Как Илья Репин изменил картину об Иване Грозном через 25 лет после ее создания. Менялы картина


Шедевры мировой живописи. Маринус ван Реймерсвале и Квентин Массейс. Две картины

Несколько лет назад я очень заинтересовалась картиной «Сборщики податей» кисти Маринуса ван Реймерсвале (Эрмитаж). Меня очень привлекает жанровая живопись. Это, как фотография, сделанная врасплох, когда ни кто не позировал и не ждал, что их сфотографируют. Это, как книга, случайно раскрывшая перед вами свои страницы на самом интересном месте. Это, как увлекательная история, заманивающая вас дослушать ее до конца. Но в конце всегда остается тайна. И эту тайну можно разгадывать без конца.

Маринус ван Реймерсвале (Нидерланды, 1490 – 1567) остался в истории живописи благодаря своим портретам банкиров, ростовщиков и сборщиков податей. Реймерсвалю присуще острое видение характерного в человеке, которое он усиливает, доводя иногда до злого, острого гротеска. Его забавляло зрелище человеческой жадности и скупости, превращающих людей в нравственных уродов.

Одна из самых известных его работ «Сборщики податей», которую многократно копировали он сам, его мастерская и последователи. Чем вызвана такая популярность изображения налоговых инспекторов, остается только догадываться.

Маринус считается учеником Квентина Массейна или по меньшей мере испытал его влияние в своём творчестве.

Квентин Массейс (1465 - 1466) — фламандсикй живописец, первым написал работы «Сборщик податей» и «Меняла с женой».

А теперь самое интересное. Представляю вашему вниманию картины «Сборщик податей» и «Меняла с женой» работы Квентина Массейна и Маринуса ван Реймерсвале. Как говорится, найдите 10 различий :) Обратите внимание на то, как меняются лица и одежда в работах Маринуса, усиливая характеры.

1. Квентин Массейнс «Сборщики податей».

живопис

2. Маринус ван Реймерсвале «Сборщики податей». Вена. Коллекция Лихтенштейнов. Австрия. 88 х 73 см.

мировая живопись

3. Маринус ван Реймерсвале «Сборщики податей». Лондон. Королевская коллекция Ее Величества (?) или Национальная галерея (?). Великобритания.

классика

4. Квентин Массейнс «Сборщики податей».

шедевры мировой живописи

5. Маринус ван Реймерсвале «Сборщики податей». Санкт-Петербург. Государственный Эрмитаж. Россия. 84.3 x 59.6 см.

массейн

6. Маринус ван Реймерсвале «Сборщики податей». Одни из нижепредставленных картин Маринуса хранятся в Мадриде в Музее Прадо (Испания), в Мюнхене в Старой пинакотеке (Германия).

реймерсвале

7. Маринус ван Реймерсвале «Сборщики податей».

классическая живопись

8. Маринус ван Реймерсвале «Сборщики податей».

сборщик податей

9. Маринус ван Реймерсвале «Сборщики податей».

меняла с женой

10. Квентин Массейнс «Меняла с женой». Лувр.

11. Маринус ван Реймерсвале «Меняла с женой».

12. Маринус ван Реймерсвале «Меняла с женой».

13. Маринус ван Реймерсвале «Меняла с женой».

14. Маринус ван Реймерсвале «Меняла с женой».

15. Маринус ван Реймерсвале «Меняла с женой».

www.livemaster.ru

Уже взведен курок…. 3 изображения, изменившие картину мира

Franz-Ferdinand-assassination (1).jpgКогда они оба умирали, Франц Фердинанд сказал жене: «Не умирай, дорогая, живи для наших детей».

Это был выстрел, услышанный и увиденный во всем мире.  Убийство было, как искра, поджегшая мир, и помог этому снимок, сделанный фотожурналистом в режиме реального времени. Фотография распространились в газетах и ​​журналах по всей Европе и Америке , давая людям взгляд очевидца на трагедию.

И Европа запылала.

Фотограф захватил пару, когда они садились в машину, не зная, что через несколько минут их ждет гибель, и вот эрцгерцог и его жена лежат, умирая, бок о бок.

Franz-Ferdinand-assassination.jpg

А рядом со снимком и рисунками журналы публиковали фотографии осиротевших детей.

Franz-Ferdinand-assassination (2).jpg

28 июня 1914 года эрцгерцог Франц Фердинанд, наследник Австро-Венгерской империи и его жена Софи были расстреляны сербским националистом в Сараеве.  Через несколько дней исполнится 104 года событию, послужившему началом Первой мировой.

И эта фотография, где счастливая пара герцога с женой улыбаются перед смертью, потрясла мир.

(Фото: Генри Гуттманн. Getty Images)

GettyImages-79730657_resize.jpg

Диана Принцесса Уэльская, сидящая перед Тадж-Махалом во время визита в Индию, 1992 год. (Тим Грэхем, Getty Images)

Это остро волнующий образ.

Принцесса Диана, сидящая скромно, совсем одна перед Тадж-Махалом, конечным символом королевской романтической любви. Грустно, правда?

Одиннадцать лет назад ее муж, принц Чарльз, пообещал привезти ее туда. Теперь, когда они наконец оказались в Индии, он не пошел с ней. Междоусобная война пары Виндзоров достигла лихорадочной высоты.

1070216diana_5.jpg   1070216diana_7.jpg

Диана приняла решение оставить своих советников и спутников. Она была одна на снимках, сделанных в тот день.

Эта фотография появилась на главной странице каждого таблоида мировой прессы уже на следующее утро с заголовками вроде "Одинокая принцесса". А The Daily Mirror  и вовсе опубликовал фото, сопроводив его фразой, вложенной в уста Дианы:

Я бы хотела, чтобы ты был сейчас здесь.

Фото получилось визуальным символом эмоционального конца ее брака.

Газеты писали:«Ее знаменитая поза за пределами Таджа - Махал в феврале 1992 года, одинокая принцесса, грустно мечтающая о несбывшейся любви рядом с самым большом в мире памятником любви».

Фотография произвела на мир такое впечатление, что позже Чарльз скажет: «более мудрый принц пошел бы с ней туда, я этого не сделал». Ну понятно, да? Признание почти открытым текстом.

9 декабря 1992 года официально было объявлено о разводе пары. 

La_familia_de_Carlos_IV.jpg

Семья Карла IVВнимательно рассмотрите эту картину, эти портреты, и тогда вы поймете, почему ни один королевский образ не вызвал больше споров на протяжении всей истории, чем семейный портрет королевской семьи Карла IV, написанный Франсиско Гойей в 1800 году..

Мотивы Гойи неясны…, он, без сомнения, изобразил семью в суровом, реалистичном и нелестном свете, неслыханном в официальном королевском представлении до этого времени.

Теофил Готье назвал полотно: «портрет владельца угольной бакалейной и его жены». Картина семьи Бурбонов уже давно рассматривается как политический комментарий слабой, коррумпированной испанской монархии.

Один критик писал, что Гойя, который поставил семью на «сцену, перед публикой», с мрачной улыбкой указывает: «Посмотрите на них и судите сами! "

Но картина революционна по-другому: она позволяет зрителям видеть их не как богов и богинь прошлого, а как настоящих, живых людей без прикрас и без идеализации.

«Быстрый обзор лиц вдоль проходов в большом магазине», - писал читатель Харперскому журналу в 1842 году, «подтверждает, что королевская семья Испании, изображенная Гойей в 1800 году, была не более и не менее уродливой, чем остальные из нас».

Другими словами: королевские семьи, они такие же, как мы!

tanjand.livejournal.com

менялы. Автор Юрий Николаевич Донской

Картины (живопись) : менялы

Юрий Николаевич Донской . Картины (живопись) : менялы. 2010 год.

Чтобы увеличить,нажмите на фото.

  • Цена:
  • 16 000 Руб (Работа оформлена в багет)

Другие работы этого автора

Вышитые картины : шептуны

2011 г. / 45x35 см

20 000 Руб

Картины (живопись) : На прогулке с приятелем

2011 г. / 45x35 см

24 000 Руб

Картины (живопись) : во дворе

2013 г. / 50x35 см

16 000 Руб

Картины (живопись) : Близнецы

2013 г. / 35x50 см

16 000 Руб

Картины (живопись) : веселье на горке

2011 г. / 50x35 см

28 000 Руб

Картины (живопись) : Последние лучи Арбата

2010 г. / 50x35 см

20 000 Руб

Картины (живопись) : ночь в кафе

2010 г. / 40x30 см

12 000 Руб

Картины (живопись) : каналы Венеции

2004 г. / 60x40 см

24 000 Руб

Картины (живопись) : зимнее веселье

2010 г. / 45x35 см

24 000 Руб

Картины (живопись) : банный день

2011 г. / 50x35 см

24 000 Руб

Картины (живопись) : папины ботинки

2011 г. / 50x35 см

24 000 Руб

Картины (живопись) : дружочек

2011 г. / 50x35 см

36 000 Руб

Картины (живопись) : Девочка с котёнком

2010 г. / 45x35 см

20 000 Руб

Картины (живопись) : Огни кафешек

2010 г. / 50x35 см

20 000 Руб

Картины (живопись) : Золотой Арбат

2009 г. / 50x40 см

20 000 Руб

Картины (живопись) : Январь

2011 г. / 50x40 см

20 000 Руб

Картины (живопись) : Юра на Арбате

2009 г. / 50x40 см

20 000 Руб

Картины (живопись) : В полдень

2003 г. / 70x50 см

40 000 Руб

Картины (живопись) : Сестрички

2010 г. / 35x45 см

16 000 Руб

Картины (живопись) : Карнавал

2005 г. / 60x40 см

16 000 Руб

Картины (живопись) : Финиш

2010 г. / 40x60 см

24 000 Руб

Картины (живопись) : Танцующие девушки

2010 г. / 50x40 см

36 000 Руб

Картины (живопись) : Зной в июле

2010 г. / 40x60 см

24 500 Руб

Картины (живопись) : Золотой август

2009 г. / 50x40 см

20 000 Руб

Картины (живопись) : Масляница на Арбате

2011 г. / 50x40 см

20 000 Руб

Картины (живопись) : Вьюга

2011 г. / 50x35 см

20 000 Руб

Картины (живопись) : Московский вечер

2009 г. / 45x35 см

20 000 Руб

Картины (живопись) : Влюблённые

2010 г. / 50x40 см

20 000 Руб

Картины (живопись) : Жаркий ливень

2010 г. / 50x40 см

20 000 Руб

www.picture-russia.com

Как Илья Репин изменил картину об Иване Грозном через 25 лет после ее создания

Посетителям воронежского художника музея им. И. Н. Крамского повезло — у них есть возможность увидеть вариант картины «Иван Грозный и сын его Иван» знаменитого Ильи Репина. Правда, как говорит искусствовед и учёный секретарь музея Наталья Бакина, многие думают, что эта картина — эскиз знаменитого хрестоматийного полотна, хранящегося в Третьяковской галерее. На самом авторское повторение художник написал в 1909 году по заказу банкира Павла Рябушинского. Между созданием обеих картин прошло около четверти века и с каждой связаны загадочные истории.

«Работая над картиной, минутами становилось страшно»

Второй вариант картины «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» в отличие от классической версии никто не пытался уничтожить. Вообще на создание огромного исторического полотна (199,5 × 254 см) Илью Репина вдохновил концерт Римского-Корсакова. Как писал художник, ему захотелось и «в живописи изобразить что-нибудь подобное по силе его музыки». Картина изображает эпизод, когда Иван Грозный в гневе наносит смертельную рану своему сыну царевичу Ивана.

Картину "Иван Грозный и сын его Иван" 1885 года можно увидеть в Третьяковской галерее

Картину «Иван Грозный и сын его Иван» 1885 года можно увидеть в Третьяковской галерее

Прообразами царевича стал писатель Всеволод Гаршин. Ивана Грозного Репин написал с художника Григория Мясоедова. С его личностью связано одно странное совпадение: Мясоедов в гневе однажды чуть не убил своего малолетнего сына Ивана. Через три года после создания картины «Иван Грозный и его сын Иван» Всеволод Гаршин сошел с ума и покончил с собой.

Как вспоминал Репин: «Писал — залпами, мучался, переживал, вновь и вновь исправлял уже написанное, упрятывал с болезненным разочарованием в своих силах, вновь извлекал и вновь шел в атаку. Мне минутами становилось страшно. Я отворачивался от этой картины, прятал её. Но что-то гнало меня к этой картине, и я опять работал над ней».

У картины «Иван Грозный и сын его Иван», созданной в 1885 году, была тоже непростая судьба. Она была представлена на 13-й выставке передвижников. Иван Крамской писал, что картина полна сумрака и какого-то натурального трагизма. Работа Репина вызвала недовольство Александра III, он запретил ее к показу, но, к счастью, за нее вступились многие деятели культуры и запрет отменили.

Картину Репина купил известный меценат и коллекционер Павел Третьяков. Спустя 28 лет в 1913 году в Третьяковской галерее на нее было совершено покушение. 29-летний иконописец Абрам Балашов с криком «Довольно крови» нанес три удара сапожным ножом, повредив лица персонажей. Нападавшего признали невменяемым и отправили в лечебницу для душевнобольных. Хранитель галереи Хруслов, узнав о порче картины, бросился под поезд. Репину обезображенные лица пришлось восстанавливать практически заново. Современники поговаривали, что именно после создания картины об Иване Грозном и его сыне у художника начались проблемы с правой рукой, и тогда он начал писать левой.

Портрет Ильи Репина кисти Валентина Серова, 1892 год

Портрет Ильи Репина кисти Валентина Серова, 1892 год

«В авторское повторение Репин добавил черты модерна»

Спустя почти четверть века банкир Павел Рябушинский заказал Репину авторское повторение знаменитой картины «Иван Грозный и сын его Иван». И о том, что картина «Сыноубийца» не эскиз, как может показаться в начале, говорит почти стершаяся надпись «Илья Репин 1909 год».

IMG_3399

— 25 лет – большой срок и для искусства, и для жизни самого художника, поэтому и картина получилась иная, — отмечает Наталья Бакина. – Она написана на меньшем формате, в ней появились черты модерна, есть акцент на восточной роскоши. Также Репин добавил и жанровости: на втором плане художник вводит третьего персонажа – женщину, заставшую страшную сцену. Создается впечатление, что кровавое пятно расплывается на все пространство картины. Эта работа как будто продолжает предыдущую картину и показывает лицо Грозного, который полон раскаяния и горя. Это, пожалуй, главное отличие от произведения из Третьяковской галереи. Возможно, поэтому картина не выглядит такой устрашающей, как классическая версия.

Картина Ильи Репина "Иван Грозный и сын его Иван", 1909 года из музея им. Крамского

Картина Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван», 1909 года из музея им. Крамского

Авторское повторение «Иван Грозный и сын его Иван» попала в воронежский художественный музей в 1926 году. Сначала она находилась в коллекции Рябушинского. Но после революции она была реквизирована и передана в Исторический музей вместе с остальными произведениями из собрания банкира. Позже она участвовала на выставке к 80-летию Ильи Репина в Третьяковской галереи в 1924 году – за шесть лет до смерти художника. В то время была распространена практика, когда из государственного музейного фонда произведения отправляли в провинциальные музеи, чтобы усилить их коллекции. В Воронеже картина пережила эвакуацию во время Великой Отечественной войны, а потом снова вернулась в постоянную экспозицию. Помимо этой живописной картины в фонде музея хранится несколько графических работ Ильи Репина.

Илья Репин в своей мастерской в имении Пенаты

Илья Репин в своей мастерской в имении Пенаты недалеко от Петербурга

umbra.media

менялы. Автор Юрий Николаевич Донской

Картины (живопись) : менялы

Юрий Николаевич Донской . Картины (живопись) : менялы. 2010 год.

Чтобы увеличить,нажмите на фото.

  • Цена:
  • 16 000 Руб (Работа оформлена в багет)

Другие работы этого автора

Вышитые картины : шептуны

2011 г. / 45x35 см

20 000 Руб

Картины (живопись) : На прогулке с приятелем

2011 г. / 45x35 см

24 000 Руб

Картины (живопись) : во дворе

2013 г. / 50x35 см

16 000 Руб

Картины (живопись) : Близнецы

2013 г. / 35x50 см

16 000 Руб

Картины (живопись) : веселье на горке

2011 г. / 50x35 см

28 000 Руб

Картины (живопись) : Последние лучи Арбата

2010 г. / 50x35 см

20 000 Руб

Картины (живопись) : ночь в кафе

2010 г. / 40x30 см

12 000 Руб

Картины (живопись) : каналы Венеции

2004 г. / 60x40 см

24 000 Руб

Картины (живопись) : зимнее веселье

2010 г. / 45x35 см

24 000 Руб

Картины (живопись) : банный день

2011 г. / 50x35 см

24 000 Руб

Картины (живопись) : папины ботинки

2011 г. / 50x35 см

24 000 Руб

Картины (живопись) : дружочек

2011 г. / 50x35 см

36 000 Руб

Картины (живопись) : Девочка с котёнком

2010 г. / 45x35 см

20 000 Руб

Картины (живопись) : Огни кафешек

2010 г. / 50x35 см

20 000 Руб

Картины (живопись) : Золотой Арбат

2009 г. / 50x40 см

20 000 Руб

Картины (живопись) : Январь

2011 г. / 50x40 см

20 000 Руб

Картины (живопись) : Юра на Арбате

2009 г. / 50x40 см

20 000 Руб

Картины (живопись) : В полдень

2003 г. / 70x50 см

40 000 Руб

Картины (живопись) : Сестрички

2010 г. / 35x45 см

16 000 Руб

Картины (живопись) : Карнавал

2005 г. / 60x40 см

16 000 Руб

Картины (живопись) : Финиш

2010 г. / 40x60 см

24 000 Руб

Картины (живопись) : Танцующие девушки

2010 г. / 50x40 см

36 000 Руб

Картины (живопись) : Зной в июле

2010 г. / 40x60 см

24 500 Руб

Картины (живопись) : Золотой август

2009 г. / 50x40 см

20 000 Руб

Картины (живопись) : Масляница на Арбате

2011 г. / 50x40 см

20 000 Руб

Картины (живопись) : Вьюга

2011 г. / 50x35 см

20 000 Руб

Картины (живопись) : Московский вечер

2009 г. / 45x35 см

20 000 Руб

Картины (живопись) : Влюблённые

2010 г. / 50x40 см

20 000 Руб

Картины (живопись) : Жаркий ливень

2010 г. / 50x40 см

20 000 Руб

www.picture-russia.ru

ЗАГАДОЧНЫЕ КАРТИНЫ: ДВОЕВЗОРЫ И ТРОЕВЗОРЫ

В статье о необычных картинах со спрятанными изображениями (см. "Наука и жизнь" №№ 2, 3, 2005 г.) речь шла о произведениях, в которых кроме основного сюжета присутствует еще один - скрытый. Он проявляется, когда приближаешься к картине, удаляешься от нее или смотришь под определенным углом. Теперь вы узнаете о самых правдивых картинах, которые тем не менее называются "обманками", о призрачных силуэтах, "двоевзорах", "троевзорах", а также о редком виде икон.

Г. Теплов. Натюрморт-обманка. 1737 год. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

П. Дрождин. "Портрет художника А. П. Антропова с сыном перед портретом жены". 1776 год. Русский музей, Санкт-Петербург.

Р. Магритт. "Удел человеческий". 1933 год. Национальная художественная галерея, Вашингтон.

Неизвестный художник. "Лилии Франции" (шесть силуэтов семьи Бурбонов). 1815 год.

О. Каню. "Капрал фиалок (силуэты Бонапарта, его жены и сына)". 1815 год. В названии картины содержится напоминание о том, что Наполеон начинал воинскую службу в чине капрала.

С. Дель-Прете. "Тайна между осенними листьями". 1991 год. Галерея в Берне, Швейцария.

В. Брегеда. "Пророчество". 1994 год.

Н. Замятина. "Сны о Греции". 2004 год.

Слова-"двоевзоры": акулы - жулье, журчи - не урчи, мир - МГУ, прочен - точен. Авторы - Ольга и Сергей Федины.

Почтовая открытка. "Моя жена и моя теща". Начало ХХ века. Россия.

Я. Ботвиник. "Мой муж и мой тесть". Первая половина ХХ века. США.

Г. Фишер. "Мама, папа и дочь". 1968 год. США.

С. Орлов. "Роза для двоих". 2004 год. Москва.

С. Дали. "Исчезающий бюст Вольтера". 1940 год. Музей Дали, С.-Петербург, США.

Две картины Сальвадора Дали: слева - "Голова женщины в виде битвы". 1936 год; справа - "Испания". 1938 год.

В. Коваль. "Kovalland (автопортрет художника)". 1994 год.

Тройственная икона "Деисусный чин". XIX век. Россия.

Икона с ликами Иисуса и Марии Магдалены. Первая половина XVII века. Мелхейм, Германия.

Портрет Александра III с женой и сыном. Конец XIX века. Церковный музей при храме Святителя Митрофана Воронежского, Москва.

Габриель фон Макс. "Платок святой Вероники" . 1870-е годы. Германия.

"Спас Нерукотворный ". Фотография 1970-х годов с картины неизвестного художника, Россия.

ПРАВДИВЫЕ ОБМАНКИ

Поспорили два художника - Зевксис и Паррасий: кто из них лучше. Зевксис нарисовал виноградную гроздь и поставил картину возле открытого окна. Пролетавшие мимо птицы увидели виноград, сели и попытались клевать нарисованные ягоды. Пришла очередь Паррасия. "Ну и где твоя работа?" - "Там, за занавеской". Зевксис подошел к занавеске и попытался ее отдернуть. А она оказалась нарисованной. Легенда родилась в Древней Греции, примерно за 500 лет до нашей эры.

Она более правдива, чем может показаться на первый взгляд. Дело в том, что многие птицы не обладают стереоскопическим зрением, поскольку глаза у них расположены по обе стороны головы. То, что видит один глаз, не видит другой. Из-за отсутствия общего поля обзора мозг не может сформировать объемное изображение. И опытные охотники знают, что примитивная, не раскрашенная модель уточки привлекает летящего селезня не хуже живой подсадной птицы.

Для нас в греческой легенде важно то, что картина обманула не птиц, а глаз мастера-живописца. У русского художника XIX века Федора Толстого есть картины, перекликающиеся с сюжетом древнегреческой легенды. На одной из них - натюрморт, "прикрытый" листом кальки. Один ее угол загнут. И эта часть натюрморта выглядит столь достоверной, что невольно испытываешь желание сдвинуть кальку ниже, чтобы увидеть изображение полностью. Картины этого типа получили название "обманки", хотя речь идет едва ли не о самом правдивом из всех жанров живописи.

Появление такого рода картин стало возможным только после изобретения перспективы, светотеней и… масляных красок. Рецепты их приготовления встречаются еще в книгах XIII века. Но лишь в начале XV века голландский художник Ян ван Эйк (1390-1441) настолько улучшил технологию приготовления красок, что его нередко называют изобретателем техники живописи маслом. Он первым по-новому применил ее, накладывая тонкие прозрачные слои красок один поверх другого, достигая исключительной глубины и богатства цвета, а также тонкости светотеневых и цветовых переходов. После Яна вана Эйка художники получили возможность добиваться такого изображения, которое нетрудно было спутать с оригиналом.

Родоначальник жанра обманок в России - Григорий Теплов, художник, поэт, музыкант, философ, государственный деятель XVIII века. Одна из его работ - на предыдущей странице. Жаль, что репродукции обманок в журналах и книгах неспособны передать ощущение, которое появляется при взгляде на оригинал. Кстати, поэтому обманки редко увидишь в книгах по искусству. В значительной степени это объясняется разницей в размерах картины и ее печатной репродукции, а также тем, что нужный эффект обычно возникает в зависимости от расстояния между изображением и зрителем.

Существует еще один вид обманок. В Русском музее в Петербурге, например, есть картина Петра Дрождина, художника XVIII века. На ней автор изобразил семью своего учителя художника Антропова. Присмотревшись, замечаешь, что отец и сын стоят рядом не с женой и матерью, а с ее портретом. Край мольберта, сначала казавшийся светлым проемом в стене, отделяет стоящих от изображения.

Бельгийский художник XX века Рене Магритт тоже использовал прием с "мольбертами". Края их почти не видны, и рисунки незаметно переходят в основной сюжет картины, сливаясь с ним. На одном пейзаже - лес, начинаясь за окном, продолжается на нарисованном мольберте, на другом - море с мольберта перетекает в "реальное" море.

Магритт - мастер картин-парадоксов. На одном холсте он соединял предметы и явления, несовместимые в жизни; например, дневное небо и дом, погруженный в ночную тьму, или человек, смотрящий в зеркало перед собой, видит в нем лишь собственный затылок. Принцип парадоксальности он использовал и в названиях полотен. Когда, по собственному признанию художника, ему не хватало фантазии, он собирал друзей и просил помочь в поиске названия. Пейзаж с мольбертом, например, носит название "Удел человеческий".

ПРИЗРАЧНЫЕ СИЛУЭТЫ

Существует особый прием для создания скрытого изображения: когда художники используют контуры нарисованных предметов. Впервые картины со "спрятанными силуэтами" появились, видимо, в средневековой Франции. Главными их героями стали, разумеется, короли. О том, что лилия - символ династии Бурбонов, нам хорошо известно уже хотя бы по костюмам главных героев из кинофильмов, снятых по роману Александра Дюма "Три мушкетера". Двести лет назад, рисуя букеты королевских лилий, художники превращали изгибы стеблей, контуры листьев и лепестки в человеческие лица. Когда угадываешь секрет, букет превращается в портрет королевской семьи. После того как династию Бурбонов свергли, художники стали рисовать императора Наполеона с женой и сыном. Но Джозефина любила фиалки, поэтому они пришли на смену лилиям.

За прошедшие столетия художники, конечно, расширили тематику подобных работ. Один из примеров - картина, на которой вы сначала видите несколько сухих листьев, летящих в воздухе. А еще на холсте нарисован клочок бумаги с надписью на французском: "Сновидение, уносимое ветром и временем". Обычно художники не пишут на лицевой стороне картины ее названия. Здесь в левом нижнем углу холста написано по-немецки: "Тайна между осенними листьями". Это не только название картины, но и ключ, раскрывающий замысел художника - Сандро Дель-Прете. Его имя сегодня известно во всем мире. А начинал он как любитель (сообщаю это специально для участников конкурса загадочных картин). В молодости Дель-Прете учился рисованию всего шесть месяцев, до 44 лет не считал себя профессиональным художником и работал в страховой компании в родном швейцарском городе Берн, где живет до сих пор.

На картине художника из Таганрога Виктора Брегеды, которого тоже привлек этот прием, коленопреклоненные фигуры склонились в молитве на фоне пустынного горного пейзажа. Это лишь часть сюжета, которую видишь сразу, но название - "Пророчество" - подсказывает, что главное содержание не столь очевидно и еще не раскрыто. Невидимые в первый момент, на картине присутствуют те, перед кем склонились паломники: Бог-отец, Бог-сын и крылатый всадник - ангел, спустившийся с небес.

Картина москвички Натальи Замятиной "Сны о Греции" выглядит как обычный натюрморт с фарфоровой вазой и фруктами. Кажется, что название не вполне соответствует изображению. Но присмотритесь внимательно к драпировке. Что прячут (или выявляют) складки ткани и контуры вазы?

ДВОЕВЗОРЫ

Термин, давший название разделу статьи, придумал писатель и автор многих публикаций в журнале "Наука и жизнь" Сергей Федин. Двоевзорами он назвал тексты, которые можно читать двумя способами. Возьмем для примера слово "акулы". Первые две буквы "ак" можно написать и как одну букву "ж". А "ы" легко изобразить похожей на "ье". Оставим без изменений буквы в середине и получим слово, которое легко прочитать двумя способами: "акулы" и "жулье". Несколько примеров подобных надписей здесь приводятся.

Слово "двоевзоры" соответствует английскому "ambigram" - двойственный. О словесных двоевзорах здесь рассказано потому, что на их примере легче уяснить восприятие двойственных изображений и в живописи.

Что мы ищем, двигаясь взглядом по линиям двоевзора? Какую-нибудь знакомую букву. В картинах происходит то же самое. Мозг ищет знакомые образы, уже имеющиеся в памяти, которая совершенно непохожа на хранилище фотографических снимков. Память - своего рода "шифратор", улавливающий свойства изображения, например наличие прямых и изогнутых участков линий, границ смены яркости, цвета и тому подобное.

Разглядывая двоевзоры более пристально, мы находим буквы, которые не заметили первоначально, и складываем из них второе слово. То же самое происходит и со скрытым изображением.

Пока еще никто не придумал слово "трое-взоры", то есть изображение трех слов разных значений в одной записи. Если вам это удастся, обязательно пришлите свое произведение на конкурс загадочных картин. А вот живописные троевзоры уже созданы, и о них мы сейчас расскажем.

ДВУЛИКАЯ И ТРЕХЛИКАЯ ЖИВОПИСЬ

В предыдущем номере журнала в статье "Невидимое-видимое" вы встречали изображение женской головки, которая выглядит то молодой, то старой в зависимости от положения картины. Теперь познакомимся с портретом, который не нужно переворачивать. На вопрос: "Молодая или старая женщина на нем изображена?" - разные люди дают противоположные ответы. Одни говорят - девушка, другие - старуха. Картинка давно стала классической. Но тем, кто видит ее впервые, каждый раз приходится объяснять, как разглядеть второе изображение: "Глаз дамы - это ушко девушки, а нос - овал молодого лица". Как утверждают физиологи, зритель, рассматривая портрет, наибольшее внимание уделяет глазам и носу. Поэтому первое впечатление обычно зависит от того, на какую часть картины упал ваш взгляд в первое мгновение. После небольшой тренировки можно научиться заказывать себе, кого вы хотите увидеть.

По числу публикаций в книгах и журналах сюжет с молодой и старой женщиной далеко опережает все остальные иллюзионные картинки. Автором ее иногда называют американского карикатуриста У. Хилла, опубликовавшего работу в 1915 году в журнале "Пак" (в переводе на русский "Puck" - эльф, сказочный дух). Иногда изображение приписывают психиатру Е. Борингу, который использовал портрет в 1930-х годах как иллюстрацию к своим работам. В ученой среде "Двух дам" и сегодня называют "Boring figure". На самом деле еще в первые годы XX века в России выпустили в обращение открытку с такой же картинкой и надписью: "Моя жена и моя теща". Прототипом для нее послужила немецкая почтовая карточка 1880 года (автор неизвестен).

Картинка с двумя дамами регулярно воспроизводится в книгах по психологии. Но до сих пор во многом остается неизвестным, как ум человека воспринимает двойственные изображения. Художники всего лишь продолжают развивать уже известный прием. В первой половине XX века появился аналогичный портрет пожилого и молодого мужчины. Затем, в 1968 году, художник Г. Фишер сделал новую прическу обеим дамам и получил третье действующее лицо. Практически он добавил всего один элемент, и картина стала называться "Мама, папа и дочь". Женские волосы превратились в профиль мужчины, благодаря чему на портрете оказались три человека.

На современной картине московского художника Сергея Орлова (см. стр. 132) присутствуют не только два разных лица, но и две женские фигуры, принадлежащие одновременно и девушке и старухе. Пожилая леди смотрит на цветок, который она держит в руке. Молодая - сидит к нам спиной, поправляя прическу и повернув голову влево.

Работы Сергея Орлова, Виктора Брегеды и других художников, работающих в этой манере, можно увидеть в Интернете. Существует специальный проект "Двойственности" http://hiero.ru/project/Dubl сайта "Иероглиф", где авторы выставляют работы для обсуждения.

Ни одна книга об иллюзорных картинах не обходится без рассказа о творчестве испанца Сальвадора Дали. Через 300 лет после Арчимбольдо он возродил направление иллюзорных картин.

На первой картине зритель видит двух богато одетых женщин. Человек в чалме вводит их в галерею. Эту сцену художник преобразует во второй сюжет. Из арки галереи формируется контур человеческой головы - изображение скульп-турного портрета французско го философа Вольтера работы Гудона.

Сюжет с Вольтером встречается в работах Дали неоднократно. Дважды он использовал и сюжет картины "Голова женщины в виде битвы" (вверху слева), где фигуры скачущих всадников и мечущихся по желтому полю людей складываются в лицо женщины. Но затем "Голова женщины в виде битвы" вошла как деталь другого полотна: "Испания". Факт этот свидетельствует о том, как трудно найти новое, оригинальное решение для двуликой картины.

Если бы я стал устроителем выставки лучших двойственных картин, то по соседству с работами Дали разместил бы картины современного волгоградского художника Владислава Коваля. И непременно - "Сталинградскую мадонну", в которой образ женщины с младенцем на руках сплетен из ветвей березы. В полотне "Списание на берег" виднеющиеся на горизонте далекие прибрежные утесы превращаются в одинокую, поникшую фигуру моряка. В картине "Икар" ее герой виден то летящим, то павшим. На следующем полотне замерзающий, закутанный в плащ-палатку солдат превращается в мадонну с ребенком. В работе "Пирамида" В. Коваль впервые в истории искусства соединил несколько двойственных изображений в целостное художественное произведение. Причем использовал почти все живописные приемы, о которых я рассказал. Тут и построение новых образов из деталей пейзажа, и картины, содержание которых зависит от угла зрения или расстояния. Сегодня Коваль - один из самых известных художников России. У его известности любопытное начало. Во время учебы в Москве он посылал письма родным в Волгоград и на конвертах марки не наклеивал, а рисовал. Все отправленные письма дошли до адресатов без доплаты. Когда министерство печати объявило конкурс среди художников, студент Владислав Коваль принес организаторам пачку конвертов. И стал победителем, самым молодым среди участников.

НЕОБЫЧНЫЕ ИКОНЫ

Примеры загадочных картин встречаются даже в таком строгом и каноническом виде искусства, как иконы. В Музей древнерусского искусства в Москве однажды принесли икону "Иисус в темнице". На лицевой ее части изображен Иисус с оковами на ногах, а вокруг - орудия Страстей, то есть пыток. Возле каждого указано название. Исходя из особенностей написания слов, искусствоведы определили, что автор старообрядец. Необычность иконы состояла в том, что изображение пересекали узкие вертикальные полоски. Было высказано предположение, что это следы от решетки, закрывавшей когда-то образ Христа. Однако разгадка темных полос оказалась гораздо интереснее, и принадлежит она руководителю иконописной мастерской "Канон", искусствоведу и художнику Александру Ренжину.

Оказывается, икона когда-то содержала не одно, а три изображения. Полосы - не что иное, как следы от вертикальных пластинок, которые крепились к раме (окладу) иконы. Они вплотную прилегали к ее поверхности и поэтому оставили следы. На обеих сторонах каждой пластинки были нарисованы (принято говорить - написаны) части еще двух икон. Стоя напротив иконы, вы могли видеть один образ, передвинувшись влево - другой, вправо - третий. Пластины иконы были утрачены, но Ренжину удалось найти точно такую же целую икону. Выяснилось, что на 12 пластинках с двух сторон написаны части образов Богоматери и Иоанна Предтечи. Когда смотришь на икону сбоку, части изображения складываются в единое целое.

В запасниках Музея истории религий в Санкт-Петербурге хранятся иконы подобного типа, но с другим сюжетом. На одной из них на переднем плане - голубь, символ Святого Духа. Но стоит отойти вправо, как появится образ Бога-отца, влево - лик Бога-сына. Современному зрителю, избалованному световыми эффектами, трудно представить силу впечатления тройственных икон на верующих прошлых веков, да еще в сумерках церкви, освещенной лишь свечами. Кроме того, в XX веке подобный прием использовали в рекламе, и поэтому он утратил свою необычность.

Существуют иконы, поверхность которых не плоская, а профильная, с вертикальными канавками треугольного сечения. На одной стороне каждой канавки написан образ, видный слева, а на другой - видный справа. Когда смотришь спереди, то видишь "смесь" двух изображений. Поэтому в церкви перед такой иконой ставили большой подсвечник, чтобы ее было видно только с двух боковых сторон.

При храме святителя Митрофана Воронежского в Москве на 2-й Хуторской улице есть церковный музей. Там среди других интересных экспонатов можно увидеть тройственное изображение. Это не икона, а портрет царской семьи. Стоя напротив портрета, вы видите императора Александра III. Отойдете вправо - возникает образ императрицы Марии Федоровны. Зрители, стоящие слева, видят юного наследника, будущего императора Николая II. Любопытная особенность изображения помогла установить время его создания. На правом виске Николая видно кровавое пятно. Это след японского меча. В 1890-1891 годах наследник совершил кругосветное путешествие, и в Японии на него было совершено покушение. Японский полицейский ударил Николая мечом, но юный наследник отклонился и получил лишь незначительное ранение. Второй раз нападавший ударить не успел, его сбили с ног, но не хозяева, принимавшие высокого гостя, а сопровождавший Николая греческий королевич Георг.

ЛЕГЕНДА О СВЯТОЙ ВЕРОНИКЕ

В 1879 году в Петербурге проходила выставка немецких художников. Один из них, Габриель фон Макс, представил картину "Платок Святой Вероники" с изображением прибитого гвоздями к стене куска грубого холста с лицом Христа в центре. Необычность картины состояла в том, что зрители могли видеть глаза Спасителя то закрытыми, то открытыми. Газеты того времени писали, что устроителям пришлось поставить стулья в зале, так как некоторые дамы падали в обморок, восклицая: "Смотрит! Смотрит!"

Разумеется, загадочная картина привлекла внимание столичных художников, которые пытались разгадать секрет, а художник Иван Крамской написал о ней статью для журнала "Новое время", где раскрыл прием, с помощью которого немецкий автор добивался нужного эффекта.

Легенда о святой Веронике распространилась по Европе в Средние века. Позже она стала официальным церковным Преданием, то есть была признана такой же истинной, как записанные в Евангелии. Когда Иисуса Христа вели на гору Голгофу, чтобы там распять, некая сердобольная женщина по имени Вероника платком отерла с его лица пот, застилавший глаза. При этом на платке чудесным образом отпечатался лик Спасителя в терновом венце. Предание легло в основу православной иконы "Спас Нерукотворный". Нам, неспециалистам, проще всего узнать эту икону по изображению платка, на котором написан лик Иисуса, хотя сам платок (чаще говорят "плат") рисуют по-разному и достаточно условно. У западных христиан подобное изображение называется "Платок святой Вероники".

От знатока русского искусства священника Валентина Дронова услышал я историю, которую привожу здесь дословно: "Два или три раза в жизни приходилось мне видеть икону "Спас Нерукотворный", являвшую чудесное свойство. Глаза Иисуса на ней казались то открытыми, то закрытыми. Это зависело от душевного состояния молящегося. Если он был спокоен - Спаситель как будто спал. Если же находился в волнении - глаза открывались". Дома у отца Валентина хранилась фотография этого изображения, которая здесь приводится.

Мне пока не удалось найти что-либо подобное в наших музеях. В путеводителе по Вифлеему - городу, где, по преданию, родился Христос, сказано, что одна из фресок на колонне в храме Рождества обладает таким же свойством: "лик на иконе открывает и закрывает очи".

Икона, о которой рассказано, встречается очень редко, поэтому важны любые свидетельства людей, видевших или хотя бы слышавших о подобных изображениях. Просим читателей обязательно сообщить об этом в редакцию журнала.

www.nkj.ru


Смотрите также