Мизантроп (картина). Мизантроп картина


Мизантроп (картина) — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

К:Картины 1568 года У этого термина существуют и другие значения, см. Мизантроп.

«Мизантроп» — картина Питера Брейгеля Старшего. Написана в 1568 году темперой по холсту. Хранится в Национальной галерее Каподимонте в Неаполе.

Описание

Одна из последних картин художника, написана за год до смерти. В ней, как и в многих других своих произведениях, Брейгель размышляет о человеческих пороках и бренности человеческой жизни. На картине изображён молодой злобный карлик, крадущий кошелёк у мрачного старика. Карлик вписан в сферу с крестом — это символическое изображение порочного мира. Монах-отшельник в низко надвинутом на лицо капюшоне занимает доминирующее положение. Кисти рук сложены в молитвенном жесте, нарочито декламирующем благочестивый характер этого персонажа. Однако благочестие оказывается лицемерным: позади из-под монашеского одеяния высовывается туго набитый кошелек красного цвета в форме сердца. Возможно, здесь Брейгель опирается на сентенцию «Где кошелёк, там и сердце», восходящую к Евангельскому тексту.

Фраза на нидерландском языке, размещенная в нижней части картины, гласит: «Так как мир столь коварен, я иду в траурных одеждах». Буквы нанесены посторонней рукой и возможно, в более позднее время, однако считается, что смысл этой надписи совпадает с тем, что хотел показать художник.

Как бы мизантроп не хотел отрешиться от мира, он не может этого сделать. Коварство мира символизирует не только карлик-воришка, но и три ловушки-чеснока, которые разложены по пути следования мизантропа. Двуличный образ монаха намекает на то, что картина содержит сатиру на духовенство. Угрюмый мизантроп контрастирует с пастухом, охраняющим овец на заднем плане и преисполненным заботы о своих подопечных. По традиции, идущей ещё от Ветхого Завета, в образе пастуха аллегорически изображался Христос.

Круглая форма картины нетипична для Брейгеля. Если судить по дошедшим до нас работам, он использовал её всего дважды. В 1558 году во время подготовительных работ к картине «Фламандские пословицы» и в этой работе десятью годами спустя. Здесь он возвращается также к оставленной технике — пишет не маслом по дереву, а темперой по холсту.

Фрагменты картины

  • Pieter Bruegel - Misanthrope (face).jpg

Напишите отзыв о статье "Мизантроп (картина)"

Литература

  • Львов С. Л. Питер Брейгель Старший — Издательство: ТЕРРА, 1998.
  • Гершензон-Чегодаева Н. М. Брейгель.— М., 1983.
  • Orenstein Nadine M., ed. [libmma.contentdm.oclc.org/cdm/compoundobject/collection/p15324coll10/id/97318 Pieter Bruegel the Elder: Drawings and Prints]. — The Metropolitan Museum of Art, 2001. — ISBN 9780870999901.
  • Pietro Allegretti, Brueghel, Skira, Milano 2003. ISBN 00-0001-088-X

Отрывок, характеризующий Мизантроп (картина)

– Соня, – сказала графиня, поднимая голову от письма, когда племянница проходила мимо нее. – Соня, ты не напишешь Николеньке? – сказала графиня тихим, дрогнувшим голосом, и во взгляде ее усталых, смотревших через очки глаз Соня прочла все, что разумела графиня этими словами. В этом взгляде выражались и мольба, и страх отказа, и стыд за то, что надо было просить, и готовность на непримиримую ненависть в случае отказа. Соня подошла к графине и, став на колени, поцеловала ее руку. – Я напишу, maman, – сказала она. Соня была размягчена, взволнована и умилена всем тем, что происходило в этот день, в особенности тем таинственным совершением гаданья, которое она сейчас видела. Теперь, когда она знала, что по случаю возобновления отношений Наташи с князем Андреем Николай не мог жениться на княжне Марье, она с радостью почувствовала возвращение того настроения самопожертвования, в котором она любила и привыкла жить. И со слезами на глазах и с радостью сознания совершения великодушного поступка она, несколько раз прерываясь от слез, которые отуманивали ее бархатные черные глаза, написала то трогательное письмо, получение которого так поразило Николая.

На гауптвахте, куда был отведен Пьер, офицер и солдаты, взявшие его, обращались с ним враждебно, но вместе с тем и уважительно. Еще чувствовалось в их отношении к нему и сомнение о том, кто он такой (не очень ли важный человек), и враждебность вследствие еще свежей их личной борьбы с ним. Но когда, в утро другого дня, пришла смена, то Пьер почувствовал, что для нового караула – для офицеров и солдат – он уже не имел того смысла, который имел для тех, которые его взяли. И действительно, в этом большом, толстом человеке в мужицком кафтане караульные другого дня уже не видели того живого человека, который так отчаянно дрался с мародером и с конвойными солдатами и сказал торжественную фразу о спасении ребенка, а видели только семнадцатого из содержащихся зачем то, по приказанию высшего начальства, взятых русских. Ежели и было что нибудь особенное в Пьере, то только его неробкий, сосредоточенно задумчивый вид и французский язык, на котором он, удивительно для французов, хорошо изъяснялся. Несмотря на то, в тот же день Пьера соединили с другими взятыми подозрительными, так как отдельная комната, которую он занимал, понадобилась офицеру. Все русские, содержавшиеся с Пьером, были люди самого низкого звания. И все они, узнав в Пьере барина, чуждались его, тем более что он говорил по французски. Пьер с грустью слышал над собою насмешки. На другой день вечером Пьер узнал, что все эти содержащиеся (и, вероятно, он в том же числе) должны были быть судимы за поджигательство. На третий день Пьера водили с другими в какой то дом, где сидели французский генерал с белыми усами, два полковника и другие французы с шарфами на руках. Пьеру, наравне с другими, делали с той, мнимо превышающею человеческие слабости, точностью и определительностью, с которой обыкновенно обращаются с подсудимыми, вопросы о том, кто он? где он был? с какою целью? и т. п.

wiki-org.ru

Две притчи Питера Брейгеля о «лицемерной добродетели»

Две картины великого нидерландского живописца Питера Брейгеля (1527–1569), написанные им в 1568 г. – «Мизантроп» (но не тот, о котором писал позднее Мольер) и «Разоритель гнезд» – обличают, как полагают, «лицемерную добродетель»: склонность человека надменно указывать на чужие пороки, при этом не замечая собственных. Вот что пишет об этих картинах Н.М. Гершензон-Чегодаева в своей книге «Брейгель» (Москва: «Искусство», 1983, с.247–248): «Работая в последние годы своей жизни над произведениями, всецело посвященными …теме судьбы человечества, Брейгель … нашел новые формы, адекватные осознанным им в это время по-новому, связанным с этой темой идеям. (…)«Мизантроп». Неаполь. Национальная галерея КаподимонтеSaved from http://www.museum-online.ru/Renaissance/Piter_Bruegel/Canvas/2534Шагающий по «дороге жизни» старый монах-отшельник, в драпирующем его тело монашеском одеянии и низко надвинутом на лицо капюшоне, занимает в ней доминирующее положение. Из-за краев капюшона выступают длинный крючковатый нос старика и остроконечная седая борода; видны также кисти его рук, сложенные в молитвенном жесте, нарочито декламирующем благочестивый характер этого персонажа. Но присущее ему лицемерие недвусмысленно показано тем, что позади из-под монашеского одеяния высовывается красный, имеющий форму сердца, туго набитый кошелек (в связи с этим вспоминают восходящую к Евангельскому тексту сентенцию: «Где кошелек, там и сердце», которую, предположительно, мог иметь в виду Брейгель). Кошелек этот ножом срезает подкравшийся сзади оборванный мальчик-воришка, тело которого заключено в прозрачный шар, символизирующий собой мир. Перед стариком на дороге, по которой он идет, на том месте, куда он направляет свои шаги, лежат металлические колючки (очевидно, нарочито подброшенные ему ноги), выполняющие роль, аналогичную той, какую обычно выполняют несущие в себе опасность ямы, канавы или водяные провалы в земле. На плоской равнине вдали виднеется маленькая фигурка Доброго Пастыря с окружающим его стадом белых и черных овец, а у горизонта – частый мотив композиций Брейгеля – ветряная мельница. Внизу под фигурами на земле крупными буквами начертаны на фламандском языке слова: «Так как мир столь коварен, я иду в траурных одеждах». Хотя буквы эти нанесены явно посторонней рукой и очень возможно, что в более позднее время, многие считают, что смысл этой надписи совпадает с тем, что хотел показать художник. Если это мнение и не вполне достаточно для раскрытия точного замысла Брейгеля, то, во всяком случае, приходится отметить, что своей картиной «Мизантроп» мастер задал зрителю не столь сложную загадку, как обычно. «Разоритель гнезд». Вена. Историко-художественный музейSaved from http://www.arttrans.com.ua/sub/posters/6358/Harrier_of_Nests.htmlЭтого отнюдь нельзя сказать о «Разорителе гнезд» – одном из загадочных произведений художника. … На главное место выдвинут один-единственный персонаж, изображенный в крупном масштабе и помещенный на самом первом плане картины…этот человек направляется в сторону зрителя, словно намереваясь «выйти» из картины. …Он спокойно шествует, даже замедляя шаг, так как внимание его привлечено находящейся на втором плане позади него справа фигурой мальчишки, который, забравшись на дерево, разоряет птичье гнездо. Крестьянин не только направляет свои шаги в сторону зрителя, но и обращается к нему с назидательным жестом, указательным пальцем левой руки через плечо призывая его взглянуть в глубину картины на разорителя гнезд. Таким образом, он как будто должен воплощать добродетель, обличающую зло; однако художник весьма недвусмысленно показывает, что его самого ожидает возмездие (очевидно, приходится думать, что добродетель его столь же условна, как и благочестие отшельника в картине «Мизантроп»). Как старик смело идет вперед, не замечая разбросанных по дороге колючек, так и этот крестьянин не видит того, что перед ним находится водоем, в который он сейчас вступит: носок его правой ноги уже касается воды. В этой картине Брейгель снова вернулся к столь важному для него мотиву слепоты. Если «Мизантропу» мешает видеть надвинутый на глаза капюшон, то герой «Разорителя гнезд», изображенный с открытыми глазами, не видит потому, что его глаза «неспособны» видеть. …Брейгель умел изображать невидящий взор. Но ни в одном из тех своих произведений, где он обращался к этому мотиву, он не передавал его так наглядно, точно и с таким мастерством, как здесь. Лицо крестьянина открыто; оно представлено крупным планом; глаза ничем не завуалированы, и между тем они не смотрят; у человека поистине «невидящий» взгляд. Трудно сказать, каким образом Брейгель добился подобного эффекта, но нет никакого сомнения в том, что добивался он его вполне сознательно. Если вглядеться в глаза крестьянина, начинает казаться, что зрачки его затянуты тонкой пленкой; а может быть, этому впечатлению также содействует выражение его лица – бессмысленное и придурковатое» (С).

valya-15.livejournal.com

Мизантроп (картина)

«Мизантроп» — картина Питера Брейгеля Старшего. Написана в 1568 году темперой по холсту. Хранится в Национальной галерее Каподимонте в Неаполе.

Описание

Одна из последних картин художника, написана за год до смерти. В ней, как и в многих других своих произведениях, Брейгель размышляет о человеческих пороках и бренности человеческой жизни. На картине изображён молодой злобный карлик, крадущий кошелёк у мрачного старика. Карлик вписан в сферу с крестом — это символическое изображение порочного мира. Монах-отшельник в низко надвинутом на лицо капюшоне занимает доминирующее положение. Кисти рук сложены в молитвенном жесте, нарочито декламирующем благочестивый характер этого персонажа. Однако благочестие оказывается лицемерным: позади из-под монашеского одеяния высовывается туго набитый кошелек красного цвета в форме сердца. Возможно, здесь Брейгель опирается на сентенцию «Где кошелёк, там и сердце», восходящую к Евангельскому тексту.

Фраза на нидерландском языке, размещенная в нижней части картины, гласит: «Так как мир столь коварен, я иду в траурных одеждах». Буквы нанесены посторонней рукой и возможно, в более позднее время, однако считается, что смысл этой надписи совпадает с тем, что хотел показать художник.

Как бы мизантроп не хотел отрешиться от мира, он не может этого сделать. Коварство мира символизирует не только карлик-воришка, но и три ловушки-чеснока, которые разложены по пути следования мизантропа. Двуличный образ монаха намекает на то, что картина содержит сатиру на духовенство. Угрюмый мизантроп контрастирует с пастухом, охраняющим овец на заднем плане и преисполненным заботы о своих подопечных. По традиции, идущей ещё от Ветхого Завета, в образе пастуха аллегорически изображался Христос.

Круглая форма картины нетипична для Брейгеля. Если судить по дошедшим до нас работам, он использовал её всего дважды. В 1558 году во время подготовительных работ к картине «Фламандские пословицы» и в этой работе десятью годами спустя. Здесь он возвращается также к оставленной технике — пишет не маслом по дереву, а темперой по холсту.

Фрагменты картины

Литература

  • Львов С. Л. Питер Брейгель Старший — Издательство: ТЕРРА, 1998.
  • Гершензон-Чегодаева Н. М. Брейгель.— М., 1983.
  • Orenstein Nadine M., ed. Pieter Bruegel the Elder: Drawings and Prints. — The Metropolitan Museum of Art, 2001. — ISBN 9780870999901.
  • Pietro Allegretti, Brueghel, Skira, Milano 2003. ISBN 00-0001-088-X
Работы Питера Брейгеля Старшего Отдельные картины Цикл картин «Перевёрнутый мир» Цикл картин «Двенадцать месяцев» Цикл «Семь смертных грехов»
Безумная Грета  · Падение Икара  · Морской бой в гавани Неаполя  · Триумф смерти  · Падение мятежных ангелов  · Вавилонская башня  · На пути в Египет  · Вино на празднике Святого Мартина  · Путь на Голгофу  · Самоубийство Саула  · Поклонение волхвов  · Христос и женщина, уличённая в прелюбодеянии  · Перепись в Вифлееме  · Избиение младенцев  · Обращение Савла  · Страна лентяев  · Свадебный танец  · Крестьянский танец  · Крестьянская свадьба  · Мизантроп  · Притча о слепых  · Калеки  · Сорока на виселице
Битва Масленицы и Поста  · Детские игры · Фламандские пословицы
Охотники на снегу  · Возвращение стада  · Сенокос · Жатва  · Сумрачный день
Гнев  · Тщеславие  · Лень  · Сребролюбие  · Чревоугодие  · Зависть  · Похоть  · Страшный суд

Мизантроп (картина) Информация о

Мизантроп (картина)Мизантроп (картина)

Мизантроп (картина) Информация Видео

Мизантроп (картина) Просмотр темы.

Мизантроп (картина) что, Мизантроп (картина) кто, Мизантроп (картина) объяснение

There are excerpts from wikipedia on this article and video

www.turkaramamotoru.com

Мизантроп (картина) — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

К:Картины 1568 года У этого термина существуют и другие значения, см. Мизантроп.

«Мизантроп» — картина Питера Брейгеля Старшего. Написана в 1568 году темперой по холсту. Хранится в Национальной галерее Каподимонте в Неаполе.

Описание

Одна из последних картин художника, написана за год до смерти. В ней, как и в многих других своих произведениях, Брейгель размышляет о человеческих пороках и бренности человеческой жизни. На картине изображён молодой злобный карлик, крадущий кошелёк у мрачного старика. Карлик вписан в сферу с крестом — это символическое изображение порочного мира. Монах-отшельник в низко надвинутом на лицо капюшоне занимает доминирующее положение. Кисти рук сложены в молитвенном жесте, нарочито декламирующем благочестивый характер этого персонажа. Однако благочестие оказывается лицемерным: позади из-под монашеского одеяния высовывается туго набитый кошелек красного цвета в форме сердца. Возможно, здесь Брейгель опирается на сентенцию «Где кошелёк, там и сердце», восходящую к Евангельскому тексту.

Фраза на нидерландском языке, размещенная в нижней части картины, гласит: «Так как мир столь коварен, я иду в траурных одеждах». Буквы нанесены посторонней рукой и возможно, в более позднее время, однако считается, что смысл этой надписи совпадает с тем, что хотел показать художник.

Как бы мизантроп не хотел отрешиться от мира, он не может этого сделать. Коварство мира символизирует не только карлик-воришка, но и три ловушки-чеснока, которые разложены по пути следования мизантропа. Двуличный образ монаха намекает на то, что картина содержит сатиру на духовенство. Угрюмый мизантроп контрастирует с пастухом, охраняющим овец на заднем плане и преисполненным заботы о своих подопечных. По традиции, идущей ещё от Ветхого Завета, в образе пастуха аллегорически изображался Христос.

Круглая форма картины нетипична для Брейгеля. Если судить по дошедшим до нас работам, он использовал её всего дважды. В 1558 году во время подготовительных работ к картине «Фламандские пословицы» и в этой работе десятью годами спустя. Здесь он возвращается также к оставленной технике — пишет не маслом по дереву, а темперой по холсту.

Фрагменты картины

  • Pieter Bruegel - Misanthrope (face).jpg

Напишите отзыв о статье "Мизантроп (картина)"

Литература

  • Львов С. Л. Питер Брейгель Старший — Издательство: ТЕРРА, 1998.
  • Гершензон-Чегодаева Н. М. Брейгель.— М., 1983.
  • Orenstein Nadine M., ed. [http://libmma.contentdm.oclc.org/cdm/compoundobject/collection/p15324coll10/id/97318 Pieter Bruegel the Elder: Drawings and Prints]. — The Metropolitan Museum of Art, 2001. — ISBN 9780870999901.
  • Pietro Allegretti, Brueghel, Skira, Milano 2003. ISBN 00-0001-088-X

Отрывок, характеризующий Мизантроп (картина)

Здесь, ровно восемь лет назад, скончалась его мать – Золотая Мария, и его маленькая сестра – смелая, ласковая Веста... Они умерли, зверски и подло убитые сумасшедшим, злым человеком... посланным «отцами» святейшей церкви. Магдалина так и не дожила, чтобы обнять своего возмужавшего сына, так же смело и преданно, как она, идущего по знакомой дороге Света и Знания.... По жестокой земной дороге горечи и потерь...

– Светодар никогда так и не смог простить себе, что не оказался здесь, когда они нуждались в его защите – снова тихо продолжил Север. – Вина и горечь грызли его чистое, горячее сердце, заставляя ещё яростнее бороться с нелюдью, называвшую себя «слугами бога», «спасителями» души человека... Он сжимал кулаки и тысячный раз клялся себе, что «перестроит» этот «неправильный» земной мир! Уничтожит в нём всё ложное, «чёрное» и злое... На широкой груди Светодара алел кровавый крест Рыцарей Храма... Крест памяти Магдалины. И никакая Земная сила не могла заставить его забыть клятву рыцарской мести. Сколь добрым и ласковым к светлым и честным людям было его молодое сердце, столь безжалостным и суровым был к предателям и «слугам» церкви его холодный мозг. Светодар был слишком решительным и строгим в отношении к себе, но удивительно терпеливым и добрым по отношению к другим. И только лишь люди без совести и чести вызывали у него настоящую неприязнь. Он не прощал предательство и ложь в любой их проявлявшейся форме, и воевал с этим позором человека всеми возможными средствами, иногда даже зная, что может проиграть. Вдруг, через серую пелену дождя, по нависшей прямо над ним скале побежала странная, невиданная вода, тёмные брызги которой окропляли стены пещеры, оставляя на ней жутковатые бурые капли... Ушедший глубоко в себя Светодар в начале не обратил на это внимания, но потом, присмотревшись по лучше, вздрогнул – вода была тёмно красной! Она текла с горы потоком тёмной «человеческой крови», будто сама Земля, не выдержав более подлости и жестокости человека, открылась ранами всех его прегрешений... После первого потока полился второй... третий... четвёртый... Пока вся гора не струилась ручьями красной воды. Её было очень много... Казалось, святая кровь Магдалины взывала о мщении, напоминая живущим о её скорби!.. В низине, бурлящие красные ручьи сливались в один, заполняя широкую реку Од (Aude), которая, не обращая ни на что внимания, величаво себе плыла, омывая по пути стены старого Каркасона, унося свои потоки дальше в тёплое синее море...

Красная глина в Окситании

(Посетив эти священные места, мне удалось узнать, что вода в горах Окситании становится красной из-за красной глины. Но вид бегущей «кровавой» воды и вправду производил очень сильное впечатление...). Вдруг Светодар настороженно прислушался... но тут же тепло улыбнулся. – Ты снова меня бережёшь, дядя?.. Я ведь давно говорил тебе – не желаю скрываться! Радан вышел из-за каменного уступа, грустно качая поседевшей головой. Годы не пожалели его, наложив на светлое лицо жёсткий отпечаток тревог и потерь... Он уже не казался тем счастливым юношей, тем вечно-смеющимся солнышком-Раданом, который мог растопить когда-то даже самое чёрствое сердце. Теперь же это был закалённый невзгодами Воин, пытавшийся любыми путями сберечь самое дорогое своё сокровище – сына Радомира и Магдалины, единственное живое напоминание их трагических жизней... их мужества... их света и их любви.

o-ili-v.ru


Смотрите также