Лютнист (картина Караваджо). Лютнист картина


Лютнист (картина Караваджо) — Туркмения ВиКи

Картина была создана около 1595 года по заказу высокопоставленного покровителя Караваджо кардинала Франческо Марии Борбоне дель Монте (1549—1627), в доме которого (на вилле Мадама в Риме) художник прожил несколько лет. Считается парной к «Концерту» («Музицирующие мальчики») Караваджо (Метрополитен, Нью-Йорк). Вероятно, это первая картина, где художник использовал контрастную свето-теневую моделировку.

Первую версию «Лютниста» купил у дель Монте его друг, банкир и коллекционер Винченцо Джустиниани. В 1808 году в Париже собрание Джустиниани было выставлено на продажу. Ещё до начала аукциона Доминик Виван Денон, директор Лувра, по просьбе Александра I приобрёл эту картину для Эрмитажа. Первый биограф Караваджо Беллори утверждал, что на полотне изображена девушка. Возможно, Беллори был введён в заблуждение чересчур женственным видом юноши. В Эрмитаже картина долгое время экспонировалась под названием «Лютнистка».

Существует также версия, что это портрет испанского кастрата Педро Монтойи из придворного хора дель Монте[3], который нередко приглашался для выступления в Сикстинскую капеллу. Биограф же Караваджо Питер Робб считает, что художник изобразил своего спутника Марио Миннити, позировавшего также для ряда других картин этого периода в том числе «Игроков» и одного из двух вариантов «Гадалок».

Есть также версия, что «Юноша с лютней» — портретное изображение Галлуса, миланского музыканта, чьё имя начертано на второй тетради, лежащей на столе. Для дель Монте Караваджо написал вторую версию (100х126,5), внеся в неё некоторые изменения. Он убрал сосуд с цветами, добавил к скрипке на столе флейту и спинет, на заднем плане появилась клетка со щеглом. Музыкальные инструменты представляют собой ценные экземпляры, и, вероятно, они происходят из личной коллекции Дель Монте.

Версия, происходящая из собрания Вильденстайна, была продана наследниками дель Монте кардиналу Антонио Барберини в 1628 году вместе с некоторыми другими полотнами. Каталог выставки 1990 года отмечает значительные отличия в световых эффектах этой версии, утверждая, что это «знаменует собой значительный шаг в сторону более резко освещённых композиций, которые позднее стали характерными для стиля Караваджо». Повышение контраста между тенями и светом художник использует, например, в «Мученичестве святого Матфея». Тем не менее, критик Джейсон Кауфман считает, что портрет в версии Вильденстайна слабее эрмитажного, а Дэвид Ван Эдвардс, отметив, что инструмент в руках музыканта представляет собой не типичную итальянскую лютню того времени, заключил, что картина написана не Караваджо [4].

Картина, хранящаяся в Бадминтон-хаус впервые появилась на аукционе Сотбис (Нью-Йорк, 25 января, 2001 года, лот 179). Изначально покрытая толстым слоем жёлтого лака, она во всех деталях соответствует сделанному Бальоне описанию картины из дворца кардинала дель Монте. Согласно Бальоне, цветы покрыты каплями росы, а в графине с водой отражается окно и иные детали интерьера. Все это, а также множество так называемых pentimenti (следов на холсте, от рукоятки кисточки, оставлять которые было в привычках Караваджо), — все это резко отличает картину из Бадминтон-хаус от полотна, хранящегося в Эрмитаже. Она также чуть больше по размеру, чем эрмитажная версия, в которой край слегка обрезает цветы слева, а завиток на грифе инструмента написан более густыми мазками.

На всех трёх версиях картины изображён очень молодой человек, почти мальчик, с мягкими чертами лица и густыми каштановыми волосами, аккомпанирующий себе на лютне.

На эрмитажном варианте и картине из Бадминтон-хаус на раскрытой странице партитуры легко читаются ноты басовой партии[5] мадригала Якоба Аркадельта Voi sapete ch’io vi amo («Вы знаете, что я люблю вас»). На другой тетради начертано Gallus — имя одного из друзей Караваджо, миланского музыканта[6]. На картине из собрания Вильденстайна (хранится в Музее Метрополитен), тетрадь раскрыта на нотах мадригалов итальянского композитора Франческо де Лайоля на слова Петрарки: Laisse le voile и Pourquoi ne vous donnez-vous pas? Яхета де Берхема. Выбор в основном музыки французских и фламандских композиторов считается символичным — Франческо дель Монте представлял при папском дворе Тосканское герцогство, союзника Франции и противника Испании.

Тона картины приглушены, переходы светотени деликатны. Единственный косой луч (позднее такой же появится в «Призвании апостола Матфея») освещает юношу. Караваджо точно передал эффект взаимного влияния освещенных предметов: на щёку лютниста падает отблеск его белой рубашки, а на тыльную сторону лютни — рефлекс от страниц нотной тетради. По словам современника и биографа Караваджо Манчини и немецкого художника Иоахима фон Зандрата, жившего несколько позднее, мастер выбирал тёмный подвал или помещение с совершенно чёрными стенами, в которое падал одинокий световой луч, чтобы достичь совершенного изображения естественного рельефа при помощи «оказывавшего сопротивление» сумрака. Блики света на сосуде с цветами (варианты Эрмитажа и Бадминтон-хауса) отображены в точном соответствии с законами оптики. Возможно, это результат общения художника с учёными из круга дель Монте [7], среди которых были Галилео Галилей и Джованни делла Порта. Последний является автором работ «О рефракции», где рассматривались проблемы оптики, и «Естественная магия, или О чудесах естественных вещей», в которой приводилось описание камеры-обскуры[8]. Сэм Сигал обратил внимание на то, что букет составлен из цветов (ирис, ромашка, жасмин, шиповник, дамасская роза[9]), которые цветут примерно в одно время — весной. Многие же фламандские художники: Ян Брейгель, Амброзиус Босхарт, Ван дер Альст создавали роскошнейшие композиции из растений, цветущих в разное время. Брейгель, например, ждал несколько месяцев, чтобы добавить очередной цветок в свой натюрморт[10]. Дель Монте, среди прочего, увлекался изучением растений и их использованием в медицинских препаратах, и его окружение разделяло эти интересы. Фрукты же не соответствуют весеннему сезону. Первоначально Караваджо изобразил их помещёнными в корзину или миску, но позже просто разместил на столе.

tm.ru.net

Лютнист (картина Караваджо) - Howling Pixel

«Лютнист» — одна из ранних картин Караваджо, для которых нередко позировал его любимец Марио Миннити. В работах этого цикла любовное чувство символически передаётся через образы плодов (как бы приглашающих зрителя насладиться их вкусом) и музыкальных инструментов (музыка как символ мимолётного чувственного наслаждения)[1]. Сам художник считал «Лютниста» наиболее удавшимся ему произведением[2].

Картина существует в трёх версиях, ныне хранящихся в Эрмитаже, музее Метрополитен и в английской усадьбе Бадминтон-хаус. Из них до недавнего времени общепризнанным было авторство только эрмитажного полотна; сейчас первой авторской версией сюжета считается полотно в Нью-Йорке. Английское полотно — копия с эрмитажного.

История создания

Картина была создана около 1595 года по заказу высокопоставленного покровителя Караваджо кардинала Франческо Марии Борбоне дель Монте (1549—1627), в доме которого (на вилле Мадама в Риме) художник прожил несколько лет. Считается парной к «Концерту» («Музицирующие мальчики») Караваджо (Метрополитен, Нью-Йорк). Вероятно, это первая картина, где художник использовал контрастную свето-теневую моделировку.

Первую версию «Лютниста» купил у дель Монте его друг, банкир и коллекционер Винченцо Джустиниани. В 1808 году в Париже собрание Джустиниани было выставлено на продажу. Ещё до начала аукциона Доминик Виван Денон, директор Лувра, по просьбе Александра I приобрёл эту картину для Эрмитажа. Первый биограф Караваджо Беллори утверждал, что на полотне изображена девушка. Возможно, Беллори был введён в заблуждение чересчур женственным видом юноши. В Эрмитаже картина долгое время экспонировалась под названием «Лютнистка».

Существует также версия, что это портрет испанского кастрата Педро Монтойи из придворного хора дель Монте[3], который нередко приглашался для выступления в Сикстинскую капеллу. Биограф же Караваджо Питер Робб считает, что художник изобразил своего спутника Марио Миннити, позировавшего также для ряда других картин этого периода в том числе «Игроков» и одного из двух вариантов «Гадалок».

Есть также версия, что «Юноша с лютней» — портретное изображение Галлуса, миланского музыканта, чьё имя начертано на второй тетради, лежащей на столе. Для дель Монте Караваджо написал вторую версию (100х126,5), внеся в неё некоторые изменения. Он убрал сосуд с цветами, добавил к скрипке на столе флейту и спинет, на заднем плане появилась клетка со щеглом. Музыкальные инструменты представляют собой ценные экземпляры, и, вероятно, они происходят из личной коллекции Дель Монте.

Версия, происходящая из собрания Вильденстайна, была продана наследниками дель Монте кардиналу Антонио Барберини в 1628 году вместе с некоторыми другими полотнами. Каталог выставки 1990 года отмечает значительные отличия в световых эффектах этой версии, утверждая, что это «знаменует собой значительный шаг в сторону более резко освещённых композиций, которые позднее стали характерными для стиля Караваджо». Повышение контраста между тенями и светом художник использует, например, в «Мученичестве святого Матфея». Тем не менее, критик Джейсон Кауфман считает, что портрет в версии Вильденстайна слабее эрмитажного, а Дэвид Ван Эдвардс, отметив, что инструмент в руках музыканта представляет собой не типичную итальянскую лютню того времени, заключил, что картина написана не Караваджо[4].

Картина, хранящаяся в Бадминтон-хаус, впервые появилась на аукционе Сотбис (Нью-Йорк, 25 января, 2001 года, лот 179). Изначально покрытая толстым слоем жёлтого лака, она во всех деталях соответствует сделанному Бальоне описанию картины из дворца кардинала дель Монте. Согласно Бальоне, цветы покрыты каплями росы, а в графине с водой отражается окно и иные детали интерьера. Всё это, а также множество так называемых pentimenti (следов на холсте от рукоятки кисточки, оставлять которые было в привычках Караваджо), — всё это резко отличает картину из Бадминтон-хаус от полотна, хранящегося в Эрмитаже. Она также чуть больше по размеру, чем эрмитажная версия, в которой край слегка обрезает цветы слева, а завиток на грифе инструмента написан более густыми мазками.

Сюжет

На всех трёх версиях картины изображён очень молодой человек, почти мальчик, с мягкими чертами лица и густыми каштановыми волосами, аккомпанирующий себе на лютне.

На эрмитажном варианте и картине из Бадминтон-хаус на раскрытой странице партитуры легко читаются ноты басовой партии[5] мадригала Якоба Аркадельта Voi sapete ch’io vi amo («Вы знаете, что я люблю вас»). На другой тетради начертано Gallus — имя одного из друзей Караваджо, миланского музыканта[6]. На картине из собрания Вильденстайна (хранится в Музее Метрополитен), тетрадь раскрыта на нотах мадригалов итальянского композитора Франческо де Лайоля на слова Петрарки: Laisse le voile и Pourquoi ne vous donnez-vous pas? Яхета де Берхема. Выбор в основном музыки французских и фламандских композиторов считается символичным — Франческо дель Монте представлял при папском дворе Тосканское герцогство, союзника Франции и противника Испании.

Тона картины приглушены, переходы светотени деликатны. Единственный косой луч (позднее такой же появится в «Призвании апостола Матфея») освещает юношу. Караваджо точно передал эффект взаимного влияния освещённых предметов: на щёку лютниста падает отблеск его белой рубашки, а на тыльную сторону лютни — рефлекс от страниц нотной тетради. По словам современника и биографа Караваджо Манчини и немецкого художника Иоахима фон Зандрата, жившего несколько позднее, мастер выбирал тёмный подвал или помещение с совершенно чёрными стенами, в которое падал одинокий световой луч, чтобы достичь совершенного изображения естественного рельефа при помощи «оказывавшего сопротивление» сумрака. Блики света на сосуде с цветами (варианты Эрмитажа и Бадминтон-хауса) отображены в точном соответствии с законами оптики. Возможно, это результат общения художника с учёными из круга дель Монте[7], среди которых были Галилео Галилей и Джованни делла Порта. Последний является автором работ «О рефракции», где рассматривались проблемы оптики, и «Естественная магия, или О чудесах естественных вещей», в которой приводилось описание камеры-обскуры[8]. Сэм Сигал обратил внимание на то, что букет составлен из цветов (ирис, ромашка, жасмин, шиповник, дамасская роза[9]), которые цветут примерно в одно время — весной. Многие же фламандские художники: Ян Брейгель, Амброзиус Босхарт, Ван дер Альст создавали роскошнейшие композиции из растений, цветущих в разное время. Брейгель, например, ждал несколько месяцев, чтобы добавить очередной цветок в свой натюрморт[10]. Дель Монте, среди прочего, увлекался изучением растений и их использованием в медицинских препаратах, и его окружение разделяло эти интересы. Фрукты же не соответствуют весеннему сезону. Первоначально Караваджо изобразил их помещёнными в корзину или миску, но позже просто разместил на столе.

Примечания

  1. ↑ Genevieve Warwick. Caravaggio: Realism, Rebellion, Reception. University of Delaware Press, 2006. Page 85.
  2. ↑ Giovanni Baglione, Le Vite de’ Pittori, scultori et archtietti, Roma, 1642, p.136
  3. ↑ Spezzaferro L. La cultura del cardinale Del Monte e il primo tempo di Caravaggio // Storia deii’arte, 9-10, 1971.
  4. ↑ D. Van Edwards «Caravaggio re-discovered» Lute News, n. 50, June 1999 pp. 5-7
  5. ↑ http://www.maykapar.ru/articles/karav02.shtml Интервью с А. Майкапаром. «Как „Лютнистка“ Караваджо оказалась „Лютнистом“»
  6. ↑ С. Всеволожская, И. Линник, Караваджо и караваджисты.
  7. ↑ Старший брат кардинала, Гвидобальдо дель Монте, был физиком и математиком.
  8. ↑ Известно, что Караваджо владел складной моделью камеры-обскуры, изготовленной из кипариса по его рисунку краснодеревщиком с римской улицы Маргутта. См. Camilleri A. Il colore del sole. Milano, 2007
  9. ↑ Журнал «Weekend» № 204 (3288) от 28.10.2005 «Запах картины»
  10. ↑ С. Дзуффи. Большой атлас живописи. — М.: Олма-Пресс, 2002. — С. 154. — 431 с. — ISBN 5-224-03922-3.

Литература

  • Ионина Н. А. Сто великих картин, Вече, 2002
  • Махов А. Караваджо. — М.: Молодая гвардия, 2009. — (Жизнь замечательных людей). — ISBN 978-5-235-03196-8.
  • V. Giustiniani, Discorsi sullearti e sui mestieri. ca.1620 & ca. 1628 [1981], edited by A. Banti, Milan;
  • G. Mancini, Considerazioni sulla pittura, 1620 [1956], 2 vols. Edited by A. Marucchi, Rome p. 108;
  • G. B. Baglione, Le vite de’ pittori scultori et architetti, dal Pontificato di Gregorio XIII del 1572; in fino a’ tempi di Papa Urbano Ottavo nel 1642. (Manuscript written c.1625, cf. Marini 1987), Edited by V. Marini. Rome p. 136;
  • C. C. Malvasia, Felsina pittrice: Vite de’ pittori Bolognesi, Bologna 1678, 2 vols.;
  • O. Sitwell, «The Red Folder. Parts I & II», The Burlington Magazine, vol. LXXX, May 1942, pp. 85—90, 115—118;
  • R. Longhi, Il Caravaggio, Milan 1952.;
  • L. Salerno, «The picture gallery of Vincenzo Giustiniani.», The Burlington Magazine 102, pp. 21—27, 93—104, 135—48.
  • C. L. Frommel, «Caravaggios Fruhwerk und der Kardinal Francesco Maria del Monte», Storia dell’arte 9-12, 1971;
  • W. Chandler Kirwin, «Addendum to Cardinal Francesco Maria del Monte’s Inventory: the Date of the sale of Various notable Paintings», Storia dell’arte 9-12, 1971;
  • L. Spezzaferro, «Lacultura del cardinal Del Monte e il primo tempo del Caravaggio», Storia dell’arte 9-12, 1971;
  • M. Lavin, Seventeenth Century Barberini Documents and Inventories of Art, New York;
  • A. Moir, Caravaggio and his Copyists, New York 1976, under appendix I, p.85, no. 8g, illus. Fig. 20;

This page is based on a Wikipedia article written by authors (here). Text is available under the CC BY-SA 3.0 license; additional terms may apply. Images, videos and audio are available under their respective licenses.

howlingpixel.com

Лютнист Википедия

«Лютнист» — одна из ранних картин Караваджо, для которых нередко позировал его любимец Марио Миннити. В работах этого цикла любовное чувство символически передаётся через образы плодов (как бы приглашающих зрителя насладиться их вкусом) и музыкальных инструментов (музыка как символ мимолётного чувственного наслаждения)[1]. Сам художник считал «Лютниста» наиболее удавшимся ему произведением[2].

Картина существует в трёх версиях, ныне хранящихся в Эрмитаже, музее Метрополитен и в английской усадьбе Бадминтон-хаус. Из них до недавнего времени общепризнанным было авторство только эрмитажного полотна; сейчас первой авторской версией сюжета считается полотно в Нью-Йорке. Английское полотно — копия с эрмитажного.

История создания

Картина была создана около 1595 года по заказу высокопоставленного покровителя Караваджо кардинала Франческо Марии Борбоне дель Монте (1549—1627), в доме которого (на вилле Мадама в Риме) художник прожил несколько лет. Считается парной к «Концерту» («Музицирующие мальчики») Караваджо (Метрополитен, Нью-Йорк). Вероятно, это первая картина, где художник использовал контрастную свето-теневую моделировку.

Первую версию «Лютниста» купил у дель Монте его друг, банкир и коллекционер Винченцо Джустиниани. В 1808 году в Париже собрание Джустиниани было выставлено на продажу. Ещё до начала аукциона Доминик Виван Денон, директор Лувра, по просьбе Александра I приобрёл эту картину для Эрмитажа. Первый биограф Караваджо Беллори утверждал, что на полотне изображена девушка. Возможно, Беллори был введён в заблуждение чересчур женственным видом юноши. В Эрмитаже картина долгое время экспонировалась под названием «Лютнистка».

Существует также версия, что это портрет испанского кастрата Педро Монтойи из придворного хора дель Монте[3], который нередко приглашался для выступления в Сикстинскую капеллу. Биограф же Караваджо Питер Робб считает, что художник изобразил своего спутника Марио Миннити, позировавшего также для ряда других картин этого периода в том числе «Игроков» и одного из двух вариантов «Гадалок».

Есть также версия, что «Юноша с лютней» — портретное изображение Галлуса, миланского музыканта, чьё имя начертано на второй тетради, лежащей на столе. Для дель Монте Караваджо написал вторую версию (100х126,5), внеся в неё некоторые изменения. Он убрал сосуд с цветами, добавил к скрипке на столе флейту и спинет, на заднем плане появилась клетка со щеглом. Музыкальные инструменты представляют собой ценные экземпляры, и, вероятно, они происходят из личной коллекции Дель Монте.

Версия, происходящая из собрания Вильденстайна, была продана наследниками дель Монте кардиналу Антонио Барберини в 1628 году вместе с некоторыми другими полотнами. Каталог выставки 1990 года отмечает значительные отличия в световых эффектах этой версии, утверждая, что это «знаменует собой значительный шаг в сторону более резко освещённых композиций, которые позднее стали характерными для стиля Караваджо». Повышение контраста между тенями и светом художник использует, например, в «Мученичестве святого Матфея». Тем не менее, критик Джейсон Кауфман считает, что портрет в версии Вильденстайна слабее эрмитажного, а Дэвид Ван Эдвардс, отметив, что инструмент в руках музыканта представляет собой не типичную итальянскую лютню того времени, заключил, что картина написана не Караваджо[4].

Картина, хранящаяся в Бадминтон-хаус, впервые появилась на аукционе Сотбис (Нью-Йорк, 25 января, 2001 года, лот 179). Изначально покрытая толстым слоем жёлтого лака, она во всех деталях соответствует сделанному Бальоне описанию картины из дворца кардинала дель Монте. Согласно Бальоне, цветы покрыты каплями росы, а в графине с водой отражается окно и иные детали интерьера. Всё это, а также множество так называемых pentimenti (следов на холсте от рукоятки кисточки, оставлять которые было в привычках Караваджо), — всё это резко отличает картину из Бадминтон-хаус от полотна, хранящегося в Эрмитаже. Она также чуть больше по размеру, чем эрмитажная версия, в которой край слегка обрезает цветы слева, а завиток на грифе инструмента написан более густыми мазками.

Сюжет

На всех трёх версиях картины изображён очень молодой человек, почти мальчик, с мягкими чертами лица и густыми каштановыми волосами, аккомпанирующий себе на лютне.

На эрмитажном варианте и картине из Бадминтон-хаус на раскрытой странице партитуры легко читаются ноты басовой партии[5] мадригала Якоба Аркадельта Voi sapete ch’io vi amo («Вы знаете, что я люблю вас»). На другой тетради начертано Gallus — имя одного из друзей Караваджо, миланского музыканта[6]. На картине из собрания Вильденстайна (хранится в Музее Метрополитен), тетрадь раскрыта на нотах мадригалов итальянского композитора Франческо де Лайоля на слова Петрарки: Laisse le voile и Pourquoi ne vous donnez-vous pas? Яхета де Берхема. Выбор в основном музыки французских и фламандских композиторов считается символичным — Франческо дель Монте представлял при папском дворе Тосканское герцогство, союзника Франции и противника Испании.

Тона картины приглушены, переходы светотени деликатны. Единственный косой луч (позднее такой же появится в «Призвании апостола Матфея») освещает юношу. Караваджо точно передал эффект взаимного влияния освещённых предметов: на щёку лютниста падает отблеск его белой рубашки, а на тыльную сторону лютни — рефлекс от страниц нотной тетради. По словам современника и биографа Караваджо Манчини и немецкого художника Иоахима фон Зандрата, жившего несколько позднее, мастер выбирал тёмный подвал или помещение с совершенно чёрными стенами, в которое падал одинокий световой луч, чтобы достичь совершенного изображения естественного рельефа при помощи «оказывавшего сопротивление» сумрака. Блики света на сосуде с цветами (варианты Эрмитажа и Бадминтон-хауса) отображены в точном соответствии с законами оптики. Возможно, это результат общения художника с учёными из круга дель Монте[7], среди которых были Галилео Галилей и Джованни делла Порта. Последний является автором работ «О рефракции», где рассматривались проблемы оптики, и «Естественная магия, или О чудесах естественных вещей», в которой приводилось описание камеры-обскуры[8]. Сэм Сигал обратил внимание на то, что букет составлен из цветов (ирис, ромашка, жасмин, шиповник, дамасская роза[9]), которые цветут примерно в одно время — весной. Многие же фламандские художники: Ян Брейгель, Амброзиус Босхарт, Ван дер Альст создавали роскошнейшие композиции из растений, цветущих в разное время. Брейгель, например, ждал несколько месяцев, чтобы добавить очередной цветок в свой натюрморт[10]. Дель Монте, среди прочего, увлекался изучением растений и их использованием в медицинских препаратах, и его окружение разделяло эти интересы. Фрукты же не соответствуют весеннему сезону. Первоначально Караваджо изобразил их помещёнными в корзину или миску, но позже просто разместил на столе.

Примечания

  1. ↑ Genevieve Warwick. Caravaggio: Realism, Rebellion, Reception. University of Delaware Press, 2006. Page 85.
  2. ↑ Giovanni Baglione, Le Vite de’ Pittori, scultori et archtietti, Roma, 1642, p.136
  3. ↑ Spezzaferro L. La cultura del cardinale Del Monte e il primo tempo di Caravaggio // Storia deii’arte, 9-10, 1971.
  4. ↑ D. Van Edwards «Caravaggio re-discovered» Lute News, n. 50, June 1999 pp. 5-7
  5. ↑ http://www.maykapar.ru/articles/karav02.shtml Интервью с А. Майкапаром. «Как „Лютнистка“ Караваджо оказалась „Лютнистом“»
  6. ↑ С. Всеволожская, И. Линник, Караваджо и караваджисты.
  7. ↑ Старший брат кардинала, Гвидобальдо дель Монте, был физиком и математиком.
  8. ↑ Известно, что Караваджо владел складной моделью камеры-обскуры, изготовленной из кипариса по его рисунку краснодеревщиком с римской улицы Маргутта. См. Camilleri A. Il colore del sole. Milano, 2007
  9. ↑ Журнал «Weekend» № 204 (3288) от 28.10.2005 «Запах картины»
  10. ↑ С. Дзуффи. Большой атлас живописи. — М.: Олма-Пресс, 2002. — С. 154. — 431 с. — ISBN 5-224-03922-3.

Литература

  • Ионина Н. А. Сто великих картин, Вече, 2002
  • Махов А. Караваджо. — М.: Молодая гвардия, 2009. — (Жизнь замечательных людей). — ISBN 978-5-235-03196-8.
  • V. Giustiniani, Discorsi sullearti e sui mestieri. ca.1620 & ca. 1628 [1981], edited by A. Banti, Milan;
  • G. Mancini, Considerazioni sulla pittura, 1620 [1956], 2 vols. Edited by A. Marucchi, Rome p. 108;
  • G. B. Baglione, Le vite de’ pittori scultori et architetti, dal Pontificato di Gregorio XIII del 1572; in fino a’ tempi di Papa Urbano Ottavo nel 1642. (Manuscript written c.1625, cf. Marini 1987), Edited by V. Marini. Rome p. 136;
  • C. C. Malvasia, Felsina pittrice: Vite de’ pittori Bolognesi, Bologna 1678, 2 vols.;
  • O. Sitwell, «The Red Folder. Parts I & II», The Burlington Magazine, vol. LXXX, May 1942, pp. 85—90, 115—118;
  • R. Longhi, Il Caravaggio, Milan 1952.;
  • L. Salerno, «The picture gallery of Vincenzo Giustiniani.», The Burlington Magazine 102, pp. 21—27, 93—104, 135—48.
  • C. L. Frommel, «Caravaggios Fruhwerk und der Kardinal Francesco Maria del Monte», Storia dell’arte 9-12, 1971;
  • W. Chandler Kirwin, «Addendum to Cardinal Francesco Maria del Monte’s Inventory: the Date of the sale of Various notable Paintings», Storia dell’arte 9-12, 1971;
  • L. Spezzaferro, «Lacultura del cardinal Del Monte e il primo tempo del Caravaggio», Storia dell’arte 9-12, 1971;
  • M. Lavin, Seventeenth Century Barberini Documents and Inventories of Art, New York;
  • A. Moir, Caravaggio and his Copyists, New York 1976, under appendix I, p.85, no. 8g, illus. Fig. 20;

wikiredia.ru

Реферат Лютнист (Караваджо)

Опубликовать скачать

Реферат на тему:

1596 Caravaggio, The Lute Player The Hermitage, St. Petersburg.jpg

План:

    Введение
  • 1 История создания
  • 2 Сюжет
  • ПримечанияЛитература

Введение

«Лютнист» — картина Караваджо. Существует в трёх версиях, ныне хранящихся: в Эрмитаже, Санкт-Петербург, Музее Метрополитен, Нью-Йорк (собрание Вильденстайна) и в усадьбе Бадминтон-хаус, Глостершир, Великобритания. Из них до недавнего времени общепризнанным было авторство только эрмитажного полотна; сейчас первой авторской версией сюжета считается полотно в Нью-Йорке. Английское полотно — копия с эрмитажного. Сам художник считал «Лютниста» «наиболее удавшимся ему фрагментом живописи»[1].

1. История создания

Оттавио Леони. Портрет кардинала Франческо дель Монте.

Картина была создана около 1595 года по заказу высокопоставленного покровителя Караваджо кардинала Франческо Марии Борбоне дель Монте (1549—1627), в доме которого (на вилле Мадама в Риме) художник прожил несколько лет. Считается парной к «Концерту» («Музицирующие мальчики») Караваджо (Метрополитен, Нью-Йорк). Вероятно, это первая картина, где художник использовал контрастную свето-теневую моделировку.

Первую версию «Лютниста» купил у дель Монте его друг, банкир и коллекционер Винченцо Джустиниани. В 1808 году в Париже собрание Джустиниани было выставлено на продажу. Ещё до начала аукциона Доминик Виван Денон, директор Лувра, приобрёл эту картину для Эрмитажа. Первый биограф Караваджо Беллори утверждал, что на полотне изображена девушка. Возможно, Беллори был введён в заблуждение чересчур женственным видом юноши. В Эрмитаже картина долгое время экспонировалась под названием «Лютнистка». Существует также версия, что это портрет испанского кастрата Педро Монтойи из придворного хора дель Монте[2], который нередко приглашался для выступления в Сикстинскую капеллу. Биограф же Караваджо Питер Робб считает, что художник изобразил своего спутника Марио Миннити, позировавшего также для ряда других картин этого периода в том числе «Игроков» и одного из двух вариантов «Гадалки». Есть также версия, что «Юноша с лютней» — портретное изображение Галлуса, миланского музыканта, чьё имя начертано на второй тетради, лежащей на столе. Для дель Монте Караваджо написал вторую версию (100х126,5), внеся в неё некоторые изменения. Он убрал сосуд с цветами, добавил к скрипке на столе флейту и спинет, на заднем плане появилась клетка со щеглом. Музыкальные инструменты представляют собой ценные экземпляры, и, вероятно, они происходят из личной коллекции Дель Монте.

«Музицирующие мальчики»

Версия, происходящая из собрания Вильденстайна была продана наследниками дель Монте кардиналу Антонио Барберини в 1628 году вместе с некоторыми другими полотнами. Каталог выставки 1990 года отмечает значительные отличия в световых эффектов этой версии, утверждая, что это «знаменует собой значительный шаг в сторону более резко освещённых, композиций, на которые позднее стали характерными для стиля Караваджо.» Повышенние контраста между тенями и светом художник использует, например в «Мученичестве святого Матфея». Тем не менее, критик Джейсон Кауфман считает, что портрет в версии Вильденстайна слабее эрмитажного, а Дэвид Ван Эдвардс, отметив, что инструмент в руках музыканта представляет собой не типичную итальянскую лютню того времени, заключил, что картина написана не Караваджо [3].

Картина, хранящаяся в Бадминтон-хаус впервые появилась на аукционе Сотбис (Нью-Йорк, 25 января, 2001 года, лот 179). Изначально покрытая толстым слоем жёлтого лака, она во всех деталях соответствует сделанному Бальоне описанию картины из дворца кардинала дель Монте. Согласно Бальоне, цветы покрыты каплями росы, а в графине с водой отражается окно и иные детали интерьера. Все это, а также множество так называемых pentimenti (следов на холсте, от рукоятки кисточки, оставлять которые было в привычках Караваджо), — все это резко отличает картину из Бадминтон-хаус от полотна, хранящегося в Эрмитаже. Она также чуть больше по размеру, чем эрмитажная версия, в которой край слегка обрезает цветы слева, а завиток на грифе инструмента написан более густыми мазками.

2. Сюжет

На всех трёх версиях картины изображён очень молодой человек, почти мальчик, с мягкими чертами лица и густыми каштановыми волосами, аккомпанирующий себе на лютне.

На эрмитажном варианте и картине из Бадминтон-хаус на раскрытой странице партитуры легко читаются ноты басовой партии[4] мадригала Якоба Аркадельта Voi sapete ch’io vi amo («Вы знаете, что я люблю вас»). На другой тетради начертано Gallus — имя одного из друзей Караваджо, миланского музыканта[5]. На картине из собрания Вильденстайна (хранится в Музее Метрополитен), тетрадь раскрыта на нотах мадригалов итальянского композитора Франческо де Лайоля на слова Петрарки: Laisse le voile и Pourquoi ne vous donnez-vous pas? Яхета де Берхема. Выбор в основном музыки французских и фламандских композиторов считается символичным — Франческо дель Монте представлял при папском дворе Тосканское герцогство, союзника Франции и противника Испании.

Caravaggioapollo.jpg
Караваджо
Лютнист, ок. 1596
Холст, масло. 96×121 см
Бадминтон-хаус, Глостершир

Тона картины приглушены, переходы светотени деликатны. Единственный косой луч (позднее такой же появится в «Призвании апостола Матфея» освещает юношу. Караваджо точно передал эффект взаимного влияния освещенных предметов: на щёку лютниста падает отблеск его белой рубашки, а на тыльную сторону лютни — рефлекс от страниц нотной тетради. По словам современника и биографа Караваджо Манчини и немецкого художника Иоахима фон Зандрата, жившего несколько позднее, мастер выбирал тёмный подвал или помещение с совершенно чёрными стенами, в которое падал одинокий световой луч, чтобы достичь совершенного изображения естественного рельефа при помощи «оказывавшего сопротивление» сумрака. Блики света на сосуде с цветами (варианты Эрмитажа и Бадминтон-хауса) отображены в точном соответствии с законами оптики. Возможно, это результат общения художника с учёными из круга дель Монте [6], среди которых были Галилео Галилей и Джованни делла Порта. Последний является автором работ «О рефракции», где рассматривались проблемы оптики, и «Естественная магия, или О чудесах естественных вещей», в которой приводилось описание камеры-обскуры[7]. Сэм Сигал обратил внимание на то, что букет составлен из цветов (ирис, ромашка, жасмин, шиповник, дамасская роза[8]), которые цветут примерно в одно время — весной. Многие же фламандские художники: Ян Брейгель, Амброзиус Босхарт, Ван дер Альст создавали роскошнейшие композиции из растений, цветущих в разное время. Брейгель, например, ждал несколько месяцев, чтобы добавить очередной цветок в свой натюрморт[9]. Дель Монте, среди прочего, увлекался изучением растений и их использованием в медицинских препаратах, и его окружение разделяло эти интересы. Фрукты же не соответствуют весеннему сезону. Первоначально Караваджо изобразил их помещёнными в корзину или миску, но позже просто разместил на столе.

Примечания

  1. Giovanni Baglione, Le Vite de’ Pittori, scultori et archtietti, Roma, 1642, p.136
  2. Spezzaferro L. La cultura del cardinale Del Monte e il primo tempo di Caravaggio // Storia deii’arte, 9-10, 1971.
  3. D. Van Edwards «Caravaggio re-discovered» Lute News, n. 50, June 1999 pp. 5-7
  4. http://www.maykapar.ru/articles/karav02.shtml - www.maykapar.ru/articles/karav02.shtml Интервью с А. Майкапаром. «Как „Лютнистка“ Караваджо оказалась „Лютнистом“»
  5. С. Всеволожская, И. Линник, Караваджо и караваджисты.
  6. Старший брат кардинала, Гвидобальдо дель Монте, был физиком и математиком.
  7. Известно, что Караваджо владел складной моделью камеры-обскуры, изготовленной из кипариса по его рисунку краснодеревщиком с римской улицы Маргутта. См. Camilleri A. Il colore del sole. Milano, 2007
  8. Журнал «Weekend» № 204 (3288) от 28.10.2005 «Запах картины» - www.kommersant.ru/doc.aspx?fromsearch=1ccc667c-e7cf-4b75-af24-3a47c87f5bef&docsid=620924
  9. С. Дзуффи Большой атлас живописи. — М.: Олма-Пресс, 2002. — С. 154. — 431 с. — ISBN 5-224-03922-3

Литература

  • Ионина Н. А. Сто великих картин, Вече, 2002
  • Махов А. Караваджо. — М.: Молодая гвардия, 2009. — (Жизнь замечательных людей). — ISBN 978-5-235-03196-8
  • V. Giustiniani, Discorsi sullearti e sui mestieri. ca.1620 & ca. 1628 [1981], edited by A. Banti, Milan;
  • G. Mancini, Considerazioni sulla pittura, 1620 [1956], 2 vols. Edited by A. Marucchi, Rome p. 108;
  • G. B. Baglione, Le vite de’ pittori scultori et architetti, dal Pontificato di Gregorio XIII del 1572; in fino a’ tempi di Papa Urbano Ottavo nel 1642. (Manuscript written c.1625, cf. Marini 1987), Edited by V. Marini. Rome p. 136;
  • C. C. Malvasia, Felsina pittrice: Vite de’ pittori Bolognesi, Bologna 1678, 2 vols.;
  • O. Sitwell, «The Red Folder. Parts I & II», The Burlington Magazine, vol. LXXX, May 1942, pp. 85—90, 115—118;
  • R. Longhi, Il Caravaggio, Milan 1952.;
  • L. Salerno, «The picture gallery of Vincenzo Giustiniani.», The Burlington Magazine 102, pp. 21—27, 93—104, 135—48.
  • C. L. Frommel, «Caravaggios Fruhwerk und der Kardinal Francesco Maria del Monte», Storia dell’arte 9-12, 1971;
  • W. Chandler Kirwin, «Addendum to Cardinal Francesco Maria del Monte’s Inventory: the Date of the sale of Various notable Paintings», Storia dell’arte 9-12, 1971;
  • L. Spezzaferro, «Lacultura del cardinal Del Monte e il primo tempo del Caravaggio», Storia dell’arte 9-12, 1971;
  • M. Lavin, Seventeenth Century Barberini Documents and Inventories of Art, New York;
  • A. Moir, Caravaggio and his Copyists, New York 1976, under appendix I, p.85, no. 8g, illus. Fig. 20;
скачатьДанный реферат составлен на основе статьи из русской Википедии. Синхронизация выполнена 17.07.11 10:22:17Похожие рефераты: Лютнист, Караваджо, Микеланджело Караваджо, Страпарола да Караваджо, Караваджо (город), Караваджо (фильм2007), Караваджо (фильм), Караваджо Микеланджело да, Микеланджело да Караваджо.

Категории: Картины из собраний Государственного Эрмитажа, Картины по алфавиту, Картины Караваджо, Картины 1595 года.

Текст доступен по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike.

wreferat.baza-referat.ru

Лютнист (картина Караваджо) - WikiVisually

1. Караваджо – Michelangelo Merisi da Caravaggio was an Italian painter active in Rome, Naples, Malta, and Sicily between 1592 and 1610. His paintings, which combine a realistic observation of the human state, in scarcely a year or so’s sojourn in Naples, he rapidly established himself once more as the most prominent painter, exploiting high-ranking connections. It was not long before these connections gave him an opening to travel on in 1607 to Malta, governed by the Order of Knights Hospitallers, Caravaggio probably hoped that the Knights would provide a channel whereby he could obtain a pardon from the Papacy. Once more his talents made an instant impression, along with the support of noble patrons and his hopes dashed, he contrived to escape and flee once, which before the end of 1608 led to his cancellation from the rolls of the Order. He made for Syracuse in Sicily, where he was received as a guest by a friend from his Roman days, the painter’s face was disfigured and rumours started to circulate of his death. Various commentators have formulated opinions about his state from works supposedly executed at this period. In fact, Caravaggio’s end is shrouded in mystery, mystery that is rendered only denser by conflicting hypotheses, some speak of a natural death from a persistent fever, others of an assassination by emissaries of the Knights of Malta. The loss of the paintings put the deal and his future in doubt, there is evidence that dogged by a serious fever, he was tended by a local religious confraternity near Porto Ercole, then in the Grand Duchy of Tuscany, but succumbed. His death was certified by them as taking place on 18 July 1610, if the story to this point is exact, it is likely he was buried in a paupers’ common grave. As to the place, though this continues to be contested. Famous while he lived, Caravaggio was forgotten almost immediately after his death, despite this, his influence on the new Baroque style that eventually emerged from the ruins of Mannerism was profound. The 20th-century art historian André Berne-Joffroy claimed, What begins in the work of Caravaggio is, quite simply, modern painting. Caravaggio was born in Milan where his father, Fermo, was an administrator and architect-decorator to the Marchese of Caravaggio. His mother, Lucia Aratori, came from a family of the same district. In 1576 the family moved to Caravaggio to escape a plague which ravaged Milan, Caravaggios mother died in 1584, the same year he began his four-year apprenticeship to the Milanese painter Simone Peterzano, described in the contract of apprenticeship as a pupil of Titian. Following his initial training under Simone Peterzano, in 1592 Caravaggio left Milan for Rome, in flight after certain quarrels, in Rome, where there was a demand for paintings to fill the many huge new churches and palazzos being built at the time. It was also a period when the Church was searching for an alternative to Mannerism in religious art that was tasked to counter the threat of Protestantism. Caravaggios innovation was a radical naturalism that combined close observation with a dramatic, even theatrical

2. Нью-Йорк – The City of New York, often called New York City or simply New York, is the most populous city in the United States. With an estimated 2015 population of 8,550,405 distributed over an area of about 302.6 square miles. Located at the tip of the state of New York. Home to the headquarters of the United Nations, New York is an important center for international diplomacy and has described as the cultural and financial capital of the world. Situated on one of the worlds largest natural harbors, New York City consists of five boroughs, the five boroughs – Brooklyn, Queens, Manhattan, The Bronx, and Staten Island – were consolidated into a single city in 1898. In 2013, the MSA produced a gross metropolitan product of nearly US$1.39 trillion, in 2012, the CSA generated a GMP of over US$1.55 trillion. NYCs MSA and CSA GDP are higher than all but 11 and 12 countries, New York City traces its origin to its 1624 founding in Lower Manhattan as a trading post by colonists of the Dutch Republic and was named New Amsterdam in 1626. The city and its surroundings came under English control in 1664 and were renamed New York after King Charles II of England granted the lands to his brother, New York served as the capital of the United States from 1785 until 1790. It has been the countrys largest city since 1790, the Statue of Liberty greeted millions of immigrants as they came to the Americas by ship in the late 19th and early 20th centuries and is a symbol of the United States and its democracy. In the 21st century, New York has emerged as a node of creativity and entrepreneurship, social tolerance. Several sources have ranked New York the most photographed city in the world, the names of many of the citys bridges, tapered skyscrapers, and parks are known around the world. Manhattans real estate market is among the most expensive in the world, Manhattans Chinatown incorporates the highest concentration of Chinese people in the Western Hemisphere, with multiple signature Chinatowns developing across the city. Providing continuous 24/7 service, the New York City Subway is one of the most extensive metro systems worldwide, with 472 stations in operation. Over 120 colleges and universities are located in New York City, including Columbia University, New York University, and Rockefeller University, during the Wisconsinan glaciation, the New York City region was situated at the edge of a large ice sheet over 1,000 feet in depth. The ice sheet scraped away large amounts of soil, leaving the bedrock that serves as the foundation for much of New York City today. Later on, movement of the ice sheet would contribute to the separation of what are now Long Island and Staten Island. The first documented visit by a European was in 1524 by Giovanni da Verrazzano, a Florentine explorer in the service of the French crown and he claimed the area for France and named it Nouvelle Angoulême. Heavy ice kept him from further exploration, and he returned to Spain in August and he proceeded to sail up what the Dutch would name the North River, named first by Hudson as the Mauritius after Maurice, Prince of Orange

3. Эрмитаж – The State Hermitage Museum is a museum of art and culture in Saint Petersburg, Russia. One of the largest and oldest museums in the world, it was founded in 1754 by Catherine the Great and has open to the public since 1852. Its collections, of only a small part is on permanent display. The collections occupy a complex of six historic buildings along Palace Embankment, including the Winter Palace. Apart from them, the Menshikov Palace, Museum of Porcelain, Storage Facility at Staraya Derevnya, the museum has several exhibition centers abroad. The Hermitage is a state property. Since July 1992, the director of the museum has been Mikhail Piotrovsky, of the six buildings in the main museum complex, five, namely the Winter Palace, Small Hermitage, Old Hermitage, New Hermitage and Hermitage Theatre, are open to the public. The entrance ticket for foreign tourists more than the fee paid by citizens of Russia. However, entrance is free of charge the first Thursday of every month for all visitors, the museum is closed on Mondays. The entrance for visitors is located in the Winter Palace. A hermitage is the dwelling of a hermit or recluse, the word derives from Old French hermit, ermit hermit, recluse, from Late Latin eremita, from Greek eremites, literally people who live alone, which is in turn derived from ἐρημός, desert. Originally, the building housing the collection was the Small Hermitage. Today, the Hermitage Museum encompasses many buildings on the Palace Embankment, apart from the Small Hermitage, the museum now also includes the Old Hermitage, the New Hermitage, the Hermitage Theatre, and the Winter Palace, the former main residence of the Russian tsars. In recent years, the Hermitage has expanded to the General Staff Building on the Palace Square facing the Winter Palace, the Western European Art collection includes European paintings, sculpture, and applied art from the 13th to the 20th centuries. It is displayed, in about 120 rooms, on the first, drawings and prints are displayed in temporary exhibitions. Since 1940, the Egyptian collection, dating back to 1852 and it serves as a passage to the exhibition of Classical Antiquities. A modest collection of the culture of Ancient Mesopotamia, including a number of Assyrian reliefs from Babylon, Dur-Sharrukin, the collection of Classical Antiquities occupies most of the ground floor of the Old and New Hermitage buildings. Its floor is made of a marble mosaic imitating ancient tradition, while the stucco walls

4. Бадминтон-хаус – The house gives its name to the sport of badminton. Edward Somersets 3rd son Sir Thomas Somerset modernized the old house in the late 1620s, evidence suggests he also built up on the present north and west fronts. He raised a grand Jonesian centrepiece on the north front, the two-bay flanking elevations were five storeys high, and this was modified in 1713 when reduced to three storeys. Their domed crowning pavilions are by James Gibbs, for the fourth duke, who succeeded his brother in 1745, the architect William Kent renovated and extended the house in the Palladian style, but many earlier elements remain. The fourth duke was instrumental in bringing Canaletto to England, Canalettos two views of Badminton remain in the house, Queen Mary stayed at Badminton House for much of World War II. Her staff occupied most of the building, to the Duke, afterward, when the Duchess of Beaufort, who was Queen Marys niece, was asked in which part of the great house the Queen had resided, she responded She lived in all of it. In the 20th century, Badminton House is best known for the annual Badminton Horse Trials held here since 1949, Badminton House has also been strongly associated with fox hunting. Successive Dukes of Beaufort have been masters of the Beaufort Hunt, while fox hunts no longer take place at Badminton House, pheasant shoots continue to be held. Weddings and parties can be booked at Badminton House, occasionally, houses and cottage on the estate can be rented. The estate was the location for scenes of the films The Remains of the Day,28 Days Later. Adjacent to Badminton House is the church of St Michael and All Angels. It serves as the burial place of the Somerset family. Nearly all Dukes and Duchesses of Beaufort are interred here, set on a motte at the end of a main drive from Badminton House is the folly known as Ragged Castle, built c1750 by Thomas Wright of Durham and now a building at risk. It is a Grade II* Listed Building, about half of this article is devoted to a discussion of Badminton House

5. Дель Монте, Франческо – Francesco Maria del Monte, full name Francesco Maria Bourbon del Monte Santa Maria, was an Italian Cardinal, diplomat and connoisseur of the arts. His fame today rests on his patronage of the important Baroque master Caravaggio. Born in Venice of the aristocratic del Monte family of Tuscan origin, he was the son of Marquis Ranieri Bourbon del Monte, first count of Monte Baroccio and he began his ecclesiastical career as Abbot commendatario of Santa Croce a Monte Fabali. He then went to Rome when he was quite young. He was created cardinal deacon in the consistory of 14 December 1588 under Pope Sixtus V and he took part in the two conclaves of 1590, the conclave of 1591 and the conclave of 1592. He subsequently took the titles of Santa Maria in Aracoeli, Santa Maria in Trastevere and he served as Prefect of the Tridentine Council and as Bishop of Palestrina from 1615 to 1621. He participated in the Papal Conclave of 1621 and had ambitions of being elected Pope, van Ameyden mischievously painted a portrait of a man that seemed to display more than a paternal care for the boys in his charge. But Graham-Dixon argues that such accusations seem deliberately to have been cast by the pro-Spanish Ameyden against the pro-French Del Monte in order to discredit him, besides which there is better evidence that Del Monte had courted women in his youth. He died in his Rome palace, the and was buried in the church of SantUrbano, the epitaph on De Montes tomb describes him as an excellent patron of the good arts. At his death his art collection contained more than six hundred paintings, together with his brother, he helped Galileo win a lectureship in mathematics in Pisa in 1589 and in Padua in 1592. In the wake of Galileo’s discovery of the Medicean Planets, he gave the Cardinal a copy of his Sidereus Nuncius and a telescope as gifts. When Galileo went to Rome in 1611, Grand Duke Cosimo II recommended him to the Cardinal’s council so that he could be helped during his sojourn at the Vatican, Del Monte was a patron of German painter Adam Elsheimer and Andrea Sacchi

6. Вилла Мадама – Villa Madama is a prominent rural house or villa built during the Renaissance. The villa situated half way up the slope of Monte Mario to the west of Rome, Italy, a few north of the Vatican. Cardinal Giulio de Medici, cousin of the reigning pontiff Leo X, antonio da Sangallo the Younger produced the final plans and supervised the actual construction, though who is responsible for which details of the design remains cloudy. Aside from the Raphael loggia, the villas greatest artistic element is the salone painted by Giulio Romano, after Giulio de Medici became the second Medici pope, as Clement VII in 1523, work resumed in 1524-1525 only to stop again in 1527 during the Sack of Rome. During this time, the villa suffered damage, while parts of it were rebuilt, the villa was never completed. The Madama of its name was Margaret of Austria, the same who is remembered in Palazzo Madama in Rome, the villa was restored by Carlo, Count Dentice di Frasso, who acquired the property in 1925, and his American wife, the former Dorothy Cadwell Taylor. Eventually the Frassos leased it to the Italian Ministry for Foreign Affairs, mussolinis monumental neo-Roman Foro Italico sports complex is next to the villa, on the site of its racetrack. Villa Madama is the property of the Italian Government, which uses it for international guests, entrance is limited and touring of gardens requires prior permission with Ministry of Foreign Affairs. On April 20,2015 the Italian EU Presidency hosted a dinner in the Villa Madama for all Speakers, Italian Gardens - A Cultural History. Villa Madama Rome, A Reconstruction Italian Ministry of Foreign Affairs website, Villa Madama Satellite photo

7. Рим – Rome is a special comune and the capital of Italy. Rome also serves as the capital of the Lazio region, with 2,873,598 residents in 1,285 km2, it is also the countrys largest and most populated comune and fourth-most populous city in the European Union by population within city limits. It is the center of the Metropolitan City of Rome, which has a population of 4.3 million residents, the city is located in the central-western portion of the Italian Peninsula, within Lazio, along the shores of the Tiber. Romes history spans more than 2,500 years, while Roman mythology dates the founding of Rome at only around 753 BC, the site has been inhabited for much longer, making it one of the oldest continuously occupied sites in Europe. The citys early population originated from a mix of Latins, Etruscans and it was first called The Eternal City by the Roman poet Tibullus in the 1st century BC, and the expression was also taken up by Ovid, Virgil, and Livy. Rome is also called the Caput Mundi, due to that, Rome became first one of the major centres of the Italian Renaissance, and then the birthplace of both the Baroque style and Neoclassicism. Famous artists, painters, sculptors and architects made Rome the centre of their activity, in 1871 Rome became the capital of the Kingdom of Italy, and in 1946 that of the Italian Republic. Rome has the status of a global city, Rome ranked in 2014 as the 14th-most-visited city in the world, 3rd most visited in the European Union, and the most popular tourist attraction in Italy. Its historic centre is listed by UNESCO as a World Heritage Site, monuments and museums such as the Vatican Museums and the Colosseum are among the worlds most visited tourist destinations with both locations receiving millions of tourists a year. Rome hosted the 1960 Summer Olympics and is the seat of United Nations Food, however, it is a possibility that the name Romulus was actually derived from Rome itself. As early as the 4th century, there have been alternate theories proposed on the origin of the name Roma. There is archaeological evidence of occupation of the Rome area from approximately 14,000 years ago. Evidence of stone tools, pottery and stone weapons attest to about 10,000 years of human presence, several excavations support the view that Rome grew from pastoral settlements on the Palatine Hill built above the area of the future Roman Forum. Between the end of the age and the beginning of the Iron age. However, none of them had yet an urban quality, nowadays, there is a wide consensus that the city was gradually born through the aggregation of several villages around the largest one, placed above the Palatine. All these happenings, which according to the excavations took place more or less around the mid of the 8th century BC. Despite recent excavations at the Palatine hill, the view that Rome has been indeed founded with an act of will as the legend suggests in the middle of the 8th century BC remains a fringe hypothesis. Traditional stories handed down by the ancient Romans themselves explain the earliest history of their city in terms of legend and myth

8. Джустиниани, Винченцо – Vincenzos father, Giuseppe Giustiniani, had been the last Genoese ruler of the Aegean island of Chios, which had been a family possession for centuries. In 1566 the island was lost to the Ottomans, and Vincenzo and his elder brother Benedetto were taken by their father to Rome, Giuseppe Giustiniani became a banker, and by his death in 1600 was financier to the Vatican and one of the richest men in Rome. Vincenzo Giustiniani followed his father into the business, while Benedetto entered the Church. Both brothers were art patrons, and the collection they established became one of the most important in its age. Giustiniani followed interests in other fields, writing essays in architecture, music, and art, as well as on such practical matters as hunting, travel. The collection itself was broken up at the beginning of the 19th century, when the king of Prussia acquired over 160 paintings, today the Berlin Gemäldegalerie houses 43 paintings from the Giustinani collection, while other works are to be found in Potsdam’s Neues Palais and Bildergalerie Sanssouci. Further examples can be seen in the National Gallery, London, the Hermitage Museum, St. Petersburg, more paintings from the collection have been traced to collections and museums in Europe and the United States

9. Виван-Денон, Доминик – Dominique Vivant, Baron Denon was a French artist, writer, diplomat, author, and archaeologist. He was appointed as the first Director of the Louvre museum by Napoleon after the Egyptian campaign of 1798–1801 and his two-volume Voyage dans la basse et la haute Egypte,1802, was the foundation of modern Egyptology. Vivant Denon was born at Chalon-sur-Saône to a family called de Non, of the petite noblesse or gentry, like many of the nobility, he revised his surname at the Revolution to lose the nobiliary particle de. He seems to have avoided using his baptised first name Dominique, preferring his middle name Vivant. He was created Baron Denon by Napoleon in August 1812, at the age of 65 and he was sent to Paris to study law, but he showed a decided preference for art and literature, and soon gave up his profession. On the accession of Louis XVI, Denon was transferred to Sweden, but he returned, after an interval, to Paris with the ambassador M. de Vergennes. In 1775 Denon was sent on a mission to Switzerland. He made a portrait of the philosopher, which was engraved and published on his return to Paris and his next diplomatic appointment was to Naples, where he spent seven years, first as secretary to the embassy and afterwards as chargé daffaires. He devoted this period to a study of the monuments of ancient art, collecting many specimens. He also perfected himself in etching and mezzotinto engraving, while in Naples he met Sir William and Lady Hamilton and he etched Lady Hamilton posing. The death of his patron, M. de Vergennes, in 1787, led to his recall, on his return to Paris he was admitted a member of the Académie royale de peinture et de sculpture. After a brief interval he returned to Italy, living chiefly at Venice and he also visited Florence and Bologna, and afterwards went to Switzerland. When the Revolution was over, Denon was one of the bands of eminent men who frequented the house of Madame de Beauharnais, here he met Bonaparte, to whose fortunes he wisely attached himself. He accompanied General Desaix to Upper Egypt, and made sketches of the monuments of ancient art. The results were published in his Voyage dans la basse et la haute Egypte, the work crowned his reputation both as an archaeologist and as an artist, and sparked the Egyptian Revival in architecture and decorative arts. Many of these remain in the Louvre, and elsewhere in France, in particular, Denon was one of the very first men to appreciate the importance of the Italian primitives. The majority of those now in the Louvre were looted by Denon during a sweep he made through Italy in 1812 and they were publicly paraded, with elephants and other wild animals, like a Roman triumph, through the streets of Paris, before being deposited in the Louvre. Denon took full opportunity, while working for Napoleon, to assemble for himself a collection of paintings, drawings, prints, books, statuary

10. Лувр – The Louvre or the Louvre Museum is the worlds largest museum and a historic monument in Paris, France. A central landmark of the city, it is located on the Right Bank of the Seine in the citys 1st arrondissement, approximately 38,000 objects from prehistory to the 21st century are exhibited over an area of 72,735 square metres. The Louvre is the second most visited museum after the Palace Museum in China. The museum is housed in the Louvre Palace, originally built as a fortress in the late 12th century under Philip II, remnants of the fortress are visible in the basement of the museum. Due to the expansion of the city, the fortress eventually lost its defensive function and. The building was extended many times to form the present Louvre Palace, in 1692, the building was occupied by the Académie des Inscriptions et Belles Lettres and the Académie Royale de Peinture et de Sculpture, which in 1699 held the first of a series of salons. The Académie remained at the Louvre for 100 years, during the French Revolution, the National Assembly decreed that the Louvre should be used as a museum to display the nations masterpieces. The museum opened on 10 August 1793 with an exhibition of 537 paintings, because of structural problems with the building, the museum was closed in 1796 until 1801. The collection was increased under Napoleon and the museum renamed Musée Napoléon, the collection was further increased during the reigns of Louis XVIII and Charles X, and during the Second French Empire the museum gained 20,000 pieces. Holdings have grown steadily through donations and bequests since the Third Republic, whether this was the first building on that spot is not known, it is possible that Philip modified an existing tower. According to the authoritative Grand Larousse encyclopédique, the name derives from an association with wolf hunting den, in the 7th century, St. Fare, an abbess in Meaux, left part of her Villa called Luvra situated in the region of Paris to a monastery. This territory probably did not correspond exactly to the modern site, the Louvre Palace was altered frequently throughout the Middle Ages. In the 14th century, Charles V converted the building into a residence and in 1546, Francis acquired what would become the nucleus of the Louvres holdings, his acquisitions including Leonardo da Vincis Mona Lisa. After Louis XIV chose Versailles as his residence in 1682, constructions slowed, however, on 14 October 1750, Louis XV agreed and sanctioned a display of 96 pieces from the royal collection, mounted in the Galerie royale de peinture of the Luxembourg Palace. Under Louis XVI, the museum idea became policy. The comte dAngiviller broadened the collection and in 1776 proposed conversion of the Grande Galerie of the Louvre – which contained maps – into the French Museum, many proposals were offered for the Louvres renovation into a museum, however, none was agreed on. Hence the museum remained incomplete until the French Revolution, during the French Revolution the Louvre was transformed into a public museum. In May 1791, the Assembly declared that the Louvre would be a place for bringing together monuments of all the sciences, on 10 August 1792, Louis XVI was imprisoned and the royal collection in the Louvre became national property

wikivisually.com

Лютнист (картина Караваджо) - Википедия

«Лютнист» — одна из ранних картин Караваджо, для которых нередко позировал его любимец Марио Миннити. В работах этого цикла любовное чувство символически передаётся через образы плодов (как бы приглашающих зрителя насладиться их вкусом) и музыкальных инструментов (музыка как символ мимолётного чувственного наслаждения)[1]. Сам художник считал «Лютниста» наиболее удавшимся ему фрагментом живописи[2].

Картина существует в трёх версиях, ныне хранящихся в Эрмитаже, музее Метрополитен и в английской усадьбе Бадминтон-хаус. Из них до недавнего времени общепризнанным было авторство только эрмитажного полотна; сейчас первой авторской версией сюжета считается полотно в Нью-Йорке. Английское полотно — копия с эрмитажного.

История создания[ | ]

Картина была создана около 1595 года по заказу высокопоставленного покровителя Караваджо кардинала Франческо Марии Борбоне дель Монте (1549—1627), в доме которого (на вилле Мадама в Риме) художник прожил несколько лет. Считается парной к «Концерту» («Музицирующие мальчики») Караваджо (Метрополитен, Нью-Йорк). Вероятно, это первая картина, где художник использовал контрастную свето-теневую моделировку.

Первую версию «Лютниста» купил у дель Монте его друг, банкир и коллекционер Винченцо Джустиниани. В 1808 году в Париже собрание Джустиниани было выставлено на продажу. Ещё до начала аукциона Доминик Виван Денон, директор Лувра, по просьбе Александра I приобрёл эту картину для Эрмитажа. Первый биограф Караваджо утверждал, что на полотне изображена девушка. Возможно, Беллори был введён в заблуждение чересчур женственным видом юноши. В Эрмитаже картина долгое время экспонировалась под названием «Лютнистка».

Существует также версия, что это портрет испанского кастрата Педро Монтойи из придворного хора дель Монте[3], который нередко приглашался для выступления в Сикстинскую капеллу. Биограф же Караваджо Питер Робб считает, что художник изобразил своего спутника Марио Миннити, позировавшего также для ряда других картин этого периода в том числе «» и одного из двух вариантов «».

Есть также версия, что «Юноша с лютней» — портретное изображение Галлуса, миланского музыканта, чьё имя начертано на второй тетради, лежащей на столе. Для дель Монте Караваджо написал вторую версию (100х126,5), внеся в неё некоторые изменения. Он убрал сосуд с цветами, добавил к скрипке на столе флейту и спинет, на заднем плане появилась клетка со щеглом. Музыкальные инструменты представляют собой ценные экземпляры, и, вероятно, они происходят из личной коллекции Дель Монте.

Версия, происходящая из собрания Вильденстайна, была продана наследниками дель Монте кардиналу Антонио Барберини в 1628 году вместе с некоторыми другими полотнами. Каталог выставки 1990 года отмечает значительные отличия в световых эффектах этой версии, утверждая, что это «знаменует собой значительный шаг в сторону более резко освещённых композиций, которые позднее стали характерными для стиля Караваджо». Повышение контраста между тенями и светом художник использует, например, в «Мученичестве святого Матфея». Тем не менее, критик Джейсон Кауфман считает, что портрет в версии Вильденстайна слабее эрмитажного, а Дэвид Ван Эдвардс, отметив, что инструмент в руках музыканта представляет собой не типичную итальянскую лютню того времени, заключил, что картина написана не Караваджо [4].

Картина, хранящаяся в Бадминтон-хаус впервые появилась на аукционе Сотбис (Нью-Йорк, 25 января, 2001 года, лот 179). Изначально покрытая толстым слоем жёлтого лака, она во всех деталях соответствует сделанному Бальоне описанию картины из дворца кардинала дель Монте. Согласно Бальоне, цветы покрыты каплями росы, а в графине с водой отражается окно и иные детали интерьера. Все это, а также множество так называемых pentimenti (следов на холсте, от рукоятки кисточки, оставлять которые было в привычках Караваджо), — все это резко отличает картину из Бадминтон-хаус от полотна, хранящегося в Эрмитаже. Она также чуть больше по размеру, чем эрмитажная версия, в которой край слегка обрезает цветы слева, а завиток на грифе инструмента написан более густыми мазками.

Сюжет[ | ]

На всех трёх версиях картины изображён очень молодой человек, почти мальчик, с мягкими чертами лица и густыми каштановыми волосами, аккомпанирующий себе на лютне.

На эрмитажном варианте и картине из Бадминтон-хаус на раскрытой странице партитуры легко читаются ноты басовой партии[5] мадригала Якоба Аркадельта Voi sapete ch’io vi amo («Вы знаете, что я люблю вас»). На другой тетради начертано Gallus — имя одного из друзей Караваджо, миланского музыканта[6]. На картине из собрания Вильденстайна (хранится в Музее Метрополитен), тетрадь раскрыта на нотах мадригалов итальянского композитора на слова Петрарки: Laisse le voile и Pourquoi ne vous donnez-vous pas? . Выбор в основном музыки французских и фламандских композиторов считается символичным — Франческо дель Монте представлял при папском дворе Тосканское герцогство, союзника Франции и противника Испании.

Тона картины приглушены, переходы светотени деликатны. Единственный косой луч (позднее такой же появится в «Призвании апостола Матфея») освещает юношу. Караваджо точно передал эффект взаимного влияния освещенных предметов: на щёку лютниста падает отблеск его белой рубашки, а на тыльную сторону лютни — рефлекс от страниц нотной тетради. По словам современника и биографа Караваджо и немецкого художника Иоахима фон Зандрата, жившего несколько позднее, мастер выбирал тёмный подвал или помещение с совершенно чёрными стенами, в которое падал одинокий световой луч, чтобы достичь совершенного изображения естественного рельефа при помощи «оказывавшего сопротивление» сумрака. Блики света на сосуде с цветами (варианты Эрмитажа и Бадминтон-хауса) отображены в точном соответствии с законами оптики. Возможно, это результат общения художника с учёными из круга дель Монте [7], среди которых были Галилео Галилей и . Последний является автором работ «О рефракции», где рассматривались проблемы оптики, и «Естественная магия, или О чудесах естественных вещей», в которой приводилось описание камеры-обскуры[8]. Сэм Сигал обратил внимание на то, что букет составлен из цветов (ирис, ромашка, жасмин, шиповник, дамасская роза[9]), которые цветут примерно в одно время — весной. Многие же фламандские художники: Ян Брейгель, Амброзиус Босхарт, Ван дер Альст создавали роскошнейшие композиции из растений, цветущих в разное время. Брейгель, например, ждал несколько месяцев, чтобы добавить очередной цветок в свой натюрморт[10]. Дель Монте, среди прочего, увлекался изучением растений и их использованием в медицинских препаратах, и его окружение разделяло эти интересы. Фрукты же не соответствуют весеннему сезону. Первоначально Караваджо изобразил их помещёнными в корзину или миску, но позже просто разместил на столе.

Примечания[ | ]

  1. ↑ Genevieve Warwick. Caravaggio: Realism, Rebellion, Reception. University of Delaware Press, 2006. Page 85.
  2. ↑ Giovanni Baglione, Le Vite de’ Pittori, scultori et archtietti, Roma, 1642, p.136
  3. ↑ Spezzaferro L. La cultura del cardinale Del Monte e il primo tempo di Caravaggio // Storia deii’arte, 9-10, 1971.
  4. ↑ D. Van Edwards «Caravaggio re-discovered» Lute News, n. 50, June 1999 pp. 5-7
  5. ↑ http://www.maykapar.ru/articles/karav02.shtml Интервью с А. Майкапаром. «Как „Лютнистка“ Караваджо оказалась „Лютнистом“»
  6. ↑ С. Всеволожская, И. Линник, Караваджо и караваджисты.
  7. ↑ Старший брат кардинала, Гвидобальдо дель Монте, был физиком и математиком.
  8. ↑ Известно, что Караваджо владел складной моделью камеры-обскуры, изготовленной из кипариса по его рисунку краснодеревщиком с римской улицы Маргутта. См. Camilleri A. Il colore del sole. Milano, 2007
  9. ↑ Журнал «Weekend» № 204 (3288) от 28.10.2005 «Запах картины»
  10. ↑ С. Дзуффи. Большой атлас живописи. — М.: Олма-Пресс, 2002. — С. 154. — 431 с. — ISBN 5-224-03922-3.

Литература[ | ]

  • Ионина Н. А. Сто великих картин, Вече, 2002
  • Махов А. Караваджо. — М.: Молодая гвардия, 2009. — (Жизнь замечательных людей). — ISBN 978-5-235-03196-8.
  • V. Giustiniani, Discorsi sullearti e sui mestieri. ca.1620 & ca. 1628 [1981], edited by A. Banti, Milan;
  • G. Mancini, Considerazioni sulla pittura, 1620 [1956], 2 vols. Edited by A. Marucchi, Rome p. 108;
  • G. B. Baglione, Le vite de’ pittori scultori et architetti, dal Pontificato di Gregorio XIII del 1572; in fino a’ tempi di Papa Urbano Ottavo nel 1642. (Manuscript written c.1625, cf. Marini 1987), Edited by V. Marini. Rome p. 136;
  • C. C. Malvasia, Felsina pittrice: Vite de’ pittori Bolognesi, Bologna 1678, 2 vols.;
  • O. Sitwell, «The Red Folder. Parts I & II», The Burlington Magazine, vol. LXXX, May 1942, pp. 85—90, 115—118;
  • R. Longhi, Il Caravaggio, Milan 1952.;
  • L. Salerno, «The picture gallery of Vincenzo Giustiniani.», The Burlington Magazine 102, pp. 21—27, 93—104, 135—48.
  • C. L. Frommel, «Caravaggios Fruhwerk und der Kardinal Francesco Maria del Monte», Storia dell’arte 9-12, 1971;
  • W. Chandler Kirwin, «Addendum to Cardinal Francesco Maria del Monte’s Inventory: the Date of the sale of Various notable Paintings», Storia dell’arte 9-12, 1971;
  • L. Spezzaferro, «Lacultura del cardinal Del Monte e il primo tempo del Caravaggio», Storia dell’arte 9-12, 1971;
  • M. Lavin, Seventeenth Century Barberini Documents and Inventories of Art, New York;
  • A. Moir, Caravaggio and his Copyists, New York 1976, under appendix I, p.85, no. 8g, illus. Fig. 20;

encyclopaedia.bid


Смотрите также