«Александр Невский» - картина о непобедимости русского воинства. Невский картина


Картина Александр Невский. Живопись. Описание картины

Александр Невский

 »Александр Невский» левая часть триптиха «За Землю Русскую».

холст, масло, размер: 163х203, 2003 г.

Левая часть триптиха «Александр Невский» (163 х 2о3 ) обращена к истории Древней Руси, написанная в 2003 году. Это станковая картина, имеет горизонтальный формат, выполнена маслом па холсту в жанре исторической картины.

Картина отражает образ молодого князя-полководца Александра Невского. В момент, когда состоялась первая победа Александра на Неве, князю шел всего 22 год. После чего он покидает Новгород и уезжает к своему отцу Ярославу, который дает ему на княжество Переславль¬ Залесский, в котором родился сам Александр, но уже через год новгородские жители снова приглашают князя в Новгород, просят продолжить войну с Ливонским орденом, войска которого подошли на тот момент к Пскову. Левая часть триптиха изображает вышеописанный исторический момент — возвращение князя Александра в Новгород. Его фигура уже стоит как бы во главе собранного войска. Его поза свободна и уверенна, позади него верное ему войско, русская святая Земля, олицетворением которой служит Новгородская София, расположенная на дальнем плане картины. Стяги с иконами и знамена воинов, изображенные на среднем плане, вновь переводят взгляд зрителя на центральную фигуру Александра, за спиной которого гордо реет синий стяг со святым ликом, из-за синего полотнища выбивается икона со Св. Георгием Победоносцем, — все это русские символы веры, надежды и победы над захватчиками.

Александр Невский стоит на возвышении, его гордая фигура облачена в серебристого цвета доспехи, на плечи накинут красный плащ как символ княжеской святок власти, его молодое лицо, выражает спокойствие и уверенность, оно написано правдоподобно, его голову венчает шлем, что подтверждает готовность Александра к битве. Темно-синий стяг служит фоном портретному фрагменту. Все остальное: вертикальные фигуры воинов, с поднятыми копьями, усиливают вертикали Софии новгородской, купола которой тянутся к просвету в небе. Белые объемные облака к горизонту наполняются серебром и переходят в дальний пейзаж с церквушкой, расположенной на берегу реки Волхов. Высоко парящие в небе птицы задают всей композиции и ее образу романтический настрой, но в тоже время он не лишен динамики. Напротив, произведение наполнено чувством патриотизма, верой в народную силу.

текст: Анна Мясникова

pantyukhin.ru

«Александр Невский» - картина о непобедимости русского воинства

Искусство и развлечения 27 марта 2015

Картина Корина «Александр Невский» является центральной частью триптиха под одноименным названием, левая часть называется «Северная баллада», правая - «Старинный сказ». Работа выполнялась в тяжелые для России времена – с 1942-го по 1943 год.

Лепта художников на алтарь победы

александр невский картина

Задумывалась она в первую очередь для поднятия боевого духа воинов. Картина-рассказ, картина-напоминание о силе духа защитников отечества, о непобедимости русского оружия. «Александр Невский» - картина, которая стала в один ряд с полотнами, посвященными Великой Отечественной войне, такими как картины А. Дейнеки об обороне Севастополя и окраинах Москвы в 1941 году, когда враг стоял в нескольких километрах от столицы. С. Герасимов пишет потрясающую картину о матери партизана. А. Бубнов обращается к теме Куликова поля. Художники Советского Союза в те времена своими произведениями вносили лепту в победу над фашистскими захватчиками.

Несокрушимая вера

«Александр Невский» - картина, вернее, триптих, в котором рассказывается, как русская женщина провожает сына, мужа или брата на войну с врагами. Центральная часть посвящена воину, победить которого не под силу никому. Заключительный раздел – намек на то, что подвиг, совершенный русским народом, войдет в историю и не забудется никогда. Автор произведения ни на минуту не сомневается, что победа будет одержана.

Хочется отметить этот феномен советского искусства, заключенный в том, что фильмы, картины, литературные произведения, созданные в начале, середине войны, рассказывали о предстоящей победе как о факте, не подлежащем никакому сомнению. Эта великая вера русского народа, поддерживаемая мастерами искусства и литературы, поднимала воинский дух и ковала победу.

«Кто к нам с мечом придет…»

александр невский описание картины Высказывались предположения, что «Александр Невский», картина, являющаяся центральной частью триптиха, являлась прелюдией к главному полотну всей жизни художника - «Русь уходящая». Этот шедевр остался незаконченным.

Так это или нет, но триптих сам по себе великолепен. Особенно хороша центральная его часть. Фигура Великого князя нарисована как будто бы снизу и поэтому возвышается над бесконечными просторами земли русской. Мощь и спокойствие, так удачно изображенные А. Кориным, свидетельствуют о том, что Невский не грозит врагу, он уже разбил их всех на голову. «Александр Невский» - картина, которая перекликается с финалом бессмертного фильма Сергея Эйзенштейна с одноименным названием. С тем эпическим моментом, когда один из величайших героев России произносит слова о карающем мече и о том, на чем «стоит и стоять будет земля русская». Лицом герой полотна А. Корина не похож на Николая Черкасова, но смысл самого образа, его дух и величие переданы так же гениально. Это образ великого воителя и национального героя. И в народной памяти он именно таким и остался, во многом благодаря фильму и картине «Александр Невский».

Описание картины можно продолжить словами о цветовой гамме полотна. Оно строгое. Фигура князя выдержана в серых, красных тонах. Алый плащ подчеркивает блеск стали доспехов и меча, на который опирается князь-победитель.

Некоторые детали картины

Все детали воинского снаряжения выполнены со скрупулезной точностью. Правый верхний угол занят черным стягом с изображением Спаса Ярое Око, которое стало главным благословением народа на ратные подвиги. картина корина александр невский

Икона Спас Ярое Око многие века вдохновляла русское воинство перед самыми великими битвами. Темный флаг контрастирует с нежно-голубым небом, по которому бегут белоснежные облака. Гениальное полотно размером 275 х 142 хранится в Государственной Третьяковской галерее.

Источник: fb.ru

Комментарии

Идёт загрузка...

Похожие материалы

Что представляют собой картины о зиме русских художников? Какой была зима в живописи русских художников?Искусство и развлечения Что представляют собой картины о зиме русских художников? Какой была зима в живописи русских художников?

Самым любимым в живописи среди художников и зрителей является жанр пейзажа. Творцы произведений искусства передают через свои работы собственное настроение. Картины о зиме русских художников отражают всю красоту и ска...

О великих русских художниках: картина Шишкина «Утро в сосновом лесу»Искусство и развлечения О великих русских художниках: картина Шишкина «Утро в сосновом лесу»

Русские художники-пейзажисты всегда отличались особым трепетным отношением к родной природе. Их картины полны нежного любования, тонкого психологизма, умения передать сущность национального колорита. Достойным примеро...

Образ Александра Невского в русской литературе и кинематографеОбразование Образ Александра Невского в русской литературе и кинематографе

Образ Александра Невского в русской литературе достаточно популярен. Это связано с тем, что личность князя – это звено исторической цепи, которое определило развитие целого государства на мировой арене.Дл...

Экстрасенс Александр Шепс: отзывы о приеме, как попасть на приемДуховное развитие Экстрасенс Александр Шепс: отзывы о приеме, как попасть на прием

"Битва экстрасенсов" стала одним из самых популярных телевизионных шоу за последние несколько лет. Благодаря его работе удалось выявить множество талантливых людей. Большая часть населения сопереживала участникам шоу,...

Храм Александра Невского (Челябинск): возрожденние духовностиДуховное развитие Храм Александра Невского (Челябинск): возрожденние духовности

Храм Александра Невского (Челябинск) – одно из красивейших зданий в городе. Он внесен в список объектов культурного и архитектурного наследия города. Уникальное строение, расположенное на Алой площади, имеет бог...

Храм Александра Невского (Тула): история святыни и ее состояние сегодняДуховное развитие Храм Александра Невского (Тула): история святыни и ее состояние сегодня

В старинных городах нашей страны сегодня восстанавливают многие древние здания и культовые постройки. Не так давно верующим Тульской области был возвращен старинный храм Александра Невского. Тула – это достаточн...

Свято-Троицкая Александро-Невская лавра: история, описание и часы работыДуховное развитие Свято-Троицкая Александро-Невская лавра: история, описание и часы работы

В отличие от многих монастырей, которые возникали в местах обитания отшельников, Александро-Невская лавра была образована последователями церкви. Название этого святого места связано с важными событиями в истории Росс...

Троицкий собор Александро-Невской лавры: описание, история и интересные фактыДуховное развитие Троицкий собор Александро-Невской лавры: описание, история и интересные факты

К юго-востоку от центра Санкт-Петербурга, вблизи берега Невы возвышается купол величественного Свято-Троицкого собора, являющегося архитектурным центром и украшением Александро-Невской лавры. Его благородные очертания...

Князь Александр Невский: молитва к святомуДуховное развитие Князь Александр Невский: молитва к святому

Много святых на Руси. И часто молитва, обращенная к ним, помогает человеку в трудный момент его жизненного пути. Среди святых людей есть и князь Александр Невский. Молитва к нему помогает в заступничестве перед Богом ...

Святой Александр Невский. Иконы Александра Невского. Православные рукописные иконыДуховное развитие Святой Александр Невский. Иконы Александра Невского. Православные рукописные иконы

Важнейшим фактором в формировании представления о том или ином событии или историческом лице является его художественный образ. Именно по этой причине в православии придаётся такое большое значение иконам. Они являют ...

monateka.com

С иконы на полотно | Историк

Начиная с XVIII века иконописный образ князя Александра Невского органично соседствует с его светскими, историческими изображениями. Это редкий случай, когда лик святого оказался одинаково притягателен и для церковных, и для мирских живописцев

Ф. Моллер. Въезд Александра Невского во Псков после битвы на Чудском озере. XIX век. Предоставлено М.Золотаревым

В живописи светская трактовка образа князя, прославившегося победами на Неве и Чудском озере, как и многое другое в истории нашей страны, берет начало в эпоху Петра. До этого его лик писали лишь на иконах, а в XVIII веке наряду с иконописными изображениями появляются светские образы знаменитого полководца, защитника русской земли.

Два события Петровской эпохи – основание новой столицы (1703) и борьба со шведами (Северная война, 1700–1721) – предопределили интерес первого российского императора к крупнейшей личности русского Средневековья. При возведении Санкт-Петербурга формировался миф о святых – покровителях города, среди которых, конечно, главный небесный патрон царя – апостол Петр (в его честь и назвали стремительно строящуюся столицу), а также святой благоверный великий князь Александр Ярославич.

Почему выбор пал на него? Ответ очевиден: исторические прецеденты всегда очень ценились. Петру I было важно, что именно Александр Невский здесь, у устья Ижоры (то есть фактически в черте новой столицы России!) еще в XIII столетии побивал шведов. Стоит ли удивляться, что в условиях недавно отгремевшей Северной войны прославление великого полководца, за пять веков до Петра, в 1240 году, добившегося победы над шведами, стало особенно актуально.

Ф.А. Москвитин. Перенесение мощей святого князя Александра Невского императором Петром I в Петербург. 2000

30 августа (12 сентября по новому стилю) 1724 года – в день заключения Ништадтского мира со шведами (1721), знаменовавшего завершение Северной войны – произошло торжественное перенесение мощей Александра Невского из Владимира, где он был погребен в 1263-м, в Санкт-Петербург. Российский флот в полном составе (участие принимал даже ботик Петра I) пошел вверх по Неве навстречу галере с мощами святого. Император перебрался на галеру, сам встал у руля, а бывшие с ним сановники сели за весла. При пушечном салюте и колокольном звоне реликвия была встречена на брегах Невы и перенесена в Троицкий собор первого монастыря Петербурга, который впоследствии станет Александро- Невской лаврой (по преданию, будущая лавра построена на месте победы князя над шведами). До революции день 30 августа был в стране выходным и всегда отмечался грандиозным крестным ходом по Невскому проспекту…

Несколькими месяцами ранее, в июне 1724 года, Святейший синод вынес постановление: Александра Невского «в монашеской персоне никому отнюдь не писать», а изображать следует «во одеждах великокняжеских». Отныне святой предстает в доспехах и мантии – в обличье, «приличном» европейскому военачальнику или правителю (так со второй половины 1690-х годов иностранными и русскими портретистами изображался и сам Петр I). В этой связи уместно упомянуть проповедь Феофана Прокоповича, произнесенную 23 ноября 1718 года, в день памяти Александра Невского, где была проведена четкая параллель между великим князем и Петром. И именно таким, «в рыцарских доспехах и царской мантии, отороченной горностаевым мехом», святой изображен московским иконописцем Андреем Меркурьевым (Поспеловым) «со товарищи» на иконе из иконостаса Петропавловского собора в Санкт-Петербурге.

«Торжественный въезд Александра Невского в город Псков после одержанной им победы над немцами» Григория Угрюмова (1764–1823) – одна из самых масштабных работ XVIII века, посвященных герою Невской битвы и Ледового побоища. В глазах современников Г.И. Угрюмов был «отцом исторической живописи», едва ли не создателем этого жанра. «Живописец, наполненный любви Отечества, он достоин предавать бессмертию славу российских героев», – писал о нем почетный член Академии художеств М.Н. Муравьев. Картину заказывает в 1793 году императрица Екатерина II для только что перестроенного Троицкого собора Александро-Невской лавры (сейчас она находится в Государственном Русском музее). Фактически закладывается новая традиция – использования опыта исторических живописцев для оформления храмов.

В основу сюжета здесь положен мотив торжественного победного шествия, который сложился в гравюрах времен Петра I как аллюзия на римские императорские триумфы.

Г.И. Угрюмов. Торжественный въезд Александра Невского в город Псков после одержанной им победы над немцами. 1793(4?)

В центре – триумфатор на белом коне. Шествие движется из глубины полотна, и конца ему не видно, что подчеркивается ритмом возвышающихся над головами воинов копий. Поговаривали, что внешне Александр Невский на картине Угрюмова похож на цесаревича Александра Павловича – любимого внука Екатерины Великой, будущего императора Александра I.

Заметным явлением в русском искусстве середины XIX века стало строительство в 1838–1849 годах Большого Кремлевского дворца по проекту архитектора Константина Тона. Пять больших парадных залов посвящались пяти главным российским орденам, в честь которых они и получили названия: Владимирский, Георгиевский, Александровский, Андреевский и Екатерининский. Для оформления Александровского зала профессору исторической живописи Академии художеств Федору Моллеру (1812–1874) был заказан цикл из шести картин, рассказывающих о деяниях Александра Невского. Выбор сюжетов был обусловлен стремлением показать важнейшие события из жизни князя. Арочное решение цикла соответствовало архитектуре Александровского зала.

Самая динамичная композиция – «Александр Невский побеждает ярла Биргера на реке Ижоре», где показан решающий момент схватки со шведами у устья Ижоры. Биргер, согласно Житию Александра Невского, «возгордившись», дерзнул передать правителю Новгорода через своих послов: «Уже я здесь, хочу попленить землю твою, – если можешь, обороняйся». Эти слова звучат набатом для князя, занесшего в праведном гневе оружие над пошатнувшимся врагом: «и самому королю [так в Житии назван ярл] возложи печать на лице острым своим копием».

В.А. Серов. Ледовое побоище. 1942

Александр Невский стал важнейшим героем росписи храма Христа Спасителя, задуманного как памятник русскому народу – победителю в Отечественной войне 1812 года. Согласно проекту того же архитектора, что строил Большой Кремлевский дворец, Константина Тона, главный алтарь храма был посвящен Рождеству Христову, престолы двух боковых приделов – Николаю Чудотворцу и Александру Невскому. Придел святого благоверного князя соотносился с именами сразу трех российских императоров, имеющих прямое отношение к судьбе храма: Александру I принадлежал замысел его создания, при Александре II завершилось строительство собора, а в царствование Александра III он был освящен. Сцены из Жития Александра Невского на северной стене придела его имени поручено было написать Генриху Семирадскому (1843–1902). В Государственном Русском музее хранятся эскизы, дающие хорошее представление об этих утраченных ныне работах (росписи погибли во время сноса храма Христа Спасителя в 1931 году).На одном из них, «Александр Невский принимает папских легатов», изображен ключевой эпизод Жития святого, связанный с отказом от предложения представителей Рима обратиться в католическую веру. «От вас учения не примем», – заявил благоверный князь.

Кроме того, росписи храма Христа Спасителя включали в себя «Погребение святого благоверного великого князя Александра Невского». В Житии описано посмертное чудо: когда тело князя было положено в гробницу, хотели разжать его руку, чтобы вложить грамоту духовную, но Александр сам поднял руку и принял грамоту, что произвело колоссальное впечатление на всех присутствовавших при этом. Крупнейший знаток истории искусства П.П. Гнедич считал эту работу лучшей в цикле Г.И. Семирадского. «Эффект мертвой руки, раздвинувшей черную схиму, для того чтобы взять отпускной лист, передан с большим настроением», – писал он.

В конце XIX века Виктор Васнецов (1848–1926) создает свой образ благоверного князя для иконостаса Владимирского собора в Киеве. Его трактовка отличается от канонических. Дело не только в том, что изображение святого дано почти в профиль. По статичной мощи фигуры, суровому выражению лица васнецовский «Святой князь Александр Невский» вполне мог бы стать в ряд с русскими богатырями, многократно воплощенными в работах художника.

В.А. Серов. Били, бьем и будем бить. 1941

Особое внимание к образу Александра Невского было приковано в годы Великой Отечественной войны. После выхода на экраны в 1938 году одноименного фильма Сергея Эйзенштейна князь, на протяжении 20 лет советской власти преданный забвению, снова становится одной из популярнейших фигур русской истории. Не случайно его имя упомянул в своей знаменитой речи на параде 7 ноября 1941 года И.В. Сталин: «Война, которую вы ведете, есть война освободительная, война справедливая. Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков – Александра Невского, Димитрия Донского, Кузьмы Минина, Димитрия Пожар- ского, Александра Суворова, Михаила Кутузова! Пусть осенит вас победоносное знамя великого Ленина!»

Многие живописцы вновь обратились к образу князя, не раз прогонявшего с родной земли незваных гостей. Картина Владимира Серова (1910–1968) «Ледовое побоище» (Пензенская областная картинная галерея им. К.А.Савицкого) была создана в блокадном Ленинграде в 1942 году – в 700-ю годовщину победы Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере.

А годом ранее, в 1941-м, уже в первые дни войны на ленинградских улицах появился плакат кисти этого художника «Били, бьем и будем бить», в котором использован экранный образ великого князя, блестяще созданный актером Николаем Черкасовым. Название плакату дали слова из песни на стихи Василия Лебедева-Кумача «Мы врага встречаем просто: били, бьем и будем бить».

Н.К. Рерих. Александр Невский (Русская война). 1942

1942 годом датированы и картины Николая Рериха (1874–1947) и Павла Корина (1892–1967). «Самые многочисленные враги Земли Русской бывали посрамлены несломимым духом воинства русского и жертвенным самоотвержением всего народа», – писал в те годы Рерих. Символично, что его работа «Александр Невский» имеет еще и второе название – «Русская война» (собрание Х.К. Кеджривала, Бангалор, Индия).

Подлинным триумфом всесоюзной выставки живописи, графики, скульптуры и архитектуры 1942 года стало полотно Корина «Александр Невский» (Государственная Третьяковская галерея), задуманное как часть написанного позже триптиха. Впрочем, образная самодостаточность этой части, расположенной в центре, такова, что боковые композиции, при всех их художественных достоинствах, представляются если не избыточными, то не совсем обязательными, что было отмечено критикой сразу после демонстрации всего триптиха на выставке в 1943-м.

«Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!» – эту фразу произносит Александр Невский в финале фильма Эйзенштейна, когда послы Ливонского ордена прибыли в Великий Новгород просить «вечного мира» после поражения в Ледовом побоище. В советское время особо не афишировалось, что источник этого высказывания – Священное Писание («Возврати меч твой в его место; ибо все, взявшие меч, мечом погибнут» – Матф. 26:51– 52, а также «Кто ведет в плен, тот сам пойдет в плен; кто мечом убивает, тому самому надлежит быть убиту мечом» – Откр. 13:10).

С.Н. Присекин. «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!» 1983

Именно такое название получила дипломная работа выпускника Московского художественного института имени В.И. Сурикова Сергея Присекина, написанная в 1983 году. Огромное полотно (более 150 персонажей, размеры картины – 350 х 650 см) молодого живописца сразу было принято в академических кругах и выставлено в Третьяковской галерее. С 1987-го картина украшала интерьеры советского посольства во Франции, а в ночь перед Пасхальным воскресеньем 1993 года по специальному распоряжению президента России она была доставлена из Парижа в Москву на самолете и впоследствии размещена в конце парадной лестницы аванзала Большого Кремлевского дворца.

xn--h1aagokeh.xn--p1ai

Александр Невский - Корин П. Д. :: Артпоиск

Александр Невский.

  • Корин П. Д. Александр Невский

Описание

Трудными и противоречивыми поисками стиля отмечено и одно из последующих произведений художника — его триптих «Александр Невский» (1942—1943). Возможно, эту работу в творческом смысле рассматривал как трамплин для окончательного штурма «Уходящей Руси», которая, вероятно, должна была бы стать главным делом его жизни.

При всем тематическом различии обоих произведений — между ними много общего. И прежде всего — основной принцип фронтального предстояния, а также противостояния воображаемому противнику.

Центральная картина триптиха — «Александр Невский». Здесь опять приходится вспомнить древнерусскую монументальную живопись. За фигурой Александра Невского незримо встает фигура воина-святого, являвшегося в глазах русского народа воплощением идеала праведного, мужественного и смелого человека. В «Александре Невском» отсутствует действие. Картина по своему композиционному замыслу восходит к иконному образу. В качестве темы она использует один из героических эпизодов русской истории.

Как известно, Новгород не подвергся татаро-монгольскому нашествию и его не постигла участь других городов, например Киева. Новгород остался оплотом национальной свободы в очень трудное для Руси время. Монголы шли с востока и юга; с севера и запада на нашу родину посягали шведы и рыцари Тевтонского ордена. Русь выстояла, русские люди под руководством мудрого политика и выдающегося полководца Александра Невского одержали победу.

Посвященное XIII веку произведение художника было, конечно, прямым откликом на события современности. Оно создавалось под грохот бомб и стрельбу зениток в дни, когда потомки тевтонов — германские фашисты топтали советскую землю и наш народ вел героическую и тяжелую борьбу за свою независимость. Картина напоминала об уроках истории. Она была призывом к защите Родины и предостережением врагу. Агитационная роль произведения определила и его почти плакатную лапидарность.

Александр Невский подобен монументу. Изобразительный строй картины торжественно суров. В ней преобладают черно-зеленоватые, холодно-стальные тона, подчеркнутые сдержанным красным цветом и золотистым. Кто-то сказал: «Иконописцы писали твореным золотом, а — каленым железом». Александр Невский под кистью художника стал железным, стальным человеком. Он призван отстоять родную землю и тем самым выполнить историческое предначертание.

artpoisk.info

Описание картины Михаила Нестерова «Александр Невский»

Описание картины Михаила Нестерова «Александр Невский»

Михаил Нестеров родился в купеческой семье с сильными религиозными корнями. Отец мальчика всячески поощрял стремление сына к живописи. В начале творческого пути Александра его картины не имели большого успеха – критики винили молодого художника в отстраненности и холодности работ. Смерть любимой жены Марии послужила толчком к развитию таланта Нестерова. Это ужасное событие и невероятное горе, обрушившееся на художника, заставили его рисовать с неслыханным доселе жаром. После смерти близкого человека творец еще более ушел в религию. Основные и самые известные его творения – росписи соборов и храмов.

Картина "Александр Невский", являясь самостоятельным произведением, в то же время послужила основой для последующего создания иконописной мозаики. Колорит работы характерен для Нестерова – темные, приглушенные тона, редкие яркие всплески – горящие восковые свечи, золотой закат в окне. Эта манера письма позволяла художнику верно расставить акценты, привлечь внимание к наиболее значимым деталям – куполам церкви, обрамлением для которых служит оконная рама; пылающим свечам, поставленным во славу Господа.

Герой картины склонил голову перед иконой, во всем его облике – смирение и умиротворенность. Светлое одеяние Александра свидетельствует о чистоте его помыслов, алые сапоги будто обагрены кровью поверженных врагов. Над головой полководца – золотой нимб, причисляющий его к лику святых Русской Православной Церкви. Военные атрибуты, символы славы – меч, шлем, щит – брошены к ногам, как не имеющие большого значения. Все внимание художник сосредоточил на религиозных символах. Молящийся в домовой церкви князь весь во власти мыслей о Боге, и в этот момент он отрекается от своей мирской славы. Правой рукой Александр Невский совершает крестное знамение.

opisanie-kartin.com

описание, интересные факты и отзывы

Александр Невский – великий человек и князь, грамотный полководец и дипломат, образец духовности и нравственности, сыграл огромную роль в истории Российского государства. Ему были благодарны не только потомки, но и люди, живущие в современности, многие прославленные творцы восхваляли его образ в искусстве.

Александр Невский: личность в истории

Каждый, кто знаком с историей, знает такую личность, как Александр Невский. Он был Великим князем Всея Руси и многое сделал для развития державы, которая была сильна духом и известна своей мощью.

Повествовать о жизни князя можно долго и много, но лучше перечислить все его титулы, которые расскажут все сами: князь Новгородский, князь Киевский, князь Владимирский, полководец войск Киевской Руси и святой православной церкви.

За свои 42 года жизни в 13 веке князь успел много, поэтому на протяжении веков образ Александра Невского в искусстве восхваляют во многих произведениях. Причем начиная с его современников и заканчивая нашими днями.

Образ Александра Невского в искусстве

Образ Александра Невского в искусстве: краткое содержание

Александр Невский знаком каждому, и его имя всегда на слуху, так названы улицы, площади и переулки, а для Санкт-Петербурга он является небесным покровителем. Однако не одно изображение князя не дошло до наших дней, и каждый видит его по-своему. Его образ с древних времен появляется в различных произведениях искусства, и можно лишь вкратце перечислить направления:

  • Древнерусская литература.
  • Художественная литература.
  • Изобразительное искусство.
  • Кинематограф.
  • Скульптура.

Образ Александра Невского в произведениях искусства: описание

Литература, живопись и иконопись, кинематограф и музыка, скульптура и архитектура – разные виды искусства, так не похожие друг на друга. Но в каждом направлении обязательно встречается значимая фигура, которая защищала свои земли и свой народ, показывая себя как пример.

Образ Александра Невского в произведениях искусства: описание

Можно долго вести монолог и приводить цитаты разных людей о том, каким человеком был князь, описывать его достижения, как часто образ Александра Невского в произведениях искусства упоминается, а можно каждый вид рассмотреть отдельно, чтобы понять, насколько он важен как историческая личность.

Александр Невский в живописи

Образ Александра Невского в искусстве встречается повсеместно, и в живописи ему уделено немало внимания. Одна часть художников создавала его портреты и изображала во время сражений, другая предпочла воплотить образ святого, которому сегодня преклоняются многие верующие.

Первое появление в русской живописи запечатлено в виде миниатюры о Ледовом побоище в летописи.

образ Александра Невского в изобразительном искусстве

Внимание великому князю уделил и известный художник Николай Рерих, написав несколько картин, Васнецов, Корин и Моллер, а также Серов со своей известной картиной «Въезд Александра Невского в Псков после Ледового побоища».

Большинство художников изображали Невского во время войн и сражений, показывали его сильным и смелым полководцем, под чьим командованием была выиграна не одна битва.

Невский в творчестве Семирадского

Образ Александра Невского в изобразительном искусстве ярко проявляется в картинах Г.И. Семирадского. В 1875 году ему как ученику Художественной академии в Петербурге было поручено задание создать четыре картины, посвященные св. Александру Невскому. С годами они были утрачены, но в Русском музее можно увидеть эскизы, которые подтверждают их существование.

Тематика для картин не выбиралась самим художником, а обсуждалась специальной комиссией, которая определила следующие важные этапы жизни великого князя: когда князь посетил хана Батыя, когда принимал послов, день его кончины и чудо, произошедшее во время погребения.

Семирадский смог создать эффектные картины, в которых придавал значение деталям. На полотнах совмещено мастерство, полученное в академической школе, и влияние немецкого художника Пилоти.

Написанные картины, где князь предстает перед зрителем молодым энергичным правителем, совсем не подходили для храма. Святость в князе было угадать сложно, современники это заметили и даже писали об этом в газетах.

Александр Невский и религия

Сегодня для всех православных Александр Невский является святым, которому каждый день молятся сотни тысяч людей, просят помощи и благодарят за свершившееся чудо. Уже в 1280 году его стали почитать как святого, позднее князь был канонизирован церковью. Александр Невский тесно связан с религией, и выражается это в разных видах искусства.

Орден Святого Александра Невского был учрежден по приказу Екатерины I, а в СССР в 1942 году был создан другой, который вручали за заслуги в военных действиях.

Существует две самых знаменитых иконы, одна из которых была создана Иваном Грековым в 18 веке.

образ Александра Невского в произведениях искусства

Образ Александра Невского в искусстве выражался и в возведении храмов в разных городах России. В Москве на территории воинского подразделения был заложен первый камень в 1995 году и освящен Алексием II.

В Санкт-Петербурге в 1710 году был заложен первый камень Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры, строительство длилось долго и с перерывами, завершилось лишь в 1790 году. Кафедральный собор был построен и в Петрозаводске в 19 веке, хотя вначале это была церковь при заводе, построенная на пожертвования работников.

Можно еще долго перечислять храмы, церкви и часовни, построенные под именем Александра Невского, но стоит назвать города, где каждый может увидеть святое место: Ярославль, Великий и Нижний Новгород, Екатеринбург, Челябинск, Псков, Рига, Ялта, Таллин и многие другие, находящиеся за пределами России.

В кинематографе

Одним из важных видов культуры, хранящих память князя, можно назвать кинематограф. В 1938 году на экранах появился фильм «Александр Невский» от режиссера Сергея Эйзенштейна. Он был отмечен Сталинской премией и принят народом, относится сегодня к классическим картинам 30-х годов.

В 1941 году, когда началась Великая Отечественная война, фильм вернули в прокат для поддержания духа, он имел еще более оглушительный успех. В картине снимались всеми любимые и известные актеры: Николай Черкасов, Николай Охлопков, Андрей Абрикосов и др.

образ А. Невского в искусстве

Действие фильма разворачивается в 1242 году. Закончилась битва со шведами, на Русь стали наступать Тевтонские войска. Завершается картина сражением на Чудском озере.

Образ А. Невского в искусстве, в том числе и в этом фильме, очень значим. Князь показан героем, который всегда старался защитить свои земли и свой народ.

Литературные произведения

Образ Александра Невского в различных произведениях искусства, в том числе и в литературе, был широко воспет писателями и поэтами. Первое упоминание в литературе появилось благодаря современнику князя. «Житие Александра Невского» относится к памятникам Древней Руси, рассказывает о подвигах и храбрости Невского.

воплощение образа александра невского

В 1977 году вышла повесть о событиях 13 века, когда Новгород отразил нападение немцев. Рассказ идет о судьбе человека мудрого, душевно богатого, являющего патриотом Новгородской республики. Повесть называется «Господин Великий Новгород», написана она Д.М. Балашовым.

Интересно написан роман-трилогия «Александр Невский» от автора С.П. Мосияш. Произведение начинается с того, что описывается могущество города Великого Новгорода, его значимость и цель захвата соседних стран. Но Новгород не сдается, ведь на его защиту встает князь и гениальный полководец Невский.

Музыка

В 1938 году началась совместная работа режиссера Сергей Эйзенштейна и композитора Прокофьева. Главной задачей музыканта было создать музыку на отснятый сюжет по своим представлениям и мнению. Через музыку композитору удалось передать образ героя, сражавшегося в жестоких боях, все это сочеталось с изобразительно-живописными эпизодами и песенно-хоровыми сценами.

Воплощение образа Александра Невского очень ярко прозвучало в произведении Сергея Прокофьева, чья музыка была написана на слова поэта Луговского. Выразилось оно в таком произведении, как кантата «Александр Невский», состоящая из семи частей. Каждая часть предназначена для разных исполнителей: солиста, хора или оркестра в зависимости от части: "Ледовое побоище", "Мертвое поле", "Крестоносцы во Пскове" и т. д.

Исторические памятники

Образ Александра Невского в различных видах искусства, в том числе и в скульптуре, выразили многие архитекторы, сегодня их можно увидеть по всей стране. Самыми известными считаются следующие:

  • Монумент в Санкт-Петербурге, созданный по проекту архитектора Валентина Козенюка и установленный в 2002 году напротив входа в Александро-Невскую лавру. Монумент выполнен из розового гранита, а фигура, сидящая на коне, отлита из бронзы.
  • В 1993 году в Пскове установили памятник Невскому на горе Соколиха, так как именно в этом городе в 1242 году произошел разгром тевтонских рыцарей на Чудском озере. Создателем статуи является архитектор Иосиф Козловский.
  • В Великом Новгороде также есть памятник, установленный в 1985 году на набережной. В годовщину победы на Чудском озере проходят митинги в дань памяти великого полководца. Еще один монумент установлен в центре города напротив церкви Бориса и Глеба.

Образ Александра Невского в различных произведениях искусства

Кроме этих памятников, есть еще монументы в Москве, в Ростове-на-Дону, в Александрове (Владимирская область), во Владимире и в Курске.

Оценка личности Невского и результаты его правления

Александр Невский жил и правил в далеком 13 веке, насколько правдивая информация дошла до современности, никто точно сказать не сможет. Историки его личности не ставят однозначно хорошую оценку, порой взгляды бывают самыми противоположными.

Однако в 2008 году князя назвали «именем России», а в 2016 году он стал небесным покровителем сухопутных войск РФ. Сложно поспорить с тем, что образ Александра Невского в искусстве присутствует во многих произведениях, появившихся в совершенно разное время, его восхваляют и считают великим.

Однако отзывы о данной личности не только положительные. Некоторые историки высказывают мнение, что князь нанес непоправимый вред государству, привел на русские земли татар, подружившись с Сартаком, который являлся сыном Батыя, да еще и брата своего предал. Но каждый человек сам выбирает, во что верить, и то, что уже произошло, невозможно изменить.

fb.ru

Описание картины Виктора Васнецова «Александр Невский»

Описание картины Виктора Васнецова «Александр Невский»

Образ великого князя Александра Невского встречается достаточно часто среди работ известнейших художников. В некотором смысле это был государственно-православный культ личности.

Сам Петр 1 во времена основания Санкт-Петербурга обратил внимание на близкое расположение города с памятным местом, где когда-то Великому Александру удалось отстоять шведов в борьбе за русские земли. Таким образом его имя стало олицетворять стремление к победе над врагом во что бы то ни стало.

В конце 18 века образ Невского становится самым почитаемым святым в России. Для многих творцов считалось честью изобразить князя на своей картине, исключением не стал и Виктор Васнецов. Его часто называют основателем «русского стиля». В своей работе он сделал акцент на образе русской души Великого князя. Невский изображен истинным славянином с русыми кудрявыми волосами и бородой.

Прорисовывая силуэт Александра, он вывел его на передний план, чтобы подчеркнуть все величие и могущество этой личности. Многие считают эту картину обращением к традиционной средневековой иконописи, однако сам Васнецов не разделял подобную точку зрения.

Александр Невский в работе Васнецова представлен во весь рост, где отчетливо прорисованы все детали его образа. Современники высказывались об изображении как «о невероятной силе духа и любви к народу, которая исходит от образа Великого Князя Невского». В своей работе Васнецову удалось передать православный дух и нравственные народные устои, которые просматриваются в изображении Невского.

Такие детали как одеяние князя, накидка с изображениями православной символики и нимб над головой соединяются с мечом в руках и решительностью во взгляде по истине настоящего героя отечественной истории. Эскизы росписи представлены во Владимирском соборе в Киеве, а сама работа находится в Третьяковской галерее.

opisanie-kartin.com