Цветные фотографии Ленинграда довоенного времени. Ленинград картина


Блокада Ленинграда в изобразительном искусстве .Часть 2.

Часть 2Часть 1.

Блокада Ленинграда.Панорамные картины Великой Отечественной войны.*большинство картинок кликабельно

КОРНЕЕВ Е.А. Диарама "Блокада Ленинграда.

Diorama of the Siege of Leningrad, in the Museum of the Great Patriotic War, in Moscow

Вильнер В.С. Зима. Блокада. Из серии "Годы и память". 1982.

Пророков Б. За водой. Нева. 1941.

Фитингоф Г. Сто граммов хлеба. 1941.

Бойм С.С. Дорога жизни. Из серии "Ленинград в блокаде". 1942-1977.

Юдовин С.Б. В мастерской художника. Гравюра из серии "Ленинград в годы войны и блокады". 1943.

Непринцев Ю. Блокада. 1943.

Никита Цуцин. Блокадный Ленинград.

Родионов И.И. Участие надводный кораблей и батарей флота в разгроме фашистов под Ленинградом

Титов И.Ф. Героическая Балтика. Центральная часть триптиха. 1973.

Бантиков А. Балтийцы на защите Ленинграда. 1944.

Серов В., Серебрянный И., Казанцев А. Прорыв блокады Ленинграда. 18 января 1943 года. (Встреча Ленинградского и Волховского фронтов)

Кукрыниксы. Бегство фашистов из Новгорода. 1944-1946.

Уранова С.С. Шли через древний Псков. 1944.

Панфилов В.Е. Александр Матросов. 1953-1954.

Пахомов А.Ф. Салют в честь снятия блокады 27 января 1944 г. Из серии "Ленинград в дни войны и блокады". 1944.

Василий Евтропович РомановИз серии "Ленинград в блокаде"

Стерегущие небо

Вечно живое

Будни осаждённого города

Ленинградцы 1941-го

inna-rina.livejournal.com

Изобразительное искусство блокадного Ленинграда - Рассказ

Изобразительное искусство

блокадного Ленинграда

Все далее и далее во времени отделяются от нас годы войны. Уже выросло новое поколение, которое только по рассказам старших и по произведениям искусства знакомо с этими трагическими событиями. Русские – это особый народ, потому что на протяжении столетий его характер закалялся в борьбе с неприятелями и захватчиками. Нам, школьникам рубежа XX-XXI веков, было очень важно понять, о чем думали, что чувствовали люди в те годы, и особенно нас волновали вопросы, связанные с трудностями, выпавшими на долю ленинградцев в тяжелые годы войны. Безусловно, исторические документы сообщают факты, которые говорят о трагедии людей, живших и работавших в блокадном Ленинграде. Однако более эмоционально и ярко, как мы считаем, об этом способно рассказать искусство.

В своей работе мы постарались исследовать произведения ленинградских мастеров в дни блокады, работавших в области агитационно-массового искусства, живописи, культуры. Творчество этих людей было тесно связано с жизнью города и бойцов Ленинградского фронта. Произведения этих мастеров поднимали дух города и его защитников, формировали активное противодействие силам фашизма и тем лишениям, которые выпали на долю ленинградцев и армии.

С первых дней войны враг рвался к Ленинграду. Спустя всего лишь несколько месяцев он стоял у стен великого города. Несмотря на стремительное продвижение фашистских полчищ, никто еще не мог предвидеть, какова будет военная судьба Ленинграда и что ждет ленинградцев.

Слово «блокада», вобравшее в себя все мыслимые и немыслимые трудности, мучения, беды, возникло и закрепилось в тревожной жизни горожан не сразу. Что-то грозное происходило, надвигалось, и ленинградцы жадно искали, где, где же нужны их личные усилия, их самоотверженность, готовность сражаться, а если надо, то и умереть. Только бы не длилось это беспомощное ожидание самого худшего. Необходимо было найти в деле, в общем и главном деле выход гневу и беспокойству...

А.Анушина. « Ленинград в июле 1941 года»

Художники делали все, что нужно было для защиты родного города. Более ста человек — членов Ленинградского Союза художников — сразу же ушли на фронт. Многие сражались в народном ополчении. Отстаивать свой город с оружием в руках стремились все.

Те, кто не был в армии, строили оборонительные сооружения, работали на лесозаготовках, проходили военное обучение в командах противовоздушной обороны. Некоторые художники считали, что искусство во время войны никому не нужно, что Союз художников надо временно просто закрыть. Но труд живописцев, скульпторов, графиков — их профессиональный труд — стал сразу же остро необходим городу-фронту.

М.Платунов. «Ночная тревога»

Уже в конце июня 1941 года большая группа художников начала выполнять огромную работу по маскировке военных объектов — прежде всего аэродромов. Нужно было также маскировать важнейшие гражданские объекты (в частности, Смольный) и прославленные архитектурные сооружения. Необходимо было укрывать от бомб и снарядов знаменитую монументальную скульптуру. Для каждого памятника архитекторы и скульпторы разрабатывали особый способ укрытия. В городе выросли странные, обшитые досками песчаные холмы, опустели пьедесталы…

Н.Протопопов. «Пожар»

Но руководство Ленинграда считало, что сила деятелей культуры заключена не только в этом. Она – в тех произведениях искусства, которые были способны поддержать людей осажденного города, поднять их на борьбу. В. Серов, член ленинградского союза художников, вспоминал слова, с которыми обратилось к деятелям культуры руководство города: «Ваше оружие — искусство, карандаш. Никто не имеет права отбросить это оружие, оставить его без бойца. Это оружие должно быть в руках художника, потому что оно тоже действенно разит врага и приносит колоссальную пользу нашему делу».

Несмотря на тяжелейшие условия жизни в блокадном Ленинграде, художественная жизнь не угасала в нем на протяжении всей героической обороны города. Мастера живописи, скульптуры, графики создали произведения, которые ныне стали документами времени, несущими правду о жизни и борьбе ленинградцев.

Одним из важных средств борьбы с врагом стала живопись. Художники показали удивительно трагическую красоту города, нашли художественные средства, чтобы донести свои нравственные идеалы, отраженные в пейзаже, до сердец блокадных ленинградцев и бойцов, лежащих в госпиталях после ранений или защищающих рубежи Ленинграда.

Каждый день выходил на ленинградские улицы с этюдником в руках пейзажист В. Пакулин. Закутанный в шерстяные платки и старую шубу, он простаивал часами на морозе, не обращая внимания на рвущиеся снаряды, едва держа в ослабевшей руке кисть, под которой рождались все новые и новые картины трагически опустевшего прекрасного города. Написанные на натуре, по-этюдному бегло и широко, они до сих пор не теряют своей не только эмоциональной, но и истинно эстетической ценности. В его пейзажах не везде видны приметы войны, но они всегда полны особенной, чуткой тишины, удивительно трепетного, обостренного чувства любви к городу, а порою и светлой радости, тем более поражающей, когда знаешь, где и как они писались.

Одним из ярчайших художников блокадного времени был живописец. Тимков Н.Е. Он начал писать пейзажи Ленинграда еще в 1941 году – красивые, правдивые, человечные. Они, как правило, камерны и интимны – и по небольшому размеру листов, и по выбранным мотивам (кусочек улицы или набережной, скверик, двор). И, главное, по ясно ощутимому в них – настроение: то сумеречной печали, то настороженной тревоги, то весенней бодрости.

Вот на его картине «Ленинград в блокаде» 1942 мы видим замерзшую набережную, справа возвышаются здания, имеющие весьма мрачный прискорбный вид из-за выбитых и разбитых стекол.

Работа «Ленинград» 1943 является типичной по композиции картиной Тимкова Н.Е. Здесь мы видим тихий дворик, где находятся дома с заколоченными окнами и редкие жители.

Обе эти картины передают образ города, испытывающего огромные лишения, но сохраняющего мужество.

В годы войны, не смотря на старания граждан сохранить музеи, опустевшие, они имели весьма печальный вид из-за множественных бомбардировок. Мы можем судить об их состоянии по работам талантливого живописца В. Кучумова.

В. Кучумов «Набережная Невы у Зимнего дворца» 1942

Из дневника блокадника Г.А.Князева:

«Ленинград обстреливается из дальнобойных орудий немцами. Так и бухают разрывы снарядов. Вчера снаряд попал в дом на Глазовской улице, снес полдома. <…> Где-то снаряд попал в сквер - много убитых и раненых. Сегодня под вечер опять обстрел. Так и бухают снаряды где-то в стороне Московского вокзала, там, дальше, за ним».

Для таких художников, как С.Мочалов и В.Зенькович, самое важное было не фигуры людей, которые либо изображены вдали, либо вообще исключены из композиции. Главным было передать атмосферу, царившую в городе: суровую, напряженную, и выразить стойкость защитников города. Пейзажи В.Зеньковича наполнены какой-то звенящей красотой.

С.Мочалов «Обстрел площади Труда» 1942

В.Зенькович «На набережной Невы» 1943

Для более правдивой передачи тех тяжелых блокадных дней, художник С.Бойм с точностью документалиста показал улицы и жителей суровой зимой 1941 – 1942 годов.

С.Бойм «Вода из Невы» 1942

Из записей Г.А.Князева:

«15.07.1941.Сегодня отправили из Архива в Эрмитаж самые большие наши ценности - рукописи Ломоносова, Кеплера, рисунки Кунсткамеры и т.п. Они будут отправлены со вторым эрмитажным эшелоном в надежное место. Какое? Нам не известно…»

Война не щадила никого и ничто. Свидетельство этому - дневник заместителя директора Русского музея Г. Е. Лебедева, возглавлявшего оставшийся в Ленинграде коллектив. Вот одна из записей, датируемая 5 августа 1943 года: «Страшный день. Два тяжелых снаряда попали в музей. Один из них - метрах в пятнадцати от нашей квартиры. <...> В главном здании - в библиотеке и академическом зале - хаос из обломков кирпича, сломанных рам и мрамора. <...> И снова бьют и бьют. Совсем близко...»

Художники не могли остаться в стороне от этого печального события. Тяжело переживая трагедию родного города, они запечатлели то состояние, в котором оказались сокровищницы искусства Ленинграда. Спустя много лет, на выставке «В час мужества» в Государственном Русском музее, посвященной сорокалетию полного снятия блокады, Я.Николаев вспоминал: «Я никогда так отчетливо не ощущал его красоту, проступающую сквозь боль, не чувствовал так цвет».

В.Милютина «Эрмитаж, разбитое окно» 1942

В. Кучумов «Внутренний вид здания Русского музея» 1943

Блокада изменила образ города. Князев Г.А. писал в своих дневниках: «Сфинксы, мои древние друзья, одиноко стоят на полупустынной набережной… Напротив них мрачно глядит заколоченными окнами массивное здание Академии художеств. Каким-то тяжелым белым величием оно и теперь подавляет. Поредел и обнажился Румянцевский сквер. Там бивак. Бродят красноармейцы, горит костер, лошадь щиплет остатки пожелтевшей травы. На Неве темная свинцовая вода рябит под падающими крупинками мокрого снега. Дивный памятник Петру потонул в насыпанном кругом него песке. Печальное зрелище представляет собой ряд старинных домов по набережной от 1-ой линии до университета: все они стоят с вылетевшими или разбитыми окнами…»

Трудно переоценить значение созданной художниками в годы войны образной панорамы блокадного города. Чувство исторической значительности, возникающее при взгляде на полотна, посвященные событиям войны, говорит о стремлениях авторов создать объемные и завершенные по мысли произведения. Несмотря на характерную для многих работ жанровость, в них передается драматического содержания. Фоном работ часто служит заледеневшее пространство пустынного городского пейзажа (создается ощущение, что от картин так и веет пронизывающим душу зимним холодом). «Заледенелость» полотен предназначена для того, чтобы зрители наглядно представили всю неимоверную тяжесть лишений, павших на долю ленинградцев, но в то же время и почувствовали упорство и стойкость жителей осажденного города. Так, посредством лаконичных живописных средств художники воссоздавали атмосферу блокадного Ленинграда.

Портреты военных лет — это особая глава в истории советского искусства. Интерес к человеку — воину, труженику, на плечи которого легла тяжелая и благородная задача защиты Отечества, у художников чрезвычайно возрос.

Никогда еще художник и «натура», которую он изображал, не были так объединены общей судьбой — сердца их бились в унисон, горели единым пламенным желанием — выстоять и победить ненавистного врага! В Ленинграде художник и воин — будь то красноармеец или моряк, летчик или партизан — были спаяны еще трагедией девятиста блокадных дней...

Сотрудница Эрмитажа Михайлова О. Э. вспоминала: «Блокада нас настолько крепко связала, что разъять эту связь мы не можем до сих пор. Блокада раскрывала людей до конца, люди становились как бы голенькими. Ты сразу видел все положительное и отрицательное в человеке. Доброе начало, хорошие стороны расцветали таким пышным цветом!»

Потому так просты и волнующи портреты тех лет. Создавались они, как правило, чрезвычайно быстро. На штудирование натуры, на поиски наиболее выразительных художественных средств не хватало времени. Не делались эскизы и подготовительные работы. Портрет создавался сразу — кистью на холсте, карандашом на бумаге,— за несколько, а чаще всего за один сеанс. Но как выросло именно в те героические годы мастерство многих художников! Глаза их сделались как будто более зоркими, сердце более чутким, рука более уверенной и твердой. И созданные ими на едином дыхании портреты современников-сограждан тех великих лет поражают нас глубиной образов, правдой, искренностью, ясно ощутимым волнением художника и высоким мастерством. Лучшие из них вошли в золотой фонд советского изобразительного искусства. Таковы уже названные «Автопортрет» Я. Николаева. «Портрет И. Болознева» И. Серебряного, скульптурные портреты партизан и моряков В. Исаевой, портреты деятелей культуры Г. Верейского, среди которых особенно выразителен портрет академика И. А. Орбели, многочисленные портреты партизан В. Власова, портреты, исполненные П. Белоусовым, В. Малагисом, В. Серовым, В. Пинчуком.

Мы видим художника К.Рудакова, который предстает перед нами уверенно стоящим, с ясным взглядом, устремленным вперед.

К.Рудаков. Автопортрет

Живописец Николаев Я.С., крайне истощенный и больной, даже в самые тяжелые дни блокады не расставался с карандашом и кистью. Необычайно выразителен его автопортрет 1942 года: аскетически худое лицо, пытливый, умный взгляд, сурово сдвинутые брови, крепко сжатые губы — мужественный и прекрасный образ человека, сумевшего преодолеть, казалось бы, саму смерть.

Я. Николаев. Автопортрет,1942.

Особое значение приобрело для ленинградцев радио. Голоса, звучавшие в радиоэфире, были голосом Родины, мамы, друга, товарища, способного поддержать и ободрить в тяжелую минуту. Вот почему художник. Николаев Я.С. запечатлел в своей работе Петрову М.Г.

Я.Николаев. Портрет артистки ленинградского радио М. Г. Петровой

Из всех грядущих испытаний для ленинградцев едва ли не самое страшное - голод. Голод и бомбежка! Не хватало бы только еще холеры, или чумы, или просто голодного тифа. Люди старались приучить себя прямо смотреть в глаза событиям и как можно меньше думать о будущем. Когда придет это будущее, тогда и осмысливать его!..

Я.Николаев. «Очередь за хлебом».

Г.Фитингов. «Сто граммов хлеба»

Карточки, которые выдавались представителям интеллигенции, давали скудный паек, который заметно отличался от того, который получали люди, работавшие на заводах. Но несмотря на все люди продолжали жить и творить. Д.С. Лихачев вспоминал: «Человеческий мозг умирал последним. Люди писали дневники, философские сочинения, научные работы, искренно, «от души» мыслили и проявляли необыкновенную твердость, не уступая давлению ветра, не поддаваясь суете и тщеславию. Художник Чупятов Л.Т. и его жена умерли от голода. Умирая, он рисовал, писал картины. Когда не хватало холста, он писал на фанере и на карточке…»

Зима 1941/42 года в Ленинграде... Лютая, голодная, жестокая. Череда бесконечно длинных темных дней, самых трагических и мужественных среди девятисот беспримерных дней блокады. Город казался вымершим: пустынные улицы замело снегом, холодные громады домов зияли ранами, безжизненно повисли сорванные провода, троллейбусы намертво вмерзли в сугробы. Не было хлеба, света, воды.Война сказывалась на всем, чем приходилось заниматься. А еще была работа - трупы убирать, свозить к траншеям, спасать город от эпидемий. Эта работа страшна для человека.

Ю.Непринцев «Блокада» 1943

Одна из непосредственных участниц блокады, прожившая в городе все военное время, вспоминала: «Я боялась покойников, а пришлось грузить эти трупы. Прямо на машины с трупами садились, сверху, и везли. И сердце было как бы выключено. Почему?

Потому что мы знали, что сегодня я везу их, а завтра меня повезут,может быть. Но кто-то ведь останется жив. Мы твердо верили, что город ни за что немцам не взять…»

Бабич М.Я.: «…в каждой квартире покойники лежали. И мы ничего не боялись. Раньше разве вы пойдете? Ведь неприятно, когда покойники… Вот у нас семья вымерла, так они и лежали. И когда уж убрали в сарай!»

Лакша Н.И.: «У дистрофиков нет страха. У Академии художеств на спуске к Неве сбрасывали трупы. Я спокойно перелезла через эту гору трупов… Казалось бы, чем слабее человек, тем ему страшнее, ан нет, страх исчез. Что было бы со мною, если бы это в мирное время, - умерла бы от ужаса. И сейчас ведь: нет света на лестнице - боюсь. Как только люди поели - страх появился».

С.Бойм «Зима 41-го», 1942

Особая страница этих лет – дети. И художники не могли остаться вне этой темы. Очень непосредственно и трогательно выглядят эти мальчуганы, греющиеся у печи-буржуйки в работе художника Пахомова А. Ф.

А.Пахомов «Дети» 1942

Другая работа этого художника рассказывает об обычном блокадном дне маленьких ленинградцев.

А Пахомов «На Неву за водой», 1942. Из серии "Ленинград в дни блокады" (1941-1944).

Голова мальчика забинтована, левая рука на перевязи, недоумение во взгляде: «За что?» Так называется рисунок художника А.Харшака, ставший одним из символов блокадного Ленинграда. Второе название этой работы - «Раненый ребенок».

А.Харшак, студент выпускного курса Института живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской Академии художеств, в 1941 году, прервав работу над дипломом, ушел добровольцем в народное ополчение. Защищал Ленинград на Пулковских высотах. Урывками, в перерывах между боями, брался за карандаш и бумагу. Активно сотрудничал с армейской газетой «Удар по врагу».

Во время одной из командировок в осажденный город вместе с напарником - фронтовым фотокорреспондентом посетил детскую больницу имени Раухфуса. Там им на глаза и попался мальчик с забинтованной головой и ошеломляющим взглядом. Фотограф защелкал затвором своей камеры, а художник принялся рисовать мальчика с натуры. Этот рисунок был представлен на проходившей в 1943 году выставке работ художников-фронтовиков. Тогда же выпустили и почтовую карточку.

Образы защитников города представлены в работах многих ленинградских художников. В картине А.Блинкова перед нами разыгрывается ужасная картина гибели взвода Красной Армии, попавшей в ловушку. Работа пронизана болью, страданием и обидой за произошедшее.

А.Блинков «Засада» 1943

Будни партизан запечатлены в героических листах В.А. Власова и В.И. Курдова.

Всем, что есть у тебя живого,Чем страшна и прекрасна жизнь,Кровью, пламенем, сталью, словомОпрокинь врага, задержи!

Ольга Берггольц В.Курдов«Поход партизан» 1943

Многие из художников, как, например, живописец А.Бантиков, защищали стены родного города с автоматом в руках, чьи произведения отличает сдержанный героический пафос.

А.Бантиков. Автопортрет 1944

А.Бантиков. «Балтийцы на защите Ленинграда» 1944

Сдавать Ленинград нельзя... Это чувство, эта страстная убежденность были сильнее голода, страданий, болезней, сильное смерти. И потому город стоял насмерть. Рядом с солдатами насмерть стояли рабочие, ученые, поэты, музыканты, художники.Среди всех бесчисленных и нужных дел, самоотверженно выполняемых художниками, самым ответственным и главным для них делом с первого дня войны стала массовая наглядно-изобразительная агитация.

Сколько разнообразных форм агитационного искусства пришлось освоить художникам Ленинграда в первые же месяцы войны! Они работали над листовками по агитации среди войск противника, создавали десятки, сотни рисунков для газет, выполняли художественные открытки, которые печатались большими тиражами. Тематика их была самой разнообразной: славное военное прошлое русского народа, боевые эпизоды Великой Отечественной войны, подвиги героев Ленинградского фронта и партизанского движения. Зачастую на открытках воспроизводились лучшие плакаты и листы «Боевого карандаша», репродуцировались известные картины русских и советских художников. Особой любовью пользовались на фронте и в тылу литографированные открытки А. Остроумовой-Лебедевой, неустанно прославлявшей немеркнущую красоту родного Ленинграда.

Многообразную и сложную жизнь блокадного Ленинграда показывают в бесчисленных рисунках, офортах, гравюрах, акварелях Н. Павлов, Е. Белуха, С. Мочалов, Г. Фитингоф, В. Милютина, Б. Ермолаев, Н. Петрова, Ю. Петров, И. Григорьянц и другие. Мы видим, как люди бредут на Неву за водой, как строят оборонительные сооружения, как очищают город от снега и грязи. Мы видим пожары и рвущиеся на улицах снаряды, зенитные орудия на набережных и площадях, вмерзшие в лед Невы военные корабли, очереди за хлебом и колонны идущих на фронт бойцов.

С. Юдовин «На улицах Ленинграда зимой 1941-1942»Из серии "Ленинград в дни Великой Отечественной войны" .

График С. Юдовин, до того как в очень тяжелом состоянии был вывезен летом 1942 года из города, начал работать над серией гравюр «Ленинград в дни Великой Отечественной войны». Его листы — «Двор», «Слушают радио», «В стационар», «За водой» — поистине трагичны и вместе с тем поражают настойчивым утверждением: Ленинград страдает, но живет, борется и не сдается. Резец художника фиксирует не смерть, а жизнь.

С.Юдовин. «В мастерской художника», 1942

Символом подвижнического труда мастеров изобразительного искусства в осажденном городе стал лист Юдовина С.Б. «В мастерской художника». В тесной комнате, завешенной картинами, у горящей печурки сидит одетый в пальто и шапку человек. В одной руке он держит палитру и кисти, другую греет у огня. Перед ним мольберт с начатой картиной. Все по-блокадному просто и обыденно в этой сцене: темная комната с окном, крестообразно заклеенным бумагой, печурка с жестяным чайником — и неустанно работающий человек. Простой сюжет пронизан высокой силой духа человека, обыденность оборачивается героизмом.

Каждое утро на израненных стенах Ленинграда появлялись плакаты. Яркие, пахнущие свежей типографской краской листы призывали на борьбу с врагом, клеймили фашистских варваров, взывали к мщению, помогали жить, бороться, верить. Они были очень нужны тогда людям.

В промерзлых комнатах дома № 38 по улице Герцена, где помещался Ленинградский Союз советских художников, шла своя особая, напряженная жизнь. Просторный старый дом с двумя высокими залами для выставок, с большими, некогда светлыми мастерскими стал неузнаваем. В комнатах на втором этаже были сооружены нары, топились печки-«буржуйки», горели тусклые коптилки. Слабое пламя выхватывало из тьмы худые бледные лица, бросало пятна колеблющегося света на столы, заваленные бумагой, красками, карандашами, робким теплом согревало застывшие пальцы. Руки в перчатках с трудом держали кисти, замерзавшие краски приходилось отогревать дыханием. Но художники работали. Работали с поразительной для изможденных людей энергией, упорством, страстью.

С каждым днем художники все больше понимали необходимость своей огромной работы и выполняли ее самоотверженно, из последних сил. Но ряды их таяли, а силы убавлялись... От голода, бомбежек и обстрелов в самую суровую блокадную зиму погибло более ста человек. Среди них — выдающиеся деятели советского изобразительного искусства И. Билибин, А. Савинов, Н. Тырса, П. Шиллинговский, Н. Данько, Н. Лапшин...

Н. И. Дормидонтов. «Срочный заказ для фронта»,1942.

Н. И. Дормидонтов «Ленинград.На набережной Фонтанки в августе 1942»,1942.

С первых дней войны в Союзе художников была возобновлена работа коллектива плакатистов "Боевой карандаш", где работали Н.А. Тырса, Н.С. Астапов, Н.Е. Муратов, В.А. Серов, В.И. Курдов и многие другие. "Боевой карандаш" - объединение ленинградских художников, выпускавшее сборники сатирических рисунков, а в военное время - литографированные военные и политические плакаты.

Тревога! На небо взлетели Столбы голубого огня. Гремят по невидимой цели Зенитки, наш город храня.

И знает разбуженный город: Зенитчик без промаха бьет. И, взрывом коротким распорот, Враждебный горит самолет.

С.Спасский

Н. А. Тырса. «Тревога»,1941. Плакат "Боевого карандаша".

В наш город - врагам не пробиться, Не пить им из нашей реки, Как прежде - на страже балтийцы, Советской страны моряки.

Они, как стальная ограда, Свой город родной берегут, О днях боевых Ленинграда Балтийские ветры поют.

Б. Тимофеев

В. И. Курдов. «Балтийцы. 1941-1944»Плакат "Боевого карандаша".

Уже на третий день войны на улицах Ленинграда появился первый плакат «Били, бьем и будем бить!» художника В. Серова. Вслед за ним выходят острые, разящие плакаты Б. Лебедева «Напоролся!», В. Власова, Т. Певзнера, Т. Шишмаревой— «Смерть фашизму!», А. Любимова «Н-да, Адольф, что-то у тебя тут не получается...» и другие.

В годы Великой Отечественной войны в Ленинграде сложился и вырос сильный коллектив художников-плакатистов. Уже в первые месяцы войны в работе над плакатом участвовало не менее пятидесяти человек. Зачастую наиболее выразительные плакаты создавали те из них, кто по своей «мирной» профессиональной специализации стоял далеко от этого своеобразного вида искусства. Это были станковые живописцы, книжные графики и даже скульпторы.

Основную группу плакатистов составили В. Серов, И. Серебряный, А. Казанцев, Н. Кочергин, Т. Ксенофонтов, Л. Самойлов, А. Кокош, М. Гордон, В. Власов, В. Пинчук, А. Ситтаро.

Авторы плаката –А.Казанцев и В.Цветков, 1941

Одним из лучших плакатистов в эти годы становится живописец А. Казанцев. Уже в первые месяцы войны издается его плакат «Мщение! Фашизм—это голод, нищета, разорение!». Жгучая ненависть к врагу, пламенный призыв к возмездию звучат в этом плакате со страстной силой. Молодая мать выносит из горящих развалин ребенка. Лицо ее полно ненависти, Гневно сжата в кулак поднятая рука. В черно-охристую цветовую гамму листа врезается горящее большими ярко-красными буквами слово «Мщение!».

Автор плаката – В.Иванов,1942

Обличению злодеяний гитлеровцев, призыву к мести и уничтожению врага посвящены плакаты «Воин Красной Армии, спаси!» В. Серова, «Отомсти!» А. Пахомова, «Мщение и смерть фашистским людоедам!» А. Васильева, «За смерть наших детей, жен и матерей фашистским убийцам — беспощадная месть!» В. Пинчука и многие другие.

Скульптор В. Пинчук привнес в агитационную графику специфические свойства, присущие своей профессии. Всем защитникам города памятен плакат Пинчука, появившийся в 1942 году,— «Все ли ты сделал для помощи фронту?». Из белой плоскости листа как бы выступает энергично, четко вылепленная голова рабочего. В упор смотрят с плаката вопрошающие, требовательные глаза. Образ предельно собран, лаконичен, ясен, он воспринимается молниеносно и точно, как удар.

Призыв защищать свой город, свой народ, уверенность в силе духа советского человека, в его готовности биться насмерть с врагом — другая непреходящая тема ленинградского военного плаката.

«Все на защиту Ленинграда!», «Защитим город Ленина!»—призывают плакаты В. Серова 1941 года. Вскоре выходят плакаты А. Казанцева «Молодежь, к оружию!», А. Ефимова «За Родину!», И. Серебряного «Бей крепче, сынок!» и многие другие.

А.Казанцев,1943

Живописец И. Серебряный работал над плакатом с первых дней войны и вырос в большого, высокопрофессионального мастера агитационного искусства. Его плакат «Русский народ никогда не будет стоять на коленях» переиздавался в войну несколько раз и вошел в ряд классических образцов, созданных лучшими советскими плакатистами.

У каждого мастера плаката постепенно складывался свой изобразительный язык, свои излюбленные приемы, свой художественный почерк. Но все их работы отмечены острой актуальностью тематики, конкретностью и реалистической ясностью образов, эмоциональным накалом, высоким патриотическим чувством.

И.Серебряный 1943

В минуты передышки, скупо дарованные войной, мастера изобразительного искусства рисовали, писали этюды, лепили, хотя по своей специфике труд скульптора нуждался и в материалах, и в условиях работы, обеспечить которыми в те тяжелые дни, казалось, было невозможно. К сожалению, далеко не все произведения, выполненные тогда в пластилине и воске, удавалось перевести в гипс. Многие работы погибли, иные «перевоплощались» из-за недостатка материала в другие вещи. Но скульпторы делали все возможное, чтобы сохранить свои произведения.

В. Пинчук в конце 1941 года создает скульптуру «Балтиец», полную динамики и экспрессии, А. Стрекавин лепит фигуры сталеваров, В. Боголюбов задумывает многофигурный памятник, посвященный Великой Отечественной воине. Работают скульпторы А. Петошина, В. Драчинская, Т. Кирпичникова, А. Гунниус, Т. Линде, В. Гущина.

В.Пинчук. «Балтиец»,1942

В.Лишев «Проверка документов» 1941- 42

Т.Кирпичникова. Дети – помощники партизан,1942

А. Андреева-Петошина «Партизанка» 1942

В.Пинчук «Клятва мести» 1942

Художники устраивали выставки и их обсуждения, проводили творческие вечера, выпускали печатную продукцию и тем внесли свой вклад в достижение общей цели - Победы над врагом.

И вот, наконец, блокада была прорвана. Из дневника художницы Остроумовой-Лебедевой А.П.: «Сегодня по радио сообщили приказ войскам Ленинградского фронта. Что после этого было! Все обнимались, целовались, кричали, плакали. Потом начался салют ленинградским войскам, освободившим Ленинград. Какое грандиозное зрелище мы пережили. 24 залпа из 324 орудий. Орудия стреляли с военных судов и с разных концов Ленинграда - орудия у Смольного, на Марсовом поле, на Дворцовой площади и во многих других местах. Это было в 8 часов вечера. Ночь была темная. Огненные фонтаны красных, зеленых, голубых и белых ракет высоко взлетали в небо. Кругом раздавались крики «ура» обезумевших от радости людей».

А. Ф. Пахомов «Салют 27 января 1944», 1944.

Из серии "Ленинград в дни блокады" (1941-1944).

А. П. Остроумова-Лебедева «Салют», 1944.

«...И снова мир с восторгом слышит Салюта русского раскат.О, это полной грудью дышит Освобожденный Ленинград!»

Ольга БерггольцЛенинградский салют27 января 1944

Тем, кто родился после войны, многого уже не понять и того, что пережило военное поколение - не пережить. Можно только слушать рассказы тех, кто выжил, и постараться осознать, попытаться почувствовать, что они пережили, и сохранить это в памяти... И отдать дань вечного уважения и вечной благодарности. Те, кто пережил блокаду, были обычными людьми. Они сумели совершить невозможное - пережить ледяной ад. И не только пережить, но и остаться людьми. Они уходят, и вместе с ними уходит история. От нас зависит, чтобы она не ушла навсегда. Несмотря на тяжелейшие условия жизни в блокадном Ленинграде, художественная жизнь не угасала в нем на протяжении всей героической обороны города. Мастера живописи, скульптуры, графики создали произведения, которые ныне стали документами времени, несущими правду о жизни и борьбе ленинградцев.

Используемая литература и Интернет-ресурсы:

  1. Никифорова И.В. «Художники осажденного города».- М., «Искусство»,1985

  2. «Санкт-Петербург. Портрет города и горожан».- СПб: Palace Editions, 2003. /

  3. /posters/artists/kokorekin/

  4. /rus/museums/

  5. /gal2/photo7.htm

  6. /ru/editions/video-blokada.shtml

  7. /rus_hist/authors

  8. /destiny/62/

  9. /index.html

  10. /battles/Blokada/

1. Название проекта – Изобразительноен искусство блокадного Ленинграда.   2. Авторы – Белоглазова Дарья, e-mail: [email protected]; Хилькевич Елена, e-mail:

[email protected]   3. Научный руководитель – Миронова Наталья Константиновна,

e-mail: [email protected]   4. Центр образования №109, 117513, г. Москва, ул. Бакулева, д.20,

Тел. 8-499-737-48-58, e-mail: [email protected]

refdb.ru

«Наш фильм сможет пробудить интерес зрителя к истории баржи 752»

В Санкт-Петербурге завершаются съемки отечественного фильма-катастрофы «Спасти Ленинград». Картина основана на реальных событиях и рассказывает о трагедии на барже 752, произошедшей в сентябре 1941 года. Судно, перевозившее около 1500 пассажиров из Осиновца на другой берег Ладоги, потерпело крушение в шторм, а также было бомбардировано вражескими самолетами, прилетевшими на сигнал SOS. Погибло более тысячи человек, чуть более 200 человек смогли спастись. Данные о трагедии на барже 752 были засекречены до 2004 года и до сих пор о крушении судна знают лишь немногие. Корреспондент «Киноафиши. Инфо» побывала на съемочной площадке и поговорила с режиссером о картине.

Фотография со съемок фильма «Спасти Ленинград»

Сюжет фильма: Действие картины «Спасти Ленинград» умещается в один день сентября 1941. Это — история, основанная на реальных событиях, положивших начало великой «Дороге Жизни». Юные влюбленные Костя (его сыграл внук Андрея Миронова Андрей Удалов) и Настя (Мария Мельникова) волею обстоятельств оказываются на барже, которая должна вывезти людей из блокадного Ленинграда. Ночью судно попадает в шторм и терпит бедствие. На месте катастрофы первыми оказываются вовсе не спасатели, а вражеские самолеты…

Фотография со съемок фильма «Спасти Ленинград»

Алексей, почему вы решили экранизировать историю ладожской трагедии?

Я читал воспоминания очевидцев и меня потряс сам факт: когда баржа была уничтожена, по Неве плавали детские панамки, чемоданчики, игрушки. У меня даже голос дрожит, когда я себе представляю этот ужас. История меня зацепила, я стал интересоваться трагедией глубже. Впоследствии мой интерес перерос в сценарий картины «Баржа 752», которая сейчас называется «Спасти Ленинград». На судне были военные, которые отправлялись не в эвакуацию, а на фронт. Они искали путь к спасению ленинградцев, но стали жертвами.

На чем основан сценарий картины?

Большую работу в архивах проделала писатель Неонилла Самухина, у которой на барже погибла бабушка. Неонилла до сих пор работает с документами, восстанавливая информацию о погибших. Какие-то вещи нам подсказывали очевидцы трагедии либо участники похожих событий. Например, Галина Кузнецова рассказала нам о своём путешествии в эвакуации на подобной барже через Ладогу. Её рассказ был очень близок к тому, что происходило на барже 752, так как их тоже бомбили самолёты. Мы так вдохновились ее рассказом, что решили подать историю баржи 752 от первого лица. К слову, 9 мая 2018 года наша съемочная группа совместно с родственниками погибших на барже прошли единой колонной по Невскому проспекту. Этот эпизод завершает фильм.

Фотография со съемок фильма «Спасти Ленинград»

Сколько документальной правды в вашей картине?

Учитывая, что лента выйдет в широкий прокат, нам было важно сделать не только реалистичную, но и интересную историю. Зритель должен погрузиться в сюжет — для нас это первоочередная задача. Все детали в картину уместить невозможно. Наш фильм сможет пробудить интерес зрителя к событиям того дня.

«Спасти Ленинград» — это фильм-катастрофа или все же драма?

В картине больше экшна, нежели драмы. Активные действия в ленте занимают около 40 минут при общем метраже в час сорок. Так же одна из главных линий нашей картины — любовная. А еще, конечно, в фильме происходит героическая трансформация главных героев.  

Фотография со съемок фильма «Спасти Ленинград»

Что в работе над фильмом оказалось для вас самым сложным?

Пожалуй, то, что вы сейчас видите в павильоне, и есть самое сложное. Съемки эпизодов шторма на Ладоге довольно сложно исполнить. Признаться, подобных сцен в нашем кинематографе, пожалуй, нет. Наша команда потратила немало усилий для того, что бы каждый эпизод выглядел впечатляюще на экране. Многие сцены мы снимали на настоящей реконструированной барже, в павильоне у нас представлен ее фрагмент. При помощи водосбросов и ветродуев создаем волну, в дальнейшем штормовые эпизоды дорабатываются компьютерной графикой. Сейчас у нас готов практически весь материал за исключением нескольких сцен. Считаю, что многое из задуманного нам удалось реализовать.

Фотография со съемок фильма «Спасти Ленинград»

Как вы погружали актеров в события сентября 1941 года?

Своей заслугой я считаю удачный кастинг. Почти все наши актеры из Санкт-Петербурга, и для них это история родного города В особенности, хороша Маша Мельникова в главной роли. К слову, ее я нашел случайно. Однажды мы с ее матерью, Анастасией Мельниковой, решили обсудить картину у нее дома. Там я увидел очаровательную Машу, сидящую за роялем. Из гостей я вышел с абсолютным ощущением, что нашел главную героиню для своего фильма. Партнер Маши по картине, актер Андрей Удалов, на протяжении всей зимы приезжал в Петербург на репетиции парных эпизодов. Мы много времени проводили вместе: гуляли, общались. Я лишь сознательно сближал актеров, хотел установить между ними связь, чтобы избежать формальных рабочих отношений.

Фотография со съемок фильма «Спасти Ленинград»

СМИ активно сравнивают ваш фильм с «Титаником», как вы к этому относитесь?

Наша съемочная группа уже давно для себя эти параллели не проводит. Наша история скорее о самопожертвовании во имя любви, людей и родного города. Роднят эти две истории большие человеческие потери, из-за чего трагедию на барже окрестили «Ладожским Титаником». И, конечно, в кино, как и в жизни — никуда без любви.

Выход картины «Спасти Ленинград» будет приурочен к годовщине снятия блокады Ленинграда и выйдет в широкий прокат 31 января 2019 года.

Беседовала Екатерина Радюк

Редакция благодарит за фотографии Валентина Беликова

www.kinoafisha.info

Блокадный Ленинград: фотохроника - Блог с картинками

Блокада Ленинграда длилась с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года — 872 дня. К началу блокады в городе имелись лишь недостаточные по объёму запасы продовольствия и топлива. Единственным путём сообщения с блокадным Ленинградом оставалось Ладожское озеро, находящееся в пределах досягаемости артиллерии осаждающих. Пропускная способность этой транспортной артерии была несоответствующей потребностям города. Начавшийся в городе голод, усугублённый проблемами с отоплением и транспортом, привёл к сотням тысяч смертей среди жителей. По разным оценкам за годы блокады погибло от 300 тыс. до 1,5 млн человек. На Нюрнбергском процессе фигурировало число 632 тысячи человек. Только 3 % из них погибли от бомбёжек и артобстрелов, остальные 97 % умерли от голода. Фотографии ленинградки С.И. Петровой, пережившей блокаду. Сделаны в мае 1941 года, в мае 1942 года и в октябре 1942 года соответственно:

 

 

«Медный всадник» в блокадном облачении.

 

Окна заклеивались крест-накрест бумагой, чтобы не трескались от взрывов

 

Дворцовая площадь

 

Сбор урожая капусты у Исаакиевского собора

 

 

Артобстрел. Сентябрь 1941

 

Тренировочные занятия «бойцов» группы самозащиты ленинградского детдома №17.

 

Новый год в хирургическом отделении Городской детской больницы имени доктора Раухфуса

 

Невский проспект зимой. Здание с проломом в стене — дом Энгельгардта, Невский проспект, д.30. Пролом — результат попадания немецкой авиабомбы.

 

Батарея зенитных орудий у Исаакиевского собора ведет огонь, отражая ночной налет немецкой авиации.

 

У мест, где жители брали воду образовывались огромные ледяные горки от расплесканой на морозе воды. Эти горки были серьезным препятствием для ослабевших от голода людей.

 

Токарь 3-го разряда Вера Тихова, отец и два брата которой ушли на фронт

 

Грузовые автомобили вывозят людей из Ленинграда. «Дорога Жизни» — единственный путь в осажденный город для его снабжения, проходил по Ладожскому озеру

 

Учительница музыки Нина Михайловна Никитина и ее дети Миша и Наташа делят блокадный паек. Рассказывали про особое отношение блокадников к хлебу и прочей пище уже после войны. Они все всегда съедали до чиста, не оставляя ни одной крошки. Холодильник забитый продуктами до отказа это тоже была для них норма.

 

Хлебная карточка блокадника. В самый страшный период зимы 1941-42 года (температура падала ниже 30 градусов) выдавали 250 г хлеба в день на работника физического труда и 150 г всем остальным.

 

 

Голодающие ленинградцы пытаются добыть мясо, разделывая труп погибшей лошади. Одна из самых страшных страниц блокады - каннибализм. За людоедство и сопряженные с ним убийства в блокадном Ленинграде было осуждено более 2 тыс. человек. В большинстве случаев людоедов ждал расстрел.

 

Заградительные аэростаты. Воздушные шары на тросах, которые мешали самолетам врага летать низко. Наполнялись аэростаты газом из газгольдеров

 

Транспортировка газгольдера на углу Лиговского проспекта и Разъезжей улицы 1943 г.

 

Жители блокадного Ленинграда набирают воду, появившуюся после артобстрела в пробоинах в асфальте на Невском проспекте

 

В бомбоубежище во время авианалета

 

Школьницы Валя Иванова и Валя Игнатович, потушившие две зажигательные бомбы, упавшие на чердак их дома.

 

Жертва немецкого артобстрела на Невском проспекте.

 

Пожарные смывают с асфальта на Невском проспекте кровь ленинградцев, убитых в результате немецкого артобстрела.

 

Таня Савичева - ленинградская школьница, которая с начала блокады Ленинграда начала вести дневник в записной книжке. В этом дневнике, ставшем один из символов ленинградской блокады, всего 9 страниц, и на шести из них даты смерти близких людей. 1) 28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12 часов утра. 2) Бабушка умерла 25. января 1942-го, в 3 часа дня. 3) Лёка умер 17 марта в 5 часов утра. 4) Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи. 5) Дядя Лёша 10 мая в 4 часа дня. 6) Мама — 13 мая в 730 утра. 7) Савичевы умерли. 8) Умерли все. 9) Осталась одна Таня. В начале марта 1944 года Таню отправили в Понетаевский дом инвалидов в селе Понетаевка, в 25 километрах от Красного Бора, где она умерла 1 июля 1944 в возрасте 14-ти с половиной лет от туберкулёза кишечника, ослепнув незадолго до смерти.

 

 

9 августа 1942 г. в блокадном Ленинграде впервые прозвучала 7-я симфония Шостаковича - "Ленинградская". Зал филармонии был полон. Публика была самой разнообразной. На концерт пришли моряки, вооруженные пехотинцы, одетые в фуфайки бойцы ПВО, исхудавшие завсегдатаи филармонии. Исполнение симфонии длилось 80 минут. Всё это время орудия врага безмолвствовали: артиллеристы, защищавшие город, получили приказ — во что бы то ни стало подавлять огонь немецких орудий. Новое произведение Шостаковича потрясло слушателей: многие из них плакали, не скрывая слёз. Во время исполнения симфония транслировалась по радио, а также по громкоговорителям городской сети.

 

Дмитрий Шостакович в пожарном костюме. Во время блокады в Ленинграде Шостакович вместе со студентами выезжал за город на рытьё окопов, дежурил на крыше консерватории во время бомбежек, а когда стихал грохот бомб, снова приступал к сочинению симфонии. Впоследствии, узнав о дежурствах Шостаковича, Борис Филиппов, возглавлявший в Москве Дом работников искусств, высказал сомнение, стоило ли композитору так рисковать собой – "ведь это могло бы лишить нас Седьмой симфонии", и услышал в ответ: "А может быть, иначе и не было бы этой симфонии. Всё это надо было прочувствовать и пережить".

 

 

 

Жители блокадного Ленинграда на уборке улиц от снега.

 

Зенитчики с аппаратом для "прослушивания" неба.

 

В последний путь. Невский проспект. Весна 1942

 

После артобстрела.

 

 

 

На постройке противотанкового рва

 

На Невском проспекте у кинотеатра «Художественный». Кинотеатр под тем же названием существует до сих пор по Невскому проспекту, 67.

 

 

Воронка от авиабомбы на набережной Фонтанки.

 

Прощание со сверстником.

 

 

Группа детей из детского сада Октябрьского района на прогулке. Улица Дзержинского (ныне Гороховая улица).

 

 

В разрушенной квартире

 

Жители блокадного Ленинграда разбирают на дрова крышу здания.

 

Возле булочной после получения хлебного пайка.

 

Угол Невского и Лиговского проспектов. Жертвы одного из первых первых артобстрелов

 

Ленинградский школьник Андрей Новиков дает сигнал воздушной тревоги.

 

На проспекте Володарского. Сентябрь 1941

 

Художник за этюдом

 

 

Проводы на фронт

 

Моряки Балтийского флота с девочкой Люсей, родители которой умерли во время блокады.

 

Памятная надпись на доме №14 по Невскому проспекту

 

Диорама Центрального музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе

 

 

 

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

magesqueen.livejournal.com

Цветные фотографии Ленинграда довоенного времени

Эти фотографии Ленинграда довоенного времени (1931 год) и его окрестностей были представлены широкой публике в 2011 году. Их автор — американский фотограф-путешественник Брэнсон ДеКу (1892–1941), объездивший со своей камерой чуть ли не весь мир.

Более 10 000 раскрашенных стеклянных диапозитивов с уникальными снимками путешественника сейчас хранятся в Калифорнийском университете города Санта-Круз.

На фотографиях Ленинграда довоенного времени запечатлены все главные достопримечательности города: Зимний дворец, Исаакиевский собор, Спас на Крови и многое другое.

Смотрите, также, Москву 1956 года в фотографиях.

26 фото

Цветные фотографии Ленинграда довоенного времени

Невский проспект:

Цветные фотографии Ленинграда довоенного времени

Невский проспект:

Цветные фотографии Ленинграда довоенного времени

Вид с набережной канала Грибоедова на храм Спас на Крови:

Цветные фотографии Ленинграда довоенного времениНевский проспект:

Цветные фотографии Ленинграда довоенного времени

Невский проспект:

Цветные фотографии Ленинграда довоенного времени

Набережная Невы у Адмиралтейства:

Цветные фотографии Ленинграда довоенного времени

Ростральная колонна на Васильевском острове:

Цветные фотографии Ленинграда довоенного времени

Вид на город с с купола Исаакиевского собора:

Цветные фотографии Ленинграда довоенного времени

Турист:

Цветные фотографии Ленинграда довоенного времени

Дворцовая площадь:

Цветные фотографии Ленинграда довоенного времени

Елагин дворец:

Цветные фотографии Ленинграда довоенного времени

Елагин дворец:

Цветные фотографии Ленинграда довоенного времени

Елагин дворец:

Цветные фотографии Ленинграда довоенного времени

Купальщики на пляже Елагина острова:

Цветные фотографии Ленинграда довоенного времени

В порту:

Цветные фотографии Ленинграда довоенного времени

Эрмитаж — один из крупнейших в мире художественных и культурно-исторических музеев:

Цветные фотографии Ленинграда довоенного времени

Эрмитаж:

Цветные фотографии Ленинграда довоенного времени

Эрмитаж:

Цветные фотографии Ленинграда довоенного времени

У Эрмитажа. Напоминаем, что это фотографии 1931 года. Раскрашенные автором стеклянные диапозитивы:

Цветные фотографии Ленинграда довоенного времени

Вид на Исаакиевский собор:

Цветные фотографии Ленинграда довоенного времени

Исаакиевский собор:

Цветные фотографии Ленинграда довоенного времени

На улице:

Цветные фотографии Ленинграда довоенного времени

Памятник императору Николаю I на Исаакиевской площади:

Цветные фотографии Ленинграда довоенного времени

Памятник Петру I на фоне Адмиралтейства:

Цветные фотографии Ленинграда довоенного времени

Московские Триумфальные Ворота:

Цветные фотографии Ленинграда довоенного времени

Московский проспект и Новодевичий монастырь:

Цветные фотографии Ленинграда довоенного времени

loveopium.ru

Ленинград 60-х: humus

хумус (humus) wrote, 2013-05-18 12:29:00 хумусhumus 2013-05-18 12:29:00 МАНТРА: ВСЕ КЛИКАБЕЛЬНОисточник

  • Remove all links in selection

    Remove all links in selection

    {{ bubble.options.editMode ? 'Save' : 'Insert' }}

    {{ bubble.options.editMode ? 'Save' : 'Insert' }}

PhotoHint http://pics.livejournal.com/igrick/pic/000r1edq

humus.livejournal.com

Дождь прошёл. О ленинградской живописи 1940-1980-х

Оригинал взят у leningradartist в Дождь прошёл. О ленинградской живописи 1940-1980-х

В. Овчинников. Дождь прошёл. 1961

Тема дождя занимает в ленинградской живописи особое место. Само существование пейзажа настроения без неё было бы немыслимо. Она вмещает все оттенки душевных переживаний, столь важных и притягательных для русских художников во все времена. Оказывается, и на эту тему можно взглянуть сквозь замочную скважину. Недавно прочитал в НЛО у известного британского филолога-русиста Катрионы Келли поразившие меня рассуждения о связи «не совсем хорошей погоды» в советской живописи и поэзии (и, в частности, в ленинградских пейзажах А. М. Семёнова) с ... «новой художественной свободой» и её противопоставлением требованиям канонов соцреализма изображать «лишь хорошую погоду - голубое небо, яркое солнце и т. п. (Катриона Келли. Сорок сороков дождей. Как делали "петербургскую погоду" / НЛО, 2009, № 99).

А. Семёнов. На Кировском проспекте. 1965

П. Литвинский. Дождь на Невском. 1964

В. Овчинников. Вид на Андреевский собор. 1974

А. Семёнов. После дождя. 1976

Корнеев-Мокрое утро

Б. Корнеев. Мокрое утро. 1962

В. Назина. Девочка с зонтиком. 1962

А. Семёнов. Малая Садовая. 1979

В. Овчинников. Перед дождём. 1954

А. Семёнов. На Дворцовой площади. 1965

С. Невельштейн. Перед грозой. 1948

А. Семёнов. Дождливый день в Летнем саду. 1961

С. Осипов. Дождливый день. 1980

А. Семёнов. Дождливый день. 1977

leningradschool.livejournal.com