Художник Борис Кустодиев: основные вехи творческой биографии. Кустодиев картины


Лучшие картины русского художника Бориса Кустодиева

Борис Михайлович Кустодиев – художник редкого безграничного таланта, которому, в первую очередь, было присуще особое чувство и восприятие родной природы.

Кустодиев мог не только увидеть и оценить красоту природного мира, но и в его силах и в его власти было воссоздать и воплотить на своих художественных полотнах максимально подробно этот сложный мир живой природы.

Как и большинство работ автора, пейзажные полотна Кустодиева отличаются особой яркостью, выразительностью и насыщенностью цветовых планов. На картинах Кустодиева природа всегда представляет собой нечто гораздо большее, чем просто пейзажное изображение. Кустодиев создаёт своё художественное описание природы, делает его предельно индивидуальным, авторским, ни на что не похожим.

В этом отношении особо заметно одно из кустодиевских произведений, написанное художником в 1918 году «Лошади во время грозы».

ЛУЧШИЕ КАРТИНЫ РУССКОГО ХУДОЖНИКА БОРИСА КУСТОДИЕВА

Картина «Лошади во время грозы» — это образец талантливой масляной живописи. В данный момент полотно принадлежит собранию изобразительного искусства ХХ века Государственного Русского музея в Петербурге. Центральный образ и мотив холста заявлен уже в самом названии картины.

Кустодиев Борис Михайлович (Kustodiev Boris) (1878–1927), русский художник. Родился в Астрахани 23 февраля (7 марта) 1878 в семье преподавателя духовной семинарии.

Посетив в 1887 году выставку передвижников и впервые увидев картины настоящих живописцев, юный Кустодиев был потрясен. Он твердо решил стать художником. Окончив в 1896 году духовную семинарию, Кустодиев едет в Петербург и поступает в Академию художеств. Занимаясь в мастерской И. Е. Репина, Кустодиев много пишет с натуры, стремится овладеть мастерством передачи красочного многообразия мира.

ЛУЧШИЕ КАРТИНЫ РУССКОГО ХУДОЖНИКА БОРИСА КУСТОДИЕВАГуляние на Волге, 1909

Репин привлек молодого художника к соавторству в картине «Заседание Государственного Совета» (1901–1903, Русский музей, Петербург). Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева — портретиста (И. Я. Билибин, 1901). Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где кистью художника рождались знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане –«русские венеры»). Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф. И. Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России.

ЛУЧШИЕ КАРТИНЫ РУССКОГО ХУДОЖНИКА БОРИСА КУСТОДИЕВАПортрет Федора Шаляпина, 1922, Русский Музей

Хотя в 1916 году паралич приковал художника к инвалидному креслу, Кустодиев продолжал активно работать в разных видах искусства, продолжая свои популярные «волжские» серии.

ЛУЧШИЕ КАРТИНЫ РУССКОГО ХУДОЖНИКА БОРИСА КУСТОДИЕВАБ.М. Кустодиев в своей мастерской. 1925 г.

После революции Кустодиев создал лучшие свои вещи в сфере книжной иллюстрации («Леди Макбет Мценского уезда» Н. С. Лескова; «Русь» Е. И. Замятина; обе работы – 1923; и другие рисунки) и сценографии («Блоха» Замятина во втором МХАТе, 1925; и другие декорации). Умер Борис Михайлович Кустодиев в Ленинграде 26 мая 1927 года.

ЛУЧШИЕ КАРТИНЫ РУССКОГО ХУДОЖНИКА БОРИСА КУСТОДИЕВА:

ЛУЧШИЕ КАРТИНЫ РУССКОГО ХУДОЖНИКА БОРИСА КУСТОДИЕВАКупчиха за чаем, 1918 Русский музей
Одним из излюбленных персонажей произведений Кустодиева была дородная, пышущая здоровьем купчиха. Купчих художник писал множество раз — в интерьере и на фоне пейзажа, обнаженными и в нарядных платьях.

Картина «Купчиха за чаем» уникальна по своей впечатляющей силе и гармонической цельности. В сидящей на балконе за столом, уставленным яствами, дебелой, необъятной толщины русской красавице, образ купчихи приобретает подлинно символическое звучание. Большую смысловую нагрузку несут в полотне детали: трущийся о плечо хозяйки толстый ленивый кот, купеческая чета, пьющая чай на соседнем балконе, изображенный на заднем плане город с церквами и торговыми рядами и, в особенности, великолепный «гастрономический» натюрморт. Спелый красный арбуз с черными косточками, жирный кекс, булочки, фрукты, фарфор, большой самовар — все это написано необыкновенно вещно и осязаемо и в то же время не иллюзорно, а нарочито упрощенно, как на лавочных вывесках.

В голодный 1918 год, в холод и разруху больной художник мечтал о красоте, полнокровной яркой жизни, обилии. Однако смакование сытого, бездумного существования сопровождается здесь, как и в других произведениях Кустодиева, легкой иронией и беззлобной усмешкой.

ЛУЧШИЕ КАРТИНЫ РУССКОГО ХУДОЖНИКА БОРИСА КУСТОДИЕВАКупчиха с зеркалом, 1920, Русский музей

Молодость всегда привлекает своей яркостью, красотой, свежестью. Художник представляет нам обычную сцену из купеческой жизни. Молодая девушка примеряет новую шелковую шаль. Картина насыщена деталями, раскрывающими характер героини. На столике разложены украшения, девушка из прислуги перебирает меха, зеленый сундук у печки явно скрывает «богатства» героини. В дверях стоит улыбающийся купец, в богатой шубе. Любуется на свою дочь, увлеченную новым гардеробом.

ЛУЧШИЕ КАРТИНЫ РУССКОГО ХУДОЖНИКА БОРИСА КУСТОДИЕВАКрасавица, 1915, Третьяковская галерея

Кустодиев всегда черпал свое вдохновение в русской лубочной живописи. Вот и его знаменитая «Красавица» словно списана с лубка или с дымковской игрушки. Однако, известно, что художник писал с натуры, известно и то, что моделью стала известная актриса Художественного театра.

К пышным формам своей модели художник подходит деликатно, с добрым юмором. Сама красавица ничуть не смущена, она спокойно, с некоторым любопытством наблюдает за зрителем, весьма довольная производимым впечатлением. Поза ее целомудренна. Белое пышное тело, голубые глаза, золотые волосы, румянец, алые губы — перед нами действительно красивая женщина.

ЛУЧШИЕ КАРТИНЫ РУССКОГО ХУДОЖНИКА БОРИСА КУСТОДИЕВАПровинция. 1919ЛУЧШИЕ КАРТИНЫ РУССКОГО ХУДОЖНИКА БОРИСА КУСТОДИЕВАВид с Воробьевых гор. 1919ЛУЧШИЕ КАРТИНЫ РУССКОГО ХУДОЖНИКА БОРИСА КУСТОДИЕВАВ старом Суздале, 1914

Буйная роскошь красок расцветает пышным цветом на картинах Кустодиева, стоит только ему обратиться к излюбленной теме: изображению основ жизни глубинки, ее устоев, ее корней. Красочно показанное чаепитие во дворе не может не радовать глаз всем тем жизнелюбием, которое царит на картине.

Статные спины, гордая осанка, явная неторопливость каждого движения, осознанное чувство собственного достоинства, которое ощущается у всех женских фигур – это и есть старый Суздаль, такой, каким его видит, ощущает, чувствует художник. И он весь перед нами как на ладони – живой и яркий, настоящий. Теплый. Точно за стол приглашает!

ЛУЧШИЕ КАРТИНЫ РУССКОГО ХУДОЖНИКА БОРИСА КУСТОДИЕВАУтро, 1904 год, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Изображены Юлия Евстафьевна Кустодиева, жена художника, с сыном-первенцем Кириллом (1903-1971). Картина написана в Париже.

ЛУЧШИЕ КАРТИНЫ РУССКОГО ХУДОЖНИКА БОРИСА КУСТОДИЕВАРусская Венера, 1925 год, Нижегородский художественный музей, Нижний НовгородЛУЧШИЕ КАРТИНЫ РУССКОГО ХУДОЖНИКА БОРИСА КУСТОДИЕВАКупание, 1912, Русский музей

По «кустодиевски» солнечный день на картине переполнен насыщенными цветами. Голубое небо, зеленый косогор, зеркальный блеск воды, солнечно-желтая купальня — все вместе составляют теплое лето.

Купальщицы прописаны художником схематично, очень деликатно. Кустодиев словно сам отводит взгляд зрителя от купальни и привлекает внимание к окружающей природе, наполнив ее неестественными яркими красками.

На берегу идет обычная жизнь. Лодочники предлагают публике прокатиться по реке, в гору с трудом поднимается груженая телега. На пригорке — красная церковь.

Дважды художник изобразил российский триколор. Бело-сине-красное полотнище украшает купальню и борт большой лодки. Скорее всего, перед нами праздничный день. Лето и есть праздник для всех, кто способен его оценить.

Купальщицы ведут неспешную беседу, наслаждаясь теплом, солнцем, рекой. Неспешная, размеренная, счастливая жизнь.

ЛУЧШИЕ КАРТИНЫ РУССКОГО ХУДОЖНИКА БОРИСА КУСТОДИЕВАКупчиха и домовой, 1922

Весьма пикантную сцену изобразил художник. Домовой, обходя свои владения, застыл в изумлении перед обнаженным телом спящей хозяйки дома. Но детали все-таки подсказывают зрителю, что героиня картины все подготовила для этой сцены. Жарко натопленная печь оставлена открытой, чтобы огонь давал свет. Поза тщательно продумана. Возникают ощущение, что и сон хозяйки театральный. Красавица словно сама заманивает домового, чтобы на него посмотреть. Сказка, рождественская история, чудо.

Изящная, белотелая, ослепительно-красивая купчиха — с одной стороны, жутковатый, поросший шерстью, пузатый домовой — с другой. Они как воплощение купеческой женской и мужской красоты. Два разных начала, противоположности.

ЛУЧШИЕ КАРТИНЫ РУССКОГО ХУДОЖНИКА БОРИСА КУСТОДИЕВАТроицын день, 1920, Саратовский государственный художественный музей им. А. Н. РадищеваЛУЧШИЕ КАРТИНЫ РУССКОГО ХУДОЖНИКА БОРИСА КУСТОДИЕВАПортрет художника Ивана Билибина, 1901, Русский музей

Этот портрет — ранняя работа мастера. Создавался он в академической мастерской И. Репина. В этой работе манера Кустодиева едва проступает. Она еще просто не сформировалась. Билибин изображен очень реалистично. Перед нами изысканно одетый молодой человек: черный сюртук, белоснежная сорочка. Красный цветок в петлице — деталь, характеризующая модель. Герой франтоват, любитель женщин, развлечений. Взгляд ироничный, даже смешливый. Черты лица правильные. Перед нами красивый молодой человек.

ЛУЧШИЕ КАРТИНЫ РУССКОГО ХУДОЖНИКА БОРИСА КУСТОДИЕВАПортрет Ю.Е. Кустодиевой. 1920ЛУЧШИЕ КАРТИНЫ РУССКОГО ХУДОЖНИКА БОРИСА КУСТОДИЕВАПортрет великой княгини Марии Павловны.1911ЛУЧШИЕ КАРТИНЫ РУССКОГО ХУДОЖНИКА БОРИСА КУСТОДИЕВАКупчиха с покупками.1920ЛУЧШИЕ КАРТИНЫ РУССКОГО ХУДОЖНИКА БОРИСА КУСТОДИЕВАМосковский трактир, 1916, Третьяковская галерея

Московский трактир — место особое, непростое. Главное в нем — общение, отдых. Именно таким и предстает трактир на картине. Грациозны и изящны половые, обслуживающие посетителей. Красные потолки и своды придают работе радостную и праздничную атмосферу. Судя по пучку вербы за иконой, действие происходит накануне пасхи.

В центре трактира за одним столом разместилась очень колоритная группа. Одинаковая одежда выдает в них извозчиков, устроивших себе чайный перерыв. Чинно и с достоинством вкушают чай извозчики. Словно средневековые цеховые мастера во время торжественной церемонии. А музыкальное сопровождение обеспечивают певчие птицы в клетках под потолком. Старейшина уважаемого собрания сидит под иконой. Угадывается даже некоторое сходство образа на этой иконе со строгим и торжественным лицом председателя чаепития.

ЛУЧШИЕ КАРТИНЫ РУССКОГО ХУДОЖНИКА БОРИСА КУСТОДИЕВАПортрет Ю.Е. Кустодиевой с дочерью Ириной. 1908, Государственный музей изобразительных искусств Республики ТатарстанЛУЧШИЕ КАРТИНЫ РУССКОГО ХУДОЖНИКА БОРИСА КУСТОДИЕВАСирень,1906ЛУЧШИЕ КАРТИНЫ РУССКОГО ХУДОЖНИКА БОРИСА КУСТОДИЕВАИмператор Николай II, 1915

Рекомендуем также:

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter.

moiarussia.ru

Кустодиев, Борис Михайлович. Все картины художника

РОССИЯ

(поэтическая оратория)

* * *

Нам снова угрожает татарва –

Нас вряд ли устрашить осенним игом.

Немного побуревшая трава

Поверит соляным морозным иглам.

Не первый день пейзажи лицезришь –

И в памяти живут картины лета.

Но осень предпочтительнее – эта

Стеклянная, возвышенная тишь.

Как ярко драгоценности горят!

Заколот нумизмат, вино пролито.

Земля изрядно норами изрыта,

А птицы в сизом мареве летят.

За что карает шаровой огонь?

Мы пьём настой по милости рябины.

А улицы прозрачны и пустынны,

Но куст вот-вот взорвётся – только тронь.

Осенний дождь – почти что благодать,

Не стоит этой влаге прекословить.

Но вечер, посмотри, по сути тать –

Трофей составит сумма старых кровель.

Не стоит о прошедших временах…

Пожары гладиолусов в квартире!

Часы остановились. Но в часах

Нет правды о – насколь привычном? – мире.

Да, многого, конечно, не узнать,

И многого, конечно, не осмыслить.

Когда считаешь сумрачными числа,

То хочется от яви убежать.

Мы даром топчет чудную листву –

Сожгут её в кострах прозрачным утром.

Я город представляю слишком утлым,

Мне хочется рвануть…пускай, в Литву.

В Литву тебе едва ли ускакать:

Прикинься Самозванцем, или визу

Купи – ты не умеешь побеждать.

Доверься лучше старому карнизу,

Где голуби, как ноты, если взгляд

Извлечь способен музыку из строчек.

А если изменился резко почерк –

В душе, наверно, спрятан целый ад.

Однако, мы с листвою заодно,

И иго нас едва ли испугает.

А ветер татарвою налетает,

И золото ему собрать дано.

Нам стрелы не грозят, и смерти нет.

Течёт река, а улица спокойна.

Уходят в никуда года и войны,

И вечным остаётся только свет.

* * *

Вовсю торгуют бубликами…Снедь

На ярмарке вообще разнообразна.

Потешно кувыркается медведь,

А крики зазывал полны соблазна.

Жар-птица обронила что ль перо?

Остался ль твой азарт неутолённым?

Реальность раскрывается пестро.

А у реки местечко есть влюблённым.

Ржавеет баржа. Лодочка плывёт.

И плицами играет пароходик.

Уютный городок кого-то ждёт –

Недавно приобретшего заводик.

Привычная, густая теснота

Заборов и домишек деревянных.

И яркий блеск высокого креста,

И сутолока будней окаянных.

Напрасно ожидаете письма.

Церковный запах ладана и воска.

Действительность, обильная весьма,

Болото с точки зрения подростка.

В овраге поразит скопленье крыш,

Так видно – и не с птичьего полёта.

Зимою слышишь ягодную тишь.

И медленно кончается суббота.

Под вечер очень хочется пройтись

По улицам, закрученным и старым.

Собор тебе велит – остановись,

Молиться надо искренне и с жаром.

Различные картины…Бурлаки,

И Волга, и дремучие купчины,

Чьи планы чрезвычайно велики.

Встречаются и лица и личины.

Открытки неизвестных городов,

Вполне однообразных, то есть скучных.

И голос азиатчины суров,

Он из ряду весьма неблагозвучных.

В трактире музыкальный аппарат

Прощай мой милый Августин выводит.

Приказчик пьёт. Студенты говорят.

Но в целом ничего не происходит.

Усадьба. И вечерний самовар.

Чернеет лес массивною стеною.

А дядька очень стар. Но то, что стар

Не клонит вовсе к раннему покою.

Кузина и кузен. Банальный ряд

Событий. Пианино на веранде.

В вечерний воздух звуки полетят.

Игравший не нуждается в таланте.

Извозчики усердны в городах.

Горят огни в роскошном ресторане.

Увы, не обозначить в двух словах,

Как нежно пахнут рябчики в сметане.

Деталей много. Жалко общий лад

Нарушен, а другой неинтересен.

Хвост не поймать, и не пойти назад,

И больше не услышим старых песен.

По вкусу были пышки на меду.

Я сыт, и много солнечного света.

Я не могу жестокую беду

Представить в чёткой графике сюжета.

Послушай, друже, благовест – плывёт,

Колышется, меняя в чём-то воздух.

От суммы обстоятельных забот

Тебе необходим разумный роздых.

Не надобно немыслимых идей!

В умах городовых воспоминанья

О пышных пирогах – и обо всей

Реальности – с цветущею геранью.

Ещё не искорёжен тёплый быт,

Впоследствии оболганный ужасно.

Отсутствие событий или битв

Свидетельствует: всё идёт прекрасно.

Согласно древним правилам житья

Доверимся, дружище, домострою.

У чёрной пустоты небытия

Довольно притязаний на героя.

Увы, не философии плоды,

Но Азия всеместно торжествует.

И вот уже правления бразды

В руках того, кто без конца блефует.

Он вождь. Он человек? Скорей моллюск.

Абсурд просуществует без эмблемы.

Я будущего несколько боюсь –

Ведь прежними останутся проблемы.

Не страшно очутиться в пустоте?

И стая бесов радостно ярится.

Мы движемся к неведомой черте,

И снова видим сгинувшие лица.

Церковники убитые стоят,

Купцы, и меценаты, и герои.

Над кладбищем царит вороний ад.

Сквернимы чернью царские покои.

И сажа, и витает едкий смрад.

Пугает души морок азиатский.

И не восстановить бытийный лад.

О кто мы? Дай понять, дай разобраться…

* * *

Далёкий лес – как раненая птица,

Раскинувшая два больших крыла.

Течёт река, и серая водица

Такая же, как некогда была,

Когда желтели вражеские лица.

До осени ещё – приличный срок.

Мистическое таинство теченья!

Ты у воды не будешь одинок,

Тебе в подмогу – всякое растенье.

Вот перемёт поставил рыбачок.

А берег крут. И ласточкины гнёзда

Стооко озираются вокруг –

Иль аргус охраняет этот воздух?

И нежно зеленеет тихий луг.

И старенький пейзаж отраден мозгу.

Палатки и машины. Рыбаки

Готовят ужин. Сытно пахнет кашей.

А силуэты удочек близки

Душе сентиментальной – то есть нашей.

Ленивое движение руки…

Забрасывает спиннинг человек,

Мечтая о леще, а нет – стерлядке.

Закончился недавно страшный век –

Теперь, надеюсь, будет всё в порядке.

Мы прожили ещё один четверг.

Неважно в общем: пятница, среда.

Но лето обольщает, догорая.

Костёр, понятно, ближе, чем звезда –

Неведомая, дальняя, цветная.

И всё, помимо счастья, ерунда.

Накрытый наспех стол: грибы и хлеб,

Немного колбасы и много водки.

Окрестный мир коварен и нелеп,

Поэтому горят сердца и глотки.

…взор вечности – весьма возможно – слеп.

И вот потьма. И чёрная река

Спокойствием насколько обольщает?

Она к тебе течёт издалека,

И где-то завершенье обретает.

Но в жизни не хватает маяка.

Вот песня зазвучала, но она

Утихнет и в пространстве растворится.

Реальность, милый друг, обречена.

И тянет долгой ночью насладиться –

Великою наградою дана.

И дело разумеется не в клёве…

Покажется – огромный этот лес

Не крылья, а нахмуренные брови.

А белый свет в тиши ночной исчез.

Но мудрой тишине не прекословим.

* * *

Леса, и воды, и ремёсла,

Почти несокрушимый флот.

Достигли цели – сушим вёсла!

Страна – державности оплот.

Здесь бурно ереси кипели,

Меняя мало дивный край.

Крестить положено в купели.

Младенец дремлет в колыбели.

Се – Византия. Или рай.

Господь подъемлет словно чашу

Вином наполненную всклянь

Имперский край – не знаем краше.

Сомненьем душу не порань!

Соблазны угнетают души.

С чем возвращаются послы?

И каково наследье суши,

Чьи храмы ярче, чем костры?

Убранство храмов – будто осень.

Ну а искусство мастеров

Превыше самых сильных слов –

Слова напрасно в сердце носим.

Долой сомненья, человек!

Подъемлет щит, не прекословя.

Отсюда приняты условья,

Казалось – навсегда. Навек –

Определяющие лад

На сто веков дальнейшей жизни.

Не дремлет всё же ражий ад,

И смута от него в отчизне.

* * *

В ночном стекле осенняя луна

Плывёт, как неизученная рыба.

А ночь – неодолимейшая глыба,

А может – шаровая глубина.

И люстра отражается в стекле,

Домашним золотистым звездопадом.

Забытые бумаги на столе

Едва ли посчитать душевным кладом.

Державинская движется река –

Смывает и созвездия и даты,

Незрима и чрезмерно глубока –

И что ей и романы, и палаты.

Гляди, как проплывает за окном

Луна, а люстра в комнате играет

Уютным светом, золотым притом.

В окошке тополь головой кивает.

И звуки покидают старый дом.

И в тишине простор окрестный тает.

* * *

…города бессчётные – икрой,

Если с самолёта. Жизнь игрой

Мало представляю. Города

Вкруг соборов – тайная среда,

Где молитвы реют. Поезд мчит,

И пространство лентою летит.

Многоноги мчащие леса.

Родины различны голоса.

Что. Поэт, прочтёшь сегодня нам?

Что, юродивый, расскажешь небесам?

Поезд мчит. А голуби летят.

Нету никогда пути назад.

* * *

Светочи веры – скиты, пещеры.

Люди-монахи – светочи веры.

Удаль разбойна – согласно просторам, какие

Символом что ли стали России?

Вон и Емеля на печке, как прежде.

Вот и юродивый в рваной одежде.

Смычки пугают порой дуговые

Нас, обитателей древней России,

Нас, бородатых и истово пьющих,

Нищим порою не подающим,

Нас, молящихся в церкви рьяно,

Чтобы потом жить окаянно.

Нас – энергичных, купечески-мощных,

Грибы собирающих в рощах.

Связанных – не столько кровью, но верой –

Что будем жить неземной атмосферой,

Земную познав, и в мечте растворясь.

Весьма условная, впрочем, связь.

gallerix.ru

Кустодиев Борис Михайлович Картины и биография Kustodiev Boris

Кустодиев Автопортрет

Кустодиев Борис Михайлович (Kustodiev Boris Mikhailovich), русский художник, выдающийся мастер жанровых сцен русского быта. Родился в Астрахани 23 февраля (7 марта) 1878 в семье преподавателя духовной семинарии. Посетив в 1887 году выставку передвижников и впервые увидев картины настоящих живописцев, юный Кустодиев был потрясен. Он твердо решил стать художником. В возрасте пятнадцати лет он стал брать уроки живописи у выпускника Петербургской Академии художеств П. Власова. Окончив в 1896 году духовную семинарию, Кустодиев отправился в Петербург и поступил в Академию художеств.

Кустодиев Иван Билибин Художник Иван Яковлевич Билибин,1901, Русский музей, Санкт-Петербург Жена художника Юлия Кустодиева Юлия Евстафьевна Кустодиева,урожденная Прошинская, женахудожника, 1903, Русский музей Кустодиев Утро Утро (Юлия Кустодиева с сыном Кириллом), 1904, Русский музей

Занимаясь в мастерской Ильи Ефимовича Репина, Кустодиев много пишет с натуры, стремится овладеть мастерством передачи красочного многообразия мира. Репин привлек молодого художника к соавторству в картине «Заседание Государственного Совета» (1901–1903, Русский музей, Петербург). Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева - портретиста (Портрет Ивана Билибина был отмечен золотой медалью II класса на международной выставке в Мюнхене в 1901 году).

Кустодиев Ярмарка Ярмарка, 1906,Третьяковская галерея Кустодиев На террасе На террасе, 1906,Нижегородский художественный музей Кустодиев Земская школа Земская школана Московской Руси, 1907

Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где кистью художника рождались знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане – «русские венеры»).

Кустодиев Гулянье на Волге Гулянье на Волге, 1909,Костромской художественный музей Кустодиев Ренэ Нотгафт Ренэ Ивановна Нотгафт,1914, Русский Музей Кустодиев Красавица Красавица (актриса МХТ Фаина Шевченко), 1915, Третьяковская галерея

Эти серии и близкие им полотна (портрет Федора Ивановича Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России. Революцию Кустодиев воспринял карнавально, в духе народного лубка. В 1909 году у Бориса Кустодиева появились первые признаки тяжелой болезни. Несколько операций, проведенных с целью излечить заболевание спинного мозга, принесли лишь временные облечения. В 1916 году паралич приковал художника к инвалидному креслу, однако Кустодиев продолжал активно работать в разных видах искусства, продолжая свои популярные «волжские» серии.

Кустодиев Лежащая натурщица Лежащая натурщица, 1915,Музей-квартира Бродского Кустодиев Крестный ход Крестный ход, 1915,Чувашский художественный музей Кустодиев Масленица Масленица, 1916,Русский музей

После революции Кустодиев создал лучшие свои вещи в сфере книжной иллюстрации («Леди Макбет Мценского уезда» Н. С. Лескова; «Русь» Е. И. Замятина; обе работы – 1923; и другие рисунки) и сценографии («Блоха» Замятина во втором МХАТе, 1925; и другие декорации). Умер Борис Михайлович Кустодиев в Ленинграде 26 мая 1927 года. Прах художника покоится на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

Кустодиев Сенокос Сенокос, 1917,Третьяковская галерея Кустодиев Вербный торг Вербный торг у Спасских ворот, 1917, Нижегородский художественный музей Кустодиев Балаганы Балаганы, 1917,Государственный Русский музей Кустодиев Графиня Грабовская Графиня Грабовская,1917, частное собрание Кустодиев Купчиха за чаем Купчиха за чаем (Галина Адеркас),1918, Русский Музей Кустодиев Купчиха с зеркалом Купчиха с зеркалом,1919, Русский музей Кустодиев Зима Масленичное катание Зима. Масленичное катание. 1919,Музей-квартира Исаака Бродского Кустодиев Лыжники Лыжники, 1919,частное собрание Кустодиев Провинция Провинция, 1919, Государственныймузей искусств Республики Казахстан Кустодиев Зима Масленица Зима. Масленица, 1920,фонд-коллеция АН РФ Кустодиев Троицын день Троицын день, 1920,Саратовский художественный музей Кустодиев Купчиха с покупками Купчиха с покупками, 1920,Национальный музей Беларуси Кустодиев Голубой домик Голубой домик, 1920,музей-заповедник "Петергоф" Кустодиев Крещенское водосвятие Крещенское водосвятие,1921, частное собрание Кустодиев Весна Весна, 1921частное собрание Кустодиев Купанье Купанье, 1921,частное собрание Кустодиев Купальщица Купальщица, 1921,Русский музей Кустодиев На Волге На Волге, 1922,фонд-коллеция АН РФ Кустодиев Федор Шаляпин Федор Шаляпин,1922, Русский музей Кустодиев Актриса Чижова Актриса Татьяна Чижова, 1924,Ивановское объединениехудожественных музеев Кустодиев Русская Венера Русская Венера, 1925-1926,Нижегородский художественный музей

smallbay.ru

биография, картины, разбор картин, личная жизнь художника.

Борису Кустодиеву повезло стать учеником самого Ильи Репина, однако он отверг каноны, по которым работал его учитель, и начал искать собственное творческое направление. На этом пути Кустодиеву выпало множество жизненных испытаний — от неприятия его творчества публикой до тяжелой болезни. Но даже в самые сложные времена, будучи прикованным к инвалидному креслу, он продолжал писать картины.

ДЕТСТВО В АСТРАХАНИ

Борис Кустодиев. Галерея 5

Борис Кустодиев. Автопортрет. 1912. Галерея Уффици, Флоренция, Италия

Борис Кустодиев. Галерея 5

Борис Кустодиев. Автопортрет (На охоте). 1905. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Борис Кустодиев. Галерея 5

Борис Кустодиев. Автопортрет. 1910. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Москва

Борис Кустодиев родился 7 марта 1878 года в Астрахани. Отца, преподавателя духовной семинарии, не стало, когда мальчику было чуть больше года. Мать осталась вдовой в 25 лет и содержала четверых детей. Борис сначала учился в церковно-приходской школе, потом в гимназии. Когда ему было девять лет, в город привезли выставку художников-передвижников. Мальчика настолько впечатлила живопись, что он твердо решил научиться рисовать так же искусно. Мать нашла деньги, чтобы Борис смог брать уроки у известного в Астрахани художника Петра Власова. Он говорил своему ученику: «Научился немного рисовать — все равно что ничему не научился. Искусство требует всей жизни. Анатомию человека не знаешь — не пытайся обнаженную натуру писать, не дастся она тебе. Репин говорит: «Глаз свой воспитывайте еще пуще руки».

В письме сестре Борис писал:

«Я только что возвратился от Власова и сажусь писать тебе письмо. Вот уже целый месяц я хожу к нему и сегодня уже начал рисовать голову. Сначала рисовал орнаменты, части тела, а теперь уже начал и головы. На днях нарисовал с натуры акварелью две айвы и две моркови. Когда я нарисовал их, то удивлялся — я ли нарисовал или другой?»

ПОДАЮЩИЙ НАДЕЖДЫ СТУДЕНТ

Борис Кустодиев. Галерея 4

Борис Кустодиев. Портрет жены художника. 1909. Одесский художественный музей, Одесса, Украина

Борис Кустодиев. Галерея 4

Илья Репин. Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня его учреждения. 1903. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Борис Кустодиев. Галерея 4

Борис Кустодиев. На террасе. 1906. Нижегородский государственный художественный музей, Нижний Новгород

Окончив семинарию, в 1896 году Кустодиев отправился учиться в Москву, но в художественную школу его не приняли: Борису уже исполнилось 18 и он был слишком взрослым. Тогда Кустодиев поехал в Петербург, где подал документы в Высшее художественное училище при Академии художеств.

В училище Кустодиев много работал, писал с натуры, особенно увлекался портретами. Илья Репин, учитель Бориса, которым тот восхищался с детства, писал: «На Кустодиева я возлагаю большие надежды. Он художник даровитый, любящий искусство, вдумчивый, серьезный; внимательно изучающий природу…»

В 1901 году Репин привлек своего лучшего ученика к работе над заказанной ему огромной картиной «Торжественное заседание Государственного совета». 27 портретов были написаны по эскизам Кустодиева, под руководством Репина начинающий художник написал треть всего полотна.

Летом 1900 года Кустодиев отправился в Костромскую губернию на этюды. Во время поездки художник познакомился с Юлией Прошенской, с которой обвенчался спустя три года. А в ноябре 1903 года Кустодиев окончил Академию художеств с золотой медалью и отправился вместе с женой и трехмесячной дочерью в пенсионерскую поездку: сначала во Францию, потом в Испанию.

ПОИСК СОБСТВЕННОГО ПУТИ

Борис Кустодиев. Галерея 3

Борис Кустодиев. Ярмарка. 1906. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Борис Кустодиев. Галерея 3

Борис Кустодиев. Морозный день. 1913. Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева, Саратов

Борис Кустодиев. Галерея 3

Борис Кустодиев. Деревенский праздник. 1914. Латвийский Национальный художественный музей, Рига, Латвия

Вернувшись из заграничного турне, Кустодиев купил под Кинешмой землю и своими руками построил дом. Свою дачу-мастерскую он называл «Теремом». Именно в это время он начал поиск собственного неповторимого стиля в живописи. Он захотел уйти от репинского реализма, больше не подражать учителю, писать не с натуры, а исходя из собственных представлений о русской красоте. Он восторгался народными гуляньями, ярмарками, вдохновлялся лубочными изображениями: «Ярмарка была такая, что я стоял как обалделый. Ах, если бы я обладал сверхчеловеческой способностью все это запечатлеть. Затащил мужика с базара — и писал при народе. Чертовски трудно! Будто впервые. За 2–3 часа надо сделать приличный этюд… Пишу бабу покладистую — хоть неделю будет стоять! Только щеки да нос краснеют».

В 1904 году Кустодиев стал учредителем Нового общества художников. В 1905-м — начал увлекаться графикой, работал карикатуристом в журналах «Жупел», «Адская почта», «Искры». Проиллюстрировал «Шинель» Николая Гоголя, изданную в 1905 году. В это же время Кустодиев начал работать в Мариинском театре помощником декоратора Головина.

В 1909 году Кустодиев получил звание Академика живописи. Его кандидатуру на Собрании Академии художеств представили Илья Репин, Архип Куинджи и Василий Матэ. В этот период Кустодиев активно работал над картинами, посвященными русской провинциальной жизни, — написал серию «Ярмарки», картину «Деревенский праздник».

«ВОТ УЖ КТО ЧУДИТ, ТАК ЭТО КУСТОДИЕВ»

Борис Кустодиев. Галерея 1

Борис Кустодиев. Купчихи. 1912. Киевский национальный музей русского искусства, Киев, Украина

Борис Кустодиев. Галерея 1

Борис Кустодиев. Купчиха. 1915. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Борис Кустодиев. Галерея 1

Борис Кустодиев. Красавица. 1915. Государственная Третьяковская галерея, Москва

В том же, 1911 году у Кустодиева случился острый приступ боли в руке: она долгое время беспокоила художника, но врачи были бессильны. Когда приступы стали невыносимыми, он отправился на лечение в Швейцарию, где провел год в клинике доктора Ролье. А после операции у немецкого профессора Германа Оппенгейма Кустодиевы вернулись в Россию.

Художник много работал — писал портреты, жанровые зарисовки деревенской жизни. «Купчихи», «Красавица», «Купчиха», «Девушка на Волге» — эксперименты Кустодиева, его попытка создать новый стиль в живописи в Петербурге отклика не нашли. Газеты писали:

«Вот уж кто чудит, так это Кустодиев… Он как будто умышленно кидается из стороны в сторону. То он пишет обыкновенные хорошие дамские портреты, вроде госпожи Нотгафт или Базилевской… а то вдруг выставляет какую-то дебелую «красавицу», сидящую на расписном с букетами сундуке… Нарочитое и выдуманное безвкусие».

Зато в театре Кустодиева ценили — у него было множество заказов. В 1914 году он создал уже не только декорации, но и эскизы костюмов для «Смерти Пазухина» в МХТ. Оформил пьесы Островского — «Свои люди — сочтемся», «Волки и овцы», «Гроза». Декорации давались Кустодиеву легко, и работал он быстро. Художник был хорошо знаком с Константином Станиславским и Владимиром Немировичем-Данченко, написал много портретов актеров МХТ — Николая Александрова, Ивана Москвина и других.

ОПЕРАЦИЯ И РЕВОЛЮЦИЯ

Борис Кустодиев. Галерея 2

Борис Кустодиев. Портрет А.И. Анисимова. 1915. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Борис Кустодиев. Галерея 2

Борис Кустодиев. Масленица. 1916. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Борис Кустодиев. Галерея 2

Борис Кустодиев. Портрет Ф.И. Шаляпина. 1922. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

В 1916 году боли в руке вернулись, но в Германию к профессору Оппенгейму было уже не попасть: шла Первая мировая война. Кустодиеву предстояла тяжелейшая операция в Петербурге: врачи пришли к выводу, что нужно делать выбор — бороться за сохранность подвижности или только рук, или только ног. Тяжелейшее решение пришлось принять жене художника.

«Вот уже 13-й день, как я лежу без движения, и кажется мне, что не 13 дней, а 13 годов прошло с тех пор, как я лег. Теперь немного отдышался, а мучился и страдал очень. Казалось даже, что все силы иссякли и нет никакой надежды. Знаю, что далеко еще не все кончено и пройдут не недели, а долгие месяцы, пока стану себя чувствовать хоть немного человеком, а не так, чем-то полуживым».

Несмотря на запреты врачей, Кустодиев начал работать вскоре после операции. Прикованный к инвалидной коляске, он воплощал все идеи, которые накопились за время вынужденного творческого отпуска. В 1916 году он написал «Масленицу», которую высоко оценил Репин. Картину представили на выставке общества «Мир искусства». В это время Кустодиев писал так много, как не писал будучи абсолютно здоровым. В 1915-м он закончил портрет Александра Анисимова, в 1922 — знаменитый портрет Федора Шаляпина. Кустодиев одновременно работал над изображением своего идеала русской красоты в «Руси ушедшей» и над пропагандистскими плакатами, картиной «Большевик» и обложкой журнала «Коммунистический интернационал».

Он по-прежнему занимался оформлением книг, начал рисовать плакаты, календари. Иллюстрировал и «Сказки Пушкина», и сборники в духе «Ленин и юные ленинцы». Рисовал эскизы для оформления революционных праздников и манифестаций. Продолжал сотрудничать с театрами: в 1918–1920 годах Кустодиев создал декорации к операм «Царская невеста» для Большого оперного театра Народного дома, «Снегурочка» для Большого театра, «Вражья сила» для Мариинского театра и др. В 1925 году во МХАТе поставили «Блоху» Евгения Замятина, декорации к которой рисовал Кустодиев. Режиссер Алексей Дикий вспоминал:

«Никогда у меня не было такого полного, такого вдохновляющего единомыслия с художником, как при работе над спектаклем «Блоха». Я познал весь смысл этого содружества, когда на сцене стали балаганные, яркие декорации Кустодиева, появились сделанные по его эскизам бутафория и реквизит. Художник повел за собою весь спектакль, взял как бы первую партию в оркестре, послушно и чутко зазвучавшем в унисон».

РУССКАЯ ВЕНЕРА

Борис Кустодиев. Галерея 6

Борис Кустодиев. Русская Венера. 1926. Нижегородский государственный художественный музей, Нижний Новгород

Борис Кустодиев. Галерея 6

Борис Кустодиев. Большевик. 1920. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Борис Кустодиев. Галерея 6

Борис Кустодиев. Купчиха за чаем. 1918. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

За год до смерти Кустодиев завершил работу над картиной «Русская Венера». Врачи разрешали ему работать всего несколько часов, так что на «Венеру» у художника ушел почти год.

В феврале 1927 года Кустодиев обратился в Народный комитет просвещения с просьбой дать ему разрешение на выезд в Германию на лечение. В марте разрешение было получено, как и государственная субсидия на поездку. Но уехать Кустодиев не успел: загранпаспорт был готов через 10 дней после его смерти. Художник умер 26 мая 1927 года в Ленинграде и был похоронен на кладбище Александро-Невской лавры.

Краски Первомая

Культурная маёвка у картин эпохи соцреализма.

Зонт на картинах русских художников

И в дождь, и в зной. 4 мая 1715 года в Париже был изобретен складной зонтик.

Дачное настроение

Отдыхаем, глядя на картины русских художников.

Самые дорогие картины русских художников

Итоги аукционных торгов.

Встречаемся у елки

Новогодняя палитра и краски Рождества на полотнах русских художников.

Осенние пейзажи

Золотые дни на картинах русских художников.

Любовь в картинах русских художников

Вспоминаем самые нежные полотна русских живописцев о любви и цитируем стихи, написанные в год создания картины.

Между нами, девочками

Маленькие героини на портретах русских художников.

Маскарад в русских портретах

Рассматриваем портреты в маскарадных костюмах.

Писаные красавцы: cамые красивые мужские портреты России

Мы составили собственный список красавцев в русской живописи, руководствуясь следующим принципом — чтобы мужчина с нее был настоящим красавчиком.

www.culture.ru

Художник Борис Михайлович Кустодиев|Картины

художник Борис Кустодиев - 01

Балаганы

Ещё в молодые годы художник прославился, как талантливый портретист. Однако, портреты писать было скучно и он придумал свой уникальный стиль.

Борис Кустодиев родился в Астрахани в 1878 году в семье преподавателя гимназии. Некоторое время учился живописи у известного художника П.А. Власова, который на счастье начинающего художника проживал в Астрахани.

В 1896 году Борис Михайлович поступил в Петербургскую Академию Живописи. Его «самым главным» учителем был великий И.Е. Репин. В 1903 году Кустодиев заканчивает академию с золотой медалью и правом на годовую пенсионерскую поездку по России и Европе.

Потом была поезда по Европе, поступление в студию Рене Менара.

Художник путешествовал по Европе полгода, и вернулся в Россию, в Костромскую губернию, где начал серию картин «Ярмарки» и «Деревенские праздники».

С 1905 по 1907 годы художник работает карикатуристом в сатирическом журнале «Жупел», потом в журналах «Адская почта» и «Искры», преподает в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.

Нужно сказать, что ещё в 1909 году у Кустодиева обнаружили опухоль спинного мозга. Врачи провели несколько операций, но последние 15 лет своей жизни Борис Михайлович был прикован к инвалидному креслу. И все свои картины он писал лежа. Именно в этот страшный период жизни художника и появились на свет самые яркие, самые позитивные полотна.

Умер Борис Кустодиев в городе Ленинграде, в 1927 году.

Я уже рассказывал о том, что в молодые годы Кустодиев прославился, как художник-портретист.

Но, вот что говорит о  творчестве художника А. Бенуа:

…настоящий Кустодиев — это русская ярмарка, пестрядина, „глазастые“ ситцы, варварская „драка красок“, русский посад и русское село, с их гармониками, пряниками, расфуфыренными девками и лихими парнями… Я утверждаю, что это его настоящая сфера, его настоящая радость… Когда же он пишет модных дам и почтенных граждан, это совсем другое — скучноватый, вялый, часто даже безвкусный. И мне кажется, не в сюжете дело, а в подходе к нему.

Ещё в начале своего творческого пути Борис Михайлович разработал свой жанр портрета – это портрет-картина, портрет-пейзаж в котором соединились обобщенный образ человека и неповторимая индивидуальность, которая раскрывается через окружающий мир.

Зрелищные работы раскрывают характер целой нации, через доступный и понятный бытовой жанр – это такая мечта, красивая сказка о провинциальной жизни, поэма в живописи, буйство красок и буйство плоти.

А теперь включайте музыку

***

***

Картины художника Бориса Михайловича Кустодиева

 

художник Борис Кустодиев - 02

Масленица

художник Борис Кустодиев - 03

Встреча

художник Борис Кустодиев - 04

Без названия

художник Борис Кустодиев - 05

Осенние гулянья

художник Борис Кустодиев - 06

Провинция

художник Борис Кустодиев - 07

Зима. Масленичное катание

художник Борис Кустодиев - 08

Балаганы

художник Борис Кустодиев - 09

Без названия

художник Борис Кустодиев - 10

Ярмарка

художник Борис Кустодиев - 11

Без названия

художник Борис Кустодиев - 12

Без названия

художник Борис Кустодиев картины - 19

Без названия

художник Борис Кустодиев картины - 21

Весна

художник Борис Кустодиев картины - 23

Лыжники

художник Борис Кустодиев картины - 24

Купчиха, пьющая чай

художник Борис Кустодиев - 13

Летний день

художник Борис Кустодиев - 14

Без названия

художник Борис Кустодиев - 15

Троицын день

художник Борис Кустодиев картины - 16

Купчиха

художник Борис Кустодиев картины - 17

Русская Венера

художник Борис Кустодиев картины - 18

Купчиха на балконе

художник Борис Кустодиев картины - 20

Без названия

художник Борис Кустодиев картины - 22

Без названия

 

РЕКОМЕНДУЮ:

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

17 Июн 2016      admin49h4d5fR94817     Метки: жанровая живопись, русская живопись 1917     722       Поделитесь записью

svistanet.com

биография, творчество. Борис Михайлович Кустодиев :: SYL.ru

Борис Михайлович Кустодиев за свою жизнь написал огромное множество картин. Многие из них полны ярких красок, солнца, веселья. А ведь не многие знают, что большую часть своей жизни он провел в инвалидном кресле. Несмотря на все тяготы и невзгоды, которые ему довелось пережить, его творчество поражает своей жизнерадостностью. Биография великого художника, а также интересные факты предлагаются вашему вниманию.

борис кустодиев

Талантливый ученик

Борис Михайлович Кустодиев по праву считается одним из известных художников прошлого столетия. Он был учеником великого Ильи Ефимовича Репина. Борис Михайлович не только унаследовал стиль своего учителя, но и внес в него нечто особенное. Задатки творческой натуры были заложены в нем еще в раннем детстве. Давайте поближе познакомимся с судьбой этого удивительно талантливого и мужественного человека.

Борис Кустодиев: биография

Он родился в Астрахани 23 февраля 1878 года. Детство Бориса Кустодиева не было беззаботным. Отца своего он почти совсем не помнил. Тот умер, когда мальчику было всего лишь несколько лет. Совсем еще молодая мать, Екатерина Прохоровна, осталась одна с четырьмя детьми. Денег было очень мало, и семья часто жила впроголодь. Чего было вдоволь у них, так это доброты, нежности, материнской любви. Несмотря на все трудности и невзгоды, мать смогла привить своим детям любовь к искусству. Такое воспитание позволило Борису Кустодиеву уже в девятилетнем возрасте определиться с выбором профессии. Ему очень нравилось наблюдать за любыми изменениями в природе и переносить это на лист бумаги. Дождь, гроза, солнечный день, любые другие явления окружающего мира находили свое отражение в его творчестве.

Когда Борису Кустодиеву исполнилось 15 лет, он стал брать уроки рисования у П. Власова - талантливого художника. Благодаря этим занятиям в 1896 году он поступил в Петербургскую Академию художеств. Популярность приходит, когда он начинает рисовать лица окружающих людей. Но душа требует чего-то другого. Ему нравится изображать жанровые сцены. Он отправляется в Костромскую губернию. Здесь ищет натуру для своей конкурсной картины «На базаре», а встречает будущую жену.

борис михайлович кустодиев

Плодотворное время

Блестяще окончив Академию, он получает право на годовую пенсионерскую поездку за границу и по России. Вместе с семьей отправляется в Париж. К этому времени у них уже родился сын. Творчество великих художников Борис Кустодиев изучал в поездках по Германии, Франции и в других странах. Через полгода вернувшись на родину, он плодотворно работает. В его творчестве находят отражение новые идеи, а картины Бориса Кустодиева высоко оценивают критики. Как признание заслуг, в 1907 году его принимают в Союз русских художников.

Интересные факты

Любая информация о кумире всегда будет любопытна его поклонникам. Предлагаем вам познакомиться с некоторыми деталями биографии Бориса Михайловича Кустодиева, о которых мало кто знает:

  1. Впервые мальчик стал рисовать в возрасте пяти лет.
  2. Родители очень любили русское искусство, литературу, философию.
  3. Вместе с И. Репиным дописывал известное полотно «Торжественное заседание Государственного совета» Борис Кустодиев.
  4. Картины художника стали известны во всем мире, когда ему исполнилось всего лишь тридцать лет. Ему доверяли представлять Россию за её пределами, а его работы завоевывали многочисленные медали.
  5. Он был прекрасным фотографом.
  6. Работал в театре. Готовил декорации для спектаклей.
  7. Из-за своего заболевания Борис Кустодиев был вынужден носить корсет от подбородка до поясницы.
  8. Перед смертью художник попросил на его могиле посадить только березу, вместо могильной плиты.

художник борис кустодиев

Борис Кустодиев: творчество

Его самыми первыми картинами были портреты. Именно с них он начал свой творческий путь. Но особенность данного художника в том, что он не просто рисовал лица окружающих людей. Он раскрывал индивидуальность человеческой души через окружающий мир. Так были созданы самые яркие портреты: Шаляпина, Рериха и другие.

Позже творчество художника переключается на изображение жизни народа и быта русского купечества. Каждая деталь - на своем месте и несет определенную смысловую нагрузку. Его картины всегда полны жизни и красок. Кустодиеву нравилось воплощать в своих творениях окружающий его мир.

Самые известные работы

Художник Борис Кустодиев в течение всей своей жизни написал большое количество картин. Всего их более пятисот. Вспомним самые известные картины Бориса Кустодиева.

«Лошади во время грозы»

Талантливейший образец живописи, выполненной маслом, отражает любовь художника к природе. Одно из удивительных и страшных явлений природы - гроза - запечатлено на картине.

«Купчиха за чаем»

Детали здесь имеют большую смысловую нагрузку: толстый ленивый кот, трущийся о плечо хозяйки; сидящая на балконе неподалеку купеческая чета; на заднем плане картины можно увидеть город с торговыми лавками и церковью; неподдельное восхищение вызывает натюрморт продуктов, расположенных на столе. Все это написано невероятно ярко и красочно, что делает полотно почти осязаемым.

борис кустодиев картины

«Русская Венера»

Когда художник создавал это удивительно красивое творение, его мучили жесточайшие боли. Зная об этом, не перестаешь восхищаться талантом и силой духа великого человека. Моющаяся в бане девушка олицетворяет женскую красоту, здоровье, жизнь.

«Утро»

На этом холсте Борис Михайлович изобразил свою любимую супругу и их первого сына. С неподдельной любовью и нежностью он запечатлел на картине своих близких. Для написания этой картины художник использовал только светлые и воздушные цвета, он мастерски передает в работе игру светотени.

борис кустодиев биография

«Масленица»

Борис Кустодиев написал её после продолжительной болезни и операции, приведшей к инвалидному креслу. Несмотря на мучительные боли, он создает картину, полностью пронизанную светом, весельем и безудержным счастьем. Главное место на ней отводится мчащейся тройке, символизирующей движение. Помимо этого, на картине также можно видеть людей, участвующих в кулачных боях, гулянья и балаганы. Все это расписано так красочно, что еще больше усиливает вихрь головокружительных эмоций.борис кустодиев масленица

Семейное счастье

Его личной жизни можно только позавидовать. В возрасте 22 лет в Костромской губернии, куда он приезжает в поисках натуры, Борис Кустодиев знакомится со своей будущей женой. Юлии Евстафьевне было всего лишь 20 лет, когда они поженились. Но на всю жизнь она стала ему опорой и надежным другом. Именно жена помогла ему не сломаться после операции и продолжить писать картины, когда уже казалось, что он совсем потерял надежду.

В браке у них родилось трое детей. Самого первого - Кирилла - можно увидеть на одной из картин Бориса Кустодиева. Второй родилась девочка Ирина, а затем мальчик Игорь, но, к сожалению, он умер в младенчестве. Юлия Евстафьевна пережила мужа на целых пятнадцать лет, оставшись верной ему до конца своей жизни.

Страшная болезнь

В 1909 году у Бориса Кустодиева появляются первые признаки страшного заболевания - опухоли спинного мозга. Художник перенес несколько операций, но, увы, все они лишь временно облегчали боль. Скоро выясняется, что болезнь проникла намного глубже, и при проведении операции невозможно не задеть нервные окончания. Это грозит параличом рук или ног. Выбор встает перед супругой, и она понимает, как важно для ее мужа иметь хотя бы надежду на продолжение написания картин. И она выбирает руки.

Теперь Борис Кустодиев прикован к инвалидному креслу, но его силе воли можно было только позавидовать. Несмотря на свою болезнь, он продолжал писать картины лежа. Его мужеством и стойкостью духа невозможно не восхищаться. Ведь, несмотря на все перенесенные страдания и мучительные боли, все его работы пронизаны яркими красками и жизнерадостностью. Кажется, что даже болезнь на какое-то время отступала перед великой силой таланта.

Последние годы жизни

Несмотря на болезнь и дикую боль, которую он постоянно испытывал, художник до конца своей жизни писал картины. Борис Кустодиев умер в возрасте 49 лет. Он не изменил своему стилю написания, и даже последние его работы пронизаны светом, добром и счастьем.

борис кустодиев творчество

Отзывы поклонников

Все любители творчества Бориса Кустодиева отмечают в его картинах не только сильное жизнелюбие и энергию, но и трепетную любовь к русскому народу и его быту. Творения художника отличаются особой выразительностью, яркостью, насыщенностью красок. Важное место занимают портреты, которые до сих пор считаются одними из самых гениальных произведений Бориса Кустодиева.

Он прожил короткую, но удивительно яркую жизнь, в которой было много любви и света. Замечательно, что остались его картины, которые можно рассматривать целыми часами, любуясь талантом великого мастера.

www.syl.ru

Художник Борис Кустодиев: основные вехи творческой биографии

Любителям русской живописи хорошо известно имя такого замечательного отечественного художника, как Борис Кустодиев. Рассмотрим в этой статье творческую биографию этого человека.

Борис Кустодиев: краткая биография, этапы творческого возмужания

Родился будущий художник в Астрахани, в царской России, в 1878 году. Происходил он из интеллигентной учительской семьи. Его родители любили русское искусство и передали эту любовь своим детям. Отец художника преподавал философию, логику и литературу в духовной семинарии. Когда Борису было 2 года, отец внезапно скончался.

Тем не менее, семья смогла обеспечить мальчику достойное образование: он учился в церковноприходской школе, затем в гимназии. Первые уроки живописи Борис Кустодиев получил именно в местной астраханской гимназии.

В 1896 году юноша поступил на престижное отделение Петербургской академии художеств. Со второго курса его учителем стал знаменитый художник И. Е. Репин.

На последнем курсе академии Борис Кустодиев, работая над своей дипломной картиной в Костромской губернии, познакомился со своей будущей женой Ю. Е. Порошинской. Закончил академию он блестяще: с золотой медалью и прекрасными перспективами.

борис кустодиев

Первые успехи

После свадьбы и окончания курса художник Борис Кустодиев едет в заграничное турне, чтобы ближе познакомится со всеми красками европейской жизни. Он побывал и в Париже, и в Германии, и в Италии. Познакомился с прославленными европейскими художниками того времени, усел побывать на многих творческих выставках и галереях.

Вернувшись в Россию, Кустодиев продолжил работать над жанровыми картинами. Им была создана серия работ «Деревенские праздники» и «Ярмарки». Талант молодого человека обратил на себя внимание современников. По представлению Репина Кустодиев был избран в профессора Петербургской академии художеств, стал членом Союза русских художников, начал сотрудничать со многими литературными и художественными журналами.

Портреты Кустодиева: особенность жанра

Борис Кустодиев вошел в историю русского искусства в первую очередь как очень талантливый портретист. Именно он создал целый цикл портретов своих современников, и его полотна до сих пор считаются мастерскими работами.

Критики отмечали, что в его искусстве нашли свое выражение и сила красок и сюжетов Репина, и тонкий психологизм картин Серова. Однако художник смог создать и свой авторский стиль: в его портретах человека характеризует не только его лицо и внешний вид, но и вся окружающая его обстановка.

Рассмотрим с этой точки зрения знаменитую «Купчиху за чаем», написанную в тревожном 1918 году.

борис кустодиев картины

Все в этой картине пронизано ощущением довольства и покоя. Полное лицо купчихи, ее яркие одежды, окружающие ее предметы быта, даже кошка, которая прижимается к своей хозяйке, - во всем чувствуется определенная мысль: это и мягкий юмор, и попытка понять суть души русского человека.

В работах художника много чего от русского народного лубочного искусства, и от старинных парсун, и от древнерусских сказочных изображений людей и зверей.

Наиболее известные работы

Кроме вышеупомянутой «Купчихи за чаем», наибольшую популярность получили следующие портреты Кустодиева: портрет Федора Шаляпина, написанный в 1921 году, портрет Максимилиана Волошина (1924), картина «Большевик» (1920), работа «Русская Венера» (1925), картина «Ярмарка в Саратове».

Все эти полотна пронизаны ощущением красоты народного духа, чувством глубокого патриотизма, их характерными чертами стало буйство красок и монументальность образов.

борис кустодиев биография

Русскими богатырями представляются на картинах Кустодиева великий русский певец Федор Шаляпин и литератор Максимилиан Волошин. Шаляпин стоит в шубе нараспашку, он одет, как франт, но в тоже время в его образе есть что-то народное, могучее и вдохновенное. Столь же огромен и величествен Волошин, голова которого упирается в облака.

На картине «Большевик» главный герой, изображенный на фоне ярко-красного стяга, готов замахнуться на храм. Рост большевика равен высоте архитектурного сооружения. Тем самым художник демонтирует человека новой эпохи, который воспринимает себя победителем старого строя и создателем новой жизни.

Много полотен написал за свою творческую жизнь Борис Кустодиев, картины его поражают зрителей свои размахом и величественностью.

художник борис кустодиев

Иллюстрации к литературным произведениям и театральные работы

Кустодиев прославился и как прекрасный иллюстратор. За свою жизнь он создал немало работ для журналов, которые передавали понимаемый им облик главных героев произведений русской классической литературы. Он замечательно иллюстрировал произведения Лескова, рисовал гравюры и даже карикатуры.

Разные виды русского искусства ценил Борис Кустодиев, картины его активно использовались и в театральный среде. Особенно ярко воплотился талант художника при создании декораций к спектаклям МХАТа. Это работы по произведениям Островского, Салтыкова-Щедрина и даже Замятина (кстати, кисти Кустодиева принадлежит и один из наиболее известных портретов Замятина). Его работы нравились современникам своей простотой, силой воплощения образа и великолепным подбором красок.

Последние годы жизни

Многое успел сделать за свою творческую жизнь Борис Кустодиев, биография его - прямое тому подтверждение.

Последние 15 лет жизни художник был прикован к инвалидному креслу. Дело в том, что его мучила опасная и тяжелая опухоль позвоночника, которая не поддавалась хирургическому лечению. Кустодиев вынужден был писать сначала сидя, а потом и лежа.

борис кустодиев краткая биография

Однако он продолжал заниматься не только художественной, но и общественной деятельностью, и даже в 1923 году вступил в ассоциацию художников революционной России.

Скончался Борис Михайлович в 1927 году, похоронен в Ленинграде - на кладбище Александро-Невской лавры.

fb.ru


Смотрите также