Почему Марата убили в ванной? Марат картина


Картины, описание картин — Смерть Марата, 1793.

«Слава Франции», художник Жан Луи Давид, одним из первых обратился к изучению природы и античности, ввел в живопись строгость рисунка и античную чистоту стиля. Сам он говорил, что хочет, чтобы вставший из гроба афинянин не мог отличить его картины от древних греческих произведений. Приняв простоту за основу композиции своих произведений, он добился в своей живописи чистого воспроизведения греческих форм во всей их первозданной истине и классическом совершенстве.

Жан Луи Давид был вождем классицизма во Франции, писал одновременно и чрезвычайно суровые, строгие по композиции картины, и блестящие реалистические портреты. Его полотно «Смерть Марата» является примером полного слияния идеала с жизнью, идеалом чистоты классического стиля и страстного революционного энтузиазма.

Имя Жана Луи Давида неразрывно связано с событиями французской буржуазной революции 1789-1794 годов. Он получил от Конвента звание «живописец революции», был назначен революционным правительством в комиссию по народному просвещению и впоследствии стал членом комиссии по делам искусств. Среди вождей революции, тесно связанных с народом и отстаивавших его интересы, наибольшей славой и известностью пользовался неистовый публицист, редактор и издатель газеты «Друг народа» Жан Поль Марат. Реакция и буржуазия, вошедшие в сговор с контрреволюцион ерами, не знали более ненавистного имени, тем более что Марата нельзя было ни устрашить, ни подкупить.

Марат был тяжело болен, но даже больным продолжал выпускать газету. Добрый и отзывчивый к простым людям, он охотно принимал у себя дома тех, кто обращался к нему за помощью. Именно этой его доверчивостью и воспользовались враги Марата. 13 июля 1792 года к нему пришла неизвестная женщина. Ее не пустили к Марату, потому что он чувствовал себя в этот день особенно плохо. Женщина вернулась во второй раз уже к вечеру. Привратнице она сказала, что она пришла по важному и срочному делу. Привратница не захотела ее впустить, но незнакомка настаивала. Шум спорящих голосов услышал Марат, который был в ванной комнате. Он нередко целые часы проводил в ванне, даже работал там, потому что вода несколько смягчала боль. Марат приказал впустить посетительницу. Это была Шарлотта Корде. Через несколько минут раздался крик. Когда жена Симона бросилась к нему, ее чуть не сбила с ног стремительно бросившаяся к входной двери убийца. Марат был уже мертв: Шарлотта Корде вонзила нож в его тело.

На следующий день в Конвенте гражданин Гиро, глава делегации от народа, заявил: «Наш взор еще ищет его среди Вас, депутаты. А он уже мертв и покоится на смертном одре. - И, обращаясь к Давиду, воскликнул: - Где твои кисти, Давид? Ты запечатлел для будущих поколений облик Лепелетье, погибшего, чтобы его родина была свободна. Ты должен написать еще одну картину. Ты знаешь какую, Давид!»

«Я готов», - ответил художник.

Давид хорошо знал Марата, дружил с ним, восхищался его полемическими статьями. Когда в апреле 1793 года жирондисты хотели арестовать Марата в зале Конвента, Давид бросился на его защиту. Накануне смерти Марат принял Давида и еще нескольких членов Конвента в той самой ванной комнате, в которой впоследствии был убит...

Давида работал напряженно и быстро. Склонившись над трупом Марата, художник рисует голову, обернутую мокрым полотенцем, из-под которого выбиваются пряди волос, и приоткрытые губы, с которых слетело последнее дыхание. Рисунок этот был выполнен пером, причем выпуклость форм и теней на нем получилась благодаря перекрещивающим ся линиям, как на гравюре.

Картина поглощала все время Давида, свободное от дел. Он работал над ней и ночью, при свечах, а засыпая, видел ее во сне. Было страшно хоть на миг прервать работу. Художник боялся, что память не выдержит колоссального напряжения и жившая в его сознании картина последних дней Марата начнет стираться. Но воспоминания делались все острее, а временами становилось нестерпимо от почти физически ощущаемой боли. Картина была создана всего за три месяца, потому что все способствовало созданию подлинного произведения искусства - и личная дружба, и драматическая сила события, и художественное мастерство живописца.

Но как изобразить страшную минуту смерти Марата? Давид понимал, что только сдержанностью, только простотой изображения можно добиться этой цели. Надо было, чтобы картина вызывала не страх перед смертью, а гнев против убийц. В прежних картинах Жан Луи Давида было еще много условностей, которые мешали видеть главное. Теперь следовало забыть все внешнее и показное, найти линии и краски, единственно достойные происшедшей трагедии.

Жан Луи Давид изобразил мертвого Марата в скудно освещенной ванной комнате, с повязанной полотенцем головой. Суровая в своей простоте композиция, чеканные скульптурные формы, подчеркнутый контраст света и тени, строгий колорит и темное пространство фона, на котором выделяется бессильно поникшее тело Марата, - все это делает картину похожей на надгробный памятник. Короткая надпись: «Марату - Давид» - еще больше усиливает это впечатление.

В руке Марата самое письмо, полученное Маратом за час до смерти: «13 июля 1793 года: «Анна-Мария-Шар лотта Корде. Достаточно того, что я была несчастна, чтобы рассчитывать на Вашу благожелательно сть». На полу валяется окровавленный нож, которым только что был нанесен смертельный удар.

Да, Давид действительно был документально точен, поэтому на его картине все изображено, как было: и ванна, и смертельно раненный Марат, и листок в его руке, и деревянный чурбан, и чернильница, и бумаги. Эта смерть, во всей своей ужасающей простоте, была уже за гранью искусства. Депутаты молча смотрели на холст, который оказался неожиданно простым и холодным, но они были восхищены: никто еще не видел такого Марата - мертвого и одновременно живого.

Картина Давида настолько полно выражала всеобщие чувства, что Конвент вынес особое постановление о воспроизведении этого произведения в гравюре, отчего оно стало еще более известным. Этот портрет вместе с портретом Лепелетье (тоже кисти Жана Луи Давида) Конвент поместил в своем зале заседаний и постановил: «Они не могут быть изъяты отсюда ни под каким предлогом последующими законадателями» . Но после термидорианског о переворота картины были убраны, и сейчас «Смерть Марата» находится в Брюссельском музее.

www.art-drawing.ru

Смерть Марата - это... Что такое Смерть Марата?

«Смерть Марата» (фр. La Mort de Marat) — картина французского художника Жака Луи Давида, является одной из самых известных картин, посвященных Великой Французской Революции.

Картина была крайне популярна, существует несколько авторских повторений.

Сюжет

Картина повествует о судьбе Жана Поля Марата, журналиста радикальной газеты «Друг народа», лидера якобинцев.

Марат был одним из наиболее ярых сторонников якобинского террора. Заболев кожной болезнью, Марат не выходил из дома и, чтобы облегчить свои страдания, принимал ванны. 13 июля 1793 года он был заколот ножом в своей квартире дворянкой Шарлоттой Корде.

В руке Марата зажат листок с текстом: «13 июля 1793, Мари Анна Шарлотта Корде — гражданину Марату. Я несчастна, а потому имею право на вашу защиту». На самом деле Марат не успел получить эту записку — Корде убила его раньше[1].

Надпись на деревянной тумбе – не более чем авторское посвящение: «МАРАТУ, Давид».

Галерея

  • Ж.Б. Регно. Смерть Клеопатры, 1799

Примечания

  1. ↑ Морозова Е. Шарлотта Корде. — М.: Молодая гвардия, 2009. — С.С. 141, 169.

Ссылки

  Жак-Луи Давид Картины
Велизарий (1780) · Портрет князя Станислава Потоцкого (1780) · Андромаха у тела Гектора (1783) · Клятва Горациев (1784) · Смерть Сократа (1787) · Портрет Антуана Лорана Лавуазье и его жены (1788) · Любовь Париса и Елены (1788) · Ликторы приносят Бруту тела его сыновей (1789) · Портрет маркизы де Сорси де Теллюсон (1790) · Смерть Марата (1793) · Голландский посланник в Париже Якобус Блаув (1795) · Портрет мадам Эмили Серизиат и её сын (1795) · Портрет мадам де Вернинак (1799) · Сабинянки, останавливающие битву между римлянами и сабинянами (1799) · Портрет мадам Рекамье (1800) · Наполеон на перевале Сен-Бернар (1800) · Портрет папы Пия VII (1805) · Коронация Наполеона (1806) · Император Наполеон в своем кабинете в Тюильри (1812) · Маргарита-Шарлотта Давид (1813) · Леонид в Фермопилах (1814) · Этьенн-Морис Жерар (1816) · Контесса Вилейн XIIII с дочерью (1816) · Купидон и Психея (1817) · Венера и грации обманывают Марса (1824) · Гнев Ахилла (1825)

dic.academic.ru

«Смерть Марата» – картина гениального Давида

Искусство и развлечения 24 октября 2016

Жак-Луи Давид (1748-1825) – представитель неоклассицизма во французской живописи. После периода барокко и еще более рафинированного и легкомысленного рококо новым словом стало возвращение к античной простоте в XVIII веке. Самым ярким представителем новой школы стал Давид.

Несколько слов о художественной манере живописца

Начав работать под влиянием Ф. Буше и отдав долг красивости рококо, молодой художник побывал в Риме и вернулся из него, полный новых впечатлений и идей. Он обратил свой взгляд на нравственность и героизм античной истории, на лаконизм изображения. В Риме он написал «Клятву Горациев» в 1784 году. Это произведение стало образцом для большинства художников, чувствующих веление времени. Его с восторгом приняли в Риме и Париже. Именно тогда сформировались черты техники, которой он будет пользоваться долгое время:

  • Выделяются фигуры и предметы на первом плане.
  • Задний план предназначен, чтобы оттенить их. Используются строгие темные или тусклые тона.
  • Композиция предельно лаконична.
  • Детали четкие, даны крупными мазками. Это отличает их от воздушности рококо.

Кровавая Великая французская революция

Экономические и политические причины привели к взятию Бастилии в 1789 году, суду над королем в 1792-1793 годах, после учреждения Национального Конвента. Но казнь короля не привела к достатку населения. Оно голодало. В самом Конвенте не было единства. Дворянка, жирондистка Шарлотта Корде была потрясена казнью короля и прибыла в Париж, считая, что Франция находится в руках людей, причиняющих всем зло. Она приехала в Париж и купила в Пале-Рояль кухонный нож. Трижды под предлогом, что хочет предупредить о готовящемся заговоре, она пыталась проникнуть к Марату.смерть марата картина В конце концов Марат, болевший экземой и страдавший от невыносимого зуда, принял ее в ванной, где он в последние месяцы всегда работал. Низ ванны, где он сидел, был покрыт простынями, которыми иногда окутывали его плечи. На ванне лежала доска, которая служила ему столом. Сильные головные боли ему успокаивали компрессами из уксуса (сведения из французского источника «Ванна Марата»). После краткой беседы Корде заколола ножом под ключицу ненавистного санкюлота. Ее взяли на месте преступления. Она не отпиралась на суде. Ее казнили. А Марат по прозвищу «Друг народа» стал культовой личностью. На алтарях церквей стояли его бюсты, задрапированные знаменами революции.

Видео по теме

Предварительная работа Давида

Как только художник узнал об убийстве, он сразу кинулся на улицу Кордильеров, на которой жил Марат. Живописец сразу сделал рисунки, которые ему потом помогли написать «Смерть Марата». Картина почти сразу сложилась в единое целое в голове художника. При свечах живописец быстро делал наброски.давид смерть марата картина Его сильно потрясла смерть Марата. Картина даже не была никем заказана. Художник рисовал для себя. Заказ придет на следующий день, как и просьба организовать похороны. Пылкий революционер, Давид видел в убитом героя-мученика. Именно это он постарался выявить в церемонии похорон и соответственно написать «Смерть Марата». Картина должна была стать символом преданности идее и жертвенности. Во время похорон Марата его забальзамированное тело обернули, как это делали с римскими воинами, в белые простыни. Так происходили похороны. "Смерть Марата", картина, история создания которой в целом уже написана, так как Давид сделал все подготовительные работы, предлагает зрителю подумать о памяти и нравственности. Само полотно живописец создал в течение трех месяцев.

«Смерть Марата»: описание картины

«Каждый из нас несет перед родиной ответственность за талант, который он имеет. Истинный патриот должен служить ей охотно, всеми средствами просвещая сограждан и призывая их к возвышенным подвигам и добродетели» – это высказывание Давида. смерть марата описание картиныПод таким углом зрения он изобразил смерть Марата. Картина лаконична. Художник не стал писать болезненное состояние кожи пламенного революционера. Композиция проста и смела. Она напоминает тело Христа в произведении «Пьета» Микеланджело или «Погребение» Караваджо. А его рана заставляет вспомнить о копье, которое пробило грудь Иисуса. Тело уже мертвого Марата со свисающей из ванны рукой держит перо. Вторая рука лежит на доске. В ней находится лживое письмо Корде, которое запятнано кровью.смерть марата картина история Она в нем говорит, что очень несчастна. Последнее, что написал сам герой, лежит рядом. Там говорится, что деньги следует отдать матери 5 детей, чей отец погиб за свободу. Ассигнация лежит тут же рядом. Вода в ванне и простыни окрашены кровью. На полу лежит большой кухонный нож, также обагренный кровью. Некрасивое широкоскулое лицо Марата облагорожено тишиной смерти, поцеловавшей его. В этой картине присутствует что-то нежное и горькое одновременно. С такими чувствами видел Давид смерть Марата. Картина наполнена исторически реальными деталями, но несет отпечаток идеала. Надпись на грубом деревянном ящике гласит: «МАРАТУ – Давид». Это такая своеобразная эпитафия.

Колорит и детали

На темном фоне стены пучком света выделено упавшее на бортик ванны светлое с кровавой раной тело революционера и белые простыни.деталь Тени очень резкие, поэтому лист на переднем плане кажется выступающим за край полотна. Все детали говорят и спартанском, крайне скромном образе жизни лидера якобинцев. Под левой рукой лежат листы бумаги, показывающие, что Марат только начал, но не закончил свою работу. Журналистское перо в правой руке, которое держит Марат, показывает, что он до последнего вздоха служил революции. Все детали полотна показывают современникам, что Марат был беден и неподкупен.

Картина «Смерть Марата» (1793) находится в Брюсселе.

Источник: fb.ru

Комментарии

Идёт загрузка...

Похожие материалы

Искусство и развлечения "Коронация Наполеона": разбор картины Давида

Наполеон Бонапарт – великий французский император, коронация которого состоялась 2 декабря 1804 года.Жак-Луи Давид в революционный периодСобытие такого масштаба не могло пройти незамеченным, и На...

Жак Луи Давид, картины: описание и фотоИскусство и развлечения Жак Луи Давид, картины: описание и фото

Художник, который в своих произведениях отражал все этапы политической жизни Франции, являлся и ярким общественным деятелем, активно участвующим в революционном движении. Основоположник неоклассицизма чутко реагировал...

Надя Рушева: биография, фото, картины, причина смертиИскусство и развлечения Надя Рушева: биография, фото, картины, причина смерти

Существует много людей, талант которых открывается еще в раннем детстве. Однако далеко не все они становятся знаменитыми и получают мировую славу. Многие так и остаются никому не известными гениями, которые вынуждены ...

Герметик для радиатора - отсроченная смерть?Автомобили Герметик для радиатора - отсроченная смерть?

Довольно часто радиаторы системы охлаждения и печи в автомобилях дают течь. В этом нет вины автопроизводителей: как бы они ни старались, перепады температур с течением времени могут разрушить любую деталь. Спасением в...

Как продавать картины через Интернет: пошаговая инструкцияБизнес Как продавать картины через Интернет: пошаговая инструкция

Люди, которые увлекаются творчеством, нередко задаются вопросом о том, как продавать картины через Интернет. Благо, в наше время есть множество возможностей для каждого. Поэтому любители переносить на холсты свои эмоц...

Давид Якобашвили – бизнесмен и коллекционер Бизнес Давид Якобашвили – бизнесмен и коллекционер

Якобашвили Давид Михайлович – сооснователь фирмы «Вимм-Билль-Данн» (ВБД). Член большого количества благотворительных и культурно-просветительских учреждений. Глава РСПП. В этой статье будет описана к...

Бадри Патаркацишвили: фото, биография, причина смертиБизнес Бадри Патаркацишвили: фото, биография, причина смерти

Безусловно, Бадри Патаркацишвили был авторитетной и колоритной фигурой в деловых кругах. Его называли самым богатым человеком в Грузии. Сфера его интересов была достаточно разнообразной: он финансировал спортивные фут...

Реорганизация путем присоединения. Смерть или новая жизнь?Бизнес Реорганизация путем присоединения. Смерть или новая жизнь?

В связи с постоянными изменениями на рынке часто одним приходится прекращать свое существование, а другим - приспосабливаться. Одним из видов "выживания" является реорганизация путем присоединения. Бесспорно, многие з...

Нетканый гобелен: технология. Гобеленовые ковры и картиныДом и семья Нетканый гобелен: технология. Гобеленовые ковры и картины

Искусство создания гобелена берет свое начало в творчестве древних народов различных стран и религий. Оно формировалось и развивалось в течение нескольких веков от простых тканых ковров до коллекционных произведений и...

Подсветка картин - украшение интерьераДом и семья Подсветка картин - украшение интерьера

Подсветка картин – интересная деталь, используемая дизайнерами в интерьере для привлечения внимания. Правильно подобранное и установленное оборудование помогает выгодно подчеркнуть достоинства пейзажей или портр...

monateka.com

Смерть Марата-3 - tito0107

Жан-Жак Гойер. Портрет Шарлотты Корде, 1793.В первые годы после убийства Марата личность убитого затмила сам факт убийства. «Друг народа» обрел ореол мученика, и во многом Давид этому способствовал.Позднее, художников занимает сам акт. Похоже, в сюжет привносится некий мелодраматический момент: молодая женщина убивает своего врага-мужчину. Пробравшись в его покои… Ничего не напоминает?

Артемизия Джентиллески. Юдифь и Олоферн.

Шарлотта Корде становится новой Юдифью, а Марат – Олоферном. Мужчина, юная женщина, ванна… Образ Шарлотты романтизируется.

Сантьяго Ребулл. Смерть Марата, 1875.

Поль Бодри. Шарлотта Корде. 1860 (или 1868)Здесь акценты явно смещены. Главный герой – Шарлотта Корде. Тело Марата (явно без влияния Давида здесь не обошлось) на переднем плане выглядит жалко. Прирезала мужика и сама же испугалась: что дальше будет?)))А дальше будет вот что:

Жан-Жозеф Виртс. Убийство Марата. Ок. 1880.

Здесь труп Марата воспринимается как элемент интерьера. Главные герои: убийца и толпа, порывающаяся схватить ее. Картина очень пафосная, ср. с гравюрой, созданной по горячим следам:

Постепенно реальная подоплека дела как-бы забывается, и акт убийства Марата начинает выглядеть, как месть за поруганную честь.

Э. Мунк. Смерть Марата -I.1907.

И "Смерть Марата-2". 1907

Вторая явно имеет Давида в качестве первоисточника. А первая картина, похоже, получила название по аналогии со второй. Впрочем, не исключаю "Смерть Марата-2" - более ранняя

Вот две современных картины на этот сюжет.

Иржи Сурувка (род. 1961) Смерть Марата

Здесь, как и у Мунка – опять постельная сцена в экспрессионистском духе. Мунком и вдохновлялся, надо полагать.

Денис Жуков. Смерть Марата. 1998

А тут и вовсе все разворачивается в лесу. Марат лежит в позе академического натурщика, изображающего убитого Авеля, Шарлотта Корде держит в руках пистолет. Картина слабоватая, ИМХО.

Завершу видеоряд произведением, где мелодраме места не остается.

А. Гончаров. Смерть Марата. 1927.Здесь – явная отсылка к Давиду в плане композиционного строя картины. А руки Марата – как у одной из жен-мироносиц с иконы «Положение во гроб», или как у девочки на шаре. Хорошая картина, мне нравится…

Смерть Марата-1Смерть Марата-2

tito0107.livejournal.com

Давид Ж. Л.«Смерть Марата» . Шедеврах живописи

"Слава Франции", художник Жан Луи Давид, одним из первых обратился к изучению природы и античности, ввел в живопись строгость рисунка и античную чистоту стиля. Сам он говорил, что хочет, чтобы вставший из гроба афинянин не мог отличить его картины от древних греческих произведений. Приняв простоту за основу композиции своих произведений, он добился в своей живописи чистого воспроизведения греческих форм во всей их первозданной истине и классическом совершенстве.

Жан Луи Давид был вождем классицизма во Франции, писал одновременно и чрезвычайно суровые, строгие по композиции картины (прославленных античных борцов за свободу), и блестящие реалистические портреты. Его вдохновенное полотно "Смерть Марата" является примером полного слияния идеала с жизнью, идеалом чистоты классического стиля и страстного революционного энтузиазма.

Имя Жана Луи Давида неразрывно связано с событиями французской буржуазной революции 1789-1794 годов. Он получил от Конвента звание "живописец революции", был назначен революционным правительством в комиссию по народному просвещению, впоследствии стал членом комиссии по делам искусств.

Среди вождей революции, тесно связанных с народом и отстаивавших его интересы, наибольшей славой и известностью пользовался неистовый публицист, редактор и издатель газеты "Друг народа" Жан Поль Марат. Это он во всеуслышание заявил: "Не будет свободы, не будет безопасности, не будет мира, не будет покоя для французов, не будет надежды на освобождение для других народов, пока не будет срублена голова тирана". И это он изо дня в день повторял в своей знаменитой газете.

Реакция и буржуазия, вошедшие в сговор с контрреволюционерами, не знали более ненавистного имени, тем более что Марата нельзя было ни устрашить, ни подкупить. Неудивительно, что именно против него ополчились все черные силы контрреволюции.

Марат был тяжело болен, но даже больной он продолжал выпускать газету. Добрый и отзывчивый к простым людям, он охотно принимал у себя дома тех, кто обращался к нему за помощью. Именно этой его доверчивостью и воспользовались враги Марата.

13 июля 1792 года незваная гостья была настойчива, и когда ее не пустили к Марату (он чувствовал себя в этот день особенно плохо), она вернулась во второй раз - уже к вечеру. Привратнице она сказала, что ей необходимо повидать Марата, так как она пришла по важному и срочному делу.

Но привратница все равно не хотела ее пускать, а незнакомка настаивала. Шум спорящих женских голосов услышал Марат, который был в ванной комнате. Он нередко целые часы проводил в ванне, даже работал в ней, потому что вода несколько смягчала его боль. За полчаса до прихода гостьи Марат получил письмо следующего содержания: "Я из Кона. Ваша любовь к родине должна внушить Вам желание узнать о замышляемых там заговорах. Я жду Вашего совета".

Марат приказал впустить посетительницу. Так к нему вошла Шарлотта Корде.

А через несколько минут раздался крик: "Ко мне, дорогая!" Когда жена Симона бросилась к нему, ее чуть не сбила с ног стремительно бросившаяся к входной двери убийца. Убежать ей не удалось, но Марат был уже мертв: Шарлотта Корде вонзила нож: в его беззащитное тело.

На следующий день в Конвенте гражданин Гиро, глава делегации от народа, заявил: "Наш взор еще ищет его среди Вас, депутаты. А он уже мертв и покоится на смертном одре. - И, обращаясь к Давиду, воскликнул: - Где твои кисти, Давид? Ты запечатлел для будущих поколений облик Лепелетье, погибшего, чтобы его родина была свободна. Ты должен написать еще одну картину. Ты знаешь какую, Давид!"

"Я готов", - ответил художник.

Давид хорошо знал Марата, дружил с ним, восхищался его полемическими статьями. Когда в апреле 1793 года жирондисты хотели арестовать Марата в зале Конвента, Давид бросился на его защиту. Накануне смерти Марат принял Давида и еще нескольких членов Конвента в той самой ванной комнате, в которой впоследствии был убит...

Когда тема глубоко волновала Давида, он работал напряженно и быстро. Так было и на этот раз: уже через два часа после смерти, склонившись над трупом Марата, художник рисует голову, обернутую мокрым полотенцем, из-под которого выбиваются пряди волос, и приоткрытые губы, с которых слетело последнее дыхание. Рисунок этот был выполнен пером, причем выпуклость форм и теней на нем получилась благодаря перекрещивающимся линиям, как на гравюре (эта техника у Давида больше никогда не повторялась). Страшное волнующее сходство полуоткрытого рта, искаженного гримасой, едва смягчено закрытыми глазами.

Картина поглощала теперь все время Давида, свободное от дел. Он действительно работал над ней и ночью, при свечах, а засыпая, видел ее во сне. Было страшно хоть на миг прервать работу. Художник боялся, что память не выдержит колоссального напряжения, что начнет стираться жившая в его сознании картина последних дней жизни Марата. Но, напротив, воспоминания делались все острее, а временами становилось нестерпимо от почти физически ощущаемой боли.

Замечательная картина была создана всего за три месяца, потому что все способствовало созданию подлинного произведения искусства - и личная дружба, и драматическая сила события, и художественное мастерство живописца.

Но как изобразить страшную минуту смерти Марата? Давид понимал, что только сдержанностью, только простотой изображения сумеет он добиться своей цели. Надо было, чтобы картина вызывала не страх перед смертью, а гнев против убийц. А еще ему хотелось любовно передать величественный облик гражданина, смерть которого оплакивала вся Франция.

В прежних картинах Жан Луи Давида было еще много условностей, которые мешали видеть главное. Теперь следовало забыть все внешнее и показное, найти линии и краски, единственно достойные происшедшей трагедии. Надо было отлить гнев и горе в такие формы, которые и много веков спустя сохранят величие дел Марата и печаль, принесенную его смертью.

Жан Луи Давид изобразил Марата в следующий после убийства момент, в скудной освещенной ванной комнате, с повязанной полотенцем головой. В картине нет ничего надуманного, ничего искусственного, художник устранил все лишнее, оставив лишь минимальное количество предметов, но зато каждый из них выразительно служит поставленной цели. Суровая в своей простоте композиция, чеканные скульптурные формы, подчеркнутый контраст света и тени, строгий колорит и темное пространство фона, на котором выделяется бессильно поникшее тело Марата, - все это делает картину похожей на надгробный памятник. Короткая надпись: "Марату - Давид" - еще больше усиливает это впечатление.

Сам Давид считал портрет низшим жанром живописи, но в этом портрете он обратился к проблеме вождя и героя, и потому из-под его кисти вышло историческое полотно. Художник изобразил Марата среди предметов, бывших свидетелями его смерти. Обрубок, на котором пишет Марат, наводит на мысль о его нетребовательности в личной жизни и скудости средств, для которых, если они появлялись, он находил другое употребление. На краю чурбана лежит ассигнация и записка, на которой можно прочитать: "Отдайте эту ассигнацию той матери шестерых детей, чей муж умер за родину".

В руке Марата зажато то самое письмо с текстом: "13 июля 1793 года: "Анна-Мария-Шарлотта Корде. Достаточно того, что я была несчастна, чтобы рассчитывать на Вашу благожелательность". На полу валяется окровавленный нож, которым только что был нанесен смертельный удар.

Итальянский искусствовед Л. Вентури отмечал, например: "В картине все заострено до крайности: "желтый цвет скамеечки, зеленый - одеяла, белый - простынь и бумаги, трупный оттенок кожи. Все здесь безжалостно точно, вплоть до глубокого черного фона, который действует на зрителя просто устрашающе...

Картина скорее передает не боль о потерянном друге, а смятение перед кровавым зрелищем. Оно бьет по нервам, но не задевает души".

Да, Давид действительно был документально точен, поэтому на его картине все изображено, как было: и ванна, и смертельно раненный Марат, и листок в его руке, и деревянный чурбан, и чернильница, и бумаги. Но написанное гениальной кистью, все было согрето таким теплым и добрым чувством, что это полотно никого не могло оставить равнодушным. Поэтому знатоки искусства, тонкие ценители, да и скептики, которых было немало в Конвенте, просто не нашли что сказать. Эта смерть, во всей своей ужасающей простоте, была уже за гранью искусства. Депутаты молча смотрели на холст, который неожиданно оказался простым и холодным, но они были восхищены: никто еще не видел такого Марата - мертвого и одновременно живого. Не случайно французский поэт Шарль Бодлер писал впоследствии: "Перед нами драма во всем ее ужасе. Благодаря необычайной силе передачи, превратившей это произведение в шедевр Давида, в одно из чудес современного искусства, в нем нет ничего тривиального, низменного. В этой картине есть одновременно и что-то нежное, и что-то хватающее за душу. В холодном воздухе этой комнаты, на этих холодных стенах, вокруг этой холодной и зловещей ванны чувствуется веяние души".

Картина Давида настолько полно выражала всеобщие чувства, что Конвент вынес особое постановление о воспроизведении этого произведения в гравюре, отчего оно стало еще более известным. Этот портрет вместе с портретом Лепелетье (тоже кисти Жана Луи Давида) Конвент поместил в своем зале заседаний и постановил: "...они не могут быть изъяты отсюда ни под каким предлогом последующими законадателями". Но после термидорианского переворота картины были убраны, и сейчас "Смерть Марата" находится в Брюссельском музее.

worldartdalia.blogspot.com

Смерть Марата — википедия фото

Это статья о картине. Статью о фильме см. Смерть Марата

«Смерть Марата» (фр. La Mort de Marat) — картина французского художника Жака Луи Давида, является одной из самых известных картин, посвященных Великой Французской Революции.

Картина повествует о судьбе Жана Поля Марата, журналиста радикальной газеты «Друг народа», лидера якобинцев. Марат был одним из наиболее ярых сторонников якобинского террора. Заболев кожной болезнью, Марат не выходил из дома и, чтобы облегчить свои страдания, принимал ванны. 13 июля 1793 года он был заколот ножом в своей квартире дворянкой Шарлоттой Корде.

Надпись на деревянной тумбе — авторское посвящение: «МАРАТУ, Давид». В руке Марата зажат листок с текстом: «13 июля 1793, Мари Анна Шарлотта Корде — гражданину Марату. Я несчастна, а потому имею право на вашу защиту». На самом деле Марат не успел получить эту записку — Корде убила его раньше[1]. Хотя многие исследователи утверждают, что эпизод с запиской был полностью выдуман художником, чтобы ещё больше подчеркнуть драму. Его поза и рана чуть ниже ключицы напоминает образ Иисуса, в момент снятия с креста. Сумбурное и хаотичное убийство тщательно редактируется художником и походит на мученичество. Положение правой руки, напоминает фигуру Иисуса в картине «Погребение Христа» (иногда «Положение во гроб»), авторства Караваджо.

Давид поднес картину Конвенту. В своей речи депутатам он сказал:

"Народ обращался к моему искусству, желая вновь увидеть черты своего друга... Я услышал голос народа, я повиновался ему. - Спешите все! Мать, вдова, сирота, угнетенный солдат, все вы, кого Марат защищал до конца своей жизни, приблизьтесь! И посмотрите на своего друга. Того, кто стоял на страже, уже нет. Его перо, ужас изменников, выпадает из его рук. О, горе! Ваш неутомимый друг мертв!".[2]

Картина была крайне популярна, существует несколько повторений авторских и художников его школы («Смерть Марата. Ок. 1793. Мастерская Давида. Музей изящных искусств в Реймсе, «Смерть Марата. Ок. 1793. Мастерская Давида. Музей изящных искусств в Дижоне, «Жан Поль Марат, убитый в ванне 13 июля 1793 года. XIX в. Ж.-М. Ланглуа по ор. Давида. Версаль).

По достоинству оценил полотно Бодлер, по его определению Марат, являет «перед нами трагедию, полную живой боли и ужаса». «В картине есть что-то нежное и одновременно щемящее; в холодном пространстве этой комнаты, меж этих холодных стен, над холодной зловещей ванной парит душа».[3]

В настоящее время картина находится в Брюсселе, в собрании Королевского музея изобразительных искусств.

На этот сюжет писали картины и другие художники. Например:

  • «Убийство Марата», Л. Брион де Ла Тур. Ламбине.
  • «Убийство Марата», Антуан-Жозеф Вирц — музей искусства и промышленности Андре Дилижана в Рубе.(в Советском Союзе выпускалась открытка-репродукция картины, а в 1996 году она была размещена на почтовой блокмарке).
  • «Шарлотта Корде. Смерть Марата — Жюль-Шарль Авье. Руан. Художественный музей.
  • «Смерть Марата», 1927-29, ГТГ, Гончаров А.Д. (прослеживается влияние экспрессионизма)
  • «Смерть Марата. 1888. Ж. Рок. Музей августинцев Тулузе.

На картине Поля Жака Бодри, главным героем является уже убийца, а не жертва. Картина и называется соответствующе — «Шарлотта Корде» (1860, Музей изящных искусств в Нанте).

Также смерти Марата посвящено множество гравюр и рисунков.

org-wikipediya.ru

Почему Марата убили в ванной?

10/08/2017

Все наверняка знают известную картину с убийством французского революционера Жана-Поля Марата. 13 июля 1793 года его убила Шарлотта Корде, которая, как мы думали, ворвалась к нему в неподходящий момент и нагло зарезала во время купания. Но все было совсем не так.

Хороший вопрос

Facebook

Twitter

Вконтакте

Однокласники

  1. Шарлотта Корде, конечно же, не врывалась к Марату с ножом. Она пришла якобы поговорить о делах, а он был в ванной и вылезать не стал. Поэтому и убила она его там же.

  2. Марат сидел в ванной не просто так. У него было редкое кожное заболевание, из-за которого у него все чесалось и болело. И только в ванной с солями ему становилось проще. В ней он и провел три последних года своей жизни. Тюрбан на голове тоже не для моды. Это повязка, смоченная в уксусе, которая, опять же, помогала Марату бороться с болезнью.

    SПочему Марата убили в ванной
  3. На место смерти сразу позвали мадам Тюссо (ту, именем которой названы музеи с восковыми фигурами), которая сделала посмертную маску Марата. Затем по горячим следам и была написана картина «Смерть Марата». Её автор — Луи Давид, он был другом Марата, и он нарисовал друга молодым, симпатичным, а его смерть изобразил очень драматичной.

    SПочему Марата убили в ванной
  4. На самом деле, внешне Марат был очень на любителя. На момент смерти ему было лет 50, да и выглядел он паршиво. А картина Давида просто носила пропагандистский характер и должна была увековечить смерть Марата. Можно сказать, что это первый фотошоп в истории.

  5. Шарлотту Корде через 4 дня после убийства Марата казнили, а его ванну продала жена революционера. Ванна долго ходила по рукам, пока не попала в руки священника, который продал ее музею той самой мадам Тюссо. Так эта история и кончилась.

SПочему Марата убили в ванной

Поделитесь этим постом с друзьями

Facebook

Twitter

Вконтакте

Однокласники

Источник

avatar

Мария

Читайте Также

interesno.cc