стен

«Автопортрет с магической сценой», Питер ван Лар

«Молодая женщина за виржиналом», Ян Вермер

Из: Cameralabs

www.izbrannoe.com


Смотрите также