Леда и лебедь (краткое содержание мифа с иллюстрациями). Леда картина


Леда и лебедь - Птичья Камасутра, или Авизофилия (часть 1) - Весь мир

Александр Воронков - Леда и лебедь.jpg

                             &nbspАлександр Воронков - Леда и лебедь

Александр Воронков - советский и российский художник, родился в Барнауле в 1961-ом году. Библейские и мифологические сюжеты - любимые темы его работ.                             &nbsp

                             &nbspЛеда и лебедь - танцевальный номер на музыку Иоганна Себастьяна Баха                             &nbspБалетмейстер - Ролан Пети                             &nbspТанцуют - Ульяна Лопаткина и Массимо Мурру

                             &nbsp

Leda i Lebed - Leda and the Swan.jpg

Композиция "Леда и лебедь", Италия, венецианское (муранское) стекло

М И Ф    о    Л Е Д Е    и    Л Е Б Е Д Е

Leda - Russborough House - Wicklow - Ирландия.jpg

Античный барельеф "Леда и лебедь" - коллекция "Russborough House" (графство Wicklow -Ирландия)

Леда - в древнегреческой мифологии дочь этолийского царя Фестия и Евритемиды, жена царя Спарты Тиндарея. Относительно родителей Леды есть и другие версии, но у следствия эта версия основная.

Леда вскользь упоминается Гомером в "Илиаде" (III 384):

"Быстро уходит Елену призвать, и на башне высокойЛедину дочь, окруженную сонмом троянок, находит..."

и в "Одиссее" (XI 298):"После того я и Леду увидел, жену Тиндарея. От Тиндарея у ней родилися два сына могучих - Кастор, коней укротитель, с кулачным бойцом Полидевком. Оба землею они жизнедарною взяты живыми И под землею от Зевса великого почесть имеют: День они оба живут и на день потом умирают. Честь наравне им с богами обоим досталась на долю."

Краснофигурный сосуд - Апулея Южная Италия (Леда и лебедь).jpg

Леда и лебедь - фрагмент рисунка на краснофигурном сосуде - Апулия, Южная Италия (IV век до нашей эры)

Леда - одна из тех, кого любил Зевс, если, конечно, это можно назвать любовью. Поразившись красотой Леды (ну, не умом же), Зевс на реке Еврот предстал перед ней в образе лебедя и овладел ею, в результате чего она снесла два яйца, из которых вылупились Полидевк и Елена, известная как Елена Прекрасная, из-за которой впоследствии началась Троянская война.

Версий, относительно снесённых или даже найденных Ледой яиц, имеется гораздо больше, нежели относительно её родителей:

- она снесла тройное яйцо, из яйца родились Кастор, Полидевк и Елена; - она снесла два яйца, из которых вылупилось четверо детей;- она нашла на прогулке под гиацинтами яйцо, которое снесла Немесида (крылатая богиня возмездия).

Короче, история с этими яйцами тёмная, покрытая мраком времени, единственное, что становится понятным, так это то, почему эта самая Елена Прекрасная была такой тупой курицей. А кем прикажете ей быть, если она вылупилась из яйца?Да и вообще, все эти изобилующие версиями древнегреческие истории о деяниях богов, граничащих с преступлениями, так до конца и не раскрыты по сей день, что наталкивает на неутешительную мысль о том, что кумовство и коррупция в Генеральной прокуратуре свили своё гнездо ещё в те доисторические времена.

0_7c2f3_741f8e12_XS.gif

Мозаика Леда и лебедь в Куклии - Палео Пафос.jpg

Античная мозаика "Леда и лебедь" из так называемого дома Леды - Куклия, близ города Пафоса (Кипр)

В честь Леды назван астероид главного пояса (38) Леда (Leda), открытый 12 января 1856-го года французским астрономом Жаном Шакорнаком в Парижской обсерватории.Почему астероид так назвали? Вряд ли сегодня кто-то вразумительно сможет это объяснить. Может, это сексуальные фантазии астронома, вообразившего себя Зевсом-лебедем.

Примечание. Главный пояс астероидов - область Солнечной системы, расположенная между орбитами Марса и Юпитера, являющаяся местом скопления множества объектов всевозможных размеров, преимущественно неправильной формы, называемых астероидами или малыми планетами.

38_Leda_orbit_on_01_Jan_2009.png

Астероид Леда на небе

Есть ещё равнина Леды на Венере, названная так в 1982-ом году. Тоже неизвестно, почему так назвали. Возможно, предполагали, что на Венере живут люди, несущие яйца.Краснофигурный сосуд - Апулея Южная Италия.jpg

Краснофигурный сосуд с изображением сюжета о Леде и лебеде - Апулия, Южная Италия (IV век до нашей эры)

М И Ф    о    Л Е Д Е    в    И С К У С С Т В Е

В тему любовных приключений Зевса и Леды изначально заложена эротическая составляющая, поэтому многие произведения искусства, отражающие эту тему, балансируют на грани фола. Одни произведения изображают Леду, которая обнимает длинношеюю птицу, либо просто Леду рядом с лебедем.Леда и лебедь 375-350 до нашей эры.jpg

Леда и лебедь (375-350 до нашей эры)

0_7c2f3_741f8e12_XS.gif

Фальконе Этьен Морис Леда с лебедем 1750.jpg

Фальконе Этьен Морис - Леда с лебедем (1750)

Этьен Морис Фальконе (Étienne Maurice Falconet), (1716, Париж - 1791, Париж), - французский скульптор, в своих произведениях воплотивший эмоционально-лирическую линию европейского классицизма XVIII века.0_7c2f3_741f8e12_XS.gif

Каррье-Беллёз Леда с лебедем.jpg

Альбер-Эрнест Каррье-Беллёз - Леда с лебедем

Альбер-Эрнест Каррье-Беллёз (Albert-Ernest Carrier-Belleuse), (1824, Анизи-ле-Шато - 1887, Севр), - французский скульптор. Офицер ордена Почётного легиона. Учитель Огюста Родена.0_7c2f3_741f8e12_XS.gif

Карадосси Витторио Леда с лебедем.jpg

Карадосси Витторио Леда с лебедем

Витторио Карадосси (Vittorio Caradossi), (1861, Флоренция - 1918, Флоренция), - итальянский скульптор.0_7c2f3_741f8e12_XS.gif

Лебедь 7.png

Люди всегда восхищались и завидовали способности птиц летать, а некоторые пошли ещё дальше. Существует такая аномалия как авизофилия - сексуальное влечение к птицам и ко всему, что с ними связано. "Avis" по-латыни означает "птица". Наверное, именно поэтому так много произведений искусства, которые изображают Леду, совокупляющуюся с этой самой птицей. Особенно в этом деле усердствуют скульпторы, причём это не зависит от того времени, в котором жил этот мастер резца и молотка.fernando-botero-leda-the-swan.jpg      fernando-botero-leda-and-the-swan 2.jpg      Фернандо Ботеро - Леда и лебедь - 21.jpg

Фернандо Ботеро - Леда и лебедь

У скульптора Ботеро просто целая серия этих Лед с лебедями.

Фернандо Ботеро Ангуло (Fernando Botero Angulo), (родился в 1932-ом году в городе Медельин, Колумбия), - колумбийский художник, скульптор, работающий в технике фигуративизма, который сам себя называет "самым колумбийским из всех колумбийских художников".0_7c2f3_741f8e12_XS.gif

Scindia museum Gwalior.jpg

Статуя "Леда и лебедь" (примерно XVIII век) - Музей Сциндия, Гвалиор (Индия)

0_7c2f3_741f8e12_XS.gif

Руджери - Леда и лебедь.jpg

Джино Руджери - Леда и лебедь (скульптурная копия с утраченной картины Микеланджело)

Джино Руджери (родился в 1957-ом году) - итальянский скульптор, оригинальный автор и автор копий с изваяний великих мастеров.0_7c2f3_741f8e12_XS.gif

Auguste Clésinger - Леда и лебедь (1864).jpgОгюст Клезингер - Леда и лебедь (1864)

Жан-Батист Огюст Клезингер, или Клезинже (Auguste Clésinger), (1814, Безансон - 1883, Париж), - французский скульптор и художник.0_7c2f3_741f8e12_XS.gif

Леда и Лебедь

Уильям Батлер Йейтс

1924

Удар с небес! Ещё биенье крылНе смолкло - а от ласки темных лапСлабеют бёдра, шею клюв сдавил,Под мощной грудью грудь изнемогла.

Как пальцам оробелым отогнатьОт бёдер оперенное стремленье?Как в белом вихре плоти не вниматьИного сердца властному биенью?

И в содроганьи чресел - гул сраженья,Крушенье стен и башен, крики боли,Агамемнона смерть... Сквозь забытьё

Вкусила ли она за вожделеньемИ знанье небожителя, доколе,Пресытясь, клюв не выронил её?

Перевод с английского Анны Блейз

0_7c2f3_741f8e12_XS.gif

Leda And The Swan

William Butler Yeats

A sudden blow: the great wings beating still Above the staggering girl, her thighs caressed By the dark webs, her nape caught in his bill, He holds her helpless breast upon his breast.

How can those terrified vague fingers push The feathered glory from her loosening thighs? And how can body, laid in that white rush, But feel the strange heart beating where it lies?

A shudder in the loins engenders there The broken wall, the burning roof and tower And Agamemnon dead. Being so caught up, So mastered by the brute blood of the air,

Did she put on his knowledge with his power Before the indifferent beak could let her drop?

Rudolph Tegner.jpg

Рудольф Тегнер - Леда и лебедьРудольф Тегнер (Rudolph Tegner), (1873 - 1950), - датский скульптор, связанный с движением символистов. Из двух рассмотренных вариантов отражения мифа в произведениях искусства, второй оставляем на совести авторов с их болезненными фантазиями.

Ну, оборотился Зевс какой-то зверюгой или пичугой, чтобы произвести на девушку впечатление, а что и как было дальше никто не видел - об этом только по результатам и можно догадываться. И чего это, спрашивается, извращения всякие пропагандировать путём наглядной агитации? То ли дело Шарль-Антуан Куапель, вот у него всё, как у людей.)))

Charles-Antoine Coypel Leda and the Swan from the Histoire Universelle via georgeeliot.jpg

Шарль Антуан Куапель - Леда и лебедь

Шарль Антуан Куапель (Charles Antoine Coypel), (1694, Париж - 1752, Париж), - французский художник, сын художника Антуана Куапеля (1661-1722).0_7c2f3_741f8e12_XS.gif

Херлуф Бидструп - комикс Леда и лебедь.jpg

Херлуф Бидструп - комикс "Леда и лебедь"

Херлуф Бидструп (Herluf Bidstrup), (1912, Берлин - 1988, Аллерёд, Дания), - датский художник-карикатурист и общественный деятель, коммунист. Автор свыше пяти тысяч рисунков.

В Википедии пишут, что в СССР Бидструп считался прогрессивным художником.Голуби шизокрылые, они же авторы Википедии, он был, а не слыл прогрессивным художником. Это большинство теперешних деятелей от искусств считаются, кто звёздами, кто большими мастерами, будучи при этом дешёвыми ярмарочными ремесленниками.

0_7c2f3_741f8e12_XS.gifЭто что же такое в этом комиксе посетителям выставки нужно было увидеть на стене галереи, чтобы у всех челюсти буквально к полу прилипли? Ну, наверное, что-нибудь вроде этого:Франсуа Буше (приписывается) - Леда и лебедь.jpg

Леда и лебедь - картина эта приписывается Франсуа Буше, но доподлинно это неизвестно.

Я вот думаю, а с чего это искусствоведы никак не могут окончательно атрибутировать эту картину? Не иначе их с толку сбивает факт того, что Буше написал другую - практически целомудренную "Леду с лебедем", которую можно хоть на обложки школьных тетрадок помещать вместо комиксов и физиономий известных футболистов. Оттого, судя по всему, сии почтенные люди и пребывают в недоумении.Франсуа Буше - Леда и лебедь - 1741.jpg

Франсуа Буше - Леда и лебедь

Франсуа Буше (François Boucher), (1703, Париж - 1770, Париж), - французский живописец, гравёр, декоратор. Яркий представитель стиля рококо.0_7c2f3_741f8e12_XS.gif

Леда и лебедь - снято по комиксу Херлуфа Бидструпа

Leda i lebed - I vek do n e.png

Римская камея "Леда и лебедь" (I век до нашей эры)

ВТОРАЯ ЧАСТЬ СЮЖЕТА

ТРЕТЬЯ ЧАСТЬ СЮЖЕТА

Леда с лебедем фарфоровая скульптура Германия.jpg

Скульптура "Леда с лебедем" (фарфор)Германия (XIX век)

katani08.livejournal.com

НЕМЕРКНУЩИЙ МИФ О «ЛЕДЕ И ЛЕБЕДЕ» В СКУЛЬПТУРЕ, ЖИВОПИСИ И ПОЭЗИИ. (Эссе)

 

      Для введения в тему, предлагаю начать с Кантаты  Александра Сергеевича Пушкина   «ЛЕДА»:

Средь темной рощицы, под тенью лип душистых,В высоком тростнике, где частым жемчугомВздувалась пена вод сребристых,Колеблясь тихим ветерком,Покров красавицы стыдливой,Небрежно кинутый, у берега лежал,И прелести ее поток волной игривойС весельем орошал.

Житель рощи торопливый,Будь же скромен, о ручей!Тише, струйки говорливы!Изменить страшитесь ей!

Леда робостью трепещет,Тихо дышит снежна грудь,Ни волна вокруг не плещет,Ни зефир не смеет дуть.

В роще шорох утихает,Все в прелестной тишине;Нимфа далее ступает,Робкой вверившись волне.

Но что-то меж кустов прибрежных восшумело,И чувство робости прекрасной овладело;Невольно вздрогнула, не в силах воздохнуть.

И вот пернатых царь из-под склоненной ивы,Расправя крылья горделивы,К красавице плывет — веселья полна грудь,С шумящей пеною отважно волны гонит,Крылами воздух бьет,То в кольцы шею вьет,То гордую главу, смирясь, пред Ледой клонит.

Леда смеется.Вдруг раздаетсяРадости клик.Вид сладострастный!К Леде прекраснойЛебедь приник.Слышно стенанье,Снова молчанье.Нимфа лесовС негою сладкойВидит украдкойТайну богов.

Опомнясь наконец, красавица младаяОткрыла тихий взор, в томленьях воздыхая,И что ж увидела? — На ложе из цветовОна покоится в объятиях Зевеса;Меж ними юная любовь, —И пала таинства прелестного завеса.

Сим примером научитесь,Розы, девы красоты;Летним вечером страшитесьВ темной рощице воды:

В темной рощице таитсяЧасто пламенный Эрот;С хладной струйкою катится,Стрелы прячет в пене вод.

Сим примером научитесь,Розы, девы красоты;Летним вечером страшитесьВ темной рощице воды.

   

     Рис 1.               Бюст  Maurice Ferrary. «Леда и лебедь».

Деревенский скульптор, мэр, общественный деятель, Маурицио Феррари,  скончался недавно в Париже в возрасте 86 лет… В том бюсте есть всё из мифа о встрече Леды и лебедя. И позы, и чувства, и мастерство скульптора… 

   Бессмертен  и прекрасен  миф о Леде и лебеде, возникший, очевидно ещё в античную пору, но ставший более  популярным  в эпоху итальянского Возрождения (в искусстве чиквентано). Познакомившиеся с содержанием этой  сентиментальной  и романтической истории  внезапно вспыхнувшей любви между молодой и красивой женщиной и прекрасным лебедем  всегда испытывают наслаждение  в силу его красоты и  эротического содержания,  не оставляя людей равнодушных и по сей день. 

   Разглядывая и любуясь старинными  фресками, картинами  различных художников от средневековых дл современных,, а также многочисленными экспонатами прикладного искусства,  скульптурами греческого и римского периодов, люди узнают, что под образом лебедя срывался сам Зевс, превратившийся в красивую птицу  с целью  соблазнения понравившейся ему жены римского патриция, матери двух детей. Бог – ему всё можно и подвластно…

   Леда - в греческой мифологии  дочь этолийского царя Фестия  и жена спартанского царя Тиндарея.  Пленённый красотой Леды, Зевс предстал перед ней в образе лебедя и овладел ею. От этого союза Леда «родила» яйцо, из которого появилась Елена (Троянская), прекраснейшая из женщин. Скорлупа яйца находилась в одном из храмов Спарты (о чём, якобы, имелись исторические свидетельства).     Существуют и другие версии мифа. Согласно одной из версий, Леда «снесла» два яйца, из которых появились Полидевк и Елена. По другой версии было три яйца и трое деток - Полидевк, Кастор и Елена. И даже насчитали четыре яйца, из которых появились Полидевк, Кастор, Елена и Клитеместра. Тем более, что после встречи с лебедем, Леда ещё переспала со своим мужем.  

   Думаю, что для нас всё это не существенно, так как мифы слагают люди, а им могут нравиться различные предположения, как мы увидим из дальнейших сравнений и рассуждений, основанных на анализе изображений в скульптурах и в живописи. Можно лишь напомнить, что девочка Елена превратилась в легендарную красавицу Елену Прекрасную, прозванной позднее Троянской, виновницей одноимённой войны за город Трою и гибели великих воинов, а также вошедшей в историю легендой о Троянском коне…

 

Рис 2.

Франческо Мельци.  (Francesco Melzi after a lost painting by Leonardo da Vinci. Galleria degli Uffizi, Florence. 1508-1515). 

    В начале XVI века Леонардо да Винчи привлекает сюжет мифа Леда и лебедь. И он изображает на полотне прекрасное женское тело и белоснежную птицу, как воплощение красоты и нежности. Затем, почему-то было отдано предпочтению чёрному лебедю. Возможно, чтобы оттенить белое тело красавицы Леды. С 1504 года существуют три разновидности полотна. В первый раз Леонардо изобразил женщину сидящей, во второй раз — с согнутыми коленями, а затем и стоящая в объятиях птицы. У  ног красавицы копошилось потомство, вылупившееся  из яиц. У картины сохранилось несколько копий, наилучшим качеством могут похвастаться экспонаты, представленные в Уилтон-хаусе и Уффици.

   Работы была уже в Трибуне Уффици в 1589 году, хотя без выбора и сравнений, которые колебались между полотнами Андреа дель Сарто, Понтормо и Перин дель Вага. Даже сегодня мнения противоречивы. Однако предпочтение было отдано одной из ранних работ художника Понтормо, находившегося под влиянием стиля Леонардо.  

      File:Jacopo Pontormo - Leda and the Swan - WGA18073.jpg          

     Рис 3.      Jacopo Pontormo  «Leda and the Swan», 1512-13.  Galleria degli Uffizi, Florence

   Такой же спокойной нежностью веет от зарисовки Рубенса, скопированной у Леонардо…

 

Рис 4. Рафаэль. «Леда и лебедь»

     Если  предполагаемое соитие лебедя и Леды всё же принять за свершившийся факт и поддержать искусством весьма приятный и сексуально окрашенный миф, то следует абстрагироваться от деталей и подробностей его, принимая его за истину или поверить в него.

     Сведения об этом мифе дошли до нас из античности, задолго до расширения его популярности, наступившей   в период Возрождения, встречаясь, в основном, в произведениях декоративно-прикладного искусства.

    Так, на Кипре в Куклии близ Пафоса археологи обнаружили руины так называемого дома Леды, в полу которого  выложена мозаика с изображением столь необычного мифологического сюжета. Image result for Мозаика из Кипра «Леда и лебедь» в Куклии, Палео Пафос.    

Рис 5.

Мозаика из Кипра  «Леда и лебедь» в Куклии, Палео Пафос.

    Эротическая подоплёка привлекла к теме совокупления Леды с лебедем гравёров эпохи Возрождения. Первое в искусстве того времени изображение пары содержит «Гипнэротомахия Полифила», на которой красавица совокупляется с птицей на триумфальной колеснице в окружении толпы. Надо отметить, что весьма условное описание этой картины  поддерживает предположение о соитии Леды и лебедя, хотя  всё представлено в виде схематичного рисунка, а не художественного полотна с отражением чувств, эмоций участников прелюбодеяния. А если мы ознакомимся с сутью «гипноэротомахии», изданной в виде романа в средние не века в Италии, то поймём, что это, по сути, -  «любовное борение во сне её автора Полифила, в котором показывается, что все дела человеческие есть не что иное как сон…». Так же он представлял себе похищение Европы Быком (перевоплощённым Зевсом). Так что изображение во сне это далеко не то, что представлено в скульптурах и картинах о контакте Леды и лебедя…  

 

Рис 6               

        Иллюстрация (ксилограмма) из  «Гипнэротомахии Полифила».   На картине была изображена Леда, которая совокуплялась с птицей в триумфальной колеснице, в  окружении толпы зевак. Поскольку полотно было сильно испорчено после того, как её исполосовал ножом в припадке психической болезни будущий герцог Орлеанский, его переписывали несколько раз.

Рис 7. Весьма эротичный  крамольный сюжет совокупления Леды и лебедя из мифа был изображён на античной камее из собрания Лоренцо Великолепного(?). Надпись там была такая: "Леда. 1 век до нашей эры".

     Скульптурное изображение изложенного факта встречи Леды и лебедя, по-видимому, предшествовало появлению живописных полотен художников, что соответствовало времени развития истории античной скульптуры и живописи  древней Греции и древнего Рима.

    В скульптурах, отображающих  контакт Леды и лебедя можно рассмотреть различные их варианты, как в отношении самих образов, их величины, поз, цвета, так и в соотношениях тел между собой. От чисто платонических, скромных, дружеских до явно эротических, близких, интимно откровенных,  половых контактов в различных позах. Не таких, что  можно изобразить на картинах, рисунках, но весьма недвусмысленных, и подтверждённых  в стихотворениях и поэмах прямыми словами и недвусмысленными намёками.  Хотя бы как на этом  Древнеримском рельефе, 1-2 вв. н.э.:

      

Рис 8.

    Мне не удалось найти произведения  Овидия или Ронсара, в которых по данным статей из интернета сказано, что первый писал о совокуплении Леды и лебедя, а сонеты  второго названы вообще «непристойными».

    Эротическая трактовка этой темы  во французской лёгкой поэзии XVIII века отмечены у Парни и Бернара. В России образ Леды  вдохновлял поэтов  А. Пушкина (кантата «Леда», 1814),  Е. Баратынского («Леда», 1824) и Д. Мережковского, (1894). 

   Поэт Дмитрий Мережковский описал в своей поэме «Леда» «супружескую любовь» к птице:            

«Я — Леда, я — белая Леда, я — мать красоты, Я сонные воды люблю и ночные цветы.              Каждый вечер, жена соблазненная, Я ложусь у пруда, там, где пахнет водой, —                   В душной тьме грозовой,             Вся преступная, вся обнаженная, —             Там, где сырость, и нега, и зной,             Там, где пахнет водой и купавами,                   Влажными, бледными травами             И таинственным илом в пруду, —                                Там я жду.             Вся преступная, вся обнаженная,                          Изнеможденная, В сырость теплую, в мягкие травы ложусь                          И горю, и томлюсь.                          В душной тьме грозовой,                          Там, где пахнет водой,                          Жду — и в страстном бессилии Я бледнее, прозрачнее сломанной лилии. Там я жду, а в пруду только звезды блестят, И в тиши камыши шелестят, шелестят… 

             

   Рис 9.                                      II             Вот и крик, и шум пронзительный,             Словно плеск могучих рук:             Это — Лебедь ослепительный,             Белый Лебедь — мой супруг!             С грозной нежностью змеиною             Он, обвив меня, ласкал             Тонкой шеей лебединою, —             Влажных губ моих искал,                    Крылья воду бьют,                    Грозен темный пруд, —             На спине его щетиною             Перья бледные встают, —             Так он горд своей победою.             Где я, что с мной,— не ведаю;             Это — смерть, но не боюсь,                    Вся бледнея,                    Страстно млея,             Как в ночной грозе лилея,             Ласкам бога предаюсь.             Где я, что со мной,— не ведаю».                    Всё покрыто тьмой,                    Только над водой —             Белый Лебедь с белой Ледою. 

 

Рис 10. Scindia museum, Gwalior. Леда и лебедь

   Показанные две эротические скульптуры из собрания музея Сцинды (также известный как Джайский дворец Вилас), является дворцом девятнадцатого века в Гвалиоре, Индия. 

            

Рис  11. Древнегреческая или древнеримская скульптура и откровенным изображением контакта Леды и лебедя...  (При нажатии на курсор скульптура видна целиком!)

       Сюжетные изображения мифа о Леде и лебеде множились на старых и новых их носителях, начиная от фресок, гравюр, предметах домашнего быта, а также скульптур и, наконец, великолепных живописных полотен.

    Причём, наряду с примитивными, условными  и примитивными изображениями, всё большую популярность получали или приобретали  порой довольно откровенные, позы соития девушки и птицы, мало напоминавшие изобразительное искусство, а опускавшиеся до дешёвых и пошлых поделок, обусловленных рыночным спросом, как и в наше время.

      

Рис 12.

 Римская масляная лампада. Roman oil lamp, 1st century AD, на которой повторялся уже привычный тиражированный на подделках пошлый сюжет соития девушки и птицы…

 

Рис 13

Rudolph Tegner. Скульптура «Леда и лебедь». Скульптурой трудно назвать эту поделку из глины, но она именно так представлена в Интернете…

Следующую скульптуру, однако, уже без сомнения можно рассматривать, как работу искусного ваятеля, учитывая пропорциональность фигур, соответствие анатомических поз, даже трудно показываемое в скульптурах выражение лица женщины и морды лебедя, хотя и хочется её назвать лицом, учитывая впечатление  и понимание всей изображённой ситуации…

Рис 14. Jef Marie Thomas Lambeaux. "Леда и лебедь". Хоть лебедь и чёрный, но его поползновения вполне заметы и понятны...

 

Рис 15.

Бартоломео Амманати (1511–1592) Леда и лебедь. XVI век.

    Из скульптур в человеческий рост известна только Леда из собрания кардинала Альбани и несколько других римских копий с несохранившегося греческого оригинала, приписываемого ваятелю Тимотею. Как эта восстановленная  «Леда Капитолийская» — древнеримская копия с греческого оригинала скульптуры «Леда и Лебедь». Материал - римский мрамор, отражающий утраченную работу.   Находится скульптура в Мадридском музее «Прадо».

         Рис 16    (При нажиме на курсор скульптура видна полностью!)

Существуют современные скульптурные изображения древнего мифа, как, например, белые фигуры Леды и лебедя, хорошо смотрящиеся на чёрном фоне. Но «дружеская» поза участников прелюбодеяния развенчивает впечатление и соответствие их поз в описанном мифе.  Да и девушка уж очень современная с её модной причёской. Хотя и нагая…»Не верю!» так и хочется повторить штамп от Станиславского.

 

Рис 17.

 Италия, белый мрамор. Витторио Карадосси. Флоренция. После Х1Х века.

    Что уже говорить о различных описаниях самого эпизода контакта Леды и лебедя в стихах и поэмах. Даже цвет оперения лебедя не одинаков у авторов. А о позах вообще говорить не приходится, так как они видятся авторами  в диапазоне  рамок от самых платонических до откровенно  эротичных.

   Если  предполагаемое соитие лебедя и Леды всё же принять за свершившийся факт и поддержать весьма приятный и сексуально окрашенный миф, то следует абстрагироваться от деталей и подробностей его, принимая его за истину или поверить в него. Напоминаю события в описании поэта Евгения Баратынского:

ЛЕДА

(Евгений Баратынский.1824)

В стране роскошной, благодатной,Где Евротейский древний токСреди долины ароматнойКатится светел и широк;Вдоль брега Леда молодая,Ещё не мысля, но мечтая,Стопами тихими брела.Уж близок полдень; небо знойно;Кругом всё пусто, всё спокойно;Река прохладна и светла;Брега стрегут кусты густые…Покровы пали на цветы,И Леды прелести нагиеПрозрачной влагой приняты.Легко возлёгшая на волны,Легко скользит по ним она;Роскошно пенясь, перси полныЛобзает жадная волна.Но зашумел тростник прибрежный,И лебедь стройный, белоснежныйИз-за него явился ей.Сначала он, чуть зримый оком,Блуждает в оплыве широкомКругом возлюбленной своей;В пучине часто исчезает,Но сокрываяся от глазИз вод глубоких выплываетВсё ближе к милой каждый раз.И вот плывёт он рядом с нею.Ей смелость лебедя мила,Рукою нежною своеюЕго осанистую шеюМладая дева обняла,Он жмётся к деве, он украдкойЕй перси нежные клюет;Он в песне радостной и сладкойКак бы красы её поёт,Как бы поёт живую негу!Меж тем, влечёт её ко брегу.Выходит на берег она;Устав, в тени густого древа,На мураву ложится дева,На длань главою склонена.Меж тем не дремлет лебедь страстный:Он на коленях у прекраснойНашёл убежище своё;Он сладкозвучно воздыхает,Он влажным клёвом вопрошаетУста невинные её…В изнемогающую девуОгонь желания проник:Уста раскрылись; томно клевуУже ответствует язык;Уж на глаза с живым томленьемНабросив пышные власы,Она нечаянным движеньемРаскрыла все свои красы…Приют свой прежний покидаетТогда нескромный лебедь мой;Он томно шею обвиваетВкруг шеи девы молодой;Его напрасно отклоняетОна дрожащею рукой:Он завладел — —Затрепетал крылами он, —И вырывается у ЛедыИ детства крик и неги стон. 

Теперь снова о живописи:

Рис 18.

«Леда и лебедь». Копия с утраченного оригинала Микеланджело Буанаротти. (Около 1530 г.).

 Мастер изобразил девушку и лебедя на бархатном красном диване. По его версии Леда – это светловолосая девушка, с красивыми формами тела. (Я не согласен что  изображённая на полотне девушка  - атлетического сложения, с диспропорцией верхней и нижней частей туловища,  выглядит красиво... Хотя, Микеланджело - виднее…).

    Над Ледой - трепетно прижавшийся к ней Зевс-лебедь. Она  в явно напряжённой  позе, а расправленные крылья лебедя выдают его экстаз...

   Хоть оригинал до наших дней не дошёл, но и  зарисовки можно увидеть в нескольких музеях мира. Полотно Микеланджело пользовалось популярностью в Италии. Поэтому было создано несколько копий, две из которых сделал Рубенс. Картина Микеланджело современниками воспринималось как манифест, так как  у мастера была склонность к драматическому действию и вытянутости форм, что мне и не понравилось...

     Художник изобразил сам процесс совокупления, в результате чего полотно получилось достаточно откровенным. Но в 1643 году картина была уничтожена ярым католиком Сюбле де Нуайе,  который посчитал, что картин слишком сладострастна…

 

Рис 19.

 Рубенс. «Леда и лебедь» - одна из двух копий. Эмоций ещё больше, нежели в оригинале… (Диспропорции тела сохранены).

    Следующая картина весьма приятно смотрится своей почти пасторалью. Всё красиво – и природа, и весёлые молодые полуобнажённые девушки и даже голенькие детишки. А сама героиня – Леда, очаровательная и сексуальная, не стесняясь в центре картины якобы предаётся сексуальным утехам с белым шустрым лебедем, уже занявшим выгодную для любви позицию между ног не смущённой проказницы… Очень эротичная картина, но нет здесь закрытости  чувств, а отсюда и лиричности, и романтичности. Только  вожделение и неприкрытая похоть…Так происходит таинство совокупления, оно  свершается как бы походя, в виде весёлой лёгкой  забавы на виду у всех, а не  как следует из содержания мифа  и стихов…

 Image result for Антонио Аллегри де Корреджо.Леда и лебедь

Рис 20.

Леда и лебедь, 1531 - 1532 – Антонио Аллегри  де Кореджо. Маньеризм, мифологическая живопись.  Берлинская картинная галерея.

   Впрочем, как следует из других мифологических сюжетов, Зевс  неоднократно превращался для подобной цели в различных животных от муравья до быка. Кстати, так вели себя многие из богов и меньшего ранга. Причём, порой они же испытывали огромные трудности в осуществлении коитуса с избранной ими объектом из-за несоответствия, не только размеров тела или половых органов, но и вообще анатомии или характера природы участников совокупления. Например, превращение Зевса в золотой дождь для проникновения к Данае, запертой в башне, а  Евримедусой он овладел в облике муравья …Для похищения Ганимеда – в орла, для овладения буйной менадой – в сатира, чтобы похитить Европу – всем «известно» - в  быка… Зевс вообще был  любителем трансформаций и предпочитал являться в неожиданных образах, которые помогали ему овладеть желанной женщиной.  А лебедем он стал, скорее всего, по тем же соображениям: так он мог, не вызывая подозрений, подплыть к Леде и, не давая ей опомниться, соблазнить и овладеть девушкой. 

    Этому образу способствовали и скульптуры, и картины, приноравливавшие размеры девушки и птицы, варьируя многочисленные позы возможных контактов, соглашаясь с поэтами, описывающими страсть и чувства, испытанные Ледой и даже изгибами шеи и крыльев лебедя, а также активное участи его головы и клюва в процессе любви…

 

Рис 21.

                  Borris Vallejo. «Леда и лебедь» ( На этой картине явное желание сопоставить размеры тел Леды и лебедя, как бы соответствующими возможному полноценному половому  контакту).

    Одна из серии подобных эротических картин:

 

Рис 22. Paul Véronèse. «Leda et lecygne». 1585. Поцелуй любви...

Ещё более откровенная картина была представлена  художником Франсуа Буше более трёхсот лет тому назад…

 

Рис 23.

   Чувственная трактовка сюжета приписывается Франсуа Буше (1740). (Это напоминает прелюдию куннилингуса, которым увлекаются некоторые любовники, наряду с минетом). О таком проникновении  клювом  писал в своих сонетах Ронсар.

             (Перевод Ирина Гончарова)

Вдруг всплеск, удар: биенье мощных крылНад телом девственным, лаская ее бедра.Как темной паутиною обвил,Держа затылок клювом, перси обнял,

Прижав к груди могучей. Страх объял:Как справится с его ужасной силой,Как бедер обессиленных овалСпасти от мощи плоти белокрылой?

Что значит странное биение сердецИ где оно стучит? А трепет в чреслах?Брешь пробита, в огне все - башня, кров. ИсчезПохищенный,Агамемнон мертв он,

Так, покоренная, жестоким духом волиПознала ль с кровью вожделения ЕгоПеред тем, как безразличный клюввнезапно выронил ее?***

Современные художники поддержали своих предшественников.  Не оставив сомнений в полнейшем подобии человеческих половых контактов описанным в мифе … С поправкой, естественно на анатомические индивидуальные особенности контактов, телепортацию превращения по необходимости, уловки умельцев-помощников…

Рис 24. Художник  Ботеро. «Леда и лебедь», 2006.  

   Если  предполагаемое соитие лебедя и Леды всё же принять за свершившийся факт и поддержать весьма приятный и сексуально окрашенный миф, то следует абстрагироваться от деталей и подробностей его, принимая его за истину или поверить в него.

    Не станем же мы опровергать возможность контакта человека и птицы установленным фактом отсутствия пениса у птиц, осуществляющих половой акт прямой передачей семени из клоаки в клоаку. Лучше не станем вдаваться в детали, а согласимся с метафорой состоящегося совокупления или примем на веру этот миф…

   Уж куда интереснее или просто  любопытны описанные в различных легендах и мифах и даже просто в научной и научно-популярной литературе ухищрения половых партнёров различного вида, породы и способов для осуществления  половых контактов. Включая людей, а не только богов, нимф, сатиров, кентавров и прочих представителей разврата… От которых всё и пошло. Либо авторы этих мифов и легенд использовали человеческий опыт любовных отношений… Кто знает?!

Вспомним миф Миносе и Пасифаи. Последняя завернулась или влезла  в шкуру коровы для осуществления полового контакта с быком Миносом… Зоофилия и скотоложество были не чужды богам и составителям мифов

Рис 25Андре Массон. Пасифая и бык. 1937

  В Венеции к фривольному сюжету обращались Веронезе и Тинторетто, во Франции — Буше (несколько раз), Гюстав Моро и Сезанн, в послевоенное время — Сальвадор Дали («Атомная Леда», 1949). Но эти полотна не были явно эротичными, а просто констатировали возможность совокупления Леды и лебедя…

 

Рис 26.

Поль Сезанн. «Леда и лебедь». Скучная картина без чувств, без секса, даже без эротики…

Рис 27. Titian Leda and the Swan painting. Хороша Леда, а куда делся лебедь? Может быть, он превратился в купидона либо прячется за ним, уговаривая Леду…  

Рос 28. Leda and Swan- Tintoretto (1555).  Леда уже готова принять лебедя с вои объятия, но ещё чуть-чуть раздумывает…Но лебедь стремиться к цели… Но почему они в уютном помещении ( в спальне Леды?), а не на берегу озера?

Рис 29. Leda and the Swan - Hugues Taraval. Это уже ближе к возможному соитию, но ещё один поцелуй…

 

Рис 30.

«Атомная Леда» — картина Сальвадора Дали, написанная в 1949 году в то время, когда Дали жил в Калифорнии.

     Картина находится в театре-музее художника-сюрреалиста Сальвадора Дали в городе Фигерасе, в Каталонии.  Дали начал работу над своим холстом в 1945 году, вскоре после атомной бомбардировки Хиросимы. Картина вместила в себя известный с XVI века мифологический сюжет, изображающий Леду перед контактом  с появившимся в образе лебедя Зевсом.

    Слово «атомная» появилось по аналогии со структурой атома. частицы  которого никогда не соприкасаются, Дали изобразил на картине все окружающие предметы как бы висящими в пустоте и не прикасающимися друг к другу. Сцена носит эротический характер, Леда изображена обнаженной. Сальвадор Дали представил Леду в образе своей жены, Галы, на пьедестале с лебедем позади неё.

 

Рис 31.

Ivana Barazi. Леда и лебедь». Предельно осовремененная картина совокупления Леды в топике, с макияжем на лице и тату на ногах в томно-эротической позе. Чёрная ваза подчёркивает  контраст цвета  с белоснежным лебедем…

   Художник Николая Константиновича Калмакова (1873 - 1955) родился в семье русского военного эмигранта в Италии и был известен в начале ХХ века в Санкт-Петербурге, как сценограф и литератор. Рисовал в  стиле модерн с наплывом оккультизма и мистики.

 

Рис 32. Николай Калмаков. «Леда и лебедь». 

Многие его полотна были отданы в долговые лавки...  В 1920 году эмигрировал во Францию, вел там замкнутый образ жизни и умер в нищете и безызвестности в доме престарелых. Имя его было быстро забыто и возвращено из небытия французскими коллекционерами и исследователями русской живописи в конце 60-х годов ХХ столетия.

      Владимир Сачейнк/ Владимир Суханек (родился 12 февраля 1933 года в Нове Место над Метуи) - чешский живописец, книжный иллюстратор, график и дизайнер почтовых марок, экслибрисов и дизайна штемпелей. 

 Künstler / artist: SUCHANEK VLADIMIR Thema / theme: Leda und der Schwan Technik / technique: L1 Lithografie Bildgröße / image: ca. 12x10 cm Papiergröße / paper: ca. 20x14,5 cm

Рис 33. Один из шуточных экслибрисов автора.

С 70 - х годов появились его цветные литографии, которые  экспонировались в европейских галереях.

Его работы получила в общей сложности 27 крупных наград. К 2008 году , он провел 146 персональных выставок в Чехии и за рубежом - в Нидерландах, Бельгии, Германии, США, Японии, Швеции, Дании, Польши и Словакии. Он принимал участие почти в  300 выставках. 

Экслибрисы его появляются  без конца и края на все возможные темы и образы… Все они вызывают улыбки.

И на посошок, последняя картина художника Петера Косака – очень интимная, очень эротичная и успокаивающая сомневающихся в чувственном и близком контакте Леды и лебедя. Есть ещё много картин, но я выдохся от их созерцания и зависти. Ибо ничто человеческой не чуждо в этом прекрасном мифе…

 

Рис 34. Peter Kocak. «Леда и лебедь»

До следующей эротики в мифах и жизни!

 

        

 

www.andersval.nl

Леда и лебедь (краткое содержание мифа с иллюстрациями)

Понедельник, 21 Февраль 2011 10:30

Леда - в греческой мифологии  дочь этолийского царя Фестия  и жена спартанского царя Тиндарея. Детьми Леды были братья-Диоскуры (Кастор и Полидевк), а также дочери Елена и Клитеместра. Пленённый красотой Леды, Зевс предстал перед ней в образе лебедя и овладел ею. От этого союза Леда родила яйцо, из которого появилась Елена, прекраснейшая из женщин. Скорлупа яйца находилась в одном из храмов Спарты (об этом есть исторические свидетельства). По другой версии мифа, Леда лишь сберегла у себя яйцо, снесённое богиней возмездия Немесидой от брака с Зевсом и найденное пастухом. Когда из яйца появилась девочка, Леда воспитала её как свою дочь. Существуют и другие версии мифа. Согласно одной из версий, Леда снесла два яйца, из которых появились Полидевк и Елена, либо же три яйца, из которых появились Полидевк, Кастор и Елена, либо четыре яйца, из которых появились Полидевк, Кастор, Елена и Клитеместра.

Чезаре да Сесто. Леда и лебедь (копия несохранившейся картины Леонардо да Винчи)

Александр Воронков. Леда и лебедь

 

Borris Vallejo. Леда и лебедь

Гюстав Моро. Леда и лебедь

 Ivana Barazi. Леда и лебедь

Josephine Wall. Леда и лебедь

Kim Nelson. Леда и лебедь

Maxmilian Pirner. Леда и лебедь

Поль Сезанн. Леда и лебедь

Peter Kocak. Леда и лебедь

Рубенс. Леда и лебедь

Понтормо. Леда и лебедь

Рафаэль. Леда и лебедь

Гюстав Моро. Леда и лебедь

Николай Калмаков. Леда и лебедь

Любителям этого мифологического сюжета рекомендую подборку скульптур на тему "Леда и лебедь", а также материал об истории картины "Леда и лебедь" Леонардо да Винчи.

Добавить комментарий

Данный сайт русскоязычный, поэтому пишите комментарии по-русски. Комментарии публикуются после проверки администратором сайта в течение нескольких часов (иногда в течение нескольких дней). Будьте культурны и вежливы при высказывании своего мнения. Комментарии оскорбительного содержания опубликованы не будут.Если нужно отписаться от комментариев, напишите мне на почту [email protected]

top-antropos.com

Леда и лебедь — воплощение мифа в живописи и литературе

Леда и лебедь — это мифологический сюжет, который нашел отражение в работе художников и поэтов. Представляет собой историю, в которой рассказывается о том, как дочь царя Леда покорила своей красотой Зевса. Поскольку у Леды был муж, Зевс принял образ лебедя и соблазнил Леду. Сюжет с эротическим подтекстом на протяжении многих веков вдохновлял и привлекал поэтов, художников и создателей гравюр.

Леда и лебедь

Картина «Леда и лебедь» пера Леонардо да Винчи

Отражение в живописи

В период эпохи Возрождения сюжет мифа привлек сразу трех художников, которые в различное время создали три полотна. К сожалению, до наших времен дошло только одно, и то его состояние оставляет желать лучшего.

Живописцы эпохи Возрождения, которые написали картины по сюжету мифа Леда и лебедь:

  1. Леонардо да Винчи.
  2. Микеланджело Буонарроти.
  3. Антонио да Корреджо.

В начале XVI века Леонардо да Винчи привлекает сюжет мифа Леда и лебедь. Чтобы изобразить на полотне прекрасное женское тело и белоснежную птицу, воплощение красоты и нежности. Набросок картины появился в 1504 году, на нем Леда представлена с полусогнутыми коленями, а ее тело обвивают крылья птицы.

Но в окончательной версии мастер изобразил женщину стоящей, Леду обнимал черный лебедь, а у ног красавицы находилось потомство, которое вылупилось из яиц. С картины сохранилось несколько копий, наилучшим качеством могут похвастаться экспонаты, представленные в Уилтон-хаусе и Уффици.

Существует три разновидности полотна. В первый раз Леонардо изобразил женщину сидящей, во второй раз — с согнутыми коленями, в объятиях птицы. Но в конечном счете на полотне появилась Леда, стоящая в объятиях черного лебедя.

Картину Микеланджело писал в уединении, желая преодолеть внутренние противоречия. Мастер изобразил сам процесс совокупления, в результате чего полотно получилось достаточно откровенным. Леда и лебедь писалась под заказ, но после живописец передумал и продал картину своему ученику. Он увез полотно во Францию, где продал его королю Франциску.

Но в 1643 году картина была уничтожена Сюбле де Нуайе, ярый католик посчитал, что картина «Леда и лебедь» слишком сладострастна.

Полотно Микеланджело пользовалось популярностью в Италии. Поэтому было создано несколько копий, две из которых сделал Рубенс. Полотно Микеланджело современниками воспринималось как манифест, у мастера была склонность к драматическому действию и вытянутости форм.

Леда и лебедь

Полотно работы Микеланджело

Пострадало также и полотно Антонио да Корреджо, его сильно изрезали ножом в порыве ревности. На картине была изображена Леда, которая совокуплялась с птицей в триумфальной колеснице, ее окружала толпа зевак. Поскольку полотно было сильно испорчено, его переписывали несколько раз.

Если обратиться к мифу, то его сюжет имеет несколько трактовок, по одной из них у Леды и Зевса появилось четверо детей, которые «вылупились» из яиц, по другой — двое или трое, а по третьей — Леда просто нашла яйцо и сохранила. Она не являлась матерью Елены, но когда из яйца появилась девочка, Леда воспитала ее как родную дочь. В то время как матерью Елены, из-за которой впоследствии пала Троя, была греческая богиня Возмездия.

В литературе

Свое отражение история нашла и в литературе. Поэты вдохновлялись мифом, описывая в стихах взаимоотношения женщины и бога в обличии птицы.

Одним из поэтов, которого увлекла история, был Александр Сергеевич Пушкин, создавший в 1814 кантату под названием «Леда», позже появилось творение Баратынского с аналогичным названием, произошло это в 1824 году.

Эротическая трактовка мифа свойственна легкой французской прозе периода XVIII века.

В 1924 году Уильям Йейтс создал одну из самых известных трактовок XVIII века. В процессе работы над сонетом поэт поднял вопрос о том, увидела ли Леда в лебеде бога и ощутила ли его духовное присутствие, а также смогла ли она прочувствовать дальнейшую судьбу своей дочери Елены, падение Трои и другие трагедии. История Йейтса идет в контексте размышлений, которые приправлены ноткой трагичности.

Однозначно можно сказать, что миф о связи женщины и птицы на протяжении долгого времени волновал как поэтов, так и художников. Печально, что картины Леонардо и Микеланджело были восприняты обществом иначе и впоследствии были уничтожены.

dedpodaril.com

Леонардо да Винчи. Леда и лебедь

Картина "Леда и лебедь" Леонардо да Винчи не сохранилась, сохранились лишь эскизы Леонардо и копии учеников.

Самый известный эскиз к этой картине - голова Леды:

 

Эскиз Леонардо, изображающий голову девушки, некоторые исследователи считают эскизом к "Леде",  другие же считают, что этот рисунок изображает Деву Марию.

Леонардо да Винчи "Голова девушки"

 

Сохранились и другие эскизы Леонардо к Леде:

 

 

 

Из копий законченной картины Леонардо да Винчи "Леда и лебедь" наиболее приближенной к оригиналу считается картина его ученика Чезаре да Сесто:

 

 

Для сравнения другие копии картины Леонардо:

 

 

top-antropos.com

"ЛЕДА И ЛЕБЕДЬ" - Всякая всячина

И вот пернатых царь из-под склоненной ивы,Расправя крылья горделивы,К красавице плывет — веселья полна грудь...

А.С. Пушкин

Correggio (Antonio Allegri). «Leda with the Swan». 1531

Леда и лебедь — иконографический сюжет, изображающий Леду в процессе совокупления с принявшим форму лебедя Зевсом или обнимающей лебедя, часто в присутствии их общих детей. Микеланджело Буонарроти. «Ночь», входит в украшение новой ризницы базилики святого Лаврентия, Флоренция.

Леда (др.-греч. Λήδα) — в древнегреческой мифологии дочь этолийского царя Фестия и Евритемиды (или дочь Сисифа и Пантидии, по Евмелу Коринфскому), жена царя Спарты Тиндарея, изгнанного из Спарты. Фестий отдал Тиндарею в жёны Леду за помощь, оказанную ему в отражении воинственных соседей.

«Leda as she lay under the white swan's wings». The J Paul Getty Museum, Malibu, California, USA

Упомянута в «Илиаде» (III 384) и «Одиссее» (XI 298). Имя Леда некоторые сопоставляют с именем богини Лето и объясняют его в том смысле, что первоначально Леда была олицетворением ночи, матери светил. По другим сведениям, слово Леда есть не что иное, как встречающееся в ликийских надписях Lada — жена, женщина (госпожа), слово карийско-лелегского корня.

«Leda». Russborough House. Wicklow. Ирландия.

О Леде, и о рождении Елены существует несколько древних легенд. Наиболее распространённым является сказание о том, как Зевс, пленённый красотой юной Леды, спустился к ней в образе лебедя и возлюбил её на берегу реки Эврот. В ту же ночь и муж Леды – Тиндарей – возлёг с ней. В положенный срок Леда снесла яйцо, из которого вылупились трое детей – Елена (та самая, из-за которой, согласно древним сказаниям, началась Троянская война) и братья-близнецы Кастор и Поллукс (называемый также Полидевк). Сегодня у мифологов существует мнение, что Елена была дочерью Зевса, а Кастор и Поллукс – сыновьями Тиндарея. Либо из двух яиц появилось четверо детей. Согласно этой версии, Леда позднее была обожествлена под именем Немесида, и почиталась как богиня возмездия, беспристрастно наблюдающая за справедливым разделение благ среди людей.

Albert Ernest Carrier Belleuse. 1870

Иная версия древнего сказания гласит, что Зевс, влюбившись в Немесиду, и не имея возможности овладеть ею, потому что она превратилась в рыбу и спряталась в воде, принял облик бобра и стал гнаться за нею. Немесида стала превращаться из одного зверя в другого, но Зевс, преследуя её, тоже принимал облики зверей, всегда более быстрых и более ловких, чем Немесида. Обернувшись гусыней, Немесида взлетела в небо, но Зевс стал лебедем и настиг её в Аттике. Немесиде ничего не оставалось, как смирится со своей участью, отдаться Зевсу, а затем тихо поселиться в Спарте.

Clesinger Auguste. «Leda and the Swan». 1864. Musée de Picardie, Amiens.

Леда, совершая прогулку по лесу, нашла яйцо прекрасного гиацинтового цвета и, принеся домой, положила в ларец. В положенный срок из этого яйца и родилась Елена. По другой версии мифа, Леда только сберегла у себя яйцо, снесённое богиней Немесидой от брака с Зевсом и найденное пастухом; когда из него появилась красавица-девочка, Леда воспитала её как собственную дочь. Павсаний в труде «Описание Эллады» упоминает о том, что скорлупу этого яйца показывали в одном из храмов Спарты во II в. (Paus. III 16, 1). В гробницах многих народов, в том числе минойских гробницах Крита, находят раскрашенные яйца страуса.

Ammannati Bartolomeo. «Leda and the Swan». 1540-1550

Наиболее экзотична третья версия, повествующая о том, как обернувшись лебедем, преследуемым орлом, Зевс нашел убежище на груди Немесиды, а затем овладел ею. По прошествии времени Немесида снесла яйцо, а посланник богов Гермес, увидев Леду, сидящую на скамье с широко расставленными ногами, прицельно метнул ей это яйцо. Так родилась Елена, которую Леда воспитала как свою собственную дочь. Ну а Зевс, дабы увековечить свою хитрую уловку с Немесидой, поместил на небе созвездия Орла и Лебедя.

В античности изображения Леды с лебедем встречаются, как правило, на произведениях декоративно-прикладного искусства (ряд скульптур, рельефы, фрески и особенно в вазописи). На Кипре археологи открыли (в Куклии близ Пафоса) руины так называемого дома Леды, на полу которого выложена мозаика с изображением мифологического сюжета. Мозаика римского периода изображает самый распространённый вариант мифа, представляя у ручья, среди деревьев и цветов Леду и лебедя-Зевса, пытающегося клювом снять покровы с красавицы.

Мозаика «Леда и лебедь» в Куклии, Палео Пафос.

Из скульптур в человеческий рост известна только Леда из собрания кардинала Альбани и несколько других римских копий с несохранившегося греческого оригинала, приписываемого ваятелю Тимотею.

«Леда Капитолийская» — древнеримская копия с греческого оригинала.

Эротическая подоплёка привлекла к теме совокупления Леды с лебедем гравёров эпохи Возрождения. Первое в искусстве того времени изображение пары содержит «Гипнэротомахия Полифила»: красавица совокупляется с птицей на триумфальной колеснице в окружении толпы. Впоследствии этот сюжет разрабатывали гравёры Джованни Батиста Палумба и Джулио Компаньола; сохранился также медальон работы Бенвенуто Челлини.

Иллюстрация «Гипнэротомахия Полифила».

В силу своего эротического содержания сюжет пользовался особенной популярностью в искусстве чинквеченто (cinquecento)- периода в развитии итальянского искусства Возрождения. Художники чинквеченто — Леонардо да Винчи, Микеланджело, Корреджо — изображали Леду в момент её совокупления с Зевсом либо после него. Из этих прославленных работ сохранилась только работа Корреджо (см. первое изображение), да и то в сильно переписанном виде после того, как её исполосовал ножом в припадке психической болезни будущий герцог Орлеанский. Работы Леонардо и Микеланджело входили в художественное собрание французских королей и, возможно, были уничтожены набожной вдовой одного из монархов.

Леонардо да Винчи. Эскиз головы Леды. 1506

Леонардо да Винчи. Эскиз Леды.

Леонардо да Винчи. Эскиз Леды.

Считается, что это копия с утраченной картины Леонардо. «Leda».Giampietrino. «Leda and her Children». 1530, масло, деревянная панель. Кассель, Германия,(Staatliche Museen).

Крамольный сюжет привлекал Леонардо да Винчи возможностью разработки сплетения криволинейных очертаний женского тела и длинношеей птицы. Сохранились его наброски 1504 года, изображающие Леду сидящей. На рисунке из Чэтсуорт-хауса Леда изображена с полусогнутыми коленями. В окончательном варианте (около 1508 года) Леонардо изобразил Леду стоящей в обнимку с чёрным лебедем, тогда как у их ног ползает вылупившееся из яиц потомство. С картины сохранилось несколько копий, наилучшего качества — в Уилтон-хаусе и Уффици.

«Leda with the Swan». Francesco Melzi after a lost painting by Leonardo da Vinci. Galleria degli Uffizi, Florence. 1508-1515

«Leda with the Swan». Copy after Leonardo da Vinci Cesare da Sesto, 1505-1510, Wilton House, Salisbury.

Неизв. художник XIVв. сьенской школы. Недавние исследователи думают, что это может быть незаконченный вариант, который был в доме Леонардо во время его смерти (1519), и завещанный его ученику, Салаи. Рентген показал, что под фигурами двух детей, имеются изображения четырёх детей Леды.

Микеланджело выполнил полотно на сюжет совокупления Леды и Юпитера (греч. Зевс) для Альфонсо д’Эсте в 1529 году. В отличие от Леонардо, он изобразил героев мифа не после соития, а в процессе (прообразом могла послужить античная камея из собрания Лоренцо Великолепного). Работа Микеланджело была хорошо известна в Италии и за её пределами; уцелели многочисленные с неё копии (в том числе две — Рубенса) и скульптурная версия Амманати. По-видимому, картина воспринималась современниками как манифест искусства маньеризма с его стремлением к драматичному действию и несколько вытянутым формам.

Cornelis Bos. «Leda and the Swan», after Michelangelo Buonarroti. 1544–1566

«Leda and the Swan» Копия с утраченного оригинала Микеланджело работы П. Рубенса. 1530г. Лондонская Национальная галерея.

Rubens Peter Paul. «Leda and the Swan» 1598-1600

В Венеции к фривольному сюжету обращались Веронезе и Тинторетто, во Франции — Буше (несколько раз), Гюстав Моро и Сезанн, в послевоенное время — Сальвадор Дали («Атомная Леда», 1949) и венские акционисты (короткий фильм 1964 года).

Paul Véronèse. «Leda et lecygne». 1585

В поэзии описание соития Леды с могучей птицей служило как эротическим, так и философским целям. Из поэтов, помимо Овидия, совокупление Леды с лебедем живоописал в одном из своих «непристойных» сонетов Ронсар (у него божество проникает во внутрь своей партнёрши не пенисом, а клювом). Эротическая трактовка темы свойственна и французской лёгкой поэзии XVIII века (Парни, Бернар). В России образ Леды, трактованный в духе Парни, вдохновлял юных А. С. Пушкина (кантата «Леда», 1814) и Е. Баратынского («Леда», 1824).

Tintoretto (Jacopo Robusti). «Leda and the Swan». 1570

Опомнясь, наконец, красавица младаяОткрыла тихий взор, в томленьях воздыхая,И что ж увидела? – На ложе из цветовОна покоится в объятиях Зевеса;Меж ними юная любовь –И пала таинства завеса.

А.С. Пушкин

François Boucher. «Leda and the Swan». 1741

Едва ли не самый известный англоязычный сонет XX века — «Леда и лебедь» Уильяма Йейтса (1924). В своей мифологизированной философии истории поэт принимал совокупление женщины с богом за точку отсчёта «эры язычества». В 14 строчках поэт задаётся вопросом, смогла ли смертная испытать только физическое присутствие бога, или же божественное предвидение представило её взору череду порождённых их союзом событий — рождение Елены и Клитемнестры, пылающую Трою, убийство Агамемнона? «Данте Габриэль Россетти, вероятно, представит, что судьба Трои решилась уже в тот миг, когда Парис воспылал страстью к Елене; Йейтс предпочтет мгновение, когда Леда сплетается с богом, принявшим образ лебедя. Вторая история, связанная с первой, — о возвращении» — Хорхе Луис Борхес.

Gustave Moreau. «Leda».

Трактовка соития Леды как воплощения божественного плана истории находится в русле размышлений Йейтса о катаклизмах, ожидающих истерзанный мировой войной мир (пробуждение Сфинкса в качестве Антихриста во «Втором пришествии», 1920). Приверженцы феминизма заклеймили йейтсовский сонет как слишком реалистичное, по их мнению, описание насилия над женщиной.

Paul Cezanne. «Leda and the Swan». 1882

Из легенд и пошло выражение «яйца Леды» как символ начала чего-либо, его первопричины. Ещё римский поэт Гораций хвалил Гомера за то, что он свой рассказ о Троянской войне начинает не с яиц Леды, а сразу вводит слушателя in medias res — в суть дела. Пушкин в письме от 24 сентября 1820 года к своему брату Льву писал: «Милый брат, я виноват перед твоею дружбою, постараюсь загладить вину мою длинным письмом и подробными рассказами. Начинаю с яиц Леды…»

С. Дали. «Атомная Леда». 1949

Леда- действующее лицо пьесы Дионисия Сиракузского «Леда». Повесилась после похищения Елены. В честь Леды назван астероид (38) Леда, открытый в 1856 году.cyprusexplorer.globalfolio.net, Википедия

lera-komor.livejournal.com

Леда и лебедь в трактовке классиков (искусство, просвещение, 18+!): plohoy_zyalt

Леда - в греческой мифологии  дочь этолийского царя Фестия  и жена спартанского царя Тиндарея. Детьми Леды были братья-Диоскуры (Кастор и Полидевк), а также дочери Елена и Клитеместра. Пленённый красотой Леды, Зевс предстал перед ней в образе лебедя и овладел ею. От этого союза Леда родила яйцо, из которого появилась Елена, прекраснейшая из женщин. Скорлупа яйца находилась в одном из храмов Спарты (об этом есть исторические свидетельства). По другой версии мифа, Леда лишь сберегла у себя яйцо, снесённое богиней возмездия Немесидой от брака с Зевсом и найденное пастухом. Когда из яйца появилась девочка, Леда воспитала её как свою дочь.

Существуют и другие версии мифа. Согласно одной из версий, Леда снесла два яйца, из которых появились Полидевк и Елена, либо же три яйца, из которых появились Полидевк, Кастор и Елена, либо четыре яйца, из которых появились Полидевк, Кастор, Елена и Клитеместра. Либо же пару десятков яиц, такая себе мини-птицефабрика.

Питер Пауль Рубенс

Паоло Веронезе, 1560

Франсуа Буше

Корреджио (здесь вообще много народу собралось)

Пьер Жан-Батист-Мари, 1585

Пуссен Никола

plohoy-zyalt.livejournal.com