Ночь в картинах великих художников. Ночь картина


Трагическая судьба "Лунной ночи на Днепре"

«Лунная ночь на Днепре» (1880) – одна из самых известных картин Архипа Куинджи. Эта работа произвела настоящий фурор и приобрела мистическую славу. Многие не верили в то, что свет луны можно так передать лишь художественными средствами, и заглядывали за полотно, разыскивая там лампу. Многие молча часами стояли перед картиной, а потом уходили в слезах. Великий князь Константин Константинович купил «Лунную ночь» для личной коллекции и всюду возил ее с собой, что имело печальные последствия.

Какие? Вот это мы сейчас и узнаем ...

Летом и осенью 1880 года, во время разрыва с передвижниками, А.И.Куинджи работал над новой картиной. По российской столице разнеслись слухи о феерической красоте «Лунной ночи на Днепре». На два часа по воскресеньям художник открывал желающим двери своей мастерской, и петербургская публика начала осаждать ее задолго до завершения произведения.Эта картина обрела поистине легендарную славу. В мастерскую А.И.Куинджи приходили И.С.Тургенев и Я.Полонский, И.Крамской и П.Чистяков, Д.И.Менделев, к картине приценивался известный издатель и коллекционер К.Т.Солдатенков. Прямо из мастерской, еще до выставки, «Лунная ночь на Днепре» за огромные деньги была куплена великим князем Константином Константиновичем.А потом картина была выставлена в Петербурге. Это была первая в России выставка одной картины.

Работа экспонировалась в отдельном зале Общества поощрения художников на Большой Морской. Зал при этом не освещался, лишь на картину падал яркий электрический луч. Изображение от этого еще более "углублялось", а лунный свет становился просто-таки ослепительным. И спустя десятилетия свидетели этого триумфа продолжали вспоминать о том потрясении, которое испытывали зрители, "достоявшиеся" до картины. Именно "достоявшиеся" - в выставочные дни Большая Морская была плотно забита каретами, а к дверям в здание выстраивалась длиннейшая очередь и люди часами ждали, чтобы увидеть это необыкновенное произведение. Чтобы избежать давки, публику пускали в зал группами.

Рерих еще застал живым служителя Максима, который получал рубли (!) от тех, кто пытался пробраться к картине вне очереди. Выступление художника с персональной выставкой, да еще состоящей всего из одной небольшой картины, было событием необычным. Причем картина эта трактовала не какой-нибудь необычный исторический сюжет, а весьма скромный по размеру пейзаж. Но А.И.Куинджи умел побеждать. Успех превзошел все ожидания и превратился в настоящую сенсацию.

А.И.Куинджи всегда очень внимательно относился к экспонированию своих картин, размещал их так, чтобы они были хорошо освещены, чтобы им не мешали соседние полотна. В этот раз «Лунная ночь на Днепре» висела на стене одна. Зная, что эффект лунного сияния в полной мере проявится при искусственном освещении, художник велел задрапировать окна в зале и осветить картину сфокусированным на ней лучом электрического света. Посетители входили в полутемный зал и, завороженные, останавливались перед холодным сиянием лунного света. Перед зрителями раскрывалось широкое, уходящее вдаль пространство; равнина, пересеченная зеленоватой лентой тихой реки, почти сливается у горизонта с темным небом, покрытым рядами легких облаков. В вышине они чуть разошлись, и в образовавшееся окно глянула луна, осветив Днепр, хатки и паутину тропинок на ближнем берегу.

И все в природе притихло, завороженное чудесным сиянием неба и днепровских вод.Сверкающий серебристо-зеленоватый диск луны залил своим таинственным фосфоресцирующим светом погруженную в ночной покой землю. Он был так силен, что некоторые из зрителей пытались заглянуть за картину, чтобы найти там фонарь или лампу. Но лампы не оказывалось, а луна продолжала излучать свой завораживающий, таинственный свет.Гладким зеркалом отражают этот свет воды Днепра, из бархатистой синевы ночи белеют стены украинских хат. Это величественное зрелище до сих пор погружает зрителей в раздумья о вечности и непреходящей красоте мира. Так до А.И.Куинджи пел о природе только великий Н.В.Гоголь. Число искренних почитателей таланта А.И.Куинджи росло, редкий человек мог остаться равнодушным перед этой картиной, казавшейся колдовством.

Небесную сферу А.И.Куинджи изображает величественной и вечной, поражая зрителей мощью Вселенной, ее необъятностью и торжественностью. Многочисленные атрибуты пейзажа - стелющиеся по косогору хатки, кустистые деревья, корявые стебли татарника - поглощены тьмой, цвет их растворен бурым тоном.Яркий серебристый свет луны оттенен глубиной синего цвета. Своим фосфоресцированием он превращает традиционный мотив с луной в настолько редкостный, многозначительный, притягательный и таинственный, что преобразуется в поэтически-взволнованный восторг. Высказывались даже предположения о каких-то необычных красках и даже о странных художественных приемах, которые якобы использовал художник. Слухи о тайне художественного метода А.И.Куинджи, о секрете его красок ходили еще при жизни художника, некоторые пытались уличить его в фокусах, даже в связи с нечистой силой.Может быть, это происходило потому, что А.И.Куинджи сосредоточил свои усилия на иллюзорной передаче реального эффекта освещения, на поисках такой композиции картины, которая позволила бы максимально убедительно выразить ощущение широкой пространственности.

Знаменитый художник Архип Куинджи, 1907

И с этими задачами он справился блестяще. Кроме того, художник побеждал всех в различении малейших изменений цветовых и световых соотношений (например, даже при опытах с особым прибором, которые производились Д.И.Менделеевым и др.). Некоторые утверждали использование химических составов на основе фосфора. Однако это не совсем верно. Решающую роль в создании впечатления играет необычное цветовое построение полотна. Применяя в картине дополнительные цвета, усиливающие друг друга, художник добивается невероятного эффекта иллюзии лунного цвета. Правда, известно, что эксперименты все-таки были. Куинджи интенсивно применял битумные краски, но фосфором не пользовался. К сожалению, из-за неосторожного смешения химически несовместимых красок, полотно сильно потемнело.

Создавая это полотно, А.И.Куинджи применил сложный живописный прием. Например, теплый красноватый тон земли он противопоставил холодно-серебристым оттенкам и тем самым углубил пространство, а мелкие темные мазки в освещенных местах создали ощущение вибрирующего света. На выставку восторженными статьями откликнулись все газеты и журналы, репродукции «Лунной ночи на Днепре» тысячами экземпляров разошлись по всей России. Поэт Я.Полонский, Друг А.И.Куинджи, писал тогда: «Положительно я не помню, чтобы перед какой-нибудь картиной так долго застаивались... Что это такое? Картина или действительность? В золотой раме или в открытое окно видели мы этот месяц, эти облака, эту темную даль, эти «дрожащие огни печальных деревень» и эти переливы света, это серебристое отражение месяца в струях Днепра, огибающего даль, эту поэтическую, тихую, величественную ночь?» Поэт К.Фофанов написал стихотворение «Ночь на Днепре», которое потом было положено на музыку.

Публику приводила в восторг иллюзия натурального лунного света, и люди, по словам И.Е.Репина, в «молитвенной тишине» стоявшие перед полотном А.И.Куинджи, уходили из зала со слезами на глазах: «Так действовали поэтические чары художника на избранных верующих, и те жили в такие минуты лучшими чувствами души и наслаждались райским блаженством искусства живописи». Поэт Я. Полонский удивлялся: «Положительно я не помню, чтобы перед какой-нибудь картиной так долго застаивались... Что это такое? Картина или действительность?». А поэт К. Фофанов под впечатлением от этого полотна написал стихотворение «Ночь на Днепре», которое позже было положено на музыку.

И. Крамской предвидел судьбу полотна: «Быть может, Куинджи соединил вместе такие краски, которые находятся в природном антагонизме между собой и по истечении известного времени или потухнут, или изменятся и разложатся до того, что потомки будут пожимать плечами в недоумении: от чего приходили в восторг добродушные зрители? Вот во избежание такого несправедливого отношения в будущем, я бы не прочь составить, так сказать, протокол, что его «Ночь на Днепре» вся наполнена действительным светом и воздухом, и небо настоящее, бездонное, глубокое».

К сожалению, наши современники не могут в полной мере оценить первоначальный эффект картины, так как до наших времен она дошла в искаженном виде. А виной всему – особое отношение к полотну его владельца, великого князя Константина.

Великий князь Константин Константинович, купивший картину, не захотел расстаться с полотном, даже отправляясь в кругосветное путешествие. И.С.Тургенев, находившийся в это время в Париже (в январе 1881 года), пришел в ужас от этой мысли, о чем возмущенно писал писателю Д.В.Григоровичу: «Нет никакого сомнения, что картина... вернется совершенно погубленной, благодаря соленым испарениям воздуха и пр.». Он даже посетил великого князя в Париже, пока его фрегат стоял в порту Шербурга, и уговаривал того прислать картину на короткое время в Париж.

И.С.Тургенев надеялся, что ему удастся уговорить его оставить картину на выставке в галерее Зедельмейера, но уговорить князя не удалось. Влажный, пропитанный солью морской воздух, конечно, отрицательно повлиял на состав красок, и пейзаж стал темнеть. Но лунная рябь на реке и сияние самой луны переданы гениальным А.И.Куинджи с такой силой, что, глядя на картину даже сейчас, зрители немедленно подпадают под власть вечного и Божественного.

Справедливости ради, нужно заметить, что благодаря огромной популярности картины, Куинджи создал еще две копии Лунной ночи, первая картина хранится в Государственной Третьяковской Галерее, другая находится в Ливадийском дворце в Ялте и третья в Государственном Русском музее в Петербурге.

[источники]источникиhttp://www.kulturologia.ru/blogs/171016/31808/http://www.bestreferat.ru/referat-216701.htmlhttp://www.art-portrets.ru/kuindzhi_noch.htmlhttps://festival.1september.ru/articles/511949/http://kuinje.ru/moonnight.php

Вот еще вашему вниманию Знаменитые картины и их тайны, а вот 10 самых абсурдных «картин», проданных за миллионы и Женщины со знаменитых картин

masterok.livejournal.com

Магия ночи в живописи разных художников

Конечно, это далеко не "полное собрание сочинений" ночной живописи :) Сколько бы не отобрал работ, всё равно будут вопросы: где Шишкин, Куинджи, Ван Гог... Если помните, только у Ивана Константиновича Айвазовского множество великолепных картин с ночным сюжетом.

В подборке просто хотелось показать, какое разное мировосприятие у живописцев. И передают они, конечно же, своё состояние и состояние ночи — каждый по-своему. Хотелось бы, чтобы зрители останавливали взгляд на каждой работе, проникаясь магией этого времени суток, наслаждаясь мастерством художников, игрой света и цвета.

Левитан Исаак Ильич

Саврасов Алексей Кондратьевич

Василий Сухов

Оболенский Александр

Козмин Борис

Савченко Алексей

Конкордым Владимир

Беликов Василий

Лукьянов Виктор

Изюм Илья

Солодченко Максим

Джон Эткинсон Гримшоу

Thomas Kinkade

Ted Blaylock

Richard Savoie

Лагорио Лев Феликсович

Айвазовский Иван Константинович

Каменев Лев Львович

Louis Aston Knight

Прядко Юрий

Коровин Константин

Евгений Лушпин

Бутырский Алексей

Медведев Игорь

Леонид Афремов

Скобелев Виктор

Мэрлин Симанд

Jeremy Mann

Joe Bowen

Джереми Манн

Кузнецов Григорий

Источник

obiskusstve.com

Ночь в картинах великих художников — Арткласс

1e7a603a6eef.jpg

Иван Николаевич Крамской. Лунная ночь. 1880.

60.jpgКаменев Лев Львович Лунная ночь на реке 1870

1355590686-1207496-www.nevsepic.com.ua.jpgКаменев Лев Львович - Ночь на реке Мологе.

2f4cc9f3a4c312242a8025ee6abadd3e_full.jpgПосле дождя. Архип Куинджи.

exp00014-0.jpgКуинджи А.И. Лунная ночь на Днепре

kuin052.jpgАрхип Куинджи. Ночной пейзаж

0860b5b53def.jpgHenry Moore Ship on a moonlit sea

Лагорио-Лев-Феликсович1827-1905-Лунная-ночь-на-Неве.-1898.jpgЛагорио Лев. Лунная ночь на Неве

lagorio_101.jpgХудожник Лев Лагорио, "Ночной пейзаж", 1886 г

Борисов-Мусатов. «Одиночество» или «На балконе».

the-eclipse-paul-albert-besnard.jpgЖенщина с Полумесяцем или, Затмение, 1888 Бенар Поль Альберт

b7ad62532c96.jpgHermann Herzog

da849d2f31c2a06447479d0095b05dca_original.jpgХудожник - Илья Ефимович Репин "Лунная ночь. Здравнево."

57.jpgИсаак Ильич Левитан. Лунная ночь. . 1897-1898.

004370418.jpgИсаак Левитан Туман над водой.

34.jpgИван Константинович Айвазовский. Лунная ночь в Крыму. 1859.

37.jpgИван Константинович Айвазовский. Лунная ночь. Окрестности Ялты. 1863.

687474703a2f2f7777772e6e6176792e73752f67616c6c6572792f30312f616976617a6f76736b792f3230362e6a7067.jpgИван Константинович Айвазовский. Лунная ночь. 1888.

687474703a2f2f7777772e6e6176792e73752f67616c6c6572792f30312f616976617a6f76736b792f3239352e6a7067.jpgИван Константинович Айвазовский: Ночной пейзаж. Венеция

20440.jpgАйвазовский Иван Константинович(Ivan Aivazovsky) (1817-1900) Берег в лунную ночь

Alexei-Kondratevich-Savrasov-Moonlit-night.-Marsh.JPGАлексей Саврасов. Живопись. Лунная ночь. Болото. 1870

maxresdefault.jpgMoonrise, 1884 Stanisław Masłowski

display_image.jpgКамиль Коро - Лунный пейзаж (1874)

WOA_IMAGE_1 (1).jpgМалые голландцы. Нер, Арт ван дер - Ночной пейзаж с рекой

19331-river-landscape-aert-van-der-neer.jpgAert van der Neer 1650. The River in Winter.

WOA_IMAGE_1.jpg

P 3223.jpgЛевитан Исаак Ильич - Замок. . Сумерки. . 1898

image.jpegАнри Фантен-Латур - Королева Ночи

artklassl3.bibliowiki.ru


Смотрите также