Наивное искусство бабушки Мозес. Мозес картины


Иллюстрации бабушки Мозес // ОПТИМИСТ

≡  14 Февраль 2017

А А А

Одна из самых известных художниц Америки, Бабушка Мозес, не училась в школе. Она не заканчивала художественную академию.

У неё не было учителей. Свой жизненный путь эта удивительная женщина начала обычной крестьянкой. Она жила на маленькой ферме, с раннего детства очень много работала. Мозес была из бедной семьи, ей пришлось с одиннадцати лет батрачить на богатых соседей. Очень поздно вышла замуж, и муж её тоже был беден, был таким же наёмным разнорабочим, как и она. Вся жизнь Мозес прошла в тяжёлых крестьянских трудах. Просыпаться нужно было до зари, доить коров, потом ухаживать за урожаем, воспитывать детей, убирать дом, готовить еду. Всю жизнь она работала не покладая рук. Всю жизнь она жила в маленьком провинциальном посёлке, где было очень мало людей. Её организм полностью износился, как старый ржавый автомобиль, она уже не могла работать, но без дела тоже не могла сидеть и увлеклась вязанием. К сожалению, это занятие ей пришлось оставить, так как её мучили страшные боли в суставах. Когда ей исполнилось 76 лет, дочка посоветовала начать рисовать. Мозес нигде не училась и никто не учил её рисовать. Её первые картины висели в местной аптеке. Проезжавший мимо инженер, увлекающийся живописью, обратил внимание на эти милые, примитивные картинки. За бесценок купил несколько. Начал выставлять в своей галерее, показывать друзьям. Так, постепенно, шаг за шагом, Бабушка Мозес стала самой знаменитой художницей Америки. Её картины дарили Президентам Америки на дни рождения. Она умерла в 101 год, создав более 1600 картин и рисунков. Бабушка Мозес (англ. Grandma Moses, настоящее имя Анна Мэри Мозес, урождённая Робертсон, англ. Anna Mary Moses, b. Robertson; 7 сентября 1860 — 13 декабря 1961) — американская художница-любительница, одна из главных представителей американского живописного примитивизма. Любила рисовать с раннего детства, однако большую часть жизни провела на ферме в штате Нью-Йорк, будучи женой фермера. Стала матерью пятерых детей. В зрелые годы занималась вышивкой, однако ближе к 70-летнему возрасту это стало для неё затруднительно из-за артрита. После смерти мужа в 1927 года Анна Мозес снова стала рисовать. В 1938 года нью-йоркский коллекционер заметил рисунок Анны Мозес, выставленный в окне аптеки в городке Хузик-Фоллс (англ. Hoosick Falls), где она жила. В течение года рисунки Мозес начали появляться в нью-йоркской галерее Сент-Этьен и привлекли к себе широкое внимание коллекционеров и любителей живописи. В течение 1940-х годов выставки Мозес прошли во многих европейских странах и в Японии. В 1941 году она получила государственную премию штата Нью-Йорк, в 1949 году президент США Гарри Трумэн лично вручил ей премию Национального Американского женского пресс-клуба. В 1952 году была издана её автобиография. В 1960 году, к столетию Бабушки Мозес, её фотография, сделанная известным фоторепортёром Корнеллом Капой, была помещена на обложке журнала «Лайф». Живопись Бабушки Мозес изображает сельские пейзажи и бытовые сценки, зачастую они многофигурны и напоминают детские рисунки. Бабушка Мозес предпочитала зимние виды, летние писала реже. Один из летних пейзажей Мозес, «Старый пёстрый дом, 1862» (работа 1942 года), приобретённый у автора после создания за 110 долларов США, был продан в 2004 году на аукционе в Мемфисе за 60 000 долларов. Публику поражали не столько картины, сколько сама Бабушка Мозес, как прозвали её журналисты. Она впервые взялась за кисть в том возрасте, когда большинство людей уже не ждут никаких подарков судьбы, а тихо доживают свой век. Начинающей художнице было 76 лет. Её дни рождения отмечались на обложках журналов "Тайм" и "Лайф", а столетие и вовсе стало праздником целого штата Нью-Йорк: губернатор Нельсон Рокфеллер объявил 7 сентября 1960 года "днём Бабушки Мозес". Президент Трумэн лично приглашал её в гости в Белый дом. Администрация Эйзенхауэра заказала ей картину в подарок президенту на третью годовщину инаугурации... Один критик сказал об Анне Мари Мозес: "Привлекательность её картин в том, что в них изображён тот стиль жизни, в существование которого американцы так любят верить, но которого больше нет". Её деревенские пасторали, сценки из быта американских фермеров прелестны и, безусловно, заслуживают место в истории искусства. Но сама по себе наивная живопись нигде и никогда не пользовалась бешеной популярностью. Почти ничего, кроме фермы, она в жизни не видела. Она появилась на свет на окраине штата Нью-Йорк, в графстве Вашингтон. И по сей день отнюдь не центр цивилизации, в 1860 году это была и вовсе глухая деревня. Анна Мари считала своё детство счастливым, хотя семья её родителей, фермеров Робертсонов, достатком избалована не была. Девочка успела получить лишь самое простое образование: научилась читать-писать, да и только. Двенадцати лет от роду она пошла в прислуги к более удачливым соседям. Зарабатывая на кусок хлеба, Анна Мари чуть было не упустила своего счастья, и вышла замуж только в 27 лет (в таком возрасте женщины считались уже безнадёжными старыми девами). Партию блестящей назвать сложно: Томас Салмон Мозес был таким же наёмным рабочим, то есть без гроша за душой. Но в медовый месяц молодые всё же отправились в путешествие. Если, конечно, так можно назвать поиски места, где больше платят... В родные края Мозесы вернулись только через восемнадцать лет – столько потребовалось, чтобы скопить денег на покупку своей земли. И в 1905 году Мозесы обосновались на собственной ферме неподалеку от городка Орлиный Мост. У Анны Мари и Томаса было к тому времени пять детей (ещё пятеро умерли, не дотянув и до года). Когда в 1927 году Томас Мозес умер из-за сердечного приступа, делами семейной фермы занялся младший из сыновей. А старая миссис Мозес вдруг оказалась не у дел. Свободного времени стало слишком много. Отнюдь не кокетничая, она рассказывала позже в телеинтервью: "Я просто не могла сидеть в кресле-качалке". Миссис Мозес занялась вышиванием, но ещё несколько лет спустя артрит превратил рукоделие в пытку. И тогда дочь предложила матери рисовать... Это было весьма удачное время: в конце 30-х годов в Америке вспыхнул интерес к художникам-самоучкам "из глубинки". К ним были благосклонны выставочные залы, в первую очередь недавно открытый нью-йоркский Музей современного искусства. Появились и частные коллекционеры "народного" творчества... История умалчивает, каким ветром в 1938 году инженера Луиса Калдора занесло в провинциальный городишко Хусик Фоллс. Но что бы ни искал он в этом захолустье, а наткнулся на картины Анны Мари, пылившиеся в витрине местной аптеки. Калдор был настолько очарован, что отыскал автора и приобрёл у неё несколько работ. Он даже умудрился протолкнуть три картины Мозес на выставку "Современные неизвестные американские живописцы" в Музее современного искусства. Правда, мероприятие было закрытое, проводилось для специалистов, а опыта общения с этой публикой Калдор не имел... Однако год спустя судьба свела энтузиаста с владельцем новой нью-йоркской "Galerie St. Etienne" Отто Каллиром. В отличие от восторженного Калдора, тот был в артбизнесе профессионалом. Правда, в этот момент Каллир начинал с нуля: после аннексии Австрии фашистской Германией ему пришлось уносить ноги с родины. Недавный эмигрант пытался застолбить место под американским солнцем. Калдор принёс ему именно то, что надо. В октябре 1940 года в "Galerie St. Etienne" открылась персональная выставка Анны Мари Мозес – "Что рисует жена фермера". Вторая мировая плавно перетекла в холодную войну. Америка как никогда нуждалась в собственном искусстве как элементе пропаганды. И Бабушка Мозес невольно оказалась "на передовой". Она стала одной из главных участниц передвижных выставок, которые Информационная служба США организовывала в разорённой войной Европе... Однако хороший приём картин Мозес в Старом Свете получил странный резонанс на родине художницы. "Европейцы любят думать, что Бабушка Мозес представляет американское искусство. Они хвалят нашу наивность и честность, но отказывают нам в возможности полноценного, искушённого художественного выражения. Бабушка Мозес – именно то, что они ожидают от нас, что они готовы нам позволить", – писала "Нью-Йорк Таймс" в 1950 году. К этому времени в художественном мире США переменился ветер. Профессиональные живописцы слишком долго ощущали себя незаслуженно обойдёнными вниманием Музея современного искусства и иже с ним. Борьба с самоучками в конце концов увенчалась успехом профессионалов – к исходу 40-х годов интерес американского арт-рынка к "народному искусству" иссяк. Мозес оставалась последним бастионом, пока критики не списали её популярность на низменные вкусы публики и политические игры. Мнение это столь прочно укоренилось, что к началу XXI века имя Мозес было несколько подзабыто. И юбилейная выставка, организованная наследниками Отто Каллира, нынешними владельцами "Galerie St. Etienne", стала неожиданным и приятным открытием для новых поколений критиков и зрителей. Вокруг её имени критики ломали копья, а она тихо жила в своей провинции. Здоровье не позволяло ей трудиться на ферме – разве что кормить кур. И рисование стало её работой. За четверть века (Бабушка Мозес умерла когда ей шёл 101 год) ею было создано больше 1600 картин, рисунков, иллюстраций. Бабушку Мозес мало заботило мнение художественного мира. Признание со стороны прессы и политиков скорее утомляло, чем радовало, – приходилось временами покидать родные места и ехать в какой-нибудь грязный, многолюдный Нью-Йорк. Её не беспокоило, что на её имени делаются немалые деньги: работы художницы тиражировались в миллионах открыток, марок, плакатов... Бабушке Мозес доставляло удовольствие, что она приносит кому-то радость.

"Я оглядываюсь на свою жизнь, как на завершённую дневную работу", - говорила она. - "И я довольна тем, как она выполнена. Жизнь такова, какой мы её делаем. Так всегда было, и так всегда будет".

Метки: иллюстрации • интересно • креатив • настроение • позитив • рисунки • творчество • улыбка

Комментарии:

oppps.ru

Бабушка Мозес

Мозес. Рождество  (Christmas at Home), 1950-1960.

Анна Мария  или просто Бабушка Мозес (1860 г.р.) прославилась тем, что начала делать карьеру художника, когда ей было уже почти восемьдесят. Современная сказка про Золушку, правда, Золушке было уже под сто, но это же не беда: главное вовремя появиться в нужном месте и в нужное время.

Удивительная история. Иногда жизнь преподносит человеку подарки, которых он вовсе не ждет. Это случается очень редко, но бывает. Человек ничего и не делает, чтобы стать знаменитым, популярным, известным, а оно как раз тогда и случается: вроде тебе уже пора думать о душе, покое и предстоянии на суде Всевышнего, а судьба неожиданно делает зигзаг, словно говоря: нет, еще рано.

Бабушка Мозес, как ее окрестили журналисты,  на пять лет старше Редьярда Киплинга, а умерла – на четверть века позднее, пережив не только Нобелевского лауреата, но и мужа, и почти всех своих детей, и Трумэна, и Эйзенхауэра, и много еще кого.

Зима. Засахаривание кленового сиропа. 1943

Она умерла в 101 год, став знаменитой, успешной и богатой на закате своего века. Ее столетний юбилей стал днём Бабушки Мозес для всего штата Нью-Йорк, что не снилось даже Уорхолу, большому любителю самопиара.

История превращения старушки из американского захолустья в современного авангардного художника словно специально была написана как иллюстрации пословицы: «Никогда не поздно…». И именно это привлекало внимание простых американцев к замечательной бабушке больше всего.

Но вспомнила я о ней вовсе не для того, чтобы подивиться долголетию, а потому что люблю примитивизм и народное искусство. Француз Анри Руссо, грузин Нико Пиросмани, эвенк Константин Панков давно привлекли внимание авангардистов: Ларионова, Ле-Дантю, Малевича, Кандинского. Самородки, нигде не учившиеся, поражают свежестью взгляда, искренностью и детской наивностью.

Домашнее торжество

Картины бабушки Мозес о том, чего в Америке давно уже  нет, но во что американцам очень хотят  верить. Ностальгия по деревенской пасторали, добрым отношениям между людьми, фермерской сказочной жизни, большим семьям и патриархальном укладу, природе и традициям, знакома не только советскому человеку.

А еще вспомнила американскую художницу, потому что больше всего она любила рисовать зиму, сказочное Рождество, Новый год, его ожидание... История жизни бабушки Мозес начиналась как у большинства девочек из бедных семей, живших в глухой провинции.

Она была третьим ребенком в большой семье фермера, где кроме нее было еще семеро братьев и сестер. В двенадцать лет Анна-Мария вынуждена была пойти зарабатывать себе на хлеб, устроившись домашней прислугой в соседний дом, что был рядом с отцовской фермой. Пятнадцать лет в прислугах научили ее всем женским работам: варить, шить, делать варенья, соленья и многое другое.

В ожидании Рождества. 1950

Иногда хозяева любезно брали девочку с собой в школу. Этим все ее образование и ограничивалось. Двадцать семь лет, а она еще в девках, точнее уже старая дева, как по тем временам считали засидевшихся в невестах девушек. Но появился молодой парень, такой же батрак, как она. И решили они пожениться.

На другой день после свадьбы уехали в "свадебное путешествие" на юг, искать работу и счастье там. В Вирджинии было тепло, легко нашли аренду землю и начали копить на собственный домик и хозяйство. Анна-Мария, по мужу Мозес, помогала тем, что продавала масло и чипсы, которые сама и готовила. Пошли дети, но из десяти младенцев осталось в живых только пятеро.

Анне здесь все  нравилось: тепло, много солнца, зелень, богатый урожай. Северный штат, где она родилась, казался ей по сравнению с благословенной Вирджинией гиблым холодным местом. Но муж по родным местам скучал, и уговорил ее вернуться обратно. Скопив немного денег, они купили в родном штате Нью-Йорк участок земли и построили дом. И все пошло своим чередом.

Зимние забавы.

Но неожиданно  от сердечного приступа скончался муж, фермой стал управлять сын, она оказалась вроде как и не у дел.  И тогда решила она поехать к своей дочери, помочь по хозяйству, т.к. та тяжело болела туберкулёзом. Ей уже 67, но дочь научила вышивать и несколько лет Анна-Мария увлеченно вышивала, пока артрит окончательно не поставил крест на ее хобби: руки перестали слушаться.

Тогда она вспомнила, что когда-то в детстве очень любила рисовать. Попробовала, и нашла в этом занятии отдушину. Рисовала  много, увлекаясь мелкими деталями и красотой природы, обычными бытовыми зарисовками и семейными торжествами. Когда картин скопилось достаточно много, она начала их раздавать - в придачу к своим вареньям-соленьям.

Однажды ее знакомая попросила принести несколько картин в местную аптеку, чтобы украсить ими витрину. И долго бы они еще здесь пылились, если бы однажды на них не бросил взгляд заезжий молодец, Луис Калдора, приехавший в провинциальный городишко  по своим делам.

Ловля индейки к Дню Благодарения. 1943

Увидев в витрине картину, он немедленно купил все, что было в аптеке в придачу к первой картине, выпросил адрес художницы, приехал к ней и купил оставшиеся картины, сказав, что через несколько лет бабушка станет знаменитой и богатой. В семье на его слова только рассмеялись, назвав молодого человека сумасшедшим.

Однако напрасно они смеялись. Поначалу пророчества о сумасшествии действительно сбывалось: никто из арт-дилеров, которым молодой человек предлагал картины Анны-Марии Мозес, не хотел связываться с художницей, как только  узнавал, что автору картин  семьдесят шесть.

А Луис упорно искал того, кто заинтересуется картинами никому неизвестной народной художницы. Надо вспомнить то время: 1936 год, война на пороге, Австрия захвачена Гитлером. Кто может, срочно эмигрирует в Штаты. В их числе - венгр, занимавшийся в Австрии арт-бизнесом: продвигал картины австрийских художников: Климта, Мунка и Шиле.

Катанье на санях

В Америке он решил продолжить бизнес и открыл свою галерею, но надо было найти изюминку, особую приманку, чтобы в галерее появился покупатель. И тут на пороге предстал Луис Калдора, предложивший посмотреть картины неизвестной художницы. Это было то, что надо: картины сразу поразили профессионала, знавшего толк в живописи.

В Европе примитивизм давно уже прочно заняло свое место в искусстве: Руссо, Пикассо, Кандинский, авангардизм были в  современном искусстве не новостью. Бизнесмену не надо было объяснять, что попало ему в руки, надо было только умело этим распорядиться.

И он решает организовать пробную выставку картин Анны-Марии, не упоминая  имени художницы. Выставка открылась в октябре сорокового года (ей уже восемьдесят) и называлась: «Что рисует жена фермера». Выставка стала сенсацией. Все картины забрали на фестиваль в честь Дня Благодарения, который устроил универмаг Gimbels.

На фестиваль пригласили и художницу. Она пришла в своей маленькой черной шляпке и в короткой речи предложила попробовать свои закрутки из свежего урожая: джемы, варенье, фруктовые консервы, а в придачу к ним посмотреть ее картины. Публика и пресса были в восторге. Так началась легенда о Бабушке Мозес, которая неожиданно для себя стала супер-звездой.

Следующие двадцать пять лет для Бабушки Мозес были сплошным триумфом: коллективные и персональные выставки, объехавшие тридцать штатов и десять европейских стран, выход  монографии о художнице, лицензирование первых рождественских открыток с ее картинами. И везде ошеломляющий успех.

Книга переиздается, лицензия покупается за бешеные деньги, в 1949 году Бабушка Мозес едет в Вашингтон, где ей вручается специальная награда самим Трумэном. На будущий год о ней снимается  документальный фильм, который номинируется на премию Оскар.

Карета

В 1952 году выходит  первая автобиография, выпускаются плакаты, открытки, ткани с ее картинами. Сага о том, как бедная старушка из провинциального городка стала богатой художницей, захватила американское воображение. Это была сказка, согревавшая сердца  людей в годы холодной войны. В девяносто три года ее лицо появилось на обложке журнала «Time».

Столетний юбилей Бабушки Мозес был объявлен праздником в штате Нью-Йорк. Фанфары звучали и на следующий год, когда ей исполнился 101 год. Через несколько месяцев после именин, в декабре шестьдесят первого года, художница умерла. Ее смерть стала новостью номер один в американской и европейской прессе.

Но сама живая легенда до самой смерти жила в свое удовольствие и была совершенно счастлива, что приносит людям радость. Бабушку Мозес мало заботило, что на ее имени кто-то делал очень большие деньги: она закончила длинную жизнь, как заканчивают трудную большую работу и мирно ушла к своим предкам.

Тина Гай

Related posts

coded by nessus

sotvori-sebia-sam.ru

Наивное искусство бабушки Мозес | Блогер Kaisa на сайте SPLETNIK.RU 8 апреля 2015

Наивное искусство бабушки Мозес

«Я оглядываюсь на свою жизнь, как на завершённую дневную работу, и я довольна тем, как она выполнена. Жизнь такова, какой мы её делаем. Так всегда было, и так всегда будет» (Бабушка Мозес) 1961г.         Можно ли стать знаменитостью на девятом десятке лет, если раньше о тебе никто не слышал?         Можно ли стать выдающейся художницей, если робко берешь в руки кисть в семьдесят шесть лет?          А можно ли пережить все стрессы жизни, занимаясь любимым делом, новым, и непривычным? МОЖНО!!! Кто-нибудь слышал про бабушку Мозес, американскую художницу — самоучку? Имя этой женщины практически не известно в нашей стране даже среди художников. Тем не менее, история её жизни – это удивительный путь к искусству.

Миссис Мозес не всегда была бабушкой, вдовой фермера и матерью 10 детей, пятеро из которых умерли в детстве. Полное имя художницы — Анна Мэри Мозес, урождённая Робертсон, родилась 7 сентября 1860 года в семье фермера на окраине штата Нью-Йорк. Это местечко ни сейчас, ни тем более, столетие назад, не было оплотом культуры и очагом цивилизации. Тем не менее, это обстоятельство ни в детстве, ни в зрелые годы, ни в старости не угнетало Анну Мэри, так как практически всю свою сознательную жизнь она провела на фермах. Родители Анны Мэри никогда не жили в достатке, поэтому образование девочка получила самое незатейливое – читать и писать, не более. С 12 – ти лет работала прислугой у более зажиточных соседей. С этих лет главный смысл жизни заключался в зарабатывании средств на кусок хле6а.       Замуж Анна Мэри вышла довольно поздно — в 27 лет! В то время девицы в таком возрасте уже считались безнадёжными старыми девами, утратившими все шансы на хоть какое-то семейное счастье. Избранником будущей известной художницы стал Томас Мозес, такой же как она, безнадёжный бедняк, наёмный рабочий.

Целых 18 лет потребовалось паре Мозес, чтобы заработать денег на покупку собственной небольшой фермы в родных местах. Шёл 1905 год. Анне 45 лет, из них 33 года – упорного труда на чужих фермах, 10 родов, 5 похороненных детей, впереди – по-прежнему тяжёлый сельский труд от зари до зари, но уже на собственной ферме. Где уж тут картины рисовать…

В 1927 году Анне исполнилось 67 лет и она уже бабушка. В этом году умер муж Томас, и его место управляющего фермой занял их младший сын. Работы у Анны значительно уменьшилось, появилось много свободного времени, которое нужно было чем-то занять. Анна принялась вышивать. Сколько лет она вышивала – не известно. Известно, что кисть она взяла в 76 лет. Получается, что вышивала она около 9-ти лет.

Вышивала бы бабушка Мозес и дальше, но проклятый артрит лишил её этой возможности. По совету дочери, Анна взяла в руки кисть и стала рисовать…

Со слов бабушки Мозес, рисовать она любила с детства, но времени на это увлечение у неё не было. Свои картины миссис Мозес собиралась дарить родственникам и друзьям на праздники, чтобы не тратиться на подарки. Сюжеты её картин были наивны и милы. Идеальные фермы, деревенские бытовые сценки – многофигурные, похожие на детские картинки … Особенно ей удавались зимние и летние пейзажи.

Картины миссис Мозес выставляются на сельских ярмарках и местных благотворительных мероприятиях, но призов пока удостаиваются только знаменитые джемы бабушки Мозес.

Известности бы не случилось, и умерла бы Анна Мэри безвестной крестьянкой, если бы в один серый день февраля 1939 года (Анне 78 лет!) Нью-йоркский инженер Луис Калдор, работавший в тех местах и бывший известным коллекционером произведений искусства, не прошел случайно мимо одной аптеки и не глянул на окно витрины, за которым висели в рамках две картины, изображающие в манере примитива местный пейзаж. Инженер заволновался, тут же заработал в сознании бессонный механизм коллекционной страсти. Он открыл дверь аптеки. «Чьи это картинки выставлены в вашей витрине?» — спросил он хозяина. «Да есть тут у нас одна странная бабуля. Она рисует и дарит свои картинки всем. Вот я и решил для разнообразия повесить их в окне»… «И где проживает бабуля?» — поинтересовался инженер Калдор.        Через несколько минут он входил в дом, где жила Анна Мэри Робертсон-Мозес. Дом по местным обычаям был открыт, но хозяйку он не застал. Бабушка занималась цыплятами и внуками на заднем дворе…

Калдор представился и попросил ее показать все готовые работы, какие у нее есть. Бабушка, еще не представляя, зачем этому приезжему нужно так много ее картинок, достала из шкафа все четырнадцать небольших по формату работ. Поскольку бабушка Мозес сама не знала, какую цену назначить за свои работы, инженер предложил ей сам деньги. Она сначала не поняла, что он покупает — пейзажи, написанные на деревянных дощечках, или её домик. Но инженер от радости неожиданной находки был очень щедр и уплатил ей более двухсот долларов за все картины. Завернул покупку в предложенное хозяйкой холщовое полотенце, поблагодарил и был таков. Перед уходом, он пообещал сделать бабушку Мозес знаменитой. А миссис Мозес посчитала его сумасшедшим…

Хочется отметить, что в те времена в Америке «Народное творчество» вошло в моду и набирало обороты. Луис Калдор был человеком весьма энергичным. Он смог выставить несколько работ Анны на выставке, проходящей в Нью-Йорке, под названием «Современные неизвестные американские живописцы». К сожалению, выставка была закрытой, и интереса к картинам Нью-Йоркская богема не проявила. Большинство арт-диллеров не захотели работать с начинающей 79-летней художницей. Это они зря – дилеры стареют и умирают, а бабушка Мозес – творит и творит!

Судьба благосклонна к упрямым. Через год Калдор знакомится с Отто Каллиром, владельцем новой Нью-Йоркской галереи «Galerie St. Etienne». В октябре 1940 года открылась первая выставка картин бабушки Мозес, которой на тот момент исполнилось 80! Лет!!! Бабушка Мозес в своей чрной шляпке и платье с кружевным воротником, лично поприветствовала публику.

Выставка «Что рисует жена фермера» была благосклонно принята критиками, прессой и привлекла к себе широкое внимание коллекционеров. В течение 40-х годов выставки картин бабушки Мозес прошли в 30 американских штатах, в 10 странах Европы, а так же в Японии. В 1941 году Анна Мэри Мозес получила премию штата Нью-Йорк, а в 1949 году президент Гарри Трумен лично вручил ей премию Национального женского пресс – клуба. Необычайно популярны становятся открытки, постеры, посуда и ткани по мотивам картин миссис Мозес. 1960 г., бабушка Мозес отмечает 100- летний юбилей (ау, скептики арт- дилеры!), её портрет украшает обложку журнала « Life», а сама она отплясывает джигу со своим лечащим врачом!

Губернатор штата Нью-Йорк объявил 7 сентября 1960 г. – днём бабушки Мозес.

Бабушка Мозес всегда была открыта новым задачам, но решительно противостояла попыткам посторонних указывать что или как ей рисовать: «Кто-то попросил меня написать Библейские сюжеты, но я отказываюсь – я не буду изображать то, о чём мы ровным счётом ничего не знаем. Это всё равно что изобразить то, что случится через тысячу лет»… За два года до своей смерти она, однако, согласилась иллюстрировать детскую книгу, знаменитое стихотворение Клемента К. Мура “Ночь перед Рождеством” – сюжет которого о том, чего люди на самом деле никогда не видели – как Святой Николай Чудотворец спустился по трубе в один из домов, чтобы разложить по чулкам рождественские подарки. Это было для Бабушки Мозес новым опытом. К сожалению, до издания книги в 1962 году Бабушка Мозес не дожила, но книга с её иллюстрациями переиздавалась не одно десятилетие.

Бабушка Мозес покинула этот мир в декабре 1961 года в возрасте 101г, оставив после себя более 1600 картин. «Радуга» нарисованая в июне 1961г. считается последней завершённой работой миссис Мозес.

"Радуга" 1961г.

Постепенно к началу 21 века интерес к «наивному искусству» в Америке, да и во всём мире, по-тихоньку начал угасать. Стали забывать и про саму Анну Мэри Мозес. Возможно её и впрямь бы забыли навсегда, но в начале 21 века, наследниками Отто Каллира, новыми владельцами г «Galerie St. Etienne» была организована выставка её работ. А картина «Старый пёстрый дом» нарисованная Анной Мэри и купленная у неё за $110 в 1942г., была продана на аукционе в Мемфисе за $60000. Анна все это уже не узнает, её и при жизни мало интересовало, что на её имени кто-то делал состояния, выпуская постеры и открытки с её пейзажами миллионными тиражами. Она просто любила рисовать и приносить кому-то радость своими рисунками.

Лично меня в этой истории заинтересовало то, что человек, который никогда не учился живописи, кроме того, врядли выписывал журналы по искусству, и посещал выставки, имеет свой собственный стиль.

«Я оглядываюсь на свою жизнь, как на завершённую дневную работу, и я довольна тем, как она выполнена. Жизнь такова, какой мы её делаем. Так всегда было, и так всегда будет» (Бабушка Мозес)

Кто сказал, что после 70-ти жизнь кончилась? В 76 всё только начинается…

www.spletnik.ru

Хижина Бабушки Мозес - Мы родом ...

Анна Мозес (Бабушка Мозес) Anna Mozes

Публику поражали не столько картины, сколько сама Бабушка Мозес, как прозвали её журналисты. Она впервые взялась за кисть в том возрасте, когда большинство людей уже не ждут никаких подарков судьбы, а тихо доживают свой век. Начинающей художнице было 76 лет. ©

Она была слишом стара, чтобы работать на ферме, и поэтому вошла в историю искусства.

Её дни рождения отмечались на обложках журналов "Тайм" и "Лайф", а столетие и вовсе стало праздником целого штата Нью-Йорк: губернатор Нельсон Рокфеллер объявил 7 сентября 1960 года "днём Бабушки Мозес". Президент Трумэн лично приглашал её в гости в Белый дом. Администрация Эйзенхауэра заказала ей картину в подарок президенту на третью годовщину инаугурации...

Даже такой гений самопиара, как Энди Уорхол, не смог в своё время похвастаться подобным вниманием публики. Она же без малейших на то усилий стала самым знаменитым американским художником ХХ века.

Один критик сказал об Анне Мари Мозес: "Привлекательность её картин в том, что в них изображён тот стиль жизни, в существование которого американцы так любят верить, но которого больше нет". Её деревенские пасторали, сценки из быта американских фермеров прелестны и, безусловно, заслуживают место в истории искусства. Но сама по себе наивная живопись нигде и никогда не пользовалась бешеной популярностью.

Catching the Thanksgiving Turkey, 1943Публику поражали не столько картины, сколько сама Бабушка Мозес, как прозвали её журналисты. Она впервые взялась за кисть в том возрасте, когда большинство людей уже не ждут никаких подарков судьбы, а тихо доживают свой век. Начинающей художнице было 76 лет.2. Shenandoah Valley, 1938

3. Shenandoah Valley (1861 News of the Battle), 1938

Почти ничего, кроме фермы, она в жизни не видела. Она появилась на свет на окраине штата Нью-Йорк, в графстве Вашингтон. И по сей день отнюдь не центр цивилизации, в 1860 году это была и вовсе глухая деревня.4. Catching the Turkey, 1940

5. Mt. Nebo on the Hill, 1940

Анна Мари считала своё детство счастливым, хотя семья её родителей, фермеров Робертсонов, достатком избалована не была. Девочка успела получить лишь самое простое образование: научилась читать-писать, да и только. Двенадцати лет от роду она пошла в прислуги к более удачливым соседям.6. The Burning of Troy in 1862, 1943

7. Sugaring Off, 1943

Зарабатывая на кусок хлеба, Анна Мари чуть было не упустила своего счастья, и вышла замуж только в 27 лет (в таком возрасте женщины считались уже безнадёжными старыми девами). Партию блестящей назвать сложно: Томас Салмон Мозес был таким же наёмным рабочим, то есть без гроша за душой. Но в медовый месяц молодые всё же отправились в путешествие. Если, конечно, так можно назвать поиски места, где больше платят...8. Checkered House, 1943

9. Hoosick Falls, New York, in Winter, 1944

В родные края Мозесы вернулись только через восемнадцать лет – столько потребовалось, чтобы скопить денег на покупку своей земли. И в 1905 году Мозесы обосновались на собственной ферме неподалеку от городка Орлиный Мост. У Анны Мари и Томаса было к тому времени пять детей (ещё пятеро умерли, недотянув и до года).10. Early Springtime on the Farm, 1945

11. Wash Day, 1945

Когда в 1927 году Томас Мозес умер из-за сердечного приступа, делами семейной фермы занялся младший из сыновей. А старая миссис Мозес вдруг оказалась не у дел. Свободного времени стало слишком много.12. Hoosick Valley (From the Window), 1946

13. Grandma Moses Goes to the Big City, 1946

Отнюдь не кокетничая, она рассказывала позже в телеинтервью: "Я просто не могла сидеть в кресле-качалке". Миссис Мозес занялась вышиванием, но ещё несколько лет спустя артрит превратил рукоделие в пытку. И тогда дочь предложила матери рисовать...14. A Tramp on Christmas Day, 1946

15. Apple Butter Making, 1944-1947

Это было весьма удачное время: в конце 30-х годов в Америке вспыхнул интерес к художникам-самоучкам "из глубинки". К ним были благосклонны выставочные залы, в первую очередь недавно открытый нью-йоркский Музей современного искусства. Появились и частные коллекционеры "народного" творчества...16. The Spring in Evening, 1947

17. A Storm Is on the Water Now, 1947

История умалчивает, каким ветром в 1938 году инженера Луиса Калдора занесло в провинциальный городишко Хусик Фоллс. Но что бы ни искал он в этом захолустье, а наткнулся на картины Анны Мари, пылившиеся в витрине местной аптеки. Калдор был настолько очарован, что отыскал автора и приобрёл у неё несколько работ.18. The Thunderstorm, 1948

19. A Beautiful World, 1948

Он даже умудрился протолкнуть три картины Мозес на выставку "Современные неизвестные американские живописцы" в Музее современного искусства. Правда, мероприятие было закрытое, проводилось для специалистов, а опыта общения с этой публикой Калдор не имел...20. Plow Boy, 1950

21. The Quilting Bee, 1940-1950

Однако год спустя судьба свела энтузиаста с владельцем новой нью-йоркской "Galerie St. Etienne" Отто Каллиром. В отличие от восторженного Калдора, тот был в артбизнесе профессионалом. Правда, в этот момент Каллир начинал с нуля: после аннексии Австрии фашистской Германией ему пришлось уносить ноги с родины. Недавный эмигрант пытался застолбить место под американским солнцем. Калдор принёс ему именно то, что надо.22. Country Fair, 1950

23. Taking in the Laundry, 1951

В октябре 1940 года в "Galerie St. Etienne" открылась персональная выставка Анны Мари Мозес – "Что рисует жена фермера".24. Morning Day on the Farm, 1951

25. Joy Ride, 1953

Вторая мировая плавно перетекла в холодную войну. Америка как никогда нуждалась в собственном искусстве как элементе пропаганды. И Бабушка Мозес невольно оказалась "на передовой". Она стала одной из главных участниц передвижных выставок, которые Информационная служба США организовывала в разорённой войной Европе...26. Sugaring Off, 1955

27. Halloween, 1955

Однако хороший приём картин Мозес в Старом Свете получил странный резонанс на родине художницы. "Европейцы любят думать, что Бабушка Мозес представляет американское искусство. Они хвалят нашу наивность и честность, но отказывают нам в возможности полноценного, искушённого художественного выражения. Бабушка Мозес – именно то, что они ожидают от нас, что они готовы нам позволить", – писала "Нью-Йорк Таймс" в 1950 году.28. A Blizzard, 1956

29. Eagle Bridge Hotel, 1959

К этому времени в художественном мире США переменился ветер. Профессиональные живописцы слишком долго ощущали себя незаслуженно обойдёнными вниманием Музея современного искусства и иже с ним. Борьба с самоучками в конце концов увенчалась успехом профессионалов – к исходу 40-х годов интерес американского артрынка к "народному искусству" иссяк. Мозес оставалась последним бастионом, пока критики не списали её популярность на низменные вкусы публики и политические игры.30. Waiting for Christmas, 1960

31. So Long Till Next Year, 1960

Мнение это столь прочно укоренилось, что к началу XXI века имя Мозес было забыто. И юбилейная выставка, организованная наследниками Отто Каллира, нынешними владельцами "Galerie St. Etienne", стала неожиданным и приятным открытием для новых поколений критиков и зрителей.32. The Rainbow, 1961

33. Checkered House

Вокруг её имени критики ломали копья, а она тихо жила в своей провинции. Здоровье не позволяло ей трудиться на ферме – разве что кормить кур. И рисование стало её работой. За четверть века (Бабушка Мозес умерла когда ей шёл 101 год) ею было создано больше 1600 картин, рисунков, иллюстраций.34. Checkered House

35. Catching the Turkey

Бабушку Мозес мало заботило мнение художественного мира. Признание со стороны прессы и политиков скорее утомляло, чем радовало, – приходилось временами покидать родные места и ехать в какой-нибудь грязный, многолюдный Нью-Йорк. Её не беспокоило, что на её имени делаются немалые деньги: работы художницы тиражировались в миллионах открыток, марок, плакатов... Бабушке Мозес доставляло удовольствие, что она приносит кому-то радость.36. Winter

37. Christmas at Home

Она была счастлива: "Я оглядываюсь на свою жизнь, как на завершённую дневную работу, и я довольна тем, как она выполнена. Жизнь такова, какой мы её делаем. Так всегда было, и так всегда будет".38. Let Me Help

Anna Mary Robertson Moses

Текст: Станислав Артёмов, «Люди»

yarodom.livejournal.com

Бабушка Мозес & Co или никогда не поздно начать! – Ярмарка Мастеров

Вы слышали что-нибудь о Бабушке Мозес?

Её дни рождения отмечали все ведущие американские газеты, президент Трумэн приглашал в гости, а администрация Эйзенхауэра заказывала её картины...

Эта история в основном про американскую художницу, которую обычно называют «Бабуся Мозес» (Grandma Moses). Она родилась в 1860 году и прожила тяжелую, малорадостную жизнь. Была женой батрака,  родила десять детей, половина которых умерли в младенчестве. В 67 лет овдовела.     Интересное началось еще десять лет спустя, когда  старушка из-за артрита лишилась возможности вышивать и решила писать картины. Собиралась дарить их родственникам и знакомым на Рождество и прочие праздники, чтобы не тратиться на подарки.     Рисовать ее никто никогда не учил. Она вообще никакого образования кроме начального не имела. Поэтому малевала, как Бог на душу положит. А Он положил - не поскупился...

Известности бы не случилось, и умерла бы Анна Мэри безвестной крестьянкой, если бы в один серый день февраля 1939 года нью-йоркский инженер Луис Калдор, работавший в тех местах и бывший известным коллекционером произведений искусства, не прошел случайно мимо аптеки Томаса в Хусик Фоллз и не глянул на окно витрины, за которым висели в рамках две олеографии, изображающие в манере примитива местный пейзаж. Инженер заволновался, тут же заработал в сознании бессонный механизм коллекционной страсти, и он открыл дверь аптеки. «Чьи это картинки выставлены в вашей витрине?» — спросил он хозяина. «Да есть тут у нас одна странная старуха, она пишет свои картинки, вот я и решил для разнообразия повесить их в окне»… «А где она живет?» — поинтересовался инженер Калдор. Через несколько минут он входил в дом, где жила Анна Мэри Робертсон-Мозес. Дом по местным обычаям был открыт, но хозяйку он не застал, бабушка занималась цыплятами и внуками на заднем дворе… Калдор представился и попросил ее показать все готовые работы, какие у нее есть. Бабушка, еще не представляя, зачем этому приезжему нужно так много ее картинок, достала из шкафа все четырнадцать небольших по формату работ. Поскольку бабушка Мозес (отныне я буду именовать ее так) сама не знала, какую цену назначить за картинки, инженер сам предложил ей деньги. Она сначала не поняла, что он покупает — пейзажи, написанные на деревянных дощечках, или ее домик. Но инженер от радости неожиданной находки был очень щедр и уплатил ей более двухсот долларов за все. Завернул картины в предложенное хозяйкой холщовое полотенце, поблагодарил и был таков.

Так нью-йоркский мир искусства узнал о существовании чудесной художницы, затерянной в деревенской глуши на севере штата. Через несколько месяцев три работы из привезенных Калдором были выставлены в Музее современного искусства, а в 1940 году тот же Калдер организовал ее первую персональную выставку в известной галерее «Сен Этьен». С тех пор она и стала настоящей американской знаменитостью, и, сами понимаете, цены на любые ее работы поднялись так же высоко, как звучание ее имени. В 1940 году бабушке Мозес исполнилось ровно восемьдесят! Я могу лишь попытаться представить себе, что чувствовала бабушка Мозес, оставаясь наедине со своим кухонным столом и досками из прессованного дерева, на которых она писала, когда думала о резком повороте судьбы. Вдруг, на самом склоне лет, она стала не только богатой, но  и счастливой. Она, конечно, думала вовсе не о славе, это ее волновало в последнюю очередь. Она, простая сельская старушка, к полной неожиданности всех окружающих, перенеслась в новое измерение жизни… Жаль только, что до этого не дожили почти все ее дети и муж, которого она так уважала. Бабушка Мозес наверняка вспоминала и недавние годы, середину 30-х, когда пораженная чудовищным по силе артритом, имеющая целый букет болезней, оставшихся в наследство от тяжкого крестьянского труда, молила Бога, чтобы он забрал ее к себе и избавил от страданий. Боль — болью, но она жила в Беннингтоне, ухаживая за своей психически неполноценной 55-летней дочерью, и каждый день приносил ей новые глубокие страдания. Она считала хворь старшей дочери наказанием за какие-то давние грехи… Да и мысли о том, что она живет в своих вечных муках, а почти все ее дети уже давно пребывают в лучшем мире, тоже не давали покоя… Когда боль так донимала, что никакие лекарства уже не помогали, она искала забвение в перерисовывании открыток, имевшихся в доме, и журнальных картинок, взятых у соседей. Она помнила, как в детстве вышивала подушки, опять же — копируя рисунки с открыток… Она подолгу глядела в окно, ходила по улицам, запоминая все, что видит глаз.

вдохновение, художники

творчество, никогда не сдавайтесь

истории, биографии

Ни слава, ни деньги не могли повлиять на ее жизнь, тем более на характер, и она жила, как прежде, простой деревенской жизнью. Правда, все свободное время она отдавала живописи, - постоянно приходили заказы от музеев и коллекционеров, остановить работу было уже невозможно. Так думали все вокруг, а сама бабушка Мозес видела свою жизнь несколько иначе, ведь напасти и хвори не оставляли художницу, с возрастом, несмотря ни на что, только прибавлялись.

Когда в возрасте 89 лет из-за артрита ей полностью отказала правая рука, она стала учиться писать левой. И не только научилась, но критики посчитали ее новую манеру более интересной, над чем бабушка втайне наверняка посмеивалась: никаких таких «манер» у нее не было, она просто переносила на картину все, что видела и помнила...

Эта чудесная художница-самоучка прожила до ста одного года, умерла в 1961 году. По словам Мозес, старость стала ее юностью.

Продолжая тему,хочу сказать,что в зрелом возрасте почувствовали тягу к живописи и такие признанные мастера живописи,как Винсент Ван Гог, и Поль Гоген, и Анри Руссо, и Ив Танги.

П.Гоген

А.Руссо

судьба, любопытное

В.Ван Гог

В 1832 году 73-х летний японский художник-график Катсусика Хокусай написал в послесловии к сборнику своих работ "100 видов Фудзи", что, начиная со своего 50-летия, он опубликовал огромное количество работ, но ничего из того, что он выставил на суд публики, пока ему не исполнилось 70, - не заслуживало внимания зрителя, и к своему 90-летию он надеется наконец-то вникнуть в суть природы, понять её. А уж когда ему будет 110, он не теряет надежду, что линия его оживёт. Скромность, которую тяжело понять европейцу, но, обратите внимание, в каком возрасте он начал публиковаться и в каком возрасте надеется ещё на просветление и более утончённую линию...

интересные факты, интересное

Ещё один пример - Луиза Буржуа. Признание пришло к ней только на 70-м году жизни. Она скончалась в 99 лет в мае 2010 года и до последнего оставалась художником, скульптором, живописцем и центром вселенной для огромного числа почитателей, учеников и коллег.живопись, полезное

Никогда не поздно начать!

Никогда не сдавайтесь,когда бы Вы ни начали!

Очень возможно, что самые интересные открытия, как внешние, так и внутренние, жизнь приберегает на десерт.

Желаю всем вдохновения несмотря на превратности судьбы!возраст творчества, важное

Материалы частично позаимствованы из russian-bazaar.com,блога Н.Ратковски,блога borisakunin в ЖЖ.

www.livemaster.ru

Бабушка Мозес - Вспомнить, подумать...

Я уже писала немного о Бабушке Мозес во вступительной статье о наивном искусстве. Посмотрите посты о художниках этого очень интересного направления в живописи – примитивизм . Теперь пришла очередь полюбоваться на удивительный мир Бабушки Мозес – одной из главных представителей американского живописного примитивизма,Бабушка Мозес ---Grandma Moses ( настоящее имя Анна Мэри Мозес, 1860 — 1961) — американская художница-любительница.

Публику поражали не столько картины, сколько сама Бабушка Мозес, как прозвали её журналисты. Она впервые взялась за кисть в том возрасте, когда большинство людей уже не ждут никаких подарков судьбы, а тихо доживают свой век. Начинающей художнице было 76 лет.

Halloween, 1955

Она была слишом стара, чтобы работать на ферме, и поэтому вошла в историю искусства.

Let Me Help

Её дни рождения отмечались на обложках журналов "Тайм" и "Лайф", а столетие и вовсе стало праздником целого штата Нью-Йорк: губернатор Нельсон Рокфеллер объявил 7 сентября 1960 года "днём Бабушки Мозес". Президент Трумэн личноприглашал её в гости в Белый дом. Администрация Эйзенхауэра заказала ей картину в подарок президенту на третьюгодовщину инаугурации...

Quilting Bee,1950

Даже такой гений самопиара, как Энди Уорхол, не смог в своё время похвастаться подобным вниманием публики. Она же без малейших на то усилий стала самым знаменитым американским художником ХХ века.

Thunderstrom, 1948

Один критик сказал об Анне Мари Мозес: "Привлекательность её картин в том, что в них изображён тот стиль жизни, в существование которого американцы так любят верить, но которого больше нет".

The Tramp At Christmas,1945

Её деревенские пасторали, сценки из быта американских фермеров прелестны и, безусловно, заслуживают место в истории искусства. Но сама по себе наивная живопись нигде и никогда не пользовалась бешеной популярностью.

Waiting for Christmas,1960

Shenandoah Valley

Catching the Turkey - Бабушка Мозес

Mt. Nebo on the Hill

The Burning of Troy in 1862

Sugaring Off

Checkered House

Hoosick Falls, New York, in Winter

Early Springtime on the Farm

Wash Day

Hoosick Valley (From the Window)

Источники: Википедия, сайт «Знаменитости»

ngasanova.livejournal.com

БАБУШКА МОЗЕС И ЕЕ КАРТИНЫ – Russian Parent

Untitled-33 copyМожно ли стать знаменитостью на девятом десятке лет, если раньше о тебе никто не слышал?Можно ли стать выдающейся художницей, если робко берешь в руки кисть в семьдесят шесть лет?Кто-нибудь из вас слышал про бабушку Мозес – американскую художницу-самоучку? История её жизни – это удивительный путь к искусству.

Одна из самых известных художниц Америки, Бабушка Мозес, не училась в школе, не заканчивала художественную академию, у неё не было учителей. Свой жизненный путь эта удивительная женщина начала обычной крестьянкой.Анна Мэри Мозес, урождённая Робертсон, родилась 7 сентября 1860 года в семье фермера в штате Нью-Йорк. С 12 лет работала прислугой у более зажиточных соседей. С этих лет главный смысл её жизни заключался в зарабатывании на кусок хлеба.Замуж Анна Мэри вышла довольно поздно по тем временам – в 27 лет! В то время девицы в таком возрасте уже считались безнадёжными старыми девами, утратившими все шансы хоть на какое-то семейное счастье. Избранником будущей известной художницы стал Томас Мозес, такой же безнадёжный бедняк и наёмный рабочий, как и она.Целых 18 лет потребовалось паре Мозес, чтобы заработать денег на покупку собственной небольшой фермы в родных местах.Untitled-34 copyШёл 1905 год. Анне 45 лет, из них 33 года – упорного труда на чужих фермах, 10 родов, пять похороненных детей, впереди – по-прежнему тяжёлый сельский труд от зари до зари, но уже на собственной ферме. Где уж тут картины рисовать…В 1927 году Анне исполнилось 67 лет, и она стала бабушкой. В том же году умер её муж Томас, и его место управляющего фермой занял их младший сын. Работы у Анны значительно уменьшилось, появилось много свободного времени, которое нужно было чем-то занять. Анна принялась вышивать.Вышивала бы бабушка Мозес и дальше, но артрит лишил её этой возможности. По совету дочери, Анна взяла в руки кисть и стала рисовать…Untitled-35 copyСо слов бабушки Мозес, рисовать она любила с детства, но времени на это увлечение у неё не было. Свои картины миссис Мозес собиралась дарить родственникам и друзьям на праздники, чтобы не тратиться на подарки. Сюжеты её картин были наивны и милы. Идеальные фермы, деревенские бытовые сценки – многофигурные, похожие на детские картинки. Особенно ей удавались зимние и летние пейзажи.Так и осталась бы Анна Мэри безвестной крестьянкой, если бы в один серый февральский день 1939 года (Анне 78 лет!) нью-йоркский инженер Луис Калдор, работавший в тех местах и бывший известным коллекционером произведений искусства, не прошел случайно мимо одной аптеки и не глянул на окно витрины, за которым висели в рамках две картины, изображавшие местный пейзаж в стиле примитива. Инженер открыл дверь аптеки.Untitled-36 copy«Чьи это картинки выставлены в вашей витрине?» – спросил он хозяина. «Да есть тут у нас одна странная бабуля. Она рисует и всем дарит свои картинки. Вот я и решил для разнообразия повесить их в окне». «И где проживает бабуля?» – поинтересовался инженер Калдор.Через несколько минут он входил в дом, где жила Анна Мэри Робертсон-Мозес. Калдор представился и попросил ее показать все готовые работы, какие есть. Бабушка, еще не представляя, зачем этому приезжему нужно так много ее картинок, достала из шкафа все четырнадцать небольших по формату работ. Поскольку бабушка Мозес сама не знала, какую цену назначить за свои работы, инженер предложил ей деньги сам. Она сначала не поняла, что он покупает – пейзажи, написанные на деревянных дощечках или её дом, но инженер от радости неожиданной находки был очень щедр и заплатил ей более двухсот долларов за все картины. Untitled-37 copyЗавернул покупку в предложенное хозяйкой холщовое полотенце, поблагодарил и был таков. Перед уходом он пообещал сделать бабушку Мозес знаменитой, а миссис Мозес посчитала его сумасшедшим…Луис Калдор был человеком весьма энергичным. Он смог выставить несколько работ Анны на выставке, проходящей в Нью-Йорке, под названием «Современные неизвестные американские живописцы». К сожалению, выставка была закрытой, и интереса к картинам нью-йоркская богема не проявила. Большинство арт-дилеров не захотели работать с начинающей 79-летней художницей и зря – дилеры стареют и умирают, а бабушка Мозес – творит и творит!Untitled-38 copyСпустя год Калдор знакомится с владельцем новой нью-йоркской галереи Galerie St. Etienne Отто Каллиром и в октябре 1940 года открывается первая выставка картин бабушки Мозес, которой на тот момент исполнилось 80! Бабушка Мозес в своей чёрной шляпке и платье с кружевным воротником лично поприветствовала публику.Выставка «Что рисует жена фермера» привлекла к себе широкое внимание коллекционеров.В течение 40-х годов выставки картин бабушки Мозес прошли в 30 американских штатах, в 10 странах Европы и в Японии. В 1941 году Анна Мэри Мозес получила премию штата Нью-Йорк, а в 1949 году президент Гарри Трумен лично вручил ей премию Национального женского пресс-клуба. Необычайно популярны становятся открытки, постеры, посуда и ткани по мотивам картин миссис Мозес.Untitled-39 copyВ 1960 году бабушка Мозес отметила столетний юбилей, её портрет украсил обложку журнала Life, а сама она во время празднования лихо отплясывала со своим лечащим врачом!За два года до смерти она согласилась иллюстрировать детскую книгу – знаменитое стихотворение Клемента К. Мура «Ночь перед Рождеством» о том, чего люди на самом деле никогда не видели, – как святой Николай-чудотворец спустился по трубе в один из домов, чтобы разложить по чулкам рождественские подарки. Это было для Бабушки Мозес новым опытом. К сожалению, до издания книги в 1962 году Бабушка Мозес не дожила, но книга с её иллюстрациями переиздавалась не одно десятилетие.Untitled-40 copyБабушка Мозес покинула этот мир в декабре 1961 года в возрасте 101 года, оставив после себя более 1600 картин. «Радуга», нарисованная в июне 1961 года, считается последней завершённой работой миссис Мозес.Постепенно к началу XXI века интерес к «наивному искусству» в Америке, да и во всём мире, потихоньку начал угасать. Стали забывать и про саму Анну Мэри Мозес. Возможно, её и впрямь забыли бы навсегда, но наследниками Отто Каллира – новыми владельцами Galerie St. Etienne – была организована выставка её работ. А картина «Старый пёстрый дом», нарисованная Анной Мэри и купленная у неё за $110 в 1942 г., была продана на аукционе в Мемфисе за $60 тыс.Untitled-41 copyUntitled-42 copyАнна все это уже не узнает, её и при жизни мало интересовало, что на её имени кто-то делал состояния, выпуская постеры и открытки с её пейзажами миллионными тиражами. Она просто любила рисовать и приносить кому-то радость своими рисунками.«Я оглядываюсь на свою жизнь как на завершённую дневную работу, и я довольна тем, как она выполнена. Жизнь такова, какой делаем её мы. Так всегда было и так всегда будет» (Бабушка Мозес).

postomania.ru

russianparent.com