Михаил Нестеров: "Не бойтесь Соловков, там Христос близко...". Нестеров картина


биография, творчество, личная жизнь и картины художника.

«Я жил своим художеством», — писал о себе живописец Михаил Нестеров. Внутренняя красота была для него важнее, чем «так называемые сильные страсти». И эту неброскую, лиричную, но глубокую красоту Нестеров видел во всем: в героях, в окружающей их природе, которая на картинах мастера превращалась в знаменитый «нестеровский пейзаж».

Ученик первых передвижников

Родился Михаил Нестеров в 1862 году в Уфе. Его семья была купеческой, родители — хорошо образованными людьми широких взглядов. Они никогда не запрещали сыну заниматься творчеством: рисовать Нестеров начал еще во время обучения в гимназии. В возрасте 12 лет его отправили учиться в реальное училище, но уже через два года он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Педагогами Михаила Нестерова были Василий Перов, Илларион Прянишников, Алексей Саврасов. Под их влиянием ранние картины Нестерова созданы в традициях передвижничества.

«Перов остановился против картины, все сгрудились вокруг него, я спрятался за товарищей. Внимательно осмотрев картину своим «ястребиным» взглядом, он спросил: «Чья?» Ему ответили: «Нестерова». Я замер. Перов быстро обернулся назад, найдя меня взором, громко и неожиданно бросил: «Каков-с!» — пошел дальше. Что я перечувствовал, пережил в эту минуту! Надо было иметь 17 лет, мою впечатлительность, чтобы в этом «каков-с» увидеть свою судьбу, нечто провиденциальное... Я почувствовал себя счастливейшим из людей».

Основной жанр его первых полотен — бытовой, но молодой художник уделяет много внимания пейзажу, который вскоре станет одним из важнейших сюжетов его живописи. Позже в творчестве Михаила Нестерова появилась историческая тема, а за работу «Призвание М.Ф. Романова на царство» он получил звание свободного художника.

Михаил Нестеров: «Я прожил жизнь с кистью в руке» 4

Михаил Нестеров. Призвание М.Ф. Романова на царство. 1885

Михаил Нестеров: «Я прожил жизнь с кистью в руке» 4

Михаил Нестеров. Весенний пейзаж. 1890-е

Михаил Нестеров: «Я прожил жизнь с кистью в руке» 4

Михаил Нестеров. Адриатическое море. 1893

«Любовь и потеря сделали меня художником»

Первой работой, в которой воплотились характерные для зрелого творчества Михаила Нестерова черты, стала «Христова невеста». Создана она была после глубокой личной трагедии, постигшей художника. В 1886 году, спустя год после свадьбы, во время родов скончалась его жена Мария. Ее чертами наделяет художник героиню своей картины. Нестеров много раз писал свою супругу — многие женщины с полотен живописца похожи на его первую жену. В итоге в творчестве художника появился особенный женский образ, который современники прозвали «нестеровской девушкой».

«Достаточно произнести «нестеровская девушка», чтобы появился перед нами живой облик девушки из народа, поэтический образ, неразрывный с безмолвной печалью».

В полотне «Христова невеста» присутствует и так называемый «нестеровский пейзаж». Михаил Нестеров изображает русскую природу без использования ярких оттенков, она лишена внешней эффектности и очень лирична. Пейзаж в его произведениях имеет собственное настроение, созвучное настроению героев картин.

В 1889 году Нестеров создает один из своих шедевров — картину «Пустынник». Эта работа была куплена Павлом Третьяковым еще до ее показа на XVII Передвижной выставке. Самобытность и мастерство, аскетизм и выразительность, гармония и сила соединились в этом произведении. После «Пустынника» о Михаиле Нестерове заговорили как об одном из самых значительных современных живописцев.

Михаил Нестеров: «Я прожил жизнь с кистью в руке» 1

Михаил Нестеров. Христова невеста. 1887

Михаил Нестеров: «Я прожил жизнь с кистью в руке» 1

Михаил Нестеров. Пустынник. 1889

Михаил Нестеров: «Я прожил жизнь с кистью в руке» 1

Михаил Нестеров. Святая Варвара. 1894

«Нестеров, измученный жизнью, — очень сложная, мучительно сложная натура — как будто высказал в этой картине свою собственную душевную борьбу».

«Отрок Варфоломей» и «Святая Русь»

На деньги, полученные от продажи «Пустынника», Михаил Нестеров отправляется в свою первую заграничную поездку. Он путешествует по Европе, изучает работы старых мастеров, создает множество набросков и эскизов. Во время этой поездки к нему впервые приходит идея картины, посвященной Сергию Радонежскому. Для художника его образ с самого детства был особенным. В воспоминаниях Нестеров писал, что святой пользовался в семье его родителей «особой любовью и почитанием».

Возвратившись на Родину, художник начинает работу над самым известным своим произведением. «Видение отроку Варфоломею» становится сенсацией Передвижной выставки 1890 года. Картина получила самые разные отзывы: передвижники упрекали ее в пренебрежении реализмом и излишнем мистицизме, сторонники модерна восхищались ее тонкостью и утонченностью. Сам Нестеров всегда считал «Видение» своей лучшей работой. Позднее живописец создал цикл картин, посвященных жизни Сергия Радонежского.

«Жить буду не я. Жить будет «Отрок Варфоломей». Вот если через 30, через 50 лет после моей смерти он еще будет что-то говорить людям — значит, он живой, значит, жив и я».

Картина «Видение отроку Варфоломею» принесла Михаилу Нестерову новый художественный опыт — его пригласили в Киев для работы над росписями Владимирского собора. Некоторое время художник колебался, но все же принял приглашение. Нестеров посвятил церковным росписям более 20 лет своей жизни, и они принесли ему широкую известность. Художник создавал фрески для храмов в Абастурмане, Москве, Соловках.

Параллельно с этим он написал много полотен на религиозную тему. Духовные поиски художника воплотила в себе картина «Святая Русь» 1902 года.

Михаил Нестеров: «Я прожил жизнь с кистью в руке» 2

Михаил Нестеров. Видение отроку Варфоломею. 1889–1890

Михаил Нестеров: «Я прожил жизнь с кистью в руке» 2

Михаил Нестеров. Святая Русь. 1901–1906

Михаил Нестеров: «Я прожил жизнь с кистью в руке» 2

Михаил Нестеров. Путник. 1921

Портретная галерея Нестерова

Первые портреты, если не считать этюдов или портретов родителей, Михаил Нестеров написал в 1906 году. Они изображали его вторую жену, Екатерину Нестерову, и дочь Ольгу. Так началась галерея портретов членов семьи, друзей и близких художника.

После революции 1917 года, когда религиозная тема оказалась под запретом, живописец стал писать своих современников.

К работам постреволюционного периода относятся портреты ученого Алексея Северцова и художника Виктора Васнецова, писателей Максима Горького и Льва Толстого, хирурга Сергея Юдина и народной артистки Ксении Держинской. Эти картины отличаются вниманием к личности портретного героя и его роду занятий. Активная жизнь каждой творческой личности и была основной темой портретов, написанных Нестеровым. За портрет Ивана Павлова, созданный в 1935 году, художнику присудили Сталинскую премию, одну из первых в области искусства.

Михаил Нестеров: «Я прожил жизнь с кистью в руке» 3

Михаил Нестеров. «Портрет академика, биолога А.Н. Северцова». 1934 г.

Михаил Нестеров: «Я прожил жизнь с кистью в руке» 3

Михаил Нестеров. «Портрет художника В.М. Васнецова». 1925 г.

Михаил Нестеров: «Я прожил жизнь с кистью в руке» 3

Михаил Нестеров. «Портрет академика Павлова». 1935 г.

Писал художник и себя — в целом он создал около десяти живописных и графических автопортретов.

«И в портретах моих, написанных в последние годы, меня влекли к себе те люди, благородная жизнь которых была отражением мыслей, чувств, деяний их...»

Михаил Нестеров не оставлял творческую работу до последних дней своей жизни. Скончался он 18 октября 1942 года, на 81-м году жизни. Его последняя картина «Осень в деревне» была закончена за несколько недель до смерти.

Музы русских художников

Пять любимых женщин, вдохновивших российских живописцев на создание шедевров. И связанные с этим трагедии и драмы.

Благая весть, иль Благовещение

Христианский праздник на картинах русских художников.

Любовь в картинах русских художников

Вспоминаем самые нежные полотна русских живописцев о любви и цитируем стихи, написанные в год создания картины.

www.culture.ru

Нестеров: картины » Выдающиеся художники

Михаил Нестеров

Михаил Нестеров

В 1890 году выходец из Уфы Михаил Нестеров ворвался в художественную жизнь Москвы, представив на 18-й передвижной выставке в Петербурге свой шедевр «Видение отроку Варфоломею».По традиции, незадолго до открытия выставки перед картиной собираются строгие передвижники, «таран русской критики» В.В. Стасов, художник-передвижник Г.Г. Мясоедов, писатель-демократ Д.В. Григорович и издатель А.С. Суворин. Из воспоминаний Нестерова: «Судили картину страшным судом. Они все четверо согласно признали ее вредной, даже опасной в том смысле, что она подрывает те «рационалистические» устои, которые с таким трудом укреплялись правоверными передвижниками много лет, что зло нужно вырвать с корнем и сделать это теперь же, пока не поздно». Они убеждали Третьякова отказаться от покупки картины и тем самым наставить начинающего художника на путь истинный. Но Третьяков от покупки картины не отказался.

"Видение отроку Варфоломею"

М. Нестеров "Видение отроку Варфоломею"

Сюжет картины взят из «Жития преподобного Сергия» авторства Епифания Премудрого. Идея для русской живописи того времени имела смелое композиционное и живописное решение, пейзаж был не похож на пейзажи передвижников, лиричная одухотворенность мотива и невиданная доселе сопричастность к изображаемому. Картина повествует об эпизоде из детства Сергия Радонежского (в миру Варфоломея), великого русского святого и сподвижника, жизнь и наследие которого занимали Нестерова с ранней молодости. Согласно легенде, будучи юным пастушком и бродя по полям в поисках стада, отрок Варфоломей встретил у дуба древнего старца, который предсказал ему великую будущность и великую ответственность за судьбы своей земли. Здесь, в «Видении отроку Варфоломею», Нестеров нашел ту свою мечту, что занимала его впоследствии на протяжении двадцати-тридцати лет – жизнь православной Руси, жизнь святых чудотворцев, схимников, монахов, праведников и героев духа.

Картина стала первым из цикла работ, посвящённых Сергию Радонежскому, чей образ не переставал волновать художника на протяжении всей его жизни. За более чем 50 лет творческой работы Нестеров создал 15 больших произведений, посвящённых его излюбленному герою: «Юность преподобного Сергия» (1892—1897), триптих «Труды преподобного Сергия» (1896—1897), «Преподобный Сергий» (1898) и «Прощание преподобного Сергия с князем Дмитрием Донским» (эскизы, 1898—1899). Последняя картина так и не была полностью написана художником, осталась только в эскизах.

Пустынник

М. Нестеров "Пустынник"

«Пустынник», 1888-1889

Первая значительная картина, раскрывшая самобытность творчества Нестерова. Художник с искренностью и силой опоэтизировал человека, отказавшегося от суетных мирских страстей и нашедшего счастье в уединении и тишине природы. Его старик-монах – простец, с наивной верой в Бога, не искушенный в религиозно-философских мудрствованиях, но чистый сердцем, безгрешный, близкий к земле, – это и делает его таким счастливым. Написал он пустынника с отца Гордея, монаха Троице-Сергиевой лавры, привлеченный его детской улыбкой и глазами, светящимися бесконечной добротой. Пейзаж был лишен внешних красот, сер и скуден в своей наготе ранней зимы, но пронзительно поэтичен.

М. Нестеров "Портрет академика Павлова"

«Портрет академика Павлова», 1935

Знакомство с Павловым перерастает в близкую дружбу. Нестерова привлекают самобытность и непосредственность, буйный темперамент ученого. Живописец делал с него зарисовки, наблюдая его за чтением, разговорами, работой в саду. Ученый изображен на террасе своего дома в Колтушах. В его профиле и жесте рук ощутима неуемная энергия. Белый кружевной цветок на столе вносит в портрет лирическое начало. Пейзаж за окном – коттеджи, построенные для сотрудников Павлова – виден словно бы в туманной дымке. Краски портрета – светлые, серебристые, выявляют утреннюю свежесть этой бодрой прекрасной старости, утро творчества.

Философы

Философы

«Философы» (С.Н.Булгаков и П. А.Флоренский), 1917

В портретах С.Н. Булгакова и П.А. Флоренского, названном «Философы», Нестеров написал двух выдающихся представителей религиозно-философской мысли. Автор избрал жанр парного портрета, чтобы показать два антиномических характера в едином поиске истины. Вечереет. Неторопливо бредут два человека, погруженные в беседу. В одинаковых поворотах фигур, наклонах головы – разные выражения. Священник в белой рясе – воплощение кротости, смирения, покорности судьбе. Другой, в черном пальто, Булгаков – олицетворение неистового противления, яростного бунта.

М. Нестеров "Зима в монастыре"

«Зима в монастыре», 1904

Одна из самых прекрасных, чистых и свежих картин Нестерова, в которой так емко и глубоко отражено смятение человеческого духа, в данном случае молодой красивой монахини, вышедшей на белый снег и словно влекомой к себе голосами мирской жизни…Красное платье и окружающий пейзаж относятся к высшим достижениям Нестерова-колориста.

М. Нестеров "Отрок Варфоломей", этюд

«Отрок Варфоломей», этюд, 1889

Эта девочка (а не мальчик) стала моделью для образа Варфоломея в главной картине Нестерова. Художнику не сразу удается найти модель для головы Варфоломея. Задача была не из легких. По преданию, неизвестный святой, взглянув на юного пастушонка, угадал в нем «сосуд избранный». Художник почти отчаялся найти подходящий облик, как вдруг на деревенской улице нечаянно встретил хрупкую, болезненную девочку с бледным лицом, широко открытыми удивленными глазами, «скорбно дышащим ртом» и тонкими, прозрачными ручками. В этом существе «не от мира сего» он узнал своего Варфоломея.

М. Нестеров "Молчание"

«Молчание»

В Соловках была написана одна из лучших картин Нестерова «Молчание». Залив у подножия Рапирной горы. Таинственный свет белой ночи. В неподвижных водах отражается темная, поросшая лесом гора. Словно эхо, повторяют друг друга фигурки монахов в лодках, седобородого старца и юноши. Состояние природы чутко уловлено художником. Мастерство композиции здесь проявляется в ее лаконизме, выборе крупных планов, скупости обобщающих линий.

М. Нестеров "Великий постриг"

«Великий постриг», (1897-1898)

Картина «Великий постриг» была написана Нестеровым под впечатлением личной драмы. По его словам, он испытал «молниеносную любовь». В Кисловодске он встретился с девушкой – она была певицей и выступала с гастролями в местной опере – и был захвачен не красотой ее, а чем-то глубоко скрытым, тайной внутренней жизни. Девушка согласилась стать его женой, но вдруг отказала ему. В письме она объяснила свое решение тем, что не сможет дать художнику счастье, что ее любовь помешает осуществлению его творческой мечты.Тема картины «Великий постриг» – реквием по несбывшейся любви. Он написал старообрядческий скит, затерявшийся в лесной глуши – такие он видел на родине и в окрестностях Троице-Сергиевой лавры. На фоне пологих холмов, поросших елями, стоят деревянные домики – кельи монахинь. Здесь же церковь, часовенка. По узкой улице движется медленная процессия, длинная вереница женщин разных возрастов, одетых в черные монашеские рясы. Впереди – юная девушка в сарафане и платке, повязанном по-старообрядчески. Это композиционный и эмоциональный центр картины – девушка, юная, чистая, кроткая, с глубокой печалью в сердце. За ней, словно печальное эхо, такая же девушка в профиль. Они еще не монахини, но скоро и им предстоит выбрать этот путь. Можно только гадать, несчастная ли любовь причина их ухода из мира или просто отвращение к его грязи и пошлости. За девушками следует старуха с девочкой. Первая – воплощение примиренных страстей, вторая их еще не испытала. Красота весенней природы вносит примиряющие нотки в скорбную мелодию целого. Высокое мастерство декоративного решения целого соединяется здесь с умением выразить лирико-драматический настрой, подобный музыкальному.

www.palitra.co

описание и год создания картины

Российская империя была богата на поистине неординарных художников, все они имели свой неповторимый стиль, излюбленные жанры и сюжеты, которые по сей день радуют душу русского человека. Однако не все из них были прославлены как при жизни, так и после кончины, что является досадной несправедливостью. Таким художником был и М. В. Нестеров - автор множества картин, прославляющих могущество России и православной веры. Самыми знаменитыми его произведениями считаются "Видение отроку Варфоломею", "Тишина", серия работ, посвященных святому Сергию Радонежскому и "Святая Русь". Именно на последней из них будет сфокусировано внимание в данной статье.

М. Нестеров "Видение отрока Варфоломея"

Биография художника

Родина М. В. Нестерова - небольшой городок Уфа, в котором он родился в 1862 году. Атмосфера его семьи была пропитана любовью к вере - родители художника были глубоко религиозными людьми, которые и привили Михаилу Васильевичу особое отношение ко всему, что связано с христианством. Они поддерживали интерес юного творца к живописи и оказывали значительную поддержку его начинаний, за что художник был им крайне благодарен на протяжении всей жизни.

Михаил Нестеров

В возрасте 12 лет Михаил Нестеров переезжает в Москву, чтобы поступить там в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, а после этого - в Петербургскую Академию художеств. Учителями, оказавшими на него значительное влияние, были лучшие художники того времени: В. Г. Перов, П. П. Чистяков, И. М. Прянишников, В. Е. Маковский.

В 1883 году в своем родном городе во время летних каникул художник встречает свою первую жену, Марию Мартынову, которая трагически умерла через 3 года после свадьбы во время родов их дочери. После этого Михаил Нестеров будет часто писать героинь своих работ по образу покойной возлюбленной. Смирившись с утратой Марии, он женился во второй раз спустя почти 20 лет после ее смерти.

Его серьезная карьера как профессионала начинает свое развитие 1885 году, когда он получает звание свободного художника. После этого написанные Нестеровым картины приносят ему все большее признание, среди них работа "Пустынник", купленная небезызвестным П. М. Третьяковым. Он также берется за роспись множества храмов, черпая вдохновение из европейских святынь, эта деятельность приносит ему небывалое удовольствие.

После Октябрьской революции в жизни творца возникают сложности - его семья вынуждена перебраться на Кавказ, где художника настигает болезнь. Последние 26 лет Нестерова проходят напряженно ввиду того, что большинство создаваемых им работ имеют религиозную тематику, а это идет вразрез с идеологией Советов. Художник скончался на 81 году жизни и был похоронен на Новодевичьем кладбище.

Картина "Святая Русь"

М. В. Нестеров "Святая Русь"

Это одно из самых неоднозначных произведений художника было представлено миру в 1902 году. Основой, на которой стоит сюжет этой картины, являются слова Христа из Евангелия: "Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные и Аз успокою вы". Эта же фраза считается неофициальным вторым названием "Святой Руси" Нестерова Михаила.

Это творение было неблагосклонно принято обществом: многие критики сочли ее противоречащей текущим церковным канонам. В адрес картины также были сделаны замечания о том, что Христос получился отстраненным, безучастным. Возможно, это связано тем, что его взгляд направлен в противоположную от приходящих к нему людей сторону. Таким образом, общее впечатление людей от этой картины сложилось не очень приятное. Впоследствии художник признается, что стремился исправить допущенные в этой работе ошибки при написании следующего произведения - "На Руси" (известной также как "Душа народа"), где изобразил Иисуса уже в виде иконы.

О создании произведения

Год написания "Святой Руси" Нестерова ознаменован постепенно разворачивающимися предреволюционными событиями, но несмотря на это, он смело демонстрирует ее на выставке. Перед тем, как начать работать над произведением, он тщательно изучает местность на Соловках в Архангельской области, рисуя многочисленные этюды и наброски. Все персонажи картины также имеют свои прототипы в реальной жизни, которых Нестеров рисовал в этом же месте. Исключениями являются лишь образы святых и Христа, взятые с их канонических изображений, а также двух женщин слева на картине, поддерживающих больную, - их художник написал со своих сестры и матери. Объединив все наработки, собираемые в течение долгого времени, Михаил Васильевич создает это знаменитое произведение.

Смысл, заложенный в полотне

Сюжет картины полон символичности. Действие происходит будто бы во время раннего христианства, когда убранство церквей было очень простым и их облику придавалось не такое большое значение. Именно поэтому церковь не занимает много места на полотне, и по этой же причине Христос явился людям посреди леса, на природе. Скрытый смысл картины в том, что вся русская земля с великолепием ее природы и людей, на ней живущих, является Святой Русью. Ее можно также интерпретировать как ответ людям, в чем заключается величие их родины - в чистой православной вере.

Символично и то, что покаяние, которым пронизана "Святая Русь" Нестерова, связано с беспокойством за будущее России. Ведь картина писалась во время, когда предчувствовались серьезные перемены в стране.

Описание картины "Святая Русь" Нестерова Михаила

На самом ближнем плане картины изображены небольшие растения - кустарники, маленькие ели, неокрепшие березы. Даже в этом прослеживается истинное любование художника природой России.

Согласно сюжету картины, центром композиции являются Христос, святые Сергий Радонежский (справа от Христа), Георгий Победоносец (позади) и Николай Чудотворец (слева). Эти великомученики вызывают глубокое уважение художника, потому их присутствие в произведениях художника не случайно. Церковь за ними изображена без излишней вычурности - деревянная, покрытая толстым слоем снега с серыми куполами. Выделяя ей такое небольшое пространство на полотне, Нестеров старается акцентировать внимание зрителя в основном на людях и святых.

Центральный план

Люди, которые пришли с покаянием и своими бедами к Иисусу, являются самыми разными - и дворяне, и совсем юные верующие мальчик и девочка, и старцы, и странники. В ногах у святых стоит бедный крестьянин и, вероятно, лежит кто-то близкий ему. Крестьянин просит Христа об исцелении родного человека. Чуть поодаль стоит молодая девушка в черном платке, чей взгляд пронизан скорбью. Из-за преобладания в ее одеянии мрачных цветов можно предположить, что она овдовела и пришла просить об упокоении души любимого. Справа на картине Михаила Нестерова "Святая Русь" изображены две женщины, которые помогают стоять на ногах больной девушке. За всем этим скоплением люда виднеются пожилые странницы, кажущиеся совсем не заинтересованными в происходящем.

Дальний план

На заднем плане произведения виднеется безграничный простор Святой Руси: высокие горы, покрытые густым лесом, широкая река. Все укутано снегом и умиротворенно молчит, стараясь не мешать происходящему на картине. То могущество природы, которое вложил Нестеров в "Святую Русь", подтверждает предположение о том, он считает всю русскую землю наделенной особым даром - всепрощающим, помогающим и исцеляющим. Примечательно и то, что художник не выделяет пейзаж яркими цветами, как бы немного забывая про него, но зритель все равно чувствует присутствие на полотне безмолвного гиганта - природы.

Палитра картины

Как и во многих других своих произведениях, художник не стремится сделать цветовую гамму "кричащей", чрезмерно насыщенной. Михаил Васильевич как бы старается перевести внимание созерцающего на сюжет, чтобы тот не отвлекался на цвета. Основные оттенки "Святой Руси" Нестерова - серые, голубые, коричневые. Темных деталей не так много, доминирует сложный серо-голубой холодный цвет - им написаны облачное небо, снег и воздух. Относительно яркие акценты можно заметить на деталях - платок странницы, корзинка крестьянина, одеяние Георгия Победоносца, цветы на одежде дворянки и одежда больной девушки.

Несмотря на кажущуюся с первого взгляда холодность произведения, оно все же приковывает к себе внимание и удерживает его за счет наличия множества деталей. Зритель невольно задумается о том, что стремился передать художник, и тогда картина играет новыми красками.

Другие произведения Михаила Васильевича

М. Нестеров "Душа народа"

Как упоминалось ранее, "работой над ошибками" после написания "Святой Руси" стало произведение "Душа народа". В данном творении изображен крестный ход и исправлено все то, что вызвало волну негодования у критиков в прошлой работе - это и отсутствие Христа в образе человека, и святых, и бо́льшая проникновенность сюжета. Картина написана в 1916 году, ее пейзаж соответствует реальному месту у реки Волги. Как и в "Святой Руси", многие ее герои написаны по реальным людям - среди богоискателей изображены небезызвестные писатели - Соловьев, Толстой и Достоевский. Примечательно, что эти гении слова тоже были глубоко верующими людьми, и по этой причине художник передумал изображать на ней Максима Горького - его сердце было занято идеей революции, а не веры.

М. Нестеров "Троица Ветхозаветная"

Помимо написания связанных с темой православия картин, Нестеров увлеченно расписывает внутреннее убранство храмов. Первая монументальная работа по росписи стен была совершена в храме Владимирского собора в Киеве. Художника так увлек этот вид искусства, что он продолжал работать в храмах на протяжении 22 лет своей жизни.

М. Нестеров "Путь ко Христу"

Далее он расписывал дворцовую церковь Александра Невского в Грузии, где его рукой было создано более 50 работ, после этого - Марфо-Мариинскую обитель, в которой одной из лучших его работ была "Путь ко Христу", затем Спасо-Преображенский собор и Соловецкий монастырь. За все время работы в церквях Михаил Васильевич создал объем работ, несравнимый с количеством картин любого другого монументалиста. Более того, он начал писать совершенно новые для того времени сюжеты - никто до него не изображал святых на фоне природы.

М. Нестеров "Сергий Радонежский"

Невозможно переоценить вклад Михаила Нестерова в русское искусство. Создавая самобытные произведения, полные любви к русской вере и природе, художник лучшим образом пропагандировал искреннее уважение к необъятной Родине - России.

fb.ru

Нестеров, Михаил. Все картины художника

РУССКИЙ БОГ

1

Капли ягод – капли крови,

И босым идёт Христос.

Вот пшеницы поле, кровли

Ветхой деревеньки. Бос.

А леса вокруг синеют.

Жаль, церковники всегда

Исказить слова умеют –

В этом данности беда.

Красных капель шаровидный

Вид – их тяжесть или свет…

Низкой жизнью и постыдной

Мы живём. Варьянтов нет.

И – неназванного нету:

Не записаны слова,

Что их разнесло по свету,

Очевидные едва?

Очевиднейшие – мощью,

Сокровенной глубиной.

Полем ли проходит, рощей –

Иисус всегда с тобой.

Колокольни дальний очерк,

Зелень трав, густых весьма.

А величье звёздной ночи?

А роскошная зима?

Слово стало плотью, ибо

Слово сотворило мир.

Вероятно, делать выбор

Должен ты во всякий миг.

2

Пантократор смотрит на Христа

Во плоти живого.

Что такое русское тоска?

Может быть, неверье в слово?

Полем шествует Христос,

Стены вдалеке белеют.

Монастырь весьма велик.

Дни его аскезой веют.

И по озеру Христос

Пред монастырём проходит.

И не видят и не верят

Христиане…или вроде?

3

Края одежды зацепились за куст,

Капли крови на веточке тут остались.

И припал к этим каплям нищий.

И струились воздухом милосердье и жалость…

4

Снега. По ним

Бог в хитоне.

От костров дым.

Но то не –

Важно – Христос

Идёт по Руси,

Непризнан и бос –

Юрод, все кричат, юрод.

Но держится земля ещё на оси.

5

Пляшут рьяно. Пируют и скачут.

Для них молитвы ничего не значат.

Они не заметят идущего полем Христа.

В озере бы не заметили и кита.

Подорожник расцвёл. Иван-чай завял.

Монастырь богат, поскольку не мал.

И если Христос войдёт к ним, он помешает им,

Нарушит их сладкого бытия режим.

6

Обнажённый нерв горит, Христос,

Сердце обнажённое стенает.

Ты идёшь, никто не устилает

Путь глобальный лепестками роз.

В ссоре вновь удельные князья,

Духовенство вновь плетёт интриги.

Позабыты книги. Ибо книги

О духовном, наша же стезя

Матерьяльна, мы грешны, Христос.

Ты идёшь, никто не устилает

Путь глобальный лепестками роз.

И Россия чёрным отливает.

7

Мальчишки строят снежные –

Воюют тоже – крепости.

Дни праздно-безмятежные

Иль праздник – род нелепости?

Горят кресты, и главы

Церковные горят.

Но без Христовой славы.

Христос идёт. Глядят.

Глядят, не веря – это ли

Христос? У нас кипит

Жизнь матерьяльно, съехали

К такой. Один лишь быт.

Христос идёт. Весеннее,

Духовное – долой!

Кричим, и о спасении

Не мыслим, и мучения

Твои что нам, родной?

gallerix.ru

Михаил Нестеров: жизнь и творчество художника

Михаил Васильевич Нестеров (1862, Уфа—1942, Москва) — русский и советский художник-живописец.

Содержание

Биография Михаила Нестерова

Творчество Нестерова

Работы художника

Картины Михаила Нестерова

Библиография

Биография Михаила Нестерова

Михаил Васильевич Нестеров родился в Уфе 19 (31) мая 1862 в купеческой семье. Получил высшее художественное образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1877–1881 и 1884–1886), где его наставниками были В.Г.Перов, А.К.Саврасов, И.М.Прянишников, а также в Академии художеств (1881–1884), где учился у П.П.Чистякова.

Жил преимущественно в Москве, а в 1890–1910 – в Киеве. Не раз бывал в Западной Европе, в том числе во Франции и Италии, много работал в Подмосковье (Абрамцево, Троице-Сергиева лавра и их окрестности). Был членом «Товарищества передвижников».

Творчество Нестерова

Если ранние его исторические картины еще по-передвижнически сюжетно-бытописательны (Избрание Михаила Федоровича на царство, 1886, Третьяковская галерея), то позднее, как бы идя вослед В.М.Васнецову, он усиливает в своих образах фольклорные черты (За приворотным зельем, 1888, Саратовский художественный музей имени А.Н.Радищева), атмосферу религиозной легенды (Пустынник, 1888–1889, Третьяковская галерея). Под воздействием живописи французского символизма (П.Пюви де Шаванн и в особенности Ж.Бастьен-Лепаж) Нестеров подчеркивает идиллически-задушевное единство своих героев и окружающей природы. Таково знаменитое Видение отроку Варфоломею (будущему Сергию Радонежскому; 1889–1890, Третьяковская галерея), написанное близ Абрамцево, – картина, где чувством чудесного проникнуты в равной мере и фигуры, и типически-среднерусский пейзаж.

С этих лет художник активно работает и в сфере религиозного монументально-декоративного творчества: росписи Владимирского собора в Киеве (1890–1895), где Нестеров выступил прямым продолжателем Васнецова; мозаики и иконы церкви Спаса-на-крови в Петербурге (1894–1897), росписи храма Александра Невского в Абастумани (1902–1904), Покровского храма Марфо-Мариинской обители в Москве (1908–1911).

Здесь закрепляется традиция «церковного модерна», наполняющего канонические церковные сюжеты глубоким лиризмом.

Под Благовест

Не приняв революции, Нестеров уединяется в творчестве. Религиозные сюжеты (где мастер варьирует прежние мотивы) допускаются лишь на «экспорт», а единственная его постреволюционная выставка (1935) носит закрытый, «спецпропускной» характер. В эти годы художнику лучше всего удается выразить себя в портретах; он пишет людей искусства и науки как своего рода подвижников творческой аскезы.

Таковы Художники П.Д. и А.Д.Корины (1930), Академик И.П.Павлов (1935), Скульптор И.Д.Шадр (1934), Скульптор В.И.Мухина (1940; все работы – в Третьяковской галерее) и др.

В последние десятилетия жизни Нестеров увлеченно работал над воспоминаниями, которые вышли отдельной книгой (под названием Давние дни) в год его кончины.

Работы художника

  • Соловки
  • Святая Русь
  • Видение отроку Варфоломею
  • Под Благовест
  • Старец – раб Божий
  • Девушки на берегу
Девушки на берегу Девушки на берегу За приворотным зельем За приворотным зельем На горах На горах
  • Молчание
  • Преподобный Сергий Радонежский
  • Философы (С.Н.Булгаков и П. А.Флоренский)
  • За приворотным зельем
  • Портрет Виктора Васнецова
  • Портрет скульптора Веры Мухиной
  • Девушка у пруда (Н.М.Нестерова)
  • На горах
  • Благовещение. Архангел Гавриил и Дева Мария
  • Моление о Чаше
  • Всадники
  • На Руси
  • Скит
  • Весна. Абрамцево
  • Родина Аксакова
  • Два лада
  • Троица ветхозаветная

Библиография

  • Алексеев С. В. Зримая истина. — СПб.: Нева; М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003. — ISBN 5-7654-2517-8 ; 5-94849-207-9
  • Дурылин С. Н. Нестеров-портретист. — М.—Л., 1949.
  • Ионина Н. А. Сто великих картин. — М.: Вече, 2000. — ISBN 5-7838-0579-3

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: bibliotekar.ru, ru.wikipedia.org

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес [email protected], мы и наши читатели будем вам очень благодарны.

Михаил Нестеров: картины художника

Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Михаил Нестеров: жизнь и творчество художника

Проголосуйте

allpainters.ru

"Не бойтесь Соловков, там Христос близко..."

Михаил Нестеров: "...и я принялся за этюд. Он удался, а главное, я, смотря на этот пейзаж, им любуясь и работая свой этюд, проникся каким-то особым чувством "подлинности", историчности его... Я уверовал так крепко в то, что увидел, что иного и не хотел уже искать..."

Михаил Нестеров. Молчание.
Соловки Михаила Нестерова

Творчество Михаила Нестерова связано с традициями русского православия: первой значительной работой художника стала картина "Пустынник" (1888), написанная в Троице-Сергиевой лавре. На картине два равных образа - монах, старик с просветленной и чистой душой и среднерусская осенняя природа. Говорят, что нестеровский монах был навеян образом старца Зосимы из романа Ф.И.Достоевского "Братья Карамазовы". Нестеров написал своего пустынника с отца Гордея, монаха Троице-Сергиевой лавры, пораженный его бесконечно доброй душой и светлым образом. Пейзаж картины очень красив своей сдержанностью и удивительно поэтичен. Между природой и человеком чувствуется великая божественная связь, элементы которой будут всегда видны в последующих образах нестеровской Святой Руси.

Картина Михаила Нестерова "Пустынник".

Работы Михаила Нестерова приобрёл П.М.Третьяков. Третьяковскую галерею украсили "Пустынник" и "Видение отроку Варфоломею". С этого момента М.Нестеров полностью поглощен темой монашества, в его творчестве становится доминирующей тема православного начала русской духовности. В 1903 году Михаил Нестеров едет в Соловки. А в 1914 пишет картину "Лисичка" (Холст, масло. 101 x 127 см. Государственная Третьяковская галерея. Инв. номер: 22449. Поступление: В 1934 от "Всекохудожника").

"...обитавшие у скитов лисы перестали бояться людей и заходили в кельи к знакомым монахам. Это приводило в изумление писателя и страстного охотника Пришвина, как, впрочем, и художника Нестерова (картина "Лисичка")" (Асеф Джафарли. Особенность Соловецкой охоты. Журнал "Культура". Москва. 16.04.1998)

Лучшая картина Соловецкого архипелага

Самыми сильными, полными северного лиризма произведениями о Соловках стали картины "Тихая жизнь", "Мечтатели" и "Молчание", написанные в Соловецкий монастырь в 1903 году. Удивительная северная природа и благородные, полные внутреннего достоинства соловецкие люди покорили Нестерова. Природа Соловков стала для него святым храмом.

Поделиться в социальных сетях

Под впечатлением Соловков была написана одна из лучших нестеровских картин "Молчание". Берег острова Анзер. Гора Голгофа. Таинственный свет раннего утр, все еще ночные тени, падающие на неподвижную морскую воду. Фигуры монахов в лодках - старца и юноши. Умиротворенное состояние природы и духовный человеческий покой соединены художником в лаконичной, сдержанной композиции.

Картина Михаила Нестерова "Лисичка" навеяна Соловками.

Здесь, на Соловках, Нестеров задумал удивительную картину. "Явление Христа народу" Нестеров решил перевести на русскую землю. Изобразить явление Христа русскому народу была второй попыткой художника, а первой стала картина "Святая Русь", главным смыслом которой были слова: "Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные и Аз успокою Вы".

Зимний пейзаж навеянн природой Соловецких островов. Именно там художник писал этюды для картины. Любимые нестеровские герои, богомольцы, странники, монахи, девушки, дети, все они написаны по этюдам с реальных лиц, сделанным Нестеровым на Соловках. Две женщины, помогающие больной девушке, портреты сестры и матери художника. К глухому лесному скиту приходят верующие, каждый со своей бедой. Навстречу им выходит Иисус с наиболее почитаемыми на Руси святыми - Николаем, Сергием и Георгием. Пейзаж Соловков, так удавшийся художнику, стал своего рода дополнительным образом, олицетворением русского характера картины.

Эта картина оказалась последней, в которой художник использовал соловецкие этюды. Более к теме Соловков Нестеров не обращался, и лишь однажды написал портрет человека, которому Господь предрешил стать одним из величайших людей, погибших в Соловках. История портрета мистическая: ни художник, ни тем более его герой, отец Павел Флоренский, не знали и да и не могли знать о соловецкой судьбе, предопределенной свыше выдающемуся философу-богослову.

Поделиться в социальных сетях

Нестеров пишет портрет соловецкого узника

Мало кто знает, что Соловки мистическим образом вернулись к Михаилу Нестерову и еще раз напомнили о себе. На сей раз с трагической стороны.

Картина Михаила Нестерова "Соловки".

Вторая серия портретов написана Нестеровым в самый разгар большевистского мятежа и последующей гражданской войны в россии. В цикл вошли портреты Л. Толстого (1907), архиепископа Антония (1917), философов-богословов П. Флоренского и С. Булгакова (1917), И. Ильина (1922). В них художник отразил его современников в момент наивысших нравственных исканий и раздумий. Подчеркивание отрешенности человека от внешнего мира, сдержанные композиции, строгость красок подтверждает, что в творчестве Нестерова этого периода преобладали интонации, связанные с разрушительным действием "революционного" хаоса. Художник предчувствует приближающуюся трагедию, подчеркивает озабоченность, серьезнейшие размышления и переживания современников.

В портрете Сергея Булгакова и Павла Флоренского, названном "Философы", Нестеров написал двух выдающихся российских религиозных философов. Нестеров был знаком с идеями отца Павла Флоренского, знал основы его учения. Он избрал жанр парного портрета, чтобы показать два разных подхода к поиску истины, два разных пути, две разные судьбы.

Сергей Булгаков (1871-1944) - философ и теолог, видел и хорошо понимал причины катастрофы общества, отравленного марксистской идеей. С.Булгаков оставляет должность профессора Московского университета и покидает страну в 1922 году. Он уезжает во Францию, организует общество Святой Софии, и становится профессором богословского института в Париже (1925-1944). Михаил Нестеров. Философы. Портреты П.Флоренского и С.Булгакова. 1917.

Отец Павел Флоренский остался в России. Как и тысячи других честных русских ученых, он оказывается в соловецком узилище - Соловецком лагере особого назначения. Священник Павел Флоренский, ученый-энциклопедист, "русский Леонардо да Винчи" провел на Соловках 4 года и был расстрелян коммунистами 8 декабря 1937 года.

Работа Михаила Нестерова является, по-видимому, единственным портретом великого ученого, ставшего соловецким заключенным и погибшего в Соловках.

Михаил Нестеров и советская власть

Михаил Нестеров: «Пережитое за время войны, революции и последние недели так сложно, громадно болезненно, что ни словом, ни пером я не в силах всего передать. Вся жизнь, думы, чувства, надежды, мечты как бы зачеркнуты, попраны, осквернены. Не стало великой, дорогой нам, родной и понятной России. От ее умного, даровитого, гордого народа осталось что-то фантастическое, варварское, грязное, низкое. Одна черная дыра, и из нее валят смрадные испарения «товарищей» — солдат, рабочих, всяческих душегубов и грабителей…»

...1937-й: в присутствии Нестерова арестовывают его дочь Ольгу с мужем. Муж его другой дочери Натальи, пушкинист и основатель музея-квартиры Пушкина на Мойке, расстрелян. Нестеров хлопочет о родных через Екатерину Пешкову, просит поговорить об их судьбе с Алексеем Толстым художника Корина, работавшего над портретом «красного графа», пишет письма Сталину.

В 1941 году — очередной зигзаг судьбы: Нестерову за портрет физиолога Павлова присуждают Сталинскую премию I степени, а на следующий год в связи с восьмидесятилетием — звание заслуженного деятеля искусств РСФСР, награждают орденом Трудового Красного Знамени.

По разным мемуарам гуляет история, пересказанная Даниилом Граниным, о том, как Нестеров отказался писать сталинский портрет: будто бы Сталин сам позвонил художнику с этим заманчивым предложением, на что тот ответил: «Я не могу. Мне уже давно не нравится ваше лицо». (Шаталов Александр. Другая Россия Михаила Нестерова. The New Times, № 14-15 (283). Москва. 22.04.2013)

Поделиться в социальных сетях

www.solovki.ca

Михаил Нестеров | Русский дом

нестеров3

 

Михаил Васильевич Нестеров, молодой художник из далекой Уфы, ворвался в художественную жизнь России смело и стремительно. Его картина «Видение отроку Варфоломею» стала сенсацией 18-ой Передвижной выставки в Москве.Юношеские мечты провинциала о признании, о славе начинали сбываться. Его отец полушутя говаривал, что лишь тогда он поверит в успех сына, когда его работы будут приобретены Павлом Михайловичем Третьяковым, знаменитым московским коллекционером. Попасть в Третьяковскую галерею значило больше, чем иметь академические звания и награды. И вот уже две картины Нестерова куплены Третьяковым — «Пустынник» и «Видение отроку Варфоломею».

Передвижники были идейными вождями русского общества 1870-х — 1880-х годов. Их выставки посещали люди всех сословий, студенты и курсистки, молодые рабочие, разночинцы-интеллигенты, представители ученой и художественной элиты, высшая знать и члены царской семьи. Экспонировать свои работы на передвижной было великой честью для начинающего живописца. И вот картины Нестерова приняты. Это ли не успех?Но незадолго до открытия выставки над «Варфоломеем» сгущаются тучи. Перед ним собираются строгие охранители чистоты: передвижнического направления — «таран русской критики» В.В. Стасов, маститый художник-передвижник Г.Г. Мясоедов, писатель-демократ Д.В. Григорович и издатель А.С. Суворин. Нестеров вспоминал: «Судили картину страшным судом. Они все четверо согласно признали ее вредной, даже опасной в том смысле, что она подрывает те «рационалистические» устои, которые с таким трудом укреплялись правоверными передвижниками много лет, что зло нужно вырвать с корнем и сделать это теперь же, пока не поздно». Дело кажется таким серьезным, что четверка решается отговорить Третьякова от покупки картины.Коллекционер в это время бродит по экспозиции, присматривая новые экспонаты для своей галереи. Первым решается заговорить с ним Стасов: «Картина эта попала на выставку по недоразумению… ей на выставке Товарищества не место, задачи Товарищества известны, картина же Нестерова им не отвечает. Вредный мистицизм, отсутствие реального, этот нелепый круг (нимб) вокруг головы старика…» Особенно возмущало критиков то, что молодой автор не испытывает никакого раскаяния. А поскольку молодежь следует учить, они призвали Третьякова отказаться от покупки картины и тем самым наставить начинающего на путь истинный. Но Третьякова уважали именно за независимость вкусов и предпочтений. Внимательно выслушав оппонентов, он заявил, что от картины не откажется.

нестеровНедоброжелатели Нестерова были во многом правы. Они чутко уловили новаторство художника. Сам того не желая, он выступил как бунтовщик против передвижнических устоев: материализма, позитивизма, реализма. Передвижническому искусству отражения жизни в формах самой жизни Нестеров противопоставил искусство преображения действительности во имя выражения внутреннего мира человека — мира видений, грез, фантазий. Для передачи этой новой реальности он обратился к новому художественному языку. Имматериализовал линии, формы, краски, подчинил их декоративному ритму. Превратил картину в подобие декоративного панно. Тем самым, не порывая с реализмом, он приблизился к символизму. Образ Сергия был душевно близок Нестерову с раннего детства. Он знал его по семейной иконе и лубочной картинке, где Сергий-пустынножитель кормил хлебом медведя. В представлении художника это был глубоко народный святой, «лучший человек древних лет Руси».

По возвращении из Италии Нестеров поселился в деревне Комякино, недалеко от Сергиева Посада. Здесь сама природа словно бы хранила воспоминания о жизни Преподобного. Художника глубоко трогает кроткое очарование северного пейзажа. В своей бесплотности она словно просвечивала в иную, метафизическую реальность. Часто бывая в Троице-Сергиевой лавре, Нестеров вошел в мир народных преданий и верований, связанный с Сергием Радонежским.Напитавшись «русским духом», Нестеров начинает искать в жизни «подлинники» своих грез. Навсегда сохраняется его стремление опереться на натуру, даже в том случае, когда он создает ирреальные образы. С крыльца абрамцевского усадебного дома ему открывается, по его воспоминаниям, «такая русская, русская осенняя красота». Он проникается каким-то особым чувством «подлинности» и «историчности» этого вида. Здесь он пишет эскиз, ставший в переработанном и дополненном виде фоном картины. Не сразу Нестерову удается найти модель для головы Варфоломея. Задача была не из легких. По преданию, неизвестный святой, взглянув на юного пастушонка, угадал в нем «сосуд избранный».Художник почти отчаялся найти подходящий облик, как вдруг на деревенской улице нечаянно встретил хрупкую, болезненную девочку с бледным лицом, широко открытыми удивленными глазами, «скорбно дышащим ртом» и тонкими, прозрачными ручками. В этом существе «не от мира сего» он узнал своего Варфоломея.Образ Сергия продолжает волновать Нестерова на протяжении всей жизни. Вслед за «Видением отроку Варфоломею» он работает над большой картиной «Юность преподобного Сергия». Нестеров творит миф о Святой Руси, стране, где человек и природа, равно одухотворенные, объединены возвышенным молитвенным созерцанием. Художник создает свой тип пейзажа, получивший название «нестеровского». Такого еще не было раньше в русском искусстве. Обращаясь чаще всего к северной природе или природе средней полосы России, неброской, лишенной изобилия и бравурности южной, он отбирает определенные ее приметы, повторяя их, варьируя во многих своих картинах. Неизменные составляющие нестеровского пейзажа — юные тонкие деревца: преувеличенно вытянутые бело-ствольные березки, пушистые сосенки, рябины с красными гроздьями ягод и резной листвой, вербы с пушистыми сережками. Каждое из них портретно, каждое наделено собственной душой…

нестеров8

Творчество Нестерова выросло на почве христианской духовной традиции. Оно вдохновлялось идеей о православии как движущей силе отечественной истории. Христианское мироощущение Нестерова, его любовь к России определяются во многом атмосферой семьи, в которой он вырос.Нестеров родился в глубоко патриархальной, традиционно религиозной купеческой семье, в Уфе, в предгорьях Урала. Он принадлежал к старинному купеческому роду. Дед его — Иван Андреевич Нестеров, был выходцем из новгородских крепостных крестьян, переселившихся при Екатерине II на Урал. Он получил вольную, учился в семинарии, затем записался в купеческую гильдию и 20 лет служил уфимским городским головой.Отец Нестерова славился в городе щепетильной честностью и был уважаем до такой степени, что все новые губернаторы и архиереи считали своим долгом делать ему визиты, чтобы представиться. А он принимал не всех. В доме царила мать, Мария Михайловна, умная, волевая. Близость с родителями сохранилась у Нестерова до конца их дней. В каждый свой приезд в Уфу он вел с ними, особенно с матерью, долгие задушевные разговоры, а разлучаясь, писал подробные письма о своих творческих успехах и неудачах, неизменно находя понимание и сочувствие.

По семейной легенде, Нестеров выжил благодаря чудесному вмешательству святого. Младенец был «не жилец». Его лечили суровыми народными средствами: клали в горячую печь, держали в снегу на морозе. Однажды матери, как говорил Нестеров, показалось, что он «отдал Богу душу». Ребенка, по обычаю, обрядили, положили под образа с небольшой финифтяной иконкой Тихона Задонского на груди и поехали на кладбище заказывать могилку. «А той порой моя мать приметила, что я снова задышал, а затем и вовсе очнулся. Мать радостно поблагодарила Бога, приписав мое Воскресение заступничеству Тихона Задонского, который, как и Сергий Радонежский, пользовался у нас в семье особой любовью и почитанием. Оба угодника были нам близки, входили, так сказать, в обиход нашей духовной жизни».

нестеров6

Жизнь в городе была спокойной и неторопливой. Уфа, вспоминал Нестеров, «несмотря на все усилия цивилизации… немудрая, занесенная снегом, полуазиатская. По ней нетрудно представить себе сибирские города и городки. Начиная с обывателей, закутанных с ног до головы, ездящих гуськом на кошевках, и кончая сильными сорокаградусными морозами, яркими звездами, которые в морозные ночи будто играют на небе, им словно тоже холодно и они прячутся…» Поэзия народных преданий и обычаев, красота русской природы определяют мироощущение Нестерова-художника.Единственное, к чему он в детстве проявляет настоящий интерес, не считая многочисленных шалостей и озорства, это рисование. Ум и чуткость родителей проявились в том, что они согласились с советами учителей, подметивших художественные способности мальчика, и, несмотря на то, что в Уфе к художникам относились как к неудачникам, людям третьего сорта, предложили ему поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.

Из учителей наибольшее влияние на Нестерова оказал Василий Перов. Его искусство не отличалось высоким качеством рисунка или колорита, — оно волновало начинающего художника умением проникнуть в человеческую душу. Нестеров не может на первых порах определить свой собственный путь. Он мечется, неудовлетворенный собой, и даже оставляет училище и поступает в Академию художеств в Петербурге. Но там он остро чувствует рутинность традиционного преподавания. Правда, в академии в это время работает замечательный педагог П.П. Чистяков, но Нестерову не по душе его система: с шутками и прибаутками Чистяков учит серьезным профессиональным навыкам. Молодому же Нестерову хотелось, подобно Перову, заботиться не о колорите, рисунке или фактуре живописи, а задеть за сердце зрителя, пробудить его ум. Серьезное изучение вопросов техники казалось в те времена недостойным передового художника.Лишь первая и самая истинная, как считал Нестеров, любовь и потрясение от смерти молодой жены совершают в нем психологический и творческий переворот. Он находит, наконец, свою тему и свой художественный почерк.

Это была любовь с первого взгляда. Он встретил юную девушку — Марию Ивановну Мартыновскую — на летних каникулах в Уфе. Дочь Нестерова О.М. Шретер писала о своей матери: «Первый весенний цветок с его тонким ароматом. Никакого внешнего блеска. Потому-то так нелегко объяснить исключительное чувство к ней отца. Почти через шестьдесят лет вспоминал он о нем как о чем-то светлом, поэтичном, неповторимом». «Судьба», «суженая» — излюбленное слово их обоих в письмах. Была она крайне впечатлительна, нервна, несмотря на простоту и бедность, по-своему горда… Над всеми чувствами доминировала особая потребность не только быть любимой, но любить самой безгранично, страстно, не считаясь даже с условностями того далекого времени.Родители Нестерова были против их брака. Нестеров уехал в Петербург зарабатывать звание свободного художника и тяжело там заболел, а Мария Ивановна в весеннюю распутицу на лошадях из Уфы бросилась его выхаживать. Они обвенчались без благословения родителей.Через год родилась дочь Ольга, и этот день, по словам Нестерова, и был самым счастливым днем его жизни. Но через сутки после родов Маша умерла.Горе было невыносимым. Нестеров пытался изжить его, воскрешая любимые черты на бумаге и холсте. Он писал и рисовал портреты жены, и ему казалось, что она продолжает быть с ним, что души их неразлучны. Он написал ее портрет в подвенечном платье, вспоминая, какой цветущей, стройной, сияющей внутренним светом она была в день свадьбы. «Очаровательней, чем была она в этот день, я не знаю лица до сих пор, — вспоминал Нестеров в старости, безжалостно описывая и себя, маленького, неуклюжего, с бритой после болезни головой. — Куда был неказист!»

нестеров7В нестеровских иллюстрациях к Пушкину Мария Ивановна становилась Царицей, Машей Троекуровой, барышней-крестьянкой, Татьяной Лариной. Не расставался он с дорогим образом и расписывая Владимирский собор.

Свыше двадцати двух лет своей жизни Нестеров отдал церковным росписям и иконам. Все началось с того, что его картина «Видение отроку Варфоломею» понравилась Виктору Васнецову. Имя этого художника в то время гремело: он расписывал с помощниками Владимирский собор в Киеве, задуманный как памятник национальной истории, веры и неорусского стиля. Предстояло не только «сложить живописную эпопею» в честь князя Владимира, но и создать целый пантеон подвижников веры, русской культуры и истории. Здесь были князья — защитники Руси от половцев, татар и немцев — Андрей Боголюбский, Михаил Черниговский, Александр Невский, подвижники просвещения — Нестор Летописец, иконописец Алимпий и другие. Русские христианские образы соединялись с общечеловеческими.Нестеров принял предложение Васнецова работать во Владимирском соборе. Его манила задача создания современной монументальной живописи, некогда достигшей высот в творениях древних мастеров, а затем, в XIX веке, превратившейся в официозное богомазание. Влекла к себе молодого художника и личность Васнецова, с работами которого Нестеров уже был знаком. Доходили слухи, что Васнецов творит чудеса во Владимирском соборе. Нестеров писал: «Там мечта живет о «русском Ренессансе», о возрождении давно забытого дивного искусства «Дионисиев», «Андреев Рублевых». Эта мечта и позвала Нестерова в Киев.Нестерову нравился реализм и историзм Васнецова, о его святых он говорил с восхищением: «Вот как живые стоят». «Все они переносят зрителя в далекое прошлое, дают возможность представить себе целые народы, их обычаи и характеры». Пленяла его и декоративная красота храма.Испытав обольщение религиозными росписями Васнецова, Нестеров на первых порах начинает подражать им, но затем спохватывается и находит свой собственный язык. Помогает ему в этом поездка в Италию, совершённая ради изучения византийского искусства.По сравнению с росписями Васнецова, полными в изображениях святых энергии и мужества, нестеровские более лиричны. Они еще более приближаются к стилю модерн декоративной уплощенностью композиции, рафинированностью и бесплотностью образов, утонченностью серебристого колорита. Источником нестеровской образности и в церковных работах остается живая жизнь. В многочисленных натурных эскизах он прорабатывает детали композиции, человеческую фигуру, лицо.

нестеров2Еще дальше по пути сближения со стилистикой модерна Нестеров идет в росписях для храма Александра Невского в Абастумани в Грузии. Здесь художнику предоставлялась полная творческая свобода. Заказчик работы — наследник русского престола цесаревич Георгий одобрил эскизы Нестерова и выразил пожелание, чтобы он познакомился с образцами росписей в знаменитых храмах Кавказа. Нестеров изучил фрески и мозаики Гелатского монастыря, храма в Мцхете, Сафарского монастыря, Сионского собора в Тифлисе, но не считал нужным подражать увиденному, хотя оно и произвело на него сильное впечатление. Лишь эффект нежного сияния красок, подсмотренный в храме селения Зарзма, попытался сохранить в своих росписях. «Перед нами предстало чудо не только архитектуры, но и живописи. Храм весь был покрыт фресками. Они сияли, переливались самоцветными камнями, то синими, то розовыми или янтарными», — так он вспоминал о росписях в этой церкви.

Декоративная стилизация форм и линий, их ритмическая перекличка, интерес к орнаменту превращали росписи Нестерова в декоративные панно в стиле модерн.Нестеров не был удовлетворен своими росписями абастуманского храма, так же как и росписями в Новой Чартории.Более значительными представлялись ему его монументальные росписи в церкви Марфо-Мариинской обители в Москве, построенной архитектором Щусевым по заказу великой княгини Елизаветы Федоровны. Архитектор построил церковь Покрова в стиле старой новгородско-псковской архитектуры. Нестеров не захотел стилизовать свои росписи под древние новгородские фрески, хотя они тогда только что были расчищены от старых записей и вызывали восторг художников своей монументальной мощью. Только в образах, выполненных для иконостаса, он использовал лаконизм линий и обобщенность силуэтов церковных первоисточников. Основные же росписи он выполнил, опираясь на конкретные зрительные впечатления. В Италии он пишет этюды для сюжета «Христос у Марфы и Марии» и сохраняет в росписи импрессионистическую многоцветность, синие и лиловые тени весны — краски новые в церковных росписях.«Все более и более приходил я к убеждению, что стены храмов мне не подвластны. Свойственное мне, быть может, пантеистическое религиозное ощущение на стенах храмов, более того, в образах иконостасов для меня неосуществимо. …Решение отказаться от церковной живописи медленно созревало…»

Самооценка Нестеровым собственной церковной живописи, упомянутая на предыдущей странице, представляется слишком суровой. Художнику удалось внести в нее и новое, поэтическое мироощущение и новый стиль, новые краски. Но Нестеров был не монументалистом по характеру своего дарования, а лириком. Поэтому даже на стенах церкви он стремится создать станковую картину. В Марфо-Мариинской обители он задумывает написать на стене трапезной картину «Путь ко Христу».Ее композиция созревает в живых наблюдениях около Троице-Сергиевой лавры. Она должна была стать выражением сокровенных нестеровских мыслей.

Для многих русских художников второй половины XIX века недосягаемым идеалом представлялась картина Александра Иванова «Явление Христа народу», — их привлекали ее высокий духовный настрой и совершенное художественное воплощение. «Явление Христа народу» Нестеров решил перевести на русскую почву и показать явление Христа русскому народу.Это была не первая его попытка. Первоначально он написал картину «Святая Русь». Содержание произведения определяли евангельские слова: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные и Аз успокою Вы». На картине к скиту, затерянному в глухой лесистой долине, приходят стар и млад, каждый со своей бедой. Навстречу им из-за ограды выходят Христос и святые, наиболее почитаемые на Руси заступники — Николай, Сергий и Георгий («Егорий Храбрый» — герой русских былин). Все происходит на фоне зимнего пейзажа, навеянного природой Соловецких островов, где художник писал этюды для картины. Пейзаж, удавшийся художнику, не стал, однако же, как ему хотелось, олицетворением «всея Руси», не приобрел, как в «Видении отроку Варфоломею» исторический характер. Богомольцы, пришедшие ко Христу, это любимые нестеровские герои — странники, монахи, старообрядки, девушки, дети. Все они написаны по этюдам с реальных лиц, отобранных Нестеровым на Соловках или в Хотькове.

нестеров4

Две пожилые женщины на правом плане, поддерживающие больную девушку, — это сестра и мать художника. В изображении этой группы проявилась любовь художника к самым близким для него людям, и, возможно, это своего рода благодарственная молитва за спасение едва не погибшей от болезни дочери Ольги. Неудачной оказалась левая часть композиции с изображением Христа и святых. На всех них лежит отпечаток официозной церковности, а Христос, по меткому выражению Льва Толстого, походит на итальянского тенора.В его облике нет теплоты, он слишком холеный, надменный, начальственный. Такого рода изображения Христа были распространенными в академических религиозных композициях. Фигуры святых Нестеров взял из своих прежних работ.

Еще не был написан эскиз картины «Путь ко Христу», как Нестеров уже начал подготовительную работу над картиной «Христиане». Позже она получила название «На Руси» (Душа народа). Она завершила поиски монументальной картины, выражающей заветные нестеровские мысли о России. Нестеров работал над этим полотном в период между первой русской революцией 1905 года и первой мировой войной 1914 года. Закончена она была в разгар войны и отразила тревогу художника за судьбы родины. Нестеров пытается ответить на вопросы:«Кто мы? Откуда мы? Куда идем?» Художник отказывается от изображения труждающихся и обремененных и показывает Россию во всей ее духовной и интеллектуальной мощи. Он не вводит в картину Христа, помня о прежних неудачных попытках, а может быть, и о мнении Льва Толстого, считавшего эту задачу невыполнимой. Лишь на одном из первоначальных эскизов толпа народа идет за Христом. В картине Христос присутствует лишь в виде старинной потемневшей иконы Спаса. На правом плане обращает на себя внимание «Христова невеста» с горящей свечой в руке.На левом плане картины в группе женщин в белых холщовых паневах — «Христа ради юродивый», человек, добровольно принимающий облик умалишенного, чтобы жить по закону правды. Еще в картину «Святая Русь» Нестеров хотел поместить выдающихся представителей русской интеллигенции, народных самородков — Федора Шаляпина, Максима Горького. Горький даже побывал на полотне в толпе богоискателей, но художник убрал его. Нестеров восхищался личностью и творчеством Горького, но после знакомства с ним понял, что смыслом жизни этого человека была не христианская любовь, а революционная борьба.

В картине «На Руси» вместе с народом идут христианские писатели Достоевский, Толстой, Владимир Соловьев. Нестеров особенно почитал Достоевского. За фигурой писателя он поместил его героя, «русского инока» Алешу Карамазова.В Толстом он видел, прежде всего, мастера слова, но иронически относился к его христианским мудрствованиям. «Христианство» для этого, в сущности, нигилиста, «озорника мысли» есть несравненная «тема». Толстой помещен стоящим вне толпы и как бы находящимся в сомнении — стоит ли присоединяться? Вся эта толпа движется вдоль берега Волги. Нестеров избирает эту реку фоном картины, помня о том, какую великую роль она играла в истории России. Пейзаж конкретен — это Волга у Царева кургана, но обладает эпической ширью.Перед толпой, намного опередив ее, идет мальчик в крестьянском платье с котомкой за плечами и с расписным туеском в руке. Это смысловой центр картины. Художник хотел сказать словами Евангелия: «Не войдете в царство небесное, пока не будете как дети». Именно ребенок оказывается самым совершенным выражением души народа.Она еще находилась в мастерской, когда разразилась Февральская революция. Вслед за ней прогремела Октябрьская, и Святая Русь Нестерова ушла, чтобы никогда уже больше не вернуться.

Два типа портретов сосуществуют в творчестве Нестерова. Один — аналитический, во многом похожий на портретный этюд. В нем художник всматривается в лицо человека, пытается разгадать сущность его характера. Такой портрет строится традиционно: лицо и фигура модели обращены к зрителю.Другой тип портрета — это портрет-обобщение, портрет-биография, иногда — портрет-символ. Часто он решается художником как картина, с включением нестеровского пейзажа-настроения или интерьера, заполненного «говорящими» вещами, способствующими постижению образа. Иногда Нестеров пишет двойной портрет, портрет-диалог, в котором два полярных характера, как две мелодии в музыке, находятся в контрапунктическом единстве. Подчас вторым центром портрета Нестеров делает произведение искусства, в общении с которым раскрывается сущность модели.Первые нестеровские портреты, если не считать множества портретных этюдов или портретов родителей, написанных подростком с фотографий, появились в 1906 году. Они были рождены любовью и нежностью к близким — жене и дочери. Жена, Екатерина Петровна Нестерова, изображена в интерьере киевской квартиры. Важную роль играет уютный уголок обжитого семейного гнезда, любимые, одухотворенные памятью о прошлом вещи. Иным настроением проникнут портрет дочери Ольги. Она в это время перенесла тяжелую операцию и ожидала вторую. Портрет рожден страхом за ее жизнь и потребностью запечатлеть любимые черты. Художник акцентирует внимание на невесомости ее фигурки, закутанной в тяжелый плащ, болезненной бледности лица. Ольга вспоминала, что она не была столь печальной. Такой увидел ее художник. Он превратно ее в «нестеровскую девушку».

В портрете С.Н. Булгакова и П.А. Флоренского, названном «Философы», Нестеров написал двух выдающихся представителей религиозно-философской мысли. Художник восхищался миром идей и чувств отца Павла Флоренского в его знаменитой книге «Столп и утверждение истины». Он избрал жанр парного портрета, чтобы показать два антиномических характера в едином поиске истины.

флоренский булгаковВечереет. Неторопливо бредут два человека, погруженные в беседу. В одинаковых поворотах фигур, наклонах головы — разные выражения. Священник в белой рясе — воплощение кротости, смирения, покорности судьбе. Другой, в черном пальто, Булгаков — олицетворение неистового противления, яростного бунта. В своих воспоминаниях Булгаков раскрыл намерение Нестерова: «Это был, по замыслу художника, не только портрет двух друзей… но и духовное видение эпохи. Оба лица выражали одно и то же постижение, но по-разному, одному из них как видение ужаса, другое же как мира, радости, победного преодоления. То было художественное ясновидение двух образов русского апокалипсиса, по сю и по ту сторону земного бытия, первый образ в борьбе и смятении (а в душе моей оно относилось именно к судьбе моего друга), другой же к побежденному свершению, которое нынче созерцаем…»Судьба Флоренского оказалась трагичной. Этот выдающийся мыслитель, ученый, предвосхитивший многие идеи семиотики, погиб в 1934 году в сталинских лагерях. Булгаков, перешедший к православному богословию от марксизма, в 1923 году эмигрировал во Францию.

После Октябрьской революции Нестеров стал преимущественно портретистом. Все церковные заказы отпали. Исчерпал себя и миф о Святой Руси.На первых порах Нестеров продолжает лирическую линию своего искусства, преимущественно в женских портретах. Создать лирический портрет — именно такую цель художник ставит перед собой в портрете дочери, Веры Михайловны Титовой, написав ее в интерьере музея 1840-х годов. Девушка в пышном бальном платье на мгновение присела на старинный диванчик, чтобы в следующее мгновение закружиться в вихре бала.Однако уже в портрете Наташи Нестеровой, получившем название «Девушка у пруда» (1923), возникает иная музыка — музыка революции. Облик героини, одетой в платье стиля «директория» с подобием фригийского колпака на голове, напоминающего о Великой французской революции, полон молодой энергии, порыва к действию. Нестеров не стремится сделать девушку олицетворением революции, но прав был Горький, когда заметил, что эта не-стеровская девушка в монастырь не уйдет. «Ей дорога в жизнь, только в жизнь».Как ни странно, чем старше становился художник, тем более энергичным, страстным, мастеровитым делалось его искусство. Лучшие из его портретов — И. Шадра, И. Павлова, С. Юдина, Е. Кругликовой были написаны после семидесяти лет.Нестеров неоднократно избирает себя в качестве модели. «Автопортрет» — это размышление художника о своем месте в искусстве и жизни. Фоном портрета он делает высокий обрыв над излучиной реки Белой и бескрайними далями Предуралья. Это эпический образ родины, знакомый по многим картинам Нестерова. Его героини приходили сюда в переломный момент жизни. Похоже, что и для Нестерова он является таковым. Идет война, близится революция. Лицо Нестерова строго и сурово, черты его обострены тяжелым раздумьем. В облике его нет ничего от художника, это не поэт-лирик, а гражданин, задумавшийся о судьбах России.Нестеров умер во второй год Великой Отечественной войны. Ничто не могло оторвать его от работы — ни преклонный возраст, ни болезнь, ни лишения военного времени. Последним его произведением стал пейзаж «Осень в деревне» — уголок русской природы.«Вот русская речка, вот церковь. Все свое, родное, милое. Ах, как всегда я любил нашу убогую, бестолковую и великую страну родину нашу!..» — этим чувством проникнуто все его искусство.

Добавлено Арина Ларедо в Аллея художников в 31.05.2016

 

rusnardom.ru