Рене Магритт, картины, философские загадки и сюрреализм. Магритт картины


картины с названиями и с описанием. "Сын человеческий" картина Рене Магритта. Картина "Влюбленные" Рене Магритта

Алогизм, абсурд, сочетание несочетаемого, парадоксальная зрительная изменчивость образов и фигур – это основа основ сюрреализма. Основателем этого направления считается Андре Бретон, который в основе сюрреализма видел воплощение теории о подсознании Зигмунда Фрейда. Именно исходя из этого многие представители направления создавали шедевры, не отображающие объективную реальность, а были всего лишь воплощением отдельных образов, навеянных подсознанием. Полотна, написанные сюрреалистами, не могли быть порождением ни добра, ни зла. Все они вызывали различные эмоции у разных людей. Поэтому можно с уверенностью говорить о том, что это направление модернизма является достаточно противоречивым, что и поспособствовало его быстрому распространению в живописи и литературе.

Сальвадор Дали, Поль Дельво, Рене Магритт, Жан Арп, Макс Эрнст, Фрида Кало, Джорджо де Кирико, Ив Танги, Майкл Паркес и Дороти Таннинг – это столпы сюрреализма, возникшего во Франции в 20-х годах прошлого века. Это направление территориально не ограничилось Францией, распространившись на другие страны и континенты. Сюрреализм значительно облегчил восприятие кубизма и абстракционизма.

Одним из основных постулатов сюрреалистов было отождествление энергии творцов с подсознанием человека, которое проявляет себя во сне, под гипнозом, в бреду во время болезни или же случайных творческих озарениях.

Отличительные характеристики сюрреализма

Сюрреализм – это сложное направление в живописи, которое многие художники понимали и понимают по-своему. Поэтому неудивительно, что сюрреализм развивался в двух концептуально разных направлениях. К первому ответвлению можно смело отнести Миро, Макса Эрнста, Жана Арпа и Андре Массона, в работах которых основное место занимали образы, плавно переходящие в абстракцию. Второе ответвление берет за основу воплощение ирреального образа, порожденного подсознанием человека, с иллюзорной точностью. В этом направлении работал Сальвадор Дали, который является идеальным представителем академической живописи. Именно его работам присуща точная передача светотени и тщательная манера письма – плотные предметы обладают осязаемой прозрачностью, твердые же растекаются, массивные и объемные фигуры приобретают легкость и невесомость, а несовместимые могут соединяться воедино.

Биография Рене Магритта

Наравне с произведениями Сальвадора Дали стоит творчество Рене Магритта – известного бельгийского художника, который родился в городе Лесине в 1898 году. В семье, кроме Рене. было еще двое детей, а в 1912 году случилось несчастье, которое повлияло на жизнь и творчество будущего художника – погибла мать. Это отразилось в картине Рене Магритта «Памяти Мака Сеннета», которая была написана в 1936 году. Сам художник утверждал, что обстоятельства никак не влияли на его жизнь и творчество.

В 1916 году Рене Магритт поступил в брюссельскую Академию искусств, где познакомился со своей будущей музой и женой Жоржетой Бергер. После окончания Академии Рене работал над созданием рекламных материалов, и относился к этому достаточно пренебрежительно. Футуризм, кубизм и дадаизм имели огромное влияние на художника, но в 1923 году Рене Магритт впервые увидел работу Джоржио де Кирико «Песня любви». Именно этот момент стал отправной точкой для развития сюрреалиста Рене Магритта. В это же время началось формирование течения в Брюсселе, представителем которого и стал Рене Магритт наравне с Марселем Лекамтом, Андре Сури, Полем Нуже и Камилем Гемансем.

Творчество Рене Магритта.

Работы этого художника всегда были неоднозначными и привлекали много внимания. картина Рене МагриттаНа первый взгляд, картина Рене Магритта наполнена странными образами, которые не только загадочны, но и многозначны. Рене Магритт не касался вопроса формы в сюрреализме, он вкладывал свое виденье в смысл и значение картины. картина Рене Магритта

Многие художники уделяют особое внимание названиям. Особенно Рене Магритт. Картины с названиями «Это не трубка» или «Сын человеческий» пробуждают в зрителе мыслителя и философа. По его мнению, не только картина должна побуждать зрителя к проявлению эмоций, но и название должно удивить и заставить задуматься.Что касается описаний, то многие сюрреалисты давали краткую аннотацию своим полотнам. Не исключение и Рене Магритт. Картины с описанием всегда присутствовали в рекламной деятельности художника.

Сам художник называл себя «магическим реалистом». Его целью было создание парадокса, а выводы публика должна делать сама. Рене Магритт в своих работах всегда четко проводил черту между субъективным образом и настоящей действительностью.

Картина «Влюбленные»

Рене Магритт написал серию полотен «Влюбленные» в 1927-1928 годах в Париже. картина Рене МагриттаНа первой картине изображены мужчина и женщина, которые слились в поцелуе. Их головы обмотаны белой тканью. На втором полотне изображены те же мужчина и женщина в белой ткани, которые смотрят с картины на публику. картина Рене Магритта

Белая ткань в работе художника вызывает и вызывала бурные обсуждения. Существует две версии. Согласно первой белая ткань в работах Рене Магритта появилась в связи со смертью матери в раннем детстве. Его мать спрыгнула с моста в реку. Когда ее тело достали из воды, было обнаружена белая ткань, обмотанная вокруг головы. Что касается второй версии, то многие знали, что художник был поклонником Фантомаса – героя популярного кинофильма. Поэтому может быть, что белая ткань – это дань увлечению кинематографом.

О чем эта картина? Многие думают, что картина «Влюбленные» олицетворяет слепую любовь: влюбляясь, люди перестают замечать кого-то или что-то, кроме своей половинки. Но люди остаются загадками и для самих себя. С другой стороны, глядя на поцелуй влюбленных, можно говорить, что они потеряли голову от любви и страсти. Картина Рене Магритта наполнена взаимными чувствами и переживаниями.

«Сын человеческий»

Картина Рене Магритта «Сын человеческий» стала визитной карточкой «магического реализма» и автопортретом Рене Магритта. Именно эта работа считается одной из самых противоречивых работ мастера. картина Рене МагриттаСвое лицо художник скрыл за яблоком, как бы говоря, что все не так, как кажется, и что люди постоянно хотят залезть в душу человеку и понять истинную суть вещей. Картина Рене Магритта и скрывает, и обнажает сущность самого мастера.

Рене Магритт сыграл важную роль в развитии сюрреализма, а его работы продолжают будоражить сознание все новых и новых поколений.

fb.ru

Рене Магритт, картины с названиями и биография

Рене Магритт (фр. René François Ghislain Magritte, 21 ноября 1898, Лессин, Бельгия — 15 августа 1967, Лессин, Бельгия) — бельгийский художник, известность которому принесли его полные загадок сюрреалистические картины. Магритт родился и почти всю жизнь прожил в Бельгии, ведя простую и спокойную жизнь. Когда будущему художнику было 13 лет, его мать покончила с собой, и это наложило отпечаток на его творчество. Повлияла на Магритта и дружба с французскими сюрреалистами во главе с Андре Бретоном. Он не объяснял значений своих полотен, которые до сих пор подвергаются тщательным исследованиям и разборам.

Особенности творчества художника Рене Магритта: начиная с 1926 года художник пишет сюрреалистические полотна, в каждой из которых есть некий скрытый смысл. Частым героем его картин становится человек в котелке (прототипом которого считается сам Магритт), часто изображаемый без лица. Позже художник часто открещивался от сюрреализма, называя стиль, в котором он писал, «магическим реализмом».

Известные картины Рене Магритта: «Сын человеческий», «Голконда», «Влюбленные», «Вероломство образов (Это не трубка)», «Потерянный жокей».

Если бы Рене Магритт не выбрал карьеру художника, он наверняка стал бы фокусником. Все его творчество — сплошная череда трюков и иллюзий, подмен и загадок, перевоплощений и тайных смыслов. К тому же, во множестве картин Рене Магритта можно найти отсылки к искусству иллюзионистов. Складывается впечатление, что всю жизнь в нем боролись желание восхищать и поражать публику и стремление оставаться незаметным. В результате второе победило, а первое просто нашло иной выход.

Большую часть жизни Рене Магритт прожил так, чтобы не выбиваться из образа заурядного человека. Он носил неприметную одежду, жил в благообразном маленьком домике с фарфоровыми гусями на каминной полке и рисовал прямо в столовой, ни разу не испачкав пол краской. Но при этом художник много лет всячески открещивался от какой бы то ни было связи с сюрреалистами, настаивая, что пишет картины в жанре «магического реализма». Безудержная фантазия по части зрелищных головоломок прорывалась в нем только тогда, когда он брался за кисть. В этом и заключался главный фокус Рене Магритта.

Спасение из воды

Рене Магритт родился 21 ноября 1898 года в маленьком бельгийском городе Лессине в ничем не примечательной семье. Вообще, словосочетание «ничем не примечательный» можно применить практически ко всей жизни художника за исключением некоторых ярких событий и всего его творчества. Это стало настоящей проблемой для борзописцев, пытавшихся раскопать хоть какой-нибудь «жареный» факт в биографии Магритта. И, наконец, это удалось: в какой-то момент вскрылась детская трагедия художника.

О том, что мать Магритта покончила с собой, долгое время не знала даже его жена. Он старательно обходил этот печальный факт в любых разговорах. И, видимо, не зря, ведь после того, как обстоятельства смерти матери художника стали достоянием общественности, поклонники психоанализа (который сам Магритт, к слову, терпеть не мог и высмеивал при любом удобном случае) стали усматривать намек на это едва ли не в каждой его картине.

Как бы там ни было, ночью 12 марта 1912 года Регина Магритт вышла из дома в Шарлеруа в одной лишь ночной сорочке и исчезла. До этого женщина предпринимала несколько попыток самоубийства, мужу даже пришлось запирать ее в комнате. Ее поиски длились несколько дней, после чего тело Регины было обнаружено в реке Самбре. Вода безжалостно обнажила ее тело, намотав подол рубашки вокруг головы. Считается, что именно поэтому на некоторых картинах Магритта лица людей закрыты тканью («Влюбленные», 1928, «Суть вопроса», 1928, «Изобретение жизни», 1928). Сюда же относят его знаменитые картины, изображающие «русалок наоборот» — существ с головами рыб и ногами женщин («Коллективное изобретение», 1934, «Песнь любви», 1948). Сам же художник утверждал, что смерть матери не оказала на него настолько сильного влияния. Он говорил, что в тот момент, когда было обнаружено ее тело, он даже ощутил некоторую радость, потому что этот печальный факт сделал их семью знаменитой в округе. В остальном же, признавался Магритт, в его детстве было достаточно других событий, повлиявших на его творчество. Впрочем, о том, что это были за события, художник загадочно молчал.

Женщина в ящике

Вскоре после смерти матери Рене познакомился с человеком, которому было суждено стать самым главным в его жизни. 13-летняя Жоржетта Бергер была дочерью мясника в Шарлеруа. Вместе подростки проводили все свободное время. Во время одной из прогулок по заброшенному кладбищу Рене и Жоржетта увидели художника с мольбертом. Мальчик застыл, словно завороженный: раньше он никогда не видел живописца за работой. Как потом признавался Магритт, именно в этот момент он решил стать художником.

По-детски невинный роман Рене и Жоржетты продлился недолго: родители девочки разлучили возлюбленных, переехав в Брюссель. Через несколько лет в столицу отправится и Магритт — он два года отучится здесь в Королевской Академии изящных искусств. И одним туманным днем 1920 года Жоржетта просто-напросто столкнулась с ним на улице. По-видимому, Судьба тоже любит фокусы. Юношеская любовь никуда не исчезла, Магритт твердо решил, что женится на девушке. Но сделать это удалось только после того, как Рене отслужил в армии.

Магритт женился на Жоржетте в июне 1922 года. Она стала его главной музой: художник утверждал, что все женские лица на его полотнах написаны с его жены (1, 2). Больше они не расставались до самой его смерти. То есть, почти не расставались. В 1936 году Магритт внезапно увлекся любительницей перформансов Шейлой Легг, а Жоржетта в отместку завела роман с его другом — художником Полем Колине. Супруги окончательно воссоединились только в 1940 году.

Этот небольшой скандальный эпизод — пожалуй, единственное, что выбивается за рамки биографии добропорядочного гражданина Рене Магритта. Они с Жоржеттой жили в маленьком милом домике в тихом районе Брюсселя и почти не бывали «в свете». Художник не любил путешествовать, да и вообще редко выходил из дома. В его доме не было специально оборудованной студии, он писал прямо в гостиной, строго по часам, и всегда прерывался на обед. У многих живописцев, которые во время работы забывали обо всем на свете, просто волосы зашевелились бы от такого «кощунства».

Человек без лица и голубь в рукаве

Большинство фокусников скрывают от публики свое истинное лицо: отвлекают от него внимание яркими платками, летающими игральными картами, пиротехническими трюками; прячутся за слоем грима или масками. Так и Рене Магритт тщательно скрывал свою личную жизнь, подсовывая публике эффектные многоступенчатые головоломки с загадочными названиями.

Главным героем многих картин Магритта стал безликий человек в котелке. Иногда его шляпа просто парит в воздухе над воротником неприметного черного пальто, иногда лицо скрыто за каким-нибудь неожиданным предметом — яблоком или летящим белым голубем. И очень часто он повернут к зрителю спиной, превращаясь в еще большую загадку. В какой-то степени каждый из этих лишенных индивидуальности джентльменов является автопортретом Магритта, который всю жизнь с потрясающим упорством утверждал, что в нем самом нет ничего особенного.

Свою первую «иллюзионистскую» картину «Потерянный жокей» художник написал в 1926 году, начав с нее серию живописных экспериментов с реальностью. Здесь были левитирующие люди («Размышления одинокого ходока», 1926) и рояли («Счастливая рука», 1953), разрезанные на части женские тела («Вечное доказательство», 1930) и белые голуби как обязательный атрибут выступления любого уважающего себя фокусника («Терапевт», 1937).

Во время жизни в Париже с 1927 по 1930 год Магритт сблизился с французскими сюрреалистами во главе с Андре Бретоном. Именно в этот период начали проступать из темноты те самые образы, которые в будущем сделают Магритта знаменитым, именно тогда медленно начал выкристаллизовываться неповторимый мир, который художник воссоздавал на холсте. Позже Магритт разругался с Бретоном и перестал причислять себя к сюрреалистам, сочинив собственный «магический реализм». Даже на короткий «солнечный» период (его еще называют «периодом Ренуара«), пришедшийся на военные годы, Магритт не прекращает своих опытов с гранями реальности. Он рисует человека в маске и цилиндре, одновременно похожего на иллюзиониста и детскую любовь художника — Фантомаса («Возвращение пламени», 1943), и людей с головами-пушками («Цицерон», 1947), отсылая нас к знаменитому цирковому трюку с человеком — пушечным ядром.

Уже в послевоенные годы, в спокойное время, наполненное спокойными буржуазными радостями, Магритт написал картины, которые принесли ему мировую известность: «Вероломство образов» (1948), «Сын человеческий» (1964) и «Голконда» (1953). Он умер в возрасте 68 лет от «тривиального» рака поджелудочной железы рядом со своей любимой Жоржеттой. Рене Магритту удалось провернуть невообразимый фокус: он прожил самую незаурядную заурядную жизнь из всех возможных.

Автор: Евгения Сидельникова

artchive.ru

Рене Магритт: картины, биография.

Рене Магритт

Фотопортрет работы Лотара Воллеха.

Рене Магритт  (Rene Magritte, 1898-1967) - бельгийский художник-сюрреалист, связавший в своих картинах хорошо знакомые предметы и каждодневные события привычными связями и отдалявший их друг от друга парадоксальными противопоставлениями.

В письме к одной из своих близких знакомых Магритт писал о том, как ему в голову пришла такая, мягко говоря, оригинальная идея - представить прогулку великого немецкого философа Гегеля в образах стакана и зонтика. По его словам, сначала он начал рисовать стакан за стаканом, пытаясь добиться того, чтобы стакан был гениален. В конце концов он сам себе задал вопрос: "Что такое гениальность?" И сам ответил: "Стакан, стоящий на зонтике". Все гениальное просто. Так в 1958 году появилось знаменитое полотно "Прогулка Гегеля". Еще одну "Прогулку Гегеля" художник насписал в следующем, 1959 году - это рюмка, тоже на зонтике.

Магритт умел и любил вкладывать в свои произведения философский смысл. В 30-е годы появились его картины с глубоким подтекстом - "Мост Гераклита", "Философская лампа", "Похвала диалектике", "Империя размышления". В 40-е - "Принцип неопределенности", "Ум" и др. В начале 50-х Магритт попытался объяснить свой подход к воплощению философской образности: "Я беру произвольный предмет или тему в качестве вопроса и затем принимаюсь за поиски другого объекта, который мог бы послужить ответом. Чтобы стать кандидатом на ответ, этот искомый объект должен быть связан с объектом-вопросом множеством тайных связей. Если ответ напрашивается во всей ясности, то связь между двумя предметами налаживается".

Мир его образов - это мир фантазий, иногда довольно сложных для конкретного понимания. Его картины - это своеобразные философские формулы, динамику образной сути которых задают взаимодействующие друг с другом предметы - неожиданно совмещенные, но несовместимые в обычной жизни.

Родился Рене Франсуа Гислен Магритт 21 ноября 1898 года в бельгийском городе Лесинь в семье коммерсанта. Позже у Рене появилось еще два младших брата - Раймон и Поль. Когда Рене было всего четырнадцать лет, его мать утопилась ночью в реке Самбре. Самое удивительное, что позже Рене убеждал своих друзей, что единственное чувство, о котором он вспоминал (или думал, что вспоминал) в связи с этим событием,- гордость при мысли, что оказался достойным сочувствия центром разыгравшейся трагедии.

Семья Магриттов переезжала с места на место. Лесинь, Жилли, Шатл, наконец, Шарлеруа, где в 1913 году на ярмарке Рене встретил тринадцатилетнюю Жоржетт Берже. Для них это была любовь с первого взгляда. Однако пока что они не могли быть вместе. Рене, как и все его друзья, увлекался подвигами Пинкертона и Картера, по несколько раз ходил в кинотеатр на фильмы о Фантомасе, а в 1915 году написал первую свою картину. В Академии изящных искусств, куда Магритт поступил в 1916 году, его учили Жисбер Комбаз, Констант Монта. В Академии он подружился с Виктором Сервранксом. Через три года Магритт сблизился с Пьером Буржуа и Пьером Луи Флуке, который чуть позже начал издавать "Журнал поэтов". Именно Пьер Луи Флуке познакомил Магритта с футуризмом и увлек образным экспериментаторством.

В 1920 году Магритт совсем случайно снова встретился со своей первой любовью - Жоржетт Берже, которая стала его близкой подругой, а чуть позже, в 1922 году, и женой.

Женившись, Магритт устроился на работу на обойную фабрику Петера Лакруа. Большое значение в судьбе Магритта сыграла дружба с Марселем Леконтом, который открыл для него творчество известного итальянского художника-экспериментатора, теоретика, одного из основоположников метафизической живописи Де Кирико, который, следуя тенденциям неоклассицизма, отрывал, абстрагировал предметы от привычной, естественной для них среды и помещал их на фоне необычных фантастических горных ландшафтов. Вместе с Сервранксом Магритт написал так и не опубликованную до последнего времени работу "Чистое искусство. Защита эстетики". В начале 20-х годов появились абстрактные картины Магритта, которые как бы иллюстрировали его теоретические выводы. В это же время, как и чуть раньше, Магритт не раз обращался к необычным, порой даже изысканным женским образам (картины "Женщина", "Голубое кино", "Платье приключения" и др.).

В 1925 году Магритт не только рисовал, но и сотрудничал во многих журналах. Именно к этому времени искусствоведы относят появление "первого настоящего Магритта" - картину "Заблудившийся жокей". После того как в 1927 году состоялась первая выставка Магритта в галее "Кентавр" в Брюсселе, он переехал во Францию, в Перро-сюр-Марн под Парижем, где начал посещать собрания сюрреалистов.

В конце 20-х - начале 30-х появились такие известные работы Магритта, как "Фальшивое зеркало", "Влюбленные", "Красная модель". Все они с успехом экспонировались на выставках сюрреалистов и каждая имеет свой философский подтекст, разгадать который можно, только понимая и принимая не совсем обычный образный язык Магритта. В 1930 году Магритт возвратился в Брюссель, где прожил до конца жизни.

Во второй половине 30-х годов Магритт начал сотрудничать под псевдонимом Флоран Берже (имя тестя) в коммунистической газете "Гласнарода". Его выставки прошли и были горячо приняты в Нью-Йорке и Лондоне. В 40-е годы были написаны две чудные ню - "Духовный мир" и "Запретный мир".

Когда в 1940 году началась немецкая оккупация, Магритт провел три месяца в изгнании в Каркассоне у Жое Бускье. Возвратившись в Брюссель, он продолжал работать в полюбившейся ему в это время импрессионистической манере. Этот период в творчестве Магритта чаще всего называют периодом "plein soleil" (яркого солнца).

В 1943 году Марсель Марийен написал и издал первую книгу о творчестве Магритта. После Второй мировой войны Магритт начал публиковать статьи в разных газетах, в частности в газете "Красное знамя". В 1946 году он вступил в спор с духовным отцом сюрреализма Андре Бретоном и издал манифест "Сюрреализм в свете дня", который был направлен против парижских сюрреалистов и их "любви к искусству". Магритт утверждал: "Искусство изображения - это искусство мышления, призванное подчеркнуть важность человеческой способности видеть... Искусство изображения имеет целью с помощью чисто визуального восприятия внешнего мира и с помощью одного лишь зрения усовершенствовать зримое".

В 1948 году для Магритта начался "период карикатур", или, как говорили критики, "коровий период". Когда двадцать созданных им в это время полотен и гуашей были выставлены в парижской галерее Фобур, их приняли довольно холодно. В 50-е годы Магритт выполнил несколько оригинальных монументальных росписей - "Заколдованное королевство" в казино в Кнокк-Ле Зути, "Невежественная фея" - во Дворце изящных искусств в Брюсселе и др. Выставки его работ проходили в Лондоне, Риме, Париже, Нью-Йорке.

В 1967 году в роттердамском Музее Бойманса-ван Бёнинге-на состоялась последняя прижизненная выставка работ Магритта. 15 августа 1967 года Магритт скончался.

Заключенные в его работах философские загадки мы разгадываем до сих пор.

Бoгдaнoв П.С., Бoгдaнoвa Г.Б. Из книги " Великие художники XX века"

Картины Магритта

magritte-works_23

Вехи творчества. Биография Магритта

 

1922: Влияние сюрреалистов. В 1916 Магрит поступил в Брюссельскую Академию изящных искусств и закончил ее в 1918; в картинах того времени ощущается влияние кубизма и футуризма. В 1922 Магрит женился на подруге юности Жоржетте Бейер. На жизнь он зарабатывал эскизами рекламных плакатов. В том же году его внимание привлекла картина итальянского живописца Джорджио де Кирико "Любовная песнь" (1914). В дальнейшем влияние направления "Pittura metafisica" (живопись таинственных, ирреальных мотивов с метафизической подоплекой) достаточно долго сказывалось на творчестве Магрита. В 1926 он создал свою первую удачную (как он сам ее оценил) сюрреалистическую работу под названием "Заблудившийся жокей". На картине изображен наездник, скачущий сквозь лес с нанесенными на деревьях пометками. В том же году появилась навеянная детективной литературой работа "Угроза, нависшая над убийцей": человек, только что лишивший жизни женщину, слушает доносящуюся из граммофона громкую музыку, не замечая, что уже окружен полицией.

1927-1930: Годы в Париже. В 1927 Магрит уехал в Париж и вступил в группу под предводительством сюрреалиста Андре Бретона. В последующие три года появились работы, в которых он пытался обыгрывать соотношение изображенных реалий и обозначавших их слов: например, на картине "Ключ мечты" (1928) изображены шесть предметов с намеренно неправильными словесными обозначениями - так, изображение башмака венчает подпись "луна". В "Предательстве картин" (1928/29) под изображением курительной трубки мы видим подпись: "Это не трубка". После конфликта с Бретоном по поводу его фанатичного антикатолицизма Магрит вернулся в 1930 в Брюссель. Там он оказался в центре внимания бельгийских сюрреалистов, в том числе Поля Дельво.

Конец 20-х: Мир загадочных картин. В этот плодотворный период деятельности Магрит создавал картины, за которыми скрывался мир таинственных, поэтических сюжетов - многомерный глаз ("Фальшивое зеркало", 1928), гигантское яйцо в птичьей клетке ("Родство душ", 1933) или фантастические гибриды человека и рыбы ("Коллективное изобретение", 1934). Он всегда тратил много времени на то, чтобы придумать для картины подходящее название. Один из образов картин Магрита - расчлененные торсы, чаще всего женские. Так, его работа "Молодежная статистика" (1930) состоит из пяти отдельных картин, каждая из которых обрамлена в свою собственную рамку и представляет определенную часть тела. Разнородные увеличения или уменьшения фрагментов человеческого тела не позволяют соединить их воедино. В "Красной модели" (1935) из пары сапог, стоящих у дощатой стены, вырастают пальцы ног. К числу наиболее часто копируемых картин Магрита относится "Сотворение человека" (1935). Изображение моря на картине на мольберте, стоящем перед открытым окном, сливается с "реальным" ландшафтом.

1940: Ломка стиля. В 30-е работы Магрита были представлены на всех крупных выставках сюрреалистов. В начале второй мировой войны стиль художника претерпел радикальные изменения - художник экспериментировал с яркими, многоцветными изображениями позирующих натур, выполненными с применением импрессионистской техники. В1947 завершился краткосрочный период его увлечения фовизмом, который сам Магрит характеризовал как "бездуховную эпоху". После провала этих картин на выставке 1948 он решил вернуться к довоенному стилю.

1953: Настенная живопись. В 1953 Магрит оформил игровой зал казино Кнок-ке-Ле Зута восемью панно. Эта работа, названная им "Заколдованное государство", объединяет в себе элементы его прежних картин. Крупные панно были созданы им для Дворца изящных искусств в Шарлеруа ("Невежественная фея", 1957) и Конгресс-центра в Брюсселе ("Таинственные баррикады", 1961).

Многие картины Магрита 50-х и 60-х благодаря точности воспроизведения деталей и четкому нанесению цветов оставляют впечатление фотографически реалистичных (например, "Империя лихтеров", 1954). К числу наиболее известных поздних работ художника относятся "Битва аргонавтов" (1959), на которой изображены парящие в небе камни исполинских размеров, и "Большая семья" (1963) - на ней зритель видит выступающий из небес корпус птицы. В 1965 Музей современного искусства в Нью-Йорке организовал ретроспективу работ бельгийского мастера. Через два года после этого Магрит скончался в Брюсселе в возрасте 68 лет.

Дж. Лeнc

Комментарии пользователей Facebook и ВКонтакте. Выскажи мнение.

Последние материалы в этом разделе:

↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓

www.artcontext.info

Рене Магритт - 368 произведений

Рене́ Франсуа́ Гиле́н Магри́тт (фр. René François Ghislain Magritte; 21 ноября 1898, Лессин — 15 августа 1967, Брюссель) — бельгийский художник-сюрреалист. Известен как автор остроумных и вместе с тем поэтически загадочных картин.

Магритт родился 21 ноября 1898 года в маленьком бельгийском городке Лессине. Детство и юность провёл в небольшом промышленном городе Шарлеруа. Жизнь была тяжёлой.

В 1912 году его мать утопилась в реке Самбре, что, видимо, оказало большое влияние на бывшего тогда ещё подростком будущего художника, однако, вопреки расхожему мнению, не стоит переоценивать влияние этого события на творчество автора. Магритт вынес из детства ряд других, не столь трагичных, но не менее загадочных воспоминаний, про которые сам говорил, что они нашли отражение в его творчестве (лекция 1938 года).

Два года Магритт проучился в Королевской Академии Изящных Искусств в Брюсселе, которую покинул в 1918 году. В это время он познакомился с Жоржеттой Бергер, на которой женился в 1922 году и с которой прожил до самой смерти в 1967.

Магритт работал художником плакатов и рекламы на фабрике бумажной продукции вплоть до 1926 года, когда контракт с брюссельской галереей Сенто позволил ему полностью посвятить себя живописи.

В 1926 году Магритт создаёт сюрреалистическую картину «Потерянный жокей», которую считал своей первой удачной картиной такого рода. В 1927 году устраивает свою первую выставку. Критики признают её неудачной, и Магритт с Жоржеттой уезжают в Париж, где знакомятся с Андре Бретоном и вступают в его кружок сюрреалистов. В этом кружке Магритт не потерял свою индивидуальность, но вступление в него помогло Магритту обрести тот фирменный своеобразный стиль, по которому узнаются его картины. Художник не боялся спорить с другими сюрреалистами: например, Магритт отрицательно относился к психоанализу и особенно к его проявлениям в искусстве. Действительно, природа его творчества не столько психологическая, сколько философски-поэтическая, порой основанная на парадоксах логики.

С 1932 по 1945 художник трижды вступал в Коммунистическую партию Бельгии и также трижды покидал её ряды.

После расторжения контракта с галереей Сенто Магритт возвращается в Брюссель и снова работает с рекламой, а затем вместе с братом открывает агентство, которое даёт им постоянный доход.Во время германской оккупации Бельгии во время Второй мировой войны Магритт сменяет цветовую гамму и стилистику своих картин, приближаясь к стилистике Ренуара: художник считал важным взбодрить людей и вселить в них надежду.

Однако после войны Магритт перестаёт писать в таком «солнечном» стиле и возвращается к образам своих довоенных картин. Перерабатывая и совершенствуя их, он окончательно формирует свой странный стиль и добивается широкого признания.

Магритт умер от рака поджелудочной железы 15 августа 1967 года, оставив недописанным новый вариант своей, возможно, самой известной картины «Империя света». Похоронен на Схарбекском кладбище.

2 июня 2009 в Брюсселе открыт музей Магритта.

Художник изображён на бельгийской почтовой марке 1993 года.

Для картин Магритта характерен отстранённый, как бы невозмутимый стиль. На них изображаются обычные предметы, которые у Магритта, в отличие от других крупных сюрреалистов (Дали, Эрнст), почти никогда не теряют своей «предметности»: они не растекаются, не превращаются в собственные тени. Однако само странное сочетание этих предметов поражает и заставляет задуматься. Невозмутимость стиля только усугубляет это удивление и погружает зрителя в некое поэтическое оцепенение, вызванное самой тайной вещей.

Цель Магритта, по его собственному признанию, — заставить зрителя задуматься. Из-за этого картины художника часто напоминают ребусы, которые полностью разгадать невозможно, так как они ставят вопросы о самой сути бытия: Магритт всё время говорит об обманчивости видимого, о его скрытой таинственности, которую мы обычно не замечаем. Известен цикл работ художника, в которых он под обычными предметами пишет: это не он. Особенно популярна картина «Вероломство образов», на которой изображена курительная трубка с подписью «Это не трубка». Таким образом, Магритт снова напоминает зрителю о том, что образ предмета — не сам предмет.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

More ...

www.wikiart.org

Вероломство Рене Магритта: 5 загадок сюрреализма

Со дня рождения бельгийского сюрреалиста Рене Магритта исполняется 115 лет. Проект Weekend вспомнил 5 самых известных образов, созданных художником.

Белла Адцеева

Бельгийский художник Рене Магритт, несмотря на несомненную принадлежность сюрреализму, в движении всегда стоял особняком. Во-первых, он скептически относился к едва ли не главному увлечению всей группы Андре Бретона – психоанализу Фрейда. Во-вторых, сами картины Магритта не похожи ни на безумные сюжеты Сальвадора Дали, ни на причудливые пейзажи Макса Эрнста. Магритт использовал, в основном, обычные повседневные образы – деревья, окна, двери, фрукты,  фигуры людей – однако его картины не менее абсурдны и загадочны, чем работы его эксцентричных коллег по цеху. Не создавая фантастических предметов и существ из глубин подсознания, бельгийский художник делал то, что Лотреамон называл искусством – устраивал "встречу зонтика и пишущей машинки на операционном столе", небанально сочетая банальные вещи. Искусствоведы и ценители до сих пор предлагают все новые трактовки его картин и их поэтичных названий, почти никогда не связанных с изображением, что еще раз подтверждает: простота Магритта обманчива.

Рене Магритт. "Терапевт". 1967

Сам Рене Магритт свое искусство называл даже не сюрреализмом, а магическим реализмом, и с большим недоверием относился к любым попыткам интерпретации и уж тем более поискам символов, утверждая, что единственное, что нужно делать с картинами – рассматривать их.

Может, как раз из-за мистического сочетания предметов или потому, что сами картины Магритта зачастую больше напоминают рекламный плакат, созданные им образы прочно вошли в массовую культуру, а приемы, ставшие "визитной карточкой" художника, сегодня цитируют в современной культуре и используют дизайнеры.

Человек в котелке

Загадочный господин в пальто и шляпе-котелке – пожалуй, самый часто встречающийся и самый известный персонаж, созданный Магриттом. Впервые мужчина в пальто и котелке, стоящий спиной к зрителю, появился на его картине в 1926 году. "Размышления одинокого прохожего" была написана в раннем возрасте, и некоторые искусствоведы склонны видеть в ней влияние смерти матери Магритта, которая утопилась в Самбре, когда будущему художнику было 13 лет.

Рене Магритт. "Размышления одинокого прохожего". 1926

С этого момента Магритт периодически возвращался к образу загадочного незнакомца в котелке, изображая его то на песчаном берегу моря, то на городском мосту, то в зеленом лесу или лицом к горному пейзажу. Незнакомцев могло быть двое или трое, они стояли спиной к зрителю или полубоком, а иногда – как, например, на картине High Society (1962) (может быть переведено, как "Высокое общество" — прим. ред.) – художник обозначал лишь контур мужчины в котелке, наполняя его облаками и листвой. Наиболее известные картины, изображающие незнакомца – "Голконда" (1953) и, конечно, "Сын человеческий" (1964) – самая растиражированная работа Магритта, пародии и аллюзии на которую встречаются так часто, что образ живет уже отдельно от своего создателя. Изначально Рене Магритт писал картину как автопортрет, где фигура мужчины символизировала современного человека, утратившего индивидуальность, но оставшегося сыном Адама, который не в силах устоять перед искушениями – отсюда яблоко, закрывающее лицо.

Рене Магритт. "Сын человеческий". 1964

Сегодня образ эксплуатируют все, от поклонников продукции Apple, заменяющих незнакомца фигурой Стива Джобса, до рекламодателей, по-своему интерпретирующих абсурдное сочетание предметов. В рекламной кампании Volkswagen – сразу несколько аллюзий на Магритта, но моментально считывается отсылка к "Сыну человеческому", которого здесь заменили на заправщика, а яблоко – на песочные часы, символизирующие "абсурдно низкое потребление" (бензина – прим. ред.).

Реклама Advertising Agency: Atletico International, Berlin, Germany

"Влюбленные"

Рене Магритт довольно часто комментировал свои картины, но одну из самых загадочных – "Влюбленных" (1928) – оставил без объяснения, предоставив простор для интерпретаций искусствоведам и поклонникам. Первые вновь увидели в картине отсылку к детству художника и переживаниям, связанным с самоубийством матери (когда ее тело достали из реки, голова женщины была укрыта подолом ночной сорочки – прим. ред.). Самая простая и очевидная из существующих версий – "любовь слепа" — не вызывает доверия у специалистов, которые чаще трактуют картину как попытку передать изолированность между людьми, неспособными преодолеть отчуждение даже в моменты страсти. Другие видят здесь невозможность понять и узнать до конца близких людей, третьи понимают "Влюбленных" как реализованную метафору "потерять голову от любви".

Рене Магритт. "Влюбленные". 1928

В том же году Рене Магритт написал вторую картину под названием "Влюбленные" — на ней лица мужчины и женщины так же закрыты, но изменились их позы и фон, а общее настроение с напряженного сменилось на умиротворенное.

Как бы то ни было, "Влюбленные" остаются одной из самых узнаваемых картин Магритта, загадочную атмосферу которой заимствуют сегодняшние артисты — к примеру, к ней отсылает обложка дебютного альбома британской группы Funeral for a Friend Casually Dressed & Deep in Conversation (2003).

Альбом группы Funeral For a Friend, "Casually Dressed & Deep in Conversation"

"Вероломство образов", или Это не …

Названия картин Рене Магритта и их связь с изображением  — тема для отдельного изучения. "Стеклянный ключ", "Свершение невозможного", "Человеческий удел", "Препятствие пустоты", "Прекрасный мир", "Империя света" — поэтичные и таинственные, они почти никогда не описывают то, что видит на холсте зритель, а о том, какой смысл хотел вложить в название художник, в каждом отдельном случае приходится только догадываться. "Названия выбраны таким образом, что они не дают поместить мои картины в область привычного, туда, где автоматизм мысли непременно сработает, чтобы предотвратить беспокойство", — объяснял Магритт.

В 1948 году он создал картину "Вероломство образов", которая стала одной из самых известных работ Магритта благодаря надписи на ней: от несоответствия художник пришел к отрицанию, под изображением трубки написав "Это не трубка".  "Эта знаменитая трубка. Как люди попрекали меня ей! И все же, вы можете набить ее табаком? Нет, это ведь всего лишь изображение, не так ли? Так что, если бы я написал под картиной "Это трубка", я бы солгал!" — говорил художник.

Рене Магритт. "Две тайны". 1966

Впоследствии Магритт несколько раз воспроизводил свою "не трубку", в частности, в 1966 году написал картину "Две тайны", поместив на нее "Вероломство образов" в раме на мольберте, а сверху – еще одну большую трубку. То же самое в 1964 году он сделал с яблоком ("Это не яблоко", 1964) – еще одним предметом, кочующим из одной картины Магритта в другую.

Подобное кажущееся противоречие пришлось по вкусу работникам рекламной индустрии, регулярно размещающим под изображением своего товара подпись "Это не …". Одну из самых остроумных кампаний презентовала страховая фирма Allianz – под изображениями молотка, банановой кожуры и черепицы находятся соответствующие надписи "Это не молоток", "Это не кожура банана", "Это не черепица", а мелкими буквами внизу приписано: "Это вечный расплющиватель пальцев", "Это злостный вредитель спине", "Это причина болезненной шишки".

Реклама Allianz Insurances

Небо Магритта

Небо с плывущими по нему облаками – настолько повседневный и употребляемый образ, что сделать его "визитной карточкой" какого-то конкретного художника кажется невозможным. Однако небо Магритта нельзя перепутать с чьим-то другим – чаще из-за того, что на его картинах оно оказывается отраженным в причудливых зеркалах и огромных глазах, наполняет контуры птиц и вместе с линией горизонта из пейзажа незаметно переходит на мольберт (серия "Человеческий удел"). Безмятежное небо служит фоном незнакомцу в котелке ("Декалькомания", 1966), заменяет серые стены комнаты ("Личные ценности", 1952) и преломляется в объемных зеркалах ("Элементарная космогония", 1949).

Рене Магритт. "Империя света". 1954

Знаменитая "Империя света" (1954), казалось бы, совсем не похожа на работы Магритта – в вечернем пейзаже, на первый взгляд, не нашлось места непривычным предметам и загадочным сочетаниям. И все же такое сочетание есть, и оно делает картину "магриттовской" – ясное дневное небо над погруженными во тьму озером и домом.

Рене Магритт. "Прекрасный мир". 1962 / Реклама компании Da-sein

Небо и облака Магритта в своей рекламной кампании использовала фирма Da-sein, занимающаяся производством носков, а картина 1928 года "Фальшивое зеркало" послужила вдохновением для создателей логотипа американской телерадиосети CBS.

Рене Магритт. "Фальшивое зеркало". 1928 / Логотип CBS Corporation

Гробы на кушетках

Еще одна известная шутка Рене Магритта – воспроизведение нескольких картин других мастеров с сидящими и стоящими на месте персонажей гробами. Первой "жертвой" бельгийского художника стал Эдуар Мане, чью картину "Балкон" Магритт в 1950 году взял за основу, заменив людей заколоченными деревянными гробами. То же самое он проделал с двумя портретами парижской светской львицы мадам Рекамье — Жак-Луи Давида и Франсуа Жерара. С кушетки точно так же спадают платье и накидка, но вместо молодой женщины у Магритта в центре сюжета гробы – в одном случае согнутый пополам ("Перспектива мадам Рекамье Давида", 1951), а в другом – грациозно сидящий ("Перспектива мадам Рекамье Жерара", 1950).

Рене Магритт. "Перспектива мадам Рекамье Жерара". 1950 / Жак Луи Давид. "Портрет мадам Рекамье". 1800

ria.ru

Рене Магритт картины с названиями, художник сюрреалист.

Здесь я выложил картины Рене Магритта с названиями. Также несколько фактов и характере и философии этого человека. Желающим узнать поближе биографию этого художника я советую посмотреть фильм «Монсеньор Магритт».

Реклама

Реклама

Я долго откладывал этот пост, не потому, что я не люблю Рене Магритта, а скорее наоборот из-за значимости этого явления.  Собственно, в моем понимании, столпы сюрреализма в живописи — это два человека: Сальвадор Дали и Рене Магритт. Они как Толкиен и Льюис в фэнтези. Магритт и Дали оказали и продолжают оказывать влияние на всех сюрреалистов.

Тем не менее, это были два совершенно разных человека, различающихся настолько, насколько различаются их картины. Рене Магритт, в противоположность Дали, да и всем остальным сюрреалистам, не любил эпатировать публику, не устраивал драк, не употреблял мухоморов для вдохновения и всю свою жизнь провел с одной женщиной — своей женой Жоржеттой, главной музой, родной душой и натурщицей.

Философия Рене Магритта

Что любопытно — человек, которого наряду с Дали, считают классиком сюрреализма даже не признавал философии этого течения, в котором одно из главных мест занимал психоанализ. Бельгиец считал, что творчество не возможно подвергнуть анализу, что это загадка, философская головоломка, но никак не предмет фрейдистского анализа.

Реклама

Реклама

Учитываю подобную философию, не удивительно, что многие его работы часто вызывают недоумение и ощущение, что художник подшучивает над тобой. Очевидно, такая неоднозначность и символизм способствовали тому, что на его картины создано множество пародий и инсталляций. Особенно популярна в этом плане картина «сын человеческий».

Рене Магритт, фотопортретРене Магритт, фотопортрет Вполне себе благопристойный бюргер :) Это вам не Дали со своим скафандром :)

В общем, Магритт был человеком тихим, спокойным и самое интересное происходило у него в голове. Возможно поэтому про Рене Магритта, в отличие от Дали, снято так мало фильмов.

Я не стану здесь сухо перечислять факты из его биографии, за меня это уже сделали 100500 других людей. Я думаю, люди не за этим идут на блог, в конце концов для этого есть педивикия. Если вы хотите поближе познакомится с биографией этого художника, советую посмототреть фильм Monsieur Rene Magritte (мсье Рене Магритт) 1978. Это интереснее, чем читать сухой википедичный текст (при всем моем уважении к педивикии ).

 

Реклама

Реклама

Картины Рене Магритта с названиями

Все, что хотел нам сказать этот человек — он сказал своими картинами. Картины Рене Магритта, в противоположность бурному напору причудливых видений Дали, более спокойные и философские. Кроме того полотна Магритта пронизаны весьма своеобразным чувством юмора. Чего стоит только его картина с изображением трубки, с подписью внизу — это не трубка.

La Philosophie dans le boudoir (Философия в будуаре), Рене Магритт, художники, сюрреализмLa Philosophie dans le boudoir (Философия в будуаре), Рене Магритт, художники, сюрреализм La Philosophie dans le boudoir (Философия в будуаре)La Belle captive (Прекрасная пленница), Рене Магритт, художники, сюрреализмLa Belle captive (Прекрасная пленница), Рене Магритт, художники, сюрреализм La Belle captive (Прекрасная пленница).La Magie noire (Чёрная магия), Рене Магритт, художник сюрреалист, сюрреализмLa Magie noire (Чёрная магия), Рене Магритт, художник сюрреалист, сюрреализм La Magie noire (Чёрная магия) Говорят, что все женские изображения на его картинах — это изображения жены. Глядя на эту картину начинаешь понимать, почему он прожил всю жизнь с одной женщиной. По моему, гораздо симпатичнее, чем Гала.La Memoire (Память), Рене Магритт, художники, сюрреализмLa Memoire (Память), Рене Магритт, художники, сюрреализм La Memoire (Память).Cosmogonie Elementaire (Элементарная космогония), Рене МагриттCosmogonie Elementaire (Элементарная космогония), Рене Магритт Cosmogonie Elementaire (Элементарная космогония).La Naissance de l'idole (Рождение идола), Рене Магритт, художники, сюрреализмLa Naissance de l'idole (Рождение идола), Рене Магритт, художники, сюрреализм La Naissance de l’idole (Рождение идола).La Belle captive (Прекрасная пленница), Рене Магритт, художники, сюрреализмLa Belle captive (Прекрасная пленница), Рене Магритт, художники, сюрреализм La Belle captive (Прекрасная пленница).L'Invention collective (Коллективное изобретение), картина Рене Магритта, художника сюрреалистаL'Invention collective (Коллективное изобретение), картина Рене Магритта, художника сюрреалиста L’Invention collective (Коллективное изобретение), картина Рене Магритта.Les Amants (Любовники), картины Рене Магритт, художники, сюрреализмLes Amants (Любовники), картины Рене Магритт, художники, сюрреализм Les Amants (Любовники), Рене Магритт, картины, сюрреализм.Le Therapeute II (Терапевт II), Рене Магритт, сюрреалистические картиныLe Therapeute II (Терапевт II), Рене Магритт, сюрреалистические картины Le Therapeute II (Терапевт II), Рене Магритт, художники, сюрреализм.Le Survivant (Выживший), Рене Магритт, бельгийский художник сюрреалистLe Survivant (Выживший), Рене Магритт, бельгийский художник сюрреалист Le Survivant (Выживший), Рене Магритт, бельгийский художник сюрреалист.Le Fils de l'homme (Сын человеческий), Рене Магритт, сюрреализмLe Fils de l'homme (Сын человеческий), Рене Магритт, сюрреализм Le Fils de l’homme (Сын человеческий), Рене Магритт. Одна из наиболее известных картин художника.Le Faux miroir (Фальшивое зеркало), Рене Магритт, художники, сюрреализмLe Faux miroir (Фальшивое зеркало), Рене Магритт, художники, сюрреализм Le Faux miroir (Фальшивое зеркало),Le Coup au coeur (Удар в сердце), Рене Магритт, сюрреалистические картиныLe Coup au coeur (Удар в сердце), Рене Магритт, сюрреалистические картины Le Coup au coeur (Удар в сердце)L'Avenir des statues (Будущее статуй), Рене Магритт, художники, сюрреализмL'Avenir des statues (Будущее статуй), Рене Магритт, художники, сюрреализм L’Avenir des statues (Будущее статуй)La Trahison des images (Вероломство образов), это не трубка, Рене Магритт, художники, сюрреализмLa Trahison des images (Вероломство образов), это не трубка, Рене Магритт, художники, сюрреализм La Trahison des images (Вероломство образов). Подпись под трубкой — это не трубка :) Собственно благодаря этой картине я в детстве впервые познакомился с картинами Рене Магритта

Парочка пародий на картины Рене Магритта :)

Пародия на картину сын человеческий, Рене Магритт, художники, сюрреализмПародия на картину сын человеческий, Рене Магритт, художники, сюрреализм Вольное толкование картины сын человеческий :)Это не монтировка, пародия на картину Рене Магритта - это не трубка или вероломство образовЭто не монтировка, пародия на картину Рене Магритта - это не трубка или вероломство образов Я уверяю вас — это не монтировка :) Пародия на картину Рене Магритта — это не трубка или вероломство образов

РЕКОМЕНДУЮ ЧИТНУТЬ

Много картин Рене Магритта можно найти на рутрекере. Кто ищет, тот да обрящет!

figgery.com.ua

Рене Магритт: жизнь и творчество художника

Рене Магритт- бельгийский художник-сюрреалист. Известен как автор остроумных и вместе с тем поэтически загадочных картин.

СОДЕРЖАНИЕ

Биография Рене Магритта

Творчество художника

Интересные факты из жизни

Картины Рене Магритта

Библиография

Биография Рене Магритта

Магритт родился 21 ноября 1898 года в маленьком бельгийском городке Лессине. Детство и юность провёл в небольшом промышленном городе Шарлеруа. Жизнь была тяжёлой.

В 1912 году его мать утопилась в реке Самбре, что, видимо, оказало большое влияние на бывшего тогда ещё подростком будущего художника, однако, вопреки расхожему мнению, не стоит переоценивать влияние этого события на творчество автора. Магритт вынес из детства ряд других, не столь трагичных, но не менее загадочных воспоминаний, про которые сам говорил, что они нашли отражение в его творчестве (лекция 1938 года).

Два года Магритт проучился в Королевской Академии Изящных Искусств в Брюсселе, которую покинул в 1918 году. В это время он познакомился с Жоржеттой Бергер, на которой женился в 1922 году и с которой прожил до самой смерти в 1967.

Магритт работал художником плакатов и рекламы на фабрике бумажной продукции вплоть до 1926 года, когда контракт с брюссельской галереей Сенто позволил ему полностью посвятить себя живописи.

В 1926 году Магритт создаёт сюрреалистическую картину «Потерянный жокей», которую считал своей первой удачной картиной такого рода. В 1927 году устраивает свою первую выставку. Критики признают её неудачной, и Магритт с Жоржеттой уезжают в Париж, где знакомятся с Андре Бретоном и вступают в его кружок сюрреалистов. В этом кружке Магритт не потерял свою индивидуальность, но вступление в него помогло Магритту обрести тот фирменный своеобразныйстиль, по которому узнаются его картины. Художник не боялся спорить с другими сюрреалистами: например, Магритт отрицательно относился к психоанализу и особенно к его проявлениям в искусстве. Действительно, природа его творчества не столько психологическая, сколько философски-поэтическая, порой основанная на парадоксах логики.

С 1932 по 1945 художник трижды вступал в Коммунистическую партию Бельгии и также трижды покидал её ряды.

После расторжения контракта с галереей Сенто Магритт возвращается в Брюссель и снова работает с рекламой, а затем вместе с братом открывает агентство, которое даёт им постоянный доход. Во время германской оккупации Бельгии во времяВторой мировой войны Магритт сменяет цветовую гамму и стилистику своих картин, приближаясь к стилистике Ренуара: художник считал важным взбодрить людей и вселить в них надежду.

Однако после войны Магритт перестаёт писать в таком «солнечном» стиле и возвращается к образам своих довоенных картин. Перерабатывая и совершенствуя их, он окончательно формирует свой странный стиль и добивается широкого признания.

Магритт умер от рака поджелудочной железы 15 августа 1967 года, оставив недописанным новый вариант своей, возможно, самой известной картины «Империя света». Похоронен на Схарбекском кладбище.

Творчество художника

«Сюрреализм — это реальность, освобожденная от банального смысла», — заявил как-то Магритт.

Картины художника создают ощущение таинственной напряженности и страха; это ощущение достигается путем изображения обстановки, не имеющей ничего общего с нормальной, привычной для человека. Секрет произведений Магритта заключается в контрасте между прекрасно выписанными «гиперреальными» предметами и их странными сочетаниями и неестественным окружением.

«Сюрреализм Магрита» — интеллектуальная игра, в которой раскрываются проблематичные свойства зрительного восприятия и иллюзорного изображения на плоскости. Художник называл свои картины теоремами, полагая, что происходящие в них смещения и трансформации реальности обладают внутренней логикой, подобной логике математических преобразований. Уже серия работ конца 1920-х — начала 1930-х годов, где элементарная картинка сопровождается противоречащей ей надписью, демонстрирует условно-знаковый характер визуального образа («Пустая маска», 1928, Дюссельдорф, Художественное собрание земли Северный Рaйн-Вестфалия; «Предательство образов», 1928-1929, Лос-Анджелес, Музей искусств; «Ключ к сновидениям», 1930, Париж, частное собрание). В ряде полотен сюрреалистический абсурд возникает как следствие буквального перевода словесных метафор в зримый образ («Любовники», 1926, Брюссель, частное собрание; «Искусство разговора»,1950, частное собрание).

Влюбленные

Специальный интерес художника к психологическим и гносеологическим проблемам проявился в присущей его живописи игре отражений, в сопоставлении образов явных и скрытых, в символике зеркала, глаза, окна, сцены и занавеса, картины в картине («Человеческий удел», 1933, Вашингтон, Национальная галерея; «Недопустимое воспроизведение», 1937, Роттердам, Музей Бойманс ван Бейнинген; «Прогулка Евклида», 1955, Миннеаполис, Институт искусств). В 1940-x годах Магрит сделал две попытки изменить свою манеру. Однако так называемый «стиль плен солей» (или «ренуаровский», 1945-1947) и последовавший за ним «вульгарный стиль» (1947-1948) не привели к плодотворным результатам, и художник вернулся к прежнему методу. В скульптуре Магрит дублировал образы своей живописи, продолжая развивать тему соотношения физической и ментальной реальностей.

Магритт, устраивая иной раз оптические головоломки, посмеивается над публикой и подтрунивает над наивной верой реалистов в то, что они достоверно отражают окружающий мир. Никакая виртуозность кисти и точность наблюдения не способны, по Магритту, «словить» на полотне реальный физический объект. Картина — вымышленное пространство, что, однако, не отрицает того, что сущность предметов и явлений может быть выражена в ней куда полнее и глубже, чем при самом добротном и добросовестном копировании реальности. Поэтому на известном автопортрете «Прорицательность» Магритт программно запечатлевает свой метод, состоящий в визуализации незримого, отношении к живописи как к колдовству. На столе перед художником — яйцо, а на холсте на мольберте — уже птица.

Иррациональное и таинственное, окружающее нас, он сумел выявить просто и сильно, принципиально оставаясь в русле фигуративной живописи. Он заставил отказаться от догмы и примитивизма восприятия жизни, открывая новые смыслы в, казалось бы, азбучных истинах.

Магритт презирал художников, ставших пленниками своего таланта и виртуозности, ненавидел способности, если они сводились к техническим приемам и сосредотачивались на материалах. Предметом его постоянной заботы была мысль в картинах, без всяких предубежденных мыслей, без всяких концепций – мысль исключительно в визуальной сфере, которая тем не менее стимулируется интеллектом и метафизикой:

«…и я при помощи живописи делаю мысли видимыми».

Знакомство с метафизической живописью Джорджа де Кирико и поэзией Dadaistic было важным поворотным пунктом для творчества Магритта. В 1925 Магритт входит в группу дадаистов, сотрудничает в журналах “Aesophage” и “Marie” вместе с Жаном Арпом, Пикабия, Тцара и другими дадаистами. В 1925–1926 Магритт написал «Оазис» и «Затерянного жокея» – свои первые сюрреалистические картины. В 1927–1930 Магритт проживал во Франции, участвовал в деятельности группы сюрреалистов, тесно сблизился с Максом Эрнстом, Дали, Андре Бретоном, Луи Бунюэлем и особенно с Полем Элюаром.

Достаточно просто всмотреться в его работы, чтобы почувствовать, что опрятный и уравновешенный, чуждый эксцентричности и скандальности бельгийский буржуа, действительно, был одним из художников-магов этого столетия.

Голконда

Сила и мощь Магритта заключается в его способности поддерживать не смысл, а необходимость смысла в мире, который перестал осознавать эту потребность. Его творчество – это загадка, которая вряд ли будет до конца разгадана.

Интересные факты из жизни

  • Магритт ненавидел смирение, терпение, прошлое (в равной степени свое и чужое), фольклор, рекламу и голоса рекламы, бойскаутов, пьяных людей. И декоративно-прикладное искусство. Последнее понятно: Магритт восемь лет рисовал обои, плакаты, декорации к рекламе и прочее декоративное и творческое, прежде чем в нем признали художника.
  • Он прожил удивительно скучную жизнь. Может быть, даже более скучную, чем Кафка. Не мазал штаны козьими экскрементами, не скандалил, не безумствовал. Любил одну женщину, писал картины в столовой, одевался небогато. Единственным ярким событием за всю его жизнь была трагическая смерть матери. Мать будущего художника утопилась в реке, когда ему было 14 лет. Об этой семейной трагедии Магритт предпочитал не рассказывать и даже жена художника, прожившая с ним без малого пятьдесят лет, узнала о самоубийстве матери лишь от биографа Магритта. Впрочем, специалисты считают, что отголосок страшной смерти преследовал Рене. Когда тело утопленницы нашли, ее лицо оказалось опутано ночной рубашкой. Может быть, поэтому Магритт так часто пишет женщин, чьи лица закрыты покрывалом? 
  • Несмотря на тесные связи с сюром, Магритт не любил, когда его называли сюрреалистом. Для своего творчества он придумал название «магический реализм», потому что его работы не столько обращены к подсознанию, сколько побуждают к активному размышлению и поиску ответов на вечные вопросы. 
  • Он выстраивал сюжет своих полотен на игре контрастов. Самая главная идея всех картин Рене Магритта в том, что только соседство несочетаемых вещей позволяет отчетливо понять суть и природу каждого из них.

Библиография

  • Gemeinsame Normdatei — Leipzig: Deutschen Nationalbibliothek, 2012—2014. 
  • Бусев М. МАГРИТ Рене Франсуа Гислен // Энциклопедический словарь сюрреализма / Балашова Т. В., Гальцова Е. Д. (ред., сост.). — М.: ИМЛИ РАН, 2007. — С. 298. — 1500 экз. 
  • Ткач, М.И. Энциклопедия пейзажа. — Olma Media Group, 2002. — С. 207. — 350 с.

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org, lookatme.ru, lichnosti.net

Если вы нашли неточности, или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес [email protected], мы, и наши читатели, будем вам очень благодарны.

Рене Магритт: картины художника

Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Рене Магритт: жизнь и творчество художника

Проголосуйте

allpainters.ru


Смотрите также