Современные художники Америки. Mark Arian. Марке картины


Альбер Марке - NeWestMuseum

В 15 лет, переехав с родителями из Бордо в Париж, Марке поступил в Школу декоративных искусств [Ecole des Arts Décoratifs], где познакомился с Анри Матиссом. В 1895 году Марке успешно сдал экзамены в Школу изящных искусств и начал заниматься в классе Фернана Кормона [Fernand Cormon]. Позднее он присоединился к Матиссу, а также Жоржу Руо, Анри Мангену и Шарлю Герену, которые учились у Гюстава Моро — единственного преподавателя Школы, сочетавшего занятия в студии с беседами о картинах старых мастеров в Лувре и их копированием. Марке делал копии произведений Жана Батиста Шардена [Jean Baptiste Chardin], Николы Пуссена [Nicolas Poussin], Диего Веласкеса [Diego Velázquez] и Клода Лоррена [Claude Lorrain]. После смерти Моро Марке наряду с Матиссом посещал академию Эжена Каррьера [Eugène Carrière], где сблизился с Андре Дереном и Жаном Пюи.

В 1899 году картины художника впервые экспонировались в Салоне Национального общества изящных искусств. На следующий год он, как и Матисс, подрядился выполнять малярную работу по орнаментальной росписи фриза Гран-Пале [Grand Palais] к предстоящей Всемирной выставке. 

Гран-Пале, Париж1900Архив ГМИИ им. А. С. Пушкина

Если в первых работах Марке заметно влияние Анри Фантен-Латура [Henri Fantin-Latour], то на рубеже XIX–XX веков он, предваряя фовизм, начинает писать крупными красочными плоскостями («Модистки», около 1901). В 1901 году художник впервые принял участие в Салоне Независимых, представив картину «Абсида собора Парижской Богоматери» [«Abside de Notre-Dame de Paris»] (1901, Музей изобразительных искусств и археологии, Безансон). 

1 / 2

Альбер МаркеАбсида собора Парижской Богоматери1901Холст, масло. 50 х 61Музей изобразительных искусств и археологии, Безансон© Bridgeman / Fotodom

В 1902 году Марке выставлялся в галерее Эжена Дрюэ [Eugene Druet], ставшего его маршаном, а со следующего года начал выступать в Осеннем салоне. Летом 1905 года художник работал в Сен-Тропезе вместе с Матиссом и создал серию морских пейзажей в новой для себя яркой гамме чистых цветов.

В 1905 году картины Марке («Солнце над деревьями») были представлены в седьмом зале Осеннего салона, названном критиками «клеткой диких», наряду с работами Матисса, Мангена, Дерена и Мориса Вламинка. Ряд картин, написанных художником в этот период, относятся к лучшим произведениям фовизма («Пляж в Фекане» [«La plage de Fécamp»], 1906, Центр Помпиду, Париж). Однако, ставя перед собой сходные с фовистами колористические задачи, Марке по существу оставался в стороне от них и вскоре перешел к более сдержанной тональности и умеренному использованию чистого цвета («Вид на Сену и памятник Генриху IV», 1906).

Альбер МаркеПляж в Фекане1906Холст, масло. 50 х 61Национальный музей современного искусства, Центр Пампиду, Париж© AKG Images / East News

Кроме того, Марке интересовали эффекты атмосферы и освещения, которые игнорировали фовисты. Художник использовал неожиданные ракурсы и смелое кадрирование, сохраняя, в отличие от Матисса, перспективные сокращения. В этот период на Марке оказала сильное влияние японская живопись с ее лаконичной выразительностью, о чем свидетельствую выполненные им многочисленные рисунки тушью.

В 1906 году выдающийся историк искусства Эли Фор [Elie Faure] пригласил художника, с которым его связывала тесная дружба, на выставку «Свободная эстетика» [«La Libre Esthetique»] в Брюссель. Летом того года Марке работал в Гавре вместе с Раулем Дюфи, а галерея Дрюэ организовала выставки его картин в нескольких городах Германии.

Пейзаж — главным образом, речной и морской — стал основным жанром в творчестве Марке. На протяжении всей жизни он писал набережные Парижа («Наводнение в Париже», 1910; «Дождливый день в Париже, Собор Парижской Богоматери», 1910), для чего снимал мастерские с видом на Сену. Помимо пейзажей Марке создал немало этюдов обнаженной натуры, значительно реже обращался к жанрам портрета и натюрморта («Мать художника» [«La Mère de l'Artiste »], 1905–1906, Музей изобразительных искусств, Бордо).

Альбер МаркеМать художника1905-1906Холст, масло.Музей изобразительных искусств, Бордо

В поисках мотивов Марке много путешествовал: география его картин включает бухты и рыбацкие поселки на побережье Франции, портовые города Англии, Голландии, Норвегии, Швеции, Румынии, Германии («Гамбургский порт», 1909), Италии («Неаполитанский залив», 1909). В 1913 году вместе с Матиссом Марке посетил Марокко; он побывал также в Египте и Тунисе, в Испании и даже в Советском Союзе. Второй родиной для художника стал Алжир, где Марке встретил свою будущую жену и провел годы Второй мировой войны.

На протяжении многих лет стиль художника менялся мало. Сочетая непринужденность манеры письма c точностью наблюдений, Марке достиг редкого артистизма в передаче свето-воздушной среды, зачастую возвращаясь к прежним мотивам ради того, чтобы представить их в других погодных условиях или при ином типе освещения. Поздние пейзажи художника по свежести восприятия и живописной изысканности мало уступают его ранним произведениям («Понт-Нёф» [«Pont Neuf»], 1935–1939, Центр Помпиду, Париж).

Альбер МаркеПонт-Нёф ночью1935-1939Холст, масло.  82,5 х 10,5Национальный музей современного искусства, Центр Пампиду, Париж© Bridgeman / Fotodom

www.newestmuseum.ru

Франц Марк, картины и биография художника

Франц Марк (нем. Franz Marc, 8 февраля 1880, Мюнхен, Германия — 4 марта 1916, Верден, Франция) — немецкий художник-экспрессионист, основавший вместе с Василием Кандинским художественное объединение и альманах «Синий всадник».

Особенности творчества Франца Марка: художник всю жизнь писал животных, считая их высшими существами и пытаясь найти в их жизни особое ощущение себя внутри природы, утерянное современным человеком. Марк не наблюдал за животными со стороны, а смотрел на мир их глазами. Для живописи Франца Марка характерны резкие переходы цвета, яркая, чистая палитра, напряженные, резкие формы, часто кубистические — на поздних картинах.

Известные картины Франца Марка: «Судьбы животных», «Башня синих лошадей», «Лисицы», «Тироль», «Косули в лесу».

Франц Мориц Вильгельм Марк всегда был мечтателем, который любил лошадей и разговаривал со своей собакой. В детстве он мечтал о работе сельского священника, в юности — о браке из жалости, к концу своей недолгой жизни — об очищении мира войной. Ни одна из этих фантазий не воплотилась — Франца Марка ждала совсем другая судьба, которая и знать ничего не хотела о его сумасбродных мечтах.

Художник, а не священник

Маленький Франц был очень умным, тихим и вдумчивым, еще в гимназии увлекся Ницше. В самом деле, сложно представить сорванца в семье отца-юриста и матери-кальвинистки. Его старший брат Пауль стал ученым-византинистом, а Франц без раздумий выбрал теологию и философский факультет Мюнхенского университета. В этой семье все было очень серьезно.

Невозможно сейчас угадать, какие впечатления или события произошли во время прохождения Францем Марком срочной службы, но после нее он вернулся с совершенно твердым решением бросить философию и заняться живописью. Потом последует добрый десяток лет напряженного поиска своего пути: он поступит в Академию художеств и разочаруется в академическом образовании, он поедет в Париж копировать полотна старых мастеров и онемеет в восторге перед картинами Ван Гога и Гогена, он совсем ненадолго увлечется модерном и романтизмом.

К моменту встречи с Василием Кандинским в 1911 году Франц Марк уже выяснил о себе все: его настольной книгой была «Жизнь животных» Брема, любимым местом для упражнений в рисунке — зоопарк, главным источником в изучении натуры — экспонаты зоологического музея, а каждый цвет на его палитре обрел собственный характер и смысл. «Я хочу обострить свое восприятие органического ритма всех вещей, расширить пантеистическое ощущение мира, живого пульсирующего потока крови в природе, деревьях, животных и воздухе… Я не знаю лучшего способа подобного „оживления“ искусства, чем изображение животных».

Сколько бы лошадей, косуль и собак ни написал Марк, ни один толковый искусствовед не называл его «анималистом» — изображение животных для художника становится новой мечтой, попыткой посмотреть на мир глазами зверя.

Первый альманах «Синий всадник» Кандинский и Марк создавали вдвоем. Они придумали название (потому что оба любили синий цвет, Кандинский — всадников, Марк — лошадей), отбирали и редактировали материалы и замахнулись создать первую в мире «синтетическую книгу». Рукописные музыкальные партитуры, детские рисунки, народное творчество, авангардная живопись и скульптура, философские и искусствоведческие эссе — все это встало рядом, разрушая границы искусств.

«Синим всадником» позже начали называть художественное объединение молодых художников, собравшихся вокруг Марка и Кандинского. А через несколько лет началась Первая мировая война, навсегда оставив первый выпуск альманаха единственным. «Синий всадник» — это мы оба, я и Марк" — сказал Кандинский позже и даже после войны отказался возрождать этот проект. Без Марка.

Не та Мария

Мало кто знал Марка ближе, чем Василий Кандинский: «Он выглядел как житель гор с его необыкновенным ростом, широкими плечами, худым лицом, черными волосами, с его манерой размашисто шагать. В городе он казался столь массивным, столь несоответствующим. Его лучше было видеть среди гор, лугов и лесов. Там он был „дома“. Всегда его сопровождала большая белая собака по имени Русси, которая походила на хозяина беспорядком внешнего вида, силой и некоторой треугольностью облика… Они чудесно дополняли и понимали друг друга. Черный говорил что-нибудь Белому ласковым голосом, и Белый кивал головою в ответ». С животными у Марка всегда складывалось проще, чем с людьми.

Личная жизнь Марка была путанной и изматывающей, ему было неудобно и тесно в этих отношениях, как тесно бывало в городе. Ни бурный роман с замужней художницей Анеттой фон Экардт, ни загадочный брак из милосердия с Марией Шнюр не принесли Францу счастья, он никогда не был с ними «дома». Другая Мария, Мария Франц не была богемной красоткой, не отличалась особой утонченностью, курносая и круглолицая, походила на крестьянку. Но именно она, искренняя и открытая, стала его прибежищем, его домом и его счастьем. Четыре года влюбленным пришлось ждать расторжения первого брака, чтобы наконец-то пожениться и больше никогда не расставаться.

Страшная война вместо обновления

Франц Марк не единственный молодой искренний немец, который пошел воевать в Первую мировую за идею глобального обновления и очищения Европы. Эти мысли витали в воздухе — просто Марк в отличие от многих других отчаянно красиво их формулировал: «война станет прорывом к новой Европе, прорывом, пусть даже и жестоким, но благотворным», «сейчас нам нужно замолчать и дать слово мировой истории», «война не превращает меня в реалиста — наоборот… Сражения, раны, движения — все кажется таким мистическим, нереальным». Кроме всех прочих способностей он имел талант между прочим, в каком-нибудь личном письме, высказать важные для всего поколения идеи очень емко и в точку. Именно поэтому о его жизни пишут не только арт-критики, но и историки, исследователи этой всемирной кровавой мясорубки.

Самые близкие друзья восторженных ожиданий Марка не поддерживают: Пауль Клее презирает даже его военный мундир, Кандинский вынужден уехать в Россию и не принимает ту цену, которую придется заплатить Европе за очищение, 27-летний Август Макке погиб в бою и обессмыслил своей смертью любые доводы в пользу войны. Прозрение пришло к Францу вместе с первыми серьезными боями: «трупный запах на километры вокруг невыносим» — пишет он в письме к жене.

Смерть вместо жизни

Немецкое правительство в 1916 году подготовило список важных для страны художников, которых следовало освободить от военной службы. Франц Марк был в списке, но так и не узнал об этом. Как в классическом кино, где факта смерти самого по себе мало для эффектного ухода героя, Марк погиб за несколько дней до того, как приказ доставили на фронт. Его ранили в сражении под Верденом — одном из самых кровавых за всю историю Первой мировой войны. Тогда обе стороны потеряли около миллиона человек — но даже смерть большого художника и мечтателя Франца Марка не принесла Европе ожидаемого очищения. Надежда осталась только на искусство, о котором он говорил: «Искусство — ни что иное, как выражение мечты. Чем больше мы предаемся ему, тем ближе подступаем к внутренней правде вещей».

Автор: Анна Сидельникова

artchive.ru

Современные художники Америки. Mark Arian

Mark Arian

Исключительно мастерские работы художника Ариана являются продуктом врожденного художественный таланта и искренней страсти к живописи закаленной более чем 30 годами обучения, наблюдения и работы. Наиболее сильное влияние на Марка, как на художника оказали картины голландских мастеров Йоханнеса Вермеера, Питера Пауля Рубенса и Рембрандт ван Рейна, также, хотя и в меньшей степени, на его творчество повлияли работы французского художника и мастера-рисовальщика Вильям-Адольф Бугро и американца Джона Сингера Сарджента.

Интенсивное использование Арианом тонких цветовых вариаций, творческое применение света и тени и изысканные образы - служат наглядным доказательством этих влияний и вселяют в его картины дух жизни, делая их захватывающе реалистичными и невероятно красивыми.

В дополнение к обширной коллекции картин, которые художник создал на протяжении всей своей карьеры, Ариан создал изысканные фрески во Золотом Дворце, крупнейшем туристическом аттракционе в Западной Вирджинии, которые самого момента своего создания были предметом многочисленных статей в таких известных изданиях, как Тайм и Вашингтон пост. Кроме того, он, по заказу штата Западная Вирджиния, нарисовал две шестиметровых фрески на историческую тему для Центра Вилинг Цивик, доступные сегодня для просмотра миллионам посетителей.

Современный американский художник Марка Ариана (Mark Arian) родился в 1947 году на западе Соединенных штатов. Рисовать начал еще детстве, копируя сначала рисунки из книг о животных, а затем и фотографии. Художественное образование Марк получил на Северо-западе штата Миссури в университете Марисвилл. В возрасте двадцати одного Ариан взял на себя обязательство жить духовной жизни монаха и в следующие восемнадцать лет все его художественные начинания были обусловлены духовностью, поскольку руководство монастыря предоставило ему возможности для углубленного изучения живописи и разрешило ездить по всему миру и уделять живописи много часов в день.

Современные художники Америки. Mark Arian - www.arianart.com

Mark Arian Mark Arian Mark Arian Mark Arian Mark Arian Mark Arian Mark Arian Mark Arian Mark Arian Mark Arian Mark Arian

www.risunoc.com


Смотрите также