Пабло Пикассо. Кубизм (1908-1917). Кубизм картины


Кубизм. Часть восьмая: Сезанновский кубизм

Кубизм. Часть восьмая: Сезанновский кубизм

image

Зимой 1908 года Пикассо и Брак начинают совместно исследовать форму и средства ее выражения в живописи. Эти и уже предпринятые действия в этом направлении – «Авиньонские девицы», работы Брака из Эстака и другие картины, над которыми художники работали порознь, относят к первому периоду кубизма - сезанновскому кубизму (1907-1909 гг.).

В процессе Пабло и Жорж разоблачают классические приемы, по их мнению раньше художники лишь создавали “видимость”, фиксировали пропущенное через человеческий глаз (и мозг) изображение. В отличие от жалких рабов человеческого тела, наши герои пытаются познать действительную, объективную форму объектов, и их действительное же расположение в пространстве.

В картинах Рафаэля невозможно ощутить расстояние от кончика носа до губ. Я же хочу писать картины, в которых это станет возможным

Так сформулировал Пикассо свой подход Канвайлеру.

В качестве «моделей» для своих первых кубистических картин Брак и Пикассо выбирают цилиндрические деревья и дома-параллелепипеды в пейзажах, круглые фрукты и симметричные вазы в натюрмортах.

Свет становится для художников лишь средством составления формы и более не подчиняется общепринятым законам - пропадает единый источник освещения, расположение которого понятно зрителю. (© Канвайлер)

Жорж Брак – Тарелка и блюдо с фруктами (1908)

image

Пабло Пикассо – Блюдо с фруктами (конец 1908 – начало 1909)

image

Цветовая гамма картин сезанновского кубизма сильно ограничена: художники используют мягкие, приглушенные оттенки коричнево-охрового цвета, черный цвет активно используется для обозначения границ объектов.

Постепенно сюжеты картин начинают усложняться. В частности, еще в 1908 году Браку наскучивает рисовать тарелки и он добавляет музыкальные инструменты, а Пикассо с удовольствием подхватывает .

Но вклад Брака и Пикассо в развитие кубизма невозможно разделить. Они уйму времени проводили в обсуждении всевозможных аспектов своего нового курса. Сам факт того, что один из них первым ввел на практике тот или иной прием, еще ни о чем не говорит. (© Канвайлер)

Жорж Брак – Музыкальные инструменты (1908)

image

брак кубизм Пикассо

    qumark.tumblr.com

    Кубизм в живописи: история, виднейшие представители

    История кубизма в живописи ведёт своё начало от “Авиньонских девиц” Пабло Пикассо, написанных в 1907 году под влиянием африканской скульптуры и творчества Поля Сезанна…

    на фото: Пабло Пикассо В начале ХХ века в живописи (и не только) происходит глобальная революция: художники, игнорируя условности академической школы и реализма, свободно экспериментируют с формой, цветом, аппликацией и другими выразительными средствами, в результате чего возникает ряд модернистских направлений в изобразительном искусстве. Одним из них является кубизм. натан альтман портрет ахматовой кубизм

    “Портрет Анны Ахматовой”, Натан Альтман, 1914, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

    История кубизма в живописи ведёт своё начало от “Авиньонских девиц” Пабло Пикассо, написанных в 1907 году под влиянием африканской скульптуры и творчества Поля Сезанна. сезанновский кубизм авиньонские девицы

    “Авиньонские девицы”, Пабло Пикассо, 1907 (243,9х233,7, холст, масло), Музей современного искусства, Нью-Йорк

    Фигуры девиц на картине изображены контурно, светотени и перспектива отсутствуют, задний фон раздроблен на осколки разной формы. Тогда же, в 1907 году, Пабло Пикассо знакомится с молодым, но уже показавшим высокие результаты в фовизме (ещё одно модернистское направление начала ХХ века), художником Жоржем Браком. Совместно они становятся основоположниками нового направления в живописи – кубизма, проводят постоянные встречи, обсуждения, обмениваются находками. жорж брак блюдо с фруктами кубизм

    “Тарелка и блюдо с фруктами”, Жорж Брак, 1908, частная коллекция (46х55, холст, масло)

    Название “кубизм” появилось в 1908 году, когда художественный критик Луи Воссель назвал новые картины Брака “bizarreries cubiques”, что в переводе с французского означает “кубические причуды”. К новому направлению присоединились художники Хуан Грис, Мари Лорансен, Фернан Леже. В продолжение нескольких лет в стиле кубизма начинают работать Робер Делоне, Альбер Глез, Анри Ле Фоконье, Жан Метценже, Франсис Пикабиа и другие.  хуан грис кубизм

    “Гитара на столе”, Хуан Грис, 1915, Rijksmuseum Kröller-Müller, Оттерло, Нидерланды, (73х92)

    Поль Сезанн и его роль в возникновении кубизма

    Первый период кубизма называется “сезанновский”, так как художники-кубисты продолжили эксперименты Поля Сезанна (1839-1906) с формой, перспективой и поиском новых композиционных решений. пьеро и арлекин поль сезанн

    “Пьеро и Арлекин”, Поль Сезанн, 1888, ГМИИ им. А.С.Пушкина, Москва

    Картина “Пьеро и Арлекин” была написана Полем Сезанном в 1888 году, то есть, за 19 лет до возникновения кубизма как отдельного направления. В этой работе прослеживается проработка художником геометрических форм (кругов, овалов и ромбов), направление линий рисунка к некоторой точке, а также нестандартный угол зрения: зритель смотрит на персонажей как бы немного сверху и слева. Перспектива изображена неправильно: создаётся впечатление, что Пьеро и Арлекин находятся в разных пространственных измерениях. Оригинальное композиционное решение создаёт эффект изломанности, механичности и марионеточности движений фигур несмотря на то, что это – живые персонажи с живыми лицами. В письме к художнику Эмилю Бернару (около 1904 года) Поль Сезанн писал: “Нужно вернуться к классицизму через природу, иначе говоря, через ощущение. В природе всё лепится на основе шара, конуса и цилиндра. Рисунок и цвет неразделимы, по мере того, как пишешь, - рисуешь: чем гармоничнее делается цвет, тем точнее становится рисунок. Когда цвет достигает наибольшего богатства, форма обретает полноту. Контрасты и соотношения тонов – вот весь секрет рисунка и моделировки”.

    Стадии [фазы] кубизма

    В теории искусствоведения выделяют III стадии [фазы] кубизма:I стадия: сезанновский кубизм (1907 - 1909) – выделение геометрических форм фигур и предметов, отделение формы от пространства/плоскости.II стадия: аналитический кубизм (1909-1912) – дробление форм на грани и срезы, построение композиции при помощи коллажа из пересекающихся срезов и плоскостей, стирание граней между формой и пространством, визуальное взаимодействие формы и пространства. аналитический кубизм жорж брак скрипка и подсвечник

    “Скрипка и подсвечник”, Жорж Брак, 1910, San Francisco Museum of Modern Art (61х50, холст, масло, направление “аналитический кубизм”).

    III стадия: синтетический кубизм (1913 – 1914) – с помощью геометрических форм и их фрагментов конструируются новые объекты, которые обладают реальностью сами по себе, а не являются изображением видимого мира. Коллажи создаются, в том числе, с помощью аппликаций, которые наиболее часто представляют собой фрагменты газетного листа, вклеенного в композицию.  синтетический кубизм жорж брак картина день

    “Le Jour”, Жорж Брак, 1929, National Gallery of Art, Вашингтон (115х146,7, холст, масло, направление “синтетический кубизм”)

    Таким образом, кубисты разложили предмет на геометрические элементы и отделили его от пространства, форму предметов показали в срезах, изгибах, под разными углами зрения, в бессистемных репликациях и других видоизменениях. Начавшись во Франции, кубизм стал популярен в разных странах мира, в том числе, и в России. К наиболее выдающимся (виднейшим) представителям кубизма в живописи относят Пабло Пикассо, Жоржа Брака, Фернана Леже, Хуана Гриса. Впоследствии художники-кубисты начнут осваивать новые направления, и примерно с 1925 года кубизм постепенно пойдёт на спад, внеся свой важный вклад в развитие живописи.автор: Елизавета Мельниченко http://2queens.ru

    worldartdalia.blogspot.ru

    Пабло Пикассо. Кубизм (1908-1917) | Фото | Журнал | RETROBAZAR

    Пабло Пикассо. Кубизм (1908-1917)

    19, Октябрь 2011 22:34 | 31 фото | просмотров 13781

    Когда в 1907 году Пикассо представил работу «Авиньонские девицы», это произвело шок на публику. В картине непривычно сплелись несовместимые мотивы, а манера исполнения положила начало новому направлению в искусстве – кубизм. «Кубический» период творчества Пикассо критики разделяют на несколько этапов. Первым стал «Сезанновский» кубизм, который представлен в картинах «Бидон и миски», «Три женщины», «Женщина с веером» и других, наполненных «сезанновскими» охристыми, коричневыми и зеленоватыми тонами. Но цвета Пикассо не такие определенные и образы строятся из простых геометрических форм, за которыми угадывается изображение. Второй этап кубизма – «Аналитический», для которого характерно дробление на мелкие части, которые свободно отделяются друг от друга, а образ словно расплывается на холсте. Третий этап назван «Синтетическим» кубизмом, в нем работы художника принимают декоративный и контрастный характер. Большая часть картин – это изображение натюрмортов со всевозможными предметами: музыкальные инструменты, бутылка вина, ноты, столовые приборы и др. Основная часть знатоков живописи не признавала «кубические» картины Пикассо, хоть работы этого периода стали хорошо продаваться. Именно это период положил конец нищенскому существованию мастера. Но в это же время произошел разрыв и с его музой Фернандой и встреча новой возлюбленной – Евы.

    Пабло Пикассо. Кубизм (1908-1917) <b>Сидящая женщина. 1908 г.</b>Сидящая женщина. 1908 г.

    Пабло Пикассо. Кубизм (1908-1917) <b>Дружба. 1908 г.</b>Дружба. 1908 г.

    Пабло Пикассо. Кубизм (1908-1917) <b>Зелёная миска и чёрная бутылка. 1908 г.</b>Зелёная миска и чёрная бутылка. 1908 г.

    Пабло Пикассо. Кубизм (1908-1917) <b>Цветы в сером кувшине и бокал с ложкой. 1908 г.</b>Цветы в сером кувшине и бокал с ложкой. 1908 г.

    Пабло Пикассо. Кубизм (1908-1917) <b>Фермерша (поясное изображение). 1908 г.</b>Фермерша (поясное изображение). 1908 г.

    Пабло Пикассо. Кубизм (1908-1917) <b>Фермерша (в рост). 1908 г.</b>Фермерша (в рост). 1908 г.

    Пабло Пикассо. Кубизм (1908-1917) <b>Дриада. 1908 г.</b>Дриада. 1908 г.

    Пабло Пикассо. Кубизм (1908-1917) <b>Три женщины. 1908 г.</b>Три женщины. 1908 г.

    Пабло Пикассо. Кубизм (1908-1917) <b>Женщина с веером. 1908 г.</b>Женщина с веером. 1908 г.

    Пабло Пикассо. Кубизм (1908-1917) <b>Купание. 1908 г.</b>Купание. 1908 г.

    Пабло Пикассо. Кубизм (1908-1917) <b>Букет цветов в сером кувшине. 1908 г.</b>Букет цветов в сером кувшине. 1908 г.

    Пабло Пикассо. Кубизм (1908-1917) <b>Портрет Фернарды Оливье. 1909 г.</b>Портрет Фернарды Оливье. 1909 г.

    Пабло Пикассо. Кубизм (1908-1917) <b>Женщина с мандолиной. 1909 г.</b>Женщина с мандолиной. 1909 г.

    Пабло Пикассо. Кубизм (1908-1917) <b>Мужчина со скрещенными руками. 1909 г.</b>Мужчина со скрещенными руками. 1909 г.

    Пабло Пикассо. Кубизм (1908-1917) <b>Женщина с веером. 1909 г.</b>Женщина с веером. 1909 г.

    Пабло Пикассо. Кубизм (1908-1917) <b>Обнаженная. 1909 г.</b>Обнаженная. 1909 г.

    Пабло Пикассо. Кубизм (1908-1917) <b>Ваза, фрукты и бокал. 1909 г.</b>Ваза, фрукты и бокал. 1909 г.

    Пабло Пикассо. Кубизм (1908-1917) <b>Молодая дама. 1909 г.</b>Молодая дама. 1909 г.

    Пабло Пикассо. Кубизм (1908-1917) <b>Завод в Хорта де Сан Хуан. 1909 г.</b>Завод в Хорта де Сан Хуан. 1909 г.

    Пабло Пикассо. Кубизм (1908-1917) <b>Портрет Амбруаза Воллара. 1910 г.</b>Портрет Амбруаза Воллара. 1910 г.

    Пабло Пикассо. Кубизм (1908-1917) <b>Обнаженная. 1910 г.</b>Обнаженная. 1910 г.

    Пабло Пикассо. Кубизм (1908-1917) <b>Натюрморт с плетеным стулом. 1911 – 1912 г.</b>Натюрморт с плетеным стулом. 1911 – 1912 г.

    Пабло Пикассо. Кубизм (1908-1917) <b>Скрипка. 1912 г.</b>Скрипка. 1912 г.

    Пабло Пикассо. Кубизм (1908-1917) <b>Обнажённая, Я люблю Еву. 1912 г.</b>Обнажённая, Я люблю Еву. 1912 г.

    Пабло Пикассо. Кубизм (1908-1917) <b>Музыкальные инструменты. 1912 г.</b>Музыкальные инструменты. 1912 г.

    Пабло Пикассо. Кубизм (1908-1917) <b>Харчевня (Ветчина). 1912 г.</b>Харчевня (Ветчина). 1912 г.

    Пабло Пикассо. Кубизм (1908-1917) <b>Скрипка и гитара. 1913 г.</b>Скрипка и гитара. 1913 г.

    Пабло Пикассо. Кубизм (1908-1917) <b>Кларнет и скрипка. 1913 г.</b>Кларнет и скрипка. 1913 г.

    Пабло Пикассо. Кубизм (1908-1917) <b>Картёжник. 1913 – 1914 г.</b>Картёжник. 1913 – 1914 г.

    Пабло Пикассо. Кубизм (1908-1917) <b>Ваза для фруктов и гроздь винограда. 1914 г.</b>Ваза для фруктов и гроздь винограда. 1914 г.

    Пабло Пикассо. Кубизм (1908-1917) <b>Арлекин. 1915 г.</b>Арлекин. 1915 г.

    retrobazar.com

    Картины современных художников: Кубизм - стиль в живописи.

    Кубизм - (по-французски cubisme, от «cube» — «куб») — направление во французском искусстве 1900-х — 1910-х. Основоположники и лидеры кубизма Пабло Пикассо и Жорж Брак опирались на результаты опытов построения упорядоченной стереометрической формы в трехмерном пространстве, проводившихся многими мастерами: от Леонардо да Винчи и Альбрехта Дюрера до Поля Сезанна и Михаила Врубеля. Они обращались также к наследию древнейших и архаических культур (скульптуре неолита и бронзового века, скульптуре племен Африки и Океании, древнегреческой архаики, галлов, скифов и других древних народов). Название «кубизм» было дано критиками первого десятилетия XX в. но характерной (хотя и внешней) особенности первых кубистических картин — преобладанию в них прямых линий, гладких граней и кубоподобных форм.

    Бурная художественная жизнь начала XX века породила множество течений и стилей. Попытки переосмысления творческого наследия, которые предпринимались в это время, дали жизнь многим необычным и интересным направлениям. Одним из таких направлений стал кубизм.

    Возникновение кубизма было во многом обусловлено тем, что классическое искусство испытывало кризис. Поиск новых форм для выражения чувств и эмоций позволил по новому посмотреть на творчество, и дал возможность найти новые способы и методы в живописи. Наряду с импрессионизмом и сюрреализмом, возникновение кубизма стало попыткой посмотреть на живопись под новым углом, найти новые грани и переосмыслить созданное до этого.

    История кубизма тесно связан с именем Пабло Пикассо. Во многом, кубизм Пикассо был обусловлен интересом художника к примитивистской африканской скульптуре, которой он заинтересовался на рубеже 1907—1908 годов. Рубленные формы африканского искусства укрепили склонность Пикассо к абстрактной обобщенности образов, и с этой точки зрения его можно считать предтечей кубизма, как стиля. Первой картиной в стиле кубизма стали «Авиньонские девицы», написанные в 1907 году.

    Это произведение стало первым воплощением основных принципов кубизма — создавая эту работу, Пикассо порвал с «условностями оптического реализма» и отбросил натуру, как предмет художественного творчества, а также отказался от перспективы и светотени.

    Днем рождения кубизма в искусстве можно считать встречу Пикассо и молодого художника Жоржа Брака, которая произошла при участии поэта Гийома Аполинера, пригласившего Брака в мастерскую Пикассо. Пикассо и Брак становятся основоположниками кубизма, и вплоть до первой мировой войны активно сотрудничают друг с другом, творя историю кубизма.

    Со временем к ним присоединяются многие другие молодые живописцы и поэты с Монмартра. Примерно в то время, недавно присоединившаяся к Пикассо и Браку группа, известная как «Бато-Лавуар», заявила о рождении нового течения в искусстве, которое вскоре и получило свое название. Термин «кубизм» предложил французский критик Луи Вексель, и вскоре он прижился.

    В  истории кубизма принято выделять три периода: начальный (сезанновский, 1907—1909), аналитический (1909—1912) и синтетический (1913—1914). В картинах сезанновского периода массивные объемы, ограниченные прямыми ломающимися линиями, напоминают формы негритянской пластики. В аналитический период форма дробится на мелкие грани и сходящиеся под углом плоскости. При этом кубистическая стереометрия обманчива и противоречива: намеченные объемы неожиданно превращаются в плоскости, передние грани переходят в боковые, линии обрываются и повисают в пустоте; все формы смещаются, колеблются, не поддаются точному определению. Художник разлагает изобразительную форму, анализирует ее составные элементы и общее зрительное строение, художественный язык.

    К концу аналитического периода Пикассо и Брак начали вводить в свои картины надписи, а затем и наклейки. В период синтетического кубизма основным приемом становится коллаж. Объект изображения как бы собирается, синтезируется из разнородных фрагментов — графических знаков (нот, цифр, слов), схематичных рисунков, обрывков газет, цветной бумаги, обоев с орнаментом, изобразительным рисунком или имитацией различных фактур. Вместе они складываются в некое простое изображение (как правило, натюрморт), воссоздающееся в воображении зрителя. Каждая кубистическая картина представляет зрителю некоторые непростые отношения, как бы задачи, нуждающиеся в формулировке и решении: соотношение реальности и способов ее изображения, отношение между языковыми знаками разных типов и уровней, отношение между мысленным образом и зрительным результатом.

    В отличие от импрессионизма и постимпрессионизма, живопись кубизма старается осуществить творческие цели художников путем детальной проработки объемов и плоскостей, ограничиваясь в возможностях манипуляций с цветами. Кубизм в искусстве — это принципиально новый подход к формированию изображения на бумаге. Основоположники кубизма сделали основой своего творчества разложение объектов на плоскости, и различное комбинирование этих плоскостей в пространстве. Художники кубизма отказались от передачи действительности при помощи классической линейной перспективы и цветовоздушной среды, считая, что они смогут добиться интересного художественного эффекта, чередую плоскости. Представители кубизма исповедовали тот принцип, что аналитический путь постижения реальности позволяет полнее и глубже раскрыть суть тех или иных явлений. Многие художники кубизма применяли интересный подход создавая картины кубизма. Он заключался в том, что один и тот же предмет изображался одновременно с нескольких точек зрения — это позволяло добиться разностороннего анализа рассматриваемого предмета.

    Представители кубизма сознательно ограничивали используемую цветовую палитру. Картины кубизма действительно кажутся ограниченными в цветах, поскольку в основном тональность картин кубизма сводится к градациям охры, серым, черным и коричневым тонам. Помимо цветового строя, кубизм в искусстве отличался еще и тем, что полотна кубистов представляли собой сопоставления различных геометризированных поверхностей и плоскостей при достаточно отдаленном сходстве с оригиналом. Представители кубизма не считали, что художественная форма должна полностью соотносится с реальной и поэтому предметы на картинах кубизма выглядят более абстрактными и утрачивают связь со своими реальными прототипами.

    Кубизм в искусстве — это не просто изображение предмета, это изображение предмета, мысленно разрушенного и вновь созданного в сознании художника. Зачастую предметы на картинах в стиле кубизма полностью утрачивают связь со своими реальными прототипами и превращаются в абстрактные символы, восприятие которых оказывается доступно лишь одному автору.

    Кубизм в изобразительном искусстве нередко предстает в виде безжизненного конгломерата геометрически усложненных плоскостей, которые конструируют новую, иррациональную модель натуры, которая может быть принципиально противоположна ее оригинальному содержанию.

    Говоря о кубизме Пабло Пикассо, стоит отметить, что картины кубизма Пикасса не были единственным направлением в его творчестве. Кубизм Пабло Пикассо сменил в его творчестве интерес к импрессионизму (голубой» и «розовый» периоды) и позднее он трансформировался в сюрреалистическое видение мира.

    Стиль кубизма оказал громадное влияние на развитие живописи, изменив представление художников о пространстве и способах передачи объема и фактуры.

    Говоря о русском кубизме, стоит понимать, что развитие этого течения у нас в стране шло несколько другим путем, чем в Европе. И хотя к русскому кубизму часто относят творчество Малевича, Шагала, Архипенко, Лентулова, Альтмана, их работы так же можно воспринимать в качестве примеров других направлений в искусстве. Безусловно, кубизм в живописи произвел огромное потрясение. Именно кубизм открыл дорогу абстрактному искусству, дав зрителям возможностям самим трактовать символы, изображенные на произведениях кубистов. Кубизм в живописи подготовил массовое сознание художников и зрителей, и послужил основой для развития таких направ

    stiligivopis.blogspot.ru

    Кубизм стиль в живописи

    Кубизм - (по-французски cubisme, от «cube» — «куб») — направление во французском искусстве 1900-х — 1910-х. Основоположники и лидеры кубизма Пабло Пикассо и Жорж Брак опирались на результаты опытов построения упорядоченной стереометрической формы в трехмерном пространстве, проводившихся многими мастерами: от Леонардо да Винчи и Альбрехта Дюрера до Поля Сезанна и Михаила Врубеля. Они обращались также к наследию древнейших и архаических культур (скульптуре неолита и бронзового века, скульптуре племен Африки и Океании, древнегреческой архаики, галлов, скифов и других древних народов). Название «кубизм» было дано критиками первого десятилетия XX в. но характерной (хотя и внешней) особенности первых кубистических картин — преобладанию в них прямых линий, гладких граней и кубоподобных форм.

    Бурная художественная жизнь начала XX века породила множество течений и стилей. Попытки переосмысления творческого наследия, которые предпринимались в это время, дали жизнь многим необычным и интересным направлениям. Одним из таких направлений стал кубизм.

    Возникновение кубизма было во многом обусловлено тем, что классическое искусство испытывало кризис. Поиск новых форм для выражения чувств и эмоций позволил по новому посмотреть на творчество, и дал возможность найти новые способы и методы в живописи. Наряду с импрессионизмом и сюрреализмом, возникновение кубизма стало попыткой посмотреть на живопись под новым углом, найти новые грани и переосмыслить созданное до этого.

    История кубизма тесно связан с именем Пабло Пикассо. Во многом, кубизм Пикассо был обусловлен интересом художника к примитивистской африканской скульптуре, которой он заинтересовался на рубеже 1907—1908 годов. Рубленные формы африканского искусства укрепили склонность Пикассо к абстрактной обобщенности образов, и с этой точки зрения его можно считать предтечей кубизма, как стиля. Первой картиной в стиле кубизма стали «Авиньонские девицы», написанные в 1907 году.

    Это произведение стало первым воплощением основных принципов кубизма — создавая эту работу, Пикассо порвал с «условностями оптического реализма» и отбросил натуру, как предмет художественного творчества, а также отказался от перспективы и светотени.

    Днем рождения кубизма в искусстве можно считать встречу Пикассо и молодого художника Жоржа Брака, которая произошла при участии поэта Гийома Аполинера, пригласившего Брака в мастерскую Пикассо. Пикассо и Брак становятся основоположниками кубизма, и вплоть до первой мировой войны активно сотрудничают друг с другом, творя историю кубизма.

    Со временем к ним присоединяются многие другие молодые живописцы и поэты с Монмартра. Примерно в то время, недавно присоединившаяся к Пикассо и Браку группа, известная как «Бато-Лавуар», заявила о рождении нового течения в искусстве, которое вскоре и получило свое название. Термин «кубизм» предложил французский критик Луи Вексель, и вскоре он прижился.

    В  истории кубизма принято выделять три периода: начальный (сезанновский, 1907—1909), аналитический (1909—1912) и синтетический (1913—1914). В картинах сезанновского периода массивные объемы, ограниченные прямыми ломающимися линиями, напоминают формы негритянской пластики. В аналитический период форма дробится на мелкие грани и сходящиеся под углом плоскости. При этом кубистическая стереометрия обманчива и противоречива: намеченные объемы неожиданно превращаются в плоскости, передние грани переходят в боковые, линии обрываются и повисают в пустоте; все формы смещаются, колеблются, не поддаются точному определению. Художник разлагает изобразительную форму, анализирует ее составные элементы и общее зрительное строение, художественный язык.

    К концу аналитического периода Пикассо и Брак начали вводить в свои картины надписи, а затем и наклейки. В период синтетического кубизма основным приемом становится коллаж. Объект изображения как бы собирается, синтезируется из разнородных фрагментов — графических знаков (нот, цифр, слов), схематичных рисунков, обрывков газет, цветной бумаги, обоев с орнаментом, изобразительным рисунком или имитацией различных фактур. Вместе они складываются в некое простое изображение (как правило, натюрморт), воссоздающееся в воображении зрителя. Каждая кубистическая картина представляет зрителю некоторые непростые отношения, как бы задачи, нуждающиеся в формулировке и решении: соотношение реальности и способов ее изображения, отношение между языковыми знаками разных типов и уровней, отношение между мысленным образом и зрительным результатом.

    В отличие от импрессионизма и постимпрессионизма, живопись кубизма старается осуществить творческие цели художников путем детальной проработки объемов и плоскостей, ограничиваясь в возможностях манипуляций с цветами. Кубизм в искусстве — это принципиально новый подход к формированию изображения на бумаге. Основоположники кубизма сделали основой своего творчества разложение объектов на плоскости, и различное комбинирование этих плоскостей в пространстве. Художники кубизма отказались от передачи действительности при помощи классической линейной перспективы и цветовоздушной среды, считая, что они смогут добиться интересного художественного эффекта, чередую плоскости. Представители кубизма исповедовали тот принцип, что аналитический путь постижения реальности позволяет полнее и глубже раскрыть суть тех или иных явлений. Многие художники кубизма применяли интересный подход создавая картины кубизма. Он заключался в том, что один и тот же предмет изображался одновременно с нескольких точек зрения — это позволяло добиться разностороннего анализа рассматриваемого предмета.

    Представители кубизма сознательно ограничивали используемую цветовую палитру. Картины кубизма действительно кажутся ограниченными в цветах, поскольку в основном тональность картин кубизма сводится к градациям охры, серым, черным и коричневым тонам. Помимо цветового строя, кубизм в искусстве отличался еще и тем, что полотна кубистов представляли собой сопоставления различных геометризированных поверхностей и плоскостей при достаточно отдаленном сходстве с оригиналом. Представители кубизма не считали, что художественная форма должна полностью соотносится с реальной и поэтому предметы на картинах кубизма выглядят более абстрактными и утрачивают связь со своими реальными прототипами.

    Кубизм в искусстве — это не просто изображение предмета, это изображение предмета, мысленно разрушенного и вновь созданного в сознании художника. Зачастую предметы на картинах в стиле кубизма полностью утрачивают связь со своими реальными прототипами и превращаются в абстрактные символы, восприятие которых оказывается доступно лишь одному автору.

    Кубизм в изобразительном искусстве нередко предстает в виде безжизненного конгломерата геометрически усложненных плоскостей, которые конструируют новую, иррациональную модель натуры, которая может быть принципиально противоположна ее оригинальному содержанию.

    Говоря о кубизме Пабло Пикассо, стоит отметить, что картины кубизма Пикасса не были единственным направлением в его творчестве. Кубизм Пабло Пикассо сменил в его творчестве интерес к импрессионизму (голубой» и «розовый» периоды) и позднее он трансформировался в сюрреалистическое видение мира.

    Стиль кубизма оказал громадное влияние на развитие живописи, изменив представление художников о пространстве и способах передачи объема и фактуры.

    Говоря о русском кубизме, стоит понимать, что развитие этого течения у нас в стране шло несколько другим путем, чем в Европе. И хотя к русскому кубизму часто относят творчество Малевича, Шагала, Архипенко, Лентулова, Альтмана, их работы так же можно воспринимать в качестве примеров других направлений в искусстве. Безусловно, кубизм в живописи произвел огромное потрясение. Именно кубизм открыл дорогу абстрактному искусству, дав зрителям возможностям самим трактовать символы, изображенные на произведениях кубистов. Кубизм в живописи подготовил массовое сознание художников и зрителей, и послужил основой для развития таких направлений абстрактного искусства, как супрематизм, футуризм. Конструктивизм и много другое.

    Источник: http://www.vlasta-tula.ru/articles/show-28.htm 

     

     

    Похожие записи

    design-kmv.ru

    Кубизм Паболо Пикассо в ГМИИ им. Пушкина

     Кубизм, подобно фовизму, оказался недолговечным течением. И если большинство зрителей восхищается импрессионизмом, то почитателей кубизма редко встретишь среди широкой публики. Люди не понимают кубистического языка в искусстве и недоумевая, спрашивают: «Зачем и почему?».

     Отвечая на этот вопрос, надо помнить, что основной задачей живописи всегда было  изображение окружающего мира. В разное время различные мастера изображали  жизнь по-разному, поэтому в живописи существует множество стилей и направлений. Даже импрессионисты, перевернувшие все, прежде незыблемые, каноны изобразительного искусства, фиксировали мимолётное впечатление и добивались правдивого изображения света. Жизнеподобие всегда ставилось во главу угла. Но с изобретением фотографии эта функция искусства потеряла актуальность. Фотографические снимки не только запечатлевали реальную жизнь в мельчайших подробностях, но и тиражировали её. 

     В десятые годы ХХ века вопрос стал ребром: зачем рисовать, когда есть фотография. Искусство должно оставаться живым и актуальным, но как этого добиться, если изображение реального мира стало вотчиной фотографии? Первым на этот вопрос ответили  Пабло Пикассо и Жорж Брак.

    Художественный ответ, данный Пикассо на этот вопрос, прост, как все гениальное. В арсенале изобразительного искусства есть такие средства, которые позволяют выполнять совсем другие задачи, задачи самовыражения художника и представления натуры в ином виде. Матисс решал эти задачи при помощи цвета. Брак и Пикассо больше интересовались формой предмета. Орудием художников нового направления была специфика изобразительного искусства — плоскость холста, линия, цвет и свет. Окружающий мир даёт лишь импульс к творчеству. Отказ от изображения предметов действительности предоставил художникам широчайшие возможности.

    В какой-то степени это направление произошло от наработок Сезанна, когда тот в натюрморте «Персики и груши» одновременно давал вид на уровне глаз, сверху и снизу. А  кубисты непременно заглядывали и внутрь. (На снимке — «Домик в саду. Домик и деревья». ГМИИ им. Пушкина)

     Импульсом к кубизму стало посещение Пикассо выставки Африканских ритуальных масок вместе с его другом Жоржем Браком. Маски поразили Пикассо до глубины души. Он увидел возможности нового художественного метода. Мастер геометрически анализирует форму, разделяет фигуру на отдельные геометрические формы и затем соединяет их снова. Это был его аналитический кубизм (1909-1912), когда Пикассо решил разрушить знакомый мир изобразительной простоты, разделить его на части, отдельные геометрические формы и соединить снова, как будто создать новую вселенную. В своём кубистическом изображении окружающий мир кажется хаосом, из которого с трудом появляются некоторые «начальные элементы», напоминающие фигуры людей и предметов. Такие картины поразили публику и Пикассо стали называть «демоническим Испанцем». Но он шёл к кубизму постепенно, сначала просто огрубляя и упрощая контуры предметов. К сожалению, в коллекции ГМИИ нельзя проследить развитие этого периода творчества мастера. Вслед за Сезанном, который утверждал, что: «следует не воспроизводить натуру, а представлять ее, но какими изобразительными средствами? Посредством формирующих цветовых эквивалентов», Пикассо продолжил: «Кубизм никогда не был чем-то иным, кроме живописи ради самой живописи, в которой исключаются все понятия несущественной действительности. Цвет играет роль только постольку, поскольку он помогает изображать объемы». Кубизм Пикассо преобразовал систему художественных представлений знаменитого русского коллекционера Сергея Щукина.  Преодолев первоначальное отвращение, Щукин понял силу и выразительность «этих скандальных картин» и стал первым коллекционером кубизма в России. Кубизм повлиял на всё развитие искусства ХХ-го века не только за границей, но и в России, потому что многие русские художники смогли увидеть работы великого испанца в коллекции Щукина в его доме.

    Жорж Брак. Замок Ла Рош Рюйон. 1909.

    Это единственная работа Брака в России. Жорж Брак был другом Пикассо, он сопровождал Пикассо на выставке африканских ритуальных масок, которая так повлияла на творчество великого художника.

    Пейзаж был написан с утёса, на котором расположен замок.

     В коллекции ГМИИ хранится два женский портрета, написанных в кубистической манере. Одна из них —  «Королева Избо».

     «Женщина с веером». 1909 год.

    Картина относится к раннему, аналитическому кубизму, даже, скорее, прото-кубизму Пикассо.

    Лицо представлено одновременно анфас и в профиль. Кажется, что в этом женском образе всё открыто, всё разложено, но в то же время эта женщина закрыта от зрителя.

    Монохромная гамма картины усиливает её мистическую замкнутость. Дама, держащая зонтик и веер в руках — фатальная муза современности. Эта работа была первой кубистической работой Пикассо, которую С.Щукин приобрел в Париже.

    Есть история о том, что когда Щукин увидел работы Пикассо в манере кубизма, он воскликнул: «Какая потеря для искусства». Затем, немного подумав, добавил: «Но возможно прав он, а не я». И купил картину, привёз её в Москву и повесил в коридоре своего особняка — в этом случае он видел картину каждый раз, когда проходил мимо.И тогда, уже после того, как он преодолел отвращение, каждый день вступая в диалог с картиной, Щукин понял, что всё, созданное до кубизма, выглядит пресным, безвкусным и слабым. Щукин стал первым коллекционером Пикассо в мире и его коллекция насчитывала 50 работ мастера.

    «Портрет Амбруаза Воллара». 1910.

    Этот портрет также относится к периоду аналитического кубизма.

    Портрет Воллара часто сравнивают с отражением в разбитом зеркале. Портрет похож на калейдоскоп — кажется, он собран из мельчайших осколков. Пикассо придал лицу торговца предметами искусства естественный цвет, поэтому оно легко выделяется из смешения граней, отрывочных форм и линий.

    Между прочим, Пикассо достиг необыкновенного сходства с моделью, это общепризнанный факт, с которым единодушно согласились все современники художника. Сам Воллар продал собственный портрет И.Морозову. Это умозрительный образ, цельный, единый, показаны все типичные черты Воллара. Его суровый характер, отраженный в  плотно сжатых губах и тяжелом взгляде.   

    «Скрипка». 1912.

    Летом и ранней осенью 1912 Пикассо представил серию кубистических картин с музыкальными инструментами. Скрипка представляет переход мастера от раннего аналитического периода к синтетическому.

    Абстрактный образ скрипки сложен из геометрических фигур, он вписан в элегантную овальную раму и приобретает почти декоративную структуру.

    Все большее разложение и искажение формы (особенно периода аналитического кубизма) привело к тому, что зрители стали воспринимать кубистические картины как абстрактные. Такое видение его работ никак не устраивало  Пикассо. Для него было важно, чтобы зритель, во-первых, эмоционально реагировал на полотно, во-вторых — улавливал авторский посыл, заложенный в произведении, и — желательно — подчинялся ему. С чистой же абстракцией это далеко не всегда возможно. И таким образом кубизм, открывший массу новых возможностей для изобразительного искусства, постепенно перестал занимать мастера, создавшего его.

     История искусств не знала художника, творчество которого вызывало бы столько споров. О Пикассо никто не говорит спокойно; одни его ругают, другие превозносят. Ему посвящены сотни книг на различных языках. О нем писали Аполлинер и Элюар, Маяковский и Пабло Неруда и многие другие; ему посвящали длинные трактаты и восторженные поэмы. Его творчество до конца не исследовано, он даёт почву для размышлений и изучения.  В различных городах мира — в Париже и в Праге, в Токио и в Риме, в Нью-Йорке и в Стокгольме, в Мехико и в Цюрихе, в Сан-Паулу и в Амстердаме,  в Берлине — выставки его работ становятся событием, о котором говорят не только среди художников, но на улицах, в клубах, в кафе, в метро.

     Так было и в Москве в 2011 году, когда очередь на выставку работ мастера не иссякала с утра до закрытия музея. Люди приводили на выставку своих детей. И если вы думаете, что детям слишком рано воспринимать непростые полотна Пикассо, вы глубоко ошибаетесь. Дети воспринимают искусство по-другому, мнение, что ребёнок в два месяца  не реагирует на картины — глубоко ошибочно. Начинать воспитывать годовалого ребёнка уже поздно. Приобщать его к искусству следует ещё до его рождения. Недаром в Италии бытовало следующее мнение — чтобы родить красивого ребёнка женщина должна смотреть на красивые картины и слушать красивую музыку.

    Статья Пабло Пикассо в ГМИИ им. Пушкина. 

    kraeved1147.ru


    Смотрите также