В мастерской художника (Маленький вор). Маковский картина


Константин Егорович Маковский В мастерской художника (Маленький вор): Описание произведения

«Маленький вор» написан с сына Константина Маковского, Сережи, забравшегося в мастерскую художника. Об этой мастерской стоит сказать отдельно. Константин Маковский был одержим страстью к коллекционированию предметов старины. А хранились они у него в мастерской. Сергей Маковский писал в мемуарах, что мальчиком очень любил находиться в мастерской отца – она представлялась дверью в неведомый, но очень привлекательный мир. На стенах висели картины, оружие, ниспадали тяжелые дорогие ткани, в комнате можно было увидеть множество украшений (антураж для изображений русской старины).

Всё это мы видим на картине: антикварное кресло, тяжелая расшитая парча, на стене висит сабля, на полу большой кувшин с кистями. Всё здесь говорит о роскоши и даже некоторой избыточности, что вполне укладывается в концепцию барокко, недаром Маковского называли «Русским Рубенсом». Картины с детьми прекрасно иллюстрируют эту аналогию (картина Рубенса - и Маковского, и еще Рубенс - Маковский, 1, 2).

Сюжет картины навеян реальным происшествием – как-то малыш зашел в мастерскую отца, забрался на кресло, осмотрелся и, заприметив очень аппетитное яблоко в вазе, потянулся к нему. Огромная собака на полу оказалась не случайно. Сергей Маковский вспоминал, что это не их пес. Когда отец надумал писать картину, он нашел сенбернара, гармонично подходившего к обстановке, и его специально привозили для сеансов. Контраст размеров малыша и собаки придает картине особое звучание. С собакой же связана великолепная деталь – сбившиеся складки на ковре.

Элементы движения – тоже признаки барочного стиля. Здесь это не только складки ковра, но и движение мальчика, опершегося на одну ножку, а вторую приподнявшего, чтобы немного «удлинить» свои способности добытчика яблок, и спадающая с его плеча белая рубашонка, и пухлая рука ребенка, добравшаяся до аппетитной цели, и свисающий с края блюда виноград, и скользящие складки вышитой золотыми нитями ткани.

Автор: Алена Эсаулова

artchive.ru

Маковский Константин Егорович

Маковский Константин Егорович (2 июля (20 июня) 1839—30 (17) сентября 1915) — известный русский художник, присоединившийся к передвижникам. Многие из его исторических картин, как например «Наряд русской невесты» (1889), демонстрируют идеализированный взгляд на жизнь в России в предыдущие столетия. Константин Маковский является также представителем академизма.Константин родился в Москве, старшим сыном в семье российского деятеля искусств и художника-любителя, Егора Ивановича Маковского. Егор Маковский был основателем «Натурного класса», художественного училища, которое потом стало известно как Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Среди друзей семьи были Карл Брюллов и Василий Тропинин. Все дети Егора Ивановича стали выдающимися художниками (см. Маковский). Позднее Константин писал: «Тем, что из меня вышло, я считаю обязанным себя не академии, не профессорам, а исключительно моему отцу».В 1851 году Константин поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где он стал первым студентом, легко получая все доступные награды. Его учителями были М. И. Скотти, А. Н. Мокрицкий,С. К. Зарянко, все — ученики Карла Брюллова. Склонность Маковского к романтизму и декоративным эффектам можно объяснить влиянием Брюллова.В 1858 году Маковский поступил в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге. С 1860 года он участвовал в выставках Академии с такими картинами как «Исцеление слепых» (1860) и «Агенты Дмитрия Самозванца убивают Бориса Годунова» (1862). В 1863 году Маковский, вместе с 13 другими студентами, выбранными для участия в конкурсе на Большую золотую медаль Академии, отказался писать картину на тему Скандинавской мифологии и покинул Академию, не получив диплом.Маковский присоединился к артели художников, возглавляемой Иваном Крамским, создавая картины повседневной жизни Вдова (1865), Продавец сельди(1867) и т. д.). В 1870 году он стал одним из основателей «Товарищества передвижных художественных выставок» и продолжал работать над картинами, посвящёнными повседневной жизни. Он выставлял свои работы как на выставках Академии, так и на передвижных художественных выставках.

Произведения Маковского, созданные в 1860-х гг., отличались жанровой тенденцией. Особенной известностью пользовалась его картина «Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге» (1869) — подлинная галерея колостям, эти полотна отличаются поэтичностью, трогательностью образов.Значительные изменения в его стиле произошли после путешествия в Египет и Сербию в середине 1870-х. Его интересы сместились от социальных и психологических проблем к художественным проблемам цвета и формы.

В 1877 г. Маковский, откликаясь на события русско-турецкой войны, написал картину «Болгарские мученицы». Однако, тяготея к характерному для передвижников жанру, Маковский постепенно начал склоняться в сторону легкого успеха, которого достигал с помощью изображения эффектных сюжетов, не отличавшихся ни вдумчивостью, ни глубиной содержания. Такова созданная под впечатлением от путешествия в Египет картина «Возвращение священного ковра из Мекки в Каир» (1876), представлявшая пышное религиозное шествие в восточном городе. Бытовая экзотика, яркость типов, этнографическая точность, звучность колорита лишь усиливают внешнее впечатление, заслоняя собой правду жизни.

 

Историческая живопись Маковского, его так называемые боярские жанры, отвечали духу официальной народности и псевдорусскому стилю, распространенному в искусстве 1880-90-х гг. «Свадебный пир в боярской семье XVII столетия» (1883), «Поцелуйный обряд» (1895), «Смерть Иоанна Грозного» (1888) интересны, скорее, с этнографической точки зрения: художник тщательно выписывает костюмы персонажей, аксессуары, детали бытового окружения.В 1880-х он стал модным автором портретов и исторических картин. На Всемирной выставке 1889 г. в Париже он получил Большую золотую медаль за картины «Смерть Ивана Грозного», «Суд Париса» и «Демон и Тамара». Он был одним из самых высоко ценимых и высокооплачиваемых российских художников того времени. Многие критики-демократы рассматривали его как предателя идеалов Передвижников, создающего, как Генрих Семирадский, поразительные но поверхностные работы, тогда как другие видели в нём предвестника Русского импрессионизма.

Особое место в творчестве Маковского занимал портретный жанр. Его мастерская на Дворцовой площади была чрезвычайно популярна среди светской публики, а модные идеализированные портреты, явно приукрашивающие модель, очень ценились. Блестяще передавая обстановку, наряды, дорогие ткани и меха, художник старался представить портретируемых в самом выигрышном свете, соблюдая при этом точное сходство, но не вникая в психологические характеристики моделей. По выражению И. Н. Крамского, в этих портретах «цвета подобраны, как букет». Таковы известные портреты жены художника (1881), графини В. С. Зубовой (1877) и др. Исключение составляют «Портрет оперного певца О. А. Петрова» (1871), «Портрет старухи в чепце» (1874) и, наконец, портрет-картина «Алексеич» (1882), правдиво изображающая старика у кипящего самовара. Именно эти произведения красноречиво говорят о том, какой крупный талант был заложен в Маковском.

Источник: http://allday.ru/index.php?newsid=451596             http://kaledamaleda.ucoz.ru/publ/18-1-0-67 

Картины и этюды. 

Описание картин.

Воззвание Минина к нижегородцам.

Дети бегущие от грозы.

В мастерской художника.

Под венец.

Боярышня у окна.

Маленькие шарманщики

Селедочница.

Крестьянский обед в поле.

Жница.

Похожие записи

design-kmv.ru

Художник Владимир Егорович Маковский: картины, биография

Годы жизни: 1846—1920

Владимир Маковский: картина «Вечеринка»

В одном из залов Государственной Третьяковской галереи висит небольшая картина.…В комнате, тускло освещенной керосиновой лампой под зеленым абажуром, несколько человек, преимущественно студентов, собрались вокруг стола, на котором стоит самовар и все приготовлено к чаю. Но никто не притронулся к нему. Все слушают девушку-курсистку. Волевая, энергичная, она с большим подъемом произносит речь. Это картина художника Владимира Егоровича Маковского «Вечеринка» (1875-1897 гг.).

2015-10-01_122125

Но художник изобразил не вечеринку, а нелегальную сходку. Вдохновленная прекрасной идеей, девушка смело и решительно выступает перед собравшимися. Юное лицо серьезно и взволнованно.

Видно, что среди собравшихся нет полного единства. Выступление девушки они воспринимают по-разному: одни — восторженно, другие — настороженно-скептически, третьих ее слова заставили задуматься. Но всех их объединяет одно великое дело, во имя которого они готовы вынести самые тяжелые испытания.

Другие картины русского художника Маковского

Маковский, которого глубоко волновали судьбы русского народа, не мог пройти мимо растущего революционного движения. В 1879 году он создает картину «Осужденный». Жандармы выводят из здания суда арестанта, приговоренного к каторге. Его встречают рыдающие отец и мать. Но сын решителен и суров. Только руки, сжимающие фуражку, выражают его душевное состояние. Уверенность в своей правоте придает ему силы.

Этой же теме посвящена картина «Ожидание у острога». Толпа людей с узелками в руках ждет появления близких, которых отправляют по этапу в Сибирь.

В 1904 году Маковский в картине «Допрос революционерки» создает исполненный благородства и мужества образ борца за народное счастье.

В разгар революционных событий 1905 года в Петербурге художник был очевидцем расстрела безоружной толпы царскими жандармами на Васильевском острове. Под впечатлением увиденного он создал композицию «9 января 1905 года. Васильевский остров».

Народные бедствия никогда не оставляли художника равнодушным. Кровавую трагедию на Ходынском поле в Москве во время коронации Николая I Маковский запечатлел в картине «Ваганьковское кладбище» (1901). Ненастное, холоднее утро. Тоненькие голые деревца гнутся на ветру. Покосившиеся деревянные кресты. Кругом свежие могилы, простые гробы, ряды неопознанных трупов. Обезумевшие от горя люди ищут среди мертвых своих близких. Над одним из гробов в глубоком отчаянии склонилась женщина с детьми. Жертвы Ходынки…

Талантливый художник, глубоко сочувствующий человеческому горю и радостям, Маковский всю свою жизнь посвятил творчеству, повествующему о судьбах простых людей. Большинство его живописных работ — это небольшие картины-новеллы, короткие, яркие рассказы о жизни людей. Таковы его картины «Объяснение», «Варят варенье», «Секрет», «Приятели» и другие. Это роднит его с А. П. Чеховым.

Жизнь народа, и героические, и теневые ее стороны, хорошо известны художнику.В картине «На бульваре» (1837) изображены молодой деревенский парень, работающий в городе, и приехавшая к нему в гости из деревни жена с ребенком. Нелегко, видно, живется парню у хозяина, работает он много, а развлечений, кроме водки, никаких. Вот и сейчас он подгулял и весело наигрывает на гармошке. А жена, прижимая к груди ребенка в лоскутном одеяльце, невесело смотрит перед собой и думает о своей безрадостной жизни. Мимо проходят люди, и никому нет дела до этой семьи, затерявшейся в большом городе.

Картина «Свидание»

Увидев однажды, невозможно забыть картину «Свидание» (1883).

2015-10-01_122144

Женщина пришла в город издалека, чтобы повидать своего сына, отданного «в люди». Мальчик отупел от голода и побоев. Он жадно ест принесенный матерью калач, боясь, что в любую минуту его счастье прервет окрик хозяина. А мать, пригорюнившись, смотрит на сына, грязного, растрепанного, в рваном фартуке. Она прекрасно понимает, как невыносимо тяжела жизнь мальчика, но бессильна помочь ему.

Художник Маковский: биография и творчество

Маковский вырос в семье, где все увлекались искусством. Оба его брата и сестра также посвятили себя живописи. Под руководством отца пятнадцатилетний Владимир для вступительных экзаменов в Московское училище живописи, ваяния и зодчества в 1861 году написал портрет мальчика, торгующего квасом. Картина «Крестьянские мальчики в ночном стерегут лошадей» (1869) принесла художнику большой успех.

Правдиво и любовно изображает Маковский крестьянских детей с их непосредственностью, близостью к природе. Это — одна из любимых тем художника. Перед картинами Маковского невольно вспоминаются некрасовские стихи о крестьянских детях и тургеневские рассказы.

В картине «Ночное» (1879) несколько ребятишек, затаив дыхание и не сводя глаз, слушают босоногого мальчишку, который что-то увлеченно рассказывает — наверное, какую-нибудь страшную историю про чертей и ведьм.

С большой симпатией изображает художник детей в картинах «Игра в бабки» (1870), «От дождя» (1887), «Девочка с гусями» (1889).

Картины Маковского — это история русского общества. В них художник нередко поднимался до глубокого социального обобщения.

Имя художника-передвижника Владимира Егоровича Маковского в истории русской живописи стоит рядом с именами таких мастеров, как П. А. Федотов, В. Г. Перов, И. Е. Репин.

По материалам старого советского журнала…

Похожие статьи:

mamotvet.ru

Маковский Константин Егорович - это... Что такое Маковский Константин Егорович?

        (2 июля (20 июня) 1839—30 (17) сентября 1915) — известный российский художник, присоединившийся к передвижникам. Многие из его исторических картин, как например «Наряд русской невесты» (1889), демонстрируют идеализированный взгляд на жизнь в России в предыдущие столетия. Константин Маковский является также представителем академизма.         

Константин родился в Москве, старшим сыном в семье российского деятеля искусств и художника-любителя, Егора Ивановича Маковского. Егор Маковский был основателем «Натурного класса», художественного училища, которое потом стало известно как Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Среди друзей семьи были Карл Брюллов и Василий Тропинин. Все дети Егора Ивановича стали выдающимися художниками. Позднее Константин писал: «Тем, что из меня вышло, я считаю обязанным себя не академии, не профессорам, а исключительно моему отцу».         

В 1851 году Константин поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где он стал первым студентом, легко получая все доступные награды. Его учителями были М. И. Скотти, А. Н. Мокрицкий, С. К. Зарянко, все — ученики Карла Брюллова. Склонность Маковского к романтизму и декоративным эффектам можно объяснить влиянием Брюллова.         

В 1858 году Маковский поступил в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге. С 1860 года он участвовал в выставках Академии с такими картинами как «Исцеление слепых» (1860) и «Агенты Дмитрия Самозванца убивают Бориса Годунова» (1862). В 1863 году Маковский, вместе с 13 другими студентами, выбранными для участия в конкурсе на Большую золотую медаль Академии, отказался писать картину на тему Скандинавской мифологии и покинул Академию, не получив диплом.         

Маковский присоединился к артели художников, возглавляемой Иваном Крамским, создавая картины повседневной жизни (Вдова (1865), Продавец сельди (1867) и т. д.). В 1870 году он стал одним из основателей «Товарищества передвижных художественных выставок» и продолжал работать над картинами, посвящёнными повседневной жизни. Он выставлял свои работы как на выставках Академии, так и на передвижных художественных выставках.         

Значительные изменения в его стиле произошли после путешествия в Египет и Сербию в середине 1870-х. Его интересы сместились от социальных и психологических проблем к художественным проблемам цвета и формы.         

В 1880-х он стал модным автором портретов и исторических картин. На Всемирной выставке 1889 г. в Париже он получил Большую золотую медаль за картины «Смерть Ивана Грозного», «Суд Париса» и «Демон и Тамара». Он был одним из самых высоко ценимых и высокооплачиваемых российских художников того времени. Многие критики-демократы рассматривали его как предателя идеалов Передвижников, создающего, как Генрих Семирадский, поразительные но поверхностные работы, тогда как другие видели в нём предвестника Русского импрессионизма.         

Маковский стал жертвой несчастного случая (в его экипаж врезался трамвай) и скончался в 1915 году в Санкт-Петербурге.         

Сын Маковского, Сергей Константинович — известный деятель русской культуры Серебряного века (впоследствии один из первых предложил это название), художественный критик, издатель журнала «Аполлон».

У околицы. У околицы.

К. Е. Маковский. К. Е. Маковский. "Дети, бегущие от грозы". 1872. Третьяковская галерея. Москва.

Агенты Дмитрия Самозванца убивают Фёдора Годунова. 1862. Агенты Дмитрия Самозванца убивают Фёдора Годунова. 1862.

Боярышня. Боярышня.

Воззвание Кузьмы Минина к нижегородцам в 1611 году Воззвание Кузьмы Минина к нижегородцам в 1611 году

Минин на площади Нижнего Новгорода, призывающий народ к пожертвованиям. 1896. Минин на площади Нижнего Новгорода, призывающий народ к пожертвованиям. 1896.

Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге

Под венец Под венец

Портрет детей художника. 1882. Портрет детей художника. 1882.

Портрет императрицы Марии Фёдоровны, жены Александра III. Портрет императрицы Марии Фёдоровны, жены Александра III.

Портрет Марии Михайловны Волконской. Портрет Марии Михайловны Волконской.

Портрет поручика Лейб-Гвардейского Гуссарского полка, графа Г.А. Бобринского, 1879 (Музей Гвардии, Санкт-Петербург) Портрет поручика Лейб-Гвардейского Гуссарского полка, графа Г.А. Бобринского, 1879 (Музей Гвардии, Санкт-Петербург)

Поцелуйный обряд Поцелуйный обряд

Свадебный пир в боярской семье XVII столетия. 1883. Свадебный пир в боярской семье XVII столетия. 1883.

Святочные гадания Святочные гадания

Тамара и демон Тамара и демон

Харон перевозит души умерших через реку Стикс Харон перевозит души умерших через реку Стикс

Болгарские мученницы. 1877 Болгарские мученницы. 1877

Боярыня у окна. 1885 Боярыня у окна. 1885

Девушка в костюме Флоры Девушка в костюме Флоры

Жница. 1871 Жница. 1871

Крестьянский обед в поле Крестьянский обед в поле

Портрет Александра II. 1881 Портрет Александра II. 1881

Русская красавица Русская красавица

Литература: Л. И. Помыткина, К. Маковский. Воззвание Минина. Альбом, Горький, 1978.

dic.academic.ru

Картины, описание картин — Маковский, Константин Егорович

Описани е картины Константина Маковского: Дети, бегущие от грозы.На полотне изображены дети, которые решили сходить за грибами, но их настигла внезапно гроза. Картина по параметрам большая, однако, описать ее большим количеством слов просто не удастся. Но не в природном явлении дело, а в детях, скорее в их эмоциях и переживаниях, в их страхе и стремлении найти приют или пристанище, чтобы избежать дождя.Все говорит о том, что дети из простой крестьянской семьи, ведь щеки у них розовые, косы – русые, глаза – глубокие и большие. Позади детей виднеется темный лес, из которого они бегут, под ногами у старшей девочки шаткий мостик, но она, не боясь потерять равновесие, стремительно бежит вперед, крепко прижимая к себе сестренку, такую же напуганную и надеющуюся на чудо.Все вокруг говорит о том, что надвигается гроза: пригнувшаяся к земле трава, растрепанные волосы у детей. Мрачное предгрозовое небо немного нагнетает атмосферу, и детей становится ужасно жаль. Маленькая сестренка у девочки лет десяти на спине от страха очень сильно вжалась, что видно, как крепко она держится за шею сестры.Несмотря на искаженное страхом лицо, у детей чистые и милые, добрые глаза, мелочи заставляют любоваться картиной — это и грибочки в корзинке, и четко очерченная трава, и босые ноги детей, и предчувствии непогоды, и небо, которое вот-вот поменяет свой цвет и солнечный день иссякнет.Но не столько старшенькая девочка боится грозы, сколько того, что младшенькая может испугаться. Поэтому бежит со всех ног, не оглядываясь на то, что происходит сзади. Она смела и упряма, решительными действиями стремительно вырывается вперед, гордо неся сестренку в укрытие.Все еще золотыми слитками лежит трава, залитая солнечным лучом, который скоро спрячет гроза, цвета картины яркие и разнообразные оттенки выделяют важные детали, показывая нам всю прелесть надвигающейся непогоды.

www.art-drawing.ru

РУССКИЕ ХУДОЖНИКИ Маковский Владимир Егорович (1846-1920)

«Автопортрет»1905Картон, масло 34,3 x 38,6Государственная Третьяковская галереяМосква

В. Е. Маковский родился в Москве, в семье известного деятеля искусств, одного из основателей МУЖВ - МУЖВЗ (Московское училище живописи, ваяния и зодчества )- Е. И. Маковского.

С детства мальчика (и его брата, впоследствии также известного живописца К. Е. Маковского) окружала художественная атмосфера, он постоянно видел известных мастеров, посещавших дом отца, слышал их споры и разговоры об искусстве, проникался мыслями о его высоком назначении и потому очень рано ощутил свое призвание.

Первые уроки живописи Маковский брал у В. А. Тропинина и в пятнадцать лет под его руководством написал картину "Мальчик, продающий квас" (1861).«Мальчик, продающий квас»1861Холст, масло. 69.7 x 56 смГосударственная Третьяковская галерея

В 1861-66 гг. Маковский учился в МУЖВ - МУЖВЗ, где получил хорошую профессиональную подготовку под руководством художников Е. С. Сорокина и С. К. Зарянко.После окончания училища Маковский отправился в Петербург и поступил в АХ, где успешно учился.«Художник, продающий старые вещи татарину (Мастерская художника)»1865Холст, масло. 41.9 x 50 смГосударственная Третьяковская галерея

«Литературное чтение»1866Холст, масло. 55.7 x 81.2 смГосударственная Третьяковская галерея

«Любитель старины»1869Бумага, акварель 27,5 х 18,6Государственная Третьяковская галереяМосква

В 1869 г. за картину "Крестьянские мальчики в ночном стерегут лошадей (Ночное)", во многом созвучную рассказу И. С. Тургенева "Бежин луг", он получил золотую медаль и звание художника 1-й степени.«Крестьянские мальчики в ночном стерегут лошадей.»1869Холст, маслоЧастное собрание

В 1870 г. на выставке Московского общества любителей художеств была представлена его картина "В приемной у доктора", где с мягким юмором изображен священник, увлеченно разъясняющий старушке свой "верный" рецепт от зубной боли. Внимание к деталям (тщательно выписанный подзеркальник и литография на стене, шелковая ряса священника и шерстяной клетчатый платок старушки) и, главное, теплая ирония напоминают о традиции П. А. Федотова. Картина имела успех, а ее автору прочили славу жанриста. Интерес к "маленькому человеку", его горестям и радостям отныне стал лейтмотивом произведений художника.

«В приемной у доктора»1870Холст, масло 69,4 х 85,3Государственная Третьяковская галереяМосква

Тем же юмором проникнуты его картины начала 1870-х гг.: "Любители соловьиного пения", "Игра в бабки", "Получение пенсии", "Псаломщики". Все они были небольшого размера, написаны в гладкой живописной манере.

«Любители соловьев»1872-1873Холст, масло. 55 x 76 смГосударственная Третьяковская галереяМосква

«Поздравление»1878Холст, маслоСерпуховский художественно-исторический музей

«Портрет Е.И.Маковского»1880Холст, масло. 95.5 x 69.5 смГосударственная Третьяковская галерея

«Друзья-приятели»1878Холст, масло. 57 x 79 смЧелябинская областная картинная галерея

«Варка варенья»1876Холст, масло 19 х 28Самарский областной художественный музейСамара

«Игра в бабки»1870Холст, масло. 53.5 x 71 смГосударственная Третьяковская галереяМосква

«Рыбачки»1886Холст, маслоКраснодарский краевой художественный музей им. Ф.А.Коваленко

«Девочка с гусями»1875Холст, масло. 39 x 27.5 смНижнетагильский художественный музей изобразительных искусств

Постепенно юмористическая окраска картин Маковского становится несколько иной. В них появляются тревожные ноты, напоминающие зрителю о человеческой несправедливости, об униженных и оскорбленных. В картинах "Посещение бедных" (1874), "Толкучка" (1875), "В передней" (1884), "Ожидание. У острога" (1875), "Ночлежный дом" (1889) и других художник показывает убогую жизнь городской бедноты, яркие контрасты между нищетой и достатком.

«Посещение бедных»1874Холст, масло 69 x 96Государственная Третьяковская галереяМосква

«В полдень»1879Этюд для картины "Толкучий рынок в Москве"Холст, масло. 84.9 x 125 смГосударственная Третьяковская галерея

«Обед»1875Этюд для картины "Толкучий рынок в Москве"Холст, масло. 71 x 108 смГосударственная Третьяковская галерея

«Продавец кваса»1879Этюд для картины "Толкучий рынок в Москве"Холст, масло. 75.7 x 52.2 смГосударственная Третьяковская галерея

«В передней»1884Дерево, масло. 40.8 x 31.1 смГосударственная Третьяковская галерея

«Мать и дочь»1886Холст, масло 112 х 85Государственная Третьяковская галереяМосква

«Молебен на Пасху»1887-1888Холст, маслоСерпуховский художественно-исторический музей

«Ночлежный дом»1889г.

В 1879 г. Маковский создал картину "Осужденный", где с явным сочувствием изобразил молодого народовольца, выходившего из зала суда в сопровождении жандармов. Горе его бедных стариков родителей лишь подчеркивало драматизм произведения, которое, по словам В. В. Стасова, "глубоко и сильно копнуло современную жизнь".

«Осужденный»1879Холст, маслоГосударственный Русский музей

На VII выставке ТПХВ Маковский представил работы, также связанные с образами народников, - "Узник" и "Оправданная" (обе 1882). К той же тематической серии можно отнести и картину "Вечеринка" (1875-97), живо передававшую атмосферу собраний и споров, столь привычных в те годы среди молодежи и студентов.

«Узник»1882Холст, маслоХарьковский государственный музей изобразительных искусств

«Ожидание»1875Холст, масло 83 х 122Государственная Третьяковская галереяМосква

«Оправданная»1882Холст, масло. 79 x 105 смГосударственная Третьяковская галерея

«Вечернее общество»1875Холст, масло 108,5 x 144Государственная Третьяковская галереяМосква

Одно из значительных полотен художника, повествующее о трагической повседневности, - это "Крах банка" (1881). Маковский показал чувства и переживания людей, вложивших свои последние сбережения в банк, потерпевший крах. Обморок несчастной старушки, растерянность купца, потрясенные и возмущенные лица и, наконец, самодовольство финансового дельца, единственно выигравшего от падения акций, изображены художником психологически ярко и точно.

«Крах банка»1880Холст, масло 46 x 71Государственный Русский музейСанкт-Петербург

???

«Ловля рыбы»1884Холст, маслоЧастное собрание

«В жаркий день»1881Дерево, масло. 24 x 32 смСерпуховский художественно-исторический музей

Глубоким сочувствием к городской бедноте проникнута картина "Свидание" (1883), перекликающаяся с сюжетом чеховского рассказа "Ванька". Художник запечатлел свидание матери с сыном, отданным "в учение" к ремесленнику, "в люди". Жалость и горечь вызывает образ забитого мальчугана, торопливо жующего принесенный матерью калач, и молчаливое понимание бедной деревенской женщины, с любовью и болью смотрящей на сына.

«Свидание»1883г.Холст, масло. 40 x 31.5 смГосударственная Третьяковская галерея

Тем же щемящим чувством отмечена и картина "На бульваре" (1886-87), вновь затрагивающая темы города и деревни.Размышление о женской доле вызывает сцена на скамейке московского бульвара, где подвыпивший нагловато-безразличный мастеровой играет на гармошке, а рядом с ним в задумчивости застыла молодая женщина с ребенком на руках. Приехавшая из глухой деревни к мужу, она подавлена одиночеством, отчуждением, холодностью их встречи. Унылый осенний пейзаж, голые ветви деревьев, покосившийся фонарь, большой незнакомый ей город - все вторит настроению этого безрадостного свидания. Блеклые краски пейзажа в сочетании с яркими пятнами одежды мастерового и его жены, с пестротой лоскутного одеяла младенца вносят мягкий колористический аккорд, усиливающий главную тему картины.

«На бульваре»1886Холст, масло 53 х 68Государственная Третьяковская галереяМосква

«Не пущу!»1892Холст, маслоКиевский государственный музей русского искусства

«Приезд учительницы в деревню»1896-1897Холст, масло. 67 x 90 смГосударственная Третьяковская галерея

«В сельской школе»1883Холст, масло. 41 x 65 смТульский областной художественный музей

«К венцу (Прощание)»1894Холст, масло. 115 x 99 смСамарский художественный музей

«Под венец»1884Холст, масло 92 х 145

«Выбор приданого»1897-1898Холст, маслоХарьковский государственный музей изобразительных искусств

«Первый фрак»1892Холст, маслоГосударственное музейное объединение "Художественная культура Русского Севера"

Живописными достоинствами отмечена и другая работа художника - "Объяснение" (1889-91), с тонким лиризмом изображающая молодого студента и девушку в минуты решительного объяснения. Комната, залитая солнечным светом, белый китель студента, белый кафель печки, его отблеск на крышке рояля - все пронизано свежестью и чистотой первого чувства. Признанный педагог, Маковский долго преподавал в МУЖВЗ, заняв в 1882 г. место ушедшего из жизни В. Г. Перова.

«Объяснение»1889-91гг.Холст, масло 53 х 39,5Государственная Третьяковская галереяМосква

«Крестьянские дети»1890Харьковский художественный музей

«Без хозяина»1911Холст, маслоЯрославский художественный музей

«Тет-а-тет»1885-1905Холст, масло. 32.4 x 28 смГосударственная Третьяковская галерея

«Секрет»1884Дерево, масло. 40.6 x 31.3 см

Однако в 1894 г. художник покинул родную Москву и отправился в Петербург, где тогда в АХ проходила реформа преподавания. Ему было предложено возглавить класс жанровой живописи. Несмотря на большую занятость в академических классах, Маковский продолжал и активную творческую работу. В 1896 г. он совершил поездку но Волге, в результате которой появилась серия картин, изображающих народные типы - грузчиков, бурлаков, босяков (во многом они перекликаются с литературными образами рассказов молодого М. Горького).

«На Волге»1897Холст, масло. 69 x 104 смГосударственная Третьяковская галерея

«От дождя»1887Холст, масло. 37 x 45.7 смУльяновский художественный музей

В том же году художника пригласили присутствовать на коронации императора Николая П в Москве, где он стал свидетелем трагедии на Ходынском ноле. Гибель сотен людей потрясла Маковского; его впечатления отразились в картине "Ходынка" (1901), которая долгое время была запрещена цензурой. Революционная ситуация в России нашла отражение и в произведениях "Допрос революционерки" (1904) и "Девятое января 1905 года на Васильевском острове" (1905). Однако, жанрист по природе, Маковский не смог подняться в этих картинах до больших исторических обобщений. Лучшими в его творчестве продолжают оставаться незатейливые и правдивые бытовые сценки.

«Девушки, освещенные солнцем»1901Холст, масло. 24 x 17.5 смАстраханская государственная картинная галерея имени П.М.Догадина

Пастушки 1903 Холст масло

«Две матери. Мать приемная и родная»1905Холст, масло 120 х 158Самарский областной художественный музейСамара

«Музыкальный вечер»1906Холст, масло. 41 x 50.5 смГосударственная Третьяковская галерея

«Любитель живописи. Портрет коллекционера И.Е.Цветкова»1907Холст, масло. 39 x 49 смКировский областной художественный музей имени В.М. и А.М.Васнецовых

«Портрет академика Ивана Ивановича Янжула»1907Холст, масло. 47 x 38.5 смГосудаpственный Владимиpо-Суздальский истоpико-аpхитектуpный и художественный музей-заповедник

«Портрет императрицы Марии Федоровны»1912Холст, масло. 267 x 192 смГосударственный Русский музей

источник

kolybanov.livejournal.com


Смотрите также