Жоан Миро - мастер алогизма. Загадки студии испанского художника. Миро картины


Хуан Миро: картины, биография

Хуан Миро

Хуан Миро (1893-1983) - испанский живописец, график, керамист. Хуан Миро создал под влиянием сюрреализма поэтично-фантастический язык знаков. Работы Миро, поначалу предметные, постепенно превращались в воплощения странных, безудержных фантазий художника.

 

Биография Хуана Миро

Пристально вглядываясь в действительность, Миро в середине 20-х годов научился переводить реальные, узнаваемые образы на им самим изобретенный тайный художественный язык. Написанная в 1923-1924 годах картина Миро "Каталонский пейзаж. Охотник" - это уже не сюжетная композиция, а, скорее, магическая формула. Только наша фантазия способна воссоздать целое из разбросанных по полотну деталей, отдельных геометрических фигур, прямых, ломаных, извилистых линий, неуловимых языков пламени. Это архетипические знаки, мифологемы, сопоставление, противопоставление которых делает композицию напряженной и динамичной. Значение каждого можно расшифровать. Например, Солнце и Луна - это вечно противоборствующие мужское и женское начала. Треугольники - знаки вездесущего пола. А землю и небо соединяет лестница Иакова... Таинственные знаки не выдуманы художником. Они им открыты в процессе глубокого изучения традиционного и народного искусства. И именно потому доступны для понимания практически каждым человеком, к какой расе он бы ни относился и на какой ступени развития цивилизации ни находился. Миро умел чувствовать себя абсолютно свободным, умел доверять своей интуиции, быть по-детски непосредственным. Рано пришедшим и долгим, основательным своим успехом он был обязан себе самому. Миро умел и любил работать, работать вдумчиво, упорно, дерзко преодолевая все трудности. И сегодня художники-авангардисты считают его своим духовным отцом.

Родился Хуан Миро 20 апреля 1893 года в Барселоне в семье часовщика и золотых дел мастера. В школе Хуан из всех уроков любил только необязательное рисование. И в 1907 году он записался в школу ремесел и в художественную школу. А через три года поступил на работу в торговый дом Дальмо-и-Оливерас на должность помощника бухгалтера. В 1911 году Хуан Миро заболел тифом и пережил сложнейший нервный срыв. Только в 1912 году ему вновь разрешили посещать класс Франческо Гали в художественной школе, где он сдружился с Э. Рикаром и Л. Артигасом, будущими известными испанскими художником и керамистом.

Всю свою жизнь Миро был связан с родной Каталонией. Как большинство каталонцев, он отличался дружелюбием и любезностью. И как истинный испанец, выявлял в своем творчестве постоянное беспокойство, страх перед любовью и смертью. Миро был очень организован, практичен и в то же время умел и любил фантазировать. После начала Первой мировой войны в Барселоне, и в частности в галерее Жозефа Дальмо, где впервые выставились Пикассо, Леже, все чаще стали появляться французские художники и поэты. Миро в 1915 году снял вместе с Рикаром мастерскую и начал посещать художественный кружок в Сант-Лкж. В 1918 году в галерее Дальмо состоялась первая выставка Миро, после чего он принял участие в выставке "Группы Курбе", поехал в Париж, где познакомился с Пикассо.

Рисунки Миро становились все более легкими, даже прозрачными. А живопись, излишне связанная с предметным миром, наоборот, составляла довольно мрачное впечатление. Хотя Миро уже начал писать не только пейзажи, но и натюрморты, портреты и обнаженную натуру. Изучая новые течения, Миро освоил художественный язык экспрессионизма, потом фовизма, кубизма. Зиму 1920-1921 годов он провел в Париже, а в 1922-1925 годах работал в мастерской на улице Еломе, где его соседом стал Андре Массон и где он познакомился с основоположниками сюрреализма Бретоном, Арагоном, Элюаром и ставшими уже довольно известными Хемингуэем, Арто и Превером. Именно в это время Миро начал использовать свой своеобразный знаковый художественный язык. Работая над этапными для него картинами "Вспаханное поле", "Охотник", Миро в 1923 году писал: "Мне удалось избежать абсолютизации натуры, и мои пейзажи не имеют ничего общего с внешней действительностью... Я знаю, что ступил на рискованную дорогу, что меня будет охватывать паника, паника путников, следующих тропой, где их подстерегает опасность; я все преодолею благодаря дисциплине и серьезности, с которыми работаю". Действительно, именно эти дисциплина и серьезность помогали Миро оставаться самим собой.

В 1925 году его выставка открылась в галерее Пьер. Это был одновременно успех и скандал. Именно после этой экспозиции Миро на целых два года отказался от использования магической схематизации и, следуя лозунгам сюрреалистов, попробовал отдаться спонтанному, свободному раскрытию своих сновидений. В 1926 году он вместе с Максом Эрнстом работал над созданием декораций к балету "Ромео и Джульетта", хотя друзья-сюрреалисты не одобряли эту его затею. В 1926-1927 годах появились похожие на галлюцинации картины Миро "Фигура, бросающая камень в птицу", "Собака, лающая на луну", "Кузнечик", "Заяц", "Обнаженная". Съездив в Голландию, Миро начал свободно перелагать произведения голландских живописцев. Так появились несколько редакций "Голландского интерьера", "Картофель" и др.

Окончательное признание к Миро пришло 1928-1931 годах, особенно после выставки, организованной Пьером Лебом в галерее Бернхейма.

В 30-е годы Миро создавал не только живописные полотна, но и маленькие картинки на дереве, рисунки-коллажи, в которых ощущалось влияние модерна, а потом и монументальные композиции. В это время выставки работ Миро прошли в Париже, Нью-Йорке, Копенгагене, Люцерне, Лондоне, Токио. Миро принимал участие в работе павильона республиканской Испании на Всемирной выставке в Париже. В его произведениях все выразительнее начинало звучать что-то тревожное, даже болезненное, похожее на детские страхи или кошмары. Он переехал в Варанжвиль, а когда началось немецкое вторжение, отправился на Мальорку, затем в Монтроич и Барселону.

В 1942-1944 годах Миро начал делать вместе с Артигасом свою неповторимую, такую же таинственную, как его живопись, керамику. В это время появились такие его скульптуры, как "Голова", "Фигура", "Лунная птицы" и "Солнечная птица". Скорее всего, бессознательно Миро использовал во многих своих керамических изделиях и скульптурах символы богини-матери, символы плодородия и обрядов посвящения.

Особое влияние оказали на Миро две поездки - в Нью-Йорк в 1947 году и в Париж - в 1948-м. Некоторые его картины этого периода, например, "Луна", "Красное солнце глотает паука", написаны со здоровым чувством юмора. В 1950 году Миро начал создавать свои знаменитые картины-объекты - на холсте, картоне или мазоните. Очень часто он включал в эти композиции небольшие предметы - проволоку, воск, веревки и т. д. В 1956 году Миро переехал в свою новую мастерскую в Пальме, а выставки его работ начали демонстрироваться по всему миру. В 1959 году он получил большую международную премию фонда Гуггенхейма. В 1960-1961 годах на выставках в Барселоне и Париже было показано большое керамическое панно, исполненное для Гарвардского университета.

Много интересных работ создал Миро, иллюстрируя поэтические сборники. А в 1971 году издал книгу своих стихотворений "Ящерица с золотыми перьями".

В 60-е годы Фонд Маг предоставил Миро исключительные условия для работы. С помощью мастеров, направленных к нему фондом, он начал выполнять свои оригинальные литографии, много экспериментировал.

В 1976 году в Барселоне был открыт Фонд Миро - Центр изучения современного искусства.

Умер Миро в Пальма-де-Мальорка в 1983 году. Сегодня его имя в сознании человечества - это целый мир воплощенных на полотне и в глине необычных красочных фантазий и раздумий.

Бoгдaнoв П.С., Бoгдaнoвa Г.Б.

Картины Хуана Миро

Фермер

 

Хронология творчества Хуана Миро

Миро родился в Монтройге под Барселоной; его отец был часовых и золотых дел мастером. По воле родителей он закончил торговое училище (1910) и работал бухгалтером на химической фабрике. Последовавший вскоре нервный срыв убедил старшего Миро, что его сын не создан для торговли. Он позволил Хуану учиться живописи.

1914: Ранний период. После двухлетней учебы Миро открыл (совместно с Энриком Рикартом) мастерскую в Барселоне. Работы этого периода отмечены влиянием французских фовистов, о чем говорят небрежно наносимые штрихи. В 1918 Миро совместно с несколькими прогрессивными художниками основал творческое объединение, члены которого выступали против господствовавшего тогда в испанском искусстве классицизма. Втомже 1918онпришелксвоемупоэтич-но-фантастическому стилю: детали таких картин, как "След от повозки" (1918) и другие Миро выписывал с каким-то простодушным удовольствием.

1923/1924: Зашифрованные рисунки. В 1921 Миро приехал в Париж. Под влиянием Пабло Пикассо он создал ряд натюрмортов, ландшафтов и изображений людей, отличавшихся кубистической направленностью - формы возникали из сочетания геометрических фигур. Так, напоминающая марионетку "Сидящая натурщица" (1921) представляет собой конструкцию из параллелограмма и ромба. Годом позже появилась загадочная картина "Крестьянский двор": хотя на переднем плане изображен обыкновенный двор в Монтройге, в целом композиция объединяет в себе многочисленные взаимосвязанные символы.

1924-1927: Период сюрреализма. В конце 1924 благодаря дружбе с Андре Мас-соном Миро сблизился с сюрреалистами. До 1927 он написал более ста тридцати картин, содержание которых было продиктовано ему подсознанием. Например, "Карнавал зверей" (1924/1925) - это отражение снов художника. В других картинах он хотел показать связь живописи и поэзии, включая в них слова и предложения. Картины Миро стали более абстрактными, формы более органичными.

1932/1933: Ожидание гражданской войны. В 1929 Миро вступил в брак с Пилар Хункосой. Поскольку в то время Миро еще не мог жить за счет своего искусства, в 1932 супруги вернулись в Испанию. Нестабильную политическую ситуацию на своей родине художник отразил в так называемых "диких картинах": в серии из 15 больших пастелей он изобразил корчащихся от боли людей; в коллажи, подобные "Веревке и людям" (1937), он включал изображения канатов, тросов или их фрагментов.

После того как в Испании разразилась гражданская война, Миро уехал в Париж. Там он создал "Натюрморт со старым ботинком" (1937), который кажется разорванным на части. Позже Миро охарактеризовал эту картину как "эквивалент" "1ерники" Пикассо. Для павильона испанского правительства республиканцев на Всемирной выставке 1937 в Париже он создал панно "Жнец". На картине, бесследно исчезнувшей после выставки, изображена искаженная фигура каталонского крестьянина с серпом в руке - символ мужества испанского народа.

1940: "Созвездия". В начале второй мировой войны Миро снова вернулся в Испанию. С 1940 он начал работать над "Созвездиями" - вселенной из точек и пятен, связанных между собой черными линиями. В военные годы Миро из-за недостатка материалов создавал свои работы на бумаге. Женщины, птицы и звезды стали постоянными мотивами его работ, характерной особенностью которых было частое использование сексуальных символов. В1955 Миро начал оформление двух стен нового здания ЮНЕСКО в Париже: "Стены Солнца" и "Стены Луны" (обе закончены в 1958).

В 1956 Миро перебрался на Майорку, посвятив себя в основном скульптуре. Достижения, приобретенные им в период сюрреализма 30-х, он преобразовывал в скульптурные формы. Кроме того, он создал множество работ из керамики. Что касалось живописных работ, то в них Миро упростил свой художественный язык до нескольких форм, и картины стали выглядеть опустевшими. Затем настала очередь монохромных полотен - "Синева" (1961), "Золото небесной синевы" (1967). В 1983 Миро умер в Пальма-де-Майорке, дожив до 90 лет.

Дж. Лeнc

Комментарии пользователей Facebook и ВКонтакте. Выскажи мнение.

Последние материалы в этом разделе:

↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓

www.artcontext.info

Жоан Миро – биография и картины художника в жанре Сюрреализм – Art Challenge

Жоан Миро-и-Ферра (под влиянием испанского языка пишется также Хоан и Хуан; кат. Joan Miro i Ferra, 20 апреля 1893, Барселона — 25 декабря 1983, Пальма-де-Мальорка) — каталонский (испанский) художник, скульптор и график. Направление его творчества — абстрактное искусство. Миро также близок к сюрреализму, работы художника похожи на бессвязные детские рисунки и содержат фигуры, отдалённо похожие на реальные предметы.

Жоан Миро родился в Барселоне в 1893 году. В 1900 году Миро поступил в частную школу, где посещал, помимо прочего, уроки рисования. В 1907 году поступил в Школу изящных искусств Ла Лонха у Модеста Урхеля, а в 1910 году закончил бухгалтерские курсы в коммерческой школе Барселоны. Годом позже художник заболел, лечился на родительской ферме в Монт-роч-дель-Камп. С 1912—1915 годах учился в частной художественной школе Франсиско Гали в Барселоне, в этом же году пишет первые картины. После учёбы Жоана Миро забрали на шестимесячную военную службу. В 1917 году — состоялась первая персональная выставка художника.

В 1920 году Миро приезжает в Париж, знакомится с Пикассо и другими художниками. В 1921 году художник работал над картиной «Ферма», купленной Эрнестом Хемингуэем. В 1928 году художник посещает Голландию, создаёт серию «Голландские интерьеры». В 1929 году Жоан Миро вступает в брак с уроженкой острова Майорка Пилар Хункоса Иглесиас. В 1930 году у художника рождается дочь Мария. В 1933 году в Барселоне проходит выставка коллажей Миро. В период гражданской войны (1936—1939), Миро живёт на своей ферме.

В 1937 году переехал в Париж, скрываясь от фашизма. В Париже Миро живёт в маленькой дешевой гостинице, пишет картину «Натюрморт со старым ботинком», рисует афишу «Помогите Испании!», призывая весь мир к борьбе с фашизмом. Во время Второй мировой войны Миро переезжает в Варанживиль, маленькую деревню на побережье Нормандии. В 1947 году Миро получает заказ на роспись стен ресторана «Ле Гурме» и террасы отеля «Хилтон» в Цинциннати. В 1948 году — Миро возвращается в Париж. В 1950 году Миро пишет фреску для Гарвардского университета, а в 1955 году расписывает стены парижского отделения Юнеско. В 1975 году в Барселоне основан Фонд Жоана Миро.

Миро испытывал сильное влияние фовизма, кубизма и экспрессионизма. Он развивается в живопись постепенно, например его работа «Ферма» (1921—1922). Он остаётся в Париже, его работы становятся более сказочными, совпадающими с сюрреализмом, но без следования этому движению. Во многих интервью и трудах в 1930, Миро хотел отказаться от обычных методов живописи, достичь форму современного выражения без соблюдения требований или эстетики этих методов.

Жоан Миро-и-Ферра (под влиянием испанского языка пишется также Хоан и Хуан; кат. Joan Miro i Ferra, 20 апреля 1893, Барселона — 25 декабря 1983, Пальма-де-Мальорка) — каталонский (испанский) художник, скульптор и график. Направление его творчества — абстрактное искусство. Миро также близок к сюрреализму, работы художника похожи на бессвязные детские рисунки и содержат фигуры, отдалённо похожие на реальные предметы.

Жоан Миро родился в Барселоне в 1893 году. В 1900 году Миро поступил в частную школу, где посещал, помимо прочего, уроки рисования. В 1907 году поступил в Школу изящных искусств Ла Лонха у Модеста Урхеля, а в 1910 году закончил бухгалтерские курсы в коммерческой школе Барселоны. Годом позже художник заболел, лечился на родительской ферме в Монт-роч-дель-Камп. С 1912—1915 годах учился в частной художественной школе Франсиско Гали в Барселоне, в этом же году пишет первые картины. После учёбы Жоана Миро забрали на шестимесячную военную службу. В 1917 году — состоялась первая персональная выставка художника.

В 1920 году Миро приезжает в Париж, знакомится с Пикассо и другими художниками. В 1921 году художник работал над картиной «Ферма», купленной Эрнестом Хемингуэем. В 1928 году художник посещает Голландию, создаёт серию «Голландские интерьеры». В 1929 году Жоан Миро вступает в брак с уроженкой острова Майорка Пилар Хункоса Иглесиас. В 1930 году у художника рождается дочь Мария. В 1933 году в Барселоне проходит выставка коллажей Миро. В период гражданской войны (1936—1939), Миро живёт на своей ферме.

В 1937 году переехал в Париж, скрываясь от фашизма. В Париже Миро живёт в маленькой дешевой гостинице, пишет картину «Натюрморт со старым ботинком», рисует афишу «Помогите Испании!», призывая весь мир к борьбе с фашизмом. Во время Второй мировой войны Миро переезжает в Варанживиль, маленькую деревню на побережье Нормандии. В 1947 году Миро получает заказ на роспись стен ресторана «Ле Гурме» и террасы отеля «Хилтон» в Цинциннати. В 1948 году — Миро возвращается в Париж. В 1950 году Миро пишет фреску для Гарвардского университета, а в 1955 году расписывает стены парижского отделения Юнеско. В 1975 году в Барселоне основан Фонд Жоана Миро.

Миро испытывал сильное влияние фовизма, кубизма и экспрессионизма. Он развивается в живопись постепенно, например его работа «Ферма» (1921—1922). Он остаётся в Париже, его работы становятся более сказочными, совпадающими с сюрреализмом, но без следования этому движению. Во многих интервью и трудах в 1930, Миро хотел отказаться от обычных методов живописи, достичь форму современного выражения без соблюдения требований или эстетики этих методов.

Сохранить

artchallenge.ru

Хуан Миро: разнообразие стилей и форм

На протяжении всей жизни Хуан Миро оставался верен главному принципу этого направления - освобождению творческого подсознательного начала из-под контроля логики и разума. Миро тем не менее отличался от остальных сюрреалистов разнообразием и жизнерадостностью полотен. В 1940 г. художник Миро вернулся в Испанию и жил главным образом на острове Майорка, продолжая активно работать до глубокой старости.

 

Часть 1. Картины Хуана Миро, более реалистически передающие действительность.

 

Хуан Миро: разнообразие стилей и форм

 

Прадес, деревня

Хуан Миро родился 20 апреля 1893 года в Барселоне. Миро с детства был равнодушен к занятиям и наукам, но с удовольствием рисовал. Родители не поддерживали желание юноши стать художником, но с 1907 по 1910 гг. Хуан Миро прошел обучение в художественной школе, после окончания которой отец Жоана настоял на том, чтобы его сын стал помощником бухгалтера в аптеке. Практически сразу же Хуан Миро заболел тифом, и у него случилось нервное расстройство. Почти год уходит на восстановление сил, и в это время Миро усиленно занимается рисованием.

 

Хуан Миро: разнообразие стилей и форм

 

            Огород с ослом

 

В 1912 году Хуан Миро поступает в частную школу в Барселоне и хочет посвятить себя живописи целиком. К 1920 году Хуан Миро становится достаточно известеным художником. В этом году Жосеп Далмау (владелец салона - галереи, в прошлом - довольно посредственный художник) решает создать в Барселоне рынок для современного искусства и сооружает важную выставку французского авангарда, которая включила в себя также работы двух каталонцев - Хоакина Суниера и Жоана Миро. Далмау начал продвигать Хуана Миро еще четыре года назад.

 

 

 Хуан Миро: разнообразие стилей и форм

         Ферма

 

В это время Хуан Миро усердно занимался живописью и познакомился со своими будущими друзьями - Мануэлем Грау и Энриком Рикаром. В этом же 1920 году Хуан Миро приезжает в Париж, где впервые знакомится с Пабло Пикассо.

 

Хуан Миро: разнообразие стилей и форм

В 1924 году появился на свет первый номер "Сюрреалистической революции", возглавляемый Андре Бретоном, отмечающий формирование сюрреалистов как доминирующей группы в парижском авангарде - группы , которая была ориентирована на ниспровержение авторитетов и настроена на подсознательное восприятие окружающего мира.

 

Хуан Миро: разнообразие стилей и форм

 

Чуть раньше был опубликован манифест сюрреалистов, а также было создано Бюро сюрреалистов. Все эти события сильно повлияли на Миро, сформировали его взгляды и явились источником вдохновения для многих его последующих работ. В 1926 году Миро приезжает в Испанию, в Кадакес вместе со своим торговым агентом Пьером Лёбом и знакомится там с Сальвадором Дали, которого позже приглашает в Париж.

 

Хуан Миро: разнообразие стилей и форм

Портрет Э.С. Рикарта

В тридцатые годы проходит много персональных выставок Миро в Париже, Нью-Йорке и Лондоне. Миро хочет внести в живопись и сюрреализм что-то новое и необычное. Так он начинает экспериментировать с песком, камнем, наждачной бумагой, бечёвками и другими подручными материалами. Позже Миро увлекла керамика. В 1948 году состоялась, пожалуй, самая большая и самая важная выставка в жизни художника: в галерее Маг.

 

Хуан Миро: разнообразие стилей и форм

25 декабря 1983 Хуан умирает в Пальма де Мальорка.

Про себя Хуан всегда говорил так: "Я начинаю рисовать, и, пока я рисую, картина сама утверждается под моей кистью. Когда я работаю, то некая субстанция становится для меня знаком женщины или птицы".

 

Хуан Миро: разнообразие стилей и форм

Достопримечательности. Огород с ослом.

 

Хуан Миро: разнообразие стилей и форм

 

Хуан Миро: разнообразие стилей и форм

 

Хуан Миро: разнообразие стилей и форм

Жена фермера

 

Хуан Миро: разнообразие стилей и форм

Портрет Гиберто Касаны

 

Хуан Миро: разнообразие стилей и форм

Натюрморт

 

Хуан Миро: разнообразие стилей и форм

 

Хуан Миро: разнообразие стилей и форм

 

Хуан Миро: разнообразие стилей и форм

Натюрморт с розой

 

Хуан Миро: разнообразие стилей и форм

 

Хуан Миро: разнообразие стилей и форм

Пейзаж а Монт-Руаж

 

Часть 2. Абстрактная живопись Хуана Миро

 

Хуан Миро: разнообразие стилей и форм

Купающаяся женщина. 1925 год.

 

Хуан Миро: разнообразие стилей и форм

Каталонский крестьянин с гитарой. 1924 год.

 

Хуан Миро: разнообразие стилей и форм

Голландский интерьер II. 1928 год.

 

 Хуан Миро: разнообразие стилей и форм

                            Бутылка вина.

 

Хуан Миро: разнообразие стилей и форм

Поэтесса

 

Хуан Миро: разнообразие стилей и форм

Вспаханное поле

 

 

Хуан Миро: разнообразие стилей и форм

Созвездие. Пробуждение на рассвете.

 

Хуан Миро: разнообразие стилей и форм

Утренняя звезда

 

Хуан Миро: разнообразие стилей и форм

 

Карбидовая лампа

 

Хуан Миро: разнообразие стилей и форм

 

Хуан Миро: разнообразие стилей и форм

 

"Звёзды и улитка" - картина-поэма.

 

Хуан Миро: разнообразие стилей и форм

Бой быков

 

Хуан Миро: разнообразие стилей и форм

Охотник

 

Хуан Миро: разнообразие стилей и форм

Каталонский пейзаж (охотник)

 

Хуан Миро: разнообразие стилей и форм

Аппликация со шляпкой

 

Хуан Миро: разнообразие стилей и форм

 

Хуан Миро: разнообразие стилей и форм

 

Хуан Миро: разнообразие стилей и форм

 

Хуан Миро: разнообразие стилей и форм

 

Хуан Миро: разнообразие стилей и форм

 

Хуан Миро: разнообразие стилей и форм

 

Хуан Миро: разнообразие стилей и форм

 

Хуан Миро: разнообразие стилей и форм

   Цирк

 

Хуан Миро: разнообразие стилей и форм

 

Хуан Миро: разнообразие стилей и форм

Собака, лающая на луну

 

Хуан Миро: разнообразие стилей и форм

 

Хуан Миро: разнообразие стилей и форм

 

 

 

 

Часть 3. Скульптура и арт-объекты

 

Хуан Миро: разнообразие стилей и форм

 

Хуан Миро: разнообразие стилей и форм

Лунная птица

 

Хуан Миро: разнообразие стилей и форм

 

Хуан Миро: разнообразие стилей и форм

Без названия из серии II. 1947 год.

 

Хуан Миро: разнообразие стилей и форм

 

Хуан Миро: разнообразие стилей и форм

Мозаика на асфальте в Рамбле

 

Хуан Миро: разнообразие стилей и форм

Фонд Хуана Миро

 

Хуан Миро: разнообразие стилей и форм

Сад Хуана Миро

Хуан Миро: разнообразие стилей и форм

 

Хуан Миро: разнообразие стилей и форм

 

Хуан Миро: разнообразие стилей и форм

 

Хуан Миро: разнообразие стилей и форм

Сад Хуан Миро(Jardin Juan Miro)

 

Этот маленький, уютный садик, спрятался среди высоких домов в одном из жилых кварталов Парижа. На фасаде одного из зданий можно найти памятную плиту, повествующую, что в августе 1944 года здесь находился командный пост руководителя освободительного движения Парижа полковника Фабьена. В 1989 году здесь началось строительство сада в память о знаменитом испанском живописце, скульпторе и графике Хуане Миро (Juan Miro). Хуан Миро (1893-1983) - считается одним из лидеров абстрактного и сюрреалистического направлений в искусстве ХХ века. Его работы служили стимулом для многочисленных художников, в том числе, для создателей комиксов и анимационных фильмов. Миро содействовал возникновению и успеху важнейших художественных течений, возникавших в Испании, Японии, Франции, США и других странах. Его часто называют "Духовным отцом" современного авангарда.

 

http://www.gardener.ru/gap/garden_guide/page335.php

 

Хуан Миро: разнообразие стилей и форм

 

Хуан Миро: разнообразие стилей и форм

 

Хуан Миро: разнообразие стилей и форм

Рельефная конструкция, дерево, масло

1930 г.. Нью-Йорк

 

Хуан Миро: разнообразие стилей и форм

 

Хуан Миро: разнообразие стилей и форм

 

 

 

 

art.mirtesen.ru

Жоан Миро: жизнь и творчество художника

Жоан Миро-и-Ферра (под влиянием испанского языка пишется также Хоан и Хуан; кат. Joan Miró i Ferrà, 20 апреля 1893, Барселона — 25 декабря 1983, Пальма-де-Мальорка) — каталонский (испанский) художник, скульптор и график.

Содержание

Биография Жоана Миро

Творчество Миро

Прогулки по Барселоне вместе с Жоаном Миро

Картины Жоана Миро

Библиография

Биография Жоана Миро

Родился Миро 20 апреля 1893 года в Барселоне. Художник родился в семье ювелира. Уже в 8 лет его рисунками восторгались все родные. Поэтому в 1907 году отец отправил его на обучение в барселонскую школу изящных искусств. В юном возрасте Миро устроился работать аптекарем, однако продолжал рисовать.

В 1911 году художник едет на ферму Монтройг (Каталония) к своим родителям, чтобы поправиться после болезни. Это место особенным образом повлияло на его творчество и вдохновение. Именно тогда он ясно решил посвятить свою жизнь только живописи. Жоан поступает в Барселоне в академию Франсиско Гали. Здесь Миро познакомился со своим будущим помощником, мастером по керамике Лоренсом Артигасом.

Творчество Миро

Направление творчества художника — абстрактное искусство. Миро также близок к сюрреализму, работы художника похожи на бессвязные детские рисунки и содержат фигуры, отдалённо похожие на реальные предметы.

В 1912 году Миро посещает выставку импрессионистов, фовистов и кубистов. Впечатления от этой выставки оставили заметный след в его дальнейшем творчестве.

В 1916-1919 годах художник был подвержен различным влияниям, сказавшимся на его стиле. Его работа «Север-Юг» (1917 год) выполнена в стиле декоративного фовизма. Картина «Портрет Рикардо» (1917 год) — в стиле синтетического кубизма. Картина «Монтройг, церковь и деревня» (1919 год) выполнена в холодных тонах сюрреализма.

В 1918 году состоялась первая серьезная личная выставка Миро в галерее «Дальмау». А через год в Париже он свел долгожданное знакомство с Пабло Пикассо и Андре Массоном. Несмотря на знакомства со знаменитыми художниками, Миро остается верен своему индивидуальному стилю. В это время он пишет картину «Обнаженная с зеркалом», которая говорит нам о разложение реальности вследствие создавшегося внутреннего напряжения. Картины «Ферма» и «Фермерша» наделены пластическими знаками и символами, расположенными в пустом пространстве.

North South Nude with Mirror Portrait of E. C. Ricart

В 1921 году в Париже проходит его выставка в галерее «Ликорн». С 1923 года Миро погружается в мир сюрреализма, придавая ему индивидуальные полуфантастические черты.

В этот период знаменитыми стают его полотна «Пашня», «Карнавал Арлекина» и «Материнство».

В 30-е годы Миро представляет публике свои коллажи. Знамениты его работы «Композиция» (1933 год) и «Живопись» (1933 год). В ответ на события Гражданской войны были сотворены два крупномасштабных панно: «Жнец» и «Натюрморт со старым башмаком». В 40-х годах была создана серия гуашей.

Картина «Созвездия» стала одним из наивысших достижений Миро.

После окончания Мировой войны художник осуществил свою мечту: в 1947 году Миро закончил огромных размеров настенное панно для международной сети отелей «Хилтон».

В 1956 году Миро переехал в Пальма-де-Мальорка, где приобрел большой дом с мастерской.

Здесь совместно с бывшим одноклассником Л.Артигасом было выполнено ограждение для комплекса ЮНЕСКО. Эти годы также известны его работой над керамическим панно для столовой Гарвардского университета, здания Высшей школы в Санкт-Галлене.

Также в 60-е годы он изготовил ограду для Фонда в Сен-Поль-де-Вансе и аэропорта в Барселоне.

Многоликий талант Жоана Миро проявился в таких областях, как живопись, скульптура, керамика, сценография, печатная графика и даже поэзия.

Художник покинул этот мир в 1983 году в своем доме в Пальма-де-Мальорке, который спустя девять лет был преобразован в дом-музей.

В 1975 году в столице Каталонии был основан Фонд Жоана Миро. Сегодня здесь находится более 8000 работ художника. Фонд расположен на вершине горы Монжуик в здании Национального музея искусства Каталонии.

Прогулки по Барселоне вместе с Жоаном Миро

Мозаика на стене аэропорта

miro-mural-barcelona-airport-T2B

Если вы прилетели в аэропорт Барселоны Т2, то можете начать осмотр достопримечательностей прямо здесь. Фасад этого терминала украшает керамическая мозаика Жоана Миро.

Это одна из четырех крупных работ, подаренных художником городу: скульптура «Dona i Ocell» (Женщина и Птица), Фонд Миро и две мозаики на Рамбле и на стене аэропорта.

Эту огромную мозаику 5х9 метров Миро и его друг керамист Жозеп Лоренс создали в 1970 году.

Мозаика на бульваре Рамбла

DSC01697-1

Каждый турист, посетивший Барселону, побывал на бульваре Рамбла. Тысячи людей проходят здесь каждый день и многие даже не замечают под ногами произведение знаменитого художника.

Находится оно прямо у входа в метро Liceu, недалеко от известного рынка Boqueria.

Не случайно именно здесь в 1976 году Жоан Миро решил разместить свою мозаику. Эта часть бульвара находится недалеко от улицы Passatge del Crédit, где он родился 83 года назад, в доме номер 4.

Со временем мозаика была повреждена, вытоптана ногами тысяч горожан и туристов, и в 2006 году, к 30 летию ее появления на Рамбле, была отреставрирована.

Парк Жоана Миро

DSC04909-2

После смерти Франко в Барселоне начались перемены. В 1979 году была снесена старая скотобойня, и на ее месте построен большой двухуровневый парк, сейчас известный как Парк Миро или Парк Скотобойни (Parc de l’Escorxador). Он находится рядом с метро Таррагона.

Главной достопримечательностью здесь является 22 метровая скульптура «Женщина и Птица» (Dona i Ocell). Это последняя работа Жоана Миро. Ее открытие состоялось в 1983 году, незадолго до смерти художника. 

Библиография

  • Орлова К.В. Жоан Миро. Начало пути // Театр. Кино. Музыка. Живопись. М.: РАТИ ГИТИС, 2009. С. 117-127. (0,7 а.л.).
  • Орлова К.В. Испанские художники в Париже // Проблемы развития зарубежного искусства. Франция. Тезисы докладов научной конференции, посвященной памяти М.В. Доброклонского. СПбГАИЖСА им. И.Е. Репина / Под научн. ред. Н.М. Леняшиной. Спб., 2010. С. 60-61. (0,05 ал.).
  • Орлова КВ. Два Фонда Жоана Миро // Декоративное искусство. № 1. М.: ММСИ, 2011. С. 121-124. (0,5 а.л.).

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: centroespanol.ru, ru.wikipedia.org, madrid.portalglobus.ru

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес [email protected], мы и наши читатели будем вам очень благодарны.

Жоан Миро: картины художника

Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Жоан Миро: жизнь и творчество художника

3 (60%) 1 голос(ов)

allpainters.ru

Картины Жоана Миро, произведения художника с названиями

Жоан Миро и Ферра (20.04.1893, Барселона — 25.12.1983 Пальма-де-Мальорка) известный во всем мире каталонский живописец, график, скульптор и дизайнер, считающийся предтечей абстрактного экспрессионизма, представитель двух направлений абстрактного искусства ХХ ст. Автор картин и коллажей, рисунков, афиш, настенных фресок, пластических изделий, росписей стен, керамист, работы которого можно найти в частных коллекциях, участник множества выставок, Жоан Миро заслуженно стал всемирно признанным мастером.

Особенности творчества Жоана Миро: Свои произведения отказавшийся от обычных методов живописи художник Жоан Миро наделяет своеобразным языком геометрических, правильных или неправильных фигур, танцем линий и тончайших деталей, имеющих символическое или мистическое значение и создающих непередаваемую атмосферу. Строгие, простые, лаконичные и даже схематичные ранние работы не имеют ограничений ни в живописных средствах, ни в способах создания пространства. На полотнах художника вас ожидает мир странных существ, занятное слияние вымысла и реальности, а также непревзойденные, авторски стилизованные предметы и формы.

Известные картины Жоана Миро: К самым популярным картинам художника относятся «Портрет Нубиолы», «Танцор», «Вспаханное поле», «Женщина с луной», «Май 1968», «Ферма», «Карнавал Арлекина», «Натюрморт со старым ботинком», «Спасательная лестница», «Женщина и птица против солнца», «Каталонский пейзаж (Охотник)», «Сюжет 30», «Полночная песня соловья и утренний дождь», «Вой тростника на луну», «Сюжет 31» и др.

Картины из другого мира: становление Жоана Миро как живописца

Получение художественного образования Миро начал в 1907 г. со Школы изящных искусств Ля Лонха, продолжив его в частной школе искусств Франсиско Гали. Результатом обучения стала первая выставка личных творений художника, состоявшаяся в 1917 г.

Увлекаясь многими течениями в европейском искусстве того времени, он все же сохранял и старался постоянно совершенствовать свою особую манеру. Картины своего раннего периода творчества (1914−1923 гг.) Жоан Миро посвятил таким направлениям, как фовизм и кубизм.

На формирование неповторимого стиля живописца не могли не повлиять переезд в Париж в 1920 г., знакомство с известными художниками того времени и поездка в Голландию. Картины Вермеера, Ван Дейка и Хальса побудили художника Жоана Миро к созданию серии работ с названием «Голландские интерьеры». Присоединившись к сюрреалистам, он продолжает свои творческие поиски, создавая все более неординарные работы.

Сюрреалистический этап в творчестве художника, как и формирование собственной, более абстрактной манеры, приходится на конец 20-х годов ХХ ст. Основоположник поэтического сюрреализма, он стал создателем неповторимого художественного языка, преисполненного артистической экспрессией, нестандартными символами, образами, знаками, а главное — свободой самовыражения.

Женившись (1929 г.) и отпраздновав рождение дочери (1930 г.), в 1933 г. Жоан Миро получает еще один подарок судьбы — положительную оценку публикой выставки своих коллажей в Барселоне. Убегая от гражданской войны в Испании (1936 г.), а после — и от фашизма (1937 г.), художник, как и многие его коллеги, находит приют во французской столице и борется за свои идеалы с помощью искусства.

1938 год ознаменован новой манерой в творчестве Жоана Миро. Беспокоясь о безопасности своей семьи в связи с растекающимся по Европе фашизмом, в 1939 г. живописец переезжает в деревеньку в Нормандии, где он создает удивительную серию «Созвездия».

Картины, которые Жоан Миро объединил под этим названием, лишены бушующих во всем мире ненависти и насилия, они прекрасны и чисты. Именно они на выставке 1945 года обеспечили автору мировое признание. Следующий период жизни Миро посвящен множеству выставок, заказов, путешествий, что привело к ошеломительному успеху живописца.

В конце 60-х гг. он увлекается скульптурой, экспериментируя с объемом и материалами и создавая небезынтересные произведения в собственной мастерской в г. Пальма, которую Жоан Миро получил в подарок от близкого друга-архитектора.

Он был человеком, который на протяжение всей своей жизни неустанно открывал новые просторы и формы для собственного самовыражения и вместе с этим обладал ярким индивидуальным стилем.

Основанные художником и действующие сегодня фонды не только представляют сотни произведений самого автора, но и являются местом проведения выставок работ современных художников, как и хотел Жоан Миро.

artchive.ru

Жоан Миро - мастер алогизма. Загадки студии испанского художника

«Тот день я никогда не забуду, - говорит Жоан Пуньет Миро, стоя на пороге студии, где его дед, Джоан Миро (Жоан, Хоан и Хуан на испанский манер) работал с конца 50-х годов практически до конца своих дней в 1983 году. - Это было 20 апреля 1978 года, в день 85-летия деда. Мне было 10 лет. Он хлопнул в ладоши и сказал: «Джоан, сегодня мы пройдем ко мне в мастерскую».Джоан миро

«Для меня он был просто дедом»

Хотя Жоан Пуньет вырос неподалеку, в городе Пальма, столице острова, и посещал дедушку каждую неделю, в тот раз ему впервые было разрешено переступить порог мастерской в доме, который построил для художника его друг, архитектор Хосеп Луис Серт. Это было фантастическое здание с видом на Средиземное море, с волнистой белой крышей, напоминающей крылья чайки, и ставнями ярко-синего, желтого и красного цвета – в духе картин самого художника.

«Для меня он был не великий Миро, - говорит внук. - Он был просто мой дедушка. Но когда я вошел в студию в 1978 году, я понял важность моего деда для всего мира».Интерьер, в котором доминировали примитивные на вид стены из грубо обтесанных валунов, залитых ярким светом, был святилищем, где художник мог вызвать дух фантасмагорического искусства. Хотя Миро был поклонником музыки, он настаивал на тишине, и когда он работал, внукам не было позволено шуметь или играть поблизости.испанский художник

Дни и годы

Известный всему миру испанский художник, дизайнер, скульптор Жоан (Джоан) Миро родился в Барселоне в 1893 году. Умер в 1983-м. Эпоха, в ходе которой в жизни художника, да и в жизни вообще, было множество драм, революций, войн, фашизма и антифашизма, диктатуры, бегства, нищеты, дома и бездомья… И все это испытал на своей шкуре художник Миро – а куда бы он делся? Достаточно сказать, что первый свой дом он обрел на седьмом десятке лет – тот самый, что построил для него на Майорке его друг. И все же он был очень счастливый человек. Прежде всего, он с юных лет понял, что хочет делать. Он встретил единственную женщину своей жизни – Пилар. Это про нее он скажет: «Женщина — дело иное! Когда мы молоды, она поражает нас, завораживает, а после — дает равновесие». загадочная студия

Наконец, он прошел все ступени мастерства, все мыслимые жанры от кубизма, экспрессионизма, абстракционизма, символизма и, в конце концов, обрел настоящую свободу – то есть он пошел дальше символистов, хотя, казалось бы, дальше пути нет. Миро – художник более чистый, более абстрактный, более синтетический.

Глубины бессознательного

Он близко дружил с Пабло Пикассо, и можно полагать, что два великих художника не могли поделить пальму первенства. «Пикассо был вулкан снаружи, Миро - вулкан внутри», - скажет много лет спустя внук художника. мироПосле смерти Пикассо он стал самым значимым из живущих художников Испании. К тому времени он был известен во всем мире. Мастер сюрреализма, он умел извлекать из своих недр столько поэзии, что сравнивать его с другими собратьями по цеху было бы опрометчиво. Художник не придумывает, на холст выплескивается то, что называется глубинами бессознательного. Поэты называют это проще – душа. Даже самые ярые приверженцы реализма в живописи застывают в восхищении перед его картинами – «Собака, лающая на луну», «Созвездие: утренняя звезда»… Искусствоведы так и называют язык живописи Миро – поэтический.собака

Человек в маске

Наверное, это нормально, что у человека есть маска. Зачем выставлять напоказ свое лицо и тем более чувства? Тем более художнику, который и так открыт миру – в картинах, скульптурах, стихах. Но есть же люди, которые не просто носят маску. Точнее, не носят ее совсем – в них совершенно открыто живут два человека. Судя по творчеству и образу жизни, Жоан Миро как раз относился к таковым.

Внук, названный в честь деда, рассказывает жутковатую историю о том, что однажды художник уехал куда-то на целых полгода и нечаянно запер в доме кошек. Вернувшись, обнаружил на полу ужасную картину. Что сделал бы нормальный человек? Поспешил бы избавиться от останков и поскорее забыть о страшной смерти животных. Но ведь это был Миро! Он повесил инсталляцию с высохшим трупом кошки на стене в мастерской. Видимо, его интересовал процесс перехода от жизни к смерти. Изменение текстуры живого материала…

При этом он был эстет до мозга костей. Он во всем любил порядок, одевался как английский лорд. Великолепные туфли ручной работы, красивые костюмы – это было принципиально. А в работе он был настоящим зверем, чародеем. В мастерской каждая вещь должна была быть на месте, на каждое письмо – а они приходили ему со всего мира – он отвечал лично, время работы он отдавал только работе и не позволял себя отвлекать. Такое вот фундаментальное противоречие. Он алогичен – вот, пожалуй, единственно верное определение. Хотя – это и есть сюрреализм, который не может быть только в картинах, он должен быть и в самом творце. Недаром Андре Бретон, основоположник сюрреализма, называл его "самым сюрреалистическим из нас всех".

На закате лет

В 1981 году Миро и его жена Пилар учредили Фонд Жоана Миро на Майорке. Он не хотел, чтобы этот фонд был чем-то застывшим, мертвым, художник видел его, как возможность для молодых художников приходить и работать в этих стенах.миро

В последние годы он уже не путешествовал, как раньше. Художнику было 88 лет. По словам внука, в последние годы творческий вулкан вспыхнул в дедушке с новой силой: «Люди предполагали, что мой дед, как успешный художник, удалился на Майорку, чтобы ждать смерти. Но он не боялся смерти, он не боялся провала. Он боялся только одной вещи: повторять самого себя».

Теперь он вдруг изменил своим любимым цветам, по которым его узнавали во всех экспозициях мира. Появились черные тона и полутона, новые персонажи – демоны и монстры. Он работал на полотнах, расположенных прямо на полу. В нем не осталось и следа от его детского восприятия мира, которым он отличался в молодом своем творчестве. «Чем старше я становлюсь, тем более я становлюсь жестоким и выразительным», - говорил он про свои картины. Однажды к нему пришел галерист Эме Маг и ужаснулся: «Ваши новые картины и скульптуры слишком радикальны, как же я буду их продавать!» На что художник посоветовал ему подождать каких-нибудь 35 лет, и все пойдет нормально.

Миро сегодня

Великолепные живописные головоломки художника, его поэтические символы и сегодня будоражат воображение зрителей в лучших галереях мира. Его внук посвятил жизнь наследию деда и успешно возвглавляет фонд Жоана Миро в Барселоне и на Майорке. Загадочная студия великого символиста и гения алогизма продолжает жить.

fb.ru

Хуан Миро

Все, что я рисую, я видел в полях или на морском берегу.

Хуан Миро

Биография

Миро. АвтопортретАвтопортрет (1918)

Хуан Миро родился 20 апреля 1893 года в Барселоне, в семье часовщика-ювелира. Миро начинает обучаться рисованию в возрасте семи лет, но позже, по настоянию родителей желающих, чтобы он получил достойную, по их мнению, профессию, учится на бухгалтера в коммерческой школе. Одновременно в 1907-1910 годах Миро изучает искусство в академии художеств Барселоны («Ла Лонха»), в классе пейзажиста Модесто Ургеля и профессора декоративно-прикладных искусств Хосе Паско Мериса.

В 1912-1915 годах он продолжит обучение в частной академии Франчезе Гали Фабра. В 1918 году, вместе с друзьями единомышленниками, Миро основал «Группу Курбе», противопоставившую себя консервативным традициям в каталонском искусстве. В его работах 1913-1917 годов, наиболее сильным является влияние Сезанна и фовистов: объекты близки друг к другу и переливаются яркими и радужными цветами, полосатые модели составляют вид декоративного орнамента.

Примерно в 1918 году, у Миро начинается так называемый период «поэтического реализма». Пейзажи, написанные в Монтройге, где художник проводит лето на родительской ферме, имеют глубокие перспективы, полные методично выписанных деталей.

В 1924 году, Миро встречается с Андре Бретоном, Полем Элюаром, Луи Арагоном и другими участниками сюрреалистической группы. В том же году публикуется Манифест сюрреализма. Первая работа сюрреалистического этапа его творчества «Карнавал Арлекина». Бурная фантазия художника создает мир бескостных, аморфных существ, свободно меняющих форму и положение в пространстве и вселенной. Предметы, рыбы, насекомые, лестницы, звезды, геометрические фигуры, все имеют реальные прототипы, но на холсте мечутся цветными тенями, обозначая праздник.

Прогрессируя с течением времени, картины Миро становятся все более абстрактными и их формы более органичными. К концу 1920-х годов, формируется словарь живописных идеограмм художника. В его составе знаки, обозначающие пространство: линия горизонта, солнце и звезды в верхней части картины, волны или пучки растений в нижней и связующие знаки или вестники, призванные объединить части пространства: летящая птица, бегущий кролик, лестница в небо, глаза и уши, человеческие фигуры с огромными ногами.

В 1930-х годах художник экспериментирует с самыми разными материалами. В ход идет любой материал, попавшийся ему под руку: бумага, медь, камень. Вырезая из каталогов и журналов иллюстрации различных машин и предметов быта, он создает коллажи, которые использует для будущих полотен. В 1932-1936 годах, Миро создает серию картин по своим эскизам-коллажам. В его художественных композициях технические детали превращаются в органические, мягкие формы, напоминающие части животных, человеческие конечности, эмбрионов.

После начала гражданской войны в Испании в июле 1936 года, Миро возвращается в Париж и остается во Франции до 1940 года. В 1937 году Миро пишет масштабное панно Жнец (утрачено), изображающее каталонского крестьянина с серпом, для павильона республиканской Испании на Всемирной выставке в Париже.

В 1940-1970-х годах художник реализует свою мечту о монументальном искусстве, открытом для народа. В 1947 году, в США, он выполняет фрески для отеля Хилтон Цинциннати. В 1956 году Миро селится в Пальма-де-Майорка, на вилле с большой студией построенной его другом, архитектором Хосе Луисом Серт. Здесь, в сотрудничестве со своим старым другом и мастером керамистом Артигасом, он выполняет оформление двух стен штаб-квартиры ЮНЕСКО в Париже (1956-1958 годы). Большие композиции из керамики занимают стены высотой 3 метра и 15 и 7,5 метров в длину. Доминирующей красный лик солнца и более спокойный серп Луны, с их яркими цветами, резко контрастирует с серым бетоном зданий. За эту работу Миро был удостоен Международной премии Гуггенхайма, которую президент Эйзенхауэр передал ему лично в 1959 году.

В последующие годы Миро создает ряд монументальных керамических панно, которые украшают столовую в Гарвардском университете (1960-61), Высшую школу экономических наук в Санкт-Галлене, Швейцария (1964), ограду фонда Маг в Сен-Поль-де-Вансе, аэропорт в Барселоне (1970), Стеклянный павильона всемирной выставке в Осаке (1970) и другие.

В 1950-1970-х годах Миро продолжает интересоваться скульптурой. Он делает модели из различных подручных материалов, некоторые из которых были позже отлиты в бронзе. Картины этого периода, ориентированы на первобытную живопись и детский рисунок, становятся «пустыми».

Умер Миро в Пальма-де-Мальорка в 1983 году, оставив после себя по крайней мере 2000 картин, 500 скульптур, 400 керамических работ и 5000 рисунков и коллажей. Он оказал огромное влияние на послевоенное искусство в Соединенных Штатах. В 1975 году, в Барселоне, в Центре изучения современного искусства, был основан фонд Хоана Миро. В 1992 году студия художника в Пальма-де-Майорка была превращена в его музей.

Источник (полная версия): http://www.yourdreams.ru/gallery/pages/joan-miro-1.php

Стиль Миро

В принципе, искусство Хуана Миро с точки зрения чистой пластики могло бы трактоваться и как беспредметная живопись. Его полотна настолько плоскостны, игра форм и линий сама по себе настолько выразительна и богата, что взаимодействие угадываемых предметов, их детали и тем более связь с бессознательным воспринимались бы скорее так, как происходило в работах Кандинского — на уровне не материальном, а совершенно эмоциональном.

В какой-то мере все эти фарандолы форм напоминают поэтику Клее или Кандинского (глубоко почитаемого Хуаном Миро), изъятую из их мира тонкой недосказанности, намека, глубоких подтекстов. «Картинный зал души» Миро существует при ярком свете современных ламп, он прекрасен своей ясностью, хотя и ограничен ею. Образы, которые в произведениях Эрнста, позднее — Дали вызывали оторопь своей ненужной натуралистичностью, у Миро сведены к изящной декоративной арабеске, к своего рода балету, пантомиме, весьма условному изобразительному спектаклю, рядом с которым сумеречные и натуралистические персонажи, кровавые детали и прочее выглядят уступкой невзыскательному зрителю.

Бретон считал Миро «самым сюрреалистским» среди всех сюрреалистов. И это не было преувеличением. Исключительно живописными средствами (на уровне только цвета, абстрактных форм и линий, освобожденных от какой-либо литературщины) сюрреалистический дух с наибольшей силой передал именно Миро.

Его картины — это окна в некие космические или духовные миры, наполненные уникальной духовно-органической жизнью, отличной от всего того, что известно нам на Земле. Ощущается, что перед нами высокохудожественное выражение некоего эзотерического знания, мистического опыта проникновения в иные реальности, которое не может быть реализовано в нашем мире никаким иным способом.

Для большинства картин Миро характерно создание художественного пространства путем живописной гармонизации нескольких одноцветных (но колористически тонко проработанных, насыщенных системой цвето-тоновых отношений) достаточно плотных туманностей, плавно перетекающих друг в друга. Обычно используются сине-голубые, зеленые, желто-коричнево-охристые гаммы для отдельных туманностей. На ранних этапах (в 20-е г.) для создания ирреального пространства картины нередко использовались не туманности, а абстрактные локальные цветные плоскости (ярко-желтого, красного, синего, зеленого, иногда черного цветов).

Затем эти пространства населяются абстрактными и полуабстрактными причудливыми формами самых различных конфигураций (фантазия Миро в этом плане безгранично изобретательна), большинство из которых под кистью мастера наполняются духом живых органических существ различной жизненно-энергетической сложности и духовной насыщенности: от примитивных амебообразных существ, через некие зоо- и антропоморфные существа, как бы сошедшие с детских рисунков, до сложнейших иероглифических и абстрактных цветоформных образований, излучающих мощную духовную энергию неизвестной природы, активно воздействующую на психику реципиента.

Более характерным для его художественного видения является проникновение (и презентация в своем творчестве) в миры, наполненные внеземным, но близким нам космическим эросом, тем эросом, который открывался, кажется, древним эзотерикам в их сакрально-экстатических мистериях и культовых оргиях. Некоторые работы Миро, особенно позднего периода, для которого характерны предельная напряженность немногих крупных контрастных цветоформ, использование жирного черного контура, иероглифоподобных черных знаков, пронизаны каким-то пророческим, апокалиптическим духом.

Источники: Герман М.Ю. Модернизм, Бычков В.В. Эстетика

Описания картин

Портрет Винсента Нубиолы (1917)

Миро. Портрет Винсента НубиолыПортрет Винсента Нубиолы (1917)

Нубиола был профессором земледелия в Школе изящных искусств в Барселоне. Миро познакомился с ним во время учебы в барселонском обществе “Cercle Artístic de Sant Lluc” в 1913 году, а спустя четыре года написал его портрет и включил его в одну из самых ранних своих выставок в барселонской Галерее Далмау. Эта картина является одним из шедевров раннего Миро, когда он экспериментировал с кубизмом и фовизмом. Некоторые критики предполагают, что работа могла быть написана под влиянием Ван Гога, которым Миро восхищался. На картине изображен Нубиола, сидящий в кресле возле стола, на котором находятся фрукты, графин с вином и растение в горшке. Плоский фон позади фигуры украшают треугольники и дуги, расстегнутый ворот красной рубашки Нубиолы указывает на его политический радикализм. Позже Миро написал автопортрет, где изобразил себя в такой же рубашке. Работа была приобретена Пикассо.

Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Портрет_Винсента_Нубиолы

Ферма (1921-22)

Миро. Ферма (1Ферма (1921-22)

Ферма — картина Миро, написанная им между летом 1921 года, проведенным в Монт-роч-дель-Камп, и зимой 1922 года в Париже. Это своего рода инвентаризация загородного дома, принадлежавшего его семье в Монт-роч-дель-Камп. Миро считал эту работу ключевой в своей карьере, охарактеризовав ее как резюме всей своей жизни в сельской местности. Создание картины заняло 9 месяцев напряженной работы, по 7-8 часов каждый день, и отмечал, что 9 месяцев также и срок человеческой беременности. Он также писал, что хотел показать как горы, так и муравьев, жаловался, что в Париже тяжело было передавать дух Каталонии. При этом один из торговцев произведениями искусства всерьез предлагал разделить холст на 8 частей, чтобы его было легче продать.

Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Ферма_(Картина_Миро)

Каталонский пейзаж. Охотник (1923-24)

Миро. Каталонский пейзаж. Охотник (1Каталонский пейзаж. Охотник (1923-24)

Написанная в 1923-1924 годах картина Миро «Каталонский пейзаж. Охотник» — это уже не сюжетная композиция, а, скорее, магическая формула. Только наша фантазия способна воссоздать целое из разбросанных по полотну деталей, отдельных геометрических фигур, прямых, ломаных, извилистых линий, неуловимых языков пламени. Это архетипические знаки, мифологемы, сопоставление, противопоставление которых делает композицию напряженной и динамичной. Значение каждого можно расшифровать. Например, Солнце и Луна — это вечно противоборствующие мужское и женское начала. Треугольники — знаки вездесущего пола. А землю и небо соединяет лестница Иакова... Таинственные знаки не выдуманы художником. Они им открыты в процессе глубокого изучения традиционного и народного искусства. И именно потому доступны для понимания практически каждым человеком, к какой расе он бы ни относился и на какой ступени развития цивилизации ни находился.

Источник: http://www.artcontext.info/pictures-of-great-artists/55-2010-12-14-08-01-06/920-miro.html

Голова каталанского крестьянина (1924-25)

Голова каталанского крестьянина — символическая последовательность картин маслом и карандашом, сделанных между 1924 и 1925 годами. Миро начал работу в тот же год, в который Андре Бретон опубликовал свой «Манифест сюрреализма: Растворимая рыба». Частично серия была сделана в Париже. Для Миро «крестьянский» означает его связь с сельским знанием, перекликается с каталонской идентичностью. Работа показывает связь Хуана Миро с родиной на протяжении всей его карьеры. Миро создал эту серию в ответ на запрет каталанского языка Мигелем Примо де Риверой. Он был также под влиянием сельской местности Баш-Камп. Согласно одной интерпретации, последовательность картин Миро — в прогрессивном упрощении одной и той же сцены. Кристофер Грин, в свою очередь, говорит, что это не совсем линейная тенденция к упрощению, а, скорее, дилемма, внутренняя дискуссия между художником, который создает заполненное живописное пространство. В картинах показывается синтетическое представление фигуры каталанского крестьянина с повторением таких символов, как треугольная голова, борода и красная шляпа (барретина). Фон картин нейтрален, желтого или синего цвета.

Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Голова_каталанского_крестьянина

Ритмические фигуры (1934)

Миро. Ритмические фигурыРитмические фигуры (1934)

Здесь присутствуют и призраки манекенов Кары, и страшноватые существа — реминисценции эрнстовских монстров, но все это сведено к лаконичным, ярким, танцующим формам, которым яростно-изысканный колорит, напоминающий мелькание театральных прожекторов на сценическом заднике, придает ощущение драматического, но веселого представления.

Источник: Герман М.Ю. Модернизм

Мужчина и женщина перед кучей экскрементов (1935)

Миро. Мужчина и женщина перед кучей экскрементовМужчина и женщина перед кучей экскрементов (1935)

Картина была сделана на листе меди за неделю между 15 и 22 октября 1935 года. По словам Миро, это результат попытки изобразить трагедию и ужасы Гражданской войны в Испании. Картина была одной из двенадцати работ, известных как «Дикие картины». Половина из них была написана на меди, а половина — на мезоните. Они были созданы в период общественных беспорядков в Испании, приведших к гражданской войне. Миро говорил, что это картина о периоде беспокойства. На картине изображены мужчина и женщина, тянущиеся друг к другу в объятья, но не движущиеся. Увеличенные половые органы и зловещие цвета были описаны как «полные отвращения и гадливой сексуальности». Фигуры передают пессимизм Миро в отношении ситуации в Каталонии. Критики называют эту картину «ключевой» из серии работ, представляющих предчувствия Миро о предстоящей гражданской войне. Эффектом светотени создается черное небо, на фоне которого выделены разрозненные фигуры. Миро решил назвать картину по-французски, а не по-испански. По словам Миро, упоминание экскрементов отсылает к Рембрандту, который говорил, что, когда он начал писать картины, рубины и алмазы находились в навозных кучах.

Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Мужчина_и_женщина_перед_кучей_экскрементов

Метаморфоза (1935-36)

Миро. Метаморфоза (1Метаморфоза (1935-36)

Метаморфоза (Metamorphosis) — серия коллажей-зарисовок Миро, сделанных между 1935 и 1936 годом. Серия стала интерлюдией к серии «Картины на мазоните». Как и последующая, серия вдохновлена отношением художника к политической ситуации на тот момент в Испании в целом и в Каталонии в частности, когда в правительство вошли консервативные министры, что вызвало ряд широких протестов.

Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Метаморфоза_(Миро)

Картины на мазоните (1936)

Картины на мазоните — серия из 27 абстрактных картин, созданных Миро летом 1936 года — сразу после начала Гражданской войны в Испании 18 июля. Картины выполнены маслом, песком, дегтем и казеином на мазоните. С этими работами закончился период творчества Миро, известный как «Дикие картины». С началом Гражданской войны Миро стал рисовать не факты, но рисовать ради процесса, устраивая нечто вроде экзорцизма. Фигуры монстров заменены на прямую атаку художника на полотно. Хотя было предположено, что эти работы представляют собой реакцию Миро на эмоциональное и физическое потрясение в стране, но сам художник утверждал, что они были произведены «несмотря на события». Работы были выполнены в Монт-роч-дель-Камп и в Барселоне. Вскоре после окончания работы над картинами художник покинул страну и уехал осенью 1936 года в Париж, где оставался четыре года.

Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Картины_на_мазоните

Обнаженная, поднимающаяся по лестнице (1937)

Миро. Обнаженная, поднимающаяся по лестницеОбнаженная,поднимающаясяпо лестнице (1937)

Обнаженная, поднимающаяся по лестнице — рисунок карандашом и углем Миро, сделанный в 1937 году. Миро нарисовал «Обнаженную…» во время Гражданской войны в Испании. Он жил в Париже и начал посещать курсы живописи Grande Chaumiere. Миро обратился к построению человеческой фигуры, чтобы изобразить драму, которая в то время проходила в Каталонии. Это чувство передано формами, использованными для изображения сюжета. В верхнем правом углу расположено своего рода окно или отверстие, в котором можно увидеть падающие в комнату лучи света. Женщина делает правой рукой жест, который в других работах Миро служил символом бегства, ухода от реальности. Этот рисунок связан с картиной «Обнаженная, спускающаяся по лестнице» Марселя Дюшана, а искажения фигуры передают суть испанской гражданской войны. Но даже Дюшан не был первым, кто обратился к теме женщины на лестнице. Его предшественником был Эдвард Мейбридж, который в серии своих ранних фотографий запечатлел обнаженную женщину, спускающуюся по лестнице.

Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Обнажённая,_поднимающаяся_по_лестнице

Созвездия (1939)

Созвездия — серия из 23 небольших гуашей Миро, начатых в 1939 году в Варанжвиль-сюр-Мере и законченных в 1941 году, между Мальоркой и Монт-роч-дель-Камп. В августе 1939 года, за год до начала Второй мировой войны, Миро с семьей покинул Париж и переехал в Варанжвиль-сюр-Мер, небольшой город в Нормандии. Здесь он написал лучшие 10 работ в серии, начиная с «Рассвета» и заканчивая «Масштабами бегства». Оставив Францию после вторжения немецких войск, Миро продолжал работать над серией на Мальорке, создав еще 10 картин. В 1941 году в Монт-роч-дель-Камп, в доме предков, он завершил серию тремя рисунками. В это время он начал делать наброски, позже превратившиеся в Барселонскую серию литографий. В этом цикле некоторые образы «Созвездий» нашли повторное воплощение.

Характерные символы «Созвездий» — силуэты звезд, птиц, женщин, — неразрывно связаны с обретением художником собственного образного языка и достижением творческой зрелости. Контуры символов пересекаются и находят один на другой, позволяя создавать своеобразные цветовые пятна в местах наложений. Впоследствии мастер постоянно использует этот прием. Все работы датированы, что позволяет восстановить хронологический порядок их появления. Основа работ написана в мягких тонах, в подавляющем числе работ полно пересекающихся черных линий и деталей, написанных основными цветами — красным, синим, желтым; работы напоминают астрономические карты, показывающие космическое пространство.

Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Созвездия_(Миро)

Барселонская серия (1944)

Барселонская серия — серия из пятидесяти черно-белых литографий, созданных между 1939 и 1944 годами и опубликованных Миро в 1944. Серия считается печатной версией масляной серии Миро «Созвездия». Литографии показывают искаженные образы животных, в том числе людей. Картины являются реакцией на Гражданскую войну в Испании, проходившую в то время. Миро использовал навыки печати, с которой экспериментировал с 1930-х, чтобы создать не то 50 произведений, не то по сути одно. Он показывает бессильных людоедов, которыми могут быть Франциско Франко и его генералы, или выдуманный диктатор Убю Рои, придуманный Альфредом Жарри в 1898 году.

Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Барселонская_серия

Триптих «Голубое» (1961)

Живописные миры Миро часто музыкальны, поэтичны, крайне насыщены и разнообразны. Они бывают наполнены десятками самых причудливых формо-существ, а могут быть и очень лаконичны, как триптих «Голубое» 1961 г., на крупноформатных голубых полотнах которого изображено только по нескольку черных небольших пятен и по одному красному. На третьем полотне — всего одно черное пятно и одно красное с длинным хвостом — тонкой черной линией. Тем не менее триптих обладает духовно-медитативной силой, намного превышающей некоторые его «многонаселенные» картины. Холодный трансцендентализм, которым дышит этот триптих, чужд, однако, большинству работ Миро.

Источник: Бычков В.В. Эстетика

Май 1968 (1968-1973)

Миро. Май 1968 (196Май 1968 (1968-73)

Май 1968 — картина Миро, написанная между 1968 и 1973 годами под впечатлением от майских событий во Франции 1968 года. Майские события 1968 — социальный кризис во Франции, вылившийся в демонстрации, массовые беспорядки и всеобщую забастовку. Привел в конечном счете к смене правительства, отставке президента Шарля де Голля, и, в более широком смысле, к огромным изменениям во французском обществе. Миро симпатизировал движению. На белом фоне, художник сделал яркие пятна в цветах, характерных для этого его творческого периода: в синем, красном, зеленом, желтом и оранжевом. Эти пятна цвета раздавлены толстыми цветными черными линиями, черными отпечатками рук, в центре расползается большое черное пятно.

Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Май_1968_(картина_Миро)

Надежда штурмана (1968-73)

Миро. Надежда штурмана I (196Надежда штурмана I (1968-73)

Надежда штурмана — серия из восьми картин маслом на холсте, написанных Жоаном Миро между 1968 и 1973 годами. В этих работах видна техника, часто использовавшаяся художником в 1968 году — красочная графика на черном фоне или, наоборот, цветные пятна на темном фоне и прямые черные линии. В картинах, по сравнению с работами о Гражданской войне в Испании, меньше драматизма, меньше черного цвета, больше округлых форм белого цвета; черный фон компенсируется цветными пятнами. В период написания картин Миро жил на Мальорке, где укреплял свой стиль и вновь стал интересоваться восточной культурой. Жак Дюлен говорит о том, что на Миро повлияло японское искусство; по словам Пилара Кабаньяса в Мадридский университет Комплутенсе, это влияние было взаимным.

Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Надежда_штурмана

Надежда осужденного (1974)

Надежда осужденного — серия из трех картин, написанных Миро в 1974 году. Суть картин составляет линия, которая прерывается, как была прервана жизнь Сальвадора Пуча Антика. В последние годы правления Франко в Испании произошло несколько судов, потрясших Миро. Миро нарисовал этот триптих в связи с прошением о помиловании, которое он делал для молодого анархиста Сальвадора Пуча Антика. Работа явилась результатом двухлетней подготовки, в ходе которой Миро сделал несколько подготовительных рисунков с вариациями одной и той же идеи. Идеи были зарисованы в феврале 1974 года, но картины не были закончены до следующего месяца, когда состоялась еще одна казнь.

Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Надежда_осуждённого

Руки, летящие в сторону созвездий (1974)

Миро. Руки, летящие в сторону созвездийРуки, летящие в сторону созвездий (1974)

Картина — часть особенных последних работ Миро, в которых обильно использование черного и значительное сокращено использование других цветов в сравнении с черным. Это, вместе с видимым безразличием к нанесению краски на холст, с появлением капель и брызг, дает работе большую силу и агрессивность. Агрессивно, но больше по форме, чем по содержанию. Эти работы не должны быть истолкованы как крик протеста, это скорее искреннее и спонтанное проявление чувств художника.

Источник: http://ru.m.wikipedia.org/wiki/Руки,_летящие_в_сторону_созвездий

Символ птицы (1978)

Миро. Символ птицыСимвол птицы (1978)

Миро создал эту работу для музея Эдвина Ульриха в Университете Уичиты. Эта мозаика — одна из самых больших живописных работ Миро, начатая, когда ему было 79 лет, и законченная, когда ему было 85. Это была первая стеклянная мозаика Миро, и, хотя он надеялся сделать еще несколько, он умер до осуществления своих планов. Вся южная стена музея стала основой для работы 8,53×15,85 м, состоящей из миллиона кусочков мрамора и венецианского стекла, установленных на специально обработанной древесине, прикрепленной к бетонной стене на алюминиевой сетке. Хотя работа малоизвестна, она уникальна, так как является одной из последних работ в карьере Миро и является крупнейшей двумерной работой Миро в Северной Америке, единственной работой Миро в данном музее.

Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Символ_птицы

Стена (1979)

Миро. СтенаСтена (1979)

Стена Миро — мозаика на стене Музея имени Вильгельма Хака, сделанная в 1979 году. На стене изображены красочные и причудливые существа. Произведение было изготовлено Жоаном Гарди Артигасом, работавшим под руководством Миро. По макету 1:10, сделанному Миро, было изготовлено 7200 кусочков; на завершенной работе есть подписи обоих художников. Подпись Миро не датирована, у подписи Артигаса указан 1979 год. Работа была открыта одновременно с концом постройки музея, построенного для хранения пожертвованной коллекции Вильгельма Хака. В настоящее время стена потускнела из-за загрязнения, но не очищается из-за высокой стоимости процесса чистки.

Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Стена_Миро

Картины Миро

Под редакцией Tannarh’a, 2014 г.

tannarh.narod.ru


Смотрите также