Тарквиний и Лукреция (картина Рубенса). Лукреция картина


История в картине: Тарквиний и Лукреция

Обещанная история подлого и вопиющего поступка зарвавшегося Тарквиния - дело опороченной Лукреции.

Рубенс, "Тарквиний и Лукреция".

Лукреция была римлянкой, прославившейся своей красотой и добродетелью. Жена римского патриция Тарквиния Коллатина и дочь консула Спурия Лукреция Триципитина.Секст Тарквиний, сын царя Тарквиния Гордого, пленился красотой Лукреции, тайно проник в дом в отсутствие мужа и изнасиловал ее. Лукреция рассказала обо всём своему мужу, когда тот вернулся, и заколола себя на его глазах. Это событие послужило началом бунта, поднятого Луцием Юнием Брутом и привело к свержению царской власти в Риме и к установлению Республики. На протяжении веков римской истории Лукреция была весьма почитаема как пример женской добродетели и решимости.

Этот эпизод подробно описан у Тита Ливия:"57. (1) Рутулы, обитатели города Ардеи, были самым богатым в тех краях и по тем временам народом. Их богатство и стало причиной войны: царь очень хотел поправить собственные дела — ибо дорогостоящие общественные работы истощили казну — и смягчить добычею недовольство своих соотечественников, (2) которые и так ненавидели его за всегдашнюю гордыню, а тут еще стали роптать, что царь так долго держит их на ремесленных и рабских работах. (3) Попробовали, не удастся ли взять Ардею сразу, приступом. Попытка не принесла успеха. Тогда, обложив город и обведя его укреплениями, приступили к осаде.

(4) Здесь, в лагерях, как водится при войне более долгой, нежели жестокой, допускались довольно свободные отлучки, больше для начальников, правда, чем для воинов. (5) Царские сыновья меж тем проводили праздное время в своем кругу, в пирах и попойках. (6) Случайно, когда они пили у Секста Тарквиния, где обедал и Тарквиний Коллатин, сын Эгерия, разговор заходит о женах и каждый хвалит свою сверх меры. (7) Тогда в пылу спора Коллатин и говорит: к чему, мол, слова — всего ведь несколько часов, и можно убедиться, сколь выше прочих его Лукреция. «Отчего ж, если мы молоды и бодры, не вскочить нам тотчас на коней и не посмотреть своими глазами, каковы наши жены? Неожиданный приезд мужа покажет это любому из нас лучше всего». (8) Подогретые вином, все в ответ: «Едем!» И во весь опор унеслись в Рим. Прискакав туда в сгущавшихся сумерках, (9) они двинулись дальше в Коллацию, где поздней ночью застали Лукрецию за прядением шерсти. Совсем не похожая на царских невесток, которых нашли проводящими время на пышном пиру среди сверстниц, сидела она посреди покоя в кругу прислужниц, работавших при огне. В состязании жен первенство осталось за Лукрецией. (10) Приехавшие муж и Тарквинии находят радушный прием: победивший в споре супруг дружески приглашает к себе царских сыновей. Тут-то и охватывает Секста Тарквиния грязное желанье насилием обесчестить Лукрецию. И красота возбуждает его, и несомненная добродетель. (11) Но пока что, после ночного своего развлечения, молодежь возвращается в лагерь.

58. (1) Несколько дней спустя втайне от Коллатина Секст Тарквиний с единственным спутником прибыл в Коллацию. (2) Он был радушно принят не подозревавшими о его замыслах хозяевами; после обеда его проводили в спальню для гостей, но, едва показалось ему, что вокруг достаточно тихо и все спят, он, распаленный страстью, входит с обнаженным мечом к спящей Лукреции и, придавив ее грудь левой рукой, говорит: «Молчи, Лукреция, я Секст Тарквиний, в руке моей меч, умрешь, если крикнешь». (3) В трепете освобождаясь от сна, женщина видит: помощи нет, рядом — грозящая смерть; а Тарквиний начинает объясняться в любви, уговаривать, с мольбами мешает угрозы, со всех сторон ищет доступа в женскую душу. (4) Видя, что Лукреция непреклонна, что ее не поколебать даже страхом смерти, он, чтобы устрашить ее еще сильнее, пригрозил ей позором: к ней-де, мертвой, в постель он подбросит, прирезав, нагого раба — пусть говорят, что она убита в грязном прелюбодеянии. (5) Этой ужасной угрозой он одолел ее непреклонное целомудрие. Похоть как будто бы одержала верх, и Тарквиний вышел, упоенный победой над женской честью. Лукреция, сокрушенная горем, посылает вестников в Рим к отцу и в Ардею к мужу, чтобы прибыли с немногими верными друзьями: есть нужда в них, пусть поторопятся, случилось страшное дело. (6) Спурий Лукреций прибывает с Публием Валерием, сыном Волезия, Коллатин — с Луцием Юнием Брутом — случайно вместе с ним возвращался он в Рим, когда был встречен вестником. Лукрецию они застают в спальне, сокрушенную горем. (7) При виде своих на глазах женщины выступают слезы; на вопрос мужа: «Хорошо ли живешь?» — она отвечает: «Как нельзя хуже. Что хорошего остается в женщине с потерею целомудрия? Следы чужого мужчины на ложе твоем, Коллатин; впрочем, тело одно подверглось позору — душа невинна, да будет мне свидетелем смерть. Но поклянитесь друг другу, что не останется прелюбодей без возмездия. (8) Секст Тарквиний — вот кто прошлою ночью вошел гостем, а оказался врагом; вооруженный, насильем похитил он здесь гибельную для меня, но и для него — если вы мужчины — усладу». (9) Все по порядку клянутся, утешают отчаявшуюся, отводя обвинение от жертвы насилия, обвиняя преступника: грешит мысль — не тело, у кого не было умысла, нету на том и вины. (10) «Вам, — отвечает она, — рассудить, что причитается ему, а себя я, хоть в грехе не виню, от кары не освобождаю; и пусть никакой распутнице пример Лукреции не сохранит жизни!». (11) Под одеждою у нее был спрятан нож, вонзив его себе в сердце, налегает она на нож и падает мертвой. Громко взывают к ней муж и отец.

59. (1) Пока те предавались скорби, Брут, держа пред собою вытащенный из тела Лукреции окровавленный нож, говорит: «Этою чистейшею прежде, до царского преступления, кровью клянусь — и вас, боги, беру в свидетели, — что отныне огнем, мечом, чем только сумею, буду преследовать Луция Тарквиния с его преступной супругой и всем потомством, что не потерплю ни их, ни кого другого на царстве в Риме». (2) Затем он передает нож Коллатину, потом Лукрецию и Валерию, которые оцепенели, недоумевая, откуда это в Брутовой груди незнаемый прежде дух. Они повторяют слова клятвы, и общая скорбь обращается в гнев, а Брут, призывающий всех немедленно идти войною на царскую власть, становится вождем. (3) Тело Лукреции выносят из дома на площадь и собирают народ, привлеченный, как водится, новостью, и неслыханной, и возмутительной. (4) Каждый, как умеет, жалуется на преступное насилье царей. Все взволнованы и скорбью отца, и словами Брута, который порицает слезы и праздные сетованья и призывает мужчин поднять, как подобает римлянам, оружие против тех, кто поступил как враг."

Тит Ливий. История Рима от основания города. Книга I

heihoka.livejournal.com

Тарквиний и Лукреция (картина Рубенса) Википедия

«Тарквиний и Лукреция» — картина Питера Пауля Рубенса. Сюжет полотна взят из истории Древнего Рима[2].

Принадлежит российскому предпринимателю Владимиру Логвиненко, однако экспонируется в Эрмитаже. Разбирательство о возможном возвращении этой картины в Германию входило в число самых громких арт-скандалов начала XXI века[3].

Описание

На полотне изображён Секст Тарквиний, сын римского царя Тарквиния Гордого, который склонился над Лукрецией и хочет сдёрнуть с неё оставшийся край покрывала. Сверху пару освещает Амур. А за мужчиной расположена страшная старуха с волосами в виде змей — Фурия.[4]

Влияние картины Тициана

«Тарквиний и Лукреция» работы Тициана

Непосредственным источником творческого вдохновения Рубенса явилась одноимённая картина Тициана, которую фламандский художник мог видеть во время посещения Испании в 1603 году в королевском дворце Алькасар в Мадриде (в настоящее время — Мадрид, Музей Прадо). Композиции обеих картин очень похожи. Кроме того, полотну Тициана картина Рубенса, несомненно, обязана великолепием звучного колорита, построенного на глубоких, тонко нюансированных сочетаниях локальных тонов.

Однако, взяв за основу композицию произведения Тициана, великий фламандец привнёс в интерпретацию популярного сюжета из древнеримской истории глубоко индивидуальное прочтение, изменив до неузнаваемости живописно-пластическое содержание образов. В этом смысле работа Рубенса перекликается с другими его произведениями, созданными в первой трети XVII века. Прежде всего, с теми картинами на исторические и мифологические сюжеты, главное место в которых занимают изображения обнажённых женских фигур («Сусанна и старцы», Академия сан Фернандо, Мадрид 1609—1610 года; «Венера и Адонис»). Героинь этих картин сближают глубоко индивидуальные приёмы трактовки прекрасного обнажённого женского тела, а также сходство в деталях причесок и украшений. Образ Тарквиния по манере исполнения необычайно близок к изображению спящего Самсона в рубенсовской картине «Самсон и Далила».[2]

«Сравнительно крупные размеры полотна позволяют предположить, что оно предназначалось для достаточно большого помещения. Именно в пространстве такого воображаемого интерьера картина изображена в работе Виллема ван Хехта „Апеллес и Кампаспа“ (Гаага, Королевский кабинет картин Маурицхёйс), что также свидетельствует об ее известности среди современников Рубенса»[2].

История

Картина относится к первым годам возвращения художника из Италии. «Тарквиний и Лукреция» подтверждение славы мастера. Такого рода работы покупали соотечественники, князья, принцы и монархи. Рубенс мог её написать как на заказ, так и для собственного удовольствия. Одним из её первых владельцев был Арнолд Лунден — богатый антверпенский торговец и видный коллекционер, к тому же друг и дальний родственник Рубенса.

В 1769 году картина была приобретена прусским королём Фридрихом Вильгельмом и висела в разных дворцах в Берлине, а с 1926 года находилась в Потсдаме во дворце Сан-Суси[5].

После Второй мировой войны

После Великой Отечественной войны картина была вывезена из берлинского замка Геббельса во время наступления советских войск в 1945 году.[5]

Её привез домой в Советский Союз подполковник Советской армии Борис Петрович Дорофеев, по словам его дочери[6], помощник коменданта Брандербурга (информация не подтверждается), расквартированный в доме любовницы Геббельса[7]. Он привез картину с соблюдением всех формальностей и уплатой необходимых налогов.

Немецкая сторона опровергает информацию о «доме любовницы Геббельса» и считает ее выдуманной с целью обеления провенанса картины. По их сведениям, в 1942 году галерея Сан-Суси была эвакуирована в связи с угрозой воздушных налетов, так как подвала в замке не было. Картины из ее коллекции были запакованы и отправлены в замок Рейнсберг, примерно в 60 километрах к северу от Берлина. «Там, согласно данным немецкой стороны, картина хранилась до момента пропажи. Эвакуация и транспортировка картин из Сан-Суси, включая и „Тарквиния и Лукрецию“, как и их благополучное прибытие в Рейнсберг, подтверждаются соответствующими инвентарными ведомостями и протоколами. 29 апреля 1945 года замок Рейнсберг занимают отряды Красной Армии»[6].

Спустя десятилетия в 1999 году его дочь Татьяна Борисовна продала полотно, сложенное в несколько раз, анонимному коллекционеру за 800 долл.[8] «Этот покупатель, до сих пор фигурирующий во всех документах как „неизвестное лицо“, перепродал картину уже за 28 000 долларов некоему торговцу антиквариатом, имя которого также не указывается»[6]. У него она была приобретена антикваром Александром Дадиани за 500 тыс. долл. В 2003 году владельцем картины стал Владимир Логвиненко[9], купивший ее у Дадиани[8] по некоторым указаниям за 3,5 млн долл.[10] (сам коллекционер то опровергал эту сумму в разговорах с журналистами[7], то подтверждал ее в официальных показаниях[6]).

Реставрация

Фрагмент поврежденного полотна

Картина долгое время хранилось в ненадлежащих условиях и сильно пострадала. Логвиненко за свой счет отреставрировал картину, которая имела до 80 % утраты красочного слоя и долго не подвергалась грамотной атрибуции[11].

В сентябре 2004 года он передал ее в Лабораторию научной реставрации станковой живописи Эрмитажа. Специалисты музея продолжили работу, начатую ещё в Москве. Они провели трудоёмкую работу по выравниванию покровного лака и восполнению утрат авторской живописи. По словам Михаила Пиотровского, полотно находилось в очень плохом состоянии: холст был сложен в несколько раз, на сгибах осыпалась краска, самые большие утраты — на щеке Лукреции.[5]

В сентябре 2004 г. картина Рубенса поступила в Лабораторию научной реставрации станковой живописи Государственного Эрмитажа для продолжения реставрации, начатой в Москве.

На момент поступления произведение прошло комплекс реставрационных работ, выполненных московскими специалистами, включавшими в себя техническую реставрацию (укрепление красочного слоя, устранение деформаций, дублирование на новый холст и подведение реставрационного грунта), также была восстановлена и частично выровнена пленка сильно пожелтевшего лака, лежавшего на картине неравномерно, и начата работа по восполнению живописи в местах утрат красочного слоя. На заседании Реставрационной комиссии Государственного Эрмитажа, состоявшегося 16 сентября 2004 г., было принято решение об окончании реставрации. Была проведена трудоемкая работа по завершению выравнивания покровного лака и восполнению утрат авторской живописи. Выполнение этой задачи было поручено группе сотрудников Лаборатории научной реставрации станковой живописи Государственного Эрмитажа: Кузнецову А. В. (художник-реставратор высшей категории, заведующий лабораторией), Бровкину В. Ю. и Никольскому А. С. (художники-реставраторы I категории)[12].

Авторство Рубенса было обнаружено в процессе реставрации и последовавшего за ней изучения архивов Эрмитажа[13].

Спор о реституции и компенсации

Германия узнала о находке осенью 2003 года[14], когда ей предложили выкупить картину[8]. После установления «трофейного» происхождения картины немецкой прокуратурой было возбуждено уголовное дело по факту незаконного приобретения картины[15] против Логвиненко и даже его однофамильца[16]. В 2004 году германское правительство стало настаивать на возвращении картины из России по запросу фонда «Прусские замки и сады Берлина-Бранденбурга» как трофейное искусство[13].

Первоначально Логвиненко был готов вернуть ее в Германию — сначала предложил выкупить (по некоторым указаниям за 60 млн долл[17]), а потом говорил о возможности передачи безвозмездно при условии прекращения уголовного дела против него и других фигурантов — требовал отступного[7]. На время разбирательства картину изъяла российская прокуратура. В 2004 году земельный суд Бранденбурга признал российского бизнесмена Владимира Логвиненко законным владельцем картины[8].

Российская прокуратура в течение года тщательным образом проводила расследование факта приобретения картины Рубенса и трижды подтвердила законность данного приобретения, тем самым отказав в выполнении международного следственного поручения с немецкой стороны[15].

В итоге Генеральная прокуратура отказала в ходатайстве Министерству юстиции ФРГ о передаче шедевра германской стороне.[5] В 2004 году немецкий суд признал, что Логвиненко является добросовестным приобретателем полотна[18].

По сведениям газеты «Коммерсантъ», со времени реституционного скандала Логвиненко не оставлял попыток продать «Тарквиния и Лукрецию», однако ввиду рискованности вывоза полотна за границу, где его могут конфисковать, подготовка данной сделки потребовала крупных денежных вложений.[8] В 2007 году Логвиненко убедил оказать содействие экс-вице-президента «Роснефти» Анатолия Локтионова, который в счёт будущей продажи перечислил на его расчётный счёт 5 млн евро. После того как сделка по продаже не состоялась, бизнесмен в ноябре 2010 года подал на Логвиненко в суд, требуя вернуть ему данную сумму.[8] В 2012 году суд обязал Логвиненко выплатить долг, взятый под Рубенса[19].

Экспонирование

В настоящее время картина находится на постоянном экспонировании в Эрмитаже в зале Рубенса. Картина была принята Эрмитажем на основании распоряжения Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательств в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия и договоров, подписанных В. А. Логвиненко и Государственным Эрмитажем[20]. Оно пополнило эрмитажную коллекцию работ Рубенса, включающую 22 картины и 19 эскизов. В 2006/2007 году картина выставлялась в Москве в ГМИИ[2].

Кроме того, Эрмитажем на временное хранение были приняты и другие картины из коллекции Логвиненко, в том числе «Распятие» кисти Питера Пауля Рубенса, которое представляет собой, по всей вероятности, исчезнувшую еще в 1794 году центральную часть пределы триптиха «Чудесный улов рыбы», написанного Рубенсом в 1618—1619 гг. по заказу гильдии рыботорговцев для приходской церкви Богоматери в Мехелене[21]. Как указывают, ещё две картины («Союз Земли и Воды» и «Поклонение пастухов»), переданные аналогично[22] — это приписываемые Рубенсу[23]; скорее всего, это выполненные учениками копии с его полотен[24].

См. также

Библиография

  • Zerstört, entführt, verschollen: die Verluste der preussischen Schlösser im Zweiten Weltkrieg. 2004
  • «Великий фламандец: Две картины Рубенса из собрания В. А. Логвиненко в Государственном Эрмитаже». 2004. Каталог выставки
  • Rubens. Lost and Found. Tarquinius and Lucrecia. Painting from V.A. Logvinenko’s Collection. 2005. Каталог
  • документальный фильм 2007 — «Частный Рубенс за 100 миллионов»

Примечания

  1. ↑ Картина принята Эрмитажем на основании распоряжения Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательств в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия и договоров, подписанных В. А. Логвиненко и Государственным Эрмитажем.
  2. ↑ 1 2 3 4 Презентация картины Питера Паувелса Рубенса «Тарквиний и Лукреция»
  3. ↑ Кто «кошмарит» коллекционеров? Топ-5 главных антикварных скандалов XXI века. cripo.com.ua. Проверено 13 августа 2017.
  4. ↑ «Тарквиний и Лукреция» Рубенса — насилие и добродетель
  5. ↑ 1 2 3 4 Освобожденная из-под ареста картина Рубенса «Тарквиний и Лукреция» выставлена в Эрмитаже
  6. ↑ 1 2 3 4 "Тарквиний и Лукреция" Рубенса: суд города Потсдама против Владимира Логвиненко | Статьи | Известия (рус.), Известия (16 июля 2004). Проверено 13 августа 2017.
  7. ↑ 1 2 3 Анна Толстова, Аля Харченко, Юлия Шатте. Питер ждет Пауля // Коммерсантъ Власть : журнал. — 02.08.2004. — № 30 (583). (Проверено 7 октября 2010)
  8. ↑ 1 2 3 4 5 6 Ъ-Online — Бывший вице-президент «Роснефти» требует возмещения убытков за Рубенса и Тициана
  9. ↑ Частные коллекционеры России. Российская газета. Проверено 13 августа 2017.
  10. ↑ Рубенс на выданье | Статьи | Известия (рус.), Известия (1 декабря 2010). Проверено 13 августа 2017.
  11. ↑ Германия потребует выдачи Рубенса "на политическом уровне", NEWSru.com. Проверено 12 августа 2017.
  12. ↑ Представление после реставрации произведений Рубенса (рус.). www.hermitagemuseum.org. Проверено 12 августа 2017.
  13. ↑ 1 2 Германия настаивает на возвращении картины Рубенса "Тарквиний и Лукреция", NEWSru.com. Проверено 12 августа 2017.
  14. ↑ Шредер требует от Путина отобрать у русской мафии похищенного Рубенса.
  15. ↑ 1 2 Российский владелец Рубенса готов вернуть картину "Тарквиний и Лукреция" Германии, NEWSru.com. Проверено 12 августа 2017.
  16. ↑ Германская полиция обвиняет ветерана КГБ в попытке сбыта шедевра Рубенса | Статьи | Известия (рус.), Известия (23 ноября 2003). Проверено 13 августа 2017.
  17. ↑ Топ-5 главных антикварных скандалов XXI века (рус.). WikiNews. Проверено 12 августа 2017.
  18. ↑ Алексей Воробьев.; Анатолий Вилков, Фридеманн Колер, Савелий Ямщиков. Нужно ли России возвращать перемещенные культурные ценности странам-владельцам?. Ищем выход.... Эхо Москвы (17.02.2005). Проверено 7 октября 2010. Архивировано 21 июня 2012 года.
  19. ↑ Суд обязал коллекционера Логвиненко выплатить долг, взятый под Рубенса, Росбалт. Проверено 13 августа 2017.
  20. ↑ В Государственный Эрмитаж передана картина Рубенса "Тарквиний и Лукреция" (рус.). www.hermitagemuseum.org. Проверено 12 августа 2017.
  21. ↑ Государственный Эрмитаж показывает произведения живописи из собраний частных коллекционеров (рус.). www.hermitagemuseum.org. Проверено 12 августа 2017.
  22. ↑ Государственный Эрмитаж показывает две картины Рубенса из коллекции российского предпринимателя Владимира Логвиненко (рус.). www.hermitagemuseum.org. Проверено 12 августа 2017.
  23. ↑ Великий фламандец. Две картины Рубенса из собрания В. А. Логвиненко в Эрмитаже. Новости Эрмитажа. Выставки. Государственный Эрмитаж (2009). Проверено 7 октября 2010. Архивировано 21 июня 2012 года.
  24. ↑ Кира Долинина. Рубенсов бывает многовато. Коллекционер Владимир Логвиненко показал своих в Эрмитаже // Коммерсантъ С.-Петербург. — 21.05.2004. — № 90 (2929). (Проверено 7 октября 2010)

wikiredia.ru

Тарквиний и Лукреция (картина Рубенса)

Тарквиний и Лукреция — картина Питера Пауля Рубенса.

Сюжет полотна взят из истории Древнего Рима.[3] Образ добродетельной и прекрасной римлянки Лукреции был необычайно популярен в западноевропейском искусстве эпохи Возрождения и барокко.

Права на картину принадлежат российскому предпринимателю Владимиру Логвиненко.

Описание

На полотне изображён Секст Тарквиний, сын римского царя Тарквиния Гордого, который склонился над Лукрецией и хочет сдёрнуть с нее оставшийся край покрывала.

Сверху пару освещает Амур. А за мужчиной расположена страшная старуха с волосами в виде змей — Фурия.[4]

Влияние картины Тициана

«Тарквиний и Лукреция» работы Тициана

Непосредственным источником творческого вдохновения Рубенса явилась одноимённая картина Тициана, которую фламандский художник мог видеть во время посещения Испании в 1603 году в королевском дворце Алькасар в Мадриде (в настоящее время — Мадрид, Музей Прадо). Композиции обеих картин очень похожи. Кроме того, полотну Тициана картина Рубенса, несомненно, обязана великолепием звучного колорита, построенного на глубоких, тонко нюансированных сочетаниях локальных тонов.

Однако, взяв за основу композицию произведения Тициана, великий фламандец привнёс в интерпретацию популярного сюжета из древнеримской истории глубоко индивидуальное прочтение, изменив до неузнаваемости живописно-пластическое содержание образов. В этом смысле работа Рубенса перекликается с другими его произведениями, созданными в первой трети XVII века. Прежде всего, с теми картинами на исторические и мифологические сюжеты, главное место в которых занимают изображения обнажённых женских фигур («Сусанна и старцы», «Венера и Адонис»). Героинь этих картин сближают глубоко индивидуальные приёмы трактовки прекрасного обнажённого женского тела, а также сходство в деталях причесок и украшений. Образ Тарквиния по манере исполнения необычайно близок к изображению спящего Самсона в рубенсовской картине «Самсон и Далила».[3]

История

Картина относится к первым годам возвращения художника из Италии. «Тарквиний и Лукреция» подтверждение славы мастера. Такого рода работы покупали соотечественники, князья, принцы и монархи. Рубенс мог её написать как на заказ, так и для собственного удовольствия. Одним из её первых владельцев был Арнолд Лунден — богатый антверпенский торговец и видный коллекционер, к тому же друг и дальний родственник Рубенса.

В 1769 году картина была приобретена прусским королём Фридрихом Вильгельмом и находилась в Потсдаме во дворце Сан-Суси.

После Второй мировой войны

После Великой Отечественной войны картина была вывезена из берлинского замка Геббельса во время наступления советских войск в 1945 году.[5] Её привез домой в Советский Союз подполковник Советской армии Дорофеев с соблюдением всех формальностей и уплатой необходимых налогов.[6] Спустя десятилетия в 1999 году его родственники продали её анонимному коллекционеру. В 2003 году владельцем картины стал Владимир Логвиненко.[7]

Реставрация

Фрагмент поврежденного полотна

Картина долгое время хранилось в ненадлежащих условиях и сильно пострадала. В сентябре 2004 года картина поступила в Лабораторию научной реставрации станковой живописи Эрмитажа. Специалисты музея продолжили работу, начатую ещё в Москве. Они провели трудоёмкую работу по выравниванию покровного лака и восполнению утрат авторской живописи. По словам Михаила Пиотровского, полотно находилось в очень плохом состоянии: холст был сложен в несколько раз, на сгибах осыпалась краска, самые большие утраты — на щеке Лукреции.[8]

Судебное решение

В 2004 году Германское правительство настаивало на возвращении картины из России. Однако Генеральная прокуратура отказала в ходатайстве Министерству юстиции ФРГ о передаче шедевра германской стороне.[8]

Примечания

Ссылки

dic.academic.ru

Шедевр Рубенса.Тарквиний и Лукреция. | Волшебная сила искусства

Чрезвычайно интересна не только сама картина Тарквиний и Лукреция,но и история с ней связанная.

          Рубенс.Тарквиний и Лукреция. ок. 1609 — 1611г Государственный Эрмитаж , Санкт-Петербург

     Сюжет полотна взят из истории Древнего Рима. Образ добродетельной и прекрасной римлянки Лукреции был необычайно популярен в западноевропейском искусстве эпохи Возрождения и барокко.

О ЛУКРЕЦИИ.

Лукреция.Паоло Веронезе 1580г

         История гибели Лукреции наиболее подробно рассказана у Тита Ливия. Во время осады войсками царя Тарквиния Гордого города рутулов Ардеи, сын царя, Секст Тарквиний, устроил пир для воинов своего отряда. Все пирующие восхваляли своих жен и решили проверить, чем занимаются римлянки, пока их мужья воюют. Так как Ардеи недалеко от Рима, то через несколько часов царский сын Секст Тарквиний и другие воины его легиона были уже в городе.

                Как и предполагалось, многие жены воинов предавались блуду, лишь жена родственника царя Коллатина Лукреция сидела за прялкой. Пораженный ее красотой, Секст Тарквиний через некоторое время вернулся в дом Лукреции и надругался над ней, обесчестив имя семьи Коллатина.

                     Лукреция отправила вестника в военный лагерь к своему мужу. Коллатин вместе со своим другом Брутом приехал в Рим. Лукреция рассказала ему о своей беде и приняла смерть, заколовшись мечом мужа. Коллатин и Брут над телом Лукреции поклялись отомстить Тарквиниям. Тело Лукреции было отнесено в небольшой город недалеко от Рима, жители которого также принесли клятву об отмщении и начали восстание, завершившееся изгнанием из Рима этрусских царей. Коллатин и Брут стали первыми консулами возникшей в результате восстания республики. 

О КАРТИНЕ

        Скорее всего Рубенс подсмотрел эту тему у Тициана.Композиции обеих картин очень похожи. Кроме того, полотну Тициана картина Рубенса, несомненно, обязана великолепием звучного колорита, построенного на глубоких, тонко нюансированных сочетаниях локальных тонов.

«Тарквиний и Лукреция» работы Тициана,1571г

          На полотне изображён Секст Тарквиний, сын римского царя Тарквиния Гордого, который склонился над Лукрецией и хочет сдёрнуть с неё оставшийся край покрывала. Сверху пару освещает Амур. А за мужчиной расположена страшная старуха с волосами в виде змей — Фурия.

      Однако, взяв за основу композицию произведения Тициана, великий фламандец привнёс в интерпретацию популярного сюжета из древнеримской истории глубоко индивидуальное прочтение, изменив до неузнаваемости живописно-пластическое содержание образов.

Из лагеря Ардеи осажденнойНа черных крыльях похоти хмельнойВ Колладиум Тарквиний распаленныйНесет едва горящий пламень свой,Чтоб дерзко брызнуть пепельной золойИ тлением огня на взор невинныйЛукреции, супруги Коллатина.

Верна супругу! - Вот что в нем зажглоНастойчивое, острое желанье...Ведь Коллатину вдруг на ум пришлоРасписывать супруги обаянье,Румянец щек и белизны сиянье,И прелесть звезд, горящих на земле,Как свет небесных звезд в полночной мгле.

Уильям Шекспир из поэмы "Лукреция"

Очень интересная ИСТОРИЯ КАРТИНЫ

        Одним из её первых владельцев  был  Арнолд  Лунден  богатый  антверпенский  торговец и видный коллекционер, к тому же друг и дальний родственник Рубенса.

           В 1769 году картина была приобретена прусским королём Фридрихом Вильгельмом и находилась в Потсдаме во дворце Сан-Суси

           После Великой Отечественной войны картина была вывезена из берлинского замка Геббельса во время наступления советских войск в 1945 году. Её привез домой в Советский Союз подполковник Советской армии Дорофеев с соблюдением всех формальностей и уплатой необходимых налогов. Спустя десятилетия в 1999 году его родственники продали её анонимному коллекционеру. В 2003 году владельцем картины стал    Владимир Логвиненко.

                         Картина долгое время хранилось в ненадлежащих условиях и сильно пострадала. В сентябре 2004 годакартина поступила в Лабораторию научной реставрации станковой живописи Эрмитажа. Специалисты музея продолжили работу, начатую ещё в Москве.

         Они провели трудоёмкую работу по выравниванию покровного лакаи восполнению утрат авторской живописи. По словам Михаила Пиотровского, полотно находилось в очень плохом состоянии: холст был сложен в несколько раз, на сгибах осыпалась краска, самые большие утраты — на щеке Лукреци

В 2004 году Германское правительство настаивало на возвращении картины из России. Однако Генеральная прокуратура отказала в ходатайстве Министерству юстиции ФРГ о передаче шедевра германской стороне.

Источники.

http://www.museum.ru/N29309

http://smallbay.ru/artreness/tiziano090.html

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B0%D1%80%D0%BA%D0%B2%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D0%B9_%D0%B8

http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1875674

maxpark.com

История Лукреции Картина Сандро Боттичелли

Искусство Италии 15 века. Ренессанс. Картина художника Сандро Боттичелли «История Лукреции». Размер работы мастера 80 x 178 см, дерево, темпера. Заказчиком картины на историческую тему являлся Гвидо Антонио Веспуччи. Боттичелли избирает архаическую повествовательную форму изображения знаменитой истории о смерти римлянки Лукреции. Но, несмотря на эту намеренную архаизацию, на подчеркнутую условность самого изобразительного языка, он создает чеканно ясные по своей определенности характеристики персонажей, четко обрисовывает место действия гибели Лукреции — например, здания города с красивым пейзажем вдали, формирует великолепные композиционные группировки. Его колористические приемы заставляют вспомнить памятники иконописи: ограничивая себя в красочной гамме определенными цветовыми сочетаниями, используя выразительность цельных красочных силуэтов, он достигает блестящих результатов.

Лукреция (Lucretia) — героиня древнеримской истории об изгнании из Рима династии этрусских царей в конце 4 века до нашей эры. Наиболее подробно эта история рассказана у Тита Ливия. Во время осады войсками царя Тарквиния Гордого города рутулов Ардеи, сын царя, Секст Тарквиний, устроил пир для молодых знатных воинов своего отряда. Все пирующие восхваляли своих жен и решили проверить, чем занимаются римлянки, пока их мужья воюют. Так как Ардеи недалеко от Рима, то через несколько часов царский сын Секст и другие воины его легиона были уже в городе. Как и предполагалось, многие жены воинов развлекались и предавались блуду, лишь жена родственника царя Коллатина Лукреция сидела за прялкой. Пораженный ее красотой, Секст Тарквиний через некоторое время вернулся в дом Лукреции, где надругался над ней, обесчестив имя семьи Коллатина.

Константин Маковский Konstantin Makovsky

Лукреция отправила вестника в военный лагерь к своему мужу. Коллатин вместе со своим другом Брутом приехал в Рим. Лукреция рассказала ему о своей беде и приняла смерть, заколовшись мечом мужа. Коллатин и Брут над телом Лукреции поклялись отомстить Тарквиниям. Тело Лукреции было отнесено в небольшой город Коллации, недалеко от Рима, жители которого также принесли клятву об отмщении и начали восстание, завершившееся изгнанием из Рима этрусских царей. Коллатин и Брут стали первыми консулами возникшей в результате восстания республики. Имя римлянки Лукреции с древности было синонимом женского целомудрия.

История искусства. Далее →

smallbay.ru

История римлянки Лукреции. - Ретро-дамы

Фрагмент картины Питера Пауля Рубенса "Тарквиний и Лукреция", написанная около 1609 — 1611. Фото сделано мною в Эрмитаже 2 декабря 2014 года. Об истории картины

.

Немного об истории, случившейся в стародавние времена и запечатлённой картине Рубенса, увиденной мною во время посещения Эрмитажа.

Лукреция  легендарная  фигура в истории Римской республики. Эту историю рассказал Тит Ливий  и греческий  историк Галикарнас (который жил в Риме во времена римского императора Цезаря Августа)

Похищение Лукреции. Тициан. 1571.

Лукреция – была из старинного рода Лукрециев её отец Спурий Лукреций Триципитин состоял  в сенате при царе Тарквинии Гордом(VI век до н э.),а когда последний отправился на войну против Ардей,был назначен «хранителем города».После свержения царя он остался в прежней должности.Триципитин председательствовал на народных собраниях в Древнем Риме, во время которых были избраны первые консулы.

По преданию Лукреция славилась ,красотой и добродетелью она была женой  римского патриция  Луция Тарквиния Коллатина  одиного из двух первых консулов Древнего Рима и родственником правящего римского царя Тарквиния Гордого.

Лукреция и Тарквиний.Симон Вуэ (1590—  1649).

В 509 до н. э. во время осады Ардей на пиру у старшего сына царя Секста Тарквиния вышел спор о достоинствах жен пирующих. Для того, чтобы разрешить спор, разгоряченные вином пирующие вскочили на коней и отправились по очереди в дом каждого. Лишь жену Коллатина Лукрецию застали за работой, в то время как жены остальных предавались забавам в кругу сверстниц.На следующий вечер Секст вернулся в дом  своего двоюродного брата Коллатина. Ночью, угрожая женщине оружием, он обесчестил её, после чего — скрылся. Тотчас Лукреция послала гонца к отцу Спурию Лукрецию Триципитину и мужу.Когда они прибыли в сопровождении Луция Юния Брута и Публия Валерия, она поведала им о произошедшем, после чего покончила с собой.

Лукреция (ок. 1580) Паоло Веронезе

"Трагедия Лукреции», ок. 1500-1501, Сандро Боттичелли.В центре картины,граждане с обнаженными мечами,клянутся отомстить за смерть Лукреции.

Тело Лукреции вынесли на улицы, демонстрируя преступление царской власти. Подняв народ в Коллации восставшие устремляются в Рим. Там они также воодушевляют народ на борьбу, после чего принимается решение об изгнании царя.

Йорг Брой Elder - Самоубийство Лукреции 1528.

Тирания царя и злоупотребления его сыновей настроили против него все слои общества. Изнасилование Секстом Тарквинием добродетельной Лукреции стало последней каплей терпения: родственники Лукреции Луций Юний Брут и Публий Валерий Публикола внесли её тело на форум и убедили граждан изгнать царя и установить республиканское правление. Тарквиния Гордого не впустили в Рим, и он был вынужден с тремя младшими сыновьями искать убежище в Этрурии. Секст Тарквиний был убит во время восстания в Габии.

Лукреция и Такрвиний.jpgПитер Пауль Рубенс: Тарквиний и Лукреция

Из лагеря Ардеи осажденнойНа черных крыльях похоти хмельнойВ Колладиум Тарквиний распаленныйНесет едва горящий пламень свой,Чтоб дерзко брызнуть пепельной золойИ тлением огня на взор невинныйЛукреции, супруги Коллатина.

Верна супругу! - Вот что в нем зажглоНастойчивое, острое желанье...Ведь Коллатину вдруг на ум пришлоРасписывать супруги обаянье,Румянец щек и белизны сиянье,И прелесть звезд, горящих на земле,Как свет небесных звезд в полночной мгле.

Уильям Шекспир из поэмы "Лукреция"

А вот совершенно другой,интересный  взгляд на эту историю;А.В.КОПТЕВИзгнание царей и "ритуал перехода" власти в раннем Риме:

http://centant.spbu.ru/centrum/publik/confcent/2001-03/koptev.htm

retro-ladies.livejournal.com

История в картине: Тарквиний и Лукреция

Обещанная история подлого и вопиющего поступка зарвавшегося Тарквиния - это дело опороченной Лукреции.

Рубенс, "Тарквиний и Лукреция".

Лукреция была римлянкой, прославившейся своей красотой и добродетелью. Жена римского патриция Тарквиния Коллатина и дочь консула Спурия Лукреция Триципитина.Секст Тарквиний, сын царя Тарквиния Гордого, пленился красотой Лукреции, тайно проник в дом в отсутствие мужа и изнасиловал ее. Лукреция рассказала обо всём своему мужу, когда тот вернулся, и заколола себя на его глазах. Это событие послужило началом бунта, поднятого Луцием Юнием Брутом и привело к свержению царской власти в Риме и к установлению Республики. На протяжении веков римской истории Лукреция была весьма почитаема как пример женской добродетели и решимости.

Этот эпизод подробно описан у Тита Ливия:"57. (1) Рутулы, обитатели города Ардеи, были самым богатым в тех краях и по тем временам народом. Их богатство и стало причиной войны: царь очень хотел поправить собственные дела — ибо дорогостоящие общественные работы истощили казну — и смягчить добычею недовольство своих соотечественников, (2) которые и так ненавидели его за всегдашнюю гордыню, а тут еще стали роптать, что царь так долго держит их на ремесленных и рабских работах. (3) Попробовали, не удастся ли взять Ардею сразу, приступом. Попытка не принесла успеха. Тогда, обложив город и обведя его укреплениями, приступили к осаде.

(4) Здесь, в лагерях, как водится при войне более долгой, нежели жестокой, допускались довольно свободные отлучки, больше для начальников, правда, чем для воинов. (5) Царские сыновья меж тем проводили праздное время в своем кругу, в пирах и попойках. (6) Случайно, когда они пили у Секста Тарквиния, где обедал и Тарквиний Коллатин, сын Эгерия, разговор заходит о женах и каждый хвалит свою сверх меры. (7) Тогда в пылу спора Коллатин и говорит: к чему, мол, слова — всего ведь несколько часов, и можно убедиться, сколь выше прочих его Лукреция. «Отчего ж, если мы молоды и бодры, не вскочить нам тотчас на коней и не посмотреть своими глазами, каковы наши жены? Неожиданный приезд мужа покажет это любому из нас лучше всего». (8) Подогретые вином, все в ответ: «Едем!» И во весь опор унеслись в Рим. Прискакав туда в сгущавшихся сумерках, (9) они двинулись дальше в Коллацию, где поздней ночью застали Лукрецию за прядением шерсти. Совсем не похожая на царских невесток, которых нашли проводящими время на пышном пиру среди сверстниц, сидела она посреди покоя в кругу прислужниц, работавших при огне. В состязании жен первенство осталось за Лукрецией. (10) Приехавшие муж и Тарквинии находят радушный прием: победивший в споре супруг дружески приглашает к себе царских сыновей. Тут-то и охватывает Секста Тарквиния грязное желанье насилием обесчестить Лукрецию. И красота возбуждает его, и несомненная добродетель. (11) Но пока что, после ночного своего развлечения, молодежь возвращается в лагерь.

58. (1) Несколько дней спустя втайне от Коллатина Секст Тарквиний с единственным спутником прибыл в Коллацию. (2) Он был радушно принят не подозревавшими о его замыслах хозяевами; после обеда его проводили в спальню для гостей, но, едва показалось ему, что вокруг достаточно тихо и все спят, он, распаленный страстью, входит с обнаженным мечом к спящей Лукреции и, придавив ее грудь левой рукой, говорит: «Молчи, Лукреция, я Секст Тарквиний, в руке моей меч, умрешь, если крикнешь». (3) В трепете освобождаясь от сна, женщина видит: помощи нет, рядом — грозящая смерть; а Тарквиний начинает объясняться в любви, уговаривать, с мольбами мешает угрозы, со всех сторон ищет доступа в женскую душу. (4) Видя, что Лукреция непреклонна, что ее не поколебать даже страхом смерти, он, чтобы устрашить ее еще сильнее, пригрозил ей позором: к ней-де, мертвой, в постель он подбросит, прирезав, нагого раба — пусть говорят, что она убита в грязном прелюбодеянии. (5) Этой ужасной угрозой он одолел ее непреклонное целомудрие. Похоть как будто бы одержала верх, и Тарквиний вышел, упоенный победой над женской честью. Лукреция, сокрушенная горем, посылает вестников в Рим к отцу и в Ардею к мужу, чтобы прибыли с немногими верными друзьями: есть нужда в них, пусть поторопятся, случилось страшное дело. (6) Спурий Лукреций прибывает с Публием Валерием, сыном Волезия, Коллатин — с Луцием Юнием Брутом — случайно вместе с ним возвращался он в Рим, когда был встречен вестником. Лукрецию они застают в спальне, сокрушенную горем. (7) При виде своих на глазах женщины выступают слезы; на вопрос мужа: «Хорошо ли живешь?» — она отвечает: «Как нельзя хуже. Что хорошего остается в женщине с потерею целомудрия? Следы чужого мужчины на ложе твоем, Коллатин; впрочем, тело одно подверглось позору — душа невинна, да будет мне свидетелем смерть. Но поклянитесь друг другу, что не останется прелюбодей без возмездия. (8) Секст Тарквиний — вот кто прошлою ночью вошел гостем, а оказался врагом; вооруженный, насильем похитил он здесь гибельную для меня, но и для него — если вы мужчины — усладу». (9) Все по порядку клянутся, утешают отчаявшуюся, отводя обвинение от жертвы насилия, обвиняя преступника: грешит мысль — не тело, у кого не было умысла, нету на том и вины. (10) «Вам, — отвечает она, — рассудить, что причитается ему, а себя я, хоть в грехе не виню, от кары не освобождаю; и пусть никакой распутнице пример Лукреции не сохранит жизни!». (11) Под одеждою у нее был спрятан нож, вонзив его себе в сердце, налегает она на нож и падает мертвой. Громко взывают к ней муж и отец.

59. (1) Пока те предавались скорби, Брут, держа пред собою вытащенный из тела Лукреции окровавленный нож, говорит: «Этою чистейшею прежде, до царского преступления, кровью клянусь — и вас, боги, беру в свидетели, — что отныне огнем, мечом, чем только сумею, буду преследовать Луция Тарквиния с его преступной супругой и всем потомством, что не потерплю ни их, ни кого другого на царстве в Риме». (2) Затем он передает нож Коллатину, потом Лукрецию и Валерию, которые оцепенели, недоумевая, откуда это в Брутовой груди незнаемый прежде дух. Они повторяют слова клятвы, и общая скорбь обращается в гнев, а Брут, призывающий всех немедленно идти войною на царскую власть, становится вождем. (3) Тело Лукреции выносят из дома на площадь и собирают народ, привлеченный, как водится, новостью, и неслыханной, и возмутительной. (4) Каждый, как умеет, жалуется на преступное насилье царей. Все взволнованы и скорбью отца, и словами Брута, который порицает слезы и праздные сетованья и призывает мужчин поднять, как подобает римлянам, оружие против тех, кто поступил как враг."

Тит Ливий. История Рима от основания города. Книга I

ancient-ru.livejournal.com