Украинская народная картина «Гопак». Начало XIX века. Народная картина


Цветные русские народные картинки 17–19 века из книги Ровинского 1881 года

Лубок – русские народные картинки, представляющие собой богатый и выразительный слой культуры, истории и искусства Руси. Эти некогда популярные, раскрашенные вручную изображения, отличающееся простотой и доступностью образов, красноречиво рассказыват о жизни и мировоззрении простых людей прошлого.

Первые изображения назывались «фряжскими листами» (эстампы, пришедшие в Россию из Европы), затем «потешными листами» и долгое время «простовиками» или простыми народными картинками. В 19-м веке они получили название лубок.

Многочисленные лубочные картинки – это своего рода обширная энциклопедия с разнообразными знаниями о далёких странах и важных событиях, о прихотях природы и крестьянской жизни. Был также лубок-азбука, лубок-календарь, медицинский лубок, лубок-травник, лубок-арифметика, сказочный и песенный лубок. Даже длинные былины и занимательные истории передавались сериями из нескольких, нарисованных в ряд, небольших изображений.

Учёные всё ещё спорят о происхождении названия «лубок». Некоторые говорят, что оно пошло от слова «луб», старорусского названия липы, на досках которой вырезали картинки. Другие же утверждают, что оно связано с лубяными коробами, в которых их разносили. А московская легенда гласит, что всё началось с Лубянки, улицы, где жили мастера лубочного искусства.

Наиболее популярным видом графического искусства в России считались комические народные гравюры, которые продавали на ярмарках с 17-го до начала 20-го века. Тем не менее, представители высших кругов не воспринимали их всерьёз и отказывались называть искусством творения народных художников-самоучек, которые забавляли крестьян своими «дешёвыми картинками».

Правда, поначалу гравюры украшали царские дворцы и боярские терема. В то время они были чёрно-белыми. С развитием производства картинки становились цветными, широко распространёнными, доступными и популярными.

Раскраской чёрно-белых лубков занимались женщины и дети в подмосковных и владимирских деревнях. Немалое количество тех лубочных картин отличается грубоватостью штриха и нелогичным цветовым решением, напоминая детские рисунки. Но среди них находят множество картин, в которых исследователи обнаруживают врождённое чувство цвета, позволившее художникам создавать совершенно неожиданные и оригинальные комбинации, невозможные в точной живописи, а потому – уникальные.

Темы народных гравюр сильно варьируются, начиная от религиозных и нравственных сюжетов, заканчивая народными эпосами и сказками, от исторических и медицинских лубков до жанровых картинок, от забавных историй с шутливыми текстами до искусно замаскированной политической сатиры.

Со временем техника лубка менялась. В 19-м веке древесина уступила место металлу, появилась возможность создавать более изящные работы. Лубочная палитра стала ещё ярче и насыщеннее, иногда переходя в неожиданное и фантастическое буйство цвета.

Долгое время красочные гравюры заменяли простому народу недоступные книги, служили пищей для размышлений и источником новостей, так как газеты были в дефиците, а лубки – популярны и недороги. Они разносились по всей стране на немыслимые расстояния. Однако к концу 19-го века лубочное искусство исчерпало себя. Набирало обороты фабричное производство печатных гравюр.

Лубочные картинки – творения неизвестных народных мастеров. Клеймённый высшим сословием как грубое простонародное творчество, лубок стремительно развивался и играл важную роль в жизни общества. Сегодня исследователи видят в нём особо ценное культурное наследие. Лубок собирают и изучают многие учёные в России и за рубежом. Он занял заслуженное место в музеях изобразительного искусства наряду с шедеврами величайших мастеров прошлого. Важную коллекцию русского народного лубка собрала Нью-Йоркская публичная библиотека. Значительную её часть занимают произведения из собрания выдающегося деятеля культуры Российской империи, Дмитрия Александровича Ровинского (1824-1895).

Ровинский разглядел ценность лубка, когда большинство людей из его окружения относились к этим картинкам крайне высокомерно, не понимая ни их содержания, ни значения. Однако Дмитрий Александрович, служивший тайным советником, прокурором и сенатором, своей любовью к народному искусству разжёг всеобщий интерес к лубку. Он собирал гравюры со всех уголков империи. Коллекции свои изучал, систематизировал и публиковал с описаниями и пояснениями к картинкам.

В 1881 году Ровинский опубликовал атлас «Русские народные картинки», в который вошла коллекция лубка, обрисовывающая самые разнообразные стороны бытовой и духовной жизни русского народа от начала 17-го до середины 19-го века. Оцифрованные произведения из этого собрания выложила в свободный доступ Нью-Йоркская публичная библиотека. Из 473 картинок в нашей подборке 73 наиболее ярких.

1 Baba- Iaga deretsia s krokodilomБаба-яга дерётся с крокодилом.

2 Baba- Iaga deretsia s krokodilomБаба-яга дерётся с крокодилом.

3 Baba- Iaga pliashet s starikomБаба-яга пляшет со стариком.

4 Starik i smertСтарик и Смерть.

5 Eshche Maslianitsa i SemikМасляница и Семик.

6 Znai sebia ukazyvai v svoem domeЗнай себя указывай в своём доме.

7 Liubov krepka iako smertЛюбовь крепка как смерть.

8 BlinshchitsaБлинщица.

9 Chernyi glaz potselui khot razЧёрный глаз поцелую хоть раз.

10 Okhotnik I pastushkaОхотник и пастушка.

11 Starik na kolenakh u molodoiСтарик на коленях у молодой.

12 Sedina v borodu abes v rebro reestr o damakhСедина в бороду, а бес в ребро. Реестр о дамах.

13 Pomekha v liubviПомеха в любви.

14 Pomekha v liubviПомеха в любви.

15 Muzh zhenu betМуж жену бьёт.

16 Myshi kota pogrebaiut graviura na dereveМыши кота погребали.

17 KotКот.

18 Gromadnyi kotГромадный кот.

19 Byk ne zakhotel byt bykomda i sdelalsia miasnikomБык не захотел быть быком да и сделался мясником.

20 Medved s kozoiu proklazhaiutsiaМедведь с козою прохлаждаются.

21 Medved i babaМедведь и баба.

22 Pokhozdenie o nose i o silnom morozeПохождение о носе и о сильном Морозе.

23 Vavila i DanilaВавила и Данила.

24 Taras pleshivyiТарас плешивый.

25 Taras pleshivyiТарас плешивый.

26 Muzhik Pashka i brat ego ErmoshkaМужик Пашка и брат его Ермошка.

27 Durak i dura kormiat kotenkaДурак и дура кормят котёнка.

28 Dva duraka vtroemДва дурака втроём.

29 Kulachnye bortsy Paramoshka i Kadyk ErmakКулачные бойцы Парамошка и Кадык Ермак.

30 EralashЕралаш.

31 Shut GonosШут Гонос.

32 Gollandskii lekar i dobryi aptekar pomolazhivaiushchii starukhГолландский лекарь и добрый аптекарь, помолаживающий старух.

33 Tochilshchik nosovТочильщик носов.

34 BaniaБаня.

35 Zhenskaia baniaЖенская баня.

36 Molodaia nemka kormit starogo nemtsa soskoiМолодая немка кормит старого немца соской.

37 Nemka verkhom na starikeНемка верхом на старике.

38 Reestr o tsvetakh i mushkakhРеестр о цветах и мушках.

39 Denezhnyi diavolДенежный дьявол.

40 Shchipli sam sebia za nosЩипли сам себя за нос.

41 MeduzaМедуза.

42 GarpiiaГарпия.

43 Raiskaia ptitsa SirinРайская птица Сирин.

44 Izobrazhenie khameleonaИзображение хамелеона.

45 Obeziany organistyОбезьяны-органисты.

46 Liudi diviia naidennyia Tsarem Aleksandrom MakedonskimЛюди, найденные царём Александром Македонским.

47 Izvestie 1739 goda o dvukh chudakh morskom i lesnom poimannykh v IspaniiИзвестие 1739 года о двух чудах, морском и лесном, пойманных в Испании.

48 O rozhdenii uroda v Nizhnem- Novgorode v 1730godu Knizhka tsaria SolomonaО рождении урода в Нижнем Новгороде в 1730 году. Книжка царя Соломона.

49 Obiavlenie o pribytii angliiskoi kompanii komediantovОбъявление о прибытии английской компании комедиантов.

50 Zhivotnoe naidenoe v Ispanii 27 Ianvaria 1775 godaЖивотное, найденное в Испании 27 января 1775 года.

51 Napoleon s posle sozzheniia MoskvyНаполеон после сожжения Москвы.

52 Frantsuzskii voiazhor v 1812 goduФранцузский вояжер в 1812 году.

53 Napoleon v namerenii svoem unichtozhit Prussiiu grib selНаполеон в намерении своём уничтожить Пруссию.

54 Izgnanie iz Moskvy frantsuzskikh aktrisИзгнание из Москвы французских актрис.

55 Napoleon posle srazheniia pod MaloiaroslavtsemНаполеон после сражения под Малоярославцем.

56 Kazaki istrebliaiushchie frantsuzovКазаки, истребляющие французов.

57 Ivan Iakovlevich Kureisha student kholodnykh vod moskovskago sumashedshago domaИван Яковлевич Курейша, студент холодных вод московского сумасшедшего дома.

58 Solntse s zodiakamiСолнце с зодиаками.

59 Rossiiskii gerbРоссийский герб.

60 List soshnago pismaЛист сочнаго письма.

61 Pritcha o zhene umershei v bludnom grekhe bez pokaianiiaПритча о жене, умершей в блудном грехе без покаяния.

62 Nadpis sdelannaia besom nad dvermi khrama Petra i Pavla v RimeНадпись, сделанная бесом над дверью храма Петра и Павла в Риме.

63 Pritcha o zavislivomПритча о завистливом.

64 Kazn likhoimtsamКазнь лихоимцам.

65 Anika voin i smertАника-воин и Смерть.

66 Malovremennaia krasota mira sego Zertsalo greshnagoМаловременная красота мира сего зерцало грешнаго.

67 Labirint dukhovnyiЛабиринт духовный.

68 Iz knigi tsvetnika o smertnykh grekhakh raboty NekhoroshevskagoИз книги цветника о смертных грехах. Работа Нехорошевскаго.

69 Kartiny iz Biblii i Apokalipsisa raboty mastera KoreniaКартины из Библии и Апокалипсиса. Работы мастера Кореня.

70 Kartiny iz Biblii i Apokalipsisa raboty mastera KoreniaКартины из Библии и Апокалипсиса. Работы мастера Кореня.

71 Besy iskushaiut prepodobnago AntoniiaБесы искушают преподобного Антония.

72 Arkhangel Mikhail graviura na dereveАрхангел Михаил.

73 Sv Muchenik Khristofor s volchei golovoiСвятой мученик Христофор с волчьей головой.

Смотрите также:

Facebook

Вконтакте

Twitter

Google+

Pinterest

Одноклассники

cameralabs.org

Самая народная картина

«Портрет неизвестной с цветами и фруктами» Ивана Фомича Хруцкого — картина для Беларуси знаковая. Написана она была в 1838 г. Так что можно отмечать юбилей. Подробности у корреспондента агентства «Минск-Новости».

И. Хруцкий. Портрет неизвестной с цветами и фруктами

Правда, чтобы говорить о круглой дате, лучше, конечно, знать точный день окончания работы. Но искусствоведы разводят руками. Так что оттолкнемся от другого. Что на холсте? Налитые, с розоватым бочком персики, спелая слива, лубяная корзинка с клубникой, тыква, словно только-только с грядки… В кувшине — пышные розы, распустившиеся лилии… Время расцветания и плодоношения. Где-то конец лета — начало осени.

И тут знатоки улыбнутся: такие же персики, виноград, бутоны роз есть на многих натюрмортах Хруцкого, написанных и раньше, и позже. И кувшин с собаками (фабрики Поскочина, уточняется в научных трудах) у него всегда один и тот же. И стакан с водой. На «Портрете неизвестной» нет, кстати, полуочищенного лимона с завитком желтой кожицы. А это у Хруцкого фирменная деталь.

Но помилуйте! Ведь работал художник, а не копировщик. И Академия художеств не зря отмечала у молодого еще Ивана Фомича «отличные труды (…) особенно по живописи плодов и овощей». Такое чувство, что Хруцкий каждый раз испытывал радость мастера, любовно передавая на холсте аппетитные цвета спелых фруктов, фактуру керамического кувшина (который для каждой картины поворачивал то так, то эдак), холодную прозрачность воды в чистом стакане. При этом был и блестящим портретистом, а понадобилось — храмы расписывал. Профессионал.

Выше мы назвали «Портрет неизвестной» знаковой картиной для Беларуси. Что ж, это полотно (ну или хотя бы часть его) известно всем — на тысячной купюре старого образца красовались кувшин с нее, фрукты, цветы. Оно сотни раз воспроизводилось на календарях, марках… И саму фигуру И. Хруцкого Беларусь как бы заново открыла для себя, обретя суверенитет. Ведь наш! Понятно, что живописца Хруцкого не было бы без учебы в Петербурге, что его медали Академии художеств и золотые часы от Николая I — символы признания таланта в масштабе всей тогдашней Российской империи. Но родился Иван Фомич в Беларуси (в 1810 г. в Улле под Бешенковичами), в Беларуси умер (в своем имении Захарничи под Полоцком в 1885-м), да и повороты судьбы большей частью связаны именно с реалиями белорусского прошлого. И хотя многое в его биографии остается неясным, литературы для «информации к размышлению» достаточно.

Он из местной шляхты, сын униатского священника. Униатство — симбиоз православия и католичества, важная в те времена конфессия в наших краях. Учился в Полоцком высшем пиарском училище (пиаристы — католический орден, специализировавшийся на образовании детей и юношества).

Полоцкое высшее пиарское училище

Потом поехал в Петербург постигать науку живописи. Юный, безденежный — хлебнул, надо думать, всякого. Но и земляки помогали, и сам духом не падал — работал, работал… Ставил руку, копируя картины в Эрмитаже, позже в Академии художеств учился у лучших тогдашних мастеров. И хотя был в статусе «вольноприходящего» (то есть просто допущенного к занятиям и экзаменам), его натюрморты довольно быстро вошли в моду, охотно покупались. Получил звание академика — это присуждавшийся академией высший класс профессионального уровня. Звание, в частности, давало право на российское дворянство, что в судьбе Хруцкого позже сыграло важную роль.

Потому что в 1839-м — через год после создания «Портрета неизвестной» — дома начались непростые события. Глава униатской церкви епископ Иосиф Семашко твердо взял курс на присоединение к православию. Часть униатских священников его поддержали, часть — нет. Фома Хруцкий не поддержал. Грянул начальственный гнев — ревизия, отправка в монастырь на хлеб и воду. Художнику пришлось заниматься освобождением отца — писать письма, обращаться к высшим церковным иерархам. В общем, накатили проблемы, далекие от творческих. Возможно, написание портретов глав еще действующей униатской церкви было дипломатическим ходом ради спасения родного человека.

В 1839 г. руководство униатской церкви принимает акт о присоединении к православию. Отец Хруцкого по-прежнему против. В результате теряет приход, вскоре умирает. Семья остается без копейки. Ответственность за близких ложится на плечи Ивана. Он помогает стать на ноги братьям (Евстафий и Андрей тоже будут художниками), заботится об остальных. Но нужны деньги, деньги… Известно, что Хруцкий тогда преподавал рисунок в Горном институте, кроме того, написал более 20 портретов, причем людей влиятельных. Явно нарабатывал средства и связи.

Зато в 1844-м уже имел возможность вернуться на родину и купить имение Захарничи под Полоцком (российское дворянство давало на это право). Вскоре женился, после чего из Захарничей уехал.

Его пригласил к себе тот самый Иосиф Семашко — гонитель отца, уже православный архиепископ Литовский и Виленский, в будущем митрополит.

Митрополит Иосиф Семашко

Человек крутого нрава, Семашко, однако, был умен, понимал, когда нужен кнут, а когда пряник. Именно Хруцкому — сыну непримиримого оппонента — было сделано предложение, во всех смыслах дорогого стоящее. По сути, на десять лет (до 1854–1855 гг.) Иван Фомич стал художником при архиепископе — оформлял церкви, писал портреты своего патрона и других «деятелей объединения», картины для дома Семашко. После чего вернулся в Захарничи и зажил тихим помещиком.

Правда, за кисть теперь брался все реже. Почему? Есть разные объяснения. Что натюрморты все же считались второстепенным жанром, выгодней были портреты. Однако с изобретением фотографии потенциальные заказчики все чаще предпочитали съемку на дагерротип позированию у живописца. Заказчиков было немного, особенно после восстания 1863 г. — за участие в нем местная шляхта расплатилась ссылками, изгнанием в эмиграцию, секвестром поместий. Или, может, все еще проще? Человек предпочел жить в стороне от городов. Картинами тут особо не прокормишься, значит, надо заниматься хозяйством. Но это заботы, которым ни конца, ни края. А живопись оставалась уже для души, в нечастые сладостные часы…

Так сложилась канва его судьбы — спокойной, без особых потрясений. Хруцкий явно предпочитал «применяться к обстоятельствам», ладить, а не конфликтовать. То ли изначально натура такая, то ли история отца научила не нарываться на неприятности. Но что в этом плохого? Художники приходят в мир, чтобы писать картины, а не класть жизнь на вечную борьбу.

За девять месяцев до смерти он написал автопортрет. Уж точно не вечный задира смотрит на нас с холста.

И. Хруцкий. Автопортрет

Впрочем, мы Ивана Фомича сегодня вспоминаем в связи с условным юбилеем «Портрета неизвестной». И естественный вопрос — а кто она, эта «неизвестная»? Первый ответ, готовый сорваться с языка, — жена! Да, есть и такая версия, основанная на семейных преданиях. Большинство искусствоведов ее опровергают (заметим, портретов супруги художника не сохранилось). Картина создана в 1838-м в Петербурге, женился Хруцкий лишь через семь лет в Беларуси. А у женщины на пальце уже обручальное кольцо. Кроме того, на ряде работ Хруцкого разных лет запечатлены девочка, потом девушка, затем молодая, а после зрелая дама со схожими чертами лица. Так что более логично другое предположение — сестра.

Но это второстепенно. Главное — какими покоем, уютом, тихой радостью бытия веет от этого полотна! Хруцкий писал его в 28 лет — наверное, о такой жизни он и мечтал: чтобы погожий день, тенистый сад, стол, уставленный цветами и фруктами, любимая женщина за ним. Сбылось?

…«Портрет неизвестной с цветами и фруктами» ныне одна из жемчужин Национального художественного музея. Генеральный директор музея Владимир Иванович Прокопцов недавно отмечал свое 65-летие. В честь этого события открылась и выставка его работ: Прокопцов сам художник. Среди пришедших поздравить юбиляра были и представители кондитерской фабрики «Коммунарка», чей фирменный магазин-кофейню «Лакомка» украшает копия самого знаменитого полотна Хруцкого. И рассказана была такая история. В кофейне молодой человек делал девушке предложение руки и сердца. «Соглашусь, — улыбнулась та, — если скажешь, кто автор этой картины». «Хруцкий!» — тут же прозвучал ответ. И предложение было принято. Если художник видел с небес эту сцену, то, наверное, счел ее лучшей благодарностью потомков.

Справочно

В честь И. Хруцкого в Беларуси названы улицы, детская художественная школа. В Новополоцке установлен памятник.

minsknews.by

народная картина - определение - русский

Пример предложения с "народная картина", памяти переводов

Common crawlТакже можно увидеть, как создаются произведения народного искусства: картины на стекле, вышивки, кружева, прекрасные керамические изделия - разноцветные кувшины и миски, а также вырезанные из дерева фигурки святых.ИхтикИз села Николо-Берёзовка руководство Мосметростроя получило подарок — традиционный бочонок башкирского меда и картину народного художника РБ Владислава Меоса «Дорога к храму».Common crawlТовары для театра, музыки, кино, художников / Изделия народных промыслов, ремесел / Картины, живопись, рисунок, графика, скульптура ...UN-2На заседании был заслушан доклад Главного разведывательного управления Генерального штаба Корейской народной армии о внешней картине и истинной сущности военной провокации, совершенной врагами днем в четверг на центрально-западных участках фронта, и об общих передвижениях противника.UN-2Генсекретариат также поддерживает крупные культурные инициативы и проекты зарубежных организаций греков, такие, как греческие детские хоры, выставки картин, фестивали народного танца, симпозиумы на исторические и культурные темы, театральные представления и т.п.Common crawlВ.М. Васнецов воссоздал в своих картинах образы народных сказок и героических преданий ("Аленушка", "Богатыри").Common crawl«Наследие» стало специальным термином в индустрии туризма. Во многих областях представители народностей создают для посетителей идеализированную картину прошлого.globalvoicesАнимационная картина основана на народной сказке о козе и трех козлятах, обманутых хитрым волком.UN-2В докладе указано, что исследование с целью составить картину присутствия общин народности рома планировалось завершить в декабре 2014 года (пункт 130).UN-2• предметы народного искусства, такие как рисунки, картины, скульптуры, глиняные изделия, керамику, мозаику, изделия из дерева, изделия из металла, ювелирные изделия, ткани, костюмы.Common crawlВ «Народной галерее» ГРДНТ представлена выставка работ художников-любителей «Саратовские узоры».В Москву привезены картины, прошедшие отбор на 1 областном смотре-конкурсе, проведенном Саратовским областным центром народного творчества среди художников, не получивших специального художественного образования.UN-2Если говорить только о вопросе продовольственной помощи, картина будет неполной; власти Корейской Народно-Демократической Республики также несут ответственность за сокращение военных расходов/расходов на оборону и обеспечение справедливого перераспределения ресурсов с целью принятия эффективных мер по преодолению продовольственного кризиса и решения проблем развития в других областях.UN-2В нашей стране есть много культурных ценностей, включая королевские усыпальницы, храмы, каменные пагоды, картины, каллиграфические работы и предметы народного искусства — все это отражает историю развития нации и ее национальной мудрости.UN-2В октябре были опубликованы доклады по обзорам незаконного производства опия в странах Юго-Восточной Азии (Лаосской Народно-Демократической Республике, Мьянме и Таиланде), дополнившие картину общемирового производства опия и героина в 2007 году.UN-2Имею честь препроводить настоящим Открытое заявление No 1, опубликованное 2 ноября 2010 года Инспекционной группой Государственного комитета обороны Корейской Народно-Демократической Республики по вопросу об истинной картине чхонанского инцидента (см. приложение).UN-2В октябре были опубликованы доклады о результатах обзора проблемы незаконного производства опия в Юго-Восточной Азии (Лаосской Народно-Демократической Республике, Мьянме и Таиланде), дополнившие картину общемирового производства опия и героина в 2007 году.MultiUnВ нашей стране есть много культурных ценностей, включая королевские усыпальницы, храмы, каменные пагоды, картины, каллиграфические работы и предметы народного искусства- все это отражает историю развития нации и ее национальной мудростиMultiUnВ октябре были опубликованы доклады по обзорам незаконного производства опия в странах Юго-Восточной Азии (Лаосской Народно-Демократической Республике, Мьянме и Таиланде), дополнившие картину общемирового производства опия и героина в # годуMultiUnЕсли говорить только о вопросе продовольственной помощи, картина будет неполной; власти Корейской Народно-Демократической Республики также несут ответственность за сокращение военных расходов/расходов на оборону и обеспечение справедливого перераспределения ресурсов с целью принятия эффективных мер по преодолению продовольственного кризиса и решения проблем развития в других областяхMultiUnВ октябре были опубликованы доклады о результатах обзора проблемы незаконного производства опия в Юго-Восточной Азии (Лаосской Народно-Демократической Республике, Мьянме и Таиланде), дополнившие картину общемирового производства опия и героина в # годуUN-2Г‐н Чон Ен Рен (Корейская Народно-Демо-кратическая Республика) (говорит по‐английски): Делегация Корейской Народно-Демократической Республики хотела бы выразить сожаление в связи с тем, что некоторые делегации в ходе своих выступлений представили искаженную и предвзятую картину ядерного вопроса, который существует в отношениях между Корейской Народно-Демокра-тической Республикой и Соединенными Штатами.MultiUnПоступающие сообщения отражают ужасающую картину жестокостей и несправедливостей в Корейской Народно-Демократической Республике, где существует один из самых репрессивных режимов в мире, который попирает индивидуальные права и свободы и использует почти беспрецедентные преследования и слежку для запугивания и контроля и где нарушителей ждет разветвленная ужасная тюремно-лагерная системаUN-2Со своей стороны, Корейская Народно-Демократическая Республика поначалу планировала публично раскрыть истинную картину инцидента самым научным и законным образом, после того как инспекционная группа Государственного комитета обороны завершит осмотр места происшествия.News commentaryА в пропагандистском видеоролике образам наркоманов и мусульманок в платках противопоставляются идиллические картины альпийских пейзажей и эффективных банков – Швейцарии Народной партии.

Показаны страницы 1. Найдено 53 предложения с фразой народная картина.Найдено за 0 мс.Накопители переводов создаются человеком, но выравниваются с помощью компьютера, что может вызвать ошибки. Они приходят из многих источников и не проверяются. Будьте осторожны.

ru.glosbe.com

Украинская станковая народная живопись | Разное

Когда мы говорим об основных призна­ках произведения народного искусства, то преж­де всего имеем в виду его высокие художествен­ные достоинства, завершенность формы, виртуоз­ность исполнения, непосредственность и искрен­ность выражения творческой мысли, гармоничное сочетание художественных качеств произведения с его функциональным назначением.

Неизвестный мастер 18 вОтсюда вы­текает определение народного искусства как искусства декоративно-прикладного. И действи­тельно, достаточно посмотреть на изделия гон­чаров, ткачей, резчиков, чтобы стало ясно, на­сколько назначение изделия обуславливает ха­рактер его художественного решения.

Однако, когда мы обратимся к произведени­ям живописи, то увидим, что этот вид народного искусства имеет свои специфические черты и иногда перерастает рамки декоративно-приклад­ного искусства. Мы встречаемся с народной жи­вописью в виде настенных росписей жилищ или хозяйственных построек; живопись масляными красками издавна широко применялась для ук­рашения домашней мебели (полок для посуды, сундуков и т. п.), деревянной посуды; красками расписывалась круглая деревянная скульптура. К живописи относятся и многокрасочные рисун­ки на бумаге, известные под названием «малёвок», росписи писанок, росписи на стекле (рас­пространенные преимущественно в западных об­ластях Украины), подлаковые росписи, станко­вые, т. наз. «народные картины» и т. п. Некото­рые из этих видов народной живописи относятся к декоративно-прикладному искусству, посколь­ку они призваны украшать вещи утилитарного назначения. Но в настенных комнатных роспи­сях или писанках, не говоря уже о произведе­ниях станковой живописи, утилитарность отходит на второй план, а то и вовсе исчезает. Пер­востепенное значение приобретает эстетическая сторона.

Зарождение украинской народной живописи относится к тем временам, когда начала форми­роваться украинская народность. В рукописных книгах XIV—XVI вв. уже можно увидеть немало цветных заставок, инициалов и концовок с моти­вами, которые встречаются в позднейших укра­инских народных вышивках и в керамическом или резном орнаменте Несомненные влияния народной живописи можно заметить и в древней иконописи. Сохранился очень интересный образ­чик т. наз. деревенской иконописи с изображе­нием Иоанна, где и фигура святого, и широко развернутый пейзаж по характеру трактовки близки к народным картинам позднейшего вре­мени. Народные орнаментальные росписи встре­чаем и в деревянных церквах XVII—XVIII вв. Все они имеют уникальный характер, ибо сохра­нились буквально единицами.

Значительно больше дошло до нас произведе­ний народной живописи — станковых картин и различных декоративных росписей, датируемых второй половиной XVIII в. Центральное место, как утверждает К. Широцкий в своей статье «Де­коративное убранство украинского дома», и в настенных росписях, и в станковых картинах принадлежало в это время изображению народ­ного героя «Казака Мамая». Одна из таких на­стенных росписей хранится в Киевском музее украинского искусства. На ней «Казак Мамай» изображен с кобзой в руках. Ниже рифмованный текст: «Сидить козак в кобзу грае, що замислить, то все мае».

В одних станковых картинах изображен толь­ко Мамай, в других он рядом с конем на фоне несложного пейзажа (в большинстве случаев это изображение дерева, к которому привязан конь). Встречаются и более сложные композиции, где рядом с Мамаем видим то польского пана, то шинкаря. Иногда в картину введена жанровая сценка. Так, в одной из них под музыку Мамая танцует запорожец с шляхтянкой, в другой тан­цуют три запорожца, тут же два казака таскают друг друга за чубы.

неизвестный мастерНо, несмотря на всю разни­цу сюжетов, подобные картины объединяет общ­ность композиционных приемов и средств пере­дачи содержания. Независимо от сложности сюжета и количества изображенных персонажей общая композиция всегда фронтальна, так же фронтально подана и каждая отдельная фигура. Моделировка формы совсем незначительна, от­сюда впечатление некоторой плоскостности. Ко­лорит картин очень сдержанный: в более ранних произведениях преобладает темная красно-корич­невая гамма, в позднейших — общий тон светлее, а гамма становится богаче главным образом за счет добавления серо-синих и зеленых цветов.

В то время как изображение самого Мамая во всех картинах отличается статичностью, персона­жи жанровых сцен поданы в движении. Подобное явление наблюдается и в украинской народной иконописи: основная канонизированная фигура в композиции изменяется со временем медленнее, чем персонажи, введенные в композицию позднее.

Большинство картин с «Казаком Мамаем» сопровождаются стихотворными текстами, являю­щимися вариантами старого текста, происхожде­ние которого связывается с вертепной народной драмой.

Сюжет картин о «Казаке Мамае» развивался одновременно в двух планах — героическом и юмористическом или сатирическом; при этом фи­гура самого Мамая оставалась неизменно мону­ментальной, а элементы юмора или сатиры вноси­лись в изображения других персонажей: шлях­тича, шинкаря или ростовщика.

Рядом с обобщенным образом «Казака Ма­мая» в украинской народной живописи XVIII ст. появляются портреты реальных героев — Гонты и Железняка. К тому же времени относятся на­родные картины на бытовые темы. Здесь и по- грудный портрет казака, подперевшего рукой го­лову , и интимная семейная сценка — «Гапка просит у отца благословения» и др.

В первой половине прошлого столетия народ­ная картина тематически значительно расши­ряется. Ее сюжеты, как правило, связаны с сель­ской жизнью того времени. Едва ли не самой вы­разительной такой композицией является «Судь­ба крестьянина», известная в нескольких вариан­тах по всей Украине. На картине изображен крестьянин, рядом с ним волы или конь, запря­женные в плуг. Обязательная стихотворная под­текстовка под картиной раскрывает ее содержа­ние. В стихотворных строках говорится о невы­носимом крепостном ярме. Крестьянин спраши­вает у неба, когда же придет конец несчастью. К картинам этой же группы относится интерес­ная композиция «Рыбак на берегу», где фигура рыбака изображена на фоне двухпланового пей­зажа.

Наряду с картинами ярко выраженного со­циального содержания создавались чисто быто­вые композиции: пряха за работой или девушка с ведрами возле перелаза, известная под назва­нием «Наталка Полтавка». Интересная картина «Сватанье», где изображены сваты, жених, роди­тели невесты и сама невеста. В таких картинах народные мастера придерживаются тех же живо­писных приемов, что и в «Мамаях»; правда, фигуры здесь менее статичны, пейзаж более развит, колорит разнообразнее.

В первой половине XIX в. сюжеты для народ­ной картины иногда брались из литературных источников и из произведений художников-про- фессионалов. Так, в 1840-х годах неизвестным народным мастером была создана композиция «Панько Рудый — пасечник». В верхней части картины, над ульями, написаны имена И. Котля- ревского, Е. Гребёнки, Г. Квитки-Основьяненко. Известны свободные народные переработки про­изведений Т. Шевченко («Судная рада», «Сва­ты», «Приятели»), В. Тропинина, В. Штернберга.

Классовое расслоение крестьянства и быст­рое обеднение основной его массы при капи­тализме отрицательно сказалось и на дальней­шем развитии станковой народной картины, а по­явление на рынке дешевых печатных лубочных картинок завершило ее упадок. Да и сама на­родная картина становится предметом купли - продажи. Теперь мастер делал ее не по вдохно­вению, а на заказ или для рынка и поэтому был вынужден угождать вкусам покупателей. К кон­цу XIX в. народная картина в традиционном сво­ем виде почти не встречается.

Однако старые традиции не были окончатель­но утрачены. Уже в советское время народная картина возродилась в новой форме, устоявшие­ся сюжеты получили новую трактовку. В собра­нии украинского советского скульптора И. Гон­чара хранится картина «Мамай на коне», дати­рованная 1928 годом. Картина эта происходит из села Остапье на Полтавщине. Казак здесь изо­бражен в красноармейской форме верхом на коне: фигуры всадника и коня поданы в слож­ном, не свойственном старым композициям пово­роте. Но кобза в руках Мамая и развешанные на дереве колчан со стрелами и лук — это дета­ли, которые свидетельствуют о давней традиции. Традиционный сюжет «Казака Мамая» сохра­нился до нашего времени и в других видах на­родного искусства. Так, в 1920-х годах борзенский художник А. Саенко создал большую ком­позицию «Казак Мамай» в технике инкрустации соломой. Одним из последних произведений ма­стера народной керамики Е. Железняка была композиция «Казак Мамай», показанная 1963 году на Республиканской выставке народ­ного искусства в Киеве.

К этому сюжету обращаются и художники - профессионалы. «Казака Мамая» можно увидеть и в произведениях станковой графики, и на кера­мической декоративной плитке.

Наряду с традиционным «Казаком Мамаем» наблюдается возрождение и развитие бытовой народной картины. На Киевской областной вы­ставке народного искусства (1947 г.) экспониро­валась картина «Проводы в Красную Армию», в которой чувствовался отголосок старой народной картины на слова популярной песни «Козак од’їжджае, дiвчинонька плаче».

Новую интерпретацию получает и старый сю­жет «Судьба крестьянина». На одной такой кар­тине-диптихе с Тернопольщины изображены кре­стьянин-единоличник на маленьком клочке зем­ли и здесь же как сопоставление — тракторист, ведущий своего «коня» широким полем (1957 г.).

Б. С. Бутник-Сиверский 1964 г.

art.sovfarfor.com

НАРОДНАЯ КАРТИНКА - это... Что такое НАРОДНАЯ КАРТИНКА?

 НАРОДНАЯ КАРТИНКА НАРОДНАЯ КАРТИНКА - см. Лубок.

Большой Энциклопедический словарь. 2000.

  • НАРОДНАЯ ДЕМОКРАТИЯ
  • НАРОДНАЯ МЕДИЦИНА

Смотреть что такое "НАРОДНАЯ КАРТИНКА" в других словарях:

  • Народная картинка — см. Лубок (Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство Советская энциклопедия , 1986.) …   Художественная энциклопедия

  • Народная картинка — см.: Лубок …   Реклама и полиграфия

  • народная картинка — см. лубок. * * * НАРОДНАЯ КАРТИНКА НАРОДНАЯ КАРТИНКА, см. Лубок (см. ЛУБОК) …   Энциклопедический словарь

  • Лубок (народная картинка) — Лубок  вид изобразительного искусства, которому свойственна доходчивость и ёмкость образа. Лубок называют также народной (фольклорной) картинкой и связывают с раскрашенным графическим изображением, растиражированным печатным способом. Нередко… …   Википедия

  • Народная литература — Н. литература распадается: 1) на произведения, издавна обращающиеся в низших слоях населения и в значительнейшей своей части представляющая собой переживание, т. е. принадлежащие к таким видам литературного творчества, которые по своему… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Лубочная картинка — Лубок  вид изобразительного искусства, которому свойственна доходчивость и ёмкость образа. Лубок называют также народной (фольклорной) картинкой и связывают с раскрашенным графическим изображением, растиражированным печатным способом. Нередко… …   Википедия

  • Лубок —         народная картинка, произведение графики (См. Графика) (преимущественно печатной), отличающееся доходчивостью образа и предназначенное для массового распространения. Л. свойственны простота техники, лаконизм изобразительных средств… …   Большая советская энциклопедия

  • Россия. Русский язык и Русская литература: История русской литературы — История русской литературы для удобства обозрения основных явлений ее развития может быть разделена на три периода: I от первых памятников до татарского ига; II до конца XVII века; III до нашего времени. В действительности эти периоды резко не… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Лубок —         народная картинка, произведение графики (преимущественно печатной), отличающееся доходчивостью образа и предназначенное для массового распространения. Лубку свойственны простота техники, лаконизм изобразительных средств (грубоватый штрих …   Художественная энциклопедия

  • лубок — бка; м. 1. = Луб (2 зн.). Делать корзину из лубка. Липовый л. 2. Мед. Твёрдая накладка в повязке на место костного перелома. Наложить л. Нога в лубках. 3. Спец. Липовая доска, на которой гравируется картинка для печатания. 4. собир. Род… …   Энциклопедический словарь

dic.academic.ru

Украинская народная картина «Гопак». Начало XIX века

В бывших казацких слободах Приднепровья в течении XVIII – начала XIX веков существовала оригинальная школа живописи. К произведениям местной художественной школы можно отнести и полотно Днепропетровского художественного музея «Гопак» («У корчмы»), найденное в Мелитополе в 1903 году историком Запорожья Дмитрием Яворницким, одним из первых собирателей народных картин Приднепровья.

Картина неоднократно привлекала внимание исследователей, и в отношении ее жанровой классификации и даты создания бытуют разные мнения. Платон Белецкий рассматривает ее как вариант композиции «казак-бандурист» конца XVIII века, Другой специалист Федор Уманцев причисляет ее только к бытовому жанру середины XIX века.

Детали: сумка гусарского типа, костюм танцора, подобный мундиру «казака-черноморца» – устанавливают нижнюю границу даты создания картины – конец XVIII века. К XIX веку ее приближает свободное обращение с традиционной композицией «казак-бандурист». Народное представление об идеальном образе свободного казака получает прямое воплощение. Лихой запорожский танец – гопак – выбор такого мотива мог быть и вызванным представлением народного театра, вертепной интермедией, и навеян преданиями и историческими свидетельствами о запорожском быте, где, по словам историка, «веселье, молодецкость ценились как признак бесстрашия».

Изображенный на первом плане, прописан детально, что по правилам народной картины свидетельствует о его первенстве в образном ряду, жизнерадостный казак не сокрушается в беде, он герой народного творчества. Так в танцоре оживает традиция демократической трактовки образа казака.

Своеобразного оттенка придает произведению ввод третьей действующего лица – девушки. Ее вид далек от присущих народной картине женских типов. Существует предположение, что образ танцовщицы взят из какого-то голландского произведения. В то же время бросаются в глаза польские и украинские элементы ее костюма.

Впервые в народной картине как средство характеристики персонажей использован рисунок и цвет. Так, закругленность линий фигуры бандуриста контрастирует с изломанностью конструктивного рисунка танцовщика, что смягчается сочетанием обоих линейных ритмов в фигуре «паночки». У каждого действующего лица свое цветовое решение: казак – бедный по колориту, весь в черном, бандурист – в красном, традиционно и символически торжественном.

Танцовщица же – воплощение необычного и красивого – по колориту пестрая и нежная.

izi.travel

Народная картина"Казак Мамай", Петриковская роспись

Глубокая духовность отличает древнее украинское народное живопись распространенным сюжетом народных картин был"Казак. Мамай"("Казак бандурист"). Исследователи считают, что. Мамай -. Половецкие-татарское имя; в известно, что мама мы называли древних идолов, которых устанавливали на вершинах курганеи на вершинах курганів.

Картины"Казака. Мамая"скорее напоминали иконы (не столько христианские, сколько буддийские). В этом оказались стремление народа канонизировать своего любимого героя (Войтович, 2005)

Изображали"Казака. Мамая"на полотнах и стенах домов, на дверях и ставнях, на сундуках, кафельных печах и липовых колодах ульев. Очевидно, изображение казака выполняло роль оберега крестьянского помещ шкання. Однако такие картины нередко украшали усадьбы старшин и дворцы госпожапалаци панів.

Народного героя рисовали в состоянии отдыха. Он сидит"по-турецки", мечтательный и спокойный. Образ дополняют красивые усы, традиционный чуб-оселедец, серьга, люлька и бутыль-бутылка; оружие возложена ост торона, и верный конь наготове. В руках - бандура, а тихая песня повествует о запорожцах, родительский край и любимую, которые нуждаются в защите. Козак расположился под раскидистым дубом, в фольклорно-пи. Сенна традиции символизирует здоровье, устойчивость, красоту, долговечность народа. Возраст дуба - более 1 тыс. лет. По древним народным представлениям, в дубе живут души храбрых воинов-рати. Считалось, что дубовые рощи есть любимое место обитания богов, которым под старыми дубами наши предки приносили жертви приносили жертви.

Казак. Мамай своеобразно воплощает черты украинского характера - свободолюбие и мужество, совести и звитяжництво, мудрую народную философию миролюбия и надежды на лучшее будущее

Петриковская роспись

К достижениям декоративного живописи принадлежит. Петриковская роспись (название от с. Петриковка на. Днепропетровщине). Признание петриковской росписи обусловили самобытным творчеством. Татьяна. Пата,. Вера и. Галина. Павленко,. Вера. Клименко,. Надежда. Белоконь,. Полина. Глущенко,. Надежда я шкууш.

. Петриковского мастеров отличает художественно-поэтическое восприятие природы, стремление изящном воплотить буйство ее форм. Они преимущественно изображают разнообразие цветов, фрукты и ягоды, тугое зелень, листья, птиц, создают нэп превзойдены букеты, композиции, панно. В их росписях по-особому проявляется условность (один из важнейших признаков декоративного искусства). Основную композиционного решения составляет эллипс, что пое днуе петриковская роспись с писанкакою.

Заслуженное признание как мастер народной декоративной росписи и графики получила. Татьяна. Пата (1884-1976). Долгое время она преподавала в. Петровской школе декоративной росписи, создала авторские. Эски изы полотенец, ковров, росписей дымоходов. Присущее ей тонкое импрессионистического ощущения природы свидетельствуют выполненные ею декоративные панно:"Калина"(1913),"Павлины среди цветов"(1949),"Девушка с птицами"(1967uot;Панно з птахами" (1967).

Особенно привлекает"Птичка на калине", где пава, гостя из тропиков, будто царевна торжественно сидит на стебле, лакомясь сочными ягодами калины. Овальная форма куста, яркие краски делают картину. Татьяны. Па ать подобной писанка до писанки.

Красочная пава - древний символ разнообразие мира (индийская мифология) и оптимистического преодоления трудностей. Образ павлины также аллегорией вечности, в христианстве - символ весны, воскресение

Учениками. Т. Пати были украинские мастера декоративной росписи. М. Тимченко,. Ф. Панко,. В. Соколенко, которые закономерно продолжали художественную традицию и духовный опыт народа

Интересно, что один из вестибюлей дома. Организации. Объединенных. Наций, наряду с художественными произведениями разных народов, украшает ваза с петриковской росписью

Духовное родство творчества характеризует семью. Примаченко - мать и сына. Село. Болотной. Киевской области прославила самобытное творчество признанного в мире мастера народной декоративной росписи, на ароднои художницы Украины. Марии. Примаченко (1909-1997). Поэтическая фантазию и образность художницы взлелеяли традиции народной культуры и морали, лиризм украинской песни и поэтичность сказки, народные уя влення о добре и зле, человечность и красоту. В ее живописи органично взаимодействуют народные фольклорные традиции, изящная психологическая изобразительное; картины полны оптимизма, у них разные признаки бытия - радость и мечты, тревога и печаль: цикл"Людям на радость"(1960-1966), декоративное панно"Калиновая берег"(1966), композиции"Девушки-украинский"(1965),"Тело человека на солнце. Память" 966),"Радуются лошади и птицы"(1975),"Украинский день"(1976). Для творчества. Федора (сына. Марии. Примаченко) как представителя младшего поколения, скорее свойственно рационалистическое мироощущения ("Лошадь стои ть","Весна красна"; 1971 1973) (Островский, 1990уття ("Кінь стоїть", "Весна красна"; 1971 1973) (Островський, 1990).

Сокровищницу народной живописи обогатила творчество украинского мастера народной декоративной росписи. Анны. Собячко-Шостак (1883-1965). Из произведений мастера привлекают внимание цикл панно"Цветы. Укра ны"("Мои любимые цветы", 1963), за ее рисунками изготавливались вышивки в украинском народном стилеькому народному стилі.

Как самобытный мастер известная украинская художница. Екатерина. Билокур (1900-1961). Очень разнообразные и нежные ее картины на тему цветов:"Цветы вечером» (1942),"Георгины"(1940, 1957),"Розы и розы"(1 1954 - 1958),"Швовии"(1958). Однако самая главная тема художницы -. Хлеб, основа жизни народа ей свойственна глубокая народная мудрость, пиплекана под тружеников дедов-прадедов любовь к земле, щедро отблагодари уе тем, кто чтит. Такой обобщенный смысл характеризует картины"Царь-колос"(две композиции - 1944, 1947) и"Родное поле"(известное произведение художницы). В ее родной. Богдановне (на. Полтавщине) открыт в мемориальную усадьбу-музей (1977). С 1989 г установлено. Республиканскую премию имени. Екатерины белокЗ 1989 р. встановлено. Республіканську премію імені. Катерини. Білокур.

Лучшие коллекции украинского народного декоративного искусства и оригинальные изделия народных мастеров экспонируются в. Киевском музее. Народного декоративного искусства Украины, который открыто 1964 г. Здесь действуют постоянные выставки"Мария. Примаченко","Катерина. Билокур"и иа. Білокур" та ін.

В. Киеве 1993 г ??открыт музей. Ивана. Гончара на основе частной коллекции скульптора, лауреата. Государственной премии им. Тараса. Шевченко, народного художника Украины. Ивана. Гончара (1911 - 1993). Сборник его""украиники"XVII XX ст вмещает более 15 тыс. экспонатов, в том числе народные картины ("Казак. Мамай"), более 500 народных икон XVI - начала XX вв из разных регионов Украины, коллекцию тканей XVIII-XIX вв (2500), произведения гончарного искусства - посуда, изразцы, зооморфные пластические игрушки (650 предметовчні іграшки (650 предметів).

Скульптурное изображение. Берегини, работы. Ивана. Гончара, - теперь ежегодная награда, установленная для поощрения зарубежных ученых к студий украинистики

uchebnikirus.com