Фламандский живописец Ганс Мемлинг (1433-1494). Мемлинг картины


Ганс Мемлинг – биография и картины художника в жанре Северное Возрождение – Art Challenge

Фамилия Мемлинг вероятно происходит от названия селения Мёмлинген близ Ашаффенбурга в Баварии. Известно, что некий Ханс Мемлинген, возможно, отец художника, умер в 1451 году в Зелингенштадте. О молодых годах Мемлинга сведений немного. Предположительно началам ремесла он обучался в бенедиктинском аббатстве в Зелингенштадте. Считается, что он сформировался как художник в Кёльне: в его творчестве прослеживается влияние утончённого Стефана Лохнера. Около 1459—1460 он приехал в Нидерланды. Вероятно Мемлинг учился у Рогира ван дер Вейдена в Брюсселе, однако документальных свидетельств об его ученичестве не сохранилось. Но несомненно влияние ван дер Вейдена на художника: Мемлинг часто повторял в своих произведениях композиционные решения ван дер Вейдена.Мемлинг переехал в Брюгге, где получил гражданство (30 января 1465 года) и стал членом гильдии Святого Луки. В реестре граждан Брюгге он значится как Jan van Mimmelinghe ghebooren Zaleghenstadt. Сохранилась романтическая легенда о Мемлинге — солдате армии Карла Смелого, раненном в сражении при Нанси (1477). Он получил приют в госпитале Св. Иоанна в Брюгге и в благодарность написал для него несколько картин. Действительности соответствует лишь то, что Мемлинг писал картины для госпиталя, а к военным действиям имел отношение только как богатый горожанин, в 1480 году ссудивший некую сумму денег Максимилиану I, для его борьбы с королём Франции. Жил на Синт-Йорисстрат в квартале живописцев. Был женат на Анне Фалькенаре (ум. 1487) и имел троих сыновей: Яна, Корнелиса, Николаса. Умер в 11 августа 1494 года, похоронен на кладбище церкви Св. Гислена.Художник пользовался европейской известностью. Заказчики Мемлинга жили в Англии, Франции, Италии. Постоянство стилистики его работ на протяжении длительного времени вместе с отсутствием документальных подтверждений создаёт определённые трудности в их хронологическом расположении. Тонко разработанные интерьеры и пейзажные фоны выдают влияние на Мемлинга итальянской живописи Возрождения.Один из его ранних шедевров — триптих «Страшный суд» (1466—1473), выполненный для управляющего брюггским филиалом банка Медичи Якопо Тани. Характерные черты североевропейской живописи XV века проявились в этой монументальной композиции: внимание к деталям, световые эффекты, которые могли быть достигнуты только тончайшим письмом масляными красками, реализм. Показывая низвержение грешников в Ад Мемлинг избегает грубого натурализма в изображении их мучений. Замечательный портретист, он сосредоточен на передаче чувства обречённости, ужаса, боли в чертах лиц персонажей. Вершины мастерства Мемлинг достигает в сцене введения в Рай. Из всех художников, что обращались к теме Страшного суда, Мемлинг воплотил «прекраснейший из когда-либо созданных образов Рая». Исследователи творчества художника отмечают сходство алтаря с композициями на ту же тему ван дер Вейдена и Лохнера. Картина была отправлена во Флоренцию морем и на Балтике стала добычей пирата Пауля Бенеке. «Страшный суд» попал в Гданьск и, несмотря на все хлопоты по возвращению картины, предпринятые Лоренцо Медичи, она так и осталась там (находится в Поморском музее.

Фамилия Мемлинг вероятно происходит от названия селения Мёмлинген близ Ашаффенбурга в Баварии. Известно, что некий Ханс Мемлинген, возможно, отец художника, умер в 1451 году в Зелингенштадте. О молодых годах Мемлинга сведений немного. Предположительно началам ремесла он обучался в бенедиктинском аббатстве в Зелингенштадте. Считается, что он сформировался как художник в Кёльне: в его творчестве прослеживается влияние утончённого Стефана Лохнера. Около 1459—1460 он приехал в Нидерланды. Вероятно Мемлинг учился у Рогира ван дер Вейдена в Брюсселе, однако документальных свидетельств об его ученичестве не сохранилось. Но несомненно влияние ван дер Вейдена на художника: Мемлинг часто повторял в своих произведениях композиционные решения ван дер Вейдена.Мемлинг переехал в Брюгге, где получил гражданство (30 января 1465 года) и стал членом гильдии Святого Луки. В реестре граждан Брюгге он значится как Jan van Mimmelinghe ghebooren Zaleghenstadt. Сохранилась романтическая легенда о Мемлинге — солдате армии Карла Смелого, раненном в сражении при Нанси (1477). Он получил приют в госпитале Св. Иоанна в Брюгге и в благодарность написал для него несколько картин. Действительности соответствует лишь то, что Мемлинг писал картины для госпиталя, а к военным действиям имел отношение только как богатый горожанин, в 1480 году ссудивший некую сумму денег Максимилиану I, для его борьбы с королём Франции. Жил на Синт-Йорисстрат в квартале живописцев. Был женат на Анне Фалькенаре (ум. 1487) и имел троих сыновей: Яна, Корнелиса, Николаса. Умер в 11 августа 1494 года, похоронен на кладбище церкви Св. Гислена.Художник пользовался европейской известностью. Заказчики Мемлинга жили в Англии, Франции, Италии. Постоянство стилистики его работ на протяжении длительного времени вместе с отсутствием документальных подтверждений создаёт определённые трудности в их хронологическом расположении. Тонко разработанные интерьеры и пейзажные фоны выдают влияние на Мемлинга итальянской живописи Возрождения.Один из его ранних шедевров — триптих «Страшный суд» (1466—1473), выполненный для управляющего брюггским филиалом банка Медичи Якопо Тани. Характерные черты североевропейской живописи XV века проявились в этой монументальной композиции: внимание к деталям, световые эффекты, которые могли быть достигнуты только тончайшим письмом масляными красками, реализм. Показывая низвержение грешников в Ад Мемлинг избегает грубого натурализма в изображении их мучений. Замечательный портретист, он сосредоточен на передаче чувства обречённости, ужаса, боли в чертах лиц персонажей. Вершины мастерства Мемлинг достигает в сцене введения в Рай. Из всех художников, что обращались к теме Страшного суда, Мемлинг воплотил «прекраснейший из когда-либо созданных образов Рая». Исследователи творчества художника отмечают сходство алтаря с композициями на ту же тему ван дер Вейдена и Лохнера. Картина была отправлена во Флоренцию морем и на Балтике стала добычей пирата Пауля Бенеке. «Страшный суд» попал в Гданьск и, несмотря на все хлопоты по возвращению картины, предпринятые Лоренцо Медичи, она так и осталась там (находится в Поморском музее.Сохранить

artchallenge.ru

Брюгге музей госпиталя и Ганса Мемлинга

Шедевр кисти Ганса Мемлинга «Богоматерь с младенцем и донатор Мартин Ниувенхове», хранимый в госпитале св. Иоанна, единственный дошедший до нас нерасчлененным диптих XV века, чрезвычайно распространенный в ту эпоху тип религиозной композиции. К сожалению, было время, когда створки безжалостно расторгались и оказывались в разных коллекциях, тогда как для понимания идейного замысла художника необходимо их совместное рассмотрение, ибо обе створки представляют собой всегда нерасторжимое единство.

Диптих был создан мастером в 1487 году по заказу Мартина Ниувенхове, который родился в Брюгге в 1463 году, стал синдиком Брюгге в 1492 году, капитаном в 1495 году и два года спустя бургомистром. Скончался Мартин в 1500 году тридцати семи лет от роду. Судя по его быстрой карьере, он был явно человеком незаурядным и принадлежал, несомненно, к богатому бюргерскому роду. На раме диптиха написано, что заказчику тогда было двадцать три года.

На левой створке представлена Мария с младенцем, на правой— Мартин Ниувенхове. На первый взгляд вам кажется, что они находятся в разных интерьерах, но, приглядевшись, вы замечаете их фигуры, отраженные в зеркале и понимаете, что они находятся в одной комнате. Таким образом, Мемлинг стремится объединить обе створки в нерасторжимое целое, создать ощущение единой среды и развить представление о пространстве не только в глубину картины, но и навстречу зрителю.

Богоматерь сидит на низком табурете за столом, покрытом ковром, поддерживая правой рукой сына, а левой — протягивая ему красное спелое яблоко. Справа от нее раскрыта на пюпитре книга, но мы обнаруживаем эти предметы только отраженными в зеркале.

Мария облачена в голубое платье, рукава которого оторочены беличьим мехом. Золотистые волосы тонкими волнистыми прядями покрывают хрупкие плечи. Голова кажется большой по отношению к тонкой, почти бесплотной фигурке. Замкнутое выражение лица усиливает отрешенность от мирской суеты. Движения рук поражают утонченностью и грацией. Целомудренный строгий образ идеален, величав и женствен. Он подчиняет себе интерьер, все окружение, господствует над видимым через окна ландшафтом. Ясность природы гармонически соотнесена с чистотой ее душевного мира.

Мартин ван Ниувенхове стоит на коленях, молитвенно сложив руки. Перед ним на подставке лежит раскрытый часослов с золотым обрезом и застежками. Глаза юноши устремлены на святую деву, и взгляд их как бы отражает его душу. Полуоткрытые пухлые губы благоговейно произносят слова молитвы. Поклонение возвышенному идеалу пробуждает в человеке прекраснейшие свойства души. Созерцание красоты рождает благородство намерений. Мы видим Мартина Ниувенхове в расцвете сил и душевных способностей, преображенным и очарованным от приобщения к миру высокого совершенства. Не случайно Мемлинг рисует не просто отдельную фигуру его святого покровителя, а целую сцену на витраже, где св. Мартин совершает благородное деяние, отрезая кусок плаща, дабы нищий смог прикрыть свое убогое тело. Тем самым художник создает атмосферу особого идеального мира, возвышающегося над обыденным, живущего по высоким эстетическим и нравственным законам, и включает в него реального человека, своего современника. Если цвет одежд Марии ровен, кажется как бы застывшим и своей чистотой и определенностью выполняет духовно-эстетическую функцию, постановка фигуры строго фронтальна, композиция предельно устойчива, то в правой створке срез по диагонали интерьера, колеблющиеся страницы раскрытого часослова, переливающиеся тона одежды Мартина (коричнево-сиреневые, голубовато-бежевые) вносят движение подлинной жизни. Этой двойственностью образного решения как бы подчеркивается соприкосновение двух начал, идеального и жизненного.

Маленькая кисть Мемлинга не забывает отметить множество очаровательных подробностей в пейзаже, интерьере, в одежде, вплоть до букв текста в книге. Причем все погружено в светоносную среду, отчего каждая деталь заметна, но ровно настолько, насколько важна ее роль в общем замысле.

belgium-art.org

Ганс Мемлинг. Известные работы. — Artrue

Краткая биография

Ханс Мемлинг (около 1433, Зелигенштадт, Гессен – 1494, Брюгге) своим творчеством знаменует переход от готики к Возрождению. Вероятно, учился в некой мастерской на Среднем Рейне или в Кельне, а затем у Рогира ван дер Вейдена в Брюсселе. Сохранились письменные свидетельства его пребывания здесь в 1465, а в следующем году — в Брюгге. Опираясь на опыт ван дер Вейдена и Дирка Боутса около 1470 создает собственный стиль. Он выражается в богатом колорите, грациозности фигур, а также в подробной передаче деталей. Мемлинг компонует много раз измененные и добавленные им детали в спокойной единой композиции. В поздних произведениях отходит от традиций раннего Возрождения.

Известные картины

Портрет старой женщины (1470–1475)

Дерево, масло, 35*29 см Лувр, Париж.На этом фрагменте парного портрет, где пространство ограничено, изображение женщины целиком выдвинуто вперед. Произведение является часты двойного портрета. Художник делает акцент не на изображении перспективы, а на достоверной передаче деталей. Здесь не идет речь о выявлении характера. Но при этом личность женщины отображена выразительно и не забываемо. Хотя пейзаж контрастирует с темным фоном, он не отвлекает от созерцания картины.

Страшный суд (около 1471)

Дерево, масло. Центральная часть 223*160,5 см, боковые части 223*72,5 см. Национальный музей, Гданьск.В центре триптиха — сцена Страшного суда. Бог Вседержитель (Maiestas Domini) восседает на радуге. Под его ногами — земной шар. Лилия и меч — слева и справа от головы — символы чистоты и справедливости. Христос окружен апостолами, заступниками и просителями — Девой Марией и Иоанном Крестителем, а также ангелами. В руках ангелов орудия Страстей Христовых. Ниже фигура архангела Михаила. Он взвешивает души праведников и грешников. Черти загоняют проклятых в ад, а блаженные входят в рай. На стеклянной лестнице их приветствует святой Петр, а потом одевают ангелы. Из-за небесных врат с аркой, богато украшенной изображениями музицирующих ангелов, исходит золотой свет. На заднем плане виден ландшафт, выполненный достаточно детально. Мемлинг не пишет больше своих персонажей как анонимные фигуры, он придает им индивидуальные, портретные черты. Конечно, нельзя определить, все ли фигуры имеют портретное сходство с реальными современниками, но душа на левой чаше весов архангела очень напоминает Томмазо Портинари, партнера заказчика. Алтарь, композиция которого выполнена по образцу картины Рогира ван дер Вейдена «Страшный суд», был заказан Анджело ди Якопо Тани (1415–1492), торговым представителем в Брюгге, для своего родного города Флоренции. Когда произведение перевозилось по морю, оно было захвачено пиратами и попало в Гданьск.

Алтарь Девы Марии и Иоанна Предтечи (1479)

Дерево, масло. Центральная часть 172*172 см, боковые части 172*79 см. Музей Мемлинга, Брюгге.На левой створке алтаря изображена сцена обезглавливания Иоанна Крестителя. Для нее характерны глубокие линии, ведущие к типичной для картин Мемлинга высоко расположенной линии горизонта. Видения Иоанна Евангелиста на Патмосе, написанные на противоположной доске, напоминают фантастический мир форм Иеронима Босха. Оба святых являются, наряду со св. Варварой и ангелами, свидетелями Мистического обручения святой Екатерины, изображенного в центре. Алтарь, вероятно, предназначался для госпиталя святого Иоанна в Брюгге. Как и во многих своих работах, Мемлинг пишет подробные сцены из жизни святых на фоне пейзажа. Кроме того, здесь просматривается и мирская жизнь. На средней доске в глубине можно различить очертания города Брюгге. Там разгружаются и обмериваются винные бочки — привилегия, которой был удостоен странноприимный дом города с XIV века.

Семь радостей Марии (около 1480)

Дерево, масло, 81*189 см. Старая пинакотека, Мюнхен.Мемлинг использует здесь необычно широкий для пейзажей формат, чтобы изобразить все 25 эпизодов истории искупительного подвига Христа и жизни Богоматери — от Благовещения, в доме на левом краю картины, до Успения Девы Марии — справа, под аркой ворот. В центре картины Поклонение волхвов, которое относится к главной теме композиции, Семи радостям Девы Марии. Возможно, написать такую сценическую, ни с чем не сравнимую композицию, которая изначально была предназначена для церкви святой Марии в Брюгге, Мемлинга побудили современные ему театральные мистерии. В левом углу картины рядом с гербом показан даритель купец Питер Бултин со своим сыном. Они стоят на коленях перед стеной клена, где родился Христос.

Мария среди роз (около 1480)

Дерево, масло, 43,3*31 см Старая пинакотека, Мюнхен.Это изящное произведение представляет собой внутреннюю сторону правой створки небольшого алтаря для частных молений. Несмотря на близкие к реальным детали, Богоматерь и ангелы изображены в атмосфере полной символов. Они находятся в райском саду, отделенные от мира живой изгородью роз. Яблоко, которое один из ангелов протягивает младенцу, символизирует грехопадение, цветы — чистоту, страдания и радости Девы Марии.

Портрет Бенедетто ди Томмазо Портинари (1487)

Холст, масло, 45*34 см Уффици, ФлоренцияНа проникновенном, тонко написанном портрете — 21-летний племянник и деловой партнер Томмазо Портинари — бывший представитель семьи Медичи в Брюгге. На господское положение юноши указывают расписные мраморные колонны пейзажа. Портрет является правой половиной диптиха, противоположная сторона представляет его одноименного покровителя, к которому молодой человек обращает свою мысленную молитву.

Мученичество одиннадцати тысяч дев и Мученичество святой Урсулы (1489)

Дерево, масло, 35*25 см каждая. Музей Мемлинга, Брюгге.В своих картинах для раки святой Урсулы Мемлинг показывает трагический конец паломнической поездки королевской дочери и ее свиты в Кельн. При нападении язычников гуннов святой удается сперва избежать гибели, но ее все-таки убивает их предводитель. На дальнем плане видны очертания Кельна с собором, строительство которого не за кончено.

artrue.ru

Фламандский живописец Ганс Мемлинг. | Волшебная сила искусства

 В одном из залов Музея Академии в Венеции моё внимание привлёк совсем маленький портрет,выполненный на доске,  художником Гансом Мемлингом( 1433-1494гг).Казалось,что мужчина совсем на вас не смотрит,но вы всё равно присматриваетесь,стараясь понять,что он за человек.Художник сумел придать человеческим чертам мягкость и нежность.

Г.Мемлинг.Портрет молодого человека.1470-1480гг

Заинтересовавшись творчеством художника,я вспомнила и другие его портреты.

НЕМНОГО О ХУДОЖНИКЕ

.Автопортрет.

            Ганс Мемлинг крупнейший фламандский живописец второй половины XV века.Уроженец Гессена, он работал главным образом в Брюгге, где имеется музей его имени.

          В 1465 год он уже - полноправный гражданин Брюгге, домовладелец и семьянин., затем - член местной гильдии святого Луки. Далее жизнь его текла вполне мирно. От жены, Анны Фалькенаре, у него родилось трое сыновей: Ян, Корнелис и Николас. В 1480 году он купил каменный дом, за ним ещё два для сдачи внаём.

            Материальное положение его было очень хорошим. В 1487 году художник овдовел, а через семь лет в 1494году -умер.

               Конец 1460-х - первую половину 1470-х годов можно назвать самым спокойным временем в жизни Мемлинга. Он был богат, востребован, почитаем. И даже принадлежал ‹‹Братству Снежной Богоматери››, состоять в котором считалось почётным, ибо в него входил сам Карл Смелый.

           К 1480-м годам Мемлинг остался единственным хранителем старых традиций нидерландской живописи. Да и вообще - единственным крупным мастером во Фландрии (Босх только начинал свой творческий путь).

 Мемлинг создал много прекрасных полотен,которые стали шедеврами.Позже мы рассмотрим их более подробно. 

ПОРТРЕТЫ:

Портрет супруги Томмазо Портинари.

Портрет мужчины с античной монетой.

Портрет молодой женщины.

 

Вирсавия.

             «Вирсавия» (1485—1490) — редкое для того времени изображение обнажённой женщины. Мемлинг окружает библейскую героиню любовно выписанными предметами быта богатого бюргерского дома, создавая картину, полную интимного уюта.

Художник пользовался европейской известностью. Заказчики Мемлинга жили в Англии, Франции, Италии. 

Страсти Христовы.

Один из первых натюрмортов в истории искусства (ок. 1485). Музей Тиссена

           Одно из известнейших поздних произведений Мемлинга — рака Святой Урсулы (1489). Реликварий резного дерева в виде капеллы в готическом стиле, украшенный сценами из жизни святой был заказан аббатиссой женского монастыря в Брюгге.

               Композиции боковых стенок реликвария — шесть эпизодов печальной легенды об Урсуле, действие разворачивается на фоне пейзажа. Крышка раки украшена миниатюрами в форме тондо, такие вставки встречаются у мозельских реликвариев..

.

Первое прибытие в Кельн  - Кельнский собор еще не достроен. Но силуэт очень узнаваем (особенно церковь св. Мартина)

Базель?

А это уже в Риме

Коленопреклоненные донаторы - монахини монастыря.

Святая Урсула

Один из его ранних шедевров — триптих «Страшный суд» (1466—1473).

       Заказчик триптиха — управляющий филиалом банка Медичи в Брюгге Анджело ди Якопо Тани (1415—1492). Он начал свою карьеру консулом в Венеции, потом служил в лондонском банке Медичи, Тани был управляющим с 1455 по 1469 годы.

              Вертикальная ось центральной части проходит через фигуры Христа и Архангела Михаила, взвешивающего души. Пылающий меч и лилия, исходящие из уст Христа символизируют справедливость и милосердие, его ноги опираются на сферу. Правая рука Христа поднята в благословляющем жесте, левая — опущена в осуждающем.

          Его окружают двенадцать апостолов, Дева Мария и Иоанн Креститель, ходатайствующие за людские души. Над этой группой располагаются ангелы, которые несут знаки Страстей Христовых, ниже — ангелы, трубящие в трубы Апокалипсиса.

        У ног Архангела Михаила мёртвые, завёрнутые в саваны, выходят из могил на последний суд. Пейзаж в центральной части триптиха — грозные тучи над бесплодной голой землёй, подчёркивает приближение последней катастрофы, несущей конец миру.

              На правой створке изображена сцена низвержения в Ад грешников.  В отличие от других художников, обращавшихся к теме Страшного суда, Мемлинг не увлекается картиной жестоких мучений или изображением гротескных звероподобных дьяволов.

 

                   Трагизм момента художник передаёт через мимику (здесь он в полной мере использует свой талант портретиста) и жесты несчастных, ввергаемых в огонь. Тела грешников, переплетённые друг с другом в страданиях, тем не менее грациозны и изящны. Несомненно, что художник внимательно изучал обнажённую натуру.

              Левая створка представляет одну из самых светлых картин Рая в живописи. Праведники с помощью Святого Петра поднимаются к вратам Небесного Иерусалима по хрустальной лестнице, на вершине которой их, как предсказано в Евангелии, облекают в одежды в соответствии с тем рангом, который они занимали при жизни. Спасённых музыкой встречают ангелы.

                  Из-за прикрытых Врат Рая вырывается ослепительно яркий свет. Жесты персонажей гармоничны, лица спокойные, просветлённые. Архитектурный комплекс Райских Врат напоминает здания в Брюгге.

            На фронтоне входа — барельеф с изображением сотворения Евы. На пилястрах портала расположены статуи ветхозаветных пророков и царей. Под тимпаном, в окружении символов четырёх евангелистов: быка, льва, орла и ангела, на троне восседает Христос, у его ног — Божий агнец. 

ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНАЯ ИСТОРИЯ ТРИПТИХА.

             В 1473 году «Страшный суд» был отправлен во Флоренцию на галере «Маттео». Это была одна из двух галер, осуществлявших связь Банка Медичи с его филиалами и курсировавших по маршруту Брюгге-Пиза-Константинополь.

        27 апреля 1473 года галера, направлявшаяся в Пизу, была атакована пиратами под предводительством Пауля Бенеке, нанятого Ганзейским союзом для ведения боевых действий с Англией. Бенеке передал триптих своим хозяевам, в Гданьск, а те — в Церковь Святой Марии. Ни протесты банка Медичи, ни даже булла папы Сикста IV не помогли Якопо Тани обрести триптих.

              Триптих оставался в Гданьске до 1807 года, когда он был конфискован наполеоновскими войсками. Новым его местопребыванием стал Музей Наполеона (так назывался Лувр во время Первой Империи) в Париже. После падения Наполеона, в 1815 году, «Страшный суд» был перевезён в Берлин.               

              Берлинская Академия искусств (нем. Berliner Kunstakademie) предлагала взамен произведения Мемлинга копию с «Сикстинской мадонны» Рафаэля и три стипендии для молодых художников из Гданьска. Сделка не состоялась, и в следующем году картина вернулась в Гданьск.

             В 1945 году, при отступлении немецких войск, триптих по приказу Геринга был отправлен в Тюрингию. Позднее уже советскими войсками вывезен в Ленинград. Хранился в Эрмитаже до 1956 года, когда благодаря настойчивости польской стороны был возвращён в Гданьск, в Поморский музей, расположенный в средневековом монастыре Святой Троицы.

 О творчестве ГАНСА МЕМЛИНГА

"Если романтики и викторианцы считали его мягкость высшим выражением средневекового искусства, то мы склонны сравнивать его с таким композитором, как Феликс Мендельсон. Иногда он очаровывает, но никогда не раздражает, никогда не шокирует и никогда не потрясает."Эрвин Понофский.

 Источники.

http://belgium-art.ru/bruges/bruges-memling

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%88%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%81%D1%83%D0%B4_(%​​D0%9C%D0%B5%D0%BC%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B3)

http://northernrenaissance.jimdo.com/%D1%85%D0%B0%D0%BD%D1%81-%D0%BC%D0%B5%D0%BC%D0%BB%D0%B8%D0%BD%​​D0%B3/

maxpark.com

Фламандский живописец Ганс Мемлинг (1433-1494): philologist

Ганс Ме́млинг (нем. Hans Memling, нидерл. Jan van Mimmelynghe, лат. Johannes Memmelinc или Memlinc; 1433/1435, Зелигенштадт — 11 августа 1494, Брюгге) — крупнейший фламандский живописец второй половины XV века. Продолжая позднеготическую живописную традицию, Мемлинг в религиозных картинах с тонко разработанными интерьерными и пейзажными фонами испытал влияние итальянской живописи Возрождения. Уроженец Гессена, он работал главным образом в Брюгге, где имеется музей его имени.

Фамилия Мемлинг вероятно происходит от названия селения Мёмлинген близ Ашаффенбурга в Баварии. Известно, что некий Ханс Мемлинген, возможно, отец художника, умер в 1451 году в Зелингенштадте. О молодых годах Мемлинга сведений немного. Предположительно началам ремесла он обучался в бенедиктинском аббатстве в Зелингенштадте. Считается, что он сформировался как художник в Кёльне: в его творчестве прослеживается влияние утончённого Стефана Лохнера. Около 1459—1460 он приехал в Нидерланды. Вероятно Мемлинг учился у Рогира ван дер Вейдена в Брюсселе, однако документальных свидетельств об его ученичестве не сохранилось. Но несомненно влияние ван дер Вейдена на художника: Мемлинг часто повторял в своих произведениях композиционные решения ван дер Вейдена.

Мемлинг переехал в Брюгге, где получил гражданство (30 января 1465 года) и стал членом гильдии Святого Луки. В реестре граждан Брюгге он значится как Jan van Mimmelinghe ghebooren Zaleghenstadt. Сохранилась романтическая легенда о Мемлинге — солдате армии Карла Смелого, раненном в сражении при Нанси (1477). Он получил приют в госпитале Св. Иоанна в Брюгге и в благодарность написал для него несколько картин. Действительности соответствует лишь то, что Мемлинг писал картины для госпиталя, а к военным действиям имел отношение только как богатый горожанин, в 1480 году ссудивший некую сумму денег Максимилиану I, для его борьбы с королём Франции. Жил на Синт-Йорисстрат в квартале живописцев. Был женат на Анне Фалькенаре (ум. 1487) и имел троих сыновей: Яна, Корнелиса, Николаса. Умер в 11 августа 1494 года, похоронен на кладбище церкви Св. Гислена.

Художник пользовался европейской известностью. Заказчики Мемлинга жили в Англии, Франции, Италии. Постоянство стилистики его работ на протяжении длительного времени вместе с отсутствием документальных подтверждений создаёт определённые трудности в их хронологическом расположении.

Один из его ранних шедевров — триптих «Страшный суд» (1466—1473), выполненный для управляющего брюггским филиалом банка Медичи Якопо Тани. Характерные черты североевропейской живописи XV века проявились в этой монументальной композиции: внимание к деталям, световые эффекты, которые могли быть достигнуты только тончайшим письмом масляными красками, реализм. Показывая низвержение грешников в Ад Мемлинг избегает грубого натурализма в изображении их мучений. Замечательный портретист, он сосредоточен на передаче чувства обречённости, ужаса, боли в чертах лиц персонажей. Вершины мастерства Мемлинг достигает в сцене введения в Рай. Из всех художников, что обращались к теме Страшного суда, Мемлинг воплотил «прекраснейший из когда-либо созданных образов Рая». Исследователи творчества художника отмечают сходство алтаря с композициями на ту же тему ван дер Вейдена и Лохнера. Картина была отправлена во Флоренцию морем и на Балтике стала добычей пирата Пауля Бенеке. «Страшный суд» попал в Гданьск и, несмотря на все хлопоты по возвращению картины, предпринятые Лоренцо Медичи, она так и осталась там (находится в Поморском музее).

«Страсти Господни» (1470—1471) — художник трактовал эпизоды Страстей довольно необычно. Он разместил евангельские сцены в городской среде, похожей на один из городов Нидерландов, сочетая мотивы мифологические и реалистические.

«Вирсавия» (1485—1490) — редкое для того времени изображение обнажённой женщины. Мемлинг окружает библейскую героиню любовно выписанными предметами быта богатого бюргерского дома, создавая картину, полную интимного уюта.

Одно из известнейших поздних произведений Мемлинга — рака Святой Урсулы (1489). Реликварий резного дерева в виде капеллы в готическом стиле, украшенный сценами из жизни святой был заказан аббатиссой женского монастыря в Брюгге. Композиции боковых стенок реликвария — шесть эпизодов печальной легенды об Урсуле, действие разворачивается на фоне пейзажа. Крышка раки украшена миниатюрами в форме тондо, такие вставки встречаются у мозельских реликвариев.

Мемлинг первым на севере Европы стал изображать портретируемых на фоне пейзажа. Его кисти принадлежат известные изображения брюггских горожан, которые некогда являлись створкой диптиха, где донатор запечатлён в момент молитвенного обращения к мадонне. Художник умел придать человеческим чертам мягкость и нежность, а тип композиции, где портретируемый помещался на фоне пейзажа погрудно в трёхчетвертном повороте, стал на долгое время образцом, которому следовали итальянские и нидерландские художники.

Оставаясь около тридцати лет верным раз и навсегда выбранному стилю, Мемлинг был продолжателем традиций таких мастеров Северного Возрождения, как Ян ван Эйк и Рогир ван дер Вейден. Однако впоследствии его влияние продолжалось ограниченное время и только в пределах одной страны: по словам Фридлендера, «последующие поколения расценили его произведения как бледные и невыразительные». Вновь открыл живопись Мемлинга Фридрих Шлегель, поставив его произведения в один ряд с выдающимися картинами немецкой школы.

https://ru.wikipedia.org

philologist.livejournal.com

Ханс Мёмлинг - немецкое чудо из Брюгге: agritura

"Христос и музицирующие ангелы", 1485, Художественный музей в АнтверпенеЭто довольно необычная работа Ханса Мемлинга, на которой с большой точностью и подробнейшей детализацией изображены музыкальные инструменты, на которых играли во времена художника.

Итак, мы с вами ранее разобрались с Мёмлингом-портретистом и определились, что он в этой области большой молодец, с ним нидерландская живопись сделала большой шаг от «фото на паспорт» до тонкого отражения внутреннего мира и характера портретируемого.

Волшебной красоты Брюгге, город 3-х каналов и 54 мостов, не мог не вдохновлять живописцев, в нем живущих

А что же о нем сказать еще?

Недоброжелатели (а они в искусствоведческой среде у Мемлинга были, и весьма влиятельные) сказали бы, что особо сказать о нем нечего – подумаешь, всего лишь даровитый последователь «великих и ужасных» Кампена, ван Эйка и Рогира ван дер Вейдена, но я бы все-таки пару слов в защиту его творчества сказала бы.

Но для начала немного о нем самом.

Памятник Хансу Мемлингу в Брюгге

Мемлинг по происхождению был немцем и родился, как принято считать, в Зелигенштадте, что неподалеку от Франкфурта-на Майне. Родня его, по всей видимости, была родом из небольшого селения Мёмлинген. Точная дата рождения, как обычно, не известна, примерно это произошло в 1433-1440 году. Некий Ханс Мёмлинг умер в Зелингенштадте в 1451 году, возможно это был отец художника (тогда как раз в этой местности бушевала эпидемия чумы). Значит, наш Мёмлинг был Ханс Хансович. Очень по-немецки, я вам скажу.

Зелегенштадт – один из древнейших городов Германии, с романской базиликой 9 века, которая сохранились доныне, и крупным бенедиктинским монастырем. Есть версия, что именно в этом монастыре юный Ханс Мемлинг получил первые уроки живописи.

Мёмлинген. Род Мемлинга, видимо, отсюда.

Также предполагается с большой степенью вероятности, что Мемлинг некоторое время работал в Кёльне – в 230 км от Зелегенштадта, или по крайней мере бывал здесь проездом (где-то в 1460 году). В его работах явно чувствуется влияние живописи Штефана Лохнера, знаменитого кельнского мастера эпохи поздней готики. Добавлю, что очарованию лохнеровских работ - таких золотистых, прекрасных и немного сентиментальных, поддались практически все немецкие художники 15-16 века. Когда-нибудь и о нем мы обязательно поговорим поговорим.

Зелегенштадт - родной город Ханса Мемлинга. Довольно живописный, надо сказать.

Зелегенштадт на гравюре 1655 года.

На картинах Ханса Мемлинга (это - "Страсти Христовы") часто присутствует сложная архитектура - как видите, ему было чем вдохновиться - он жил среди такой архитектуры.

Примерно в конце 1450-х Мемлинг перебрался в Нидерланды, где прожил более 40 лет. Начал он свою карьеру в Брюсселе. Часто в его работах мы натыкаемся на композиционные решения и отдельные детали, явно позаимствованные у Рогира ван дер Вейдена (ведь именно в Брюсселе была его мастерская), это дало повод исследователям предполагать, что Ханс был его учеником. В пользу этой версии свидетельствует и то, что Мемлинг уехал из Брюсселя и перебрался в Брюгге почти сразу после смерти Рогира в 1464 году.

Слева - Ханс, справа - Рогир

Основываясь на сходстве работ Мемлинга и ван дер Вейдена об ученичестве первого у последнего писал в 16 веке и итальянец Джорджо Вазари, первый известный нам искусствовед, однако ни одного документального подтверждения этому не найдено. Гражданство в Брюгге Мемлинг получил в 1465 году – именно здесь он и жил долгие годы, и окончил свои дни. В 1467 году он вступил в гильдию художников святого Луки.

Слева - Ханс, справа - Рогир

В Брюгге был двор герцогов Бургундских, это бы крупный шумный город-порт, в котором велась бойкая торговля, проживала масса вельмож, богатых купцов, иностранных послов и банкиров. В то время, разумеется, никто не говорил презрительно, через губу: «Фу, он копирует Рогира!». Все хотели побольше новых картин и алтарей. На Мемлинга сыпались заказы один за одним, а работал он, похоже, довольно быстро, так что был отрадно плодовит, и живописное наследие после него осталось весьма обширное.

Два очаровательных "Рождества" Мемлинга. Кто там обвинял его в отсутствии оригинальности?! Посмотрите на этот трогательный жест Марии - это не пафосное моление, а нежная мать, нетерпеливо протягивающая руки к своему ребеночку. Такой Марию Мемлинг изобразил первым.

Я отдаю должное строгости и элегантности работ Рогира, но, на мой взгляд, он немного скучноват и даже суров. Мемлинга в свое время очень ругали «мастодонты» искусствоведения, такие как Эрвин Панофски и Макс Фридлендер, называли его «вторичным и неоригинальным», но мне кажется, они не правы. Даже если Мемлинг и подражал кому-то в своих ранних работах, то и своего привнёс тоже немало.

Фоновый пейзаж у Мемлинга - и фон, и важная композиционная часть картины, и полноценный "участник".

Ни у кого до него не было такого пейзажа – прекрасного, безмятежного, приковывающего взгляд не менее, чем одушевленные герои его работ. Даже великий ван Эйк не достиг таких высот в изображении природы. Пожалуй, ни и у кого не было такой продуманной и интуитивно точной композиции в многофигурных панно, например.

Вы думаете, это деталь картины, какого-нибудь "Благовещения"? А вот и нет! Это совершенно изолировванный, самостоятельный натюрморт. Первый из дошедших до нас. И написал его Мемлинг.

Его колорит безупречен и гармоничен. Есть некоторые миленькие детальки на его картинах, которые выдают человека тонкого, наблюдательного и сочувствующего. И еще, как мне кажется, он был довольно веселый человек с неплохим чувством юмора.

Улица святого Георгия в Брюгге когда-то была приютом живописцев. Здесь жил Мемлинг

Популярность его среди современников была достаточно высока – много заказов он получал от иностранцев, особенно – от итальянцев и испанцев. Богат был, и даже очень – сохранились старые документы, что-то вроде налоговых деклараций, суммы он выплачивал существенные, что свидетельствовало о его немалых доходах. Также он фигурирует в списке 857 богатейших жителей Брюгге, внесших пожертвование на содержание армии в связи с войной Максимильяну Австрийскому, правителю Бургундских Нидерландов. Есть свидетельство о том, что он состоял в браттве "Богородицы в снегах", в которое входили только вельможи и богачи.

Мне очень нравятся Мадонны Мемлинга. Такие работы преисполнены красоты, поэтичности и покоя. Частый сюжет - ангел с улыбкой протягивает младенцу-Христу яблочко - это и символ первородного греха, за который в будущем Спаситель пострадает на кресте, и довольно милый элемент, придающий картине непосредственность и человеческую теплоту.

Изумителен колорит - яркий, но очень элегантный. Изнутри картин словно исходит мягкое золотистое сияние.

Такие картины у Мемлинга почти симметричны. Обращают на себя внимание гирлянды цветов - в нидерландской живописи мы это видим впервые.

Здесь вместо яблока Христу протягивают гвоздичку. В декоре трона Богородицы мы видим скульптурную группу "Изгнание из рая"

Частые "гости" у Мемлинга - ангелочки-путти. Их тоже ранее никогда не изображали Северяне, путти - "гости" из Италии

Жил он в Брюгге на нынешней улице Синт-Йорисстрадт (Святого Георгия), в префектуре Синт-Джилис, это был квартал художников. Есть свидетельство о покупке Мемлингом большого каменного дома в Брюгге, а в 1468 у него их было уже два, он также дал приют по крайней мере двум ученикам, на самом деле было их, похоже больше. Мемлинг был женат, имел трех сыновей.

Церковь  Святого Жиляв Брюгге, прихожанином которой был Мемлинг. Здесь его и похоронили.

Жена его, Таня Валькенаре, умерла рано, муж пережил ее лет на 25. Умер он в 1494 году и похоронен на территории приходской церкви святого Жиля (Синт-Джилис) в одноименной префектуре. Могила его сохранилась, рядом «расположились» и несколько его коллег-художников: Ян и Питер Провосты, Ланселот Блондиль, Петер Пурбус, Питер Клейсенс и другие, так что маэстро там не скучно, они все вместе теперь попивают добрый эль где-то среди жемчужных облаков и обсуждают, как лучше смешивать краски на багровом полотне заката.

Памятная доска на месте погребения Ханса Мемлинга

Это то немногое, что мы о нем знаем. Работы свои не подписывал, даты не ставил, так что с атрибуцией, как обычно путаница.

Его популярность не померкла после его смерти, восторженные упоминание встречаются и в 16 веке, причем о нем помнили дольше, чем об остальных нидерландских художниках, а потом наступили века забвения, Северный ренессанс надолго вышел из моды. Ханса вновь открыли в 19 веке, в эпоху романтизма, когда северные примитивы опять стали очень популярными.

Триптих "Воскресение Господне", 1490. Лувр

В первой половине 20 века по бедному Мемлингу, как я уже упоминала, с язвительной критикой прошлись Панофский и Фридлендер, но потом сразу несколько исследователей встали на его защиту. В том числе уважаемая мной д-р Вида Хулл, историк искусств, профессор Теннессийского университета, чьи лекции я с огромным удовольствием слушаю в «Ютьюбе».

Кстати, на сайте университета я нашла адрес Виды и написала ей письмо с восторгами и благодарностями, и она мне ответила! Написала, что ей это очень важно и приятно - знать, что ее работа небезразлична и полезна для кого-то на другом конце Земли.

"Вирсавия в купальне", 1485. Государственная галерея, Штутгарт

Так вот Вида посвятила Мемлингу целых три лекции и написала несколько научных работ. Наши с ней вкусы в отношении этого художника полностью совпадают, я тоже считаю, что его работы замечательные!

Стиль его одновременно схож с другими, но в чем-то и узнаваем.

1) Женщины (Богородица, в первую очередь) идеальные и неземные, нереально утонченные и немного абстрактные – за исключением портретов реальных людей, там попадаются и весьма «конкретные тети». Младенцы у Мемлинга вполне обыкновенные, земные такие и сносно упитанные, особенно по сравнению с «задохликами» ван дер Вейдена и «старичками» ван Эйка.

"Суета земная", триптих, центральная панель, 1485, Музей изящных искусств, Страстбург

2) Часто на заднем фоне портретов и религиозных картин присутствует изумительной красоты пейзаж, либо изображение замысловатых городских построек. Это обычно очень красиво, а иногда интереснее, чем происходящее на переднем плане.

3) Мемлинг очень внимателен к деталям, прорисовки у него тончайшие, даже далеко на заднем плане может быть изображена важная сцена, очень неплохо просматривающаяся даже на репродукциях. Некоторые его детали вообще сразу не рассмотришь, если бы Вида Хулл не «ткнула бы носом» во время своей лекции, сама я ни за что бы их не заметила. В следующем посте покажу.

Триптих семьи Морель, музей Гроннингем в БрюггеСемью мы уже разбирали в "Портретах", интересна центральная часть с Христофором:

4) Довольно интересны и инновационные его многофигурные композиции. Самые известные – «Радости Марии» и «Страсти Христовы». В них он умудряется вполне гармонично «впихнуть» в одну картину массу библейских сюжетов в виде своеобразного комикса. В православной традиции такие житийные сцены обычно размещают в строгом геометрическом порядке в виде клейм, по периметру, это как дополнительная рамка, а Мемлинг вертит и крутит их, как ему заблагорассудится.

Давайте кое-что из его работ посмотрим, в самые крупные и важные его картины я разберу в следующем посте:

"Снятие с креста". 1475Королевская капелла, Гранада.

"Страсти святого Себастьяна"

"Аллегория с Богородицей", 1480, 34Х38. Musee Jacquemart Andre, Париж

"Христос у столба", 1490, Барселона

"Поклонение волхвов". 1470. Прадо. МадридАлтарь целиком:

Композиция смахивает все-таки на Рогира ван дер Вейдена, и Иосиф очень похож. Вот:

Рогир ван дер Вейден "Поклонение волхвов" ("Алтарь Коломба"). 1458-59 Старая пинакотека, Мюнхен

Пока хватит. Хорошего всем дня!

agritura.livejournal.com

Мемлинг Ханс Картины биография Memling Hans

Мемлинг Ханс (Memling Hans) (около 1440-1494), нидерландский живописец. Учился, возможно, у Рогира ван дер Вейдена; с 1465 года работал в Брюгге.

В произведениях Мемлинга, сочетавшего в своем творчестве черты искусства поздней готики и Возрождения, бытовое, лирическое истолкование религиозных сюжетов, мягкая созерцательность, гармоничное построение композиции соединяется со стремлением к идеализации образов, канонизации приемов старонидерландской живописи (триптих “Богоматерь со святыми”, 1468, Национальная галерея, Лондон; роспись раки Святой Урсулы, 1489, Музей Ханса Мемлинга, Брюгге; алтарь со “Страшным Судом”, около 1473, костел Девы Марии, Гданьск; триптих мистического обручения святой Екатерины Александрийской, Музей Мемлинга, Брюгге).

Работы Ханса Мемлинга, среди которых выделяются “Вирсавия”, редкое в искусстве Нидерландов изображение обнаженного женского тела в натуральную величину (1485, Музей земли Баден-Вюртемберг, Штутгарт), и точные по воссозданию облика модели портреты (мужской портрет, Маурицхёйс, Гаага; портреты Виллема Морела и Барбары ван Вландерберг, 1482, Королевский музей изящных искусств, Брюссель), отличаются удлиненностью пропорций, изяществом линейных ритмов, праздничностью колорита, основанного на мягких контрастах красных, синих, блекло-зеленых и коричневых тонов.

Картина Ханса Мемлинга “Снятие с креста”. Гранадский диптих, левая створка. Волнующий момент христианской истории сведен к до боли простому изображению трех человек, поддерживающих тело Христа, и фрагмента лестницы, опирающейся на крест. Фигуры скручены в пространстве первого плана, тогда как пейзаж вдали представляет видимую, но объемно не воспринимаемую часть композиции.

Нидерландский живописец Мемлинг родился в Германии, но большую часть жизни провел в Брюгге, где стал ведущим художником своего времени. Ханс Мемлинг испытал сильное влияние Гуго ван дер Гуса и часто копировал произведения последнего. Версии Мемлинга, однако, лишены драматической напряженности работ старшего мастера.Возможно, именно искренность и естественность сделали Мемлинга такой доступной и привлекательной фигурой в истории искусства. Реализм его лиц, светоносные краски и простые, но уверенно построенные композиции представляют собой квинтэссенцию нидерландской живописи.

smallbay.ru