Матери на картинах русских художников. Матери картина


Матери на картинах русских художников

10.12.2017 | Культура0441

Молодая крестьянка и жительница солнечной Италии, работница петроградской фабрики и жена партизана. Вспоминаем, как отечественные художники изображали матерей на своих полотнах.

Алексей Венецианов считается основателем жанра русской бытовой живописи. Выходец из купеческой семьи, он долго служил в Санкт-Петербурге чиновником. Полотна Венецианов писал лишь изредка — чаще всего он изображал сцены из жизни дворян и горожан.

В 1819 году Алексей Венецианов оставил службу, купил имение Сафонково в Тверской губернии и переехал туда. Он целиком посвятил себя живописи. Главной темой его творчества стал житейский уклад и быт крестьян. «Ничего не изображать иначе, как только в натуре, что является повиноваться ей одной», — писал художник.

В 1820 году художник написал полотно «Сенокос». На нем изображена крестьянка, которая кормит ребенка, оторвавшись от работы в разгар страды. Картина могла быть частью цикла: кисти художника также принадлежат работы «На пашне. Весна» и «На жатве. Лето».

«Сенокос» долгое время находился за границей — в Великобритании. Лишь в 2002 году полотно вернулось в Россию и заняло свое место в постоянной экспозиции Третьяковской галереи.

Матери на картинах русских художников

Карл Брюллов. Итальянка, ожидающая ребенка. 1830. Государственный Русский музей

 

Матери на картинах русских художников

Карл Брюллов. Итальянка с ребенком у окна. 1831. Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина

 

Матери на картинах русских художников

Карл Брюллов. Мать, просыпающаяся от плача ребенка. 1831. Государственный Русский музей

В 1822 году выпускник Академии художеств Карл Брюллов отправился в Италию — он получил от Общества поощрения художников стипендию для поездки за границу. Там живописец писал копии с картин эпохи Возрождения, этюды с натуры и сцены из жизни городских обывателей.

На многих картинах Брюллова главной героиней стала молодая мать или девушка, ожидающая ребенка. На полотнах — множество трогательных деталей: одна героиня рассматривает маленькую рубашонку, в то время как ее муж собирает колыбель, вторая — что-то показывает ребенку в окне, а молодая мать встает ночью к колыбели.

Картины полны мягкого света, который льется из открытой двери, окна или от пламени свечи на прикроватном столике. Так Карл Брюллов расставил акценты в своих работах: освещенные мать и дитя на затемненном или приглушенном фоне сразу становились центром сюжета.

Матери на картинах русских художников

Кузьма Петров-Водкин. Мать. 1913. Государственная Третьяковская галерея

 

Матери на картинах русских художников

Кузьма Петров-Водкин. 1918 год в Петрограде. 1920. Государственная Третьяковская галерея

 

Матери на картинах русских художников

Кузьма Петров-Водкин. Мать. 1913. Музей изобразительного искусства, Харьков

 

Тема материнства стала одной из основных для Кузьмы Петрова-Водкина в зрелый период его творчества. Как правило, художник изображал матерей-крестьянок — красивых, румяных, пышущих здоровьем. Петров-Водкин увлекался иконописью и использовал особые приемы в портретах крестьянок: они походили на Мадонн эпохи Ренессанса.

В 1920 году, в разгар Гражданской войны, художник написал одну из самых известных своих картин — «1918 год в Петрограде», — также известную как «Петроградская Мадонна». Ее фон уже совсем не идиллический. Мать и младенец окружены каменными стенами голодного города; стекла в окнах разбиты, линейный пейзаж прост и аскетичен.

Великая Октябрьская революция изменила общественное положение женщин — и не только крестьянок. Даже косынка на героине повязана новым способом: так покрывали голову работницы фабрики, чтобы подчеркнуть принадлежность к классу пролетариев.

 Кузьма Петров-Водкин. Мать. 1913. Музей изобразительного искусства, Харьков

Главные персонажи полотен Александра Дейнеки — граждане молодого Советского государства. Они занимаются спортом и строят дома, участвуют в мирных съездах и воюют на фронтах Великой Отечественной. Чтобы изобразить их сильными и здоровыми, художник использовал свои приемы и уделял особое внимание цвету. Он писал: «Коричневый загар крепкого молодого тела способен вызвать положительные эмоции».

Одной из известных работ Александра Дейнеки стала картина «Мать» 1932 года. Художник изобразил на ней статную женщину со строгим профилем, на плече у нее уснул маленький сын. Светлые лица, мягкие силуэты, нарочито невыразительный темный фон — все призвано сосредоточить внимание зрителя на моменте таинства из жизни матери и ребенка.

«Десятки раз я писал спящих детей, усталых и трогательных, находил я в них и «уют» пластики и трепетность цвета, но всем этим зарисовкам недоставало конкретности. Оказывается, надо было дать другое место заснувшему ребенку, и совершенно неожиданно я увидел его на плече матери, величественной и нежной в одно и то же время. Все закомпоновалось легко, пластично и убедительно».

Александр Дейнека

 Кузьма Петров-Водкин. Мать. 1913. Музей изобразительного искусства, Харьков

В 1950–60-х годах в отечественной живописи появилось новое направление — «суровый стиль». В его основу лег художественный метод, который использовали в первое десятилетие советской власти: четкие контуры, лаконичность, линейное изображение фигур. Сюжеты для таких полотен живописцы черпали из трудовых будней советских граждан и военного прошлого.

В 1967 году гостям Всесоюзной выставки в Москве была представлена картина «Партизанская Мадонна», которую создал художник Михаил Савицкий. Мать и дитя на ней изображены грубо, почти плакатно. Полотно Савицкого, как и Петрова-Водкина, также напоминает об иконописных традициях: сферическая перспектива, большие цветовые плоскости и яркий, почти сияющий на темном фоне младенец в центре сюжета. Задумчивая кормящая мать с обнаженным ребенком становятся олицетворением мирного прошлого, контрастируя с другими персонажами полотна — уезжающими партизанами и печальной пожилой женщиной.

В названии картины — «Партизанская Мадонна» — Михаил Савицкий объединил религиозную традицию с идеологией атеистического государства. Это было немыслимо для сталинского периода, но стало вполне возможным в годы оттепели.

Полотно Савицкого произвело огромное впечатление на гостей Всесоюзной выставки. Сразу же после экспозиции картину выкупила Третьяковская галерея.

Автор: Людмила Котлярова

Источник: www.culture.ru

Похожие материалы Матери на картинах русских художников

Два брата (стих)

Матери на картинах русских художников

Снегурочка в искусстве: как изменился образ внучки Деда Мороза за полтора столетия

Матери на картинах русских художников

Он оттолкнул жену, чтобы спастись с круизного лайнера, который тонул. Но реальность – бесценна!

russkievesti.ru

Описание картины Николая Рериха «Матерь мира»

Описание картины Николая Рериха «Матерь мира»

Увлекаясь восточными философскими и религиозными течениями, Рерих считал своим долгом нести их через творчество людям, от них далеким. Выражая себя через то, что получалось у него лучше всего – через живопись – он одновременно популяризировал то, во что верил. Пусть люди и не понимали значения картин, они могли заинтересоваться. Заинтересовавшись – прочитать. Прочитав – уверовав.

«Матерь мира» – одна из самых оптимистичных его картин, потому что сам смысл её подразумевает конец Темной Эры и начало Светлой. На престоле из гор восседает Великая Мать, являющая собой то единое женское начало, которое в разных религиях называли по-разному, не забывая, однако, никогда. Императрица – аркан Таро, символизирующий мать. Дева Мария – христианское отражение матери.

Многие языческие, древние религии почитали не единого творца, а единую богиню, которая на заре времен дала жизнь миру. Именно этот древнейшей архетип матери дающей, оберегающей и воплощает Великая Мать. Лицо её сокрыто под капюшоном, но нижняя часть, видимая зрителю, бесстрастная и сходная цветом с бронзой, освещена, что говорит о скором наступлении счастливого, светлого века и грядущего открытия знаний.

Хитон её свободными волнами спадает вниз, символизируя порядок и гармонию во всем, что окружает Мать. За её спиной, на небе, Семь Старцев и Три Мага – созвездия, и между ними встает в сиянии и славе, точно над головой Матери, утренняя звезда, также предвещающая радость для всех.

Вокруг гор, служащих Матери троном, течет река, символизирующая бесконечную реку жизни, питающую самое себя. Рыбы, плавающие в ней – люди, их судьбы, ищущие себя в бесконечном течении. Женщина и мужчина выглядывают из-за скал, позы их выражают восхищение и благоговение.

И это правильно – пусть Мать и несет одно только добро, не благоговеть пред ней – кощунственно.

opisanie-kartin.com

Образ матери в живописи | ДЕТИ

Образ матери увековечен в живописи: оказывается, есть много прекрасных картин, посвящённых матерям!

Пино Даени

Эмиль Мунье

Винсент Ромеро Редондо

Sandra Kuck

Джеймс Сант

Герман Сигер

Eugenio Zampighi

Густав Климт

Пино Даени

Клод Моне

Рембрандт

Винсент ван Гог

Леонардо да Винчи

Пабло Пикассо

Пабло Пикассо

Рафаэль

Эдуард Мане

Огюст Ренуар

Джордж Данлоп Лесли

Пино Даени

Огюст Ренуар

Пино Даени

Поль Гоген

Фредерик Морган

Эмиль Мунье

maxpark.com