Амедео Модильяни: непризнанный гений. Модильяни картины


Амедео Модильяни: непризнанный гений

Художник Амедео Модильяни – родоначальник реалистичного изображения обнаженной натуры, талантливый скульптор, живописец и вольнодумец был знаковой фигурой своего времени. Однако при жизни творец был знаменит не своими произведениями, а беспутным образом жизни.

Начало пути

амедео модильяни

Амедео Модильяни родился в Италии в мелкобуржуазной еврейской семье. Его родители имели благородные корни и дали сыну достойное образование. Амедео с детства рос в атмосфере, пропитанной творчеством эпохи Возрождения. Благодаря своей матери, уроженке Франции, он прекрасно разбирался в поэзии и философии, истории и живописи, а также овладел французским языком, что впоследствии поможет ему жить и творить в Париже.

До своего совершеннолетия Амедео Модильяни дважды был на грани смерти. Сначала он заболел плевритом, а после – тифом. Мучимый болезнью, в бреду он видел произведения итальянских мастеров живописи. Именно это определило его жизненный путь. И уже в 1898 году он начинает брать уроки в частной художественной школе Гульельмо Микели. Но он вынужден был прервать обучение из-за вновь одолевшей его болезни. На этот раз Амедео подхватил туберкулез. После небольшого вынужденного перерыва будущий художник возобновляет обучение, но на этот раз уже в Свободной школе живописи обнаженной натуры, а после – в венецианском Институте изящных искусств.

Париж: новый этап творчества

амедео модильяни фото

Мать всегда восхищалась талантом своего младшего сына и всячески способствовала его творческому становлению. Так, в 1906 году благодаря матери, которая собрала деньги для сына, Амедео отправляется за вдохновением и славой в Париж. Здесь он окунается в творческую атмосферу Монмартра и знакомится со многими творцами того времени – Пикассо, Утрилло, Жакобом, Мейднером.

В столице мирового искусства Амедео Модильяни постоянно испытывает финансовые трудности. Несколько поправляется его бедственное положение в 1907 году, когда он знакомится с Полем Александром, дружбу с которым пронесет через всю жизнь. Александр покровительствует художнику – покупает его работы, организовывает заказы на портреты, а также первую выставку Модильяни. Однако слава и признание все никак не приходят.

Амедео Модильяни на некоторое время полностью посвящает себя скульптуре. Он работает с каменными блоками и мрамором. Большое влияние на творчество Модильяни в тот период оказывают Брынкуши, Эпстайн, Липшиц. В 1912 году некоторые его работы даже были куплены. Но слабое здоровье и обострившийся туберкулез вынуждают его вернуться к живописи.

амедео модильяни биография

Художник продолжает творить и во время Первой мировой войны, на которую его не взяли по состоянию здоровья. В 1917 году была открыта выставка Модильяни, где он представил свои работы в жанре ню. Однако местные власти признали его работы неприличными и буквально через несколько часов после открытия прикрыли экспозицию.

О дальнейшем периоде жизни художника известно очень мало. Амедео Модильяни умер в начале 1920 года от одержавшего победу над его жизнью туберкулезного менингита.

Истории любви

Художник отличался пылкостью натуры и влюбчивостью. Он восхищался женской красотой, боготворил и воспевал ее. Известно, что в 1910 году у него был роман Анной Ахматовой, продлившийся полтора года. В 1914 году случился еще один серьезный роман в его жизни. Яркая и эксцентричная Беатрис Гастингс была не только возлюбленной и музой Амедео, но и промоутером. Благодаря ее скандальным статьям о Модильяни он обрел некую известность. Правда, не как гениальный художник, а как богемный любитель алкоголя и наркотиков.

После романа с Беатрис в жизнь художника врывается юная муза – девятнадцатилетняя Жанна Эбютерн. Ее красоту он воспел в 25 портретах. Жанна родила ему ребенка, и когда художник узнал о второй беременности музы, то поспешил сделать ей предложение. Но обвенчаться в церкви пара так и не успела из-за кончины художника. Не сумев выдержать разлуки, на следующий день после смерти возлюбленного Жанна решается на самоубийство.

художник амедео модильяни

Характеристика творчества

Амедео Модильяни, фото произведений которого не передают и сотой доли мастерства художника, был искусен в создании портретов. Он воссоздавал лирические образы путем плавности линий и мазков. Его работы сочетают в себе, казалось бы, несочетаемые вещи – экспрессию и гармонию, линейность и обобщенность, пластику и динамизм. Его портреты не были похожими на отражение в зеркале или фотографию. Скорее, они передавали внутреннее ощущение Модильяни и отличались вытянутыми формами и обобщенными цветовыми зонами. Он не играет с пространством. На картинах оно будто спрессованное, условное.

Интересные факты

Модильяни является потомком великого философа Спинозы.

«Модильяни. Еврей» - такими словами художник представлялся незнакомцам. Его всегда смущала его национальность, но он выбрал путь не отрицания, а утверждения.

Амедео имел наследника, но от сына он отказался еще до его появления на свет.

Первый всплеск востребованности картин художника и искренний интерес общественности к его творчеству возник после смерти Модильяни, а точнее, во время его похорон.

В Париже художник имел репутацию неуемного дебошира и гуляки, и его пускали далеко не во все заведения.

Амедео имел феноменальную память. Он мог часами напролет цитировать стихи поэтов эпохи Возрождения и современных творцов.

На самом деле современники мало знали о жизни Амедео Модильяни. Биография воссоздавалась уже после его кончины по дневникам матери, письмам и рассказам друзей.

fb.ru

Амедео Модильяни и его тайны

Он умер в нищете, чтобы его потомки соревновались своими состояниями, стремясь заполучить в свои коллекции картины знаменитого мастера. Имя Амедео Модильяни окутано легендами, сопряжено скандалами. Шум и пена часто сопровождают судьбы истинных гениев. Так случилось и с этим великим живописцем.

Гениальный с детства

Известный итальянский художник еврейского происхождения Амедео Модильяни родился в Ливорно в 1884 году. Его отец объявил себя банкротом, когда его сын был совсем маленьким, и всю заботу о семье взяла на себя мать Амедео, Евгения.

«Мальчик в голубой рубашке» 1919 г. Женщина буквально боготворила своего младшего сына. Он был болезненным и оттого любимым матерью еще больше. Амедео отвечал Евгении реальностью и, как и в большинстве еврейских семей, был слишком привязан к матери.

Евгения Модильяни старается, чтобы ее обожаемый малыш получил всестороннее образование. Когда Амедео исполнилось 14-ть, она отдает его в школу художника Микели. Подросток буквально сходит с ума по живописи и рисует дни и ночи напролет.

Однако здоровье юного Модильяни все еще слабое, и чтобы подлечить его, в 1900 году Евгения увозит сына на Капри, по дороге посетив Рим, Венецию, Флоренцию. Там юный художник знакомится с картинами величайших итальянских мастеров и даже берет несколько уроков у самого Боттичелли.

«Розовая блуза» 1919 г. Спустя два года Амедео начинает изучать флорентийскую школу живописи, и после берет уроки у венецианских мастеров.

Так, учась на великих образцах, Модильяни начал вырабатывать и собственную технику.

Богемный Париж

Несколько лет проработав в Италии, в какой-то момент Амедео понимает, что ему не хватает воздуха. Нужна новая почва, новое пространство, для того чтобы расти и двигаться вперед. И он переезжает в Францию.

Модильяни прибывает в Париж в 1906 году без денег, с одними только принадлежностями для рисования. Скитается по дешевым меблированным квартирам, много пьет, кутит и, как говорят, даже пробует наркотики, что не мешает ему строго следить за своим внешним видом. Модильяни всегда одет безукоризненно, даже если для этого ему приходилось стирать свою рубашку каждую ночь. Не мудрено, что женщины без ума от богемного, но нищего художника.

Ахматова и Модильяни

Знакомство с великой русской поэтессой Анной Ахматовой открыло новый этап в творчестве Амедео. Ахматова приехала в Париж с мужем Николаем Гумилевым. Но это не останавливает художника. Амедео начинает ухаживать за Анной и буквально боготворит ее. Называет египетской царицей и очень много рисует.

«Жена художника» 1918 г. Правда, до наших дней сохранился только один портрет мастера, который Ахматова считала главным своим богатством. Еще два карандашных рисунка обнаженной Ахматовой были найдены не так давно.

Остальные картины Модильяни погибли или исчезли после революции.

Модильяни и Гастингс

После расставания с Ахматовой Модильяни впал в депрессию, из которой его вывели новые отношения. Журналистка и литературный критик, путешественница и поэтесса Беатрис Гастингс познакомилась с художником в 1914 году.

Они оказались оба настолько эмоциональными и горячими, что за их бурным романом с любопытством следил весь Париж. Ссоры, сцены ревности, выпрыгивание из окон, драки и столь же бурное примирение. Эта любовь истощала их обоих.

«Жанна Эбютерн в красной шали» 1917 г. Беатрис пыталась отучить Амедео от алкоголя, однако ей это плохо удавалось. Скандалы становились все продолжительнее. И в конце концов женщина решается на разрыв отношений.

Тем не менее, именно этот период считается наиболее плодотворным в плане творчества. Критики называют картины, написанные под вдохновением музы Беатрис, лучшими в творческом наследии Модильяни.

Последняя любовь

Художник не может без любви. Холодное сердце не способно творить. И вот в 1917 году он знакомится со студенткой по имени Жанна, которую сначала делает своей натурщицей, а потом влюбляется в нее до беспамятства.

Родители Жанны восстали против таких отношений. Еврей, ведущий разгульный образ жизни, представляется им худшей партией для дочери из всех, какие только можно придумать. Тем не менее, пара счастлива. Чтобы их счастью не мешали, они уезжают в Ниццу. Там Жанна узнает, что беременна. Модильяни предлагает ей узаконить отношения, однако резко ухудшившееся состояние здоровья, обострившийся туберкулез вынуждает отложить эти планы.

«Портрет Жанны Эбютерн» 1918 г. Рождение дочери, которую назвали в честь возлюбленной Амедео, Жанной, на некоторое время заставляет забыть о проблемах. Однако ненадолго.

В 1919 году Амедео и Жанна с дочерью возвращаются в Париж. Художник был очень плох. Туберкулез прогрессирует. Амедео попадает в клинику для бедных.

В это время его агент начинает потихоньку продавать картины мастера. К живописи Амедео Модильяни стал просыпаться интерес. Однако художник уже об этом не узнает.

Он умер в полной нищете в приюте для бездомных, а его подруга Жанна, узнав об этом, с горя выбросилась из окна. В это время она носила под сердцем второго ребенка Амедео.

Весь Париж вышел на улицы города, чтобы проводить гения в последний путь. Его подругу скромно похоронили на следующий день, признав за ней права супруги почившего художника.

«Девочка в черном фартуке» 1918 г. В конце концов, с такой судьбой дочери смирились и родители Жанны, через десять лет согласившись перезахоронить прах девушки в могиле Модильяни. Так после смерти влюбленные навсегда соединились друг с другом.

Ну а их дочь выросла и посвятила всю свою жизнь изучению творчества родителей.

Особый мир Амедео Модильяни

Мир Амедео Модильяни - это человек-вселенная. Его герои - почти боги. Они прекрасны своей внешней, телесной красотой. Но это очень необычная красота. Иногда кажется, что характеры героев вырываются из телесной оболочки и начинают жить своей отдельной жизнью, настолько ярко они прописаны.

«Оскар Мещанинов» 1917 г. Модильяни пишет прохожих, знакомых, детей. Ему не интересен антураж - ему важны люди.

Часто он расплачивался за еду этими картинами. И по иронии судьбы, спустя годы после смерти они стали стоить целые состояния. При жизни же гения их не понимали, а Модильяни, по сути, всегда оставался невероятно одиноким, непризнанным гением.

К сожалению, так часто бывает с настоящими творцами: их слава настигает только после смерти.

isralove.org

Модильяни Амедео Клементе

Амедео Клементе Модильяни

( 1884-1920)

« Великие люди не должны иметь детей.

Смешно быть сыном Микеланджело»

  Модильяни в беседе с А.Ахматовой

 

Амедео Клементе Модильяни – гениальный итальянский художник и скульптор. Он прожил очень короткую жизнь — всего 35 лет.

Родился Модильяни  12 июня 1884 года в городе Ливорно в еврейской семье. Отец — Фламинио Модильяни, мать —  Евгения Гарсен.

Он был младшим четвертым ребенком в семье.

Его воспитанием занимались мать, прекрасно знавшая французский язык и даже подрабатывавшая переводами, и дед. Семья не отличалась богатством. Знание французского очень помогло потом Модильяни при адаптации в Париже.

В 11 лет он тяжело заболел плевритом,  затем через три года тифом. То, что он выжил, было просто чудом, ибо тогда тиф не лечился. Но болезнь помогла мальчику почувствовать  свое предназначение. Лежа без сознания, он бредил картинами старых итальянских мастеров. Это достоверный факт, взятый  из дневников его матери. Но в целом о жизни Модильяни мало что известно.

Мальчик выжил, родители позволили ему оставить школу и начать брать уроки рисования.

Он стал посещать частную школу Micheli в Ливорно, но в 1890 году снова заболел, теперь уже  туберкулезом, и мать увезла его на поправку здоровья на Капри.

modigliani-nel-suo-atelier-2,-foto-di-paul-guillaume-(parigi-1915_468)

Модильяни в своем ателье, 1915 год, Париж.

Через год он смог поехать во Флоренцию, где поступил в Свободную школу живописи обнаженной натуры.

Еще через год в 1903 он уехал в Венецию, где обучался в Институте изящных искусств, и жил там до своего отъезда в Париж в 1906 году.

Модильяни

Модильяни, Пикассо и Андре Салмон

В начале 20 века Париж был центром мирового искусства, молодые талантливые художники, поэты, музыканты стремились туда, быстро становясь знаменитыми. Открывались новые направления в искусстве, и в частности в живописи. В Париже он познакомился с Пабло Пикассо и Константином Брынкуши, с импрессионистами – Тулуз-Лотреком, и Ренуаром, и Сезанном, оказавших большое влияние на его становление как художника.

В Париже Модильяни просто бедствовал, хотя мать регулярно отправляла ему деньги. Он часто менял квартиры, порой расплачиваясь оставленными полотнами.

5 artist Modigliani at the studio of Gino Romitti in 1902

1902 год, студия Gino Romtti

В 1907 году он поселился в доме, который сдавал молодым художникам врач Поль Александр. Он стал первым покровителем Модильяни, покупая его картины и эскизы, организовывал для него заказы на портреты. Их дружба продлилась 7 лет до начала первой Мировой войны, кода его, как врача, призвали на фронт. В его коллекции оказалось 25 живописных и 450 графических работ. Он же настоял на участии Модильяни в Осеннем салоне 1907 года. Но успеха выставка не принесла. В моде был «кубизм», Пикассо. Его картины покупались..

Модильяни оставляет живопись и занимается скульптурой. А денег нет…Материал для работы – каменные блоки, он крал со стройплощадок. В Париже в это время возводили метро.

В 1910 году Модильяни познакомился с Анной Ахматовой, приехавшей в свадебное путешествие вместе с мужем Николаем Гумилевым. Она чрезвычайно поразила художника, и он целый год писал ей письма. Через года Ахматова вернулась в Париж, и Модильяни рисовал ее, обнаженную.  16 рисунков были подарены Анне Андреевне, но сохранился только один из них. Это был период увлечения Модильяни Египтом. Дружба двух молодых талантов оставила заметный след в творчестве каждого.Модильяни Амедео Клементе

«Помолись о нищей, о потерянной,

О моей живой душе.

Ты, в своих путях всегда уверенный,

Свет узревший в шалаше.

И тебе, печально-благодарная,

я за это расскажу потом,

Как меня томила ночь угарная,

Как дышала утром льдом.»

Анна Андреевна оставила воспоминания о Модильяни, вы можете прочитать их в конце статьи.

Модильяни Амедео Клементе

Портрет Пикассо 1915

 

В 1914 году он познакомился с журналисткой Беатрис Гастингс, ставшей его музой и моделью. Он посвятил ей 14 портретов.

Именно Беатрис в одной из своих статей написала о том, что Модильяни с ближайшим окружением увлекаются гашишем и алкоголем. Их отношения продлились более двух лет.

В этот период Модильяни пишет портреты своих близких друзей – Пикассо, Сутина, Липшица, и становится одной из центральных фигур Парижской богемы. У него находятся покровители, польский поэт Леопольд  Зборовский и его жена. Они поселили его у себя в квартире, помогали деньгами, покупали расходные материалы. Именно по заказу Зборовского  в 1916-17 годах были написаны 30 полотен  в стиле «ню».

Но выставка, открытая по соседству с полицейским участком,  была всего лишь через несколько часов  закрыта.

В апреле 1917 года Модильяни  встретил Жанну Эбютерн, 19- летнюю красавицу, студентку Академии, тоже мечтавшую стать художником. Завязался страстный роман, и Жанна переехала к Модильяни, несмотря на бурные протесты со стороны своих религиозных родителей.

Жанна Эбютерн

 

Жанна в ожидании ребенка, 1919

Через год она родила девочку, которую назвали Жанной.

Дочь Модильяни и Жанны Эбютерн — Жанна

В 1919 году в Лондоне с успехом проходит выставка работ Модильяни, организованная Зборовским, а еще через год 24 января 1920 года Модильяни умер от туберкулезного менингита в одной из клиник Парижа. Они так и не успели пожениться.  Амадео Модильяни похоронен на еврейском участке кладбища Пер-Лашез. Это его часть — самая бедная, здесь нет никаких скульптур.

Родные Модильяни обвинили в его смерти Жанну.

А ее, еле живую от горя, привезли с кладбища домой родственники. На следующий день рано утром она выбросилась из окна, находясь на последнем сроке беременности.

mogila-modiliani-i-jeanne-hebetern

Могила Модильяни и Жаны Эбютерн

На их надгробии надпись: «Амедео Модильяни, художник. Родился в Ливорно 12 июля 1884 года. Умер в Париже 24 января 1920. Смерть настигла его на пороге славы». Ниже: «Жанна Эбютерн. Родилась в Париже 6 апреля 1898. Умерла в Париже 25 января 1920. Верная спутница Амедео Модильяни, не захотевшая пережить разлуку с ним».

Через 10 лет после гибели Жанны Эбютерн ее останки перенесли и захоронили рядом с любимым человеком и отцом ее ребенка.

Их крошечную дочь забрала к себе, удочерила и воспитала сестра Модильяни Маргарита.

Жанна Модильяни Nechtschein ( 1918-1984 год). Стала художником-абстракционистом. Осталось двое детей — Anne Nechtschein Modigliani и Laure Nechtschein Modigliani

Слава пришла к художнику после смерти.

На аукционе «Christie’s» в 2015 его картина»Лежащая обнаженной» была продана за $170,4 млн.

В самом конце-галерея работ, те, что мне удалось отыскать в открытом доступе

Фотографии из семейного альбома Модильяни

Дом в Ливорно, где родился художник — via Roma 35

Свидетельство о рождении Амедео Модильяни

 

Родители Модильяни, 1884 год

 

Женщины, бывшие моделями Модильяни

Испанская танцовщица фламенко

 

Beatrice

Кики с Монпарнаса

 

Неизвестная

Victoria 1906 год

Анна Ахматова оставила воспоминания о встречах с ним. Она — живой свидетель.

Читайте.

Воспоминания Анны Ахматовой

«Амедео Модильяни»

Модильяни Амедео Клементе

Анна Ахматова

«В черноватом Париж тумане,И наверно, опять МодильяниНезаметно бродил за мной.У него печальное свойствоДаже в сон мой вносить беспокойствоИ быть многих бедствий виной.А сам он «…И стыда и лиха хлебнул»( Из чернового варианта «Поэмы без героя).

«Я очень верю тем, кто описывает его не таким, каким я его знала, и вот почему. Во-первых, я могла знать только какую-то одну сторону его сущности (сияющую) — ведь я просто была чужая, вероятно, в свою очередь, не очень понятная двадцатилетняя женщина, иностранка;

во-вторых, я сама заметила в нем большую перемену, когда мы встретились в 1911 году. Он весь как-то потемнел и осунулся.В 10-м году я видела его чрезвычайно редко, всего несколько раз. Тем не менее, он всю зиму писал мне. Что он сочинял стихи, он мне не сказал.Как я теперь понимаю, его больше всего поразило во мне свойство угадывать мысли, видеть чужие сны и прочие мелочи, к которым знающие меня давно привыкли. Он все повторял: «Передача мыслей…» Часто  говорил: «Это можете только вы».Вероятно, мы оба не понимали одну существенную вещь: все, что происходило, было для нас обоих предысторией нашей жизни: его — очень короткой, моей — очень длинной. Дыхание искусства еще не обуглило, не преобразило эти два существования, это должен был быть светлый, легкий предрассветный час.

Но будущее, которое, как известно, бросает свою тень задолго перед тем, как войти, стучало в окно, пряталось за фонарями, пересекало сны и пугало страшным бодлеровским Парижем, который притаился где-то рядом. И все божественное в Модильяни только искрилось сквозь какой-то мрак. Он был совсем не похож ни на кого на свете. Голос его как-то навсегда остался в памяти. Я знала его нищим, и было непонятно, чем он живет. Как художник он не имел и тени признания.Жил он тогда (в 1911 году) в тупикe Фальгьера. Беден был так, что в Люксембургском саду мы сидели всегда на скамейке, а не на платных стульях, как было принято. Он вообще не жаловался ни на совершенно явную нужду, ни на столь же явное непризнание. Только один раз в 1911 году он сказал, что прошлой зимой ему было так плохо, что он даже не мог думать о самом ему дорогом.Он казался мне окруженным плотным кольцом одиночества. Не помню, чтобы он с кем-нибудь раскланивался в Люксембургском саду или в Латинском квартале, где все более или менее знали друг друга. Я не слышала от него ни одного имени знакомого, друга или художника, и я не слышала от него ни одной шутки. Я ни разу не видела его пьяным, и от него не пахло вином.

Очевидно, он стал пить позже, но гашиш уже как-то фигурировал в его рассказах. Очевидной подруги жизни у него тогда не было. Он никогда не рассказывал новелл о предыдущей влюбленности (что, увы, делают все). Со мной он не говорил ни о чем земном. Он был учтив, но это было не следствием домашнего воспитания, а высоты его духа.В это время он занимался скульптурой, работал во дворике возле своей мастерской, в пустынном тупике был слышен звук его молоточка. Стены его мастерской были увешаны портретами невероятной длины (как мне теперь кажется — от пола до потолка). Воспроизведения их я не видела — уцелели ли они?

Скульптуру свою он называл вещью — она была выставлена, кажется, у «Независимых» в 1911 году. Он попросил меня пойти посмотреть на нее, но не подошел ко мне на выставке, потому что я была не одна, а с друзьями. Во время моих больших пропаж исчезла и подаренная им мне фотография с этой вещи.В это время Модильяни бредил Египтом. Он водил меня в Лувр смотреть египетский отдел, уверял, что все остальное (tout le reste) недостойно внимания. Рисовал мою голову в убранстве египетских цариц и танцовщиц и казался совершенно захвачен великим искусством Египта.

Очевидно, Египет был его последним увлечением. Уже очень скоро он становится столь самобытным, что ничего не хочется вспоминать, глядя на его холсты. Теперь этот период Модильяни называют негритянским периодом.Он говорил: «Драгоценности должны быть дикарскими» (по поводу моих африканских бус) и рисовал меня в них. Водил меня смотреть cтарый Париж за Пантеоном ночью при луне. Хорошо знал город, но все-таки мы один раз заблудились. Он сказал: «Я забыл, что посередине находится остров». Это он показал мне настоящий Париж.По поводу Венеры Милосской говорил, что прекрасно сложенные женщины, которых стоит лепить и писать, всегда кажутся неуклюжими в платьях.В дождик (в Париже часто дожди) Модильяни ходил с огромным очень старым черным зонтом. Мы иногда сидели под этим зонтом на скамейке в Люксембургском саду, шел теплый летний дождь, около дремал cтарый дворец в итальянском вкусе, а мы в два голоса читали Верлена, которого хорошо помнили наизусть, и радовались, что помним одни и те же вещи.Я читала в какой-то американской монографии, что, вероятно, большое влияние на Модильяни оказала Беатриса X, та самая, которая называет его жемчужина и поросенок. Могу и считаю необходимым засвидетельствовать, что ровно таким же просвещенным Модильяни был уже задолго до знакомства с Беатрисой X., т. е. в 10-м году.

И едва ли дама, которая называет великого художника поросенком, может кого-нибудь просветить.Люди старше нас показывали, по какой аллее Люксембургского сада Верлен, с оравой почитателей, из «своего кафе», где он ежедневно витийствовал, шел в «свой ресторан» обедать. Но в 1911 году по этой аллее шел не Верлен, а высокий господин в безукоризненном сюртуке, в цилиндре, с ленточкой Почетного легиона, — а соседи шептались: «Анри де Ренье!»Для нас обоих это имя никак не звучало. Об Анатоле Франсе Модильяни (как, впрочем, и другие просвещенные парижане) не хотел и слышать. Радовался, что и я его тоже не любила. А Верлен в Люксембургском саду существовал только в виде памятника, который был открыт в том же году. Да, про Гюго Модильяни просто сказал: «А Гюго выскопарен».

Как-то раз мы, вероятно, плохо сговорились, и я зайдя за Модильяни, не застала его и решила подождать его несколько минут. У меня в руках была охапка красных роз. Окно над запертыми воротами мастерской было открыто. Я, от нечего делать, стала бросать в мастерскую цветы. Не дождавшись Модильяни, я ушла.Когда мы встретились, он выразил недоумение, как я могла попасть в запертую комнату, когда ключ был у него. Я объяснила, как было дело. «Не может быть, — они так красиво лежали…»Модильяни любил ночами бродить по Парижу, и часто, заслышав его шаги в сонной тишине улицы, я подходила к окну и сквозь жалюзи следила за его тенью, медлившей под моими окнами.То, чем был тогда Париж, уже в начале двадцатых годов называлось старый Париж или довоенный Париж. Еще во множестве процветали фиакры. У кучеров были свои кабачки, которые назывались «Встреча кучеров», и еще живы были мои молодые современники, вскоре погибшие на Марне и под Верденом.

Все левые художники, кроме Модильяни, были признаны. Пикассо был столь же знаменит, как сегодня, но тогда говорили «Пикассо и Брак».

Ида Рубинштейн играла Шехерезаду, становился изящной традицией Дягилевский русский балет (Стравинский, Нижинский, Павлова, Карсавина, Бакст).Мы знаем теперь, что судьба Стравинского тоже не осталась прикованной к десятым годам, что творчество его стало высшим музыкальным выражением духа XX века. Тогда мы этого еще не знали. 20 июня 1910 года была поставлена «Жар-птица». 13 июня 1911 года Фокин поставил у Дягилева «Петрушку».Прокладка новых бульваров по живому телу Парижа, которую описал Золя, была еще не совсем закончена (бульвар Raspai). Вернер, друг Эдиссона, показал мне в кабачке Пантеон два стола и сказал: «А это ваши социал-демократы — тут большевики, а там — меньшевики».

Женщины с переменным успехом пытались носить то штаны (jupes-culottes), то почти пеленали ноги (jupes-entravues). Стихи были в полном запустении, и их покупали только из-за виньеток более или менее известных художников. Я уже тогда понимала, что парижская живопись съела французскую поэзию.Рене Гиль проповедовал «научную поэзию», и его, так называемые ученики, с превеликой неохотой посещали мэтра.Католическая церковь канонизировала Жанну д’Арк.

«Et Jehanne, la bonne Lorraine,Qu’Anglois brulиrent a Rouen…»

Я вспомнила эти строки бессмертной баллады, глядя на статуэтки новой святой. Они были весьма сомнительного вкуса, и их начали продавать в лавочках церковной утвари.Модильяни очень жалел, что не может понимать мои стихи, и подозревал, что в них таятся какие-то чудеса, а это были только первые робкие попытки (например, в «Аполлоне» 1911 г.). Над «аполлоновской» живописью («Мир искусства») Модильяни откровенно смеялся.Mеня поразило, как Модильяни нашел красивым одного заведомо некрасивого человека и очень настаивал на этом. Я уже тогда подумала: он, наверно, видит все не так, как мы.Во всяком случае, то, что в Париже называют модой, украшая это слово роскошными эпитетами, Модильяни не замечал вовсе.Рисовал он меня не с натуры, а у себя дома, — эти рисунки дарил мне. Их было шестнадцать. Он просил, чтобы я их окантовала и повесила в моей комнате. Они погибли в царскосельском доме в первые годы революции. Уцелел тот, в котором меньше, чем в остальных, предчувствуются его будущие «ню»…

Модильяни Амедео Клементе

Единственный сохранившийся рисунок..

Больше всего мы говорили с ним о стихах. Мы оба знали очень много французских стихов: Верлена, Лафорга, Малларме, Бодлера.Данте он мне никогда не читал. Быть может, потому, что я тогда еще не знала итальянского языка.Как-то раз сказал: «Я забыл Вам сказать, что я — еврей». Что он родом из-под Ливорно — сказал сразу, и что ему двадцать четыре года, а было ему — двадцать шесть.Говорил, что его интересовали авиаторы, по-теперешнему — летчики, но когда он с кем-то из них познакомился, то разочаровался: они оказались просто спортсменами (чего он ждал?).В это время ранние, легкие, и, как всякому известно, похожие на этажерки, аэропланы кружились над моей ржавой и кривоватой современницей (1889) — Эйфелевой башней.Она казалась мне похожей на гигантский подсвечник, забытый великаном среди столицы карликов. Но это уже нечто гулливеровское.Марк Шагал уже привез в Париж свой волшебный Витебск, а по парижским бульварам разгуливало в качестве неизвестного молодого человека еще не взошедшее светило — Чарли Чаплин. «Великий Немой» (как тогда называли кино) еще красноречиво безмолвствовал.

«А далеко на севере»… в России умерли Лев Толстой, Врубель, Вера Комиссаржевская, символисты объявили себя в состоянии кризиса, и Александр Блок пророчествовал:

«Если б знали, дети, выХолод и мрак грядущих дней…»

Три кита, на которых ныне покоится XX в. — Пруст, Джойс и Кафка, — еще не существовали, как мифы, хотя и были живы, как люди.

В следующие годы, когда я, уверенная, что такой человек должен просиять, спрашивала о Модильяни у приезжающих из Парижа, ответ был всегда одним и тем же: не знаем, не слыхали.Только раз Н. С. Гумилев, когда мы в последний раз вместе ехали к сыну в Бежецк (в мае 1918 г.), и я упомянула имя Модильяни, назвал его «пьяным чудовищем» или чем-то в этом роде, и сказал, что в Париже у них было столкновение из-за того, что Гумилев в какой-то компании говорил по-русски, а Модильяни протестовал. А жить им обоим оставалось примерно по три года…К путешественникам Модильяни относился пренебрежительно. Он считал, что путешествие — это подмена истинного действия. «Песни Мальдорора»постоянно носил в кармане; тогда эта книга была библиографической редкостью. Рассказывал, как пошел в русскую церковь к пасхальной заутрене, чтобы видеть крестный ход, так как любил пышные церемонии. И как некий «вероятно, очень важный господин» (надо думать — из посольства) похристосовался с ним. Модильяни, кажется, толком не разобрал, что это значит…Мне долго казалось, что я никогда больше о нем ничего не услышу… А я услышала о нем очень много…

В начале нэпа, когда я была членом правления тогдашнего Союза писателей, мы обычно заседали в кабинете Александра Николаевича Тихонова (Ленинград, Моховая, 36, издательство «Всемирная литература»). Тогда снова наладились почтовые сношения с заграницей, и Тихонов получал много иностранных книг и журналов.

Кто-то (во время заседания) передал мне номер французского художественного журнала. Я открыла — фотография Модильяни… Крестик… Большая статья типа некролога; из нее я узнала, что он — великий художник XX века (помнится, там его сравнивали с Боттичелли), что о нем уже есть монографии по-английски и по-итальянски.

Потом, в тридцатых годах, мне много рассказывал о нем Эренбург, который посвятил ему стихи в книге «Стихи о канунах» и знал его в Париже позже, чем я. Читала я о Модильяни и у Карко, в книге «От Монмартра до Латинского квартала», и в бульварном романе, где автор соединил его с Утрилло. С уверенностью могу сказать, что этот гибрид на Модильяни десятого — одиннадцатого годов совершенно не похож, а то, что сделал автор, относится к разряду запрещенных приемов.Но и совсем недавно Модильяни стал героем достаточно пошлого французского фильма «Монпарнас, 19». Это очень горько!

Болшево, 1958-Москва, 1964

Галерея работ Модильяни

Модильяни Амедео Клементе

Jeanne Hebuterne 1919

 

Модильяни Амедео Клементе

Жанна Эбютерн 1918 год

 

Модильяни Амедео Клементе

Жанна

 

Модильяни Амедео Клементе

Портрет Жанны Эбютерн (Jeanne Hebuterne), 1917 год

 

Модильяни Амедео Клементе

Жанна Эбютерн

 

Модильяни Амедео Клементе

Дама с черным галстуком

 

Модильяни Амадео Клементе

Jeanne 1918

 

Модильяни Амадео Клементе

Портрет девочки 1917год

 

Модильяни Амадео Клементе

Алиса 1915 год

 

Модильяни Амадео Клементе

Annika Finne

 

Модильяни Амадео Клементе

Жанна

 

Модильяни Амадео Клементе

Цыганка

 

Модильяни Амедео Клементе

Доктор Devaraigne 1917

 

Модильяни Амедео Клементе

 

Модильяни Амедео Клементе

1918 год

 

Модильяни Амедео Клементе

Шатенка в вечернем платье 1918

 

Модильяни Амадео Клементе

Портрет Луни Чековской 1917 год

 

Модильяни Амадео Клементе

Хаим Сутин

 

Модильяни Амадео Клементе

Юная девушка в блузе 1917 год

 

Модильяни Амадео Клементе

Сидящая Альмаиза 1916 год

 

Модильяни Амедео Клементе

Портрет госпожи Ван Мейден 1917 год

 

Модильяни Амедео Клементе

Портрет Маргариты 1918 год

 

Модильяни Амедео Клементе

Леопольд Зборовский 1916 год

 

 Модильяни Амедео Клементе

Модильяни Амедео Клементе

Модильяни Амедео Клементе

Лолитт 1916

Модильяни Амедео Клементе

Сидящая в профиль 1918

Модильяни Амедео Клементе

Жак Липшиц и его жена 1917

Модильяни Амедео Клементе

Модильяни Амедео Клементе

Доктор Поль Александр 1909

Модильяни Амедео Клементе

Модильяни Амедео Клементе

Елена Павловски 1917

Модильяни Амедео Клементе

Леон Бакст 1917

Модильяни Амедео Клименте

Портрет Диего Ривера 1914

Модильяни Амедео Клементе Модильяни Амедео Клементе

Еврейка 1918

Модильяни Амедео Клементе

Жанна 1919

Модильяни Амедео Клементе

Маленький крестьянин 1917

Модильяни Амедео Клементе

Служанка 1919

Модильяни Амедео Клементе

Виолончелист

 

РАБОТЫ С ВЫСТАВКИ В СТИЛЕ «НЮ» 

 

Модильяни Амедео Клементе

 

Модильяни Амедео Клементе

Обнаженная

Модильяни Амедео Клементе

 

Модильяни Амедео Клементе

 

Модильяни Амедео Клементе

Лежащая обнаженная 1917 год

 

Модтльяни Амедео Клементе

Альмаиза на софе 1916 год

 

Модильяни Амедео Клементе

Обнаженая Эльвира 1918 год

 

Модильяни Амедео Клементе

Обнаженная 1918 год

 

Модильяни Амедео Клементе

..ню..

 

Модильяни Амедео Клементе

Сидящая обнаженная 1917 год

 

Модильяни Амедео Клементе

Обнаженная, лежащая на животе 1917 год

 

Модильяни Амедео Клементе

Обнаженная модель 1917

 

Модильяни Амедео Клементе

 

Модильяни Амедео Клементе

 

Модильяни Амедео Клементе

 

Модильяни Амедео Клементе

Модильяни Амедео Клементе

Скульптура

Модильяни Амедео Клементе

 

Модильяни Амедео Клементе

 

Модильяни Амедео Клементе

 

Модильяни Амедео Клементе

 

Модильяни Амедео Клементе

 

Пейзажи

Модильяни Амедео Клементе

 

Модильяни Амедео Клементе

Дом с тремя кипарисами

 

Модильяни Амедео Клементе

 

 

Графика

Модильяни Амедео Клемене

 

Модильяни Амедео Клементе

Красная кариатида 1914 год

 

Модильяни Амедео Клементе

Кариатида 1913 год

 

Модильяни Амедео Клементе

Красная кариатида 1913 год

 

Модильяни Амедео Клементе

 

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

moia-italia.ru

Амедео Модильяни: жизнь и творчество художника

Амеде́о Клеме́нте Модилья́ни — итальянский художник и скульптор, один из самых известных художников конца XIX — начала XX века, яркий представитель экспрессионизма.

 

Содержание

Биография Амадео Модильяни 

Творчество Амадео Клементе Модильяни 

Интересные факты: сексуальная жизнь и драма

Картины Амадео Модильяни 

Библиография и фильмография

Биография Амадео Модильяни

«Человеческое лицо — высшее творение природы» — эти слова художника могли бы стать эпиграфом к его творчеству.

Модильяни Амедео (Modigliani Amedeo) (1884—1920), итальянский живописец, скульптор, график, рисовальщик; принадлежал к «Парижской школе». Родился Модильяни в Ливорно 12 июля 1884 года. Начал учиться искусству живописи в 1898 году в мастерской скульптора Габриэле Микели. С 1902 года занимался в «Свободной школе рисования с обнаженной натуры» при Флорентийской Академии художеств, главным образом, у живописца Джованни Фаттори, с именем которого в итальянской живописи связывается течение «маккьяйоли», родственное французскому «ташизму». В 1903 году, переехав в Венецию, Модильяни учился в «Свободной школе обнаженной натуры» Венецианского Института изящных искусств. С 1906 года обосновался в Париже, где брал уроки в Академии живописи Коларосси. В 1907 году Модильяни впервые показал свои работы в «Осеннем салоне», с 1908 года выставлялся в «Салоне независимых». В кафе «Ротонда» на бульваре Монпарнас, где собирались писатели и художники, Модильяни был в кругу друзей, живших, как и он, проблемами искусства. В эти годы художник обостренно ищет свою «линию души», как назвал творческие поиски Модильяни его друг, поэт Жан Кокто. Если первые произведения парижского периода исполнены в манере, близкой графике Тулуз-Лотрека, то уже в 1907 художник открыл для себя живопись Сезанна, познакомился с Пабло Пикассо и некоторое время находился под влиянием этих мастеров. 

Об этом свидетельствуют работы 1908-1909 годов («Еврейка», 1908, «Виолончелист», 1909, — обе в частном собрании, Париж).

Особенно важную роль в формировании индивидуального стиля Модильяни сыграло также его увлечение африканской скульптурой, ее грубовато-простыми, но выразительными формами и чистой линией силуэта.

Вместе с тем искусство родной Италии и прежде всего рисунки Боттичелли, живопись треченто и виртуозно сложная графика маньеристов — источники вдохновения мастера. Наиболее полно раскрылся сложный талант Модильяни в портретном жанре. 

«Человек — вот, что меня интересует. Человеческое лицо — наивысшее создание природы. Для меня это неисчерпаемый источник», — пишет Модильяни. Никогда не делая портретов на заказ, художник писал только людей, судьбы которых хорошо знал, Модильяни словно воссоздавал свой собственный образ модели.

В остро выразительных портретах Диего Риверы (1914, Художественный музей, Сан-Паулу), Пабло Пикассо (1915, частное собрание, Женева), Макса Жакоба (1916, частное собрание, Париж), Жана Кокто (частное собрание, Нью-Йорк), Хаима Сутина (1917, Национальная галерея искусства, Вашингтон) художником точно найдены детали, жест, линия силуэта, цветовые доминанты, ключ к пониманию всего образа — всегда тонко уловленное характерное «состояние души».

Творчество Амадео Клементе Модильяни

В ряду других выдающихся французских мастеров начала века Модильяни кажется наиболее связанным с классической традицией.

Его не увлекали эксперименты кубистов с «чистым» пространством и временем, он не стремился, подобно фовистам, к воплощению универсальных закономерностей жизни. Для Модильяни человек был «миром, который порой стоит многих миров», и человеческая личность в ее неповторимом своеобразии—единственным источником образов. Но, в отличие от портретистов предшествующих эпох, он не создавал живописного «зеркала» натуры. Характерно, что, работая всегда с натуры, он не столько «срисовывал» ее черты, сколько сверял их со своим внутренним видением. Используя утонченную стилизацию облика модели и отвлеченные ритмы линий и пластических масс, с помощью их экспрессии, динамичных «сдвигов» и гармонического единства Модильяни создавал свои свободно-поэтические, чисто духовные, овеянные печалью образы.

Наиболее характерная черта его стиля—особая роль линии, однако во всех своих лучших работах художник добивался гармонии линии и цвета, богатства валеров, объединенных в обобщенные цветовые зоны.

Скульптурная цельность объемов сочетается в его картинах с лепкой цветом, пространство кажется впрессованным в плоскость холста, а линия не только очерчивает предметы, но и соединяет пространственные планы. В общей мягкости стиля Модильяни, в свете, наполняющем его работы, ясно ощутима итальянская основа его искусства.

Модильяни почти никогда не писал буржуа и богатых заказчиков.

Его персонажи—простые люди, служанки, крестьяне, а также окружающие его художники и поэты. Каждый из образов продиктован натурой. Женщины полны утонченной грации или простонародной энергии, выглядят то надменными, то беззащитными. В «Автопортрете» изображение воплощает сдержанный лирический порыв, кажется наполненным изнутри музыкой. Своего друга и почти единственного «маршана» поэта Л. Зборовского Модильяни изображает погруженным в мечты, художника-экспрессиониста X. Сутина— открытым и импульсивным, более классичного живописца М. Кислинга—упрямым и внутренне сжатым. В пластическом решении портрета Макса Жакоба утонченность неотделима от современных синкопированных ритмов… При всей своей неповторимости эти портреты несут в себе черты единого почерка (миндалевидные или напоминающие озера глаза, стреловидные носы, поджатые губы, преобладание овальных и удлиненных форм и т.д.) и единого видения. Во всех них ощущаются сострадание и нежность к человеку, мягкий, созерцательно-замкнутый лиризм.

Модильяни не стремится разгадать загадку личности своих героев, напротив, каждый его образ являет свою особую тайну и красоту.

Автопортрет Портрет поэта Зборовского Портрет Хаима Сутина

Не менее яркая страница его творчества—изображение обнаженной натуры. По сравнению с обнаженными других современных мастеров, в частности А. Матисса, «ню» Модильяни кажутся всегда индивидуальными и портретными. Тем контрастнее выглядит претворение полной непосредственной жизни натуры в образы, очищенные от всего эмпирического, исполненные просветленной и вневременной красоты. В этих образах сохраняется конкретно-чувственное начало, но оно «сублимировано», одухотворено, переведено на язык музыкально-текучих линий и гармоний насыщенных охристых тонов — светло-золотистых, рыжевато-красных, темно-коричневых.

Почти неисчерпаемая часть наследия Модильяни—рисунки (портреты или «ню»), выполненные карандашом, тушью, чернилами, акварелью или пастелью.

Рисование являлось как бы способом существования художника—в нем находили воплощение присущая Модильяни любовь к линии, его постоянная жажда творчества и его неистощимый интерес к людям; карандашными набросками он часто расплачивался за чашку кофе или тарелку еды. Созданные с одного раза, без исправлений, эти рисунки впечатляют стилевой энергией, образной законченностью, точностью формы.

Обнаженная

Интересные факты: сексуальная жизнь и драма

Сексуальная жизнь

 Модильяни любил женщин, а те любили его. Сотни, возможно, тысячи женщин побывали в постели этого элегантного красавца.

 Еще в школе Амедео заметил, что девочки обращают на него особое внимание. Модильяни рассказывал, что в 15 лет его соблазнила горничная, работающая в их доме.

 Хотя он, как многие его коллеги, был не прочь пройтись по борделям, все же основная масса его любовниц были его же натурщицами.

 А в течение своей карьеры он поменял сотни натурщиц. Многие позировали ему обнаженными, в течение сеанса несколько раз прерываясь на занятия любовью.

 Больше всего Модильяни нравились женщины простые, например, прачки, крестьянки, официантки.

 Этим девушкам ужасно льстило внимание красивого художника, и они покорно отдавали ему себя.

 Сексуальные партнеры

 Несмотря на множество сексуальных партнерш, любил Модильяни в своей жизни только двух женщин.

 Первой была Беатрис Хастингс, английская аристократка, поэтесса, пятью годами старше художника. Они познакомились в 1914 году и сразу же стали неразлучными любовниками.

 Они вместе пили, развлекались и частенько дрались. Модильяни в ярости мог таскать ее за волосы по тротуару, если подозревал во внимании к другим мужчинам.

 Но, несмотря на все эти грязные сцены, именно Беатрис была его главным источником вдохновения. В период расцвета их любви Модильяни создал свои лучшие произведения. Все же этот бурный роман не мог существовать долго. В 1916 году Беатрис сбежала от Модильяни. С тех пор они больше не виделись.

 Художник горевал по своей неверной подруге, но недолго.

 В июле 1917 года Модильяни познакомился с 19-летней Жанной Эбютерн.

 Молодая студентка происходила из французской семьи католиков. Субтильная бледная девушка и художник поселились вместе, несмотря на сопротивление родителей Жанны, не желавшим зятя-еврея. Жанна не только была моделью для произведений художника, она пережила с ним годы тяжелой болезни, периоды грубости и откровенного дебоширства.

 В ноябре 1918 года Жанна родила Модильяни дочь, а в июле 1919 года он предложил ей пожениться, «как только придут все бумаги».

 Почему они так и не поженились, остается загадкой, так как эти двое были, что называется, созданы друг для друга и оставались вместе до самой его смерти 6 месяцев спустя.

 Когда Модильяни лежал при смерти в Париже, он предложил Жанне присоединиться к нему в смерти, «чтобы я мог быть с моей любимой моделью в раю и вместе с ней наслаждаться вечным блаженством».

 В день похорон художника Жанна находилась на грани отчаяния, но не плакала, а только все время молчала.

 Беременная их вторым ребенком, она бросилась с пятого этажа и разбилась насмерть.

 Через год, по настоянию семьи Модильяни, их соединили под одной могильной плитой. Вторая надпись на ней гласила:

 Жанна Эбютерн. Родилась в Париже в апреле 1898 года. Умерла в Париже 25 января 1920. Верная спутница Амедео Модильяни, не захотевшая пережить разлуку с ним.

 Модильяни и Анна Ахматова

 А. А. Ахматова познакомилась с Амедео Модильяни в 1910 году в Париже, во время свадебного путешествия.

 Знакомство ее с А. Модильяни продолжилось в 1911 году, тогда же художник создал 16 рисунков — портретов А. А. Ахматовой. В своем очерке об Амедео Модильяни она писала:

В 10-м году я видела его чрезвычайно редко, всего несколько раз. Тем не менее он всю зиму писал мне. (Я запомнила несколько фраз из его писем, одна из них: Vous etes en moi comme une hantise / Вы во мне как наваждение ). Что он сочинял стихи, он мне не сказал.

 Как я теперь понимаю, его больше всего поразило во мне свойство угадывать мысли, видеть чужие сны и прочие мелочи, к которым знающие меня давно привыкли.

 В это время Модильяни бредил Египтом. Он водил меня в Лувр смотреть Египетский отдел, уверял, что все остальное недостойно внимания. Рисовал мою голову в убранстве египетских цариц и танцовщиц и казался совершенно захвачен великим искусством Египта. Очевидно, Египет был его последним увлечением. Уже скоро он становится столь самобытным, что ничего не хочется вспоминать, глядя на его холсты.

 Рисовал он меня не с натуры, а у себя дома, — эти рисунки дарил мне. Их было шестнадцать. Он просил, чтобы я их окантовала и повесила в моей комнате. Они погибли в царскосельском доме в первые годы революции. Уцелел один, в нем, к сожалению, меньше, чем в остальных, предчувствуются его будущие».

 Библиография и фильмография

Литература

  • Паризо К. «Модильяни», М., Текст, 2008.
  • Виленкин В. В. «Амедео Модильяни», М. 1970.

Фильмография

  • В 1957 году француз Жак Беккер снял фильм «Монпарнас, 19» («Любовники Монпарнаса») с Жераром Филипом в главной роли.
  • В 2004 году британец Мик Дэвис снял фильм «Модильяни», главную роль сыграл Энди Гарсиа.

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: bibliotekar.ru, smallbay.ru, hrono.ru, wikipedia.org

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес [email protected], мы и наши читатели будем вам очень благодарны.

Амедео Модильяни: картины художника

Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Амедео Модильяни: жизнь и творчество художника

4 (80%) 5 голос(ов)

allpainters.ru


Смотрите также