Общая картина Огромное произведение искусства, созданное сообща. Общая картина


Общая картина на корпоративе | Снова Праздник!

Арт-тимбилдинг: создание большой общей картины из отдельных фрагментов

Хочу подробнее рассказать о процессе создания грандиозной общей картины в процессе творческого тимбилдинга. Такие мероприятия проводятся для большого количества участников, в каждом случае свои нюансы, но какие-то основные организационные моменты я могу описать достаточно подробно.

В чем суть

Например, в вашей компании 120 человек.

Общая огромная картина, которая составляется из отдельных фрагментов. Для написания такой картины нужно поделиться на маленькие команды по 5 человек (24 команды). Каждая группа сотрудников получит плотные листы холста  в нужном размере (для каждой картины свой формат).

Для торжественной презентации картины сооружается каркас, все фрагменты крепятся в нужной последовательности. Получается монументальное произведение.

Командные картины с разным сюжетом. 120 человек делятся на команды по 10 участников. Каждая команда рисует свою картину. Это будут полотна размером, к примеру, 1,5 х 1,5 м или любого другого размера по вашему желанию. Их можно объединить общей темой, но в общее изображение сложить нельзя.

Этот вариант проще подготовить. Презентация картин не требует монтажа сложных конструкций. Картины можно продать на аукционе или устроить конкурс на лучшее полотно.

Этапы создания общей картины

  1. Выбор сюжетаВы можете прислать свои предложения (можно даже копировать работы известных художников) или организаторы предложат эффектные картины из своих коллекций. Иногда необходимо создание абсолютно новой картины об истории компании, например. Все обсуждается индивидуально.
  2. Разметка (делает художник до начала мероприятия)Для того, чтобы отдельные фрагменты картины сложились в четкую мозаику, необходима тщательная разметка каждого полотна. Художник наносит рисунок с указанием цвета для каждого замкнутого контура. На это требуется достаточно много времени, поэтому на подготовку мероприятия, на котором создается общая картина, требуется  7-10 дней.
  3. Подготовка рабочих местХудожники и ассистенты приезжают на место проведения мероприятия за час до начала. Покрывают столы защитными скатертями, раскладывают инструменты и акриловые краски. Каждый участник получает фартук и перчатки.
  4. Деление на командыЕсли для заказчика важно, чтобы какие-то сотрудники оказались в одной команде, лучше заранее составить списки и озвучить их перед началом работы. В остальных случаях организационными моментами занимается ведущий художник.
  5. Работа команд над фрагментом общей картиныСамая главная часть мероприятия. Ведущий проводит подробный инструктаж, потом ему помогают другие художники. Каждый из них курирует несколько команд, чтобы участники чувствовали уверенность в своих действиях.
  6. Монтаж каркаса и сборка полотнаДля презентации общей картины необходимо соорудить деревянный каркас, на который по мере готовности крепятся готовые фрагменты. Это лучше делать в соседнем помещении, чтобы участники не отвлекались на посторонние шумы, а презентация готового произведения выглядела максимально эффектно.
  7. ДорисовкаЭто необходимый этап после сборки общей картины. Дорисовкой занимаются сами художники. Они сглаживают цветовые неровности и делают незаметными стыки. В это время участники мероприятия могут отдохнуть, пообщаться во время банкета, поучаствовать в развлекательной программе.
  8. Торжественная презентацияГотовая картина закрывается занавесом. Все участники собираются на презентацию общей картины, которая, возможно, будет украшать офисное помещение. Это результат коллективного труда, который символизирует ответственность каждого сотрудника в успехе общего дела.
  9. Доставка картины в офис и монтажОрганизаторы могут перевезти и собрать картину в вашем офисе, если это необходимо.

Где можно проводить такой творческий тимбилдинг

Это может быть банкетный зал, лофт, шатер, открытая площадка. Для каждой команды нужно рабочее место. Если это 120 человек, 12 команд по 10 участников (вариант 2 — коллективная картина), то нужно 10 отдельных столов. Картина размером 1,5 м х 1,5 м будет лежать на столе, а участники должны иметь возможность подойти к полотну с любой стороны.

Для создания общей картины столы можно поставить рядом, так даже лучше, так как команды могут использовать одну палитру цветов.

Опытные менеджеры расскажут, как лучше организовать пространство и дадут советы по выбору помещения для проведения творческого тимбилдинга именно для вашей компании.

Стоимость

Чтобы посчитать стоимость, организаторам необходимы вот эти данные:

• количество участников• удаленность от МКАД• качество площадки (лофт, банкетный зал, шатер)• цель тимбилдинга (это основная часть мероприятия или одна из развлекательных зон)• выбор сюжета• перечень дополнительных услуг (Арт Бар, фотограф, фотозона, подбор площадки, дополнительный ведущий для банкетной части, монтаж готовой картины в офисе и т.д.)

Для примера:

• общая картина• 120 участников (24 команды по 5 человек)• готовая картина 3,6 м х 2,4 м (отдельные фрагменты — 120 см х 30 см)• 2 часа• 220 000 рублейВ стоимость входит: эскиз картины, изготовление макетов, все материалы для рисования (краски, кисти, палитры, стаканчики для воды), скатерти, фартуки и перчатки, проведение мероприятия ведущим художником и тремя художниками-ассистентами, сборка каркаса и общей картины, презентация.

Как заказать

Свяжитесь со мной любым удобным способом. Сообщите количество участников, дату проведения мероприятия, цель творческого мастер-класса, пожелания по выбору сюжета. Опытные менеджеры предложат проведение арт-тимбилдинга именно для вашей компании.

портрет_72_квпортрет_72_квСнова ПраздникЛицо для контактов: Панасьян ИринаНапишите мне: [email protected]Позвоните: +7 (925) 730-88-50 (Москва)

 

Поделиться с друзьями

snova-prazdnik.ru

Общая картина: Огромное произведение искусства, созданное сообща

The Big Picture Team Building Corporate Events

Совместными усилиями команды создают гигантское произведение искусства, состоящее из множества полотен.

The Big Picture Creative Logo

Описание программы

Каждый знает, как важно бывает отступить на шаг и взглянуть на общую картину организации и взаимодействия людей в компании. Занимаясь созданием произведения искусства в «Общей картине», люди в полном масштабе осознают всю важность работы в команде, кооперации и общения.

В начале упражнения участники делятся на несколько небольших групп, которым дается задание нарисовать своё собственное полотно - один из нескольких элементов большой общей картины. Вооружившись кисточками, красками, небольшим количеством информации и, что важно, отсутствием представления о том, что должно получится в итоге, команды будут сотрудничать друг с другом, чтобы убедиться, что на получившемся изображении цвета будут сочетаться, а линии - соединяться.

Вскоре участники поймут, что успех заключается в кооперации с другими командами, а не в соревновании с ними, и постараются взглянуть на общую картину, чтобы удостовериться, что одно полотно подходит к другому и победа рядом! «Общей картиной» может стать бренд, тема конференции, продукт, ценности или цель компании, или же огромная репродукция шедевра искусства.

После окончания работы, полотна собирают вместе в одну картину. Изюминкой программы станет открытие картины в самом конце, когда после краткого отчёта участников с неё сдернут ткань и все увидят её целиком впервые под бурные аплодисменты. Получившееся произведение искусства может быть выставлено в офисе на долгую память о значимости командной работы.

Также можно сделать и 3D-изображение!

Результаты обучения и развития

Перед началом действия наши графические дизайнеры поработают с Вами над созданием изображения, которое отражает цели, ценности, миссию и видение Вашей компании. Затем, в день игры, команды восстановят это изображение в большом масштабе. Амбициозная по своему масштабу и обладающая захватывающим финалом «Общая картина» - действительно чудесный праздник разделённых ценностей для любой компании и её сотрудников.

В созданной уже более 15 лет назад «Общей картине» была доработана связь между командами, что сделало её превосходным примером того, как умение отстраниться и увидеть работу целиком приводит к выдающимся результатам. Уникальное произведение искусства, созданное Вашими командами, которое является одновременно и инструментом для того, чтобы лучше узнать себя, и напоминанием о важности обучения в процессе работы, можно установить в Вашем офисе.

Идеи корпоративной социальной ответственности Логотип корпоративной социальной ответственности

Созданная в соответствии с запросами рынка «Общая картина» заслужила свой успех, а многие клиенты использовали игру как способ «внести свой вклад». Некоторые из клиентов украсили яркими «Общими картинами» стены в больницах, детских уголках или приютах для престарелых. Наиболее популярным стало направление КСО, при котором картину продавали, а вырученные деньги, которых было немало за последние несколько десятков лет, уходили в благотворительные фонды.

www.catalystteambuilding.ru

5. Общая картина доистории. Смысл и назначение истории (сборник)

5. Общая картина доистории

В недоступных нашему определению временах и эпохах происходило расселение людей на земном шаре. Оно шло внутри ограниченных областей, было бесконечно разбросанным, но вместе с тем носило всеобъемлюще единый характер: великие медленные процессы незаметного образования рас, речи и мифов, неуловимого распространения технических открытий, странствований. Все эти события еще неосознанны, и, будучи, правда, уже явлениями человеческой жизни, своими корнями еще уходят в мир природы.

Одни объединения людей влекут за собой другие, люди знают друг о друге, взирают друг на друга. Разбросанность устраняется в борьбе, создаются новые, большие объединения. Они служат переходом к истории, начало которой связано с появлением письменности.

Доистория — это величайшая реальность, ибо в ней возник человек, однако реальность эта нам, по существу, неведома. Но едва только мы задаем себе вопрос, что мы, люди, собственно, такое, и пытаемся найти ответ в познании того, откуда мы пришли, мы сразу же обращаемся к доистории, стремясь проникнуть в ее глубины. Тьма этих глубин обладает притягательной силой, мы с полным основанием устремляемся к ним, но нас всегда ждет разочарование, уготованное невозможностью их познать.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

fil.wikireading.ru

Общая картина (заключение). СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ.ВЗГЛЯД НА ПСИХОТЕРАПИЮ

Общая картина (заключение)

Если я смог точно увидеть направления, в которых изменяется опыт наших клиентов, то кажется, что психотерапия, центрированная на клиенте, имеет большое значение для семейной жизни. Разрешите мне попробовать в более или менее общей форме сформулировать ее последствия для семейной жизни.

Создается впечатление, что индивид в конце концов находит удовлетворение в том, чтобы в данной ситуации со всей полнотой выражать любое сильное или продолжительное эмоциональное отношение к человеку, с которым общается. Это для него более приемлемо, чем отрицать существование этих чувств, или позволять им накапливаться до тех пор, пока они не взорвутся, или выражать их не в тех ситуациях, которые их порождают.

Кажется, что наконец индивид открывает для себя, что его более удовлетворяет строить семейные взаимоотношения на основе взаимных чувств, которые действительно существуют, а не притворяться. Часть этого открытия состоит в том, что не стоит бояться, что эти отношения будут разрушены, когда истинные чувства выйдут наружу, особенно если утверждается, что чувства принадлежат себе, а не служат для оценивания другого человека.

Наши клиенты обнаруживают, что, если они начинают выражать себя более свободно и внешние взаимоотношения начинают соответствовать внутренним отношениям людей, клиенты могут отказаться от некоторых защитных реакций и на самом деле слушать другого. Часто первый раз в жизни они начинают понимать, что чувствует другой человек и почему. Таким образом взаимное понимание начинает распространяться на межличностное взаимодействие.

Наконец, у человека существует растущее желание быть самим собой. Так как я хочу быть самим собой, я нахожу, что более готов разрешить быть тебе самим собой, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Это значит, что семья постепенно становится собранием отдельных и неповторимых индивидов с их сугубо индивидуальными целями и ценностями, связанных друг с другом истинными чувствами – положительными или отрицательными, – которые существуют между ними. Они также связаны прекрасными узами взаимного понимания хотя бы части внутреннего мира другого.

Именно таким образом, как мне кажется, психотерапия приводит к тому, что индивид на глубинном уровне становится более самим собой. Он находит более глубокое удовлетворение в более подлинных семейных отношениях, которые также помогают в достижении единой цели – способствовать каждому члену семьи в процессе открытия себя и становления собой.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

Общая картина

Важно! Если Вы посмотрели эту ленту, не пишите спойлеры в комментариях.

Общая картина

История об уходе за пожилым родственником.

КиноПоиск: 6.6 (78 голосов)

IMDb: 6.8 (391 голосов)

Общая картина новые серии

Общая картина 2014

Общая картина смотреть онлайн

Лучшие фильмы актера - Энн Каннингэм

ivi-ivi.ru

Общая картина — с русского

См. также в других словарях:

  • общая картина энергопотребления — — [Я.Н.Лугинский, М.С.Фези Жилинская, Ю.С.Кабиров. Англо русский словарь по электротехнике и электроэнергетике, Москва, 1999] Тематики электротехника, основные понятия EN energy consumption pattern …   Справочник технического переводчика

  • Общая характеристика —          Птицы класс позвоночных животных, представители которого хорошо характеризуются тем, что тело их покрыто перьями и передние конечности видоизменены в органы полета крылья. За редкими исключениями, птицы летающие животные, а те виды,… …   Биологическая энциклопедия

  • ОБЩАЯ СИМПТОМАТОЛОГИЯ ОТРАВЛЕНИЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ЖИВОТНЫХ ЯДОВИТЫМИ РАСТЕНИЯМИ. РОЛЬ ОТДЕЛЬНЫХ ГРУПП ТОКСИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ В ФОРМИРОВАНИИ КЛИНИЧЕСКОЙ КАРТИНЫ ОТРАВЛЕНИЙ — Глава III ОБЩАЯ СИМПТОМАТОЛОГИЯ ОТРАВЛЕНИЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ЖИВОТНЫХ ЯДОВИТЫМИ РАСТЕНИЯМИ. РОЛЬ ОТДЕЛЬНЫХ ГРУПП ТОКСИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ В ФОРМИРОВАНИИ КЛИНИЧЕСКОЙ КАРТИНЫ ОТРАВЛЕНИЙ Отравления ядовитыми растениями могут протекать остро и… …   Токсикология ядовитых растений

  • Общая семантика — Для термина «Семантика» см. другие значения. Общая семантика (англ. General Semantics, фр. sémantique от греч. σημαντικός  обозначающий)  эмпирическая дисциплина, представляющая собой систематическую методологию по… …   Википедия

  • Научная картина мира — (сокр. НКМ)  одно из основополагающих понятий в естествознании особая форма систематизации знаний, качественное обобщение и мировоззренческий синтез различных научных теорий. Будучи целостной системой представлений об общих свойствах и… …   Википедия

  • Языковая картина мира — Языковая картина мира  исторически сложившаяся в обыденном сознании данного языкового коллектива и отражённая в языке совокупность представлений о мире, определённый способ восприятия и устройства мира, концептуализации действительности.… …   Википедия

  • Клиническая картина чумы — Основная статья: Чума Содержание 1 Клиническая картина 2 Кожная форма чумы …   Википедия

  • Дрейф льда — Общая картина дрейфа льдов в Арктике Дрейф льда  движение льда в море или океане под действием ветра и течений.[1] Самый м …   Википедия

  • Мировоззрение — общая картина мира, предствленная в сознании индивида. Её образуют некие общие идеи, взгляды человека на разные конкретные вопросы, на своё место в обществе и мире, его идеалы, ориентации, ценности существования, на жизнь, болезни и смерть, науку …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Микростроение — общая картина взаимного расположения, формы, размеров и количественных соотношений всех элементов и норового пространства почвенной массы …   Толковый словарь по почвоведению

  • ГОЛОВНОЙ МОЗГ — ГОЛОВНОЙ МОЗГ. Содержание: Методы изучения головного мозга ..... . . 485 Филогенетическое и онтогенетическое развитие головного мозга............. 489 Bee головного мозга..............502 Анатомия головного мозга Макроскопическое и… …   Большая медицинская энциклопедия

Книги

  • Массовое общественное движение в России с 1904 по 1907 гг.. Общая картина движения. Выпуск 136, Маевский Евг.. Книга рекомендуется историкам, политологам, обществоведам, а также широкому кругу читателей, интересующихся теорией и историей марксизма и социализма, историей революционных движений,… Подробнее  Купить за 401 грн (только Украина)
  • Массовое общественное движение в России с 1904 по 1907 гг.. Общая картина движения. Выпуск № 136, Маевский Евг.. Книга рекомендуется историкам, политологам, обществоведам, а также широкому кругу читателей, интересующихся теорией и историей марксизма и социализма, историей революционных движений,… Подробнее  Купить за 350 руб
Другие книги по запросу «Общая картина» >>

translate.academic.ru

Общая картина византийского образования. Другая история науки. От Аристотеля до Ньютона

Общая картина византийского образования

Византийская образовательная система складывалась в течение ряда столетий непрерывного существования школ. Вначале преподавание было добровольным занятием; школы имели светский характер, и в них принимали всех, кто желал и мог учиться. Византийцы во все времена с глубоким уважением относились к знанию и признавали особую ценность образования, полезного как народу, так и императорам.

Но и византийские теологи признавали важность знания, прежде всего знания грамматики и риторики. Без этого, по их словам, невозможно было постичь Писание, приобрести навыки ведения диспутов с язычниками и еретиками, а тем более создавать собственные произведения духовной литературы, – но при этом они опирались на знания эллинов, называя его классическим.

В трактате «К юношам о том, как с пользой читать языческих писателей» Василий Великий (330–379),[33] хотя и призывает с осторожностью относиться к чтению классиков, строго отбирать писателей, предназначенных для обучения детей христиан, и толковать их в свете евангельской морали, тем не менее считает языческую литературу полезной. В общем, эллинизм и христианство не мешали друг другу. По свидетельству Сократа Схоластика, христиане изучали культуру эллинов, хотя она была пропитана духом политеизма, а вера в языческих богов и богинь была запрещена. Для объяснения столь парадоксального явления Сократ Схоластик ссылается на авторитет Евангелия, в котором, по его словам, не содержалось «ни одобрения, ни осуждения эллинской культуры».

В Византии за светским обучением признавалась и практическая ценность. Получение классического образования открывало дорогу к служебной карьере, к изменению социального статуса, к богатству. Не только светская, но и церковная администрация, как правило, набиралась из тех, кто окончил школу. Выпускники школ, даже дети простых людей, могли стать чиновниками императорской или церковной канцелярии, податными сборщиками, судьями, секретарями, адвокатами, офицерами, переписчиками-каллиграфами и т. п. Чаще всего простые граждане, окончив светские школы, становились преподавателями, которые либо вели занятия в общественных учебных заведениях, либо давали частные уроки. Хотя материальное положение их было нередко незавидным, однако только таким путем дети бедняков имели возможность обеспечить себе более почетное занятие, зарабатывать на жизнь и избавиться от нищеты.

Несмотря на все это, в стране было много неграмотных. Однако по сравнению с жителями средневековой Европы византийцы были несомненно существенно более образованными.

Со временем в светское образование были включены элементы церковного обучения, но они были ограничены религиозно-этической сферой, и все же произведения языческих писателей продолжали оставаться в основе образования. Даже в Константинопольском университете, основанном Феодосием II, богословия как особой дисциплины не было среди предметов. Знаменательно, что постановление Феодосия II об учреждении университета было помещено в разделе Кодекса об изучении именно светских наук.

В школах Византии читали, заучивали наизусть, комментировали литературные памятники эллинизма. Язык, на котором вели занятия, был греческим. Он широко распространяется и на востоке империи. Даже в школах Сирии, где преобладал сирийский язык, говорили и писали по-гречески. На нем не только учились и говорили, но и вели богословские дискуссии, издавали законодательные постановления, совершали церковные службы. К VII веку он приобрел господствующее положение в византийском обществе.

Тетради школьников-христиан из Египта и других провинций империи во многом совпадают с эллинскими учебниками. Византийские школьники переписывали те же списки имен мифологических героев, те же сентенции, те же занимательные истории, что и якобы древние эллины, только иногда в тетрадях школьников-христиан, помимо обычных упражнений в письме, встречаются стихи из Псалтыри. Единственным отличием тетрадей христиан является обращение к Богу в начале первого листа и тщательно вычерченный крест в начале каждой страницы.

Полный курс школьного преподавания в Византии слагался из изучения орфографии, грамматики, риторики, философии, математических дисциплин и юриспруденции.

Обучение начиналось в элементарной школе. Когда ребенку исполнялось шесть-восемь лет, его отдавали в школу грамматиста по месту жительства, где учили чтению и письму. Преподавание орфографии имело большое значение в образовании, поскольку наблюдались значительные расхождения между произношением и начертанием слов. Дети знакомились с литературными произведениями, написанными на так называемом аттическом диалекте, отличном от разговорного языка византийцев, и усваивали классическое произношение, тоже отличавшееся от общепринятого. Кроме чтения и письма, школьников учили считать и петь, а также сообщали элементарные сведения по мифологии, светской и библейской истории. В программу не были включены занятия по физической подготовке.

Позже деятели церкви рекомендовали составлять списки имен на основании евангельских генеалогий Христа и запоминать их. Но, даже обращаясь к изучению Писания, и прежде всего Книги псалмов Давида, которые учащиеся должны были учить наизусть, продолжали читать и произведения языческих авторов.

Первичное обучение продолжалось около трех лет. Большинство жителей империи на этом и завершало свое образование. Для тех же, кто хотел продолжать учиться, элементарная школа была лишь ступенью для перехода в школу грамматика. Здесь они в течение шести-семи лет штудировали грамматику, считавшуюся основанием и матерью всех искусств. Преподаватели стремились достичь «полной эллинизации ума и речи учащихся», с тем чтобы защитить классический греческий от посягательства народного языка. В школе грамматика ученики должны были усвоить правила фонетики и морфологии, включая учение о придыхании и ударении, синтаксис и стилистику, чтобы избежать варварского способа выражения мыслей и не писать с ошибками.

Для лучшего понимания содержания древних книг учащимся сообщали сведения по античной литературе, истории, мифологии, географии, метрике. С течением времени стали изучать и памятники христианской литературы: библейские книги, разнообразные комментарии к ним, молитвы, стихотворные труды «отцов церкви», прежде всего Григория Богослова. Методика обучения в школе грамматика мало отличалась от методики элементарной школы: материал тщательно штудировали, заучивали наизусть и комментировали слово за словом.

Следующей ступенью обучения была школа ритора, куда поступали в 16–17 лет либо после полного усвоения курса школы грамматика, либо еще до его окончания.

В VI веке Иоанном Филопоном были созданы школьные учебники по орфографии; ему же принадлежат трактат об ударениях (перечень слов, изменяющих значение в зависимости от постановки ударения) и историко-грамматические схолии к Библии. Применялось в практике и произведение Георгия Хировоска об орфографии; оно сохранилось до нашего времени только в извлечениях.

Кроме учебников, в школах ранней Византии использовались самые разнообразные лексиконы: собрания аттических и устаревших слов, этимологические глоссарии, словари синонимов и т. п. Наиболее обширными лексиконами были словари Гесихия и Кирилла Александрийского. А особую группу византийских лексиконов составляют этимологические словари, в которых главное внимание уделялось выяснению первоначального значения слова, его корня.

Стефан Византийский (VI век) написал «Лексикон», содержавший географическую, топографическую и этнографическую информацию. Это чрезвычайно обширное произведение, состоявшее из 55 книг, впоследствии было сокращено. Именно краткий вариант был широко распространен в Византии. В «Лексикон» наряду со статьями, посвященными исторической и мифологической географии, были включены цитаты из авторов и множество грамматических заметок, объясняющих формы образования названий местностей, жителей, их орфографию, склонения и этимологию.

Наличие в греческом языке слов, различных по форме, но тождественных или очень близких по значению, вызвало появление многочисленных словарей синонимов. Самым известным из них был «Лексикон», дошедший до нас под именем Аммония. В нем помещены 525 синонимов, расположенных в алфавитном порядке, с цитатами из поэтов и других авторов.

Риторика – высшее, совершеннейшее и благороднейшее, по мнению византийцев, искусство – была одним из важнейших факторов образования. В ней видели средство для развития духовной жизни, для усовершенствования личности. Хотя в Византии не существовало сословных ограничений на получение риторического образования, тем не менее на практике им овладевал сравнительно узкий круг лиц, которые могли заплатить за свое обучение и жили в городах, имевших школы риторов. Состав их был классово ограничен.

Основным предметом курса риторики была теория словесного искусства. Воспитанники должны были читать и заучивать наизусть выдающиеся работы эллинских и церковных писателей – ораторов, богословов и историков, а также отдельных философов, слушать риторов и проповедников, упражняться в написании сочинений и в составлении речей в соответствии с классическими правилами и в подражание стилю древних и свободно их декламировать. Важное место в школьных программах занимало также обучение навыкам комментирования предложенных текстов.

Образцом стиля и объектом особого изучения был Григорий Богослов, которого ставили выше всех эллинских ораторов.

Курс обучения в ранневизантийских школах завершался преподаванием философии (квадривиума), которую византийцы рассматривали как «науку наук», «искусство искусств» и называли знанием. Содержание ее было всеобъемлющим и включало познание мира, человека и божества. Ее они считали вершиной внешней мудрости, душой общего, так называемого свободного образования, высшим объединенным знанием о «подлинно сущем».

Отношение представителей духовенства к философскому образованию было двояким. С одной стороны, они опасались чрезмерного увлечения философией, что могло привести к возникновению ересей. С другой стороны, они признавали значимость философского обучения при подготовке образованных служителей церкви. В целом византийские церковные деятели рассматривали занятия философией как предварительную ступень к изучению богословия. Они считали первую служанкой, вернее – служебным инструментом последнего, которое, по их словам, было венцом и целью всех наук.

Программа преподавания в школах философов включала множество предметов. Изучали не только труды Платона, Аристотеля, неоплатоников и их комментаторов, но и арифметику, геометрию, музыку, астрономию, физику, этику. Первоначально обучали также логике; ее рассматривали как орудие, с помощью которого можно выявить противоречия в суждениях оппонентов и доказать их несостоятельность путем хитроумных софизмов.

В качестве руководства по изучению логики использовались труды Аристотеля, а именно его «Органон», который был приспособлен для школы неоплатоником Порфирием. Труд Порфирия «Введение в категории Аристотеля» был учебником логики на протяжении всего Средневековья как на византийском Востоке, так и на латинском Западе, образуя исходный пункт и основу преподавания философии.

Прошедшие курс логики приступали к изучению «математической четверицы» (арифметики, геометрии, музыки и астрономии) и физики. Считалось, что изучение математических дисциплин тренирует ум, придает ему проницательность и остроту, развивает познавательные способности и логическое мышление.

В преподавании математических дисциплин соблюдалась определенная последовательность. Начиналось с изучения арифметики. В качестве основного пособия использовали «Введение в арифметику» Никомаха из Герасы; несмотря на то что этот труд был больше пригоден для философской пропедевтики, чем для преподавания арифметики, он был широко распространен и вплоть до падения Византии оставался популярнейшим учебником по математике. Феодор Метохит в XIII веке называл его самым распространенным учебным руководством. Ямвлих, использовавший этот труд Никомаха для обучения в своей школе, считал его непревзойденным.

Определенной известностью пользовался и учебник, составленный Домином Ларисским, в котором он полемизировал с Никомахом по поводу разъединения им арифметики и геометрии Евклида и требовал возвращения к учебным методам последнего. Как учебное руководство применялась и «Арифметика» Диофанта.

Сохранились и другие пособия, которые употреблялись в школах Византии. В египетском папирусе, как полагают, VI–VII веков содержится руководство по арифметике, в котором наряду с другими материалами приведены таблицы и упражнения на дроби.

После усвоения учащимися теории абстрактных чисел, являвшихся предметом арифметики, переходили к изучению их пространственного воплощения, то есть к геометрии, исследующей неподвижные тела, величины, фигуры, их формы и положения в пространстве. Основным учебным пособием служили «Начала» Евклида, дошедшие до нас в поздних, средневековых копиях, древнейшая из которых датируется второй половиной IX века. И это – несмотря на то, что «Начала» Евклида были настольной книгой каждого занимающегося дисциплинами квадривиума, которую многократно переписывали, комментировали и перерабатывали!

Весьма популярным был также учебник по геометрии Герона Александрийского «Метрика», содержавший правила и формулы для точного и приближенного измерения различных фигур. Вообще произведения, подобные трактату Герона, были широко распространены. В папирусах сохранилось большое число отрывков, содержащих аналогичные тексты. От ранневизантийского периода – и тоже в более поздних списках – дошли сборники по геометрии и стереометрии, многие из которых приписаны Герону.

Существенной составной частью квадривиума было преподавание музыки, или, как ее называли, гармонии. Включение ее в школьные программы объяснялось тем, что гармонию признавали наукой, которая вместе с арифметикой, геометрией, астрономией помогала раскрывать вечные законы Вселенной. Предметом исследования были не только количественные свойства звуков, но и их физическая природа, а потому ее помещали между физикой и математикой, как не вполне чистую от материи науку.

Курс обучения математическим дисциплинам квадривиума завершался астрономией, изучение которой давало учащимся возможность усвоить понятие подвижных величин, ибо само движение и все астрономические понятия обычно основывались на числах и выражались числами. Поэтому астрономия считалась наукой о числах, прилагаемых к движущимся объектам. Тут из учебников наиболее популярным был труд Клавдия Птолемея «Альмагест».

Важно отметить, что среди византийцев авторами учебных пособий были, как правило, сами преподаватели. Так не им ли мы обязаны многими классическими трудами, которые дошли до нас? Чтобы придать авторитет своим книгам, средневековые авторы вполне могли прикрываться «древними» именами.

В программу преподавания наряду с астрономией была включена и астрология. В Александрии ее считали равноправной частью квадривиума, а следовательно, учебного курса по философии. Известно, что Кесарий, брат Григория Богослова, изучал в Александрии астрологию наравне с арифметикой, геометрией, астрономией и медициной. Профессор Александрийской школы Олимпиодор, комментатор Аристотеля, в 564 году вел занятия по астрологии. Главным пособием по астрологии было «Четверокнижие» того же Птолемея, но в первой половине VII века оно было вытеснено учебником Павла Александрийского «Введение в астрологию».

В школах Византии изучали также физику, которая рассматривалась как наука о природе. Некоторый интерес проявляли и к изучению биологии и географии.

И вот после всего этого приступали к изучению философии.

Сохранившиеся от раннего периода истории Византии комментарии знакомят нас с методикой преподавания философии. Для обучения профессора использовали и лекции и собеседования. На лекциях, которые студенты обязаны были записывать, обычно зачитывали небольшой по объему фрагмент трактата и снабжали его пояснениями. Довольно часто лекции прерывались вопросами слушателей. Отвечая им, преподаватели излагали и развивали свои мысли и, в свою очередь, спрашивали их. Возникала дискуссия. Споры были характерны для бесед учителя с учениками, и занятия представляли собой свободные собеседования. Метод вопросов и ответов играл существенную роль в процессе преподавания.

Наряду с этим учащихся заставляли заучивать наизусть фрагменты из произведений философов. Нередко они дословно запоминали и работы Платона и Аристотеля, и лекции своих наставников. Подобная методика преследовала цель научить студентов читать, понимать и пересказывать философские трактаты, делать из них извлечения и составлять по их образцу диалоги. Так им прививали способность думать, говорить, писать и делать заключения.

С превращением христианства в государственную религию отношение к изучению философии начинает меняться. Церковные деятели, хотя и признавали ее значение, смотрели на нее как на пропедевтическую дисциплину, подготовляющую умы к восприятию божественных истин и являющуюся естественным переходом к преподаванию теологии. Казалось бы, оно должно было стать заключительным этапом в школьном курсе. Однако этого не случилось. В школах ранней Византии указанный предмет отсутствовал. Образцы христианской литературы привлекались в редких случаях и главным образом в конце ранневизантийского периода.

Обязанность обучать молодых людей основам христианского вероучения была возложена на семью и церковь. По мнению представителей духовенства, семья – естественная среда, где должна была формироваться душа ребенка. Иоанн Златоуст советовал родителям проявлять заботу о религиозном воспитании детей: знакомить их с догматическими положениями вероисповедания, принципами морали, нормами поведения и библейской историей. Данные житий святых показывают, что именно старшие члены семьи были наставниками молодежи в делах веры.

Со временем задачу обучения верующих стали выполнять религиозные учреждения. Катехизическое образование было оставлено за церковью. Этим должны были заниматься или священники, или какое-либо другое духовное лицо. Под их руководством молодые люди совершенствовали свое знание Писания и церковных догматов. Правда, объяснять их обязаны были и преподаватели грамматики тоже, но, будучи в большинстве своем язычниками, они, как правило, не уделяли этому внимания.

Религиозным воспитанием верующих занимались и монастырские деятели. Однако монастырских школ в Византии было сравнительно мало, и в них принимали только тех, кто собирался вступить в ряды клира. Однажды Василий Великий разрешил обучать в монастырях всех, но очень скоро эту практику запретили.

Образование, получаемое в монастырях, было чисто религиозным. Воспитанников обучали основным догматам христианского вероучения, правилам морали и нормам поведения. Если в монастырь приходили не умеющие ни читать, ни писать, то им в помощь давали образованного монаха, с его слов они заучивали псалмы и послания наизусть. Это было скорее духовно-аскетическое, нежели интеллектуальное воспитание.

И все же на практике законченное образование в ранней Византии получали единицы, а для большинства населения обучение ограничивалось приобретением навыков чтения и письма в элементарных школах грамматиста, которые функционировали не только в городах, но и сельских местностях.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru


Смотрите также