Художник Михаил Васильевич Нестеров Картины и биография. Нестеров картины


Художник Михаил Нестеров|Картины

художник Михаил Нестеров картины - 01

Автопортрет

Поистине великий русский живописец, Академик живописи, Заслуженный деятель искусств РСФСР и Лауреат Сталинской премии.

Михаил Васильевич родился в Уфе в 1862 году, в купеческой семье. Его мать, Мария Михайловна, из старинного купеческого рода Ростовцевых, была женщиной строгой и властной. Отец, Василий Иванович, был достаточно успешным торговцем мануфактурой, человеком независимым в суждениях и прямым в своих желаниях. Василий Иванович успешно вёл своё дело, но больше дел мануфактурных его увлекала литература и русская история.

К таланту сына проявлял большое участие и понимание, поддерживал сына во всех его творческих начинаниях и трудах.

До 1874 года Михаил Нестеров жил и учился в местной гимназии. Однако, отец решил, что губернская гимназия не сможет дать сыну хорошего образования и отправил сына в Москву для учебы в техническом училище. Увы, но отец оказался прав – Михаил не выдержал вступительных экзаменов в училище.

Михаила устроили в реальное училище К.П. Воскресенского. Неудача с поступлением в техническое училище оказалась большим поворотным событием в жизни Нестерова – в реальном училище талант будущего художника разглядел Воскресенский и помог молодому человеку поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, в класс В.Г. Перова. Уже через два года обучения в училище молодой художник начал участвовать в выставках. Ещё через год, в 1881 году, Михаил Нестеров оставляет Московское училище и поступает в Петербургскую Академию художеств.

Академия художеств откровенно разочаровала Нестерова и, не закончив курса, он возвращается в Москву к своему любимому учителю. Однако, Перов уже тяжело болеет и вскоре умирает.

Нестеров снова поступает в Московское художественное училище. Его учителями становятся А.К. Саврасов и В.Е. Маковский.

В 1884-1885 годах художник пишет картины на исторические темы: «Приём послов», «Смерть Лжедмитрия», «Сбор на погорелый храм в Москве» (эскизы),  «Шутовской кафтан. Боярин Дружина Андреевич Морозов перед Иваном Грозным».

художник Михаил Нестеров картины - 02

Шутовской кафтан. Боярин Дружина Андреевич Морозов перед Иваном Грозным

художник Михаил Нестеров картины - 03

Сбор на погорелый храм в Москве

художник Михаил Нестеров картины - 04

Приём послов

В тот же период, для заработка, художник начинает иллюстрировать журналы и книги (в том числе и сказки А.С. Пушкина).

В 1885 году Нестеров написал картину «Призвание М. Ф. Романова на царство». За это полотно Михаил Васильевич получил звание свободного художника.

художник Михаил Нестеров картины - 05

Призвание М. Ф. Романова на царство

Буквально за пять лет Нестеров приобретает известность, как автор жанровых картин и картин на историческую тему. Публика очень  благосклонно приняла такие полотна, как:

 «Встреча царя Алексея Михайловича с Марией Ильиничной Милославской», «Поход московского государя пешком на богомолье в XVII в.», «Свадебный поезд на Москве в XVII в.».

художник Михаил Нестеров картины - 06

Встреча царя Алексея Михайловича с Марией Ильиничной Милославской

Летом 1885 года, вопреки воле родителей, Нестеров венчается с М.И. Мартыновой. Я совсем не зря решил отметить это событие в творческой биографии художника. Михаил Васильевич страстно любил свою супругу, но в 1886 году, в мае, случилась трагедия – молодая жена родила дочь Ольгу и умерла после родов. Образ любимой жены многие годы преследовал художника и он писал её портреты огромное количество раз. Её лицо мы видим в исторических и жанровых картинах. Это, как пример, и несколько вариантов «Царевны», и «Христова невеста». Всё она – любимая и безвременно ушедшая.

художник Михаил Нестеров картины - 07

Христова невеста

Вот что писал Дурылин:

Как Тургенев, написав Асю, Лизу и других их сестёр и подруг, создал свой женский образ, и достаточно сказать: «тургеневская девушка», чтобы младшая сестра пушкинской Татьяны предстала пред нами, так достаточно произнести «нестеровская девушка», чтобы появился перед нами живой облик девушки из народа, поэтический образ, неразрывный с безмолвной печалью.

Художник создал свой «нестеровский женский образ» — образ поэтический, с чуткой и одинокой душой, полной внутренней красоты и страдания, очень русский и почти народный.

В 1886 году за картину «До государя челобитчики», художнику было присвоено классное звание и Большая серебряная медаль.

Ещё одной знаковой работой, которая раскрывала великую скорбь и душевную красоту русской женщины, стало полотно «За приворотным зельем». Это тема неразделенной несчастной любви.

художник Михаил Нестеров картины - 08

За приворотным зельем

А потом был «Пустынник»

Эта картина была показана публике на XVII Передвижной выставке. О молодом художнике не просто заговорили – пресса назвала его одним из лучших живописцев нового времени.

художник Михаил Нестеров картины - 09

Пустынник

Вот что о картине написал Сергей Дурылин:

Зрителю передавалось тёплое любящее умиление, с которым бредущий по бережку старец в лаптях взирает на «кроткое природы увяданье» и на эту худенькую, взъерошенную ёлочку, на последнюю алую ветку рябины, на прибрежную луговинку и первым, робким ещё снежком.

«Пустынник» ещё до начала выставки был приобретен П.М. Третьяковым.

На вырученные от продажи картины деньги Нестеров отправился в своё первое заграничное путешествие – он посетил Германию и Австрию, Италию и Францию. Природа, архитектура и живопись Европы просто поразили молодого художника.

Великая картина Михаила Нестерова

В 1890 году художник закончил писать картину «Видение отроку Варфоломею». Полотно написано на сюжет «Жития преподобного Сергия». Нужно сказать, что картина вызвала самые разные отзывы (в том числе и критические), но стала сенсацией XVIII Передвижной выставке и была приобретена Третьяковым.

художник Михаил Нестеров картины - 10

Видение отроку Варфоломею

До самого конца своей жизни Нестеров был убежден, что «Видение отроку Варфоломею» — это лучшее, что удалось ему создать.

Жить буду не я. Жить будет «Отрок Варфоломей». Вот если через тридцать, через пятьдесят лет после моей смерти он ещё будет что-то говорить людям — значит, он живой, значит, жив и я.

Полотно стало первым в целой серии работ, которые художник посвятил Сергею Радонежскому – образ святого волновал живописца на протяжении всей жизни.

Случилось так, что «Отрока Варфоломея» увидел профессор Старцев, который руководил росписью Владимирского собора в Киеве. И был просто поражен талантом художника. Старцев нашел художника и предложил Нестерову работу по росписи собора. Нужно сказать, что Михаил Васильевич долго колебался, но предложение принял. И ещё 22 года, с огромным удовольствием, расписывал церкви и реставрировал иконы.

Для изучения традиций византийской живописи художник отправился в путешествие, посетил Константинополь, Равенну, Рим и Палермо. Работа по росписи храмов принесла художнику огромную известность и, что греха таить, большое количество заказов. Однако, сам художник был редко доволен своей работой – человек глубоко и искренне верующий, он очень критично относился к этому роду своей творческой деятельности. Всегда присутствовало желание сделать больше и лучше.

Работа в храмах сильно повлияла на творчество живописца – появилась целая религиозная тема «Святая Русь». В 1895 году Нестеров закончил полотно «Под благовест» (авторское название «Монахи»).

В 1901 году, желая глубже узнать и  прочувствовать мир русских монастырей, Михаил Васильевич отправляется на белое море в Соловецкий монастырь. Итогом этого путешествия стала целая серия картин: «Соловки», «Мечтатели», «Тихая жизнь», «Молчание», «Обитель Соловецкая» «Лисичка» и другие.

художник Михаил Нестеров картины - 11

Лисичка

художник Михаил Нестеров картины - 12

Отцы пустынники и жёны непорочны

художник Михаил Нестеров картины - 13

Молчание

Нужно сказать, что в своих «православных» работах живописец не изображал ни архиереев церкви, ни пышных церковных праздников, ни золотого внутреннего убранства храмов.

Сергей Дурылин писал:

Своих монахов-простецов Нестеров всегда выводит из келий, из церквей, из монастырских стен — уводит их в лесную глушь и оставляет там одних с их молитвой, лицом к лицу с животворящей природой, наедине с ёлочками да берёзами, а в собеседники даёт им птицу да зверей. (…) Тема эта была постоянной, неотлучной от Нестерова темой — блаженного общения верующего человека с природой.

В 1902 году Нестеров решил показать публике ещё не законченную работу «Приидите ко Мне все труждающиеся и обременённые и Аз успокою вы». Пришедшая на показ картины Екатерина Петровна Васильева через несколько месяцев стала второй женой Нестерова.

В 1905 году художник вступил в «Союз русского народа», более известный советским людям, как «Чёрная сотня». Что побудило его на этот шаг? Может быть, живописца так напугала кровавая смута Красной Пресни?

В этот же период художник написал целую серию картин о горестной судьбе русской женщины и вере в Бога. Такая «любовь-жаль», где чуткая и ранимая женская душа, которая одарила своим светом недостойного и смогла найти свой покой только за стенами старообрядческого скита.  Картины: «Великий постриг», «Две сестры»,  «За Волгой», «Одинокие», «Думы».

художник Михаил Нестеров картины - 14

Великий постриг

художник Михаил Нестеров картины - 15

За Волгой

художник Михаил Нестеров картины - 16

Послушницы на берегу реки

Будучи человеком православным, Нестеров испытывал особое почтение и трепет к старообрядчеству, как к вере более старой, более русской.

И всего одна картина в творчестве художника рассказывает о любви счастливой – «Два лада». Картина написана в 1905 году и рассказывает о счастье первой любви, которая так созвучна молодой и яркой весне.

художник Михаил Нестеров картины - 17

Два лада

Последней предреволюционной работой художника стала «Душа народа». Картина-размышление.

художник Михаил Нестеров картины - 18

Душа народа

Вот, что говорил о ней сам живописец:

У каждого свои «пути» к Богу, своё понимание его, свой «подход» к нему, но все идут к тому же самому, одни только спеша, другие мешкая, одни впереди, другие позади, одни радостно, не сомневаясь, другие серьёзные, умствуя…

Октябрьская революция просто перевернула жизнь художника – семья Нестеровых уехала на Кавказ, потов был Армавир, где художник тяжело заболел и долгое время не мог работать. Нестеровы вернулись в Москву только в 1920 году.

В послереволюционный период Михаил Васильевич начал писать портреты. Это и портрет жены, портреты членов семьи, близких друзей, людей творческих. Основная масса – это женские портреты.

художник Михаил Нестеров картины - 19

Потрет дочери

Особо следует отметить работу «Девушка у пруда».

художник Михаил Нестеров картины - 20

Девушка у пруда

Вот что о портрете сказал Максим Горький:

О каждой нестеровской девушке думалось: она в конце концов уйдёт в монастырь. А вот эта девушка — не уйдёт. Ей дорога в жизнь, только в жизнь.

В 1938 году Нестеров был арестован и провел несколько недель в тюрьме. Арестован (и расстрелян) был зять художника, а любимая дочь попала в лагеря из которых вернулась на костылях.

В 1941 году за портрет И.П. Павлова художнику была присвоена Сталинская премия.

Последней работой художника стала «Осень в деревне» (1942 год).

А в октябре 1942 года художника не стало. Нам же осталось его творческое наследие с вечно живым «Отроком Варфоломеем».

художник Михаил Нестеров картины - 21

Святая Русь

РЕКОМЕНДУЮ:

Сохранить

Сохранить

23 Сен 2016      admin49h4d5fR94817     Метки: русская живопись 1917     1476       Поделитесь записью

svistanet.com

Михаил Нестеров: картины мастера религиозной живописи

Русский художник Михаил Васильевич Нестеров

Видение отроку Варфоломею

Видение отроку Варфоломею

Михаил Васильевич Нестеров  - (Nesterov, Mikhail. 1862-1942) русский живописец, заслуженный деятель искусств РСФСР (1942 г.). Родился в купеческой семье с религиозно-патриархальным укладом в Уфе.  Традиционно Нестерова причисляют к живописцам исторической и религиозной тематики, у него много картин и образов, полных мистического экстаза или тихого благочестивого настроения. Одними из главных его работ считаются церковные росписи и иконы  в храме Св. Владимира в Киеве и в соборе Воскресения.

Биография Михаила Нестерова

Биография Михаила Васильевича Нестерова хорошо извест­на по оставленным им мемуарам. Для многих поколений русских художников проживший плодотворную восьмиде­сятилетнюю жизнь Нестеров представляет собой живую связь исторических эпох, воплощая художественную традицию. Он учился в Московском Училище живописи, ваяния и зод­чества еще у Василия Перова, Алексея Саврасова и Иллариона Пряниш­никова (1877 —1881, 1884—1886), входил в Товарищество передвижных выставок (как экспонент — с 1889 года, в ка­честве члена — с 1896 по 1901), пользовался уроками Павла Чи­стякова в Академии художеств (1881 —1884). Михаил Нестеров также был одним из членов-учредителей Союза русских художников (1903). Последний же расцвет его творчества приходится уже на 30-е годы XX века.

Михаил Нестеров фотоВ начале своего творческого пути  Михаил Нестеров искал свою индивидуальную манеру в бытовом жанре («Жертва прия­телей», 1881; «Экзамен в сельской школе», 1884; «Знаток», 1884), исторической картине («Шутовской кафтан», 1885; «Избрание Михаила Федоровича на царство», 1886) и порт­рете («Портрет М. И. Нестеровой», 1886).

На рубеже XIX—XX веков художник увлекается рели­гиозной тематикой, в которой его привлекали духовность, со­гласие с природой, красота обрядов, аскетическая строгость монашества. Картины религиозного цикла лишены фабульности, они окрашены созерцательным любованием. Стилис­тически эти произведения располагаются в русле стиля мо­дерн. Влияние этого стиля конца XIX века ощущается в па­норамной всеохватности композиций, в разбеленном цвете, напоминающем гобеленные тона, в отсутствии развернутой сюжетности и замене конкретного действия — пребыванием, состоянием. Лучшие произведения этого цикла — «Виде­ние отроку Варфоломею» (1889—1890), «Пустынник» (1888), «Под благовест» (1895), «Великий постриг» (1898) и другие. Наименее удачные те, в которых художник пытается осуществить подобие синтеза между церковным образом и станковой картиной, вводя в изображение канонические икон­ные атрибуты, а условный золотой фон заменяя «очищенным» прозрачным пейзажем («Преподобный Сергий Радонеж­ский», 1899; «Юность преподобного Сергия», 1892—1897). Такое соединение выглядит крайне эклектичным, а сами «жи­тийные» картины — слащавыми и маловыразительными.

Михаил Нестеров занимался и церковными росписями. В 1890 го­ду Виктор Васнецов, возглавлявший работы по оформлению Владимирского собора в Киеве, поручает Нестерову испол­нить запрестольный образ собора «Рождество Христово». Пос­ле этого следует заказ на мозаики для храма 1 марта (храм Спаса на крови) в Петербурге, на росписи Марфо-Мариинской обители в Москве и храма Александра Невского в Абастумане (здесь Нестеров выполняет большинство работ и ру­ководит оформлением: в ГРМ хранится более пятидесяти эскизов орнаментов). Но. несмотря на увлеченность худож­ника. храмовые росписи в целом не относятся к числу его достижении — они академичны и тривиальны по исполнению.

В существовавшем в начале века размежевании художни­ков по различного вида творческим корпорациям место Нес­терова оказалось в «Союзе русских художников» (он был членом-учредителем этого объединения). С московскими художниками, составившими ядро «Союза», его роднят тон­кий лиризм, поэтичность мироощущения, интерес к пейзажу (в качестве своеобразной «подосновы» пейзаж присутствует во всех творениях Нестерова). Эти качества проявляются и в разных жанрах, в которых работает художник. Один из лучших нестеровских портретов этого времени — «Портрет дочери» (1906), воплощающий характерную для человека начала XX века грусть по положительному идеалу, по утра­ченной полноте бытия. Тихая женственность модели в соче­тании с внутренней силой рождает ассоциации с передвиж­ническими образами, например с «курсистками» Николая Ярошенко. Перед нами обобщенный образ русской девушки — пря­мой наследницы демократок и курсисток 1870-х годов. В этой традиционности облика присутствует ретроспективный от­тенок, однако мечта о человеческой цельности выражается у Михаила Нестерова в образе вполне реальном и конкретном.

Уже в советское время, особенно в 30-х годах, творчество Нестерова обретает новую эмоциональную активность. Отны­не единственной точкой приложения он выбирает портрет.

В самом выборе портретных моделей виден интерес худож­ника к творческой личности, «пойманной» в порыве сози­дательного вдохновения. Излюбленная мастером динами­ческая композиция позволяла показать модель как бы «на пике» действия — скульптор Вера Мухина поглощена лепкой ста­туэтки Борея, хирург Юдин делает операцию или читает лек­цию студентам, художники братья Корины работают в своей мастерской. Герои Нестерова — активные натуры, утверждаю­щие в своей деятельности себя и свою эпоху. Активны, дина­мичны и решения портретов: художник акцентирует главное в обстановке, окружающей портретируемых, заботится о выразительности поз и жестов. Энергия сцепленных рук академика Павлова сразу вводит зрителя в атмосферу моде­ли; руки хирурга Юдина в портрете 1935 года характеризуют его едва ли не глубже, чем неординарное лицо.

К 1928 году относятся два автопортрета Михаила Нестерова. Один из них — «Автопортрет в черном», — несмотря на живо­писную основательность, по решению образа напоминает импрессионистически мгновенный острый этюд. Зато второй — «Автопортрет в белой блузе» — это законченная концеп­ция творчества, художнического бытия, обладающая убеж­дающей силой. Портрет как бы «отключен» от личности н целиком иллюстрирует идею — оттого единственным атри­бутом художника оказывается туесок с кистями а фигура на нейтральном фоне выглядит монументальным символом бескомпромиссного творческого служения.

Г. ЕЛЬШЕВСКАЯ Сто памятных дат. 1987 год.

 

 

Молчание

Молчание

Преподобный Сергий Радонежский

Преподобный Сергий Радонежский

Святая Русь

Святая Русь

Всадники

Всадники

Соловки

Соловки

Под Благовест

Под Благовест

Благовещение. Архангел Гавриил и Дева Мария

Благовещение. Архангел Гавриил и Дева Мария

Моление о Чаше

Моление о Чаше

Философы (С.Н.Булгаков и П. А.Флоренский)

Философы (С.Н.Булгаков и П. А.Флоренский)

Старец – раб Божий

Старец – раб Божий

Девушки на берегу

За приворотным зельем

За приворотным зельем

Портрет Виктора Васнецова

Портрет Виктора Васнецова

На Руси

На Руси

Скит

Скит

Весна. Абрамцево

Весна. Абрамцево

Родина Аксакова

Родина Аксакова

Два лада

Два лада

Троица ветхозаветная

Троица ветхозаветная

 

Читайте интересную историю о Михаиле Нестерове

Комментарии пользователей Facebook и ВКонтакте. Выскажи мнение.

Последние материалы в этом разделе:

↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓

www.artcontext.info

Живописные шедевры М.В. Нестерова - картины настоящего русского художника

Среди самых выдающихся мастеров русской живописи рубежа XIX и XX веков заслуженно упоминается имя Михаила Васильевича Нестерова. Картины этого живописца и графика на заре творческой деятельности ценили передвижники и художники из «Мира искусства», а в конце жизни его отметила наградами и советская власть. Нестерова - картиныОн прожил жизнь, наполненную до краев напряженным творческим трудом.

Долгий путь труженика

Он родился в Уфе, в купеческой семье, в 1862 году. Сохранилось предание о чуде, которое произошло с младенцем Михаилом, когда он заболел и находился при смерти. Родные уже заказали панихиду, и мать положила ему на грудь иконку святого православного, Тихона Задонского. Болезнь отступила, и ребенок поправился, причем художник прожил 80 лет, трудился до последнего часа и редко испытывал необходимость в обращении к врачам.

Родители не стали настаивать на коммерческом будущем сына, когда стало ясно, что у него явные способности к рисованию. Именно им будущий мастер обязан тем, что прошел великолепную школу рисовальщика и живописца в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Одним из любимых его преподавателей был великий Василий Перов. Первые существенные работы Нестерова - картины на бытовые и исторические сюжеты – стали близки по духу полотнам ведущих художников из товарищества передвижников и были высоко оценены ими.

Поиски своей темы

На отношение к жизни и выбор главных направлений творчества повлияла трагедия, пережитая Михаилом Васильевичем в возрасте 24 лет. При рождении дочери умерла юная любимая жена художника – Мария Ивановна Мартыновская. Потрясение, им пережитое, нашло выражение в попытках запечатлеть образ ушедшей на полотнах. С тех пор многие женские образы, созданные художником, имели черты погибшей жены Нестерова. Картины «Христова невеста», «Царица», иллюстрации и росписи храмов, сделанные в то время, позволили следившим за его искусством говорить об особом, созданном мастером «нестеровском» женском типе.Художник Нестеров, картины

Житие святых, ставших опорой для православных людей, – еще одно направление в творчестве Нестерова. Картины, посвященные образам мучеников за истинную веру, среди которых любимым был великий старец Сергий Радонежский, мастер считал лучшими своими произведениями.

«Видение отроку Варфоломею»

Варфоломей – так звали Сергия Радонежского до пострига. Однажды отроку явился ангел в иноческом виде. Старец узнал от Варфоломея о его желании научиться читать и «благословил его на уразумение грамоты и в ознаменование благодати Божией дал ему частицу просфоры. … И превзошёл он в грамоте своих братьев и сверстников».

Удивительную атмосферу создал на полотне Нестеров. Описание картины встречи пастушка и небесного посланника наполнено неземным светом. Лик святого старца скрыт одеянием и не виден зрителю. Исходящую от него божественную благость мы понимаем по лицу мальчика больше, чем по слабо светящемуся нимбу. Главное содержание полотна – мистическое настроение, создаваемое в том числе потрясающим пейзажем. Осенний лесок, косогор, деревянная церковь, изгиб речки – все привычно для русского взора, но художник наполняет эту картину музыкой небес.Нестеров, описание картины

Не всеми был понят в этом шедевре художник Нестеров. Картины с таким неземным смыслом не было принято выставлять на выставках передвижников. Демократически настроенная художественная критика осудила идейный подтекст полотна, но величайшее художественное мастерство Нестерова увидели все.

«Нестеровский» пейзаж

Природное окружение на полотнах мастера играет очень большую роль. Долгое время Нестеров мечтал о совместной выставке с И. Левитаном – их связывали дружба и похожий взгляд на русскую природу. Чаще всего он обращается к северной или средней полосе России: у него нет яркости и буйства цвета, но сила впечатления от его пейзажей от этого не уменьшается. Она в одухотворенности, читаемой в каждом деревце, в каждой березке, написанной так, как умел только Нестеров.

«Пустынник» (1888), «Молчание» (1903), «Святая Русь» (1905), «Философы» (1917) – на всех картинах художника русский дух, как и русская природа – не агрессивный, но заполняющий любую созерцающую душу. Этот особенный взгляд стал самым важным вкладом мастера в отечественную культуру.

Честность и труд

Среди тех, кто после Октября 1917 года остался в России и не эмигрировал, был и М.В. Нестеров. Картины, написанные им до революции, не отвечали по настроению и содержанию наступившему времени, но слишком велико было уважение, которым пользовался художник за свой труд и талант.

Он продолжал работать – заниматься живописью и воспитывать учеников, больше занимаясь теперь портретным жанром. Он не скрывал своих убеждений, не заигрывал с властью, поэтому трудно назвать его жизнь лишенной проблем, в том числе материальных. Репрессии жестоко ударили по его дочери, у которой расстреляли мужа, а она сама была арестована.М.В.Нестеров, картины

Его самого защитило громкое имя и авторитет среди коллег по профессии, а постоянные занятия любимым делом служили надежной жизненной опорой. В конце концов, даже власти признали его талант и упорный труд. Художник Нестеров, картины которого, изображавшие видных деятелей науки и искусств, высоко оценили специалисты и простые зрители, в 1941 году получил Сталинскою премию за знаменитый портрет Ивана Петровича Павлова. Позднее ему присвоили звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.

Но звание, которым Нестеров дорожил превыше всего, звучит проще, но значительно весомей – настоящий русский художник.

fb.ru

Нестеров Михаил Васильевич Картины и биография Nesterov Mikhail Vasilyevich

Михаил Васильевич Автопортрет

Нестеров Михаил Васильевич (Nesterov Mikhail Vasilyevich), русский художник, выдающийся мастер историко-религиозного и портретного жанра. Родился 19 (31) мая 1862 года в Уфе в купеческой семье. Михаил Нестеров получил высшее художественное образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где его наставниками были В. Г. Перов, А. К. Саврасов, И. М. Прянишников, а также в Академии художеств (1881–1884). Жил Михаил Нестеров преимущественно в Москве, а в 1890–1910 годах – в Киеве. Не раз бывал в Западной Европе, в том числе во Франции и Италии, много работал в Подмосковье (Абрамцево, Троице-Сергиева лавра и их окрестности).

Выбор царской невесты Выбор царской невесты, 1887,музейное объединение, Архангельск За приворотным зельем За приворотным зельем, 1888,Саратовский художественный музей Пустынник Пустынник, 1888-1889,Третьяковская галерея

Если ранние исторические картины Нестерова еще передвижнически достаточно бытописательны ("Избрание Михаила Федоровича на царство", 1886, Третьяковская галерея, Москва; "Выбор царской невесты. Первая встреча царя Алексея Михайловича с боярышнею Марией Ильиничной Милославской", 1887, Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера», Архангельск), то позднее, художник усиливает в своих образах фольклорные черты ("За приворотным зельем", 1888, Художественный музей, Саратов), атмосферу религиозной легенды ("Пустынник", 1888–1889, Третьяковская галерея).

Видение отроку Варфоломею Видение отроку Варфоломею,1889-1890, Третьяковская галерея Богоматерь с Младенцем Богоматерь с Младенцем, 1890, Эскиз к росписи Владимирского собора в Киеве Великомученица Варвара Великомученица Варвара, 1894, Эскиз к росписи Владимирского собора в Киеве

Знаменитое полотно "Видение отроку Варфоломею" (будущему Сергию Радонежскому; 1889–1890, Третьяковская галерея) – картина, где чувством чудесного проникнуты и фигуры, и среднерусский пейзаж. Михаил Васильевич Нестеров активно работал и в сфере религиозного монументально-декоративного творчества: росписи Владимирского собора в Киеве, мозаики и иконы церкви Спаса-на-крови в Петербурге, росписи храма Александра Невского в Абастумани, росписи Покровского храма Марфо-Мариинской обители в Москве. Здесь закрепляется традиция «церковного модерна», наполняющего канонические церковные сюжеты глубоким лиризмом.

Святая Ольга Святая Ольга, 1892, Эскиз образа иконостаса южного придела Владимирского собора Под Благовест Под Благовест, 1895, Русскиймузей, Санкт-Петербург На горах На горах, 1896, Киевскиймузей русского искусства

По-своему монументально-лиричны портреты художника; наиболее выразительны созданные Нестеровым образы родных и духовно-близких людей (дочь художника Ольга Михайловна Нестерова, или так называемая "Амазонка", 1906; П. А. Флоренский и С. Н. Булгаков, или "Философы", 1917). В больших, «соборных» картинах Нестеров стремится выразить чаемые рубежи великого духовного обновления ("Великий постриг", 1898; "Святая Русь", 1901–1906). Самое большое полотно мастера - "На Руси. Душа народа." (первоначальное название "Христиане" 1914-1916) - включает в толпу «очарованных странников» фигуры Достоевского, Льва Толстого и Владимира Соловьева. Неизменно весьма важную, порой самоценную роль играет лирический пейзаж (написанная по соловецким впечатлениям картина "Молчание", 1903).

Труды преподобного Сергия Труды преподобного Сергия,1896-1897, ГТГ Великий постриг Великий постриг,1898, ГТГ Царевич Дмитрий Царевич Дмитрий,1899, ГРМ

Не приняв революции, Нестеров уединяется в творчестве. Религиозные сюжеты (где мастер варьирует прежние мотивы) допускаются лишь на «экспорт», а единственная постреволюционная выставка картин Нестерова в 1935 году носит закрытый, «спецпропускной» характер. В эти годы художнику лучше всего удается выразить себя в портретах; он пишет людей искусства и науки как своего рода подвижников творческой силы и энергии (портреты художников П. Д. и А. Д. Кориных (1930), академика И. П. Павлова (1935), скульпторов И. Д. Шадра (1934) и В. И. Мухиной (1940; все работы – в Третьяковской галерее) и другие портреты. Умер Михаил Васильевич Нестеров в Москве 18 октября 1942 года.

Преподобный Сергий Радонежский Преподобный СергийРадонежский, 1899, ГРМ Зима в скиту Зима в скиту, 1904, Башкирскийхудожественный музей, Уфа За Волгой За Волгой, 1905, Астраханскаяхудожественная галерея Два лада Два лада, 1905, Нижегородский художественный музей Ольга дочь художника Ольга Михайловна,дочь художника, 1905, ГТГ Екатерина Петровна жена художника Екатерина Петровна,жена художника, 1905, ГТГ Святая Русь Святая Русь,1901-1906, Русский музей Екатерина Петровна в старорусском костюме Нестерова Екатерина Петровнав старорусском костюме, 1906 Наташа на садовой скамейке Наташа Нестерова насадовой скамейке, 1914 Лисичка Лисичка, 1914,Третьяковская галерея Сестры Сестры, 1916, Киевскиймузей русского искусства Душа народа Душа народа. Христиане,1914-1916, ГТГ Философы Флоренский и Булгаков Философы. Флоренскийи Булгаков, 1917, ГТГ Сказание о невидимом граде Китеже Сказание о невидимомграде Китеже, 1917-1922,Нижегородский художественный музей Путник Путник, 1921,Тверская картинная галерея Послушницы у реки Послушницы на берегу реки,1920-е, частное собрание Монахини Монахини и странник у реки,1922, частное собрание Девушка у пруда Девушка у пруда. НатальяМихайловна Нестерова, 1923 Пустынники и послушницы Отцы-пустынники и женынепорочны, 1932, ГТГ Павлов Иван Петрович Павлов Иван Петрович,1930-е, ГТГ Мухина Вера Игнатьевна Мухина Вера Игнатьевна,1940, ГТГ

smallbay.ru

Михаил Нестеров.Любимые картины - Журнал обо всём

Оригинал взят у nikole_t в Михаил Нестеров.Любимые картины"Михаил Васильевич Нестеров. Один из самых прекрасных, строго-прекрасных русских людей, встреченных мною за всю жизнь… Я думаю - он вполне исторический человек. Одухотворение, несущееся из его картин, никогда не забудется. Он создал "стиль Нестерова", и тот стиль никогда не повторится." (Розанов В.В.)Зима в монастыре, 1904 (700x555, 94Kb)Одна из самых прекрасных, чистых и свежих картин Нестерова, в которой так емко и глубоко отражено смятение человеческого духа, в данном случае молодой красивой монахини, вышедшей на белый снег, и словно влекомой к себе голосами мирской жизни..Осенний пейзаж, 1906Один из лучших нестеровских пейзажей, в полной мере раскрывающий его дар поэта русской природы. Никто более, помимо Левитана, не может похвастаться тем, что создал свой особый неповторимый стиль русского пейзажа, который уже никем не будет повторен. (699x521, 156Kb)Видение отроку Варфоломею, 1889-1890Картина написана на сюжет, взятый Нестеровым из древнейшего "Жития преподобного Сергия", написанного его учеником Епифанием Премудрым. Отроку Варфоломею, будущему Сергию, не давалась грамота, хотя он очень любил читать, и он втайне часто молился Богу, чтобы тот наставил и вразумил его. Однажды отец послал его искать пропавших жеребят. Под дубом на поле отрок увидел некоего черноризца, святого старца, "светолепна и ангеловидна", прилежно со слезами творившего молитву. Старец взглянул на Варфоломея и прозрел внутренними очами, что перед ним сосуд, избранный Святым Духом, и спросил его: "Да что ищеши, или что хощещи, чадо?" Отрок отвечал: "Возлюби душа моя паче всего учитися грамоту сию, еже и вдан бых учитися, и ныне зело прискорбна есть душа моя, понеже учуся грамоте и не умею". Он просил святого отца помолиться за него Богу, что он "умел грамоту". Старец, "сотворя молитву прилежну", достал из карманной "сокровищницы" частицу просфоры и подал ее отроку со словами: "Прими сие и снешь, се тебе дается знамение благодати божия и разума святого писания". А когда отрок съел просфору, старец сказал ему: "О грамоте, чадо, не скорби: отсего дне дарует ти Господь грамоте умети зело добре". Так и случилось. Нестеров проникся наивным и поэтическим рассказом Епифания Премудрого, его простодушной верой в чудо: "Я был полон своей картиной. В ней, в ее атмосфере, в атмосфере видения, чуда, которое должно было совершиться, жил я тогда" (писал Нестеров в "Воспоминаниях"), (700x539, 201Kb)Первый набросок картины появился во время путешествия Нестерова в Италию, в альбоме набросков острова Капри. В том же альбоме возник эскиз вертикальной композиции этого замысла, где, убрав часть пейзажа, художник акцентировал внимание на фигурах. Но он, по-видимому, понял, что не венчик над головой святого, а именно пейзаж должен воплощать чудесноеДва лада, 1905 (646x530, 118Kb)Молчание, 1903В 1903 году Нестеров посетил Соловецкий монастырь на Белом море в поисках персонажей для своей картины "Святая Русь". Братия монастыря - крестьяне северных губерний и Сибири поразили его умом, крепостью, деловитостью. "С топором да пилой в лесу Богу молимся", - говорили они о себе. Вся природа была для них святым храмом. Звери и птицы здесь не боялись человека, поскольку он не трогал их без особой надобности. Раз в год монастырский собор выносил решение изловить для нужд монастыря определенное количество медведей, оленей, зайцев, лисиц. Все лишнее, что попадало в капканы и силки сверх соборного постановления, выпускали на волю. Под впечатлением увиденного в Соловках была написана одна из лучших нестеровских картин "Молчание" (698x434, 101Kb)Лисичка, 1914Еще одна картина, посвященная теме Святой Руси, занимавшей художника большую часть жизни. Духовная чистота и обаяние святых старцев позволяют животным (в данном случае лисе) не бояться их и принимать еду из их рук. (672x530, 122Kb)Философы (С.Н.Булгаков и П. А.Флоренский). 1917В портрете С.Н. Булгакова и П.А. Флоренского, названном "Философы", Нестеров написал двух выдающихся представителей религиозно-философской мысли. Художник восхищался миром идей и чувств отца Павла Флоренского в его знаменитой книге "Столп и утверждение истины". Он избрал жанр парного портрета, чтобы показать два антиномических характера в едином поиске истины (528x530, 76Kb)Святой Сергий Радонежский. 1891-1899 (598x600, 113Kb)Начало весны (Ранняя весна). 1905 (669x530, 98Kb)На горах. 1896 (598x600, 94Kb)За приворотным зельем. 1888 (591x530, 98Kb)В скиту (Сестры). 1916 (700x457, 86Kb)Великий постриг. 1898Картина была написана Нестеровым под впечатлением личной драмы. Он испытал, по его словам, "молниеносную любовь". В Кисловодске он встретился с девушкой, - она была певицей и выступала с гастролями в местной опере, - и был захвачен не красотой ее, а чем-то глубоко скрытым, тайной внутренней жизни. "Через веселую остроумную речь сквозил ум и какая-то далекая печаль. В глазах эта печаль иногда переходила в тоску, в напряженную думу..." - вспоминал Нестеров. Вскоре они уже не могли существовать друг без друга. Девушка согласилась стать его женой, но вдруг отказала ему. В письме она объяснила свое решение тем, что не сможет дать художнику счастье, что ее любовь помешает осуществлению его творческой мечты. Свое глубокое горе Нестеров излил в картине "Великий постриг" (567x530, 112Kb)Лель. Весна. 1933 (445x600, 83Kb)На Руси (Душа народа). 1915-1916 (699x292, 106Kb)В УфеОдин из многочисленных этюдов, выполненных молодым Нестеровым в пору обучения живописи (618x530, 109Kb)Дмитрий, царевич убиенныйЕще в 1895 году Нестеров посещает Углич, чтобы написать этюды для "Дмитрия - царевича убиенного". Здесь он идет в музей, переделанный из дворца царевича, где видит много икон с его изображением. В церкви он рассматривает пелену шитую матерью убиенного в память о нем шелками и золотом. Спутнику Нестерова по путешествию, писателю В.М. Михееву, удается найти старую легенду об "Отроке - мученике". В Угличе Нестеров делает пейзажный этюд с тех мест, которые могли быть фоном смерти царевича. (530x600, 105Kb)Святая Русь (700x437, 127Kb)Голова княгини. Этюд (377x530, 51Kb)Девушки на берегу реки (699x455, 141Kb)Вечерний звон (501x560, 74Kb)Аленушка, 1920-е (556x530, 55Kb)Девушка в кокошнике. Портрет М.Нестеровой, 1885 (395x530, 36Kb)Отцы-пустынники и жены непорочны (668x530, 87Kb)Дума (447x560, 65Kb)Соловки, 1917 (700x445, 42Kb)Дали (700x453, 96Kb)"Если бы русское общество вернее оценило Нестерова, если бы оно дало ему возможность доразвиться в том направлении, которое было предначертано в его душе, Нестеров был бы цельным и чудным художником. К сожалению, успех толкает его все более и более на скользкий для истинного художника путь официальной церковной живописи и все более удаляет его от того творчества, в котором он, наверное, сумел бы сказать немало дивных и вдохновенных слов. Ведь является же он, рядом с Суриковым, единственным русским художником, хоть отчасти приблизившимся к высоким божественным словам «Идиота» и «Карамазовых»." (Бенуа А.Н.)Написано -KRASOTA- Прочитать цитируемое сообщение

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

kolybanov.livejournal.com

биография, творчество, личная жизнь и картины художника.

«Я жил своим художеством», — писал о себе живописец Михаил Нестеров. Внутренняя красота была для него важнее, чем «так называемые сильные страсти». И эту неброскую, лиричную, но глубокую красоту Нестеров видел во всем: в героях, в окружающей их природе, которая на картинах мастера превращалась в знаменитый «нестеровский пейзаж».

Ученик первых передвижников

Родился Михаил Нестеров в 1862 году в Уфе. Его семья была купеческой, родители — хорошо образованными людьми широких взглядов. Они никогда не запрещали сыну заниматься творчеством: рисовать Нестеров начал еще во время обучения в гимназии. В возрасте 12 лет его отправили учиться в реальное училище, но уже через два года он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Педагогами Михаила Нестерова были Василий Перов, Илларион Прянишников, Алексей Саврасов. Под их влиянием ранние картины Нестерова созданы в традициях передвижничества.

«Перов остановился против картины, все сгрудились вокруг него, я спрятался за товарищей. Внимательно осмотрев картину своим «ястребиным» взглядом, он спросил: «Чья?» Ему ответили: «Нестерова». Я замер. Перов быстро обернулся назад, найдя меня взором, громко и неожиданно бросил: «Каков-с!» — пошел дальше. Что я перечувствовал, пережил в эту минуту! Надо было иметь 17 лет, мою впечатлительность, чтобы в этом «каков-с» увидеть свою судьбу, нечто провиденциальное... Я почувствовал себя счастливейшим из людей».

Основной жанр его первых полотен — бытовой, но молодой художник уделяет много внимания пейзажу, который вскоре станет одним из важнейших сюжетов его живописи. Позже в творчестве Михаила Нестерова появилась историческая тема, а за работу «Призвание М.Ф. Романова на царство» он получил звание свободного художника.

Михаил Нестеров: «Я прожил жизнь с кистью в руке» 4

Михаил Нестеров. Призвание М.Ф. Романова на царство. 1885

Михаил Нестеров: «Я прожил жизнь с кистью в руке» 4

Михаил Нестеров. Весенний пейзаж. 1890-е

Михаил Нестеров: «Я прожил жизнь с кистью в руке» 4

Михаил Нестеров. Адриатическое море. 1893

«Любовь и потеря сделали меня художником»

Первой работой, в которой воплотились характерные для зрелого творчества Михаила Нестерова черты, стала «Христова невеста». Создана она была после глубокой личной трагедии, постигшей художника. В 1886 году, спустя год после свадьбы, во время родов скончалась его жена Мария. Ее чертами наделяет художник героиню своей картины. Нестеров много раз писал свою супругу — многие женщины с полотен живописца похожи на его первую жену. В итоге в творчестве художника появился особенный женский образ, который современники прозвали «нестеровской девушкой».

«Достаточно произнести «нестеровская девушка», чтобы появился перед нами живой облик девушки из народа, поэтический образ, неразрывный с безмолвной печалью».

В полотне «Христова невеста» присутствует и так называемый «нестеровский пейзаж». Михаил Нестеров изображает русскую природу без использования ярких оттенков, она лишена внешней эффектности и очень лирична. Пейзаж в его произведениях имеет собственное настроение, созвучное настроению героев картин.

В 1889 году Нестеров создает один из своих шедевров — картину «Пустынник». Эта работа была куплена Павлом Третьяковым еще до ее показа на XVII Передвижной выставке. Самобытность и мастерство, аскетизм и выразительность, гармония и сила соединились в этом произведении. После «Пустынника» о Михаиле Нестерове заговорили как об одном из самых значительных современных живописцев.

Михаил Нестеров: «Я прожил жизнь с кистью в руке» 1

Михаил Нестеров. Христова невеста. 1887

Михаил Нестеров: «Я прожил жизнь с кистью в руке» 1

Михаил Нестеров. Пустынник. 1889

Михаил Нестеров: «Я прожил жизнь с кистью в руке» 1

Михаил Нестеров. Святая Варвара. 1894

«Нестеров, измученный жизнью, — очень сложная, мучительно сложная натура — как будто высказал в этой картине свою собственную душевную борьбу».

«Отрок Варфоломей» и «Святая Русь»

На деньги, полученные от продажи «Пустынника», Михаил Нестеров отправляется в свою первую заграничную поездку. Он путешествует по Европе, изучает работы старых мастеров, создает множество набросков и эскизов. Во время этой поездки к нему впервые приходит идея картины, посвященной Сергию Радонежскому. Для художника его образ с самого детства был особенным. В воспоминаниях Нестеров писал, что святой пользовался в семье его родителей «особой любовью и почитанием».

Возвратившись на Родину, художник начинает работу над самым известным своим произведением. «Видение отроку Варфоломею» становится сенсацией Передвижной выставки 1890 года. Картина получила самые разные отзывы: передвижники упрекали ее в пренебрежении реализмом и излишнем мистицизме, сторонники модерна восхищались ее тонкостью и утонченностью. Сам Нестеров всегда считал «Видение» своей лучшей работой. Позднее живописец создал цикл картин, посвященных жизни Сергия Радонежского.

«Жить буду не я. Жить будет «Отрок Варфоломей». Вот если через 30, через 50 лет после моей смерти он еще будет что-то говорить людям — значит, он живой, значит, жив и я».

Картина «Видение отроку Варфоломею» принесла Михаилу Нестерову новый художественный опыт — его пригласили в Киев для работы над росписями Владимирского собора. Некоторое время художник колебался, но все же принял приглашение. Нестеров посвятил церковным росписям более 20 лет своей жизни, и они принесли ему широкую известность. Художник создавал фрески для храмов в Абастурмане, Москве, Соловках.

Параллельно с этим он написал много полотен на религиозную тему. Духовные поиски художника воплотила в себе картина «Святая Русь» 1902 года.

Михаил Нестеров: «Я прожил жизнь с кистью в руке» 2

Михаил Нестеров. Видение отроку Варфоломею. 1889–1890

Михаил Нестеров: «Я прожил жизнь с кистью в руке» 2

Михаил Нестеров. Святая Русь. 1901–1906

Михаил Нестеров: «Я прожил жизнь с кистью в руке» 2

Михаил Нестеров. Путник. 1921

Портретная галерея Нестерова

Первые портреты, если не считать этюдов или портретов родителей, Михаил Нестеров написал в 1906 году. Они изображали его вторую жену, Екатерину Нестерову, и дочь Ольгу. Так началась галерея портретов членов семьи, друзей и близких художника.

После революции 1917 года, когда религиозная тема оказалась под запретом, живописец стал писать своих современников.

К работам постреволюционного периода относятся портреты ученого Алексея Северцова и художника Виктора Васнецова, писателей Максима Горького и Льва Толстого, хирурга Сергея Юдина и народной артистки Ксении Держинской. Эти картины отличаются вниманием к личности портретного героя и его роду занятий. Активная жизнь каждой творческой личности и была основной темой портретов, написанных Нестеровым. За портрет Ивана Павлова, созданный в 1935 году, художнику присудили Сталинскую премию, одну из первых в области искусства.

Михаил Нестеров: «Я прожил жизнь с кистью в руке» 3

Михаил Нестеров. «Портрет академика, биолога А.Н. Северцова». 1934 г.

Михаил Нестеров: «Я прожил жизнь с кистью в руке» 3

Михаил Нестеров. «Портрет художника В.М. Васнецова». 1925 г.

Михаил Нестеров: «Я прожил жизнь с кистью в руке» 3

Михаил Нестеров. «Портрет академика Павлова». 1935 г.

Писал художник и себя — в целом он создал около десяти живописных и графических автопортретов.

«И в портретах моих, написанных в последние годы, меня влекли к себе те люди, благородная жизнь которых была отражением мыслей, чувств, деяний их...»

Михаил Нестеров не оставлял творческую работу до последних дней своей жизни. Скончался он 18 октября 1942 года, на 81-м году жизни. Его последняя картина «Осень в деревне» была закончена за несколько недель до смерти.

Музы русских художников

Пять любимых женщин, вдохновивших российских живописцев на создание шедевров. И связанные с этим трагедии и драмы.

Благая весть, иль Благовещение

Христианский праздник на картинах русских художников.

Любовь в картинах русских художников

Вспоминаем самые нежные полотна русских живописцев о любви и цитируем стихи, написанные в год создания картины.

www.culture.ru

картины, стиль, признание :: SYL.ru

Образы святой Руси, чистой и непорочной души человека навеки запечатлены в творчестве Михаила Нестерова. Картины, которые он писал, имеют мировое признание и олицетворяют собой свет и гармонию.

Становление художника

В 1862 году, в городе Уфе родился Михаил Нестеров. Родители любили мальчика и были благосклонно настроены к его привязанности рисовать. Они отдали сына на обучение в гимназию.

Позже он получил диплом, окончив Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Годы обучения (1884-1886) были знаменательны историческими событиями. Эпоха передвижничества и демократического реализма повлияла на направленность Нестерова в живописи. И выбор профессии был определён. Его учителя В. Перов и А. Саврасов старались развивать у студента способность чувствовать и обострённо воспринимать написанные сюжеты. Акцент ставился на действие, а не на предмет зарисовки. Этот момент давался нелегко, мировоззрение молодого художника было ещё не сформировано.

нестерова картины

Религиозная направленность в живописи

У Нестерова картины портретного жанра куда лучше получались, чем исторические иллюстрации. Будучи молодым, он пытался найти свою нишу в творчестве. И ему это удалось. Много путешествовал, изучал французское и византийское художественное искусство.

Любовь к природе помогла создать свой нестеровский стиль исполнения, поэтический и живописный. Оформление множества храмов (Спаса-на-крови в Петербурге, Владимирского в Киеве, Александра Невского в Абастумани) дало автору полное удовлетворение. Роспись носила величественный характер, мощь и энергетика передавалась в каждом штрихе. Михаил Нестеров, картины которого имели историко-религиозную направленность, получил признание и достиг успеха в мире искусства.

Семья художника была глубоко верующая. Со своей женой, Марией Мартыновской, Нестеров познакомился в Уфе. Они поженились и переехали жить в Москву. Родители были против этого брака, но молодых было не остановить. Прожили они в браке всего один год. Мария умерла после родов, но оставила после себя дочь Ольгу, которая в дальнейшем неоднократно позировала своему отцу. После смерти жены он хотел уйти в монастырь и служить Богу. Страшное горе повлияло на дальнейшую жизнь и творчество Нестерова. Картины, написанные им после ухода жены, выражали эмоции, пережитые им. Заставляли думать о личной трагедии и открывать душу. Его любовь к Марии изображена на холсте: «Христова невеста».

михаил нестеров картины

Автор попытался воскресить ускользающий образ, передать всю глубину человеческой жизни. Известное выражение «нестеровская девушка» (прототипом ее стала именно Мария Мартыновская) дошло и до наших дней. Идеал женственности, чистоты и красоты, отображённый на его холстах, не утратил своей актуальности.

Известные картины

Продолжение темы бытия находит своё отражение и в гениальном произведении «Пустынник». Гармоничное единение человека с природой чётко просматривается в образе старика, идущего вдоль озера. Характер одинокого странника, полный таинства и умиротворения, органично вписывается в общий пейзаж. Спокойная, тихая и повествующая о реальной жизни картина была одобрена известными критиками и представлена на выставке передвижников. Она была приобретена Третьяковской галереей и по сей день радует посетителей.нестеров художник картины

После продажи «Пустынника» Нестеров побывал в Италии. Его захватил дух эпохи Возрождения. И после возвращения на родину он окунулся в работу над очередным творением. Им стала картина «Видение отроку Варфоломею». Продумывая все тонкости написания, автор полностью окунулся в атмосферу религиозности. Он посещал храмы, общался с монахами, интересовался деятельностью святого Сергия Радонежского, которому и было посвящено это произведение. В основу композиции легла история о юноше. На своём пути он встречается с молящимся под деревом старцем, голова которого светилась ореолом. При разговоре Варфоломей поведал, что очень хочет научиться грамоте, и пригласил старца в свой дом. Получив благословение от него, юноша научился читать. Все это можно увидеть и почувствовать, смотря на холст. Тихая и яркая осень, изображенная художником, отдаёт теплом и возвышенностью над увиденным. Отражённый Божий лик был гениально передан хужожником. После создания этой картины Михаил Нестеров был признан одним из лучших русских живописцев. Тема религиозности присуща большинству его произведений, например, «Великий постриг», «Девушки на берегу».нестеров описание картин

Другие течения в живописи Нестерова

Октябрьская революция внесла свои коррективы в творческую жизнь Нестерова. Он начал писать портреты и пейзажи, так как религиозная тематика была под запретом. Ему позировали художники, скульпторы, академик Павлов и многие другие известные личности. В запечатлённых образах легко прослеживался характер, манеры и скрытые черты позирующего. Талантливый и наблюдательный мастер Нестеров, описание картин которого практически не требовалось, мог увидеть самое важное в образе. Глядя на его творения, несложно прочувствовать всё то, что стремился выразить мастер.

Михаил Нестеров - художник, картины которого буквально оживают на глазах. Это не отдельно схваченные фрагменты, а "повествующие" композиции. После себя он оставил богатое наследие, за что был удостоен звания Заслуженного деятеля искусств РСФСР. Творения Нестерова - картины, которые навсегда запечатлили в себе красоту русской души.

www.syl.ru


Смотрите также