Маньеризм в интерьере, особенности стиля, фото-примеры. Маньеризм картины


Интересное о мире

Маньеризм

Маньеризм стилистические особенности и ведущие художники

Острое восприятие жизни сочеталось в маньеризме с программным стремлением не следовать природе, а выражать субъективную «внутреннюю идею» художника, образа, рождавшегося в его душе. В этом противоречивом духе представители маньеризма интерпретировали отдельные элементы творчества мастеров Высокого Возрождения. Они культивировали представления о неустойчивости мира, шаткости человеческой судьбы, находящейся во власти иррациональных сил. Искусство маньеризма тесно связано с придворной позднефеодальной культурой, элитарной по своей сущности и ориентированной на узкий круг знатоков. Ярче всего маньеризм проявился в Италии в творчестве Понтормо, Пармиджанино, Джулио Романо, для которых характерны драматическая острота образов, трагизм мировосприятия, усложненность и преувеличение, экспрессия поз и мотивов движения, удлиненность пропорций фигур, колористические и светотеневые диссонансы.

Шпалера (ит. — spalliera) — настенный безворсовый ковер, украшенный ком позициям и в обрамлении орнаментального бордюра.

Маньеризм (итал. manierismo — прием, манера) — течение в европейском искусстве XVI в., представители которого отошли от ренессансной гармонии восприятия мира,гуманистической концепции человека как совершенного творения природы.Черты маньеризма: — превалирование формы над содержанием: — изысканная техника.Суггестивность (от лат. suggestio — внушение, намек) — активное воздействие на воображение, эмоции, подсознание зрителя.

Б. Амманати. Вилла папы Юлия III. Нимфей. 1555 г.

Б. Амманати. Вилла папы Юлия III. Нимфей. 1555 г.

Особую роль в произведениях маньеризма играет виртуозная нервная линия, нередко приобретающая самостоятельное значение. В большинстве портретов маньеризма подчеркивается внутренняя напряженность и замкнутость персонажей, обостренное субъективно-эмоциональное отношение художника к модели. В изощренно-декоративных монументальных циклах (Джулио Романо и др.) преобладают насыщенные гротескной орнаментикой решения.С 40-х гг. XVI в. маньеризм стал господствующим течением в итальянском придворном искусстве и приобрел черты холодной официальности. Его художественный язык отмечен принципиальным эклектизмом, насыщен сложными, доступными лишь узкому кругу посвященных аллегориями (живописцы Дж. Вазари, Веронезе, Тициан, Тинторетто). В скульптуре (Б. Челлини, Джамболонья) и архитектуре (Ам- манати, Вазари, Джулио Романо) маньеризм проявился главным образом в тяготении к неустойчивой, динамичной композиции, подчеркнутой (нередко чрезмерной) выразительности декора и фактуры, в стремлении к сценическим эффектам. Превращению маньеризма в общеевропейское явление способствовала деятельность итальянских мастеров во Франции (Николо дель Аббате, Россо Фьорентино, Приматиччо), Испании (В. Кардуччо), Чехии (Дж. Арчимбольдо), а также широкое распространение маньеристской графики и прикладного искусства.

Бронзино. Портрет юноши. 1530-1532 гг.

Бронзино. Портрет юноши. 1530-1532 гг.

Влияние маньеризма во многом определило творчество представителей 1-й школы Фонтенбло во Франции 30-40-х гг. В 1528 г. Франциск I приступил к строительству замка Фонтенбло, пригласив для его оформления Россо Фьорентино — представителя флорентийского маньеризма, а двумя годами позже — Приматиччо, представлявшего североитальянский маньерйзм. Таким образом, первую школу Фонтенбло возглавляли итальянцы, творчество которых представляет «галльский маньеризм», отличный от раннего итальянского. Если в Италии маньеризм соединял светские и религиозные черты, во Франции он имел светский характер. Европейский маньеризм со временем выродился в космополитическое течение во 2-й школе Фонтенбло в конце XVI — начала XVII вв., а также в Германии и Нидерландах середины и 2-й пол. XVI в.

Виньола. Замок Фарнезе в Капрароле. 1558-1573 гг.

Виньола. Замок Фарнезе в Капрароле. 1558-1573 гг.

Архитектруа

Бартоломео Амманати (1511 — 1592) не был коренным флорентийцем и явился в Тоскану уже зрелым художником. В Риме вместе с Виньолой принимал участие в сооружении виллы папы Юлия III (вилла Джулия) — сложного комплекса, в композиции которого выражено значение продольной оси, проходящей сквозь само здание виллы, главный двор, лоджию в нимфей, а затем в сад. Контраст к постройкам Амманати образуют его флорентийские работы, крупнейшая из них — расширение дворца, разбивка парка, строительство садового фасада палаццо Питти. Аманнати сообразовывался с построенным в XV в. главным фасадом дворца, но руст у него покрывает даже полуколонны, членящие каждый этаж.Нимфей (букв.— убежище нимф) — многоуровневая надстройка с нишами и бассейномЧерты внутренней противоречивости еще более заметны в комплексе правительственных зданий Уфиц- ци, наиболее крупном создании Джорджо Вазари (1511-1574). Задуманный как единый ансамбль, комплекс решен в виде улицы, связывающей площадь Синьории с набережной Арно. С обеих сторон улица застроена одинаковыми по архитектуре зданиями, которые соединены у выхода на набережную узким переходным корпусом с аркой-лоджией в нижнем этаже.

Жан Гужон Нимфы Фонтана невинных , 1547-1549 Мрамор

Жан Гужон Нимфы Фонтана невинных , 1547-1549 Мрамор

Cкульптура

В скульптуре отсутствуют большие гуманистические идеи и связанные с ними подлинные героические образы. Нарастает процесс превращения пластических работ в самоценное художественное произведение, не связанное с окружением, что особенно характерно для творчества Челлини.Бенвенуто Челлини (1500-1571) обладал мятежным характером, вел беспокойную жизнь, часто переезжая из одного города в другой. В 25 лет переехал на некоторое время в Рим, став любимым художником папы Климента VII, работал во Франции у Франциска I.

Я. Понтормо. Христос в Эммаусе. 1525 г. Фрагмент

Я. Понтормо. Христос в Эммаусе. 1525 г. Фрагмент

Челлини, наиболее прославленный из ювелиров своего времени, испытал свои силы и в монументальной скульптуре и медальонном искусстве. Как скульптор-монумента- лист Челлини — автор «Персея», герой которого отмечен чертами надменности и жестокости. Чтобы облегчить скульптуру, он помещает ее на высоком и узком постаменте, реальная масса которого исчезает в изобилии скульптур и декоративных форм.

Пармиджанино. «Мадонна с длинной шеей». 1534 г.

Пармиджанино. «Мадонна с длинной шеей». 1534 г.

Живопись

Основоположником маньеризма во Флоренции был Якопо Понтормо (Якопо Карручче да Понтормо) (1494-1556). Первым произведением Понтормо стала оконченная в 1520 г. фреска на вилле Медичи в Поджо-а-Кайано, сюжетный замысел которой трудно определим. В противовес классическим решениям здесь нет ни героя, ни действия, связь между персонажами перенесена в сферу мечтательности и едва уловимой тревоги. В крупной станковой композиции «Христос в Эмма- усе» Пантормо с неприкрытой правдой обрисовал типы босоногих апостолов. Художник ввел в колористическую гамму картины крупные полосы открытого алого, лимонножелтого, зеленого и синего цветов. «Положение во гроб» — монументальная алтарная картина в церкви Санта-Феличита — законченное программное произведение маньеризма, в нем элементы объективного мировосприятия уступили место стихии субъективного, естественная норма — болезненному искажению.

Я. Понтормо. Положение во гроб. Ок. 1528 г.

Я. Понтормо. Положение во гроб. Ок. 1528 г.

Для живописи маньеризма характерны «figura serpentinata» — змеевидные фигуры с вытянутыми пропорциямиДругой представитель раннего маньеризма — Россо Фьорентино (1495-1540) в первый период творчества тяготел в драматическим решениям. В резко угловатых линиях и кричащих красках, в обрисовке персонажей «Снятия с креста» есть нечто истерическое. Композиция «Моисей и дочери Иофара» полна яростного возбуждения.Пармская школа маньеризма связана с творчеством Пармиджанино (1503-1540), у которого принципы нового направления определены в таких работах, как «Мадонна с длинной шеей». Изысканные линии удлиненной фигуры мадонны представлены в каноническом «змеевидном изгибе», манерны движения рук, тонкие бескостные пальцы. Колорит словно замутнен. В портретах Пармиджанино субъективная фантазия автора противостоит реальным качествам модели.

mirxenia.com

Маньеризм Творчество картины художников маниеризма 16 века

Маньеризм (итал. manierismo, от maniera — прием, манера), течение в европейском искусстве шестнадцатого столетия, зародившееся в лоне искусства итальянского Возрождения и отразившее кризис ренессансных гуманистических идеалов. Мастера маньеризма культивировали представления о неустойчивости мира, шаткости человеческой судьбы, находящейся во власти иррациональных сил, стремились не столько следовать природе, сколько выражать "внутреннюю идею" образа, рожденного в душе художника.

Для итальянского маньеризма 1520-х годов (живопись Понтормо, Пармиджанино, Джулио Романо, Беккафуми) характерны драматическая острота образов, преувеличенная экспрессия поз и движений, удлиненность пропорций фигур, колористические и световые диссонансы, виртуозная нервная линеарность рисунка. В элитарном, ориентирующемся на знатока искусстве маньеризма возродились и отдельные черты средневековой, придворно-рыцарской культуры. В маньеристическом портрете (Бронзино и другие художники), открывающем новые пути в развитии этого жанра, аристократическая замкнутость персонажей сочетается с обострением субъективно-эмоционального отношения художника к модели. Своеобразный вклад в эволюцию маньеризма внесли ученики Рафаэля (Джулио Романо, Перино дель Вага и другие), в монументально-декоративных циклах которых преобладали атектоничные, насыщенные гротескной орнаментикой решения.

К 1540-м годам маньеризм стал господствующим течением при дворах Италии; его художественный язык, насыщенный сложными, доступными лишь узкому кругу посвященных аллегориями, отмечен принципиальным эклектизмом выразительных средств (Джорджо Вазари, Анджело Бронзино, Франческо Сальвиати, Томмазо Манцуоли, Федерико Бароччи, Алессандро Аллори, Франческо Приматиччо, отчасти Паоло Веронезе, Якопо Тинторетто и другие). В скульптуре (Бенвенуто Челлини, Бартоломео Амманати, Джамболонья, Бандршелли) и архитектуре (Бартоломео Амманати, Буонталенти, Джорджо Вазари, Лигорио, Джулио Романо) маньеризм проявился главным образом в тяготении к неустойчивой, динамичной композиции, подчеркнутой экспрессии декора, в стремлении к сценическим эффектам , к экстравагантности деталей.

Превращению маньеризма в общеевропейское течение способствовали деятельность итальянских мастеров во Франции (Россо Фьорентино, Приматиччо, Никколо дель Аббате, Челлини и др.), Испании (В. Кардучо), Чехии (Джузеппе Арчимбольди) и других странах, а также широкое распространение маньеристических картин, гравюр, графики и предметов декоративно-прикладного искусства. Принципы маньеризма определили творчество представителей первой школы Фонтенбло (Ж. Кузен Старший, Ж. Кузен Младший, А. Карон), немца Xанса фон Аахена, нидерландских мастеров Абрахама Блумарта, А. и X. Вредеман де Врис, X. Голциуса, Карела ван Мандера, Бартоломеуса Шпрангера, Корнелиса ван Харлема, Иохима Эйтевала, Корнелиса Флориса. Итальянское путешествие голландского художника Мартена ван Хемскерка (1532-1536) еще больше усилило влияние маньеризма в Нидерландах и Северной Европе.

Благодаря Бартоломеусу Шпрангеру, антверпенцу по происхождению, но получившему образование и работавшему в Риме, Парме и Венеции, а позже в Вене и Праге, нидерландский маньеризм в последние два десятилетия 16 века претерпел решительные изменения. Влияние Шпрангера распространяется сначала в Харлеме, куда в 1577 году прибывает Голциус, который с 1585 перевел многие произведения Шпрангера в гравюру. После 1583 года при участии Корнелиса ван Харлема и Карела ван Мандера, который в 1573-1577 работал вместе со Шпрангером в Риме и Вене. Образование этими тремя мастерами харлемской Академии (1587) и отъезд Голциуса в Италию (1590) привели к эклектизму маньеристического толка. Расцвет живописи маньеризма в Утрехте в 16 веке связан с именами Абрахама Блумарта и Иоахима Эйтевала стиль которых отмечен итальянским влиянием, одновременно героическим и реалистическим.

В Германии ярким представителем маньеризма стал Ханс фон Аахен. Выступление в Италии, с одной стороны, академистов болонской школы, с другой — Караваджо ознаменовало конец маньеризма и утверждение барокко. В современном западном искусствознании сильны тенденции к неоправданному расширению понятия «Маньеризм», к включению в него мастеров или шедших своим, особым путем, или лишь испытавших отдельные маньеристические влияния (Якопо Тинторетто, Паоло Веронезе, Лоренцо Лотто, Эль Греко, Питер Брейгель Старший и другие).

Справочные и биографические данные "Галереи живописи Планеты Small Bay" подготовлены на основе материалов "Истории зарубежного искусства" (ред. М.Т.Кузьминой, Н.Л.Мальцевой), "Художественной энциклопедии зарубежного классического искусства", "Большой Российской энциклопедии".

smallbay.ru

Маньеризм стиль в живописи

Маньеризм  — (итал. manierismo, от maniera — манера, стиль), направление в западноевропейском искусстве 16 в., отразившее кризис гуманистической культуры Возрождения. Внешне следуя мастерам Высокого Возрождения, маньеристы (в Италии живописцы Я. Понтормо, Ф. Пармиджанино, А. Бронзино, скульпторы Б. Челлини, Джамболонья) утверждали неустойчивость, трагические диссонансы бытия, власть иррациональных сил, субъективность искусства. Произведения маньеристов отличаются усложненностью, напряженностью образов, манерной изощренностью формы, а нередко и остротой художественных решений (в портретах, рисунках и др.).

Начиная с половины XVI в. уже заметно падение итальянской живописи, и чем далее, тем оно становится все сильнее и сильнее. За расцветом следует период подражательный. Индивидуальные черты гениальных мастеров превращаются у их подражателей в бессилие и манерность; так, наивная прелесть женской красоты Леонардо да Винчи вырождается в слащавость и жеманное кокетство. Многим знаменитым мастерам, при всем совершенстве их техники и удачном приближении к образцам, недостает чувства меры — первого условия красоты и серьезного достоинства. Дольше всех сохраняет последнее венецианская школа. Из мастеров ее выделяются во второй половине XVI в. Тинторетто и Паоло Веронезе. Вторжение новых протестантских идей и борьба с католичеством внесли сомнения в умы и сердца и подорвали во многом прежнюю наивную веру и идеал красоты. Оставшиеся верными прежним воззрениям стали впадать из принципа в преувеличения.

Маньеризм (итал. manierismo, от maniera – прием, манера), течение в европейском искусстве 16 в., зародившееся в лоне искусства итальянского Возрождения и отразившее кризис ренессансных гуманистических идеалов. Мастера маньеризма культивировали представления о неустойчивости мира, шаткости человеческой судьбы, находящейся во власти иррациональных сил, стремились не столько следовать природе, сколько выражать «внутреннюю идею» образа, рожденного в душе художника. Для итальянского маньеризма 1520-х гг. (живопись Понтормо, Пармиджанино, Джулио Романо, Беккафуми) характерны драматическая острота образов, преувеличенная экспрессия поз и движений, удлиненность пропорций фигур, колористические и световые диссонансы, виртуозная нервная линеарность рисунка. В элитарном, ориентирующемся на знатока искусстве маньеризма возродились и отдельные черты средневековой, придворно-рыцарской культуры. В маньеристическом портрете (Бронзино и др.), открывающем новые пути в развитии этого жанра, аристократическая замкнутость персонажей сочетается с обострением субъективно-эмоционального отношения художника к модели. Своеобразный вклад в эволюцию маньеризма внесли ученики Рафаэля (Джулио Романо, Перино дель Вага и другие), в монументально-декоративных циклах которых преобладали атектоничные, насыщенные гротескной орнаментикой решения. К 1540-м гг. маньеризм стал господствующим течением при дворах Италии; его художественный язык, насыщенный сложными, доступными лишь узкому кругу посвященных аллегориями, отмечен принципиальным эклектизмом выразительных средств (Д. Вазари, А. Бронзино, Ф. Сальвиати, Т. Манцуоли, А. Аллори, Ф. Бароччи, Ф. Приматиччо, отчасти П. Веронезе, Я. Тинторетто и др.). В скульптуре (Б. Амманати, Б. Челлини, Джамболонья, Б. Бандршелли) и архитектуре (Б. Амманати, Б. Буонталенти, Дж. Вазари, П. Лигорио, Джулио Романо) маньеризм проявился главным образом в тяготении к неустойчивой, динамичной композиции, подчеркнутой экспрессии декора, в стремлении к сценическим эффектам , к экстравагантности деталей.

Превращению маньеризма в общеевропейское течение способствовали деятельность итальянских мастеров во Франции (Россо Фьорентино, Никколо дель Аббате, Приматиччо, Челлини и др.), Испании (В. Кардучо), Чехии (Дж. Арчимбольдо) и др. странах, а также широкое распространение маньеристических картин, гравюр, графики и предметов декоративно-прикладного искусства. Принципы Маньеризма определили творчество представителей 1-й школы Фонтенбло (Ж. Кузен Старший, Ж. Кузен Младший, А. Карон), немца X. фон Ахена, нидерландских мастеров А. Блумарта, А. и X. Вредеман де Врис, X. Голциуса, К. ван Мандера, Б. Шпрангера, Ф. Флориса, Корнелиса ван Харлема, И. Эйтевала. Итальянское путешествие голландского художника Мартена ван Хемскерка (1532—1536) еще больше усилило влияние маньеризма в Нидерландах и Северной Европе. Благодаря Бартоломеусу Шпрангеру, антверпенцу по происхождению, но получившему образование и работавшему в Риме, Парме и Венеции, а позже в Вене и Праге, нидерландский маньеризм в последние два десятилетия XVI в. претерпел решительные изменения. Влияние Шпрангера распространяется сначала в Харлеме, куда в 1577 прибывает Голциус, который с 1585 перевел многие произведения Спрангера в гравюру, а после 1583 — Корнелис ван Харлем и Карел ван Мандер, который в 1573—1577 работал вместе со Шпрангером в Риме и Вене. Образование этими тремя мастерами харлемской Академии (1587) и отъезд Голциуса в Италию (1590) привели к эклектизму маньеристического толка. Расцвет живописи маньеризма в Утрехте XVI в. связан с именами Абрахама Блумарта и Иоахима Эйтевала стиль которых отмечен итальянским влиянием, одновременно героическим и реалистическим. В Германии ярким представителем маньеризма стал Ханс фон Аахен. Выступление в Италии, с одной стороны, академистов болонской школы, с другой — Караваджо ознаменовало конец маньеризма и утверждение барокко. В современном западном искусствознании сильны тенденции к неоправданному расширению понятия «Маньеризм», к включению в него мастеров или шедших своим, особым путём, или лишь испытавших отдельные маньеристические влияния (Я. Тинторетто, П. Веронезе, Эль Греко, Л. Лотто, П. Брейгель Старший).

Источник: http://smallbay.narod.ru/mannerism.html 

Похожие записи

design-kmv.ru

Маньеризм в интерьере, особенности стиля, фото-примеры – Rehouz

Многие эксперты не считают маньеризм полноценным художественным стилем. А лишь причудливым явлением – ответом на события тех лет, на потрясения, постигшие Европу, на крушение гуманитарных принципов. Как бы то ни было, маньеризм оставил яркий, загадочный след в монументальном и изобразительном искусстве, предвосхитил барокко и рококо.

Стиль маньеризм в интерьереСтиль маньеризм в интерьере

Предпосылки и история

В 1527 году могучий папский престол сильно пошатнулся. Гвардейцы Ватикана были перебиты, Рим разграблен, Папа лишен былого влияния. Выдающиеся художники, поэты, архитекторы, цвет и гордость папского двора, покинули Вечный Город. Идеалы Ренессанса оказались попранными, культуру охватил озноб упадка. Так, появился маньеризм – декаданс XVI века, нервное дитя политического кризиса и религиозной нестабильности.Искусство спряталось от бытия в затейливую раковину – всю из иллюзий и аллегорий. Художники, отринув Ренессанс, его гимн Человеку, культивировали мысль о шаткости судьбы, о том, что каждый – игрушка рока. Теперь они, прежде всего, стремились выразить в своих работах некий умозрительный, метафизический посыл, игнорируя материальную действительность.

Впрочем, утратив рычаги политики и экономики, Италия осталась средоточием искусства. Здесь высились палаццо и соборы, украшенные скульптурами и фресками Микеланджело, Леонардо да Винчи и Рафаэля. Здесь жили обедневшие, но просвещенные и гордые аристократы. Разрыв между их запросами и возможностями, между культурой и экономикой весьма способствовал расцвету маньеризма с его ложной, напыщенной роскошью. К концу XVI века новое течение, выплеснувшись за рамки литературы и живописи, стало господствующим в дворцах Италии, их экстерьере и интерьере.

Суть маньеризма

Чтобы представить сущность маньеризма, вспомните последние произведения Рафаэля, алтарную живопись Эль Греко, барельефы, статуэтки Бенвенуто Челлини – их экспрессию, красочность, высокопарность. Отрицание античных канонов и классических пропорций, пренебрежение реальностью в угоду скрупулезной и чувствительной эстетике, – вот что видится в работах маньеристов.

Новое течение решало несколько задач. Во-первых, превратить сюжет в метафору, выразить абстрактную, мистическую, порой заумную идею, понятную только художнику. А во-вторых, что называется, пустить пыль в глаза: создать ощущение несметного богатства и надменного величия. Отсюда – выразительные средства стиля, его субъективизм и экзальтация, трюки и уловки. В погоне за мнимой роскошью маньеризм необычайно усложнился: пожалуй, ни одному другому методу не присуще такое количество и разнообразие художественных приемов и декоративных подробностей.Маньеризм в интерьереВ архитектуре и дизайне основа маньеризма – отсутствие стандартов при организации пространства, планировке, декоративном оформлении. В этом смысле маньеризм превзошел не только рококо, но и эклектику.

Маньеризм в интерьере: особенности

Особенности маньеризма в интерьереИх немало, благодаря чему «манерный стиль» не путают с похожим на него барокко. Маньеризму, в частности, присущи:

  1. Подчеркнутая пышность. Стены украшают не только орнаменты, лепнина, инкрустация, но и обилие скульптурных композиций. Для последних характерна нарочитая удлиненность – «лебединые» шеи персонажей, вытянутые конечности.
  2. Иллюзорные предметы и детали: нарисованный мрамор, фальшивые окна, арки и ниши, ложные межкомнатные двери, поддельные портьеры, имитация статуй.
  3. Применение особых эффектов – игры света, перехода одного оттенка в другой (эффект омбре), перетекание орнамента в орнамент.
  4. Метафоры и аллегории, заметные в декоре. Лепнина, горельефы состоят не просто из узоров, а всевозможных эмблем и символов.
  5. Яркая, пестрая цветовая палитра, багровые, лазурные, золотые тона.
  6. Внутренние стены дома часто как бы распадаются на отдельные цветовые пятна, контрастирующие друг с другом.
  7. Роспись: масштабными, многоцветными фресками покрыты подчас все стены и потолки.
  8. Избыток вычурных деталей, украшений и предметов отточенной, ажурной работы.
  9. Эклектичность. В одном помещении могут сочетаться мебель и аксессуары, принадлежащие различным эпохам. Связующее звено между ними, пожалуй, одно: изощренность формы и отделки.

Подробности воплощения

Интерьер, созданный в духе маньеризма, непременно живописен. Не только в смысле визуальной красочности, но и потому, что для его оформления широко использовали живопись – мотивы и копии работ модных в ту пору художников. Огромные фрески покрывают потолки и стены, заставляя человека чувствовать себя внутри грандиозной картины, одним из её героев.Маньеризм. Живопись в интерьере

Живопись маньеристов легко распознает даже дилетант: персонажей множество, обнаженные тела изящно деформированы, позы напряжены и неестественны, жесты слишком жеманны, лица бледны, а палитра состоит из многих, достаточно ярких фрагментов. Барочная живопись тоже прихотлива, но, в отличие от маньеризма, в ней больше прямолинейности, анатомической правды и меньше подтекста.

Кроме картин на стенах можно заметить псевдоскульптуры, псевдобарельефы, псевдониши с псевдовазами. Ложные двери в ложных портьерах и «слепые» венецианские окна выглядят особенно реалистично в обрамлении витиеватой мебели, украшенной бронзой, накладками из серебра и позолотой.Маньеризм в интерьере гостинойВ орнаментах, покрывающих фасады и спинки мебели, сквозят иносказательные, гротескные, саркастические образы. Это аллегории грехов, химеры, медузы, фантастические твари с рогами и крыльями.Гостиная в стиле маньеризмУбранство в стиле маньеризм выглядит немного хаотично; в подобной обстановке человек ощущает беспокойство и даже тревогу, но в то же время – желание рассматривать формы и линии, пытаться постичь тайну, зашифрованную в деталях.Интерьер в стиле маньеризмСтремление преувеличить, поразить, быть может, даже напугать – вот что мниться в интерьерах, созданных в конце XVI века, когда в Европе властвовал маньеризм. То, что нынче кажется манерностью, бесполезной витиеватостью, апологеты стиля считали утонченностью, истинным, возвышенным искусством.Маньеризм в интерьере - фотоМаньеризм был призван убедить любого в сказочном богатстве домовладельца, в его исключительном статусе: каждая деталь излучала шик, великолепие, намек на «особенность». Однако маньеристы так яростно отрицали «старые» эталоны, что сегодня их труды выглядят искусственно, а интерьеры кажутся нагромождением диковинных предметов и деталей.

***

Маньеризм в интерьере доминировал недолго. И это понятно: чрезмерность, внутренний накал изрядно утомляют, даже если выглядят красиво, филигранно. Уже к началу XVII века маньеризм потеснило барокко – стиль, который стал и продолжением маньеризма, и выходом из него. Быть может, даже бегством – из этой немного абсурдной «комнаты иллюзий».

rehouz.info

ЭВОЛЮЦИЯ ПОРТРЕТА. Часть 3. Портрет в живописи Позднего Возрождения. Маньеризм.

"Мой, нежной дружбою написанный, портрет,Тебе, как дар любви, в сей день я посвящаю..."В.Жуковский. "Стихи на портрете"Считается, что позднее Возрождение продолжалось с 30-х годов XVI века до начала XVII. В это время в Италии, особенно в Риме, в 40-е годы начались кризисные тенденции, приведшие позже к упадку искусств и наук - католическая реакция и усиление инквизиции, а к концу века уже составлялись списки запрещенных книг и учений, так как они "пагубно влияли на умы людей", и загорались костры инквизиции. Некоторые художники чувствовали эти перемены, но продолжали творить в духе тех высоких идеалов Возрождения, которые привели в начале века к расцвету культуры.

Многие живописцы отказывались от идей гуманизма, стремясь усвоить лишь "манеру" великих деятелей Возрождения. Так возник в европейском искусстве художественный стиль, связанный с кризисом Ренессанса и названный историком искусства и художником Дж. Вазари маньеризмом (от итал. маниеризмо — вычурность, изощренность).

Надо сказать, что искусство Италии этого периода было разнообразным, и если в Риме и Флоренции ощущался уже его кризис, вылившийся в появление маньеризма, то до Венеции он добрался только к концу века. Там творил великий Тициан Вече́ллио (около 1488/1490 - 1576), сложившийся как художник в период наивысшего расцвета искусства, продолжавший гуманистические традиции Возрождения под влиянием творчества Джорджоне, Рафаэля и Микеланджело, но уже к концу 20-х годов он вырабатывает свой стиль.

Этот период его творчества (примерно до 1540) считается временем расцвета портретного искусства Тициана, он создавал образы, проникнутые яркими жизненными силами, внутренней просветленностью, спокойных по композиции, и глубоко психологичных. Он умел передавать не только внешние черты человека, но и его внутреннее содержание, находя для каждого образа свое композиционное решение и индивидуальную колористическую гамму. "Колористический строй произведения художник выбирал с таким расчётом, чтобы эмоциональное звучание цвета отвечало главным чертам характера человека." (В.Н. Лазарев.Большая советская энциклопедия)

Рассказывают, что слава Тициана была настолько велика, что когда он по приглашению германского короля Карла V писал его портрет и уронил кисть, то король поднял ее со словами : «Услужить Тициану почётно даже императору».

"К концу жизни Тициан выработал новую технику живописи. Он накладывал краски на холст и кистью, и шпателем, и пальцами. Из сочетания многообразных по форме свободных мазков, как бы обнажающих творческий процесс художника, рождаются образы, исполненные трепетной жизненности и драматизма.» ( (В.Н. Лазарев.) Он прожил долгую жизнь - почти 90 лет, его последние произведения полны мрачным предчувствием, тревогой и усталостью.

Венецианский художник Паоло Веронезе (настоящее имя – Паоло Кальяри, 1528-1588) прославленный колорист, мастер больших алтарных картин, монументальных росписей, многофигурных композиций, характерных для маньеризма, был также и прекрасным портретистом.

Часто, изображая религиозные сюжеты или пиры и праздники, наполняя свои многофигурные картины жизнерадостным весельем, он даже в них стремится изобразить реально существующих людей. Так, например, в знаменитой картине "Брак в Кане Галилейской", написанной для трапезной монастыря Сан Джорджо Маджоре в стиле маньеризма, Веронезе изобразил около 130 фигур, помещая среди пирующих крупнейших живописцев - Тициана, Тинторетто и даже самого себя, как это было принято еще в период Раннего Возрождения.

Собственно портретов у Веронезе не так много, они почти всегда были выполнены в мягкой лиричной манере, изобиловали изображениями тщательно выписанных деталей одежды и аксессуаров, передавали аристократичность персонажей еще и с помощью благородной непринужденности поз. Они написаны масляными красками на холсте, в основном в изысканной колористической гамме, основанной на сочетании чистых цветов с серебристым, насыщенном светом тоне.

Но к концу жизни в портретах Веронезе, как и в остальном его творчестве, появляются новые черты. Декоративная эффектность, нарядная праздничность сменяются сдержанностью и простотой, настроение становится задумчиво грустным, а колорит более монохромным.

Еще одним представителем Венецианской школы позднего Возрождения был Тинторетто (Я́копо Робу́сти, 1518 или 1519—1594), ученик Тициана, преданный поклонник Микеланджело, считавший первого непревзойденным колористом, а второго - великим рисовальщиком. У него на стене в мастерской был написан девиз творчества: "Рисунок — как у Микеланджело, колорит — как у Тициана"

Художник занимался в основном исторической живописью, но его мастерство рисунка, драматичность, теплота и насыщенность красок, умение передавать живописность света и тени, выразительность образов - все это проявилось и в портретном жанре.

В жизни Тинторетто был религиозным человеком, очень скромным в быту и бескорыстным (в отличие от своего друга Веронезе), часто за выполнение заказов церкви и государства не просил никакого вознаграждения, а только оплаты холстов и красок, писал портреты не только богатых и знаменитых, но и бедных и простых, как на этом портрете куртизанки.

Если художники Венецианской школы еще долго продолжали гуманистические традиции Высокого Возрождения в своем творчестве, то во Флоренции к середине века в лоне позднего Возрождения уже не только зародился, но и успел созреть маньеризм, став господствующим течением. Отношение искусствоведов к этому направлению в живописи отличается неопределенностью: некоторые не считают маньеризм самостоятельным стилем и приписывают его кто к позднему Возрождению, кто - к раннему Барокко. А есть мнение, что формотворческое, претенциозное начало в искусстве этого направления пронизывает все эпохи культуры от античности до . авангардизма. Одним из наиболее ярких представителей этого течения был Анджело Бронзино (ди Козимо ди Мариано, 1503–1572), придворный художник флорентийского герцога Козимо I Медичи.

Он создал тип тщательно выписанного портрета, в котором торжествуют холодность красок, выражается аристократическое отчуждение, даже превосходство и бесстрастность в выражении лиц, торжественная и величавая неподвижность фигур, навязчивая точность в передаче деталей одежды. Во всех портретах преобладает официально-парадный стиль, позы напряжены и вычурны, даже статуарны, напоминая изображения людей в религиозных сюжетах раннего Возрождения.Все, что сказано выше о портретах Бронзино, можно отнести и к работам Пармиджанино (Франческо Джироламо Маццола, 1503-1540), у которого еще острее проявилась особая "манерность" поз, вычурность одежд и причесок, аристократичность удлиненных, грациозных пропорций.

У него проявилось умение не только точно передавать образ человека, но и с помощью антуража и цветовых решений "окутывать" его атмосферой тайны. Одна из самых претенциозных и в то же время самых талантливых его работ, "Автопортрет в выпуклом зеркале," была написана им в возрасте 21 года и так прекрасна и необычна, что уже упоминавшийся тут не раз Вазари сказал о ней:

"...Так счастливо удалась ему вся эта работа, что написанное не отличалось от действительного, так как блеск стекла, все подробности отражений, свет и тени были столь подлинными и верными, что большего от человеческих способностей ожидать было невозможно...»Уже у художника Якопо Понтормо (1494-1557), ученика Леонардо да Винчи, одного из основоположников маньеризма,

еще в первой половине XVI века появляются характерные для этого стиля удлиненные фигуры, изломанные тревожные линии, которые позже станут визитной карточкой одного из самых великих испанских художников этого направления в живописи - Эль Греко (Доменико Теотокопули, 1541-1614), критского грека, работавшего в Венеции и Риме, переехавшего позже в Испанию, в Толедо, где в полную силу и расцвел его талант.

Некоторые исследователи относят Эль Греко к представителям испанского барокко, которое являлось в какой-то мере продолжением и развитием маньеризма. В любом случае эмоциональность свойственная портретам Эль Греко, отмеченным порой психологической и социальной проницательностью, черты ирреальности, вселенской печали делают их неповторимыми и легко узнаваемыми.

Творчество Эль Греко после смерти художника было забыто и заново открыто лишь в начале 20 века, с появлением экспрессионизма. Собственной смертью художник доказал, что тело - ничто, а вот дело и душа - бессмертны.

И последний художник, о котором мне хотелось бы сказать пару слов, и творчество которого некоторые исследователи относят к маньеризму, другие - к академизму, третьи - к барокко - Караваджо (Michelangelo Merisi da Caravaggio, 1573–1610).Говорят, что он был задирой и драчуном, обладал взрывным характером и часто совершал необдуманные поступки, неоднократно был арестован. Техника Караваджо была спонтанной , как его нрав. Он рисовал прямо на холст с минимальной подготовкой, свои модели выбирал прямо на улице, а в образах святых и даже Христа изображал простой рабочий люд, а в портрет начал вводить натюрморт в виде цветов, ваз и фруктов.

Ему были присущи такие черты творчества, как идеализация образов, мощные контрасты света и тени, насыщенность колорита, эмоциональная выразительность чувств, доходящая до аффектации, как например, в этом произведении с собственной отрубленной головой в образе Голиафа.

Характерным для позднего Возрождения является то, что восприятие мира становится более сложным, сильнее осознается зависимость человека от окружающей среды, развиваются представления об изменчивости жизни, утрачиваются идеалы гармонии и целостности мироздания, а маньеризм, возникший в результате кризисов общественно-политических и, конечно, кризиса в культуре, является переходным периодом в развитии искусства между Ренессансом и барокко. В следующей части мы поговорим о "северном Возрождении" и его великих представителях.Продолжение следует.Ссылки: 1. http://www.grandars.ru/college/sociologiya/pozdnee-vozrozhdenie.html2. http://crossmoda.narod.ru/CONTENT/art/renessans/Renessans_Italy_manierism.html3. http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1327395ttp://www.arthistory.ru/mannerism.html 4. http://artiques.ru/content/pozdnee-vozrozhdenie

art-links.livejournal.com


Смотрите также