Картина «Чёрный квадрат» — шедевр или шарлатанство? Квадраты картина


в чем смысл картины и где сейчас находится

Кто нарисовал «Черный квадрат» известно даже людям, далеким от искусства. Она стала своеобразным антиподом профессионализма и художественной ценности, а также сюжетом многих анекдотов. На самом деле речь идет о совершенно уникальном явлении в творческом мире и «Черный супрематический квадрат» (настоящее название картины) далеко не так прост, как кажется простому обывателю. В чем смысл Черного Квадрата Казимира Малевича до сих пор неизвестно доподлинно, но существует много интересных теорию, в которых попробуем разобраться вместе.

История создания и возможные теории

Автор «Черного Квадрата» — нашумевшего произведения, будоражившего умы и по сей день, — Казимир Северинович Малевич. Длительные поиски и открытия нового направления принесли свои плоды и именно Малевичу приписывают разрушение традиционных устоев. Теперь нет привычных форм, цветовых сочетаний и пропорций «золотого сечения». Выставка картин с футуристическим названием «0,10» (ноль-десять) принесла ему мировую славу и подарила известность «Черному квадрату». Открытием стало не только превосходство простых линий и фигур (основными считается три: квадрат, круг и крест), но и глубинный смысл. Следует отметить, что супрематическое движение стало настоящим прорывом и открыло новый взгляд на традиционное искусство. Впоследствии увидела свет и книга «Черный квадрат» Казимира Малевича, в которой автор нагнетает еще больше таинственности и не дает объяснения своему произведению. Вместе с тем, существует несколько заслуживающих внимания теорий, связанные с созданием произведения.

Теория 1: скрытый смысл

Самое простое объяснение столь необычному произведению — художник просто закрасил черной краской неудавшуюся картину. В пользу этого можно привести разноцветные «прожилки», проступающие на фоне полотна. Многочисленные исследования специальными приборами с целью обнаружения подлинной картины под черным фоном проводятся до сих пор, но результата пока не дали. Реставрацию самой картины и восстановление якобы существующего нижнего изображения не разрешают проводить искусствоведы. Впрочем, их намерения как раз и ясны, ведь в случае обнаружения другой картины, цена картины «Черный квадрат» будет весьма сомнительной.

Теория №2: эволюция футуризма

Увлекаясь теориями кубизма и основав собственное направление — супрематизм, автор своим произведением воплотил в жизнь идею полного формализма. Манифест Малевича «Черный квадрат»— отказ от содержания и баланс четких форм. Такое явление искусства дано понять не каждому, но и последователей у него хватает. Это произведение даже называют «вершиной достижения беспредметного искусства», что подчеркивает полный отрыв изображения от реальности и отсутствие любого художественного посыла.

Теория №3: психологический прием

Подобная манипуляция сознания успешно используется во многих сферах современной жизни. Впоследствии даже появился термин «Эффект квадрата Малевича». Его суть — любой человек поддается влиянию общественного мнения и не может сознательно определить ценность того или иного предмета, как и распознать правду и ложь. Чем знаменит «Черный квадрат» Малевича? По аналогии с «голым королем», суть и смысл этой картины определяется не задумкой художника и даже не используемыми пропорциями, перспективой и цветом, а исключительно мнением других. В этой роли выступают художественные критики, которые нашли в ней больше смысла, нежели было заложено изначально.

Кстати, в пользу этой теории говорит и то, что изначально выставка не имела столь оглушительного успеха. Только с назначением Малевича на должность народного комиссара ИЗО в 1929 году его картины стали широко известны и популярны. Таким образом, художник в буквальном смысле заставил признать свое творчество, пусть даже и путем злоупотребления служебным положением.

Теория №4: вызов религии

Поводом к такому мнению стало расположение картины. Выставка включала 49 произведений художника, а знаменитый «Черный квадрат» входил в состав триптиха, в котором также были круг и крест. Вместе с тем, картина висела в «красном углу», где по православным обычаям располагалась икона. На этот момент обратили внимание все критики, поэтому и назвали «Черный квадрат» новой иконой грядущего века. Известно, что Малевич активно поддерживал идеи коммунизма и занимал руководящие должности при новой власти. Именно это в полной мере и способствовало его популярности.

Место для иконы

Теория №5: мистическое озарение

Сам автор на вопросы о создании своей картины отвечал, что действовал бессознательно, практически в трансе. Так ли это на самом деле, неизвестно, но большинство людей сходится во мнении, что есть в этом произведении некое таинственное притяжение. Многие видят в глубине другие фигуры, причем ни одна из них не окрашена в черный цвет. Кроме того, особо впечатлительные люди плохо себя чувствуют рядом с полотном, испытывают приступы паники и беспричинного страха. Утверждать мистические истоки сотворения и тайный смысл, что означает «Черный квадрат» Малевича очень сложно, а вот списать все на психологическое воздействие, описанное ранее, намного разумней. Не зря ведь много людей восторгаются этим полотном, ну не может же быть это обычный квадрат!

Интересно, что «Черный квадрат» по сути — неправильное определение. Форма отображенной геометрической фигуры неправильна, ведь ни одна сторона не является параллельной противоположной. Кроме того, при написании картины черный цвет не использовался вообще. Необходимый оттенок был получен смешением красок разных тонов. Именно поэтому на полотне отчетливо виден эффект кракелюр (верхний растрескавшийся слой краски) под которым проглядывают разноцветные полосы.

Интересный факт о «Черном квадрате»:

Известно, что Малевич был далеко не первым художником, позиционирующим подобный минимализм в искусстве. Первооткрывателями можно назвать сразу несколько авторов:

  1. Роберт Фладд в 1617 году написал картину «Великая тьма», которая также выполнена в виде черного квадрата.
  2. В 1843 году появилось произведение «Вид на Ла-Хог (ночной эффект)» художника Берталь.
  3. В 1854 году — «Сумеречная история России».

Предшественниками также можно назвать юмористические зарисовки «Ночная драка негров в подвале», датированная 1882 годом и ее откровенная пародия «Битва негров в пещере глубокой ночью» (1893 год). Не менее интересным опусом стало создание полотна «Философы ловят кошку в темной комнате» французского журналиста Альфонса Алле (1893 год). Как уже можно догадаться, все вышеописанные полотна представляют собой прямоугольник черного цвета.

Где сейчас находится «Черный Квадрат» Малевича?

Оригинальное полотно меняло много владельцев, но сейчас принадлежит фонду Третьяковской галереи. Выкупил и передал в собственность ее влиятельный и очень богатый российский меценат. Считается, что стоимость полотна составляла 1 млн. долларов. Сколько стоит «Черный квадрат» Малевича? По данным международного аукциона «Сотбис» стоимость составляет более 20 млн, но его художественная ценность просто неизмерима.

Кстати, всего Казимир Малевич создал четыре полотна «Черного квадрата».

 

Также интересно:

surzhyk.org

Под «Черным квадратом» Малевича обнаружили два цветных рисунка :: Впечатления :: РБК.Стиль

О результатах последних исследований «Черного квадрата» было объявлено 11 ноября на международной конференции, посвященной 100-летию картины, сообщает телеканал «Культура».

Научный сотрудник отдела научной экспертизы Третьяковской галереи Екатерина Воронина рассказала, что картину просветили рентгеновскими лучами, а кроме того, под микроскопом были рассмотрены кракелюры — трещины краски на поверхности «Черного квадрата». Сквозь них отчетливо просвечивался другой слой краски.

 

«Черный квадрат» в Третьяковской галерее

 

Ранее предполагалось, что под слоем черной краски скрывается другое изображение. «Мы выяснили, что таких изображений не одно, а два. И доказали, что первоначальное изображение — это кубофутуристическая композиция, а лежащая под «Черным квадратом» — это протосупрематическая композиция», — заявила Екатерина Воронина.

 

Изображения, скрытые под «Черным квадратом» стали видны в результате просвечивания рентгеновскими лучами

 

По ее словам, почти полностью удалось расшифровать и надпись, которую Казимир Малевич сделал на картине, впоследствии закрашенной «Черным квадратом». Фраза, по мнению ученых, звучит как «Битва негров в темной пещере». Таким образом работу Малевича можно считать аллюзией на картину 1882 года французского писателя и журналиста Альфонсо Алле. Более чем за четверть века до «Черного квадрата», в 1882–1884 годах, Алле изобрел свою «монохромную живопись» и написал картину «Битва негров в темной пещере глубокой ночью».

Все подробности проведенных исследований «Черного квадрата» будут опубликованы в специальном издании, которое появится в продаже в ближайшие 10 дней, сообщила «Русской службе новостей» генеральный директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.

В 2015 году самая известная картина Каземира Малевича отмечает свое 100-летие. «Черный квадрат» входит в цикл супрематических работ художника, в которых он исследовал базовые возможности цвета и композиции. По замыслу Малевича, «Черный квадрат» являлся частью триптиха, в который также вошли «Черный круг» и «Черный крест».

Позднее Малевич выполнил несколько авторских повторений «Черного квадрата». Сейчас известны четыре варианта картины, различающиеся рисунком, фактурой и цветом. В Третьяковской галерее хранится именно подлинник 1915 года, с которого впоследствии делались повторения.

style.rbc.ru

Черный квадрат Малевича или что скрывается под этой картиной

Однажды на работе у нас завязалась беседа на счет того, что же все-таки за картина такая? Что в ней особенного? Интерес разыгрался не шуточный, и я взялся за "расследование" этого творчества.

«Пятый раз из музея похищают «Чёрный квадрат» Малевича! И вот уже пятый раз сторож дядя Вася успевает к утру восстановить картину…»Казимир Малевич родился 11 (23) февраля 1879 года в Киеве. По распространённому мнению дата рождения Казимира Малевича — 1878 год, однако, имеется запись в приходской книге за 1879 год костёла св. Александра в Киеве о том, что Казимир Малевич родился 11 февраля, а крещен 1 марта (по старому стилю) 1879 года. Уже загадки начались).«Черный квадрат» — известнейшая картина Казимира Малевича, написанная им в 1915-ом году. Представляет собой чёрный четырёхугольник на белом фоне. Ни одна из сторон четырёхугольника не параллельна ни одной другой его стороне, и ни одной из сторон чёрной квадратной рамки, которой обрамлена картина. То есть четырёхугольник ни в коем случае НЕ КВАДРАТНЫЙ. Чёрный квадрат появился не просто так. Это был продуманный ход Малевича перед одной из художественных выставок, чтобы показать истинную цену всех паразитов от мира искусства и стал, таким образом, первым годным демотиватором.«Чёрный квадрат» входит в цикл супрематических работ Казимира Малевича, в которых художник исследовал базовые возможности цвета и композиции. «Чёрный квадрат» является, по замыслу, частью триптиха, в составе которого также присутствуют «Чёрный круг» и «Чёрный крест». " Чёрный квадрат", со дня его появления, — одна из самых обсуждаемых и самых известных картин в русском искусстве.Собственной персоной квадрат:Чтоб лучше было восприятие что ж такое Малевич нам предлагает, нужно узнать, в каком же стиле он рисовал. А вот в каком. Этот стиль называется супрематизм, который придумал и продвинул наш Малевич в 1-й половине 1910-х гг. Является разновидностью абстракционизма, супрематизм выражался в комбинациях разноцветных плоскостей простейших геометрических очертаний (в геометрических формах прямой линии, квадрата, круга и прямоугольника). Сочетание разноцветных и разновеликих геометрических фигур образует пронизанные внутренним движением уравновешенные асимметричные супрематические композиции.В общем все понятно, т.е все, что мы видим, трогаем и т.д представляются простейшими формами на полотне.Вот так вот, оказывается, кроме «Черного квадрата», существовало еще несколько причудливых геометрических форм.На футуристической выставке «0,10», открывшейся в Петербурге 19 декабря 1915 года Малевич впервые представил свою супрематическую систему. Супрематические работы занимали отдельный зал. Среди тридцати девяти супрематических картин, на самом видном месте, в так называемом «красном углу», где обычно вешают иконы, висел «Чёрный квадрат». Этой экспозицией художник демонстрировал главный модуль новой пластической системы. «Чёрный квадрат» демонстрировал стилеобразующий потенциал супрематизма.Воображаемое движение чёрного квадрата — его вращение в пространстве, или переставление клеток чёрного и белого цвета рождали новые супрематические формы. Эти формы — круг и крест, в свою очередь также становились эталонными, стимулируя дальнейшее усложнение супрематической системы «Чёрный круг» и « Чёрный крест» были созданы одновременно с «Чёрным квадратом», экспонировались на той же выставке «0.10» и составляли вместе с квадратом основной блок супрематической системы. Первоначальным названием «Чёрного квадрата», под которым он значился в каталоге, было «Четырёхугольник». Не имея строго прямых углов, с точки зрения чистой геометрии он действительно являлся четырёхугольником, это была принципиальная позиция, стремление создать динамическую, подвижную форму.Существуют ещё два базовых супрематических квадрата — красный и белый. Картина «Красный квадрат. Живописный реализм крестьянки в двух измерениях» также экспонировалась на выставке «0.10». Картина «Белый квадрат на белом» стала манифестацией «белого» периода супрематизма, начавшегося в 1918 г. («Супрематическая композиция» — «Белое на белом»).Красный и белый квадраты входили в определённую Малевичем художественно-философскую триаду. Художник утверждал: «Супрематические три квадрата есть установление определённых мировоззрений и миростроений… чёрный как знак экономии, красный как сигнал революции, и белый как чистое действие.»

Как же все-таки появилась такая дерзкая идея создания такой мировой картины?В 1913 г. К.С. Малевич работал над декорациями и костюмами к постановке оперы «Победа над солнцем». Именно в эскизах этих декораций впервые возникло изображение чёрного квадрата, как пластическое выражение победы активного человеческого творчества над пассивной формой природы: чёрный квадрат вместо солнечного круга. Это была декорация к пятой сцене 1-го действия, представляющая собой квадрат в квадрате, поделённый на две области: чёрную и белую. Эта работа 1913 года дала художнику возможность передвинуть датировку: опираясь на рисунки, сделанные во время работы над «Победой над солнцем», и неизвестно, действительно ли предназначенные для декораций (возможно, это был продуманный ход, отвлекающий ревнивое внимание других художников к его открытиям), Малевич датировал появление квадрата именно 1913 годом. Эту дату он писал на обороте холстов, изображающих квадрат.Впоследствии Малевич, с различной целью, выполнил несколько авторских повторений «Чёрного квадрата». Сейчас известны уже четыре варианта «Чёрного квадрата», различающиеся рисунком, фактурой и цветом.Первая картина «Чёрный квадрат», с которой впоследствии делались авторские повторения, и по традиции считающаяся той самой, что висела на выставке «0.10», хранится в Третьяковской галерее. Картина представляет собой полотно размером 79,5 на 79,5 сантиметров, на котором изображён чёрный квадрат на белом фоне.Второй «Чёрный квадрат» стал частью триптиха (вместе с ним созданы дубли «Круга» и «Креста»), исполненного около 1923 г., чтобы быть выставленным на биеннале в Венеции. Размеры второго варианта — 106 на 106 см. Все части триптиха 1923 г. отличались от оригинала 1915 года и размером, и пропорциями; это были совершенно новые «Квадрат», «Круг» и «Крест».В марте 1936 г. вместе с другими 80-ю картинами Малевича эти три работы были переданы его женой, Н. А. Малевич, в Русский музей. Считается, что картина написана при участии самого Казимира Малевича и его ближайших учеников.Третий вариант написан в 1929 г. и является точным авторским повторением основной работы — первого «Черного квадрата» (также размером 79,5 на 79,5 см) для своей персональной выставки, готовившейся в Третьяковской галерее. «По легенде, это было сделано по просьбе тогдашнего заместителя директора ГТГ Алексея Федорова-Давыдова из-за плохого состояния „Чёрного квадрата“ 1915 года (на картине появился кракелюр). Художник написал её непосредственно в залах музея; и при работе позволил себе незначительные изменения в пропорциях, чтобы картины не выглядели абсолютными близнецами.»Четвёртый вариант мог быть написан в 1932 году, его размер 53,5 на 53,5 см. Он стал известен значительно позднее, в 1993 году, когда неизвестный принёс его в самарское отделение Инкомбанка в качестве залога за кредит. Впоследствии картина стала собственностью банка. После разорения Инкомбанка в 1998 году картина Малевича стала главным активом в расчётах с кредиторами.«Чёрный квадрат», а также «Чёрный круг» сыграли свою роль в оформлении похорон Малевича в 1935 году. Во время похоронной процессии, шедшей по Невскому проспекту, на открытой платформе грузовика с изображением чёрного квадрата на капоте был установлен супрематический саркофаг, с изображением чёрного квадрата и круга. От изображения чёрного креста художники, расписывавшие гроб — Николай Суетин и Константин Рождественский — отказались: «Мы его расписали, нанесли квадрат и круг, а крест не стали делать, потому что это звучало бы на похоронах слишком определённо, как религиозный символ.». Супрематический гроб был отправлен в Москву, где К. С. Малевича кремировали. Его прах захоронили в поле, рядом с деревней Немчиновка, где стоял дом его второй жены.Гроб Малевича:В поле над его могилой был поставлен супрематический памятник: белый деревянный куб с изображением чёрного квадрата. Первый памятник такого же вида был поставлен над могилой ученика Малевича, художника Ильи Чашника, умершего в 1929 году. Сам Малевич хотел быть похороненным иначе, упоминая о «северном кресте», о «жесте распахнутых рук, с которым надо принимать смерть, распластавшись на земле и открываясь небу так, чтобы фигура приняла форму креста». Но столяр, изготавливавший гроб по особому заказу, отказался его выполнять ввиду технических трудностей.Могила:В Великую Отечественную войну в 1941—1945 гг. могила исчезла. В настоящее время памятник восстановлен.При всех его заслугах Малевич сыграл с миром искусства довольно злую шутку. Широкая известность произведения и нарочитый примитивизм исполнения делает его отличной мишенью для элитофобии со стороны любого быдла — и, к сожалению, учитывая последующие процессы в искусстве, далеко не такой уж безосновательной. В общем, никакому школьнику, гламурной кисе или последнему пролетарию не требуется даже трех классов образования, чтобы иметь свое глубоко выстраданное мнение по поводу «печальной картины деградации современного искусства» и ответственно его высказывать, распыляясь на форумах тирадами, мол «Ну, и что это за хуета этот ваш Малевич, я и сам так за пять минут намажу!». Предложение в ответ «Ну так сходи, нарисуй, да продай!» неиллюзорно заставляет их высрать килотонны кирпичей. Сплошной Чёрный квадрат в квадрате, в общем.Вот тут еще множество картин Малевича. Загляните, будет интересно!Но, как я выяснил, Малевич не единственный в том… хотя, смотрите сами):

От как оно бывает! Но это еще не всё!В музыке существует композиция 

, представляющая собой 4 минуты и 33 секунды тишины. Исполнять можно на любом инструменте или даже на комбинации инструментов.Алсо, у митол-группы The Absence имеется трек Silence длинной 0:04, наполненный тем же самым.У наших митоллиздов «Ария» также присутствует одноимённая песня, но там не о творении Малевича, а о виде бесконечного темного тунелля изнутри.Аналогом «Чёрного квадрата» в литературе является книгаНичто, являющаяся обычным блокнотом на 192 страницы.«Чёрный Квадрат» — театр в Киеве. На текущий момент, весьма посредственный.

http://www.trip2go.ru/world/394.html

P.S.Этот пост я честно скопипастил ,о чем и говорит ссылка на первоисточник,то есть тот источник откуда я это взял,а от себя хочу дополнить.

Однажды в разговоре с одной женщиной ,исскуствоведом по образованию, услышал такую версию написания "Черного квадрата" :

Уж не помню от чего,толи от чумы ,толи от холеры умер у Малевича сын и вот под воздействием этого и была написана эта картина. Якобы художник этим хотел показать ту скорбь и душевную пустоту которую он испытывал на тот момент.(насколько это правда я не знаю)

А вообще то ,Малевич уже до написания этой картины был известным художником и если бы тоже самое написал какой нибудь другой,никому неизвестный художник ,то широкая общественность могла бы и не узнать об этом шедевре(мнение лично мое,не профессиональное)

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

nethistory.su

квадрат на картинах известных художников

К. Малевич, Черный круг

Динамичная и в меру примитивная композиция Казимира Малевича — просто круг. Черный круг на белом квадрате. Но не в центре. И это дает гипнотический эффект, пространственную иллюзию. Сочинение о картине Черный круг Казимира Малевича →

Любое человеческое творение, будь то литература, музыка или живопись, – это всегда автопортрет.Сэмюэл Батлер

Визуальный реализм крестьянки в двух измерениях

«Красный квадрат», он же Визуальный двумерный реализм пейзанки, является еще одним произведением Казимежа Малевича, кое автору заметок сложно отнести к какому-либо жанру, кроме стебного. Да, вот такое современное слово. Сочинение о картине Красный квадрат Казимира Малевича →

Малевич, "Черный квадрат"

Черный квадрат Казимира Малевича содержит в хитрых пропорциях дешевый эпатаж и философское прозрение в суть творческого акта. Интересно было бы собрать воедино все четыре авторских варианта, да сравнить — иначе в нем, в квадрате, смысла нет, распечатай на принтере да приколи на стену — и у тебя шедевр. Сочинение о картине Черный квадрат Казимира Малевича →

1001kartina.su

Как понять «Черный квадрат» Малевича?

Начало ХХ века, Франция. Первая мировая война. Научно-технический прогресс. В такое радикальное время появляется авангардизм – совокупность течений, которые меняют суть искусства кардинально, производят в ней революцию, параллельно покушаясь на полную смену традиций в обществе. Cвоей кульминации авангард достигает в России через абстракционизм.

Абстракционизм – это авангардное течение, наиболее неоднозначное среди остальных. Анри Матисс, французский художник и скульптор, как-то произнес фразу, которая стала ключом к понимаю импрессионизма и авангарда вкупе: «Точность – это еще не правда».

Если объяснить абстракционизм кратко, то это живопись без распознаваемых образов. Он бывает цветовым и геометрическим и стремится к определённой идее – освобождение цвета и формы от предметной обоснованности, мотивировки. Достаточно посмотреть вокруг и понять, что абстракция везде. Чистое голубое небо. Мы же смотрим наверх и видим лишь цвет. Закат. Блики и тени – это цвет и геометрия. Море. Лес. Даже обои, стол. Все это абстракция. 

Классические художники, вроде Ильи Репина и Ивана Шишкина, цвет и геометрию притягивали к миру вещей, изображали их в предметах, объектах. Абстрактная живопись создаётся уже по другому принципу, по принципу гармонизации цвета и формы как они есть.

Все началось с Василия Кандинского и Казимира Малевича, о них мы сегодня и поговорим.

В 1910 году Кандинский нарисовал картину «Казаки». До абстракционизма остается пол шага.

Позже Кандинский решает, на примере этого сюжетного мотива, окончательно оторваться от образности и рисует картину «Импровизация 26». Он не только убирает образ казаков, дома, радуги, но и снимает ярлык с картины – теперь это не казаки, это просто импровизация. Подсказки, кто и что может находиться на картине, нет.

Название теперь размыто, размыты и категории. Почему же так происходит? Потому что название обычно мешает понять картину, наталкивает на поиск образов, ассоциаций. А художник-абстракционист пытается от образности уйти. Надо увидеть только цвет. 

Кандинский написал брошюру «О духовном в искусстве», прочитав которую, абстракционизм, как явление, станет более понятным.

Малевич абстракционизм называл по-своему – супрематизм (с лат. supremus – «наивысший»). До знаменитого «Черного квадрата» он шел путем минимизации объектов на своих картинах.

79,5 см на 79,5 см — абсолютный квадрат. Картина Малевича – это икона авангарда. 

Самая большая ошибка в общении с этой картиной – мы смотрим на неё глазами, которыми смотрим на картины Уильяма Тёрнера или Теодора Жерико (прим. художники эпохи романтизма). «Чёрный квадрат» – это не картина, это манифест, заключенный в форму чёрного квадрата. Здесь восхищение должен вызывать поступок художника – то, что он назвал это картиной в 1915 году. Ведь он нарисовал абсолютно ничего. Главное ни цвет, ни краски, ни рисунок, а идея – распад традиционного искусства. «Чёрный квадрат» отрезвил умы художников и перезагрузил искусство. 

Кстати, в музыке тоже есть своеобразный «Черный квадрат» – это знаменитая пьеса 20 века, которая была написана Джоном Кейджем и названа «4:33». Он выходил на сцену, объявлял произведение, садился и ровно 4 минуты 33 секунды молчал. Многие считают, что это гимн тишине, но это не так. «4:33» – это естественный звук окружающего мира, звук в чистом виде, поскольку в зале тишина постоянно прерывалась шуршанием и покашливанием, каким-то скрипом, да даже дыханием. Кейдж таким образом говорил людям, что звук не должен складываться в мелодию.

 

Искусство абстракционизма воспринимать достаточно сложно, поскольку очень часто можно услышать восклицания из серии: «Я тоже могу нарисовать просто черный квадрат!». Да, могут, но в то время Малевич сделал огромный и смелый шаг вперед, назвав свой злосчастный «Черный квадрат» картиной. Это был прорыв, до него никто так не делал. В «Черном квадрате» не стоит искать глубокого философского смысла. Это просто «не картина», которая с ног на голову перевернула мир искусства, произвела революцию и повела за собой новое поколение художников.

Сохранить

Сохранить

нравится 108 поделиться

simplebeyond.com

10 смыслов «Черного квадрата» (4 фото)

10 смыслов «Черного квадрата» (4 фото)

10 смыслов «Черного квадрата»

Знаменитое полотно Казимира Малевича — это шарлатанство или зашифрованное философское послание?

5 декабря в Русском музее в Санкт-Петербурге открывается выставка «Казимир Малевич. До и после квадрата». Знаменитая картина разделила на два отрезка не только жизнь художника, но и все современное искусство.

С одной стороны, совсем необязательно быть великим художником, чтобы нарисовать черный квадрат на белом фоне. Да любой так сможет! Но вот в чем загадка: «Черный квадрат» — самая знаменитая картина в мире. Уже почти 100 лет прошло с момента ее написания, а споры и бурные дискуссии не прекращаются.

Почему это происходит? В чем заключается истинный смысл и ценность «Черного квадрата» Малевича? 

«Черный квадрат» — это темный прямоугольник

Начнем с того, что «Черный квадрат» вовсе не черный и совсем не квадратный: ни одна из сторон четырехугольника не параллельна ни одной другой его стороне, и ни одной из сторон квадратной рамки, которой обрамлена картина. А темный цвет — это результат смешения различных красок, среди которых не было черной. Считается, что это была не небрежность автора, а принципиальная позиция, стремление создать динамическую, подвижную форму.

10 смыслов «Черного квадрата» (4 фото)

Казимир Малевич «Черный супрематический квадрат», 1915

«Черный квадрат» — это неудавшаяся картина

Для футуристической выставки «0,10», открывавшейся в Петербурге 19 декабря 1915 года, Малевич должен был написать несколько картин. Время уже поджимало, и художник то ли не успевал дописать картину к выставке, то ли не был доволен результатом и, сгоряча, замазал ее, нарисовав черный квадрат. В этот момент в мастерскую зашел один из его друзей и, увидев картину, закричал «Гениально!». После чего Малевич и решил воспользоваться случаем и придумал некий высший смысл своему «Черному квадрату».

Отсюда и эффект растрескавшейся краски на поверхности. Никакой мистики, просто картина не получилась.

Неоднократно совершались попытки исследовать полотно на предмет нахождения изначального варианта под верхним слоем. Однако ученые, критики и искуствоведы посчитали, что шедевру может быть нанесен непоправимый ущерб и всячески препятствуют дальнейшим экспертизам.

«Черный квадрат» — это разноцветный куб

Казимир Малевич неоднократно заявлял, что картина создана им под воздействием бессознательного, некоего «космического сознания». Некоторые утверждают, что исключительно квадрат в «Черном квадрате» видят люди со слаборазвитым воображением. Если же при рассмотрении этой картины выйти за рамки традиционного восприятия, выйти за пределы видимого, то вы поймете, что перед вами не черный квадрат, а разноцветный куб.

Тайный смысл, вложенный в «Чёрный квадрат», можно тогда сформулировать так: мир, окружающий нас, только на первый, поверхностный, взгляд выглядит плоским и черно-белым. Если человек будет воспринимать мир объемно и во всем разноцветии, его жизнь кардинально изменится. Миллионы людей, которых по их словам инстинктивно притягивало к этой картине, подсознательно чувствовали объемность и разноцветность «Черного квадрата».

Черный цвет поглощает все другие цвета, поэтому увидеть в черном квадрате разноцветный куб достаточно сложно. А увидеть за черным белое, за ложью правду, за смертью жизнь сложней многократно. Но тому, кому удастся это сделать, откроется великая философская формула.

«Черный квадрат» — это бунт в искусстве

На момент появления картины в России было засилье художников кубистской школы. Кубизм достиг своего апогея, уже порядком поднадоел всем художникам, и начали появляться новые художественные направления. Одним из таких направлений стал супрематизм Малевича и «Черный супрематический квадрат» как его яркое воплощение. Термин «супрематизм» произошел от латинского suprem, что означает доминирование, превосходство цвета над всеми остальными свойствами живописи. Супрематические картины — это беспредметная живопись, акт «чистого творчества».

Одновременно были созданы и экспонировались на той же выставке «Черный круг» и «Черный крест», представляя три основных элемента супрематической системы. Позднее были созданы еще два супрематических квадрата — красный и белый.

«Черный квадрат», «Черный круг» и «Черный крест»

Супрематизм стал одним из центральных явлений русского авангарда. Его влияние испытали многие талантливые художники. Поговаривают, что Пикассо охладел к кубизму после того, как увидел «квадрат Малевича».

«Черный квадрат» — это пример гениального пиара

Казимир Малевич раскусил суть будущего современного искусства: неважно что, главное как подать и продать.

Художники экспериментировали с черным цветом «сплошь», начиная аж с XVII века. Первым наглухо черное произведение искусства под название «Великая тьма» написал Роберт Фладд в 1617 году, за ним в 1843 году последовали Берталь и его работа «Вид на La Hougue (под покровом ночи)». Спустя более чем двести лет. А дальше уже практически без перерывов — «Сумеречная история России» Гюстава Доре в 1854, «Ночная драка негров в подвале» Пола Билхолда в 1882, совсем уж плагиат «Битва негров в пещере глубокой ночью» за авторством Альфонса Алле. И только в 1915 году Казимир Малевич представил публике свой «Черный супрематический квадрат». И именно его картина известна всем, тогда как прочие знакомы только историкам искусств. Экстравагантная выходка прославила Малевича в веках.

Впоследствии Малевич нарисовал как минимум четыре версии своего «Черного квадрата», различающиеся рисунком, фактурой и цветом в надежде повторить и преумножить успех картины.

«Черный квадрат» — это политический ход

Казимир Малевич был тонким стратегом и умело подстроился под меняющуюся ситуацию в стране. Многочисленные черные квадраты, нарисованные другими художниками во времена царской России, так и остались незамеченными. В 1915 году квадрат Малевича приобрел совершенно новый актуальный своему времени смысл: художник предлагал революционное искусство на благо нового народа и новой эпохи.

«Квадрат» к искусству в его обычном понимании не имеет почти никакого отношения. Сам факт его написания — это декларация конца традиционного искусства. Большевик от культуры, Малевич пошел навстречу новой власти, и власть ему поверила. До прихода Сталина Малевич занимал почетные должности и успешно дослужился до народного комиссара ИЗО НАРКОМПРОСА.

«Черный квадрат» — это отказ от содержания

Картина знаменовала собой явный переход к осознанию роли формализма в изобразительном искусстве. Формализм — это отказ от буквального содержания в угоду художественной форме. Художник, рисуя картину, мыслит не столько понятиями «контекст» и «содержание», сколько «баланс», «перспектива», «динамическое напряжение». То, что признал Малевич и не признали его современники, является де-факто для современных художников и «просто квадратом» для всех остальных.

«Черный квадрат» — это вызов православию

Картина была впервые представлена на футуристической выставке «0,10» в декабре 1915г. вместе с другими 39 работами Малевича. «Черный квадрат» висел на самом видном месте, в так называемом «красном углу», где в русских домах согласно правосланым традициям вешали иконы. Там на него и «наткнулись» критики-искусствоведы. Многие восприняла картину, как вызов православию и антихристианский жест. Крупнейший художественный критик того времени Александр Бенуа писал: «Несомненно, это и есть та икона, которую господа футуристы ставят взамен мадонны».

10 смыслов «Черного квадрата» (4 фото)

Выставка «0,10». Петербург. Декабрь 1915

«Черный квадрат» — это кризис идей в искусстве

Малевича называют чуть ли не гуру современно искусства и обвиняют в гибели традиционной культуры. Сегодня любой смельчак может назвать себя художником и заявить, что его «произведения» обладают высочайшей художественной ценностью.

Искусство изжило себя и многие критики сходятся во мнении, что после «Черного квадрата» ничего выдающегося уже создано не было. Большинство художников ХХ века утратили вдохновение, многие находились в тюрьмах, ссылках или эмиграции.

«Черный квадрат» — это тотальная пустота, черная дыра, смерть. Рассказывают, что Малевич, написав «Черный квадрат», долгое время говорил всем, что не может ни есть, ни спать. И сам не понимает, что такое сделал. Впоследствии он написал 5 томов философских размышлений на тему искусства и бытия.

«Черный квадрат» — это шарлатанство

Шарлатаны успешно дурят публику, заставляя поверить в то, чего на самом деле нет. Тех, кто им не верит, они объявляют глупыми, отсталыми и ничего не понимающими тупицами, которым недоступно высокое и прекрасное. Это называется «эффект голого короля». Всем стыдно сказать, что это фигня, потому что засмеют.

А максимально примитивному рисунку — квадрату — можно приписывать какой угодно глубокий смысл, простор для человеческой фантазии просто безграничен. Не понимая, в чем великий смысл «Черного квадрата», многим людям нужно его себе придумать, чтобы было чем восхищаться при рассматривании картины.

10 смыслов «Черного квадрата» (4 фото)

Автопортрет. Художник. 1933

Картина, написанная Малевичем в 1915 году, остается, пожалуй, самой обсуждаемой картиной в русской живописи. Для кого-то «Черный квадрат» — это прямоугольная трапеция, а для кого-то — это глубокое философское послание, которое зашифровал великий художник. Точно так же, глядя на кусочек неба в квадрате форточки, каждый думает о своем. А о чем подумалось вам?

Другие статьи:

nlo-mir.ru

Картина «Чёрный квадрат» — шедевр или шарлатанство?

«Чёрный квадрат» Казимира Малевича, написанная 21 июня в 1915 году, в дачном посёлке Кунцево (ныне территория Москвы) — самая загадочная картина прошлого столетия — «икона» мирового авангарда. Вокруг неё до сих пор не умолкают споры. Высказываются самые противоположные мнения, судя по которым, картина вызывает у зрителей весь спектр чувств — от экзальтированного восторга до полного неприятия. Чем же так будоражит любителей живописи «Чёрный квадрат»?

Впервые «Чёрный квадрат» увидели на «Последней кубофутуристической выставке картин «0,10», состоявшейся в конце 1915 — начале 1916 года в Петербурге. Малевич выставил там 39 картин. В их числе — главную свою работу, которая тогда называлась «Четырёхугольник».

Декларированный футуризм как художественное течение просуществовал очень недолго: первая его экспозиция состоялась в марте 1915, а уже в декабре — «Последняя футуристическая выставка». На открытии «0,10» возникли разногласия между участниками: Малевич провозгласил наследником футуризма супрематизм, однако его коллеги не пожелали встать под новое знамя и дать это название всей выставке. Художнику буквально за час до начала пришлось от руки написать плакаты «Супрематизм живописи» и развесить их у своих картин.

На выставке висело также уведомление автора о том, что содержание многих из картин ему не известно. Тем не менее, их названия возбуждают в сознании зрителя вполне конкретные образы, хотя все полотна Малевича на той выставке были лишены какой бы то ни было предметности, всяческого фигуративного знака, образа, хотя бы отдаленно напоминавшего что-либо. В целом эту концепцию принято определять термином «алогизм».

Художник поместил картину в «красном углу», уподобив его иконе. Жест Малевича не остался незамеченным.

Несомненно, это и есть та икона, которую господа футуристы ставят взамен Мадонны,

— возмущался художественный критик Александр Бенуа.

Так «Чёрный квадрат» начал свою очень сложную жизнь в мировой культуре.

Несмотря на крайнюю простоту исполнения, картина стала результатом долгой внутренней работы Малевича. Как вспоминал сам художник, идея «Квадрата» появилась у него в ходе работы над оформлением оперы Матюшина «Победа над Солнцем» в 1913 году. Действительно, на сохранившихся эскизах видно, что в основе композиции занавеса Малевич использовал квадрат, но этот квадрат ещё не был чёрным. Его заполняли характерные для кубизма формы.

Я неделю не мог спать, я хотел понять то, что я сделал,

— впоследствии рассказывал Малевич своим ученикам. Художник пережил шоковое состояние, вызванное открывшимся в ходе «прозрением». Написав по наитию «Чёрный квадрат», Малевич много времени и сил потратил на объяснение картины.

Занят вглядыванием в его («Квадрата». — Прим. автора) загадочное чёрное пространство, — писал Малевич и утверждал, что видит в нём — то, что когда-то видели люди в лице Бога.

Однако Бог не вещь, он не имеет образа или лица, что говорит либо об антропоморфизме восприятия Малевичем Бога, либо о недоразвитости правого процессно-образного полушария, либо о желании навести тень на плетень, ну либо всё это вместе.

Спонтанный акт создания «Чёрного квадрата» и последующее мучительные попытки найти смысл сделанного указывают на то, что Малевич написал картину, ведомый неким образом, находившимся у него в глубинах бессознательного. Откуда он там взялся?

Кто же он, создатель скандально известной на весь мир «голой иконы без рамы», неужели убийца традиционного понятия «картина», стремившийся уничтожить «искусство живописное, уложить его в гроб и припечатать «Чёрным квадратом»?

Казимир Малевич (1878 — 1935) не получил законченного художественного образование. Он — самоучка. В процессе становления его личности преобладали то одни, то другие приоритеты.

Картина Казимира Малевича «Birkenhain» 34,5 x 49,5 см, Холст, масло. 1905 год http://malevich-art.ru/wp-content/uploads/2013/05/birkenhain.jpg

Малевич пережил влияние импрессионистов, фавистов, символистов, кубистов. И, каким бы направлением он ни интересовался, художник внимательно, вдумчиво изучал работы представителей того или иного течения искусства. Теоретические труды Малевича позволяют сделать вывод о том, что он как бы сканировал каждый квадратный сантиметр рассматриваемой картины, а после собирал полученное изображение в целостную работу.

Художник обращал внимание на мельчайшие детали изображения. Тем более странно избранное им направление примитивизации художественных образов.

http://ic.pics.livejournal.com/luiza_drevsholt/45710239/106862/106862_original.jpg

Самым первым увлечением Малевича стали передвижники. В провинции он не мог видеть достаточного количества их работ. Художник изучал передвижников по репродукциям. А репродукции в то время были чёрно-белыми, часто — плохого качества.

Можно допустить, что на глаза Малевичу попалась картина Николая Ге «Пущин в гостях у Пушкина в Михайловском», ведь она воспроизводилась даже на почтовых открытках. Сюжет её прост: поэт читает другу свои стихи.

Николай Ге «Пущин в гостях у Пушкина в Михайловском» http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/9/106/302/106302827_4497432_2kv_1_.jpg

Воспроизводя фрагмент картины Ге как самостоятельное произведение, Малевич, возможно, испытывал странные чувства. Художник ощущал, что изображает нечто знакомое, но, возможно, так и не вспомнил, где он это видел. Да и «чёрный квадрат» у Николая Ге — не единственный в своём роде. «Квадрат», или даже во множественном числе — «квадраты», присутствуют в произведениях великих художников эпохи Возрождения.В комнате находится няня поэта — Арина Родионовна и… чёрный квадрат. Причём на белом фоне — всё так, как на картине Малевича. Это квадратное пространство камина, в котором ещё тлеют угли. Но на чёрно-белой иллюстрации камин кажется плоским, надо действительно прилагать усилия, чтобы разглядеть в нём пространство. Часть камина закрывает фигура Пущина. От этого картина получает дополнительный смысл. Камин у Ге — напоминание об аде (угли — пламя — ад). Пущин — верный друг поэта, он приехал в гости, чтобы уберечь Пушкина от адовых мук одиночества, от адовых мук невостребованности поэта, пишущего в стол.

http://cs1.livemaster.ru/storage/0d/26/4ba10d07852c2b2c69a6b163cb.jpg

Считается, что самая загадочная картина Леонардо да Винчи — «Джоконда». Однако не менее загадочна его фреска «Тайная вечеря». На этой фреске Леонардо представил известный евангельский сюжет — последний ужин Иисуса Христа с учениками. Но, помимо трапезы Сына Человеческого и апостолов, на картине изображены чёрные квадраты и прямоугольники. Зачем они здесь?

Малевич понимал свой «Чёрный квадрат» как аллегорию Бога. Совершенно по-другому трактовал суть картины Александр Бенуа, который сказал о «Квадрате»:

Это один из актов самоутверждения того начала, которое имеет своим именем мерзость запустения.

Бенуа не назвал имени, но и без того понятно, что он имел в виду вовсе не Бога, а того, кто «часть той силы, что вечно желает зла, но совершает благо — по независящим от него обстоятельствам».

Предположим же, что на «Тайной вечере» Леонардо чёрные квадраты — это тёмное воинство. Таким образом художник деперсонифицировал зло. И от подобного акта оно стало ещё ужаснее.

Спокойный вечерний ужин. Люди за столом. Но они уже окружены злом. Злобные сущности — чёрные квадраты — вокруг, за спинами апостолов. Сверху на потолке закрывает небо рать мелких бесов — маленькие чёрные квадратики. И сам князь тьмы, враг рода человеческого, тут, за спиной Христа. Это самый большой на фреске чёрный квадрат. Но он же — и самый ущербный. В нем три бреши — три отверстия, через которые виден залитый солнцем пейзаж.

Леонардо своей картиной объясняет, что это за отверстия и откуда они взялись. Если мысленно поднять руки Иисуса в то положение, в каком они находились на кресте, то ладони попадают как раз на бреши в чёрном квадрате. Третья брешь — на уровне головы Христа.

Ученики Иисуса не чувствуют, что вокруг — зло. Из ловушки им никуда не деться. Только Учитель видит будущее.

Один из вас предаст Меня,

— говорит он. Апостолы в смятении.

Понятно, что такая трактовка неадекватна жизни.

http://rpp.nashaucheba.ru/pars_docs/refs/68/67576/img35.jpg

Концепция супрематизма и смысл, который вкладывал Малевич в главные произведения своего стиля — три «Квадрата» — черный, красный и белый, — полно сформулированы и объяснены в теоретических работах художника:

Самое главное в супрематизме — два основания — энергии черного и белого, служащие раскрытию формы действия…

Идея знаменитого «Чёрного квадрата» — образ пластического выражения победы активного человеческого творчества над пассивной формой природы: чёрный квадрат вместо солнечного круга.

Явление Малевичу его «Чёрного квадрата» вызвало в нём шок, сравнимый с неким мистическим откровением. Какое-то время он не мог ни есть, ни спать. Все его мысли были поглощены этим образом.

На картине квадрат написан исключительно с помощью глазомера. Отклонение от геометрической точности, безусловно, не было ошибкой автора, а стало следствием понимания огромной выразительной силы, заключенной в «запланированной» погрешности. Черный цвет является результатом соединения и смешения разных красок.

Считаю белое и черное выведенными из цветовых и красочных гамм

— говорил художник.

http://yt3.ggpht.com/-taSWD1C_AhM/AAAAAAAAAAI/AAAAAAAAAAA/8B5pnY88NrM/s900-c-k-no/photo.jpg

«Чёрный квадрат» был воспринят многими как выражение «более высокого сознания», в котором объекты и концепции приобретают чёткую простоту.

Вместе с тем, энергетика картины несла в себе хаос и разрушение, затягивала зрителя в бездну мирового зла. Психически ослабленный человек мог после длительного созерцания «Чёрного квадрата» совершить суицид. Это было отмечено неоднократно. «Чёрный квадрат» до сих пор вызывает горячие споры. Приведем совершенно противоположные высказывания искусствоведов:

Квадрат концентрирует в себе бесконечное мировое пространство, несёт выражение «всего» в непроницаемой чёрной поверхности (Сарабьянов).

Вообще, все ужимки и прыжки вокруг Чёрного квадрата напоминают массовый психоз, когда люди, чтобы не показаться необразованными, придумывают массу красивых слов, дабы никто не сомневался, что они-то поняли: эта картина истинный шедевр. Вспомните Г.Х. Андерсена и его «Платье короля» (Я. Ушаков).

Теперь приведём мнение рядового гражданина, размещенное на одном из форумов в Интернете:

Чёрный квадрат стал символом конца эпохи реализма, романтизма, чего-то возвышенного и неземного. Он поглотил все краски, поглотил все школы, в которых просиживали годами молодые художники. Проглотил сотни и тысячи натюрмортов, зарисовок и пейзажей. Проглотил даже Мону Лизу. Он символизировал собой конец эпохи воспевания стремления к красоте и идиллии. Он показал нечто иное — то, куда всё пришло. Чем всё закончилось.

Больше всего шума наделала на выставке его картина «Чёрный квадрат». По словам одного из критиков (а вслед за ним и художника), «Чёрный квадрат» является «иконой, которую футуристы предлагают взамен мадонн и бесстыжих венер». На выставке это полотно висело в особом месте, в углу, — действительно, как икона. Представленная картина оказалась как бы на пограничной полосе — между искусством и не-искусством, между логикой и алогизмом, бытием и небытием, между крайней простотой и беспредельной сложностью». Ионина Н. А., Сто великих картин, М., «Вече», 2000 г., с. 442.

Своё суперматическое творчество К.С. Малевич многократно обосновывал, например, в 1915 году так:

Отсюда вывод такой: Если в прошедших тысячелетиях художник стремился подойти как можно ближе к изображению вещи, к передаче её сути и смысла, то в нашей эре кубизма художник уничтожил вещи с их смыслом, сущностью и назначением. Из их обломков выросла новая картина. Вещи исчезли как дым для новой культуры искусства». Казимир Малевич, От кубизма и футуризма к суперматизму / Чёрный квадрат, СПб, «Азбука-классика», 2008 г., с. 29.

В «Кицур Шулхан Арух» сказано:

По установлению мудрецов, следует оставить на стене напротив входной двери неоштукатуренный квадрат, размером локоть на локоть (48х48), чтобы всякий раз, увидев его, вспоминать о разрушенном храме.

Малевич выполнил свой квадрат в соответствии с указанными размерами. Сходство картины с иудейским символом во многом может объяснить её невероятную популярность. Но не все смогли проследить следующую аналогию. Акт разрушения храма превратился в синоним Тьмы. Тьма разрушает и ввергает в хаос храмы и души людей. «Вечная Тьма» назвал свой «Чёрный Квадрат» ещё в 1617 году Роберт Флуд.

Малевич — сектант, одержимый созданием собственной веры. Его доклады об искусстве имеют религиозные названия: «Бог не скинут». Он отрицает Бога Ветхого и Нового Заветов. Имя тебе Казимир. Для Малевича не существует деления на добро и зло, Бога и Дьявола. Его вселенная — поток безликих, безоценочных форм.

Искушение создать свой мир, не имеющий основания в Воле Божьей, стало торжеством Дьявола Русского Модернизма, маскирующегося под абстрактные суждения, стремление к оригинальности. Последствия такого выбора до сих пор приносят страшные плоды.

Художник, помолившийся на квадрат, заглянувший в чёрную дыру и не отшатнувшийся в ужасе, не верит музам и ангелам; у него свои, чёрные ангелы, прагматичные и довольные, знающие почём земная слава и как захватить её.

Сделка с Дьяволом принесла Малевичу мировую известность. Чёрный квадрат признан лучшей его картиной, чтобы отрицающим любовь оком сжигать людские души, пронзая их из лучших каталогов, захватывая в музеях, на выставках. Чёрный квадрат обольщает, заманивает, ослепляет, понуждая славить его. Постепенно он проникает в суть смотрящего, заставляя отречься от всего, что дорого, от близких людей, основ мировоззрения, веры, чтобы увести в пустоту, в разрушение, в ноль.

Несложным движением кисти Малевич раз и навсегда провёл непереходимую черту, обозначил пропасть между старым искусством и новым, между человеком и его тенью, между розой и гробом, между жизнью и смертью, между Богом и Дьяволом. По его собственным словам, он «свел все в нуль». Нуль почему-то оказался квадратным, и это простое открытие — одно из самых страшных событий в искусстве за всю историю его существования…

Гениальной интуицией художника, пророческой прозорливостью Создателя он нащупал запрещённую фигуру запрещённого цвета — столь простую, что тысячи проходили мимо, переступая, пренебрегая, не замечая…

Немногие до него замышляли «победу над Солнцем», немногие осмеливались бросить вызов Князю Тьмы. Малевич посмел — и, как и полагается в правдивых повестях о торговле с Дьяволом, о возжаждавших Фаустах, Хозяин охотно и без промедления явился и подсказал художнику простую формулу небытия.

В конце того же 1915 года — уже вовсю шла Первая мировая война — зловещее полотно было представлено среди прочих на выставке футуристов. Все другие работы Малевич просто развесил по стенам обычным образом, «Квадрату» же он предназначил особое место. На сохранившейся фотографии видно, что «Чёрный квадрат» расположен в углу, под потолком — там и так, как принято вешать икону…

Малевич сознательно вывесил чёрную дыру в сакральном месте: свою работу он назвал «иконой нашего времени». Вместо «красного» — чёрное (ноль цвета), вместо лица — провал (ноль линий), вместо иконы, то есть окна вверх, в свет, в вечную жизнь — мрак, подвал, люк в преисподнюю, вечная тьма.

А. Бенуа, современник Малевича, сам великолепный художник и критик искусства, писал о картине:

Чёрный квадрат в белом окладе — это не простая шутка, не простой вызов, не случайный маленький эпизодик, случившийся в доме на Марсовом поле, а это один из актов самоутверждения того начала, которое имеет своим именем мерзость запустения и которое кичится тем, что оно через гордыню, через заносчивость, через попрание всего любовного и нежного, приведет всех к гибели…

В период до изобретения «супрематизма» (термин Малевича) он исповедовал «алогизм», попытку выйти за границы здравого смысла, исповедовал «борьбу с логизмом, естественностью, мещанским смыслом и предрассудком». Его зов был услышан, и квадрат предстал перед ним и вобрал его в себя. Художник мог бы гордиться той славой, что принесла ему сделка с Дьяволом; он и гордился…

Искусствоведы любовно пишут о Малевиче:

«Черный квадрат» вобрал в себя все живописные представления, существовавшие до этого, он закрывает путь натуралистической имитации, он присутствует как абсолютная форма и возвещает искусство, в котором свободные формы — не связанные между собой или взаимосвязанные — составляют смысл картины.

Верно, Квадрат «закрывает путь» — в том числе и самому художнику. Он присутствует «как абсолютная форма», — верно и это, но это значит, что по сравнению с ним все остальные формы не нужны, ибо они по определению не абсолютны. Он «возвещает искусство…» — а вот это оказалось неправдой. Он возвещает конец искусства, невозможность его, ненужность его, он есть та печь, в которой искусство сгорает, то жерло, в которое оно проваливается…

Казимир Малевич. Автопортрет http://www.adme.ru/tvorchestvo-hudozhniki/10-smyslov-chernogo-kvadrata-508405/

Знаменитая картина поделила на два периода не только жизнь художника, но и историю художественного искусства.

С одной стороны, совсем необязательно быть великим художником, чтобы нарисовать чёрный квадрат на белом фоне. Да любой так сможет! Но вот в чем загадка: «Чёрный квадрат» — самая знаменитая картина в мире. Уже 100 лет прошло с момента её написания, а споры и бурные дискуссии не прекращаются.

Почему это происходит? В чем заключается истинный смысл и ценность «Черного квадрата» Малевича? Попытаемся разобраться.

1. «Чёрный квадрат» — это тёмный прямоугольник

Начнём с того, что «Черный квадрат» вовсе не чёрный и совсем не квадратный: ни одна из сторон четырехугольника не параллельна ни одной другой его стороне и ни одной из сторон квадратной рамки, которой обрамлена картина. А тёмный цвет — это результат смешения различных красок, среди которых не было чёрной. Считается, что это была не небрежность автора, а принципиальная позиция, стремление создать динамическую, подвижную форму.

Казимир Малевич «Чёрный супрематический квадрат», 1915. http://www.adme.ru/tvorchestvo-hudozhniki/10-smyslov-chernogo-kvadrata-508405/#image14361210

2. «Чёрный квадрат» — это бунт в искусстве

На момент появления картины в России было засилье художников кубистской школы. Кубизм достиг своего апогея, уже порядком поднадоел всем художникам, и начали появляться новые художественные направления. Одним из таких направлений стал супрематизм Малевича и «Чёрный супрематический квадрат» как его яркое воплощение. Термин «супрематизм» произошел от латинского suprem, что означает «доминирование, превосходство цвета над всеми остальными свойствами живописи». Супрематические картины — это беспредметная живопись, акт «чистого творчества».

Одновременно были созданы и экспонировались на той же выставке «Чёрный круг» и «Чёрный крест», представляя три основных элемента супрематической системы. Позднее были созданы еще два супрематических квадрата — красный и белый.

«Черный квадрат», «Черный круг» и «Черный крест» http://files3.adme.ru/files/news/part_50/508405/14361260-R3L8T8D-650-3.jpeg

Супрематизм стал одним из центральных явлений русского авангарда. Его влияние испытали многие талантливые художники. Поговаривают, что Пикассо охладел к кубизму после того, как увидел «Квадрат» Малевича.

3. «Чёрный квадрат» — это пример гениального пиара

Казимир Малевич раскусил суть будущего современного искусства: неважно что, главное — как подать и продать.

Художники экспериментировали с чёрным цветом «сплошь» начиная аж с XVII века.

Берталь «Вид на La Hougue (под покровом ночи)» http://cs304704.userapi.com/v304704584/3187/2fWgXYjvowE.jpg

Первым наглухо чёрное произведение искусства под названием «Великая тьма» написал Роберт Фладд в 1617 году, за ним в 1843 году последовали Берталь и его работа «Вид на La Hougue (под покровом ночи)». Спустя более чем 200 лет. А дальше уже практически без перерывов — «Сумеречная история России» Гюстава Доре в 1854-м, «Ночная драка негров в подвале» Пола Билхолда в 1882-м, совсем уж плагиат — «Битва негров в пещере глубокой ночью» за авторством Альфонса Алле.

http://s00.yaplakal.com/pics/pics_original/4/5/3/1504354.jpg

И только в 1915 году Казимир Малевич представил публике свой «Чёрный супрематический квадрат». И именно его картина известна всем, тогда как прочие знакомы только историкам искусства. Экстравагантная выходка прославила Малевича в веках.

Впоследствии Малевич нарисовал как минимум 4 версии своего «Чёрного квадрата», различающиеся рисунком, фактурой и цветом в надежде повторить и приумножить успех картины.

4. «Чёрный квадрат» — это политический ход

Казимир Малевич был тонким стратегом и умело подстраивался под меняющуюся ситуацию в стране. Многочисленные «чёрные квадраты», нарисованные другими художниками во времена царской России, так и остались незамеченными. В 1915 году «Квадрат» Малевича приобрел совершенно новый, актуальный своему времени смысл: художник предлагал революционное искусство на благо нового народа и новой эпохи.

«Квадрат» к искусству в его обычном понимании не имеет почти никакого отношения. Сам факт его написания — это декларация конца традиционного искусства. Марксист от культуры, Малевич пошёл навстречу новой власти, и власть ему поверила. До прихода большевика Сталина Малевич занимал почётные должности и успешно дослужился до народного комиссара ИЗО Наркомпроса.

Малевич у своих работ в Музее художественной культуры 1924 http://www.k-malevich.ru/images/akm/1-15.jpg

5. «Чёрный квадрат» — это вызов православию

Картина была впервые представлена на футуристической выставке «0,10» в декабре 1915 года вместе с другими 39 работами Малевича. «Чёрный квадрат» висел на самом видном месте, в так называемом красном углу, где в русских домах, согласно православным традициям, вешали иконы. Там на него и «наткнулись» критики-искусствоведы. Многие восприняли картину как вызов православию и антихристианский жест. Крупнейший художественный критик того времени Александр Бенуа писал: «Несомненно, это и есть та икона, которую господа футуристы ставят взамен Мадонны».

Выставка «0,10». Санкт-Петербург, декабрь 1915 года. http://files7.adme.ru/files/news/part_50/508405/14361860-R3L8T8D-650-4.jpg

6. «Чёрный квадрат» — это шарлатанство

Шарлатаны успешно дурят публику, заставляя поверить в то, чего на самом деле нет. Тех, кто им не верит, они объявляют глупыми, отсталыми и ничего не понимающими тупицами, которым недоступно высокое и прекрасное. Это называется «эффект голого короля». Всем стыдно сказать, что это ерунда, потому что засмеют.

А максимально примитивному рисунку — квадрату — можно приписывать какой угодно глубокий смысл, простор для человеческой фантазии безграничен. Не понимая, в чем великий смысл «Чёрного квадрата», многие люди оказываются перед необходимостью его себе придумать, чтобы было чем восхищаться при рассматривании картины.

7. «Чёрный квадрат» — это неудавшаяся картина

Для футуристической выставки «0,10», открывавшейся в Петербурге 19 декабря 1915 года, Малевич должен был написать несколько картин. Время уже поджимало, и художник то ли не успевал дописать картину к выставке, то ли не был доволен результатом и сгоряча замазал её, нарисовав чёрный квадрат. В этот момент в мастерскую зашёл один из его друзей и, увидев картину, закричал: «Гениально!» После чего Малевич и решил воспользоваться случаем и придумал некий высший смысл своему «Чёрному квадрату».

Отсюда и эффект растрескавшейся краски на поверхности. Никакой мистики, просто картина не получилась. Это подтверждается и исследованиями. На самом деле, под Черным квадратом Малевича, долгие годы скрывалось другое  творение раннего периода творчества. Под несколькими слоями чёрной краски, обнаружен другой квадрат, абрис которого, повторился во всемирно известном полотне. Учёным реставраторам, стоило огромных усилий разделить эти два квадрата сросшихся, как сиамские близнецы. Несколько недель они микрон за микроном удаляли верхний чёрный квадрат Малевича, и…

Огромное удивление вызвала ещё одна случайная находка на этом полотне. Ученик реставратора по неопытности задел своим тупым скальпелем тонкий слой открывшегося первого Черного квадрата Малевича, и, о чудо, все находящиеся сотрудники от удивления раскрыли рты. Сделанный спектральный анализ показал, что под вторым квадратом Малевича, проявился едва заметный, румянец киновари. А когда реставраторы удалили и второй квадрат Малевича, их взору открылся. Внимание! Открылся Красный треугольник Малевича, вписанный всё в тот же, Чёрный квадрат Малевича.

9. «Чёрный квадрат» — это отказ от содержания и кризис идей в искусстве

Картина знаменовала собой явный переход к осознанию роли формализма в изобразительном искусстве. Формализм — это отказ от буквального содержания в угоду художественной форме. Художник, рисуя картину, мыслит не столько понятиями «контекст» и «содержание», сколько «баланс», «перспектива», «динамическое напряжение».

«Чёрный квадрат» — это тотальная пустота, чёрная дыра, смерть. Рассказывают, что Малевич, написав «Чёрный квадрат», долгое время говорил всем, что не может ни есть, ни спать. И сам не понимает, что такое сделал. Впоследствии он написал 5 томов философских размышлений на тему искусства и бытия.

Малевича называют чуть ли не гуру современного искусства и обвиняют в гибели традиционной культуры. Сегодня любой смельчак может назвать себя художником и заявить, что его «произведения» обладают высочайшей художественной ценностью.

Искусство изжило себя, и многие критики сходятся во мнении, что после «Чёрного квадрата» ничего выдающегося уже создано не было. И этот окончательный отказ от содержания — венец развития мысли художников конца XIX начала XX веков. Большинство художников ХХ века утратили вдохновение, но почему? Что такого необычного произошло в жизни общества, что их произведения вдруг стали никому не нужны?

Откуда повылезали все эти абстракционисты, импрессионисты, кубисты, авангардисты, суперматисты и прочие уродующие изображение жизни новые направления «искусства»?

А всё очень просто. Всего один факт ставит всё на свои места. Кем был до конца XIX художник и чем он кормился? Тут варианта два:

  • либо он рисовал знать, их портреты, сцены из жизни,
  • либо рисовал для церкви библейские сюжеты,
  • лишь очень редко рисуя «для себя».

Поэтому все музеи мира забиты либо библейщиной, либо «элитой», с редкими вкраплениями изображения быта простых людей, их нравов или сюжетов народных преданий. В России всё же следует признать, что художники чаще обращались к идеям, живущим в народе, к преданиям старины — достаточно сравнить весь прозападный Эрмитаж и Русский музей.

А всё достаточно просто. Как когда-то расцвету сверхреалистичной живописи эпохи Возрождения послужила камера-обскура, с помощью которой «великие живописцы» очень точно копировали изображение на холст (http://www.adme.ru/hudozhniki-i-art-proekty/sekretnoe-znanie-543505/), так и расцвету разнообразных «-истов» послужило техническое изобретение.

Камера обскура http://infosila.ee/uploads/posts/2013-08/1376856596_camera-obscura.jpeg

Первое закреплённое изображение было сделано в 1822 году французом Жозефом Нисефором Ньепсом (Nicéphore Niepce), но оно не сохранилось до наших дней. Поэтому первой в истории фотографией считается снимок «Вид из окна», полученный Ньепсом в 1826 году с помощью камеры-обскуры на оловянной пластинке, покрытой тонким слоем асфальта. Экспозиция длилась восемь часов при ярком солнечном свете.

http://www.google-earth.es/uploads/forums/vista_desde_la_ventana_en_le_gras__joseph_nic__phore_ni__pce.jpg

Ларчик просто открывался. После изобретения фотографии и её распространения функция придворных запечетлевателей жизни «элиты» перешла от художников к фотографам, благо их труд стоил меньше и не надо было подолгу позировать перед живописцем. Церковные художники отчасти сохранились, но интерес к Библии напрямую поутих, да церковь уже не играла такой ощутимой роли в обществе. Вот и пришлось всей этой ораве художников искать новые пути заработка. Одни стали «работать с цветом и формой», остальные — пиарить их «творчество». А «Чёрный квадрат» Малевича (очень надо сказать говорящая фамилия) стал венцом процесса ухода всей этой братии от жизни и содержания.

Пётр Красильникян.

Смотрю я в чёрный мрак квадрата,В нём свет расщеплен до нуля,Понятье времени распятоИ вечность бьётся о края.

Квадрат живой; он словно дышит,Прельщает в бездну за собой.На чёрном фоне — чёрных вспышек…Салют — глумится над душой.

Душой: не знавшей в жизни страха,Перепахавшей рай и ад.Но вводит в ступор, словно плаха —Супрематический квадрат.

http://www.adme.ru/tvorchestvo-hudozhniki/10-smyslov-chernogo-kvadrata-508405/#image14361210http://vikent.ru/author/1157/http://bibliofond.ru/view.aspx?id=30207http://www.tanais.info/art/malevich3more.htmlhttp://inance.ru

www.russiapost.su