МодернСимволизм, футуризм, фовизм. Модерн картины


Модерн | История искусства

В конце XIX века в разных концах Европы почти одновременно возникло желание освободиться от смешения стилей, которые почти в течение полувека царило в архитектуре и прикладном искусстве. В противовес этой эклектике (смешение стилей) были предприняты попытки создать новый самобытный стиль. Эти попытки наиболее успешны были в области архитектуры, внутренней отделки помещений, в прикладном искусстве, в оформлении книги и искусстве плаката, в меньшей мере - в живописи и скульптуре. Первые шаги в создании нового стиля были сделаны в Англии. В разных странах этот стиль назывался по-разному, в русском он назывался "модерн", что значит "современный"

Для стиля модерн характерно стремление к внешней декоративности. Как украшения использовались растительные мотивы, однако, очень преобразованные так, что трудно их узнать. Главная роль отводилась красивым плавным линиям, которые поодиночке и целыми пучками покрывали поверхности. Изогнутые стебли, извивающиеся водоросли, ирисы и всевозможные экзотические тропические цветы изображены словно бы увядающими. Иногда среди растительных мотивов помещены грациозные женские фигуры, крылатые феи и другие существа.

Стиль модерн в архитектуре стремился отвечать практическим потребностям, хотя нередко этому препятствовало нагромождение характерных для модерна украшений. Если, скажем, архитекторы классицизма, проектируя здание, думали прежде всего о внешнем облике здания и лишь затем приступали к распространению внутренних помещений, то в эпоху модерна действовали противоположным образом - здание словно складывали из помещений различной формы и различного назначения. Например, в театральных зданиях пространство над сценой должно быть самым высоким, за ним следует по высоте пространство зрительного зала, а затем уже - прочие помещения. Поэтому театральные здания выглядели, как семейство грибов, столпившихся вокруг главного гриба - сценической коробки. Это сходство еще более увеличивали крыши - выпуклые, мягких очертаний, с их извилистыми краями. В оформлении внутренних помещений царили вытянутые, изящные формы, плавные переходы.

В живописи признаками стиля модерн считаются особая плавность форм, вытянутые фигуры, подчеркнутые контуры, четкие одноцветные поверхности. В живописи модерна эффект глубины имел второстепенное значение, все изображение выглядело плоским, а в иных случаях казалось украшенным аппликациями стенным ковром.

Мягкость и плавность форм модерна повлияли и на скульптуру. Однако, тут особых достижений не было. Зато гораздо более существенным было влияние принципов стиля модерн на графику. Это понятно: ведь и у графики, и у стиля модерн есть общее свойство - плавные линии. Особенно характерные образцы можно найти в оформлении книги и в плакате. Одним из интереснейших мастеров модерна был рано умерший англичанин Обри Бёрдслей (1872 - 1898)

Графика Обри Бёрдслея

 

Символизм

Разновидностью модерна является символизм. Художник изображает в своих произведениях два рода вещей: реально существующие и видимые глазом предметы, пейзажи, людей и т.п., а также всевозможные необычные, вымышленные существа, предметы. Эти вымышленные сюжеты художник черпает из литературных сказок, мифов, из истории, а больше всего - из собственной фантазии. Как раз в последние два десятилетия XIX века на рубеже веков такое искусство нашло особенно много сторонников. В этих произведениях много неопределенного, неуловимого, едва угадываемого, в них полно неясных намеков, иносказаний и символов - отсюда и название направления - символизм.

Одни символисты создавали печальные, тоскливые или поэтические картины, напоминающие сновидения, другие предпочитали писать мрачные и ужасающие сцены. Символисты обратились к теневым сторонам человеческой души; в их творчестве встречаются персонажи в странных позах, перекошенные маски, застывшие взоры черных глаз на смертельно бледных лицах, знаки роковых предчувствий, жуткие фантастические существа, скелеты, черепа и тому подобные мотивы. 

Очень интересным художником-символистом был француз Пьер Пюви де Шаванн.

Модернизм

Начало искусству "модернизм" положили еще постимпрессионисты. Это искусство не стремится к верной передаче природы, но ставит своей целью самовыражение художника, выражение его чувств и настроений. Современное искусство (искусство XXвека) состоит из ряда течений, которые отличаются по своим целям и выразительным средствам и оказываются нередко прямо противоположны друг другу. Искусству модернизма свойственно одновременное существование различных течений и объединение в группировки художников с общими программами. В то же время встречались художники, которые на протяжении своей жизни принадлежали группировкам или создавали произведения в духе различных течений.

Искусство модернизма отбросило старые привычные традиции и тем самым породило многие проблемы и вызвало горячие споры. У этих новых течений были и пламенные защитники, и ожесточенные противники.

Одно из главных стремлений художников модернизма сводится к подчеркнутому выражению своей индивидуальности.

Наибольшие изменения на протяжении Xx века пережила живопись.

Направления модернизма сменяются с необычайной быстротой.

Фовизм

Первым в нашем столетии течением модернистского искусства считают фовизм. Группа молодых художников во главе с Анри Матиссом стала употреблять чистые, звучные цвета, сильные и размашистые мазки. Это было так чуждо и непривычно для зрителей, что таких художников стали называть "фовистами" (от французского слова "хищник"). Фовисты не ставили перед собой цель точно изображать природу. Они хотели сделать видимыми для глаза такие вещи, которых на самом деле увидеть нельзя, например, те чувства и настроения, которые возникают у художника при созерцании природы. Главным средством выражения они изобрели цвет. Вождем группировки фовистов был Анри Матисс.

Экспрессионизм

Экспрессионизмом называют искусство, которое ставит своей целью подчеркнутое выражение душевных состояний художника, его чувств и настроений. Хотя слово "экспрессион" французское и означает "выражение", впервые название этого течения было употреблено в Германии, где экспрессионизм получил наиболее чистое воплощение.

Немецкий экспрессионизм зародился в начале XX века, т.е. тогда, когда во Франции начинался фовизм. Но в отличие от фовистов немецкие экспрессионисты не стремились к красоте и на некоторых зрителей их творчество оказывало угнетающее впечатление. Экспрессионисты хотели поразить зрителя, пробудить его чувства, научить и направить его. Но в то же время их самих не удовлетворяли существующие в Германии порядки, поэтому у них было постоянное состояние удрученности, разочарования и досады, недовольство всем сущим, неспособности увидеть в мире ничего, кроме зла и уродства. Это, конечно, нашло отражение в их искусстве.

Для выражения своих чувств экспрессионисты использовали либо кричаще яркие краски, либо, наоборот, мрачные, грязноватые тона, резкие и упрощенные формы, сознательное их искажение.

После первой мировой войны художники критиковали в картинах ужасы войны, напуганных людей, раненых, калек, нищих.

Иногда, однако, складывалось впечатление, что экспрессионисты буквально ненавидят людей - такими уродливыми, опустившимися, даже ублюдочными, изображают они своих персонажей. 

Наиболее известны немецкие художники-экспрессионисты - Эрнст Людвиг Кирхнер (1880 - 1938), Эмиль Нольде (1867 - 1956), Отто Дикс (1891 - 1969).

С экспрессионизмом, как художественным течением, покончили пришедшие к власти в Германии в 1933 году нацисты.

Кубизм

В первом десятилетии XX века зародился кубизм - одно из самобытных течений модернизма. Создателями течения были испанец Пабло Пикассо (1881 - 1973) и француз Жорж Брак (1882 - 1963). 

Отчасти примером для них послужила привезенная тогда в Европу негритянская скульптура, важное значение имело также творчество постимпрессиониста Поля Сезанна, у которого они заимствовали идею упрощения предметов до геометрических форм - шара, куба, цилиндра, призмы. Поэтому их творчество в насмешку называли "искусством кубиков". Мир, который они создавали в своих картинах, был граненым и угловатым. 

Главным принципом Пикассо и Брака было то, что художник не должен следовать видимой реальности, но должен сам творить новую реальность, которая подчиняется законам красоты, а не жизни. Они как бы расчленяли реальные предметы и существа на части и затем укладывали эти части по-другому. Они пробовали изображать один и тот же предмет с разных сторон одновременно. Например, человек на портрете мог быть представлен сразу в анфас и в профиль.

Кубисты предпочитали бледные коричневые и серые тона, к которым добавлялись кое-где зеленоватые и тускло-голубые. 

Главным выразительным средством для кубистов были линии и плоскости - часто треугольные. Круг изображаемых предметов был весьма узок: портреты, здания, натюрморты. Если напрячь фантазию, то в изломах линий и пересекающихся плоскостей можно разглядеть столы, вазы, музыкальные инструменты, чаще всего - скрипки и гитары, а также другие предметы четкой геометрической формы.

В поисках новых изобразительных средств кубисты наклеивали на свои картины куски газет, обоев, тканей и т.п. Такие произведения получили название "коллаж", что по-французски означает "наклеивание".

Футуризм

В Италии у кубизма появилось родственное направление - "футуризм" (от итальянского "будущее"). Группа молодых художников, которым надоело бесконечное преклонение в их стране перед искусством прошлого, попытались создать новое, "искусство будущего", как они говорили. Они призывали отвергнуть достижения прошлого и возвеличивать технику и промышленный дух нового времени. Их восхищали железные дороги, опутывающие земной шар, океанские пароходы, удивительные "летательные аппараты", стальные мосты, огромные города, кишащие автомобилями. Однако во всем этом их привлекали илшь внешний облик. 

Футуристы хотели передать в своих произведениях примету нового времени - возросший темп жизни, - располагая на длинном холсте рядом друг с другом, наподобие киноленты, последовательные моменты движения. Футуристы также пытались "изобразить" на картине всевозможные звуки, уличные шумы: для этого они окружали источник звука ярко окрашенными дугами и кругами, которые должны были олицетворять колебания звуковых волн. 

Известными художниками-футуристами были Джакоммо Белла (1871-1958) и Джино Северини (1883-1966).

Футуризм был явлением кратковременным, он просуществовал лишь несколько лет, предшествовавших первой мировой войне.

Сюрреализм

Более долгая жизнь была суждена сюрреализму (от французского "сверхреальное", "сверхестественное"). Это течение неопределенное и оставляющее впечатление болезненного. Реальные существа и предметы выступают здесь в необычных сочетаниях, и поэтому возникают образы, напоминающие фантастические видения или сны. В сюрреализме нет никакого порядка и разумного смысла - все подчиняется случайности сновидения. Появление такого искусства в большой мере было связано с распространенной в начале XX века в медицине точкой зрения, согласно которой в человеческой душе, в подсознании гнездятся первобытные темные силы, которые стремятся подчинить себе сознание и поступки человека. Поэтому некоторые художники пробовали дать выход этим тайным силам, позволить им управлять рукой художника - так, чтобы произведение возникло как бы само собой, без контроля разума. Предшественницей сюрреализма была группировка "Дада" из Швейцарии. Художники, входившие в эту группировку, решительно отвергали старое классическое искусство и пытались сокрушить все, существовавшие до сих пор, законы живописи. Дадаисты, подобно кубистам, пользовались техникой коллажа, т.е. склеиванием разных материалов, и включали в картины случайные предметы.

С сюрреализмом был связан известный художник, который начал писать фантастические картины еще до появления дадаизма. Это живший во Франции, выходец из Беларуси Марк Шагал (1887 - 1985). 

Окончательно сюрреализм сложился к началу 1920-х годов. Многие художники продолжали сочинять дадаистские нелепицы, они выставляли всевозможные готовые предметы, склеивая свои произведения из самых неожиданных материалов, например, из тряпок, окурков и т.п.

Одним из самых известных сюрреалистов был каталонец Сальвадор Дали (1904 - 1989), а также другой выходец из Каталонии - Хоан Миро (р.в 1893 -           ).

Сюрреализм с его склонностью к абсурду был отражением некоторых сторон своей эпохи с ее противоречиями, кризисами, войнами.

Абстракционизм

Одним из самых сложных, самых спорных направлений в свременном искусстве был и остается до сих пор абстракционизм. У широких масс абстракционизм никогда не пользовался признанием. Абстрактная живопись не пытается передать существующее - людей, предметы, пейзажи, события,  хотя для ее создания используются привычные средства живописи: точки, линии, плоскости, цвет. Сочетаниям пятен, линий, цветов они пытаются придать особое значение, отвечающее настроениям и чувствам художника, передающее его отношение к миру. Абстракционисты использовали также одно явление, замеченное еще в эпоху Возрождения, - что по-разному проведенные линии и цветовые созвучия могут вызывать у зрителя определнные настроения. О таком воздействии говорит и то, что мы считаем одни цвета, например, теплыми, а другие - холодными, одни - радостными, другие - мрачными, одни - нежными, другие - грубыми и т.д.

Существует много разновидностей абстрактного искусства под разными названиями. Предшественниками абстракционизма были кубизм, футуризм и дадаизм. Все эти направления уходили от природы, но все же сохраняли с нею хоть слабую связь. А бстракционизм порвал связь с природой окончательно. К абстракционизму почти одновременно пришли художники в Мюнхене, Амстердаме и Москве, это произошло уже в 1910-х годах. Широкое распространение это направление получило в 1930-х годах в Париже, Нью-Йорке, куда эмигрировали, спасаясь от фашизма, многие европейские художники.

Отцом абстракционизма считают русского художника Василия Кандинского (1866-1944).  К некоторым ответвлениям абстракционизма относится творчество русского художника Казимира Малевича (1878-1935). К числу основателей абстракционизма принадлежит также голландец Пит Мондриан (1872-1944).

Абстрактное искусство всегда было непонятно большинству зрителей, поэтому ему на смену пришли направления, которые стремились к большей доступности.

Поп - арт

Одним из сравнительно новых направлений в современном искусстве является поп-арт. Он возник еще в 1950-х годах, но расцет его произошел лет на десять позднее. Возникло новое направление в Соединенных Штатах Америки. Художники стремились сделать искусство понятным широкому зрителю, сделать его популярным - отсюда сокращение "поп" в названии. Однако картины отпугивали публику и критиков своей пошлостью и безысходностью. Поп-художники часто используют фотоснимки, коллажи, готовые предметы, необычные материалы. Картины изображают консервные банкия, бутылки "Кока-колы", рекламные плакаты, увеличенные картинки и т.п.

"Классики" поп-арта - сплошь американцы, самые известные из них -  Роберт Раушенберг и Энди Уорхол (1930-1987).

Наивное искусство

В XX веке все большее внимание стало привлекать одно явление, которое раньше не считали искусством вообще. Это творчество художников-любителей, которое называют наивным или примитивным. Первый наивист, принятый всерьез, был француз Анри Руссо. Большая часть наивистов - это люди, живущие в захолустных городках, деревнях, лишенные возможности учиться живописи, но полные желания творить. Они просто сердечно изображают свои повседневные труды, народные праздники, семейные события, свой родной край, природу, зверей. Даже в технике беспомощных работ наивистов сохранена та свежесть, к которой стремится и высокое искусство.

 

 

 

 

cvetamira.ru

Модерн. Творчество, живопись художников символизма, футуризма, фовизма

Модерн (франц. moderne – новейший, современный), стиль в европейском и американском искусстве конца 19 столетия – 1910-х годов. В стремлении преодолеть эклектизм художественной культуры девятнадцатого века мастера модерна использовали новые технические и конструктивные средства, свободную планировку для создания подчеркнуто индивидуализированных, необычных по облику зданий, все элементы которых подчинялись единому образно-символическому замыслу.

Фасады построек модерна обладают в большинстве случаев динамичностью и текучестью форм, порой приближающихся к скульптурным или напоминающих природные органические явления. Одним из основных выразительных и стилеобразующих средств в искусстве модерна стал орнамент характерных криволинейных очертаний, пронизанный экспрессивным ритмом и подчиняющий себе композиционную структуру произведения. Для живописи модерна характерны сочетание "ковровых" орнаментальных фонов и натуралистической осязаемости фигур и деталей, силуэтность, использование больших цветовых плоскостей или тонко нюансированной монохромии. Динамикой и текучестью форм отличается скульптура модерна, виртуозной игрой хрупких линий и силуэтов – графика. Значительная часть художественных открытий и достижений модерна принадлежит искусству 20 века. В конце 19 столетия с зарождающимся стилем в той или иной мере были связаны архитектор Антонио Гауди в Испании, бельгийский архитектор В. Орта, живописцы и графики А. де Тулуз-Лотрек, П. Гоген, художники группы "Наби" во Франции, Э. Мунк в Норвегии, О. Бёрдсли в Великобритании, Ф. Валлоттон в Швейцарии.

Символизм (франц. symbolisme, от греч. symbolon – знак, символ), направление в художественной культуре Европы и США конца 19 – начала 20 века. В символизме, эстетические принципы которого восходили к идеям романтизма, к философии А. Шопегауэра, Э. Гартмана, Ф. Ницше, к творчеству композитора Р. Вагнера, универсальным инструментом познания тайн бытия и сознания полагался символ, порожденный поэтическим прозрением и выражающий эзотерический, скрытый от обыденного сознания смысл явлений. Не обладая собственной ярко выраженной стилистикой, символизм стал своего рода "идейным" движением, привлекавшим самых разных по манере мастеров. Воссоздание и толкование основных символических мотивов, таких как: "любовь", "смерть", "страдание", "ожидание" и т.п., с различных стилистических позиций воплощались в произведениях таких художников, как П. Пюви де Шаванн, Г. Моро, О. Редон во Франции, Ф. Ходлер и А. Бёклин в Швейцарии, Дж. Энсор и Ф. Ропс в Бельгии, Э. Мунк в Норвегии, М. Клингер и Ф. фон Штук в Германии; близко к символизму творчество П. Гогена и мастеров группы "Наби" во Франции, графика О. Бёрдсли в Великобритании, работы многих мастеров стиля модерн.

Модернистические течения 20 века. Значительное распространение в первое десятилетие 20 века получил ряд направлений, связанных с отходом буржуазной культуры от реализма, с провозглашением независимости искусства от действительности, которая все более вызывала у многих художников страх и ненависть. Многочисленные калейдоскопически сменявшиеся течения объединяются понятиями «модернизм», «модернистические направления». Выступления художников-модернистов принимали форму анархического эстетического бунта против установившихся традиций и канонов искусства. Однако в действительности в их лихорадочных исканиях чаще преобладали ошеломляющие зрителя узкоформальные «открытия», приводившие к всевластию субъективного, случайного или отвлечённо-рационалистического начала. По существу, деятельность этих художников представляла собой уход от основного реалистического и гуманистического пути развития мирового искусства. В этом была суть дела, а не в том временном конфликте с буржуазным потребителем искусства, который некоторые представители прогрессивной интеллигенции принимали за проявление революционности. Однако творчество таких больших мастеров, как, например, Матисс, Пикассо, Марке и другие, по существу, выходило за пределы программы этих направлений, иногда, как в случае с Марке, порывало с модернизмом. Стремление найти связь с жизнью, решить большие социальные проблемы порождало в их творчестве мучительные противоречия. Элементы реализма то в скрытом, то в явном виде пробивались в их искусстве сквозь различные деформирующие приемы передачи действительности.

Фовизм. Первым художественным течением в 20 веке, начавшим отход от принципов реализма, был фовизм (от французского слова «fauves», обозначающего зверей хищной породы. Это слово неточно было переведено термином «дикие», который привился в нашей литературе). Название «фовисты» дано художникам, выступившим в 1905 году против живописных методов и приемов импрессионизма, против ограниченности мещанских вкусов и натуралистического правдоподобия салопного искусства. Однако эти живописцы критиковали натурализм не с реалистических, а с формалистических позиций. Фовисты не имели общей эстетической программы, их объединяли декоративный характер живописных исканий, утверждение права художника на субъективное видение мира (исключение составляет Марке), уход от решения общественных проблем. Протест художников выразился в нарочитой остроте композиционных решений, в примитивизме форм, их пластической деформации, в отрицании линейной перспективы и иллюзорности, в цветовой экспрессии. В группу входили различные по своему творческому лицу художники: исполненный вечной мечты о гармонии мира Матисс, последовательный реалист поэт природы Марке, ставший после распада группы холодным рационалистом Дерен, отличающиеся повышенно экспрессивным восприятием мира Вламинк, острой гротескностью и трагизмом образов Руо. Фовизм лишь краткое время объединял художников. Каждый из участников группы пошел собственным путем, изменив творческие принципы и приемы.

Футуризм. Формой, откровенно далекой от реализма, был также возникший в 1909 году футуризм (от слова «футурум» — «будущее»), существовавший до 1930-х годов, эволюционируя частично к абстракционизму. В футуризме искажение и деформация образа реального мира носили характер субъективного произвола. Группировка художников - футуристов, выступивших в 1910 году, провозгласила своей целью разрушение старой культуры и воплощение в современном искусстве динамизма индустриальной эпохи и современных капиталистических больших городов. Футуристы фетишизировали машинную технику, противопоставляли машину человеку. Они стремились передать в живописи внутреннюю динамику предмета и перенасыщенность сознания современного человека множеством теснящих друг друга впечатлений. Главным фактором выражения современности они провозгласили время (четвертое измерение), ощущение которого пытались передать в картине с помощью раздробления и искажения зрительного образа реального мира в хаотической динамике ритмов, путем многократной фиксации повторных этапов движения тел в пространстве. Футуристы предвещали крах современного искусства, видели новое не в социальном переустройстве жизни общества, а в торжестве современного техницизма, подавляющего человека. Наиболее яркое выражение футуризм нашел в Италии в творчестве У. Боччони, Д. Северини, Д. Балла, К. Карра - авторов беспокойно-хаотичных композиций.

Справочные и биографические данные "Галереи живописи Планеты Small Bay" подготовлены на основе материалов "Истории зарубежного искусства" (ред. М.Т.Кузьминой, Н.Л.Мальцевой), "Художественной энциклопедии зарубежного классического искусства", "Большой Российской энциклопедии".

smallbay.ru

МОДЕРН (часть 1). Формирование стиля модерн в европейском искусстве

ФОРМИРОВАНИЕ СТИЛЯ МОДЕРН В ЕВРОПЕЙСКОМ ИСКУССТВЕИ ЕГО ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

(МОДЕРН. Часть 1)

    В конце XIX века в Европе зародился новый художественный стиль - модерн (лат. modernus, франц. moderne - новый, современный).    Знаменательной вехой в истории этого стиля, зародившегося в Бельгии, стало открытие в Париже - тогдашней столице изящных искусств и законодательнице моды, в 1895 году магазина-салона современного искусства с символическим названием "L`Art Nouveau" ("новое искусство").    Действительно, это оказалось новое искусство, существенным образом отличавшееся от всех предшествующих художественных стилей.    С одной стороны, модерн стремился вобрать в себя все то, что уже было накоплено человечеством в сфере художественного творчества, а с другой - сказать совершенно новое слово в искусстве, выработать новые формы и образы, создать единый интернациональный стиль. С поставленными задачами модерн справился прекрасно. Он действительно обладал общностью художественного языка, единой системой выразительных средств и приемов.

    Большое значение для развития и утверждения стиля модерн имели организация многочисленных выставок, статьи и рецензии в популярных художественных журналах, появившиеся в городах архитектурные сооружения в новом вкусе.    Модерн быстро "растворился" в рекламах и афишах, фотографиях и книжных иллюстрациях, в цветных стеклах витражей.

Рекламные плакаты Альфонса Мухи:

    Приметы нового стиля легко узнавались в музыкальных сочинениях и театральных спектаклях. Предметы повседневного быта (мебель, посуда, обои, ткани) и мода того времени наглядно демонстрировали черты стиля модерн.   Теперь отрицать его наличие стало делом бессмысленным и бесполезным.    Впрочем, как и всегда, нашлось немало критиков, которые дали ему весьма нелицеприятные названия - "новый сладкий стиль", "стиль томной лапши", "стиль ленточный червей".

    В основе нового художественного языка лежала линия - декоративная и динамичная, гибкая и подвижная, передающая энергию жизни. S-образная линия, заимствованная у колышущихся морских волн и водорослей, порхающих бабочек и стрекоз, тянущихся к свету стеблей и цветов лилии и ириса, развевающихся на ветру девичьих волос, определила одну из главных отличительных особенностей стиля модерн - его орнаментальность.

Дом и ателье Виктора Орта(Брюссель, 1902 г.):

    Бельгийский архитектор Виктор Орта (творчеству которого будет посвящена отдельная часть) дал этой линии выразительное название - "удар бича", а его соотечественник Хенри ван де Велде подчеркивал, что линия модерна отличается "гибкостью и упругостью, способными передать ток рвущейся из природных глубин энергии...".

    Текучая, плавная, непрерывная линия, напоминающая серпантин, заполняла фасады архитектурных сооружений, музыкальные формы, пространство картин или театральной сцены. Орнаментальное начало модерна объединило практически все виды искусства.

    Одним из ярких представителей флорального модерна стал французский архитектор Эктор Гимар (1867 - 1942), создавший свой особый, так называемый стиль Гимара, или "стиль метро", в архитектуре. Его отличали изысканность вьющихся и изогнутых форм, сложная узорность, асимметрия, нарушение естественных пропорций. Линия в его произведениях превращалась в своеобразный элемент организации пространства, лишенного параллельности и симметрии.

    В 1898 году Гимар получил заказ на возведение трех станций парижского метрополитена. Главную цель своего проекта он видел в оформлении наземных павильонов. Впервые достоянием архитектуры стал цветочный декор, ранее использовавшийся лишь для оформления интерьеров. Столбы из железа, раскрашенные темно-зеленым цветом, напоминавшим старую бронзу, служили опорой для входа в метро. Неожиданно возникшие из асфальта металлические сплетения тропических цветов, пучки водяных растений, фонарей в виде ярко-красных тюльпанов поражали воображение зрителей.

Станция метро в Париже,оформленная Эктором Гимаром (ок.1900 г.):

    Орнаментальность стиля модерн можно объяснить и особым интересом художников к экзотике Востока, и в частности к японскому искусству. Витиеватые, причудливые элементы арабского орнамента: арабески, узоры восточных ковров, силуэты мусульманских минаретов и мечетей, формы сосудов - служили отправной точкой для творчества художников модерна. Из произведений восточного искусства они наследовали идею восточных композиций, красоты и плавности линии, приоритет пустоты  (amor vacui - любовь к пустоте).

    В основе оригинальной и яркой эстетики модерна лежала идея синтеза искусств, стремление к созданию единого стиля в архитектуре, графике, живописи и дизайне. Творчество большинства мастеров модерна отличалось универсальностью. Они умели делать практически все.

Интерьер "Ла Педреры" созданные великим Антони Гауди:

  Характерной приметой стиля модерн стала его функциональность, то есть ориентированность на использование в быту. Перед искусством ставилась задача создания прекрасной и удобной среды, в которой могла бы протекать повседневная жизнь каждого человека. "Искусство для всех" стремилось к применению экономичных материалов: стекла, бетона и металла. Например, стекольные мануфактуры создавали не только единичные высокохудожественные произведения, но и не уступавшие им по качеству массовые, серийные изделия.

    На рубеже XIX - XX веков стиль модерн охватил почти все европейские страны. Он перешагнул и на Американский континент, где получил довольно широкое распространение.    В каждой из стран он приобрел свое название: "Ар нуво" - во Франции и в Бельгии, "югендстиль" в Германии; "сецессион" - в Австрии, "либерти" - в Италии, "модерн стайл" - в Англии, "модерниссимо" - в Испании, "тиффани" - в США, "модерн" - в России.

    В каждой национальной культуре он оставил яркий и заметный след.    Вобрав дух своего бурного времени, модерн просуществовал до начала Первой мировой войны, оказав огромное влияние на дальнейшее развитие искусства.    До середины ХХ века о нем забыли или говорили как о нелепой безвкусице. Но с 1950-х годов оценки были пересмотрены и наступило вторичное открытие модерна.

    Следующая часть будет посвящена модерну в архитектуре и творчеству Виктора Орта.

    Так что, продолжение следует.

    Благодарю за внимание.    Сергей Воробьев.

sergeyurich.livejournal.com

Картины в стиле модерн для интерьера кухни

Картина в стиле модерн

Рожденный во времена великих перемен и свершений на стыке 19 и 20 веков стиль модерн привнес в живописное искусство дивные пересечения красок, выплеснув на холсты эмоциональные переживания, воплощенные в абстрактных образах. Включаемые как часть оформления современных интерьеров кухонь картины, выполненные в жизнерадостной технике, на которую значительное влияние оказал рушащий традиционные формы символизм, мгновенно становятся центром притяжения внимания.

Отличительные черты живописи модерн

Помимо эмоциональной окраски картинам, выполненным в свободном стиле, присуща сочная и выразительная декоративность, делающая их украшением интерьера кухни. Известно немало знаменитых художников, подаривших миру великолепные живописные творения. У каждого отмечается собственный неповторимый почерк, обусловливая интеграцию своеобразных отличительных особенностей живописных полотен модерн:

  • декоративная условность наряду с орнаментальным фоном;
  • выразительность, благодаря невероятно изысканным и тонким нюансам;
  • символика цвета, формы, линий;
  • динамичность;
  • асимметрия;
  • сложный ритмический рисунок;
  • подчеркнутые контуры;
  • естественность плавных линий.

Направления стиля модерн

Есть несколько направлений стиля модерн, которые быстро нашли своих почитателей. Одними из наиболее ярких являются произведения искусства в стиле арт нуво, органично сочетающие многообразие материалов, текстур, а также способов декорирования. Особенностью орнаментальных решений является непременное обращение к растительным мотивам, которые преображаются, приобретая порой фантастические формы, прорисованные изящными причудливо изгибающимися линиями.

Еще одно модернистское направление – кубизм воспевал гармонию геометрических фигур. Абстрактным примитивизмом отмечено мало известное течение фовистов, отрицающих практически все общепринятые каноны в живописи, творящие на грани сиюминутного озарения. Современное арт модернистское искусство часто использует приемы нарочито гротескного изображения действительности определенными символами.

Картины модерн в интерьере

Изучая фото интерьеров, включающих картины модерн, можно отметить их сильную энергетику, благодаря необычному ритму орнаментальных элементов. Основным мотивом к приобретению живописных работ, выполненных в технике стиля модерн, становится стремление создать неповторимый интерьер, свежий и изысканный.

Картина модерн в интерьере кухни

Отсутствие жанровых зарисовок неожиданным образом превращает яркую декоративную картину на стене в объект внимательного созерцания, философских размышлений. Каждый человек уловит отголоски собственных воспоминаний, погрузится в мир мечты, забыв на некоторое время о суетности окружающей реальности. Становится понятным, что арт модерн – это действительно серьезное искусство, отвечающее духу современности и особенно востребованное во времена глобальных перемен.

Представленные на фото невероятно выразительные картины способны наполнить даже самое обычное помещение фейерверком радужных красок. Особенно элегантно смотрятся современные живописные произведения из серии арт модернистских зарисовок на однотонных нейтрального цвета стенах. Обладая художественным вкусом, при удачном подборе колористических сочетаний можно создать композицию из нескольких работ, которые сразу создадут совершенно нестандартную, одухотворенную обстановку.

При тяготении к экстравагантности можно обратиться к работам, сделанным в стиле подражания японским утонченным гравюрам. Такие картины смотрятся загадочно. Как видно на фото, самые мелкие детали по лучшим канонам арт модерна выписаны тонко и очень изящно. Подобные работы придают помещению ощущение аристократичности. Они не терпят хаотичности, поэтому и все остальное пространство нужно будет привести в гармоничный вид.

По своей наполненности жизнеутверждающей энергии любая работа в арт модернистском стиле заявляет о себе мощно и уверенно. Подбирать их следует, сверяясь с собственными душевными переживаниями.

Нельзя полагаться только на функциональность и желание найти определенное цветовое пятно для интерьера. Полезно внимательно изучить многочисленные фото, чтобы понять необычность живописных полотен, выполненных в стиле модерн, олицетворяющем целую эпоху и вдохновляющем многих гениальных художников.

kuhniclub.ru


Смотрите также