Плоть вещей Аристарха Лентулова. Лентулова картины


Плоть вещей Аристарха Лентулова

Галерея "Наши художники" представляет редкие картины основоположника русского авангарда, которые редко можно увидеть вне музеев

Аристарх Лентулов – один из главных русских живописцев ХХ века, один из основателей объединения «Бубновый валет», колыбели многих авангардных течений в русском искусстве начала XX века. В 1910 году группа художников устроила выставку с одноименным названием, прославившую их как скандалистов, нарушающих общественный и художественный порядок. Однако за внешними дерзкими проявлениями скрывались тонкие художники, главным качеством которых была «влюбленность в яркую плоть и кровь вещей» — так охарактеризовал творчество «Бубнового валета» критик Тугендхольд. Для Лентулова же почти любой объект вокруг него был любви, достойным нанесения на холст. Например, когда в его квартиру провели водопровод, Лентулов был так восхищен прогрессом, что тут же сел и нарисовал ванну...

"Ванна". Сегодня эта картина Лентулова оценивается в 2,5 миллиона долларов. 

Впрочем, начать рассказ о выставке, наверное, нужно с другого. Дело в том, что при всей известности Лентулов в наши дни определенно стал забытым художником. Даже в наше время - когда аукционные цены на "русский авангард" достигли космических масштабов - не существует систематического каталога его живописи и графики, а последняя ретроспектива его работ прошла 27 лет назад. Так что, согласитесь, нынешняя выставка - это уникальный шанс для всех любителей авангарда восполнить свои знания о Лентулове, который в 1910-е годы основал целый ряд новейших течений живописи. Его работы, датированные десятым годом, – мощные образцы экспрессионизма, созданные параллельно опытам этого направления в немецкой живописи. Яркие краски, размашистое письмо, ломкие контуры, рваный ритм, гиперболизация свойственны диптихам «Мужчины и женщины» и «Снятие с креста», работам «Распятие», «Грек», «Три мужские фигуры», «Чемоданы. Натюрморт». Все эти работы участвовали в первых выставках «Бубнового валета» и неумолимо стали «пощечиной общественному вкусу». 

Так, диптих «Мужчины и женщины» бросал вызов не только живописной манерой, но и по сути, изображая одетых женщин и голых мужчин. 

Картина «Распятие» вообще была удалена с выставки цензурой. 

Поездка во Францию-Италию в 1911-1912 годах расширила пути творческого следования – кубизм, кубофутуризм, симультанизм, орфизм, – развернула новые экспериментальные возможности. 

Крымская работа «Дети с зонтами» 1912 года характеризуется новой цветовой гаммой, в ней больше динамики, прозрачности и нематериальности, свободы. 

«Женщина с гармоникой» 1913 года, эпатаж по поводу эпического в картине, самая выдающаяся экспериментаторская работа автора в жанре женского портрета, написанная в Кисловодске, демонстрируют «симультанисткие гармонии, основанные на диссонансах» (Дж. Боулт). 

В том же 1913 году было создано и самое известное произведения Лентулова – «Собор Василия Блаженного». 

«Авторпортрет" 1913 года.

Поиск баланса между предметностью формы и отстраненностью от конкретной изобразительности для создания яркого обобщенного образа продолжался художником в ряде пейзажей, которым он вообще отдавал предпочтение, в том числе Нижнего Новгорода и Нового Иерусалима в 1915-1917 годах. В этих работах Лентулов «вновь обратился к некогда пройденному, но до конца не исчерпанному аналитическому кубизму». 

Но особого внимания заслуживает работа «Мир, торжество, освобождение» 1917 года. Написанная в период мировой войны и февральской революции, она вобрала в себя все смятение и энергию момента, тревогу и восторг ожиданий новой эпохи. Сияя, как солнце, она возвещала о рождении «нового Адама».

После революции Лентулов преподает: с 1919 года — он профессор Вхутемаса-Вхутеина, с 1937 года - профессор Московского художественного института имени В. И. Сурикова. В течение всей жизни А. Лентулов работает и как художник театра: оформляет спектакли в Большом и Камерном театрах. Скончался Аристарх Васильевич в апреле 1943 года в Москве. 

Галерея "Наши художники" Адрес: Москва, Сеченовский пер., д. 2. Время работы: ежедневно с 11.00 до 20.00 (выходной день понедельник)

www.istpravda.ru

Аристарх Лентулов. Образы поколения. - ART_Tourism

Аристарх Лентулов.

01 ноября, Нью-Йорк, Аукцион Sotheby's "Important Russian Art".

Автопортрет со скрипкой. 1919

1 ноября 2011 года на аукционе Sotheby's будет выставлена на продажу картина из советского времени "Образы поколения" Аристарха Лентулова (1882-1943).Картина из частной коллекции. Эстимейт составляет $ 1,4–1,6 млн.

Образы поколенияНа аукционе лот представлен как "FACES OF A GENERATION". oil on canvas 40 by 68 in., 101.5 by 172.5 cmwww.sothebys.com

О творчестве Аристарха Васильевича Лентулова

Творчество Аристарха Васильевича Лентулова (1882 - 1943)Аристарх Васильевич Лентулов родился 14(26) марта 1882 года в селе Ворона Нижнеломовского уезда Пензенской губернии в семье сельского священника. Его отец умер, когда мальчику было всего два года. Начальное образование будущий художник по семейной традиции получил в Пензенской духовном училище, а затем в духовной семинарии. Он ушел из семинарии и был принят на первый курс Пензенского художественного училища, где преподавали тогда К.А.Савицкий, Н.К.Грандковский, К.А.Клодт. Через два года Лентулов ушел из училища, переехал в Киев и был зачислен вольнослушателем в третий класс Киевского художественного училища. Лентулов проучился там пять лет.

На пляже 1909

"…Я был тогда уже преисполнен новых веяний под действием Врубеля, Малявина и других, стремясь ответить по-своему на эти «новые веяния» экспериментами на натуре со светом и цветом..."АлупкаКонец 1907 года Лентулов проводит в Москве. Он принимает участие в выставке «Венок-Стефанос», которую в конце ХХ века назовут «первым криком новорожденного авангарда» – в ней участвовали братья Бурлюки, Н.Гончарова, М.Ларионов, Н.Крымов, П.Кузнецов, Н.Сапунов, П.Уткин, Г.Якулов. В 1910 году в студии И.И.Машкова Лентулов познакомился с П.П.Кончаловским и все они, при самом активном участии М.Ф.Ларионова, занялись организацией выставки «Бубновый валет».

Зонтики. 1910

Гитарист. 1910

Зимой 1911 года Лентулов уехал в Париж. В январе 1912 года Лентулов выехал в Италию. Возвратившись осенью в Москву, Лентулов полон новых творческих замыслов. Середина 1910-х годов – время расцвета таланта Лентулова. В 1912 году отмечался столетний юбилей победы над Наполеоном, и Лентулов счел его достойным для воплощения в монументальном масштабе, используя приемы кубофутуризма.

Война 1812 года

Картина «Москва» открывала ряд знаменитых панно Лентулова, которые условно можно назвать архитектурными пейзажами. Облик Москвы, сохранившей старые храмы и монастыри, соседствующие с современными зданиями, предстает в монументальном полотне как бы увиденным в калейдоскоп.

Москва. 1913

Астры. 1913

Картина "Василий Блаженный", написанная в 1913 году, по праву считается лучшей в ряду его живописных панно на тему древнерусской архитектуры. Художник не уставал восхищаться этим без преувеличения уникальным памятником.

Василий Блаженный. 1913

Церковь в Солнцедаре. 1913

Гурзуф. 1913

Кисловодский пейзаж со створками дверей (Пейзаж с воротами). 1913

Нижний Новгород. 1915

Портрет Марины Петровны Лентуловой. 1913

Портрет М.П.Лентуловой с розами

Автопортрет. 1913

«Автопортрет» 1915 года занимает достойное место в ряду многочисленных и разнообразных автопортретов «бубнововалетцев». Самим автором автопортрет назван «Le grand peintre» (Великий художник).

Автопортрет. La Grand Peintre. 1915

Написанная годом позже картина «У Иверской» знаменует новый этап творчества художника. В живописную поверхность произведения включены кусочки различных по фактуре тканей – женские фигуры буквально «одеты» в фетр, бархат, шелк – и этот коллаж обогащает колористическое решение картины.

У Иверской. 1916

Конец 1910-х-начало 1920-х годов отмечены циклами пейзажей, написанных в Сергиевом Посаде и Новом Иерусалиме.

Пейзаж с белым домом и желтыми воротами. 1920-1922

Пейзаж с красным домом. 1917

Пейзаж с лаврой. 1918—1919

Пейзаж с монастырской стеной. 1920

Пейзаж с сухими деревьями и высокими домами (Пейзаж с лаврой). 1920

Пейзаж с сухими деревьями. Сергиев Посад. 1922

У Черниговской. 1919-1920

Улица в Сергиевом Посаде. 1922

Церкви. Новый Иерусалим. 1917

Как всегда, немного Ню:

Общество за столом. Правая часть диптиха Женщины и фрукты. 1916

В мастерской художника. Этюд. 1923

В студии художника. 1923

Ночь на патриарших прудах. 1928

Солнце над крышами. Закат. 1928

В 1930-е годы Лентулов меняет свой стиль, чтобы наиболее адекватно отразить происходящие вокруг перемены.Картины "промышленного периода", такие как "Образы поколения", самые эмоциональные в его творчестве и очень редкие. Рабочие как главные герои новой жизни - одна из главных тем его произведений этого периода.

Строители комбината. 1931

Крекинг нефтеперегонного завода

art-tourism.livejournal.com

Аристарх Лентулов: жизнь и творчество художника

Аристарх Лентулов (16 января 1882 — 15 апреля 1943) — русский и советский живописец, художник театра.

Содержание

Биография Аристарха Лентулова

Творчество Лентулова

Работы художника

Картины Аристарха Лентулова

Библиография

Биография Аристарха Лентулова

Родился 16 января 1882 года в Пензенской губернии (село Черная Пятина). Его отец был сельским священником. Отец Аристарха умер, когда мальчику исполнилось только два года.

Аристарх получал образование в духовном училище, а затем в семинарии. Но становится священником, как отец, Лентулов не захотел. Его больше интересовало искусство. Чтобы получить знания в этом ремесле, Лентулов поступает в Пензенское художественное училище. Продолжать образование он будет в Киевском художественном училище. Тяжелое материальное положение вынуждало начинающего художника постоянно искать подработку: уроки, заказы.

Еще во время обучения Лентулов активно принимал участие в выставках «Венок» и «Стефанос». В это время его особенно увлекала творческая манера Малявина и Врубеля. Однако дерзкое поведение вынудило Аристарха вернуться в Пензу. После этого он пытается поступить в Академию художеств в Петербурге, но сдать экзамены ему не удается.

Обучение художественному мастерству Лентулов продолжит в Париже, где в 1910 году художник поступит в Академию живописи Ла Палетт. Здесь он знакомится с Ж. Метсенже, А. Глезом, которые развивали идеи кубизма. В это время полотна Лентулова представляют собой несколько плоскостей, отличающихся яркой окраской («Звон», «Москва», «Василий Блаженный»).

Художник умер в Москве 15 апреля 1943 года.

Творчество Лентулова

С 1907 года Лентулов поддерживает отношения с Давидом Бурлюком. В это время художник изучает работы классиков живописи, принимает участие в различных выставках.

В 1908 году он пишет картину «Портрет четырех». Также художник работает над пейзажами.

В его работах все чаще преобладает оттенок «крап-роза» в сочетании с цветом «поль-веронез». С годами творческая манера Лентулова становится все более экспрессивной.

В 20-е годы Лентулов обращается к более натурным работам. Он становится председателем Общества московских художников, работает над натюрмортами, портретами, пейзажами («Овощи», «Закат на Волге»).

Лентулов уделяет много внимания работе над оформлением театральных постановок (опера «Демон», спектакль «Испанский художник»). Театрализация, связанная с игровым началом, вообще была свойственна всем его работам, в том числе портретам и пейзажам.

Творческую деятельность Лентулов всегда совмещал с активной преподавательской работой в Московском художественном институте и Вхутемасе-Вхутеине.

При всей своей известности живописец оказался вне заслуженного внимания – о нем написана лишь одна научно-популярная книга, а последняя ретроспектива работ прошла более 20 лет назад.

Работы Аристарха Лентулова – мозаика из всех самых важных направлений начала XX века. Такие разные картины объединяет неуловимое родство колорита, «лентуловская интонация».

Аристарх Лентулов – один из самых значимых, и в то же время недооцененных российских художников 20 века.

Полного каталога работ Лентулова не существует, а книга воспоминаний, выпущенная недавно при участии потомков художника, станет всего лишь вторым изданием, посвященным его творчеству.

Несмотря на несомненный талант, художник, не признававший запретных тем в творчестве, невольно оказывался неудобным для любой власти.

Полотно «Распятие» Лентулов написал в 1910 году. При жизни художника полотно не выставлялось. Сначала его запрещала церковь «за богохульство», потом, после революции – советская власть «за пропаганду религии».

Работы художника

«Купальщицы на Суре», 1909, Пензенская областная картинная галерея имени К. А. Савицкого;«Автопортрет в красном», 1908, ГРМ;«Аллегорическое изображение Отечественной войны 1812 года», 1912, Собрание П. О. Авена;«Синий кувшин и фрукты», 1913, ГТГ;«Самовар. Натюрморт», 1913, ГРМ;«Василий Блаженный», 1913, ГТГ;«Астры», 1913, ГТГ;«Кисловодский пейзаж со створками дверей в центре (Пейзаж с воротами)», 1913, ГТГ;«Церковь в Кисловодске», 1913, Пермская государственная художественная галерея;«Звон», 1913, ГТГ;«Москва», 1913, ГТГ;«Победный бой (военное панно)», 1914, Собрание П. О. Авена;«Нижний Новгород», 1915, ГТГ;«Автопортрет», 1915, ГТГ;«У Иверской», 1916, ГТГ;Портрет неизвестной в голубом платье, 1916;«Кипарисы (Замок в Алупке)», 1916, ГТГ;«Пейзаж с красным домом», 1917;«Башни Ново-Иерусалимского монастыря (Церкви Нового Иерусалима)», 1917, ГРМ;«Монастырь. Архиерейский дворик в Новом Иерусалиме», 1917, ГРМ;«Ворота с башней. Новый Иерусалим», 1917, ГТГ;«Тверской бульвар. Страстной монастырь», 1917, ГТГ;«Женщины и фрукты», 1917, Рязанский областной художественный музей;«Женский портрет (Портрет актрисы О. В. Гзовской)», 1918, Пензенская областная картинная галерея имени К. А. Савицкого;«Пейзаж с красным домом», 1918, ГРМ;«Автопортрет со скрипкой»;«У Черниговской», 1919—1920, ПЗИАХМЗ;Портрет А. Я. Таирова. 1920;«Крекинг нефтеперегонного завода», 1931, ГТГ;«Ночь на Патриарших прудах», 1928, ГТГ;«Страстная площадь ночью», 1928, ГРМ«Закат на Волге», 1928;«Солнце над крышами. Восход», 1928;«Овощи», 1933, ГТГ«Строительство метро на Лубянской площади», 1936, ГТГ;

Библиография

  • Лентулова М. Художник А. Лентулов. Воспоминания. — М.: 1969.
  • Аристарх Лентулов. Каталог выставки, М., 1968
  • Мурина Е. Б., Джафарова С. Г. Аристарх Лентулов: Путь художника. Художник и время: [Альбом]. — М.: Советский художник, 1990. — 268 с.

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: avangardism.ru, tvkultura.ru, ru.wikipedia.org

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес [email protected], мы и наши читатели будем вам очень благодарны.

Аристарх Лентулов: картины художника

Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Аристарх Лентулов: жизнь и творчество художника

Проголосуйте

allpainters.ru


Смотрите также