Теодор Жерико, «Плот Медузы». Медуза картина


КАРАВАДЖО... ДО "КРИКА МЕДУЗЫ"... - Миф-Медузы

Караваджо. "Медуза Горгона". 1599. Галерея Уффици, Флоренция. "Портрет" признан самым выразительным изображением Медузы в истории мирового искусства. Не менее интересно то, что он - "ключ" к творческой жизни Караваджо.Караваджо. «Медуза Горгона». 1599. Галерея Уффици, Флоренция.«Портрет» признан самым выразительным изображением Медузы в истории мирового искусства. Не менее интересно то, что он — «ключ» к творческой жизни Караваджо. Картину в виде щита художнику заказал кардинал Франческо Мария дель Монте в качестве подарка Фердинанду, великому герцогу Тосканскому. И стала для Караваджо «Медуза» тем «Реквиемом», что свел Моцарта в могилу.

До «Медузы» Караваджо писал жанровые сцены, после нее — убиения, распятия, мучения, голов усекновения… Будто долго-долго умирал, не сумев избежать «проклятия Медузы». Умер в 37-летнем возрасте при неизвестных обстоятельствах.

Разделим творчество Караваджо на части —до и после появления в его жизнизмееволосого чуда-чудовища,заключение должно прийти само…

Портрет Караваджо работы Оттавио Леони, 1621 год. Чье проклятие лежит на гениальном итальянском художнике - реформаторе европейской живописи XVII века, основателе реализма в живописи, одном из крупнейших мастеров барокко? Будем последовательны...Портрет Караваджо работы Оттавио Леони, 1621 год.Чье проклятие лежит на гениальном итальянском художнике —реформаторе европейской живописи XVII века, основателе реализма в живописи, одном из крупнейших мастеров барокко?Будем последовательны…

Микеланджело Меризи родился в 1573 году предположительно в Милане, где его отец — архитектор Фермо Меризи — состоял на службе у герцога Франческо Сфорца. В 1576 году во время эпидемии чумы умерли дед и отец, и мать с детьми вернулась в свой родной городок Караваджо, ставший вторым именем (прозвищем) художника.

Через несколько лет умерла и мать, и Микеле оказался среди уличных мальчишек, боровшихся за жизнь кулаками и воровством. Каким-то образом в нем проявился талант к рисованию, и в 1584 году тринадцатилетний подросток был отправлен в Милан на учебу к художнику Симоне Петерцано, весьма популярному в те времена. Как было принято, маэстро заставлял писать натюрморты и копировать Рафаэля. Джулио Манчини — один из первых биографов Караваджо — замечает, что юноша «учился с усердием, но время от времени совершал экстравагантные поступки из-за своего слишком необузданного темперамента и пылкого нрава».

Клубок завязался: художественная одаренностьи необузданный, весьма итальянский, темперамент.

Караваджо. "Корзина с фруктами". 1596. Первый натюрморт в истории итальянской живописи. Очень "караваджиевский" в сравнении с просто натюрмортом, задача которого как можно красивее изобразить сочетание предметов...Караваджо. «Корзина с фруктами». 1596.Первый натюрморт в истории итальянской живописи.Очень «караваджиевский» в сравнении с просто натюрмортом, задача которого как можно красивее изобразить сочетание предметов…

Натюрморт: nature morte — мертвая натура. Караваджиев натюрморт — натура умирающая… Листья засыхают. Виноград покрывается плесенью. Яблоки и груши в червоточинах. Здесь красота, если приглядеться, совсем и не красива.

И все потому что художник изображает УМИРАНИЕ,ЗАСТЫВШЕЕ В БЕСКОНЕЧНОЙ ТЕАТРАЛЬНОЙ ПАУЗЕ.УМИРАНИЕ — первое появление временных параметровтем, что будут разрабатываться художником в течениевсей его творческой жизни — недолгой: 17-летней.

Караваджо. "Маленький больной Вакх". 1593. Галерея Боргезе, Рим. «Больной Вакх» признан автопортретом Караваджо. Говорят, не имея возможности оплачивать модели, художник писал себя самого, глядя на свое отражение в зеркале.Караваджо. «Маленький больной Вакх». 1593. Галерея Боргезе, Рим. «Больной Вакх» признан автопортретом Караваджо. Говорят,не имея возможности оплачивать модели, художник писалсебя самого, глядя на свое отражение в зеркале.

В 1588 году Караваджо покидает Милан и направляется в Венецию, а через два года в Рим. По приезде в Рим художник заболевает и три месяца проводит в больнице между жизнью и смертью.

Поправившись, молодой Караваджо решает пошутить, представив себя в образе Вакха. Бледная кожа, зеленоватый оттенок лица, слабость руки, держащей гроздь винограда. На голове — наполовину увядший венок, сплетенный вовсе не из листьев винограда. И это вообще не Вакх, а смертный, нарядившийся им.

Художник шутит над земной природой человека и тем самым пытается возвыситься над ней. Жизнь как она есть, с ее страданиями, слабостью человека и его попытками сохранить себя — вот тема, что со временем станет ведущей в творчестве Караваджо.

Караваджо. "Юноша с корзиной фруктов". 1593. То - "картина для мольберта" (небольшая) с тихим сюжетом... Юноша будто загипнотизирован, одурманен, погружен в меланхолию. За его спиной два темных крыла...Караваджо. «Юноша с корзиной фруктов». 1593.То — «картина для мольберта» (небольшая) с тихим сюжетом… Юноша будто загипнотизирован, одурманен, погружен в меланхолию. За его спиной два темных крыла… В Риме Караваджо поступает в мастерскую к академическому художнику Джузеппе Чезари, имевшему прозвище «Кавалер д’Арпино» и пользовавшемуся благосклонностью римского папы. Мастерская Чезари была своеобразной галереей, и многие начинающие художники обзаводились здесь клиентами. Быстро заметили и Караваджо. Его успеху способствовал и тот факт, что римские художники тогда работали в стиле Рафаэля и Микеланджело, предпочитая писать огромные фрески с религиозными или историческими сюжетами. Так называемые «картины для мольберта», ценимые коллекционерами, практически отсутствовали.

Сюжет картины неизменен: два темных крыла за спиной юноши намекают на его судьбу — меланхолия, депрессия, гаснущий свет сознания и… Достаточно..

Караваджо. "Вакх". 1596. Галерея Уффицы, Флоренция. Этот "Вакх" не болен, напротив. Он - Бог, что пребывает. в своем мире, где царит вечный праздник. Не спешите с выводами: картина полна мистификаций...Караваджо. «Вакх». 1596. Галерея Уффицы, Флоренция.Этот «Вакх» не болен, напротив. Он — Бог, что пребывает.в своем мире, где царит вечный праздник. Не спешитес выводами: картина полна мистификаций…

Исходящий от «Вакха» Свет прогоняет Тьму — и воздух вибрирует в напряжении. Нужны непосредственные свидетельства? Приглядитесь к деталям…

В бокале вино ходит кругами, оставляя концентрические следы от своего вращения. Зеркало вина в стеклянном кувшине наклонено, значит и и оно — это вино — тоже ходит кругами. В чем причина?

То время жизни каждодневной, простой преображаетсяв Вечность. Караваджо передает непостижимые: мистические тонкости? Да, потому что и он наделен СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННЫМИ СПОСОБНОСТЯМИ.

Караваджо."Лютнист". 1595. Эрмитаж. Санкт-Петербург. Биограф художника Бальоне сказал об этой картине, что «юноша кажется живым и настоящим».Караваджо.»Лютнист». 1595. Эрмитаж. Санкт-Петербург.Биограф художника Бальоне сказал об этой картине,что «юноша кажется живым и настоящим».

В 1595 году у Караваджо появился свой покровитель — кардинал Франческо Дель Монте: коллекционер картин и древностей, друг Галилея. Художник поселился в его дворце, а за гостеприимство платил своими картинами. «Лютнист» была самой любимой картиной кардинала.

Здесь прекрасно передано состояние человека, вдохновенно и всецело отдавшегося музыке. Прозрачный полумрак наполняет все помещение. Контрасты света и тени выделяют главные моменты композиции и позволяют рельефно лепить объемы: и лицо юноши, и предметы на переднем плане.

Этот прием, используемый Караваджо,исследователи назвали «ТЕНЕБРОСО».

Караваджо."Лютнист". 1595. Эрмитаж. Санкт-Петербург. Фрагменты переднего плана...Караваджо.»Лютнист». 1595. Эрмитаж. Санкт-Петербург.Фрагменты переднего плана…

Пожалуй, «Лютнист» позволяет констатировать не один, а три приема, что станут отличительными свойствами творчества Караваджо… Все видимое прописано досконально, осязательно (фотографически). Окружающей фигуру обстановки (кроме переднего плана) нет вообще: она заменена контрастом света и тени («тенебросо»). Композиция фрагментарна: рама картины будто бы вырезает из целого часть, приближая ее к зрителю. Все это позволяет сосредотачивать внимание не на действии (и его здесь нет), а на самых тонких чувствах персонажей. В данном случае — меланхолии.

Караваджо. "Музыканты". 1595.. Метрополитен-музей, Нью-Йорк. Молодые люди пребывают в умиротворенном состоянии, гармонизированном звуками лютни. Это состояние столь очевидно, что, когда вглядываешься в картину, музыка начинает звучать.Караваджо. «Музыканты». 1595.. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.Молодые люди пребывают в умиротворенном состоянии,гармонизированном звуками лютни. Это состояние столь очевидно,что, когда вглядываешься в картину, музыка начинает звучать. Прием «фрагментирования» позволяет придать значительность самому обыденному сюжету. Молодые люди музицируют. И что из того? Они преображаются под воздействием искусства и внутренне, и даже внешне. На втором плане — автопортрет Караваджо, недавно бывшего «Маленьким больным Вакхом», поглощаемым темнотой.

Блаодаря «тенебросо» — контрастному сочетанию Света и Тени — создается эффект напряжения: этакого свето-теневого дрожания — вибрации, что музыкой звучит.

Музыканты приближены к нам так,что звуки обретают реальность.Боже мой, как это прекрасно…

Караваджо. "Мальчик, укушенный ящерицей". 1594-1595. Национальная галерея, Лондон.Караваджо. «Мальчик, укушенный ящерицей». 1594-1595. Национальная галерея, Лондон.

От меланхоличного спокойствия, навеваемого музыкой,не осталось и следа. Простой укус — и столь динамичноразвернута фигура, что, кажется, слышен вскрик.

Реализм Караваджо – нечто большее, чем простое подражание природе. В его живописи сочетаются глубокое понимание психологии человека и точная передача характера света и формы, что дает возможность преобразить реальность в драму, разыгрывающуюся на холсте.

Караваджо. "Мальчик, укушенный ящерицей". 1594-1595. Фрагмент переднего плана.Караваджо. «Мальчик, укушенный ящерицей». 1594-1595.Фрагмент переднего плана.

Сколь активно напряжена жизнь мельчайших деталей на полотне. Пальцы — как убегающий зверек. Ящерица — драконоподобна. Светится и колеблется вода в сосуде. Это — гипереализм…

Караваджо, как художник, одарен фантастически.Что-то еще будет, когда «темный код» заработает в полную силу, держа творческое напряжение на запредельном уровне…

Караваджо. "Гадалка". 1596 - 1597. Лувр, Париж. Юноша явно неопытен в житейских делах. Выражение лица и взгляд гадалки — выдают даму опытную и расчетливую. Сюжет взят из реальной жизни, а не вдохновлен Рафаэлем.Караваджо. «Гадалка». 1596 — 1597. Лувр, Париж.Юноша явно неопытен в житейских делах. Выражение лицаи взгляд гадалки — выдают даму опытную и расчетливую.Сюжет взят из реальной жизни, а не вдохновлен Рафаэлем.

Молодой человек, одетый с претензией на изысканность, вверил свою правую руку молодой цыганке-гадалке, с тем чтобы узнать свое будущее из «достоверного источника». Повеса так увлекся ощущениями от нежных прикосновений искусных женских пальчиков, что не замечает, как они ловко стягивают кольцо, по-видимому — золотое.

Говоря о «Гадалке», один из первых биографов отмечает: «Вряд ли среди произведений этой школы встречалось что-либо, выполненное с большей грацией и чувством, чем эта цыганка кисти Караваджо, предсказывающая счастье молодому человеку…»

Караваджо. "Шулеры". 1594. The Kimbell Art Museum, Fort Worth, Texas, USA Друзья, не покладая рук, трудятся - дурят простаковКараваджо. «Шулеры». 1594. The Kimbell Art Museum, Fort Worth, Texas, USA Друзья, не покладая рук, трудятся — дурят простаков

Идет карточная игра. Слева молодой и, судя по всему, неопытный игрок внимательно разглядывает свои карты. Через его плечо туда же смотрит средних лет мужчина — один из шулеров. При этом пальцами правой руки он подает тайный знак своему напарнику, который сидит напротив и прячет за спиной пятерку червей. Слева на переднем плане в коробке возвышается столбик, составленный из монет, — предмет вожделения парочки, промышляющей обманом.

Фигуры составляют в целом подобие треугольника. Это — не нововведение, действительно новой оказывается напряженность внутри треугольника,которой аналогов нет. И это только начало: впереди у Караваджо множество композиционных свершений..

Рим со своей главной доминантой - куполом собора святого Петра, плывущим над Тибром и городом, что особенно прекрасен в ночи. Рим XVI - XVII веков- "Папский Рим", куда стекаются богатства почти со всего западно-христианского мира...Рим со своей главной доминантой — куполом собора святого Петра, плывущим над Тибром и городом, что особенно прекрасен в ночи.Рим XVI — XVII веков- «Папский Рим», куда стекаются богатствапочти со всего западно-христианского мира…

В каком Риме работал Караваджо? Привожу выдержку из «Истории протестантизма» J. A. Wylie… «Папство стало деспотом мира. Императоры и цари подчинялись приказам римского папы. Казалось, что земная и вечная участь людей находились в его руках. Римское духовенство пользовалось всеобщим почтением и щедрыми вознаграждениями. He только народ не знал Священного Писания, но и священники не разбирались в нем…

Полуденное сияние папского могуществабыло полночным мраком для мира».

Рим. Собор св Петра. Папские гробницы в боковых нефах.Рим. Собор св Петра. Папские гробницы в боковых нефах.

«Удалив закон Божий, как мерило праведности, священники безгранично распространили свою власть и были неудержимы в своем порочном образе жизни. Повсюду процветали обман, корыстолюбие и разврат. Люди не страшились никакого преступления, если только таким путем они могли достичь богатства и положения. Некоторые из владычествующих пал были виновны в таких вопиющих преступлениях, что светская власть пыталась отлучить их от церкви, как самых низких извергов, которых уже нельзя было больше терпеть…

Полуденное сияние папского могуществабыло полночным мраком для мира».

Рим XVI - XVII веков представлял собой руины, среди которых одиноко высились архитектурные обломы, гордо поднимались ввысь барочные дворцы и церкви. Руины - объект созерцания для туристов. В те века они - места обитания нищих и бродяг...Рим XVI — XVII веков представлял собой руины, среди которых одиноко высились архитектурные обломы, гордо поднимались ввысь барочные дворцы и церкви. Руины — объект созерцания для туристов. В те века они — места обитания нищих и бродяг… Попытавшись представить социальный состав Рима, я пришла к потрясающему выводу, что ничто не меняется… Внизу — простонародье, наверху — аристократы и священство. Посередине, как кому повезет, — служивый люд: врачи, учителя, художники. Судьба правит всеми, действуя в виде папского произвола, разбоев, эпидемий…

Караваджо везет: у него быстро появляются знатные покровители, но… Он сам же губит свое счастье, потому что находит своих героев среди простонародья: рыбаков, ремесленников, солдат — людей цельных, наделенных силой характера. Церковники такого не прощают — и начинается пожизненная травля гения, способного новое слово сказать.

Колизей (громадный, колоссальный) или амфитеатр Флавиев, возведенный в I веке Новой эры. То - СИМВОЛ ТОРЖЕСТВУЮЩЕЙ ЖЕСТОКОСТИ, ПРЕВРАЩЕННОЙ В ПРАЗДНИК. Днем руины молчат. В ночи наполняются призраками былого, стоны которых страшны...Колизей (громадный, колоссальный) или амфитеатр Флавиев, возведенный в I веке Новой эры. То — СИМВОЛ ТОРЖЕСТВУЮЩЕЙ ЖЕСТОКОСТИ, ПРЕВРАЩЕННОЙ В ПРАЗДНИК. Днем руины молчат. В ночи наполняются призраками былого, стоны которых страшны…

Караваджо поддается миазмам, источаемым руинами, и становится певцом Жестокости? Ни в коем случае. Набираясь мастерства, он начинает писать на мифологические, религиозные сюжеты, каждый раз по-своему разворачивая тему.

Можно с уверенностью сказать,работы Караваджо Римского периодаполны Света вопреки окружающей его Тьме.Смотрим…

Караваджо. "На пути в Египетские земли". 1596 - 1597. По цвето-световому решению это - самая мажорная картина художника, в которой художник погружает героев картины в идиллический пейзаж, отказываясь от "тенебросо".Караваджо. «На пути в Египетские земли». 1596 — 1597.По цвето-световому решению это — самая мажорная картина художника, в которой художник погружает героев картиныв идиллический пейзаж, отказываясь от «тенебросо». История о том, как Святое семейство бежало в Египет от царя Ирода, хотевшего убить младенца Иисуса, — один из наиболее популярных сюжетов в культовой живописи XVII века.

Здесь все — как положено и не положено… Фигура Ангела, стоящего к зрителю спиной, делит композицию на две части. Справа на фоне пейзажа, окрашенного в «осенние» красно-коричневые тона, дремлет Мария с Младенцем на руках. Слева сидящий на тюке Иосиф держит перед Ангелом раскрытые ноты, в то время как сам Ангел ублажает Святое семейство игрой на скрипке.

Караваджо. "На пути в Египетские земли". 1596 - 1597. Казалось бы, картина представляет собой полную покоя жанровая сцена на фоне райского пейзажа, но нет...Караваджо. «На пути в Египетские земли». 1596 — 1597.Казалось бы, картина представляет собой полную покояжанровая сцена на фоне райского пейзажа, но нет…

Приглядитесь к деталям: крылья Ангела с внешней стороны — темные. Такого не может быть, но есть. Значит, это — очень тонкий иносказательный прием. Внутренним светом полно настоящее мгновение — отпущенное Семейству мгновение отдыха. То, что воспоследует за ним будет сгущением Тьмы, приближающей Распятие…

Караваджо. "Магдалина". 1596 - 1597. Сюжет свидетельствует: художник задумывается о своей жизни. Все дурное должно быть отброшено: главное - служение искусству. Как наивны подобные упования - что главное определяет Судьба...Караваджо. «Магдалина». 1596 — 1597.Сюжет свидетельствует: художник задумывается о своей жизни.Все дурное должно быть отброшено: главное — служение искусству.Как наивны подобные упования — что главное определяет Судьба…

Мария Магдалина — одна из самых почитаемых святых в католическом мире. В молодости она была одержима бесами и вела распутную жизнь. Иисус Христос, будучи в Капернауме и его окрестностях, по обыкновению своему учил народ; исцелял больных и увечных; изгонял бесов из одержимых разными душевными недугами.

Христос изгнал семь бесов из Марии Магдалины, которая была родом из небольшого, расположенного близ Капернаума городка Магдалы (отсюда и прозвище её — Магдалина). После исцеления Магдалина вместе с апостолами и группой местных жителей стала сопровождать Его, слушать Его проповеди. Проникнувшись учением Божественного Учителя, она в горьком и страстном покаянии отреклась от прежней дурной жизни и скоро сделалась преданнейшей ученицей Иисуса Христа.

Повезло ей в жизни.Остальные могут на нечто подобное лишь надеяться…

Караваджо. "Марфа и Мария". 1598. Сюжет на тему тех же размышлений: все - суета, служение -та "благая часть", что всему дает оправдание...Караваджо. «Марфа и Мария». 1598.Сюжет на тему тех же размышлений: все — суета,служение -та «благая часть», что всему дает оправдание…

Сюжет из Евангелия от Луки, 10, 38-42. На пути в Иерусалим Иисус Христос остановился в селении Вифания, в доме женщины по имени Марфа. Пока Марфа готовила угощение, ее сестра Мария села у ног Иисуса, чтобы послушать его наставления. Марфа посетовала, что Мария не помогает ей в хозяйственных хлопотах, Иисус же возразил ей, сказав, что она суетится о многом, а Мария «избрала благую часть, которая не отнимется у нее».

Значит… Событийная жизнь, суетная — одно: в ней все дозволено. Следование наставлениям Учителя, с тобой неслышно для других говорящего, — тот Свет, что прогонит любую тьму, тот цветок, что непременно поднимется Садом.

Караваджо. "Св. Екатерина Александрийская". 1598. Картина написана по заказу кардинала дель Монте. Похоже, для Караваджо образ Екатерины значим в приверженности Святой к Новой вере...Караваджо. «Св. Екатерина Александрийская». 1598.Картина написана по заказу кардинала дель Монте.Похоже, для Караваджо образ Екатерины значимв приверженности Святой к Новой вере…

Облокотясь на колесо с острыми шипами, выдающее себя за колесо телеги, сидит милая серьезная девушка в строгом светло-темном одеянии. Она внимательно взирает на что-то, видящееся ей в Вечности. В ногах парчовая алая подушка, на которую брошен пучок хворостин. Темное одеяние — живое: оно, как волна, готовится покрыть ее. Вряд ли кто-то из зрителей может представить, что буквально через миг Екатерину Александрийскую подвергнут жесточайшим пыткам.

За что? За Новую веру, что превратит еев Святую великомученицу…

Караваджо. "Нарцисс у ручья". 1599. Национальная галерея античного искусства, Рим. Юноша смотрит отражению в глаза. Он видит не Красоту - Тьму зазеркальную , запредельную. Тьма и Свет образуют Круг, из которого не выбраться.Караваджо. «Нарцисс у ручья». 1599. Национальная галерея античного искусства, Рим. Юноша смотрит отражению в глаза.Он видит не Красоту — Тьму зазеркальную , запредельную.Тьма и Свет образуют Круг, из которого не выбраться.

Караваджо пишет картину на сюжет из древнегреческой мифологии. Нарцисс — красивый юноша, любимец нимф, охотник. Как-то во время охоты он увидел в воде своё отражение, влюбился в самого себя, не смог с отражением расстаться и умер от голода и страдания. Юношу искали, тела не нашли, но на том месте, где оно было, вырос цветок, который назвали именем юноши — Нарцисс. Сестры-наяды оплакали его.

Караваджо. "Нарцисс у ручья". 1599. Фрагменты.Караваджо. «Нарцисс у ручья». 1599. Фрагменты.

По версии Караваджо речи о красоте и влюбленности в самого себя не идет. Только о ПРОЗРЕНИИ, которое возникает, если долго-долго смотреть в глаза самому себе в надежде что-то светлое увидеть. Не удается, смотри — не смотри, лишь чернота в зеркале воды проступает.

Какой пессимизм? Смертный.Будто сбывается чье-то ПРОКЛЯТИЕ…Чье? Время «Медузы» пришло!

Караваджо. "Медуза". 1599. Галерея Уффицы во Флоренции. Картина признана самым значительным образом Медузы горгоны в истории мировой живописи.Караваджо. «Медуза». 1599. Галерея Уффицы во Флоренции.Картина признана самым значительным образомМедузы горгоны в истории мировой живописи.

Я видела «Медузу»… Точнее — слышала ее Крик, шум крови, потоком льющейся из горла, шипение змей-волос… Услышав все это, повернуться и уйти было невозможно. Я заставила себя всматриваться в ее лицо. Когда гримаса предсмертного Ужаса начала уходить, лицо стало красивым и от этого еще более страшным.

Тот, кто видел «Медузу», думаю я,связан с Караваджо нерасторжимыми узами.И с чудом-чудовищем тоже…

Караваджо. "Медуза". 1599. Фрагмент. В лике Медузы выражено предельное состояние Ужаса, неожиданно охватившего ее. Оглушительно кричащая голова гипнотизирует не столько взглядом - сколько звучащим Ужасом.Караваджо. «Медуза». 1599. Фрагмент.В лике Медузы выражено предельное состояние Ужаса,неожиданно охватившего ее. Оглушительно кричащая головагипнотизирует не столько взглядом — сколько звучащим Ужасом.

Представить невозможно, но художник, писавший этот образ, должен был находиться в состоянии Ужаса несколько лет. Должен был, если художник — Караваджо.

Значит, образ крепко-накрепко связан с его личными переживаниями, от которых не избавиться, столь они болезненны. Подобные переживания не могли не быть ПРОКЛЯТИЕМ, определявшим его художественный гений.

ОН СЛЫШАЛ ШИПЕНИЕ ЗМЕЙ В СВОЕЙ ГОЛОВЕИ ДОЛЖЕН БЫЛ ЕГО КАК-ТО ПРЕКРАТИТЬ.Это — сумасшествие? Это — гениальность,представляющая собой пограничное состояниесо всем, что относится к норме.

Караваджо. "Медуза". 1599. Фрагмент. Художник слышал шипение змей в голове и должен был его прекратить или снять с себя наложенное природой ПРОКЛЯТИЕ. Это - безумие? Это - запредельное состояние гениальности.Караваджо. «Медуза». 1599. Фрагмент.Художник слышал шипение змей в голове и должен был его прекратить или снять с себя наложенное природой ПРОКЛЯТИЕ.Это — безумие? Это — запредельное состояние гениальности.

Караваджо не мог писать яблочки наливные —они все были с червоточиной, гнильцой.Его жанровые сцены передают тончайшие чувства,что поднимают их на уровень аллегорий.Напряженная борьба Света и Тени,изобретенная им, — способ, позволяющийразвивать одну тему: САМООЧИЩЕНИЯ.Поэтому для тех, кто чувствует «душевные токи»,исходящие из его картин, художник становитсяисточником САМОПОЗНАНИЯ — ПОНИМАНИЯСВОЕГО СОБСТВЕННОГО ВНУТРЕННЕГО МИРА.

Творческая жизнь Караваджо делитсясудьбой художника на три части.Мы пережили начало. Что-то будет впереди?

Сильверст Щедрин. Рим. 1819. Тибр. Замок Ангела (Мавзолей Адриана). Силуэт. собора Св. Петра.Сильверст Щедрин. Рим. 1819.Тибр. Замок Ангела (Мавзолей Адриана). Силуэт. собора Св. Петра.

www.mif-medyza.ru

Живопись Жерико Теодор, «Плот Медузы», описание картины

Живопись XIX в.

Теодор Жерико – французский художник начала XIX в., в творчестве которого соединились черты классицизма, романтизма и реализма. Родился художник в Руане, получил очень хорошее образование, проходя обучение в лицее. Способности к рисованию проявились у мальчика еще в лицейские годы, особенно он любил рисовать животных. В 1808 г. Теодор Жерико стал учеником Карла Верне, ведущего художника-анималиста Франции. Затем он перешел в мастерскую Герена, сторонника классицизма, где овладел искусством рисунка и композиции. Первое публичное выступление Жерико как художника состоялось в Салоне в 1812 г., где он представил большое полотно под названием «Офицер конных егерей императорской гвардии, идущий в атаку».

В 1817 г. художник совершил путешествие в Италию, где занимался изучением искусства Возрождения. После возвращения из Италии Жерико обратился к изображению героических образов. Его взволновали события, связанные с гибелью фрегата «Медуза». При кораблекрушении из 140 человек экипажа спаслись только 15. Они сумели высадиться на плот, и их 12 дней носило по морю, пока спасенных не подобрал бриг «Аргус». Как утверждали многие, катастрофа произошла по вине капитана, который был взят на судно по протекции.

Эти события явились сюжетом для масштабной картины художника, которая называется «Плот "Медузы"». На огромном полотне изображены люди на плоту, только что заметившие на горизонте корабль. Они ведут себя по-разному. Некоторые уже сошли с ума и никак не реагируют на это событие, другие полумертвы от усталости. Но есть и те, кто с надеждой всматривается в даль горизонта. Жерико выбрал верхнюю точку обзора. Это позволило ему разместить всех персонажей на переднем плане. Контраст лежащих без сил фигур и фигур, подающих сигналы кораблю, создает динамику картины.

Цветовая гамма картины очень сурова и мрачна, лишь изредка кое-где появляются пятна яркого света. Сам стиль изображения, точность и скульптурность в прорисовке человеческих тел говорят о том, что работа выполнена в художественной манере классицизма. Однако сюжет картины – современный и весьма конфликтный – позволяет отнести это произведение к числу шедевров романтизма. Впервые художником были показаны динамично сменяющиеся психологические состояния людей, бурный драматический конфликт со стихией.

Жерико очень долго и тщательно работал над своим полотном. Он делал многочисленные зарисовки бушующего моря, наброски людей на плоту. На картине есть портретные изображения действительных участников событий – врача Савиньи и инженера Корреара. Они оба спаслись в ужасной катастрофе и позировали Жерико во время написания картины. Художника интересовала ситуация борьбы человека со стихией и героическая победа над ней. Однако общественный резонанс, вызванный появлением данной работы, был очень велик. Дело в том, что многие восприняли ее как политический протест против существующих порядков. Упор делался на то, что капитан «Медузы» был принят на судно по чьей-то протекции, следовательно, в случившейся катастрофе были повинны взяточничество и коррупция.

Именно из-за этого картина была принята критикой довольно сдержанно и не была приобретена государством. После окончания работы над картиной Теодор Жерико совершил путешествие в Англию, где его полотно имело огромный успех. В Англии художник занимался созданием литографий, делал небольшие зарисовки нищих, крестьян, бродяг. Здесь же он написал свою последнюю большую картину «Скачки в Эпсоме».

Вернувшись во Францию, Жерико продолжал работать над созданием портретов. Теперь его моделями становятся пациенты психиатрической клиники, люди со сломленной психикой. Художник изобразил их с глубоким сочувствием. Последние свои работы Жерико писал уже смертельно больным. После неудачного падения с лошади он 11 месяцев был прикован к постели.

Теодор Жерико умер очень рано, в возрасте 33 лет. Спустя некоторое время после его смерти картина «Плот "Медузы" » была признана первым творением романтизма. Однако, с другой стороны, английские литографии и портреты сумасшедших позволяют отнести Жерико к провозвестникам реализма.

Судьбу великого русского художника Александра Андреевича Иванова можно назвать глубоко трагичной. Родившись в семье профессора Академии художеств, Александр с детства впитал вольнолюбивые идеи. Он с презрением относился к затхлости и косности, царившей в то время в России, вообще, и в Академии художеств, в частности.

В 1830 г. Иванов покидает Россию и уезжает в Италию. Там он прожил более четверти века, и все это время было посвящено созданию огромного полотна «Явление Христа народу». Начиная работу, Иванов, по обыкновению, обратился к религиозному сюжету. Он запечатлел момент, когда пророк Иоанн Креститель указывает собравшимся вокруг него людям на приближающегося Иисуса Христа и обещает им грядущее счастье. Творческий импульс для создания этой картины возник у Иванова благодаря дружбе с Н.В. Гоголем, который в то время также жил в Риме.

Еще в одном из ранних произведений Иванова – «Аполлон, Гиацинт и Кипарис» – были воплощены раздумья художника о преображении человека при соприкосновении с возвышенным будь то величие человека или красота природы замыслом, которым проникнута и картина «Явление Христа народу». Содержание картины в большей или меньшей степени известно всем: Иоанн Предтеча, крестящий иудейский народ на берегу Иордана во имя ожидаемого Спасителя, видит идущим к нему Того, во имя Которого он крестит. Этот момент духовного видения Иванов и запечатлел на своей картине.

ольга 09/04/2017

в конце вдруг кусок про худж, иванова

jivopis.org

Музейные открытия: Медузы - cicerone2007

Для меня поход в музей состоялся, если удалость открыть для себя что-то новое. Это может быть хорошо знакомая по репродукциям вещь, которая на самом деле выглядит совершенно иначе. А может быть произведение, которое только здесь и сейчас привлекло внимание и изменило твое представление о художнике.Уффици не относится к моим любимым музеям. В нем трудно общаться с вещами, в нем всегда толпы людей. В этот музей идешь как на работу, и выходишь страшно уставшим. Фотографировать нельзя. Последнее понять можно – если разрешат туристам снимать себя любимых на фоне произведений, то и вовсе будет ужасно. Но выставки в Уффици делать умеют. И на выставках вещи раскрываются лучше, чем в экспозиции.Открытием этого года в Уффици стала для меня «Медуза» Караваджо. Вживе ее раньше видеть не доводилось. С нее начиналась юбилейная выставка (Караваджо умер 400 лет назад), где были представлены работы флорентийских караваджистов. «Медуза» экспонировалась в отдельном зале. Она не висела, а лежала, поскольку ее устрашающий лик украшает реальный щит, выполненный для Фердинанда, великого герцога тосканского:

Медуза Караваджоhttp://www.mlahanas.de/Greeks/Mythology/RM/MedusaCaravaggio.jpg

А дальше, на выставке, тему Медузы подхватывали сцены с другими отрубленными головами: Олоферна, Голиафа, Иоанна Крестителя, святых. К счастью, море крови слегка разбавлялось пирушками и традиционными религиозными сюжетами в исполнении караваджистов.

Картина Караваджо производит столь сильный эффект, поскольку мастер изображает миг, когда голова только что отлетела от тела. Хлещет кровь, шевелятся змеи, кажется, что еще слышен предсмертный крик.

Передача конкретного мгновения интересовала и Лоренцо Бернини, изваявшего голову Медузы в мраморе. Эту работу я рассматривала через день в Риме, в Капитолийских музеях:

Медуза Бернини

Медуза Бернини еще жива, но словно предчувствует свою страшную судьбу. Нахмурен лоб, полуоткрыты губы. Как и у Караваджо, мы видим красивую женщину, лицо которой искажено страданием.

Медуза Бернини

Медуза Бернини

Очень похоже, что моделью для Медузы послужила возлюбленная скульптора – Констанция Буонарелли, чей портрет находится во флорентийском Барджелло:

Бернини. Портрет Констанции Буонареллиhttp://www.wga.hu/art/b/bernini/gianlore/sculptur/1630/bonarell.jpg

В соседнем зале с Медузой Бернини находится знаменитая Капитолийская волчица. И это этрусское соседство невольно вызвало в памяти самый симпатичный мне со студенческих лет образ Медузы, которая была антефиксом храма в Вейях, а сейчас обитает на римской Вилле Джулия:

Антефикс. Медуза Горгонаhttp://ancientrome.ru/art/artwork/img.htm?id=289

Она почти на тысячу лет старше барочных Медуз. И, если честно, то на этой черно-белой фотографии она выглядит эффектнее и задорнее, чем в музейном зале.

И еще одна Медуза, из Археологического музея в Палермо. Такой ее видели греческие колонисты, построившие храм в Селинунте. Вот так ей, бедняге, Персей отрубал голову:

Персей и Андромеда

cicerone2007.livejournal.com


Смотрите также