Художник Дмитрий Григорьевич Левицкий. Левицкий картины


Дмитрий Левицкий: картины, портреты, биография

Дмитрий Григорьевич Левицкий

Автопортрет. 1783

Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735—1822)

Во второй половине XVIII века Россия вышла на широкую международную арену. Это способствовало дальнейшему по­дъему русского искусства. Особенно велики были в ту пору достижения в области портрета как живописного, так и скульптурного.

 

Портрет этого времени развивался на основе тех этических идеалов, которые были выдвинуты русскими просветителя­ми - передовой частью дворянской интеллигенции. Возрос­шее значение человеческой личности, борьба за ее достоин­ство утверждали новое понимание образа человека в пор­третном искусстве. Целая плеяда молодых талантливых рус­ских мастеров — выходцев из простого народа, воодушевлен­ная просветительскими идеями, решительно выступила за со­здание в портретном искусстве произведений, отличающихся многогранностью характеристики человека, изысканностью изо­бразительных средств. Во главе этой плеяды стояли три за­мечательных русских мастера, творчество которых подняло в России жанр портрета до уровня высших достижений миро­вого изобразительного искусства второй половины XVIII века. Это были скульптор Ф. И. Шубин, живописцы Фёдор Рокотов и Д. Г. Левицкий. Последний в своих произведениях, проникну­тых жизнеутверждающим духом, полнокровным восприятием реальной действительности, создал необычайно' выразитель­ные и убедительные в своей конкретности образы представи­телей разных слоев русского общества 70-х—80-х годов XVIII века.

Дмитрий Григорьевич Левицкий родился на Украине. Отец его был известным киевским гравером и одновременно свя­щенником. В первой половине 50-х годов юноша Левицкий познакомился с мастером «живописной команды» Алексеем Петровичем Антроповым, крупнейшим русским художником, работавшим в Киеве над росписями только что построенной церкви Андрея Первозванного.

Заметив у Левицкого незаурядные способности к изобрази­тельному искусству, Антропов стал его учителем. В дальней­шем Левицкий переехал в Петербург, где продолжал зани­маться у Антропова.

В отличие от иностранных художников, работавших при царском дворе и нередко льстиво изображавших придворных, учитель Левицкого, обращаясь к портретам, создавал правди­вые образы, подчас весьма социально выразительные. Левиц­кий усвоил у Антропова его строгое, вдумчивое отношение к искусству, стремление к жизненной правде.

До сих пор еще не выяснены многие факты биографии Левицкого. Однако несомненно, что уже в 60-х годах он был до­статочно известен. К концу 60-х годов им были написаны пор­треты директора Академии художеств А. Ф. Кокоринова, профессора исторической живописи Г. И. Козлова, графа А. С. Строганова и других видных людей того времени. В этих относительно ранних своих работах молодой художник сумел гораздо глубже проникнуть в сложный внутренний мир человека, чем его учитель Антропов. Широкое признание при­несли Левицкому его произведения, представленные в 1770 го­ду на выставке Академии художеств. В 1773 году художник пишет парадный портрет богача вельможи Н. А. Демидова. Совершенно необычным для такого типа портретов было изо- бражениэ вельможи не в парадном костюме, а в халате, до­машних туфлях, колпаке, надетом на бритую, без парика, го­лову.

Большим зрелым мастером выступает Левицкий в знамени­той серии из семи портретов — «Смолянки» (1773—1776). Эти портреты изображают воспитанниц петербургского Смольно­го института «благородных девиц».

Портреты (Смолянок» Левицкого принадлежат к лучшим произведениям живописи второй половины XVIII века. Пока­зывая юных институток, музицирующих, танцующих и разы­грывающих пасторали, Левицкий избежал какой-либо искус­ственности и жеманства. Так, маскарадную пастушескую сце­ну в портрете Е. Н. Хованской и Е. Н. Хрущевой художник решает не а характере традиционной пасторали, а сугубо реально, изображая не буколических пастушек, а переодетых девочек, занятых веселой я увлекательной игрой.

Необычно высокими художественными достоинствами отли­чается портрет Дени Дидро (1773), написанный Левицким во время пребывания великого французского философа-материалиста в Петербурге. В портрете Н. И. Новикова (1796 или 1797) Левицкий воссоздал образ передового просветителя-пуб­лициста и книгоиздателя XVIII века. Художник принадлежал к самым близким друзьям Новикова, оказывавшим ему под­держку во время его тюремного заключения.

Большое место в творчестве Левицкого занимали интимные портреты, среди которых одним из лучших является портрет М. А. Дьяковой (1778). Написанное в тонко разработанной гамме теплых оливково-зеленоватых и розовых тонов, это произведение очень живо передает молодость и обаяние де­вушки.

В конце 70-х—90-х годов Левицкий пишет еще ряд замеча­тельных портретов: Я. С. Сиверса (1779), итальянской певицы Анны Давиа (1782), архитектора, рисовальщика и поэта Н. А. Львова (1789), парный портрет М. А. и В. И. Митрофа­новых (1780-е гг.) и др.

В портрете Екатерины II — законодательницы (1783) Левиц­кий дал идеальный, желаемый образ «государя-гражданина». Он изобразил Екатерину как просвяшенную служительницу законов и «общего покоя».

Г. Р. Державин описал его в своей оде «Видение Мурзы». Сохранилась рисуночная копия, сделанная Левицким с пор­трета Екатерины. Это единственный, дошедший до нас досто­верный рисунок великого русского портретиста.

Левицкий занимался и преподавательской деятельностью. 3плоть до 1778 года он руководил портретным классом в Академии художеств.

Художественный календарь "Сто памятных дат" 1972 г.

Портрет А.В. Суворова. 1786

Дмитрий Левицкий портреты

Портрет А.С. Протасовой, бывшей камер-фрейлины Екатерины II. 1800

Дмитрий Левицкий картины

Портрет архитектора А.Ф. Кокоринова. 1769

Портрет Екатерины II в виде законодательницы в храме богини Правосудия. 1783

Портрет Екатерины II. Около 1782

Портрет И.Л. Голенищева-Кутузова

Портрет М.А. Львовой. 1781

Портрет Урсулы Мнишек. 1782

Портрет священника (Г.К. Левицкого)

Портрет П.В. Бакунина Большого. 1782

Портрет П.А. Демидова. 1773

Портрет откупщика Н.А. Сеземова. 1770

Портрет Н.А. Львова. 1789

Портрет М.А. Дьяковой. 1778

Портрет Е.А. Воронцовой. До 1822

Портрет воспитанницы Имп. восп. общ. благ. девиц Н.С. Борщовой. 1776

Портрет воспитанницы Имп. восп. общ. благ. девиц Е.И. Нелидовой. 1773

Портрет воспитанницы Имп. восп. общ. благ. девиц Е.И. Молчановой. 1776

Портрет воспитанницы Имп. восп. общ. благ. девиц Г.И. Алымовой. 1773

Портрет воспитанницы Имп. восп. общ. благ. девиц А.П. Левшиной. 1775

Портрет воспитанниц Имп. восп. общ. благ. девиц Ф.С. Ржевской и Н.М. Давыдовой. 1772

Портрет воспитанниц Имп. восп. общ. благ. девиц Е.Н. Хрущевой и Е.Н. Хованской. 1773

Портрет великой княжны Александры Павловны. 1791

Портрет Бакуниной. 1782

Портрет А.Д.Ланского. 1782

Портрет А.Д. Левицкой, дочери художника. 1785

Комментарии пользователей Facebook и ВКонтакте. Выскажи мнение.

Последние материалы в этом разделе:

↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓

www.artcontext.info

Дмитрий Левицкий, картины (портреты) и биография художника

Дмитрий Григорьевич Левицкий (май 1735, Киев — 4 (16) апреля 1822, Санкт-Петербург) — российский художник украинского происхождения, мастер парадного и камерного (интимного) портрета, автор изображений известнейших людей российского государства, включая императрицу Екатерину II и «малый двор» (так называли в Петербурге двор цесаревича Павла), академик, руководитель портретного класса в Академии художеств, член масонской ложи «Умирающий сфинкс».

Особенности творчества художника Дмитрия Левицкого. Блестящее дарование позволило Левицкому обогатить установившиеся к XVIII веку в России традиции живописи, расширив рамки классицизма и привнеся в изобразительное искусство (подобно тому, как это сделал в литературе Державин) живую непосредственность и естественность. Начиная с ранних работ, Левицкий проявляется как первоклассный мастер парадного портрета («Портрет архитектора А.Ф.Кокоринова»), способный найти выразительную позу и жест, уловить за статусными атрибутами природное обаяние портретируемого, виртуозно передать материальную красоту и фактуру предметов, соединить высокую интенсивность цвета с гармоничным тональным единством. В камерных портретах Дмитрия Левицкого («Портрет П. А..Демидова», «Портрет Е. А..Бакуниной» и др.) появляется особая «домашность», фамильярность интонации. Подобно английскому современнику и коллеге Томасу Гейнсборо, Левицкий предпочитает для своих портретов не глухой, а полупрозрачный, «подсвеченный» изнутри фон, он так же внимателен к тончайшим индивидуальным особенностям лиц своих героев, а его героини (Мария Дьякова, Урсула Мнишек, девушки-смолянки) если и не всегда безупречно красивы, то всегда неповторимы.

Известные картины Дмитрия Левицкого: портрет Екатерины II законодательницы в храме богини правосудия, портрет Е. Н. Хрущевой и Е.Н.Хованской" («Смолянки»), портрет Марии Дьяковой, портрет Н.И.Новикова, портрет Дени Дидро.

Левицкий, лучший русский портретист XVIII века, уже в XIX веке был основательно забыт. Собственный ученик Кипренский затмил его славу, когда Левицкий был еще жив. А с появлением Перова, Крамского и Репина стало казаться, что любой портрет екатерининской эпохи неоправданно помпезен и безнадёжно старомоден. Лишь в начале ХХ столетия Александр Бенуа извлёк имя Левицкого из забвения. Он был убеждён и сумел убедить других, что во всём европейском искусстве эпохи Просвещения с Левицким могут поспорить в мастерстве разве что немец Антон Графф (да и то сомнительно) и англичанин Томас Гейнсборо.

Дмитрий Григорьевич Левицкий происходил из украинского дворянско-священнического рода. Его предки с «гоголевской» фамилией Нос в XVII веке перебрались с правобережной Украины под Полтаву. Григорий Кириллович, отец Левицкого, был образованный священник. Он увлекался живописью и гравированием, даже ездил брать уроки «к немцам», и стал первым учителем Дмитрия. Отец сделал для сына и его будущего еще две важных вещи: обосновался в Киеве и сменил смешную фамилию «Нос» на благозвучную «Левицкий».

Киев начала и середины XVIII века, пронизанный западноевропейскими культурными влияниями, был местом несравненно более образованным, чем обе российских столицы. Именно с вращением в насыщенной культурной среде и обучением в Киевской духовной академии, «этой русской Сорбонне», связывает Бенуа появление такого изумительного таланта, как Левицкий.

В начале 1750-х годов в Киев приехал живописец Алексей Антропов. Он должен был расписать только что построенный по проекту Растрелли храм Андрея Первозванного. Левицкий стал ассистировать Антропову. По окончании работ наставник забрал его с собой в Москву — там тоже предстояла работа по декорированию церквей.

Взглядов Антропов придерживался весьма оригинальных. Например, он изо всех сил презирал недавно созданную Художественную академию за то, что она «портит» таланты и высушивает индивидуальность. Левицкому, во всяком случае, Антропов поступать туда учиться не велел. Левицкий ограничился частными уроками у перспективиста и сценографа Джузеппе Валериани и живописца Луи Жана-Франсуа Лагрене, учившегося, в свою очередь, у Ван Лоо, придворного художника Людовика XV.

Первую славу Левицкому принесли 6 полотен, представленных на ежегодной академической выставке в 1770-м. Из 6 картин уцелели только 3, в том числе знаменитый портрет архитектора Кокоринова. За него Левицкий удостоился звания академика.

Так сравнительно легко малороссийский самородок вошёл в культурную элиту Санкт-Петербурга. Его стали приглашать писать выпускниц Смольного института благородных девиц, портретировать екатерининских вельмож и камер-фрейлин. Левицкий был лишён подобострастия перед моделью своего современника Рокотова, чужд сентиментальности младшего коллеги — Боровиковского. Его техника превосходна, а живописные приёмы нестандартны и свежи. Закономерно, что он достиг высшей ступени художественной иерархии — был допущен к писанию портретов самой императрицы.

В последней четверти XVIII века Левицкий окончательно оседает в Петербурге. Он счастливо женат, его дом на Васильевском острове славится гостеприимством. Там бывают образованнейшие люди своего времени — Богданович и Хемницер, Капнист и Державин.

Одним из близких друзей Левицкого стал просветитель Николай Новиков. Теоретические идеи Просвещения он претворял на практике: открыл в Москве типографию, библиотеки, в 16-ти российских городах учредил книжные магазины. Однако «просвещенная императрица» нашла повод посадить Новикова в Шбиссельбургскую крепость: в 1770-х он примкнул к масонам и активно критиковал крепостное право. По смерти Екатерины, в первый же день собственного восхождения на престол Павел I освободит Новикова. «Портрет Н.И.Новикова», хранящийся в Третьяковской галерее, написан Левицким вскоре после его освобождения. С большой психологической точностью художник изображает человека больного и измученного, но не сломленного, не отказавшегося от ценных для него идей.

Новиков поручится за Левицкого, когда тот надумал вступить в масоны. В 1800-м году видный масон Александр Лабзин как раз учредил ложу «Умирающий сфинкс». Туда были приняты Боровиковский и Левицкий, а портретист Рокотов, к слову, стал масоном значительно раньше: среди «вольных каменщиков» бытовала традиция заказывать портреты «братьев», потому живописцев принимали в масоны с особым рвением.

Левицкий тоже напишет нескольких крупных масонов. Портрет же самого Лабзина кисти Боровиковского сохранился, а вот кисти Левицкого — нет. Это, пожалуй, символично. Боровиковский остался верен масонству до конца. В Левицком же, очевидно, взыграла его украинская прагматичность: он не только порвал с масонами, но и потом всячески чурался мистики, расцветшей пышным цветом при дворе Александра I.

«Некая инстинктивная ирония», по замечательной формуле Бенуа, вела художника и в жизни, и в искусстве. В творчестве Левицкий удачно проскользнул между Сциллой барочной избыточности и Харибдой классицистической строгости. Ему важнее была личность портретируемого, чем его державные заслуги. Портреты Суворова и Голенищева-Кутузова, Воронцова и Потемкина берут не эффектностью поз и торжественностью антуража, но выражением индивидуальности, «лица необщим выраженьем». Левицкий проживет долгую жизнь. Однако к началу нового века время его славы и возвышения осталось позади.

О полузабытом стареющем Левицком вдруг вспомнили в 1807-м. Мотивируя тем, что «пенсия его весьма скудна», а «упражнения и познания весьма обширны», художника пригласили преподавать в Академию художеств, где когда-то, в 1780-е, он уже вёл портретный класс. Тогда среди его учеников действительно родился настоящий бриллиант — Орест Кипренский.

Константин Паустовский в очерке о Кипренском приводит любопытнейшие факты и о его учителе Левицком: «Над умами художников властвовал тогда Левицкий — хитрый и добродушный украинец, создавший гениальные портреты кавалеров и дам екатерининской эпохи. Все пытались подражать золотистому теплому тону его картин. Этот тон молодые художники ловили и изучали всюду — в пыльных классах Академии, когда закатное солнце бросало косые лучи на паркет, в отблесках куполов и игре бронзовых шандалов, в зрачках красавиц, позлащенных пламенем свечей. На последних картинах Левицкого золотистый тон исчез. Он сменился фиолетовым и малиновым — холодным и старческим тоном».Последнее, «старческое», его десятилетие было печально. Известно, что Левицкий почти ослеп. Советское искусствоведение утверждало, что художник бросил писать, поскольку погрузился в тяжелейшее религиозное мракобесие. Впрочем, данных для такого вывода недостаточно: вся теория основана на одном-единственном мемуарном свидетельстве человека, якобы видевшего, как дряхлый Левицкий на четвереньках полз к алтарю, чтобы получить причастие.

В любом случае, траектория судьбы художника сложилась так, что он надолго пережил время собственного триумфа. Целых полвека Левицкий прожил в Петербурге, на Васильевском острове. Как бы скверно, одиноко и холодно временами ни было в Северной Пальмире, он не решился вернуться ни в уютную и хорошо знакомую Москву, ни на малую родину в Киев. Но екатерининская эпоха больших свершений, к которым и сам Левицкий был в полной мере причастен, с грохотом канула в Лету у него на глазах.

«Ни страны, ни погоста не хочу выбирать, на Васильевский остров я приду умирать», — напишет через много лет Бродский. Забавно и грустно, но буквально так полутора столетиями ранее поступил Левицкий. В 1822-м году он умер в своем доме на Васильевском острове в полной безвестности. Могила «русского Гейнсборо» на Смоленском кладбище в Петербурге затерялась.

Автор: Анна Вчерашняя

artchive.ru

Левицкий Дмитрий Григорьевич - биографии картин,описание картин

История развития украинской живописи очень давняя, но самый неоценимый вклад внесли такие художники, как: Дмитрий Левицкий, который творил ещё при правлении Екатерины II – эпоху Просвещения; всеми известный Илья Ефимович Репин – художник, к славе которого не смог приблизиться ни один из современных художников; конечно же, это и Казимир Малевич, который родился в польской семье, хоть и прославился на весь мир как украинский художник; и один из самых выдающихся художников украины времён СССР – катерина Билокур, чей талант считался данным от природы. Но мы с вами остановимся на очень интересном периоде в истории развития искусства в целом – на эпохе Просвещения и речь пойдёт, как вы уже догадались, о известном украинском художнике — Дмитрие Левицком.

Дмитрий Левицкий – художник-портретист, закончил петербургскую Академию искусств, первый мастер кисти конца XVIII века, портреты которого не уступали работам европейских мастеров Франции и Англии.

Родился художник в 1735 году в Киеве в семье, известного по тем временам, гравёра Григория Левицкого-Носа, происходившего из казакого рода села Маячка, которое расположенно на Полтаве. Искусству живописи он учился в 1920-х годах он учился в Польше, где в городе Гданськ называли его мастером Гжегожа Левицкий. Вернувшись в Украину поселился в Киеве на Подолье и выполнял заказы типографии Могилянской академии и Печерской Лавры. В 1752—1755 гг. учился в Академии искусств в Петербурге у живописца Антропова. Несмотря на специфическую и несильно почитаемую профессию портретиста в России, Левицкий был исключением. Выдающийся талант Дмитрий Левицкого очень ценили его современники, он пользовался престижем при дворах нескольких российских династий – Екатерины II, Павла I, Алексанрда I. Его прекрасные портреты изображают дух велокой екатеринской эпохи, исполненной противоречий, где декоративность и пышность изображаемого соединялась с идеями рационального мышления, а взгляды на идеалы Просвещения шли рядом с ежедневным бытом.

В 1773 г. Левицкий написал портрет мецената и промышленника П. Демидова, которого нарисовал на фоне вещей и предметов, которые символизировали его щедрость и интересующие его дела: без орденов, в домашнем халате, мужчина, который опирается на лейку для полива растений в комнатах.

Творчество художника объединило в себе все виды портретов – от монументального до камерного. Образами служили участники всех сословий общества – от приходского крестьянина до императрицы. Работы Левицкого с легкостью отличали от работ других художников, а именно тем, что изображённые люди на его картинах – улыбались.

Из 24 его картин, которые находятся в Москве в Третьяковской галерее , пиком творчества художника пологают портрет Урсулы Мнишек, польской графини (1783 г.). На холсте овальной формы, как в зеркальце, таинственно улыбается молодая девушка с благородной гордо поднятой головой.

Творческому наследию художника относят и портреты императора Александра I в юношестве, княжны Александры Павловны, а также самого отца – Григория Левицкого.

Важно то, что всю свою жизнь Левицкий придерживался украинских традиций. Национальное своеобразие его стиля состоит прежде всего в широком реализме картин, порой вызывающем даже улыбку зрителя. Наблюдательность и юмор – две характерные черты творчества этого талантливогоукраинского и в то же время русского живописца. Была ещё одно особенность творчества Д. Левицкого — отвержение «сущности классицизма», — «поисков образа героя». Ведь в Украине того времени героический портрет не получил популярности, — реализм приземлял образы великих вельмож. Как нестранно, что воспитанному в этих обычаях Левицкому все труднее было противиться требованиям императорского двора и изображать свои просветительские идеи в откровенно реалистической картине. Ему удавалось какое-то время, не отрываясь от украинской объективности традиции, совершенствовать собственную технику и приспосабливать её к требованиям времени. Но преданность натуре в воспроизведении черт лица, тщательное воспроизведение особенностей фигуры ( хоть бы и с изрядным брюшком) – это то, чего Левицкий смог достигнуть как портретист на родиной Украине, было никому не нужно в чужом для него Петербурге.

Хоть современники и не смогли по достоинству оценить всего таланта Д. Левицкого как непревзойдённого художника-портретиста, это сделали критики нашего времени. В Англии во время Всемирной выставки в 1862 г. Журнал «Таймс» назвала мастера «русским Рейнолдсом, Гейнсборо и Рамзеем, ( английские живописцы), в одном лице». Сейчас полотна художника украинца украшают большинство украинских и российских художественных музеев. Покинул этот мир художник в 1822 году...

автор статьи Щипанский Дмитрий

 

 Картины 

Описание картин

Портрет Ланского

Портрет Кокорина

Портрет поэта и художника Львова

Портрет Нелидовой

Портрет Хрущовой и Хованской

Портрет Екатерины II в храме богини Фемиды

Похожие записи

design-kmv.ru

ДЕВЯТЬ ШЕДЕВРОВ ЛЕВИЦКОГО

 

   4 августа 1764 года над Петербургом палили пушки. Сто один залп раздался в честь торжества: в Смольном монастыре открывалось учебно-воспитательное заведение для девушек. Позднее его назовут Институтом благородных девиц.

   Сначала в новое заведение решили принимать только дочерей богатых дворянских фамилий. Но вскоре положение изменилось. Жесткие условия жизни, определенные Екатериной II, — строгая изоляция от внешнего мира, обязательность двенадцатилетней непрерывной разлуки детей с родными — расхолаживали богатых родителей. Зато неимущих дворянских семей, мечтавших отдать девочек в новое училище, оказалось много. Для них благотворительный характер заведения (содержание на полном государственном обеспечении) выглядел особенно заманчивым. Вскоре пятьдесят девочек в возрасте от четырех до шести лет были зачислены в Смольный институт.

 

ДЕВЯТЬ ШЕДЕВРОВ ЛЕВИЦКОГО

 

 Д. Левицкий. Портрет Екатерины II

 

   Учиться им предстояло многому. Девочки изучали «правила воспитания, благонравия, обхождения и чистоты, российский и четыре иностранных языка, рисование, арифметику, танцевание, а также надлежащие особливо женскому полу упражнения и рукоделия». Затем прибавились история, география, физика, архитектура, токарное ремесло и «приучение к домостроительству». Девушки должны были стать самыми образованными людьми среди современниц.

   Дни были похожи один на другой. Как большого праздника девочки ждали «собраний»: в те дни к ним приезжали именитые гости и даже иностранцы, чтобы взглянуть, как воспитываются будущие «первые дамы» России. Эти «собрания» устраивались для того, чтобы «придать девицам надлежащую и приличную смелость в поведении». А потом «собрания» стали еще интереснее: в такие вечера давались концерты и спектакли.

   «Виновником» таких развлечений оказался... Вольтер. Переписываясь с Екатериной, он давал ей различные советы, среди них о том, как лучше просвещать народ. Здесь важную роль он отводил сценическому искусству.

 

ДЕВЯТЬ ШЕДЕВРОВ ЛЕВИЦКОГО

 

Морис Кантен де Латур (1704-1788) Портрет Вольтера

 

   Тогда в Смольном монастыре стали появляться новые люди — одним из первых оказался здесь Иван Афанасьевич Дмитревский, руководитель и актер первого русского публичного театра, талантливый театральный педагог.

 

ДЕВЯТЬ ШЕДЕВРОВ ЛЕВИЦКОГО

 

Иван Афанасьевич Дмитревский

 

О его артистических успехах за границей, куда он был направлен, чтобы набрать актеров для французской труппы в Петербурге, ходили легенды.

— Слышали, как Иван-то Афанасьич в Лондоне самого великого Гаррика победил? — шептались воспитанницы.

 

ДЕВЯТЬ ШЕДЕВРОВ ЛЕВИЦКОГО

 

Уильям Хогарт.Дэвид Гаррик в роли Ричарда III

 

   — Говорят, будто однажды на обеде у знаменитого английского артиста речь зашла о сценическом притворчестве: сам-то Гаррик мог краснеть и бледнеть по желанию, а то вдруг, во время смеха, залиться обильными слезами. Дмитревский сидел, слушал, да вдруг как задрожит, залепечет какие-то слова невнятные, да и упади бледный, как покойник, в глубокое кресло. Все, конечно, вскочили, кинулись помогать, кто с водой тянется, кто с нюхательной солью, а Иван Афанасьич поднялся, как ни в чем не бывало, засмеялся и весело уселся за стол!

   — А сказывали, как он Дмитрия Самозванца играет или в «Мизантропе» господина Мольера! Чудо!..  Одним словом, девочек обучал первый в России учитель сценической игры. И хоть самим-то воспитанницам предстояло играть на французском языке, они все же воспринимали у Дмитревского русскую школу сценического искусства: их воспитатель был соратником Федора Волкова, учителем плеяды первых русских артистов. Пышные спектакли готовились воспитанницами в 1772 — 1773 годах — первые питомицы Смольного монастыря подросли. Французские комедии и комические оперы ставились на широкую ногу. Роли из музыкальных спектаклей репетировал с девочками Пьетро Чезарио, танцам обучали лучшие балетмейстеры столичных трупп, костюмы шились придворного театра портным Жераром, даже театральный парикмахер Иозеф Жервье трогал ловкой гребенкой девичьи волосы.  В большом двухсветном зале готовили сцену.

   И вот начался спектакль — комическая опера Киампи «Капризы   любви,   или   Нинетта   при   дворе».   Нинетта — воспитанница Хованская, ее возлюбленный Кола — воспитанница Хрущева.    После представления Екатерина II подозвала к себе художника Левицкого.    — Дмитрий Григорьевич, понравились тебе наши воспитанницы?    — Они превосходные артистки, — ответил Левицкий с  поклоном.   Он  чувствовал,  что  вопрос  задан  неспроста.    — Нам бы хотелось, — продолжала Екатерина, — чтобы ты сделал портреты лучших из них, которые особенно преуспели в танцах и пении. Список отмеченных нами воспитанниц передаст Иван Иванович Бецкой.    И художник приступил к работе.

 

ДЕВЯТЬ ШЕДЕВРОВ ЛЕВИЦКОГО

 

Автопортрет

   Незадолго перед этими событиями Дмитрий Григорьевич Левицкий удостоился звания академика — за исполненный им портрет Александра Филипповича Кокоринова, видного русского архитектора, ректора Академии художеств, руководителя ее архитектурного класса. 

 

ДЕВЯТЬ ШЕДЕВРОВ ЛЕВИЦКОГО

 

Портрет архитектора Александра Филипповича Кокоринова

 

   Портрет этот вместе со «смолянками» находится в зале Русского музея, посвященном Левицкому. Современники вспоминают о Кокоринове как о добром, просвещенном и гуманном человеке. Правой рукой Кокоринов указывает на лежащий на столе план Академии художеств, на лучший свой проект. В лице героя портрета нет официальности, скорее — усталость и задумчивость.

 

   Смолянок Левицкий видел и прежде чем побывал на их спектаклях — в Эрмитаже, куда они приезжали по Неве на шлюпках. Девушки судили о картинах с несомненным пониманием искусства. Художник встречал их и в Летнем саду во время прогулки, когда они, охотно отвечая на вопросы гуляющих дам и господ, толковали об установленной в саду скульптуре, о мифологии. Началом серии портретов смолянок надо считать портрет Ф. Ржевской и А. Давыдовой, написанный в 1771 — 1772 годах. Девочки изображены не в театральных, а в форменных платьях. Это еще не театральная сюита художника — только как бы пробный портрет.

 

ДЕВЯТЬ ШЕДЕВРОВ ЛЕВИЦКОГО

 

Портрет воспитанниц Императорского воспитательного общества благородных девиц Феодосии Степановны Ржевской и Настасьи Михайловны Давыдовой

 

   Через год после создания этого первого портрета он получил список девушек, наиболее преуспевших в танцах, пении, прочих занятиях, и начал писать их. Левицкий мог, как поступали иные из его предшественников, ограничить свою задачу внешним сходством, передачей лиц и костюмов. Он стремился достичь и достиг большего: показал девушек в движении. в действии, глубоко им свойственном, в характерной для них обстановке. Живописец пошел дальше: в чертах девушек видны характеры, элементы личности и то незримое, тонкое, неуловимое качество человека, которое мы зовем обаянием. С картин-портретов Левицкого говорит эпоха.

ДЕВЯТЬ ШЕДЕВРОВ ЛЕВИЦКОГО

 

Портрет воспитанницы Императорского воспитательного общества благородных девиц Екатерины Ивановны Нелидовой

 

   Девушек обучали «танцеванию», драматической игре, изящным манерам. Все это запечатлено художником в портрете Екатерины Нелидовой. Современники утверждают, что Нелидова была яркой, талантливой танцовщицей, а в жизни — обаятельной, остроумной девушкой. Именно такой и предстает она на портрете. Жизнерадостность, кокетливая  веселость  придают   портрету  особенное  очарование. 

 

ДЕВЯТЬ ШЕДЕВРОВ ЛЕВИЦКОГО

 

Портрет воспитанниц Императорского воспитательного общества благородных девиц Екатерины Николаевны Хрущовой, в замужестве фон Ломан, и княжны Екатерины Николаевны Хованской, в замужестве Нелединской-Мелецкой

 

   Е. Хованская и Е. Хрущева разыгрывают комическую пастораль. Хрущева запечатлена в мужской роли — девушка славилась среди подруг умением перевоплощаться в мужское обличье. Художник не скрывает ее некрасивых черт, некоторой скованности и робости Хованской, но портрет пленителен свежестью запечатленной в нем юности.

 

ДЕВЯТЬ ШЕДЕВРОВ ЛЕВИЦКОГО

 

Портрет воспитанницы Императорского воспитательного общества благородных девиц Глафиры Ивановны Алымовой

 

   Глафира Алымова уверенно играет на арфе. Она улыбается. Позируя, она не думала о том, что ее улыбка перешагнет века и встретится с нашими взглядами. Кажется, будто звучит старинная музыка Рамо, потрескивают свечи в серебряных подсвечниках и дамы в пышных кринолинах вступают в медленное течение танца. Алымова улыбается. И руки ее, едва прикасаясь к струнам, замерли в своем неторопливом взлете.

 

ДЕВЯТЬ ШЕДЕВРОВ ЛЕВИЦКОГО

 

 Портрет воспитанницы Императорского воспитательного общества благородных девиц Екатерины Ивановны Молчановой

 

   На другом портрете — Екатерина Молчанова. Левицкий написал девушку в кресле с книгой в руках, а перед ней — физические приборы. Молчанова чувствует себя среди них уверенно и спокойно. Она читает их сигналы, робкие послания еще не раскрытой науки будущего. Горделивое ощущение знаний сквозит в ее улыбке.   Современница Кулибина, читательница Ломоносова, эта девушка могла бы — кто знает? — еще двести лет назад явиться предшественницей Софьи Ковалевской. Но Молчанова не стала ученым: ее готовили во фрейлины. Физические приборы остаются на портрете в тени. Художник запечатлел одну из ласточек Смольного монастыря, которая еще не знает, как невысок будет ее жизненный полет.

 

ДЕВЯТЬ ШЕДЕВРОВ ЛЕВИЦКОГО

 

Портрет воспитанницы Императорского воспитательного общества благородных девиц Александры Петровны Левшиной

 

   Девушки на полотнах Левицкого танцуют, поют, играют на музыкальных инструментах, обращаются к зрителям или просто улыбаются, радуясь своей весне. Художник виртуозно передает ткань и шитье платьев, воздушный передничек Хованской.  С удивительным искусством  воспроизведен на холсте костюм Нелидовой. Художник владеет богатейшей гаммой зеленого цвета и его оттенков: изумрудного, серо-зеленоватого, зеленовато-палевого. Портретисту дороги в картине не только каждая черточка лица, поворот фигуры, но и любая мелочь, свет и тени, переливы тканей, различимые на заднем плане наивные театральные декорации. Все это слагается в изобразительную оду красоте, юности, свежести, человеческой весне.

 

ДЕВЯТЬ ШЕДЕВРОВ ЛЕВИЦКОГО

 

Портрет воспитанницы Императорского воспитательного общества благородных девиц Натальи Семёновны Борщовой

 

   Левицкий писал портреты смолянок около пяти лет. Сегодня   они — драгоценнейшие   полотна   Русского   музея.

   Раньше портреты смолянок находились в Большом Петергофском дворце. Здесь в самом начале XX века увидела их недавняя выпускница Академии художеств Анна Остроумова-Лебедева. Прежде она знала эти картины лишь в репродукциях — они были малодоступны даже для профессиональных художников, широкая же публика не могла их видеть совсем.

   Первое знакомство с Левицким потрясло молодую художницу. Она даже начала писать портрет своей сестры Лили, во всем следуя великому живописцу. Сестра мужественно и долго позировала, подражая танцующей смолянке... Остроумова-Лебедева считала работу неудавшейся и никогда не выставляла ее. Но впечатление от встречи с великим мастером восемнадцатого века сохранилось на всю жизнь.

   В 1905 году в Петербурге открылась выставка русского портрета, и полотнами Левицкого восхищенно любовался Валентин Александрович Серов. Он долго стоял перед «смолянками», пораженный, взволнованный. «Ни перед одним произведением не испытывал я такого потрясения, — сказал Серов. — Это лучшие русские портреты, для нас, художников, — откровение...».

Понадобилось сто тридцать лет, чтобы полотна Левицкого встретились с подлинными ценителями — художниками. И полтора столетия — чтобы радость встречи с картинами могли испытать миллионы зрителей.

Юрий Алянский. Рассказы о Русском музее

 

http://www.artpoisk.info/artist/levickiy_dmitriy_grigor_evich_1735/gallery

 

s30556663155.mirtesen.ru

Художник Дмитрий Григорьевич Левицкий

4414501_RhudoZnikPRdmitriIPRgrigorxeviCPRlevickiI_1_ (700x41, 16Kb)

Художник Дмитрий Григорьевич Левицкий

Дмитрий Григорьевич Левицкий один из самых лучших портретистов российской империи. Серия портретов девиц Смольного института причислена к шедеврам мировой живописи. Левицкий родился в Киеве в 1735 годе. В детстве учился у отца художника-гравера и уживописца Антропова. В 1758 году переехал в Санкт-Петербург и начал обучение в Академии Художеств. Его успехи в портретной живописи были на столько превосходны, что уже в 35 лет он получил звание академика и руководил портретным классом.Мировое признание к Левицкому приходит в середине 1770-х годов, когда его картиныначинают раскупать богачи российской империи. К тому же, художник активно рисовал портреты на заказ.Парадный портрет с насыщенными цветами, но в тональном единстве, с выразительными и натуральными позами людей на портретах – это те непревзойдённые качества, которые давались Дмитрию Левицкому еще в юном возрасте. Умер художник в 1822 году все в том же Санкт-Петербурге.

Файл:Levitzky self.jpg

Автопортрет, 1783

Файл:Levitsky kokrinov.jpg

Портрет архитектора А.Ф.Кокорина  1769

Портрет-откупщика-Н.А.-Сеземова.-1770 (511x700, 441Kb)

Портрет откупщика Н.А. Сеземова. 1770

Портрет-П.А.-Демидова.-1773 (489x700, 423Kb)

Портрет П.А. Демидова. 1773

Портрет-П.В.-Бакунина-Большого.-1782 (530x700, 430Kb)

Портрет П.В. Бакунина Большого. 1782

Портрет-священника-Г.К.-Левицкого (511x700, 427Kb)

Портрет священника (Г.К. Левицкого)Портрет-Урсулы-Мнишек.-1782 (534x700, 363Kb)

Портрет Урсулы Мнишек. 1782

Портрет-А.Д.Ланского.-1782 (542x700, 442Kb)

Портрет А.Д.Ланского. 1782

Портрет-А.С.-Протасовой-бывшей-камер-фрейлины-Екатерины-II.-1800 (569x700, 438Kb)

Портрет А.С. Протасовой, бывшей камер-фрейлины Екатерины II. 1800

Портрет-Бакуниной.-1782 (530x700, 437Kb)

Портрет Бакуниной. 1782

Портрет-великой-княжны-Александры-Павловны.-1791 (510x700, 399Kb)

Портрет великой княжны Александры Павловны. 1791Портрет-воспитанниц-Имп.-восп.-общ.-благ.-девиц-Е.Н.-Хрущевой-и-Е.Н.-Хованской.-1773 (544x700, 463Kb)

Портрет воспитанниц Имп. восп. общ. благ. девиц Е.Н. Хрущевой и Е.Н. Хованской. 1773

Портрет-воспитанниц-Имп.-восп.-общ.-благ.-девиц-Ф.С.-Ржевской-и-Н.М.-Давыдовой.-1772 (439x700, 356Kb)

Портрет воспитанниц Имп. восп. общ. благ. девиц Ф.С. Ржевской и Н.М. Давыдовой. 1772

Портрет-воспитанницы-Имп.-восп.-общ.-благ.-девиц-А.П.-Левшиной.-1775 (443x700, 371Kb)

Портрет воспитанницы Имп. восп. общ. благ. девиц А.П. Левшиной. 1775

Портрет-воспитанницы-Имп.-восп.-общ.-благ.-девиц-Г.И.-Алымовой.-1773 (544x700, 456Kb)

Портрет воспитанницы Имп. восп. общ. благ. девиц Г.И. Алымовой. 1773

Портрет-воспитанницы-Имп.-восп.-общ.-благ.-девиц-Е.И.-Молчановой.-1776 (541x700, 422Kb)

Портрет воспитанницы Имп. восп. общ. благ. девиц Е.И. Молчановой. 1776

Портрет-воспитанницы-Имп.-восп.-общ.-благ.-девиц-Е.И.-Нелидовой.-1773 (416x700, 335Kb)

Портрет воспитанницы Имп. восп. общ. благ. девиц Е.И. Нелидовой. 1773

Портрет-воспитанницы-Имп.-восп.-общ.-благ.-девиц-Н.С.-Борщовой.-1776 (441x700, 332Kb)

Портрет воспитанницы Имп. восп. общ. благ. девиц Н.С. Борщовой. 1776

Портрет-Е.А.-Воронцовой.-До-1822 (536x700, 398Kb)

Портрет Е.А. Воронцовой. До 1822

Портрет-Екатерины-II.-Около-1782 (497x700, 415Kb)

Портрет Екатерины II. Около 1782Портрет-Екатерины-II-в-виде-законодательницы-в-храме-богини-Правосудия.-1783 (542x700, 430Kb)

Портрет Екатерины II в виде законодательницы в храме богини Правосудия. 1783Портрет-И.Л.-Голенищева-Кутузова (522x700, 435Kb)

Портрет И.Л. Голенищева-Кутузова

Портрет-М.А.-Дьяковой.-1778 (570x700, 434Kb)

Портрет М.А. Дьяковой. 1778

Портрет-М.А.-Львовой.-1781 (573x700, 435Kb)

Портрет М.А. Львовой. 1781

Портрет-Н.А.-Львова.-1789 (605x700, 456Kb)

Портрет Н.А. Львова. 1789   Цитата сообщения Annakraj

Художник Дмитрий Григорьевич Левицкий

art.mirtesen.ru

Дмитрий Левицкий – биография и картины художника в жанре Рококо, Неоклассицизм – Art Challenge

Дмиитрий Григоорьевич Левицкий (около 1735 года — 1822, Санкт-Петербург) — русский художник-живописец украинского происхождения, мастер парадного и камерного портрета. Академик Императорской Академии художеств.Родился около 1735 года в семье священника Г. К. Левицкого (настоящая фамилия Нос, или Носов), известного также как художник-гравёр. Учился изобразительному искусству у отца и у живописца А. П. Антропова (с 1758 года). Участвовал вместе с отцом в росписи Андреевского собора в Киеве (середина 1750-х годов).Около 1758 года Левицкий переехал в Санкт-Петербург. Учился в Академии художеств.В Петербурге Левицкий продолжал заниматься с Антроповым. Известность Левицкому принесли картины, выставленные в экспозиции Академии художеств (1770). В том же году за превосходно исполненный портрет А. Ф. Кокоринова тридцатипятилетний Левицкий получил звание академика. Преподавал в Академии художеств (1771—1788), был руководителем портретного класса.Уже в ранних работах показал себя первоклассным мастером парадного портрета, способным найти выразительную позу и жест, сочетать интенсивность цвета с тональным единством и богатством оттенков (портреты Н. Сеземова, 1770; П. Демидова, 1773). Известный богач Прокофий Анкифьевич Демидов изображен им во весь рост, на большом холсте, на фоне величавой архитектуры, в пышных складках алого одеяния (портрет П. А. Демидова, 1773). Вершиной творчества Левицкого — и всего русского портрета XVIII века — стала серия портретов воспитанниц Смольного института благородных девиц, написанная в 1773—1776 годах. Серия «Смолянок» — шедевр мирового искусства (все портреты находятся в Русском музее).В созданной Левицким обширной галерее портретов — величественная Екатерина II (1783), представленная мудрой и просвещённой законодательницей (именно этот портрет вдохновил Г. Р. Державина на создание знаменитой оды «Видение Мурзы»), и Дени Дидро (1773), французский философ-энциклопедист, писатель, энергию, творческое беспокойство, душевное благородство которого так живо и непосредственно передал русский художник, и отец художника (1779), скромный, мудрый и усталый старик, бывший в своё время одним из лучших украинских гравёров, и строитель здания Академии художеств зодчий А. Кокоринов (1769—1770), богатый купец-откупщик Н. Сеземов (1770), публицист, просветитель и издатель Н. Новиков. Левицкий был близко знаком со многими выдающимися людьми своего времени: Н. Львовым, Г. Державиным, В. Капнистом, И. Дмитриевым, И. Долгоруким, Н. Новиковым.Граф Артемий Иванович Воронцов (1748—1813) заказал Левицкому портреты членов своей семьи, для украшения стен своего нового дома в Петербурге. Портреты А. И. Воронцова, его супруги П. Ф. Воронцовой и их дочерей Екатерины, Анны, Марии, Прасковьи (1780-е годы, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург) предназначались для семейной портретной галереи. В камерных по характеру портретах художник выделил особенности физического и духовного облика каждого члена семьи.В 1780-х годах художник создал уникальную портретную галерею деятелей русской культуры. Особой теплотой отличаются интимные портреты Левицкого, созданные в период расцвета творчества художника (середина 1770-х — начало 1780-х). Ещё в 1773 году мастер исполнил портрет Д. Дидро, поражавший современников своей жизненной убедительностью, исключительной правдивостью в воссоздании облика философа. Одно из лучших созданий Левицкого — портрет молодой М. Дьяковой (1778), поэтичный, жизнерадостный, написанный в богатой гамме тёплых тонов.Оказал сильное влияние на становление художников П. И. Соколова, В. Л. Боровиковского, Л. С. Миропольского и Г. И. Угрюмова.

Дмиитрий Григоорьевич Левицкий (около 1735 года — 1822, Санкт-Петербург) — русский художник-живописец украинского происхождения, мастер парадного и камерного портрета. Академик Императорской Академии художеств.Родился около 1735 года в семье священника Г. К. Левицкого (настоящая фамилия Нос, или Носов), известного также как художник-гравёр. Учился изобразительному искусству у отца и у живописца А. П. Антропова (с 1758 года). Участвовал вместе с отцом в росписи Андреевского собора в Киеве (середина 1750-х годов).Около 1758 года Левицкий переехал в Санкт-Петербург. Учился в Академии художеств.В Петербурге Левицкий продолжал заниматься с Антроповым. Известность Левицкому принесли картины, выставленные в экспозиции Академии художеств (1770). В том же году за превосходно исполненный портрет А. Ф. Кокоринова тридцатипятилетний Левицкий получил звание академика. Преподавал в Академии художеств (1771—1788), был руководителем портретного класса.Уже в ранних работах показал себя первоклассным мастером парадного портрета, способным найти выразительную позу и жест, сочетать интенсивность цвета с тональным единством и богатством оттенков (портреты Н. Сеземова, 1770; П. Демидова, 1773). Известный богач Прокофий Анкифьевич Демидов изображен им во весь рост, на большом холсте, на фоне величавой архитектуры, в пышных складках алого одеяния (портрет П. А. Демидова, 1773). Вершиной творчества Левицкого — и всего русского портрета XVIII века — стала серия портретов воспитанниц Смольного института благородных девиц, написанная в 1773—1776 годах. Серия «Смолянок» — шедевр мирового искусства (все портреты находятся в Русском музее).В созданной Левицким обширной галерее портретов — величественная Екатерина II (1783), представленная мудрой и просвещённой законодательницей (именно этот портрет вдохновил Г. Р. Державина на создание знаменитой оды «Видение Мурзы»), и Дени Дидро (1773), французский философ-энциклопедист, писатель, энергию, творческое беспокойство, душевное благородство которого так живо и непосредственно передал русский художник, и отец художника (1779), скромный, мудрый и усталый старик, бывший в своё время одним из лучших украинских гравёров, и строитель здания Академии художеств зодчий А. Кокоринов (1769—1770), богатый купец-откупщик Н. Сеземов (1770), публицист, просветитель и издатель Н. Новиков. Левицкий был близко знаком со многими выдающимися людьми своего времени: Н. Львовым, Г. Державиным, В. Капнистом, И. Дмитриевым, И. Долгоруким, Н. Новиковым.Граф Артемий Иванович Воронцов (1748—1813) заказал Левицкому портреты членов своей семьи, для украшения стен своего нового дома в Петербурге. Портреты А. И. Воронцова, его супруги П. Ф. Воронцовой и их дочерей Екатерины, Анны, Марии, Прасковьи (1780-е годы, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург) предназначались для семейной портретной галереи. В камерных по характеру портретах художник выделил особенности физического и духовного облика каждого члена семьи.В 1780-х годах художник создал уникальную портретную галерею деятелей русской культуры. Особой теплотой отличаются интимные портреты Левицкого, созданные в период расцвета творчества художника (середина 1770-х — начало 1780-х). Ещё в 1773 году мастер исполнил портрет Д. Дидро, поражавший современников своей жизненной убедительностью, исключительной правдивостью в воссоздании облика философа. Одно из лучших созданий Левицкого — портрет молодой М. Дьяковой (1778), поэтичный, жизнерадостный, написанный в богатой гамме тёплых тонов.Оказал сильное влияние на становление художников П. И. Соколова, В. Л. Боровиковского, Л. С. Миропольского и Г. И. Угрюмова.Сохранить

artchallenge.ru

Д. Левицкий: портреты » Выдающиеся художники

Д. Левицкий "Автопортрет" (фрагмент)

Дмитрий Григорьевич Левицкий – мастер парадного и камерного портрета, его творчество оказало сильное влияние на становление художников  XVIII в. В. Боровиковского, П. Соколова, Г. Угрюмова.

Д. Левицкий обладал даром увидеть и передать на полотне особенности духовного мира и физического облика любого человека, будь то известный богач Демидов или воспитанница Смольного института благородных девиц.

Из биографии художника

Дмитрий Григорьевич Левицкий родился в 1735 г. в Киеве в семье священника. Его отец был известным художником-гравёром, он и стал первым учителем сына Дмитрия. Другим его учителем был А.П. Антропов – русский живописец стиля барокко, один из первых в России художников, начавших писать светские портреты.

Существует предположение, что в середине 1750 г. Дмитрий Левицкий вместе со своим отцом участвовал в росписи Андреевского собора в Киеве, в котором его учитель А. Антропов расписал кафедру, купол, создал ряд икон иконостаса и образов в алтаре.

В 1758 г. Левицкий начал учёбу в Академии художеств Санкт-Петербурга, не переставая заниматься с Антроповым, а с 1779 г. преподавал в портретном классе Академии.

Портрет А.Ф. Кокоринова

В 1770 г. в экспозиции Академии художеств он выставил написанный им портрет А.Ф. Кокоринова, за который получил звание академика.

Д. Левицкий «Портрет А.Ф. Кокоринова» (1769). Русский музей

Александр Филиппович Кокоринов (1726-1772) – известный русский архитектор. Участвовал в проектировании и строительстве здания Императорской Академии художеств в Петербурге совместно с Ж. Б. М. Валлен-Деламотом. Безукоризненный вкус и артистический дар сочетались у него с широтой взглядов и классической образованностью.

Чем же покорил этот портрет современников? Совершенством формы и высокой духовной наполненностью.На портрете изображён человек со спокойным и мужественным лицом, в специально сшитом для церемонии вступления в должность костюме. Он уверенно чувствует себя в роскошно обставленном кабинете и жестом указывает на план здания будущей Академии. Взгляд его спокоен и в то же время простодушен. В его полуулыбке чувствуется некоторая усталость. Пройдёт всего около 2 лет, и жизнь его трагически закончится, но сейчас ещё об этом никто не знает: ни сам Кокоринов, ни те, кто в восхищении остановились перед его портретом…

Д. Левицкий мастерски мог найти выразительную позу и жест для персонажей своих картин, сочетать интенсивный цвет с богатством оттенков, уже его ранние парадные портреты отличались этими качествами. Например, портрет П.А. Демидова.

Портрет П. А. Демидова

Д. Левицкий «Портрет П.А. Демидова» (1773). Государственная Третьяковская галерея

Прокофий Акинфьевич Демидов (1710-1788) – старший сын уральского горнозаводчика А. Н. Демидова, владелец крупных горнопромышленных предприятий. Был меценатом и благотворителем, поклонником садоводства, основателем Нескучного сада.

Неску́чный сад – пейзажный парк в Москве, крупнейший парк в историческом центре Москвы, памятник садово-паркового искусства.

П.А. Демидов был личностью очень колоритной, слыл чудаком и самодуром. Его потомки, ещё будучи тульскими оружейниками, положили начало своим огромным богатствам при Петре I, а сам Демидов нигде не служил, очень этим гордился, хотя образование получил в Гамбурге, там же учились и его сыновья. Его абсолютно нелогичные с точки зрения здравого рассудка поступки приводили в недоумение не только Москву и Петербург, но порой и зарубежные страны, где он бывал. Но, наряду с эксцентричностью, это был известный меценат, который делал крупные пожертвования, оставаясь при этом анонимным.

Он основал Коммерческое училище в Москве, передал большие суммы Московскому воспитательному дому и Московскому университету.

Его научным увлечением было собирание гербария: московская усадьба Демидова была известна цветниками и ботаническим садом, в котором были собраны редчайшие растения. В 1785 г. им написан серьезный трактат «Об уходе за пчелами».

В портрете Д. Левицкого каждая деталь несёт смысловую нагрузку, здесь нет ни одной ненужной подробности. Обстановка, фон, одежда, аксессуары – всё показано для характеристики героя портрета. Все детали картины – от гербария и лейки на столе до фасада здания – повествуют о его вкусах, увлечениях, характере изображённого персонажа.

Но на холсте явно присутствует пародия на парадные портреты. Вместо мундира с наградами и регалиями – домашний жилет, панталоны, чулки, халат, колпак, небрежно обернутый шарф.

Пародийна и поза Демидова: как и положено для знатного вельможи, она величественная, но вместе с тем и непринужденная. Левой рукой он опирается на садовую лейку, а правой указывает на горшки с цветами, а не  на Воспитательный дом, которому он пожертвовал крупную сумму и который виднеется позади справа.

Некрасивое, но умное лицо Демидова и вся его фигура написаны без многозначительности и преуменьшения возраста (ему было 63 года).

В портрете А. Демидова ярко выражено мастерство художника, умевшего за внешним и напускным увидеть доброту и человечность.

В 1773-1776 гг. Д. Левицким была написана серия портретов воспитанниц Смольного института благородных девиц, которая считается шедевром мирового искусства. Все портреты этой серии находятся в государственном русском музее (Петербург). Из серии «Смолянок» предоставляем Вашему вниманию портрет Ф. Ржевской и Н. Давыдовой.

Д. Левицкий «Портрет Ф. Ржевской и Н. Давыдовой»

Д. Левицкий «Портрет Ф. С. Ржевской и княжны Н. М. Давыдовой» (1772). Русский музей

Серию портретов воспитанниц Смольного института благородных девиц Д. Левицкий написал по заказу императрицы Екатерины II.

Справа изображена в голубом форменном платье (для воспитанниц второго возраста) Ф. Ржевская. Н. Давыдова (слева) – в форменном платье кофейного цвета (для воспитанниц младшего возраста).

Феодосия Степановна Ржевская (1760-1795) была дочерью генерал-поручика С. М. Ржевского и С. Н. Ржевской, урожденной баронессы Строгановой. Вышла замуж за князя М.Н. Голицына, члена Государственной думы, действительного статского советника, впоследствии ярославского губернатора.

Настасья Михайловна Давыдова (1764?-?) происходила из грузинского княжеского рода. Ее отец, генерал-майор М. М. Давыдов, был губернатором в Тамбове.

Портрет прост и не содержит усложняющих композицию предметов и аксессуаров.

В центре портрета – фигура старшей воспитанницы (Давыдовой). Видно, что она позирует художнику. Её фигура как будто изображает танцевальное движение: рука в танцевальном жесте и выдвинутая из-под платья ножка.

Младшая девочка тоже позирует: она сжимает край своего платья, а другой рукой держит белую розу – символ чистоты и добродетели. Но позирование её смягчается детской непосредственностью, с которой она смотрит на свою старшую подругу снизу вверх. В её взгляде чувствуется восхищение.

Нельзя, конечно, не вспомнить и ещё одну картину Д. Левицкого – портрет императрицы Екатерины II.

Портрет Екатерины II

Д. Левицкий «Портрет Екатерины II– законодательницы в храме Правосудия» (1783). Государственный Русский музей

Это торжественный портрет, в котором преобладают два цвета: красный и белый. У ног императрицы находятся статуя богини Фемиды и своды законов, которые свидетельствуют о ее государственной деятельности. Корабли на дальнем плане символизируют победы России на Черном море. На жертвеннике сжигаются маковые цветы, что является аллегорией образа справедливой правительницы, приносящей свой покой в жертву государственному служению.

В 1780-х годах Д. Левицкий создал портретную галерею деятелей русской культуры. Но привлекают и его камерные портреты, например, портрет дочери художника.

Портрет А.Д. Левицкой (Агаши), дочери художника

Д. Левицкий "Портрет А.Д. Левицкой (Агаши) 1785

Портрет дочери Агаши, скорее всего, сделан накануне её замужества. Чтобы придать образу большую значительность, он избрал форму поколенного парадного портрета, но неожиданно изменил аксессуары: Агаша изображена в образе крестьянской девушки в соответствующем наряде, который очень идёт к её миловидному лицу, счастливому и смущенному одновременно. Всё в этом портрете очевидно и прекрасно. Он отличается особой теплотой.

Д. Левицкий «Портрет Г.К. Левицкого»

Д. Левицкий «Портрет Г.К. Левицкого» (1779). Государственная Третьяковская галерея

Интересен и портрет Г.К. Левицкого (отца художника), написанный им в 1779 г. в рембрандтовском стиле. Он отличается пристальным вниманием к внутреннему существу Человека. Мудрое и доброе лицо отца, так много сделавшего для своего сына… Человечность и проникновенность образа сочетаются в портрете с мастерским использованием художником средств светотени.

Весь портрет погружён в глубокую густую и одновременно прозрачную тень. Но глаза всё ещё выражают напряжённую работу мысли.

В последние годы своей жизни Левицкий значительно меньше писал. Исследователи его творчества связывают это не только с болезнью глаз, но и с ощущением фальши и лицемерия, которые окружали его ежедневно, ежечасно. Он всё больше сознавал, что участвует в каком-то огромном обмане. Его всё больше тянуло к одиночеству, чтению и размышлениям. Осенью 1787 г. он пишет прошение об уходе из Академии художеств.

Д. Левицкий умер в 1822 г. в возрасте 87 лет, почти забытый как художник. Но потомки ценят его как художника высочайшего класса, сумевшего вывести русское портретное искусство в Европу и мир. Он был одним из наших первых гениев портрета.

www.palitra.co


Смотрите также