Русский художник Василий Никитич Мешков: картины, биография. Мешков картины


Русский художник Василий Никитич Мешков: картины, биография

На заметку: Галерея «Олимпия-Арт» (сайт: www.olimpiya-art.ru) представляет картины русских художников пейзажи. Здесь вы найдете традиционную и современную русскую живопись. На сайте размещены красивые картины русских художников высокого художественного уровня.

Василий Никитич Мешков (1868-1946)

Народный художник РСФСР Василий Никитич Мешков вошел в историю русского искусства как не­превзойденный мастер сангинного портрета.

Мешков родился в городе Ельце бывшей Орловской губер­нии. С четырех лет он воспитывался в семье сельского свя­щенника, так как отец его умер, а мать ушла в монастырь. Подросшего мальчика отдали в бурсу. Не вынесши жесто­кого режима он возвратился в Елец и был принят в трехклассную городскую школу. Затем следуют скитания по мо­настырям, где Мешков между прочим приобщился к иконо­писи, и, наконец, в 1882 году — экзамен в Московское учи­лище живописи, ваяния и зодчества. Юноша прошел по конкурсу, и начались годы серьезной учебы.

Из преподавателей Мешков больше всех вспоминал впос­ледствии В. Д. Поленова, Именно он посоветовал своему ученику рисовать сангиной — рыже-красным прессованным карандашом. Этот прием в соединении с черным соусом или итальянским карандашом стал в дальнейшем у Мешкова излюбленным. Очень большое влияние на молодого худож­ника оказывала и товарищеская среда. Вместе с ним учи­лись С. Иванов, К. Коровин, М. Нестеров, А. Головин, С. Ма­лютин, А. Архипов. Все они были очень талантливы и под­готовлены лучше, чем Мешков, но его рисунки на учениче­ских выставках также имели немалый успех.

После окончания Училища в 1889 году Мешков едет в Петербург и поступает в Академию художеств, где он учится у П. П. Чистякова — прославленного академическо­го преподавателя, большого мастера рисунка. К этому вре­мени в творческом активе у Мешкова уже значилось не­сколько превосходно выполненных «портретов («Авто­портрет», 1884; «Портрет мальчика Н. Ульянова», 1888; «Художник Г. М. Костыль», 1887; «Портрет А. С. Перфиль­евой», 1889). Писал он и жанровые картины маслом в духе поздних передвижников («Зубоврачевание», 1891; «Вечер­няя серенада», 1893; «У лампы», 1895; «Чужой ребенок», 1897; «Утром», 1897; «Ослепший художник», 1898 и др.). И все же высот своего творчества он достиг в портрете.

В 900-е годы Мешков как портретист приобретает изве­стность. Он исполняет ряд заказных портретов — Е. Н. Ру­кавишниковой (1903), С. Щербатовой (1907). Надо сказать, что сделаны они блистательно, с каким-то особым соответ­ствием самой манеры исполнения характеру каждой новой модели, хотя, естественно, художник остается в рамках при­сущего ему стиля. Еще большей артистической свободы письма при тонком проникновении в духовный мир портретируемых достигает Мешков в изображении друзей, зна­комых, натурщиков («Портрет профессора Усова», 1899; «Портрет музыканта Аспергера», 1899; «Сватья баба Ба- бариха», 1905; «Портрет хирурга Постникова», 1907).

Постепенно составляется интереснейшая галерея портре­тов современников, в которой запечатлен облик П. П. Чис­тякова, В. Д. Поленова, Ф. И. Шаляпина, Л. Н. Толстого, В, И. Сурикова, Л. В. Собинова.

Много творческих сил отдает Мешков созданной им в 1891 году художественной школе. Он является также одним из организаторов «Товарищества московских художников».

После революции Мешков работа­ет в Комитете по охране памятников искусства и старины, преподает в студии Гознака, в заводских изокружках. Порт­реты Клары Цеткин (1924), С. М. Буденного (1927) и К. Е. Ворошилова, В. Р. Менжинского (1927), М. И. Кали­нина (1929), красноармейца Орехова (1931) и другие свиде­тельствуют об интересе художника к новым людям, выдви­нутым революцией.

В последние годы творчества Мешкова привлекала пей­зажная живопись. Живя в Крыму, он создает серию ярких, пронизанных солнцем пейзажей.

Комментарии пользователей Facebook и ВКонтакте. Выскажи мнение.

Последние материалы в этом разделе:

↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓

< Предыдущая Следующая >
 

www.artcontext.info

Мешков Василий Никитич

(1868–1946)

Живописец и график В. Н. Мешков родился 6 января 1868 года в г. Ельце в семье булочника и мельника Никиты Мешкова. С четырех лет, после смерти отца и ухода матери в женский Знаменский монастырь, которому она пожертвовала все свое состояние, оставшийся беспризорным мальчик воспитывался местным священником. В фондах Елецкого краеведческого музея хранится фотография, аннотированная следующим образом: «Брат В. Н. Мешкова Сергей (слева) и Василий Никитич Мешков (в середине) и их воспитатель келейник архимандрита Елецкого монастыря Никифор Егорович Черненко» На этом снимке Василию Мешкову около пяти лет. Затем подросшего мальчика отдали в бурсу, обучение в которой он не закончил, не выдержав жесточайшего режима.

Окончив трехклассную школу в Ельце, Василий Мешков скитался по монастырям, где приобщился к живописи. Первые серьезные уроки рисования он получил в Ельце у художника М. И. Горшкова.

В 1882-1889 годах В. Н. Мешков учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где под руководством Е. С. Сорокина, И. М. Прянишникова и особенно В. Д. Поленова сформировалось его реалистическое искусство. Из преподавателей он больше всех вспоминал впоследствии В. Д. Поленова, который не только развил в нем способность тонкого цветоощущения, но и посоветовал ему рисовать сангиной – рыже-красным прессованным карандашом. Этот прием в соединении с черным соусом или итальянским карандашом стал в дальнейшем у В. Н. Мешкова излюбленным.

В 1889-1990 годах В. Н. Мешков учился в Петербургской Академии Художеств у П. П. Чистякова – прославленного академического преподавателя, большого мастера рисунка.

Впоследствии В. Н. Мешков создал собственные школы живописи и рисования в Москве (1892–1917) и в Академии художеств Ленинграда (1937–1940). После 1917 года В. Н. Мешков работал в Комиссии по охране памятников искусства и старины при Моссовете и преподавал в Московском полиграфическом институте.

С 1886 года В. Н. Мешков – участник художественных выставок. В 1916 и 1937 годах состоялись его персональные выставки в Москве, в 1937 году – в Ленинграде.

В. Н. Мешков начинал свои самостоятельные шаги в живописи пейзажистом, писал жанровые картины в духе поздних передвижников (преимущественно в 1890-е годы), но со временем он все больше внимания уделял портрету. В. Н. Мешков с большим мастерством передавал индивидуальные психологические черты человека, раскрывая его социальный облик: «Автопортрет» (1884), «Портрет мальчика Н. Ульянова» (1888), «Художник Г. М. Костыль» (1887), «Портрет А. С. Перфильевой» (1889), «Портрет елецкой игуменьи» (1890), «Любопытный», портреты его жены Э. К. Мешковой и другие. Портреты В. Н. Мешкова отличаются острым и точным рисунком, выразительной лепкой лица. Одновременно В. Н. Мешков выступал как жанровый художник («Зубоврачевание» (1891), «Вечерняя серенада» (1893), «У лампы» (1895), «Чужой ребенок» (1897), «Утром» (1897), «Ослепший художник» (1898) и др.) и автор отмеченных тонкой наблюдательностью пейзажей («Стынет» (1898) и др.).

meshkovk1 meshkovk2 meshkovk3 meshkovk4
Зубоврачевание. 1891 Ослепший художник. 1898 Весна идет. 1901 Золотые шары. Автопортрет. 1946

 И все же высот своего творчества он достиг в портрете. За свою жизнь художник создал целую серию портретов современников: деятелей искусства (П. П. Чистякова, В. Д. Поленова, Ф. И. Шаляпина, Л. Н. Толстого, В. И. Сурикова, В. Л. Собинова, В. И. Качалова, И. М. Москвина), деятелей коммунистической партии (В. И. Сталина, Ф. Э. Дзержинского, К. Е. Ворошилова, М. И. Калинина, В. Р. Менжинского, С. М. Буденного, К. Цеткин, К. Маркса, Ф. Энгельса), рабочих, красноармейцев. Подавляющая часть портретов, мастерски выполненных в карандашной технике, сангиной и углем, отличается свободной реалистической манерой.

Благодаря В. Н. Мешкову уроженец Ельца Николай Павлович Ульянов стал известным художником. Увидев тринадцатилетнего мальчика в иконописной мастерской в Москве, Василий Никитич забрал его и в течение года готовил к поступлению в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.

В. Н. Мешков – отец и учитель пейзажиста Василия Васильевича Мешкова (1893-1963).

С 1893 года В. Н. Мешков был членом Московского товарищества художников, с 1922 года – членом Ассоциации художников революционной России.За свою творческую деятельность он был удостоен звания народного художника РСФСР (1943). Награжден орденом Трудового Красного Знамени (1943) и медалями.

Умер В. Н. Мешков 26 ноября 1946 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Произведения В. Н. Мешкова находятся во многих музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Русском музее в Ленинграде. В Липецком областном краеведческом музее и Елецком городском краеведческом музее находится несколько его работ, среди них «Портрет сына», «Девушка и сирень», «Портрет старушки», «Золотые шары. Автопортрет» (1946) и другие, подаренные после смерти художника его женой.

Именем художника названы улицы в Липецке (1960) и Ельце.

Произведения автора

...Памятное. Листки из мемуаров/ В. Н. Мешков // Советское искусство. – 1938 – 28 авг. (№ 114).

Литература о жизни и творчестве

Московская школа рисования и живописи В. Н. Мешкова. Каталог I Выставки работ школы В. Н. Мешкова с 12 по 27 октября 1905 г. – Москва, 1905. – 6 с.В. Н. Мешков заслуженный деятель искусств : каталог выставки : к пятидесятилетию художественной деятельности / [ред. Р. Колин]. – М. : Искусство, 1937. – 36. : ил.Василий Никитич Мешков : [ст. В. Яковлева о творчестве художника и репродукции с его произведений]. – М. : Сов. художник, 1951. – 66 с. : ил. – (Мастера советского искусства).Яковлев В. Василий Никитич Мешков: народный художник РСФСР, 1867–1946 / В. Яковлев. – М. : Искусство, 1952. – 52 с. : ил. – (Массовая б-ка).Сокольников М. П. В. Н. Мешков / М. П. Сокольников. – М. : Искусство, 1967. – 184 с.Золотов Д. Художник В. Н. Мешков // Красное знамя [г. Елец]. – 1967. – 23 дек.Некрасов В. Среди передвижников : [об участии В. Н. Мешкова в «Товариществе передвижников»] // Красное знамя [Елец]. – 1968. – 10 июля.Толстая С. А. Дневники в двух томах. Том второй. Дневники 1901-1910. Ежедневники / С. А. Толстая. – М. : Худ. лит., 1978. – С. 309, 544. – (Серия литературных мемуаров).Яблонский А. Талант истинно русский // Ленинское знамя. – 1988. – 9 янв.Березин А. Рассказы о прекрасном / А. Д. Березин. – М. : Изобразит. искусство, 1989. – С. 283-285.Савина А. Все миновало, лишь правда осталась // Красное знамя [г. Елец]. – 1996. – 26 нояб.Яблонский А. «Все минется – одна правда останется...» // Липецкая газета. – 1996. – 30 нояб. – С. 3.Мешков Василий Никитич // Тулинова О. В. Неиссякаемый источник вдохновения: художники елецкой земли : моногр. / О. В. Тулинова. – Елец, 2007. – С. 8-16. – (Земляки о земляках; вып. 6).Каверин Ю. Неизвестные елецкие знаменитости : [в т.ч. о В. Н. Мешкове] // Липецкая газета: итоги недели. – 2009. – № 5 (9-16 февр.). – С. 41.Кукрак С. Три дня в Ясной Поляне : [В. Н. Мешков рисовал Л. Толстого в 1910 году] // Золотой ключик. – 2010. – 16 нояб. (№ 23). – С. 11-12.Старицына Н. Елецкая «Третьяковка» : [в т.ч. о В. Н. Мешкове] // Петровский мост. – 2014. – № 2 (апр.-июнь). – С. 161-162.Чекомазова В. И. Взыскательный художник – В. Н. Мешков / В. И. Чекомазова // Фроловские чтения. Человек в центре краеведческих исследований: материалы межрегион. научно-практ. конф., посвящ. 85-летию со дня рождения И. Т. Фролова (г. Липецк 16 сентября 2014 г.). – Липецк, 2014. – С. 156-163.

Справочные материалы

Липецкая энциклопедия. – Липецк, 2000. – Т. 2. – С. 348-349.Славные имена земли липецкой: биогр. справ. об извест. писателях, ученых, просветителях, деятелях искусства. – Липецк, 2007. – С. 380.Деятели искусства: биобиблиогр. указ. – Воронеж: Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 1982. – С. 14-16.Художники земли Липецкой : биобиблиогр. календарь на 2008 год. – Лебедянь, 2008. – С. 7-10.События и даты Липецкого края на 2008 год. – Липецк, 2007. – С. 36.

Интернет-ресурсы

Мешков Василий Никитич [Электронный ресурс] // ARTinvestment.RU : сайт. – Режим доступа: http://artinvestment.ru/auctions/2136/biography.html. – 08.09.2017.Мешков Василий Никитич. Портрет В. Р. Менжинского. 1927 [Электронный ресурс] // Энциклопедия живописи : сайт. – Режим доступа : http://painting.artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000010/st014.shtml. – 08.09.2017.Маковицкий Д. П. «Яснополянские записки» 1910 г. Март : [в т.ч. о художнике В. Н. Мешкове] [Электронный ресурс] // Лев Николаевич Толстой : сайт. – Режим доступа : http://tolstoy-lit.ru/tolstoy/bio/makovickij-yasnopolyanskie-zapiski/1910-mart.htm. – 13.09.2017.

lounb.ru

Мешков Василий Васильевич

(1893-1963)

Русский, советский живописец, сын художника В.Н.Мешкова, академик живописи,лауреат Государственной премии СССР. Учился в московском Училище живописи, ваяния и зодчества. В 1911 году примкнул к передвижникам. В начале творчества писал главным образом городские пейзажи. В 1922 году В.В.Мешков вступил в АХХР и обратился к темам Октябрьской революции и Гражданской войны (серия этюдов «Октябрь в Москве» и др.). В годы Великой отечественной войны художник создал серию полотен под общим названием «По дорогам отступления фашистов». Много и плодотворно работал В.В.Мешков в своём любимом пейзажном жанре. Его пейзажные полотна характерны особой величественной и суровой трактовкой русской природы («Сказ об Урале», 1949 г., «Кама», 1950 г.,"Золотая осень в Карелии" и др.).

С детства мальчик был окружен людьми искусства, лучшими живописцами того времени, и это не могло не сказаться на его судьбе. «Я потомственный живописец. Отец мой, художник Василий Никитич Мешков, с детства предназначал меня к этому поприщу, да и все мои надежды и чаяния совпадали с отцовскими предначертаниями» — так начинается автобиография В. В. Мешкова. В детстве самым заманчивым миром, полным увлекательных вещей, была мастерская отца, известного художника-портретиста. Под его руководством мальчик начал свои первые регулярные занятия живописью. В 14 лет он дебютировал на выставке со своими робкими, еще неумелыми работами на темы русской истории, но уже в этих работах чувствовалась своеобразная, свободная живописная манера автора.

Окончив Московскую школу живописи, ваяния и зодчества, где его учителями были такие знаменитости, как А. М. Корин, А. М. Васнецов, Л. О. Пастернак, В. Н. Бакшеев, Мешков поехал продолжать образование за границу. Вернувшись в Россию в 1914 году, когда началась Первая мировая война, он был мобилизован в качестве художника и много кочевал со Штабом армии. Немало этюдов о войне было создано им в эти годы. После 1917 года художник оставляет излюбленную историческую тему и становится театральным художником. Поездка в Крым и на Кавказ в 1924—1925 годах явилась рубежом в творческой биографии В. В. Мешкова: он стал увлекаться пейзажем. И хотя он продолжал быть театральным художником, не работа в театре определяла его творческие устремления, а именно увлечение пейзажем. Он создает целый ряд картин со своим «мешковским» серебристым колоритом: «Серый день», «Серебряный дождь», «Стужа», «После дождя», «Озеро» и др. Его пейзажи передают поэтическое состояние природы, созвучное настроению художника.

В годы Великой Отечественной войны художник создал немало работ, посвященных военной тематике: «Защита Ленинграда», «Героический Ленинград во время войны», «Бой в Северном море» и др. Одна из лучших картин того времени — «1941 год под Москвой». После суровых лет войны Мешков особенно чутко воспринимал природу. Он пишет пейзажи, которые как бы утверждали право человека на счастливую жизнь: «Копны», «Окские дали», «Холодный день», «Косогор», «Золотое Подмосковье». Особое место в творчестве В. В. Мешкова занимают пейзажи Карелии.

kupitkartinu.ru

Картина «Горный пейзаж», Мешков В.Н.

Описание

Бумага, гуашь, слева внизу «В.Млъшков.», 1930-е годыИмеется экспертное заключение ГРМ.

Мешков Василий Никитич(1867 – 1946)Василий Никитич Мешко́в (1867/1868—1946) — русский советский живописец и график. Народный художник РСФСР, доктор искусствоведческих наук, профессор Всероссийской академии художеств.Родился 25 декабря (6 января) 1868 год в городе Ельце (ныне Липецкой области) в семье рабочего-булочника. Рано остался сиротой. С детских лет зарабатывал на хлеб, рисуя иконы в Задонском монастыре.Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1882—1889), где под руководством В.Е.Маковского, Е. С. Сорокина, И. М. Прянишникова и особенно В. Д. Поленова сформировался как художник-реалист Затем учился в петербургской Академии художеств (1889—1890). Член Московского товарищества художников (с 1893), Ассоциации художников революционной России (с 1922). Преподавал в собственной школе живописи и рисования в Москве (1892—1917) и Академии художеств в Ленинграде (1937—1940).Мешков писал жанровые картины в духе поздних передвижников (преим. в 1890-е годы), пейзажи, портреты. В начале 1890-х годов в родном городе Ельце начинается творческая деятельность художника как мастера-портретиста. В. Н. Мешков с большим мастерством передавал индивидуальные психологические черты человека, раскрывая его социальный облик. Созданные здесь картины «Портрет елецкой игуменьи», «Любопытный» хранятся в областном музее. написаны «Автопортрет», портреты его жены Э. К. Мешковой, хирурга П. И. Постникова, А. С. Перфильевой, Ф. И. Шаляпина и другие. Портреты Мешкова отличаются острым и точным рисунком, выразительной лепкой лица.Одновременно Мешков выступал как жанровый художник («Зубоврачевание», 1891, «Вечерняя серенада», 1893, «Ослепший художник», 1898, и другие картины) и автор отмеченных тонкой наблюдательностью пейзажей («Стынет», 1898, и другие).С 1917 года начинается новый подъём искусства Мешкова, оно наполняется новым содержанием. Он исполняет ряд портретов (П. П. Чистякова и Л. В. Собинова, 1917), этюдов. С особым вниманием Мешков работает над портретами деятелей коммунистической партии. Он пишет исполненные большой внутренней силы портреты С. М. Буденного и В. Р. Менжинского (оба 1927). В начале 1930-х гг. работает над портретами И. В. Сталина, Ф. Э. Дзержинского, К. Е. Ворошилова. Глубокой правдивостью и теплотой отличаются портреты М. И. Калинина (1929) и его матери М. В. Калининой (1930). В 1924 Мешков пишет портрет К. Цеткин, а в 1930-е гг. создает портреты К. Маркса и Ф. Энгельса. Мешков часто обращался и образам деятелей советской культуры (портреты В. И. Качалова и И. М. Москвина, оба 1932), рабочих, красноармейцев. Произведения художника занимают достойное место в крупнейших музеях и картинных галереях России и за рубежом. Более десяти его творений находится в Елецком и Липецком краеведческих музеях.Важную роль в истории советского искусства Мешков сыграл как талантливый педагог. Среди его учеников Б. Н. Яковлев, В. Н. Яковлев, П. М. Шухмин, а также сын художника пейзажист В. В. Мешков (1893—1963).В. Н. Мешков умер 26 ноября 1946 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 4).

Размеры и вес

41,7 х 57,9 см

agb-spb.ru

описание картины В. В. Мешкова «Золотая осень в Карелии»

Тема золотой осени волновала многих живописцев, каждый старался изобразить этот период изменений природы по-своему. Русский художник двадцатого века – Василий Мешков, написал панорамную картину: «Золотая осень в Карелии». В ней хорошо переданы контрасты осенних красок. Если бы не разноцветье листвы, то осенняя картина смотрелась бы довольно печально.

Художник умело подбирает теплые тона красок: желтую, красную, оранжевую, и хотя день пасмурный, картина как бы светится всеми цветами радуги.

Если вглядеться в картину, то в первую очередь обращается внимание на разнообразные деревья, которые смогла украсить осень. Конечно есть уже кустарники с полностью оголенными веточками, но большинство растений украшены золотистыми нарядами.

На переднем плане картины, кроме деревьев нарисованы озера с чистой и прозрачной водой, но отраженные в них тучки, придают им серый, почти невзрачный вид. Возле озера разложены большие валуны. На заднем плане картины заметны старые сосны. Их художник окрасил в темные цвета, чтобы передать их возраст.

Слева на картине, поодаль от кустарников, простилается дорога, ведущая к озеру. На склоне возле нее, трава еще имеет зеленоватый оттенок. Небо затянуто тяжелыми серыми тучами, только местами имеются просветы неба. Хоть картина насыщена разнообразными красками, все равно она наводит грусть, так как всем известно, что это период осени не долговечен. Опадет листва, деревья постепенно станут голыми, и придется ждать такую же красоту целый год.

Тема золотой осени – одна из популярных среди живописцев. Василию Мешкову удалось показать красоту золотой осени в Карелии. Картина получилась живой. Глядя на слегка согнутые деревья, так и представляется дуновение ветра. Поэтому хочется погулять среди деревьев, прошуршать листвой, собрать самые красивые листочки, а может быть даже осенние грибы.

В своей работе Мешкову удалось показать особенности северной страны, тем более его картина, как бы удлинена, поэтому протяженность пейзажа представляется панорамно.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

natworld.info

Мешков Владимир биография

Народный художник РСФСР.Заслуженный художник РСФСР (1963). Заслуженный художник Чувашской АССР (1976).Почетный член Национальной академии Чувашии.Кавалер орденов "Знак Почета" (1974) и "Дружбы народов" (1994).Член Союза художников России.Ветеран Великой Отечественной войны.Председатель правления Красноярской организации Союза художников РСФСР (1965-1967).Музейные собрания: ГТГ, ГРМ, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Эвенкийском краеведческом музее, Туринском краеведческом музее и др.

В.И. Мешков родился 15 августа 1919 года в Казанской губернии, в бедной семье чувашского крестьянина. Там прошли его детские годы. Ему исполнилось семь лет, когда семья Мешковых переехала в Сибирь.

Любовь к изобразительному искусству у Владимира Мешкова появилась еще в школьные годы. Этому занятию он отдавал все свое свободное время.

Свой творческий путь как художник В.И. Мешков начал в предвоенные годы в газете «Эвенкийская новая жизнь». Впервые в Эвенкию он приехал в далеком 1937 году с важным заданием – сделать окружную газету красочной и интересной. Работая штатным художником в редакции, Мешков овладел техникой линогравюры в совершенстве. Так, с его приходом жители далеких факторий смогли узнавать, как выглядит тот или иной охотник, оленевод, начальник… В 1941 году Владимир Мешков ушел на фронт, он прошел всю войну, видел и прочувствовал на себе все тяготы военных дней.

В арсенале художника более 45000 работ. Главная тема его творчества – Север, его природа и, конечно, люди. Среди художников-графиков Мешков стал настоящим живописцем, ему удалось с помощью обычного карандаша точно передать временные, климатические нюансы: вечер, закат, пасмурную погоду, северное сияние. Глазами художника Мешкова Север отображен не мрачным, как его представляли европейцы, а многоликим и ярким. Тогда, в 50-е годы под впечатлением от творчества Владимира Ильича многие молодые живописцы буквально «заболели» Севером, их потянула к себе его романтика, природа…

Персональные выставки художника Владимира Мешкова показывались во многих городах России, СНГ, Франции, Германии, Кореи, Нигерии, Ганы, Кубы, Того, Гвинеи и др. стран.

Всемирно известный художник Рокуэлл Кент, просмотрев альбом с работами Мешкова, написал ему в 1962 году письмо: «Дорогой мистер Мешков! Я получил альбом ваших гравюр. Потрясен их красотой. Если бы я никогда не был на Севере, я бы понял, глядя на эти картины, что это за удивительная страна, и обязательно поехал бы туда. Я никогда не видел, чтобы Север так захлестывающе был нарисован.Мне пришлось вспомнить всю красоту Северного сияния, так как мне тоже рпишлось видеть его, и мне захотелось поездить на оленьей упряжке так же, как и на собачьей, которая является средством передвижения в Северной Гренландии.Я очень ценю картины, которые вы мне послали и дружбу, которую они принесли.Преданный вам – Рокуэлл Кент»

Его работы оценил Фидель Кастро, приезжавший с визитом в Красноярск, и сразу же пригласил на Остров свободы, где его выставки пользовались большим успехом. Позднее художник с улыбкой вспоминал о своей встрече с лидером Кубы: "Фидель так крепко меня обнял, что аж все косточки захрустели!.."

www.art-katalog.com

Аксинья - Мешков Василий Василий

художник

Василий Никитич Мешков был ярким самобытным человеком. Сын елецкого пекаря, он рано остался сиротой, поэтому на его долю выпали тяжелые жизненные испытания, но это не помешало ему стать художником. Он начал свой творческий путь как живописец: в Задонском монастыре писал иконы. Одаренный от природы юноша стремился стать независимым художником и в 1882 году был принят в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Среди учителей В.Н. Мешкова были такие замечательные преподаватели, как Евграф Сорокин и Илларион Прянишников, но особое воздействие имел на молодого художника Василий Дмитриевич Поленов, увлекший его пленительными возможностями письма на пленере, он раскрыл талантливому ученику богатство рисунка сангиной, итальянским карандашом и углем. Мешков сумел добиться выразительности полутонов и оттенков, он стал непревзойденным мастером портретного рисунка, со своей индивидуальной, «мешковской» техникой. Традиции передвижнической живописи стали для него главными. В 1889-1890 он продолжил учебу в Петербургской Академии художеств. Вернувшись в Москву, стал с 1893 году членом Московского товарищества художников. Он был и прекрасным педагогом, преподавал в собственной школе живописи и рисования в Москве в 1892-1917 годах и в Академии художеств в Ленинграде в 1937-1940. Делу педагогики он отдавался с присущим ему темпераментом, отрывая массу времени от личного творчества. Он ничего не умел делать наполовину, это сказывалось и в его преподавательском методе. Противник пассивных, ничего не объясняющих ученику замечаний, он всегда стремился к словесному, а главное, к наглядному раскрытию тех или иных законов живописи, постижение которых играет важную роль в развитии художника.

В советское время он создал в масляной технике серию портретов видных деятелей Октябрьской революции, писателей, артистов. Человек широкого русского отзывчивого сердца, Василий Никитич привлекал людей самых различных профессий, но, конечно, в первую очередь представителей художественной культуры. Произведения художника занимают достойное место в крупнейших музеях и картинных галереях России и за рубежом.

 

произведение

Мешков писал жанровые картины в духе поздних передвижников, а также пейзажи, портреты. Творческая деятельность его как портретиста началась в 1890-х годах в родном городе Ельце. С большим мастерством автор умел передать индивидуальные психологические черты человека, раскрыть его социальный облик. Примером тому может служить портрет Аксиньи. Точно и глубоко художник передает психологический облик женщины: небогатой крестьянки с непростой судьбой, поднимаясь до типического образа, следуя своему кредо: «…В портрете меня привлекала задача выявления человека со всем его нутром, раскрытия внутреннего психологического мира портретируемого». Художник не уточняет место, где писал картину, не конкретизирует быт, дает условный мрачноватый фон.

Год создания картины - 1906 - совпадает с началом Столыпинской аграрной реформы, предполагающей выход из общины и наделение крестьян землей в собственность. Многие небогатые крестьяне старались про­дать свои на­делы и либо уйти в город, либо переселиться на свобод­ные земли Урала и Сибири. Кто знает, быть может на картине и представлена женщина, вынужденная с семьей переселяться в иные земли. Быть может оттого печаль в ее облике… А быть может, муж ее на заработках в городе, и весь груз крестьянского хозяйства лежит на ее плечах… Нелегкая доля выпала на ее плечи...

 

детали

Острый и точный рисунок, выразительная лепка лица, почти скульптурная, особый цветовой акцент и пластика письма. Пожухшая желтоватая кожа бледного лица, впавшие щеки, крепко сжатые губы, печальный взгляд потухших глаз, направленный в никуда - все выдает возраст женщины, её нелегкую жизнь, потери, разочарования, нужду, скорби. Художник одевает Аксинью в овечий тулуп, на голове платок черного цвета с красно-черной бахромой, ниспадающий на плечи. Темный фон, выдержанный в гамме черно-коричневых и серовато-зеленых тонов с преобладанием болотного оттенка, нейтрален. Художник говорил своим ученикам: «Рисовать – это значит размышлять над конструкцией», и он размышляет, наполняя портрет глубокими смыслами, переживаниями.

 Ксения Чиркова, искусствовед

в других музеях

www.histories.artmnt.ru