Адам, Ева и Лилит (легенда, картины). Лилит картина


Адам, Ева и Лилит (легенда, картины)

В Библии содержится два рассказа о сотворении первых людей – Адама (имя означает "человек") и Евы (предположительно имя значит "дающая жизнь").Первый вариант: "И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.  И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею…" (Бытие, 1:27-29).

Второй вариант: "И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою. И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал" (Бытие, 2: 7-8). "И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию.  И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену и привел ее к человеку.  И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего]. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть" (Бытие, 2: 21-24).

Уильям Блейк. Творение Евы

 Уильям Блейк. Творение Евы

Юлиус Шнорр фон Карольсфельд - Шестой день творения

Юлиус Шнорр фон Карольсфельд - Шестой день творения

Поскольку Адам не был рождён от женщины, а сотворён, то не ясно, имел ли Адам пупок. Этот вопрос веками обсуждался христианскими богословами, волнуя художников. На французской миниатюре 11 века изображено, как Бог перстом делает углубление на животе глиняного Адама.

Микеланджело. Творение Адама

 Микеланджело. Творение Адама

Уильям Блейк. Творение Адама

Уильям Блейк. Творение Адама

Сотворение Евы из ребра Адама - тёмное место Библии. Возможно, что на этот мотив Библии повлияла шумерская мифология. Согласно одному из шумерских мифов, для исцеления больного ребра (на шумерском языке - "ти") бога Энки была создана богиня-исцелительница ребра, предположительно, по имени Нин-ти. Но шумерское слово "ти" означало не только "ребро", но и "давать жизнь". Благодаря этому литературному каламбуру и могла возникнуть библейская версия о Еве не только как о "дающей жизнь", но и как "женщине от ребра".

 Творение Евы. Средневековая немецкая миниатюра

 Творение Евы. Средневековая немецкая миниатюра

Согласно иудейскому преданию, до появления Евы первой женой Адама была Лилит. Бог, сотворив Адама из глины, сделал ему также из глины жену и назвал её Лилит.  У Адама с Лилит сразу же возник спор. Лилит утверждала, что они равны, так как оба сделаны из глины; не сумев убедить Адама, она улетела. После расставания с Адамом Лилит стала демоницей, убивающей детей.

 Джон Кольер. Лилит

Джон Кольер. Лилит

В Раю Бог позволил Адаму есть от всякого дерева, кроме древа познания добра и зла, "ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь" (Бытие, 2:17). "Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел. И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания" (Бытие, 3: 1-7).

Lucien Levy-Dhurmer. Ева

Lucien Levy-Dhurmer. Ева

Pantaleon Szyndler. Ева

Pantaleon Szyndler. Ева

Гюстав Моро. Ева

Гюстав Моро. Ева

Альбрехт Дюрер. Адам и Ева

Альбрехт Дюрер. Адам и Ева

Альбрехт Дюрер. Адам и Ева

Альбрехт Дюрер. Адам и Ева

Ганс Мемлинг - Адам и Ева

Ганс Мемлинг - Адам и Ева

Доминик Энгр. Золотой век

Доминик Энгр. Золотой век

Иероним Босх. Рай

Иероним Босх. Рай

Лукас Кранах. Адам и Ева

Лукас Кранах. Адам и Ева

Лукас Кранах. Адам и Ева

Лукас Кранах. Адам и Ева

Рафаэль. Адам и Ева

Рафаэль. Адам и Ева

Уильям Блейк. Архангел Рафаил, Адам и Ева

Уильям Блейк. Архангел Рафаил, Адам и Ева

Уильям Блейк. Адам, Ева и ангелы

 Уильям Блейк. Адам, Ева и ангелы

В иудаизме змей - это падший ангел смерти Самаэль, который не хотел подчиниться человеку, завидуя ему. В христианской традиции прочно утвердилось отождествление змея с дьяволом, сатаной, принявшим лишь обличье змея. Согласно одной из легенд, сатана не мог дать имена всем животным в Эдемском саду, а Адам смог. Этим Бог доказал превосходство человека над ангелами. Потому сатана и стал врагом человека.  Иудаистские толкователи сюжета соблазнения Евы змеем  пытаются психологически объяснить поведение персонажей повествования: змей дотронулся до запретного дерева, но остался жить, чем продемонстрировал несостоятельность опасений Евы; он толкнул Еву так, что она сама коснулась дерева и сказала себе: если я умру, Бог создаст другую жену Адаму, поэтому я дам ему тоже отведать от плода - или умрём вместе, или останемся живы.

 John Roddam Spencer Stanhope. Искушение Евы

John Roddam Spencer Stanhope. Искушение Евы

Микеланджело. Грехопадение

Микеланджело. Грехопадение

Тициан. Грехопадение

 Тициан. Грехопадение

Уильям Блейк. Искушение Евы и грехопадение

Уильям Блейк. Искушение Евы и грехопадение

Уильям Блейк. Искушение Евы

Уильям Блейк. Искушение Евы

Хуго ван дер Гус. Грехопадение

Хуго ван дер Гус. Грехопадение

Юлиус Шнорр фон Карольсфельд - Грехопадение

Юлиус Шнорр фон Карольсфельд - Грехопадение

Бог, узнав о случившемся, проклял змея, а Еве сказал: "умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою" (Бытие, 3: 16). Адаму же сказал: "за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою;  в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься" (Бытие, 3: 17-19). После этого Адам и Ева были изгнаны из Рая.

 Юлиус Шнорр фон Карольсфельд - Адам и Ева скрываются от лица Господа

Юлиус Шнорр фон Карольсфельд - Адам и Ева скрываются от лица Господа

Юлиус Шнорр фон Карольсфельд - Изгнание из рая

Юлиус Шнорр фон Карольсфельд - Изгнание из рая

Согласно Библии, Адам прожил 930 лет, оставив немало сыновей и дочерей, среди которого были Каин и Авель.

 Johann Ramboux. Адам и Ева после изгнания из Рая

Johann Ramboux. Адам и Ева после изгнания из Рая

 Адам и Ева после изгнания из Рая. Средневековая немецкая миниатюра

 Адам и Ева после изгнания из Рая. Средневековая немецкая миниатюра

Андрей Иванов - Адам и Ева с детьми под деревом

 Андрей Иванов - Адам и Ева с детьми под деревом

Юлиус Шнорр фон Карольсфельд - Адам и Ева после изгнания из Рая

Юлиус Шнорр фон Карольсфельд - Адам и Ева после изгнания из Рая

Эдвард Бёрн-Джонс. Адам и Ева после изгнания из Рая

Эдвард Бёрн-Джонс. Адам и Ева после изгнания из Рая

Carl Johan Bonnesen. Адам и Ева оплакивают смерть Авеля

Carl Johan Bonnesen. Адам и Ева оплакивают смерть Авеля

Piero della Francesca. Смерть Адама

Piero della Francesca. Смерть Адама

В апокрифическом "Житии Адама и Евы" Ева умирает через 6 дней после смерти Адама, успев завещать своим детям высечь на камне житие первых людей. Адаму и Еве дано заверение в том, что грядущий "сын божий" (Иисус Христос) их спасет.

В христианстве считается, что грехопадение (иначе называемое "первородный грех") т.е. нарушение Адамом и Евой воли Бога, привело к искажению исконной природы человека, созданного сначала невинным и безгрешным. Спасение от последствий грехопадения видят в акте крещения, устанавливающем причастность крещеного к Иисусу Христу (новому Адаму), искупившему своей смертью "первородный грех" первого Адама.

Уильям Блейк. Адам, Ева и распятие Христа

Уильям Блейк. Адам, Ева и распятие Христа

см. также:

В образе Евы. Известные женщины со змеями (18 фото)

Костюмы Адама и Евы

top-antropos.com

Адам, Ева и Лилит (легенда, картины)

Юлиус Шнорр фон Карольсфельд - Шестой день творения

Юлиус Шнорр фон Карольсфельд - Шестой день творения

Поскольку Адам не был рождён от женщины, а сотворён, то не ясно, имел ли Адам пупок. Этот вопрос веками обсуждался христианскими богословами, волнуя художников. На французской миниатюре 11 века изображено, как Бог перстом делает углубление на животе глиняного Адама.

Микеланджело. Творение Адама

 Микеланджело. Творение Адама

Уильям Блейк. Творение Адама

Уильям Блейк. Творение Адама

Сотворение Евы из ребра Адама - тёмное место Библии. Возможно, что на этот мотив Библии повлияла шумерская мифология. Согласно одному из шумерских мифов, для исцеления больного ребра (на шумерском языке - "ти") бога Энки была создана богиня-исцелительница ребра, предположительно, по имени Нин-ти. Но шумерское слово "ти" означало не только "ребро", но и "давать жизнь". Благодаря этому литературному каламбуру и могла возникнуть библейская версия о Еве не только как о "дающей жизнь", но и как "женщине от ребра".

 Творение Евы. Средневековая немецкая миниатюра

 Творение Евы. Средневековая немецкая миниатюра

Согласно иудейскому преданию, до появления Евы первой женой Адама была Лилит. Бог, сотворив Адама из глины, сделал ему также из глины жену и назвал её Лилит.  У Адама с Лилит сразу же возник спор. Лилит утверждала, что они равны, так как оба сделаны из глины; не сумев убедить Адама, она улетела. После расставания с Адамом Лилит стала демоницей, убивающей детей.

 Джон Кольер. Лилит

Джон Кольер. Лилит

В Раю Бог позволил Адаму есть от всякого дерева, кроме древа познания добра и зла, "ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь" (Бытие, 2:17). "Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел. И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания" (Бытие, 3: 1-7).

Lucien Levy-Dhurmer. Ева

Lucien Levy-Dhurmer. Ева

Pantaleon Szyndler. Ева

Pantaleon Szyndler. Ева

Гюстав Моро. Ева

Гюстав Моро. Ева

Альбрехт Дюрер. Адам и Ева

Альбрехт Дюрер. Адам и Ева

Альбрехт Дюрер. Адам и Ева

Альбрехт Дюрер. Адам и Ева

Ганс Мемлинг - Адам и Ева

Ганс Мемлинг - Адам и Ева

Доминик Энгр. Золотой век

Доминик Энгр. Золотой век

Иероним Босх. Рай

Иероним Босх. Рай

Лукас Кранах. Адам и Ева

Лукас Кранах. Адам и Ева

Лукас Кранах. Адам и Ева

Лукас Кранах. Адам и Ева

Рафаэль. Адам и Ева

Рафаэль. Адам и Ева

Уильям Блейк. Архангел Рафаил, Адам и Ева

Уильям Блейк. Архангел Рафаил, Адам и Ева

Уильям Блейк. Адам, Ева и ангелы

 Уильям Блейк. Адам, Ева и ангелы

В иудаизме змей - это падший ангел смерти Самаэль, который не хотел подчиниться человеку, завидуя ему. В христианской традиции прочно утвердилось отождествление змея с дьяволом, сатаной, принявшим лишь обличье змея. Согласно одной из легенд, сатана не мог дать имена всем животным в Эдемском саду, а Адам смог. Этим Бог доказал превосходство человека над ангелами. Потому сатана и стал врагом человека.  Иудаистские толкователи сюжета соблазнения Евы змеем  пытаются психологически объяснить поведение персонажей повествования: змей дотронулся до запретного дерева, но остался жить, чем продемонстрировал несостоятельность опасений Евы; он толкнул Еву так, что она сама коснулась дерева и сказала себе: если я умру, Бог создаст другую жену Адаму, поэтому я дам ему тоже отведать от плода - или умрём вместе, или останемся живы.

 John Roddam Spencer Stanhope. Искушение Евы

John Roddam Spencer Stanhope. Искушение Евы

Микеланджело. Грехопадение

Микеланджело. Грехопадение

Тициан. Грехопадение

 Тициан. Грехопадение

Уильям Блейк. Искушение Евы и грехопадение

Уильям Блейк. Искушение Евы и грехопадение

Уильям Блейк. Искушение Евы

Уильям Блейк. Искушение Евы

Хуго ван дер Гус. Грехопадение

Хуго ван дер Гус. Грехопадение

Юлиус Шнорр фон Карольсфельд - Грехопадение

Юлиус Шнорр фон Карольсфельд - Грехопадение

Бог, узнав о случившемся, проклял змея, а Еве сказал: "умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою" (Бытие, 3: 16). Адаму же сказал: "за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою;  в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься" (Бытие, 3: 17-19). После этого Адам и Ева были изгнаны из Рая.

 Юлиус Шнорр фон Карольсфельд - Адам и Ева скрываются от лица Господа

Юлиус Шнорр фон Карольсфельд - Адам и Ева скрываются от лица Господа

Юлиус Шнорр фон Карольсфельд - Изгнание из рая

Юлиус Шнорр фон Карольсфельд - Изгнание из рая

Согласно Библии, Адам прожил 930 лет, оставив немало сыновей и дочерей, среди которого были Каин и Авель.

 Johann Ramboux. Адам и Ева после изгнания из Рая

Johann Ramboux. Адам и Ева после изгнания из Рая

 Адам и Ева после изгнания из Рая. Средневековая немецкая миниатюра

 Адам и Ева после изгнания из Рая. Средневековая немецкая миниатюра

Андрей Иванов - Адам и Ева с детьми под деревом

 Андрей Иванов - Адам и Ева с детьми под деревом

Юлиус Шнорр фон Карольсфельд - Адам и Ева после изгнания из Рая

Юлиус Шнорр фон Карольсфельд - Адам и Ева после изгнания из Рая

Эдвард Бёрн-Джонс. Адам и Ева после изгнания из Рая

Эдвард Бёрн-Джонс. Адам и Ева после изгнания из Рая

Carl Johan Bonnesen. Адам и Ева оплакивают смерть Авеля

Carl Johan Bonnesen. Адам и Ева оплакивают смерть Авеля

Piero della Francesca. Смерть Адама

Piero della Francesca. Смерть Адама

В апокрифическом "Житии Адама и Евы" Ева умирает через 6 дней после смерти Адама, успев завещать своим детям высечь на камне житие первых людей. Адаму и Еве дано заверение в том, что грядущий "сын божий" (Иисус Христос) их спасет.

В христианстве считается, что грехопадение (иначе называемое "первородный грех") т.е. нарушение Адамом и Евой воли Бога, привело к искажению исконной природы человека, созданного сначала невинным и безгрешным. Спасение от последствий грехопадения видят в акте крещения, устанавливающем причастность крещеного к Иисусу Христу (новому Адаму), искупившему своей смертью "первородный грех" первого Адама.

Уильям Блейк. Адам, Ева и распятие Христа

Уильям Блейк. Адам, Ева и распятие Христа

 

mir-prekpasen.ru

Адам, Ева и Лилит (легенда, картины)

В Библии содержится два рассказа о сотворении первых людей – Адама (имя означает "человек") и Евы (предположительно имя значит "дающая жизнь").Первый вариант: "И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.  И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею…" (Бытие, 1:27-29).

Второй вариант: "И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою. И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал" (Бытие, 2: 7-8). "И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию.  И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену и привел ее к человеку.  И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего]. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть" (Бытие, 2: 21-24).

Уильям Блейк. Творение Евы

 Уильям Блейк. Творение Евы

Юлиус Шнорр фон Карольсфельд - Шестой день творения

Юлиус Шнорр фон Карольсфельд - Шестой день творения

Поскольку Адам не был рождён от женщины, а сотворён, то не ясно, имел ли Адам пупок. Этот вопрос веками обсуждался христианскими богословами, волнуя художников. На французской миниатюре 11 века изображено, как Бог перстом делает углубление на животе глиняного Адама.

Микеланджело. Творение Адама

 Микеланджело. Творение Адама

Уильям Блейк. Творение Адама

Уильям Блейк. Творение Адама

Сотворение Евы из ребра Адама - тёмное место Библии. Возможно, что на этот мотив Библии повлияла шумерская мифология. Согласно одному из шумерских мифов, для исцеления больного ребра (на шумерском языке - "ти") бога Энки была создана богиня-исцелительница ребра, предположительно, по имени Нин-ти. Но шумерское слово "ти" означало не только "ребро", но и "давать жизнь". Благодаря этому литературному каламбуру и могла возникнуть библейская версия о Еве не только как о "дающей жизнь", но и как "женщине от ребра".

 Творение Евы. Средневековая немецкая миниатюра

 Творение Евы. Средневековая немецкая миниатюра

Согласно иудейскому преданию, до появления Евы первой женой Адама была Лилит. Бог, сотворив Адама из глины, сделал ему также из глины жену и назвал её Лилит.  У Адама с Лилит сразу же возник спор. Лилит утверждала, что они равны, так как оба сделаны из глины; не сумев убедить Адама, она улетела. После расставания с Адамом Лилит стала демоницей, убивающей детей.

 Джон Кольер. Лилит

Джон Кольер. Лилит

В Раю Бог позволил Адаму есть от всякого дерева, кроме древа познания добра и зла, "ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь" (Бытие, 2:17). "Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел. И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания" (Бытие, 3: 1-7).

Lucien Levy-Dhurmer. Ева

Lucien Levy-Dhurmer. Ева

Pantaleon Szyndler. Ева

Pantaleon Szyndler. Ева

Гюстав Моро. Ева

Гюстав Моро. Ева

Альбрехт Дюрер. Адам и Ева

Альбрехт Дюрер. Адам и Ева

Альбрехт Дюрер. Адам и Ева

Альбрехт Дюрер. Адам и Ева

Ганс Мемлинг - Адам и Ева

Ганс Мемлинг - Адам и Ева

Доминик Энгр. Золотой век

Доминик Энгр. Золотой век

Иероним Босх. Рай

Иероним Босх. Рай

Лукас Кранах. Адам и Ева

Лукас Кранах. Адам и Ева

Лукас Кранах. Адам и Ева

Лукас Кранах. Адам и Ева

Рафаэль. Адам и Ева

Рафаэль. Адам и Ева

Уильям Блейк. Архангел Рафаил, Адам и Ева

Уильям Блейк. Архангел Рафаил, Адам и Ева

Уильям Блейк. Адам, Ева и ангелы

 Уильям Блейк. Адам, Ева и ангелы

В иудаизме змей - это падший ангел смерти Самаэль, который не хотел подчиниться человеку, завидуя ему. В христианской традиции прочно утвердилось отождествление змея с дьяволом, сатаной, принявшим лишь обличье змея. Согласно одной из легенд, сатана не мог дать имена всем животным в Эдемском саду, а Адам смог. Этим Бог доказал превосходство человека над ангелами. Потому сатана и стал врагом человека.  Иудаистские толкователи сюжета соблазнения Евы змеем  пытаются психологически объяснить поведение персонажей повествования: змей дотронулся до запретного дерева, но остался жить, чем продемонстрировал несостоятельность опасений Евы; он толкнул Еву так, что она сама коснулась дерева и сказала себе: если я умру, Бог создаст другую жену Адаму, поэтому я дам ему тоже отведать от плода - или умрём вместе, или останемся живы.

 John Roddam Spencer Stanhope. Искушение Евы

John Roddam Spencer Stanhope. Искушение Евы

Микеланджело. Грехопадение

Микеланджело. Грехопадение

Тициан. Грехопадение

 Тициан. Грехопадение

Уильям Блейк. Искушение Евы и грехопадение

Уильям Блейк. Искушение Евы и грехопадение

Уильям Блейк. Искушение Евы

Уильям Блейк. Искушение Евы

Хуго ван дер Гус. Грехопадение

Хуго ван дер Гус. Грехопадение

Юлиус Шнорр фон Карольсфельд - Грехопадение

Юлиус Шнорр фон Карольсфельд - Грехопадение

Бог, узнав о случившемся, проклял змея, а Еве сказал: "умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою" (Бытие, 3: 16). Адаму же сказал: "за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою;  в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься" (Бытие, 3: 17-19). После этого Адам и Ева были изгнаны из Рая.

 Юлиус Шнорр фон Карольсфельд - Адам и Ева скрываются от лица Господа

Юлиус Шнорр фон Карольсфельд - Адам и Ева скрываются от лица Господа

Юлиус Шнорр фон Карольсфельд - Изгнание из рая

Юлиус Шнорр фон Карольсфельд - Изгнание из рая

Согласно Библии, Адам прожил 930 лет, оставив немало сыновей и дочерей, среди которого были Каин и Авель.

 Johann Ramboux. Адам и Ева после изгнания из Рая

Johann Ramboux. Адам и Ева после изгнания из Рая

 Адам и Ева после изгнания из Рая. Средневековая немецкая миниатюра

 Адам и Ева после изгнания из Рая. Средневековая немецкая миниатюра

Андрей Иванов - Адам и Ева с детьми под деревом

 Андрей Иванов - Адам и Ева с детьми под деревом

Юлиус Шнорр фон Карольсфельд - Адам и Ева после изгнания из Рая

Юлиус Шнорр фон Карольсфельд - Адам и Ева после изгнания из Рая

Эдвард Бёрн-Джонс. Адам и Ева после изгнания из Рая

Эдвард Бёрн-Джонс. Адам и Ева после изгнания из Рая

Carl Johan Bonnesen. Адам и Ева оплакивают смерть Авеля

Carl Johan Bonnesen. Адам и Ева оплакивают смерть Авеля

Piero della Francesca. Смерть Адама

Piero della Francesca. Смерть Адама

В апокрифическом "Житии Адама и Евы" Ева умирает через 6 дней после смерти Адама, успев завещать своим детям высечь на камне житие первых людей. Адаму и Еве дано заверение в том, что грядущий "сын божий" (Иисус Христос) их спасет.

В христианстве считается, что грехопадение (иначе называемое "первородный грех") т.е. нарушение Адамом и Евой воли Бога, привело к искажению исконной природы человека, созданного сначала невинным и безгрешным. Спасение от последствий грехопадения видят в акте крещения, устанавливающем причастность крещеного к Иисусу Христу (новому Адаму), искупившему своей смертью "первородный грех" первого Адама.

Уильям Блейк. Адам, Ева и распятие Христа

Уильям Блейк. Адам, Ева и распятие Христа

см. также:

В образе Евы. Известные женщины со змеями (18 фото)

Костюмы Адама и Евы

top-antropos.com

Лилит...И опять картины.. - Темная и пушистая

December 29th, 2007

09:29 pm - Лилит...И опять картины..Мой интерес к Лилит зародился давно, в подростковом периоде.Тогда я прочитала роман Фаины Гринберг "Платье цвета луны" опубликованный в 1992 году под псевдонимом французской писательницы Жанны Бернар.....(кстати,если у кого есть- буду очень признательна,т.к. найти не могу)Роман о любви, о любви Адама и Женщины_До_ Евы- ЛИЛИТ....Лили́т (ивр. לילית‎) — первая жена Адама в иудаизме,сотворённой ему из глины(как и он сам). Лилит отказалась лечь снизу и подчиниться Адаму. Не сумев убедить Адама в том, что они равны, так как оба сделаны из глины, Лилит улетела от него на берег Красного моря. Её настигли посланные богом три ангела, и угрожая утопить, потребовали от неё вернуться, но она не вернулась..За это она приняла на себя наказание, заключавшееся в том, что отныне ежедневно должно умирать сто её детей..Есть версии, говорящие,что она сама убивает новорожденных. Созданная Творцом равной Адаму, она не соответствовала концепции древнеиудейского брака, где бунт женщины был невозможен. В иудейском быту волосатая и крылатая Лилит особенно известна как вредительница деторождения. В Средние века легенда несколько изменилась: Лилит стала духом ночи. По Каббале Лилит действительно считалась первой женой Адама, но затем изменила ему, впоследствии чего низвержена в ад, где она стала женой Самаэля (что-то вроде христианского Сатаны)

В иврите ЛИЛИТ — прилагательное женского рода «ночная».Однако есть и другие воззрения, по которым это имя происходит от шумерского «лиль» (воздух, ветер; дух, призрак).В Европе эпохи Возрождения предание о Лилит обрела облик красивой женщины. Легенда трансформировлась, Лилит-змея стала первой женой Адама, а Еву Бог создал потом. Чтобы отомстить Еве, Лилит уговорила её отведать запретный плод и зачать Каина, брата и убийцу Авеля. Лилит у Россетти62.90 КБЕсть у меня большие подозрения,что Грех и Чувственность Ф.фШтука- это тоже Лилит..."Грех"51.49 КБ"Чувственность"36.76 КБ

между прочим вышла в свет книга о сатане, причем в его первоначальном обличье , о Люцифере. Книга художественная , очень круто. Рекомендую, вот ссылка

http://zhurnal.lib.ru/k/koptarx_d_l/zlo.shtml

[User Picture]
From:Date:
_ksa
December 29th, 2007 06:46 pm (UTC)
(Link)

Когда-то я для себя всех мастеров "тёмного" таланта отнесла к "детям Лилит".

[User Picture]
From:Date:
pheonae
December 29th, 2007 07:39 pm (UTC)
(Link)

и до сих пор так???

[User Picture]
From:Date:
_ksa
December 29th, 2007 07:50 pm (UTC)
(Link)

Ага. Они у меня и в интересах стоят. Все эти ярко-тёмные: Караваджо, Джорджоне, Хальс. И Паганини, кстати, туда же, жгущие свечу жизни с двух концов, не приносящие близким удачи, невозможно и неповторимо талантливые.

[User Picture]
From:Date:
pheonae
December 29th, 2007 07:54 pm (UTC)
(Link)

А как же Россетти, Штук,Сезанн,Фальк(первые,что в голову пришли:):))))

[User Picture]
From:Date:
_ksa
December 29th, 2007 08:05 pm (UTC)
(Link)

Сезанн - очень талантлив, но повторим, Штук... э-э-э... скорее фокусничество. И уж точно не тёмный гений. Ну, (с это как кто-то умеет левитировать (скажем, Бердслей) а кто-то знает, как рассчитать хорошую и невидимую систему подъёмников и зеркал - это Штук, или Муха. А вот Климт иногда применял подъёмник, а иногда летал.

[User Picture]
From:Date:
pheonae
December 29th, 2007 08:10 pm (UTC)
(Link)

про Муху и Штука-про фокусы -согласна:)просто формально,если всех людей делить на темных и светлых=Штук темный..может и пустота за его темнотой:)а вот Бердслей...неее:)он не темный:): он мой любимый:)нежные и страдающий...хотя,может я нафантазировала себе:):):):)также как и Шилле ровно такой же..а вот Климт мистик:)))))))))а про Сезанна-он талантлив,я ж не спорю,но жесток бемпредельно....как-то так мне видится:)

[User Picture]
From:Date:
_ksa
December 29th, 2007 08:13 pm (UTC)
(Link)

Нет, дитя Лилит - это не тот, кто играет в темноту, потому что её купят ("он пугает, а мне не страшно"), это тот, кто для темноты рождён (при этом человек-то может быть весёлый - как Хальс писал смех, никто так не писал - но вот он для темноты. а Рембрандт - нет).

[User Picture]
From:Date:
pheonae
December 29th, 2007 08:15 pm (UTC)
(Link)

поняла:) тонко подмечено:)спасибо:)

[User Picture]
From:Date:
_ksa
December 29th, 2007 08:15 pm (UTC)
(Link)

И Бердслей - нежнейший, ранимый, пронзительный, но точно рождённый для темноты, как никто чувствующий и передающий прелесть темноты, играющий со смертью всю жизнь.

[User Picture]
From:Date:
pheonae
December 29th, 2007 08:14 pm (UTC)

сажусь на любимый конек:)

(Link)

Левитация- это состояние парения......Но обладают им не все известные и уж тем более популярные художники......человек,один раз взлетевший,может больше никогда не подняться в воздух... и лишь время в состоянии расценить все полеты и больше никто.....

[User Picture]

простите,а "первое обличье"-это как?насколько я помню,никаких смен не было.

[User Picture]
From:Date:
pheonae
December 29th, 2007 07:38 pm (UTC)
(Link)

ага,спасибо,почитаю....

[User Picture]

Еще полгода назад у меня была эта книга, поделилась бы.Теперь уже нет...

From:Date:
elen_ok
December 30th, 2007 08:58 am (UTC)
(Link)

Спасибо за этот урок, буду ждать и Данаю (обещали!), надеюсь, что в Новом году Вы нас еще порадуете и откроете много интеремного а порой даже позабытого. С Наступающим Новым и удач Вам!

[User Picture]
From:Date:
pheonae
December 30th, 2007 07:23 pm (UTC)
(Link)

спасибо:)и вас также:) Обязательно напишу(про Данаю))):)

[User Picture]

спасибо,интересно очень и познавательно!история,а особенно история искусства интересная очень вешь!Все циилизации по моему глубочайшему вбеждению,произошли от Шумеров.. вот это - одно из подобных примеров!с новым годом,уважаемый доктор!

pheonae.livejournal.com

Леди Лилит — WiKi

«Леди Лилит» — картина английского художника-прерафаэлита Данте Габриэля Россетти, изначально писавшаяся в период с 1866 по 1878 год с натурщицей Фанни Корнфорт, с 1872 по 1873 год художник переписал картину, тогда натурщицей стала Алекса Уайлдинг[1]. На картине изображена Лилит, первая жена Адама, «могущественная и злая искусительница»[2]. Существует предположение, что Россетти переписал лицо натурщицы по просьбе своего заказчика, коллекционера и арт-дилера Фредерика Лейланда[1][3]. После смерти Лейланда картину купил Сэмюэл Бэнкрофт-младший, владельцу одной из самых крупных коллекций произведений прерафаэлитов вне Великобритании. Бэнкрофт в 1935 году передал картину Художественному музею Делавэра[4].

Леди Лилит, 1867, акварель с изображением Фанни Корнфорт

Картина составляет диптих c работой 1866—70 годов «Сивилла Палмифера»: «Леди Лилит» представляет красоту тела, а «Сивилла Палмифера» — красоту души; на рамах обеих картин написаны сонеты авторства Россетти.

Акварель 1867 года Росетти, копия «Леди Лилит» с изображением Фанни Корнфорт сейчас находится в Метрополитен-музее[5].

В письме Фредерику Лейланду от 9 апреля 1866 года Россетти писал, что начал писать новую работу, которая станет одним из его лучших произведений[6]. В 1866 году Лейланд выкупил «Леди Лилит», а в 1869 стал её владельцем; цена картины составила 472,1£. Сохранились два масштабных эскиза картины 1866 года и зарисовки, которые могли быть созданы ранее этой даты. На картине изображена Лилит, библейский персонаж — первая жена Адама, но это современная интерпретация героини. Девушка любуется собой в зеркале. Многие художники изображали таких нарциссических дев с зеркалами, но «Леди Лилит» считается олицетворением и стандартом этого типа картин[7].

Помощник Россетти Генри Треффри Данн (англ.)русск., рассказывал, что финальной стадией написания картины был цветочный фон, для которого они приносили большие корзины роз из сада Джона Рёскина; предполагается, что именно Данн, а не Россетти позже воссоздал изображение «Леди Лилит» на бумаге цветной пастелью, хранящееся сейчас в Метрополитен-музее[8][9].

Историки расходятся во мнениях о том, кто стал инициатором замены лица натурщицы — Лейланд или Россетти[10][1]. В 1872 году картина вернулась к художнику, и к декабрю следующего года он переписал лицо и отправил произведение назад Лейланду[1][11]. На момент работы натурщице Алексе Уайлдинг было 27 лет, за работу Россетти платил ей 1£ в неделю. Ранее картину «Венера Вертикордия» Россетти также переписал, заменив изображение лица предыдущей натурщицы на лицо Алексы Уайлдинг[12][11].

Искусствоведы отмечают использование символизма цветов в картине — белые розы, символизируют чувственную любовь, также отражена традиция живописи, при которой розы становились красными при появлении Евы; мак в правом нижнем углу олицетворяет сон, забвение, томный и ленивый характер Лилит; наперстянки у зеркала могут символизировать неискренность[13][1].

Фигура Лилит часто значится символом феминистического движения, поскольку представляет собой сильную грозную женщину, доминирующую над мужчиной; на картине она сосредоточена на своей собственной красоте и одета не в традиционный утягивающий викторианский корсет, а в свободную одежду[14]. Особую символику в этом плане представляют собой волосы. В своей книге «The Power of Women’s Hair in the Victorian Imagination» Элизабет Джиттер пишет, что чем больше уделено внимания и места для изображения волос уделено на картине, тем сильнее идет сексуальный посыл изображения; в народных преданиях, литературе и психоанализе пышные густые волосы являются знаком мощной сексуальности и даже распутства[7]. Также в строках сонета Джиттер видит посыл к кастрации:

«  Lo! as that youth's eyes burned at thine, so went

Thy spell through him, and left his straight neck bent And round his heart one strangling golden hair.[15]

» 

.

сонеты Данте Габриэля Россетти, начертанные на рамах картин

С 1865 по 1870 годы Данте Габриэль Россетти работал над картиной «Сивилла Палмифера», натурщицей также была Алекса Уайлдинг. Картина была продана Джорджу Рею, Фредерик Лейланд также заказал для себя её копию, но она не была завершена[16]. Слово «Palmifera» обозначает «несущая пальму»; в руке у модели изображён пальмовый лист. Сама по себе пальма и бабочки могут символизировать духовное начало, также цветочный символизм несут в себе красные розы и маки[16].

На раме картины начертан сонет авторства самого Россетти Красота души[16], на раме «Леди Лилит» же написан другой сонет. Пары картин и сонетов были впервые опубликованы вместе Алджерноном Чарльзом Суинбёрном в 1868 году. В 1870 стихотворения были опубликованы в сборнике Россетти «Сонеты для картин». В 1881 году Россетти переименовал сонет «Лилит» в «Красоту тела» и опубликовал два сонета рядом в книге «Дом жизни» тем самым напрямую объединив пару контрастных произведений[16][17].

После покупки Фредерик Лейланд держал картину в своём кабинете вместе с пятью другими женскими портретами авторства Россетти[18]. 28 мая 1892 года на аукционе Кристис американский коллекционер Сэмюэл Бэнкрофт-младший выкупил «Леди Лилит» за 525£, тогда же он приобрёл ещё четыре произведения Данте Габриэля Россетти, став обладателем одной из самых крупных коллекций произведений прерафаэлитов вне Великобритании. в 1935 году Бэнкрофт передал картину и всю свою коллекцию Художественному музею Делавэра[4].

В 1883 году картина выставлялась в Лондоне, в в 1892 - в Филадельфии. В XX и XXI веках картина побывала на американских зарубежных выставках - в Ричмонде (1982), Токио (1990), Бирмингеме и Уильямстауне (2000), Лондоне, Ливерпуле и Амстердаме (2003)[6]. В 2012 году произведение выставлялось в Галерее Тейт, в 2013 - в Национальной галерее искусства Вашингтона.

ru-wiki.org

Леди Лилит — Википедия

Леди Лилит, 1867, акварель с изображением Фанни Корнфорт

«Леди Лилит» — картина английского художника-прерафаэлита Данте Габриэля Россетти, изначально писавшаяся в период с 1866 по 1878 год с натурщицей Фанни Корнфорт, с 1872 по 1873 год художник переписал картину, тогда натурщицей стала Алекса Уайлдинг[1]. На картине изображена Лилит, первая жена Адама, «могущественная и злая искусительница»[2]. Существует предположение, что Россетти переписал лицо натурщицы по просьбе своего заказчика, коллекционера и арт-дилера Фредерика Лейланда[1][3]. После смерти Лейланда картину купил Сэмюэл Бэнкрофт-младший, владельцу одной из самых крупных коллекций произведений прерафаэлитов вне Великобритании. Бэнкрофт в 1935 году передал картину Художественному музею Делавэра[4].

Картина составляет диптих c работой 1866—70 годов «Сивилла Палмифера»: «Леди Лилит» представляет красоту тела, а «Сивилла Палмифера» — красоту души; на рамах обеих картин написаны сонеты авторства Россетти.

Акварель 1867 года Росетти, копия «Леди Лилит» с изображением Фанни Корнфорт сейчас находится в Метрополитен-музее[5].

В письме Фредерику Лейланду от 9 апреля 1866 года Россетти писал, что начал писать новую работу, которая станет одним из его лучших произведений[6]. В 1866 году Лейланд выкупил «Леди Лилит», а в 1869 стал её владельцем; цена картины составила 472,1£. Сохранились два масштабных эскиза картины 1866 года и зарисовки, которые могли быть созданы ранее этой даты. На картине изображена Лилит, библейский персонаж — первая жена Адама, но это современная интерпретация героини. Девушка любуется собой в зеркале. Многие художники изображали таких нарциссических дев с зеркалами, но «Леди Лилит» считается олицетворением и стандартом этого типа картин[7].

Помощник Россетти Генри Треффри Данн (англ.)русск., рассказывал, что финальной стадией написания картины был цветочный фон, для которого они приносили большие корзины роз из сада Джона Рёскина; предполагается, что именно Данн, а не Россетти позже воссоздал изображение «Леди Лилит» на бумаге цветной пастелью, хранящееся сейчас в Метрополитен-музее[8][9].

Историки расходятся во мнениях о том, кто стал инициатором замены лица натурщицы — Лейланд или Россетти[10][1]. В 1872 году картина вернулась к художнику, и к декабрю следующего года он переписал лицо и отправил произведение назад Лейланду[1][11]. На момент работы натурщице Алексе Уайлдинг было 27 лет, за работу Россетти платил ей 1£ в неделю. Ранее картину «Венера Вертикордия» Россетти также переписал, заменив изображение лица предыдущей натурщицы на лицо Алексы Уайлдинг[12][11].

Искусствоведы отмечают использование символизма цветов в картине — белые розы, символизируют чувственную любовь, также отражена традиция живописи, при которой розы становились красными при появлении Евы; мак в правом нижнем углу олицетворяет сон, забвение, томный и ленивый характер Лилит; наперстянки у зеркала могут символизировать неискренность[13][1].

Фигура Лилит часто значится символом феминистического движения, поскольку представляет собой сильную грозную женщину, доминирующую над мужчиной; на картине она сосредоточена на своей собственной красоте и одета не в традиционный утягивающий викторианский корсет, а в свободную одежду[14]. Особую символику в этом плане представляют собой волосы. В своей книге «The Power of Women’s Hair in the Victorian Imagination» Элизабет Джиттер пишет, что чем больше уделено внимания и места для изображения волос уделено на картине, тем сильнее идет сексуальный посыл изображения; в народных преданиях, литературе и психоанализе пышные густые волосы являются знаком мощной сексуальности и даже распутства[7]. Также в строках сонета Джиттер видит посыл к кастрации:

« Lo! as that youth's eyes burned at thine, so went

Thy spell through him, and left his straight neck bent And round his heart one strangling golden hair.[15]

»

.

сонеты Данте Габриэля Россетти, начертанные на рамах картин

С 1865 по 1870 годы Данте Габриэль Россетти работал над картиной «Сивилла Палмифера», натурщицей также была Алекса Уайлдинг. Картина была продана Джорджу Рею, Фредерик Лейланд также заказал для себя её копию, но она не была завершена[16]. Слово «Palmifera» обозначает «несущая пальму»; в руке у модели изображён пальмовый лист. Сама по себе пальма и бабочки могут символизировать духовное начало, также цветочный символизм несут в себе красные розы и маки[16].

На раме картины начертан сонет авторства самого Россетти Красота души[16], на раме «Леди Лилит» же написан другой сонет. Пары картин и сонетов были впервые опубликованы вместе Алджерноном Чарльзом Суинбёрном в 1868 году. В 1870 стихотворения были опубликованы в сборнике Россетти «Сонеты для картин». В 1881 году Россетти переименовал сонет «Лилит» в «Красоту тела» и опубликовал два сонета рядом в книге «Дом жизни» тем самым напрямую объединив пару контрастных произведений[16][17].

После покупки Фредерик Лейланд держал картину в своём кабинете вместе с пятью другими женскими портретами авторства Россетти[18]. 28 мая 1892 года на аукционе Кристис американский коллекционер Сэмюэл Бэнкрофт-младший выкупил «Леди Лилит» за 525£, тогда же он приобрёл ещё четыре произведения Данте Габриэля Россетти, став обладателем одной из самых крупных коллекций произведений прерафаэлитов вне Великобритании. в 1935 году Бэнкрофт передал картину и всю свою коллекцию Художественному музею Делавэра[4].

В 1883 году картина выставлялась в Лондоне, в в 1892 - в Филадельфии. В XX и XXI веках картина побывала на американских зарубежных выставках - в Ричмонде (1982), Токио (1990), Бирмингеме и Уильямстауне (2000), Лондоне, Ливерпуле и Амстердаме (2003)[6]. В 2012 году произведение выставлялось в Галерее Тейт, в 2013 - в Национальной галерее искусства Вашингтона.

  1. ↑ 1 2 3 4 5 McGann, Jerome (editor) Lady Lilith, Dante Gabriel Rossetti. Rossetti Archive. Institute for Advanced Technology in the Humanities, University of Virginia (2005). Проверено 8 декабря 2011.
  2. ↑ Lady Lilith (англ.). Delaware Art Museum.
  3. ↑ Waking Dreams, p.58.
  4. ↑ 1 2 History. Delaware Art Museum. Проверено 14 декабря 2011. Архивировано 18 марта 2013 года.
  5. ↑ «Dante Gabriel Rossetti: Lady Lilith (08.162.1)». In Heilbrunn Timeline of Art History. New York: The Metropolitan Museum of Art, 2000-. (October 2006)
  6. ↑ 1 2 Waking Dreams, p.186.
  7. ↑ 1 2 Scerba, Amy Dante Gabriel Rossetti's painting «Lady Lilith» (1863: watercolor, 1864–1868?: oil). Feminism and Women's Studies. EServer.org (2005). Проверено 9 декабря 2011.
  8. ↑ Henry Treffry Dunn – Past Auction Results. Artnet. Проверено 14 декабря 2011.
  9. ↑ Thomas, David Wayne. Cultivating Victorians: liberal culture and the aesthetic p.128. — University of Pennsylvania Press, 2004. — P. 229.
  10. ↑ Waking Dreams, p. 188.
  11. ↑ 1 2 Lee, Jennifer J. (2006). «VENUS IMAGINARIA: REFLECTIONS ON ALEXA WILDING, HER LIFE, AND HER ROLE AS MUSE IN THE WORKS OF DANTE GABRIEL ROSSETTI p.26b and 31». M.A. Dissertation (University of Maryland). Проверено 15 December 2011.
  12. ↑ Venus Verticordia, Dante Gabriel Rossetti, 1864-8, Rossetti Archive, Retrieved 18 December 2011.
  13. ↑ Smith, Sarah Phelps. «Dante Gabriel Rossetti’s ‘Lady Lilith’ and the Language of Flowers.» Arts Magazine 53 (1979): 142—145.
  14. ↑ Scerba, Amy Changing Literary Representations of Lilith and the Evolution of a Mythical Heroine. Feminism and Women's Studies. EServer.org (1999). Проверено 9 декабря 2011.
  15. ↑ Scerba, Amy Dante Gabriel Rossetti's Poem "Lilith," Later Published as "Body's Beauty"(1868). Feminism and Women's Studies. EServer.org (1999). Проверено 9 декабря 2011.
  16. ↑ 1 2 3 4 McGann, Jerome (editor) Sibylla Palmifera, Dante Gabriel Rossetti, 1866–70. Rossetti Archive. Institute for Advanced Technology in the Humanities, University of Virginia (2005). Проверено 12 декабря 2011.
  17. ↑ Rossetti, Date Gabriel. The House of Life.
  18. ↑ Waking Dreams, p. 26 (figure 5).
  • Wildman, Stephen. Waking Dreams, the Art of the Pre-Raphaelites from the Delaware Art Museum. — Art Services International, 2004. — P. 395.

ru.bywiki.com

Где находится леди Лилит? / Проблемное поле / Главная

Один из самых интересных современных российских скульпторов, Иван Коржев, известный каждому москвичу и гостю столицы по изображениям античных муз Эрато и Терпсихоры для центрального фасада Большого театра, часто обращается в своем творчестве к древним архетипам, к первообразам, раскрывающим различные грани бытия человека в мире. «Русский журнал» уже публиковал в прошлом году статью «Макс-терминатор и его натальная карта», посвященную памятнику поэту Максимилиану Волошину в Коктебеле и его символическому значению в контексте окружающего культурного ландшафта [1].

Сейчас мы обращаемся к другой стороне творчества Коржева – живописи. С точки зрения изображения вечных образов любопытна серия «Явление Лилит в мире» (2008). Она состоит из двенадцати листов, на которых изображены женские лица, принадлежащие к разным антропологическим типам. Крупный план со срезанными макушками, базовые чистые цвета фона – желтый, красный, синий, зеленый, тяготение к однозначному положению лица на плоскости бумаги – фас, три четверти, профиль, говорят о стремлении к выражению архетипов. Сама по себе фигура Лилит является архетипической, но где она в этой серии, угадать не так уж и просто! Может быть, она – африканка с пухлыми губами, или азиатка с небрежно спадающей челкой, или мусульманка с прикрытым хиджабом лицом, а может быть она – светловолосая девушка-викинг, или рыжая красавица с тонко сжатыми губами? Художник задает некоторую неопределенность, в которой даже фон наполнен семантикой. Оказывается, что африканки расположены на желтом, европейки на синем, азиатки на красном, северо- и южно-американки на зеленом фоне. Мы начинаем постепенно догадываться, что фон по замыслу художника означает принадлежность к материку, подобно тому, как карта континентов раскрашена разными цветами (где Африка тоже желтая, а Азия – красная).

Но все эти двенадцать девушек воплощают в себе разные проявления Лилит – первой жены Адама, ветхозаветной демоницы, которая согласно еврейским преданиям, особенно опасна для младенцев и молодых матерей. Лилит отказалась подчиниться Адаму, произнесла непроизносимое имя Бога и стала жить в пустыне, где породила множество лилум – потомков от связи с джиннами, чье число исчислялось тысячами. Но как же она выглядела? Традиционно принято считать, что Лилит представала в образе совы, крылатой змеи или суккуба. В серии Коржева мы видим совершенно обычных, мирных девушек, смотрящих по дзэн-буддийски спокойно. Трудно себе представить, что они могут требовать от своих Адамов «быть сверху» или будут вести себя так, как полагается Лилит – первобытному эгрегору, темной аниме, змеиной соблазнительнице.

В серии Ивана Коржева двенадцать совершенно разных портретов. Между тем поэты описывали Лилит как уникальную персону, подобную которой трудно найти или, по выражению Марины Цветаевой, «как живется вам с сто-тысячной – Вам, познавшему Лилит!»

Ты не знаешь сказанья о деве Лилит, С кем был счастлив в раю первозданном Адам, Но ты все ж из немногих, чье сердце болит По душе окрыленной и вольным садам… У Лилит — недоступных созвездий венец, В ее странах алмазные солнца цветут:

А у Евы — и дети, и стадо овец, В огороде картофель, и в доме уют.

Николай Гумилев

Лилит связывалась с демонической, темной, ночной природой. Она соответствовала скорее Луне, чья магия властвовала над миром соблазнов и таинств. Об этом свидетельствуют следующие строки:

Только грустно мне порою, Отчего ты не со мною, Полуночная Лилит, Ты, чей лик над сонной мглою, Скрытый маскою — луною, Тихо всходит и скользит.

Федор Сологуб

В изобразительном искусстве Лилит – не менее значимая фигура, чем Ева или Адам. Первое изображение ее: «Царица ночи», восходящее ко II тыс. до н.э. и хранящееся в Британском музее. На этом рельефе из Месопотамии изображено крылатое женское божество, чьи птичьи ноги стоят на двух возлежащих львах. Композицию обрамляют ночные птицы – совы. Запоминающиеся образы Лилит создали английские художники прерафаэлиты в конце XIX века – Данте Габриэль Россетти и Джон Кольер. Но отличительной чертой культовых, знаковых изображений Лилит является то, что они содержат сексуально заряженный образ обнаженной фигуры соблазнительного демона. Легко верится тому, что Лилит Россетти способна вызывать чувственное желание у спокойно спящих ночью мужчин.

Лилит Ивана Коржева совсем другие – это спокойные, асексуальные, в чем-то даже андрогинные существа, глядящие со своих портретов с твердой уверенностью. Их отстраненные глаза не выражают эмоций, они не соблазняют, а покоряют, вернее даже, им не зачем покорять, поскольку всё уже свершилось. Эта уверенность связана с той ролью, которую Лилит занимает в современном феминизме, где она становится символом независимой женщины, не подчиняющейся патриархальному диктату. Ей уже не надо ничего доказывать – и поэтому у нее нет ни тела, ни рук, ни ног, она может смотреть прямо на зрителя, а может отвернуться от него.

Но почему в этой серии двенадцать полотен? Возможно, разгадка связана с тем, что в рукописи XV века, говорящей о борьбе с Лилит, та упоминает число своих имен, сдаваясь на милость святого: «Я имею двенадцать других имен. Кто бы ни писал их, и вешал их на себя, или размещал их в доме своем, в его дом я не войду, и не приближусь к детям его [2]». Число двенадцать здесь, несомненно, связано с двенадцатеричной системой исчисления, возникшей в древнем Шумере (мы помним, что первое изображение Лилит дошло до нас из Месопотамии). Так в серии современного мастера отражаются древние числовые архетипы, наиболее устойчивые и архаичные, в то время как иконографический тип претерпевает изменения и вместо соблазняющего демона мы видим современных женщин, в которых воплощается Лилит.

Кроме того, число двенадцать связано с двенадцатью дочерями царя Ирода, как в древности называли на Руси сестер-лихорадок, причинявших людям вред. Согласно легенде, шедший по своим делам Иоанн Креститель увидел двенадцать прелестных дев. Красавицы стали насмехаться над верблюжьей шкурой, в которую был одет пророк. Он же наслал на них проклятье, заключавшееся в том, что каждая из девушек становилась воплощением одной из ужасных болезней или лихорадок. Свои новые имена дочери Ирода получили по болезням: Трясея трясла человека, Глухея делала его глухим, Ломея ломила кости, Желтея приносила желтуху, а Невея, самая главная из лихорадок, приводила к летальному исходу.

В русской иконописной традиции известен тип икон «Архангел Михаил (Сихаил, Рафаил) побивает 7 или 12 лихорадок». Этот сюжет был распространен в XVII-XIX, до настоящего времени дошло не более двух десятков подобных изображений. Так же, как и в серии «Явление Лилит…», лихорадки представлены в виде молодых длинноволосых женщин. Выдающийся исследователь русского фольклора академик А. Топорков пишет о данном сюжете следующее: «Известно два типа изображения лихорадок: во-первых, в виде демонов и, во-вторых, в виде девиц или молодых женщин. Атрибутами демонов могут быть звероподобные личины, перепончатые крылья, волосы в виде хохла. Наиболее яркая черта внешнего облика лихорадок — разноцветная окраска, которая имеет прямые параллели, с одной стороны, в заговорах от лихорадки, а с другой — в западной иконографии, для которой характерны изображения разноцветных демонов [3]».

Обратим наше внимание на то, что лихорадки представлены в разных цветах – как и смысловая доминанта серии Ивана Коржева. Подчеркнутая художником разноцветность фона, восходит, в конечном счете, к иконографии изображения женских демонов-трясовиц-лихорадок. Подобно православным иконописцам, Коржев избегает изображения обнаженных трясовиц, хотя, согласно легенде, архангел Михаил и святой Сисиний застали этих дев купающимися в реке. Иконописцы выходили из неловкого положения, рисуя лихорадок вполоборота, прикрывающими грудь руками, обрезая низ живота, иногда скрывали их за изгибами местности – холмами, рощами. Иван Коржев поступает более радикально. Он, как мы уже отмечали, рисует одни головы, которые вызывают в памяти другой сюжет, также связанный с царем Иродом.

Это знаменитый танец Саломеи, падчерицы Ирода Великого, который она в возрасте 16 лет исполнила обнаженной для царя и его гостей. Танец был настолько прекрасен, что Ирод пообещал танцовщице все, что она ни пожелает, в ответ девушка попросила голову Иоанна Крестителя. Этот метасюжет, в котором демоническая женщина требует голову пророка, можно проследить и в других работах Ивана Коржева: «Танце с семью покрывалами» (портрете Иды Рубинштейн), скульптурам, изображающим Юдифь (их несколько и они по-разному раскрывают взаимоотноошения между хрупкой женщиной и мужской отрубленной головой), «Изгнании из Рая» (где Адам оказывается в одиночестве, оставленный и Лилит и Евой).

В русских деревнях, уже в начале ХХ века вешали двенадцать небольших куколок в ярких разноцветных одежках прямо на печь, бывшую символическим центром любой избы. Считалось, что это - двенадцать дочерей царя Ирода, превращенных в демонов после усекновения главы Иоанна Крестителя. Согласно Новому Завету, Иоанн Креститель был священнического рода (Лук. 1:5), то есть принадлежал к одному из двенадцати Израилевых колен. Число апостолов христианской церкви также носит знаковый характер и связано с числом Израилевых колен и сыновей Иакова. Но двенадцать трясовиц как злые демоны женского рода прямо противоположны двенадцати добродетельным сыновьям Иакова, как это часто бывает в патриархальных монотеистических культурах.

Хотя двенадцать дочерей Ирода не могут не соотноситься с двенадцатью коленами Израилевыми, ведь, как у Ветхозаветного царя, у Ирода было много жен и наложниц, принадлежавших к разным коленам еврейского народа. Соответственно с этим двенадцать дочерей Ирода – двенадцать явлений Лилит в нашем мире могут быть соотнесены с двенадцатью коленами Израилевыми, тем более, что эти девы из серии картин Ивана Коржева так разнятся антропологически, а первая, на наш взгляд – вылитая царица Савская.

Стоит подчеркнуть, что легенда о царе Ироиде, Саломее и голове Иоанна Крестителя имела свое продолжение. Согласно народным преданиям, уже в зрелом возрасте Саломея провалилась в прорубь так, что льды сомкнулись у нее на шее, а из проруби торчала ода лишь голова. Под водой она извивалась, как будто бы в страшном танце, пытаясь вырваться, но в конце концов лед перерубил ее шею, а голову погибшей Саломеи отнесли Иродиаде. Так закольцовывается эта история, где за танец полагается танец, за голову – голова, согласно ветхозаветному принципу Талиона.

Примечания:

[1] Дайс Е. Макс-терминатор и его натальная карта. // Русский журнал. 23.08.2013. URL: http://www.russ.ru/pole/Maks-terminator-i-ego-natal-naya-karta

[2] Лилит. Изначальная алая женщина// Лилит. URL: http://www.darksign.ru/SiteData/Lilithtext.pdf

[3] Топорков А. Визуальная репрезентация заговоров от лихорадки на русских иконах. URL: http://verbalcharms.ru/books/Toporkovvisual.doc

Иллюстрации: 1. Данте Габриэль Россетти. Леди Лилит (1868)2. Джон Кольер. Лилит (1887)3. Царица ночи Лилит. Вавилон. Терракота. II тыс. до н.э.4. Архангел Михаил, побивающий трясавиц. Русская икона (1831), фрагмент.

www.russ.ru


Смотрите также