Композиция в живописи. Что необходимо знать начинающему художнику? Композиционные картины


Композиция в живописи. Что необходимо знать начинающему художнику?

Про композицию в изобразительном искусстве так много всего написано и одновременно с этим не написано ничего. Встречаются, конечно, достойные внимания труды отдельных теоретиков и практиков, но это капля в море относительно количества литературы, посвящённой другим аспектам изобразительного творчества.

Что же такое композиция, давайте попробуем разобраться. Прежде всего, это сочинение, составление единого целого из множества деталей, создание гармонии всех элементов.

Когда Вы компонуете, то делаете это осознанно, ищете логику, плетёте сеть, в которую будет поймана Ваша идея и показана зрителю. От того, насколько искусно Вы владеете мастерством композитора, зависят все Ваши последующие удачи в моделировке формы, в цвете, в передаче состояния и т.д.

Хочу подчеркнуть, сколько бы удач Вы не совершили в работе, например, написали розу как живую, если композиция разваливается, работа не удалась, все труды напрасны.

Допускаю, что кто-то меня сейчас вообще не понял, как это — роза как живая, а картина не состоялась? Композиция — это единство всех элементов, нет целого — нет и гармонии, всё просто.

Просто на словах, попробуйте разобраться в данной теме, опираясь только на учебники, на сухие формулировки: статика, динамика, ритм, композиционный центр, нюанс, контраст и т.д. Уверен, ничего не поймёте, а главное, не сможете применить.

Дело не в том, что Вы непонятливый, а в том, как эта тема раскрыта в учебной литературе. И вот что интересно — полезная и нужная литература на тему композиции встречается, но она создана как будто для профессионалов, которые и так знают, о чём речь. Гораздо востребованней были бы материалы для начинающих художников, в которых содержалась бы информация, сразу применяемая ими в работе на результат.

Давайте представим, как компонует свои работы начинающий художник, какую композиционную схему он использует, где ставит акценты, как ведёт работу.

Глубоко копать не придётся, стратегия художника-новичка проста до абсолюта, и это естественно. Композиционные схемы, которые он использует, напоминают дорожные знаки.

Композиция в живописи. Что необходимо знать начинающему художнику?

 

То есть, например, роза в середине рабочей плоскости или букет роз, или любой иной изображаемый предмет. В центре листа, холста нечто важное для автора, а по краям — что придётся, так, по случаю подрисовывается.

Один из художников-любителей так объяснял мне свой процесс работы. Я всегда портрет начинаю рисовать, писать с глаз. Прямо на чистом листе сначала изображаю глаза портретируемого, и если они у меня получаются похоже, я к ним дорисовываю всё остальное: нос, усы, волосы, шею, плечи, руки, ноги.

На мой вопрос, а если ноги не влезут на холст, или наоборот, много места пустого останется, он отвечал, мол, ничего, что-нибудь дорисую.

Композиция по принципу дорожного знака не требует никаких знаний — рисуй по центру задуманное и всё. Согласитесь, если бы дорожные знаки были бы сложны для восприятия, мы не смогли бы их читать за доли секунды, и это стало бы небезопасно. Знак — это сигнал “да” или “нет”, не более, никаких подтекстов и витиеватых смыслов.

Если мы упростим картину до знака, то потеряем всю станковую живопись. К счастью, этого не случится, потому что всегда будут художники, желающие рассказывать сложные истории в своих работах.

Если Вы таковым являетесь, то избавьте свои произведения от нарочитой симметрии и, конечно, начните работать с плоскостью листа, холста в целом, а не по принципу “сначала я нарисую глаза в будущем портрете, остальное как-нибудь само организуется”.

Под понятием “сложные композиционные истории” я имею в виду сложные по пятну, а не по литературному смыслу, картина — это визуальный образ, а не литературный.

У нас с вами нет возможности описывать свои мысли в словах на бесконечных страницах и зарисовывать их покадрово, как в кино, так как есть только один кадр — один лист, холст сразу для всех мыслей и переживаний.

Работайте с плоскостью от левого до правого её края, сверху донизу, чувствуйте каждый сантиметр рабочей поверхности.

Представьте, что смотрите на натуру сквозь замочную скважину. Что Вы видите? Свет, мир, залитый светом. Сквозь тёмную щель свет будет единым и всё будет цельным пятном, ничто не вывалится из наблюдаемой картинки, ни одна деталь не будет кричать: “Смотри на меня, я тут главная!”, всё связано со всем.

Композиция в живописи. Что необходимо знать начинающему художнику?

Вот она — гармония света и цвета, а если Вы ещё грамотно расположите действующих лиц, предметы в композиции, то и смысловая цельность также станет читаема зрителем.

Помните, когда Вы рисуете розу отдельно от плоскости, от среды, её окружающей, Вы трудитесь над гербарием, иллюстрацией к учебнику биологии, а не над картиной. Такую же аналогию можно провести и с портретом, и с пейзажем, где берёза на переднем плане вдруг становится единственной героиней на холсте.

Если Вы когда-нибудь видели, как проявляют фотографии, снятые на плёнку, как изображение появляется на листе, начиная с самых тёмных мест и заканчивая светлыми, Вам проще представить процесс.

Важно, что все части фотографии проявляются одновременно, а не по принципу “сначала левый угол, а затем правый”. Именно так и следует работать художнику с картиной, не делая приоритетов деталям.

Гармония — это когда всё связано со всем, а не когда что-то пририсовано к чему-то, причём на работе всегда видно, как она создавалась, продумывалась ли композиция или рисовалась как получится.

Если говорить о законах композиции, то не ошибусь, если заявлю, что их не существует, по крайней мере, в сухих формулировках из учебников, которые непонятно как применить на практике.

Плоскость — вот что точно есть. Рабочее пространство картины, которое должно ощущаться автором до каждого сантиметра. Глаза портретируемого — последнее, что должно появиться на Вашем холсте, прежде фигура, среда, её окружающая. Создавая композицию, мы идём от большого к частному, а не наоборот.

Также не стоит думать, что художники создают свои произведения по правилам и только. Вовсе нет, они нужны, чтобы их нарушать, но делать это надо осознанно, ради творческого замысла.

То есть автор свободен, ничто его не сковывает в работе. Если он эти правила знает, ему решать, как ими пользоваться. Пример: Кузьма Петров-Водкин “В детской”. Вся композиция заваливается влево, мы будто смотрим на картину, наклонив голову. Вопрос, такое композиционное решение случайность или замысел автора?

Композиция в живописи. Что необходимо знать начинающему художнику?

Другой пример — А.А. Дейнека. На картине только часть человеческой фигуры, и это даже не глаза, а попа и лодочка на дальнем плане. Однако этого достаточно, чтобы увидеть историю, рассказанную автором, домыслить, прочувствовать.

Композиция в живописи. Что необходимо знать начинающему художнику?

Напишите в комментариях, что Вас беспокоит в вопросе о композиции или поделитесь своим мнением на данную тему.

Вы рисуете, пробовали копировать, что-то уже получалось? Согласитесь, процесс захватывает, хочется творить снова и снова, но как стать свободным от чужих подсказок, чужих картин и фотографий, как начать создавать произведения самостоятельно, как творить легко?

Хотите знать, хотите попробовать? У Вас получится, потому что получается у всех, кто полон желания и способен слышать подсказки. Представьте, Вам подсказывают, а Вы делаете всё самостоятельно — Вы автор, Вы исполнитель, Вы победитель! Именно так, потому что побеждают только те, кто действует со знанием дела, а не спонтанно, не по наитию. Случай — плохой помощник.

Мы часто ищем оправдания: у меня не получится, мне не дано и т.д. Вы уверены? Хотите, я докажу обратное? Знаю, Вы способны на большее, нежели копировать чужие картинки. Регистрируйтесь на бесплатную онлайн встречу «Зачем художнику видеть?» 25 августа в 20.00 по московскому времени. Регистрация по ссылке: http://artgranata.ru/

grigoryevalexandr.ru

Основы композиции в живописи

24 марта 2018

Основы рисования

Писатели, поэты, живописцы, скульпторы в процессе творчества выражают свои мысли и чувства разными способами: писатели — ярким словом, композиторы — гармонией звуков, художники — линией, формой, цветом.

Маяковский говорил, что ради одного хорошего, настоящего слова приходится затрачивать «тысячи тонн словесной руды». И действительно, только небольшая часть передуманного, пережитого, перечувствованного, отобранная взыскательным и беспощадно требовательным к себе художником, найдет место в будущем произведении. Но эта малая часть и есть душа произведения, формирующая и определяющая художественный образ, то есть самое главное, самое заветное, драгоценное, без чего произведение становится ремесленной поделкой.

В процессе работы художник, когда ему нужно, из запаса накопленных наблюдений и впечатлений отбирает необходимые ему в конкретном случае образы, которые являются материалом будущей картины. Наша задача заключается в том, чтобы кратко рассказать, что такое композиция в живописи.

Термин «композиция» происходит от латинского compositio — составление, соединение, сложение частей. Применительно к композиции в живописи это значит, что отдельные части картины, объединяясь вместе, приобретают новое, большее значение, чем каждая из них имела бы сама по себе.

Когда художник в этюде с натуры пишет отдельного человека или предмет, то композиция не играет особо значимой роли. В случае же, когда на картине изображается несколько людей или предметов, выстраивание композиции становится действительно важной задачей.

Так же, как безгранично, подобно жизни, искусство, так и вопросы композиции чрезвычайно сложны и многообразны. Они жизненны только при определенных условиях и обстоятельствах создания художественного произведения (идея, тема, конкретный сюжет, время, количество фигур), соединенных каждый раз тонко и сложно, и поэтому упрощаются и тускнеют, зачастую легко превращаются в схоластику, если механически применять к ним логические законы и рассуждения.

Как ни трудно выразить законы композиции, неверно отрицать их вообще. Могут же в музыке определенным образом сочетаться в мелодию отдельные музыкальные фразы; или в архитектуре геометрические формы гармонично соединяются, выдерживаются в пропорциях, уравновешиваются, производят впечатление прекрасного. Никто не станет отрицать в архитектурной композиции художественный образ.

Тем более в композиции картины, где основа творчества — это передача конкретного, реального мира. Художник хотя и оперирует в начале работы для удобства весьма обобщенными формами, однако никогда не упускает из виду их реального, жизненного выражения и содержания.

Конечно, элементы отвлеченного мышления присутствуют при создании композиции, но это только лишь этап работы, но не ее цель. Живопись — искусство конкретное, и лишать его конкретности — значит убивать само существо.

Композиция, как уже было сказано, — понятие сложное и многозначное. Кратко можно сказать, что это — распределение всего изобразительного материала на холсте: персонажей, пейзажа, предметов обихода, пространства, цвета, света и так далее, то есть того, что именуется компонентами картины. И не простое распределение, а упорядочение этого материала, приведение отдельных компонентов во взаимосвязь, установление между ними различных отношений — психологических, пластических, цветовых. Вместе с тем композиция — это определенное расположение компонентов картины с целью раскрытия главного — идеи произведения. Картина может стать выразительной, значительной, навсегда запоминающейся только тогда, когда в ней ясно выражена основная мысль, найдено общее, и с этим общим связаны все части органической нерасторжимой связью. Выделение главного и, что особенно важно, нахождение общего — картины в целом, решение ее образа — это и есть композиция картины. Здесь нужно больше всего положить труда, находчивости, изобретательности и остроумия.

Известно, что натурализм — поверхностное, внешнее понимание жизни — заключается совсем не в манере исполнения и не в приверженности художника к деталям и подробностям. И широко написанная картина может быть натуралистической, если в ней не найдены композиционно образные отношения, то есть отсутствует творческое воссоздание жизни. Простое бездумное изображение или копирование случайно взятых и потому бессмысленных для искусства предметов и персонажей — это и есть натурализм.

Перед тем как начинать работать, надо остановиться, подумать, решить, что ты хочешь выразить в своем произведении, как это все разместится на плоскости холста или бумаги, какой будет общий вид, какой для этого нужен формат (квадрат, полтора квадрата и так далее) и какая техника исполнения будет наиболее подходящей (например, лицо ребенка и старика одинаковой техникой не передашь). Очень часто техника исполнения зависит от сюжета. Вообще, надо каждый раз искать средства выражения, соответствующие сюжету. «По сюжету и живопись», — писал П. П. Чистяков в письме В. Д. Поленову. Замечательно то, что это вовсе не противоречит творческой индивидуальности художника.

В. А. Серов, имея свой художественный почерк, каждый раз искал новые средства для выражения замыслов. Очень интересно и поучительно проследить за этим по его произведениям. Если сравнить портрет М. Н. Ермоловой с портретом К. А. Коровина, то можно ясно увидеть, как в каждом случае художественные средства, живописная манера художника соответствуют образу изображаемого человека.

В портрете Ермоловой строгий лаконичный силуэт, сдержанная, даже суровая цветовая гамма, построенная на тонкой разработке черного, белого, коричневого, — все помогает созданию величественного, вдохновенного образа великой русской актрисы, образа, проникнутого большим человеческим чувством. Низкий горизонт способствует торжественности, значительности. Это портрет не только конкретного лица, но и образ русской женщины в широком понимании слова.

Портрет Ермоловой. В. Серов, 1905. МаслоПортрет Ермоловой. В. Серов, 1905. Масло

Портрет К. А. Коровина совершенно иной и по характеристике и по живописному решению. Он, в отличие от портрета Ермоловой, скорее камерный. Коровин полулежит на диване, одет несколько небрежно. Написан портрет в очень свободной, как бы этюдной манере, «мазисто», широким мазком и в совершенно ином живописном ключе — более яркими, звучными красками. Он построен на сильных ударах красного, синего, белого цветов.

Портрет Коровина. В. Серов, 1891. МаслоПортрет Коровина. В. Серов, 1891. Масло

И композиция портрета, и его мажорная цветовая гамма рисуют образ человека широкой натуры, великолепного художника-колориста.

В композиции очень важны вопросы контрастов. Например, большого и маленького, динамичного и неподвижного, яркого по цвету и сдержанного и так далее. Все относительно и познается сравнениями. Главное можно выделить ярким цветом на спокойном фоне, большой размер подчеркнуть небольшими предметами и наоборот.

Нельзя начинать картину в расчете на выигрыш деталей. Картины не будет. Ей просто неоткуда взяться, если ее не было при зарождении замысла, в начале работы. В лучшем случае может получиться набор выигрышных частностей, но картины как живого творческого организма не получится. Ведь давно замечено, что приятные частности иногда составляют отвратительное целое. Так бывает и в жизни, и в искусстве.

drawingpractice.ru

Основы композиции в искусстве

Композиция - основа любого произведения искусства. Именно она придает ему выразительность, единство и целостность. Оригинальное композиционное решение привлекает внимание и помогает понять вложенный автором смысл. В то время как неудачный подбор композиционных элементов, даже если все объекты искусно прорисованы, может испортить впечатление от картины.

Принято различать несколько видов композиции:

- фронтальная или плоская - витраж, фреску или картину;- объемная - скульптура или архитектура;- глубинно-пространственная - архитектурные ансамбли.

Базовые принципы композиции

У композиции свои законы, среди которых можно выделить основные:

  • Целостность - все элементы произведения являются единым целым, нет ничего лишнего или хаотичного;
  • Определение смыслового центра - выделение объектов, играющих основную роль, привлечение к ним внимания;
  • Использование контрастов - это может быть сочетание цветов, изображение предметов различной величины или противопоставление отрицательных и положительны персонажей;
  • Статика - состояние уравновешенности и покоя, выраженное в симметричности предметов и расположении их в определенном порядке;
  • Динамика - состояние движения, подчеркнутая асимметрия в расположении объектов делает композицию динамичной.

Для того, чтобы произведение выглядело более выразительным, необходимо уметь грамотно компоновать предметы между собой, ориентируясь на знания перспективы, пропорций и форм, теории цвета. При этом важно не перегрузить работу обилием деталей.

Выразительные средства композиции

Восприятие художественного произведения напрямую зависит от его композиции, поэтому важно уметь ее выстраивать, пользуясь художественными средствами: линией, штриховкой, тональными и цветовыми пятнами, перспективой и светотенью. Они помогают не только распределить предметы в пространстве, установить соотношения объемов, света и тени, но и точно передать задумку автора.

В живописи отдельные композиционные приемы позволяют достичь наибольшей выразительности картины, раскрыть многогранность содержания. Это может быть ритмическое построение, где все элементы произведения упорядочены, согласованы и подчинены четкому ритму, заданному художником. В выстраивании композиции изображения задействованы различные изобразительные средства, такие как формат холста и размер изображения, фокусная точка, обрамление, температура цветовых сочетаний, глубина и ракурс, контрасты и ритм.

Расположив изобразительные элементы на картине определенным образом, можно наиболее полно передать замысел, привлечь внимание зрителя. Для этого необходимо выстроить композицию так, чтобы все объекты были переданы наиболее выразительно. Отбросив все лишние детали, оставить только самое необходимое. Подчеркнуть внутреннее содержание всем образным строем картины.

Фокусная точка - центр всего произведения, она несет мощную композиционную нагрузку. Остальные элементы являются второстепенными и служат для ее обрамления. Она должна органично и естественно вписываться в картину. Немаловажную роль играет баланс композиционных элементов, который позволяет добиться гармонии между изображенными объектами.

Четкое следование основным принципам построения композиции - ключ к созданию уникального произведения искусства.

myshulka.ru

Искусство композиции в фотографии, советы и примеры

Композиция – вот что отличает обычный снимок  от Невероятного  снимка.  Так как один и тот же объект  фотограф может видеть совершенно по-разному.  Ниже вы можете ознакомиться с примерами.

О композиции в фотографии.

1) Точка зрения.

Прежде чем что-то изобразить, всегда старайтесь представить, как это будет выглядеть на фотографии, это поможет узнать, что попадает в кадр, а что нет. Находится в одной плоскости  с предметом, лучше, чем снимать  из-за угла. Кроме того, попытка сфотографировать сверху, или снизу поможет зрителю увидеть предмет с той стороны, с какой он его никогда не видел.

By: Sudir

By: Sudir

By: Sudir

By: Sudir

 

2)Простота.

Постарайтесь сделать кадр максимально простым, это поможет зрителю сосредоточиться только на нужном предмете. Другими словами – минимизируйте свой кадр. Постарайтесь сделать так, что б фон был максимально простым и объект легко выделялся для зрителя.

By: Sudir

By: Sudir

By: Sudir

By: Sudir

 

3)Геометрические фигуры.

Ищите формы, узоры, симметрии, так что б глаза ловили геометрии линий и кривых. Попробуйте составить изображение в соответствии с этими формами. Появление этих уникальных символов в кадре позволяет правильно расставить акценты,  заставляет зрителя легко воспринимать кадр.

By: Sudir

By: Sudir

By: Sudir

By: Sudir

4)Балансировка фото

Балансировка изображения с помощью композиции позволяет избежать пустоты в снимке, попробуйте сбалансировать вес в кадре используя менее важные объекты, или пытаясь связать второстепенные элементы с главным.

By: Sudir

By: Sudir

By: Sudir

By: Sudir

5)Абстрактные объекты.

Появление нейтральных, или абстрактных объектов в кадре делает его особенным. Попробуйте поймать такой момент, фотографируя памятники и исторические места , и это сделает ваш снимок интересным, непохожим на другие. Благодаря абстрактным предметам зритель может отвлечься от  главного объекта, а это добавляет некую  драматичность картине.

By: Sudir

By: Sudir

By: Sudir

By: Sudir

6)Обрезка.

Не все кадры изначально идеальные, очень часто это результат хорошей обрезки, именно она делает кадр более выразительным. Благодаря правильной обрезке можно убрать отвлекающие факторы, обратить внимание на нужный объект, или изменить ориентирование изображения.

By: Sudir

By: Sudir

By: Sudir

By: Sudir

7)Глубина.

Постарайтесь изобразить некую глубину на заднем плане снимка, сосредоточившись на передний план. Оставляйте много места на переднем плане и наполняйте его выразительными объектами. Большую роль в создании глубины изображения играет естественный свет.  Кроме того, создание этих «глубин» позволяет  зрителю увидеть большую полноту картины.

By: Sudir

By: Sudir

By: Sudir

By: Sudir

8)Правила.

Следование трем правилам  –  Правилу Золотого сечения, Золотого треугольника и Золотой середины, принесет хороший результат. Не нужно думать об этом в момент съемки, дальнейшая обрезка фотографии поможет все сделать правильно. Хотя с опытом все эти правила начнут выполняться сами собой.

By: Sudir

By: Sudir

By: Sudir

9)Черно-белая съемка.

Черно-белой съемке следует уделить  особое внимание. Она широко используется в художественной фотографии. Изображение, в данном случае, должно быть  полностью контрастным, это сделает его восприятие намного проще и легче для зрителя. Это заставляет зрителя не обращать внимания на мелочи и полностью акцентирует  его взгляд  на объект внутри кадра.

By: Sudir

By: Sudir

By: Sudir

By: Sudir

Что бы нарушать правила, нужно сначала, научится их выполнять. Попробуйте эффективно нарушать все правила упомянутые выше, это сделает вашу работу уникальной. Постарайтесь найти что-то своё, и сделать свои работы максимально привлекательными

cameralabs.org

Композиция в живописи. Построение картинной плоскости и пространство

2 апреля 2018

Основы рисования

Построение картинной плоскости

Все, что изображено на картине — фигуры, предметы, — все это должно быть расположено на картинной плоскости. Для того, чтобы изображение на картине «держалось» и не распалось на части, необходимо принимать во внимание саму структуру картины.

Картина должна иметь масштаб, соответствующий ее характеру: то, что изображено в жанровых картинах Федотова, требует небольшого масштаба; темы и характер исторических картин Сурикова требуют большого масштаба. Многие, хорошо задуманные картины художников проигрывают только оттого, что они выполнены не в том масштабе.

Выбор формата картины — не менее существенный момент. Суриков предпочитал сильно растянутый вширь формат, особенно когда ему предстояло изобразить многолюдную толпу. В картине «Меншиков в Березове» формат ближе к квадрату, и вместе с тем герой не может встать во весь рост («ударится головой о верхний край картины», — говорили критики). Но это не просчет художника, он пластически раскрывает тему: исторический герой находится в плену.

В. Суриков. Меншиков в Березове В. Суриков. Меншиков в Березове 1883. Холст, масло. 169×204 см Государственная Третьяковская галерея, Москва

Художники Возрождения были очень чутки к формальным особенностям картинной плоскости, к ее пропорциям. Они часто прибегали к золотому сечению (то есть 5:8). Они любили композицию картины в виде триптиха, причем его среднее звено обычно широкое, боковые створки вполовину уже среднего звена.

Дрезденская картина Вермеера «Девушка с письмом» привлекает к себе внимание не только своими пронизанными светом красками, но и ясностью геометрического построения.

Ян Вермеер. Девушка, читающая письмо у открытого окна Ян Вермеер. Девушка, читающая письмо у открытого окна 1657. Холст, масло. 83 × 64,5 см Галерея старых мастеров, Дрезден

Строгий профиль девушки вырисовывается на фоне гладкой стены, с одной стороны видна створка окна, с другой — отвесно падающая вниз занавеска. Ясные, простые формы прямоугольников усиливают впечатление гармонии и тишины.

Пространство в композиции картины

В живописи нового времени трехмерное пространство служит не только местом действия фигур, оно еще участвует в создании целостной композиции. В картине Вермеера одиночество и покой читающей письмо девушки подчеркнуты тем, что за ней видна гладкая, пронизанная светом стена. В картине В. Маковского «Объяснение» пространство как бы участвует в раскрытии жанровой темы.

В. Маковский. Объяснение В. Маковский. Объяснение 1891. Холст, масло. 53 x 39,5 см Государственная Третьяковская галерея, Москва

Рояль отделяет молодого человека от смущенной девушки, пространство между ними дает понять, что объяснение еще не состоялось, не преодолены внутренние препятствия. Вместе с тем анфилада комнат за ними, свет, который льется через открытую балконную дверь, весь этот небывалый у Маковского простор — в этом как бы угадывается выражение робких надежд двух любящих сердец.

drawingpractice.ru

ЧТО ТАКОЕ КОМПОЗИЦИОННЫЙ ЦЕНТР?

Важнейшим средством достижения единства можно назвать закон соподчинения. Что значит соподчинение? Соподчинение есть в армии: солдаты подчиняются командиру; оно присутствует на предприятиях: рабочие подчиняются директору. То есть, соподчинение предполагает наличие начальства, кого-то главного. Так же и в любом произведении искусства важно иметь главного героя, который выражает идею художника.

Центр композиции - это главный герой произведения, который выражает основную идею автора.
Например, в картине Васнецова «Аленушка», центр композиции – Аленушка. Композиционная ошибка может привести к курьезным последствиям.
 
В портрете работы Робера Кампена (15 век), лицо модели занимает почти все пространство холста, поэтому центром композиции становится щека, которая вряд ли выражает идею сюжета.  
     

Центр композиции редко совпадает с геометрическим центром картины. Чаще всего это происходит в декоративном искусстве или в классической архитектуре.

В живописи, графике или фотографии центр композиции как правило располагается по линии золотого сечения (стр. 29), то есть, рядом с центром. Художники часто выбирают второй план для главного героя, что прекрасно иллюстрирует картина
Федотова «Сватовство майора». Центров композиции может быть несколько. Например, в шедевре Иванова «Явление Христа народу». Сначала наше внимание сосредотачивается на Иоанне Крестителе, расположенном на переднем плане, потом взгляд скользит в направлении, куда

указывает его рука, и останавливается на одинокой фигуре Христа вдали, и вдруг, мы неожиданно замечаем необыкновенно живое и интересное лицо раба в нижней части картины. Как художнику удается так ловко манипулировать нашим восприятием, буквально вести наш взгляд? Во-первых, он пользуется пластической структурой, а во-вторых, Иванов выделяет главных героев и приглушает второстепенных.

Наши глаза фокусируются на определенном объекте, к которому устремлен наш взгляд, все остальное в этот момент слегка расплывается. Проведем эксперимент. Сконцентрируйте взгляд на оконной раме. Хорошо ли вы различаете пейзаж за окном? Он будто в тумане, зато раму вы видите четко, ярко, объемно.

На центре композиции фокусируется наш взгляд, поэтому его нужно проработать более детально, чем все остальное.

 

Существуют разные способы выделения композиционного центра. С первого класса художественной школы, преподаватели всеми силами стараются приучить детей выделять главное с помощью контраста.

1. Центр композиции можно выделить с помощью контраста. Контраст – сопоставление противоположностей.

 

Контрастными бывают размеры предметов, например, главный герой крупный, а все остальное мелкое, как в иллюстрации Билибина.    
Часто главное выделяется контрастом тона или цвета: светлое на темном, темное на светлом (Дюрер, рисунок кролика), красное на зеленом, фиолетовое на желтом и т.п. Ван-Гог изображает желто-оранжевые подсолнухи на бирюзовом фоне. Сопоставлять можно любые противоположности.  
Например, в картине Босха «Несение креста» лицо Иисуса выделяется своим спокойным, умиротворенным, возвышенным выражением на фоне уродливых, перекошенных, звероподобных физиономий толпы.  
 
         

 

Другой способ выделения главного часто применяется в театре, хотя изобретен он был знаменитым итальянским художником Караваджо в 17 веке.

 

2. Центр композиции можно выделить с помощью света.

 

Нужно просто осветить центр композиции лучом света, оставив остальное в полумраке. Наша психика устроена таким образом, что яркий свет мгновенно привлекает к себе все наше внимание.  
Караваджо "Лютнист"  

Третий способ тоже основывается на психологии нашего восприятия. Мы всегда обращаем внимание на движущийся объект. Это какой-то древний инстинкт, очевидно, связанный с безопасностью.

3. Центр композиции можно выделить с помощью движения.

 

Изобразительное искусство, в отличие от кино не может показать движение, но оно может вызвать ощущение движения. Есть множество приемов для этого: диагонали, неустойчивые треугольники, ритм. Но немаловажное значение имеет момент запечатленного движения. Мирон, создавая своего «Дискобола» две с половиной тысячи лет назад, уже знал этот секрет. Он поймал момент, который длится долю секунды, и может быть увиден только на остановленном кадре видеозаписи.

 

Похожие статьи:

poznayka.org

Приемы композиционных построений Анализ картины

Количество просмотров публикации Приемы композиционных построений Анализ картины - 632

Когда зритель смотрит картину в музее или на выставке, он меньше всœего думает о ее структур- ной организации. Он поглощен созерцанием произ- ведения искусства как целостного явления, где содержание и форма слились в нерасторжимое единство. Гармония колорита пленяет естествен- ностью. Геометрия холста скрылась за совершен- ством и полнотой форм. При этом в сознании зри- теля проплывают отрывки прочитанного об этой картинœе, о художнике, написавшем ее, о событиях, связанных с сюжетом, и другие мысли.

Художнику крайне важно не только смотреть на произведения выдающихся мастеров, восхищаться их талантами, но и делать анализ композиции, проникать в тайны организации изображения, способного донести до зрителя мысль автора и сильно воздействовать на него эстетически.

Анализ линœейного построения картины откры- вает нам композиционные приемы художника. Для примера проведем анализ картины А. А. Иванова ʼʼЯвление Христа народуʼʼ (см. рис. 36). Не имея возможности провести данный анализ у самой карти- ны, обратимся к репродукции. Чтобы анализ не привел к ложным выводам, нужно убедиться, что репродукция воспроизводит картину полностью (часто при печати обрезают края репродукции, дают не полное воспроизведение без указания, что это фрагмент). Проводим диагонали, чтобы ви- деть, где находится геометрический центр карти- ны. Геометрическим способом или путем арифмети-

Рис. 53.

Учебный натюрморт с расстояния 1 м:

а — воображаемая картина; б — вариант композиции интерьера

ческого вычисления определяем место линии золо- того сечения по горизонтали. Проводим линии золотого сечения в левой и правой частях картины по горизонтали, а затем — по вертикали. Строим пропорциональные линœейки для высоты и ширины. Отрезки нисходящего ряда золотой пропорции пе- реносим на полоску бумаги и производим промеры расстояний между фигурами и группами фигур, а также промеряем высоту групп и отдельных фигур. Размещено на реф.рфЭти промеры можно производить и цирку- лем золотого сечения. Промеры показали, что вы- сота всœей группы в правой части картины равна 62 частям от всœей высоты картины, а ширина ее равна 24 частям от ширины картины (золотые пропорции). Высота стоящих фигур равна 38 час- тям от высоты картины, а сидящих — 24 частям (золотые пропорции). Величины 10, 14, 24, 38 по-

вторяются, особенно по ширинœе. Это дает ощуще- ние плавного, неторопливого ритма. Фигура Иоан- на Крестителя нарушает данный ритм, выделяясь среди остальных не только размерами, но и движе- нием в сторону появившегося вдали Христа. Она сдвинута с линии золотого сечения. Сдвинута с линии золотого сечения и фигура Христа. Этот сдвиг способствует возникновению у зрителя спо- койного движения.

Анализ линœейного построения картины ʼʼЯвле- ние Христа народуʼʼ убеждает, что структурной основой организации изображения являются про- порции золотого сечения и повторение равных ве- личин. Οʜᴎ связывают части в единое целое и гармонизируют форму. Порядок проведения анали- за линœейного построения изображения портрета͵ пейзажа или натюрморта остается таким же, как

Рис. 54.

Учебный натюрморт с расстояния 3 м: а — воображаемая картина: б — вариант реальной картины

показано на примере анализа картины ʼʼЯвление Христа народуʼʼ.

При посœещении музея или выставки для анали- за заинтересовавшей нас картины можно восполь- зоваться полоской бумаги или картона длиной 7— 10 см, на которой нанесены делœения половины (50:50), функции золотого сечения (52:48), вто-рогозолотого сечения (54 : 44) и шкалы нисходя- щего ряда золотой пропорции—62, 38, 24, 14, 10. Необходимо встать напротив середины рассматри- ваемой картины, отодвинуть от глаза полоску на расстояние, когда ее края совпадут с краями кар- тины, и заметить, против какого делœения находится главная фигура или группа фигур, каким града- циям шкалы золотого сечения равны интервалы ит. д. Умение проводить анализ картины учит ху- дожника видеть гармонию форм в природе при

рисовании с натуры, добиваться ее в своих творче- ских работах. Ум художника становится требова- тельнее, а глаз зорче. Эскиз будущей картины художник тожедолжен проанализировать па пред- мет гармонического построения композиции.

referatwork.ru