Описание картины «Мадонна с младенцем» Леонардо да Винчи. Мадонны картина


Millennium: Все мадонны Рафаэля

"Мадонна с младенцем" (Madonna di Casa Santi) - первое обращение Рафаэля к образу, который станет главным в творчестве художника. Картина датируется 1498 годом. Художнику на момент написания картины было всего 15 лет. Сейчас картина находися в музее Рафаэля итальянского города Урбино.

"Мадонна с младенцем и святыми Иеронимом и Франциском" (Madonna col Bambino tra i santi Girolamo e Francesco), 1499-1504 годы. Сейчас картина находится в Берлинской картинной галерее. "Мадонна Солли" (Madonna Solly) названа так потому, что принадлежала британскому коллекционеру Эдварду Солли. Картина датируется 1500-1504 годами. Сейчас картина находится в Берлинской картинной галерее. "Мадонна Пасадина" (Madonna di Pasadena) названа по месту своего нынешнего нахождения - городу Пасадина в США. Картина датирована 1503 годом. "Мадонна с младенцем на троне и святые" (Madonna col Bambino in trono e cinque santi) датирована 1503-1505 годами. На картине изображены Дева Мария с младенцем Христом, юный Иоанн Креститель, а также апостол Пётр, апостол Павел, святая Екатерина и святая Цецилия. Картина находится в Метрополитен-музее в Нью-Йорке (США). "Мадонна Диоталлеви" (Madonna Diotallevi) названа по первоначальному владельцу - Диоталлеви ди Римини. Сейчас картина находится в Берлинской картинной галерее. "Мадонна Диоталлеви" датирована 1504 годом. На картине изображены Дева Мария с младенцем Иисусом на руках, который благославляет Иоанна Крестителя. Иоанн сложил руки на груди в знак смирения. В этой картине, как и во всех предыдущих, чувствуется влияние Перуджино - учителя Рафаэля. "Мадонна Конестабиле" (Madonna Connestabile) написана в 1504 году и позднее названа по имени владельца картины графа Конестабиле. Картина была приобретена российским императором Александром II. Сейчас "Мадонна Конестабиле" находится в Эрмитаже (Санкт-Петербург). "Мадонна Конестабиле" считается последней работой, созданной Рафаэлем в Умбрии, до переезда во Флоренцию. "Мадонна Грандука" (Madonna del Granduca) написана в 1504-1505 годах. В этой картине чувствуется влияние Леонардо да Винчи. Картина написана Рафаэлем во Флоренции и по сей день находится в этом городе. "Малая Мадонна Коупера" (Piccola Madonna Cowper) написана в 1504-1505 годах. Картина была названа по имени её владельца лорда Коупера. Сейчас картина находится в Вашингтоне (Национальная галерея искусства). "Мадонна Терранува" (Madonna Terranuova) написана в 1504-1505 годах. Название картина получила по одному из владельцев - итальянскому герцогу Терранува. Сейчас картина находится в Берлинской картинной галерее. "Мадонна Ансидей" (Madonna Ansidei) датирована 1505-1507 годами и изображает Деву Марию с младенцем Христом, взрослого Иоанна Крестителя и Николая Чудотворца. Картина находится в Лондонской Национальной галерее.

Мадонна Ансидей. Деталь

"Орлеанская Мадонна" (Madonna d'Orleans) написана в 1506 году. Картина называется Орлеанской, т.к. её владельцем был Филипп II Орлеанский. Сейчас картина находится во французском городе Шантийи. Картина Рафаэля "Святое семейство с безбородым святым Иосифом" (Sacra Famiglia con san Giuseppe imberbe) написана около 1506 года и сейчас находится в Эрмитаже (Санкт-Петербург). Картина Рафаэля "Святое семейство под пальмой" (Sacra Famiglia con palma) датирована 1506 годом. Как и на прошлой картине, здесь изображены Дева Мария, Иисус Христос и святой Иосиф (на этот раз с традиционной бородой). Картина находится в Национальной галерее Шотландии в Эдинбурге. "Мадонна в зелени" (Madonna del Belvedere) датирована 1506 годом. Сейчас картина находится в Вене (Музей истории искусств). На картине Дева Мария держит младенца Христа, который хватает крест у Иоанна Крестителя. "Мадонна с щеглёнком" (Madonna del Cardellino) датирована 1506 годом. Сейчас картина находится во Флоренции (Галерея Уффици). На картине изображена Дева Мария, которая сидит на скале, а Иоанн Креститель (слева на картине) и Иисус (справа) играют с щеглёнком. "Мадонна с гвоздиками" (Madonna dei Garofani) датирована 1506-1507 годами. "Мадонна с гвоздиками", как и другие картины флорентийского периода творчества Рафаэля, написана под влиянием творчества Леонардо да Винчи. "Мадонна с гвоздиками" Рафаэля - вариант "Мадонны с цветком" Леонардо да Винчи. Картина находится в Лондонской Национальной галерее. "Прекрасная садовница" (La Belle Jardiniere) датирована 1507 годом. Картина находится в Лувре (Париж). Дева Мария на картине сидит в саду, держа младенца Христа. На одно колено присёл Иоанн Креститель. Картина Рафаэля "Святое семейство с агнцем" (Sacra Famiglia con l'agnello) датирована 1507 годом. На картине изображены Дева Мария, святой Иосиф и младенец Иисус, сидящий верхом на ягнёнке. Картина в настоящее время находится в мадридском музее Прадо. Картина "Святое семейство Каниджиани" (Sacra Famiglia Canigiani) написана Рафаэлем в 1507 году для флорентийца Доменико Каниджиани. На картине изображены святой Иосиф, святая Елизавета с сыном Иоанном Крестителем и Дева Мария с сыном Иисусом. Картина находится в Мюнхене (Старая пинакотека). Картина Рафаэля "Мадонна Бриджуотер" (Madonna Bridgewater) датирована 1507 годом и названа так потому, что находилась в усадьбе Bridgewater в Великобритании. Сейчас картина находится Эдинбурге (Национальная галерея Шотландии). "Мадонна Колонна" (Madonna Colonna) датирована 1507 годом и названа по имени владельцев из итальянского семейства Колонна. Сейчас картина находится в Берлинской картинной галерее. "Мадонна Эстерхаци" (Madonna Esterhazy) датирована 1508 годом и названа по имени владельцев из итальянского семейства Эстерхаци. На картине изображена Дева Мария с младенцем Иисусом на руках и сидящий Иоанн Креститель. Сейчас картина находится в Будапеште (Музей изобразительных искусств). "Большая Мадонна Коупера" (Grande Madonna Cowper) написана в 1508 году. Как и "Малая Мадонна Коупера", картина находится в Вашингтоне (Национальная галерея искусства). "Мадонна Темпи" (Madonna Tempi) написана в 1508 году, названа по имени владельцев, флорентийской семьи Темпи. Сейчас картина находится в Мюнхене (Старая пинакотека). "Мадонна Темпи" - одна из немногих картин Рафаэля флорентийского периода, в которой не чувствуется влияния Леонардо да Винчи. "Мадонна делла Торре" (Madonna della Torre) написана в 1509 году. Сейчас картина находится в Лондонской Национальной галерее. "Мадонна Альдобрандини" (Madonna Aldobrandini) датирована 1510 годом. Картина названа по имени владельцев - семейства Альдобрандини. Сейчас картина находится в Лондонской Национальной галерее. "Мадонна в голубой диадеме" (Madonna del Diadema blu) датирована 1510-1511 годами. На картине Дева Мария одной рукой приподнимает завесу над спящим Иисусом, другой рукой обнимая Иоанна Крестителя. Картина находится в Париже (Лувр). "Мадонна Альба" (Madonna d'Alba) датирована 1511 годом. Картина получила название по имени владелицы - герцогини Альба. "Мадонна Альба" долгое время принадлежала Эрмитажу, однако в 1931 году была продана за рубеж и сейчас находится в Национальной галерее искусства в Вашингтоне. "Мадонна с вуалью" (Madonna del Velo) датирована 1511-1512 годами. Картина находится в Музее Конде во французском городе Шантийи. "Мадонна из Фолиньо" (Madonna di Foligno) датирована 1511-1512 годами. Картина названа по названию итальянского города Фолиньо, где она находилась. Сейчас картина находится в Ватиканской пинакотеке. Эта картина была написана Рафаэлем по заказу Сигизмондо де Конти, секретаря Папы Римского Юлия II. Сам заказчик изображен на картине справа, он стоит на коленях перед Девой Марией и Христом, окруженными ангелами. Рядом с Сигизмондо де Конти стоят святой Иероним и его ручной лев. Слева Иоанн Креститель и коленопреклонённый Франциск Ассизский. "Мадонна с канделябрами" (Madonna dei Candelabri) датирована 1513-1514 годами. На картине изображены Дева Мария с младенцем Христом в окружении двух ангелов. Картина находится в Художественном музее Уолтерса в Балтиморе (США). "Сикстинская Мадонна" (Madonna Sistina) датирована 1513-1514 годами. На картине изображена Дева Мария с младенцем Христом на руках. Слева от Богоматери Папа Римский Сикст II, справа - святая Варвара. "Сикстинская Мадонна" находится в Галерее старых мастеров в Дрездене (Германия). "Мадонна дель Импанната" (Madonna dell'Impannata) датирована 1513-1514 годами. На картине изображена Дева Мария с младенцем Христом на руках. Рядом с ними - святая Елизавета и святая Екатерина. Справа - Иоанн Креститель. Картина находится в Галерее Палатина во Флоренции. "Мадонна в кресле" (Madonna della Seggiola) датирована 1513-1514 годами. На картине изображены Дева Мария с младенцем Христом на руках и Иоанн Креститель. Картина находится в Галерее Палатина во Флоренции. "Мадонна в шатре" (Madonna della Tenda) написана в 1513-1514 годах. Название картине дано из-за шатра, где находятся Дева Мария с младенцем Христом и Иоанн Креститель. Картина находится в Старой пинакотеке в Мюнхене (Германия). "Мадонна с рыбой" (Madonna del Pesce) написана в 1514 году. На картине изображена Дева Мария с младенцем Христом, святой Иероним с книгой, а также Архангел Рафаил и Товия (персонаж Книги Товита, которому Архангел Рафаил даровал чудесную рыбу). Картина находится мадридском Музее Прадо. "Прогулка Мадонны" (Madonna del Passeggio) датирована 1516-1518 годами. На картине изображены Дева Мария, Христос, Иоанн Креститель и неподалеку от них святой Иосиф. Картина находится в Национальной галерее Шотландии (Эдинбург). Картина Рафаэля "Святое семейство Франциска I" (Sacra Famiglia di Francesco I) датирована 1518 годом и названа в честь владельца - короля Франции Франциска I, сейчас картина находится в Лувре. На картине изображены Дева Мария с младенцем Христом, святой Иосиф, святая Елизавета с сыном - Иоанном Крестителем. Позади - фигуры двух ангелов. Картина Рафаэля "Святое семейство под дубом" (Sacra Famiglia sotto la quercia) датирована 1518 годом, на ней изображены Дева Мария с младенцем Христом, святой Иосиф и Иоанн Креститель. Картина находится в мадридском Музее Прадо. "Мадонна с розой" (Madonna della Rosa) датирована 1518 годом. На картине изображены Дева Мария с младенцем Христом, который принимает от Иоанна Крестителя пергамент с надписью "Agnus Dei" (Агнец Божий). Позади всех - святой Иосиф. На столе лежит роза, котрая и дала название картине. Картина находится в мадридском Музее Прадо. Картина "Малое святое семейство" (Piccola Sacra Famiglia) датирована 1518-1519 годами. Картина, изображающая Деву Марию с Христом и святую Елизавету с Иоанном Крестителем, названа "Малым святым семейством", чтобы отличать её от также находящейся в Лувре картины "Большое святое семейство" ("Святое семейство Франциска I").

 

alexsanyabr.blogspot.com

Картина «Сикстинская Мадонна» Рафаэля Санти. Описание картины, история создания

Художник: Рафаэль Санти Название картины: «Сикстинская мадонна» Картина написана: 1513—1514 г. Холст, масло. Размер: 265 × 196 см

Рафаэль Санти – один из немногих художников, кто был счастлив, имел в молодом возрасте множество заказов, славу и почет. Отец его во всем поддерживал и даже давал уроки живописи, а Рафаэль внимал всем тонкостям искусства. Некоторое время молодой художник провел во Флоренции, где совершенствовал свой талант. На примерах великого Да Винчи он учился изображать движение, а работах Микеланджело искал пластичное спокойствие. Помимо этого, любил писать мадонн – известно около 15 изображений святых, принадлежащих кисти Санти.

Самая знаменитая из них – «Сикстинская мадонна», по разным предположениям, была написана с 1512 по 1513 год, а с середины 18 века картина находится в Дрездене.

Огромное по своим размером полотно было новаторским в искусстве Высокого Возрождения, поскольку материалом для него послужило не дерево, а холст. С этой рафаэлевской Мадонной связано множество слухов и домыслов. Начинаются они с того, что папа Юлий II заказывал это полотно для своей гробницы, и с него написан Сикст, а для образа святой Варвары позировала племянница главы католической церкви. Зачитавшие до дыр «Код Да Винчи» люди доказывают, что желуди, которыми украшена риза Сикста, прямее некуда намекают на папу Юлия (делла Ровере – фамилия церковника и означает «дуб»).

Еще одна легенда о «Сикстинской мадонне» повествует, что покровителями церкви в Пьяченце, где первоначально находилась картина, были святые Сикст и Варвара. Когда холст оказался в Дрездене, к нему началось паломничество русских живописцев, которые и «раскрутили» картину среди отечественного светского общества. Одних отзывов Карамзина, Жуковского, Белинского, Репина, Достоевского, Фета и Пушкина достаточно, чтобы считать эту Мадонну (причем, совершенно справедливо) шедевром творчества Рафаэля.

Чем же так популярна и так загадочна эта картина? Холст презентует Мадонну с младенцем на руках, у ног которой склонились папа Сикст и мученица Варвара, смотрящие на восхождение Бога. Композиция картины продумана очень тщательно – занавес вместе со всеми фигурами образует треугольник. Образ Мадонны подчеркнуто простой, а херувимчики, что задумались о своем, заставляют лишь умиляться. Такой композиционный прием называется алтарным, и Рафаэль использовал его неспроста. Картина ранее находилась в церкви, так что вид на нее открывался сразу, когда человек заходил в храм.

Ни один живописец Ренессанса не использовал в своих работах психологические приемы, в таком количестве, как это делал Рафаэль Санти. Его Мадонна имеет со зрителем духовный контакт – она словно заглядывает в вашу душу и позволяет заглянуть в свою. Брови женщины чуть приподняты, а глаза широко раскрыты – она производит впечатление человека, который познал все истины мира. Мадонне заранее известна судьба ее сына, розовощекого младенца, не по-детски серьезно и прозорливо взирающего на мир с рук матери. Основное отличие «Сикстинской мадонны» от остальных творений Рафаэля в том, что она наделена душевными переживаниями.

Все движения и жесты на этом полотне многозначны. Мадонна одновременно идет вперед, и в то же время вы думаете, что она стоит на месте, а ее парящая фигура кажется не бестелесной, а вполне реальной и живой. Младенец Христос одновременно и дар людям, и порыв материнского инстинкта – об это можно судить по движению ее рук.

Картина поражает выверенным, линейным и пространственным объемом. Он придает ей такое величие, что некоторые считают данное произведение искусства иконой, все фигуры которой уравновешены. Если вы внимательно присмотритесь к Сиксту, то увидите, что он тяжелее Варвары и находится ниже. Зато занавес над головой у мученицы массивнее – так Рафаэль достигает баланса.

Искусствоведы говорят, что у Мадонны Рафаэля нет святости. Ее голова не обрамлена нимбом, одежды просты, а ноги босы, младенец расположен на руках так, как его держат сельские жительницы. Святость этой Мадонны совершенно в ином – босоногую женщину встречают как царицу: могущественный глава католической церкви превратился рядом с ней с сморщенного старичка, а пухлые херувимы – в обычных детей. Святая Варвара, облаченная в роскошные одежды, на фоне Мадонны выглядит как простая девушка. Облака так же подчеркивают святость женщины, поскольку она по ним парит.

Это действие – лишь часть того движения, которое наполняет всю картину Рафаэля. Полотно озарено свечением, которое льется откуда-то изнутри, причем свет находится в разных углах. Темный фон облаков создает ощущение грозы.

Цветовая гамма картины гармонично вплетает в себя различные оттенки. Зеленый занавес и зеленая накидка Варвары, расшитая золотом одежда папы, сине-красный наряд Мадонны и пастельные оттенки тел на фоне грязно-серых облаков создают предчувствие чего-то монументального.

Многих исследователей, как и тех, кто хоть раз увидел «Сикстинскую мадонну» начинает беспокоить вопрос о том, с кого же Санти писал ее. Существует несколько версий о прототипе рафаэлевской святой. Одни исследователи считают, что ее безответно любил художник. Другая гипотеза более интересна, и рассказывает о страсти 17-летней дочери булочника Маргарите Лути, которая не устояла перед интересным, богатым и знаменитым мужчиной. Причем, в том, что она отдалась мастеру, были и корыстные мотивы – за ночные утехи с художником девушка получила дорогое ожерелье.

Так это или нет, мы не узнаем никогда. Известно лишь одно: каждому мужчине свойственно искать в женщине ангела, и, не будь Маргариты, не было бы «Сикстинской мадонны». История знает множество примеров тому, что роковые женщины были музами деятелей искусства, а с соблазнительницы ставали моделями для гениев. Скульптуру Венеры Милосской создавали с гетеры Фрины, а Джоконда – любовница ДаВинчи. Что говорить о художниках, если футуриста Маяковского устраивал «тройственный союз» с семейством Брик?

Мы не вправе судить гениев, ведь Бог не дал большинству из людей и малой толики их таланта. Мы можем лишь наслаждаться произведениями искусства, что овеяны множеством легенд.

Рафаэль «Сикстинская Мадонна» Художник: Рафаэль Санти Название картины: «Сикстинская мадонна» Картина написана: 1513—1514 г. Холст, масло. Размер: 265 × 196 см

Рафаэль Санти – один из немногих художников, кто был счастлив, имел в молодом возрасте множество заказов, славу и почет. Отец его во всем поддерживал и даже давал уроки живописи, а Рафаэль внимал всем тонкостям искусства. Некоторое время молодой художник провел во Флоренции, где совершенствовал свой талант. На примерах великого Да Винчи он учился изображать движение, а работах Микеланджело искал пластичное спокойствие. Помимо этого, любил писать мадонн – известно около 15 изображений святых, принадлежащих кисти Санти.

Самая знаменитая из них – «Сикстинская мадонна», по разным предположениям, была написана с 1512 по 1513 год, а с середины 18 века картина находится в Дрездене.

Огромное по своим размером полотно было новаторским в искусстве Высокого Возрождения, поскольку материалом для него послужило не дерево, а холст. С этой рафаэлевской Мадонной связано множество слухов и домыслов. Начинаются они с того, что папа Юлий II заказывал это полотно для своей гробницы, и с него написан Сикст, а для образа святой Варвары позировала племянница главы католической церкви. Зачитавшие до дыр «Код Да Винчи» люди доказывают, что желуди, которыми украшена риза Сикста, прямее некуда намекают на папу Юлия (делла Ровере – фамилия церковника и означает «дуб»).

Еще одна легенда о «Сикстинской мадонне» повествует, что покровителями церкви в Пьяченце, где первоначально находилась картина, были святые Сикст и Варвара. Когда холст оказался в Дрездене, к нему началось паломничество русских живописцев, которые и «раскрутили» картину среди отечественного светского общества. Одних отзывов Карамзина, Жуковского, Белинского, Репина, Достоевского, Фета и Пушкина достаточно, чтобы считать эту Мадонну (причем, совершенно справедливо) шедевром творчества Рафаэля.

Чем же так популярна и так загадочна эта картина? Холст презентует Мадонну с младенцем на руках, у ног которой склонились папа Сикст и мученица Варвара, смотрящие на восхождение Бога. Композиция картины продумана очень тщательно – занавес вместе со всеми фигурами образует треугольник. Образ Мадонны подчеркнуто простой, а херувимчики, что задумались о своем, заставляют лишь умиляться. Такой композиционный прием называется алтарным, и Рафаэль использовал его неспроста. Картина ранее находилась в церкви, так что вид на нее открывался сразу, когда человек заходил в храм.

Ни один живописец Ренессанса не использовал в своих работах психологические приемы, в таком количестве, как это делал Рафаэль Санти. Его Мадонна имеет со зрителем духовный контакт – она словно заглядывает в вашу душу и позволяет заглянуть в свою. Брови женщины чуть приподняты, а глаза широко раскрыты – она производит впечатление человека, который познал все истины мира. Мадонне заранее известна судьба ее сына, розовощекого младенца, не по-детски серьезно и прозорливо взирающего на мир с рук матери. Основное отличие «Сикстинской мадонны» от остальных творений Рафаэля в том, что она наделена душевными переживаниями.

Все движения и жесты на этом полотне многозначны. Мадонна одновременно идет вперед, и в то же время вы думаете, что она стоит на месте, а ее парящая фигура кажется не бестелесной, а вполне реальной и живой. Младенец Христос одновременно и дар людям, и порыв материнского инстинкта – об это можно судить по движению ее рук.

Картина поражает выверенным, линейным и пространственным объемом. Он придает ей такое величие, что некоторые считают данное произведение искусства иконой, все фигуры которой уравновешены. Если вы внимательно присмотритесь к Сиксту, то увидите, что он тяжелее Варвары и находится ниже. Зато занавес над головой у мученицы массивнее – так Рафаэль достигает баланса.

Искусствоведы говорят, что у Мадонны Рафаэля нет святости. Ее голова не обрамлена нимбом, одежды просты, а ноги босы, младенец расположен на руках так, как его держат сельские жительницы. Святость этой Мадонны совершенно в ином – босоногую женщину встречают как царицу: могущественный глава католической церкви превратился рядом с ней с сморщенного старичка, а пухлые херувимы – в обычных детей. Святая Варвара, облаченная в роскошные одежды, на фоне Мадонны выглядит как простая девушка. Облака так же подчеркивают святость женщины, поскольку она по ним парит.

Это действие – лишь часть того движения, которое наполняет всю картину Рафаэля. Полотно озарено свечением, которое льется откуда-то изнутри, причем свет находится в разных углах. Темный фон облаков создает ощущение грозы.

Цветовая гамма картины гармонично вплетает в себя различные оттенки. Зеленый занавес и зеленая накидка Варвары, расшитая золотом одежда папы, сине-красный наряд Мадонны и пастельные оттенки тел на фоне грязно-серых облаков создают предчувствие чего-то монументального.

Многих исследователей, как и тех, кто хоть раз увидел «Сикстинскую мадонну» начинает беспокоить вопрос о том, с кого же Санти писал ее. Существует несколько версий о прототипе рафаэлевской святой. Одни исследователи считают, что ее безответно любил художник. Другая гипотеза более интересна, и рассказывает о страсти 17-летней дочери булочника Маргарите Лути, которая не устояла перед интересным, богатым и знаменитым мужчиной. Причем, в том, что она отдалась мастеру, были и корыстные мотивы – за ночные утехи с художником девушка получила дорогое ожерелье.

Так это или нет, мы не узнаем никогда. Известно лишь одно: каждому мужчине свойственно искать в женщине ангела, и, не будь Маргариты, не было бы «Сикстинской мадонны». История знает множество примеров тому, что роковые женщины были музами деятелей искусства, а с соблазнительницы ставали моделями для гениев. Скульптуру Венеры Милосской создавали с гетеры Фрины, а Джоконда – любовница ДаВинчи. Что говорить о художниках, если футуриста Маяковского устраивал «тройственный союз» с семейством Брик?

Мы не вправе судить гениев, ведь Бог не дал большинству из людей и малой толики их таланта. Мы можем лишь наслаждаться произведениями искусства, что овеяны множеством легенд.

5sec.info

Картина «Мадонна с младенцем» (Мадонна Литта) Леонардо да Винчи. Описание картины

Эта картина Леонардо да Винчи относится к числу произведений, с появлением которых ознаменовался новый этап в искусстве ренессанса – утверждение стиля Высокого Возрождения. Изображённая на полотне прекрасная женщина, кормящая младенца, является олицетворением материнской любви как величайшей человеческой ценности. Картина названа по фамилии своего прежнего владельца - герцога Антуанна Литта.

Краткая история создания

Вокруг одного из самых прекрасных изображений Богоматери с Младенцем до сих пор не утихают споры, главной темой которых является авторство Леонардо. Некоторые искусствоведы склонны считать её плодом работы учеников маэстро (за исключением лица Богоматери, принадлежность которого кисти Леонардо мало кто решается отрицать). Дата создания картины также доподлинно неизвестна. Согласно официальной версии её принято относить к миланскому периоду жизни Да Винчи. Однако существуют мнения и о более поздних датировках, относящихся к периоду проживания Леонардо в Риме.

Описание и анализ

Картина «Мадонна с младенцем» относится к прославленным шедеврам эрмитажного собрания, вызывающим неизменный восторг и благоговение зрителей. Композиция картины уравновешенна и лаконична. Фигуры Марии и младенца Христа моделированы при помощи тончайшей светотени. В проёмах симметрично расположенных окон взгляду зрителя открывается горный пейзаж, как бы напоминая о гармонии всего мироздания. Так называемая Мадонна Литта изображена мастером задумчивой и серьёзной женщиной. У неё излюбленный художником тип красоты – высокий, чистый лоб, несколько удлинённый нос, рот с едва приподнятыми уголками губ (знаменитая «леонардовская улыбка») и чуть рыжеватые волосы. Этот образ является воплощением идеально прекрасной женщины. При этом он не является бесстрастным. Однако все чувства, переживаемые изображённой на картине женщиной, глубоко спрятаны художником, чтобы не нарушать ясную гармоничность её облика. Они слегка проявляются лишь в выражении затаённой грусти и в скользящей таинственной полуулыбке. Изображенный младенец тоже выглядит грустным и не по возрасту серьёзным. Златокудрый малыш рассеянно смотрит на зрителя, придерживая правой рукой грудь матери. В его левой руке изображена птичка-щегол – символ христианской души. Фигура мадонны изображена таким образом, что её контуры чётко вырисовываются на фоне стены. Освещение женского силуэта вопреки обычной логике идет не из окон, расположенных симметрично сзади, а откуда-то спереди и слева, мягко моделируя лица и тела.

Основным смыслом произведения, как и в прежних работах мастера, остается человечность, уважение к подлинным глубоким чувствам. Мать кормит своего ребенка грудью, устремив на него задумчивый, полный нежности взгляд. Младенец, переполняемый здоровой жизненной энергией, вертится у неё на руках, перебирая ножками. Он похож на мать своей смуглостью и золотистым цветом волос. Женщина любуется малышом, погрузившись в свои мысли, сосредоточив на нем всю силу своих чувств. В изображении мадонны и младенца художником достигнута исключительная выразительность.

Однако если проанализировать, каким образом Леонардо добивается этой выразительности, то можно убедиться, что маэстро использует довольно обобщённые и лаконичные способы изображения. Лицо мадонны повернуто в профиль. Зритель видит только один глаз, при этом зрачок его не вырисован. Губы также нельзя назвать явно улыбающимися, на улыбку намекает только тень в углу рта. В то же время сам наклон головы, тени, скользящие по лицу, слегка угадывающийся взгляд создают то неповторимое ощущение одухотворенности, которое Леонардо так любил и умел изображать. Завершая этап длительных исканий в искусстве Возрождения, художник на основе точного воплощения видимого создаёт наполненный поэзией образ, в котором отброшено все случайное и мелкое и оставлены те черты, которые создают возвышенное и волнующее представление о человеке. Таким образом, мастер сводит воедино разрозненные усилия своих предшественников и современников и, значительно опережая их, поднимает итальянское искусство на новый уровень.

В Эрмитаже хранятся две работы Леонардо с изображением Богоматери – «Мадонна Литта» и «Мадонна Бенуа». Некоторые художественные критики и искусствоведы склонны полагать, что эти две знаменитые картины тесно связаны между собой. На эту тему существует несколько мнений. Согласно одной из теорий, автором которой является старший научный сотрудник Эрмитажа Михаил Аникин, «мадонна Бенуа» иллюстрирует божественную природу Иисуса Христа, в то время как «Мадонна Лита» должна рассматриваться как отображение человеческой сущности Христа. Эта парность двух шедевров является иллюстрацией к утверждению христианской церкви о том, что в Христе соединены Божественное и человеческое начала. В качестве подтверждения этой версии можно рассматривать отсутствие нимбов, символизирующих божественное начало, вокруг голов Марии и младенца в «Мадонне Литта», в то время как они присутствуют в «Мадонне Бенуа». Данная интерпретация взаимосвязи двух картин могла бы являться также безусловным доказательством авторства Леонардо, поскольку в принадлежности его кисти «Мадонны Бенуа» искусствоведы не сомневаются.

Отдельного упоминания заслуживает пейзаж, которому Леонардо всегда отводит в своих произведениях особую роль. И при сопоставлении двух картин он также может рассматриваться как подтверждение их парности. Если в «Мадонне Бенуа» зритель наслаждается кристальной чистотой и ясностью неба, то в «Мадонне Литта» художник изобразил горный пейзаж, символизирующий красоту земного мира.

Предлагаемая теория о взаимосвязи двух знаменитых картин Леонардо не снискала единодушного признания, однако в любом случае она интересна тем, что позволяет совершенно по-новому взглянуть на давно ставшие известными великие произведения искусства.

Л. Винчи «Мадонна с младенцем»

Эта картина Леонардо да Винчи относится к числу произведений, с появлением которых ознаменовался новый этап в искусстве ренессанса – утверждение стиля Высокого Возрождения. Изображённая на полотне прекрасная женщина, кормящая младенца, является олицетворением материнской любви как величайшей человеческой ценности. Картина названа по фамилии своего прежнего владельца - герцога Антуанна Литта.

Краткая история создания

Вокруг одного из самых прекрасных изображений Богоматери с Младенцем до сих пор не утихают споры, главной темой которых является авторство Леонардо. Некоторые искусствоведы склонны считать её плодом работы учеников маэстро (за исключением лица Богоматери, принадлежность которого кисти Леонардо мало кто решается отрицать). Дата создания картины также доподлинно неизвестна. Согласно официальной версии её принято относить к миланскому периоду жизни Да Винчи. Однако существуют мнения и о более поздних датировках, относящихся к периоду проживания Леонардо в Риме.

Описание и анализ

Картина «Мадонна с младенцем» относится к прославленным шедеврам эрмитажного собрания, вызывающим неизменный восторг и благоговение зрителей. Композиция картины уравновешенна и лаконична. Фигуры Марии и младенца Христа моделированы при помощи тончайшей светотени. В проёмах симметрично расположенных окон взгляду зрителя открывается горный пейзаж, как бы напоминая о гармонии всего мироздания. Так называемая Мадонна Литта изображена мастером задумчивой и серьёзной женщиной. У неё излюбленный художником тип красоты – высокий, чистый лоб, несколько удлинённый нос, рот с едва приподнятыми уголками губ (знаменитая «леонардовская улыбка») и чуть рыжеватые волосы. Этот образ является воплощением идеально прекрасной женщины. При этом он не является бесстрастным. Однако все чувства, переживаемые изображённой на картине женщиной, глубоко спрятаны художником, чтобы не нарушать ясную гармоничность её облика. Они слегка проявляются лишь в выражении затаённой грусти и в скользящей таинственной полуулыбке. Изображенный младенец тоже выглядит грустным и не по возрасту серьёзным. Златокудрый малыш рассеянно смотрит на зрителя, придерживая правой рукой грудь матери. В его левой руке изображена птичка-щегол – символ христианской души. Фигура мадонны изображена таким образом, что её контуры чётко вырисовываются на фоне стены. Освещение женского силуэта вопреки обычной логике идет не из окон, расположенных симметрично сзади, а откуда-то спереди и слева, мягко моделируя лица и тела.

Основным смыслом произведения, как и в прежних работах мастера, остается человечность, уважение к подлинным глубоким чувствам. Мать кормит своего ребенка грудью, устремив на него задумчивый, полный нежности взгляд. Младенец, переполняемый здоровой жизненной энергией, вертится у неё на руках, перебирая ножками. Он похож на мать своей смуглостью и золотистым цветом волос. Женщина любуется малышом, погрузившись в свои мысли, сосредоточив на нем всю силу своих чувств. В изображении мадонны и младенца художником достигнута исключительная выразительность.

Однако если проанализировать, каким образом Леонардо добивается этой выразительности, то можно убедиться, что маэстро использует довольно обобщённые и лаконичные способы изображения. Лицо мадонны повернуто в профиль. Зритель видит только один глаз, при этом зрачок его не вырисован. Губы также нельзя назвать явно улыбающимися, на улыбку намекает только тень в углу рта. В то же время сам наклон головы, тени, скользящие по лицу, слегка угадывающийся взгляд создают то неповторимое ощущение одухотворенности, которое Леонардо так любил и умел изображать. Завершая этап длительных исканий в искусстве Возрождения, художник на основе точного воплощения видимого создаёт наполненный поэзией образ, в котором отброшено все случайное и мелкое и оставлены те черты, которые создают возвышенное и волнующее представление о человеке. Таким образом, мастер сводит воедино разрозненные усилия своих предшественников и современников и, значительно опережая их, поднимает итальянское искусство на новый уровень.

В Эрмитаже хранятся две работы Леонардо с изображением Богоматери – «Мадонна Литта» и «Мадонна Бенуа». Некоторые художественные критики и искусствоведы склонны полагать, что эти две знаменитые картины тесно связаны между собой. На эту тему существует несколько мнений. Согласно одной из теорий, автором которой является старший научный сотрудник Эрмитажа Михаил Аникин, «мадонна Бенуа» иллюстрирует божественную природу Иисуса Христа, в то время как «Мадонна Лита» должна рассматриваться как отображение человеческой сущности Христа. Эта парность двух шедевров является иллюстрацией к утверждению христианской церкви о том, что в Христе соединены Божественное и человеческое начала. В качестве подтверждения этой версии можно рассматривать отсутствие нимбов, символизирующих божественное начало, вокруг голов Марии и младенца в «Мадонне Литта», в то время как они присутствуют в «Мадонне Бенуа». Данная интерпретация взаимосвязи двух картин могла бы являться также безусловным доказательством авторства Леонардо, поскольку в принадлежности его кисти «Мадонны Бенуа» искусствоведы не сомневаются.

Отдельного упоминания заслуживает пейзаж, которому Леонардо всегда отводит в своих произведениях особую роль. И при сопоставлении двух картин он также может рассматриваться как подтверждение их парности. Если в «Мадонне Бенуа» зритель наслаждается кристальной чистотой и ясностью неба, то в «Мадонне Литта» художник изобразил горный пейзаж, символизирующий красоту земного мира.

Предлагаемая теория о взаимосвязи двух знаменитых картин Леонардо не снискала единодушного признания, однако в любом случае она интересна тем, что позволяет совершенно по-новому взглянуть на давно ставшие известными великие произведения искусства.

5sec.info

"Мадонна Литта" Леонардо да Винчи. Необычные детали шедевра

Леонардо да Винчи. Мадонна Литта. 1490-1491 гг. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. 

Мадонна Литта. Любящая мать держит своё дитя. Который сосет грудь. Дева Мария красива. Младенец поразительно похож на мать. Серьёзным взглядом он смотрит на нас.

Картина небольшая, всего 42 x 33 см. Но она поражает своей монументальностью. Маленькое пространство картины вмещает в себя что-то очень важное. Чувство, что присутствуешь при событии, которое не подвластно времени.

Эта картина отличается не только величественностью. Но и своими деталями.

Обратили ли вы внимание, что младенец держит птичку в руке? Что вырезы для кормления на платье Мадонны были зашиты. И в спешке один из них был распорот? Заметили ли вы, как необычно освещаются герои? И почему Леонардо не проработал всех деталей картины?

У Леонардо да Винчи нет ничего лишнего. Каждая деталь имеет свой смысл. Его картины важно “читать”. Этим мы сейчас и займёмся.

1. Освещение на картине, как на фреске “Тайная вечеря”

Мадонна стоит на фоне двух арочных окон. Через которые виднеется пейзаж. Голубые горные хребты и небо. Но функции освещения эти окна не несут. На Мадонну падает свет от неяркого источника откуда-то спереди слева.

Подобное освещение Леонардо уже однажды использовал в другом своём шедевре. В “Тайной вечери”.

Леонардо да Винчи. Тайная вечеря. 1495-1498 гг. Монастырь Санта-Мария-делле-Грация, Милан

Здесь мы тоже видим голубой горный пейзаж. Свет падает на фигуры Христа и апостолов также откуда-то слева. Как будто из окон трапезной монастыря, в которой находится роспись. Леонардо создал такую иллюзию, чтобы фреска гармонично вписывалась в пространство.

Возможно, того же эффекта он добивался и в “Мадонне Литта”. С учётом помещения, в котором она должна была висеть.

2. Леонардо НЕ проработал все детали картины

Обратите внимание, как тщательно проработаны лица героев на картине. При этом плащ Мадонны написан грубее. Вспомните, как тщательно прорисовывали каждую складку художники Эпохи Возрождения. Не удивительно, что возникли домыслы.

Якобы Леонардо в очередной раз не хватило терпения завершить работу. Еще до сих пор популярна версия, что ему помогал кто-то из учеников. Лица написал Леонардо. А вот все остальное, худшего качества, написал другой человек.

Я уверена, что работа принадлежит полностью кисти Леонардо. Просто он в очередной раз “забежал вперёд”.

Сделав разную степень проработки, он раставил акценты. Чтобы зрение зрителя “выхватывало” из пространства картины самое главное. Лица Мадонны и младенца.

После Леонардо к этому эффекту придёт Рембрандт. Иногда он оставлял часть работы незавершённой. “Картина закончена, как только художник осуществил в ней своё намерение”, говорил мастер.

Рембрандт. Портрет Яна Сикса. 1654 г. Коллекция Сикса, Амстердам. Wikimedia.commons.org

Посмотрите на неожиданный для 17 века импрессионизм Рембрандта. Одежда заказчика написана толстыми, быстрыми мазками. Для Голландии, которая славилась тщательностью в деталях, это было слишком революционно. Рембрандта не понимали.

А представьте, насколько был непонятым Леонардо. Который прибегал к таким эффектам на полтора столетия раньше. Может быть зря многие его работы считаются незавершёнными? Может они были задуманы такими?

3. Прототип Мадонны Литта был создан за 13 столетий до Леонардо

Был ли Леонардо первым в изображении Мадонны, кормящей грудью? На самом деле подобный образ встречается ещё на раннехристианских фресках. В Римских катакомбах.

До официального признания христианства верующие вынуждены были скрывать свою религию. Были вырыты подземные помещения. В них хоронили христианских мучеников и первых Римских Пап. Там же проходили богослужения. А стены подземелья покрывались фресками на библейские сюжеты.

У меня нет сомнений, что Леонардо был в этих катакомбах. Их вновь открыли при его жизни.

Неизвестный мастер. Мадонна с младенцем. Катакомбы святой Присцилы, Рим

Дева Мария на одной из стен катакомб очень похожа на Мадонну Литту. Много совпадений. То, как мать держит ребёнка. Как ребёнок сосет грудь и смотрит в сторону зрителей. Даже наклон головы Мадонны такой же.

А рядом стоит святой Иоанн Креститель и указывает пальцем на звезду. Его жест похож на жест со знаменитой картины Леонардо “Иоанн Креститель”. Если обе картины поставить рядом, то как раз получается роспись из Римских катакомб.

4. Разорванные стежки на груди Мадонны, как символ милосердия

Самая необычная деталь картины. На которую редко кто обращает внимание. На платье Мадонны – два выреза для кормления грудью. Они были аккуратно зашиты. Что видно по разрезу на левой груди.

Однако стежки на правой груди разорваны. Что бы это значило? Не может же мать каждый раз после кормления зашивать вырезы. А перед кормлением их разрывать. Напрашивается только один вывод.

Мадонна планировала отлучить ребёнка от груди. Поэтому вырезы за ненадобностью были зашиты. Однако она не устояла перед плачем ребёнка. Который просил маминого молока. В спешке стежки были разорваны. И дитя припало к груди.

Зачем же Леонардо добавляет такую деталь? Почему бы не изобразить обычный процесс кормления. Без предшествующей маленькой драмы?

Примерно с 1300 года знатные дамы прекратили кормить детей грудью. Нанимая кормилиц. А кто победнее обходился коровьим молоком. Так как в моду вошли “неиспользованные”, упругие груди.

Поэтому не случайно в 14 веке старшие современники Леонардо начали изображать образ Мадонны Млекопитательницы. Сами вскормленные в лучшем случае молоком кормилицы, они идеализировали образ кормящей родной матери.

Амброджио Лоренцетти. Мадонна Млекопитательница. 14 век. Национальная Пинакотека в Сиене, Италия

Леонардо скорее всего мать кормила грудью. Ведь она была девушкой из низшего сословия, крестьянкой.

Но он пережил другую травму. В 3 года он был разлучен с матерью. Знатный отец пожелал видеть своего незаконнорождённого сына рядом с собой.

Несомненно, эта детская травма повлияла на Леонардо. Поэтому он с таким трепетом изображает образ матери. Матери милосердной и любящей.

5. Щеглёнок. Иллюзия улыбки. Отсутствие нимбов.

Немало и других необычных деталей в “Мадонне Литта”. Щеглёнок в руке младенца. Эта птичка символизирует христианскую душу.

Вам кажется, что Мадонна улыбается? На самом деле нет. Это иллюзия за счёт тени в уголке губ.

Леонардо да Винчи. Мадонна Литта (фрагмент). 1490-1491 гг. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

А ещё обратите внимание, что над Мадонной и младенцем нет нимбов. Если заказчики не настаивали на их изображении, то Леонардо предпочитал писать святых без них.

Он был гуманистом. Возвеличивающим человека. И в святых ему также была интересна больше их человеческая, нежели божественная сторона.

О другом шедевре Леонардо да Винчи читайте в статье:

“Мона Лиза. Загадка Джоконды, о которой мало говорят”

Проверьте свои знания, пройдя онлайн-тест «Мастера Эпохи Возрождения».

Автор: Оксана Копенкина

Facebook

Twitter

Мой мир

Вконтакте

Одноклассники

Google+

Pinterest

Похожее

arts-dnevnik.ru

Мадонны Рафаэля: «чистейшей прелести чистейший образец»

Рафаэль Санти — один из самых прославленных художников в истории изобразительного искусства. Его называли божественным и вечно юным, принцем всех живописцев и титаном высокого Возрождения. Яркий, восприимчивый и чувствительный, он прожил лишь 37 лет, но успел создать шедевры, которые и сегодня поражают своей красотой и нежностью.

Важнейшим сюжетом для Рафаэля была Мадонна с младенцем. Художник потерял мать в раннем детстве, возможно, именно это печальное обстоятельство заставляло его на протяжении всей жизни обращаться к данной теме, искать и исследовать способы построения композиции и средства, которыми можно выразить материнскую любовь.

УРБИНО. ДЕТСТВО ГЕНИЯ

Рафаэль родился в 1483 году в Урбино в семье художника Джованни Санти. Урбино времен Возрождения — это цветущий город, важнейший центр искусств и науки. Джованни Санти, как утверждает Вазари, хоть и был живописцем небольшого таланта, но все же служил при дворе герцогов Монтефельтро, правителей Урбино, и, что самое главное, сумел разглядеть талант своего сына и начал давать ему первые уроки рисования в своей мастерской. Как отмечает все тот же Вазари, юный Рафаэль «помогал отцу писать картины, которые Джованни создал, живя в Урбино».

На фото: Урбино — родина Рафаэля

И первую Мадонну мальчик Рафаэль написал… на стене своего дома. Рафаэлю не было и десяти лет, когда умер его отец (мать умерла еще раньше), и он был отправлен в Перуджу учиться живописи у большого художника, Пьетро Перуджино. Так было исполнено желание отца.

ПЕРУДЖА. УЧЕНИК В МАСТЕРСКОЙ ХУДОЖНИКА

Рафаэль быстро учится, и в 17 лет он уже упоминается в документах как самостоятельный художник, создающий алтарный образ в городке Кастелло, что  недалеко от Перуджи. Учитель Рафаэля, Пьетро Перуджино, — один из самых важных художников своего времени.

Он работает для Лоренцо Великолепного и вместе с Боттичелли, Гирландайо, Синьорелли и другими звездами тосканской и умбрийской живописи едет в Рим расписывать Сикстинскую капеллу для самого Папы. Стиль Перуджино узнаваем и востребован. Его манера сродни музыке и поэзии, ее отличает необыкновенная гармония, уравновешенность и лиричность. Образы Перуджино всегда немного статичны, прекрасны и безмятежны. Рафаэль обладал одной особенностью: он точно улавливал настроение и стиль, наблюдал и запоминал, отбирал лучшее у своих учителей, изменяя и обогащая свой собственный стиль. При этом он никогда не копировал чужое, выдавая свое. Напротив, его работы были пронизаны необыкновенным восхищением и преклонением перед талантом вдохновлявших его художников. Первые работы Рафаэля были настолько похожи на шедевры признанного мастера Перуджино, что различить их было непростой задачей. Судите сами, справа — Мадонна Рафаэля, слева — типичная Мадонна Перуджино!

Слева: «Мадонна с младенцем» Перуджино; справа: «Мадонна Солли», Рафаэль, 1502 год

ФЛОРЕНЦИЯ. РОЖДЕНИЕ СТИЛЯ

В 1504 году Рафаэль решает переехать во Флоренцию. До него доходят слухи, что Микеланджело и Леонардо состязаются в искусстве фрески. Этот тягостный заказ для гениев, не очень-то жалующих друг друга, задумал Пьер Содерини, глава Флорентийской республики, полагая, что именно конкуренция рождает совершенство. В распоряжении каждого было по одной стене зала Большого совета в палаццо Веккьо и задание украсить ее масштабной батальной сценой, прославляющей военную мощь Флоренции.

Автопортрет Рафаэля Санти

Рафаэль взволнован, он спешит увидеть и изучить стиль самых главных творцов Италии. Юный художник прибывает во Флоренцию и первое, что поражает его до глубины души, — Давид — гигантская скульптура Микеланджело, недавно установленная на пощади Синьории. Следующие четыре года Рафаэль проведет во Флоренции. Он будет учиться, работать без устали и постигать суть великого искусства Микеланджело и Леонардо. Он будет становиться самим собой: создавать портреты современников, алтарные образы и, конечно же, нежных Мадонн.

«МАДОННА ГРАНДУКА»

За четыре года во Флоренции Рафаэль напишет более двадцати Мадонн, совершенно изменив свою манеру. «Мадонна Грандука» (Мадонна Великого герцога) станет одной из первых. Она получит свое название в память о ее владельце. Герцог Фердинанд был настолько очарован картиной, что не мог расстаться с ней ни на минуту.

«Мадонна Грандука», Рафаэль, 1504 год

Черты «Мадонны Грандука» заставляют нас вспомнить о Перуджино: Дева Мария отрешенно-грустна, прекрасна, но немного статична, между матерью и младенцем не прослеживается глубокая эмоциональная связь, лишь легкий наклон головы создает нежное и интимное настроение.

«МАДОННА С ЩЕГЛЕНКОМ» 

По мере того, как оформляется стиль художника, «взрослеют» и его Мадонны. Усложняется композиция, появляется драматизм и глубина чувств. «Мадонна со щегленком» — одна из самых известных, созданных Рафаэлем в его флорентийский период. Перед нами дивная сцена: Дева Мария с младенцем Иисусом и Иоанном Крестителем, передающим ему птичку (щегленок — традиционный символ грядущих страстей Христовых).

Слева: «Мадонна со щегленком», справа: «Прекрасная садовница», 1507

Вот, что в своих «Жизнеописаниях…» рассказывает о ней Джорджо Вазари: «Величайшая дружба связывала Рафаэля и Лоренцо Нази, для которого, только в эти дни поженившегося, он написал картину с изображением младенца Христа, стоящего у колен Богоматери, и молодого Св. Иоанна, весело протягивающего ему птичку, к величайшей радости и к величайшему удовольствию и того, и другого. Оба они образуют группу, полную какой-то ребячливой простоты и в то же время глубокого чувства, не говоря о том, что они так хорошо выполнены в цвете и так тщательно выписаны, что кажутся состоящими из живой плоти, а не сделанными при помощи красок и рисунка. Это же относится и к Богоматери с её благостным и поистине божественным выражением лица, да и в целом — и луг, и дубрава, и все прочее в этом произведении в высшей степени прекрасно. Картина эта хранилась Лоренцо Нази при жизни его с величайшим благоговением, как в память Рафаэля, бывшего его ближайшим другом, так и ради достоинства и совершенства самого произведения, которое, однако, чуть не погибло 17 ноября 1548 года, когда от обвала горы Сан-Джордже обрушился вместе с соседними домами и дом самого Лоренцо. Cын означенного Лоренцо и величайший ценитель искусства, обнаружив части картины в мусоре развалин, приказал воссоединить их как можно лучше».

«Мадонна с щегленком», фрагмент картины

И долгое время «Мадонна о щегленком» представляла собой с десяток скрепленных фрагментов, к которым не решались приблизиться реставраторы. Последняя реставрация сотворила настоящее чудо: «шрамы» картины были сглажены, а поверхность полотна, очищенная от пыли и наслоений, заиграла обновленными красками.

РАФАЭЛЬ И МИКЕЛАНДЖЕЛО

В 1504 году Микеланджело создает «Тондо Дони», шедевр, который станет для Рафаэля неисчерпаемым источником вдохновения. Живая пластика фигур и максимальная достоверность передачи движения — главные достоинства «Тондо Дони». Движение, в котором изображена Дева Мария словно закручивает композицию по спирали, придавая ей цельность, устойчивость и выразительность.

Слева: «Мадонна Каниджани», Рафаэль, 1507; справа: «Тондо Дони», Микеланджело, 1504

Порывистый и восприимчивый Рафаэль будет снова и снова цитировать элементы «Тондо Дони», обогащая и развивая свое видение. Взгляните, как усложнилась композиция его «Мадонны Каниджани», и как далеко ушел художник от своей прежней перуджиновской манеры!

РИМ. БОЖЕСТВЕННЫЙ РАФАЭЛЬ

В 1508 году Рафаэль прибывает в Рим. Его с почтением приглашает на службу Папа Юлий II, желающий отметить свое папство самыми выдающимися шедеврами, прославляющими Рим и его самого. И, действительно, в Ватикане творится невероятное: Микеланджело расписывает потолок Сикстинской капеллы, у него под боком Донато Браманте занимается перестройкой собора Святого Петра, а Рафаэль приступает к созданию фресок в Станцах, личных покоях Папы.

На фото: станцы Рафаэля

Рафаэль начнет работу малоизвестным молодым художником, а закончив ее через четыре года, станет самой яркой звездой в Риме. После смерти Браманте он получит должность главного архитектора собора Святого Петра и главного хранителя древностей всего Рима! Заказы будут сыпаться на него как из рога изобилия, он будет окружен друзьями, покровителями и прекрасными женщинами, а называть его будут «Divino Pittore» (Божественный художник).

«СИКСТИНСКАЯ МАДОННА»

Находясь на пике своей славы, Рафаэль пишет алтарный образ для бенедектинской церкви Святого Сикста в Пьяченце. Эта картина будет известна как «Сикстинская Мадонна». Именно с ней Рафаэлю удалось вознестись на небывалую высоту. Творение это ошеломительно по силе воздействия на зрителя. Распахнутый занавес являет чудесное видение: в божественном свечении Дева Мария с младенцем Иисусом на руках спускается с небес, неся миру спасение.

«Сикстинская Мадонна», 1512-1513

Перед нами предстает сама любовь. Все в этой картине: и сотни ангельских лиц, и почтительный жест Святого Сикста, и смиренный поклон Святой Варвары, и тяжелый бархат занавеса, — созданы для того, чтобы мы ни на секунду не могли отвести взгляд от лица Девы Марии. Невозможно не проникнуться ее настроением, тем, с какой готовностью она отдает людям своего сына, как она тревожится за него и с какой нежностью прижимает его к себе. О ней писал А.С. Пушкин напишет: «Одной картины я желал быть вечно зритель…»

«МАДОННА В КРЕСЛЕ»

В «Сикстинской Мадонне» Рафаэль находит верные интонации для изображения материнской любви и нежности и более не теряет этого ощущения. «Мадонна в кресле» продолжает и развивает излюбленный сюжет художника. Примечательно, что для столь высокого образа Девы Марии Рафаэлю позирует женщина низкого происхождения и низкого рода занятий. Черты «Сикстинской Мадонны» и «Мадонны в кресле» — это черты знаменитой Форнарины, римской возлюбленной Рафаэля. Говорят, он увидел ее случайно, выкупил у отца и поселил в доме, где и навещал до самой смерти.

«Мадонна в кресле», Рафаэль

Смерть художника так опечалила красавицу, что она от горя ушла в монастырь. По другой легенде, именно роковая красавица Форнарина погубила Рафаэля: ходили слухи, что он умер от венерического заболевания. После чего Форнарина вернулась к развратному образу жизни, но вскоре была насильно пострижена в монахини. Рафаэль скончался в Риме 6 апреля (в День своего рождения) 1520 года в возрасте 37 лет в зените своей славы. Похоронен в римском Пантеоне с почестями, которых не удостаивался прежде ни один художник.

Текст: Рена Махмудова

Понравился материал? Присоединяйтесь к нам на фейсбук

Поделиться с друзьями

   Вам также может понравиться   

prevnext

   с нами в pinterest   

trip-point.ru

Тайна шедевра Леонардо да Винчи «Мадонна Литта»

Гений итальянского интеллектуала и гуманиста Леонардо да Винчи универсален и загадочен. Не менее таинственна и его знаменитая картина «Мадонна Литта». Загадки начинаются с датировки полотна и заканчиваются сомнениями некоторых искусствоведов в факте авторства великого итальянского художника. Но обо всем по порядку.леонардо да винчи мадонна литта

Сюжет картины Леонардо да Винчи «Мадонна Литта»

Это распространенный богословский сюжет, посвященный Богоматери и Младенцу-Христу. Согласно раннехристианской традиции, художник показывал Марию целиком сосредоточенной на ребенке, тогда как взгляд маленького Иисуса был устремлен на зрителя. Так же композиционно решена и работа да Винчи «Мадонна Литта». Дева Мария изображена на фоне двух окон в виде арок, из которых льется голубой прозрачный свет, усиливая темный фон за ее спиной. Спереди фигура Богоматери с младенцем освещена мягким светом, источник которого расположен как бы перед изображением. Мать любовно и бережно держит, обхватив, младенца. Мальчик нежно приник к ней. Правой ручкой он обхватил материнскую грудь, а в левой - держит щегленка.

Символика полотна Леонардо да Винчи «Мадонна Литта»

Она заложена и в сюжете, и в композиции картины. Одухотворенный взгляд Богоматери подчеркнуто сконцентрирован на сыне, поскольку для нее Он является центром Вселенной. Взор младенца размыкает закрытую композицию картины. Христос глядит на зрителей и словно бы говорит: «Я всегда с вами». Такая символика присутствовала на раннехристианских фресках, найденных в римских катакомбах. Она очень впечатлила Леонардо да Винчи. «Мадонна Литта» стала результатом творческого осмысления этого символического обещания Христа человечеству, так же как и изображение процесса кормления. Бог воплотился в человека и вскормлен молоком матери. Через это кормление Он принимает и человеческую душу. И здесь знаменательной деталью видится изображение щегленка. Историкам известен тот факт, что Леонардо нередко приходил на птичий рынок, покупал и отпускал в небо птиц. Художник считал, что птичья душа через кормление копирует душу человека. Фигурка щегла на картине как бы подтверждает идею о том, что в сцене вскармливания младенца материнским молоком происходит другое таинство – духовное кормление.

Судьба великой картины

До того как художественное произведение оказалось в залах Эрмитажа, оно хранилось в коллекции миланского герцога Литта. Отсюда возникло название картины. До этого она именовалась «Мадонна с младенцем». В 1865 году герцог продал картину Эрмитажу за сто тысяч франков. Произведение было в таком плачевном состоянии, что потребовалась срочная реставрация. Картину перенесли с дерева на холст, применив уникальную технологию. Особенность восстановления полотна заключалась еще и в том, что автор при ее создании сам немало экспериментировал, создавая новые соединения красящих пигментов, смешивая масло и темперу и используя специальный клей, синтезированный из мельчайших частиц козьего пергамента и имевший кристальную прозрачность. Художник добивался точности в передаче своего замысла на полотне, поскольку был убежден в том, что результат работы мастера сродни творению Бога. Леонардо да Винчи считал, что в воздухе витают образы и подобия, а задача художника – уловить и воплотить их. Понятия образа (imago) и подобия (similitude) в средневековом богословии означало также Тело и Кровь Христа. Вот что закодировал в своих художественных творениях великий Леонардо.

Дата и авторство картины

Традиционно считается, что картина Леонардо да Винчи «Мадонна Литта» была начата в 1480 году и переписана в 1495-м. Однако некоторые исследователи считают, что полотно было создано в начале 1500-х годов. Такое предположение связано с данными о том, что Леонардо получил в 1506 году заказ на изображение Мадонны от французского короля Людовика XII и от Папы Льва X, который просил написать Мадонну с младенцем на руках. И как раз в картине «Мадонна Литта» (фото - в статье) ребенок не сидит на коленях у матери, как Леонардо рисовал на других полотнах, а покоится в ее руках.

Интрига с авторством картины тоже давно разрешена. Безусловно, автором ее является Леонардо да Винчи. Об этом говорят его записи, свидетельствующие о проработке композиции, неповторимая рука мастера в создании головы Богородицы, некоторых частей тела Иисуса, кропотливая работа Леонардо над светотенью. Специально не прописанные складки одежды и детали фона при тщательной проработке лиц на картине – тоже не является свидетельством того, что произведение было создано не мастером, а его учениками, как предполагалось ранее. Леонардо да Винчи намеренно погружает фон во мрак, чтобы лик Богоматери с младенцем таинственно и выпукло проступал из него, выдвигался навстречу зрителю, поражая неземным величием и монументальностью.

fb.ru

Леонардо да Винчи - Мадонна Литта: описание картины

«Мадонна Литта» выполнена Леонардо да Винчи на холсте темперой. Работа перенесена с дерева. Полотно кисти знаменитого художника можно увидеть в Санкт-Петербурге в «Эрмитаже».

Мадонна Литта

История создания картины «Мадонна Литта» Леонардо да Винчи, а также история ее принадлежности разным владельцам повлияли на известное сейчас название произведения искусства мирового значения. Изначально полотно писалось для семьи правителей Милана. Работа получила название «Мадонна с младенцем». Но со временем картина перешла в собственность семьи Литта, по фамилии которой получила распространенное название. В семейной галерее герцога Антуана Литта картина хранилась, пока не была куплена «Эрмитажем», где ее перенесли с дерева на холст из-за слишком плохой сохранности. Сейчас полотно по-прежнему хранится здесь, как «Мадонна Бенуа» — еще одна «Мадонна с младенцем» кисти самого знаменитого флорентийца. «Мадонна Литта» в «Эрмитаже» с 1865 года.

Композиция картины

Описание картины Леонардо да Винчи «Мадонна Литта» не будет полным без приведения таких ассоциаций, как материнская нежность, забота, любовь, умиротворение, доброта, ласка. Основная идея картины миланского периода Леонардо в том, что материнская любовь — самая искренняя, чистая, глубокая, сокровенная.

Классический сюжет передается на полотне в необычной трактовке. Да Винчи объединяет в центральных образах земное и высокое, духовное и чувственное. Его Мария очень человечная.

В центре картины Мадонна, олицетворяющая материнскую заботу. Тема молодой женщины с ребенком часто встречается в полотнах Леонардо, но его образы часто отступают от традиционной трактовки образа Марии. Да Винчи больше уделяет внимания созданию естественности ситуации и исследованию эмоций матери, занимающейся с ребенком.

Автор картины «Мадонна Литта» передает полное спокойствие матери, кормящей младенца. Ее голова нежно склонена к ребенку, хоть на лице нет улыбки, взгляд переполнен любовью и заботой. Глубокая любовь матери к ребенку выражает вся ее поза, передающая счастье, удовольствие от наблюдения за младенцем, сосущим грудь.

младенец

Младенец на коленях матери немного крупноватый, что характерно для многих картин художника, изображающих детей. Он смотрит прямо на зрителя, его взгляд слегка затуманенный и рассеянный. Ребенок как-будто начинает засыпать. Глаза младенца выписаны очень четко и выразительно. Младенец держится правой рукой за грудь матери, а во второй зажат щегол — символ христианской души.

Освещение картины

Мать с ребенком написаны на фоне темной стены, из двух окон которой видны горные пейзажи. Живописная природа за окном дома, где находятся мать с младенцем, приоткрывает прекрасный, но пока недосягаемый, неизведанный внешний мир. Из окон сочится едва уловимый свет, не столько освещающий центральные фигуры композиции, сколько затемняющий стену.

Искусство игры со светом и тенью Леонардо оттачивал с юных лет. В картине отлично видны результаты. Фигуры матери и ребенка освещаются как-будто спереди, а свет из окон падает в направлении зрителя. Такое сочетание придает живую объемность композиции. Для тех, кому техника работы со светом Да Винчи знакома, с первого взгляда ясно, кто написал «Мадонна Литта».

Вся картина разделена на светлые и темные участки. 5 основных пятен света: два окна на заднем фоне, лицо матери, фигура младенца и синяя накидка на плечах Мадонны. Пятна создают два треугольника с направленными в разные стороны вершинами. Это придает одновременно живость изображению, ощущение движения центральных фигур и устойчивость композиции.

Единство матери и младенца

Мадонна с младенцем — «Мадонна Литта» — работа с четкими образами. Два центральных образа — мать и младенец — очень тесно пересекаются. Связь между ними очевидна. Это создает впечатление единства и и целостности. Кажется, что они абсолютно неразлучны, и что единение сохранится вечно. Создается впечатление незыблемости вечной ценности — материнской любви.

Симметрия

Ее силу, устойчивость и прочность подчеркивают второстепенные образы — два окна за спиной молодой женщины. Они расположены симметрично, но асимметричная фигура девушки гармонично вписывается между ними. Это придает лаконичность композиции, делает завершенной и совершенной. Фигура матери с ребенком как-будто подпирается двумя окнами по бокам, поэтому производится впечатление надежности, защищенности и спокойствия.

Стиль картины «Мадонна Литта» полностью отвечает авторскому видению образа женщины. В несвойственной эпохе манере Да Винчи изображал женщин так, чтобы передавать их эмоции. И идея произведения «Мадонна Литта» отличный образец того, как это художнику удавалось. Одухотворенность и умиротворенность на лице Девы передаются и зрителю.

Также интересно:

surzhyk.org