Неопластицизм - геометрия и искусство. Неопластицизм картины


Неопластицизм

Неопластицизм – одна из ранних разновидностей абстрактного искусства. Создан к 1917 году нидерландским живописцем П. Мондрианом и др. художниками входившими в объединение “Стиль”. Для неопластицизма характерно, по словам его создателей, стремление к “универсальной гармонии”, выразившееся в строго уравновешенных комбинациях крупных прямоугольных фигур, четко разделенных перпендикулярными линиями черного цвета и окрашенных в локальные цвета основного спектра (с добавлением белого и серого тонов).Neo-plasticisme (Nouvelle plasti- que) Этот термин появился в Голландии в XX веке.

Пит Мондриан определил им свои пластические концепции возведенные в систему и защищаемые группой и журналом “Стиль” (“De Sti- ji”) основанными в Лейдене в 1917.

Главной чертой неопластицизма было строгое использование выразительных средств. Для построения формы неопластицизм допускает лишь горизонтальные и вертикальные линии. Пересечение линий под прямым углом – первый принцип. Около 1920 к нему добавился второй который убирая мазок и подчеркивая плоскость ограничивает цвета красным синим и желтым т.е. тремя чистыми основными цветами к которым можно добавить только белый и черный.

С помощью этой строгости неопластицизм предполагал выйти за рамки индиви дуальности чтобы достигнуть универсализма и создать таким образом новую картину мира. Теории неопластицизма и его цели были сформулированы в журнале “Стиль”.

В 1920 Мондриан выпустил брошюру “Неопластицизм” изданную в Париже галереей Эффор модерн . Некоторые письменные работы художника были собраны в книгу и опубликованы в 1925 издательством Баухауза под названием Neue Gestaltung . Концепцию пере- секающихся под прямым углом линий приняли художники группы “Стиль”.

Под их влиянием Мондриан высказался за использование только основных цветов. Исторический вклад неопластицизма в живописи связан с творчеством Мондриана в области же практики – с распространением влияния группы “Стиль”.

Мондриан (Mondrian) Пит (1872- 1944) Один из крупных художников авангарда. Творчество М., подобно искусству его великих соотечественников, Рембрандта и Ван Го га, выходит далеко за рамки национальной голландской живописи. Выдающемуся художнику и мыслителю суждено было стать лидером и властителем умов, сначала европейского, а затем мирового художественного авангарда. Воздействие его творческого наследия ощутимо и на исходе XX столетия. Став известным пейзажистом, М, почувствовал, что живопись не просто интересует его сама по себе. Она лишь средство самопознания или Богопознания. Живопись (в толковании М. тех лет — «светопись») способна фиксировать истинное, не видимое обыденным глазом свечение вокруг материальных природных объектов — отражение Божественного света. Богоискательство привело М. к теософии, как это произошло с его великим русским современником В.Кандинским. Возникнув в России на рубеже столетий в трудах Е.Блаватской теософское учение, объединяющее все мировые религии и уделяющее особое внимание истории культуры и искусства, стремительно распространилось в странах Европы, особенно в протестантских Скандинавии, Германии и Голландии. В мае 1909 г. М. вступил в голландское отделение Теософского общества. Программным произведением М.-теософа стал монументальный триптих «Эволюция» (завершен в 1911 г.), само название которого выражает основное понятие учения Блаватской. Композиционной основой триптиха является священная в теософии геометрическая фигура — треугольник. К треугольникам сводятся лепестки стилизованных багряных цветов вокруг головы левой женской фигуры, олицетворяющей пробуждающуюся к жизни материю. Правая фигура олицетворяет anima mundi («душу мира»), проявляющую себя в свечении, цветной ауре вокруг материальных объектов; суть anima mundi воплощена M. в изображении вокруг головы теософских гектограмм — перекрещенных золотистых треугольников, концы которых обращены вниз и вверх, к Божественному свету. Центральная фигура триптиха воплощает божество, вершину треугольника мироздания, источник света; по сторонам ее головы также изображены треугольники внутри сфер.

Такой буквальной иллюстрации к теософскому учению мы больше не встретим в творчестве М.: однако в разработках мотивов с одиноким цветком или деревом («Хризантема» маслом, акварелью, гуашью 1909 г., «Красное дерево») чувствуется его близость к антропософу Рудольфу Штайнеру с его развитием на мистической основе натурфилософии Гёте. Подобно Гёте и Штайнеру, М. пристально всматривался в жизнь растения, открывая в каждой ее фазе аналогию с жизнью души и духовным озарением.

В состоянии творческого подъема, ставя перед живописью сверхзадачи по осмыслению и воплощению anima mundi, M. осенью 1911 г. на выставке в Амстердаме впервые встретился с кубизмом Пикассо и Брака. Конструктивные формосозидательные и коммуникативные проблемы синтетического кубизма нашли немедленный отклик в творчестве философствующего с карандашом и кистью в руках голландца. Весной 1912 r. M. уехал в Париж и начал работать в манере «высокого кубизма». В отличие от своих парижских предтеч, М. не ставил перед кубизмом задач изображения предмета или природного мотива со всех возможных точек обзора, пользуясь приемами ротационного зрения. Его «высокий кубизм» конструктивен и аскетичен. Из композиций устраняются не только цвет, сведенный к скупой черно-серо-голубой гамме, но и массы, предметность которых обозначена лишь выразительными геометрическими линиями, выявляющими внутренний костяк, основу жизни архитектурных и природных мотивов. Интересно, что сами эти натурные мотивы оставались для М. объектом того же пристального внимания, что и в докубистический, ранний период творчества. Обобщенные линейные полуабстрактные «Композиции» на тему деревьев чередовались с тщательными натурными меловыми рисунками в традиционной манере. Пользуясь разными стилистическими приемами, М. ставил перед собой одну и ту же задачу: проникнуть в тайны структуры мироздания с помощью геометрических знаков и «светописи».

В 1914 г. М. вернулся в Голландию, где оказался отрезанным от остальной Европы после начала Первой мировой войны. Здесь он вскоре сблизился с теософом, философом и математиком д-ром Шенмейкерсом, автором трудов «Принципы формотворческой математики» и «Новый образ мироздания». Под влиянием «Христософской» геометрии и теории чисел Шенмейкерса, претендовавшего на истинность знакового постижения Божественного космоса, М. открывал возможности геометрической абстракции в живописи. В больших овальных композициях тушью и углем он уподоблял фасады церквей и морские виды геометрическим структурам из вертикальных линий. Наиболее выразительные листы покрывались сетью геометрических знаков, получивших впоследствии у художников название «плюс-минус». Не случаен и избранный овальный формат композиций: теософия заимствовала у индуизма знак яйца — символ бывших и грядущих перерождений. Здесь М. подошел к полному отказу от фигуративности, чего избегали Пикассо и Брак.

В конце 1915 г. беспредметные опыты М. нашли отклик у молодого художника Тео ван Дуйсбурга (1883-1931), пытавшегося найти синтез живописи с современной архитектурой. В 1916 г. художники создали группу «Де Стейл», а в 1917 начали издавать художественный журнал с тем же названием «De Stijl». На страницах «De Stijl» M. публиковал теоретические выкладки о законах формообразования, приведшие к рождению нового направления — неопластицизма («Nieuwe Beelding in de Schilderkunst»). M., полностью отказавшись от фигуративности, теоретически и практически исследовал природу абстрактного искусства, обосновывая ведущую роль в композиции вертикальных и горизонтальных линий, демонстрирующих равновесие противоположностей: отказ от перспективных построений, так как «новый тип созерцания не исходит из какой-нибудь точки и видит везде»; и «абстрагированный от естественного цвета первоначальный цвет».

В основе его живописной теории лежали теософские представления о природе творчества. «Настоящий современный художник… осознает, что чувство прекрасного — космического, универсального происхождения. Такое признание неизбежно приводит его к абстрактному пластицизму, ибо человек остается верен только всеобщим принципам». И далее следует доказательство преимущества абстрактной формы перед натуралистической: «Новая пластическая идея не может использовать форму натуралистического или конкретного изображения, хотя последнее, в какой-то мере, обозначает универсум или, было бы правильнее сказать, скрывает его внутри себя. Но новая пластическая идея проигнорирует частности кажущегося мира, то есть натуралистические форму и цвет. Напротив, она найдет свое воплощение в абстрагировании от формы и цвета, в прямой линии и в ясном определенном первичном цвете».

М. подчеркивал, что неопластицизм является чистой живописью, а не чем-либо иным, отличным от нее. В этом заявлении он выступил как классический мастер Первого авангарда, оставляющий за живописью право на исчерпывающую полноту художественного выражения. В дальнейшем, после Второй мировой войны, точка зрения на уникальные права живописи кардинально изменилась. Но для художника-теософа М., работавшего в первой четверти XX в., роль чистой живописи непреложна. Он пояснил свою позицию по отношению к живописи будущего: «Средства выражения остаются прежними — форма и цвет, однако существенно углубленные с точки зрения внутреннего смысла; прямая линия и закрашенная поверхность отныне становятся чисто живописными средствами выражения». Сбалансированное взаимоотношение форм, равновесие противоположностей внутри живописной композиции, по мнению М., способствует изображению универсума в наиболее чистом виде, воплощению гармонии и единства, являющихся врожденными свойствами разума.

В своих теоретических опусах М. постоянно возвращался к доказательству преимуществ неопластицизма перед традиционной живописью, обосновывая принципы абстракции. Сегодня следовало бы сказать: принципы «геометрической абстракции», ибо представители этого направления второй половины XX в. в процессе творчества продолжают неуклонно следовать этим, мондриановским принципам начала века. Конкретная реальность не дает представления о целостности мироздания; ее репрезентация не является изображением универсума.

М. ввел в искусствоведческий лексикон понятие «космического сознания», обусловливающего развитие искусства. Представление о «космизме» живописи XX столетия и терминологически и по сути восходит к М., о чем часто забывают. Космическое сознание требует своего «технического» воплощения в искусстве; то есть, писал М. в 1919 г., произведение искусства должно быть вначале «сконструировано». Изображая взаимодействие форм, художник руководствуется законами мироздания и потому выражает внеличностное, универсальное начало, пользуясь двумя позициями, образующими между собой прямой угол. Тем не менее, с помощью ритмических отношений цвета и материальности пластической формы художник выражает личную субъективность. Поэтому, по мнению М., новый пластицизм дуалистичен по своей природе.

Концепция искусства, предложенная М. и нашедшая горячий отклик у его соратников — голландских художников Тео ван Дуйсбурга, Барт ван дер Лека и архитектора Уда, а также русского конструктивиста Эля Лисицкого (1890-1947) — представляла собой модель совершенной гармонии, доступной как для индивидуума, так и для общества в целом, и содержала в себе изрядную долю утопизма, рожденного в недрах протестантской культуры. Недаром Уд называл эстетику неопластицизма, воплощенную в живописи, сведенной к линии, пространству и цвету «протестантским иконоборчеством». Т. ван Дуйсбург провозглашал, что «Четырехугольник есть знак нового человеческого сообщества. Квадрат значит для нас то же, что крест обозначал для первых христиан». Нетрудно заметить в этом высказывании и обоснование роли «Черного квадрата» Малевича. Супрематические композиции великого русского новатора вопроизводились в начале 20-х гг. на страницах журнала «Де Стейл».

В период Второй мировой войны в 1940 г. М. эмигрировал в США. В Нью-Йорке в творчестве и мировосприятии уже старого художника свершились существенные перемены. Его «космическая» эстетика как бы заземлилась, вобрав в себя новые ритмы городской жизни, так не похожие на размеренный уклад старой Европы. Нью-Йоркские устремленные ввысь небоскребы и джаз нашли свой отклик в прямоугольных конструкциях неопластицизма. Строгие монохромные линии и плоскости цвета уступили место разноцветным полосам в композициях «Буги-вуги». М. в 1943 г. оценивал свои открытия следующим образом: «… деструктивная мелодия является эквивалентом деструкции видимого образа, подобия; конструкция рождается в процессе оппозиции чистых элементов — возникает динамический ритм».

В отличие от большинства своих современников и последователей, извлекших из открытий неопластицизма практический конструктивистский результат, М. был равнодушен к одной лишь предметно-средовой стороне вопроса. Главный смысл из его абстрактных полотен извлекает сам творец, ищущий единственно верную знаковую закономерность построения композиции. Переживания М. во время нанесения на холст или лист бумаги геометрических знаков сопоставимы с состоянием монаха в процессе работы над иконой. Работа над абстрактной композицией для М. есть акт медитации, а следовательно, путь к самосовершенствованию и Богопознанию, единственно достойный для христианина. Все это связывает М. с тысячелетней традицией мировой культуры. Однако сведение живописной изобразительности к единому символическому пластическому модулю и полный последовательный отказ от каких-либо форм мимесиса, лежащие в основе теоретических постулатов М., закладывают фундамент новой эстетики, получившей развитие у его европейских и американских наследников.

Соч.: Plastic Art and Pure Plastic Art and Other Essays. N.Y., 1947. Лит.: Seuphor M. Piet Mondrian. Life and Work. N.Y., 1957. М. Бессонова

Основная проблема которая стоит когда берешся за новый проект это не просто его создание , а разработка эффективного сайта , сайта который отвечает требованиям и виден аудитории.

Tags: Neo-plasticisme, Неопластицизм

This entry was posted on Friday, January 2nd, 2009 at 10:04 and is filed under направления. You can follow any responses to this entry through the RSS 2.0 feed. Both comments and pings are currently closed.

artdosug.ru

1. Сущность неопластицизма. Неопластицизм как направление в абстрактном искусстве

Похожие главы из других работ:

Детские творческие клубы сегодня

1.1 Сущность клубов

Воспитательный процесс в современной школе невозможно представить себе без включения учащихся в клубную деятельность, организуемую на добровольных началах с учетом интересов и потребностей детей...

Культура и личность

1.1 Социальная сущность личности

Такие элементы культуры как нормы, ценности, знания, ориентации составляют определенную систему и в качестве таковой входят во взаимодействие с другими компонентами общественной регуляции (экономика, социальная структура и политика)...

Культура и человеческое общение

1.2 Сущность и формы общения

Итак, процесс общения, коммуникации. Во-первых, он состоит непосредственно из самого акта общения, коммуникации, в котором участвуют сами коммуниканты, т.е. общающиеся. Причем в нормальном случае их должно быть не менее двух. Во-вторых...

Культура исламского мира

2.2 Сущность учения Ислама

Важнейшие столпы ислама: совершение молитвы. Молитва совершается пять раз в день и состоит из поклонов, сопровождаемых произнесением различных ритуальных формул; уплата милостыни в пользу бедных. Мусульмане верят...

Любительские движения

1. Сущность любительского движения

Своеобразной формой добровольного объединения граждан, примыкаю-щей к существующим формам и в то же время имеющей свою специфику, самобытность, свою определенную историю и традицию...

Неопластицизм как направление в абстрактном искусстве

2. Пит Мондриан - основатель неопластицизма и его группа «Стиль»

Один из ведущих мастеров беспредметного искусства, основатель школы неопластицизма, нидерландский художник Пит Мондриан (1872--1944) начал свой творческий путь в стенах Государственной академии художеств в Амстердаме...

Нравственное и эстетическое значение живописи французских импрессионистов

2.1 Сущность художественного метода

Если говорить о технике живописи, то надо отметить, что импрессионисты отказались от изображения форм и цвета такими - как полагали художники - те должны были быть, ради изображения их такими...

Особенности изображения человека в экспрессионизме

1.1 Сущность экспрессионизма

Экспрессионизм (от лат. expressio, «выражение») -- течение в европейском искусстве эпохи модернизма, получившее наибольшее развитие в первые десятилетия XX века, преимущественно в Германии и Австрии...

Проблемы временной и долгосрочной ассимиляции в чужую культуру

1.1 Понятие и сущность аккультурации

Еще в XX веке американские культурные антропологи Р. Редфилд, Р. Линтон и М. Херсковиц начали заниматься исследованием такого процесса, как аккультурация...

Развитие печатной гравюры 20-х годов 20 века

2.1 Понятие и сущность гравюры

Гравюра (фр. gravure от нем. graben -- копать или фр. graver -- вырезать, создавать рельеф) -- вид графического искусства...

Супрематизм

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НЕОПЛАСТИЦИЗМА

Термин «неопластицизм» происходит от голландского «de nieuwe beelding», что означает «новое искусство», -- так называли абстрактную живопись и идеалистическую философию Мондриана, а вслед за ним работы еще нескольких дизайнеров...

Театр как вид искусства

1. Сущность театра

Какие только перемены не происходили на земле -- эпоха следовала за эпохой, одна общественно-экономическая формация сменяла другую, возникали и исчезали государства, страны, империи, монархии, в глубинах океана исчезла Атлантида...

Феномен игры в современной культуре

2.1 Сущность игры

Об игре часто говорят, что это занятие «несерьёзное». Однако утверждение, что общественная жизнь по большей части развивается в форме игры, совсем не означает, что это «забавно» или что участники относятся к ней несерьёзно. С одной стороны...

Философия музыки

2. Сущность музыки

Вопрос «что есть музыка?», казалось бы, уже давно и согласно решённый, оказался в ХХ веке по-новому животрепещущим и остро дискуссионным. Когда музыкант безупречно высокого ранга говорит: «Если это музыка, то я -- не музыкант»...

Экспрессионизм. Изображение человека нестандартными выразительными средствами на основе работ Эгона Шиле

1.1 Сущность экспрессионизма

Экспрессионизм (от лат. expressio, «выражение») -- течение в европейском искусстве эпохи модернизма, получившее наибольшее развитие в первые десятилетия XX века, преимущественно в Германии и Австрии...

cult.bobrodobro.ru

Неопластицизм в живописи, картины | Галерея ЦЦ

Неопластицизм

Неопластицизм - одна из ранних разновидностей абстрактного искусства, созданная нидерландским художником Пьетом Мондрианом и другими живописцами объединения "Стиль" начала 20 века. Идея Неопластицизма - стремление к "универсальной гармонии", выражающееся в строго уравновешенных комбинациях крупных прямоугольных фигур, четко разделенных перпендикулярными линиями черного цвета, окрашенных в локальные цвета основного спектра (с добавлением белого и серого тонов).

Величайшие представители Неопластицизма - Пьет Мондриан, Тео ван Дусбург и другие.

01-СИНЕЕ ПОКРЫТИЕ 01-СИНЕЕ ПОКРЫТИЕ

..

02 ТЕМНО-СИНЕЕ ПОКРЫТИЕ 02 ТЕМНО-СИНЕЕ ПОКРЫТИЕ

..

03-ЗЕЛЕНОЕ ПОКРЫТИЕ 03-ЗЕЛЕНОЕ ПОКРЫТИЕ

..

04-КРАСНОЕ ПОКРЫТИЕ 04-КРАСНОЕ ПОКРЫТИЕ

..

05-ЖЕЛТОЕ ПОКРЫТИЕ 05-ЖЕЛТОЕ ПОКРЫТИЕ

..

06-ПОД-ПОКРЫТИЕ 06-ПОД-ПОКРЫТИЕ

..

3 ГОРОДА 3 ГОРОДА

..

ВХОД ВХОД

..

НЕБЕСНЫЕ ПУТЕШЕСТВИЯ НЕБЕСНЫЕ ПУТЕШЕСТВИЯ

..

..

ПРАВИЛА ИГРЫ ПРАВИЛА ИГРЫ

..

..

art-cc.com

Неопластицизм в архитектуре

НЕОПЛАСТИЦИЗМ

1.Определение

НЕОПЛАСТИЦИЗМ (гол. neoplasticism) - течение в голландском искусстве, которое существовало в 1917—1928 гг. в Голландии и объединяло художников, группировавшихся вокруг журнала «De Stijl» («Стиль») основанным в Лейдене в 1917. Для неопластицизма характерно, по словам его создателей, стремление к "универсальной гармонии", воплощенной в "чистой", геометризованно обобщенной форме. Для «Стиля» характерны чёткие прямоугольные формы в архитектуре («интернациональный стиль» П. Ауда) и абстрактная живопись в компоновке крупных прямоугольных плоскостей, окрашенных в основные цвета спектра (П. Мондриан).Neo-plasticisme (Nouvelle plastique) Этот термин появился в Голландии в XX веке. Понятие ввёл художник Пит Мондриан, которым определил им свои пластические концепции возведенные в систему и защищаемые группой и журналом "Стиль" ("De Stiji")

2. Немного истории

В бурном кипении 20-х гг. родились движения, вдохновившие своей отвагой весь XX век - КОНСТРУКТИВИЗМ, русский СУПЕРМАТИЗМ, голландское движение ДЕ СТИЛЬ. Целью этих художественных авангардных течений стала попытка найти новый язык, отражающий процессы кардинальных изменений, происходящих в обществе, и соединить теоретические исследования с окружающей реальностью. Художник-дизайнер-инженер воспринимался как творец, который создаст новый предметный мир для обновленного человека.

идей — журнал с тем же названием «Де Стил» (De Stijl),который издавался в Лейдене тиражом 200 экземпляров. Голландское движение «Де Стиль» ознаменовало триумфальное шествие новой эстетики.

Эстетика «стилистов» была связана с философией математика М. Г. Шунмакерса. Именно он предложил сузить цветовую палитру до трех базовых цветов и обосновал свою позицию в книге «Новый образ мира». В ней он писал, что желтый, синий и красный — «единственные существующие цвета… Желтый — это движение луча (вертикаль)… Синий — контрастный цвет по отношению к желтому (горизонтальный небесный свод)… Красный — соединение желтого и синего».

ведь «новый тип созерцания не исходит из какой-нибудь точки и видит везде». Второе — разделение трех основных цветов полосами «не цвета» (черного, серого или белого). Это подчеркнет плоскость. Использование в композиции этих принципов, по мнению художника, позволит выйти за рамки индивидуальности, достичь универсализма и, в конечном итоге, создать совершенно новую картину мира.

Концепция искусства а-ля Шунмакерс-Мондриан, названная неопластицизмом (Nouvelle plastique), стала определяющей для художественного метода группы «Де Стил». Свое второе рождение она получила, начав воплощаться в мебельной и архитектурной индустрии.

йных перекладин и панелей, закрепленных на болтах. Свое «красно-синее» кресло Ритвельд называл «фрагментом пространства, оживленным в качестве реальности».

Ритвельд и другие «стилисты» — художники Барт ван дер Лек, Георг Вантонгерлоо, архитекторы Роберт Ван`т Хофф, Я. И. П. Ауд, Ян Вилс и поэт Энтони Кок — работали самостоятельно, некоторые из них даже не были знакомы между собой. Их объединяли вера в теорию неопластицизма и знакомство с Тео ван Дусбургом.

Фирменным почерком участников «Де стиля» стали пространственная гармония, ясные плоскости, окрашенные в основные цвета и разделенные прямыми черными линиями, выявляющими конструкцию предмета. Образцом философии стиля стал дом Шредера (Утрехт), спроектированный в 1924г. Ритвельдом с продуманным цветовым решением наружного и внутреннего пространства.

Голландское движение «Де Стиль» (1917-1932) было более озабочено не утилитарными, а духовными проблемами. Его участники считали архитектуру прежде всего искусством, которое, став жизненной средой человека, приведет к духовному преображению и, в итоге, к возникновению справедливого общества. Спроектированные Тео ван Дусбургом и Герритом Ритвельдом дома решены как пирамидальные композиции, сложенные из кубических объемов отдельных помещений. В отличие от большинства модернистов, архитекторы Де Стиль активно использовали цвет: они окрашивали отдельные плоскости стен внутри и снаружи дома в белый, красный, синий, желтый и черный цвета, следуя примеру живописных произведений лидера движения Пита Мондриана.

В отличие от своего русского пандана — конструктивизма, в основу которого легло техническое видение художников-инженеров, неопластицизм базировался на философской системе из «двух базовых противоречий, формирующих нашу Землю и всё земное. Это горизонтальная силовая линия Земли вокруг Солнца и вертикальная силовая линия земли, имеющая своё начало в центре Солнца». Это учение о математической структуре Вселенной, разработанное голландским теософом Шенмакерсом (нидерл. Schoenmackers), стало фундаментом эстетики «Стиля» и тем самым неопластицизма.

3. Основные черты

Главной чертой неопластицизма было строгое использование выразительных средств. Для построения формы неопластицизм допускает лишь горизонтальные и вертикальные линии. Пересечение линий под прямым углом - первый принцип. Около 1920 к нему добавился второй который убирая мазок и подчеркивая плоскость ограничивает цвета красным, синим и желтым, т.е. тремя чистыми основными цветами к которым можно добавить только белый и черный.

С помощью этой строгости неопластицизм предполагал выйти за рамки индивидуальности чтобы достигнуть универсализма и создать таким образом новую картину мира. Теории неопластицизма и его цели были сформулированы в журнале "Стиль".

4. Основные представители

Тео ван Дусбург

искусствовед. Он занимался чистой живописью, искусством шрифта, конструированием, оформлением интерьеров и архитектурным проектированием. Как поэт выступал под псевдонимом И. К. Бонсет, как философ - под псевдонимом Альдо Камини. Псевдоним Тео ван Дусбург использовал для публикаций в журнале «Де Стил».

Около 1913 заинтересовался проблемами интеграции чистой живописи и архитектуры. В этой области проводил исследования совместно с Ж.Р. Аудом и Ж. Вильсом. Создал в Лейдене с Аудом художественную группу "Сфинкс", которая, однако, просуществовала недолго. В 1917 знакомится с П. Мондрианом, с которым основывает группу и журнал "Стиль".

Группа "Стиль" объединяла художников и архитекторов и пропагандировала "радикальное обновление искусства". Журнал служил трибуной "для создания единого интернационального модуля в Жизни, в Искусстве, в Культуре" посредством "чисто пластического произведения искусства", через создание равновесия между "универсальным и индивидуальным".

Дусбург явился идейным вдохновителем группы Стиль", разработчиком концепции и пропаганды рационализма, защищал геометрическую и скульптурную архитектуру в противовес картинному ее восприятию. Рациональное направление группы "Стиль" представляло оппозицию картинным эффектам экспрессионизма архитектурной школы Амстердама.

mirznanii.com

Дизайн в стиле «неопластицизм»

В этот день родился знаменитый художник и дизайнер Тео ван Дусбург, около ста лет назад заложивший основы направления, названного им «неопластицизм». Мы подскажем самые главные принципы и приметы этого стиля.

На фото:

Кому рекомендован неопластицизм в интерьере?

  • Обладателям типовых малогабаритных квартир и скромных бюджетов. «Хрущёвка» или современная малогабаритка с невысокими потолками — оптимальный вариант. Ведь создатели неопластицизма Тео ван Дусбург и Геррит Томас Ритвельд ориентировались как раз на людей скромного достатка, проживавших в маленьких помещениях.
  • Рационалистам, поборникам порядка и функциональных решений. Минимум деталей и тяга к гладким поверхностям облегчают уборку. Всё лишнее прячется в модульные системы хранения.

На фото:

Модульные системы хранения, куда прячется все лишнее,&nbsp– одна из примет интерьера в стиле неопластицизм.

  • Обладателям загородных домов в стилях конструктивизма и функционализма. Эти стили задают «правильную» структуру. Прямоугольные планы, большие окна, связь внешней и внутренней структуры, прозрачность — отличный фон для дизайна в стиле неопластицизм. Нередко в таких постройках используется и сходный декоративный приём: выделение отдельных «блоков» цветами и фактурами, например, сочетанием белых оштукатуренных стен и серого шероховатого бетона.
  • Поклонникам абстрактного искусства и простых ясных форм в архитектуре и дизайне. Неопластицизм требует от интерьера точного соответствия своим канонам, а те в свою очередь базируются на строгих ортогональных абстракциях. В силу этого мебель в стиле неопластицизм своими элементарными формами, подчёркнутой структурой и контрастной окраской напоминает детский конструктор, а сочетание окрашенных плоскостей (стен, дверей, модульных шкафов и т.д.) — абстрактные картины.

На фото:

Элементарные формы и контрастные цвета мебели в стиле неопластицизм придают ей сходство с детским конструктором.

Отделка

Принцип двух цветовых «триад». Колористические решения в этом стиле узнаваемы с первого взгляда, поскольку построены в соответствие с принципами знаменитых полотен Пита Мондриана. Она включает две триады: хроматическую (то есть цветную) — синий, красный, жёлтый, и ахроматическую — чёрный, белый, серый.

Цвет в черном контуре. Заключённая в чёрные контуры цветная плоскость — основной декоративный приём данного стиля. В идеале весь интерьер пронизывает схематичная модульная сетка, объединяющая все составные части в чёткую систему и создающая особую пластику.

Отсюда и особая любовь к окрашенным стенам. Вариант — однотонные обои, но в соответствие с «трёхцветкой», или с рисунком, выполненном в духе неопластицизма — сегодня на рынке можно найти подходящие винтажные коллекции. Потолки, как правило, остаются белыми и гладкими — никаких излишеств в виде карнизов и ступенчатых декораций. Полы желательно отделать материалами, дающими ровный однородный тон. Оптимальны наливные, из однотонного линолеума или дерева с невыявленной фактурой, предельно высветленного или, напротив, окрашенного «под венге».

На фото:

Дизайн стены в духе неопластицизма&nbsp– контрастные мозаичные полотна, обрамленные черными контурами.

Контрасты между цветовыми плоскостями и отдельными элементами подчёркивают структуру пространства. Неопластицизм мыслит интерьер как систему, все части которой должны находиться между собой в логически рассчитанном «равновесии сил». Цвет как раз выявляет и подчёркивает это равновесие.

Мебель

Лаконичность и функциональность. Ставка делается на модульные системы мебели и оборудования. Требование соблюдать прямоугольные или квадратные формы обязательно, острые углы и волнообразные «природные» силуэты решительно изгоняются.

Дешевая сборная мебель, которой отдаётся предпочтение, основывается на модуле из деревянного ящика, фанеры и бруса, как её и задумывал Томас Ритвельд. Цветовые контрасты компенсируют простоту форм. Отделка — глянцевый или матовый ламинат, окрашенный MDF или ДСП.

Мягкая мебель также следует простым прямоугольным формам, обивка текстильная и однотонная. Диваны практичные, раскладные, со съёмными подушками, приставной кушеткой или пуфом. Приветствуются модели, состоящие из нескольких модулей.

На фото:

Для любого отдельно взятого предмета мягкой мебели характерны простые прямоугольные формы и однотонная текстильная обивка. Подобно минимализму, набор предметов обстановки неопластицизм сводит к минимуму.

Аксессуары и свет

Самые простые формы. Светильники оптимальны встроенные, прямоугольные, в серых или чёрных металлических корпусах. Могут использоваться и витражные, встроенные в плоскость потолка и прикрытые матовым стеклом. Локальное освещение умело подчёркивает отдельные цветовые пятна или композиционные построения.

Шторы на окнах могут быть как одноцветные, так и воспроизводящие уже известную «сетку», в силу чего оптимальны рольшторы или сдвижные шторы-«панели».

Вопреки сложившемуся мифу, неопластицизм допускает присутствие аксессуаров. Но они также должны подчиняться общим правилам цветовой гаммы: скажем, «чёрные квадраты» подушек на красном диване, несколько жёлтых корок на сером стеллаже, абстрактная картина в духе Мондриана или скульптура из фанеры.

На фото:

Неопластицизм приветствует дизайнерские функциональные и декоративные элементы интерьера, которые можно считать произведениями абстрактного искусства.

www.4living.ru

Неопластицизм - геометрия и искусство

Неопластицизм – (гол. Neoplasticism, от греч. neos - новый   и пластика) – художественное течение, базирующееся на доктрине «искусства чистой пластики», выработанной голландским абстракционистом Питом Мондрианом и осуществленной им в собственном творчестве.Неопластицизм утверждал ясность, простоту, конструктивность   чистых, неприродных   геометрических форм. Обосновывая свою теорию, Мондриан отталкивался от идеи иллюзорности о противоречивости нашего   мира, его   субъективности. Задача художника освободить жизненные отношения от   погруженности в природные формы, очистить их от природы («денатурализовать») и дать им новое формирование. В стремлении освободить живопись от Мондриан   отказывается от чувственных форм (фигуративных) во имя эстетических (абстрактных).Мондриан – автор геометрических абстракций, «раскрывающих логику красоты». Живописные средства неопластицизма предельно лаконичны:   допускаются лишь комбинации с перпендикулярными пересечениями прямых линий, образовавшиеся плоскости окрашиваются тремя основными   цветами спектра – красным, синим, желтым. Структура   картины строится на противоположности элементов: цвет – не цвет (черный, белый, серый), вертикаль – горизонталь, большая поверхность (не цвета) – малая поверхность (цвета), единение которых, по мысли автора концепции, символизирует равновесие сил в гармонии мироздания.Время   становления неопластицизма относится к 1912-1917 гг. Позже его идеи развивались в организованном Мондрианом совместно с Тео Ван Дусбургом журнале «Де Стейл» («Стиль»), просуществовавшем с 1917 по 1928 гг., и одноименном художественном объединении. Ряд статей с изложением основ неопластицизма, опубликованных в журнале, вылился в итоговую брошюру «Нео-пластицизм», вышедшую в 1920 г. Несмотря на довольно ограниченные художественные возможности, теория Мондриана повлияла на развитие архитектуры, декоративно-прикладного искусства, дизайна и промышленной графики.Мастера неопластицизма: Пит Мондриан, Тео Ван Дусбург, Жан Альберт Горин, Илья Болотовски.

geometry-and-art.ru

Неопластицизм - это... Что такое Неопластицизм?

Картина в «мондриановской» манере.

Неопластицизм — введённое Питом Мондрианом обозначение направления абстрактного искусства, которое существовало в 1917—1928 гг. в Голландии и объединяло художников, группировавшихся вокруг журнала «De Stijl» («Стиль»). Для «Стиля» характерны чёткие прямоугольные формы в архитектуре («интернациональный стиль» П. Ауда) и абстрактная живопись в компоновке крупных прямоугольных плоскостей, окрашенных в основные цвета спектра (П. Мондриан).

В своей художественной практике Мондриан отталкивался от аналитического кубизма, но путём отторжения всех фигуративных элементов свел его к «выражению чистой пластики» — прямым линиям, голым плоскостям и прямоугольникам «базовых цветов» (красный, жёлтый, синий) на нейтральном фоне (белый, серый, чёрный). Идеи художников «Стиля» оказали огромное влияние не только на архитектуру и живопись, но и на дизайн интерьеров и мебели (см. Баухаус), а также на типографское дело.

В отличие от своего русского пандана — конструктивизма, в основу которого легло техническое видение художников-инженеров, неопластицизм базировался на философской системе из «двух базовых противоречий, формирующих нашу Землю и всё земное. Это горизонтальная силовая линия Земли вокруг Солнца и вертикальная силовая линия земли, имеющая своё начало в центре Солнца». Это учение о математической структуре Вселенной, разработанное голландским теософом Шенмакерсом (нидерл. Schoenmackers), стало фундаментом эстетики «Стиля» и тем самым неопластицизма.

Литература

  • Horst Richter. Geschichte der Malerei im 20. Jahrhundert. Köln. 1988

Ссылки

biograf.academic.ru