Портрет Ленина почти сто лет скрывал изображение Николая II. Ленина картина


при параде и не очень: periskop

К 100-летию события решил собрать разных Лениных в Разливе. Сюжет этот был в каноне и живописцы его любили - так как он одновременно позволял изобразить и природу, и вождя (а значит, и навыки реализовать, и хорошо заработать). Я сумел найти 14 вариантов Ленина в том месте, плюс одноименную водку эпохи начала нулевых, плюс один глум, плюс клона Владимирова.

Интересных моментов в этом каноне два. Первое: нигде нет его напарника Зиновьева, с которым они в шалаше куковали вдвоем, скрываясь от ищеек Временного правительства. Никто его не изобразил. Это потому, что Григория Евсеевича, хозяина Ленинграда, сверзнули с олимпа ещё в 1926-м, достаточно рано - когда канон ещё не устоялся. А потом и вообще записали во враги народа - так что в послевоенное время мало кто помнил, что они там были вместе.И второе. Ленина почти все живописцы изображали в костюмчике и галстучке. Это на природе-то, когда они месяц жили в шалаше! Но мало кто решился нарушить канон. Некоторые просто изображали одежду вождя нарочито размыто, как Аркадий Рылов, понимая несуразность этого, а остальные рисовали вождя "при параде". И только при Брежневе решили нарядить Ильича в Разливе в более простую одежду - это сделал официозный Налбандян.

Но начинаю подборку не с соцреализма, а с современного прочтения. Художник Олег Хвостов изобразил Ленина нестандартно, и потом эта серия картин ("Новая Лениниана") так и осталась в музее в Разливе. Хвостов Олег "Ленин в Разливе" (2001)

2. Картина официозного художника Ивана Владимирова, который прославился в конце 1990-х серией акварелей, бичующих революцию. Биография его крайне интересна - это трижды перевёртыш, и он всегда умудрялся делать это вовремя. После Февральской революции он бичевал проклятый царизм, и призывал снести все старые памятники режиму - в т.ч. и Николая I на Исаакиевской пл., который большевики все же не тронули. Потом переметнулся к белым и рисовал ублюдочных матросов, громящих винные магазины, надругательства над бедными царскими генералами, суровые реквизиции у несчастных крестьян. Поздней осенью 1919-го переметнулся к красным и стал, напротив, рисовать героические сцены с большевиками и дурачков-белых, трусливо утекающих пароходами с Черного моря. Затем много и хорошо стал рисовать Ленина, Сталина, СССР и умер в почёте и с регалиями сразу после войны. И вот одна из его канонических картин того времени.И.А. Владимиров "Ленин и Сталин летом 1917-го"

3. Любопытно, что на арт-рынке сейчас изготовляют клоны той "владимировской" картины, несколько огрубив и упростив её, за умеренные цены до 200.000 руб. Значит, сюжет и посейчас востребован.

4. Володин Н.Я. "Ленин в Разливе" (1966)Кто-то развел костер и занимается чаем или супом в котелке, дровами и поддержанием огня. А Ильич в чистеньком и в галстучке сидит у костра с книжками и пишет.

5. Киянченко Георгий "Ленин в Разливе" (1950)Совершеннейший канон! Одежда парадная, торжественная, выглаженная и полный комплект. Даже не верится, что всё это - в Разливе на природе, а не в Смольном или на Красной площади.

6. Жуков Николай "Ленин и Сталин в Разливе" (1940-е, точный год неизвестен)Оба вождя изображены каждый в своём каноне.

7. Кукрыниксы "Ленин в Разливе" (1949)Тоже всё канонично, но хотя бы не так парадно, как у Володина или Киянченко выше.

8. Митюшев Пантелеймон "Ленин и Сталин в Разливе" (1949)Здесь вождь №1 на удивление не в парадной одежде.

9. Аркадий Пластов "Ленин в Разливе" (1948)Туман, романтика, лицо Ильича освещается костром. Непонятно, кто его развел и кто поддерживает. Ленин с газеткой, он занимается литературной работой. Вряд ли газетка в его руках предназначена для поддержания огня.

10. Розин Петр "Ленин и Сталин в Разливе" (1936)А вот тут появляется некто третий, кто привёз Сталина на лодке к Ильичу.

11. Соколов М.Г. "Ленин в Разливе" (год не известен)Здесь тоже вождь поглощен литературной работой. Костер - важная часть канона - горит, и кто-то им занимается. Он за кадром. Котелков - два, чай и суп.

12. Рылов Аркадий "Ленин в Разливе" (1934)Художник изобразил одежду вождя нарочито расплывчато, чтобы уйти от не очень разумного канона изображения его при полном параде с галстуком.

13. Шифман "Ленин у шалаша в Разливе" (год какой-то современный)Это современная живопись под заказ. Сюжет востребован, получается.

14. И, наконец, самый официозный живописец брежневской эры - Дм. Налбандян. Налбандян ушёл от старого канона и решительно изобразил Ленина в более рабочей и суровой одежде. Какой-то мальчик занимается костром. Год написания не установил, но писал он все это при Брежневе.

15. Щербаков Евгений "Ленин в Разливе" (1953)Тут тоже есть мальчик-компаньон Ильича. Очевидно, условный заменитель Зиновьева :) И шалаш какой-то очень уж капитальный. Но это простительно - художник не знал, что шалаш восстановят после войны для обозрения публики. Ленин - при полном параде.

16. Это - изображение 1999 года, когда в большой моде был глум на совок и "Лукича".

17. И, наконец, водка "Ленин в Разливе". Что интересно, я её ещё застал в Питере - она выпускалась где-то лет 15 назад. Стояла на витрине. Давно уже её не видел.

18. Вот так выглядела бутылка целиком.

PS. Многие картины в низком качестве и маленькие. Других не удалось найти. Если вы располагаете лучшим качеством - давайте ссылку, я заменю. Также, если можете уточнить датировку картин - пишите в комменты.

periskop.livejournal.com

Картина В.А.Серова «Ходоки у Ленина»

October 16th, 2012

10:19 pm - Картина В.А.Серова «Ходоки у Ленина»В.А._Серов._Ходоки_у_Ленина_(1950,_ГИМ)Картина Валентина Александровича Серова «Ходоки у Ленина» (далее именуемая Хул) - это полотно зрелого художника. В нём Серов достиг апогея своего мастерства - и в реализме, и в драматизме композиции, и в историческом провидении. Мы чувствуем уже не дрожащую кисточку от вида девочки с персикам юного Валентина, а чёткий грамотный мазок матёрого маестро.В интерьере кабинета Ленина мы видим знакомую нам грязновато-зелёную стену, перед которой Серов часто писал людей: Николая Второго, актрису Ермолову, композитора Бларамберга. Это будуар Генриетты Гиршман, свободная от трюмо стена. В левом углу картины на стуле угадываются чехлы, которыми покрыты кресла в кабинете Ленина, обрывок одного из чехлов Генриетта игриво накидывает на плечи:cms.ashxС самогО композитора Бларамберга, кстати, художник пишет сАмого ближнего к зрителю ходока. Ракурс таков, что Павел Иванович едва угадывается, но музыкальные пальцы и нервные ноздри выдают его присутствие.portrait-of-pavel-blaramberg-1888Ходящий стояк стоящий ходок, как известно, написан с художника Павла Петровича Чистякова, главного учителя Валентина Александровича, вдохновившего, кстати, его на Хул своим историческим полотном «Патриарх Гермоген отказывается подписать грамоту полякам»:portrait-of-the-artist-pavel-tchistyakov-1881.jpg!BlogПравда, верхнюю часть лица ходока Серов писал с больного Чехова. Таким образом в Хуле, образно говоря, зашифрован один из последних портретов великого русского писателя:Portret-A.P.CHehovaЛенина Серов писал тоже с двух человек. В основном со своего коллеги, передвижника И.С. Остроуховаportrait-of-the-artist-i-s-ostroukhov-1902убрав мелко-буржуазное пенсне и смешав его внешность с чертами великого князя Михаила Николаевичаportrait-of-grand-duke-mikhail-nikolayevich-1900органично заменив тужурку на скромный брючный костюм Ильи Ефимовича Репина:images-1Очень примечателен задумчивый ходок, сидящий к нам лицом. В нём Серов хитро спрятал двух титанов российской живописи - В.И. Сурикова:serov33и себя:imagesТаким образом эта скромная, казалось бы, картина, изображающая невзрачного вождя, беседующего с грязными мужиками, скрывает в себе, на самом деле, цвет российской культуры. А также она явилась примером редкого пророческого дара великого художника, который скончался в 1911 году, за много лет до описываемых событий.
[User Picture]

А также известным фактом является то, что отец В.А.Серова, Александр, предвидя безвременную кончину своего совсем еще молодого сына, на всякий случай тут же зачал нового, и тоже назвал его В.А.Серов и тоже выучил его на художника. Ему иногда ошибке и приписывают эту картину.

[User Picture]

А вот этого я, кстати, не знала! Спасибо! Сейчас почитаю на эту тему!

[User Picture]

Какая весёлая хула ;-)

[User Picture]

Торжественная!

[User Picture]

Мало того, что пророческий дар, так еще и посмертно картину написал-то, в 1950-м году! И сталинскую премию за нее получил :)

[User Picture]

Я думаю, датировка неверная... А премию посмертно дали.

[User Picture]
From:Date:
bor75
October 16th, 2012 09:30 pm (UTC)
(Link)

Что-то я окончательно запутался :)

[User Picture]

Сейчас же распутывайтесь!

[User Picture]

От твоих очередных Хулей болит брЫЗЖейка...Что ж ты творишь. С большим трудом была нанесена тушь ,которая сейчас от этих слёзных хохотух попала мне в глаза и стало больно...Зачем я красилась? У моего старого друга(престарелого) отмечали день рождения. Пошла в гости я ,как человек.

[User Picture]

Вы хоть успели покрасоваться с тушью? Я очень сочувствую, мне всегда в глаза попадает, когда я крашусь (редко). Это очень неприятно. Как и всё, что связано с Лениным. Больше не буду. Сегодня, по крайней мере.

[User Picture]

принявши на себя стописят граммов коньяку и весь день проведя как бы в тумане, провозглашаю себя шведской академией и присуждаю от имени всего оставшегося динамита в динамитницах нобелевскую премию художнице Грете П-Ш. за неоценимый вклад в мировое искусство.

[User Picture]

+!!!Можно мне войти в комиссию, чтобы поставить подпись под протоколом о присуждении Нобелевской премии моей самой любимой френдессе,самой остроумной,самой талантливой и самой эрудированной во всех видах искусства и...науки.При этом её достижения в области исследования изобразительного искусства являются не досягаемыми неоценимыми открытиями...

greta-pinder.livejournal.com

Ленин как объект искусства. - abrod

По моему автор поста достаточно ясно намекает, что Кантор попытался совместить фотографию и портретом Бернара. Очень характерно для него, кстати. А Петров-Водкин явно писал с посмертной маски.

Единственный до 1917 года портрет Ленина в кафе "Клозери де Лила" (La Closerie des Lilas) — кафе на бульваре Монпарнас (дом 171), Париж, 1910 год, художник Эмиль Бернар (Emile Bernard, 28.04.1868-16.04.1941)http://ttolk.ru/wp-content/uploads/2015/03/%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%BD-1.jpgLenin_1910_by_Emil_Bernar_painting_in_cafe_La_Closerie_des_Lilas_Monparnas_ParisЭто единственный портрет Ленина созданный в дореволюционную эпоху. Автор – известный французский художник Эмиль Бернар (1868-1941). Написан в Париже в 1910 году за один сеанс. Знакомство Ленина и Бернара произошло в кафе Клозери де Лиль, находившемся поблизости от Монпарнаса и улицы Мари-Роз, где квартировали тогда Ульяновы. Ильич любил играть в шахматы в этом кафе. Одним из его партнёров по игре являлся Поль Фор, известный тогда французский поэт и социалист, родственник живописца Бернара. Так они и познакомились. В 1970-е годы полотно оказалось в фондах Центрального музея В.И. Ленина, где и пролежало до Перестройки, так как не соответствовало каноническому образу вождя.

а вот "канонические" портреты В.И.Ленина, нарисованные с натурщика еврея Иосифа СлавкинаLenin_1930th_paintings_from_jew_Iosif_Slavkin

Прим.: ниже не все иллюстрации, полностью см. по ссылке на "Толкователь":

Ленин запечатлён в образе Иосифа Славкина // Толкователь. 04.03.2015.http://ttolk.ru/?p=23121С начала 1930-х портреты и скульптуры Ленина художники изготавливали с образа еврея Иосифа Славкина – внешне очень похожего на вождя революции. Первой возмутилась тем, что образ Ленина всё дальше от оригинала – Надежда Крупская. Затем запрет на Славкина утвердил Главлит. Но находчивые художники стали рисовать Ленина с гипсовой маски Славкина.Иосиф Ариевич Славкин, мещанин города Стародуба Черниговской губернии на Украине, в начале 1920-х переселился жить в Москву, где устроился работать в адвокатскую контору. В конце 1920-х его начальник, адвокат Белоцерковский обратил внимание, что Славкин внешне очень похож на Ленина. Он предложил Иосифу Ариевичу сыграть вождя революции в любительском спектакле, который ставила его жена. Постановка прошла очень успешно, особенно зрители выделяли, как «Ленин» похож на своего прототипа.Славкин понял, что внешнее сходство с Лениным даёт ему шанс пробиться в жизни. Более того, он стал совершенствовать свой образ. Иосиф Ариевич смотрел документальную хронику с вождём, копируя его походку и жестикуляцию.Адвокат Белоцерковский познакомил Славкина с художником Нюрнбергом. Иосиф Ариевич стал ему позировать для портрета Ленина в картине «Ленин в период эмиграции». Нюрнберг же и ввёл Славкина в мир искусства. После него со Славкина стали рисовать вождя художники Финогенов, Одинцов, Налбандян, Иогансон, Васильев и др.Окрыленный успехами, Славкин бросил свою адвокатскую деятельность и полностью переключился на искусство. Прежде всего, он с целью, как он сам говорил, «восполнения недостающих документально ленинских поз» начинает сам их выдумывать и при этом фотографироваться. Эти фотографии он продает художникам по десять рублей за штуку, а за час позирования берет с них по 20-40 рублей.В середине 1930-х Славкин на позировании художникам и скульпторам в образе Ленина зарабатывает по 2-3 тысяч рублей в месяц – это в 5-6 раз больше, чем средняя зарплата по стране. Но ему хочется большего. Славкин мечтал сыграть роль Ленина в кино, собирался издать альбом своих фотографий в образе Ленина, выпускать открытки серии «Ленин». Аппетиты его растут, и вот, когда скульптор Андрианов лепит с него скульптуру «Ленин-вождь», то между ними возникает договоренность о том, что Славкин получит половину всего гонорара, выданного скульптору.

Портрет Ленина в кафе "Клозери де Лила" (La Closerie des Lilas) — кафе на бульваре Монпарнас (дом 171), Париж, 1910 год, художник Эмиль Бернар (Emile Bernard, 28.04.1868-16.04.1941)http://ttolk.ru/wp-content/uploads/2015/03/%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%BD-1.jpgЭто единственный портрет Ленина созданный в дореволюционную эпоху. Автор – известный французский художник Эмиль Бернар (1868-1941). Написан в Париже в 1910 году за один сеанс. Знакомство Ленина и Бернара произошло в кафе Клозери де Лиль, находившемся поблизости от Монпарнаса и улицы Мари-Роз, где квартировали тогда Ульяновы. Ильич любил играть в шахматы в этом кафе. Одним из его партнёров по игре являлся Поль Фор, известный тогда французский поэт и социалист, родственник живописца Бернара. Так они и познакомились. В 1970-е годы полотно оказалось в фондах Центрального музея В.И. Ленина, где и пролежало до Перестройки, так как не соответствовало каноническому образу вождя.

Конец заработкам Славкина положила Надежда Константиновна Крупская. А случилось вот что. Художник Пётр Васильевич Васильев, рисовавший Ленина со Славкина, как-то показал жена вождя свои работы. Крупская долго и внимательно рассматривала рисунки, а потом осторожно спросила художника, не пользовался ли он в работе над образом её мужа услугами натурщика. Петру Васильевичу пришлось признаться в этом. Надежда Константиновна попросила его никогда больше этого не делать.Пока Славкин упивался своим сходством с основателем первого в мире государства рабочих и крестьян, слухи о том, что Надежда Константиновна Крупская перестала узнавать своего мужа на портретах советских художников, распространились по Москве. Уже после смерти Крупской, в 1940 году натурщиком заинтересовался ЦК ВКП(б). Работники Управления пропаганды стали вызывать к себе художников, которым позировал Славкин, и допрашивать по вопросу об искажении ими великого образа. Художники клялись, что больше никогда в жизни не будут рисовать Ленина с натурщика и что вообще прекратят со Славкиным всякие отношения.Потом в ЦК вызвали самого Славкина. Его предупредили о том, что если он и впредь будет корчить из себя вождя мирового пролетариата, то будет привлечен к уголовной ответственности. В Комитете по делам искусств он дал письменное обещание о прекращении своей деятельности.В декабре 1940 года он устроился юристом в контору «Мясосбыт», в которой проработал до пенсии. Умер Славкин в 1962 году в возрасте 74 лет.ЦК ВКП(б) изгнанием Славкина из натурщиков не ограничился. Оказалось, что в Москве, помимо Славкина, в образе Ленина позируют работник издательства «Легкая промышленность» Морозов и бывший шофёр Лебедев, который к тому же выбривает себе лысину и красит волосы в рыжий цвет. Нашёлся натурщик и в Ленинграде. Он разъезжал по городам, в которые его вызывали художники, и брал с них за позирование по 50 рублей в час. Пришлось вводить полный запрет на натурщиков для художников, рисующих Ленина.

Ещё один неканонический портрет Ленина, нарисованный Кузьмой Сергеевичем Петровым-Водкиным, 1934 годLenin_1934_by_Petrov-Vodkin_Kuzma_Sergeevich

Но и это не было окончанием истории. Известно, что с лица вождя после его смерти скульптором Меркуровым была снята посмертная маска, или «матрица», как её ещё называли. Специальная комиссия по увековечению памяти Ленина категорически запретила её распространение. И вот в начале 1940-х, после запрета натурщиков вождя, у московских и ленинградских художников и скульпторов стали появляться маски Ленина. Они очень дорого стоили, и Ленин на них не совсем походил на самого себя. Узнав об этом, партийные органы снова всполошились, подключили чекистов. В распространении масок заподозрили Меркурова. Мастерскую скульптора обыскали, но маску не нашли. Кроме как в сейфе Центрального музея В. И. Ленина, её нигде не было.Все маски у художников и скульпторов, конечно, изъяли, а во избежание всяких недоразумений и сомнений Главлит (цензура), по указанию Управления пропаганды ЦК ВКП(б), 13 июня 1941 года издал приказ о том, что отныне выпуск фотопортретов, картин, рисунков, плакатов, имеющих общественно-политический характер в количестве более десяти экземпляров разрешается только Главлитом в Москве. Этим же приказом контроль над всеми произведениями искусства, в том числе и над фотографией, был возложен на главного цензора.

Посмертная маска Ленина, сделанная МеркуровымLenin_Vladimir_Ilyich_1924_after-death_mask_by_sculptor_Merkurov

Но маски «Ленина», несмотря на запрет, всё равно продолжали ходить в среде художников – но только в провинции, где цензурный запрет был не так строг, как в Москве и Ленинграде. Только в начале 1970-х выяснилось, что это были маски всё того же Иосифа Арьевича Славкина – оригинал с него снял художник Нюрнберг, а потом она в копиях разошлась по всей стране.Таким образом, почти со всех портретов и скульптур Ленина, выполненных после середины 1930-х, на нас глядит черниговский мещанин.(Цитаты: Г.В.Андреевский «Повседневная жизнь Москвы в сталинскую эпоху. 1930-1940-е годы», изд-во «Молодая гвардия», 2008)Серия неканонических портретов вождя, выполненных в 1920-е, из Ленинского мемориала в Ульяновске.

Ещё в Блоге Толкователя о Ленине:На какие деньги жил Ленин. По современной классификации Владимир Ленин был классическим дауншифтером // Толкователь. 04.09.2012.http://ttolk.ru/?p=12830[...]Фото: Ленин играет в Богдановым в шахматы, в гостях у Горького на острове Капри, 1908 годLenin_chess_Bogdanov_Gorki_Lenin_on_Capri_1_RGAKFD_archive

Lenin_chess_Bogdanov_Gorki_Lenin_on_Capri_2_RGAKFD_archive

Воспоминания царского министра Александра Наумова о детстве Ленина // Толкователь. 17.11.2014.http://ttolk.ru/?p=22209В 1953 году в Нью-Йорке вышли мемуары царского министра Наумова. В них он в том числе описывает совместную учёбу с Владимиром Ульяновым в Симбирской гимназии. Наумов вспоминает выдающийся ум и трудолюбие Ульянова (будущего Ленина). Иллюстрации – воспоминания детей о Ленине в 1920-х годах.[...]

* * *

В.И.Ленин, 1918 год, фотограф Пётр Адольфович ОцупLenin_1918_ph_Ottsup_Pyotr_Adolfovich

Портрет Ленина, 2012, художник Максим Карлович КанторLenin_2012_Kantor_Maxim_Karlovich_Milan_exhibition

Картина "Восстание", художник Климент Редько, 1925 год.Redko_Kliment_1925_Vosstanie_sm

abrod.livejournal.com

Описание картины Александра Герасимова «Ленин на трибуне»

Описание картины Александра Герасимова «Ленин на трибуне»

Славу деятеля советского искусства заслужил А. М. Герасимов за свою знаменитую работу «Ленин на трибуне». Изображение вождя революции было дублировано с картины миллионы раз. Художнику удалось лучше всего передать величие В. И. Ленина как ключевой фигуры коммунистического движения.

«Ленин на трибуне» писался в несколько этапов. Завершен портрет был к 1930 году, а замысел родился на десять лет ранее. Автор несколько раз переписывал свою картину. Сперва ему не понравилось положение тела вождя на картине, когда тот придерживал пиджак левой рукой. Тогда Герасимов написал заново портрет, делая акцент на правой руке.

Перед непосредственным созданием легендарного полотна, живописец долго изучал документальные материалы о Ленине, брал во внимание фотографические изображения, беседовал с приближенными к вождю особами. Самому Герасимову повезло лишь дважды воочию видеть лидера коммунизма. Но с дальнего расстояния не удалось в нужной степени разглядеть его черты. Художник хотел с точностью изобразить портрет Ленина и передать силу его духа, мощь его влияния на народные массы.

На этапе написания лица Ленина Герасимову помогал К. Е. Ворошилов, который лично знал главного коммуниста. Ценнейшие указания пригодились портретисту. Когда лицо было написано максимально близко к оригиналу, Ворошилов посоветовал художнику больше не вносить никаких поправок. Герасимов прислушался к совету товарища.

Фигура Ленина размещена высоко на трибуне. Он вещает народу о грядущих изменениях и зазывает всех стать их движущей силой. На переднем плане развиваются на ветру большие алые стяги с символикой коммунизма. Эти же флаги мелькают в огромной людской толпе у трибуны.

Фоном для портрета выступает мрачное небо, затянутое грозовыми тучами. Таким образом подчеркивается революционная атмосфера на картине.

opisanie-kartin.com

Портрет Ленина почти сто лет скрывал изображение Николая II

Автор картины Владислав Измайлович замазал смывающейся краской работу художника Ильи Галкина, чтобы сохранить ее для потомков …

Портрет Николая скрывался за Лениным почти век ФОТО: пресс-служба Академии имени Штиглица

Портрет Николая скрывался за Лениным почти век ФОТО: пресс-служба Академии имени Штиглица

Три года назад реставраторам Русского музея отдали на экспертизу фрагмент портрета Владимира Ильича Ленина. Почти век эта работа украшала актовый зал старейшей петербургской школы № 206. Кусок холста еще в семидесятых оторвали заигравшиеся ученики. Но инцидент решили замять. Дыру задрапировали, а фрагмент картины хранили в школьном музее до 2013 года.

Искусствоведы, которым принесли оторванную часть холста, увидели, что на обратной стороне портрета Ильича сквозь черную краску отчетливо проступает изображение мужского сапога...

ЦАРСКАЯ РАМА

В 1917 году началась история большевистской России. Имперское прошлое стало неугодным, идеологически вредным и даже подлежащим уничтожению. Но преподаватель Петроградской трудовой школы № 23, до революции именуемой Петровским коммерческим училищем, Владислав Измайлович думал иначе. И однажды, рискуя не только репутацией, но и свободой, он отважился спасти портрет Николая II.

Работа его коллеги Ильи Галкина прежде стояла в большой позолоченной раме и являлась главным украшением актового зала школы. Художник понимал, что этому произведению искусства новую власть не пережить, поэтому замазал черной гуашью изображение последнего российского императора.

В таком виде картина лежала в одном из кабинетов, пока в 1924 году Измайловичу не поступил заказ на посмертный портрет Ленина.

Портрет императора стоя в актовом зале Петровского коммерческого училища ФОТО: пресс-служба Академии имени Штиглица

Портрет императора стоя в актовом зале Петровского коммерческого училища ФОТО: пресс-служба Академии имени Штиглица

Художник написал картину за считанные месяцы. Вождя пролетариата он изобразил в полный рост на фоне Петропавловской крепости и Исаакия. Вместо нового холста Измайлович использовал обратную сторону замазанного портрета императора.

Худсовет принял работу. Полотно решили установить в актовом зале трудовой школы на том самом месте, где прежде стоял портрет Николая Романова.

Владиславу Измайловичу под новую картину даже отдали раму, которая прежде обрамляла изображение последнего российского монарха. Правда с нее предусмотрительно сняли царские атрибуты - скипетр, державу и корону.

Портрет Ленина так и стоял на специальном постаменте целых 95 лет. Школа за это время несколько раз меняла название, но одно оставалось неизменным - портрет Ильича в царской раме.

ФОТО: пресс-служба Академии имени Штиглица

ФОТО: пресс-служба Академии имени Штиглица

И, возможно, картина находилась бы там и по сей день, если бы не баловство школьников, которые повредили нижнюю часть портрета, где была нарисована обувь Ленина. Юных вандалов, кстати, тогда так и не нашли.

- То, что происходило дальше, я называю мистикой, - признается заведующая музеем истории школы № 206 Светлана Пасынкова. - В 2013-м, в год трехсотлетия дома Романовых, наши выпускники вдруг вспомнили, что с другой стороны оторванного сорок лет назад кусочка холста они увидели мужской сапог, хотя Владимир Ильич на картине был в туфлях. Тогда мы решили отдать картину в Русский музей для экспертизы.

Поврежденный кусок картины, благодаря которому стало ясно, что под портретом Ленина есть что-то еще

Поврежденный кусок картины, благодаря которому стало ясно, что под портретом Ленина есть что-то еще

ИМПЕРАТОР В ЧЕРНОЙ КРАСКЕ

Картину просветили ультракрасным светом, и стало ясно: на другой стороне - портрет Николая II, написанный Ильей Галкиным и считавшийся утерянным.

- Владислав Измайлович совершил нравственный подвиг, сохранив портрет императора в те годы, когда царскую семью ненавидели, - уверена Светлана Пасынкова. - Он, сильно рискуя, замазал портрет Николая Романова специальной смывающейся краской и на обратной стороне полотна нарисовал Ленина. Благодаря этому образ Николая II сохранился в идеальном состоянии.

Восстановить утерянный портрет последнего императора поручили реставраторам Академии имени Штиглица. Работа шла три года. Стало ясно, что изображение царя пережило немало испытаний и чудом уцелело. Например, на полотне обнаружили следы штыков.

Чтобы одновременно восстановить и сохранить обе картины, руководителю реставрации преподавателю академии Татьяне Поцелуевой и трем ее студенткам пришлось поломать голову. За ходом работ все время следила реставрационная комиссия, состоявшая из экспертов Эрмитажа и Русского музея.

Над реставрацией двусторонней картины трудились три года ФОТО: пресс-служба Академии имени Штиглица

Над реставрацией двусторонней картины трудились три года ФОТО: пресс-служба Академии имени Штиглица

- Портрет императора написан 1896-м, в год коронации, скорее всего, с натуры. По тому, как тщательно загрунтован холст, видно, что Илья Галкин - художник классической школы, - рассказывает реставратор. - А Измайлович писал Ленина быстро, используя мотивы известного портрета вождя руки Исаака Бродского. Чтобы не навредить картине Галкина, Измайлович даже не стал повторно грунтовать холст с обратной стороны.

Рентген показал, что за портретом Ленина есть портрет Николая

Рентген показал, что за портретом Ленина есть портрет Николая

После реставрации вновь обретенный портрет готовы представить публике. Увидеть его можно будет 30 ноября в академии в рамках V Международного культурного форума. Для двусторонней картины разработали специальную раму.

Реставрация ведется сразу с двух сторон

Реставрация ведется сразу с двух сторон

После картина отправится назад в школу. Пока там решают, где именно будет храниться уникальное полотно.

Работа введется максимально аккуратно

Работа введется максимально аккуратно

Хотел ли сам Владислав Измайлович, чтобы о его мужественном поступке узнали потомки? Доподлинно неизвестно. Долгое время художник продолжал работать в той же школе и нередко проходил мимо портрета Ленина, который хранил его тайну. Но до самой смерти в 1959 году он так и не обмолвился о том, что скрывает картина.

СПРАВКА «КП»

Илья ГАЛКИН - русский художник, живший с 1860 по 1915 год. Имел звание классного художника 2 степени и право рисовать монарших особ.

Владислав ИЗМАЙЛОВИЧ - советский живописец-акварелист и график. Автор росписи плафона Большого зала особняка Елисеевых и центрального плафона Русского музея в Петербурге. Преподавал в учебных заведениях Ленинграда.

ТТХ КАРТИНЫ

Высота - 3 метра.

Ширина - 2 метра.

http://www.spb.kp.ru/daily/26605.4/3621873/

ruskline.ru

В.И. Ленин. Открытки с репродукциями картин советских художников.

Центральный музей В.И. Ленина (выпуск второй) Изд. «Советский художник», 1980, 43 коп.

1.

МИХАЙЛОВСКИЙ A.M. В. И. Ленин

2.

БРОДСКИЙ И. И. В. И. Ленин на фоне Смольного

3.

ИВАНОВ В. С. В. И. Ленин на субботнике в Кремле

4.

ШИРОКОВ Е. Н. Встреча В. И. Ленина с членами Исполкома IV конгресса Коминтерна (М. Кашен, К. Цеткин, Б. Кун, С. Катаяма)

5.

ВИШНЯКОВ О. Н.В. И. Ленин на революционной сходке студентов в Казанском университете 4 декабря 1887 года

6.

МОРАВОВ А. В.В. И. Ленин в самарском марксистском кружке

7.

ЧЕПЦОВ Е. М.В. И. Ленин и А. М. Горький на о. Капри

8.

Кукрыниксы: КУПРИЯНОВ М. В. КРЫЛОВ П. Н. СОКОЛОВ Н. А. В. И. Ленин в Разливе

9.

СКУБКО С. М. В. И. Ленин в вагоне поезда

10.

СОКОЛОВ М. Г.В. И. Ленин в Смольном в Октябрьские дни 1917 года

11.

НАЛБАНДЯН Д. А.В. И. Ленин в 1919 году

12.

БРОДСКИЙ И. И. Выступление В. И. Ленина на проводах частей Красной Армии на Западный фронт 5 мая 1920 года

13.

БЯЛЫНИЦКИЙ-БИРУЛЯ В. К.Дом-музей В. И. Ленина в Горках

14.

ПАРХОМЕНКО И.К.Портрет В,И, Ленина, 1921(на обложке)

Сопроводительная к комплекту открыток статья:"...Многочисленные художественные произведения, посвященные В. И. Ленину, играют огромную пропагандистскую и воспитательную роль, помогают глубже понять и сохранить в наших сердцах вечно живой и любимый образ великого вождя.Образ вождя революции волнует творческое воображение художников. Многие художники нашей страны обращаются в своем творчестве к ленинской теме. Работа эта почетная, но очень сложная и ответственная. О большой ответственности художника, избравшего темой своей работы образ Ленина, писала Н. К. Крупская: «Надо относиться с большой осторожностью к картинам, изображающим Ильича......Можно установить по ряду воспоминаний внешние реакции Ильича (быстро ли ходил, как держал руку, как смеялся и пр.), но, чтобы дать живой образ Ильича, этого мало. Для этого надо как можно лучше изучать его произведения... Ленинские сборники, даты жизни, письма к родным, ряд многочисленных фото дают возможность хорошо изучить Ленина как человека и революционера» (А. Шефов. Центральный музей В. И. Ленина. М., 1967, с. 8—9).. Ценные указания И. К. Крупской, верного друга и соратника В. И. Ленина, помогли многим художникам в работе над образом Владимира Ильича.Надежда Константиновна часто бывала в Центральном музее В. И. Ленина и принимала самое активное участие в отборе произведений, посвященных В. И. Ленину, для экспозиции музея. Она постоянно давала советы художникам А. М. Михайловскому, А. В. Моравову, М. Г. Соколову, Ф. А. Модорову, П. В. Васильеву и другим, помогала в выборе тематики новых произведений. И сегодня в музее наряду с картинами, созданными в последние годы, можно видеть лучшие произведения мастеров старшего поколения — это картины «В. И. Ленин в самарском марксистском кружке» А. В. Моравова, «В. И. Ленин и А. М. Горький на о. Капри» Е. М. Чепцова, «В. И. Ленин в Смольном в Октябрьские дни 1917 года» М. Г. Соколова, «В. И. Ленин» А. М. Михайловского. Среди недавних поступлений музея следует назвать портрет В. И. Ленина 1921 года работы известного художника И. К. Пархоменко. Художник встречался с В. И. Ленинымв его рабочем кабинете в Кремле, делал зарисовки и писал маслом этюды с натуры. После 1924 года портрет В. И. Ленина работы И. К. Пархоменко находился в зале заседаний Совнаркома.Этот портрет — один из немногих прижизненных портретов В. И. Ленина — представляет большую историческую и художественную ценность.В данном издании представлена известная работа одного из основоположников Ленинианы в живописи художника И. И. Бродского «В. И. Ленин на фоне Смольного». «Октябрь 1917 года дал мне, — писал художник в своей автобиографии, — как и другим художникам, принявшим революцию и целиком отдавшим свое творчество пролетариату, возможность в целом ряде портретов и композиций отразить величие нашей эпохи, спокойно и просто, языком реалистического искусства поведать о великих делах и днях пролетарской революции, о ее вождях, героях и рядовых бойцах».Идея работы над картиной была подсказана художнику старым коммунистом Сергеевым, который рассказал: «Я его увидел однажды поздней питерской осенью в пальто и кепке. Ильич шел уверенной, крепкой походкой и вдруг остановился...Все, что окружало в этот момент Ленина, отдавало глубокой стариной. И собор и строго классический Смольный. Сквозь осеннюю мглу в этом уголке старой России он смотрел далеко вперед, наш дорогой Ильич, и видел другую Россию, видел Страну Советов в лесах коммунистической стройки» (И. А. Бродский. И. И. Бродский. М., 1973, с. 295—297).В комплект репродукций включены работы Героев Социалистического Труда Д. А. Налбандяна и М. В. Куприянова, П. Н. Крылова и Н. А. Соколова, произведения О. Н. Вишнякова, В. С. Иванова, Е. Н. Широкова и других. Показать В. И. Ленина в период бурной революционной эпохи, поднявшего народные массы на борьбу за освобождение, — таков замысел художников, раскрывающих различные стороны многогранной деятельности вождя. Художники, работающие над ленинской темой, постоянно обращаются в музей, получают консультации, сведения и материалы.Примером такой работы может служить история создания картины художника О. Н. Вишнякова «В. И. Ленин на революционной сходке в Казанском университете 4 декабря 1887 года».Молодой тогда художник очень серьезно взялся за работу над картиной, которая стала его дипломной работой. Художник познакомился с архивными материалами о студентах — участниках этого события.Документальные и изобразительные материалы, воспоми¬нания, беседы с современниками помогли художнику при работе над картиной. О. Н. Вишняков убедительно и достоверно воспроизвел на полотне важный исторический эпизод — одно из первых политических выступлений В. Ульянова. Это произведение хорошо было принято общественностью и сейчас экспонируется в музее. Близкий и родной образ Владимира Ильича Ленина находит все новое и новое воплощение в произведениях мастеров искусства.А. ШЕФОВ..."

ussr-postcards.livejournal.com

Ленин в Смольном — WiKi

Для своей картины Бродский избирает конкретное время и обстановку, что должно убедительно говорить о правдивости и почти документальности созданного образа. Этой же цели подчинена вся композиция работы, включая мельчайшие детали. Она тщательно продумана Бродским и безупречно отвечает замыслу картины.

К моменту написания картины Бродский уже имел большой опыт работы над образом Ленина, начиная от натурных зарисовок до создания таких полотен, как «Ленин на фоне Кремля» (1923), «Ленин на трибуне» (1925), «Ленин на фоне Смольного» (1925), «Выступление Ленина на митинге рабочих Путиловского завода в мае 1917 года» (1929) и других, став признанным мастером этой темы в молодом советском искусстве. В новой картине художник ставит перед собой задачу передать не только портретное сходство, но и донести до зрителя характерные черты облика Ленина в напряжении повседневной работы. Фигура написана почти в натуральную величину, это позволяет зрителю увидеть себя рядом с вождем. Так же достоверно и тщательно изображен кабинет. Его скромная, почти аскетичная обстановка, не соответствующая масштабу принимаемых Лениным решений, должна говорить об ответственности большевистской власти.>[нужна атрибуция мнения]. Колорит картины сдержан, выдержан в мягких охристых тонах и приближен к реальной цветовой гамме. Скрупулёзность в изображении Бродским деталей интерьера и костюма помогают усилить достоверность изображения и подчеркнуть историческую значительность момента. Написанная спустя шесть лет после смерти Ленина, картина призвана канонизировать образ вождя мирового пролетариата>[нужна атрибуция мнения]. [1].

После своего появления картина «Ленин в Смольном» стала одним из самых популярных произведений, посвященных образу вождя революции. Она неоднократно экспонировалась на крупнейших художественных выставках, воспроизводилась в печати, в том числе массовыми тиражами в виде цветных репродукций. Бродским были сделаны несколько авторских повторений картины, незначительно отличавшихся от первого варианта размерами[2][3].

ru-wiki.org


Смотрите также