Удивительный мир портретов Жана-Этьена Лиотара. Лиотар картины


Лиотар Жан Этьен ( Jean-Etienne Liotard) — швейцарский художник

Цитата сообщения truskovalentЛиотар Жан Этьен ( Jean-Etienne Liotard) — швейцарский художник

Ранее о художнике:http://www.liveinternet.ru/users/truskovalent/post381890704

Лиотар Жан Этьен

( Jean-Etienne Liotard) —

швейцарский художник

5229398_Liotard (550x688, 44Kb)

Отец художника — Антуан Лиотар родился в семье французских протестантов, был ювелиром, но после 1685 года по религиозным причинам бежал из маленького французского городка Монтелимар в Швейцарию. В Женеве и родились братья-близнецы Жан-Этьен и Жан-Мишель.Жан-Этьен Лиотар был тринадцатым ребенком в семье французского купца. Жан-Этьен и Жан-Мишель оказались художественно одаренными детьми и с ранних лет проявляли интерес к рисованию и живописи.

В юности Жан-Этьен учился у миниатюриста Даниэля Гарделя, затем в 1725 году Лиотар, опять же вместе с братом, отправился в Париж. Здесь они продолжили образование в студии гравера и миниатюриста Жана-Баттиста Массе.

5229398_Liotard1 (546x700, 86Kb)

Но именно в годы странствий по Италии художник открывает для себя пастель, которая станет его любимой техникой и прославит имя Лиотар на всю Европу. Лиотар написал картину «Давид в храме», которая была удостоена премии Парижской Академии художеств. Критики предполагали, что художник займется историческим жанром, но академики и коллеги убедили, что его призвание — портретный жанр.Портреты Лиотара отличаются большим разнообразием. В одних ощутима связь со стилем рококо, с присущей ему любовью к нарядным и сложным костюмам, к обилию мягких струящихся тканей, изяществу грациозных поз и движений. Таковы портреты «Мадам Эпине», «Читающая девушка», «Мадам Боэр», «Шоколадница». В других, более многочисленных портретах преобладает стремление к объективной и точной характеристике.Это видно в портретах Марии Терезии, маршала Морица Саксонского, жены художника, мадам Коньяр («Дама в кружевах»). Люди в этих портретах даны, как правило, крупным планом и приближены к зрителю, ничто не отвлекает в них внимания от главного — от лица. Художнику явно импонируют такие черты характера, как энергичность, активность, уверенность в себе.

5229398_Liotard3 (550x700, 76Kb)

Последние годы жизни художник провел в Конфиньоне, близ Женевы. Он пишет натюрморты, за которые впоследствии будут бороться коллекционеры и музеи. Умирает Лиотар в 1789 году, не дождавшись Великой Французской революции, разрушившей старый порядок и принесшей ему на смену новые ценности, в том числе — в искусстве. Брат-близнец художника Жан-Мишель, разоренный революцией, умрет в 1796 году в нищете.

Лиотар за более чем 60 лет творческой жизни создал огромное количество портретов. При этом, как пишут искусствоведы, он всегда стремился показать объективную и точную характеристику образа. Художник не скрывал недостатков своих героев, что противоречило эстетике стиля рококо, направленного на приукрашивание и даже лесть. Это «правдолюбие» Лиотара и отличает его от других французских портретистов XVIII века, например, Ватто и Буше. Некоторые критики даже ругали художника за отсутствие «элегантного стиля», при этом называя его пастельные портреты «изящными и нежными».

Источник:http://metuncer.moy.su/news/zhan_ehten_liotar_zhen..._etienne_liotard/2014-06-06-50

2a6f45bed347 (554x700, 246Kb)

Ami-Jean de La Rive, 1758, Pastel on parchment,Museum of Art and History, Ginevra

6ac432e7ce47t (502x700, 260Kb)Maria Christina, Duchess of Teschen

6e8c0c2f7940t (570x700, 262Kb)Portrait of the countess of Сoventry

10beaf9834a9t (612x700, 263Kb)Marie Antoinette of Austria, Future Queen of France

80aa770ab6b3t (544x700, 213Kb)George, Prince of Wales

291cc14e1e1et (528x700, 204Kb) Marie Josèphe von Sachsen

2226e0a7fc5c (543x700, 246Kb)Marc Liotard de la Servette, 1775, Pastel on paper,Museum of Art and History, Ginevra

226428-7be18-28521609-m750x740 (571x700, 337Kb)Portrait of Isaac-Louis de Thellusson, 1760, pastel on parchment,Oskar Reinhart Foundation, Winterthur

107218864_Jean_201tienne_Liotard17021789_La_Prima_Colazione_1754 (571x700, 296Kb)" La Prima Colazione ", 1754

d5adc56f6a4f (559x700, 220Kb)David Garrik, 1751, Pastel on parchment,Collection Devonshire, Chatsworth. England

default (571x700, 274Kb)Portrait of a lady at the court Sun

e3b3f68ea007 (514x700, 236Kb)Portret van Graaf Francesco Algarotti.

e8af538d54c4 (553x700, 278Kb)Francesco I D'Austria, 1744. Pastel on parchment,Herzog Anton Ulrich-Museum. Brunswick

LIOTAR_ZHan_Eten_4 (570x700, 345Kb)Portrait of Julie de Thellusson-Ployard

Liotard9 (470x700, 210Kb)

Marthe Marie Tronchin

Liotard14 (533x700, 274Kb)Marie Charlotte Boissier

Liotard12 (541x700, 272Kb)

5229398_d847355100f9t (700x544, 77Kb)

Madame Liotard and her daughter

Непонятные отношения были у Жана-Этьена и с его супругой. Набожная голландка, не особо красивая и не особо богатая, заставила мужа срезать легендарную турецкую бороду, а ведь примечательная внешность в течение многих лет была «фирменным знаком» художника, как и его самобытный стиль. Словом, если бы у Лиотара был продюсер, он бы не позволил свершиться такому безобразию. Но хотя Жан-Этьен и согласился срезать гениальную бороду под давлением жены, то превратить себя в домоседа не позволил и продолжал свои бесконечные путешествия ко дворам европейских монархов. Здесь легенды и историческая правда часто расходятся. Либо во время этих поездок личная жизнь Лиотара была куда более насыщенной, чем жизнь с супругой, либо он без устали работал, чтобы прокормить свою большую семью (у четы Лиотар было пятеро детей).

0_e352f_69642943_XL (440x700, 213Kb)

The Chocolate Girl

Во всяком случае, о несовпадении фактов и мифов свидетельствует и легендарная история создания знаменитой пастели «Прекрасная шоколадница», написанной в Вене в 1745 году. Кто скрывается за персонажем прелестной молодой девушки, аккуратно несущей на серебряном подносе чашку горячего шоколада? По одной из версий, на картине изображена камеристка Марии-Терезии, поразившая художника своей красотой. Другая версия истории напоминает сказку о Золушке. Девушку звали Анна Бальдауф, дочь обедневшего рыцаря, она служила горничной императрицы. При дворе ее и увидел молодой принц Дитрихштейн, и без памяти влюбился. Вопреки протестам своей семьи и аристократии, принц женился на Анне, а в качестве свадебного подарка заказал Лиотару портрет невесты в той самой одежде, в которой увидел ее впервые. И последний вариант: возможно, девушка работала в одной из венских кондитерских. Одним зимним днем туда зашел молодой принц, чтобы отведать горячего шоколада. Чашку с дымящимся напитком ему принесла красавица шоколадница, которую звали Анна Бальтауф. Принц влюбился в нее с первого взгляда и женился на ней. А ко дню свадьбы заказал придворному художнику Лиотару портрет невесты в образе прекрасной шоколадницы… Все три версии могли бы стать сценарием романтического фильма. Однако искусствовед Рене Лош, один из авторов биографии Лиотара, смеется, когда ее спрашивают об этой истории, и уверяет, что все это сказки: девушку звали вовсе не Анна Бальтауф, ни принц ни художник никогда в нее не влюблялись, и более того – Лиотар вообще не придавал никакого особого значения этой пастели и гораздо больше ценил… портреты своей супруги. Вот и разберись, где - правда, а где – легенда.

0b8cd4b207a00bf7096a53b278f278c7 (581x700, 286Kb)A Lady pouring Chocolate

Как бы там ни было, созданное Лиотаром произведение искусства поразило современников и продолжало удивлять на протяжении веков. У портрета шоколадницы оказалось не меньше поклонников, чем у самой модели. А у легендарной истории было не менее легендарное продолжение. В 1881 году в Европу приехал глава американской компании Walter Baker Company - познавать таинства приготовления сладкого напитка. В Дрезденской галерее ему бросилось в глаза изображение прекрасной молодой камеристки, подающей к столу шоколад в фарфоровой чашке. Генри Пирсу настолько понравилась пастель и романтическая история ее создания, что он решил сделать изображение фирменным знаком своей компании. Самое примечательное, что «Прекрасная шоколадница» стала одним из первых логотипов в истории экономики. Кстати, теперь знаменитую пастель использует в качестве логотипа популярная в Москве сеть кофеен «Шоколадница». Да-да, опрятная прелестная служанка с подносиком – пастель того самого Лиотара

6d9f67c4d887t (553x700, 230Kb)La liseuse /Прекрасная читательница

8b2350763a9at (546x700, 231Kb)Portret van een jong meisje, waarschijnlijk Caroline Russell

59663c816fb0t (700x568, 208Kb)Children blowing bubbles

101042 (700x608, 324Kb)Marie Adalaide

Jean-tienne-Liotard-Marie-Adalaide-of-France-Dressed-in-Turkish-Costume (700x585, 280Kb)

Liotard13 (529x700, 305Kb)Portrait of a Young Woman

Liotard15 (505x700, 271Kb)

В восточном костюме

Liotard16 (520x700, 265Kb)

Liotard18 (550x699, 243Kb)Federica Sofia

Lady Ponsonby in costume veneziano

0_12b6bb_ac82c40_XXXL (700x635, 234Kb)

Liotard19 (550x661, 195Kb)

Maria Frederike van Reede-Athlone

5229398_320golddivider (320x50, 13Kb)

hist-etnol.livejournal.com

Живописец королей и красивых женщин. Жан-Этьен Лиотар – Ярмарка Мастеров

Швейцарского художника Жана-Этьена Лиотара называли живописцем королей и красивых женщин.

Художник работал в технике пастели, очень распространенной в XVIII веке, и владел ею в совершенстве. Но Ж.-Э. Лиотар был не только виртуозным мастером этой техники, но и ее убежденным теоретиком. Он считал, что именно пастель естественнее всего передает колорит и тончайшие переходы светотени в пределах светлых красочных тонов.

Все в его жизни складывалось из счастливых случайностей и обстоятельств, которыми талантливый художник, одаренный к тому же практическим умом, умело воспользовался.

В свое время семья Ж.-Э. Лиотара вынуждена была эмигрировать из Франции в Женеву. Будущий художник одно время учился в Париже у гравера и миниатюриста Массе. Потом в жизни Ж.-Э. Лиотара начались годы странствий, во время которых он побывал во многих городах и странах. Он путешествовал как спутник знатных особ, как это часто приходилось делать многим художникам XVIII века.

Путешествия давали Ж.-Э. Лиотару разнообразный материал для наблюдений и приучили его почти к документальной точности зарисовок. Для портретов Ж.-Э. Лиотара характерна исключительная точность в воспроизведении модели, и именно этим художник стяжал себе европейскую славу и приобрел высоких покровителей. Он встретил радушный прием и у австрийской императрицы Марии-Терезии в Вене, и у римского папы в Риме, и у турецкого султана в Константинополе. Всем нравилось в портретах Ж.-Э. Лиотара сходство лиц, законченность в изображении материалов одежды и украшений и красочность его полотен.

По материалам Википедии и рассказу Н.A.Иoниной, издательство "Вече", 2002 г.

Картины, представленные в публикации, выполнены в технике пастели на бумаге или замше.

идеи для вдохновения

пастель

художники

портрет

графика

рисунок

живопись

картины пастелью

Легенда о создании знаменитой картины "Шоколадница" такова: в 1745 году австрийский аристократ князь Дитрихштейн зашёл в венскую кофейню, чтобы попробовать новый шоколадный напиток, о котором так много шло разговоров в это время. Его официанткой оказалась Анна Бальтауф (Anna Baltauf), дочь обедневшего дворянина Мельхиора Бальтауфа. Князь был покорён её обаянием и, несмотря на возражения своей семьи, взял девушку в жёны. «Шоколадница» стала свадебным подарком для новой княгини, заказанной молодожёном у модного швейцарского художника Лиотара. Портретист изобразил невесту в костюме официантки XVIII века, увековечив любовь с первого взгляда. (Именно эта версия — настоящая история Золушки, была популяризирована в буклетах компании Baker).

Согласно другой версии, будущую княгиню звали Шарлотта Бальтауф, её отец был венским банкиром и картина написана в его доме — это гласит надпись, сохранившаяся на копии картины, хранящейся в Лондоне в «Orleans House Gallery».

Также встречается вариант, согласно которому это был не заказной портрет, а картина, написанная по собственному желанию художника, поражённого красотой девушки, с камеристки императрицы Марии-Терезии, звавшейся Бальдуф, ставшей позже женой Иосифа Венцеля фон Лихтенштейна. В любом случае, личность модели точно не установлена.

Эта картина примечательна также тем, что на ней впервые был изображен первый фарфор Европы — Meissen.

Первоначально эту работу купил венецианский граф Альгаротти, знаток и любитель живописи. В одном из своих писем он сообщал:

"Я купил знаменитого Лиотара пастель. Она исполнена в незаметных детрадациях света и с превосходным рельефом. Переданная природа нисколько не изменена; будучи европейской работой, пастель исполнена в духе китайцев... Заклятых врагов тени. Что же касается законченности работы, то можно сказать в одном слове: это Гольбейн пастели. На ней изображена в профиль молодая немецкая девушка-камеристка, которая несет поднос со стаканом воды и чашкой шоколада."

www.livemaster.ru

Удивительный мир портретов Жана-Этьена Лиотара

Маленькая девочка вздрогнула. Слишком молодая, чтобы сидеть неподвижно, она ёрзала внутри жёсткой шелухи своего платья. Белые волосы и ресницы, такие же, как у мальчика рядом, выдавали в них брата и сестру. За всем этим наблюдал бородатый, экстравагантно одетый мужчина в турецком костюме. Этим мужчиной был швейцарский художник Жан-Этьен Лиотар (Jean-Etienne Liotard, 1702-1789), гений пастельных портретов.

 Madame Marie-Adélaïde de France

Скучающий подросток, уставшая и печальная вдова, высокомерная леди или лорд, оставшийся в душе малолетним хулиганом, — все они смотрят на нас с портретов Лиотара как с фотографических карточек, настолько правдивы их влажные губы, непокорная бахрома платья и блеск украшения из натуральных камней. В руках Лиотара пастель оживает и становится свободной, быстрой, в противоположность медленной и тяжелой олифе. Вот почему в очередь к художнику записывалась вся элита Европы — от коронованных особ до первых красавиц и представителей просвещённой интеллигенции.

Сама фигура художника вызывала у публики восторг своей странностью. Автопортреты изображают его улыбающимся, с щербатым ртом, закутанного в турецкие одежды или в высоких меховых шапках. Его борода напоминала огромное гнездо, пока он не сбрил её, женившись в возрасте 54 лет на женщине, гораздо моложе себя.

 Автопортрет

Один английский критик однажды с издевкой заметил, что именно борода была реальной мерой успеха художника, и это правда. Во многом благодаря своим автопортретам он и приобрёл себе славу. Он был прекрасным портретистом, мастером выразительной жестикуляции и мимики. Посмотрите на портрет его маленькой дочери: прижимая куклу, она подняла один палец, как бы предупреждая — тишина, мой ребёнок спит!

Сын французских гугенотов, бежавших в Женеву, Лиотар первоначально обучался в качестве миниатюриста, а затем переехал в Париж. Далее последовали Рим, Венеция, Амстердам и даже Румыния — везде были готовы заплатить за его портреты. Его самым крупным клиентом была императрица Мария Терезия в Вене. Ёе детей он нарисовал на полупрозрачной бумаге, добившись необычного, нежного блеска: личность каждого ребёнка будто просвечивает сквозь бумагу.

 Мария Фредерика ван Реде-Атлон

Императрица всегда брала эти портреты во все свои путешествия. Во многом это способствовало распространению славы о художнике по всей Европе. Кроме пастели, Лиотар использовал в работе и мел, и краски, и эмаль. В каждой своей работе художнику удавалось находить что-то новое, свежее, раскрывающее нам личность каждой его модели.

 «Шоколадница»

Пожалуй, мало кто не знаком с самой популярной работой художника, знаменитой «Шоколадницей» («La belle chocolatière»), портретом Анны Бальдауф. Но как придворный живописец, рисовавший саму мадам де Помпадур, снизошёл до портрета никому не известной девушки? Легенды окутывают эту историю, и по одной из них красавица Анна, работавшая в одной из венских кондитерских (по другой версии, она была камеристкой императрицы), сразила наповал принца Дитрихштейна, который вопреки обществу и семье женился на девушке и заказал её портрет самому модному художнику. Портрет оказался настолько удачным, что мгновенно стал логотипом — одним из первых в истории экономики. Сегодня это изображение украшает сеть кофеен «Шоколадница».

Множество легенд связано и с жизнью самого Лиотара, его отношениями с женой и родственниками, и даже с самим фактом его рождения. Возможно, следствием этих тайн стало то, что до сих пор в Европе не было ни одной полноценной выставки его картин. Этот факт был исправлен только недавно — в Великобритании открылась первая крупная экспозиция пастелей и эмалевых миниатюр Жана-Этьена Лиотара.

Анна Сидорова © Gallerix.ru

gallerix.ru

Жан-Этьен Лиотар (1702-1789) - Журнал обо всём

. Это цитата

Жизнь, сотканная из легенд. | Жан-Этьен Лиотар (1702-1789) - швейцарский художник, работающий пастелью "живописец королей и красивых женщин"

 

 

Загадочные обстоятельства рождения Жана-Этьена Лиотара (1702-1789), тринадцатого ребенка в семье Анны и Антуана Лиотар, полная приключений молодость, проведенная при блестящих дворах европейских монархов, путешествие в Константинополь и возвращение оттуда «турецким художником», странные отношения с супругой и туманная история создания знаменитой пастели «Прекрасная шоколадница» - далеко не все тайны, окружающие личность швейцарского мастера. Авторы недавно опубликованной 1600-страничной биографии Лиотара Рене Лош (Renée Loche) и Марсель Ретлисбергер (Marcel Roethlisberger) признаются, что даже для них в жизни и творчестве художника остается немало загадок.

 

Итак, Жан-Этьен Лиотар был тринадцатым ребенком в семье французского купца, покинувшего родной Монтелимар «по неким религиозным причинам» и укрывшегося в Женеве. Жан-Этьен и Жан-Мишель оказались художественно одаренными детьми и с ранних лет проявляли интерес к рисованию и живописи. В то время женевской школы живописи еще не существовало (она сложится к концу XVIII века), зато преподавалась техника миниатюры и эмали – ремесел, связанных с производством часов и украшений. В юности Жан-Этьен учился у миниатюриста Даниэля Гарделя, затем продолжил образование в Париже. Но именно в годы странствий по Италии художник открывает для себя пастель, которая станет его любимой техникой и прославит имя Лиотар на всю Европу.

Шарлотта Мари Boissier

Позднее, в своем «Трактате о живописи » Лиотар объяснит: живопись – «зеркало всего самого прекрасного, что предлагает нам Вселенная», и если «в произведениях природы мазков не видно», то их не следует показывать и на картине. Пастель позволяла добиться желаемого эффекта: мягких и плавных переходов цвета, легкой светотени, тончайшей отделки деталей.

Портрет Марии-Жозефы Саксонской, дофины Франции» (1731-1767)

Работы Лиотара, выполненные в реалистичной манере и строгом стиле, отличались от произведений Ватто или Буше, представителей «галантного жанра», предпочитавших декоративное изящество рококо. А портреты Лиотара ничего общего не имели с жанром парадного портрета, популярного при французском дворе. Лиотар считал себя «художником правды» и главным его стремлением было правдоподобие в живописи, изображение без прикрас… что далеко не всегда нравилось знатным дамам, портреты которых он писал!

Портрет мадемуазель Жаке

Неповторимым стилем отличались не только полотна Лиотара, но и его внешность. Из поездки в Константинополь, куда он отправляется по приглашению английского лорда, Лиотар вернется знаменитым не только благодаря своему таланту и необыкновенным пастелям, но и… бороде. В Европе художника окрестят «турком» за эффектную бородку и восточные одежды, и это только добавит ему популярности.

Так что жизнь Лиотара была не менее насыщенной, чем его творческая деятельность. Тем более что и та, и другая проходили в бесконечной веренице путешествий по всей Европе – Молдавия, Вена, Франкфурт, Париж, Амстердам, Лондон…

Женщина в турецком платье

Чего не скажешь о его брате-близнеце: получив образование гравера в Париже и совершив небольшое путешествие по Италии, Жан-Мишель возвращается в Женеву. Если он не стал таким же великим художником, как его брат, то в семейной жизни, кажется, преуспел гораздо больше: во всяком случае, Жан-Мишель был спокойным примерным семьянином.

Жан-Этьен Лиотар

Вероятно, братья были слишком разными по характеру, чтобы поддерживать близкие отношения. В письмах – по крайней мере, тех, которые известны искусствоведам, – Жан-Этьен совсем не упоминает брата. Кстати, спорным остается и тот факт, что братья, родившиеся в один день, были близнецами. Достоверных свидетельств современников о сходстве художников Лиотар не сохранилось.

Портрет жены художника, Мария Fargues (ca.1718-1784), в турецком платье

Непонятные отношения были у Жана-Этьена и с его супругой. Набожная голландка, не особо красивая и не особо богатая, заставила мужа срезать легендарную турецкую бороду, а ведь примечательная внешность в течение многих лет была «фирменным знаком» художника, как и его самобытный стиль. Словом, если бы у Лиотара был продюсер, он бы не позволил свершиться такому безобразию.

Жена и дочь ?

Но хотя Жан-Этьен и согласился срезать гениальную бороду под давлением жены, то превратить себя в домоседа не позволил и продолжал свои бесконечные путешествия ко дворам европейских монархов.

Девочка с куклой, дочь художника и крестник императрицы Марии Терезии

Здесь легенды и историческая правда часто расходятся. Либо во время этих поездок личная жизнь Лиотара была куда более насыщенной, чем жизнь с супругой, либо он без устали работал, чтобы прокормить свою большую семью (у четы Лиотар было пятеро детей).

Во всяком случае, о несовпадении фактов и мифов свидетельствует и легендарная история создания знаменитой пастели «Прекрасная шоколадница», написанной в Вене в 1745 году. Кто скрывается за персонажем прелестной молодой девушки, аккуратно несущей на серебряном подносе чашку горячего шоколада? По одной из версий, на картине изображена камеристка Марии-Терезии, поразившая художника своей красотой. Другая версия истории напоминает сказку о Золушке. Девушку звали Анна Бальдауф, дочь обедневшего рыцаря, она служила горничной императрицы. При дворе ее и увидел молодой принц Дитрихштейн, и без памяти влюбился. Вопреки протестам своей семьи и аристократии, принц женился на Анне, а в качестве свадебного подарка заказал Лиотару портрет невесты в той самой одежде, в которой увидел ее впервые.

И последний вариант: возможно, девушка работала в одной из венских кондитерских. Одним зимним днем туда зашел молодой принц, чтобы отведать горячего шоколада. Чашку с дымящимся напитком ему принесла красавица шоколадница, которую звали Анна Бальтауф. Принц влюбился в нее с первого взгляда и женился на ней. А ко дню свадьбы заказал придворному художнику Лиотару портрет невесты в образе прекрасной шоколадницы…

Мария-Антуанетта, эрцгерцогиня Австрийская, будущая королевы Франции, в возрасте семи лет

Все три версии могли бы стать сценарием романтического фильма. Однако искусствовед Рене Лош, один из авторов биографии Лиотара, смеется, когда ее спрашивают об этой истории, и уверяет, что все это сказки: девушку звали вовсе не Анна Бальтауф, ни принц ни художник никогда в нее не влюблялись, и более того – Лиотар вообще не придавал никакого особого значения этой пастели и гораздо больше ценил… портреты своей супруги.

 "Месье Леветт и мадемуазель Glavani в турецком костюме"

Вот и разберись, где - правда, а где – легенда.

Франсуа Троншена (коллекционер произведений искусства?) с картиной Рембрандта (1757)

Как бы там ни было, созданное Лиотаром произведение искусства поразило современников и продолжало удивлять на протяжении веков. У портрета шоколадницы оказалось не меньше поклонников, чем у самой модели. А у легендарной истории было не менее легендарное продолжение. В 1881 году в Европу приехал глава американской компании Walter Baker Company - познавать таинства приготовления сладкого напитка.

Мария Кристина, герцогиня Тешен 

В Дрезденской галерее ему бросилось в глаза изображение прекрасной молодой камеристки, подающей к столу шоколад в фарфоровой чашке. Генри Пирсу настолько понравилась пастель и романтическая история ее создания, что он решил сделать изображение фирменным знаком своей компании. Самое примечательное, что «Прекрасная шоколадница» стала одним из первых логотипов в истории экономики. Кстати, теперь знаменитую пастель использует в качестве логотипа популярная в Москве сеть кофеен «Шоколадница». Да-да, опрятная прелестная служанка с подносиком – пастель того самого Лиотара…

Портрет Марии Аделаиды Франции в турецком стиле одежды

Последние годы жизни художник провел в Конфиньоне, близ Женевы. Он пишет натюрморты, за которые впоследствии будут бороться коллекционеры и музеи.

Умирает Лиотар в 1789 году, не дождавшись Великой Французской революции, разрушившей старый порядок и принесшей ему на смену новые ценности, в том числе - в искусстве. Брат-близнец художника Жан-Мишель, разоренный революцией, умрет в 1796 году в нищете.

 Аполлон и Дафна

Три Грации

Жан-Этьену, большому оригиналу своего времени, многие из ценностей XIX века, несомненно, пришлись бы по душе. Он всегда был сторонником независимости – и в жизни, и в искусстве. Рене Лош признается, что именно оригинальность Лиотара и его несравнимый «вкус к правде» привлекли ее в личности и работах художника: «Он наблюдал, как работают другие, и… делал все по-своему!»

Портрет Георга, принца Уэльского (позже Георга III)

Читателям, заинтересовавшимся правдой о женевском художнике, мы рекомендуем самую полную из существующих биографий Жан-Этьена Лиотара – 1600-страничный подвиг Рене Лош и Марселя Ретлисбергера, опубликованный издательством Davaco. Особое место в книге занимает исследование о Жан-Мишеле Лиотаре, первый подробный анализ творчества художника, известного гораздо меньше своего брата.В коллекции женевского Музея искусства и истории – 87 пастелей, рисунки, наброски, масляные картины и миниатюры швейцарского художника.

Текст отсюда: http://www.nashagazeta.ch

Жюли де-Thellusson Ployard

La Bella Lectora

Портрет Джона Стюарта, 1-й маркиз Бьют (1744-1814)

Liotard Jean-Etienne Portrait of a lady at the court Sun

Портрет месье Bouër, купец в Генуе

Портрет мадам Boere

Жанна-Элизабет де Селлон (1705-1749), Леди Tyrell, echtgenote сэр Чарльз ван Tyrell

Lady Ann Сомерсет, графини Нортгемптон (в возрасте около 14)

Исаак Луи де Thellusson

Портрет Марии ван Frederike Reede-Атлон в возрасте семи лет

леди Понсонби -урожденная Каролина Кавендиш (1719-1760) - в костюме Венециано

Елизавета Фредерика София, герцогиня Вюртемберг (1732-1780)

Изабелла, Figlia ди Мадам Инфанта

 Портрет императрицы-королевы Марии Терезии, суверенной Австрии, Богемии и Венгрии

Портрет Марии Каролины Австрийской (1752-1814)

Карл Иосиф из Австрии

 

 

kolybanov.livejournal.com

ЛИОТАР Жан-Этьен Liotard, Jean-Etienne - Все интересное в искусстве и не только.

a124f31ec261t

Картина "Шоколадница».

Его первая и главная забота  -  писать  <правдиво>  -  отсюда  и  его прозвище <живописец правды>.  "Шоколадница" - одно из самых прославленных произведений швейцарского художника Жана-Этьена Лиотара, родившегося в Женеве в семье французов протестантов, которым пришлось из-за религиозных убеждений покинуть родину и эмигрировать в Швейцарию. Отец Лиотара был ювелиром. О детстве художника сохранилось немного сведений. Известно, что он рано увлекся рисованием. Его ученические тетради были заполнены рисунками, изображавшими различные сцены из римской истории. Особенно же любил мальчик делать портреты своих товарищей, одиночные и групповые, поражавшие большим сходством. Видя способности сына, отец отдал его в мастерскую швейцарского художника Даниэля Гарделя. Лиотар научился здесь точно копировать рисунки, которые учитель предлагал своим ученикам, видя в этом главный смысл преподавания. Его копии отличались такой точностью, что нередко вызывали гнев Гарделя, уверенного, что они сделаны с помощью кальки. Через несколько месяцев юноше уже нечего было делать у Гарделя, и он решил искать себе другого учителя.

И в  жизни Ж.-Э. Лиотара начались годы странствий, во время которых он побывал во многих городах и странах. Он путешествовал как спутник знатных особ, как это часто приходилось делать многим художникам XVIII века.

untitled

В описании жизни художника присутствует множество интересных мифов.  Во всяком случае, о несовпадении фактов и мифов свидетельствует и легендарная история создания знаменитой пастели «Прекрасная шоколадница», написанной в Вене в 1745 году. Кто скрывается за персонажем прелестной молодой девушки, аккуратно несущей на серебряном подносе чашку горячего шоколада? По одной из версий, на картине изображена камеристка Марии-Терезии, поразившая художника своей красотой. Другая версия истории – скорее «сказка о Золушке».Она не подтверждена, но упорно появляется во многих рассказах о жизни художника.

 Я не буду передавать рассказы о его отношениях с женой, братом – близнецом, а также историю о его бороде, котопая вполне могла стать его брендом, но  следущую  версию о шоколаднице  невозможно обойти.

01a692e7d782t

По этой версии  Анна была служанкой при дворе австрийской императрицы Марии Терезии, где живописец и заметил девушку. Анна, дочь обедневшего рыцаря, служила горничной при дворе. Говорят, именно там ее красоту заметил и молодой принц Дитрихштейн. Он влюбился и - к ужасу аристократии - женился на ней.

В качестве свадебного подарка Принц Дитрихштейн заказал Жану Этьену Лиотару, работавшему при венском дворе в то время, портрет своей невесты в той самой одежде, в которой он впервые ее увидел.

5c62328c1b8b

Говорят, в день свадьбы невеста пригласила знакомых шоколадниц и, будучи счастлива своим возвышением, подала им свою руку со словами: "Вот! Теперь я стала принцессой, и вы можете поцеловать мою руку."

Эта картина примечательна также тем, что на ней впервые был изображен первый фарфор Европы – Meissen.

По материалам Википедии и рассказу Н.A.Иoниной, издательство "Вече", 2002г

6ac432e7ce47t

А у легендарной истории было не менее легендарное продолжение. В 1881 году в Европу приехал глава американской компании Walter Baker Company - познавать таинства приготовления сладкого напитка. В Дрезденской галерее ему бросилось в глаза изображение прекрасной молодой камеристки, подающей к столу шоколад в фарфоровой чашке. Генри Пирсу настолько понравилась пастель и романтическая история ее создания, что он решил сделать изображение фирменным знаком своей компании. Самое примечательное, что «Прекрасная шоколадница» стала одним из первых логотипов в истории экономики.

6d9f67c4d887t

6e8c0c2f7940t

8b2350763a9at

10beaf9834a9t

80aa770ab6b3t

4901dff67417t

5308be4a76f5t

59663c816fb0t

64223931_Princessa_Mariya_Adelaida_Fr_Tretya_5

d847355100f9t

f14f4e4af541t

posterlux-liotard_jean_etienne-jean_etienne_liotard_portrait_of_a_young_woman

posterlux-liotard_jean_etienne-liotard_jean_etienne_portrait_of_a_lady_sun

posterlux-liotard_jean_etienne-me0000029100_3

posterlux-liotard_jean_etienne-me0000094722_3

painter_175

http://www.nearyou.ru/100kartin/100karrt_36.html

tanjand.livejournal.com

Жан-Этьен Лиотар (1702-1789) - Сердце Ангела

Швейцарский художник французского происхождения, живописец-пастелист, график, гравёр и теоретик искусства. Жан-Этьен Лиотар (и его брат-близнец Жан-Мишель, получивший впоследствии известность как гравёр и офортист) родился в Женеве в семье ювелира. Родители были французскими протестантами, вынужденными покинуть родину.Автопортрет. 1733. Коллекция Г. Сальманович, Женева, Швейцария.Автопортрет. 1733. Коллекция Г. Сальманович, Женева, Швейцария.Обучение мальчик начал в Женеве у швейцарского художника Даниэля Гарделя, у которого усердно занимался рисованием, миниатюрной и эмалевой живописью, с большим искусством копируя произведения учителя. В 1723 г. Лиотар уехал в Париж и продолжил обучение в мастерской гравера и миниатюриста Жана-Батиста Массе. Его дружеские отношения с парижским художником Франсуа Лемуаном побудили его заняться портретной живописью и пастелью. Предполагают, что на окончательный выбор техники повлиял успех, которым в 1720–1721 гг. пользовались в Париже работы венецианской пастелистки Розальбы Карриеры.

Лиотар подчеркивает колористические качества пастели. Кроме ряда светлых, окрашенных в нежные тона произведений, где доминируют оттенки белого, среди работ художника имеются некие «фольклорные» турецкие сцены, а также портреты, контрастный, насыщенный колорит которых создается с помощью добавленных в пастельные мелки дополнительных пигментов. Однако и в них Лиотар избегает теней, его пастель не любит темноты, уклончивости и таинственности, не выносит ничего абсолютного и грубого.

Девушка в мальтийском костюме. Ок. 1744. Пастель. Национальная галерея, Вашингтон.Девушка в мальтийском костюме. Ок. 1744. Пастель. Национальная галерея, Вашингтон.

Некоторое время Лиотар провел в Риме, где копировал произведения старых мастеров, среди них особо выделяя Корреджо. Затем он сопровождал сэра Уильяма Понсонби в его путешествиях по Востоку. Пять лет Лиотар провел в Константинополе, где в значительной мере перенял турецкие обычаи и даже костюм. Восток оставил глубокий след в жизни и творчестве художника. Ему открылись иные страны, нравы, обычаи. Впечатления от увиденного воплощены во множестве рисунков, исполненных карандашом и сангиной. Высокий уровень этих произведений с их сложной вязью штрихов, линий, узоров, красотой тона серебристого карандаша и красно-рыжей сангины, мастерство и свобода владения техникой сочетаются с документально точным воспроизведением увиденного.

Портрет археолога и теолога Ричарда Покока. 1738-39. Угольный карандаш, сангина. Лувр, Париж.Портрет археолога и теолога Ричарда Покока. 1738-39. Угольный карандаш, сангина. Лувр, Париж.Четыре турецких музыканта. 1740-42. Угольный карандаш, сангина. Лувр, Париж.Четыре турецких музыканта. 1740-42. Угольный карандаш, сангина. Лувр, Париж.Молодая женщина в Константинополе вышивает, сидя на земле. Ок. 1738. Угольный карандаш, сангина. Лувр, Париж.Молодая женщина в Константинополе вышивает, сидя на земле. Ок. 1738. Угольный карандаш, сангина. Лувр, Париж.Молодая турчанка, играющая на тамбуре, и курящий мужчина сидят на диване. 1738-43. Карандаш, сангина. Лувр, Париж.Молодая турчанка, играющая на тамбуре, и курящий мужчина сидят на диване. 1738-43.  Карандаш, сангина. Лувр, Париж.Портрет господина Леветта, английского купца, в костюме татарина. 1738-40. Угольный карандаш, сангина. Лувр, Париж.Портрет господина Леветта, английского купца, в костюме татарина. 1738-40. Угольный карандаш, сангина. Лувр, Париж.Господин Леветт и мадемуазель Главани в турецких костюмах. 1740. Лувр, Париж.Господин Леветт и мадемуазель Главани в турецких костюмах. 1740. Лувр, Париж.

Сам автор стал носить длинную бороду, халат и тюрбан (по тем временам это выглядело более чем эксцентрично), за что получил прозвище «художника-турка».

Автопортрет. 1744. Пастель. Уффици, Флоренция.

Автопортрет. 1744. Пастель. Уффици, Флоренция.

Картина «Турчанка с тамбурином» представляет собой авторскую копию, сделанную маслом с пастели меньшего размера (Цюрих, Частная коллекция). В работе, сделанной маслом, художник расставляет несколько иные акценты и подчеркивает иные детали. Бархатистую поверхность пастели и ее преимущественно выбеленные краски можно считать теми средствами, с помощью которых элегантная парижская дама на портрете предстает в несколько идеализированном свете. Насыщенные тона турецкого костюма требуют гораздо более интенсивного цвета. Мерцающие оттенки, блеск золотой парчи, сверкающий шелк широких панталон – все в картине словно пропитано цветом и светом.

Турчанка с тамбурином. 1738-43. Холст, масло. Музей истории и искусства, Женева.

Турчанка с тамбурином. 1738-43. Холст, масло. Музей истории и искусства, Женева.

О технике пастели напоминают только телесные оттенки лица и рук. У женщины на картине холеное лицо француженки. Ее живописной позе соответствует роскошь костюма и окружающей обстановки. Выросшая из любопытства к восточной экзотике мода на все турецкое в эпоху рококо была очень популярна в Европе. Она не только стала темой картины Лиотара, но и предопределила манеру ее исполнения. Заметный контраст между стилем пастели и стилем масла в картине Лиотара указывает на то, что прекрасная, переодетая в турчанку модель желает, чтобы ее воспринимали именно как турчанку.

Лиотар посетил все великие европейские города, писал потреты папы римского Клемента XIII и императрицы Марии-Терезии в Вене. Портрет Марии-Терезии, написанный в 1744 г. и повторенный позже в технике эмали и миниатюре на кости, относится к числу лучших его работ. Императрица написана без идеализации, свойственной парадным портретам, в ней нет царственности и величественности. Она похожа на мать семейства с приятным, но простоватым лицом и большими руками.

Портрет Марии-Терезии Австрийской. 1744. Пастель. Галерея Альбертина, Вена.Портрет Марии-Терезии Австрийской. 1744. Пастель. Галерея Альбертина, Вена.

Там же он создал портрет Анны Бальдауф, служанки при дворе австрийской императрицы Марии-Терезии, известный также под названием «Шоколадница». Анна вышла замуж за принца Дитрихштейна, а портрет мог быть заказан Лиотару в качестве свадебного подарка.

Шоколадница. 1744-45. Пастель. Картинная галерея, Дрезден.

Шоколадница. 1744-45. Пастель. Картинная галерея, Дрезден.

Картина примечательна тем, что на ней изображен первый фарфор Европы – мейсенский. Характер жанровой сцены, гармоничное сочетание цветов, внимание к деталям. Лиотар считал, что пастель естественнее всего передает колорит и тончайшие переходы светотени в пределах светлых красочных тонов. Сложная живописная задача – показать фигуру в белом фартуке на фоне белой стены. В сочетании серо-сизой юбки и белого фартука с тенями и стальным оттенком воды звучит настоящая поэзия красок. Благодаря применению тонких прозрачных теней, художник добился совершенной точности рисунка, а также максимальной выпуклости и определенности объемов.

Девушка, разливающая шоколад. 1744. Национальная галерея, Лондон.Девушка, разливающая шоколад. 1744. Национальная галерея, Лондон.

В качестве портретиста он работал в Венеции, Лионе, Париже и Лондоне, а затем навсегда вернулся в родную Женеву в 1757 г. Для произведений Лиотара характерен светлый колорит и любовь к деталям окружающего мира, где он почти не видит теней. Гладкие поверхности работ Лиотара свидетельствуют о том, что свой творческий путь он начинал как художник по эмали, миниатюрист.

Портрет Анны-Марии де Кюпи, прозванной мадемуазель Камарго. Ок. 1750. Угольный карандаш, сангина. Галерея Альбертина, Вена.Портрет Анны-Марии де Кюпи, прозванной мадемуазель Камарго. Ок. 1750. Угольный карандаш, сангина. Галерея Альбертина, Вена.Мария-Аделаида Французская в турецком костюме. 1753. Холст, масло. Уффици, Флоренция.Мария-Аделаида Французская в турецком костюме. 1753. Холст, масло. Уффици, Флоренция.Принцесса Каролина Матильда, позже королева Дании. 1754. Пастель. Королевская коллекция, Лондон.Принцесса Каролина Матильда, позже королева Дании. 1754. Пастель. Королевская коллекция, Лондон. Мария-Фридерика ван Рид-Атлон. 1755-56. Пастель. Музей Гетти, Лос-Анжелес.Мария-Фридерика ван Рид-Атлон. 1755-1756. Пастель. Музей Гетти, Лос-Анжелес.Портрет Мари-Жюстин-Бенуа Фавар-Дюронсере. 1757. Пастель. Фонд Оскара Рейнхарта, Винтертур, Швейцария.Портрет Мари-Жюстин-Бенуа Фавар-Дюронсере. 1757. Пастель. Фонд Оскара Рейнхарта, Винтертур, Швейцария.

Повествуя о своих достижениях, художник особенно выделяет портреты Франсуа Троншена, представителя одной из старейших и богатейших женевских фамилий, и его жены.

Лиотар начал писать натюрморты с чайными и кофейными сервизами в последние два десятилетия своей жизни, когда возраст, смена вкусов и политических убеждений привели к снижению количества заказов на пастельные портреты, на которых он специализировался. Примерно с 1740 г. он иногда включал элементы натюрморта – фрукты и фарфор – в портреты.

Натюрморт с чайным сервизом. Ок. 1781-1783. Масло. Музей Гетти, Лос-Анжелес.

Натюрморт с чайным сервизом. Ок. 1781-1783. Масло. Музей Гетти, Лос-Анжелес.

Ко времени написания «Натюрморта с чайным сервизом» в конце XVIII в. чаепитие было популярным как среди высшего класса, так и среднего сословия. Художник противопоставляет роскошную фактуру китайского фарфора и серебра более дешевому подносу из крашеной жести, имитирующему восточные лаки. Он добивается сильного визуального контраста, сочетая прозрачные и отражающие предметы с богато расписанной поверхностью.

Натюрморт. 1782. Пастель. Музей истории и искусства, Женева.Натюрморт. 1782. Пастель. Музей истории и искусства, Женева.

Жан-Этьен Лиотар теоретически суммировал свой творческий опыт в «Трактате о принципах и правилах живописи», опубликованном в 1781 г. Талант Лиотара проявлялся не только в пастельных работах, но и в эмалевых, а также в гравюре на меди и живописи по стеклу. Но пастельные портреты занимают главное место в его наследии, отличаясь большим разнообразием.

Автопортрет. 1770. Музей истории и искусства, Женева, Швейцария.Автопортрет. 1770. Музей истории и искусства, Женева, Швейцария.Принц Уэльский, в будущем Георг III. 1758. Живопись по эмали. Королевская коллекция, Лондон.Принц Уэльский, в будущем Георг III.  1758. Живопись по эмали. Королевская коллекция, Лондон.Автопортрет. Ок. 1738-43. Живопись по эмали. Королевская коллекция, Лондон.Автопортрет. Ок. 1738-43. Живопись по эмали. Королевская коллекция, Лондон.

alina-dali.livejournal.com

Лиотар, Жан Этьен---желанный портретист Европы. Часть первая.

Лиотар, Жан Этьен (1702 – 1789) Liotard, Jean-Etienne и его портреты.Часть первая.

PhotobucketPhotobucketPhotobucketЛиотар. Автопортрет, ок.1749

Совсем недавно, уже в этом году, те кому это надо, прочли в этом журнале о знаменитом и талантливом французском художнике из Швейцарии конца 19, начала 20 века,--- Фелисе Валлоттоне.

https://veniamin1.livejournal.com/tag/%D0%92%D0%B0%D0%BB%D0%BB%D0%BE%D1%82%D1%82%D0%BE%D0%BD

Сегодня ещё один, в своё время сверхзнаменитый швейцарец, который в 18 веке был скорее не именно французским художником, а художником всей Европы.

Liotard,France,Maria Theresa,PastelМария Терезия, правительница Австрии, Венгрии, Богемии и т.д..1762 г.Лиотар, Жан Этьен (1702 – 1789) Liotard, Jean-Etienne

Как вы видите, --- это не нашенская царица, а Габсбургских кровей.В те времена большинство царей и ихних(sic) цариц хотели иметь портреты, сделанные одним из двух королей пастели 18 века, Жаном Этьеном Лиотаром. Абсолютное большинство работ Лиотар написал (нарисовал) пастелью.Самая большая неприятность насчёт пастели, это то, что краски не всегда хорошо сохраняются по сравнению с вариантом, который видели современники художника.

Но всемирно знаменитая, уже больше 200 лет, работа Лиотара (даже сегодня), пару лет сохранялась в ужасных влажных и холодных условиях, и с ней практически ничего плохого не произошло.Может действительно есть Боги и Богини, отвечающие за гармонию и искусство?

Мария Терезия была мамой той девочки, портрет которой ниже.

Liotard,France,Pastel

Мы все знаем про эту девочку, потому что революция отрубила ей голову.

Из за того, что Мария Терезия стала императрицей против Саллического закона,---который в том числе, не позволял девочек на трон,--- случилась неслабая война за Австрийское наследство.

И как результат этой войны, войны за Австрийское наследство, в 1756 году началась СЕМИЛЕТНЯЯ война. Семилетняя вайна была Первой Мировой Войной. Никаких натяжек. Это была Первая Мировая война, которой не дали правильного названия.

Сама Мария Терезия правила очень противоречиво. Это всё очень долго рассказывать.Только для примера и понятия.При ней, одно время, отменили смертную казнь, но она, Мария Терезия, твёрже-твёрдого, поддержанная мракобесными ПОПАМИ, стояла против отмены ПЫТОК.

Она сформировалась и стала взрослым человеком между барокко и рококо, и она не могла приспособиться и привыкнуть к непонятной и неподходящей ей эпохе Просвещения.

Liotard,France,PastelЛиотар, 1762, Австрийская эрцгерцогиня Мария-Антуанетта (1755–1793) Liotard, Archduchess Marie-Antoinette of Austria.

Про Марию-Антуанетту нужно сделать отдельный пост, вместе с пачкой её современников, включая её мужа.Но мне---пока что неинтересно.В Вене Лиотар написал (нарисовал), ещё одну или двух сестёр Марии-Антуанетты и ещё кого-то.Во Франции был современник Лиотара, художник Латур, пастельные портреты которого считались тогда, --технически--, ещё лучше чем работы Лиотара.Но сегодня, если смотреть ГЛАЗАМИ, то мы видим, что Латур льстил его богатым и могущественным клиентам,куда больше чем это делал Лиотар. Лиотар, болеее ни менее писал правду. Иногда, даже цари хотят иметь такие портреты.Он мягко написал Марию Терезию как мать и главу её семьи, а не противоречивую правительницу.

Но Мария Терезия родила 16 детей и 13 из них, выжили через возраст младенчества. Лиотар имел право так её написать.

Liotard,France,portraitАвтопортрет, (1744-1745) Дрезден.Лиотар, Жан Этьен (1702 – 1789) Liotard, Jean-Etienne

Лиотар умел находить покровителей. В то время без покровителя было нелегко.Маркиз Пюизье, французский дипломат взял его с собой в Италию.Там, уже в 1735 году, Лиотар передвинулся в Рим, и в следующем году написал портреты Папы Римского и нескольких светских и церковных князей (кардиналов). Так началась его слава в Европе.

Liotard,France,Pastel,portraitLiotard,France,PastelЛиотар, Девушка в турецком костюме с тамбурином. (между 1738 и 1745)

С одним из его покровителей, с английским лордом Дунканноном он побывал в 1738 году---- и возможно оставался там чуть позже,--- в Константинополе. (Стамбул) По тем временам, Турция была сплошной возбуждающей экзотикой таинственного Востока. И Лиотар --возбудился.Не он первый!Его пристрастие к турецкому выражалось во всём. И в портретах дам и джентльменов, и в автопортретах, и даже в его ежедневном костюме.Когда он приехал в Вену, за ним сразу и навсегда закрепилось прозвище--ТУРЕЦКИЙ художник.

Этот автопортрет, который чуть выше, создан тогда, когда Лиотар переехал из Австрии в Англию.Там тоже была королевская семья и аристократы.

Liotard,France,Pastel,portraitЛиотар. Девочка поющая в зеркало.

Liotard,France,portraitЛиотар, Портрет мадам Boere в карнавальном костюме, 1746, Liotard, "LA SIGNORA BOERE IN COSTUME DA CARNEVALE"

Я не стал вычислять данные про эту даму. Но я скажу, что наверное эта дама до самой смерти, когда взглядывала на её портрет, была по-настоящему счастлива.

Посмотрите на эту женщину с некрасивыми чертами лица.Лиотар написал(нарисовал) развитую, явно изысканного вкуса во многом, если не во всём, утончённую, возможно ироничную, но без пошлости, ПРЕКРАСНУЮ даму. Именно--прекрасную! Каждый раз, когда я вижу такой результат у талантливого художника, я вспоминаю "Прекрасную Кондитершу" у Модильяни. Художники не соврали. Оба они не написали красавиц. Но они сделали их ПРЕКРАСНЫМИ.

Modigliani. The Beautiful Confectioner 1916Прекрасная кондитерша 1916г.Модильяни Амедео ( 1884-1920) Modigliani Amedeo

О вкусах конечно спорить нет смысла, не правда ли?

Кондитерша некрасива. Но она - прекрасна!

Liotard,France,Pastel,portraitЛиотар. Портрет Франсуа Троншин с его картиной Рембрандта. 1757 Liotard, Portrait of Francois Tronchin with his Rembrandt painting

Какое классное воображение и соображение.Я когда-то читал про эту картину Рембрандта. И может быть хорошо, что я сейчас почти ничего не помню.Здесь не надо. Только впечатление портить.Мне кажется, что это сам владелец Рембрандта придумал этот сюжет и эту классную идею. Но я не помню наверняка.Интересно получилось.

Liotard,France,portrait,Pastel Лиотар, AMI-JEAN DE LA RIVE ок.1758

У Лиотара (иногда) бывали разные по качеству техники работы.Но он был классный портретист.Посмотрите как эти тонкие губы создают характер джентльмена и даже возможно говорят о том, как он относится к людям.Liotard,portrait,FranceЛиотар, Неизвестная.(картина без названия)

Liotard,France,Pastel,portraitЛиотар, Портрет месье Levett и мадемуазель Glavany сидящих на софе.

Вот то, о чём я говорил чуть выше. На мой взгляд в картине нет достаточной динамики. Они же ещё живые,эти французы изображающие турка и турчанку. А они сидят как куклы.Конечно можно сказать, что так он показал отличие Востока от Европы тех дней.Но мне определённо не нравится.

Liotard,France,Grand Vizir,PortraitЛиотар, Портрет Великого Визиря, (1738-1743)

Все хотели портрет от Лиотара. А это были времена, когда Великий Визирь бывал больше по значению чем сам Султан.

Liotard,France,Marie AdeladeЛиотар, Жан Этьен, Мария Аделаида Французская, 1753, Liotard, Jean-Etienne, Marie Adelade of France 1753, Uffize Florence

Наверное всем царям и их дочкам с жёнами нравилось, что Лиотар их пишет турками или с восточным привкусом.

Это дочка Людовика XV и его польской Маши. (Мария Лещинская)

Мари-Аделаида пережила всех её девятерых братьев и сестёр.

Работы Лиотара сравнительная редкость в музеях мира. Эта, как вы видите, находится в знаменитом музее Флоренции.Дело в том, что уже стариком, он вернулся под конец жизни домой. Но и он и потом его сын женились на голландках.Поэтому львиная доля его работ досталась швейцарским и голландским музеям.В богатой Америке, только в одной коллекции есть вместе пять работ. В галерее у миллиардера Гетти, который при жизни был самым богатым в мире.Но так как Лиотар был продуктивным, то всё же в ведущих музеях есть его работы. Не слишком много.

Я сегодня должен был поместить значительно больше работ, чтобы уложиться в два блога.Но не хочется и не можется. Так что, наверное, некоторые работы придётся из следующей части сократить.Ничего страшного. У меня их слишком много. Зато я помещу самые привлекательные и интересные.

Вениамин.

Конец первой части.Продолжение следует.

veniamin1.livejournal.com


Смотрите также