Медея (картина). Медея картины


Медея (картина) — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

К:Картины 1868 года

«Медея» — картина английского художника-прерафаэлита Фредерика Сэндиса, созданная в 1868 году. В настоящее время картина находится в собрании Художественного музея и галереи Бирмингема.

Художник отправил картину на летнюю выставку Королевской академии художеств 1868 года, но её не допустили к показу, скорее по политическим причинам и личной зависти, чем из-за художественных качеств самого произведения[1] . Тем не менее, работа попала на выставку на следующий год и получила хвалебный отзыв от издания The Times, в статье которого критикуется и предыдущее решение академии об отказе в допуске[2].

Натурщицей для образа Медеи стала цыганка Кеоми Грей, Сэндис познакомился с ней в Норидже, после чего взял с собой в Лондон, где она позировала для многих его произведений[3]. Медея изображена во время занятия колдовством, критиками отмечается создание зловещего образа героини благодаря цветовой палитре (пепельные губы, холодное освещение) и массе деталей (набор для колдовства, жаба, статуя идола и др)[4].

В 1911 году картина отправилась на Международную выставку искусств в Италии как один из представителей лучших произведений искусства Великобритании[5].

Напишите отзыв о статье "Медея (картина)"

Примечания

  1. ↑ [www.victorianartinbritain.co.uk/sandys_medea.htm Medea by Anthony Frederick Sandys]. Victorian Art in Britain. Проверено 15 июня 2011. [web.archive.org/web/20080626095346/www.victorianartinbritain.co.uk/sandys_medea.htm Архивировано из первоисточника 26 июня 2008].
  2. ↑ (1 May 1869) «The Times».
  3. ↑ [www.sandys.norfolk.gov.uk/fsbiog3.htm Sandys' Love Life] in Frederick Sandys & the Pre-Raphaelites at the Norfolk Museums and Archaeology service.
  4. ↑ (1 May 1869) «The Times».
  5. ↑ (20 March 1911) «British Art for the Rome Exhibition». The Times.

Отрывок, характеризующий Медея (картина)

На крыльце и на дворе уезжавшие люди с кинжалами и саблями, которыми их вооружил Петя, с заправленными панталонами в сапоги и туго перепоясанные ремнями и кушаками, прощались с теми, которые оставались. Как и всегда при отъездах, многое было забыто и не так уложено, и довольно долго два гайдука стояли с обеих сторон отворенной дверцы и ступенек кареты, готовясь подсадить графиню, в то время как бегали девушки с подушками, узелками из дому в кареты, и коляску, и бричку, и обратно. – Век свой все перезабудут! – говорила графиня. – Ведь ты знаешь, что я не могу так сидеть. – И Дуняша, стиснув зубы и не отвечая, с выражением упрека на лице, бросилась в карету переделывать сиденье. – Ах, народ этот! – говорил граф, покачивая головой. Старый кучер Ефим, с которым одним только решалась ездить графиня, сидя высоко на своих козлах, даже не оглядывался на то, что делалось позади его. Он тридцатилетним опытом знал, что не скоро еще ему скажут «с богом!» и что когда скажут, то еще два раза остановят его и пошлют за забытыми вещами, и уже после этого еще раз остановят, и графиня сама высунется к нему в окно и попросит его Христом богом ехать осторожнее на спусках. Он знал это и потому терпеливее своих лошадей (в особенности левого рыжего – Сокола, который бил ногой и, пережевывая, перебирал удила) ожидал того, что будет. Наконец все уселись; ступеньки собрались и закинулись в карету, дверка захлопнулась, послали за шкатулкой, графиня высунулась и сказала, что должно. Тогда Ефим медленно снял шляпу с своей головы и стал креститься. Форейтор и все люди сделали то же. – С богом! – сказал Ефим, надев шляпу. – Вытягивай! – Форейтор тронул. Правый дышловой влег в хомут, хрустнули высокие рессоры, и качнулся кузов. Лакей на ходу вскочил на козлы. Встряхнуло карету при выезде со двора на тряскую мостовую, так же встряхнуло другие экипажи, и поезд тронулся вверх по улице. В каретах, коляске и бричке все крестились на церковь, которая была напротив. Остававшиеся в Москве люди шли по обоим бокам экипажей, провожая их. Наташа редко испытывала столь радостное чувство, как то, которое она испытывала теперь, сидя в карете подле графини и глядя на медленно подвигавшиеся мимо нее стены оставляемой, встревоженной Москвы. Она изредка высовывалась в окно кареты и глядела назад и вперед на длинный поезд раненых, предшествующий им. Почти впереди всех виднелся ей закрытый верх коляски князя Андрея. Она не знала, кто был в ней, и всякий раз, соображая область своего обоза, отыскивала глазами эту коляску. Она знала, что она была впереди всех.

wiki-org.ru

Медея Википедия

Меде́я (др.-греч. Μήδεια; возможно, происхождение связано с μήδομαι «замышлять, придумывать», μῆδος «мысль, замысел»; груз. მედეა) — в древнегреческой мифологии царевна из страны Эета, волшебница и возлюбленная аргонавта Ясона.

Влюбившись в Ясона, она помогла ему завладеть золотым руном, убила собственного брата и отца, и бежала с аргонавтами из Эеты в Грецию. Когда же ее любимый впоследствии задумал жениться на другой, Медея погубила соперницу, убила двух своих детей от Ясона и скрылась на крылатой колеснице, посланной её дедом, богом Гелиосом (по рациональному измышлению — взошла на жертвенный костер).

Возможно была более молодой тезкой принцессы города Эфира из Арголиды(мачехи Тезея), с которой до аргонавтики встречался один из аргонавтов Тезей, впоследствии встретившийся и с более известной — Медей, дочерью царя Аэта.

Миф

Медея была дочерью колхидского царя Ээта и океаниды Идии[2], внучкой бога Гелиоса, племянницей Цирцеи (либо дочерью Ээта и Клитии[3]), волшебницей[4], а также жрицей (или даже дочерью[5]) Гекаты.

Встреча с Ясоном

Полюбив предводителя аргонавтов Ясона, она с помощью волшебного зелья помогла ему завладеть золотым руном и выдержать испытания, которым его подверг её отец. Вначале Ясон должен был вспахать поле упряжкой огнедышащих волов и засеять его зубами дракона, которые выросли в армию воинов. Предупреждённый Медеей, Ясон бросил в толпу камень, и воины начали убивать друг друга (ср. Кадм). Затем Медея с помощью своих трав усыпила дракона, охранявшего руно, и её возлюбленный, таким образом, смог его похитить. (Некоторые версии мифа утверждают, что Медея влюбилась в Ясона только благодаря прямому приказу Геры Афродите — богиня хотела, чтобы герою, которому она покровительствовала, кто-нибудь помог добыть руно). Пиндар называет её спасительницей аргонавтов[6].

Плавание на «Арго»

После похищения руна Медея бежала с Ясоном и аргонавтами и взяла с собой своего младшего брата Апсирта. Когда корабль отца начал настигать «Арго», Медея убила брата и расчленила его тело на несколько кусков, побросав их в воду — она знала, что Ээту придётся задержать судно, чтобы подобрать остатки тела сына. (Другой вариант: Апсирт не бежал с Медеей, а возглавил колхов, гнавшихся за аргонавтами. Колдунья заманила брата в ловушку, и Ясон убил его.)

Излечила аргонавта Аталанту, которая была серьёзно ранена. На борту корабля вышла замуж за Ясона, так как феаки требовали выдать беглянку, если только она ещё не стала его супругой. Затем судно сделало остановку на острове тётки Медеи — Цирцеи, которая провела обряд их очищения от греха убийства. Напророчила Евфему, кормчему «Арго», что однажды в его руках окажется власть над Ливией, — предсказание осуществилось через Батта, его потомка. В Италии Медея научила марсов заклинаниям и лекарствам от змей (см. Ангиция).

Затем корабль попытался причалить к острову Крит, который охранялся бронзовым человеком по имени Талос. У него была одна-единственная вена, которая проходила от лодыжки до шеи и затыкалась бронзовым гвоздём. По Аполлодору, аргонавты убили его так: Медея опоила Талоса травами, и внушила ему, что сделает его бессмертным, но для этого ей надо вынуть гвоздь. Она его вынула, весь ихор вытек, и гигант умер. Вариант — Талоса убил из лука Пеант, другая версия — Медея свела Талоса с ума волшебством, и он сам выдернул гвоздь. Таким образом, корабль наконец смог причалить.

Когда аргонавты наконец добрались до Иолка, ради трона которого Ясон добывал золотое руно, там все ещё правил его дядя Пелий. Он отказался уступить племяннику власть. Дочери Пелия, обманутые Медеей, убили своего отца. Обман был такой: волшебница сказала царевнам, что они могут превратить старика в молодого человека, если разрежут его и бросят в кипящий котёл (и продемонстрировала им это, зарезав и воскресив козла). Они поверили ей, убили своего отца и разрезали его, но Пелия Медея воскрешать, в отличие от демонстрационного козлёнка, уже не стала.

Овидий подробно описывает, как она готовила зелье для Эсона, которому всё же вернула молодость[7]. По просьбе Диониса вернула молодость его кормилицам[8]. По версии, вернула молодость также Ясону[9]. Согласно рационалистическому истолкованию мифа, Медея изобрела краску для волос, что омолаживало стариков[10].

После убийства Пелия Ясон и Медея были вынуждены сбежать в Коринф.

В Коринфе

Дальше у мифа существует несколько версий.

В Коринфе она прекратила голод, принеся жертвы Деметре и лемнийским нимфам, её полюбил Зевс, но она отвергла его, за что Гера обещала бессмертие её детям, которых коринфяне почитали как миксобарбаров (полуварваров). Феопомп рассказывал о любви Медеи и Сисифа[11]. Согласно поэме Евмела, Ясон и Медея царствовали в Коринфе. Когда у Медеи рождались дети, она скрывала их в святилище Геры, думая сделать их бессмертными. Она была изобличена Ясоном, тот уехал в Иолк, и Медея удалилась, передав власть Сисифу[12]. По Еврипиду и Сенеке, она убила своих двоих детей, которых они не называют по имени[13].

Согласно одному из подвариантов (историку Дидиму), царь Коринфа Креонт решил выдать за Ясона свою дочь Главку (вариант: Креусу) и убедил его оставить Медею. В свою очередь, Медея отравила Креонта, и сбежала из города, но своих детей захватить с собой не смогла, и они были из мести убиты коринфянами.

Согласно более распространённому варианту, Ясон сам захотел жениться на Главке. Брошенная Медея пропитала волшебными травами роскошный пеплос и послала отравленный подарок сопернице. Когда царевна надела его, платье немедленно вспыхнуло, и Главка сгорела заживо вместе с отцом, который пытался её спасти. Затем Медея собственноручно убила своих сыновей от Ясона (Мермера и Ферета) и скрылась на посланной её дедом Гелиосом (или Гекатой) крылатой колеснице, запряжённой драконами[14].

Этот сюжет был популяризирован Еврипидом: драматург внёс психологическую мотивацию в убийство Медеей своих детей, показав, что она не была ни варваром, ни сумасшедшей, а совершила этот поступок, потому что это было лучшим способом причинить Ясону боль. (Современные писателю злые языки утверждали, что Еврипид приписал убийство мальчиков их матери, а не коринфянам, как было раньше, за огромную взятку в 5 талантов, нацеленную на очищение доброго имени города).

Сбежав от Ясона, Медея направилась в Фивы, где она исцелила Геракла (также бывшего аргонавта) от безумия после убийства им детей[15]. В благодарность герой разрешил ей остаться в городе, но разъярённые фиване против его воли изгнали волшебницу и убийцу из своих стен.

В Афинах

Затем Медея оказалась в Афинах и стала женой царя Эгея. В Афинах она была привлечена к суду Гиппотом, сыном Креонта из Коринфа, и оправдана[16]. Она родила Эгею сына Меда.

Их семейная идиллия была разрушена появлением Тесея — наследника царя, зачатого им втайне и выросшего в Трезене. Тесей приехал к отцу инкогнито, и тот не знал, кем ему приходится юноша. Медея, почувствовав угрозу наследия своему сыну, убедила Эгея убить гостя. Царь угостил Тесея кубком с отравленным вином, но прежде чем гость успел поднести его к губам, Эгей увидел у него на поясе свой меч, который он оставил матери Тесея для своего первенца. Он выбил кубок с ядом из рук сына. Медея вместе с сыном Медом скрылась из Афин прежде, чем начались неприятности.

Дальнейшая судьба Медеи

Затем Медея вернулась на родину, в Колхиду (либо изгнана из Афин некоей жрицей Артемиды, уличённая как колдунья), на упряжке драконов. По пути она освободила город Абсориду от змей[17].

На родине она обнаружила, что её отец свергнут своим братом Персом, захватившим власть. Волшебница быстро устраняет эту несправедливость, убив родного дядю-убийцу руками своего сына Меда, и восстанавливает царство своего отца во главе с Медом. Затем Мед завоёвывает значительную часть Азии. (Вариант: Мед погиб в походе против индов, Медея убивает Перса сама и возвращает на престол своего отца Ээта).

По другому рассказу, уличённая в злоумышлении против Тесея, она бежала из Афин и с сыном Медом явилась в страну Ария, дав название её жителям — меды[18]. По Гелланику, этого сына (от Ясона) звали Поликсен[19].

По некоторым данным она царствовала в Мидии вместе с Ясоном и ввела ношение одежды, закрывающей тело и лицо[20].

После смерти

Некоторые легенды рассказывают о том, что на Островах Блаженных Медея вышла замуж за Ахилла[21] (эту версию упоминали Ивик (фр. 291 Пейдж), Симонид (558 Пейдж) и схолиаст Аполлония[22]). Другие повествуют о том, что богиня Гера наделила Медею даром бессмертия за то, что она сопротивлялась ухаживаниям Зевса.

Жрец в Сикионе, принося жертвы ветрам над четырьмя ямами, произносил заклинания Медеи[23]. Её стал почитать богиней Гесиод[24].

Две Медеи

Хронологические несостыковки позволяют предположить некоторым исследователям, что в древнегреческой мифологии могло быть два женских персонажа с этим именем. Это связано, в первую очередь, с взаимоотношениями Медеи с Тесеем:

  • Медея появилась в Греции после похода за Золотым Руном
  • Тесей был аргонавтом, и ушёл в поход за Золотым Руном после того, как Эгей признал его сыном (и Медея попыталась его убить)

Таким образом, оказывается, что Медея присутствовала в Афинах до похода за Золотым Руном. Или же это была другая Медея. Противоречие сглаживается, если принять, что Тесей не принимал участие в походе аргонавтов (многие классики и не включают его в список) и, таким образом, сначала был поход, а потом прибытие Тесея в Афины.

Семантика

Толкование образа

Мифы, повествующие о судьбе Ясона, неотъемлемо связаны с женским образом Медеи. Согласно одной из концепций, специалисты считали их частью мифологического пласта, являющегося частью легенд, рассказывавших об эллинах далёкого героического века (до Троянской войны), столкнувшихся с догреческими пеласгическими культурами материковой Греции, побережья Эгейского моря и Анатолии. Ясон, Персей, Тесей и, прежде всего, Геракл, явились такими пограничными фигурами, балансировавшими между старым миром шаманов, хтонических божеств земли, архаического матриархата, Великой Богини, и — наступающим в Греции новым бронзовым веком.

Такие черты образа Медеи, как её способность оживлять мёртвых, летать по небесам и так далее, позволяют предположить, что первоначально она почиталась как богиня. Вероятно, в её образе слились следующие черты:

  1. почитавшейся в Колхиде солнечной богини
  2. колдуньи фессалийских сказок (Иолк, Фессалия — родина Ясона и центр рассказов о нём)
  3. героини коринфского эпоса, в котором Медея и её отец Ээт считались выходцами из Коринфа

Источники

История о Медее, Ясоне и аргонавтах лучше всего известна по поздней литературной обработке Аполлония Родосского (III в. до н. э.), называемой «Argonautica». Но судя по идеям, наполняющим этот эпос и его достаточно архаическому словарю, он основывается на очень старых, разрозненных материалах.

  • «Медея» — пьеса Еврипида, (431 г. до н. э.). Текст
  • Аполлоний Родосский, «Аргонавтика»
  • Аполлодор, Библиотека I, 23-28
  • Овидий, «Метаморфозы», VII, 1-424, «Героини», XII, «Медея» (трагедия, не сохр.)
  • Сенека, «Медея» (трагедия)
  • Гай Валерий Флакк, «Аргонавтика»

Образ Медеи в искусстве

Литература

  • Медея — действующее лицо трагедий Софокла «Колхидянки» (фр. 337-346 Радт), «Скифы» (фр. 546-549 Радт), «Зельекопы» (фр. 534-536 Радт, описано приготовление ядовитых трав), Еврипида «Медея» и «Эгей» и Сенеки «Медея». Трагедии «Медея» писали также Антифрон, Еврипид Младший, Меланфий, Неофрон Сикионский, Диоген Синопский, Каркин Младший[25], Дикеоген, Морсим, Феодорид, Биот, неизвестный автор, Энний («Медея изгнанница»), Акций («Медея, или Аргонавты»), Помпей Макр, Овидий и Лукан. Известно семь комедий, включая Эпихарма и Ринфона[26]. Овидий сочинил также письмо Медеи Ясону (Героиды XII).
  • Чосер, «The Legend of Good Women» (1386)
  • Корнель, «Медея», трагедия (1635)
  • Ф. В. Готтер, «Медея»
  • Жозе Антониу да Силва, пьеса «Чары Медеи» (1735)
  • Ф. М. Клингер — драмы «Медея в Коринфе» (1786) и «Медея на Кавказе» (1791)
  • Л. Тик, «Медея»
  • Дж. Б. Никколини — трагедия «Медея» (1825)
  • Франц Грильпарцер — пьеса «Золотое руно» (1822)
  • Пауль Хейзе — новелла «Медея»
  • Уильям Моррис — поэма «Жизнь и смерть Ясона» (1867)
  • Катюль Мендес — трагедия «Медея»
  • Жан Ануй, драма «Медея» (1946)
  • Ф. Т. Чокор, «Медея»
  • Maxwell Anderson — «The Wingless Victory»
  • Robinson Jeffers — «Medea»
  • Ханс Хенни Янн, «Медея»
  • Хайнер Мюллер — «Medeamaterial and Medeaplay» 1982)
  • Криста Вольф — роман «Медея. Голоса» (1993)
  • A. R. Gurney — «The Golden Fleece»
  • Marina Carr — «By the Bog of Cats»
  • Дарио Фо — пьеса «Медея» (1979)
  • Дане Зайц — драма «Медея» (1988)
  • Улицкая, Людмила Евгеньевна — «Медея и её дети» (1996)
  • КЛИМ — пьеса «Театр Медеи» (2001)
  • Том Лануа — пьеса «Мама Медея» (2001)
  • Сара Стридсберг — драма «Medealand» (пост. 2009 в Драматен, в заглавной роли — Нуми Рапас)
  • Cherrie Moraga — «The Hungry Woman: A Mexican Medea»
  • Michael Wood — «In Search of Myths & Heroes: Jason and the Golden Fleece»
  • Percival Everett — «For Her Dark Skin»
  • Роберт Холдсток — «Кельтика»
  • Лёха Никонов - поэма "Медея" (2012)
  • Людмила Разумовская - пьеса "Медея" (1980-е годы)

Музыка

  • Франческо Кавалли — опера «Ясон» (Giasone, 1649)
  • Марк-Антуан Шарпантье — музыкальная трагедия «Медея», 1693
  • Жан-Филипп Рамо — кантата «Медея»
  • Родольф, Жан-Жозеф — Ясон и Медея (балет), 1763 год, Штутгарт, первая постановка Ж.-Ж. Новерра, там же; эта постановка стала предвестником всего современного классического балета
  • Иржи Бенда — мелодрама «Медея», 1775
  • Луиджи Керубини — опера «Медея», 1797
  • Симон Майр — опера «Медея в Коринфе» (исп.1813)
  • И. Г. Науман, «Медея»
  • Саверио Меркаданте — опера «Медея» (1851)
  • Э. Кшенек — «Медея»
  • Д. Мийо — опера «Медея», 1939
  • Самуэл Барбер — Medea Ballet Suite Op. 23, Medea’s Meditation & Dance of Vengeance (1946)
  • Фридхельм Дёль — опера «Медея» (1987/1990)
  • Паскаль Дюсапен — опера «Медея-материал», либретто Хайнера Мюллера (1990)
  • Chamber Made — опера «Медея», 1993
  • мюзикл «Marie Christine» на сюжет Медеи, но в Новом Орлеане XIX в. и вуду
  • Микис Теодоракис — опера «Медея» (1988—1990)
  • Балет Джона Ноймайера «Медея» на музыку Баха, Бартока, Шнитке (1990)
  • Рольф Либерман — опера «Медея» (1995)
  • Оскар Страсной — опера «Мидея» (2000)
  • группа «Зломрак» — песня «Медея»
  • группа Хорги — песня «Медея»
  • группа Insomnium - песня «Medeia»
  • Тамара Гвердцители — «Медея» (песня на грузинском языке)
  • песня Виены Тенг «My Medea»
  • Балет Анжелена Прельжокажа «Сон Медеи» на музыку Мауро Ланцы (2004)
  • A Filetta — «Медея» (2006, на корсиканском языке)
  • Панк-опера «Медея. Эпизоды». (Постановка: Джулиано Ди Капуа, Медея: Илона Маркарова, монологи: Лёха Никонов, поэма «Медея», музыка: «Uniquetunes», «Последние Танки В Париже», Андрей Сизинцев, Духовое трио: Эмиль Яковлев, Леон Суходольский, Сергей Смирнов, Санкт-Петербург, 2010)
  • Ариберт Райманн — опера «Медея» (2010)
  • Алина Новикова (композитор) и Дарья Жолнерова (реж.), Санкт-Петербург — опера «Медея» (2011)
  • Alai Oli - Медея (2013)
  • Ex Libris (группа) — альбом Medea (Ex Libris) (2014)

Живопись

Скульптура

Кинематограф

  • 1963: «Ясон и аргонавты» / «Jason and the Argonauts», в роли Медеи — Нэнси Ковак
  • 1969: «Медея» — фильм Пьера Паоло Пазолини, в гл. роли Мария Каллас
  • 1986: «Весёлая хроника опасного путешествия» - фильм Евгения Гинзбурга, в роли Медеи - Лика Кавжарадзе
  • 1978: «A Dream of Passion» — фильм Жюля Дассена, где Мелина Меркури — актриса, играющая роль Медеи, — разыскивает свою мать (Эллен Бёрстин), за убийство детей отбывающую срок в тюрьме
  • 1988: «Медея» — телевизионный фильм Ларса фон Триера по сценарию Карла Теодора Дрейера «Медея», в роли Медеи — Kirsten Olesen
  • 2000: «Jason and the Argonauts», фильм телеканала Hallmark, в роли Медеи — Джолин Блэлок
  • 2005: «Medea» — телесериал Тео ван Гога, в роли Медеи — Катя Схюрман
  • 2007: «Medea Miracle» — фильм Тонино Де Бернарди, в главной роли — Изабель Юппер
  • 2009: «Медея» — фильм Натальи Кузнецовой, в роли Медеи — Лилиан Наврозашвили
см. Медея (фильм)
  • Медея является в образе призванного слуги в аниме-сериале «Судьба: ночь схватки» (2006) и одноимённом полнометражном фильме (2010), а также Fate Stay night: Unlimited Blade Works (2015)
  • 2014: «Настоящий детектив» — в 6 серии герои Мэттью Макконахи и Вуди Харрельсона расследуют «Дело Медеи»: мать-наркоманка признаётся в убийстве собственного ребёнка.
  • 2015 Фантазийно-исторический сериал «Олимп» царица Мидея жена Эгея

Интересные факты

  • «Комплекс Медеи» — иногда употребляемое название для матерей, в особенности разведённых, убивающих своих детей или причиняющих им боль.
  • Генетическая манипуляция Maternal effect dominant embryonic arrest (аббревиатура Medea) названа в честь этого мифического персонажа.
  • В честь Медеи назван астероид (212) Медея, открытый в 1880 году.

Примечания

  1. ↑ 1 2 3 4 5 6 7 Schmitz L. Medeia // Dictionary of Greek and Roman Biography and Mythology / W. Smith — Boston: Little, Brown and Company, 1870. — Vol. 2. — P. 1003.
  2. ↑ Аполлоний Родосский. Аргонавтика III 241; Гигин. Мифы 25
  3. ↑ Гигин. Мифы. Введение 37
  4. ↑ Медея — статья из Большой советской энциклопедии. 
  5. ↑ Диодор Сицилийский. Историческая библиотека IV 46, 1
  6. ↑ Пиндар. Олимпийские песни XIII 54
  7. ↑ Овидий. Метаморфозы VII 171—291
  8. ↑ Гигин. Мифы 182, из Эсхила; Первый Ватиканский мифограф II 86, 3
  9. ↑ Ликофрон. Александра 1315; схолии к Еврипиду. Медея, предисл. по Ферекиду и Симониду // Комментарий Д. О. Торшилова в кн. Гигин. Мифы. СПб, 2000. С.45
  10. ↑ Палефат. О невероятном 43; Климент. Строматы I 76, 1
  11. ↑ Схолии к Пиндару. Олимпийские песни XIII 74 // Комментарий Д. О. Торшилова в кн. Гигин. Мифы. СПб, 2000. С.47
  12. ↑ Павсаний. Описание Эллады II 3, 11
  13. ↑ Еврипид. Медея 1316—1322
  14. ↑ Сенека. Медея 1024
  15. ↑ Диодор Сицилийский. Историческая библиотека IV 55, 4
  16. ↑ Диодор Сицилийский. Историческая библиотека IV 55, 5
  17. ↑ Гигин. Мифы 27
  18. ↑ Геродот. История VII 62; Павсаний. Описание Эллады II 3, 8
  19. ↑ Павсаний. Описание Эллады II 3, 8
  20. ↑ Страбон. География XI 13, 10 (стр.526)
  21. ↑ Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека Э V 5; Ликофрон. Александра 173
  22. ↑ Примечания Н. А. Чистяковой в кн. Аполлоний Родосский. Аргонавтика. М., 2001. С.213
  23. ↑ Павсаний. Описание Эллады II 12, 1
  24. ↑ Гесиод, подложный фр. 376 М.-У.
  25. ↑ Аристотель. Риторика II 23
  26. ↑ Комментарий Д. О. Торшилова в кн. Гигин. Мифы. СПб, 2000. С.47

Ссылки

  • Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т.2. С.130-131
  • на mlahanas.de

wikiredia.ru

Картины, описание картин - Медея

Описани е картины Эжена Делакруа: Медея.Сюжет взят художником из известной трагедии древнегреческог о литератора Еврипида «Медеи»». Образ Медеи известен нам ещё по древнегреческим мифам и легендам. Страстная и волевая царица Медея была хранительницей Золотого Руна, символа роскоши и власти. Ясон, влекомый страстным желанием раздобыть Золотое Руно, отправился с аргонавтами в долгий и тяжелый путь.Во дворце Царицы Медеи ему удается с успехом преодолеть всевозможные препятствия и колдовские уловки, в результате чего он не только заполучает Золотое Руно, но завоевывает доселе неукротимое сердце женщины.Влюбленная женщина сдается на милость победителя. И вскоре производит на свет двоих прекрасных детей. Ради любви к герою, царица отказывается от власти, покидает свое царство и бежит с Ясоном, но здесь в изгнании ее ждет жестокое предательство. Коринфский царь Креонт, узнавший о том, что Ясон обладает магическим руном, предлагает отдать ему в жены свою дочь, принцессу Главку, в тайне желая заполучить реликвию.Ясон, не задумываясь о том, что бросает возлюбленную с детьми, соглашается… Разъяренная и обезумевшая от боли Медея замышляет ужасную месть. Оставшись с детьми наедине, она претворяет чудовищный план в жизнь и своими собственными руками убивает плоды своей безумной любви – двух прекрасных сыновей.Делакруа, принадлежавший к главенствующему в 19 веке течению – романтизму, взял этот трагический сюжет для своей картины. Картина написана по канонам того времени. На ней мы видим царицу с двумя сыновьями, на лице ее не то ярость, не то страх.. Она оглядывается, будто бы ищет поддержки, оправдания тому, что сейчас собирается сотворить.Одной рукой она держит своих сыновей. Один из них висит на ее руке в нелепой, неудобной позе. Ребенок напуган, пытается вырваться. Другого мальчика она схватила за руку и прижала к себе, чтобы тот не убежал, и он бросает на происходящее взгляд, полный недоумения. И он видит нож, крепко зажатый в руке матери…Делакруа удалось в этих позах и телодвижениях передать весь ужас и неизбежность происходящего. Он создал очень яркий эмоциональный образ брошенной женщины, которая во имя мести способна пойти даже на такой шаг, как детоубийство.

www.art-drawing.ru

Медея — википедия фото

Медея была дочерью колхидского царя Ээта и океаниды Идии[3], внучкой бога Гелиоса, племянницей Цирцеи (либо дочерью Ээта и Клитии[4]), волшебницей[5], а также жрицей (или даже дочерью[6]) Гекаты.

Встреча с Ясоном

Полюбив предводителя аргонавтов Ясона, она с помощью волшебного зелья помогла ему завладеть золотым руном и выдержать испытания, которым его подверг её отец. Вначале Ясон должен был вспахать поле упряжкой огнедышащих волов и засеять его зубами дракона, которые выросли в армию воинов. Предупреждённый Медеей, Ясон бросил в толпу камень, и воины начали убивать друг друга (ср. Кадм). Затем Медея с помощью своих трав усыпила дракона, охранявшего руно, и её возлюбленный, таким образом, смог его похитить. (Некоторые версии мифа утверждают, что Медея влюбилась в Ясона только благодаря прямому приказу Геры Афродите — богиня хотела, чтобы герою, которому она покровительствовала, кто-нибудь помог добыть руно). Пиндар называет её спасительницей аргонавтов[7].

Плавание на «Арго»

После похищения руна Медея бежала с Ясоном и аргонавтами и взяла с собой своего младшего брата Апсирта. Когда корабль отца начал настигать «Арго», Медея убила брата и расчленила его тело на несколько кусков, побросав их в воду — она знала, что Ээту придётся задержать судно, чтобы подобрать остатки тела сына. (Другой вариант: Апсирт не бежал с Медеей, а возглавил колхов, гнавшихся за аргонавтами. Колдунья заманила брата в ловушку, и Ясон убил его.)

Излечила аргонавта Аталанту, которая была серьёзно ранена. На борту корабля вышла замуж за Ясона, так как феаки требовали выдать беглянку, если только она ещё не стала его супругой. Затем судно сделало остановку на острове тётки Медеи — Цирцеи, которая провела обряд их очищения от греха убийства. Напророчила Евфему, кормчему «Арго», что однажды в его руках окажется власть над Ливией, — предсказание осуществилось через Батта, его потомка. В Италии Медея научила марсов заклинаниям и лекарствам от змей (см. Ангиция).

Затем корабль попытался причалить к острову Крит, который охранялся бронзовым человеком по имени Талос. У него была одна-единственная вена, которая проходила от лодыжки до шеи и затыкалась бронзовым гвоздём. По Аполлодору, аргонавты убили его так: Медея опоила Талоса травами, и внушила ему, что сделает его бессмертным, но для этого ей надо вынуть гвоздь. Она его вынула, весь ихор вытек, и гигант умер. Вариант — Талоса убил из лука Пеант, другая версия — Медея свела Талоса с ума волшебством, и он сам выдернул гвоздь. Таким образом, корабль наконец смог причалить.

Когда аргонавты наконец добрались до Иолка, ради трона которого Ясон добывал золотое руно, там все ещё правил его дядя Пелий. Он отказался уступить племяннику власть. Дочери Пелия, обманутые Медеей, убили своего отца. Обман был такой: волшебница сказала царевнам, что они могут превратить старика в молодого человека, если разрежут его и бросят в кипящий котёл (и продемонстрировала им это, зарезав и воскресив козла). Они поверили ей, убили своего отца и разрезали его, но Пелия Медея воскрешать, в отличие от демонстрационного козлёнка, уже не стала.

Овидий подробно описывает, как она готовила зелье для Эсона, которому всё же вернула молодость[8]. По просьбе Диониса вернула молодость его кормилицам[9]. По версии, вернула молодость также Ясону[10]. Согласно рационалистическому истолкованию мифа, Медея изобрела краску для волос, что омолаживало стариков[11].

После убийства Пелия Ясон и Медея были вынуждены сбежать в Коринф.

В Коринфе

Дальше у мифа существует несколько версий.

В Коринфе она прекратила голод, принеся жертвы Деметре и лемнийским нимфам, её полюбил Зевс, но она отвергла его, за что Гера обещала бессмертие её детям, которых коринфяне почитали как миксобарбаров (полуварваров). Феопомп рассказывал о любви Медеи и Сисифа[12]. Согласно поэме Евмела, Ясон и Медея царствовали в Коринфе. Когда у Медеи рождались дети, она скрывала их в святилище Геры, думая сделать их бессмертными. Она была изобличена Ясоном, тот уехал в Иолк, и Медея удалилась, передав власть Сисифу[13]. По Еврипиду и Сенеке, она убила своих двоих детей, которых они не называют по имени[14].

Согласно одному из подвариантов (историку Дидиму), царь Коринфа Креонт решил выдать за Ясона свою дочь Главку (вариант: Креусу) и убедил его оставить Медею. В свою очередь, Медея отравила Креонта, и сбежала из города, но своих детей захватить с собой не смогла, и они были из мести убиты коринфянами.

Согласно более распространённому варианту, Ясон сам захотел жениться на Главке. Брошенная Медея пропитала волшебными травами роскошный пеплос и послала отравленный подарок сопернице. Когда царевна надела его, платье немедленно вспыхнуло, и Главка сгорела заживо вместе с отцом, который пытался её спасти. Затем Медея собственноручно убила своих сыновей от Ясона (Мермера и Ферета) и скрылась на посланной её дедом Гелиосом (или Гекатой) крылатой колеснице, запряжённой драконами[15].

Этот сюжет был популяризирован Еврипидом: драматург внёс психологическую мотивацию в убийство Медеей своих детей, показав, что она не была ни варваром, ни сумасшедшей, а совершила этот поступок, потому что это было лучшим способом причинить Ясону боль. (Современные писателю злые языки утверждали, что Еврипид приписал убийство мальчиков их матери, а не коринфянам, как было раньше, за огромную взятку в 5 талантов, нацеленную на очищение доброго имени города).

Сбежав от Ясона, Медея направилась в Фивы, где она исцелила Геракла (также бывшего аргонавта) от безумия после убийства им детей[16]. В благодарность герой разрешил ей остаться в городе, но разъярённые фиване против его воли изгнали волшебницу и убийцу из своих стен.

В Афинах

Затем Медея оказалась в Афинах и стала женой царя Эгея. В Афинах она была привлечена к суду Гиппотом, сыном Креонта из Коринфа, и оправдана[17]. Она родила Эгею сына Меда.

Их семейная идиллия была разрушена появлением Тесея — наследника царя, зачатого им втайне и выросшего в Трезене. Тесей приехал к отцу инкогнито, и тот не знал, кем ему приходится юноша. Медея, почувствовав угрозу наследия своему сыну, убедила Эгея убить гостя. Царь угостил Тесея кубком с отравленным вином, но прежде чем гость успел поднести его к губам, Эгей увидел у него на поясе свой меч, который он оставил матери Тесея для своего первенца. Он выбил кубок с ядом из рук сына. Медея вместе с сыном Медом скрылась из Афин прежде, чем начались неприятности.

Дальнейшая судьба Медеи

Затем Медея вернулась на родину, в Колхиду (либо изгнана из Афин некоей жрицей Артемиды, уличённая как колдунья), на упряжке драконов. По пути она освободила город Абсориду от змей[18].

На родине она обнаружила, что её отец свергнут своим братом Персом, захватившим власть. Волшебница быстро устраняет эту несправедливость, убив родного дядю-убийцу руками своего сына Меда, и восстанавливает царство своего отца во главе с Медом. Затем Мед завоёвывает значительную часть Азии. (Вариант: Мед погиб в походе против индов, Медея убивает Перса сама и возвращает на престол своего отца Ээта).

По другому рассказу, уличённая в злоумышлении против Тесея, она бежала из Афин и с сыном Медом явилась в страну Ария, дав название её жителям — меды[19]. По Гелланику, этого сына (от Ясона) звали Поликсен[20].

По некоторым данным она царствовала в Мидии вместе с Ясоном и ввела ношение одежды, закрывающей тело и лицо[21].

После смерти

Некоторые легенды рассказывают о том, что на Островах Блаженных Медея вышла замуж за Ахилла[22] (эту версию упоминали Ивик (фр. 291 Пейдж), Симонид (558 Пейдж) и схолиаст Аполлония[23]). Другие повествуют о том, что богиня Гера наделила Медею даром бессмертия за то, что она сопротивлялась ухаживаниям Зевса.

Жрец в Сикионе, принося жертвы ветрам над четырьмя ямами, произносил заклинания Медеи[24]. Её стал почитать богиней Гесиод[25].

Две Медеи

Хронологические несостыковки позволяют предположить некоторым исследователям, что в древнегреческой мифологии могло быть два женских персонажа с этим именем. Это связано, в первую очередь, с взаимоотношениями Медеи с Тесеем:

  • Медея появилась в Греции после похода за Золотым Руном
  • Тесей был аргонавтом, и ушёл в поход за Золотым Руном после того, как Эгей признал его сыном (и Медея попыталась его убить)

Таким образом, оказывается, что Медея присутствовала в Афинах до похода за Золотым Руном. Или же это была другая Медея. Противоречие сглаживается, если принять, что Тесей не принимал участие в походе аргонавтов (многие классики и не включают его в список) и, таким образом, сначала был поход, а потом прибытие Тесея в Афины.

org-wikipediya.ru

МЕДЕЯ — информация на портале Энциклопедия Всемирная история

МЕДЕЯ - в гречечкой мифологии (смотрите в статье Древняя Греция) волшебница, дочь царя Колхиды Ээта и океаниды Идии, внучка Гелиоса, племянница волшебницы Кирки.

Влю­бив­шись в Ясона, пред­во­ди­те­ля ар­го­нав­тов, Медея по­мог­ла ему до­быть зо­ло­тое ру­но, усы­пив вол­шеб­ным зель­ем сто­ро­жив­ше­го ру­но дра­ко­на, и за­тем бе­жа­ла с Ясо­ном в Гре­цию. Ко­гда Ясон за­ду­мал же­нить­ся на до­че­ри ко­ринф­ско­го ца­ря Кре­он­та Глав­ке (ва­ри­ант: Кре­усе), Медея по­гу­би­ла со­пер­ни­цу, по­слав ей про­пи­тан­ный ядом пе­п­лос (одея­ние), на­дев ко­то­рый та сго­ре­ла вме­сте с от­цом, пы­тав­шим­ся спа­сти дочь. По­сле это­го Медея уби­ла сво­их де­тей от Ясо­на и уле­те­ла на кры­ла­той ко­лес­ни­це, по­слан­ной её де­дом Ге­лио­сом.

Об­раз Медеи по­лу­чил от­ра­же­ние в ли­те­ра­ту­ре (Ев­ри­пид, Апол­ло­ний Ро­дос­ский, Се­не­ка, П. Кор­нель, Ф. Гриль­пар­цер, Ж. Ануй и др.), му­зы­ке (опе­ры М. А. Шар­пан­тье, Л. Ке­ру­би­ни, Д. Мийо, ба­лет С. Бар­бе­ра, «дра­ма­ти­че­ский мо­но­лог» Э. Кше­не­ка и др.) и ки­не­ма­то­гра­фе (П. П. Па­зо­ли­ни и др.).

Ико­но­гра­фия

Об­раз Медеи, уби­ваю­щей сво­их де­тей, был ши­ро­ко рас­про­стра­нён в ан­тич­ном искусстве (рос­пись крас­но­фи­гур­ной ам­фо­ры, художник Ик­си­он, около 330 года до н. э., Лувр, Па­риж; зна­ме­ни­тая в древ­но­сти кар­ти­на Ти­мо­ма­ха в тех­ни­ке вос­ко­вой жи­во­пи­си, I век до н. э., не сохранилась; фре­ска из Пом­пей, 62-79 годы, Национальный ар­хео­ло­гический му­зей, Не­аполь, и др.).

В эпо­ху Воз­ро­ж­де­ния Медея изо­бра­жа­лась пре­имущественно в кон­тек­сте ис­то­рии ар­го­нав­тов, в ча­ст­но­сти в сце­не «Встре­ча Ясо­на и Ме­деи» (па­нель кас­со­не Бьяд­жо д’Антонио, 1487 год, Му­зей де­ко­ра­тив­ных ис­кусств, Па­риж; гра­вю­ра немецкого художника Г. Аль­дег­ре­ве­ра, 1529 год).

В искусстве клас­си­циз­ма ин­те­рес к об­ра­зу Медеи ин­спи­ри­ро­вал­ся по­ста­нов­ка­ми тра­ге­дий на сю­жет о Медеи (ри­су­нок Н. Пус­се­на, около 1650 года, Ко­ро­лев­ское со­б­ра­ние, Винд­зор; кар­ти­на «Ясон и Ме­дея» Ш. А. Куа­пе­ля, 1715 год, дво­рец Шар­лот­тен­бург, Бер­лин; «Порт­рет ма­де­муа­зель Кле­рон в об­ра­зе Ме­деи» К. Ван­лоо, 1759 год, дво­рец Сан­су­си, Пот­сдам).

В XIX - начале XX веков дра­ма­ти­зи­ро­ван­ный об­раз Медеи при­вле­кал мас­те­ров ро­ман­тиз­ма («Ме­дея со­би­ра­ет­ся убить сво­их де­тей» Э. Де­лак­руа, 1838 год, Му­зей изо­бра­зительных ис­кусств, Лилль), сим­во­лиз­ма («Ясон и Ме­дея» Г. Мо­ро, 1865 год, Му­зей Ор­се, Па­риж), пре­ра­фа­эли­тов (кар­ти­ны «Ме­дея» Э. де Мор­ган, 1889 год, Му­зей и га­ле­рея ис­кусств Уиль­ям­со­на, Бер­кен­хед, и А. Ф. Сан­ди­са, 1868 год, Городской му­зей и Ху­дожественная га­ле­рея, Бир­мин­гем), мо­дер­на (пла­кат А. Му­хи, 1898 год).

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

w.histrf.ru

Медея · I часть · Галерея изображений · Энциклопедия античной мифологии

Медея

галереи изображений · греческая мифология · римская мифология · список существ и событий галереи Медеи: 1 · 2

Для того чтобы увеличить изображение, кликните по нему левой кнопкой мыши.

Медея

Медея

Фредерик Сэндис, 1866-1868. Музей и галерея искусств Бирмингема.

Медея, Ясон и златорунный баран

Медея, Ясон и златорунный баран

Медея собирается убить своих детей

Медея собирается убить своих детей

Эжен Делакруа, 1838 г. Париж, Лувр

Дочь Креонта получает подарки Медеи

Дочь Креонта получает подарки Медеи

Античная скульптура Римский мраморный саркофаг, сер. II в. н.э. Берлин, Пергамский музей

Медея убивает своих детей

Медея убивает своих детей

Античная керамика

Медея

Медея

Античная мозаика и фрески Римская фреска, I в. до н.э.

Медея в колеснице

Медея в колеснице

Античная керамика Луканианский кратер, ок. 400 г. до н.э. Кливленд (Огайо, США), Музей искусств

Медея и дочери Пелия, готовящие смертельный напиток для своего отца

Медея и дочери Пелия, готовящие смертельный напиток для своего отца

Античная скульптура Мраморный рельеф, римская копия с Афинского алтаря XV в. до н.э. Берлин, Пергамский музей

Медея и дочери Пелия с бараном

Медея и дочери Пелия с бараном (Медея превратила барана в ягненка, заставляя дочерей Пелия поверить, что она так же омолодит их отца) Античная керамика Деталь краснофигурного стамноса Берлин, Пергамский музей

Змеиная колесница Медеи и горюющий Ясон

Змеиная колесница Медеи и горюющий Ясон

Античная керамика Деталь краснофигурной вазы Музей Гераклеи

Вторая часть галереи Медеи

greekroman.ru

Медея (картина)

медея картина тв, медея картина крик«Медея» — картина английского художника-прерафаэлита Фредерика Сэндиса, созданная в 1868 году В настоящее время картина находится в собрании Художественного музея и галереи Бирмингема

Художник отправил картину на летнюю выставку Королевской академии художеств 1868 года, но её не допустили к показу, скорее по политическим причинам и личной зависти, чем из-за художественных качеств самого произведения Тем не менее, работа попала на выставку на следующий год и получила хвалебный отзыв от издания The Times, в статье которого критикуется и предыдущее решение академии об отказе в допуске

Натурщицей для образа Медеи стала цыганка Кеоми Грей, Сэндис познакомился с ней в Норидже, после чего взял с собой в Лондон, где она позировала для многих его произведений Медея изображена во время занятия колдовством, критиками отмечается создание зловещего образа героини благодаря цветовой палитре пепельные губы, холодное освещение и массе деталей набор для колдовства, жаба, статуя идола и др

В 1911 году картина отправилась на Международную выставку искусств в Италии как один из представителей лучших произведений искусства Великобритании

Примечания

  1. ↑ Medea by Anthony Frederick Sandys Victorian Art in Britain Проверено 15 июня 2011 Архивировано 26 июня 2008 года
  2. ↑ 1 May 1869 «The Times»
  3. ↑ Sandys' Love Life Архивировано 24 июля 2011 года in Frederick Sandys & the Pre-Raphaelites at the Norfolk Museums and Archaeology service
  4. ↑ 1 May 1869 «The Times»
  5. ↑ 20 March 1911 «British Art for the Rome Exhibition» The Times

медея картина крик, медея картина маслом, медея картина поцелуй, медея картина тв

Медея (картина) Информацию О

Медея (картина) Комментарии

Медея (картина)Медея (картина) Медея (картина) Вы просматриваете субъект

Медея (картина) что, Медея (картина) кто, Медея (картина) описание

There are excerpts from wikipedia on this article and video

www.turkaramamotoru.com