Художник Эдвард Мунк: произведения, биография. Мунк картины


Мунк, Эдвард. Все картины художника

Эдвард Мунк, биография

Эдвард Мунк родился в норвежском городе Лётен, в семье военного врача, 12 декабря 1863 года. Слабый и болезненный от рождения Эдвард теряет мать в пятилетнем возрасте: она умирает от туберкулеза в 1868 году. Самым близким человеком для мальчика становится старшая сестра Софи. Но и она умирает от туберкулеза в 15 лет, в 1877 году. Эти трагедии, пережитые в раннем детстве, накладывают отпечаток на характер, психику и всё творчество Эдварда Мунка.

В школьные годы Мунк проявлял значительные способности в химии, математике и физике. В 1879 году отец настоял, чтобы Эдвард, мечтавший о карьере художника, поступил в технический колледж. Мунк бросает техникум на первом году обучения и в 1881 году поступает в норвежскую Королевскую академию искусств и художественных ремесел.

В годы студенчества Мунк пишет пейзажи и окружающих людей в стиле близком к импрессионизму и натурализму, но остается недоволен своими первыми опытами. В отображении действительности формируется собственная, экспрессивная манера Эдварда Мунка. В 1883 году вместе с сокурсниками он принимает участие в первой выставке. Творческие успехи сына ненавистны его крайне религиозному отцу. Конфликт между Мунком и его отцом заканчивается окончательным разрывом отношений.

В 1885 году Мунк завершает работу над картиной «Больная девочка», а чуть позже организует выставку в Осло, которая вызывает бурю негодования у прессы и критиков. Плоды больного воображения Мунка кажутся публике слишком мрачными и жестокими...

В Париже, в 1889 году, Мунк посещает выставки и школу искусств, ведет богемный образ жизни, который плохо отражается на его здоровье. А в декабре умирает его отец. Мунк подавлен, страдает галлюцинациями и мыслями о самоубийстве…

В 1892 году Мунку предложена выставка в Берлине. Картины вызывают скандал и выставку закрывают через неделю. Мунк иронизирует, что невинная живопись, смогла поднять такой ажиотаж. Позднее картины Мунка успешно выставлялись в Дюссельдорфе, Мюнхене, Бреслау и Копенгагене.

Проводить в Норвегии лето стало традицией для художника, в остальное время года он много путешествовал по Европе и много работал: литографии, гравюры, иллюстрации, акварели. В 1893 году рождается первая версия «Крик».

В 1896 году на выставке в Париже Мунк впервые обласкан критикой. Его называют основателем экспрессионизма – нового направления в живописи. Мунк успешно продает несколько картин, но признание, деньги и слава не приносят счастья. Состояние здоровья и психики художника ухудшаются, он покупает уединенный дом в Осгордстранде. До 1906 года дом будет пристанищем от людей и собственных страхов художника.

В 1899 году начался долгий бурный роман Мунка с Таллой Ларсен. Мунк оказался не готов стать супругом, а предательство любимой повергло его в жестокую депрессию. К осени 1908 года паранойя и галлюцинации на много месяцев загоняют Мунка в психиатрическую лечебницу доктора Якобсона, но художник продолжает творить и там.

Слава и признание, пришедшие к зрелому Мунку, знаменуются чередой триумфальных выставок в Европе. В 1915 году он принимает участие в международной выставке в Сан-Франциско. Мунк путешествует, а затем истощенным возвращается в Норвегию, чтобы создать новый шедевр полный боли и страсти, любви или страха…

Больной, почти ослепший, Эдвард Мунк отшельником проведет последние годы жизни в собственном доме в норвежском городке Экели. Разобрав и систематизировав свои картины, гравюры и литографии, и завещав их городу Осло, Эдвард Мунк умрет в возрасте 80 лет, 23 января 1944 года.

«Крик» от души

Эдвард Мунк. Один из самых странных и непостижимых авторов, которые до сих пор не поняты многими ценителями живописи. Но с Мунком наоборот, всё вроде в порядке и многие его произведения оценены и одобрены и покупаемы до сих пор. Но вот что странно, одна картина выдавила из популярности все остальные. Имеется ввиду картина «Крик». Знаменитая, непостижимо страшная и загадочно пугающая картина, от которой просто веет ужасом.

О создании этого рисунка сам Мунк рассказывал так: “Прогуливались как то по пирсу с друзьями. Вдруг небо покраснело и мне показалось, что его окутали языки пламени. Я приостановился и изрядно отстал от приятелей. Вскоре мною завладел ужас и я простоял в таком состоянии несколько минут, но мне хватило памяти, чтобы после запечатлеть своё состояние на бумаге”. И вправду на полотне виден пирс, несколько в стороне видны фигуры людей, а на переднем плане человек с искажённым от ужаса лицом и с открытым ртом. И причём не поймёшь что это за человек, какого рода: то ли женщина, то ли мужчина, но крик как будто пронзает душу. Картина необычная, но красного в ней мало, в основном синие и грязно жёлтые тона с чернотой. И вроде ничего такого в этом полотне нет, да вот история его жизни после создания потрясает.

Многие учёные давно утверждают что полотна, созданные при сильнейшем психическом расстройстве художника способны навредить энергетической ценности здорового человека, то есть простого посетителя. Эдвард Мунк как раз таки страдал подобными расстройствами и фобиями. И в итоге его полотно само подтвердило это учёное утверждение. Как? Можно конечно многое приписать к случайным совпадениям, но полотно не раз приносило несчастье тем, кто имел более или менее тесный контакт непосредственно с изображением. Что же случалось? Несчастья. Кто-то умирал, кто-то сходил с ума, кто-то калечился на всю жизнь. Это всё конечно не пошло на пользу полотну. Дурная слава никогда никому не приносила ни выгоду. Ни пользу. Но картина пострадала больше всего именно из-за каких-то мистических совпадений. Ну, например, музейный работник по своей нерасторопности уронил само полотно. Прошло время и, не выдержав приступов мигрени, он заканчивает жизнь самоубийством. Другой сотрудник также обронил полотно, но к счастью, остался жив. Правда, при этом он навсегда прикован к инвалидному креслу, поскольку попал в автокатастрофу и пострадал, там получив большое количество травм. И это всего две истории связанные с хранителями музея, где выставлено полотно. Но практически тоже самое случается и с посетителями. К сожалению, нет подсчетов, сколько людей сошло с ума, всматриваясь в это полотно, но зато есть свидетельство как один человек осмелился прикоснуться к картине… просто прикоснуться, а потом он сгорел заживо в собственном доме. Скажите проклятье? Но тогда не понятно, зачем Мунк подарил все свои работы, а их более полторы тысячи, не предупредив о полотне под названием «Крик». Кстати, «Криков» несколько, а если быть ещё точнее ровно четыре. Они мало чем отличаются друг от друга, разве что цветовая гамма у всех четырёх разная, но не сильно отличимая. Так что если в каком музеи и увидите это полотно, не подумайте сразу, что это копия… возможно, это одна из этих четырёх версий.

Эдвард Мунк умер в возрасте 81 лет. Но он так и не избавился от своей шизофрении, от своих фобий, главная из которых была боязнь секса. С женщинами он общался, но вот само действие казалось ему мерзким и нечто греховным, но при этом он не был набожным человеком. Сколько смесей всего! Сколько всего было замешано в этом человеке!!! Но он оставил нам «Крик» и кажется ещё долго Мунк будет напоминать нам о себе при помощи своего великого полотна.

Алексей Васин

gallerix.ru

Эдвард Мунк, произведения, картины с описанием и названиями, биография художника

Эдвард Мунк (норв. Edvard Munch; 12 декабря 1863, Лётен, Хедмарк — 23 января 1944, Экелю, близ Осло) — норвежский художник с тревожным, северным, обреченным, пророческим мироощущением, которое и легло в основу его живописного стиля — экспрессионизма.

Особенности творчества художника Эдварда Мунка: большую часть жизни Мунк работал над большим циклом «о любви, жизни и смерти», который он назвал «Фриз жизни». В него входят все самые известные и знаковые работы художника. Трагические, нервные, обреченные, полные оправданных и необъяснимых предчувствий, его картины выстроены на жестком контрасте цвета, резкости форм, неотвратимой ритмичности композиции.

Известные картины Эдварда Мунка: «Крик», «Вампир», «Девушки на мосту», «Мадонна», «Четыре возраста в жизни».

Норвежский художник Эдвард Мунк — человек севера: со сложным противоречивым характером, со слабым здоровьем и повышенной чувствительностью к переменам природы и погоды. Только здесь, на севере, мог зародиться и экспрессионизм — страстный, нервный, глубокий, оппонирующий легкому южному импрессионизму.

Несколько странностей Мунка

Мунк ненавидел писать пальцы, женскую грудь, уши и ногти, не любил цветов у себя в комнате, не переносил процесса их увядания, в простых поступках друзей видел происки врагов… Больной, подозрительный, раздражительный, но при этом невероятный рассказчик с острым чувством юмора, завсегдатай собраний творческой элиты Осло, Берлина и Парижа.

Эдвард Мунк был очень привлекательным мужчиной, но на автопортретах всегда безжалостно прибавлял себе несколько лет и морщин, смотрел с полотен жестко и всегда без улыбки.

Барышни безвозвратно теряли голову от его импозантной викинговской внешности в сочетании с загадочной скромностью, но сам Мунк сбегал от женщин, которые и так совсем ненадолго появлялись в его жизни. Иногда буквально — сбегал. Например, молча вставал и просто пересаживался на другой поезд посреди медового путешествия.

Критики не щадили Мунка: издевательства над его художественными приемами и отдельными картинами были ядовитыми и изощренными. Но при этом его можно назвать настоящим счастливчиком — он продал первые картины в 18 лет и стал первым норвежским художником, чья персональная выставка прошла в Осло. Мунку было тогда всего 26!

Он был внутренне связан с морем, как истинный норвежец, считал, что море должно быть видно из любой точки города, но когда поселился наконец в собственной усадьбе Экелю, обнес открытую мастерскую 4-метровым забором.

Странности характера и поведения художника — это проявления внутренней свободы, искреннего и не связанного канонами творчества. «Нужно прекратить писать вяжущих женщин и читающих мужчин. Я буду писать людей дышащих, чувствующих, любящих и страдающих. Люди должны проникаться святостью этого и снимать перед картинами шляпы, как в церкви», — мечтал Мунк. Так и есть, снимают шляпы.

Страх жизни

В центре Осло, в доме на улице на Пилестредет, где прошло детство Мунка, во всю кирпичную стену — одна из самых замечательных репродукций «Крика». Черной краской по необработанному кирпичу. Все очень верно и уместно: источник мунковского беспокойного, нервного мироощущения именно здесь, в детстве.

Когда-то дома было весело, отец рассказывал чудесные истории, мама была жива. Эдварду было 5 лет, когда она умерла и когда папа перестал выдумывать сказки и начал читать Библию. Через 9 лет умерла и 15-летняя сестра София. Болезнь и страх — два самых сильных и прочных ощущения детства, да и всей последующей жизни.

С 1879 года Эдвард дисциплинированно учится на инженера, но ему понадобится всего год, чтобы понять: он хочет быть художником. Одна из самых главных женщин в жизни будущего художника — тетя Карен. Это она дает ему первые уроки рисования и уговаривает недовольного отца, военного врача Кристиана Мунка, дать молодому человеку шанс исполнить мечту.

Рождение любви

И тогда начинается настоящая жизнь, легкая, пьянящая, свободная. Уже в 1881 году Эдвард учится в королевской школе рисунка, продает первые картины, снимает студию вместе с друзьями прямо в центре Осло, а через несколько лет получает государственную стипендию и продолжает обучение во Франции. Стипендии будут сыпаться одна за другой, давая возможность молодому художнику жить попеременно в Ницце, Норвегии, Берлине, Париже и создавать самые первые скандальные и гениальные полотна: «Больная девочка», «На следующий день».

Каждая из этих картин вызывает излияния яда и негодования со стороны критики: «…это не руки, а рыба в креветочном соусе», «…доколе пьяным проституткам Мунка дозволено будет отсыпаться в Национальной галерее» и в том же духе.

Со скандалом открылась и быстро закрылась и первая персональная выставка Эдварда Мунка в Берлине в 1892 году. Но с каждым новым скандалом к художнику приходит признание и уважение коллег, друзей-литераторов, известных и богатых ценителей искусства.

Расцвет и закат любви

В 1891 году в Берлине Мунк начинает работу над самым главным, сложным и неоднозначным, произведением — «Фризом жизни», работа над которым продлится 30 лет. В эту симфонию жизни, смерти, страха, любви и наслаждения войдут все его самые знаменитые картины: «Крик», «Мадонна», «Пепел» (1, 2) и еще десятки. И впервые в задуманной художником последовательности они появятся в галерее Берлинского Сецессиона в 1903 году.

Мунк с удовольствием вливается в богемные собрания литераторов и художников, приводит в литературный кружок «У черного поросенка» рыжеволосую красавицу Дагни Юэль, которая надолго станет его музой и натурщицей для самых чувственных картин, а потом — женой мунковского друга Пшебышевского. Он увязает в своем самом мучительном, сладком и долгом романе с красоткой Туллой Ларсен, который закончился попыткой Туллы покончить с собой и простреленным пальцем Мунка.

С рождения болезненный и впечатлительный, страдающий от одиночества и мании преследования, художник не выдерживает испытания алкоголем и людьми и в 1908 году ложится в больницу с нервным срывом.

Смерть

С 1913 года начинаются поистине успешные годы художника Мунка, что, впрочем, не делает его счастливым и спокойным. С картинами он расстается трудно, удачные продает с болью, неудачные с отчаяньем. Цены на его работы растут с каждым годом, и он запросто мог бы стать миллионером. Мунка приглашают расписывать актовый зал университета в Осло, ратушу, театр, создавать декорации к ибсеновским пьесам, его зовут с выставками в Париж, Вену, Прагу, Мюнхен, Дрезден, Копенгаген, В Англию и даже в Америку.

Но умрет Эдвард Мунк в 1944 году в одиночестве, в своем особняке, в городе, оккупированном немцами. Теми немцами, которые, оказавшись у власти, брезгливо избавились от полотен Мунка, распродав их из немецких музеев в частные коллекции.

Автор: Анна Сидельникова

artchive.ru

Художник Эдвард Мунк: произведения, биография

Художник, творчество которого на Западе ставят в один ряд с Гогеном и Сезанном, не очень хорошо известен в России. Гений, считавшийся создателем новой эпохи и писавший мрачные картины о смерти, страдал нервными срывами, от которых лечился.

В юношестве он обмолвился, что придет день, когда перед его полотнами все снимут шляпы, словно в церкви, но до общественного признания ему было еще очень далеко. «Без моих картин я – ничто», – признался однажды Эдвард Мунк, произведения которого сейчас известны намного больше, чем сам автор.

Чтобы понять самобытное творчество художника, необходимо узнать, как и чем он жил, создавая шедевры, «написанные кровью своего сердца».

Потери близких

В 1863 году в Норвегии родился будущий художник, чье творчество назовут совершенно новой живописью, взорвавшей устоявшиеся традиции в искусстве. Эдвард Мунк, биография которого наполнена трагическими событиями, оставившими свой след в его произведениях, прочно вошел в историю как творец, чьи работы вызывали бурное эмоциональное воздействие на зрителя.

Свое детство Эдвард вспоминал как безрадостное и наполненное потерями. Лишившись матери и любимой сестры, умерших от туберкулеза, мальчик трагически воспринял и свой жизненный путь. Известно его воспоминание о той поре: «К моей колыбели слетелись черные ангелы безумия, болезни, смерти и сопровождали всю жизнь».

Изображение внутреннего мира

После школы Мунк учится на инженера, но в какой-то момент понимает, что мечтает заниматься только живописью. Известна даже точная дата – 8 ноября 1888 года, именно тогда в личном дневнике страдающего страхом перед жизнью подростка появилась запись о том, что он решил стать художником.мунк картины с названиями

«Часто я просыпался в холодном поту и оглядывал свою комнату, чтобы убедиться, не в аду ли я», – сознался в конце жизни Эдвард Мунк. Картины молодого живописца передавали его переживания: он не любил «красивые» изображения, акцентируя внимание на том, что не видно за внешней оболочкой человека.

Изображая людей, он делал слепки с их внутреннего мира: «Больше не найдется другого художника, выжавшего свою тему до последней капли, как я».

Мрачные мотивы в творчестве

Череда трагических уходов продолжалась – Мунк лишился отца, младшего брата, в клинике для душевнобольных скончалась сестра. Это отражается на творчестве живописца – мрачные мотивы одиночества и смерти набирают еще большую силу. Критики отмечали, что автор обладал удивительной способностью визуально отображать свои настроения и эмоции.

После потерь Мунк посчитал главным виновником всех трагедий Бога. Он отрекается от религии, ища для себя новую систему ценностей. Считая весь мир пустым, художник заявляет о бессмысленности человеческой жизни и уверяет, что только через искусство можно добиться бессмертия.

Учась в художественной школе, Эдвард Мунк, картины которого трудно отнести к одному направлению, самоотверженно отдается искусству. Он не хотел, чтобы его произведения просто украшали стены домов или музеев. «Мои картины – это то, что я сам пережил, мой дневник. Они придали смысл моей жизни» – делился самым сокровенным живописец.

Закрытие выставок

Путешествовавший по миру гений знакомился с разными направлениями и стилями в искусстве. Он выставлял свои произведения в галереях, но они вызывали слишком большой общественный резонанс, и его выставки закрывали. Мастера классической школы в живописи посчитали странные картины оскорбительными для просмотра, а самого Мунка назвали анархистом. После объявления о закрытии выставки «безобразные» произведения приобретают известность, а прогрессивная молодежь начинает восхищаться скандальными картинами.

Неустроенная личная жизнь

Привыкший к одиночеству молодой человек бежал от отношений с женщинами, отводя им роковую роль в судьбе всех мужчин. Представительницы прекрасного пола влюблялись в увлеченного искусством странного юношу с горящими глазами, но Мунк считал, что сильные чувства ослабят его тягу творить.

Известен страстный роман художника с дочерью знатного торговца, окончившийся трагично для обоих: навязчивая девушка, ставшая обузой для молодого человека, пыталась отравиться, узнав от Эдварда о расставании, а после того, как ее буквально вернули с того света, она прострелила руку живописцу.

Перенесший несколько операций и потерявший палец, Мунк переживал за свое творческое будущее. У нелюдимого художника после этого случая начинается настоящая мания преследования. Его нервы сдавали все чаще, и художник срывался на случайных людях. Он мог даже поколотить тех, кто, по его мнению, о нем нелестно отзывался. Частые приступы, сопровождавшиеся агрессивными действиями, приводят Мунка в психиатрическую лечебницу, где его лечили электрошоком.эдвард мунк произведения

Художник понимал, что в одиночку ему не справиться с алкоголизмом и депрессией, и отправляется за помощью к специалистам. Надо сказать, что болезнь не оставляла его и после длительного лечения. Но Эдвард принял ее, считая, что его творчество неразрывно связано с психическими срывами.

Неожиданная популярность

После интенсивной терапии Мунка отпускают. «Оттуда не так легко выйти. На все вопросы нельзя отвечать, как захочешь. Нужно догадаться, что от тебя ждут врачи, иначе останешься там навсегда», – делился воспоминаниями Эдвард Мунк. Произведения гениального художника за то время, которое он пробыл в клинике, становятся популярными.

Мастера, ставшего в одночасье знаменитым, забрасывают предложениями галереи мира и частные коллекционеры. Но «мрачный норвежец», как его иногда называли современники, не спешил расставаться со своими детищами. Он не мог творить, не видя своих полотен.

Портреты как передача человеческой души

Художник Эдвард Мунк черпал все идеи внутри самого себя, пытаясь помочь своим творчеством другим людям разобраться в сложностях жизни и объяснить ее назначение. После 1900 года он создает коллекции портретов, становящиеся основным жанром в его творчестве. Это были запоминающиеся произведения, в которых исследовались тонкие струны человеческой души. Художник не писал на заказ портреты тех, кого плохо знал, а передача только внешнего сходства его не удовлетворяла.художник эдвард мунк

Творчество в последние годы жизни

А вот поздний период творчества мастера многие критики признают самым неудачным. Эдвард Мунк, произведения которого были наполнены глубокими философскими идеями, но признаны слабыми в художественном плане, упорно работал в своей мастерской. Его стиль поменялся в худшую сторону, а картины, написанные грубыми мазками, разочаровывали своих поклонников. Известно, что автор страдал глазным заболеванием, из-за которого впоследствии он полностью прекратил работать.

Умер Мунк в начале 1944 года, вблизи Осло, во время немецкой оккупации. Он не оставил после своей смерти учеников, ведь его самобытное творчество было слишком личным и субъективным.

«Больная девочка»: прощание с любимой сестрой

«Все, что я сделал в творчестве, обязано рождением этой картине», – как-то признался Мунк. «Больная девочка» – самое раннее его произведение, сделавшее художника знаменитым. Глубокие раны после смерти близких в детстве оставили неизгладимый след в душе впечатлительного мальчика. Он изобразил умирающую от туберкулеза сестру, а мотивы болезни и смерти часто проходили через его творчество.мунк больная девочка

На протяжении сорока лет Мунка не отпускала неожиданная смерть любимой сестры, и он создал пять вариантов этой картины, подвергшейся жесточайшей критике со стороны публики. Изображающее девочку на смертном одре произведение, признанное значительным и переломным моментом в творчестве художника, вызвало скандальную реакцию общественности за столь жесткую манеру письма и выражение самых запретных чувств – страдания, боли и отчаяния человека.

Травля критиков и непонимание публики

Постоянно выслушивал обвинения в депрессивности и бесформенности представленного на суд зрителей произведения нелюдимый Эдвард Мунк. Картины с названиями, подчеркивающими глубокий трагизм и постоянную боль автора, не принимались публикой, не готовой полюбить полотна, далекие от реалистического искусства. Критики делали оскорбляющие художника выпады и называли его творения откровенными провалами.

Талантливый живописец был вынужден бороться за свободу в творчестве, ежедневно сталкиваясь с откровенным презрением и осмеянием выстраданного детища, передающего состояние человека, а не его внешний облик. Мунк специально создавал не прилизанные под стандартные каноны искусства рисунки, буквально ошеломившие современников правдой жизни.

Загадочное полотно «Крик»

Самое узнаваемое произведение гениального мастера – передающее реальный ужас человека, картина «Крик». Мунк, страдавший боязнью открытого пространства, изобразил главного героя, ощущающего нечто враждебное. Причем невероятный страх охватил только его, а две фигуры сзади мирно беседуют, не слыша ужасного крика.крик мунк

Исследователи творчества норвежского живописца склоняются к мнению, что это полотно написано под влиянием развившегося психического заболевания Мунка. Бесполое существо, открывшее рот и обхватившее голову руками, чтобы не слышать страшные вопли, возможно, было навеяно образом мумии, которую увидел на выставке норвежец.

Обнаженный нерв Мунка

Что олицетворяет собой странное и мрачное произведение «Крик»? Мунк считал, что человек в схватке с природой обречен на поражение. Изображенное существо лишено защитной оболочки, и каждое воздействие внешних сил заставляет его испытывать невероятные мучения. Главный герой – это сам творец, а его обнаженный нерв реагирует на каждое прикосновение. Мунк защищается от природного вопля, и фигура изображенного героя является естественной реакцией испуганного человека, спасающегося от настоящих или кажущихся катаклизмов.

Недобрая слава

Изначально рисунок назывался «Крик природы». Именно его, дрожа от волнения, почувствовал автор в 1892 году в Ницце. Наверное, неудивительно, что со столь мрачной картиной связано мистическое проклятие всех, кто входит с ним в какой-либо контакт. Рабочие, переносившие картину, кончали с собой из-за сильных головных болей и попадали в страшные аварии. Потрогавший пальцем полотно любопытный посетитель сгорел заживо у себя в доме.

Картину стоимостью более 70 миллионов долларов неоднократно похищали, но она всегда возвращалась Музей Мунка в Осло. Жуткая атмосфера, воссозданная на холсте, влияет на психику зрителя, и этот факт научно подтвержден.

Никто не знает, трагическая ли это случайность, забирающая души людей, или действительно мистическая картина обладает злым роком. Как бы то ни было, но посетители музея стараются обойти ее стороной.

«Утешение». Графика в черно-белом цвете

Необычное черно-белое изображение двух сидящих обнаженных людей на фоне обоев создал в 1894 году еще мало кому известный Мунк. «Утешение» – так он назвал свою графическую работу, реалистично передающую отчаяние и горе женщины, закрывшей руками свое заплаканное лицо. Ее нежно обнимает за плечо мужчина, но его успокаивающий жест не может смягчить неожиданный удар судьбы, разрушивший безмятежную жизнь его спутницы.

Графика Мунка – это отдельный мир, в котором автор отходил от детализированных образов к обобщению. «Утешение» стало одной из первых графических работ знаменитого норвежца.

Картина-провокация «Мадонна»

Всю жизнь страдающий Мунк, «Мадонна» которого мало похожа на привычный классический образ, воплотил на холсте свои тайные переживания. Он считал женщину загадкой для всех мужчин: «Святая и порочная, наркотик и страдание. Человек, который сводит с ума».

Трагически оборвавшаяся связь с дочерью торговца вином отложила след в душе мужчины, считавшего, что женская красота приносит боль и опасность. «Мадонна» живописца лишена какой-либо святости и непорочности. Находящаяся в экстазе женщина закрыла от усталости глаза и погрузилась в свои ощущения. Ее отливающие синим волосы распущены и как будто таят страшную опасность. Мрачный фон полотна тревожит и наводит на мысли о какой-то угрозе для всего человечества в целом.мунк мадонна

Мунк, создавая произведение, в котором любовь тесно связана с окончанием жизни на земле, хотел передать все стадии, которые проходит женщина – от зачатия и рождения ребенка до самой смерти. А зрители посчитали достаточно вульгарной картину, на которой лишь нимб придает сходство с каноническим образом Мадонны.

«Расставание»: боль от разрыва отношений

В этой работе применил целых три стиля живописи Эдвард Мунк. «Расставание» написано после неудачного опыта любовных отношений художника, делящего изображение картины на прошлое и настоящее. Он рассматривает внутренний и внешний мир страдающего человека, изображенного с мрачным лицом и держащегося окровавленной рукой за сердце. Справа Мунк написал в светлом платье безликую девушку. Автор подчеркивает, что переживающий разрыв герой пытается забыть ту, которая причинила ему столько страданий, и ее лицо навсегда стерто из его памяти.мунк расставание

Прямо перед мужчиной находится нечто, похожее на странное растение или существо с двумя головами. Красная субстанция, выглядящая поначалу цельной, неумолимо рвется в разные стороны. В работе использованы сюрреализм, символизм и модерн, передающие трагедию расставания.

Бессмертие в полотнах

Одинокий и трудно сходившийся с людьми Эдвард Мунк, произведения которого свидетельствуют о его несомненном таланте, при жизни вызывал много разговоров о своем творчестве, на котором отразилась противоречивая личность автора. Не желавший расставаться с выстраданными полотнами и мечтавший слиться с ними воедино, Мунк продолжает жить в своих картинах, сделавших его бессмертным.

fb.ru

Эдвард Мунк - картины и дизайны (всего 186)

Э́двард Мунк (норв. Edvard Munch; 12 декабря 1863, Лётен, Хедмарк — 23 января 1944, Экелю, близ Осло) — норвежский живописец и график, театральный художник, теоретик искусства. Один из первых представителей экспрессионизма. Его творчество повлияло на современное искусство. Творчество Мунка охвачено мотивами смерти, одиночества, но при этом и жаждой жизни.

Эдвард Мунк родился в 1863 году в семье военного врача Кристиана Мунка и его жены, Лауры Катрины Мунк (урождённой Бьёльстад). Он был вторым ребёнком в семье: у него была старшая сестра, Юханна София, две младших — Ингер и Лаура, и брат Андреас. Хотя Мунки жили небогато, даже бедно, они происходили из влиятельной в культурном отношении семьи: их дальним родственником был известный художник-неоклассицист, ученик Жака-Луи Давида Якоб Мунк, отец Кристиана был прославленным проповедником, брат, Петер Андреас Мунк — выдающимся историком.

На протяжении всего детства Эдварда Мунки неоднократно переезжали, отчасти по требованию отцовской службы, отчасти из-за недостатка денег, заставлявшего их подыскивать более дешёвое жильё. Бо́льшую часть своих детских лет будущий художник провёл в Христиании, столице Норвегии (ныне Осло). Когда Эдварду было пять лет, его мать умерла от туберкулёза (через 10 лет эта же болезнь унесёт в могилу её старшую дочь Софи), и ведение хозяйства взяла в свои руки её сестра, Карен Бьёльстад. Отец, по словам художника, был добр к детям, но отличался болезненной религиозностью, «доходившей до психоневроза»: под влиянием его «проповедей» впечатлительный Эдвард плохо спал по ночам, преследуемый видениями ада. Судя по воспоминаниям родственников, уже в этом возрасте мальчик показывал известный талант к рисованию.

Когда Эдварду было пятнадцать лет, умерла Софи. Смерть сестры, с которой он был очень близок, оставила на будущем художнике глубокий отпечаток: его биографы связывают с этим событием его окончательное разочарование в традиционной религии — впоследствии он вспоминал, как его отец «ходил взад-вперед по комнате, молитвенно сложив руки», и ничем не мог помочь умиравшей девушке. Воспоминания о болезни и смерти Софи легли в основу одной из первых его крупных картин — «Больной девочки», а также менее известной, выдержанной в импрессионистском стиле «Весны» и — косвенно — целой серии картин на сюжет «комнаты умирающего». Вскоре несчастье постигло и другую его сестру, Лауру: в её поведении появились странности, со временем становившиеся всё более заметными, и спустя некоторое время ей была диагностирована шизофрения.

В 1879 году Эдвард поступил в технический колледж, где показал прекрасные успехи в физике, химии и математике, несмотря на то, что хрупкое здоровье препятствовало полноценному обучению. В следующем году, однако, он принял решение оставить колледж и стать художником — к неудовольствию отца, в глазах которого этот выбор был сомнительным и с материальной, и с моральной точки зрения. На сторону юноши встали тётушка Карен и близкий друг Кристиана Мунка Карл Фредрик Дирикс, а также дальний родственник, влиятельный художник Фриц Таулов. В 1881 году Эдвард поступил в Королевскую школу рисования в Христиании. В этот период его наставником стал художник-натуралист, соратник Фрица Таулова Кристиан Крог. Он ввёл Эдварда в круг столичной богемы, центральной фигурой которой был скандальный писатель-анархист Ханс Егер. Мунк познакомился с Егером лишь спустя несколько лет, но они довольно быстро и близко сошлись и впоследствии художник признавал на себе его влияние.

В 1883 году состоялся публичный дебют Мунка — он представил на выставке промышленных товаров и произведений искусства в Дворцовом парке картину под названием «Этюд головы». Осенью того же года он представляет на Осенней выставке выдержанную в реалистическом духе картину «Девушка, разжигающая огонь в печи». В конце 1884 года при сопутствии Фрица Таулова художник получил стипендию, которая позволила ему поехать весной во Францию и посетить Парижский салон.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

More ...

www.wikiart.org

Страх смерти и жажда жизни: 5 картин Эдварда Мунка

В день 150-летия со дня рождения Эдварда Мунка проект Weekend вспоминает его эмоционально насыщенные картины, в которых художник отразил все свои страхи и переживания.

150 лет назад недалеко от Осло родился Эдвард Мунк – норвежский живописец, чье охваченное отчуждением и ужасом творчество мало кого может оставить равнодушным. Картины Мунка вызывают эмоции даже у людей, которые мало что знают о биографии художника и обстоятельствах, из-за которых его полотна почти всегда окрашены в мрачные цвета. Но помимо неизменных мотивов одиночества и смерти в его картинах чувствуется и желание жить.

"Больная девочка" (1885-1886)

"Больная девочка" — ранняя картина Мунка, и одна из первых, представленных художником на Осенней художественной выставке 1886 года. На картине изображена рыжеволосая девушка болезненного вида, лежащая в кровати, а за руку ее, склонившись, держит женщина в черном платье. В комнате царит полутьма, а единственное светлое пятно — лицо умирающей девушки, которое будто освещено. Хотя позировала для картины 11-летняя Бетси Нильсен, в основу полотна легли воспоминания художника, связанные с любимой старшей сестрой Софи. Когда будущему живописцу было 14 лет, его 15-летняя сестра умерла от туберкулеза, причем случилось это через 9 лет после того, как от этой же болезни скончалась мать семейства Лаура Мунк. Тяжелое детство, омраченное смертью двух близких людей и чрезмерной набожностью и строгостью отца-священника давало о себе знать на протяжении всей жизни Мунка и повлияло на его мировосприятие и творчество.

"Мой отец был очень вспыльчивым и одержимым религией — от него я унаследовал ростки сумасшествия. Духи страха, скорби и смерти окружали меня с момента рождения", — вспоминал Мунк о своем детстве.

Эдвард Мунк. "Больная девочка". 1886

Женщина, изображенная на картине рядом с девушкой — тетя художника Карен Бьельстад, которая заботилась о детях своей сестры после ее смерти. Несколько недель, в течение которых Софи Мунк умирала от чахотки, стали одним из самых страшных периодов в жизни Мунка — в частности, уже тогда он впервые задумался о смысле религии, что после привело к отторжению от нее. По воспоминаниям художника, в злополучную ночь его отец, который при всех бедах обращался к богу, "ходил взад-вперед по комнате, молитвенно сложив руки", и ничем не мог помочь дочери.

В дальнейшем Мунк еще не раз возвращался к той трагической ночи — в течение сорока лет он написал шесть картин, изображающих его умирающую сестру Софи.

Полотно молодого художника, хоть и было выставлено на выставке наряду с картинами более опытных живописцев, получило разгромные отзывы критиков. Так, "Больную девочку" называли пародией на искусство и упрекали юного Мунка в том, что тот осмелился представить незаконченную, по мнению экспертов, картину. "Лучшая услуга, которую можно оказать Эдварду Мунку, это молча пройти мимо его картин", — написал один из журналистов, добавивший, что полотно понизило общий уровень выставки.

Критика не изменила мнение самого художника, для которого "Больная девочка" оставалась одной из главных картин до конца жизни. В настоящее время полотно можно увидеть в Национальной галерее Осло.

"Крик" (1893)

В творчестве многих художников трудно выделить единственную самую значимую и известную картину, однако в случае с Мунком не возникает сомнений – его "Крик" знают даже люди, не питающие слабости к искусству. Как и многие другие полотна, Мунк воссоздавал "Крик" в течение нескольких лет, написав первую версию картины в 1893 году, а последнюю – в 1910-м. Кроме того, в эти годы художник работал над похожими по настроению картинами, например, над "Тревогой" (1894), изображающей людей на том же мосту над Осло-фьордом, и "Вечером на улице Карла Иоанна" (1892). По мнению некоторых искусствоведов, таким образом художник пытался избавиться от "Крика" и смог сделать это лишь после курса лечения в клинике.

Эдвард Мунк. "Крик". 1893

Взаимоотношения Мунка со своей картиной, как и ее трактовки – любимая тема критиков и экспертов. Кто-то считает, что скорчившийся в ужасе человек реагирует на доносящийся отовсюду "Крик природы" (первоначальное название картины – ред.). Другие верят, что Мунк предвидел все катастрофы и потрясения, которые ждут человечество в XX веке, и изобразил ужас перед будущим и в то же время невозможность его преодоления. Как бы то ни было, эмоционально заряженная картина стала одной из первых работ экспрессионизма и для многих осталась его эмблемой, а отраженные в ней темы отчаяния и одиночества оказались главными в искусстве модернизма.

О том, что легло в основу "Крика", сам художник написал в своем дневнике. В записи под названием "Ницца 22.01.1892" сказано: "Я шёл по тропинке с двумя друзьями – солнце садилось – неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение, и оперся о забор – я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-черным фьордом и городом – мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу".

"Крик" Мунка повлиял не только на художников ХХ века, но и цитировался в поп-культуре: самая очевидная аллюзия на картину – знаменитая маска из одноименного голливудского фильма ужасов.

"Мадонна" (1894)

Картина Мунка, которая сегодня известна под названием "Мадонна", изначально называлась "Любящая женщина". В 1893 году для нее художнику позировала Дагни Юль, жена писателя и друга Мунка Станислава Пшибышевского и муза художников-современников: помимо Мунка Юль-Пшибышевскую писали Войцех Вейс, Конрад Кржижановский, Юлия Вольфторн.

Эдвард Мунк. "Мадонна". 1894

По замыслу Мунка, полотно должно было отражать главные циклы жизни женщины: зачатие ребенка, произведение потомства и смерть. Считается, что первой стадией обусловлена поза Мадонны, вторую Мунк отразил в литографии, сделанной в 1895 году — в левом нижнем углу изображена фигурка в позе эмбриона. О том, что художник ассоциировал картину со смертью, говорят его собственные комментарии к ней и тот факт, что любовь в представлении Мунка всегда была неразрывно связана со смертью. Кроме того, соглашаясь с Шопенгауэром, Мунк полагал, что функция женщины выполнена после рождения ребенка.

Единственное, что объединяет обнаженную черноволосую Мадонну Мунка с классической Мадонной — нимб над головой. Как и в остальных своих картинах, здесь Мунк не использовал прямых линий — женщину окружают мягкие "волнистые" лучи. Всего художник создал пять вариантов полотна, которые сегодня хранятся в музее Мунка, Национальном музее искусства, архитектуры и дизайна в Осло, в Кунстхалле в Гамбурге и в частных коллекциях.

"Расставание" (1896)

Почти во всех своих картинах, написанных на протяжении 1890-х, Мунк использовал одни и те же образы, по-разному их сочетая: полоса света на поверхности моря, светловолосая девушка на берегу, пожилая женщина в черном, страдающий мужчина. На подобных картинах Мунк обычно изображал главного героя на переднем плане и нечто, напоминающее ему о прошлом, позади.

Эдвард Мунк. "Расставание". 1896

В "Расставании" главный герой – покинутый мужчина, которому воспоминания не позволяют порвать с прошлым. Мунк показывает это с помощью длинных волос девушки, которые развиваются и касаются головы мужчины. Образ девушки – нежный и будто не до конца прописанный – символизирует светлое прошлое, а фигура мужчины, чей силуэт и черты лица изображены более тщательно, принадлежит к мрачному настоящему.

Мунк воспринимал жизнь как постоянное и последовательное расставание со всем, что дорого человеку, по пути к окончательному расставанию с самой жизнью. Силуэт девушки на полотне частично сливается с пейзажем – так главному герою будет легче пережить потерю, она станет лишь частью всего, с чем он неизбежно расстается в течение жизни.

"Девушки на мосту" (1899)

"Девушки на мосту" — одна из немногих картин Мунка, получивших известность после создания – признание пришло к Мунку и большинству его творений лишь в последнее десятилетие жизни художника. Возможно, так случилось, потому что это одно из немногих полотен Мунка, пропитанных умиротворением и спокойствием, где фигуры девушек и природа изображены в жизнерадостных красках. И, хотя женщины на картинах Мунка, как и в произведениях обожаемых им Генрика Ибсена и Юхана Августа Стриндберга, всегда символизируют хрупкость жизни и тонкую грань между жизнью и смертью, в "Девушках на мосту" отразилось редкое для художника состояние душевной радости.

Эдвард Мунк. "Девушки на мосту". 1899

Место, изображенное на картине, – мост в норвежском городе Осгордстранд, где жил Мунк. Полотно отличается от остальных работ художника еще и тем, что Мунк совершенно не изменил место, а изобразил с натуры точно так, как оно выглядит до сих пор: если приехать в Осгорстранд, то и сегодня можно увидеть в городе этот мостик и небольшой дом за белым забором, окруженный деревьями.

Мунк написал целых семь версий картины, первая из которых датирована 1899 годом и сегодня хранится в Национальной галерее Осло. Другую версию, написанную в 1903 году, можно увидеть в ГМИИ им. А.С.Пушкина. В Россию картину привез коллекционер Иван Морозов, который купил полотно на парижском Салоне Независимых.

ria.ru

Картины Эдварда Мунка » Выдающиеся художники

Э. Мунк "Молодая женщина на берегу"

Самым известным произведением Э. Мунка является картина «Крик». Сам художник создал четыре версии этой картины, выполнив их в различных техниках.

В Музее Мунка представлен один из двух вариантов, созданных маслом, а проданная на аукционе Sotheby’s в Нью-Йорке картина «Крик» выполнена пастелью.

Э. Мунк «Крик»

Э. Мунк "Крик"

Широко известно собственное объяснение художником замысла своей картины: «Я шел по дороге с друзьями. Садилось солнце. Небо стало кроваво-красным. Меня охватила тоска. Я стоял смертельно усталый на фоне темной синевы. Фьорд и город повисли в огненных языках пламени. Я отстал от друзей. Дрожа от страха, я услышал крик природы».

На картине изображено кроваво-красное небо, бесформенный обобщённый пейзаж и на его фоне – кричащая в отчаянии человеческая фигура. Пронзительное звучание цвета рождает ощущение мучительной тревоги, а мир представляется художнику безрадостным, бездушным и угнетающим. В 1895 г. Мунк создал литографию на этот же сюжет.

Картине приписывают мистический смысл, пророческий смысл (предвосхищение трагических событий XX в.: две мировые войны, экологические катастрофы и ядерное оружие), а некоторые считают, что эти картины (варианты картины «Крик») прокляты: люди, так или иначе входившие в контакт с полотном, заболевали, впадали в тяжелую депрессию или внезапно умирали. Всё это создало картине недобрую славу, но, с другой стороны, привлекло к ней особый интерес.

Известно, что художник страдал от маниакально-депрессивного психоза, поэтому, возможно, в его творчестве присутствуют мотивы смерти, страха, одиночества. К тому же эти мотивы были характерны для экспрессионизма – течения в европейском искусстве эпохи модернизма, одним из первых представителей которого был Э. Мунк. Экспрессионизм стремится не только к воспроизведению действительности, но более к выражению эмоционального состояния автора.

Но некоторые исследователи не видят в картине особого мистицизма, объясняя сюжет картины явлением природы: в 1883 г. произошло извержение вулкана Кракатау в Индонезии, и значительное количество вулканического пепла оставалось в атмосфере на высотах до 80 км в течение нескольких лет и вызывало интенсивную окраску зорь. Тучи пепла долго могли появляться в различных местах и окрашивать небо в разных регионах Европы. Астроном Д. Ольсен из штата Техас даже определил место в Осло, где могло быть видно именно такое небо, как описал его Мунк.

В связи с этим фигура на переднем плане картины могла бы изображать самого художника, защищающего себя от крика природы. Позу изображённого на полотне человека вполне можно назвать рефлекторной реакцией старающегося спастись от сильного воздействия извне.

Но картина «Крик», являясь самым известным полотном художника, всё-таки не может исчерпывающим образом характеризовать творчество Э. Мунка. Для этого нам следует обратиться к другим его картинам, а также к биографии.

Биография и творчество художника

Эдвард Мунк. Фотография

Эдвард Мунк (1863-1944) – норвежский живописец и график, театральный художник, теоретик искусства. Он родился в семье врача Кристиана Мунка и был вторым ребёнком (из пяти детей).

В раннем детстве он потерял мать, которая умерла от туберкулёза, а через несколько лет от той же болезни – сестру.

Э. Мунк окончил Государственную академию искусств и ремёсел в Осло, где занимался живописью и скульптурой.

После окончания академии (1886 г.) он отправился в Париж, там состоялось его знакомство с творчеством импрессионистов, которое оказало сильное влияние на его творчество, как, впрочем, и символизм. В этом же году он создаёт свою первую известную картину «Больная девочка».

«Больная девочка» (1886)

Э. Мунк "Больная девочка"

Холст, масло. 119,5х118,5 см. Национальная галерея, Осло

В основе картины – воспоминания художника о болезни и смерти его старшей сестры Софи Мунк, которой было всего 15 лет. Девушка сидит в постели, опираясь на подушку. Её бледное лицо как будто излучает свет, оно выделяется ярким пятном в полумраке комнаты. Для этой картины позировала 11-летняя девочка Бетси Нильсен.

Рядом с умирающей девушкой сидит, опустив в отчаянии голову, женщина – это тётка Софи и Эдварда Карен Бьёльстад. После смерти матери Софи и Эдварда (Лауры) она взяла на себя заботы по ведению хозяйства в доме Мунков.

Картина впервые была выставлена на Осенней художественной выставке 1886 г. и была принята критикой отрицательно. Работу объявили незаконченным этюдом, считали её бесформенной, небрежной, несовершенной и не достойной выставки. Хотя были и более доброжелательные отзывы: в картине отметили её своеобразие и трогательность. После прихода в Германии к власти нацистской партии вариант картины из Дрезденской галереи был пущен с молотка как образец «дегенеративного искусства».

Но сам Мунк считал эту работу очень важной для себя и впоследствии называл её «своим прорывом». Он создаёт несколько вариантов этой картины.

В 1889 г. он создаёт ещё одну картину-воспоминание о болезни сестры – «Весна», в которой нет ощущения трагизма, и название картины также оптимистично.

Э. Мунк "Весна"

В центре полотна в кресле с высокой спинкой изображена больная девочка с усталым бледным лицом и худыми руками, которые безвольно покоятся у неё на коленях. Рядом с ней – мать или сиделка. Распахнутое окно уставлено цветами, в него врывается свежий ветер. Луч весеннего солнца освещает лица сидящих в комнате, но он притягивает взор только живущего – женщины; умирающая же девушка, наоборот, отворачивается от него, т.к. этот луч слишком «громко» говорит о том, что жизнь её приближается к завершению.

Картина являет собой контраст трагедии и оптимизма, и всё это – жизнь в её противоречии и одновременно в гармонии: угасание и возрождение слиты воедино.

Уже в раннем творчестве Мунка появляется тема человека и природы . В сущности, почти все его картины 80-х гг. носят пейзажный характер. Причём некоторые пейзажные полотна явно написаны под влиянием творчества импрессионистов. Например, картина «Вид на реку в Сен-Клу» (1890).

Э. Мунк "Вид на реку в Сен-Клу"

Но в пейзажных картинах видно стремление художника к обобщению, т.к. чаще всего на этих полотнах присутствует человек. Природа для Мунка интересна не сама по себе, а как особый мир, живущий по своим законам, но в котором протекает жизнь человека.

Но есть у художника и чисто пейзажные полотна, и чаще всего на них изображена суровая природа Скандинавии.

Э Мунк «Прибрежный зимний пейзаж» (1915)

Э Мунк «Весенний пейзаж с красным домом (Экелю)» (1935-1940)

«Метаболизм» (1899)

Полотно из цикла «Фриз жизни». В картине на фоне пейзажа изображены мужчина и женщина. Череп животного буйно прорастает листвой, погребенное в земле тело, как щупальцами, объято корнями дерева. Живое побеждает смерть. Картина является символом вечного возрождения жизни.

Э. Мунк "Метаболизм"

В начале 1890-х годов Мунк уезжает в Германию. Там он подружился с польским писателем Станиславом Пшибышевским и его женой норвежкой Дагни Пшибышевской. Она позировала ему для многих ставших известными картин: «Мадонна», «Вампир», «Ревность», «Поцелуй».

«Мадонна» (1894)

Э. Мунк "Мадонна"

Холст, масло. Музей Мунка, Осло

Первый вариант картины был создан в 1893-1894 гг., в 1895 г. была выполнена литография, а всего Мунк создал пять вариантов картины. Мадонна изображена молодой обнажённой женщиной с полузакрытыми глазами и распущенными чёрными волосами. Конечно, это совсем не канонический образ мадонны, но нимбом вокруг головы художник подчёркивает её святость. С такой трактовкой вряд ли согласны христиане.  Литография некоторыми деталями отличается от варианта маслом. Разные версии «Мадонны» в настоящее время находятся в музее Мунка и в Национальном музее искусства, архитектуры и дизайна в Осло, а также в Кунстхалле в Гамбурге. Ещё две версии принадлежат частным коллекционерам.

Портретная галерея Э. Мунка

После 1900 г. одним из ведущих жанров в творчестве художника становится портрет. Мунк обладал даром психолога, поэтому он почти не писал портреты незнакомых людей – для него не было главным передать внешнее сходство. Через портрет он всегда исследовал душу человека. Портреты кисти Мунка всегда строги и даже аскетичны, а порою лиричны. В них отсутствуют подробное описание и второстепенные детали. Главное внимание на созданных им портретах сосредоточено на лице и психологической характеристике. Его портреты превосходно отражали характер человека. Девиз Мунка: «Я пишу мозгом». Он тратил несколько недель, наблюдая за заказчиком, чтобы затем написать портрет всего за несколько часов.

Э. Мунк "Портрет профессора Даниэля Якобсона"

Одним из лучших портретов кисти Мунка является портрет профессора Даниэля Якобсона, лечившего художника в психиатрической клинике. Портрет был создан в 1909 г.

Фигура Д. Якобсона изображена на фоне жёлтых и красных тонов. Очень выразительна поза, она полна экспрессии и уверенности, в то же время лицо профессора выражает доброту и сострадание.

Э. Мунк "Ибсен в кафе Гранд-отеля в Христиании"

Творчество Ибсена было близко Мунку. Художник изобразил Ибсена уже очень больным (он умер от инсульта), сидящим у окна. Известно, что парализованного писателя сажали у окна, чтобы казалось, что он работает. Внутренняя сила Ибсена, норвежского драматурга, основателя европейской «новой драмы», поэта и публициста – главная идея портрета.

У художника много автопортретов, которые он писал в переломные моменты своей жизни.

Э. Мунк "Автопортрет с бутылкой вина". 1906. Музей Мунка, Осло

Символические картины Э. Мунка

Особенно ярко выражен символизм в цикле произведений «Фриз жизни» – своеобразная поэма о жизни, любви и смерти. В символических и монументальных образах «Фриза жизни» осмысливается жизнь человека как драма его души. Именно в этот период живописные и графические работы Мунка достигают высокого совершенства. Образы полны драматизма и тревоги, иногда отмечены печатью гротеска, но все они имеют в себе размышления о судьбе человека, смысле бытия.

Э. Мунк "Ревность"

Например, картина «Ревность». Художник изображает узнаваемое лицо своего друга Станислава Пшибышевского, но картина эта является символом всепоглощающей страсти – ревности. Ревность  разрушает человека изнутри, испепеляет его и делает способным на любое преступление.

Символом вечного возрождения жизни является и картина «Метаболизм».

Э Мунк "Четыре возраста в жизни"

Картина «Четыре возраста в жизни» (1902) символизирует этапы жизненного пути любого человека. Ситуация, изображённая на полотне, явно искусственная, но она не воспринимается таковой именно из-за жизненной правды. И эта жизненная правда изображена на тревожном, ярко-красном фоне.

Символ молодости и чистоты – картина «Молодая женщина на берегу» (1896).

Э. Мунк "Молодая женщина на берегу"

Настоящие слава и признание пришли к Мунку в последние десятилетия жизни. В крупнейших городах Европы прошли его персональные выставки, в 1933 г. он стал кавалером Большого креста ордена Святого Олафа. Это государственная награда Норвегии, и вручается она за особые заслуги военным и гражданским чинам, подданным Норвегии, а также иностранным монаршим особам и главам государств.

Мунк был не только художником-живописцем, но и монументалистом. В 1910-1916 гг. он выполнил большой цикл росписей в зале университета в Осло. Темы росписей ему подсказали философские работы Ницше.

Э. Мунк. Последняя фотография

Мунк работал в технике гравюры на дереве, офорта, черной и цветной литографии. Многие его живописные произведения были переведены им в офорт и литографию, которыми он овладел в совершенстве. Одним из важнейших видов его творчества стала гравюра. Работая в технике офорта, сухой иглы, акватинты, литографии, ксилографии, художник не искал новых тем и композиций, а только варьировал мотивы своих живописных произведений. В этом случае его картины можно расценивать как предварительный этап работы, а графический оттиск – как завершающий.

Картину от гравюры отделяло не менее года, а иногда и десять-пятнадцать лет. Это давало художнику возможность посмотреть на созданное со стороны, а затем, отбросив лишнее и частное, сконцентрировать внимание на выражении главной мысли.

Когда фашистская Германия оккупировала Норвегию, художник отверг все попытки немцев привлечь его к сотрудничеству. Он не захотел войти в квислинговский совет по искусству и отказался от официального празднования своего восьмидесятилетия.

Творческое наследие Эдварда Мунка – знаменитого норвежского живописца, графика, театрального художника и теоретика искусства, насчитывает около 1000 картин, 4400 акварелей и рисунков, более 15000 эстампов, а также шесть скульптур.

Мунк скончался во время немецкой оккупации Норвегии, 23 января 1944 г.

Музей Э. Мунка

В 1963 г. в Осло был торжественно открыт музей Э. Мунка, который занимается собранием, обработкой и популяризацией творчества норвежского художника и графика.

В настоящее время музейный фонд составляет около 1100 картин, 4500 рисунков, 18000 графических файлов. Кроме произведений художника, в музее хранятся несколько личных его вещей, в том числе и те, которые он завещал городу после своей смерти.

www.palitra.co

Эдвард Мунк: картины, биография

Эдвард Мунк  (1863-1944)

Эдвард Мунк

Замечательный норвежский художник Эдвард Мунк не оставил после себя учеников, его искусство слишком лично, субъективно для того, чтобы могла возникнуть школа.

Трудно определить стилистическую эволюцию творчества художника. Трудно отнести его искусство к какому-то определенному направлению. С одинаковой силой в его творчестве проявились черты символизма, экспрессионизма и реализма. Думается, что не имеет смысла искать точных определений, примет того или иного стиля. Все явления жизни художник "пропускал" через себя, очень индивидуально воспринимая их. Эти явления, в образах и идеях существовавшие в его воображении, находили свое очень точное воплощение.

Эдвард Мунк сложился как художник к концу 1880-х годов. Все то неповторимое, индивидуальное, что мы называем искусством Мунка, впервые прозвучало именно в это время — 1880-1890-е годы. К этому времени относятся знаменитые картины Мунка: "Больная девочка", "Смерть в комнате больного", "Крик", "Танец жизни". Все они основаны на личных переживаниях. Эти сюжеты, почти ничего не меняя, Мунк пишет по многу раз на протяжении всей жизни. Он упорно добивался какого-то очень точного ощущения в картине, придирчиво и беспощадно отклоняя несколько вариантов. Но раз найденное удачное воплощение идеального образа, существующего в нем, Мунк повторяет много раз, не боясь упреков в однообразии. Так, известно несколько вариантов "Больной девочки" с 1886 до 1930-х годов. Как и эта, большинство работ этого периода являются реакцией на впечатления детства, которые были настолько сильны, что на протяжении всей жизни Мунка были для него и источником вдохновения, и своего рода навязчивой идеей.

Эдвард Мунк родился в семье врача, у него было много сестер и брат, но все они, кроме сестры Ингер, умерли в детском возрасте. Ребенком он пережил смерть матери, а затем старшей сестры Софи. Тема смерти, болезни, угасания становится одной из главных в его искусстве. Мунк вырос в очень религиозной семье. Мысли о смерти, страх перед жизнью, проявления чувственности и ощущение ее как греха, зла; борьба с религиозными запретами — все это причудливо переплелось в его душе. Стремление к внутренней свободе толкнуло молодого художника в среду богемной интеллигенции Осло. Довольно долгое время она привлекала Мунка. Он был типичным представителем богемы конца века в смысле противопоставления буржуазному образу жизни, эпатажа буржуазных условностей, буржуазной морали. Но в нем не было ничего от "артиста", никакого самолюбования. В среде богемы, где считалось необходимым привлекать к себе внимание любыми способами, Мунк стоял особняком. Свою внешность он ненавидел как проявление своей физической оболочки. И хотя он очень часто писал автопортреты, он рассматривал и изучал себя с любопытством постороннего, "не узнавая". Мунк пишет себя абсолютно честно, без всякой позы, рисовки. В большей степени "автопортретны" пейзажи и портреты других лиц. То, что он рисовал, не должно было быть похоже на натуру, а должно было соответствовать сложившемуся у него в сознании образу, идее. Поэтому эти пейзажи и портреты в большей степени духовные портреты Эдварда Мунка, чем портреты его современников и пейзажи Норвегии.

В 1885 году, получив стипендию, Мунк уезжает в Париж, где впервые знакомится с французским искусством. Это было для него открытием, до поездки во Францию он был знаком только с немецким реалистическим искусством середины XIX века и то через его норвежских последователей. Реакцией на новые впечатления стали картины "Больной ребенок", "На следующий день", "Переходный возраст" (известные во многих повторениях). В 1889 году Мунк снова уехал в Париж и на этот раз пробыл за границей около двадцати лет. Но хотя он преимущественно жил во Франции, в Германии, он никогда не терял связи с родиной. Большинство работ этого времени написаны им во время приездов в Норвегию. Именно Норвегия давала его искусству те импульсы, которыми оно питалось.

Осенью 1892 года Мунк был приглашен с выставкой в Берлин. Он сам привез картины, сам вешал их, придавая этой выставке большое значение. Выставка вызвала скандал, и ее пришлось закрыть. Но имя Мунка с этого момента стало известным в среде интеллигенции, художников, и художник остался в Германии, где прожил до 1909 года. В Германии Мунк сошелся с кружком прогрессивной интеллигенции, в основном состоявшим из таких же, как он, иностранцев. Среди них были Август Стриндберг, Станислав Пшибышевский. Именно в Берлине, в этой среде, у Мунка родилась идея "Фриза жизни". Более тридцати лет художник работал над этой "симфонией" (по собственному его выражению). О количестве и точном составе "Фриза" исследователи творчества Мунка спорят до сих пор. Но несомненно, в эту работу входили "Звездная ночь", "Голос", "Вампир", "Мадонна", "Крик", "Страх", "Смерть в комнате больного", "Пепел", "Ревность" и некоторые другие. Эти картины в основном были написаны в 1890-е годы, в периоды летних поездок в Норвегию. Во "Фриз жизни" Мунк включил картины, написанные до того, как он задумал "Фриз". Это "Поцелуй", "Меланхолия". Состав цикла не был постоянным. Да и название это родилось не сразу. "Название картины, это последнее, о чем я думаю, когда пишу", — говорил Мунк. Только на выставке 1918 года впервые прозвучало это название — "Фриз жизни". В этом цикле Мунк синтезирует, собирает все важнейшие элементы человеческого бытия, превращая их в мистерии. Любовь, Ненависть, Рождение, Смерть, Юность, Старость, борьба с силами Природы предстают в их первобытном, очищенном от наслоений, которые принесла цивилизация, смысле. Так, женщина в картинах "Фриза" — это первая Женщина, это — Ева. Она влечет и пугает одновременно, ее любовь заманчива и опасна, она — средоточие зла, темного начала, воплощение греха, плоти. Низкий лоб, грива распущенных волос, сладострастно прикрытые тяжелыми веками глаза — такой перед нами предстает женщина в картинах "Мадонна", "Вампир", "Пепел".

Пейзаж в полотнах "Фриза жизни" — это и конкретное место, и Вселенная, образ мира, как его представлял себе Мунк. Его море — это всегда тот же узнаваемый нами морской пейзаж, это — образ Моря; его лес — это тот самый первобытный лес, впервые увиденный лес, каким его видят и запоминают дети. То есть явления жизни, природы в творчестве Эдварда Мунка освобождаются от наслоений, возвращаясь к началу начал, превращаясь в мистерии космического масштаба.

Человек обречен на поражение, на страдание в неравной борьбе с силами Природы. Образ человека — это лишенный защитной оболочки, обнаженный нерв, отзывающийся болью на малейшее прикосновение. В картине "Крик" фигуру человека, застывшего в немом крике, с белыми от ужаса глазами, окружает со всех сторон непонятное, невидимое, враждебное "нечто". Присутствие этого ужаса чувствует только он (на втором плане художник пишет фигуры двух людей, безмятежно и мирно беседующих друг с другом). Сопоставляя, сталкивая человека и природу, почти всегда ему враждебную или чужую, Мунк раскрывает перед нами внутренний мир человека, глубоко запрятанные в подсознании инстинкты. Традиционные методы не могли помочь художнику выразить эти ощущения, образы. И Мунк беспощадно отбрасывает эти методы, смело используя цвет, деформируя форму. Так он пишет зеленым лицо мужчины в картине "Ревность", деформирует фигуру человека в картине "Крик", которая считается первой экспрессионистической картиной в европейском искусстве. Интересно, что пейзажный фон в этой картине и в картине "Страх" 1894 года — совершенно одинаков. Те же кораблики, застывшие в вязкой, как разлитое масло, свинцовой воде; так же плотно прижато красное низкое небо к темно-лиловой земле, не пропуская и глотка воздуха. И фактура, и цвет, и линии подчеркивают ощущение отсутствия воздушной среды. Очевидно, в памяти Мунка существовал образ того места, где он пережил что-то похожее.

"Европейский" период в творчестве Мунка окончился в 1909 году, когда он навсегда поселился в Норвегии. В уединенном месте, в маленьком городке Крагере он купил дом для своих картин и для себя. Здесь он прожил около семи лет (1909-1916), в 1916 году он купил дом в Экелю. Художник все больше удаляется от людей, прячась в своем доме, оставаясь наедине со своими картинами. Лишь немногие избранные допускаются сюда. И это как раз тогда, когда его роль как ведущего художника Норвегии, одного из самых крупных художников Европы всеми была признана. Он мог бы стать лидером художественного направления, вокруг него могли бы собраться единомышленники, но его это не интересовало. Искусство было для него не только формой самовыражения, но единственно возможной для него формой существования; оно было тем единственным, что примиряло его с необходимостью жить. В творчестве и в самой личности Эдварда Мунка удивительно ярко воплотились черты времени, переходного, рубежного, когда в недрах старого искусства зарождалось и крепло новое искусство, искусство XX века.

Е. Либман

Сто памятных дат. Художественный календарь на 1988 год. М.: Советский художник, 1987.

Творчество Мунка

 

Эдвард Мунк (1863-1944) - норвежский живописец и график. В конце жизни Эдвард Мунк написал свой автопортрет. Смертельно уставший от жизни, пожилой человек увидел себя стоящим по стойке "смирно" возле часов в спальне. Все вокруг мрачно и бледно. Только на кровати светится яркое покрывало. Оно как бы отвлекает наш взгляд от готовящегося встретить смерть старого человека, художника, предвосхитившего своим творчеством экспрессионизм, создавшего полную безысходности картину "Крик" и романтичную "Барку юности", вошедшие в цикл "Фриз жизни", над которым Мунк работал долгие тридцать лет.

Творчество норвежского художника Эдварда Мунка - явление необычайно сложное. Художник "северного модерна" предвосхитил других и своим талантом, и остротой восприятия окружающего мира, и особым, почти мистическим возбуждением духа. Пройдя через влияние позднего французского импрессионизма, он закрепился в стиле модерн и одновременно как бы совместил его основные приемы и формы с принципами экспрессионизма.

Эдвард Мунк родился в 1863 году. В восемнадцать лет он поступил в Школу искусств и ремесел к скульптору Ю. Миддль-туну, в 1882 году его учителем стал К. Крог, вокруг которого в 80-е годы группировались многие норвежские художники. Влияние этой группы очень ярко проявилось в творчестве Мунка 80-х годов. Одна из его ранних картин - "Больная девочка", выставленная в Осеннем салоне Христианин (ныне Осло),- открыла целую сюиту изображений комнат с больными и умирающими. В этих картинах нет ни мрачности, ни болезненности, они, овеянные поэзией и грустью, светлы и печальны. Тихая печаль сквозит в тонком полупрозрачном профиле откинувшейся на подушку девочки, в образе поникшей у ее кресла матери.

Уже ранние работы Мунка при ярко выраженных индивидуальных особенностях были отмечены печатью символизма и экспрессионизма, которые в дальнейшем сосуществовали в его творчестве параллельно. Искусство Мунка складывалось под влиянием произведений Метерлинка, Пшибышевского, Ибсена, Стриндберга, с которыми художник был дружен. Огромную роль в формировании его как художника сыграло и творчество Гогена и Ван Гога. Впитав в себя символизм и постимпрессионизм, Мунк вошел в искусство как художник, в произведениях которого была выражена эстетика экспрессионизма. В 1885 году появилась его "Мадонна", созданная, возможно, под влиянием Пшибышевского. Образ конкретной женщины превратился в символ вечной женственности, источника жизни. Струящиеся мягкие линии и сдержанные тона со всполохами красного обтекают полуобнаженную женскую фигуру с закинутыми за голову руками. Разметавшиеся волосы, закрытые глаза - во всем ее облике есть ощущение огромного внутреннего напряжения и мучительного раздумья.

Вся творческая жизнь художника - это смесь трагических нот отчаяния, неудовлетворенности, страха и пауз гармонии, умиротворения. Ранняя смерть матери, а потом и смерть сестры оставили глубокий след в душе художника, что позже выразилось в пристальном его внимании к темам смерти и болезни. На молодого художника огромное влияние оказал и Ханс Иегер, автор запрещенного романа "Христиания - богема" и афористаческой "Библии анархиста". В это же время А. Стриндберг написал роман "Красная комната", в котором жестокость возводится в высший культ. Мир, окружающий художника, становится страшным, он полон боли, кошмаров и зла. Все это очень серьезно повлияло на болезненно, остро воспринимавшего человеческие страдания Мунка. Богема стала для него второй семьей. Его творчество резко изменилось. В нем появились гротеск, надрыв, страх перед непознаваемостью мира и человека, болезненная эротика. И во всем этом был еще и протест молодого скандинавского интеллигента против размеренной, благополучной буржуазной, мещанской жизни.

Настоящий скандал вызвали выставки Мунка 1889 и 1892 годов в Христиании, а в Берлине группа художников во главе с А. фон Вернером даже отказалась принять на выставку произведения Мунка, что послужило толчком к расколу и организации "Нового Сецессиона". В 1890-е годы - первом десятилетии XX века Мунк жил то в Париже, то в Берлине, ездил по Франции и Италии. Это время, когда у него выработался свой стиль - один из вариантов возникшего в Европе арт-нуво. Его излюбленными образами-символами стали девушка-цветок с льняными косами, в белой одежде, рыжеволосая женщина-вампир, скорбящая мать. Они воплощали жизнь и смерть, любовь, ревность, теску. Девушка появлялась и в созданном в 1894 году "Пепле" - в белом платье на фоне сумеречного лесного пейзажа, волосы ее распущены, руки заломлены, а у нижнего края картины можно различить темный силуэт мужчины, который охватил руками голову и застыл в немом отчаянии. Девушка есть и в "Танце жизни" (1899-1900), и в картине "Три возраста женщины" (ок.1895).

В живописных картинах Мунка появился резко очерченный контур, который особенно заметен в серии его "Мостов", где подчеркнут ритм расходящихся линий перил, над которыми неподвижно застыли люди. В тех же линейных ритмах с чередованием светлых и темных полос написаны северные пейзажи - лесные массивы, фьорды. В портретах Мунк иногда использует мелкий мазок импрессионистов ("Портрет сестры", 1892), а иногда концентрические красочные вихри, напоминающие Ван Гога, как в "Автопортрете с папиросой" (1895). Его краски стали резче и интенсивнее.

Самым значительным в творческом наследии Мунка можно считать созданный им в 1890-1910-е годы цикл "Фриз жизни". По замыслу он должен был состоять из картин символического содержания, в основе которых лежала бы жизнь "со всеми ее причудами, все ее вариации, ее радости и печали". Но кроме задуманных картин, "Фриз жизни" объединил ряд живописных и графических произведений, каждое из которых связано с трагическим и оптимистическим аспектами бытия. В 1918 году Мунк писал: "Я работал над этим фризом с долгими перерывами в течение 30 лет". Фриз включает "Поцелуй", "Барку юности", "Крик", сюжеты с образом Мадонны, с улицей, мужчинами и женщинами, вампирами... В этих картинах, пересеченных извилистой линией берега, с волнующимся за нею морем, под кронами деревьев развертывается вся жизнь с ее радостями и печалями.

Мунк был не только художником-станковистом, но и монументалистом. В 1910-1916 годах он выполнил большой цикл росписей в зале университета в Осло. Темы росписей ему подсказали философские работы Ницше.

Мунк работал в технике гравюры на дереве, офорта, черной и цветной литографии. Многие его произведения были переведены им в офорт и литографию, которыми он овладел в совершенстве. Одним из важнейших видов его творчества стала гравюра. Работая в технике офорта, сухой иглы, акватинты, литографии, ксилографии, художник не искал ни новых тем, ни новых композиций, а только варьировал мотивы своих живописных произведений. Причем в этом случае его картины можно расценивать как предварительный этап работы, а графический оттиск - как завершающий.

Картину от гравюры отделяло не менее года, а иногда - и десять-пятнадцать лет. Это давало художнику возможность посмотреть на созданное со стороны, а затем, отбросив лишнее и частное, сконцентрировать внимание на выражении главной мысли. Офорт "Голос" был создан в 1895 году, через два года после одноименной картины. От изображенной здесь женской фигуры на фоне освещенного луной пейзажа веет тишиной. Все вокруг полно таинственного ожидания, вслушивания. Тончайший серебристый тон акватинты лишь подчеркивает изящную хрупкость линии берега, фигуры женщины, веток деревьев. Лунный свет, который освещает поверхность воды, отражается на лице женщины, становится носителем неземных, потусторонних сил.

Свет, как средство выражения, был в произведениях Мунка, особенно в его графике, первостепенным. Он выступал и как композиционно-строящее, и как материально-разрушающее начала. Свет придавал произведению необходимый эмоциональный настрой.

Мунк, как и Гоген, часто обыгрывал фактуру дерева, иногда в декоративных целях, иногда - в смысловых. В созданной в 1902 году гравюре "Поцелуй" волнообразные линии текстуры дерева - это своеобразный камертон эмоционального состояния слившихся воедино в страстном порыве героев. Большинство ксилографии Мунка построено не на традиционном черном пятне, а на белом.

В последние годы жизни Мунк писал много автопортретов и портретов, в которых есть и юмор ("Автопортрет. У Мунка грипп", 1919), и скептицизм, но и гуманизм человека, прожившего сложную, яркую жизнь.

Каждый его портрет - это не только изображение конкретного человека, но и символ определенных представлений. Символом обаяния и гармонии стал созданный в 1903 году "Портрет Евы Мудосси". Литография, на которой изображена английская скрипачка, превратилась в поэму о любимой женщине. Подчеркивая величие образа, художник назвал гравюру "Мадонна". В созданном в 1896 году "Портрете Августа Стриндберга" на черном фоне выступают лишь лицо и белый ворот рубашки. Черты намечены легкими штрихами, а пышные волосы - волнообразными линиями. Мунк практически не использоваал прямых линий. Он считал, что точно передать внутреннее состояние, по его собственному выражению, "энергию жизни" героев способны только взвихренные, волнообразные линии.

Самая знаменитая картина из цикла "Фриз жизни" - это созданная в 1901 году картина "Крик", которую можно считать программным произведением зарождающегося экспрессионизма. Ощущение отчужденности, одиночества, враждебности окружающего мира в последующие десятилетия нашло широкое воплощение не только в изобразительном искусстве, но и в литературе, кино, театре. Юноша, стоя на мосту, зажав уши, кричит от отчаяния и страха, и этот вопль превращается в своеобразный символ. Динамичное выражение состояния героя приобретает особую остроту благодаря резким композиционным смещениям, напряженной активности цвета и даже деформации. Усиливает ощущение удушающей атмосферы сама фактура холста и тягучие мазки, вторящие волнообразным цветовым линиям.

Вслед за Гогеном Мунк продолжил возрождение гравюры на дереве, причем использовал не только ее декоративные возможности, но и особую экспрессивную выразительность. Особенно ярко это проявилось в его ксилографии "Крик", которая была построена на контрастном противопоставлении белого и черного, ритмики линий и пространственных планов.

В те редкие моменты, когда Мунк чувствовал спокойствие и радость, он писал картины в духе созданного им в 1903 году полотна "Девушки на мосту".

Мунк стремился подчинить композицию своих произведений ярко выраженному линейному движению, создать из линий фигуры, которые, отдаляясь от реальных прообразов, приобретали самостоятельную экспрессию. В 90-е годы Мунк создал произведения, которые закрепили достижения стиля модерн и в то же время открыли дорогу экспрессионизму.

Когда Эдварду Мунку было 76 лет, фашистская Германия оккупировала Норвегию. Художник отверг все попытки немцев привлечь его к сотрудничеству с квислинговцами, он не захотел войти в квислинговский совет по искусству и отказался от официального празднования своего восьмидесятилетия.

Мунк умер 23 января 1944 года, так и не дожив до освобождения своей родины.

Бoгдaнoв П.С., Бoгдaнoвa Г.Б.

 

Галерея картин Мунка

 

Хронология творчества Эдварда Мунка

 

1892: "Фризы жизни". В 1889 Мунк (большую часть года живший во Франции) открыто высказался насчет натурализма в так называемом "Сен-Клудском манифесте". Законченная в 1897 картина "Меланхолия" характеризуется движением к абстракции: цветовые поля Мунк ограничивал контурными линиями. Формы, цвета и линии упрощены и стилизованы. Работа должна была отразить состояние души друга, страдающего от несчастной любви к замужней женщине. В 1892 он впервые отказался от участия в "Осеннем салоне" в Осло, отвернувшись от сообщества норвежских художников. В том же году он начал работать над так называемыми "Фризами жизни", основанными на записях из личного дневника. Самой известной и наиболее часто интерпретируемой работой цикла стала картина "Крик" (1893), символизирующая одиночество современного человека и его страх перед жизнью. В основе картины лежит чувство, пережитое Мунком во время одной из прогулок: "Солнце ушло прямо вниз - небеса стали красными, будто кровь. Я ощутил, как все вокруг меня исходит криком, пронизывающим природу". Другие знаменитые работы цикла "Фризы жизни" - "Страх" (1894), "Ревность" (1895) и "Отчаяние" (1898).

В конце 90-х появились первые картины без страха и отчаяния, характерного для прежних работ Мунка. Так, на картине "Плодородие" (1898) изображены люди на фоне гармоничной природы. Жизненные установки художника постепенно становились все более позитивными, о чем свидетельствуют, в частности, картины с изображениями полярной ночи.

1902: Мастер портрета. На рубеже веков Мунк завершил "Фризы жизни" и впервые выставил их в 1902. Одновременно художнику приходилось бороться с тягой к алкоголю; эта проблема усугублялась связью с его возлюбленной Туллой Ларсен. В1902 они расстались. Большую часть года Мунк проводил в Берлине, где стал популярным портретистом. Его портреты получали высокие оценки за то, что превосходно отражали характер человека. Верный своему девизу: "Я пишу мозгом", Мунк тратил несколько недель, наблюдая за заказчиком, чтобы затем написать портрет за какие-то несколько часов.

1910: Документальное отражение упадка. В 1905 он закончил одну из двенадцати вариаций картины "Девушка на мосту"; все они отличаются общим жизнерадостным настроем. Через два года Мунк воплотил в отдельных картинах свое потерпевшее фиаско влечение к Тулле Ларсен: в "Амуре и Психее" мы видим мужчину и женщину, которых неумолимо разделяет падающий между ними свет. На картине "Марат" изображено убийство мужчины женщиной. Мунк работал экспрессивными, широкими мазками, такой экспериментальный стиль характерен для серии "Зеленая комната" (1907). В 1908 Мунк перенес нервный срыв и более восьми месяцев провел в психиатрической клинике. После этого он уехал в Норвегию, где посвятил себя в основном написанию ландшафтов. В поздних автопортретах он безжалостно отразил собственный упадок. В 1927 в Берлине и Осло состоялись ретроспективы работ Мунка. В 1940 Мунк, после начала второй мировой войны отказавшийся от каких-либо контактов с оккупантами, написал свой последний автопортрет. Через четыре года он умер в Экели в возрасте 80 лет.

Дж. Лeнc

Комментарии пользователей Facebook и ВКонтакте. Выскажи мнение.

Последние материалы в этом разделе:

↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓

www.artcontext.info


Смотрите также