Лукас Кранах Старший: картины в Эрмитаже и Дрезденской картинной галерее. Кранах картины


как отличить работы Лукаса Кранаха Cтаршего от его мастерской – Москва 24, 07.03.2016

Фото: m24.ru/Кинякина Екатерина

По понедельникам московские музеи не работают. Но это не значит, что у публики нет возможности познакомиться с прекрасным. Специально для понедельников редакция m24.ru запустила новую рубрику "10 неизвестных", в которой мы знакомим вас с десятью произведениями мирового искусства из собрания московских музеев, объединенных одной тематикой. Распечатывайте наш гид и смело отправляйтесь с ним в музей, начиная со вторника.

В ГМИИ им.Пушкина открылась выставка "Кранахи. Между Ренессансом и маньеризмом". 48 живописных и более 50 графических произведений из собраний музеев Готы, Берлина, Мадрида, Праги, Будапешта, Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода и нескольких российских частных коллекций отражают разные этапы развития творческой традиции семьи Кранахов.

Лукас Кранах Старший, "Венера и Амур", 1509

Лукас Кранах Старший, "Венера и Амур", 1509

В первую очередь, когда приходишь на выставку в ГМИИ, надо понимать, что Кранахов было как минимум четыре: Лукас Кранах Старший, Ганс Кранах и Лукас Кранах Младший – его сыновья, и Лукас III Кранах – его внук. При этом у Лукаса Кранаха Старшего была еще и целая мастерская, которая дописывала его работы или, наоборот, делала подготовительные этапы.

Лукас Кранах Старший, "Мистическое обручение Святой Екатерины Александрийской со святыми Варварой, Доротеей и Маргаритой", 1510-е

Лукас Кранах Старший. "Мистическое обручение Святой Екатерины Александрийской со святыми Варварой, Доротеей и Маргаритой", 1510-е

К лучшим произведениям Лукаса Кранаха Старшего относят исполненную во второй половине 1510-х годов картину "Мистическое обручение святой Екатерины Александрийской, со святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой". На картине мистическое обручение святой Екатерины происходит на фоне характерного скалистого пейзажа северной природы и темного занавеса, который держат маленькие ангелы. В центре композиции – младенец Христос, поддерживаемый Богоматерью. Одной рукой он надевает обручальное кольцо на палец святой Екатерины, другой касается символической виноградной грозди, которую держит Мадонна. Изображение дополнено фигурами святых дев в нарядных придворных платьях и с их атрибутами: драконом у Маргариты, корзиночкой с цветами у Доротеи и башней за спиной у Варвары.

Лукас Кранах Старший, "Христос и Богоматерь", 1516-1520

Лукас Кранах Старший, "Христос и Богоматерь", 1516-1520

Картина "Христос и Богоматерь" небольшая по формату, но очень смелая по композиционному решению для своего времени. Портреты персонажей взяты максимально крупно в отрыве от традиционных религиозных сюжетов, из-за чего дистанция между ними и зрителем полностью стирается. Лукас Кранах Старший действительно был новатором, завершающим эпоху Дюрера и всего Северного Возрождения и открывающим новый период в истории живописи.

Лукас Кранах Старший, "Мадонна с младенцем (в винограднике)", 1523

"Мадонна с младенцем (в винограднике)", 1523

Конечно, выставка не отражает и десятой части творчества мастера, но тем не менее дает представление о характерных особенностях живописи каждого из художников династии. Картины в экспозицию собирались буквально со всего света, но среди них есть и те, которые все время находятся в постоянном собрании ГМИИ. Одна из них – "Мадонна с младенцем (в винограднике)".

Лукас Кранах Старший, "Большая Мадонна с младенцем под яблоней", 1526

Лукас Кранах Старший, "Большая Мадонна с младенцем под яблоней", 1526

Картина "Большая Мадонна с младенцем под яблоней" приехала в Москву из Санкт-Петербургского Эрмитажа. Если сравнить эту работу с предыдущей, то можно заметить несколько характерных особенностей, важных для всей живописи Лукаса Кранаха Старшего: это, в первую очередь, обобщенные, сглаженные черты округлых лиц Мадонны и младенца, узкие миндалевидные глаза и почти никак не выраженные эмоции. Еще одна интересная деталь – почти все женские персонажи у Кранаха рыжеволосые. Возможно, у него была одна модель, с которой он их писал.

Лукас Кранах Старший, "Женский портрет", 1526

Лукас Кранах Старший, "Женский портрет", 1526

Кранах всегда очень точен в деталях: будь то детали одежды, тонкие пряди волос, которые он отделяет золотистыми прорисовками, или элементы пейзажа – все это можно разглядывать до бесконечности. А самый внимательный зритель обязательно заметит и знаменитую подпись мастера – крошечного крылатого дракона, который может быть нарисован где угодно.

Лукас Кранах Старший, "Грехопадение, изгнание из рая и воскрешение", 1529

Лукас Кранах Старший, "Грехопадение, изгнание из рая и воскрешение", 1529

В этой картине объединено сразу несколько библейских сюжетов: грехопадение Адамы и Евы и изгнание из рая композиционно расположены в левой части картины, справа же изображены распятие и воскрешение Христа. Сюжеты дополнены массой интересных и необычных деталей. Например, в левой части смерть, изображенная в виде скелета, гонит Адама из рая вместе с дьяволом, а в правой части агнец божий топчет скелет, символизируя тем самым воскрешение Христа и победу над смертью.

Лукас Кранах Старший, "Юдифь на пиру у Олоферна", 1531

Лукас Кранах Старший, "Юдифь на пиру у Олоферна", 1531

У этого произведения сюжет тоже очень сложный, состоящий из нескольких линий. На переднем плане Юдифь сидит за одним столом с Олоферном, одетым по моде XVI века в окружении воинов. А на заднем плане, вдали у шатров можно разглядеть, как Юдифь кладет голову Олоферна в мешок. При этом существует еще и картина большого формата, изображающая точно такую же композицию с шатрами, то есть продолжение или следующий кадр сюжета.

Лукас Кранах Старший, "Христос и грешница", 1532

Лукас Кранах Старший и мастерская, "Христос и грешница", 1532

Картина принадлежит к позднему этапу творчества художника, когда он работает в основном вместе со своей мастерской. По тому, как написаны лица на этом произведении, можно сказать, где Кранах работал сам, а где ему помогали подмастерья. Центральные образы Христа и грешницы принадлежат самому мастеру: его кистью написаны крупные черты лица, ярко выделяющиеся на темном фоне. Толпа вокруг, изображенная с различными выражениями и гримасами, скорее всего создавалась его учениками.

Лукас Кранах Младший, "Мадонна с младенцем", 1537

Лукас Кранах Младший, "Мадонна с младенцем", 1537

Лукас Кранах Младший продолжал многогранную деятельность в семейной мастерской, занимаясь, в первую очередь, повторением отцовских оригиналов, созданных в самых разных жанрах – от религиозных и мифологических сцен до аллегорий и серийных портретов. Так как его старший брат Ганс умер еще при жизни отца, Лукас возглавил мастерскую в 22 года, при этом он уже имел большой художественный опыт.

Ссылки по теме

www.m24.ru

Лукас Кранах Старший, эпоха Ренессанса, Северное Возрождение

Лукас Кранах Старший — немецкий живописец эпохи Ренессанса, яркий представитель Северного Возрождение, а также основатель «Дунайской школы живописи».

На сколько мы помним, в позднем Ренессансе, в особенности у тех представителей, максимально отдаленных от теплых берегов Италии, художественные образы, в силу некоторых, этнопсихологических обстоятельств — были мрачны, ассиметричны и сильно отличались от роскошных мускулистых тел, представленных в средиземноморской живописи того периода.

Кранах Старший стал известен благодаря своему, можно сказать, особому стилю, исключительно его черты, которые он вносит во все свои портретные работы, выделяют его творчество на фоне остальных. Каждое лицо, изображенное Кранахом, угрожающе походит на следующее, а смесь реалистичности и какой-то карикатурности, привносит нечто мистически настораживающее, так что в целом, привлекательными назвать их достаточно сложно, но увлекательными — можно. Северное Возрождение, как очень масштабное культурное явление, главной особенностью, имело как раз-таки вот это удивительное соединение средневековых тенденций духовной отрешённости образов с реалистичными нововведениями Ренессанса. Предвосхищающие Барокко художники стали отцами основателями карикатуры, как жанра в изобразительном искусстве, все это тонко соединив еще и с литературными тенденциями того времени. Времена Ренессанса и начала Барокко считаются очень тяжелыми для истории Европы, как, собственно, любой рубежный период. Опять-таки, религия торжествовала, простонародье бесновалось, а художники ловили, простите, с этого всего удовольствие и находили новые образные выходы.

Кранах пользуется некоторыми техниками построения света и тени, которые в последующем станут главной особенностью живописи в Барокко. Контрастные цветовые решения, нарочитое подчеркивание центральной фигуры, выбеленные светлые тела, на затемненном фоне, такие, еще более реалистичные, приемы, будет использовать, чуть позже и в другой локации — Караваждо. Однако, как мы можем заметить, предвосхищающие открытия есть, как раз таки, в работах северного живописца, в особенности они заметны на портретах в стиле ню.

Кстати, Лукас Кранах, в свое время, очень любил творчество Альбрехта Дюрера, но современники Кранаха обвиняли его в подражании и, так сказать, «недотягивания» до уровня кумира. Но судить? Нам? Лукаса Кранаха? Увольте, такой грех на душу брать, чревато попаданием в особенные круги Ада, для самодовольных лицемеров. Нам вообще очень трудно не переоценить роль этой личности в истории живописи. Он основал одну из самых видных школ, продолжил с достоинством лучшие традиции Северного Ренессанса и стал одним из самых ярких представителей своей эпохи.

художники-Лукас Кранах Старший-Алтарный триптих семьи Фейлитш

«Алтарный триптих семьи Фейлитш»

художники-Лукас Кранах Старший-Меланхолия

«Меланхолия»

художники-Лукас Кранах Старший-Лукреция

«Лукреция»

художники-Лукас Кранах Старший-Десять заповедей

«Десять заповедей»

художники-Лукас Кранах Старший-Пир Ирода

«Пир Ирода»

художники-Лукас Кранах Старший-Адам и Ева

«Адам и Ева»

художники-Лукас Кранах Старший-Саксонские принцессы Сибилла, Эмилия и Сидония

«Саксонские принцессы Сибилла, Эмилия и Сидония»

художники-Лукас Кранах Старший-Венера и Купидон«Венера и Купидон»

художники-Лукас Кранах Старший-Альбрехт Бранденбургский как Св. Иероним в келье«Альбрехт Бранденбургский как Св. Иероним в келье»

художники-Лукас Кранах Старший-Источник молодости«Источник молодости»

художники-Лукас Кранах Старший-Диана и Актеон«Диана и Актеон»

 

estetico.me

Кранахи: династия художников-реформаторов

Кранахи: династия художников-реформаторов

Лукас Кранах Старший — реформатор немецкой живописи. Его новаторские идеи в отношении композиции, цвета и трактовки образов оказали большое влияние на искусство Северного Возрождения. В первой трети XVI века его работы ознаменовали окончательный переход от идеалов Ренессанса к маньеризму.

Художник организовал процветавшую на протяжении более ста лет мастерскую, руководство которой со временем перешло к его сыну Лукасу Младшему, а затем — внуку и правнуку. Кранахи фактически были родоначальниками Саксонской школы живописи, популярной на протяжении всего XVI столетия.

1 Лукас Кранах Старшии. Мистическое обручение святои Екатерины Александриискои со святыми Доротееи Маргаритои и Варварои..jpgМистическое обручение святой Екатерины Александрийской со святыми Доротеей Маргаритой и Варварой

2 Лукас Кранах Старшии. Венера и Амур 1509 гimage 2 of 5nextpreviousclose.jpgВенера и Амур, 1509

3 Лукас Кранах Старшии. Плоды ревности (Серебряныи век).jpgПлоды ревности

5 Лукас Кранах Старшии. Женскии портрет 1526 г.jpgЖенский портрет, 1526

6 Фридрих Мудрыи курфюрст Саксонскии 1536.jpgФридрих, Мудрый курфюрст Саксонский, 1536

7 Грехопадение изгнание из рая и искупительная жертва Христа 1529.jpgГрехопадение, изгнание из рая и искупительная жертва Христа, 1529

8 Кардинал Альбрехт Бранденбургскии перед распятием.jpgКардинал Альбрехт Бранденбургский перед распятием

9 Юдифь с головои Олоферна.jpgЮдифь с головой Олоферна

10 Меланхолия 1532.jpg

Меланхолия, 1532

11 Мадонна 1514.jpg

Мадонна, 1514

12 Влюбленныи старик 1525.jpg

Влюбленный старик, 1525

13 Распятие 1503.jpg

Распятие, 1503

14 Святые Доротея Агнесса И Кунигунда 1506.jpg

Святые Доротея, Агнесса и Кунигунда, 1506

15 Христос И Неверная Жена 1520.jpg

Христос и неверная жена, 1520

16 Адам и Ева 1531.jpg

Адам и Ева, 1531

17 Альбрехт Бранденбургскии Как Св. Иероним В Келье 1526.jpg

Альбрехт Бранденбургский как Св. Иероним в келье, 1526

18 Золотои век 1530.jpg

Золотой век, 1530

19 Иоганн Фридрих Великодушныи Курфюрст Саксонии 1535.jpg

Иоганн Фридрих Великодушный, курфюрст Саксонии, 1535

23 Полулежащая Диана 1515.jpg

Полулежащая Диана, 1515

24 Умирающии 1518.jpg

Умирающий, 1518

22 Портрет Карла V 1533.jpg

Портрет Карла V, 1533

25 Святое Семеиство 1509.jpg

Святое Семейство, 1509

26 Фонтан Юности 1546.jpg

Фонтан юности, 1546

27 Лукас Кранах Старшии Портрет Саксонских принцесс Сидонии Амелии и Сибиллы.jpeg

Портрет саксонских принцесс Сидонии, Амелии и Сибиллы

21 Портрет Кардинала Альбрехта Бранденбургского 1526.jpg

Портрет кардинала Альбрехта Бранденбургского, 1526

Лукас Кранах Старшии. Мадонна с младенцем (Мадонна в винограднике).jpg

Мадонна с младенцем

Лукас Кранах Младший

Лукас Кранах Младший продолжал многогранную деятельность в семейной мастерской, занимаясь, в первую очередь, повторением отцовских оригиналов. Со временем он привнес в художественное решение своих работ немало новых деталей, по-иному расставил смысловые и стилистические акценты, что, несомненно, было не только следствием наступления его профессиональной зрелости, но и отражением определенных изменений в художественной моде при саксонском дворе.

Его старший брат Ганс Кранах тоже был художником, однако скончался довольно рано, и о его жизни сохранились весьма скудные сведения.

28 Лукас Кранах Младшии Далила обрезает волосы Самсону.jpg

Далила обрезает волосы Самсону

29 Лукас Кранах Младшии Портрет принцессы Элизабет Саксонскои.jpg

Портрет принцессы Элизабет Саксонской

30 младшии Христос и грешница.jpgХристос и грешница

Младшии Венера и Купидон .jpg

Венера и купидон

31 младшии Портрет курфюрста Августа Первого Саксонского.jpg

Портрет курфюрста Августа Первого Саксонского

Ганс Кранах

33 Ганс Кранах Портрет мужчины. 1534..jpg

Портрет мужчины, 1534

34 Ганс Кранах Геркулес у Омфалы. 1537 .jpg

Геркулес у Омфалы, 1537

35 Ганс Кранах Портрет дамы при дворе саксонского как Юдифь с головои Олоферна.jpg

Портрет дамы как Юдифь с головой Олоферна

'+$(this).find('.num-quest').html()+'. '+ $(this).find('.x_big-i').html() +'

diletant.media

Художник недели: Лукас Кранах Старший

На XXXIV Антикварном салоне в Москве демонстрируется «Мадонна с ангелами» мастерской Лукаса Кранаха из частного собрания. О мастере эпохи Возрождения мы рассказываем в рубрике «Художник недели»

Лукас Кранах Старший. Один из самых популярных немецких мастеров XVI века. Представитель искусства Возрождения, придворный художник курфюрста Фридриха Мудрого, последователь Альфреда Дюрера и Иеронима Босха, родился 4 октября 1472 года в местечке Кронах, название которого впоследствии трансформировалось в фамилию художника.

Отец и дед Кранаха также были живописцами, и азы ремесла он постигал под руководством отца, Ганса Мюллера, чье имя сохранилось лишь в косвенных упоминаниях.

О годах детства и юности Лукаса Кранаха точных сведений нет, но многое специалисты предполагают с большой долей вероятности. По обычаю того времени, окончив первоначальное обучение в мастерской отца, он в 1490-х — 1500-х годах, вероятнее всего, отправляется в путешествие по придунайскому региону. Его ранние работы позволяют предположить, что он был в Баварии, — в них чувствуется знакомство с работами баварских мастеров.

В 1500–1504 годах Кранах живет в Вене. Здесь он знакомится с творчеством Альбрехта Дюрера, которое оказывает на него влияние столь заметное, что, например, ранняя работа Кранаха «Адам и Ева» поступила в галерею Уффици в конце XVI века именно как произведение Дюрера; позднее авторство Кранаха подтвердилось, как и то, что для написания этой работы он использовал одноименную дюреровскую композицию.

К началу 1500-х годов относятся самые ранние дошедшие до нас произведения, подписанные именем Лукас Кранах, — религиозные сцены, пейзажи, портреты («Распятие», «Отдых на пути в Египет» (1504, Картинная галерея, Берлин-Далем), «Парный свадебный портрет доктора Иоганна Куспиниана»). Эти работы несколько сумбурны, в них нет еще тех мелких деталей и многоплановой композиции, которые будут присущи картинам Кранаха в дальнейшем.

В 1505 году Кранах поступает на службу к курфюрсту Саксонскому Фридриху Мудрому, при дворе которого в Виттенберге он проведет большую часть своей жизни (около 45 лет) в качестве придворного художника. Фридрих Мудрый, мечтающий сделать Виттенберг крупным культурным центром, высоко ценит художника. Возможно, этому способствуют общие религиозные устремления — оба они поддерживают Реформацию и знакомы с Мартином Лютером. Знакомство Кранаха с Лютером состоялось в начале 1520-х годов и вскоре переросло в тесную дружбу. Приняв учение Лютера, Лукас становится «живописцем реформации»: создает картины и гравюры, выражающие идеи Реформации, иллюстрирует сочинения Лютера, пишет его портреты («Портрет Мартина Лютера»).

В 1508 году Кранаху пожаловано дворянство и личный герб: на щите — змея (дракон) с крыльями летучей мыши, затем превратившаяся в дракона с крыльями птицы. Герб стал его личной подписью и позднее маркой его мастерской. В этом же году Фридрих отправляет Кранаха с дипломатической миссией к императору Священной Римской империи Максимилиану I в Нидерланды, где он пробудет до 1509 года. В подобном поручении нет ничего удивительного: в то время придворные художники нередко чередовали творчество с дипломатией и добивались успеха на обоих поприщах (хрестоматийный пример — дипломатическая карьера Рубенса).

В Нидерландах Кранах вплотную знакомится с творчеством Иеронима Босха (и даже пишет копию его известнейшего произведения «Страшный суд»), испытывает влияние Гертген Тотта и Ван Дер Гуса. После этой поездки в творчестве Кранаха в большом количестве появляются алтарные образы, изображения Мадонны. Помимо портретов, он начинает писать заказные кабинетные картины небольшого формата. К этому же времени относятся и первые обращения мастера к сюжетам и героям античной мифологии. В 1509 году он пишет «Венеру и Амура» — первое в Северной Европе изображение обнаженной античной богини (до него так писали только Еву). Для самого Кранаха это первая попытка изобразить обнаженное тело, да еще в натуральную величину. В этой работе ренессансное отношение к красоте соединено с лютеранской строгостью и дидактичностью. Надпись на латыни предупреждает зрителя: «Всеми силами гони купидоново сладострастие, иначе твоей ослепленной душой овладеет Венера».

По возвращении из Нидерландов Кранах выгодно женится на дочери богатейшего виттенбергского пивовара и строит собственный дом. Благожелательность власть имущих, высокие гонорары и немалые доходы от лавок, полученных в приданое за женой, к сорока годам превращают в прошлом странствующего безродного живописца в состоятельного уважаемого родовитого гражданина, владельца земельных участков, домов, собственной мастерской (откуда выходят картины сыновей и последователей художника, созданные по его мотивам и подписанные его монограммой — крылатым драконом) и типографии, где тиражируются гравюры с его работ. Со временем Кранах становится членом городского совета, трижды в разное время исполняет должность его казначея, а в 1537 году избирается правящим бургомистром Виттенберга.

В 1510–30-е он сосредоточился на написании портретов, а также жанровых картин — в основном на мифологические и библейские сюжеты. Из-под его кисти, все более утонченной и манерной в угоду многочисленным заказчикам, сходят бесконечные «Адам и Ева», «Юдифь», «Магдалина», «Вирсавия» — сюжеты, где можно было изобразить обнаженное тело, изысканные одежды и фоны. Эти кабинетные картины предназначаются для украшения интерьеров в домах вельмож или патрициев. Не случайно Кранах выбирает для них такие темы, как «Венера», «Лукреция», «Суд Париса», «Неравная пара», соответствующие вкусам высокопоставленных заказчиков.

Во второй половине жизни Кранах меньше занимается собственно искусством — почти все его время занято выполнением дипломатических поручений. Однако это приносит и неожиданные результаты. В 1526 году Кранах во главе посольства отправился ко двору курфюрста Иоанна III Миротворца, чтобы заключить предварительный брачный договор между принцем Иоганном Фридрихом и 14-летней дочерью Иоанна III Сибиллой Клевской. Эта поездка оказалась удачной и для европейской политики (свадьба состоялась в 1527 году), и особенно для истории мирового искусства: Кранах создал множество портретов Сибиллы. Именно она дала свою внешность типичному облику кранаховской женщины — высокая блондинка, с миндалевидными глазами, острым подбородком, вытянутыми очертаниями тела. Такими были его многочисленные библейские (Ева, Юдифь, Мария), житийные (Лукреция) и мифологические (Венера) персонажи.

В старости Кранах работает мало, однако количество картин, подписанных его знаком — крылатым драконом, не уменьшается. Весьма плодотворна его мастерская, в которой он осуществляет общее руководство. Становятся сложившимися мастерами его сыновья Ханс Кранах и Лукас Кранах младший. После смерти отца они примут на себя руководство мастерской.

За свою долгую жизнь Кранах успел побывать придворным художником при дворах трех курфюрстов, был дипломатом, политиком, камердинером. После смерти Фридриха Мудрого, не имеющего прямых наследников, Кранах остается при дворе его брата, Иоганна Твердого, и даже становится наставником его сына, Иоганна Фридриха, впоследствии получившего прозвище Великодушный. Известно, что когда Иоганн Фридрих попал в плен к императору Карлу V, Кранах умолял императора о милостивом отношении к своему воспитаннику. Позже по просьбе Иоганна Фридриха уже очень пожилой художник присоединился к нему в Аугсбурге, прожил рядом несколько месяцев и после его освобождения в 1552 году сопровождал его в Веймар.

16 октября 1553 года Лукас Кранах скончался в Веймаре.

Кранаха, на 10 лет пережившего Ханса Хольбейна Младшего и на 25 — Дюрера и Грюневальда, по праву можно назвать последним представителем «великого поколения» эпохи Северного Возрождения.

Лукас Кранах Старший оставил грандиозное творческое наследие, в котором явственно просматриваются все основные черты того явления, которое позднее искусствоведы назовут «дунайской школой», а самого Кранаха — одним из ее основателей. Дунайская школа живописи — направление в живописи и графике Южной Германии и Австрии первой половины XVI века, для которой характерны разрыв с ремесленной традицией, свобода фантазии, эмоциональность, интерес к природе, фантастическим персонажам, пространству, свету и цвету, динамичная композиция, порывистые и острые линии рисунка.

Сегодня образы Кранаха, созданные 500 лет назад, узнаваемы и довольно популярны: модные наряды с его светских портретов копируются реконструкторами и просто любителями старины, а анимированная картинка по мотивам многократно разработанного Кранахом сюжета «Адам и Ева» красовалась на заставке популярного сериала «Отчаянные домохозяйки».

Время от времени работу Лукаса Кранаха или его мастерской можно встретить и на аукционах. Известно, что его живописные работы продавались на аукционах 110 раз. Рекордная для аукционных результатов сумма — 7 748 000 долларов была отдана за парные портреты курфюрста Иоганна Твердого Саксонского и его сына Иоганна-Фридриха на Christie's 6 июля 1990 года. Этот диптих можно видеть сейчас в Национальной галерее (Лондон).

Однако 1990-ми годами крупные сделки с живописными произведениями Лукаса Кранаха Старшего не ограничиваются. В июле прошлого года его «Алтарный триптих семьи Фейлитш» ушел за 6 533 538 долларов (4 297 250 фунтов) при эстимейте 4 000 000–6 000 000 фунтов в ходе торгов аукционного дома Sotheby’s.

Практически все лучшие работы Лукаса Кранаха Старшего принадлежат коллекциям больших музеев; его живопись и графика есть в коллекциях всех значимых музеев мира. Поэтому каждое появление в открытой продаже работ, атрибутируемых именно мастеру, а не его кругу или мастерской, представляет собой значимое событие в мире искусства.

Мария Кузнецова, AI

Источники: bibliotekar.ru, megabook.ru, dic.academic.ru, artprice.com, artinvestment.ru

artinvestment.ru

Картины Лукаса Кранаха Старшего, биография художника

Лукас Кранах Старший (Lucas Cranach der Ältere, 4 октября 1472 г., г. Кронах — октября 1553 г., г. Веймар) — немецкий художник эпохи Ренессанса, график, придворный живописец. Автор многочисленных портретов современников, а также картин с сюжетами на библейские темы и жанровых полотен. Принимал активное участие в создании Дунайской школы, глава большой художественной мастерской, сторонник движения Реформации, друг Мартина Лютера. Отец живописцев Ганса Кранаха и Лукаса Кранаха Младшего.

Особенности творчества художника Лукаса Кранаха: удачно сочетая в своих работах готические традиции, господствовавшие в те времена в немецком искусстве, и основные принципы живописи Ренессанса, Кранах сумел создать особенный стиль. На его полотнах фигуры персонажей гармонично вписаны в пейзаж, за счет чего художнику удалось наиболее полно передать индивидуальные черты характера своих моделей. Несмотря на то, что многие заказчики мастера были представителями знати, художник изображал их без излишней идеализации, предпочитая показать тот богатый внутренний мир, который раскрывался перед ним в процессе работы.

В ранних картинах Лукаса Кранаха отчетливо заметно, что художник отдавал предпочтение нестандартным цветовым решениям. Этот прием в комбинации с асимметрией был довольно новаторским для того времени. Более зрелый период творчества представлен полотнами, где преобладает поэтическое начало, благодаря которому сюжеты, насыщенные мелкими деталями, приобретают флер сказочности и идиллии.

Известные картины Лукаса Кранаха Старшего: «Адам и Ева», «Распятие», «Венера и Амур», «Мадонна», «Нимфа источника», «Меланхолия», «Охота на оленя», «Суд Париса», «Юдифь с головой Олоферна», портреты Мартина Лютера, принца Саксонии, Фридриха Мудрого, Сибиллы Клевской, Анны Куспиниан.

Картины Лукаса Кранаха как отражение эпохи

Точных данных о детских годах художника нет. Одни источники утверждают, что его отец неизвестен, а фамилия юного Кранаха была Зюндер. Согласно другим сведениям, Лукас появился на свет в семье художника Ганса Малера, жившего и работавшего в Верхней Франконии в городе Кронахе. Предполагают, что азам живописи Кранах обучался в мастерской своего отца. Его первые рисунки не сохранились, достоянием общественности стали произведения Лукаса, созданные художником в возрасте примерно 30 лет.

В начале 1490-х годов молодой Лукас Кранах, тогда еще никому не известный начинающий художник, отправился в путешествие по Германии. Затем была Палестина, а в 1501 году — Вена. В столице Австрии живописец провел два года, изучая творчество Альбрехта Дюрера. Именно здесь он написал свои первые дошедшие до наших времен произведения с узнаваемым автографом. В их числе — полотно «Адам и Ева», которому долгое время приписывалось авторство Дюрера: Кранах был настолько увлечен работами великого немца, что воспользовался одноименной композицией мастера для создания своего варианта.

Переезд в Виттенберг по приглашению Фридриха Мудрого в 1504 году принес Кранаху звание придворного живописца и известность: он пишет портреты придворных и другие картины, в числе которых «Распятие». Изобразив Спасителя вознесшимся на кресте над залитой кровью и весенним половодьем землей на фоне темных грозовых туч и сухих ветвей, художник сумел передать весь трагизм происходящего, который при этом оставляет надежду на спасение после смерти и прощение грехов.

Как художник, Лукас Кранах периода начала 1500-х годов демонстрирует удивительное мастерство, сочетая контрастные яркие краски и используя необычные для того времени приемы. Так, изображая Марию на полотне «Отдых на пути в Египет», он рисует ее просторные одеяния в виде раковины, словно оберегающей свою хозяйку. Спокойная поза Иосифа, который отдыхает, прислонившись к дереву, контрастирует с многочисленными фигурками суетливых ангелов, окруживших маленького Христа.

1508 год стал для Лукаса Кранаха Старшего поворотным: он посетил Нидерланды, а после возвращения в Виттенберг получил звание дворянина и должность главы крупной художественной мастерской. Под его началом трудились 10 молодых мастеров, которые помогали писать картины, иллюстрировать книги и продавать их. Со временем мастерская стал приносить немалый доход: Кранах разбогател настолько, что горожане стали считать его уважаемым человеком и неоднократно избирали на пост бургомистра Виттенберга. В этот период были созданы портрет Карла V, полотно «Венера и Амур», алтарь святой Екатерины.

Огромным источником вдохновения стали для Лукаса Кранаха Старшего работы да Винчи, с которыми художник познакомился во время поездки в Мелехен в 1508 году. Лукас первым из живописцев Северной Европы осмелился изобразить богиню Венеру обнаженной — до этого в подобном виде на картинах могла появляться только Ева. Подобная смелость трактовки не встретила осуждения у публики: Кранах по-прежнему пользовался популярностью, принимая заказы на портреты, картины на античные и библейские темы, идиллические пейзажи.

Полотна авторства художника Лукаса Кранаха украшали дворцы знати и дома богатых горожан. Обилие заказов позволило Лукасу привлечь к живописи своих сыновей: в мастерской именитого живописца работал его старший сын Ганс, а позже к нему присоединился и младший отпрыск — Лукас Кранах Младший.

Лукас Кранах Старший был не только живописцем и удачливым бюргером. Знакомство с Мартином Лютером сделало его убежденным сторонником Реформации и активным участником движения. Художник рисовал иллюстрации к протестантским памфлетам и портреты Лютера, а также выделил немалую сумму для издания Библии, переведенной Лютером на немецкий язык.

Сегодня картины этого гениального художника украшают залы таких музеев, как Эрмитаж, Дрезденская галерея, Лейпцигский музей, галерея в Штутгарте, Старая пинакотека (Мюнхен) и пр. В 2015 году его картина «Уста истины» была продана на аукционе Сотбис за 9 млн 300 тыс фунтов стерлингов.

artchive.ru

картины в Эрмитаже и Дрезденской картинной галерее :: SYL.ru

Картины Лукаса Кранаха Старшего являются бесспорными шедеврами живописи эпохи Возрождения. Полотна кисти этого мастера выставлены в крупнейших музеях мира. Жизнь и творчество данного деятеля искусств вызывают большой интерес у многих почитателей его таланта.

Поэтому в данной статье собраны некоторые интересные факты из биографии художника Лукаса Кранаха Старшего. Также нас интересует творческое наследие живописца. Среди наиболее известных картин Лукаса Кранаха Старшего можно назвать (представленные в настоящей статье в качестве иллюстраций по порядку): "Лот с дочерьми", "Давид и Вирсавия", "Портрет Елизаветы Австрийской", "Геркулес и Омфала", "Портрет саксонской принцессы", "Пир Ирода", "Женский портрет", а также "Венера и Амур".

Лот и его дочери

Загадка имени

Ранний период жизни этого немецкого живописца оставил о себе очень мало достоверных сведений. Доподлинно неизвестно даже имя отца художника. Историки-искусствоведы также затрудняются назвать, как был наречен сам прославленный представитель старой немецкой школы изобразительного творчества.

Крайне скудные сведения имеются и относительно того, получил ли Лукас какое-либо официальное образование в области искусства. Точно известно, что первым учителем рисования стал для него отец, который был достаточно известным художником в Германии. Некоторые биографы утверждают, что родитель будущего классика живописи руководил собственной мастерской, в которой работали несколько сотрудников.

Фамилия художника представляет собой творческий псевдоним в честь местности, в которой родился Лукас Кранах Старший. Такая манера избирать для себя имена вполне традиционна у представителей той эпохи.

шедевр кранаха

Ранние годы жизни

Получив от отца необходимые умения и навыки, Лукас Кранах Старший, картины которого сегодня выставляются в лучших галереях мира, отправился странствовать по Европе. В поисках работы он часто переезжал из одного города в другой и постепенно приобрел славу одного из выдающихся германских живописцев своего времени.

Елизавета Австрийская

Кранах и религия

Интереснейшим фактом из раннего периода биографии, который повлиял на творчество Лукаса Кранаха Старшего, является его паломническая поездка в Палестину и посещение мест, где происходили евангельские события. Из этого следует, что христианская вера играла значительную роль в судьбе великого художника. Ряд эпизодов из его жизни подтверждает данное предположение.

Он был знаком и даже в течение долгих лет дружил с основоположником протестантской религии - Мартином Лютером. Кранах был одним из первых, кто написал портрет этого исторического персонажа. За весь период своего творчества он неоднократно рисовал Мартина Лютера, а также создавал иллюстрации к религиозной литературе для протестантов и к проповедническим изданиям.

Известно, что первый портрет предводителя Реформации Лукас написал в то время, когда его друг был еще простым монахом. Известны и некоторые карикатуры на Папу Римского и других представителей протестантской церкви, которые художник нарисовал по заказу различных издательств.

На представленном выше полотне "Лот и его дочери" изображены герои известного библейского сюжета. Яркие платья женщин эффектно выделяются на темном фоне и контрастируют с черным одеянием отца семейства. Это не только свидетельствует об особом художественном приеме, но и выражает существовавшую в ту эпоху идею о власти женщин. Тот же принцип применяется на полотне "Адам и Ева", где прародители всех людей нарисованы стоящими под деревом с могучей кроной, которая создает тень над мужчиной. Его супруга как будто бы светится изнутри. Под "властью женщин" в этих произведениях подразумевается сила красоты.

полотно Кранаха

Жизнь при дворе

После продолжительных лет странствий Лукас Кранах Старший, портреты кисти которого славились уже по всей Европе, был приглашен на должность придворного живописца правителем германской местности Саксония. В своей деятельности он настолько преуспел, что уже спустя четыре года получил дворянский титул. Служба не ограничивалась художественным творчеством, а предполагала участие в некоторых дипломатических миссиях.

Во время выполнения одного из подобных поручений Лукас Кранах Старший написал портрет римского императора Максимилиана. Работа художника так сильно понравилась правителю, что тот впоследствии заказал ему выполнить ряд иллюстраций для молитвенника, который издавался на его средства. Кроме изображений, принадлежавших кисти придворного живописца саксонского курфюрста, эту книгу украшали репродукции творений другого деятеля германского Возрождения - Дюрера.

Портреты

Помимо императора Максимилиана и Фридриха, курфюрста Саксонии, на картинах Лукаса Кранаха Старшего изображены и другие выдающиеся деятели его эпохи. Эти холсты не отличаются особым приукрашиванием внешности моделей, как это обычно было на подобных полотнах того времени со знатными лицами. Данный факт можно объяснить тем, что живописец к началу портретного периода своего творчества достиг уже довольно высокого социального положения и не должен был пресмыкаться перед вышестоящими персонами.

Однако он и не углублялся в тонкости познания и изображения характера людей, позировавших ему. Лукас Кранах Старший воспринимал работу над подобными полотнами как чисто коммерческую деятельность, что тем не менее не умаляет художественного достоинства картин. Иногда сроки на выполнение заказа были крайне сжатыми.

Так, один из представителей элиты заключил с ним контракт на написание более 40 портретов. Естественно, художник не имел возможности тщательно прорабатывать каждый из них.

Принцесса Саксонии

Успешный предприниматель

Помимо творческой карьеры, Лукас Кранах Старший занимался также содержанием аптек и некоторых других торговых точек. Интересным является тот факт, что его фармацевтический бизнес приносил доход потомкам великого художника в течение трех веков после его смерти.

Творческая мастерская

Художник воспитал двух сыновей, которые пошли по стопам отца. Они работали в его собственной мастерской, где также трудились около десяти искусных живописцев. Картины Лукаса Кранаха Старшего часто создавались в нескольких экземплярах. Причем в работе над каждым из них могли участвовать еще несколько сотрудников его творческой лаборатории. Дети знаменитого деятеля продолжали тиражировать его полотна даже после кончины своего отца.

Кроме этого, успешный художник имел собственную печать, на которой был изображен дракон. Он ставил ее на произведениях. Этот штамп служил своеобразным знаком качества. По его наличию люди распознавали авторскую принадлежность полотен.

Кроме своих шедевров, он ставил фирменную печать на понравившихся ему творениях учеников. Это рассматривалось как высшая похвала со стороны прославленного наставника. Вот почему доказать подлинность полотен немецкого мастера - весьма сложная задача.

В собрании Дрезденской картинной галереи присутствуют только те шедевры гения эпохи Возрождения, принадлежность коих кисти данного живописца не вызывает сомнений.

"Пир Ирода" Кранаха

История проникновения искусства Кранаха в Россию

Во время своего царствования императрица Екатерина Великая не только провела множество реформ в различных отраслях государственной политики, но также общалась с ведущими деятелями культуры и искусства. В процессе этого взаимодействия она пришла к выводу, что для просвещения широких масс необходимо пополнение коллекции в Эрмитаже картинами Лукаса Кранаха Старшего и других европейских мастеров.

В результате было закуплено несколько десятков полотен.

Мифологический сюжет

Среди приобретенных полотен была и знаменитая картина "Венера и Амур" Кранаха, которая до того момента находилась в частной коллекции одного из немецких ценителей искусства.

Этот шедевр представляет собой изображение богини любви в компании маленького крылатого лучника, натягивающего тетиву. В верхней части картины расположена надпись на латинском языке, которая содержит стихотворение, предостерегающее людей от чрезмерного сладострастия.

Особенности творческого стиля

Этот случай обращения к мифологическим сюжетам был первым и в творчестве самого Кранаха, и во всем германском искусстве. Новаторство заключалось и в изображение обнаженной натуры. До момента создания картины существовало негласное вето на присутствие на полотнах голых персонажей. Исключение составляли только рисунки, на которых главным героем была библейская Ева с ее мужем Адамом.

Кранах, несмотря на довольно пуританские традиции современного ему германского искусства, все же решился написать серию картин в стиле ню. Но будучи человеком, придерживающимся христианских взглядов, он поместил на полотне "Венера и Амур" эпиграф, содержащий стихотворение, заключающее в себе нравоучение.

Данный живописец, по мнению многих специалистов, не является мастером цвета, но изображение форм у него превосходное.

женский портрет

Подражание итальянским мастерам

Впоследствии художник не раз обращался к мифологическим сюжетам. Обнаженная натура, присутствующая на его полотнах, все больше напоминала героинь шедевров итальянской эпохи Возрождения. Данный факт является доказательством того, что, во-первых, художник был знаком с творчеством великих современников, а во-вторых, что он сам в совершенстве овладел их техникой.

В каких музеях выставлены полотна Кранаха?

После смерти великого мастера часть его творческого наследия была куплена основанной в то время Дрезденской картинной галереей ("Цикл о пленении и мучениях Иисуса", "Адам и Ева", "Давид и Вирсавия", "Портрет герцогини Катарины Мекленбургской"). В данном музее и сейчас находится подавляющее большинство его произведений. Также картины этого художника можно увидеть в Эрмитаже в Санкт-Петербурге ("Венара и Амур", "Женский портрет"), в Лондонской картинной галерее и ряде других крупных собраний мира.

Лукас Кранах Старший по праву занимает место среди самых выдающихся представителей живописного искусства эпохи Возрождения. Он является одним из основателей так называемой старонемецкой художественной школы. После его кончины дело живописца было продолжено его детьми, которые в течение многих десятилетий творили под прославленной фамилией.

www.syl.ru

Кранахи. Между Ренессансом и маньеризмом

В Москве в Музее изобразительных искусств им.Пушкина открыта потрясающая масштабная выставка, которую никак нельзя пропустить, — «Кранахи. Между Ренессансом и маньеризмом». Жизнь и творчество одного из крупнейших мастеров немецкого искусства Лукаса Кранаха Старшего и его сыновей Ганса и Лукаса Младшего неотделимы от истории Германии конца XV-XVI века, от культуры страны в период Возрождения и Реформации в Европе.

Лукас Кранах Старший

Лукас Кранах Старший. Венера и Амур. Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж

Кранахи

Центральную стену Белого зала занимает одна картина, это «Венера и Амур» из Государственного Эрмитажа. Кранах изобразил античную богиню красоты и любви обнаженной, ее бедра обвиты прозрачной лентой. У правой ноги Венеры маленький Амур натягивает тетиву лука. Картина создана в 1509 году, когда Кранах был придворным художником курфюрста Саксонского Фридриха Мудрого. В 1504 году Фридрих призвал ко двору в Виттенберге тридцатилетнего живописца, уже известного в Вене своими портретами и пейзажами. В то время для курфюрста работали такие знаменитые мастера, как Якопо де Барбари и Альбрехт Дюрер.

Появлению эрмитажной картины «Венера и Амур» предшествовали композиции Дюрера «Ева и Адам», находящиеся сейчас в Музее Прадо в Мадриде. Кранах заимствовал у Дюрера черный фон, эффектно оттеняющий светлую кожу человеческого тела. Но если Дюрер был первым немецким мастером, изобразившим обнаженных библейских персонажей в рост, то Кранах стал первым художником севернее Альп, создавшим изображение языческой богини. В Германии начала XVI века такая композиция на светский сюжет была революционной.

Лукас Кранах Старший

Лукас Кранах Старший. Женский портрет. Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж

Кранахи. Женский портрет

Меня привлек «Женский портрет» работы Кранаха Старшего. Предполагают, что это Сибилла Клевская, невеста Иоганна Фридриха Саксонского, у которого Кранах состоял на службе. Ему доверили воспитание юного Иоганна Фридриха. И в 1526 году художник во главе Саксонского посольства прибыл ко двору курфюрста Иоганна III Миротворца в Бранденбурге, чтобы посватать его дочь Сибиллу за своего воспитанника.Девушка стоит на фоне темного занавеса, сложив перед собой руки с переплетенными пальцами, украшенными массивными кольцами. На шее ожерелье в форме обруча с драгоценными канями, на грудь спускаются стружечные деревянные цепи. Тип лица Сибиллы с тех пор не только повторяется в ее многочисленных портретах, вышедших из мастерской Кранаха, но и встречается в образах его библейских и мифологических персонажей.

Кранахи

Лукас Кранах Старший и мастерская. Портрет дамы с яблоком. Прага. Картинная галерея Пражского града

Обратите внимание, мои любезные читатели, на «Портрет дамы с яблоком». Есть различия: на голове дамы — украшенный жемчужными нитями чепчик, признак замужней женщины, на шее и груди золотые цепи.

Кранахи

Лукас Кранах Старший. Неравная пара (Богатый крестьянин и молодая куртизанка). Москва, собрание Светланы Антоновой

Вот еще любопытная картина «Неравная пара (богатый крестьянин и молодая куртизанка)» из мастерской Кранаха Старшего. Куртизанка протягивает руки к дорожной сумке поклонника, и тот достает из нее деньги.

Кранахи. Мадонна с Младенцем
Кранахи

Лукас Кранах Старший. Мадонна и Младенец с гроздью винограда. Мадрид, Музей Тиссена-Борнемисы

Картина «Мадонна и Младенец с гроздью винограда» из собрания Музея Тиссена-Борнемисы занимает почетное место среди кранаховских изображений Мадонны с Младенцем на фоне пейзажа. В сочетании красного и синего цветов одеяния Мадонны угадывается хорошее знакомство с творчеством Перуджино и молодого Рафаэля.

Кранахи

Лукас Кранах Старший. Мадонна с Младенцем под яблоней. Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж

А вот посмотрите на «Мадонну с Младенцем под яблоней». Кранах необычно часто для лютеранина писал образ Мадонны. Лютер, с которым дружил художник, относился к этому терпимо. Видимо, большинство заказчиков было католиками. Живописец и его мастерская едва справлялись с заказами, хотя в Виттенберге у Кранаха работали до 10-12 подмастерьев и 3-4 ученика.Распущенные вьющиеся волосы Мадонны лежат на плечах, словно накидка. Лицо с узкими глазами и широким открытым лбом выработанному в Виттенберге идеалу женской красоты. Мадонна нежно прижимает к себе ребенка, как бы опасаясь выпустить его в мир.

Кранахи

Лукас Кранах Старший. Мадонна с Младенцем (Мадонна в винограднике). Москва, ГМИИ им.А.С.Пушкина

Каждая деталь картины «Мадонна с младенцем (Мадонна в винограднике)» исполнена глубокого иносказательного смысла, хорошо понятного современникам художника. Виноград в руке Богоматери говорит о человеческом воплощении Христа. Гора означает духовное возвышение над мирской суетой.

Кранахи

Лукас Кранах Старший. Мистическое обручение святой Екатерины Александрийской, со святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой. Будапешт, Музей изящных искусств

Одно из лучших произведений Лукаса Кранаха Старшего второй половины 1510-х годов «Мистическое обручение святой Екатерины Александрийской, со святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой» происходит из императорских коллекций в Вене. Согласно «Золотой легенде», святая Екатерина, жившая в III веке в Александрии, была знатного рода и обладала необыкновенной красотой, мудростью, образованностью и кротким характером. После принятия крещения у Екатерины случилось мистическое видение: она перенеслась на небеса и предстала перед Младенцем Христом и Богоматерью. Иисус надел на ее палец кольцо и назвал Своей невестой, что означало ее духовную связь со Всевышним.

Кранахи

Лукас Кранах Старший. Христос и Дева Мария (или Мария Магдалина). Гота, Фонд замка Фриденштайн

Христос и Дева Мария

Совершенно необычна для нашего взгляда картина Лукаса Кранаха Старшего «Христос и Дева Мария (или Мария Магдалина)». Изображение 33-летнего Христа рядом с молодой Богоматерью с непокрытой головой вступало в открытое и принциапиальное противоречие с христианской теологической доктриной, согласно которой именно сопоставление Божьей Матери и маленького Христа на ее руках служило прямым напоминанием о непорочном зачатии. Поэтому в контексте «Золотой легенды» Якова Ворагинского можно допустить, что златокудрая красавица рядом с Христом действительно может быть святой Марией Магдалиной, и в целом картина символизирует их мистический брак.

Кранахи. Грехопадение
Кранахи

Лукас Кранах Старший. Адам и Ева. Грехопадение. Москва, ГМИИ им.А.С.Пушкина

Картина «Адам и Ева. Грехопадение» входит в собрание Государственного Музея изобразительных искусств им.А.С.Пушкина. Как известно, Лукас Кранах Старший был убежденным сторонником Лютера. В сознании людей той эпохи грехопадение было связано с проблемой личной ответственности человека за свои поступки. Лютеране много размышляли над текстами Ветхого Завета. В Книге Бытия детально описано сотворение Адама и Евы и их изгнание из райского сада. Грехопадение, отказ от покаяния и изгнание прародителей из Эдема повергло будущее человечество в суетность земной жизни.

Кранахи

Лукас Кранах Старший. Грехопадение, изгнание из Рая и искупительная жертва (Аллегория Ветхого и Нового Завета). Гота, Фонд замка Фриденштайн

На картине «Грехопадение, изгнание из Рая и искупительная жертва Христа (Аллегория Ветхого и Нового завета) Лукас Кранах Старший изобразил эпизоды из Ветхого и Нового Завета и пояснил их фрагментами библейских текстов. Эта работа служит назидательной иллюстрацией основополагающей идеи лютеранского учения о греховности человечества, когда строгое следование десяти заповедям Моисея не в состоянии противостоять первородному греху.

Кранахи

Лукас Кранах Старший. Плоды ревности (Серебряный век). Москва, ГМИИ им. А.С.Пушкина

История происхождения картины «Плоды ревности (Серебряный век)» символична. В середине XIX столетия она находилась в веймарском собрании Христиана Шухардта, выдающего немецкого ученого. В 1891 году, сменив нескольких владельцев в Вене, была приобретена Дмитрием Ивановичем Щукиным — известным московским коллекционером.На картине обнаженные фигуры размещены на переднем плане, в передаче их поз и жестов видны элементы аристократической манерности. Видимо, сюжет был подсказан художнику его друзьями-гуманистами из Виттенбергского университета, которые полагали, что праведная земная жизнь и богоугодные дела способны после смерти возвратить душу человека в потерянный прародителями рай.

Кранахи. Библейские истории
Кранахи

Лукас Кранах Старший и мастерская. Юдифь на пиру в лагере Олоферна. Гота, Фонд замка Фриденштайн

Парные картины «Юдифь на пиру в лагере Олоферна» и «Юдифь, обезглавливающая Олоферна» из старого собрания замка Фриденштайн в Готе впервые упомянуты в инвентаре 1644 года. Предполагают, что ассистентом художника был его старший сын Ганс Кранах. Иоганн Ганс Кранах умер в возрасте 24-х лет в Болонье во время путешествия по Италии.Христианские богословы трактовали библейскую историю иудейки Юдифи, обезглавившей вождя ассирийского войска Олоферна, защищая свой народ, как символическую победу чистоты и смирения над похотью и гордыней. В Италии эпохи Возрождения Юдифь чаще всего представляли как молодую прекрасную женщину с мечом в правой руке и отрубленной головой Олоферна в левой. Рядом было принято изображать старуху-служанку для различия с Саломеей, одинокой юной особы, держащей серебряное блюдо с головой Иоанна Крестителя.

Кранахи

Лукас Кранах Старший и мастерская. Юдифь, обезглавливающая Олоферна. Гота, Фонд замка Фриденштайн

На картине Олоферн чертами лица и характерным фасоном щегольски сдвинутой набок широкополой шляпы напоминает Карла V, императора Священной Римской империи, ревностного католика и злейшего врага саксонского курфюрста Иоганна Твердого, на службе у которого состоял Кранах. В протестантских кругах поступок библейской героини Юдифи воспринимался как символ отважного тираноубийства, противостояние германских вольных городов религиозной экспансии Карла V.

Кранахи

Лукас Кранах Старший и мастерская. Христос и грешница. Будапешт, Музей изящных искусств

Картина «Христос и грешница» ведет происхождение из собрания австро-венгерского рода князей Эстерхази. Назидательная история о Христе и грешнице, получившая распространение в искусстве стран Западной Европы начиная со второй половины XV столетия, основана на тексте Евагелия от Иоанна:

Книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставив ее посреди, сказали Ему: Учитель! Эта женщина взята в прелюбодеянии, а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями. Ты что скажешь?.. Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень.

Христианские богословы обычно трактовали этот евангельский эпизод как проявление Божественной милости и всепрощения искренне раскаявшихся, как победу добра над злом. Особое значение такая интерпретация имела для лютеранской морали.

Кранахи

Последователь Лукаса Кранаха Старшего (Лукас III Кранах). Поклонение волхвов. Москва, ГМИИ им.А.С.Пушкина

Лукас Кранах Старший

Среди немецких художников Лукас Кранах Старший занимает особое место. Он отличался плодовитостью и предприимчивостью, организовал процветавшую более столетия мастерскую, которая со временем перешла к его сыну Лукасу Младшему, а затем — к внуку и правнуку. Но главное, Кранах создал необычайно индивидуальный, легко узнаваемый и запоминающийся мир ярких художественных образов. Кранахи — великая династия живописцев. На выставке «Кранахи. Между Ренессансом и маньеризмом» представлено сорок восемь живописных и более пятидесяти графических работ из собраний музеев Готы, Берлина, Мадрида, Праги, Будапешта, Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода и нескольких российских частных коллекций.

Выставка «Кранахи. Между Ренессансом и маньеризмом» открыта до 15 мая, а затем она продолжит работу в Эрмитаже с 8 июня по 11 сентября 2016 года. Прошу вас, не тяните до закрытия выставки, а то получится, как на выставке Валентина Серова — придется ломать двери музея. Если вы приобретете билет на выставку через систему электронного заказа, то сможете пройти в музей без очереди в течение пяти дней, начиная с даты, указанной на билете.

valentina-site.ru


Смотрите также