Художник Альфонс Муха. Мастер «искусства для всех». Мухи картины


Художник Альфонс Муха. Мастер «искусства для всех»

Художник Альфонс Муха. Мастер «искусства для всех»

В России имя знаменитого чешского художника Альфонса Мухи мало известно. А между тем оно стало буквально символом живописи конца «золотого» – начала «серебряного» веков.Его стиль (в живописи, архитектуре, малых декоративных формах) так и назвали (и называют поныне) – «стилем Мухи». Или – «модерн», «югендстиль», «сецесьон». Название пришло из Франции. Да и самого художника в Европе порой считают французом. Но это не так.

Художник Альфонс Муха. Мастер «искусства для всех»Альфонс Муха

Альфонс Муха — выдающийся чешский художник, мастер театральной и рекламной афиши. Один из ярчайших представителей стиля модерн.

Творчество

Родился художник 24 июля 1860 в Иванчице (Моравия). Получил первичное художественное образование в Брно. В 1880 работал в Вене сотрудником фирмы театральных декораций. С 1881 года Альфонс Муха был придворным художником графа П.Куэна (1881–1885) и исполнил декоративное оформление части интерьеров его замка в Грушовани (Моравия).

В 1885 г. Альфонс Муха поступил в Мюнхенскую Академию Художеств сразу на третий курс и после двух лет занятий отправился завершать свое образование в Париж, в Художественное Училище Жюльена. Во французской столице он вынужден был ради заработка иллюстрировать модные журналы и другие периодические издания. Но он не прекращал обучение и совершенствование своего таланта.

Художник Альфонс Муха. Мастер «искусства для всех»

Художник Альфонс Муха. Мастер «искусства для всех»

В 1887–1922 жил в основном в Париже. Там Альфонс Муха впервые занялся оформительством, установил связи с издательствами, начал создавать обложки и иллюстрации. Писал он маслом, а его живопись переводили на язык ксилографии. Первый его опыт в этой области — рисунок для обложки журнала «Маленькая французская иллюстрация» («Petit Francais illustre»).

Он сотрудничал в журнале «Народная жизнь» («La Vie populaire»), в воскресных изданиях газет «Фигаро» («Le Figaro illustre») и «Парижская жизнь» («La Vie Parisienne»). Посылал рисунки и на родину, где они публиковались в журнале «Злата Прага» («Zlata Praha»). Работал он и совместно с Войцехом Прейсигом.

За эти годы художник успел сформировать свое представление об искусстве и был готов представить парижанам свой новый, неповторимый стиль. Его мастерская находится над кондитерской мадам Шарлотты (в течение некоторого времени он делил её с Ван Гогом). Тогда же Муха подружился с знаменитым Полем Гогеном (Paul Gauguin, 1848—1903), который вместе со своей возлюбленной яванкой Анной стал частым гостем в ателье Мухи на рю де ла Грандшомье. Важной вехой в этот период был заказ на создание иллюстраций к многотомной «Истории Германии».

Слава

Поворот в судьбе Альфонса Мухи наступил в 1893 году, когда накануне Рождества он получил от театра «Ренессанс», казалось бы, ничем не примечательный заказ на афишу премьеры представления «Жисмонда» с участием великой актрисы Сары Бернар. Как рассказывал впоследствии художник, в конце 1893 года ему позвонил владелец типографии по имени де Бруноф, с которым он поддерживал деловые отношения. «Мой дорогой Муха, — сказал он, — только что мне позвонила Сара Бернар. Ей нужен рекламный плакат для новой постановки. Он должен быть готов к утру новогоднего дня. Вы когда-­нибудь делали что-­либо подобное?» «Нет, — ответил Муха, — но я могу попробовать».

К 27 декабря 1894 года плакат был готов. Выполнен он был в технике многокрасочной литографии. На плакате во весь рост была изображена актриса. Рисунок плоский, без выявляющей объём штриховки, но очень декоративный. Исполнен он преимущественно в золотых тонах. Сверху над изображением на золотом фоне написано название пьесы — «GISMONDA». Большими длинными листами (2266×795 мм) были заклеены все стены и заборы Парижа.

Художник Альфонс Муха. Мастер «искусства для всех»

Восхищенная Сара Бернар пожелала познакомиться с неизвестным художником, и по её настоянию он получил место главного декоратора театра.

Вот так работа над плакатом моментально сделала Муху едва ли не самым популярным художником в Париже.

Саре Бернар настолько понравился творческий метод Мухи, что она подписала с художником контракт на шесть лет, в течение которых Муха рисовал не только театральные афиши к спектаклям с участием актрисы, но и работал над костюмами и декорациями к ним. За шесть лет из-под его кисти вышло множество афиш к спектаклям, к самым известным из которых относятся «Дама с камелиями», «Медея», «Самаритянка», «Тоска» и «Гамлет», а также декорации её постановок, костюмы и украшения.

Художник Альфонс Муха. Мастер «искусства для всех»

Художник Альфонс Муха. Мастер «искусства для всех»

Художник Альфонс Муха. Мастер «искусства для всех»

Всеобщее признание

Роскошные, чувственные и томные «женщины Мухи» тиражировались моментально и расходились тысячными тиражами в плакатах, открытках, игральных картах. Кабинеты светских эстетов, залы лучших ресторанов, дамские будуары украшали шёлковые панно, календари и эстампы мастера. В этом же стиле были созданы красочные графические серии «Времена года», «Цветы», «Деревья», «Месяцы», «Звёзды», «Искусства», «Драгоценные камни», которые до сих пор тиражируются в виде арт-постеров.

Художник Альфонс Муха. Мастер «искусства для всех»

В 1898—1899 годах Альфонс Муха работал над обложками, фронтисписами и иллюстрациями для парижского журнала «Кокорико» («Cocorico»). На его страницах был напечатан и выполненный карандашом и гуашью цикл «12 месяцев» — изображения женских фигур, иногда обнажённых, а также изящных дамских головок. Альфонс Муха был певцом женской красоты. Женщины на его литографиях привлекательны и, как сказали бы сейчас, сексуальны.

Художник Альфонс Муха. Мастер «искусства для всех»

Художник Альфонс Муха. Мастер «искусства для всех»

Художник Альфонс Муха. Мастер «искусства для всех»

Парижский период — время создания циклов декоративных панно.

Художник Альфонс Муха. Мастер «искусства для всех»

Художник Альфонс Муха. Мастер «искусства для всех»

В очертаниях готических стрельчатых арок подобно святым со средневековых витражей появляются героини Мухи — Утро, День, Вечер, Ночь:

Художник Альфонс Муха. Мастер «искусства для всех»

Рядом улыбаются, наслаждаясь своей красотой, Весна, Лето, Осень, Зима:

Художник Альфонс Муха. Мастер «искусства для всех»Зима

Художник Альфонс Муха. Мастер «искусства для всех»Весна

Художник Альфонс Муха. Мастер «искусства для всех»Лето

Художник Альфонс Муха. Мастер «искусства для всех»Осень

Из сумрака небес, в тёмных вуалях драпировок сияют тела звёздных красавиц: Утренняя звезда, Полярная, Вечерняя и, наконец, Луна, царица ночи.

Художник Альфонс Муха. Мастер «искусства для всех»

Начиная с 1897 он организует персональные выставки в Париже и других городах Европы, включая Прагу, пользующиеся огромным успехом, журнал La Plume посвящает ему специальный номер:

Художник Альфонс Муха. Мастер «искусства для всех»

Художник Альфонс Муха. Мастер «искусства для всех»Обложка календаря для журнала La Plume (обложка также известна под названием «Зодиак»)

В 1900 Муха принимает участие в отделке павильона Боснии и Герцеговины на Всемирной выставке в Париже. Это событие побудило его заинтересоваться историей славян, что в дальнейшем привело к созданию цикла «Славянская эпопея». В 1902 году Муха опубликовал каталог своих орнаментов с предложениями как их использовать на практике.

Художник Альфонс Муха. Мастер «искусства для всех»Панель павильона Боснии и Герцеговины на Всемирной выставке, 1900 г.

На рубеже веков Альфонс Муха стал настоящим мэтром, к которому внимательно прислушивались в кругах художественной общественности. Порой даже стиль ар нуво во Франции называли стилем Мухи. Поэтому закономерным представляется выход в свет в 1901 году книги художника «Декоративная документация». Это наглядное руководство для художников, на страницах которого воспроизведены разнообразные орнаментальные узоры, шрифты, рисунки мебели, различной утвари, столовых наборов, ювелирных изделий, часов, гребней, брошей. Техника оригиналов — литография, гуашь, рисунок карандашом и углём. Многое из нарисованного впоследствии было выполнено в металле и дереве, например золотые броши и ожерелье с портретами Сары Бернар, предназначенные для самой актрисы.

Современную версию книги «Декоративная документация» можно купить на Amazon.com.

В 1906 году Альфонс Муха уезжает в Америку, чтобы заработать деньги, необходимые для осуществления мечты всей его творческой жизни: создания картин во славу своей Родины и всего славянства.

Несмотря на громкий успех в США, американская жизнь тяготила Муху своим коммерционализмом, и он не порывал с мечтами вернуться в Чехию. К тому времени он решил, что его прежнее творчество исчерпало себя и задумывался о создании грандиозного цикла эпических картин на тему истории славян.

В 1910 году он возвращается в Прагу и все свои силы сосредотачивает на “Славянской эпопее”. Этот монументальный цикл был передан им в дар чешскому народу и городу Праге, но не имел успеха у критики.

Некоторые картины из цикла «Славянская эпопея»:

Художник Альфонс Муха. Мастер «искусства для всех»

Художник Альфонс Муха. Мастер «искусства для всех»

Художник Альфонс Муха. Мастер «искусства для всех»

Художник Альфонс Муха. Мастер «искусства для всех»

Художник Альфонс Муха. Мастер «искусства для всех»

После провозглашения в 1918 году Республики, Альфонсу Мухе было поручено изготовление первых чехословацких почтовых марок, денежных знаков и государственного герба.

Художник Альфонс Муха. Мастер «искусства для всех»

Художник Альфонс Муха. Мастер «искусства для всех»

Художник Альфонс Муха. Мастер «искусства для всех»

Художник Альфонс Муха. Мастер «искусства для всех»

Художник Альфонс Муха. Мастер «искусства для всех»

Художник Альфонс Муха. Мастер «искусства для всех»

Художник Альфонс Муха. Мастер «искусства для всех»

Художник Альфонс Муха. Мастер «искусства для всех»

Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем. Фигура прекрасной и девически грациозной женщины, свободно, но нерасторжимо вписанная в орнаментальную систему из цветов и листьев, символов и арабесок стала его фирменным знаком. Центром композиции, как правило, является молодая здоровая женщина славянской внешности в свободной одежде, с роскошной короной волос, утопающая в море цветов — иногда томно-пленительная, иногда загадочная, иногда грациозная, иногда неприступно-роковая, но всегда обаятельная и миловидная. Картины обрамляют замысловатые растительные орнаменты, не скрывающие своего византийского или восточного происхождения. В отличие от тревожных картин современных ему мастеров — Климта, Врубеля, Бакста — произведения Альфонса Мухи дышат спокойствием и негой. Стиль модерна в изображении Мухи — это стиль женщин и цветов.

Художник Альфонс Муха. Мастер «искусства для всех»

Томные барышни, королевы, принцессы, чаще прекрасные богини плодородия, женщины на картинах Мухи скорее Евы, чем тёмная искусительница, страстная Лилит. Они окутаны водопадом прихотливо изогнутых кудрей, драпировок и цветов и стали «фирменным знаком» художника.

Художник Альфонс Муха. Мастер «искусства для всех»

Художник Альфонс Муха. Мастер «искусства для всех»

Художник Альфонс Муха. Мастер «искусства для всех»

Открытая чувственность работ Мухи до сих пор завораживает зрителей, несмотря на то, что каждая эпоха создаёт свои, новые формы эротического идеала. Все критики отмечают «поющие» линии на картинах Мухи и изысканный колорит, тёплый, как женское тело.

Семья

Немало украшений по эскизам Мухи было сделано для невесты, а затем и супруги художника — Марии Хитиловой, которую художник и его друзья звали Марушкой. Хитилова была соотечественницей Мухи. Поженились они в 1903 году и прожили вместе всю жизнь. Мария была младше художника на 22 года и примерно на столько же его пережила. Интересно, что в её чувствах к Мухе отсутствовал материальный расчёт: к моменту брака долги Мухи намного превышали его состояние. Мария Хитилова стала постоянной натурщицей Мухи, и на многих картинах легко угадываются её черты. В их браке родились две дочери, которые, когда выросли, тоже стали персонажами многих картин художника. Рыжеволосые славянки-красавицы на картинах Альфонса Мухи продиктованы именно образами жены художника и его дочерей: все три обладали этим типом внешности.

Художник Альфонс Муха. Мастер «искусства для всех»

Кроме дочерей, у Мухи был ещё и сын, Иржи, родившийся в 1915 году. Иржи стал известным в Чехии журналистом, писателем и сценаристом. Он также активно занимался исследованием творчества своего отца.

Интересна история внучки Мухи. Ярмила Муха-Плоцкова родилась в Праге в 1950 году, является выпускницей пражского Факультета архитектуры и Академии изящных искусств. Длительное время она прожила в Испании, где два года училась в Барселоне в престижной школе изобразительных искусств Массана на отделении живописи. Идею работы над украшениями и декоративными предметами по эскизам Альфонса Мухи ей предложил её отец, Иржи Муха, который долго и безуспешно пытался найти подходящего дизайнера. После того, как Ярмила доказала, что именно она способна лучше всех справиться с этой задачей, Иржи Муха ноториально предоставил ей эксклюзивное право работы над проектами такого рода. Ярмила Муха-Плоцкова сотрудничала с рядом музеев и выставочных галерей в США, Италии, Японии и Франции. В настоящее время она живет в Чехии. У неё две дочери. Обе они в определённой степени унаследовали таланты своего прадеда — как к изобразительному искусству, так и к музыке.

Альфонс Муха был очень талантливым мастером «искусства для всех» и изобразительные элементы его творчества легко можно найти в работах современных дизайнеров и мастеров рекламы. Муха преклонялся перед идеалом художественной многогранности. Он был не только живописцем и графиком. Муха умел делать то, что мало кому удавалось: он вносил в повседневную, бытовую жизнь красоту, заставлял по-новому посмотреть на «второстепенное» искусство афиши и оформление разнообразных товаров.

Некоторые работы Альфонса Мухи для рекламы и афишы:

Художник Альфонс Муха. Мастер «искусства для всех»

Художник Альфонс Муха. Мастер «искусства для всех»

Художник Альфонс Муха. Мастер «искусства для всех»

Художник Альфонс Муха. Мастер «искусства для всех»

Художник Альфонс Муха. Мастер «искусства для всех»

Художник Альфонс Муха. Мастер «искусства для всех»

Художник Альфонс Муха. Мастер «искусства для всех»

Художник Альфонс Муха. Мастер «искусства для всех»

Художник создавал не только настоящие картины и красивые образы, но и делал произведениями искусства простые вещи, окружающие нас. Будучи типичным воплощением художественных поисков рубежа XIX—XX столетий, «стиль Мухи» стал образцом для целого поколения художников-графиков и дизайнеров. И сегодня модерн мы представляем сквозь произведения Альфонса Мухи, не зная подчас при этом имени художника. Мы помним не столько его имя, сколько его произведения, продолжающие оставаться популярными и у посетителей музеев, и у дизайнеров.

Муха выразил стиль модерна в ясных, отчётливых и выразительных формах, легко запоминающихся даже неискушённым зрителем. Чистота выражения стиля делает творчество Мухи уникальным явлением в истории

Художник Альфонс Муха. Мастер «искусства для всех»Альфонс Муха. Автопортрет

Скончался Альфонс Муха 14 июля 1939 года – ровно через 4 месяца после оккупации Чехии и Моравии нацистскими войсками и за 10 дней до своего семидесяти девятилетия.

В Праге работает музей, посвящённый творчеству художника. Там же можно найти множество сувенирной продукции с изображениями произведений Альфонса Мухи.

Художник Альфонс Муха. Мастер «искусства для всех»

Художник Альфонс Муха. Мастер «искусства для всех»

Сайт музея: www.mucha.cz

Читайте также

izuminki.com

Его картины дышат спокойствием и негой. Художник Альфонс Муха.

Альфонс  Муха  (1860 —  1939гг), – выдающийся   чешский живописец, театральный художник, иллюстратор, ювелирный дизайнер и плакатист, один из наиболее известных представителей стиля «модерн». Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем,   его произведения дышат спокойствием и негой. Художественное образование получил в Брно. В 1880 работал в Вене театральным художником-декоратором. Продолжил обучение в Академии художеств в Мюнхене (1885–1887) и академии Р.Жюльена в Париже. С 1887–1922 г. Альфонс Муха жил в основном в Париже. Несколько раз  посетил США, где работал,   как живописец и педагог.

Широкую известность Муха приобрел после создания афиш для спектаклей театра «Ренессанс», парижского театра Сары Бернар .   («Жисмонда», 1894; «Дама с камелиями» Александра Дюма-сына, 1896; «Лорензаччо» Альфреда де Мюссе, 1896; «Медея» Еврипида, 1898). Муха выступал и как дизайнер этих постановок; по его эскизам создавались платья и сценические ювелирные украшения. В эти же годы Муха становится одним из ведущих художников французской рекламы.  

 В том же стиле Арт Нуво художником создавались и красочные графические серии («Времена года», 1896; «Цветы», 1897; «Месяцы», 1899; «Звезды», 1900;), которые и до нашего времени широко тиражируются.  Именно плакаты, созданием которых Альфонс Муха занимался в 1895-1905 годах, выдвинули чешского художника в число лидеров мирового модерна.    Альфонс Муха стал очень знаменит еще при жизни, его  работы  экспонировались во многих  столицах Европы и в США.

После окончания первой мировой войны Муха вернулся на родину. После провозглашения в 1918 году республики, Альфонсу Муха было поручено изготовление первых чехословацких почтовых марок, денежных знаков и государственного герба.

“Осень”

С середины 1920-х годов Муха резко меняет направление своего творчества. Художник создает большой цикл картин «Славянская Эпопея», посвященный истории славянства (чехов, поляков, болгар, русских и других славянских народов), и, в частности, языческой, дохристианской истории, что вызвало недовольство католической церкви. Славянская Эпопея стала поэтизацией истории, свершившейся, по мнению чешских искусствоведов, с некоторым опозданием, — зато выполненной художником Муха с поразительным профессионализмом. Среди работ славянского цикла Муха, наиболее известны картины:

«Апафеоз истории славянства»,

“Коронация Сербского короля Стефана Душана”

Альфонс Муха картины в стиле Арт-Нуво

«Отмена крепостного права на Руси»

Альфонс Муха картины в стиле Арт-Нуво

«Праздник Свентовита»,

Альфонс Муха картины в стиле Арт-Нуво

«Встреча в Кржиржках»

«Славяне на исконной родине»

Альфонс Муха картины в стиле Арт-Нуво

«После Грюнвальдской битвы»,

Альфонс Муха картины в стиле Арт-Нуво

“Пророчица”

(все полотна   находятся  в музее замка Моравски Крумлов).

фото

Share this post for your friends:

Friend me:

vdohnovenie2.ru

Альфонс Муха. Часть 1. Стиль Арт–нуво

Альфонс Муха. Стиль Арт–нувоАльфонс Муха основатель и мастер театральной и рекламной афиши в стиле модерн, в частности стиля Арт Нуво (Art Nouveau), который стал воплощением его эпохи, но одновременно попал в порочный круг коммерческих заказов. Однако сегодня именно эти произведения, созданные им в "Парижский" период, считаются самым ценным его вкладом в сокровищницу мирового искусства. Его яркие, красочные работы, до сих пор тиражируются в виде арт-постеров.Интересно, что работы молодого Мухи, отосланные отцом в Пражское художественное училище, вернулись обратно с припиской профессора Лготы об «абсолютном отсутствии таланта у их автора». А открытие его таланта произошоло случайно в графском замке Гандегг в Тиролии, где молодой Альфонс Муха делал ремонт и расписывал стены. Его работой восхищен профессор академии и граф Куэн берется оплачивать обучение молодого дарования, так все и началось...Монако. Монте-Карло. 1897Лозунг Арт-нуво – “назад к природе”. Арт–нуво означает декоративно–орнаментальный стиль. Стиль Арт–нуво или Ар Нуво, как это ни странно, был заимствован из японского искусства. Он включает использование отдельных элементов, характерных японской культуре, которые как–то присмотрел французский живописец и мастер по керамике Ф. Бракмон. Он увидел японские цветные гравюры, сделанные на дереве. В них заворачивали пачки китайского чая. Свою находку Ф. Бракмон привез во Францию. Благодаря этому, французские художники начали использовать японские мотивы в своем творчестве, развивая и видоизменяя их. С этого момента стал зарождаться стиль Арт-Нуво, или Ар Нуво как его еще называют. Альфонс муха был одним из тех, кто смог возвести стиль Арт нуво в разряд культа. Арт нуво во Франции тогда был распространен повсеместно: афиши, плакаты, реклама, ювелирные украшения, интерьер и так далее, и так далее. А позднее Альфонс Муха привнес этот стиль Ар Нуво и в США, когда приехал туда работать и преподавать. Муха был буквально завален заказами в стиле Арт Нуво.Выставка "Славянской эпопеи",1928. Цветная литография, 81,2 х 183,6 см.Шестой фестиваль "Сокол",1912. Цветная литография, 82,5 х 168,5 см.Сара Бернар. 1896МечтательностьЛюбовникиФрукт. 1897Цветок. 1897

Символ стиля Ар Нуво – изощренная форма цветка цикламена, «водяные» растения ирисы, лилии, водоросли. Стилизованные растительные и животные формы с мягко изогнутыми, подвижными линиями, плоские и не дающие тени, благодаря чему далекие от натурализма или историзма – скорее всего схожие с позднеготическими формами и японской живописью.Приметой стиля Ар Нуво и стиля Альфонса Мухи стала идеализированная, стилизованная фигура прекрасной девически грациозной женщины, свободно, но нерасторжимо вписанная в орнаментальную систему из цветов и листьев, символов и арабесок. Поскольку этот мотив был одним из наиболее широко распространенных в живописи конца столетия, "стиль Мухи" какое-то время считали синонимом движения "Арт-нуво" в целом.

Поэзия. Из серии Искусство. 1898Живопись. Из серии Искусство. 1898Лавр, 1901. Цветная литография, 39,5 х 53 см.Плющ, 1901. Цветная литография, 39,5 х 53 см.Салон ста.1897Принцесса "Гиацинт", 1911. Цветная литография, 83,5 х 125,5 см.Рекламный плакат сигаретной бумаги Иов. 1896Вечерняя задумчивость и Ночной отдых. Из серии Время суток. 1899Лорензачио. Рекламный плакат для Сары Бернар. 1897Такими плакатами высотой в 2,2 метра были увешаны парижские заборы.РубинУтренняя звездаВереск, 1902. Цветная литография, 35 х 74 см.Издательство Cassan FilsЗима. Из серии "Сезоны". 1896Лето. Из серии "Сезоны". 1896Плакат для Всемирной выставки в Париже. 1900 г.

Основной техникой Мухи была литография, так что произведения Мухи входят в коллекции многих видных музеев и галерей мира. Одним из первых музей Альфонса Мухи появился в такой стране, как Япония. В Масонском музее и Масонской библиотеке в Лондоне есть малоизвестные работы Мухи, посвященные масонским ритуалам и символике. Творчеству Альфонса Мухи посвящены музей в Праге, экспозиция цикла «Славянская эпопея» в Моравском Крумлове и выставка о ранних годах его жизни в отреставрированном здании бывшего суда в Иванчице. В настоящее время разрабатываются планы строительства в пражском парке Стромовка, недалеко от бывшего выставочного комплекса, специального здания для экспонирования «Славянской эпопеи».В мастерской художника.

В его мастерской всегда было множество вещей и предметов, которые художник собирал на протяжении жизни. Он не был коллекционером, а просто покупал понравившиеся ему вещи независимо от их коллекционной ценности. Все эти предметы теперь находятся в его музее. Многие из них представляют огромную ценностьВ Пражском музее хранятся картины и личные вещи художника, а в библиотеке – грифельная доска с его парижским адресом, на которой он оставлял мелом послания своим посетителям. Последняя запись, сделанная его красивым почерком, словно оставлена для нас и читается очень легко: «...Муха придет...»В честь Альфонса Мухи назван астероид № 5122. Цитата сообщения Galyshenka

Альфонс Муха (Часть1)alphonsemucha.ru/drawing/carnation; studmed.ru/view/nemirovskiy-evgeniy-hudozhniki;gallerix.ru/storeroom

wyrnal.livejournal.com


Смотрите также