history_of_art. Маяковский картины


Владимир Маяковский - фотоархив рисунков, докуметов, фотографий

Д.Д. Шостакович, В.В. Маяковский и В.Э. Мейерхольд на репетиции пьесы Д.Д. Шостакович, В.В. Маяковский и В.Э. Мейерхольд на репетиции пьесы "Клоп" 1929 год Классная комната кутаисской гимназии Классная комната кутаисской гимназии Мария Александровна Денисова - прототип героини Мария Александровна Денисова - прототип героини из поэмы В. Маяковского "Облако в штанах". Одесса. 1914 год О.В. Маяковская, сестра поэта 1904 год О.В. Маяковская, сестра поэта 1904 год Учетная карточка московской охранки 1908 год Учетная карточка московской охранки 1908 год В. Маяковский 1925 год В. Маяковский 1925 год В. Маяковский на книжном базаре среди красноармейцев 1929 год В. Маяковский на книжном базаре среди красноармейцев 1929 год В. Маяковский на радио читает пьесу В. Маяковский на радио читает пьесу "Баня" 1929 год В. Маяковский на Красной площади 1928 год В. Маяковский на Красной площади 1928 год В. Маяковский со В. Маяковский со "Скотиком" 1924 год В.В. Маяковский 1917 год В.В. Маяковский 1917 год В.В. Маяковский 1925 год В.В. Маяковский 1925 год В.В. Маяковский 1930 год В.В. Маяковский 1930 год Владимир Маяковский - гимназист 1904 год

otevalm.livejournal.com

«Маяковский — художник». - www.halloART.ru

На экскурсии Евгении Иньшаковой, куратора выставки «Маяковский — художник»

«Маяковский — художник». Краткий рассказ о том, как Владимир Владимирович хотел, да так и не стал профессиональным живописцем

Стоит ли сейчас сожалеть о том, что Маяковский не стал известным художником, завершив живописные штудии вместе с окончанием Училища живописи, ваяния и зодчества? Кто знает, хватило бы в таком случае времени на поэзию... Одно становится ясно - Маяковский обладал не только поэтическим даром, но и даром художника, что хорошо наблюдается по графическим рисункам молодого автора. Если в цветной живописи яркими красками и кропотливой работой можно замаскировать отсутствие таланта, то черно-белая графика, словно лакмусовая бумажка, демонстрирует зрителям отличные возможности Маяковского-художника, которыми он так и не воспользовался в полной мере.

Департамент культуры г. Москвы, Государственный музей В. В. Маяковского представляют выставку

«Маяковский — художник»18 мая — 23 июля 2013 года

Адрес: Выставочный зал «Домик Чехова», Москва, ул . Малая Дмитровка, дом 29 стр.4 (проезд до станции Пушкинская, Чеховская, выход к театру Ленком, троллейбус 3, ехать две остановки, или пешком до «Домика Чехова»)

Вернисаж выставки «Маяковский — художник» Государственного музея В. В. Маяковского в "Домике Чехова" на Малой Дмитровке состоялся 18 мая 2013 года, в Международный день музеев, который совпал с московской акцией «Ночь в музее». Поэтому для гостей музея была подготовлена большая культурная программа, безусловным гвоздём которой оказалось выступление известного режиссера Юрия Норштейна, читавшего стихи Владимира Маяковского.

Настоящими подарком для любителей искусства оказалась экскурсия Евгении Иньшаковой, куратора выставки «Маяковский — художник» и автора вступительной статьи к каталогу выставки. Эмоциональный рассказ о жизни и творчестве Владимира Маяковского раскрыл новые грани человека, которого со школьных времен мы привыкли считать гениальным поэтом. Оказывается, Маяковский с детства рисовал, и даже брал бесплатные уроки рисования у единственного в Кутаиси художника С. Краснухи, окончившего Академию Художеств.

Владимир Маяковский. Лубок "Эх султан сидел бы в Порте", 1914. Хромолитография. 39 х 52. В ГММ с 1949 от С.Г. Городецкой.

В 1906 году умер от заражения крови отец В.В. Маяковского, Владимир Константинович. Мать поэта, Александра Алексеевна, решила переехать с детьми в Москву. О жизни после приезда в Москву поэт вспоминал так: «Денег в семье нет. Пришлось выжигать и рисовать. Особенно запомнились пасхальные яйца. Круглые, вертятся и скрипят, как двери. Яйца продавал в кустарный магазин на Неглинной. Штука 10–15 копеек. С тех пор бесконечно ненавижу Бемов, русский стиль и кустарщину» .

Одной из первых авторских работ поэта является портрет И.И. Морчадзе (С. Коридзе). Эту работу Маяковский выполнил в 15 лет. Исидор Морчадзе (подпольное имя – Сергей Коридзе), революционер, социал-демократ, близко знал юного Маяковского. Морчадзе был организатором побега женщин-политкаторжанок из Новинской тюрьмы. На следующий день после побега, 2 июля 1909 года, Маяковского арестовали на квартире жены Морчадзе – Е.А Тихомировой.

Владимир Маяковский. С.С.Морчадзе (И.И.Коридзе), 1908. Б., кар. 32,5 х 23. В ГММ с 1950 от Л.В.Маяковской

Участие в организации побега не прошло для Маяковского безнаказанно: он попал в Бутырскую тюрьму, где будущему поэту пришло осознание необходимости получения образования :

«Вышел взбудораженный. <…> Только нужен опыт в искусстве. Где взять? Я неуч. Я должен пройти серьезную школу. <…> Думалось – стихов писать не могу. Опыты плачевные. Взялся за живопись. Учился у Жуковского. Вместе с какими-то дамочками писал серебренькие сервизики. Через год догадался – учусь рукоделию. Пошел к Келину. Реалист. Хороший рисовальщик. Лучший учитель. Твердый. Меняющийся».

Художник П.И. Келин вспоминал: «Первый год он в студии рисовал гипсы и натурщиков – голову и до пояса. Рисовал сначала дилетантски. На второй год он рисовал натурщика (обнаженную фигуру) и немного писал маслом. Я знал, что дома он пишет маслом, но эти работы он стеснялся мне показывать…

Осенью 1911 года Маяковский второй раз держал экзамен в Школу живописи (первый раз Маяковский провалился в 1910 году). На экзаменах обычно рисовали обнаженную фигуру и гипсовую голову. Давали по три часа на каждую работу. Экзамены продолжались шесть дней. Я всегда в эти дни очень волновался за своих учеников, не спал ночей. И вот приходит с экзамена Маяковский.– Петр Иванович, ваша правда! Помните, как вы учили делать обнаженную натуру? Я начал от пальца ноги и весь силуэт фигуры очертил одной линией, положил кое-где тени, и вот – в фигурном классе» .

О московском Училище живописи, ваяния и зодчества и своем судьбоносном времяпрепровождении в его стенах сам поэт оставил такие воспоминания: «Поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества: единственное место, куда приняли без свидетельства о благонадежности. Работал хорошо.».

В 1915 году для футуристической выставки были создана работа “Chemin de fer” («Рулетка»), а в 1918 – «Автопортрет».

Владимир Маяковский. "Chemin de fer", 1915. Х., м., 90,0 х 70,5. Справа внизу подпись:Маяковский. В ГММ с 1939 от П.В. Кузнецова

К периоду учебы в училище относится и так называемая «Жирафья серия» – серия графических работ, в которой нашла отражение смена имиджа поэта. Именно к этому «периоду желтой кофты» относятся находящиеся в Государственном музее В.В. Маяковского рисунки поэта из альбома В.Ф. Шехтель. Незаурядная женщина, дочь знаменитого архитектора, она познакомилась с Маяковским в марте 1913 года. Дело в том, что ее брат Л.Ф. Жегин (Шехтель) учился вместе с поэтом в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В своих воспоминаниях она писала: «Из этого периода времени у меня сохранился ряд очень ценных рисунков Маяковского. Рисовались эти рисунки, балагуря по вечерам у нас на Садовой. Большая часть из них почему-то посвящена жирафам («И в небе жирафий рисунок готов...»).деланы эти рисунки в моем альбоме цветной пастелью».

Владимир Маяковский. "К.И.Чуковский", 1915. К., тушь, гуашь. 36,2 х 25,1. В левом верхнем углу подпись В. Маяковский 15 июнь. По левому краю строки из стихотворения Саши Чёрного «Колыбельная» «Спи мой кролик, спи мой чиж, мать уехала в Париж», « С нами скушно так то брат», написанные рукой В. Маяковского. В ГММ с 1952 от К.И. Чуковского

Действительно, в десяти из двенадцати рисунков фигурируют жирафы, что позволило назвать эту серию графических работ «Жирафьей». При дальнейшем знакомстве с «Жирафьей серией» возникает вопрос о странном выборе сюжета: почему для молодого русского художника предметом изображения стало столь экзотическое животное, как жираф? Ответ на этот вопрос находится как бы на двух уровнях. На поверхности – интерес авангардистов десятых годов ХХ века к кубизму, а через него – к Африке и африканскому искусству. Но это только часть ответа. В другую – входит желтая (а она была не чисто желтая, а желтая с черными манжетами и воротником) кофта, рост (около двух метров) поэта и воспоминания В.Ф. Шехтель, которая писала о том, что друзья звали Маяковского «жираф». И тогда перед нами предстает закодированная, игровая, автобиографическая линия этой серии рисунков.

Владимир Маяковский. "Жираф и пальмы", 1913. Б., паст., ит. кар., 25,7 х 42,5. В ГММ с 1950 от В.Ф. Шехтель

Все «жирафьи» листы можно условно разделить на три группы. Первая иллюстрирует тот интерес к Африке, о котором говорилось выше. Ко второй группе можно отнести рисунки, так или иначе отражающие реалии жизни поэта: «Жираф на приеме у зубного врача», «Жираф в парикмахерской». О первом из этих рисунков так вспоминала В.Ф. Шехтель: «У Маяковского болели зубы – рисовался «рвач» (так он сам звал зубных врачей), дергающий жирафу зуб» . Что же касается второго рисунка, то его иллюстрацией может служить стихотворение «Ничего не понимают» (1913 г.) :

Вошел к парикмахеру, сказал – спокойный:«Будьте добры, причешите мне уши».Гладкий парикмахер сразу стал хвойный,Лицо вытянулось, как у груши. <...>

К третьей группе можно отнести рисунки, включающие изображение, хотя и карикатурное, их автора. Это «Маяковский в погоне за жирафами» и «Маяковский верхом на жирафе».

Все вышесказанное позволяет нам с уверенностью считать «Жирафью серию» Маяковского не только интересным памятником русского авангарда, но и некой биографической вехой, иллюстрирующей переход от образа «байроновского поэта-корсара» к образу «крикогубого Заратустры» в желтой кофте.

Владимир Маяковский. Лубок "Эх ты немец, при да при же", 1914. Хромолитография. 39 х 52. В ГММ с 1949 от С.Г. Городецкой

В отличие от агитационного лубка времен Первой мировой войны и революционных плакатов РОСТА, живопись великого советского поэта очень слабо знакома широкой публике. На экскурсии Евгения Иньшакова рассказала о том, что достоверно известно всего пять живописных полотен, нарисованных Вл. Маяковским. Важно отметить, что на выставке «Маяковский — художник» посетители "Домика Чехова" на Малой Дмитровке смогут увидеть четыре картины из пяти.

Без сомнения, во время учёбы в Училище Маяковский нарисовал гораздо больше картин, но их судьба неизвестна. По меньшей мере, обязательно существовала картина, которую юный художник должен был представить на выпускной экзамен. Быть может и сейчас, по прошествии двух мировых войн, эта картина до сих пор украшает старую московскую квартиру, владелец которой и не подозревает, что обладает бесценным полотном того самого Маяковского, а не его однофамильца. Мысли о возможности отыскать художественное наследство поэта навевают увлекательный сюжет для детективного романа о похождениях сыщика, который после череды увлекательных приключений находит пропавшие предметы искусства : библиотеку Ивана Грозного, янтарную комнату, экзаменационную картину Вл. Маяковского. Этакий российский Индиана Джонс с лицензией ФСБ ...

После окончания московского Училища Маяковский перестал заниматься живописью, ограничив свою работу в области изобразительного искусства агитационным лубком и революционными плакатами РОСТА.

С объявлением о начале Первой мировой войны Маяковский начинает сотрудничество в издательстве «Сегодняшний лубок», которое опубликовало серию хромолитографий, рассказывающих о событиях августа–октября 1914 года. Рисунки для лубков и лубочных открыток делали художники В. Чекрыгин, К. Малевич, А. Лентулов, И. Горский (псевдоним И. Машкова), Д. Бурлюк, В. Маяковский. В своей автобиографии «Я сам» В. Маяковский писал о начале Первой мировой войны: «Принял взволнованно. Сначала только с декоративной, с шумовой стороны. Плакаты заказные и, конечно, вполне военные»

Владимир Маяковский. РОСТА "Если не хотите воевать больше, идите войной против панской Польши", 1920. Хромолитография, 71 х 53. В ГММ с 1952 от Н.Д. Виноградова

Стоит ли сейчас сожалеть о том, что Маяковский не стал известным художником, завершив живописные штудии вместе с окончанием Училища живописи, ваяния и зодчества? Кто знает, хватило бы в таком случае времени на поэзию... Одно становится ясно - Маяковский обладал не только поэтическим даром, но и даром художника, что хорошо наблюдается по графическим рисункам молодого автора. Если в цветной живописи яркими красками и кропотливой работой можно замаскировать отсутствие таланта, то черно-белая графика, словно лакмусовая бумажка, демонстрирует зрителям отличные возможности Маяковского-художника, которыми он так и не воспользовался в полной мере.

Владимир Маяковский. "Репин И.Е.", 1915. Б., кар. 28,3 х 22,2. В правом верхнем углу надпись: "Рисовал В. Маяковский 1915 год в Куокалле". В ГММ с 1952 от К.И. Чуковского

С полным текстом вступительной статьи Е.Ю. Иньшаковой к каталогу выставки «Маяковский — художник» вы сможете ознакомиться  на сайте halloART.ru

ссылка по теме: Подробнее о выставке «Маяковский — художник» смотри и участвуй в обсуждении на сайте Нового форума изобразительного искусства halloART.ru

В тексте использованы материалы вступительной статьи Е.Ю. Иньшаковой к каталогу выставки «Маяковский — художник»Фотографии, репродукции картин : Черномашенцев Владимир, www.halloART.ru___________________________________

chernov-vlad.livejournal.com

творческая деятельность поэта, рекламиста, редактора, актера.

Стихи и поэмы Владимира Маяковского — далеко не весь его вклад в русское искусство. Он создавал агитационные плакаты и абстрактные полотна, выпускал журнал и снимался в кино, писал сценарии и играл на сцене. Вспоминаем разножанровые творческие работы Маяковского.

Художник

Живописью Владимир Маяковский начал интересоваться, когда ему было 7 лет. С ним бесплатно занимался единственный на тот момент художник в Кутаиси Сергей Краснуха.

«Приготовительный, 1-й и 2-й. Иду первым. Весь в пятерках. Читаю Жюля Верна. Вообще фантастическое. Какой-то бородач стал во мне обнаруживать способность художника. Учит даром».

Когда семья переехала в Петербург, Маяковский поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества. В эти годы он писал портреты, рисовал шаржи и карикатуры, использовал масло и пастель, тушь и акварель, уголь и карандаш.

В годы Первой мировой войны Владимир Маяковский участвовал в авангардном объединении «Сегодняшний лубок». В технике народного лубка художники создавали открытки и плакаты на военно-патриотические сюжеты. Они рисовали яркие лаконичные картинки, делали пояснительные надписи. В художественное объединение, кроме Маяковского, входили Казимир Малевич, Давид Бурлюк, Илья Машков под псевдонимом Иван Горскин.

маяковский лубок

Владимир Маяковский. Эх султан сидел бы в Порте. Дракой рыла не попорти. 1914 г. Фотография: rsl.ru

маяковский лубок

Владимир Маяковский. Выезжал казак за Прут... 1914 г. Фотография: cont.ws

маяковский лубок

Владимир Маяковский. Немец рыжий и шершавый Разлетался над Варшавой, Да казак Данило Дикий Продырявил его пикой... 1914 г. Фотография: rsl.ru

Владимир Маяковский «художничал» не только на работе. Он рисовал портреты любимых женщин и знакомых «по творческой тусовке» — Ильи Репина, Корнея Чуковского, — писал живописные полотна и делал иллюстрации к своим произведениям.

маяковский картины

Владимир Маяковский. Рулетка. 1915 г. Фотография: newsofgambling.com

маяковский картины

Владимир Маяковский. Натурщица. 1912-1913 гг. Фотография: v-v-mayakovsky.ru

маяковский картины

Владимир Маяковский. Портрет Корнея Чуковского. 1915 г. Фотография: newword21.ru

Рекламист

В 1919–1921 годах Владимир Маяковский работал в «Окнах сатиры РОСТА». Российское телеграфное агентство выпускало агитационные рукописные плакаты — иногда их называют первой социальной рекламой в СССР.

Первый плакат «Окон РОСТА» рисовали от руки, потом делали копии при помощи трафарета. Художники работали в технике лубка и раешника: простые картинки раскрашивали в два-три цвета, а потом дополняли короткими емкими стихами.

маяковский сатира

Владимир Маяковский. Окна сатиры РОСТА. 1919-1921 гг. Фотография: kommersant.ru

маяковский сатира

Владимир Маяковский. Окна сатиры РОСТА. 1919-1921 гг. Фотография: kulturologia.ru

маяковский сатира

Владимир Маяковский. Окна сатиры РОСТА. 1919-1921 гг. Фотография: politwar.ru

С 1923 года Владимир Маяковский вместе с художником Александром Родченко занялся коммерческой рекламой. Они создавали целые кампании для ГУМа и Моссельпрома, Резинотреста и Госиздата. Маяковский делал рисунки для плакатов и писал первые «продающие тексты». Например, Чаеуправление заказало ему набор из 15 вкладышей со стихами и рисунками — их вкладывали в пачки чая и какао. Граждане молодого Союза редко выбирали между товаром «от Маяковского» и каким-либо другим из-за монополии государственных предприятий. Однако реклама внушала советским людям: наше — лучшее.

«Обычно думают, что надо рекламировать только дрянь — хорошая вещь и так пойдет. Это самое неверное мнение. Реклама — это имя вещи. Конечно, реклама не исчерпывается объявлениями. Объявления — простейший вид. Реклама должна быть разнообразием, выдумкой. В СССР все должно работать на пролетарское благо. Думайте о рекламе!»

маяковский реклама

Владимир Маяковский, Варвара Степанова. Крестьянское хозяйство улучшит грамотей. По учебникам ГОСИЗДАТА учи детей. 1920–е гг. Фотография: expositions.nlr.ru

маяковский реклама

Владимир Маяковский, Александр Родченко. Рекламный плакат. 1923 г. Фотография: pinterest.com

маяковский реклама

Владимир Маяковский, Александр Родченко. Рекламный плакат. 1923 г. Фотография: sostav.ru

Также Владимир Маяковский писал рекламные слоганы для советских журналов — «Огонька», «Смены», «Московского пролетария», — Манежа, учебных заведений и даже музеев.

Купцы обдирали год от году,потом картинки вешали в зале.Клич коммунистов:— Искусство народу! —Свои богатства обратно взяли.

Редактор

В 1923–1925 годах Владимир Маяковский был редактором журнала «ЛЕФ». Его издавало творческое объединение «Левый фронт искусств». В редакционную коллегию входили Осип Брик, искусствовед Борис Арватов, поэты Николай Асеев, Сергей Третьяков и Борис Кушнер, литературный критик Николай Чужак.

В «ЛЕФе» печатали современную прозу и стихи — Маяковского и Асеева, Крученых и Каменского, Пастернака и Хлебникова. В журнале были опубликованы некоторые произведения Исаака Бабеля, которые позже вошли в сборники «Конармия» и «Одесские рассказы». На страницах «ЛЕФа» появлялись современные фотоработы и новаторские архитектурные проекты. В разделе «Факты» редакция рассказывала о событиях в области искусства — как правило, левого.

За три года вышло всего семь номеров «ЛЕФа». В 1925 году журнал, который не приносил дохода, закрыли. В 1927 году появился «Новый ЛЕФ». Его редактором Владимир Маяковский был до 1928 года — до того, как покинул творческое объединение.

«Восстанавливаю (была проба «сократить») «Леф», уже «Новый». Основная позиция: против выдумки, эстетизации и психоложества искусством — за агит, за квалифицированную публицистику и хронику».

Актер, режиссер, сценарист

В начале ХХ века Маяковский увлекался кинематографом. Он снимался в кино, писал сценарии к фильмам и ставил картины. Актерский дебют поэта состоялся в 1914 году, когда он сыграл в картине «Драма в кабаре футуристов №13» — сегодня она считается утраченной. В 1918 году Маяковский снялся в фильме «Барышня и хулиган». Картина была такой популярной, что ее несколько раз возвращали в прокат. Современники Маяковского вспоминали, что сам он называл «Барышню» сентиментальной ерундой, однако успеху фильма очень радовался.

В том же году режиссер Никандр Туркин снял фильм по сценарию Маяковского — «Не для денег родившийся». Поэт сыграл главную роль. В том же качестве — сценариста и актера — Владимир Маяковский появился и в другом фильме Туркина. В фантазийной немой ленте «Закованная фильмой» его возлюбленной стала Лиля Брик.

К 10-летию Октября поэт написал сценарий к эксцентричной комедии «Октябрюхов и Декабрюхов». Режиссеры Алексей Смирнов и Александра Искандер включили в фильм документальные кадры с Николаем II, фрагменты польских и германских видеозаписей и мультипликацию в стиле «Окон РОСТА».

маяковский фильмы

Владимир Маяковский в фильме «Барышня и хулиган».1918 г. Фотография: livelib.ru

маяковский фильмы

Владимир Маяковский в фильме «Скованная фильмой».1918 г. Фотография: geometria.by

маяковский фильмы

Владимир Маяковский в фильме «Не для денег родившийся».1918 г. Фотография: mayakovsky.museum

Драматург

«Театр забыл, что он зрелище. Мы не знаем, как это зрелище использовать для нашей агитации. Попытка вернуть театру зрелищность, попытка сделать подмостки трибуной — в этом суть моей театральной работы», — писал Владимир Маяковский. К десятилетию Октября он написал свою первую пьесу — социально-бытовую «Мистерию-буфф». Поставил спектакль Всеволод Мейерхольд, оформлением занимался Казимир Малевич. Премьера прошла в Театре музыкальной драмы осенью 1918 года. Маяковский сыграл несколько ролей: «Человека просто», Мафусаила и одного из чертей. Пьесу ставили и в других театрах.

«Пробиваясь сквозь все волокиты, ненависти, канцелярщины и тупости — ставлю второй вариант мистерии. Идет в I РСФСР — в режиссуре Мейерхольда с художниками Лавинским, Храковским, Киселевым и в цирке на немецком языке для III конгресса Коминтерна. Ставит Грановский с Альтманом и Равделем. Прошло около ста раз».

В 1929 году Маяковский написал сатирические пьесы «Клоп» и «Баня». Обе премьеры прошли в театре Мейерхольда, поэт был вторым режиссером. Сцену оформляли художники Евгений Вахтангов и Александр Дейнека, музыку к спектаклю «Клоп» написал Дмитрий Шостакович.

Говорят, из-за границыдомой попав,после долгих во́льтов,Маяковский домапоймал «Клопа»и отнёсв театр Мейерхольда.

маяковский пьесы

Владимир Маяковский, Всеволод Мейерхольд, Александр Родченко и Дмитрий Шостакович на репетиции спектакля «Клоп».1929 г. Фотография: subscribe.ru

маяковский пьесы

Владимир Маяковский. Афиша «Мистерии-буфф». 1918 г. Фотография: v-v-mayakovsky.ru

маяковский пьесы

Владимир Маяковский и Всеволод Мейерхольд на репетиции спектакля «Баня». 1930 г. Фотография: bse.sci-lib.com

Обе пьесы и критики, и зрители обсуждали очень горячо. В них видели и остроту, и «антисоветский душок». «Баню» в 1930-х годах поставили всего три раза. После этого пьеса была запрещена, и в следующий раз ее сыграли лишь в 1953 году.

Автор: Диана Тесленко

www.culture.ru

«Маяковский — художник». - История искусств

На экскурсии Евгении Иньшаковой, куратора выставки «Маяковский — художник»

«Маяковский — художник». Краткий рассказ о том, как Владимир Владимирович хотел, да так и не стал профессиональным живописцем

Стоит ли сейчас сожалеть о том, что Маяковский не стал известным художником, завершив живописные штудии вместе с окончанием Училища живописи, ваяния и зодчества? Кто знает, хватило бы в таком случае времени на поэзию... Одно становится ясно - Маяковский обладал не только поэтическим даром, но и даром художника, что хорошо наблюдается по графическим рисункам молодого автора. Если в цветной живописи яркими красками и кропотливой работой можно замаскировать отсутствие таланта, то черно-белая графика, словно лакмусовая бумажка, демонстрирует зрителям отличные возможности Маяковского-художника, которыми он так и не воспользовался в полной мере.

Департамент культуры г. Москвы, Государственный музей В. В. Маяковского представляют выставку

«Маяковский — художник»18 мая — 23 июля 2013 года

Адрес: Выставочный зал «Домик Чехова», Москва, ул . Малая Дмитровка, дом 29 стр.4 (проезд до станции Пушкинская, Чеховская, выход к театру Ленком, троллейбус 3, ехать две остановки, или пешком до «Домика Чехова»)

Вернисаж выставки «Маяковский — художник» Государственного музея В. В. Маяковского в "Домике Чехова" на Малой Дмитровке состоялся 18 мая 2013 года, в Международный день музеев, который совпал с московской акцией «Ночь в музее». Поэтому для гостей музея была подготовлена большая культурная программа, безусловным гвоздём которой оказалось выступление известного режиссера Юрия Норштейна, читавшего стихи Владимира Маяковского.

Настоящими подарком для любителей искусства оказалась экскурсия Евгении Иньшаковой, куратора выставки «Маяковский — художник» и автора вступительной статьи к каталогу выставки. Эмоциональный рассказ о жизни и творчестве Владимира Маяковского раскрыл новые грани человека, которого со школьных времен мы привыкли считать гениальным поэтом. Оказывается, Маяковский с детства рисовал, и даже брал бесплатные уроки рисования у единственного в Кутаиси художника С. Краснухи, окончившего Академию Художеств.

Владимир Маяковский. Лубок "Эх султан сидел бы в Порте", 1914. Хромолитография. 39 х 52. В ГММ с 1949 от С.Г. Городецкой.

В 1906 году умер от заражения крови отец В.В. Маяковского, Владимир Константинович. Мать поэта, Александра Алексеевна, решила переехать с детьми в Москву. О жизни после приезда в Москву поэт вспоминал так: «Денег в семье нет. Пришлось выжигать и рисовать. Особенно запомнились пасхальные яйца. Круглые, вертятся и скрипят, как двери. Яйца продавал в кустарный магазин на Неглинной. Штука 10–15 копеек. С тех пор бесконечно ненавижу Бемов, русский стиль и кустарщину» .

Одной из первых авторских работ поэта является портрет И.И. Морчадзе (С. Коридзе). Эту работу Маяковский выполнил в 15 лет. Исидор Морчадзе (подпольное имя – Сергей Коридзе), революционер, социал-демократ, близко знал юного Маяковского. Морчадзе был организатором побега женщин-политкаторжанок из Новинской тюрьмы. На следующий день после побега, 2 июля 1909 года, Маяковского арестовали на квартире жены Морчадзе – Е.А Тихомировой.

Владимир Маяковский. С.С.Морчадзе (И.И.Коридзе), 1908. Б., кар. 32,5 х 23. В ГММ с 1950 от Л.В.Маяковской

Участие в организации побега не прошло для Маяковского безнаказанно: он попал в Бутырскую тюрьму, где будущему поэту пришло осознание необходимости получения образования :

«Вышел взбудораженный. <…> Только нужен опыт в искусстве. Где взять? Я неуч. Я должен пройти серьезную школу. <…> Думалось – стихов писать не могу. Опыты плачевные. Взялся за живопись. Учился у Жуковского. Вместе с какими-то дамочками писал серебренькие сервизики. Через год догадался – учусь рукоделию. Пошел к Келину. Реалист. Хороший рисовальщик. Лучший учитель. Твердый. Меняющийся».

Художник П.И. Келин вспоминал: «Первый год он в студии рисовал гипсы и натурщиков – голову и до пояса. Рисовал сначала дилетантски. На второй год он рисовал натурщика (обнаженную фигуру) и немного писал маслом. Я знал, что дома он пишет маслом, но эти работы он стеснялся мне показывать…

Осенью 1911 года Маяковский второй раз держал экзамен в Школу живописи (первый раз Маяковский провалился в 1910 году). На экзаменах обычно рисовали обнаженную фигуру и гипсовую голову. Давали по три часа на каждую работу. Экзамены продолжались шесть дней. Я всегда в эти дни очень волновался за своих учеников, не спал ночей. И вот приходит с экзамена Маяковский.– Петр Иванович, ваша правда! Помните, как вы учили делать обнаженную натуру? Я начал от пальца ноги и весь силуэт фигуры очертил одной линией, положил кое-где тени, и вот – в фигурном классе» .

О московском Училище живописи, ваяния и зодчества и своем судьбоносном времяпрепровождении в его стенах сам поэт оставил такие воспоминания: «Поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества: единственное место, куда приняли без свидетельства о благонадежности. Работал хорошо.».

В 1915 году для футуристической выставки были создана работа “Chemin de fer” («Рулетка»), а в 1918 – «Автопортрет».

Владимир Маяковский. "Chemin de fer", 1915. Х., м., 90,0 х 70,5. Справа внизу подпись:Маяковский. В ГММ с 1939 от П.В. Кузнецова

К периоду учебы в училище относится и так называемая «Жирафья серия» – серия графических работ, в которой нашла отражение смена имиджа поэта. Именно к этому «периоду желтой кофты» относятся находящиеся в Государственном музее В.В. Маяковского рисунки поэта из альбома В.Ф. Шехтель. Незаурядная женщина, дочь знаменитого архитектора, она познакомилась с Маяковским в марте 1913 года. Дело в том, что ее брат Л.Ф. Жегин (Шехтель) учился вместе с поэтом в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В своих воспоминаниях она писала: «Из этого периода времени у меня сохранился ряд очень ценных рисунков Маяковского. Рисовались эти рисунки, балагуря по вечерам у нас на Садовой. Большая часть из них почему-то посвящена жирафам («И в небе жирафий рисунок готов...»).деланы эти рисунки в моем альбоме цветной пастелью».

Владимир Маяковский. "К.И.Чуковский", 1915. К., тушь, гуашь. 36,2 х 25,1. В левом верхнем углу подпись В. Маяковский 15 июнь. По левому краю строки из стихотворения Саши Чёрного «Колыбельная» «Спи мой кролик, спи мой чиж, мать уехала в Париж», « С нами скушно так то брат», написанные рукой В. Маяковского. В ГММ с 1952 от К.И. Чуковского

Действительно, в десяти из двенадцати рисунков фигурируют жирафы, что позволило назвать эту серию графических работ «Жирафьей». При дальнейшем знакомстве с «Жирафьей серией» возникает вопрос о странном выборе сюжета: почему для молодого русского художника предметом изображения стало столь экзотическое животное, как жираф? Ответ на этот вопрос находится как бы на двух уровнях. На поверхности – интерес авангардистов десятых годов ХХ века к кубизму, а через него – к Африке и африканскому искусству. Но это только часть ответа. В другую – входит желтая (а она была не чисто желтая, а желтая с черными манжетами и воротником) кофта, рост (около двух метров) поэта и воспоминания В.Ф. Шехтель, которая писала о том, что друзья звали Маяковского «жираф». И тогда перед нами предстает закодированная, игровая, автобиографическая линия этой серии рисунков.

Владимир Маяковский. "Жираф и пальмы", 1913. Б., паст., ит. кар., 25,7 х 42,5. В ГММ с 1950 от В.Ф. Шехтель

Все «жирафьи» листы можно условно разделить на три группы. Первая иллюстрирует тот интерес к Африке, о котором говорилось выше. Ко второй группе можно отнести рисунки, так или иначе отражающие реалии жизни поэта: «Жираф на приеме у зубного врача», «Жираф в парикмахерской». О первом из этих рисунков так вспоминала В.Ф. Шехтель: «У Маяковского болели зубы – рисовался «рвач» (так он сам звал зубных врачей), дергающий жирафу зуб» . Что же касается второго рисунка, то его иллюстрацией может служить стихотворение «Ничего не понимают» (1913 г.) :

Вошел к парикмахеру, сказал – спокойный:«Будьте добры, причешите мне уши».Гладкий парикмахер сразу стал хвойный,Лицо вытянулось, как у груши. <...>

К третьей группе можно отнести рисунки, включающие изображение, хотя и карикатурное, их автора. Это «Маяковский в погоне за жирафами» и «Маяковский верхом на жирафе».

Все вышесказанное позволяет нам с уверенностью считать «Жирафью серию» Маяковского не только интересным памятником русского авангарда, но и некой биографической вехой, иллюстрирующей переход от образа «байроновского поэта-корсара» к образу «крикогубого Заратустры» в желтой кофте.

Владимир Маяковский. Лубок "Эх ты немец, при да при же", 1914. Хромолитография. 39 х 52. В ГММ с 1949 от С.Г. Городецкой

В отличие от агитационного лубка времен Первой мировой войны и революционных плакатов РОСТА, живопись великого советского поэта очень слабо знакома широкой публике. На экскурсии Евгения Иньшакова рассказала о том, что достоверно известно всего пять живописных полотен, нарисованных Вл. Маяковским. Важно отметить, что на выставке «Маяковский — художник» посетители "Домика Чехова" на Малой Дмитровке смогут увидеть четыре картины из пяти.

Без сомнения, во время учёбы в Училище Маяковский нарисовал гораздо больше картин, но их судьба неизвестна. По меньшей мере, обязательно существовала картина, которую юный художник должен был представить на выпускной экзамен. Быть может и сейчас, по прошествии двух мировых войн, эта картина до сих пор украшает старую московскую квартиру, владелец которой и не подозревает, что обладает бесценным полотном того самого Маяковского, а не его однофамильца. Мысли о возможности отыскать художественное наследство поэта навевают увлекательный сюжет для детективного романа о похождениях сыщика, который после череды увлекательных приключений находит пропавшие предметы искусства : библиотеку Ивана Грозного, янтарную комнату, экзаменационную картину Вл. Маяковского. Этакий российский Индиана Джонс с лицензией ФСБ ...

После окончания московского Училища Маяковский перестал заниматься живописью, ограничив свою работу в области изобразительного искусства агитационным лубком и революционными плакатами РОСТА.

С объявлением о начале Первой мировой войны Маяковский начинает сотрудничество в издательстве «Сегодняшний лубок», которое опубликовало серию хромолитографий, рассказывающих о событиях августа–октября 1914 года. Рисунки для лубков и лубочных открыток делали художники В. Чекрыгин, К. Малевич, А. Лентулов, И. Горский (псевдоним И. Машкова), Д. Бурлюк, В. Маяковский. В своей автобиографии «Я сам» В. Маяковский писал о начале Первой мировой войны: «Принял взволнованно. Сначала только с декоративной, с шумовой стороны. Плакаты заказные и, конечно, вполне военные»

Владимир Маяковский. РОСТА "Если не хотите воевать больше, идите войной против панской Польши", 1920. Хромолитография, 71 х 53. В ГММ с 1952 от Н.Д. Виноградова

Стоит ли сейчас сожалеть о том, что Маяковский не стал известным художником, завершив живописные штудии вместе с окончанием Училища живописи, ваяния и зодчества? Кто знает, хватило бы в таком случае времени на поэзию... Одно становится ясно - Маяковский обладал не только поэтическим даром, но и даром художника, что хорошо наблюдается по графическим рисункам молодого автора. Если в цветной живописи яркими красками и кропотливой работой можно замаскировать отсутствие таланта, то черно-белая графика, словно лакмусовая бумажка, демонстрирует зрителям отличные возможности Маяковского-художника, которыми он так и не воспользовался в полной мере.

Владимир Маяковский. "Репин И.Е.", 1915. Б., кар. 28,3 х 22,2. В правом верхнем углу надпись: "Рисовал В. Маяковский 1915 год в Куокалле". В ГММ с 1952 от К.И. Чуковского

С полным текстом вступительной статьи Е.Ю. Иньшаковой к каталогу выставки «Маяковский — художник» вы сможете ознакомиться  на сайте halloART.ru

ссылка по теме: Подробнее о выставке «Маяковский — художник» смотри и участвуй в обсуждении на сайте Нового форума изобразительного искусства halloART.ru

В тексте использованы материалы вступительной статьи Е.Ю. Иньшаковой к каталогу выставки «Маяковский — художник»Фотографии, репродукции картин : Черномашенцев Владимир, www.halloART.ru___________________________________

history-of-art.livejournal.com


Смотрите также