Кукрыниксы из Вхутемаса. Кукрыниксы картины


Кукрыниксы из Вхутемаса | Хронотон

Буква Ы

кукрыниксы в молодостиЭти выдающиеся художники появились на свет в начале XX века — Порфирий Никитич Крылов в 1902 году, а Михаил Васильевич Куприянов и Николай Александрович Соколов в  1903 году.

В 1921 году молодые люди познакомились во Вхутемасе — Высших художественно-технических  мастерских. Это было уникальное, только что созданное учебное заведение, в котором преподавали такие легендарные личности как Родченко,  Татлин, Фаворский..

Именно в Вхутемасе зарождалось авангардное советское искусство, и все юные художники постоянно экспериментировали, искали новые изобразительные формы, оставившие след в мировой культуре.

Соколов, Куприянов и Крылов тоже пробовали работать в разных манерах, иллюстрировали художественные произведения. Но затем все чаще выступали как карикатуристы,  а впоследствии решили творить вместе — после того, как они втроем нарисовали студенческую стенную газету. Был придуман общий псевдоним — Кукрыниксы, который расшифровывался следующим образом Ку — Куприянов, Кры — Крылов, НикС — Николай Соколов. А буква Ы указывала на то, что это все же не один художник, а несколько.

Первая карикатура Кукрыниксов была напечатана в 1926 году в журнале «Комсомолия». Каждый из них продолжал создавать собственные художественные произведения, но все же запомнились всем их совместные работы. Сами художники говорили так: ««Наш коллектив, по правде говоря, состоит из четырех художников: Куприянова, Крылова, Соколова и Кукрыниксы. К последнему мы все трое относимся с большой бережностью и заботой… И то, что создано коллективом, не смог бы осилить любой из нас в отдельности».

Гад-бюрократ

карикатуры кукрыниксыЕсли вначале Кукрыниксы рисовали безобидные шаржи на писателей, поэтов, художников и литературных героев, то постепенно их творчество становилось все острей и злободневней.

В то время была очень актуальна тема политической сатиры, и именно в ней Кукрыниксы стали непревзойденными мастерами. Теперь они рисовали не дружеские шаржи на писателей, а достаточно едкие карикатуры, высмеивающие бывших кумиров царской России — Колчака, Деникина, и заметные фигуры «буржуев».

Вскоре Кукрыниксы стали самыми известными и востребованными карикатуристами в СССР — их работы печатались  в самых «главных» советских газетах, даже в «Правде». Их творчество полностью отвечало духу времени и злобе дня. Кукрыниксы ездили по стране, активно собирали материал для своих карикатур и являлись не только художниками, но и рупорами всех идей партии и правительства. Вот некоторые  названия работ Кукрыниксов, сделанных в 30-е годы:  «Уборка урожая — грозный удар по врагу», «Уничтожим кулака как класс». Не были забыты и так называемые язвы советского общества. Названия этих работ говорят сами за себя: ««Гад-бюрократ засорил советский аппарат, гони его вон, рабочий отряд!».

Некоторые рисунки были объединены в серию, например, «Транспорт» — все карикатуры в ней освещали «отдельные недостатки» в железнодорожной отрасли и имели такие бичующие наименования как  «Дуплет в угол, или обмен поездами на станциях Свердловского узла», «Катастрофический машинист».

События внешней политики тоже обязательно попадали на кончики пера художников: «Двинулись к озеру Хасан, чтобы переползти через советскую границу», «Вся Европа — Гитлера и Риббентропа».

Смехом по врагу

Кукрыниксы, карикатуристыМежду тем международная обстановка все накалялась, и Кукрыниксы все больше рисовали карикатур, обличающих фашизм. А уже к вечеру 22-ого июня 1941 года они нарисовали эскиз плаката «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», который на другой день взывал к чувству патриотизма советских людей.

Всю войну Кукрыниксы провели, можно сказать, на передовой — они часто бывали на фронте, вплотную соприкасались с ужасной действительностью… И их вклад в победу над врагом был огромным — карикатуристы  убивали его своим оружием — смехом и сатирой, поднимавшими боевой дух солдат…

По  инициативе Кукрыниксов были созданы «Окна ТАСС» — плакаты, снабженные стихами и текстами. Все знаменитые художники и карикатуристы в «Окнах» объединили все свои усилия, чтобы выступить единым фронтом против фашизма. И эти плакаты действительно действовали на зрителей — не случайно они популярны до сих пор…

 В 1942 году Кукрыниксы получили Сталинскую премию — самую высшую награду, которую можно было иметь в то время. Власть любила их, потому что они верно служили ее идеалам, но и простой советский народ тоже дожидался с нетерпением очередной карикатуры Кукрыниксов — смех давал людям силы для дальнейшей борьбы.

Кукрыниксы рисовали не только сатирические карикатуры. После смерти Зои Космодемьянской, они написали картину «Таня», вызывавшую слезы у зрителей…  Затем появилось полотно «Бегство фашистов из Новгорода» — в 1944 году Кукрыниксы приехали в только что освобожденный Новгород, варварски разрушенный гитлеровской армией — был разбит памятник «Тысячелетие России», полуразрушен Софийский собор. Свои переживания Кукрыниксы передали на картине…

И совсем другие чувства появлялись от торжественной картины  Кукрыниксов «Подписание акта о безоговорочной капитуляции Германии», написанной в 1946 году, и полотна «Конец. Последние часы в ставке Гитлера», воспроизводящего бомбоубежище Гитлера в Берлине и ужас фюрера перед советскими войсками… Война закончилась, и часть победы в ней принадлежала Кукрыниксам…

«Крокодил» против США

кукрыниксы, крокодил, карикатурыПосле войны художники продолжали рисовать карикатуры, чутко реагируя на все события внутри страны и на международное положение. Теперь они обличают империалистов, колониальную политику Соединенных Штатов, войну во Вьетнаме и так далее. Ни один номер популярнейшего журнала «Крокодил» не обходился без очередной острой карикатуры Кукрыниксов, которые потом долго еще обсуждали на работе или дома.

Но Кукрыниксы не только смеялись. Они занимались серьезной работой по иллюстрированию книжек. Например, их иллюстрации к чеховской «Даме с собачкой» до сих пор считаются непревзойденными. Они так достоверно передавали все оттенки чувств героев, что читателям казалось, что они смотрят полнометражный художественный фильм. То же самое относится и к иллюстрациям к «Золотому теленку» Ильфа и Петрова — книга казалась в два раза смешнее, снабженная картинками от Кукрыниксов.

Кроме того, они проиллюстрировали «Фому Гордеева» и «Мать» Горького, «Портрет»  Гоголя,  «Дон-Кихот» Сервантеса, «Хождение по мукам» Толстого, произведения Салтыкова-Щедрина.

Кукрыниксы получили все мыслимые и немыслимые премии, были обласканы всеми властями. Но неумолимая смерть унесла сначала Порфирия Никитича Крылова —  в 1990 году, а через год Михаила Васильевича Куприянова. Николай Александрович Соколов пережил товарищей — он скончался в 2000 году.

Однако их имена не забыты до сих пор. Устраиваются выставки Кукрыниксов, и художников Куприянова, Крылова и Соколова — ведь  они  рисовали  картины и по отдельности. И работы каждого из них так не похожи на труды его собратьев— удивительно, как умудрились участники этого успешного триумвирата после стольких лет совместной работы сохранить такую яркую индивидуальность… 

www.chronoton.ru

Кукрыниксы — Lurkmore

Warning 1.pngВнимание! Всем раскрашенным душам:Кукрыниксы, в первую очередь, — это объединение советских художников, отразившее историю СССР во всей своей красе, за что почитаемо народом и, в частности, Луркоморьем!А эти ваши Кукры и их говнорок не заслуживает такого почёта, а потому о них стоит ограничиться парой слов. А про брата Горшенёва можно почитать здесь.
Wrar64.pngA long time ago, in a galaxy far, far away...События и явления, описанные в этой статье, были давно, и помнит о них разве что пара-другая олдфагов. Но Анонимус не забывает!
Eri x Yakumo.jpgВ эту статью нужно добавить как можно больше кукрыниксов.Также сюда можно добавить интересные факты, картинки и прочие кошерные вещи.
Трио во всей красе Фошыст должен знать своё место!

Кукрыниксы — отличные художники-карикатуристы этой вашей Советской России. Авторы многих пародий и шаржей, большая часть которых действительно доставляет.

Именно Кукрыниксы поставляли лулзы, используя сатиру положительно, что было новым для этой страны. В их состав входило три художника — КУприянов, КРЫлов и НИКолай Соколов, то есть «Кукрыниксы» — не что иное как коллективный псевдоним. Работая по отдельности, они постоянно генерировали новые агитплакаты тех времен. Большая часть плакатов посвящена конечно обличению фошыстов и прочих неугодных вождю и Партии явлений. На холстах также можно заметить Кровавую Гэбню, обычного™ рабочего и прочих маскотов советского мира. В общем, художники стабильно работали в духе социалистического реализма.

В годы Великой Отечественной также прославились тем, что замутили с одним из успешнейших и влиятельнейших детских поэтов — с Самуилом Маршаком, чьи стихи сияли буквально на фоне каждого плаката Кукрыниксов и призывали к победе! Призывали столь хорошо, что Адик на них обиделся и обещался расстрелять после взятия Москвы. Что получилось — известно.

Cуществует также старый советский анекдот про военрука, вразумлявшего студентов: «Пока вы тут смеётесь, в Америке кукрыниксы негров вешают!» — перепутал Ку-кры-никсов с ку-клукс-кланом.

[править] Троллинг Маршака

В это сложно поверить, ибо Маршак был другом и одной из составляющих головокружительного успеха Кукрыниксов. Однако появилось несколько карикатурок, стебущих Самуила Яковлевича. За такое современный юзер может: 1. обидеться; 2. заплакать от обиды; 3. набить ебало обидчику. Но дедушка Маrшак ведь не такой! К тому же, Кукрыниксы заранее назвали это «дружескими шаржами» (во избежание обиды Маршака). Если приглядеться, ничего серьёзного. Ну подумаешь, соску в коляске сосёт, с крокодилами здоровается или орденами увешан подобно Брежневу…

  • 1 изображение. «Семьдесят пять» намекает не только на возраст дедушки Сэма, но и на то, что Сэм очень кичился, что Чуковский был старше его на 5 лет (и пережил его кстати)
  • 2 изображение. Двойной стёб: Сэм был не только «молодым душой», но и чересчур капризным.
  • 3 изображение. Опять стёб с упоминанием Чуковского и его любимого героя Крокодила… Намёк на фанатизм к Чуковскому со стороны Маршака. При этом на Чуковского Кукрыниксы карикатур почему-то не писали!.. А ещё «Крокодилом» назывался некий совковый журнал, в котором работал Маршак.

[править] Вклад в интернет

Творчество товарищей привлекло Анонимуса, и коллективный разум сразу начал создавать фотожабы на тему.

[править] Кукры (aka Кукрыниксы)

Кукрыниксы, но не те.Своим видом Горшенёв делает статью серьёзнее…

Кукрыниксы (говн. Кукры) — одноименная питерская группа, известная говнарям и педовкам. Примечательна тем, что пишет сравнительно годные альбомы, но не способна повторить своих студийных подвигов, насилуя фоннатов пердящим неотстроенным звуком в тесных клубах. Во избежание обвинений в необъективности со стороны поклонников, пруф.

Выступать надо было срочно и обязательно с оглушительным успехом, так как группа «КОРОЛЬ И ШУТ» вышла на большую сцену. Желание повторить успех было настолько велико, что даже песни приличные как назло не писались. Наконец- то название появилось! «КУКРЫНИКСЫ». Проще назваться было бы ДЕБИЛЫ. Название придумал я. Естественно сейчас я бы так не рискнул. Слишком чудное слово, да еще и художников надо не обидеть, в общем влипли.

Ягода (А. Горшенёв)
  • Вундервафля же!

  • Минздрав предупреждает: алкоголь приводит к лютому, бешеному фошызму

  • Апофеоз войны

  • Собчак — это такой быдло фошыст.

  • Шансон, шансон!

  • Про Москву и калачи

Кукрыниксы — неотъемлемая часть Советского Союза.
Soviet.PNG
Кукрыниксы — творцы! А ты им просто завидуешь.
Black square.jpg
Кукрыниксы имеют отношение к фотожабам
Hypnotoad 1.gif

lurkmore.to

Кукрыниксы ,

Псевдоним по первым слогам фамилий. Творческий коллектив графиков и живописцев:   Куприянов Михаил Васильевич, Крылов Порфирий Никитич, Соколов Николай Александрович.   Действительные члены АХ СССР (1947), народные художники СССР (1958), Герои   Социалистического Труда (Куприянов — 1973, Крылов — 1972, Соколов —   1973). Острогротескные злободневные карикатуры на темы внутренней и международной   жизни (серии «Транспорт», 1933—1934, «Поджигатели войны»,   1953—1957), агитационные, в т. ч. антифашистские, плакаты («Беспощадно   разгромим и уничтожим врага!», 1941), иллюстрации к произведениям   М. Е. Салтыкова-Щедрина (1939), А. П. Чехова (1940—1946),   М. Горького (1933, 1948—1949), картины («Старые хозяева»,   1936—1937; «Конец», 1947—1948). Работали методом коллективного   творчества (индивидуально — над портретами и пейзажами). Ленинская   премия (1965), Государственная премия СССР (1942, 1947, 1949, 1950, 1951, 1975). Крылов Порфирий Никитич 1902—1990

Герой Социалистического Труда, народный художник СССР, действительный член Академии художеств СССР, лауреат Ленинской премии, лауреат шести Государственных премий СССР, лауреат Государственной премии РСФСР им. И. Е. Репина (1902—1990).

Живописец. Учился в заводской изостудии под руководством Г. М. Шегаля,   затем поступил в Высшие художественно-технические мастерские /ВХУТЕМАС/,   где с 1921 по 1928 год учился у А.А.Осмеркина, А. В. Шевченко,   в аспирантуре — у П.П.Кончаловского. Уже в 20-е годы   Крылов с равным интересом писал портреты, пейзажи, натюрморты и современный   жанр. Мотивы его картин просты, но в этой простоте Крылов открывает   ту содержательную тонкую красоту, что составляет прелесть всего сущего,   и которую может увидеть только вдумчивый взгляд. Он передает в картинах   трепет самой жизни. Даже распустившийся букет полевых цветов Крылов пишет в некоем   вихревом порыве. Он усложняет и подчеркивает контрастность в рисунке   и цвете и вместе с тем объединяет их интенсивной плотной   живописью.

Над большими жанровыми картинами он работал со своими неразлучными   товарищами М. В. Куприяновым и Н.А.Соколовым. Вместе они составили   знаменитую творческую группу Кукрыниксы и втроем вели напряженную публицистическую   работу. Карикатура, книжная иллюстрация, исторические картины и пейзажи —   все жанры творчества художников ознаменованы блестящими успехами.

Художественное мастерство Кукрыниксов было отмечено критиками еще в 30-е   годы. Залогом их триумфа явилось единство взглядов и вкуса, а также   большая личная дружба. Однако художник создал много и самостоятельных работ,   камерных по характеру. Он много ездил и писал на пленэре.   Его любимые места на Оке, в Поленове, Костроме, на Академической   даче, в Абрамцеве, Коктебеле. Пейзажи художника свидетельствуют о его   глубоком чувстве природы. Он придает значение не только общей атмосфере   пейзажа, его световому, цветовому, ритмическому строю, но и предметному   составу изображения, положенного в основу композиции. Прекрасны этюды,   написанные в Болгарии, Италии, Франции.

Крылова очень занимают мягкое скольжение или резкие удары света, наконец сама   световоздушная среда. Необыкновенно тонки и живописны и натюрморты   художника. Произведения П. Н. Крылова экспонировались на многих   художественных выставках в России и за рубежом. Они находятся   в собраниях Государственной Третьяковской Галереи, Государственного Русского   Музея, Художественного музея им.П.Н.Крылова в Туле, в галерее Уффицы   во Флоренции, и других зарубежных музеях и частных коллекциях.

Куприянов Михаил Васильевич 1903—1991

  

  Народный художник СССР, член Академии художеств СССР, лауреат Ленинской премии   (1903—1992) Живописец — график Михаил Васильевич Куприянов родился   21 октября 1903 года в небольшом городке Тетюши, расположенного   неподалеку от Казани. Окончил ВХУТЕМАС/ВХУТЕИН в 1929 году. (Учился   у профессора Н. Купреянова, рисунок вели П. Митурич, П. Львов).

В творчестве Куприянова органично синтезируются живопись и графика.   Точный энергичный рисунок соединяется с правдивой, благородно красивой   цветовой гаммой. Художник часто пользуется силуэтными решениями, придающими   его этюдам, мягким и гармоничным по колориту, своеобразную остроту.

Простота, лаконизм и убедительность изобразительных приемов свойственны   Куприянову-пейзажисту. По содержательности и глубине чувства, которое   вкладывает Куприянов в свои пейзажи, их образной завершенности и композиционной   цельности многие его работы, становятся своего рода этюдом-картиной. Уже в ранних   работах Куприянова проявился его талант в основении и «завоевании»   пространства. Чувствуется, что он испытывает подлинное наслаждение, постепенно   уводя взгляд зрителя в глубину, мастерски используя законы линейной и воздушной   перспективы. Пространство для него не только объективная реальность, но и средство   для раскрытия чувств художника, для создания содержательного эмоционального   образа.

Соколов Николай Александрович 1903—2000

  Живописец, график. Член АХ СССР. Народный художник СССР. В 1929 году закончил   ВХУТЕИН, где учился у Н.Н. Куприянова, П.И. Львова и П.В. Митурича. Совместно   с художниками М.В. Куприяновым и Н.А. Соколовым (Кукрыниксы) работал в политической   и бытовой сатире, политическом плакате, книжной иллюстрации и над тематическими   живописными композициями. Самостоятельно работал как живописец в области портрета,   пейзажа, натюрморта.

www.plakaty.ru

Кукрыниксы - 174 произведения - WikiArt.org

Кукрыниксы — творческий коллектив советских художников-графиков и живописцев, в который входили действительные члены АХ СССР (1947), народные художники СССР (1958), Герои Социалистического Труда Михаил Куприянов (1903—1991), Порфирий Крылов (1902—1990) и Николай Соколов (1903—2000).

Псевдоним «Кукрыниксы» составлен из первых слогов фамилий Куприянова и Крылова, а также первых трёх букв имени и первой буквы фамилии Николая Соколова. Подобным примером составления псевдонима является псевдоним творческого коллектива советских писателей «Гривадий Горпожакс».

Три художника работали методом коллективного творчества (каждый также работал и индивидуально — над портретами и пейзажами). Наибольшую известность им принесли многочисленные мастерски исполненные карикатуры и шаржи, а также книжные иллюстрации, созданные в характерном карикатурном стиле.

Совместное творчество Кукрыниксов началось ещё в студенческие годы в Высших художественно-технических мастерских. В Московский ВХУТЕМАС художники съехались из разных концов Советского Союза. Куприянов из Казани, Крылов из Тулы, Соколов из Рыбинска. В 1922 году Куприянов и Крылов познакомились и стали работать вдвоём в стенгазете ВХУТЕМАСа как Кукры и Крыкуп. В это время Соколов, ещё живя в Рыбинске, ставил на своих рисунках подпись Никс. В 1924 году он присоединился к Куприянову и Крылову, и в стенгазете они работали уже втроём как Кукрыниксы)

В группе происходил поиск нового единого стиля, использовавшего мастерство каждого из авторов.Первыми под перо карикатуристов попали герои литературных произведений.Позже, когда Кукрыниксы стали постоянными сотрудниками газеты «Правда» и журнала «Крокодил», они занялись преимущественно политической карикатурой. По воспоминаниям художника журнала «Крокодил» Германа Огородникова, с середины 1960-х годов Кукрыниксы практически не посещали журнал:

Этапными работами для Кукрыниксов были гротескные злободневные карикатуры на темы внутренней и международной жизни (серии «Транспорт», 1933—1934, «Поджигатели войны», 1953—1957), агитационные, в том числе антифашистские, плакаты («Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», 1941), иллюстрации к произведениям Николая Гоголя, Михаила Салтыкова-Щедрина (1939), Антона Чехова (1940—1946), Максима Горького («Жизнь Клима Самгина», «Фома Гордеев», «Мать», 1933, 1948—1949), Ильи Ильфа и Евгения Петрова («Золотой Телёнок»), Мигеля Сервантеса («Дон Кихот»).

Значимым моментом в творчестве стал военный плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!». Он появился на июньских улицах Моск­вы одним из первых — сразу же после нападения гитлеровской Германии на СССР.Кукрыниксы прошли всю войну: их листовки сопровождали советских солдат всю военную дорогу до Берлина. Кроме того, был очень популярен цикл плакатов «Окна ТАСС».

Они стали классиками советской политической карикатуры, которую понимали как орудие борьбы с политическим врагом, и совершенно не признавали иных веяний в искусстве и в карикатуре, проявившихся в полной мере в первую очередь в новом формате «Литературной газеты» (отдел юмора «Клуб 12 стульев»). Их политические карикатуры, часто публикуемые в газете «Правда», принадлежат к лучшим образцам этого жанра («Клещи в клещи», «Потеряла я колечко…», «Под Орлом аукнулось, в Риме откликнулось», «Уолл-стрижка», «Львиная доля», серия рисунков «Поджигатели войны» и др.). Коллективу принадлежат многочисленные политические плакаты («Превращение фрицев», «Народы предупреждают» и др.). Кукрыниксы известны также и как живописцы и мастера станкового рисунка. Они — авторы картин «Утро», «Таня», «Бегство немцев из Новгорода», «Конец» (1947—1948), «Старые хозяева» (1936—1937). Ими выполнены рисунки пастелью — «И. В. Сталин и В. М. Молотов», «И. В. Сталин в Курейке», «Баррикады на Пресне в 1905 г.», «Чкалов на острове Удд» и других.

Члены коллектива работали также и порознь — в области портрета и пейзажа.

Обширная коллекция художественных работ, принадлежащих перу Кукрыниксов, собрана в частной коллекции семьи Мамонтовых.

Музей-заповедник «Царицыно» с 30 апреля 2008 года выставлял посмертную выставку, посвящённую Дню Победы «История глазами Кукрыниксов. 1928—1945. Военный плакат. Карикатура. Живопись. Графика»

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

More ...

www.wikiart.org


Смотрите также