Стили и направления в изобразительном искусстве. Направления картины


Стили и направления в изобразительном искусстве

Автопортрет с трубой. Макс Бекман

Новая вещественность (произошло от нем. neue sachlichkeit) - течение в немецкой живописи и графике 1920-х годов, представители которого стремились создать модель предельно ясного, мистифицировано-предметного мира в преувеличенно четких, тщательно детализированных формах. Возникшее как реакция на индивидуалистический бунт и формальные крайности экспрессионизма, оно было связано с очередной волной неоклассицизма в европейском искусстве. Самые известные художники: Ж. Гросс, О. Дике, А. Канольт, Г. Шримпф, Э. Вигенер, К. Гросберг, Макс Бекман.

Макс Бекман картины
Купить картину в стиле оп арт

Оп-арт (от англ. ор art, сокращение от optical art - оптическое искусство) - неоавангардистское течение в изобразительном искусстве, одна из поздних модификаций абстрактного искусства. В оп-арте эффекты пространственного перемещения, слияния и "парения" форм достигались введением резких цветовых и тональных контрастов, ритмических повторов, пересечения спиралевидных и решетчатых конфигураций, извивающихся линий.

Оп арт картины
Бассейн в гареме. Жан-Леон Жером

Ориентализм (от лат. oriens - восток) - направление в европейском искусстве, в котором используются тематика, символика и мотивы Востока и Индокитая. Европейский ориентализм XVIII-XIX веков был очень идеологизирован и политизирован. Самый радикальный пример ориентализма - набор негативных стереотипов для оправдания практики господства белого человека. Художники, зачастую не бывавшие на Востоке, изображали картины, нарисованные их воображением. Настоящий ориентализм XIX века рождается чуть позже, в 20-30-х годах. Его создали профессиональные художники-путешественники, их картины носят почти технический характер и практически лишены политики и мифологии.ихся линий.

Ориентализм картины Ориентализм шедевры живописи
 

Орнаментализм - модернистское направление в искусстве, изображающее предметы действительности как совокупность ритмических узоров, волн, символов, знаков и геометрических фигур. Корни орнаментализма находятся в глубокой древности. В языческие времена орнамент играл не только роль украшений, но и являлся оберегом. Со временем сохранилась лишь декоративная составляющая орнамента, которая постепенно развилась в орнаментализм.

Орнаментализм картины
Орфизм. Робер Делоне. Португальская женщина Талл

Орфизм (от фр. orphisme, от Orpһée - Орфей) - направление во французской живописи 1910-х гг. Название дано в 1912 французским поэтом Аполлинером живописи художника Робер Делоне. Орфизм связан с кубизмом, футуризмом и экспрессионизмом. Основные особенности живописи этого стиля эстетизм, пластичность, ритмичность, изящество силуэтов и линий. Мастера орфизма: Робер Делоне, Соня Терк-Делоне, Франтишек Купка, Франсис Пикабиа, Владимир Баранов-Россине, Фернан Леже, Морган Рассел.

Фернан Леже картины
Купить картину в стиле примитивизм

Примитивизм - стиль живописи, зародившийся в XIX-XX веках. Примитивисты намеренно упрощали картину, делая её формы примитивными, как народное искусство, творчество ребенка или первобытного человека. Основное отличие от наивного искусства: наив - живопись непрофессионалов, а примитивизм - стилизованная живопись профессионалов. Самыми известными художниками этого направления являются Марк Шагал, Нико Пиросмани.

Примитивизм картины Марк Шагал картины Нико Пиросмани картины
Купить картину в стиле поп-арт

Поп-арт (произошло от англ. popular art - популярное, общедоступное искусство или от pop - отрывистый звук, лёгкий хлопок) - буквально: искусство, производящее взрывной, шокирующий эффект - неоавангардистское направление в изобразительном искусстве. Поп арт получил распространение со 2-й половины 1950-х гг. в США. Художники этого направления воспроизводят буквально типичные предметы современного быта (вещи домашнего обихода, упаковку товаров, фрагменты интерьеров, детали машин...), популярные печатные изображения известных личностей, вырезки из газет или включают эти предметы и изображения в композиции. Отличительная черта поп-арта - сочетание вызова с безразличием. Все одинаково ценно или бесценно, одинаково красиво или безобразно, одинаково достойно или недостойно. Самые известные художники поп арта: Джаспер Джонс, Роберт Раушенберг и Энди Уорхол.

Поп арт картины Поп арт шедевры живописи Энди Уорхол картины Роберт Раушенберг картины Джаспер Джонс картины
Постживописная абстракция. Дар. Кеннет Ноланд Постживописная абстракция (от англ. Post-painterly Abstraction), хроматическая абстракция - направление в живописи, зародившееся в Америке в 1950-е гг. Постживописная абстракция отталкивается от абстрактного экспрессионизма, фовизма и постимпрессионизма. Основные признаки: чёткие края, свободный мазок, гармония простых форм, монументальность, созерцательно-меланхолический склад, аскетичность
Купить картину в стиле постимпрессионизм

Постимпрессионизм (произошло от фр. postimpressionisme, от лат. post - после и импрессионизм) - совокупность направлений, возникших во французском искусстве во второй половине 1980-х годов и пришедших на смену импрессионизму. Началом постимпрессионизма принято считать середину 1880-х, когда состоялась последняя выставка импрессионистов и был опубликован Манифест символизма (1886) поэта Жана Мореаса. Новые течения декларировали неприятие эстетики импрессионизма и реализма. Их объединяла готовность передавать в картинах не сиюминутные, но длительные, сущностные состояния жизни, как материальные, так и духовные. Поиски шли различными путями: это и пуантилизм (Жорж Сёра, Поль Синьяк), и символизм Поля Гогена.

Постимпрессионизм картины
Купить картину направления постмодернизм

Постмодернизм (произошло от фр. postmodernisme - после модернизма) - новый художественный стиль, отличающийся от модернизма возвратом к красоте вторичной реальности, повествовательности, обращением к сюжету, мелодии, гармонии вторичных форм. Для постмодернизма характерно заимствование из разных эпох, регионов и субкультур стилей, образных мотивов и художественных приемов.

Постмодернизм картины
Купить картину направления прерафаэлитизм

Прерафаэлитизм (произошло от англ. pre перед и raphaelitism - Рафаэль) - эстетико-мистическое направление в английской поэзии и живописи во второй половине XIX в, образовавшееся в начале 50-х годов с целью борьбы против условности в английском искусстве викторианской эпохи, против академических традиций и слепого подражания классическим образцам.

Прерафаэлизм картины Прерафаэлитизм шедевры живописи
Прецизионизм. Желтые нарциссы. Джорджия О’Киф

Прецизионизм или пресижинизм (англ. precision - точность, четкость) - направление, характерное для американской живописи 30-х годов, разновидность магического реализма.

Прецизионизм шедевры живописи
Три святых. Стефан Лохнер

Проторенессанс (произошло (от греч. protos - первый и фр. Renaissance - Возрождение) - переходное направление в итальянском искусстве от эпохи Средневековья к эпохе Возрождения.

Проторенессанс шедевры живописи
Купить картину в стиле пуантилизм

Пуантилизм (дивизионизм) (произошло от фр. pointiller - писать точками) - направление неоимпрессионизма, письмо раздельными четкими мазками в виде точек или мелких квадратов. Смешение цветов с образованием оттенков происходит на этапе восприятия картины зрителем. Самые известные художники, писавшие в этом стиле: Жорж Сёра (1859 - 1891), Поль Синьяк (1863-1935).

Пуантилизм картины Пуантилизм шедевры живописи Жорж Сёра картины Поль Синьяк картины Эдмон Кросс картины Тео Ван Рейссельберг картины
Пуризм. Амеде Озанфан. Гитара и бутылки Пуризм (от фр. pur - чистый) - направление в живописи и архитектуре XX века, ищущее при создании своих произведений эстетической ясности, точности, подлинности в изображении. Это течение было создано французским художником Амеде Озенфаном и архитектором Ле Корбюзье в 1918 году с написанием ими художественного манифеста «После кубизма». Идеальной пропорцией в пуризме рассматривается золотое сечение и отвергается декоративность и манерность.
Купить картину в стиле реализм

Реализм (произошло от лат. геalis - вещественный, действительный) - направление в искусстве, характеризующееся изображением социальных, психологических и прочих явлений, максимально соответствующим действительности. Самые известные реалисты: Илья Репин, Иван Шишкин, Василий Поленов, Василий Суриков, Исаак Левитан.

Реализм картины Реализм шедевры живописи
Реализм Нуво, Новый реализм. Ив Кляйн. Голубая роза Реализм Нуво, Новый реализм - направление в изобразительном искусстве Франции и Швейцарии, родственное американскому поп-арту, возникшее в Париже в 1960 г. Его основателем считается критик Пьер Рестани. Наиболее характерные произведения новых реалистов менее зависимы по стилю от коммерческой рекламы, анархически деконструктивны, представляя собой своеобразный иронический городской фольклор. Как и поп-арт, новый реализм концептуально противостоял абстрактному искусству. Новые реалисты не использовали эффект серийности, свойственный поп-арту, а раскрывали художественную выразительность обычных вещей. Самые известные художники: Ив Кляйн, Арман, Сезар, Н. де Сен-Фаль, Ж. Тэнгли.
Регионализм. Томас Харт Бентон. Сенокос. 1943 Регионализм (произошло от англ. regional - местный) - течение в американской живописи 1930-х, 1940-х годов. Представители регионализма: соединили в своем творчестве черты, свойственные американскому примитивизму и немецкой новой вещественности; изображали типичные сцены из истории и быта США, характерные американское ландшафты; придавали формам острую экспрессию или холодно-отвлеченную застылость.
Купить картину в стиле рококо

Рококо (происходит от фр. rococo, rocaille) - стиль в искусстве и архитектуре, зародившийся во Франции в начале 18 века. Отличался грациозностью, легкостью, интимно-кокетливым характером. Придя на смену тяжеловесному барокко, рококо явился одновременно и логическим результатом его развития, и его художественным антиподом. Со стилем барокко рококо объединяет стремление к завершённости форм, однако если барокко тяготеет к монументальной торжественности, то рококо предпочитает изящество и лёгкость.

Рококо картины Рококо шедевры живописи
Купить картину в стиле романтизм

Романтизм (произошло от фр. romantisme) - идейное и художественное направление в европейской и американской живописи конца 18 - начала 19 веков, выдвигавшее на первый план индивидуальность, наделяя ее идеальными устремлениями. Романтизм выделял главенство воображения и чувств. Его основная социально-идеологическая предпосылка - разочарование в буржуазной цивилизации, в социальном, промышленном, политическом и научном прогрессе. Самые известные живописцы этого жанра: Э. Делакруа, И.К. Айвазовский (1817-1900).

Романтизм картины Романтизм шедевры живописи

www.art-spb.ru

Стили и направления в изобразительном искусстве

Иллюзии

Метареализм (произошло от греч. meta - между, после, через и геalis - вещественный, действительный) - реализм многих реальностей, связанных непрерывностью метаболических превращений и перемен состояний. Есть реальность, открытая зрению муравья, и реальность, открытая блужданию электрона, и реальность, свёрнутая в математическую формулу. Метареальный образ, метаморфоза, метабола - способ взаимосвязи всех этих реальностей, утверждение их растущего единства.

Метареализм картины
Метафизическая живопись. Неуверенность поэта. Де Кирико

Метафизическая живопись - (от греч. meta - после и phisika - природа, метафизика - наука о духовных явлениях, недоступных опытному знанию, трансцендентных началах мира) - течение в итальянском искусстве, возникшее в 1916 г. В Ферраре. Его создателями были живописцы Джорджо Де Кирико, Карло Карра, Джорджо Моранди. Впоследствии Моранди и Карра изменили свой стиль и единственным лидером остался де Кирико, в картинах которого геометризация и застылость форм символизировали «вечность, метафизику времени и пространства», иррациональные связи между внешне несвязанными предметами. Метафизическое искусство не получило широкого распространения, но оказало большое влияние на других художников. Оно было близко символизму и стало предтечей другого мощного художественного направления - сюрреализма. Термин «метафизическое искусство» может использоваться в более широком значении как синоним иррационального, алогичного, таинственного.

Метафизическая живопись картины Джорджо Де Кирико картины Джорджо Моранди картины
Мизерабилизм. Франсис Грюбер. Иов. 1944 Мизерабилизм (от фр. miserable - несчастный) - направление изобразительного искусства, зародившееся во Франции после 1940-х годов. В рамках данного направления, на первое место выносятся принципы фигуративности, сюжетно-драматическое начало в живописи и графике, с подчеркиванием трагической обреченности, «покинутости» человека в мире. Основоположником мизерабилизма считается Франсис Грюбер.
Грубый стиль. Карл Андре

Минимализм (произошло от англ. minimal art - минимальное искусство) - художественное течение, исходящее из минимальной трансформации используемых в процессе творчества материалов, простоты и единообразия форм, монохромности, творческого самоограничения художника. Для минимализма характерен отказ от субъективности, репрезентации, иллюзионизма. Отвергая классические приемы и традиционные художественные материалы, минималисты используют промышленные и природные материалы простых геометрических форм и нейтральных цветов (черный, серый), малых объемов, применяют серийные, конвейерные методы индустриального производства. Минимализм возник в США в первой половине 60-х гг. Среди наиболее репрезентативных минималистов: К. Андре, М. Бочнер, У. Де Мариа, Д. Флэвин, С. Ле Витт, Р. Мэнголд, Б. Мэрден, Р. Моррис, Р. Раймэн.

Минимализм шедевры живописи
Портрет Адели Блох-Бауэр I. Густав Климт

Модерн (произошло от фр. moderne - новейший, современный) - cтиль в европейском и американском иcкyccтвe нa pyбeжe XIX-XX вeкoв. Модерн переосмысливал и стилизовал черты искусства разных эпox, и выpaбoтaл coбcтвeнныe xyдoжecтвeнныe пpиeмы, ocнoвaнныe нa пpинципax асимметрии, орнаментальности и декоративности. Его отличительными особенностями являются: отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, природных линий. Этим oбъяcняeтcя нe тoлькo интepec к pacтитeльным opнaмeнтaм в пpoизвeдeнияx мoдepнa, нo и caмa иx кoмпoзициoннaя и плacтичecкaя cтpyктypa - oбилиe кpивoлинeйныx oчepтaний, oплывaющиx, нepoвныx кoнтypoв, напоминающих pacтитeльныe фopмы. Художники, писавшие в стиле модерн: Поль Гоген (1848-1903), Густав Климт (1862-1918).

Модерн картины Модерн шедевры живописи Густав Климт картины
Рюмки, газета и бутылка вина. Хуан Грис Модернизм (произошло от итал. modernismo - «современное течение») - общее название направлений искусства и литературы конца 19-20 века: кубизм, дадаизм, сюрреализм, модерн, футуризм, экспрессионизм, абстрактное искусство, функционализм, неоимпрессионизм, постимпрессионизм и т. п.
Мексиканский мурализм. Давид Альфаро Сикейрос. Фреска, изображающая нарушение демократии Мурализм, Мексиканская монументальная живопись или Мексиканский мурализм - художественное направление возникшее в Мексике в начале XXв. - суть которого состояла в оформлении общественных зданий циклами фресок из истории страны, жизни народа, его борьбы. Монументалисты воссоздали искусство ацтеков, майя, обратились к монументальному искусству Возрождения. Главным героем этих фресок является народ.
Маленький принц

Наивное искусство, наив - изобразительные виды народного искусства; творчество художников-самоучек; а также самодеятельное искусство.

Колокольчик

Натурализм (произошло от лат. naturalis - природный) - направление в литературе и искусстве последней трети 19 века, стремившееся к объективно точному и бесстрастному воспроизведению наблюдаемой реальности. Считается, что натурализм воспроизводит реальность без ее идейного осмысления, художественного обобщения, критической оценки и отбора.

Натурализм картины
Линкольн. Роберт Раушенберг Неодадаизм - совокупность новейших течений, вернувшихся к принципам антиискусства дадаистов (хэппенинг, флуксус, искусство объекта, инвайронмент и пр.). В направлениях неодадаизма ярко выразились позиция отрицания искусства, стремление «растворить его в жизни», заменив художественное произведение объектом повседневного быта или абсурдной акцией. Характерно употребление современных материалов, влияние наивного искусства, сильные контрасты и частое обращение к сарказму. Это движение дало толчок к возникновению поп-арта, а также группы флуксус.
Нимфы и Сатир. Адольф Вильям Бугро

Неоклассицизм, Де Стиль - термин, обозначающий художественные явления последней трети XIX-XX вв., которым присуще обращение к традициям античного искусства, искусства эпохи Возрождения или классицизма. Возникновение неоклассицизма обусловлено стремлением противопоставить некие "вечные" эстетические ценности тревожной и противоречивой реальности. Самый известный художник этого направления живописи: Адольф Вильям Бугро (1825-1905)

Неоклассицизм картины Неоклассицизм шедевры живописи Вильям Бугро картины
Неопластицизм. Композиция. Пит Мондриан

Неопластицизм - одна из ранних разновидностей абстрактного искусства. Создан к 1917 году нидерландским живописцем П. Мондрианом и др. художниками входившими в объединение "Стиль". Для неопластицизма характерно, по словам его создателей, стремление к "универсальной гармонии", выразившееся в строго уравновешенных комбинациях крупных прямоугольных фигур, четко разделенных перпендикулярными линиями черного цвета и окрашенных в локальные цвета основного спектра (с добавлением белого и серого тонов).

Пит Мондриан картины
Р. Гуттузо. Воскресный день калабрийского рабочего Неореализм - художественное направление, получившее развитие в изобразительном искусстве в середине XX века в ряде стран Европы и в США, представители которого на фоне модернистского искусства провозгласили возврат к реалистическим ценностям традиционных изобразительных форм.
Черная музыка Неоэкспрессионизм - направление в современной живописи, которое возникло в конце 1970-х и доминировало на арт-рынке до середины 1980-х. Неоэкспрессионизм возник в Европе как реакция на концептуальное и минималистическое искусство 1970-х. Неоэкспрессионисты вернулись к образности, фигуративности, живой и эмоциональной манере, ярким насыщенным цветам.
Нео-гео, неогеометрический концептуализм. Питер Хелли Нео-гео, неогеометрический концептуализм - направление в современной живописи, которое возникло в абстрактном искусстве ХХ столетия. Стиль нео-гео возник в американском искусстве в начале 80-х годов и часто рассматривается как продолжение традиций не столько классической геометрической абстракции первой половины XX века, сколько поп-арта. Нео-гео — это абстракция эпохи постмодернизма, отказавшаяся как от утопических амбиций Малевича или Мондриана, так и от предельно личного и драматического начала абстрактного экспрессионизма. Основоположник и теоретик нео-гео Питер Хелли.
Светлое чувство Нео-поп, нео-поп-арт или пост-поп - направление в современной живописи, которое возникло в 80-е годы ХХ столетия как реакция на концептуализм и минимализм. Нео-поп не является принципиально новым художественным движением, а скорее представляет собой эволюцию поп-арта с его интересом к предметам массового потребления и знаменитостям мира популярной культуры, только уже с иконами и символами нового времени.

www.art-spb.ru

СТИЛИ И НАПРАВЛЕНИЯ ЖИВОПИСИ: kovlam

Авангардизм, авангард (от фр. avant-garde - передовой отряд) - общее название художественных направлений в искусстве XX века, для которых характерны поиск новых форм и средств художественного отображения, недооценка или полное отрицание традиций и абсолютизация новаторства.

Академизм (от фр. academisme) - направление в европейской живописи XVI-XIX веков. Основывалось на догматическом следовании внешним формам классического искусства. Последователи характеризовали этот стиль как рассуждение над формой искусства древнего античного мира и эпохи Возрождения. Академизм восполнял в себе традиции античного искусства, в которых идеализирован образ натуры, компенсируя при этом норму красоты. В этом стиле писали Аннибале, Агостино и Лодовико Карраччи.

Акционизм (от англ. action art - искусство действия) - хэппенинг, перформанс, эвент, искусство процесса, искусство демонстрации и ряд других форм возникших в авангардистском искусстве 1960-х годов. В соответствии с идеологией акционизма художник должен заниматься организацией событий, процессов. Акционизм стремится стереть грань между искусством и действительностью.

Ампир (от франц. empire - империя) - стиль в архитектуре и декоративном искусстве возникший во Франции в начале XIX в., в период Первой Империи Наполеона Бонапарта. Ампир - финал развития классицизма. Для воплощения величества, изысканности, роскоши, мощи и воинской силы Ампиру характерно обращение к античному искусству: древнеегипетским декоративным формам (военные трофеи, крылатые сфинксы...), этрусским вазам, помпейской росписи, греческому и римскому декору, ренессансных фрескам и орнаментам. Главным представителем этого стиля был Ж.Л.Давид (картины "Клятва Горациев" (1784), "Брут" (1789))

Андеграунд (от англ. underground - подполье, подземелье) – ряд художественных направлений в современном искусстве, противопоставляющих себя массовой культуре, мейнстриму. Андеграунд отвергает и нарушает принятые в обществе политические, моральные и этические ориентации и типы поведения, внедряя в повседневность асоциальное поведение. В советский период в силу строгости режима почти всякое неофициальное, т.е. не признанное властями, искусство оказывалось андеграундом.

Ар нуво (от фр. art nouveau, буквально - новое искусство) - распространённое во многих странах (Бельгия, Франция, Англия, США и др.) название стиля модерн. Самый известный художник этого направления живописи: Альфонс Муха.

Арт деко (от фр. art deco, сокр. от decoratif) - направление в искусстве в середине 20 века, обозначившее синтез авангарда и неоклассицизма, пришло на смену конструктивизму. Отличительные признаки этого направления: усталость, геометрические линии, роскошь, шик, дорогие материалы (слоновая кость, крокодиловая кожа). Самым известным художником этого направления является Тамара де Лемпицка (1898-1980).

Барокко (от итал. barocco - странный, причудливый или от порт. perola barroca - жемчужина неправильной формы, существуют и другие предположения о происхождении этого слова) - художественный стиль в искусстве позднего Возрождения. Отличительные признаки этого стиля: преувеличенность размеров, изломанность линий, обилие декоративных подробностей, тяжесть и колоссальность.

Возрождение, или Ренессанс (от фр. renaissance, итал. rinascimento) - эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи - XIV-XVI века. Отличительная черта эпохи возрождения - светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» - так и появился термин. Рисуя картины традиционной религиозной тематики, художники начали использовать новые художественные приёмы: построение объемной композиции, использование пейзажа на заднем плане, что позволило им сделать изображения более реалистичными, оживленными. Это резко отличало их творчество от предыдущей иконографической традиции, изобилующей условностями в изображении. Наиболее известные художники этого периода: Сандро Боттичелли (1447-1515), Леонардо да Винчи (1452-1519), Рафаэль Санти (1483-1520), Микеланджело Буонарроти (1475-1564), Тициан (1477-1576), Антонио Корреджо (1489-1534), Иероним Босх (1450-1516), Альбрехт Дюрер (1471-1528).

Вудленд (от англ. - лесная земля) - стиль в искусстве, берущий начало в символике наскальных изображений, мифах и легендах североамериканских индейцев.

Готика (от итал. gotico - непривычный, варварский) - период в развитии средневекового искусства, охватывавший почти все области культуры и развивавшийся на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы с XII по XV век. Готика завершила развитие европейского средневекового искусства, возникнув на основе достижений романской культуры, а в эпоху Возрождения искусство средневековья считалось «варварским». Готическое искусство было культовым по назначению и религиозным по тематике. Оно обращалось к высшим божественным силам, вечности, христианскому мировоззрению. Готика в своем развитии подразделяется на Раннюю готику, Период расцвета, Позднюю готику.

Импрессионизм (от фр. impression - впечатление) - направление в европейской живописи, зародившееся во Франции в середине XIX века, главной целью которого была передача мимолетных, изменчивых впечатлений.

Китч, кич (от нем. kitsch - безвкусица) - термин, обозначающий одно из наиболее одиозных явлений массовой культуры, синоним псевдоискусства, в котором основное внимание уделяется экстравагантности внешнего облика, крикливости его элементов. По сути, китч - разновидность постмодернизма. Китч - это массовое искусство для избранных. Произведение, принадлежащее к китчу, должно быть сделано на высоком художественном уровне, в нем должен быть увлекательный сюжет, но это не настоящее произведение искусства в высоком смысле, а искусная подделка под него. В китче могут быть глубокие психологические коллизии, но там нет подлинных художественных открытий и откровений.

Классицизм (от лат. classicus - образцовый) - художественный стиль в искусстве, основой которого являлось обращение, как к идеальному эстетическому эталону, к образам и формам античного искусства и эпохи Возрождения, требующий строгого соблюдения ряда правил и канонов.

Космизм (от греч. kosmos - организованный мир, kosma - украшение) - художественно-философское мировоззрение, в основе которого располагается знание о Космосе и представление о человеке как о гражданине Мира, а также о микрокосмосе, подобном Макрокосмосу. Космизм связан с астрономическими знаниями о Вселенной.

Кубизм (от фр. cube - куб) - модернистское направление в искусстве, изображавшее предметы действительности разложенными на простейшие геометрические фигуры.

Леттризм (от англ. letter - письмо, послание) - направление в модернизме, основанное на использовании изображений похожих на шрифт, нечитаемый текст, а также композиций на основе букв и текста.

Метареализм, метафизический реализм (от греч. meta - между и геalis - вещественный, действительный) - направление в искусстве, основная идея которого выразить сверхсознание, сверхфизическую природу вещей.

Минимализм (произошло от англ. minimal art - минимальное искусство) - художественное течение, исходящее из минимальной трансформации используемых в процессе творчества материалов, простоты и единообразия форм, монохромности, творческого самоограничения художника. Для минимализма характерен отказ от субъективности, репрезентации, иллюзионизма. Отвергая классические приемы и традиционные художественные материалы, минималисты используют промышленные и природные материалы простых геометрических форм и нейтральных цветов (черный, серый), малых объемов, применяют серийные, конвейерные методы индустриального производства.

Модерн (произошло от фр. moderne - новейший, современный) - художественный cтиль в иcкyccтвe, в котором пepeocмыcливaются и cтилизуются чepты иcкyccтвa paзныx эпox при помощи xyдoжecтвeнных пpиeмов, ocнoвaнных нa пpинципax acиммeтpии, opнaмeнтaльнocти и дeкopaтивнocти.

Неопластицизм - одна из ранних разновидностей абстрактного искусства. Создан к 1917 году нидерландским живописцем П. Мондрианом и др. художниками входившими в объединение "Стиль". Для неопластицизма характерно, по словам его создателей, стремление к "универсальной гармонии", выразившееся в строго уравновешенных комбинациях крупных прямоугольных фигур, четко разделенных перпендикулярными линиями черного цвета и окрашенных в локальные цвета основного спектра (с добавлением белого и серого тонов).

Примитивизм, наивное искусство, наив - стиль живописи, в котором картина намеренно упрощается, её формы делаются примитивными, как народное искусство, творчество ребенка или первобытного человека.

Оп-арт (от англ. optical art - оптическое искусство) - неоавангардистское направление в изобразительном искусстве, в котором эффекты пространственного перемещения, слияния и "парения" форм достигаются введением резких цветовых и тональных контрастов, ритмических повторов, пересечением спиралевидных и решетчатых конфигураций, извивающихся линий.

Ориентализм (от лат. oriens - восток) - направление в европейском искусстве в котором используются тематика, символика и мотивы Востока и Индокитая

Орфизм (от фр. orphisme, от Orp?ee - Орфей) - направление во французской живописи 1910-х гг. Название дано в 1912 французским поэтом Аполлинером живописи художника Робер Делоне. Орфизм связан с кубизмом, футуризмом и экспрессионизмом. Основные особенности живописи этого стиля эстетизм, пластичность, ритмичность, изящество силуэтов и линий.Мастера орфизма: Робер Делоне, Соня Терк-Делоне, Франтишек Купка, Франсис Пикабиа, Владимир Баранов-Россине, Фернан Леже, Морган Рассел.

Поп-арт (от англ. pop - отрывистый звук, лёгкий хлопок) - неоавангардистское направление в изобразительном искусстве, в котором реальностью являются типичные предметы современного урбанизированного быта, образцы массовой культуры и всей окружающей человека искусственной материальной среды

Постмодернизм (от фр. postmodernisme - после модернизма) - новый художественный стиль, отличающийся от модернизма возвратом к красоте вторичной реальности, повествовательности, обращением к сюжету, мелодии, гармонии вторичных форм. Для постмодернизма характерно объединение в рамках одного произведения стилей, образных мотивов и художественных приемов, заимствованных из разных эпох, регионов и субкультур.

Реализм (от лат. геalis - вещественный, действительный) - направление в искусстве, характеризующееся изображением социальных, психологических и прочих явлений, максимально соответствующим действительности.

Рококо (происходит от фр. rococo, rocaille) - стиль в искусстве и архитектуре, зародившийся во Франции в начале 18 века. Отличался грациозностью, легкостью, интимно-кокетливым характером. Придя на смену тяжеловесному барокко, рококо явился одновременно и логическим результатом его развития, и его художественным антиподом. Со стилем барокко рококо объединяет стремление к завершённости форм, однако если барокко тяготеет к монументальной торжественности, то рококо предпочитает изящество и лёгкость.

Символизм (от фр. symbolisme - знак, опознавательная примета) - художественное направление в искусстве, основанное на воплощении основных идей произведения посредством многозначной и многоликой ассоциативной эстетики символов.

Социалистический реализм, соцреализм - художественное направление в искусстве, представляющее собой эстетическое выражение социалистически осознанной концепции мира и человека, обусловленное эпохой социалистического общества.

Гиперреализм, суперреализм, фотореализм (от англ. hyperrealism - сверх реализм) - направление в искусстве, основанное на точном фотографическом воспроизведение действительности.

Сюрреализм (от фр. surrealisme - сверх + реализм) - одно из направлений модернизма, основная идея которого выразить подсознание (совместить сон и реальность).

Трансавангард (от лат. trans - сквозь, через и фр. avantgarde - авангард) - одно из современных направлений постмодернизма, возникшее как реакция на концептуализм и поп-арт. Трансавангард охватывает смешения и трансформации стилей, родившихся в авангарде, таких как кубизм, фовизм, футуризм, экспресионизм и др.

Экспрессионизм (произошло от фр. expression - выразительность) - модернистское направление в искусстве, рассматривающее изображение внешнего мира лишь как средство для выражения субъективных состояний автора.

kovlam.livejournal.com

Направления в живописи

Классицизм – направление в искусстве XVIII века. Вдохновляется образами минувшего (античности). Стремится к целесообразности, воплощенной в технически совершенных формах. Пейзажисты эпохи классицизма придумывают и создают на своих полотнах воображаемые ландшафты. Фигуры людей художники включают в театральные и исторические сцены в античном стиле.

Романтизм является антиподом классицизма и предшественником реализма. Он также берет сюжеты из прошлого, но главным образом из средневековья. Пейзажисты выбирают мрачноватые мотивы: развалины, лесную мельницу и т.п. Изображая людей, художники выбирают сюжеты из отечественной истории.

Реализм. Художник обращается к современности. Он изображает ее так, как видит, отбрасывая при этом мешающие ему частности.

Натурализм – это утрированный реализм. Художник изображает и случайные детали, стремясь к крайней степени сходства.

Декоративизм – приукрашенный реализм с искусственной компоновкой.

Регионализм – реализм, детализирующий особенности национальной культуры, свойственные какой-либо местности.

Импрессионизм - запечатлевает переменчивые оттенки света и цвета в природе, прозрачность и легкость атмосферы. В рисунке это – вихрь штрихов без четких линий, ограничивающих предмет. Импрессионизм зародился во Франции во второй половине ХІХ века (Мане, Моне, Ренуар).

Пуантилизм – разновидность импрессионизма. Пуантилисты пишут свои картины исключительно с помощью мелких цветных точек, достигая при этом особого ощущения света при взгляде на картину издали (Сёра, Синьяк).

Экспрессионизм – выражение взволнованного внутреннего мира художника. Его состояние души, его чувства передаются с помощью красок. Поэтому цвета на картинах экспрессионистов соответствуют не столько увиденному, сколько ощущаемому (Мунк, Энсор).

Фовизм – французское направление в экспрессионизме (от французского fauves – дикие). Картины фовистов играют яркими, резкими красками – голубым, розовым, пурпурным, независимо от того, как изображаемые предметы выглядят в действительности (Матисс, Дерен, Дюфи, Марке).

Кубизм отрицает изображение предметов в том виде, как мы их представляем. Он стремится найти способ выражения их сути. Кубизм низводит формы до основных геометрических схем, раскладывает предметы на составные части и объединяет их в абстрактное целое плоского декоративного изображения (ранний Пикассо).

Футуризм зародился в Италии. Художники стремились путем разложения предмета на отдельные изображения вызвать впечатление движения (Умберто Боччони, Джино Северини, Карло Карро).

Орфизм. Художественное направление, возникшее накануне первой мировой войны. Картины выглядят как пучки красочных радуг и вызывают ощущение музыки и ритма (Делоне, Купка).

Примитивизм имитирует рисунки нецивилизованных племен или детские рисунки. Картины примитивистов характеризует неправильная перспектива, плоскостное изображение предметов (Шагал). Картины подкупают сильным чувством и искренностью, несмотря на детскую неловкость в технике (Руссо, Пиросмани).

Сюрреализм погружает в мир мечты и фантастических сфер подсознания, где нет логики и контроля разума (Дали).

Конструктивизм стремится как можно подробнее отразить механизированный характер эпохи. Его девиз – «Между искусством и изображением нет границы». Он отрицает рисунок и живопись, а работает непосредственно с материалом. Собственно, это продолжение кубизма, но уже в архитектуре (Татлин, Родченко, Лисицкий).

Пуризм подчеркивает принципы простоты и целесообразности. Это – возрождение классицизма в современном виде. Отрицает излишнюю орнаментальность. Форма красива сама по себе, если она целесообразна. Характерно линейное изображение предмета без теней.

Символизм зародился как отклонение от точного отображения природы. Художники боролись за свое право на фантазию и свои особые представления о мире. Они изображали символические фигуры, цвета и особые орнаментальные элементы (Гоген).

Абстрактные картины изображают вещи, которые мы не видим, как, например, порыв ветра, равновесие мира или собственные невысказанные чувства и мысли. С помощью особых приемов художники переносят их на полотно. Таким образом, неконкретные вещи и проблемы становятся конкретными (Кандинский, Малевич).

Дадаизм зародился в 1916 – 1922 годах. Он не стремился создавать вечную красоту и порядок, а как раз наоборот, отражал пустоту идеалов, из-за которых тысячи людей убивали друг друга во время первой мировой войны. Дадаисты показывали извращенную логику бюрократизма и фальшь лицемерия (Дюшан, Арп, Эрнст). Новая волна дадаизма называется «поп-арт».

Поп-арт (от английского popular – народный). Поп-арт соединяет немыслимые в сочетании вещи повседневного быта или их изображения (Р. Гамильтон).

Оп-арт (оптическое) – направление в искусстве, раздражающее зрительный нерв противоречивыми формами и ритмом плоскостей и линий (Альберс, Вазарели).

Кинетизм (движение – от греческого kinein – двигаться) вызывает в глазах некое ритмическое движение с помощью чередования белого и черного цвета. Возникает впечатление движения, мелькания, искрения (Вазарели). Иная разновидность кинетизма создает композиции картин, которые при осмотре с разных сторон открываются взгляду с разных точек зрения.

artkartina.ru

Основные направления в живописи Часть 1

Изобразительное искусство настолько многогранно, что порой представляется затруднительным соотнести произведение с определенным направлением живописи.

Существует великое множество стилей, их ответвлений и гибридов, подверженных влияниям времени, изменчивой моды и геополитической ситуации. Кроме того, каждый виртуоз обладает своим видением и особенностями техники, отличающими его произведения от прочих.

В этой статье Мы попытаемся охарактеризовать основные течения и предоставить их отличительные черты.

Итак, окунемся же в восхитительный и непостижимый мир искусства, и пусть эта статья будет Вам надежным путеводителем по запутанной Вселенной творческого разнообразия.

11

Абстракционизм (от латинского abstractio – отвлечение, удаление) – один из самых влиятельных стилей творчества 20 века, появившийся в начале 1910-х годов. Его сутью является абсолютный отказ от достоверного изображения реальности. С помощью использования неестественных сочетаний фигур, точек, пятен и линий, применения чистых и смешанных тонов, художники стремились вызвать у созерцателя разнообразные ассоциации, эмоции и ощущения.

абстракционизм

Авангардизм (от французского avant-garde — передовой отряд) – художественное движение 20-го века, основанное на разрушении приевшихся общепринятых норм, идеалов и правил. Ему свойственна атмосфера бунта, апокалиптичнисть мироощущения, эксперимент с формами и образами. Среди художников авангардистов наиболее ценилось создание своего, уникального, ни с чем не схожего образа, они отстаивали принцип нерационального, интуитивного типа восприятия, призывали к познанию галлюцинаций и сновидений. При этом отображение прекрасного менялось на что-то безобразное, которое, по мнению людей искусства, и было способно отобразить истинное положение вещей.

авангардизм

Академизм (от французского academisme) – стиль, возникший на соблюдении существующих форм классического искусства, в художественных академиях 16—19 веков. Приверженцы квалифицировали этот стиль как размышление над формой творчества древнего античного мира и эпохи Возрождения. Способствовал комбинированию объектов в художественном формировании, восполнял в себе обычаи античного искусства, в которых идеализирован образ натуры, возмещая при этом норму красоты.В истории искусства он имеет противоречивое значение. С одной стороны, это было гарантией сохранения традиций, бережного отношения к культурным ценностям прошлого. Но в то же время, соблюдение традиционализма таило в себе опасность отрыва от современности и мешало развитию искусства.

академизм

Дадаизм (от французского dadaisme – бессмысленный детский лепет) – литературно-художественное движение, возникшее в Цюрихе как протест против Первой мировой войны, которое просуществовало с 1916 по 1922 год. Сутью дадаизма был бунт, крик недовольства, порожденным паникой перед кошмарным абсурдом мировой бойни.

дадаизм

Импрессионизм (французского impressionnisme, от impression — впечатление) – направление искусства 19-20 века, характерностью которого было передать на холст все свои наблюдения, эмоции и впечатления от красоты окружающей среды. Художники данного стиля стремились воссоздать все свои чувства, вызванные от увиденного, с помощью богатства красок и нестандартных техник.

импрессионизм

Классицизм (от французского «classicisme» и латинского « classicus», что означает «образцовый») – одно из основных направлений искусства прошлого. Характерными чертами данного стиля являются рациональность, логичность, строгость и гармоничность образов. В эпоху классицизма не допускается смешение жанров, в искусстве существуют строгие каноны, которые подразумевают четкое размежевание образов, отсутствие аллегории и иносказательности.

классицизм

Кубизм (от французского cubisme, cube – куб) направление в искусстве начала 20-го века. Его отличительной чертой было изображение предметов с помощью правильных геометрических объёмных фигур: куба, конуса, сферы, цилиндра, пирамиды и т.д. Существует три фазы развития этого направления: сезанновский (1907–1909), аналитический (1909–1912) и синтетический (1913–1914) кубизм. Ранним этапом является сезанновский кубизм, он характеризуется использованием абстракции и упрощением форм предметов. Аналитический кубизм (второй этап), отличается пропаданием очертаний предметов и незаметным исчезновением отличий между формами и пространством. В картинах этой фазы можно наблюдать переливы цветов и немного прозрачные поверхности хаотичного положения. Последним этапом является синтетически кубизм, который кардинально изменил художественное восприятие данного направления искусства. Для этой фазы присуще отрицание важности объёма в живописи и концентрация на живописной поверхности. В отличие от первого и второго этапов, в которых все применялось для создания изображения формы, то в третьем – такие средства как цвета, линии, узоры и поверхности служили для создания нового объекта.

кубизм

Модерн (от французского moderne – современный) – стиль европейского и американского искусства конца 19-го – начала 20-го века. Ему присуща декоративность, естественные натуральные изогнутые линии и узоры, складность форм и отказ от симметрии; вытянутые фигуры с четкими выделенными контурами на одноцветной поверхности. Модерн стремился стать единым синтетическим стилем, в котором все элементы из окружения человека были бы выполнены в одной манере. Вследствие этого в период расцвета модерна возрос интерес к прикладным искусствам: дизайну интерьеров, керамике, книжной графике.

модерн

Продолжение статьи во второй части.

madeart.biz