Аристарх Лентулов. Образы поколения. - ru_art links. Лентулов картины


Лентулов Аристарх Васильевич, картины и биография художника

Аристарх Лентулов, прозванный «художником солнца», писал солнце всю жизнь. Солнечный свет и звук — вот два главных отличительных качества его картин. Американский эксперт по русской живописи, искусствовед Джон Боулт уверен, что Лентулов для российской живописи — фигура того же масштаба, что Матисс для мировой.

Молодой и дерзкий

Аристарх Лентулов родился в семье священника в Пензенской губернии. Когда ему исполнилось два года, отец умер. Мать надеялась, что сын продолжит его дело и отдала мальчика в духовное училище, а потом в семинарию. Но эта сфера совершенно не привлекала юного Лентулова, хоть и напомнила о себе в дальнейшем — хорошее знание художником русской иконы отсюда.

Вскоре Аристарх оставил семинарию и поступил в Пензенское художественное училище, а продолжил обучение в Киевском художественном училище. О том, что у него с Киевом не сложилось, обычно говорят обтекаемо, мол, из-за дерзкого нрава его выставили. Немного подробнее остановимся на дерзком нраве. Аристарх Васильевич как-то решил «подправить и украсить» этюд преподавателя Селезнева, логическим продолжением чего стало прощание с Киевом и возвращение в Пензенское училище, которое он успешно закончил (вероятно, не пытаясь более учить рисовать преподавателей).

Хулиганский нрав мастера проявился и при попытке поступить в Академию художеств в Петербурге. Сдавая вступительный экзамен, он писал натурщицу. Проходивший мимо преподаватель съязвил: «Где же это вы, молодой человек, увидели на носу у модели зеленый цвет?». Лентулов в ответ нахально заявил: «А вы разве не видите? В таком случае мне вас жаль!». И действительно, цвета он видел явно в более широком спектре, чем традиционно принято. Лица жены и дочери: зеленый, синий, серый, малиновый, голубой — выбирай себе любой! После этой выходки на экзамене можно было смело собирать вещи и возвращаться в Пензу, но в дело вмешался счастливый случай. Строптивого абитуриента заметил Дмитрий Кардовский и пригласил посещать свои занятия неофициально, без сдачи экзамена и получения диплома.

«Бубновый валет» и дом Лентуловых

Художник остается в Петербурге и знакомится с футуристами — Бурлюками, Каменским, Кончаловским. Аристарх Васильевич Лентулов выставляет свои картины, в том числе, на самой первой авангардной русской выставке «Венок». В эти годы (1908−1910) в его работах заметно влияние символистов и импрессионистов.

В 1908 году Аристарх Васильевич переезжает в Москву, женится на молоденькой курсистке Марии, с которой счастливо проживет всю жизнь, и вместе с Михаилом Ларионовым и Давидом Бурлюком организовывает творческое объединение «Бубновый валет». Искусствовед Дмитрий Сарабьянов считал Лентулова самым смелым экспериментатором этого сообщества. В первую очередь, речь о том, что он одним из первых «бубнововалетовцев» оказался на границе фигуративности и беспредметности и первый выбрал ориентировкой цвет. Сам Лентулов говорит, что он цветом изображал то же, что Маяковский — словом. И действительно, стихи Маяковского как нельзя лучше описывают процесс и результат творений «художника солнца»:Я сразу смазал карту будня, плеснувши краску из стакана…

Аристарха нельзя было не заметить. Громадный богатырь (что он иронично отобразил в автопортрете «Великий художник»), чуть неуклюжий, абсолютно естественный, добродушный и оптимистичный. Эдакий «здоровый дядька» из пензенского села, по описанию Абрама Эфроса, «крупный и плечистый, с раскатистым голосом и широким жестом, с воспитанием семинариста-бурсака».

В 1911 году художник решает продолжить свое образование в Париже, он поступает в Академию живописи «Ла Палетт», увлекается творчеством Эжена Делакруа и Теодора Жерико, а с Фернаном Леже и Анри ле Фоконье завязывает приятельские отношения. Французы прозвали Лентулова «футуристом a la russe». Особо сильное влияние, которое в полной мере проявилось позже, оказал на художника Робер Делоне.

Кубизм стал для Лентулова открытием и источником вдохновения. По возвращении он создает серию натюрмортов, в которых пространство максимально абстрагировано, а цветовая сочность и насыщенность играют главную роль («Астры»).

Симфония цвета и звука в архитектурных пейзажах

В Россию Лентулов вернулся в 1912 году. Знакомство с западными шедеврами словно развязало ему руки, он пишет легко, свободно, вдохновенно, щедро наполняя свои картины солнечным светом. В этот период он создает ряд ставших знаменитыми панно, так называемые архитектурные пейзажи: «Москва», «Звон», «Василий Блаженный». Особенность их — ощущение звона, шума, гула. Обращает внимание озаренность удивительным, буквально сказочным светом. Архитектурные картины Лентулова сопоставимы с народными сказками, глядя на них, так и хочется начать: «В некотором царстве, некотором государстве».

Дом Лентуловых в это время становится центром притяжения. У них постоянно бывают художники, режиссеры, композиторы. Аристарх Лентулов и его жена были очень гостеприимными людьми. Она умела создать атмосферу, в которой хотелось оказаться снова и снова, а Лентулов просто очень любил, когда приходили гости. Традиционные вечеринки начинались с философских разговоров об искусстве, а потом, вслед за вином, следовали игры, шарады, чтение стихов, рояль, песни. Сам Лентулов обладал идеальным слухом и приятным баритоном. По воспоминаниям его дочери, искусствоведа Марианны Лентуловой, за работой он всегда напевал, причем мог исполнять наизусть целые арии.

Лентулов в стране советской

Идеи Октябрьской революции Аристарх Лентулов воспринял с вдохновением. Мысль об эмиграции ему даже не приходила в голову, он видел свое место в новой России. Лентулов создавал декорации к празднованию первой годовщины Октября. И если Марк Шагал в это время устроил не сопоставимое ни с чем граффити на заборах, опоясывающих Витебск, то Аристарх Лентулов «резвился» в белокаменной. «Кто в Октябрьскую годовщину выкрасил деревья и газоны скверов Театральной площади в неистово фиолетовый цвет темперой, какой пишут в театре декорации? Лентулов!» — писал по этому поводу искусствовед Абрам Эфрос.

Жена художника, Мария, обладала свойством, которое в своих женах мечтают увидеть большинство мужчин. Когда Аристарх Васильевич Лентулов приходил и сообщал, что через несколько часов они едут туда-то и будут делать то-то, он уже даже купил билеты, она отвечала: «Да, дорогой» — и собирала чемодан. Так была организована и поездка в Поволжье весной 1928 года, благодаря которой он написал ряд волжских пейзажей, а главное — привнес волжское солнце в Москву. Исследователи никак не могут решить, кто же дал Лентулову такое прозвище — художник солнца. Кто бы он ни был, попал в точку. «Моя страсть к солнцу и яркому свету сопутствовала мне, что называется, со дня моего рождения», — рассказывал Аристарх Лентулов.

Единственная выставка и соцреализм, не освещенный солнцем

Первая и единственная прижизненная выставка Лентулова в СССР состоялась в 1933 году. Его дочь Марианна вспоминает, что отец очень волновался, почти всю ночь не спал, подскочил в 5 утра и поехал на выставку. Там что-то переставил, расправил… Вышел на Кузнецкий мост, увидел свой главный объект — солнце и почувствовал, что сделал всё хорошо, экзамен выдержал. А когда подходил к помещению, в котором проходила выставка, издалека заприметил хвост очереди. Абсолютный успех! Ни одна картина не была снята. Нарком Бубнов, проверявший экспозицию, на следующий день приехал с женой и дочерью и провел на выставке три часа.

После этого художник ушел в тень. В последние годы жизни он обратился к соцреализму. В советское время было принято комментировать это как «обрел зрелость и свой настоящий почерк», но мы, не будучи связаны соображениями цензуры, заметим, что из его картин словно бы ушло солнце. Впрочем, теперь некоторые из них ценят высоко. «Образы поколения» в 2011 году были выставлены на лондонском Sotheby’s за полтора миллиона долларов. Правда, желающих приобрести картину не нашлось. Зато в 2013 году «Церковь в Алупке» (которая, конечно же, никакой не соцреализм) ушла на аукционе Christie’s за 3,5 миллиона долларов. А в 2014 году за 3,5 миллиона долларов на Sotheby’s были проданы «Дети с зонтами». И это были рекордные цены для картин Лентулова.

Лучшие картины Аристарха Лентулова представлены на портале Артхив, посвященному искусству.

Автор: Алена Эсаулова

artchive.ru

Живописец Аристарх Васильевич Лентулов: vakin

Аристарх Васильевич Лентулов (16 января 1882 — 15 апреля 1943) — русский и советский авангардист, театральный художник и педагог.

Деревянная церковь. 1918Аристарх Лентулов родился 16 января 1882 года в селе Черная Пятина Нижнеломовского уезда Пензенской губернии (ныне Пензенской области), в семье сельского священника. Учился живописи в Пензенском и Киевском художественных училищах, затем в частной студии Д. Н. Кардовского в Петербурге. В 1910 году стал одним из организаторов художественного объединения «Бубновый валет».

Ещё с предреволюционных времен Лентулов также активно сотрудничает с театром, оформляет спектакли в Камерном театре («Виндзорские проказницы» Шекспира, 1916), Большом театре («Прометей» Скрябина, 1919) и других.

В 1925 году принимает участие в Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств в Париже, на которой получает диплом за декорации к спектаклю «Демон».

В 1928 году Лентулов входит в состав Общества московских художников и становится его председателем (общество объединило многих участников группы «Бубновый валет»).

Помимо занятий собственно живописью Лентулов много преподает. С 1919 года он — профессор Вхутемаса-Вхутеина, с 1937 — профессор Московского художественного института имени В. И. Сурикова.

Лентулов скончался 15 апреля 1943 года в Москве. Похоронен на Ваганьковском кладбище.

Зонтики. 1910

Война. 1812

Портрет Марины Петровны Лентуловой. 1913

Астры. 1913

Кисловодский пейзаж со створками дверей (Пейзаж с воротами). 1913

Натюрморт. Самовар. 1913

Василий Блаженный. 1913

Москва 1913

Автопортрет. 1913

Звон (Колокольня Ивана Великого). 1915

Портрет Анны Сведомской. 1915

Портрет жены и дочери. 1915

Небосвод (Декоративная Москва). 1915

Нижний Новгород. 1915

Автопортрет. La Grand Peintre. 1915Автопортрет. La Grand Peintre. 1915

У Иверской. 1916

Общество за столом. Правая часть диптиха. Женщины и фрукты. 1916

Пейзаж с красным домом 1917

Молочница. 1918

Женский портрет (Портрет актрисы О.В.Гзовской). 1918

Дети в саду. 1918

Автопортрет со скрипкой. 1919

Две женщины. 1919

Портрет А. Я. Таирова. 1919-20

Пейзаж с сухими деревьями и высокими домами. (Пейзаж с лаврой). 1920

Пейзаж с белым домом и желтыми воротами. 1920-1922

Сергиев посад (Ереван ГКГ)/ 1922

В студии художника. 1923

Московские художники. 1927

Ночь на Патриарших прудах. 1928

Страстная площадь ночью. 1928

Ванна. Начало 1930-х

Морской причал. 1932

Источник - Википедия

Полностью fotki.com

vakin.livejournal.com

Аристарх Лентулов. Образы поколения. - ru_art links

Аристарх Лентулов.

01 ноября, Нью-Йорк, Аукцион Sotheby's "Important Russian Art".

Автопортрет со скрипкой. 1919

1 ноября 2011 года на аукционе Sotheby's будет выставлена на продажу картина из советского времени "Образы поколения" Аристарха Лентулова (1882-1943).Картина из частной коллекции. Эстимейт составляет $ 1,4–1,6 млн.

Образы поколенияНа аукционе лот представлен как "FACES OF A GENERATION". Oil on canvas 40 by 68 in., 101.5 by 172.5 cmwww.sothebys.com

О творчестве Аристарха Васильевича Лентулова

Творчество Аристарха Васильевича Лентулова (1882 - 1943)Аристарх Васильевич Лентулов родился 14(26) марта 1882 года в селе Ворона Нижнеломовского уезда Пензенской губернии в семье сельского священника. Его отец умер, когда мальчику было всего два года. Начальное образование будущий художник по семейной традиции получил в Пензенской духовном училище, а затем в духовной семинарии. Он ушел из семинарии и был принят на первый курс Пензенского художественного училища, где преподавали тогда К.А.Савицкий, Н.К.Грандковский, К.А.Клодт. Через два года Лентулов ушел из училища, переехал в Киев и был зачислен вольнослушателем в третий класс Киевского художественного училища. Лентулов проучился там пять лет.

На пляже 1909

"…Я был тогда уже преисполнен новых веяний под действием Врубеля, Малявина и других, стремясь ответить по-своему на эти «новые веяния» экспериментами на натуре со светом и цветом..."АлупкаКонец 1907 года Лентулов проводит в Москве. Он принимает участие в выставке «Венок-Стефанос», которую в конце ХХ века назовут «первым криком новорожденного авангарда» – в ней участвовали братья Бурлюки, Н.Гончарова, М.Ларионов, Н.Крымов, П.Кузнецов, Н.Сапунов, П.Уткин, Г.Якулов. В 1910 году в студии И.И.Машкова Лентулов познакомился с П.П.Кончаловским и все они, при самом активном участии М.Ф.Ларионова, занялись организацией выставки «Бубновый валет».

Зонтики. 1910

Гитарист. 1910

Зимой 1911 года Лентулов уехал в Париж. В январе 1912 года Лентулов выехал в Италию. Возвратившись осенью в Москву, Лентулов полон новых творческих замыслов. Середина 1910-х годов – время расцвета таланта Лентулова. В 1912 году отмечался столетний юбилей победы над Наполеоном, и Лентулов счел его достойным для воплощения в монументальном масштабе, используя приемы кубофутуризма.

Война 1812 года

Картина «Москва» открывала ряд знаменитых панно Лентулова, которые условно можно назвать архитектурными пейзажами. Облик Москвы, сохранившей старые храмы и монастыри, соседствующие с современными зданиями, предстает в монументальном полотне как бы увиденным в калейдоскоп.

Москва. 1913

Астры. 1913

Картина "Василий Блаженный", написанная в 1913 году, по праву считается лучшей в ряду его живописных панно на тему древнерусской архитектуры. Художник не уставал восхищаться этим без преувеличения уникальным памятником.

Василий Блаженный. 1913

Церковь в Солнцедаре. 1913

Гурзуф. 1913

Кисловодский пейзаж со створками дверей (Пейзаж с воротами). 1913

Нижний Новгород. 1915

Портрет Марины Петровны Лентуловой. 1913

Портрет М.П.Лентуловой с розами

Автопортрет. 1913

«Автопортрет» 1915 года занимает достойное место в ряду многочисленных и разнообразных автопортретов «бубнововалетцев». Самим автором автопортрет назван «Le grand peintre» (Великий художник).

Автопортрет. La Grand Peintre. 1915

Написанная годом позже картина «У Иверской» знаменует новый этап творчества художника. В живописную поверхность произведения включены кусочки различных по фактуре тканей – женские фигуры буквально «одеты» в фетр, бархат, шелк – и этот коллаж обогащает колористическое решение картины.

У Иверской. 1916

Конец 1910-х-начало 1920-х годов отмечены циклами пейзажей, написанных в Сергиевом Посаде и Новом Иерусалиме.

Пейзаж с белым домом и желтыми воротами. 1920-1922

Пейзаж с красным домом. 1917

Пейзаж с лаврой. 1918—1919

Пейзаж с монастырской стеной. 1920

Пейзаж с сухими деревьями и высокими домами (Пейзаж с лаврой). 1920

Пейзаж с сухими деревьями. Сергиев Посад. 1922

У Черниговской. 1919-1920

Улица в Сергиевом Посаде. 1922

Церкви. Новый Иерусалим. 1917

Ночь на патриарших прудах. 1928

Солнце над крышами. Закат. 1928

В 1930-е годы Лентулов меняет свой стиль, чтобы наиболее адекватно отразить происходящие вокруг перемены.Картины "промышленного периода", такие как "Образы поколения", самые эмоциональные в его творчестве и очень редкие. Рабочие как главные герои новой жизни - одна из главных тем его произведений этого периода.

Строители комбината. 1931

Крекинг нефтеперегонного завода

Как всегда, немного Ню ссылкой art-tourism.livejournal.com)

art-links.livejournal.com

Аристарх Васильевич Лентулов: биография

Аристарх Васильевич Лентулов – знаменитый русский художник. Его прозвали художником солнца за необычайную страсть к изображению этого светила в своих работах. Многие критики и искусствоведы сравнивают Лентулова с Матиссом. Этот человек оставил неизгладимый след в истории русской и мировой живописи.

Начало жизни

Родился будущий творец 16 апреля 1882 года в небольшом селе уезда Пензенской губернии в доме священника. Отец умер, когда юному дарованию было 2 года. Мать искренне хотела, чтобы сын тоже работал в церкви, и женщина отдала его на изучение духовных наук. Однако будущему художнику такая перспектива не понравилась, и он прекратил занятия.

Обучение

После побега из семинарии живописец поступает в местное Пензенское художественное училище. Обладая врожденным даром, он легко осваивает программу. Через какое-то время будущий талант решает попытать счастье в Киеве, поступает в художественный техникум. Его выгоняют из учебного заведения в связи с буйным своенравным характером. Дело в том, что ученик решил подкорректировать пленэр профессора Селезнева, за что пришлось заплатить отчислением.

Аристарх Васильевич Лентулов

Вернувшись на предыдущее место обучения, Аристарх Васильевич Лентулов не унывает. Получает в 1905 году аттестат и едет за новыми возможностями в Петербург, где решает поступить в академию художеств. Попытка заканчивается неудачно. Во время экзамена профессор сделал замечание Лентулову, педагог посчитал неуместным использовать зеленый оттенок в написании человеческого лица. На что абитуриент ответил: «А вы разве не видите там зеленый? В таком случае мне вас жаль!» Реакция профессора была вполне предсказуема. Но этот инцидент принес и пользу юному творцу, его приметил Дмитрий Кардовский и предложил посещать лекции на свободной основе, без зачисления и выдачи диплома.

Молодой талант продолжает совершенствоваться, в 1910 году его ждало новое Высшее учебное заведение во Франции – академия художеств Ла Палетт. Ему открываются идеи кубизма, которые в дальнейшем очень сильно отразятся на произведениях Аристарха Васильевича Лентулова. Обучение продолжалось до 1912 года, после чего живописец возвращается в Россию.

"Бубновый валет"

В 1908 году художник принимает решение переехать в Москву. В столице вместе с Михаилом Ларионовым и Давидом Бурлюком он работает над организацией выставки "Бубновый валет", на которой были представлены произведения искусства нового жанра. Создатели высказали открытый протест против реалистичных образов того времени. Даже название звучало необычно. Сам же Ларионов утверждал: «Слишком много претенциозных названий… как протест мы решили, чем хуже, тем лучше… что может быть нелепее «Бубнового валета»?». У гадалок эта карта символизировала молодость и красоту, а у каторжников, наоборот, была эфемизмом. Такое двойственное обозначение они решили дать своему мероприятию. Так состоялся первый показ картин нового поколения.

Художники затронули внимание общественности, посетителей было более двухсот человек. Это вдохнуло жизнь не просто в выставку, а в полноценную художественную организацию. В дальнейшем к ней присоединятся и Малевич, и Кандинский, и Гончарова.

Это было целое сообщество со своим уставом, целями и задачами. Они выступали с различными докладами и представлениями, стремились просветить современную общественность в вопросах изобразительного искусства.

Для бубновалетцев натюрморт стал излюбленным жанром, а поднос – одним из главных отличительных предметов в картине.

Некоторые представители этого течения могли писать несколько законченных картин за неделю. Это связано с тем, что они пренебрегали пропорциями и перспективой, что значительно ускоряло процесс работы.

Там выставлялись картины не только российских современников, но и авангардистские работы зарубежных коллег. Такие мероприятия пользовались большой популярностью.

Общество просуществовало шесть лет и распалось в связи с разногласиями участников. Его продолжением является организация «Московские живописцы», куда, конечно, вступил в свое время Аристарх Васильевич.

Годы творчества

В 1907 году заводит новые знакомства с такими знаменитыми людьми, как Наталья Гончарова, Николай Кульбин, Давид и Николай Бурлюк. Принимает участие в первой для него выставке под названием "Венок".

В 1908 году Лентулов Аристарх Васильевич заканчивает полотно «Портрет четверых». Помимо этого создает пейзажи и пленэры.

В период нахождения в Париже меняет свой стиль, знакомится с сообществом «Пюто». Академией Ла Палетт, в которой учился живописец, руководили кубисты Ж. Метценже и Ле Фоконье, с этими людьми Аристарх Васильевич Лентулов заводит знакомства. Художника поражает такое направления, как кубизм, и он активно осваивает этот стиль. Налаживает дружеское общение с Фернаном Леже и Анри ле Фоконье. В тот период живописца увлекает творчество Эжена Делакруа и Теодора Жерико, а особое влияние оказывает французский художник Робер Делоне.

По приезду из Парижа у Лентулова еще больше совершенствуется искусство живописи. Он пишет свободно, просто, вызывающе. Конечно, видно сходство с его зарубежными друзьями. В 1912 году написана картина «Аллегория войны». Один из студентов, глядя на это произведение, сказал: «Я добровольно сяду в тюрьму на 2 недели, если автор объяснит, что здесь изображено». Создатель принял вызов, но, увы… молодой человек так и не явился на суд. В те годы общество с осторожностью принимало такое искусство, так как для русского человека это было что-то новое и ещё неизведанное.

С 1912 по 1914 год Аристарх Васильевич активно увлекается бесформенными натюрмортами и пейзажами Москвы.

Лентунов Аристарх ВасильевичСо временем его произведения обретают все более четкие формы. Но кубизм живет в создателе до конца жизни. Также автор изображает почти на всех своих работах солнце, это отличительная черта Лентулова. Каждая из его картин наполнена светом. Как признавался сам создатель, некоторые были списаны с натуры, что чуть не лишило художника зрения.

В 1915 году создает свой автопортрет «Великий художник». Портрет абсолютно соответствует реальности, творец и в жизни был таким же добродушным, широкоплечим, неуклюжим богатырем. А краски произведения передают то самое солнце, которое исходило у него изнутри.

Революция 1917 года тоже отразилась на полотнах живописца. На основе эмоций, вызванных февральскими событиями, пишет картину «Мир. Торжество. Освобождение».

Самой знаменитой работой начала 20-х годов становится очередной автопортрет. Он был уже более сдержан, но все ещё наполнен кубизмом.

20-30 гг. Аристарх Васильевич Лентулов полностью меняет свой почерк. Считается, что это нормальный переход в зрелость и в этом нет ничего особенного. Теперь его полотна написаны в стиле соцреализма. Однако критики замечают, что из произведений словно ушло солнце.

В 1933 году прошла первая выставка художника. К сожалению, это было единственное подобное мероприятие, состоявшееся при жизни Аристарха Васильевича.

Личная жизнь

В 1908 году после переезда в Москву кубист взял в жены молодую девушку Марию Рукину, с которой был счастлив на протяжении всей жизни.

У него была единственная дочь – Лентулова Марианна, которая пошла по стопам отца и углубилась в искусство. Только, в отличие от Аристарха, она – искусствовед.

Вот так прошла личная жизнь знаменитого творца. Без особых приключений и историй.

Картины

Аристарх Васильевич Лентулов "Ночь на патриарших прудах"Аристарх Васильевич Лентулов «Ночь на патриарших прудах». Знаменитая работа, написанная в 1928 году, на данный момент находится в Третьяковской галерее.

Произведения Аристарха Васильевича Лентулова

Аукционное полотно «Церковь в Алупке». Картина была продана за 3,5 миллиона долларов в 2013 году.

Аристарх Васильевич Лентулов "Москва"Еще одно популярное произведение, написанное в 1913 году, тоже находится в Третьяковской галерее. Аристарх Васильевич Лентулов «Москва». Про эту картину писали в одном из современных американских журналов: "This is the best image of Moscow". Аристарх Васильевич Лентулов был бы доволен такой популярностью этого шедевра, так как считал его одной из своих лучших работ.

Произведения Аристарха Васильевича Лентулова«Образы поколения» – картина, выставленная в 2011 году на аукционе за 1,5 миллиона долларов.

Аристарх Васильевич Лентулов "Закат на Волге"«Закат на Волге» Аристарх Васильевич Лентулов. Год создания 1928.

Аристарх Васильевич Лентулов "Небосвод (декоративная Москва)"В 1915 году был написан очередной солнечный пейзаж в стиле кубизма. «Небосвод – Декоративная Москва» Аристарх Васильевич Лентулов.

Необычный авторский стиль

Даже в его ранних работах доминантную роль играют чистые цвета. Чтобы усилить впечатление от работ, автор добавляет лоскутки ткани, кусочки фольги и цветной бумаги.

Сам Александр Бенуа замечал талант Аристарха Васильевича. Критик говорил, что эти произведения веселят душу и сердце.

Картины Лентулова наполнены не только светом, но ещё и звуком. Глядя на них создается ощущение, что город сейчас оживет и загудит в суматохе будней. Музыка наполняла полотна не просто так. Автор имел талант не только рисовать, но ещё и обладал отличными музыкальными данными. Он всегда напевал во время работы. Марианна утверждала, что отец мог исполнить целую арию наизусть, при этом, создавая очередной шедевр.

Преподавание

С 1918 года художник становится педагогом. Он преподавал в Строгановском училище и имел в подчинении мастерскую в ВХУТЕМе. А также был участником коллегии ИЗО Наркомпроса.

Театр

Все ближе Лентулов становится к театру, он сближается с режиссером Таировым и актрисой Коонен.

Первой его практикой оформления становится спектакль «Сказки Гофмана». Получив одобрение после первой попытки, он берется за вторую.

Следующей его работой становятся декорации к опере А. Рубинштейна «Демон». Премьера состоялась в 1919 году и пользовалась успехом долгое время. Через шесть лет макеты взяли призовое место на Международной выставке.

Конец жизни

В 1941 году, когда немцы наступали, людей эвакуировали из Москвы. Лентулов ехал вместе с работниками культуры. Однако еще в самом начале пути сильно заболел и покинул экипаж, вместе со своей семьей. Они остановились в Ульяновске, где прожили целый год. Затем вернулись в столицу, где живописец перенес серьезную операцию. 15 апреля 1943 года нас покинул знаменитый русский живописец Лентулов Аристарх Васильевич.

fb.ru

Аристарх Лентулов

aristarh_lentulov6

Автопортрет. 1910

(Начало здесь) С 1908 года Аристарх Лентулов начинает отсчет своего  бурного десятилетия, сделавшее его классиком русского авангарда. В 1908 год он пишет этапную работу «Автопортрет в красном», которой завершился поиск своего стиля. В этот же год  он женится на Марии Рукиной, ставшей его музой и моделью. 

Ему двадцать шесть, художник полон энтузиазма и планов, он нашел свои любимые цвета, ставшие своеобразной визитной карточкой: красно-коричневый и ярко-зеленый, присутствующие почти во всех его ранних работах.

В это время художник активно примеряет на себя французскую живопись и проходит увлечение импрессионизмом, сезаннизмом, кубизмом, футуризмом, кубофутуризмом. В 1908 году появляется явно не-лентуловская  «Купальня», написанная в духе импрессионизма, а в 1909 - «Купальщицы» с явным отсылом к  Сезанну.

aristarh_lentulov1

Купальщицы. 1909

"Купальщицы" Лентулова - это гимн природе, счастью и любви, в которых у него тогда не было недостатка. Моделью для всех трех купальщиц была его любимая жена Мария. Но в 1910 году у художника появляются две  картины, которые не были похожи на предыдущие. Это «Распятие» и диптих «Снятие с Креста».

«Распятие» никак не вписывалось в мажорный мир солнечного Лентулова, оно страшит, потому что наполнено ужасом происходящего. Картину запретили и сняли с первой выставки «Бубнового валета». Чтобы понять ужас, исходящий от «Распятия», следует помнить о семинаристском прошлом художника. "Рапятие" - выражение личного восприятия художником трагедии, произошедшей две тысячи лет назад.

Но в диптихе «Снятие с Креста» уже нет этого ужаса, особенно во второй части, отделенной от первой простой чертой. Во второй части диптиха  Спаситель уже Воскресший, в белых одеждах, но лика Его не видно. Аристарх Васильевич не рискнул изобразить его, что для человека глубоко верующего вполне естественно.

aristarh_lentulov3

Распятие. 1910

В 1910 Аристарх Лентулов переехал в Москву и вся дальнейшая его жизнь была связана с этим городом. Увлечение Сезанном и  кубизмом привело Лентулова в Париж, где художник  учится в знаменитой Академии Ла Палетт.

В Париже он увидел Пикассо и Брака, Сезанна и Гогена, но кубистические сдвиги отдельных частей предметов, сильно повлиявшие на его стиль, были, в конечном итоге, лишь формой выражения пластичности предметов.

Главными же в картинах того периода стали декоративность, музыкальность и цветоносность образов. После возвращения из Парижа Лентулов увлечется футуристической идеей совмещения цветов и их гармонизацией, наиболее ярко выраженной в картине «Война 1812».

aristarh_lentulov

Аллегорическое изображение Отечественной войны 1812 года

Постепенно картины Аристарха Лентулова насыщались яркими  красками, становились все более экспрессивными, вбирали в себя весь арсенал стилей, которыми с молниеносной быстротой осваивал художник. Так сформировался уникальный синтетический лентуловский  стиль.

В 1913 появляется знаменитое красочное панно «Собор Василия Блаженного», в котором не сразу узнаешь тот, что на Красной площади. У Аристарха Лентулова  он развернут своими яркими куполами и красками на одной плоскости со всеми его архитектурными элементами: закомарами, куполами, наличниками, окнами, узорами, звездами со всей цветовой щедростью палитры.

Собор в духе кубизма разъят на отдельные грани, каждая из которых играет своей краской. Все это великолепие кажется сплошным нагромождением, но художник хочет показать храм как чудо, замысловатое и торжественное одновременно. И это площадное чудо - и есть  символ России.

lentulov8

Собор Василия Блаженного. 1913

Здесь есть все: народная театрализация, лубок, ярмарочная зрелищность, музыкальность. В таком же стиле написано и другое грандиозное панно «Москва» (1913). Такую Москву, по его словам, он увидел с самой высокой точки - с колокольни Ивана Великого. Тогда она предстала ему как результат многовековой истории государства Российского во всей красе и многообразии.

Через два года (1915) Аристарх Лентулов выставляет новое декоративное панно «Звон», тоже с колокольней Ивана Великого. В нем  многие совершенно точно увидели полифонию пасхальных малиновых звонов. Звуковые волны в виде полукружий растекаются по всему полотну, отражаясь от центра – звонаря на колокольне.

Звуковые волны задают динамику, экспрессию, цветовую гармонию. Двоящиеся силуэты колокольни и купола храма вибрируют в такт колокольному звону, создавая впечатление, что на них играют как на струнах гитары. Несмотря на кубофутуристические сдвиги, здесь все узнаваемо: и купола, и арки, и проемы.

aristarh_lentulov5

Звон (Колокольня Ивана Великого. 1915

И все это уходит в  глубину русской иконописной традиции с ее обратной перспективой, плоскостным изображением, устремленностью от земли к небу, цветовой палитрой Красной Пасхи, невесомостью форм и монументальностью. Это еще одно подтверждение тому, что весь русский авангард вышел из русской иконы.

Красный цвет – это еще и предвестник трагических событий, которые разыграются всего через два года. Художник – это предвестник, улавливающий волны грядущего на подсознательном уровне. Аристарх Лентулов был одним из таких художников, который почувствовал надвигающуюся катастрофу.

Особенно нужно сказать о его портретах. Нельзя назвать художника  блестящим портретистом, но он выработал свою формулу: писать не того, кто перед тобой, а впечатление, которое человек производит. Таковы все его портреты: С.Лобачева (1913),  М.П. Лентуловой с розами (1913), жены и дочери (1915), Н.Сведонской (1915), неизвестной в голубом (1916), актрис О.Гзовской (1918) и А.Хохловой (1919),  И.Малютина (1918), А.Таирова (1919-1920), Н. Соловьева  и многих других.

aristarh_lentulov7

М.П.Лентулова с розами. 1913

Портреты Аристарх Лентулов писал и после революции, писал блестяще, но со временем в них становилось все меньше кубизма и сдвигов, появился реализм и натурализм, постепенно уходили яркие звонкие цвета и глуше становилась палитра. В тридцатые годы художник и вовсе отказался от своего раннего стиля.

Несколько слов о пейзаже, которые Аристарх Васильевич любил писать, особенно городские. Это и  широкий Нижний Новгород, и созерцательный Гурзуф, и совершенно необычный Сергиев Посад с уходящей в небо Троице-Сергиевой Лаврой, и, конечно, Москва.

Все творчество Аристарха Лентулова, вплоть до тридцатого года, было стремлением  преодолеть ограниченность изображения на холсте, наполнить его звуком, движением, ярким светом, увести читателя за грань не только холста, но и этого мира, туда, где нет смерти.

aristarh_lentulov4

Пейзаж. 1913

Революцию семнадцатого года Аристарх Васильевич принял с радостью, считая ее революцией бунтарей. Когда многие его друзья-художники оказались за границей, он еще какое-то время держался: на своем прежнем авторитете, на желании служить новому государству. За него был сам Луначарский и художника не трогали.

Свой потенциал он теперь все больше реализует в театре, где оформляет спектакли. В общей сложности Лентулов оформил двадцать постановок. Кроме того, он много преподает и участвовал в исполнении государственного заказа по оформлению столиц к годовщинам революции.

Аристарх Лентулов  начал много ездить по стране и писать индустриальные пейзажи: «Крекинг нефтеперегонного завода», «Керченский завод», «Чтение газеты», «Обеденный перерыв», «Строители комбината», многие их которых канули в Лету. Но все они получались серыми и безрадостными, даже если на лицах рабочих была улыбка. Из картин ушел цвет, эксперимент и солнце, превратившее в фон, на котором разыгрывалась трагедия страны.

aristarh_lentulov8

Строители комбината. 1931

В чем-то Лентулов повторил судьбу поэтессы Марии Шкапской. В начале тридцатых художник перебрался на 101 километр, в поселок «Пески», где рисовал последние остававшиеся не разрушенными церкви. По этому поводу шутили, что художник ушел в пески.

Последняя прижизненная персональная выставка Аристарха Васильевича прошла в 1933 году. На ней он выставил все свои ранние работы. Наркомпрос, принимавший выставку, ни одну из них не снял. Тогда художник записал в своем дневнике: «Я выдержал экзамен". Это была одна из последних дневниковых записей гениального Аристарха Лентулова…

aristarh_lentulov9

Солнце над крышами. 1928

Тина Гай

Related posts

coded by nessus

sotvori-sebia-sam.ru

Художник революции. 5 известных картин авангардиста Аристарха Лентулова | Персона | КУЛЬТУРА

Выдающийся русский художник-авангардист Аристарх Васильевич Лентулов появился на свет ровно 135 лет назад – 16 января 1882 года. Живописец, перед которым закрыла свои двери Императорская Академия художеств, благодаря своему таланту прославился на весь мир.

SPB.AIF.RU вспомнил пять известных работ авангардиста Аристарха Лентулова.

Автопортрет в красном (1908)

Будущий художник появился на свет под Пензой в семье сельского священника. Образование он получил в Пензенском, а затем и Киевском художественном училище. В возрасте 24 лет Лентулов попал в Петербург – он жаждал обучаться в Академии художеств. Только поступление оказалось провальным. Дерзкий нрав молодого мастера и творческий нонконформизм сыграли свою роль.  Когда преподаватель спросил у него, откуда у модели-натурщицы на его работе на носу взялся зеленый цвет, Лентулов без церемоний ответил: «А вы разве не видите? В таком случае мне вас жаль».

Далее Аристарх Васильевич познакомился с выдающимися личностями в отечественном искусстве начала XX века. Он водил дружбу с Натальей Гончаровой, Николаем Кульбиным, братьями Давидом и Николаем Бурлюком.

До 1910 года художник посещал индивидуальные занятия в частной студии Дмитрия Кардовского, вырабатывая свой неповторимый, «солнечный» стиль. Его способности не остались без внимания. Критики называли его талант «ясным» и «радостным». Осенью Лентулов уехал в Париж, где познакомился с современным искусством и музейными собраниями французской столицы. Там его привлекли приверженцы кубизма Дерен, Леже и Ле Фонокье. Ему даже удалось заниматься в Академии Ла Паллет, ставшей местом сосредоточения художников русского авангарда.

Однако одной из самых известных картин раннего периода творчества Лентулова стал его автопортрет в красной рубашке. Начиная с этого полотна можно наблюдать, как в дальнейшем меняются методы работы художника.

В дальнейшем Лентулов предстанет на своем полотне в ином облике. В дальнейшем Лентулов предстанет на своем полотне в ином облике. Фото: Commons.wikimedia.org

«Василий Блаженный» (1913)

В 1910 году живописец стал одним из организаторов художественного объединения «Бубновый валет». В его рамках Лентулов представил самостоятельное прочтение кубизма. Он привнес в него активный цвет. Это можно заметить на одной из известнейших его работ – «Василий Блаженный».

Яркая картина привлекает внимание многих посетителей Третьяковской галереи, где сегодня выставляется шедевр. Художник мастерски отразил в ней свое настроение от жизни Москвы, передал ощущение от города. Сам художник говорил, что хотел выразить «любовь москвичей к декоративно-мишурно-пышной красоте».

Зритель видит на картине, что переливающийся храм изображен будто с нескольких сторон. Создается впечатление, что Лентулов в ходе работы находился в нескольких местах одновременно.

Мастер не раз изображал соборы. Мастер не раз изображал соборы. Фото: Commons.wikimedia.org

Автопортрет. «Le Grand Peintre» (1915)

С французского «Le grand peintre» переводится как «Великий художник». Именно так Лентулов назвал свой очередной автопортрет. Он написал себя во весь рост – краснолицый, крепко стоящий на земле мастер в желтой рубахе, расшитой серебром. Рука демонстративно уперта в бок, а ногти – закрашены зеленой краской.

Здесь художник вступил в полемику с традиционным романтическим образом мастера, воплощавшего в себе возвышенные свойства. На картине создан  новый образ - энергичного, уверенного в себе человека, твердо стоящего на земле.

Портрет Лентулова эпохи рассвета его творчества сегодня можно увидеть в Москве – он представлен в Третьяковской галерее на Крымском валу.

Таким Лентулов предстал на картине в 1915 году. Таким Лентулов предстал на картине в 1915 году. Фото: Государственная Третьяковская галерея

«Звон. Колокольня Ивана Великого» (1915)

Эту работу сам Лентулов очень высоко ценил. Художник говорил о ней так: «Изображен Иван Великий в скошенных формах, в центре которого изображен колокол, раскачиваемый двумя людьми. Вокруг всего сооружения: изображены волнообразные плоскости, передающие чувство звона - гула и повторяемые отдельные формы композиции в виде натянутых струн дают впечатление органа или гигантских гуслей. Вся вещь эмоционально насыщается чисто музыкальными построениями и не является заурядной ни по мысли, ни по тому, как она выполнена». 

На первом вернисаже, где показали полотно «Звон», его название звучало как «разрешение проблемы великого российского декоративного искусства». В этой картине он также обратился к традиционным образам русского искусства. Художник весьма удачно попытался передать восприятие старины современным человеком.

Безусловно, «Звон» - одна из лучших в серии картин, написанных сыном приходского священника по мотивам древнерусской архитектуры.

Лентулов особенно отмечал эту работу. Лентулов особенно отмечал эту работу. Фото: Государственная Третьяковская галерея

«Тверской бульвар. Страстной монастырь» (1917)

В судьбоносном для страны 1917 году Лентулов столкнул в своем творчестве две противоборствующие исторические реалии. В панно, в центре которого появился Страстной монастырь, он изобразил Россию златоглавых соборов, и страну нарождающейся гражданской свободы, мира и процветания. 

Аристарху Васильевичу удалось быстро перестроиться и стать художником революции, однако к сотрудничеству с новой властью он пришел не сразу. В первое время его увлекали идеи чистого искусства. Однако вскоре он вошел в художественно-просветительскую комиссию при Московском Совете рабочих и солдатских депутатов, а в дальнейшем начал преподавать.

С 1929 года Лентулов регулярно пишет объекты, ставшие приметами нового времени – заводы, судоверфи, плотины электростанций. Он с легкостью принял идеал завтрашнего дня – совершенство и идеал строителей новой страны. Впрочем, картины его позднего периода спустя время уже мало впечатляли критиков, которые говорили, что настоящего художника-авангардиста Лентулова, того самого «художника солнца»,  не стало уже после 1920-х.

При новой власти от идей чистого искусства Лентулов откажется, но не в этот раз. При новой власти от идей чистого искусства Лентулов откажется, но не в этот раз. Фото: Государственная Третьяковская галерея

www.spb.aif.ru

Аристарх Лентулов-его живопись это праздник, красочный фейерверк, щедрое излияние любви к жизни.

Автопортрет.

   В русском искусстве XX века вряд ли можно встретить другой такой же жизнерадостный талант, такой буйный темперамент, такое покоряющее жизнелюбие, какими обладал Аристарх Васильевич Лентулов . Живопись Лентулова в его молодые годы — это праздник, красочный фейерверк, щедрое излияние любви к жизни.

     На его картинах 10-х годов русский фольклор и европейский авангард праздновали блистательную встречу. Лентулов не боялся  стилистических парадоксов. Казалось, в этих ярких, веселых, артистичных холстах открываются какие-то новые пути для развития русской национальной живописи.

Москва.

       Родился Аристарх Лентулов в Пензенской области в 1882 году. Обучение художественному искусству Лентулов постигал в нескольких заведениях: Пензенское художественное училище, Киевское художественное училище и петербургская студия Кардовского Д.Н. В 1910 году художник Лентулов участвует в создании художественного объединения «Бубновый валет».

Василий Блаженный. 

Картина "Василий Блаженный", написанная в 1913 году, по праву считается лучшей в ряду его живописных панно на тему древнерусской архитектуры. Художник не уставал восхищаться этим без преувеличения уникальным памятником. Рассказывая о работе над картиной, дочь. Лентулова вспоминала, что ее отец хотел увидеть собор как бы "сразу отовсюду", со всех сторон. "Десятки раз ходил он кругом него, запоминал причудливые ракурсы, следил за меняющимся, как в калейдоскопе, во время ходьбы положением отдельных главок, стараясь передать эту сказочность, эту безудержную фантазию формы и цвета на полотне." 

  Художник не изображает храм, он воплощает на полотне уникальное произведение мировой архитектуры – ведь замысел и воплощение Покровского собора тоже поистине фантастичны. В начале ХХ века Лентулов новыми живописными средствами продолжает мысли древнерусских зодчих, объемно-пластическое чудо XVI века претворяется в двухмерном пространстве картины. Вместо объема на холсте невероятное богатство "звучащего" цвета. В "Василии Блаженном" Лентулов еще решительней, чем в других картинах использует коллаж, золотую фольгу, из которой он вырезает звезды, наклеенные на изображения куполов.

      Лентулов писал об этом: "Материал, который я применил… состоял из цветных золотистых бумаг, сусального золота – то, что так ярко выражает сущность внутреннего уклада, вкуса и любви москвичей к декоративно-мишурно-пышной красоте… Пестрые, как петрушки, купола чередуются с наклеенными блестками цветных бумаг»

Москва.

     Середина 1910-х годов – время расцвета таланта Лентулова, когда он создал ряд композиций, ставших воплощением новых представлений о возможностях живописи. Для этих монументальных живописных панно Лентулов выбрал принцип "цветодинамики". Образы древнерусской архитектуры были благодатной почвой для этого приема – ведь именно в ней гармонично сочетаются конструктивное и рациональное начало с прихотливостью, яркой красочностью, "дивным узорочьем" форм.        Картина «Москва» открывала ряд знаменитых панно Лентулова, которые условно можно назвать архитектурными пейзажами. Облик Москвы, сохранившей старые храмы и монастыри, соседствующие с современными зданиями, предстает в монументальном полотне как бы увиденным в калейдоскоп. Энергия, с которой художник строит композицию, дает ощущение движения, непрерывного изменения ракурсов, звона, гула и грохота современного города, где «сорок сороков» церквей соседствуют с многоэтажными доходными домами начала ХХ век

      В 1920-х годах Лентулов создал ряд станковых полотен, пейзажи этого периода близки к стилю импрессионизм. Работы, написанные в стиле соцреализма, особого успеха не имели.

Лентулов Аристарх Васильевич. Небосвод (Декоративная Москва). 1915.jpg

Небозвон (Декоративная Москва). 1915.

     Это был воистину уникальный художник. В 1909 году, увидев первые картины Лентулова, Александр Бенуа откликнулся горячо: «Картины его поют и веселят ду-шу... Нужно ценить и лелеять его ясный и радостный талант». Прошло, однако, каких-нибудь десять лет, и, увы, «ценить и лелеять» талант Лентулова оказалось некому.

      Зрелые годы Лентулова, как и многих художников его поколения, прошли печально. 

 /800/600/http/artchive.ru/images/work/800/13492/%D0%90%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%80%D1%85-%D0%92%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87-%D0%9B%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%83%D0%BB%D0%BE%D0%B2--%D0%97%D0%B2%D0%BE%D0%BD-(%D0%9A%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8F-%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B0-%D0%92%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE).jpg

Лентулов, Аристарх Васильевич. Звон (Колокольня Ивана Великого).

Церкви.

Пейзаж с церковью и красными крышами. 

 Он был сыном священника из Нижнего Ломова под Пензой; отца своего не знал; учился в Пензе — сначала в духовном училище, затем — в художественном, где преподавал известный передвижник К. Савицкий. Много лет спустя Лентулов вспоминал, что сильнейшим впечатлением детства он был обязан музыкальной шкатулке, завалявшейся среди прочей рухляди в барском имении, в котором служил его дядя. Мальчиком, в отсутствие господ,

    Аристарх заводил чудесный механизм и «каждый раз плакал от восторга... Никогда больше не испытывал я подобного наслаждения от исполнения даже самых лучших музыкантов, какое я получал тогда от этой маленькой шкатулки с наполовину истертым валиком, отчего некоторые ноты проскакивали и не звучали».

Впоследствии в жизни и искусстве Лентулова музыка займет огромное место. По законам музыкальных ассоциаций будут строиться его живописные композиции.

 Дерзость в живописи у Лентулова сопровождалась и дерзостью поведения. Однажды во время занятий на пленэре он «подцветил и причесал» этюд преподавателя. Результатом этого стал Педагогический совет, который «метал громы, молнии и обещания отдать в солдаты», исключение, а следом за этим возвращение в выпускной класс Пензенского художественного училища. Очень похожая история произошла год спустя на вступительном экзамене в Академию художеств, когда в ответ на вопрос, где он видит на носу модели зеленый цвет, абитуриент ответил преподавателю: «А разве Вы не видите? В таком случае, мне Вас жаль». Разумеется, после такого разговора о поступлении в Академию пришлось забыть. Этот эпизод привлек внимание Д.Н.Кардовского, работавшего в ту пору помощником в мастерской И.Е.Репина, и пригласившего Лентулова заниматься в свою студию.

 /800/600/http/pics.livejournal.com/art_tourism/pic/000dy3xk

Астры. 1913

 Аристарх Лентулов. Аллегорическое изображение Отечественной войны 1812 года.

   Он привыкнет заканчивать картину под музыку, звуком и ритмом как бы проверяя цвет и живописный ритм. Будет много и охотно работать над оформлением оперных спектаклей.  Вскоре, после неудавшейся попытки поступить в Академию художеств, отправился в Париж.

     О парижском периоде Лентулова известно мало. Да и продолжался он года полтора. Мы знаем, что в Париже Лентулов познакомился с Пикассо, близко сдружился с Р. Делоне. И знаем, что в 1910 году вернулся из Парижа и навсегда поселился в Москве законченный авангардист из числа наиболее крайних, напористый и задиристый, один из тех, чье имя гремело в связи со скандальными манифестациями футуристов.

 /800/600/http/pics.livejournal.com/art_tourism/pic/000dzwyk

Автопортрет.1915г

     «Автопортрет» 1915 года занимает достойное место в ряду многочисленных и разнообразных автопортретов «бубнововалетцев». Обыватель, как правило, представлял художника томным, бледным, подчас утонченно-болезненным. На картине же Лентулова, самим автором названной «Le grand peintre» (Великий художник) представлен совершенно другой персонаж: мужчина богатырского вида стоит, подбоченясь, на фоне разноцветного узорчатого задника с золотыми сияющими звездами. Розовощекий, могучий, воплощение силы и энергии, взирает он свысока на зрителя. Голова его окружена серебряно-золотым сиянием – то ли этот великан затмевает солнце, то ли это нимб над его головой.

        Узорчатый «кафтан» вызывает ассоциации с футуристической желтой кофтой Маяковского. И хотя название картины, трактовка образа полны самоиронии, несомненно, художник вполне уверен в своих силах и именно поэтому может позволить посмеяться над собой.

      Он откровенно веселился, можно даже сказать, дурачился; духом старинного балагана, воскрешенным в урбанистический век, веяло от его франтоватых усиков, казавшихся приклеенными, от пародийной осанки ярмарочного зазывалы, от сусальных золотых звезд на декоративном фоне автопортрета.

      Этот Великий Художник российского кубо-футуризма не скрывал озорного удовольствия, бросая в лицо ошеломленному обывателю сгусток молодой оптимистической энергии. В этом парижско-московском авангардисте жил и посмеивался балагур-скоморох допетровской Руси.

 /800/600/http/pics.livejournal.com/art_tourism/pic/000dxb12

        Веселость и уверенность в себе — вот эмоциональная атмосфера автопортрета, как, впрочем, и других вещей молодого Лентулова. А он и правда был уверен в себе, и были для того немалые основания.  Как уверенно и свободно он распоряжался линией, цветом, объемом, как совершенна гармония его кубистических фантазий.

     Поистине он работал играючи и радовался работе-игре. Что бы он ни писал, будь то портреты, крымские пейзажи, виды Москвы или Нового Иерусалима, в резких разломах плоскостей и причудливой геометрии ломаных линий, в интенсивном, порою — лубочном цвете ощущалась не столько аналитическая потребность проникнуть в структуру вещей (как у европейских кубистов), сколько желание сотворить их заново, сделать их лучше и прекраснее.

 /800/600/http/img-fotki.yandex.ru/get/5503/104793308.14c/0_7875c_928d6813_orig

 Битва победы.

 /800/600/http/pics.livejournal.com/art_tourism/pic/000dth5k

  Москва. 1913

 Позднее, вероятно, уже в 30-х годах, в угрюмой и подозрительной атмосфере сталинщины, понуждавшей людей отрекаться и каяться, Лентулов взялся за воспоминания, отрывки из которых напечатаны в книге его дочери о нем. Там, в частности, он писал о 10-х годах:

    «Я поглощен был искусством и в душе питал честные намерения добиться идеала, которому посвятил жизнь. Но по приезде из-за границы все, что происходило в то время в Москве под знаком Бурлюков, уж очень стало казаться мне легковесным и, конечно, меня как профессионала до глубины души все это коробило и клало не очень приятную тень на группу серьезно работающих Кончаловского, Куприна, меня, Машкова, Фалька, Рождественского и других.

Лентулов, Аристарх Васильевич. Ворота с башней. Новый Иерусалим. 1917   /800/600/http/pics.livejournal.com/art_tourism/pic/000e0sh0

У Иверской. 1916

Написанная годом позже картина «У Иверской» знаменует новый этап творчества художника. Кубофутуристическая динамика сменяется на этом полотне ритмически безупречным построением почти уравновешенной композиции, движение «замедляется», замыкается внутри поля станковой картины, приближающейся к классической норме. В живописную поверхность произведения включены кусочки различных по фактуре тканей – женские фигуры буквально «одеты» в фетр, бархат, шелк – и этот коллаж обогащает колористическое решение картины.

 /800/600/http/pics.livejournal.com/art_tourism/pic/000e7r1y

Пейзаж с красным домом. 1917

 Церкви. Новый Иерусалим. 1917

Церкви. Новый Иерусалим. 1917

 /800/600/http/www.nonfo.narod.ru/avangard/avangard7.jpg

Нижний Новгород. 1915.

 

 

Портрет Марины Петровны Лентуловой.  /800/600/http/pics.livejournal.com/art_tourism/pic/000ed4y4

Портрет М.П.Лентуловой с розами

 

 /800/600/http/pics.livejournal.com/art_tourism/pic/000e8ess

Пейзаж с лаврой. 1918—1919

 /800/600/http/www.demoscope.ru/weekly/045/img/nomer45.jpg

Мир,торжество,освобождение.

 Теперь остается сказать о картине «Мир, торжество, освобождение», написанной Лентуловым сразу после революции. На этой картине — риторичной, как большинство «революционных» картин, представлен восставший человек, свергнувший эмблемы монархического рабства. Лучезарные перспективы мира и свободы простираются перед ним. Разумеется, пафос Лентулова был абсолютно искренним. Он примыкал к тем художникам, которые после Октября поставили на непрочный альянс социальной революции с художественным авангардом.

   Теперь видно, что художники-энтузиасты, прошедшие с революцией, понимали ее явно недостаточно. Да и сама революция пока что себя не понимала. Творческий всплеск Лентулова в первые послеоктябрьские годы оказался последним из выпавших ему.

 

Закат на Волге 1928год.

Пристань в Сухуми ночью..1934год.

 Во второй половине 1920-х Лентулов обращается к классической пленэрной живописи, в своих пейзажах он сохраняет звучность красок, они наполнены ощущением воздуха и света.

   Таковы работы Лентулова, написанные в Крыму, например, "Ай-Петри", таковы московские пейзажи, увиденные из окна мастерской художника, среди которых выделяются поистине поэтические вещи, такие, как «Ночь на Патриарших прудах» или «Солнце над крышами». 

Ай -Петри.

Солнце над крышами. Закат.1928год

Ночь на Патриарших прудах 1928год       В 1933 году состоялась единственная прижизненная персональная выставка Лентулова на которой, наряду с картинами, написанными в советское время были представлены все его знаменитые произведения середины 1910-х годов, выставлявшиеся на выставках "Бубнового валета".

   Последний период творчества Лентулова связан с многочисленными поездками по стране, из которых художник привозил материал для картин, посвященных индустриализации, циклом произведений о строительстве московского метро, продолжением работы в театре, как в Москве, так и в эвакуации в Ульяновске.        Осенью 1942 года Лентуловы вернулись в Москву. Аристарх Васильевич был уже болен, перенес тяжелую операцию, но, несмотря на временное улучшение, он скончался 18 апреля 1943 года.

1 ноября 2011 года на аукционе Sotheby's  выставлена на продажу картина из советского времени "Образы поколения" Аристарха Лентулова (1882-1943).Картина из частной коллекции. Эстимейт составляет $ 1,4–1,6 млн.

Режиссер А. Таиров, с которым много и плодотворно работал и дружил А. Лентулов, писал о нем: "Он работал, как жил, и жил, как работал... Я помню Аристарха молодым, красивым,- красивым он был до конца,- буйным, непримиримым, горячим, бунтующим, каким, по существу, он оставался всю жизнь. Он верил, что миром правит красота, искусство, что искусство учит человека познавать природу".

maxpark.com


Смотрите также