Стоимость искусства или как оценить свою живопись. Оценка картин


Оценка картин: критерии и правила проведения

Картины, живопись пользуются большой популярностью как антиквариат и как метод инвестирования. Для вложения денег очень важно определить реальную цену произведения, в случае с коллекционированием этот параметр чуть менее важен, но тем не менее не на последнем месте. Оценка картин заключается в сборе большого количества информации как о сегменте рынка, так и о самом объекте продажи.

Содержание статьи

 

специалисты оценивают картину

Оценка картин

Оценка и экспертиза

Для точного определения стоимости предмета искусства очень важно различать такие понятия, как оценка и экспертиза. Помимо этого, необходимо понимать, о чем идет речь, когда говорят «оценка живописи и картин».

Когда речь идет о картине, то подразумевают объект искусства, изображенный на холсте при помощи красок, карандашей, написанный маслом или другое. Если разговор заходит о живописи, то помимо картин, она может включать также рисунки на фарфоре или на других предметах. То есть живопись имеет более обобщенное понятие, чем картина.

Теперь разберемся, в чем же разница между оценкой и экспертизой. Экспертиза картин нужна, чтобы отличить оригинал произведения от подделки. Она представляет собой заключение работников музея о том, что картина подлинная. Это не может быть любой музей, только некоторые из них имеют право давать такое заключение. Для того чтобы провести экспертизу, кроме разрешения властей, необходимо иметь экспертов в этой области, а также лабораторное оборудование.

На руки заказчику выдается заключение или отказные бумаги, в случае если картина поддельная. Как правило, экспертиза проводится и для оценки, если существует необходимость определить цену очень известной и дорогой картины. Подделка картин менее ценных редко бывает высокого качества. Экспертиза не дает информации о том, сколько стоит то или иное произведение искусства.

Оценка может быть проведена любыми экспертами, которые имеют на это лицензии. Часто это может быть произведено даже онлайн по фотографии, однако такая оценка не будет точной. Существуют картины, которые невозможно оценить, не увидев воочию.

Что влияет на цену картины?

В отличие от других предметов инвестирования, таких как золото, антиквариат или предметы коллекционирования, которые со временем только дорожают, с картинами, как оказывается, не все так просто. Это так из-за нескольких факторов. Прежде всего, довольно тяжело определить реальную стоимость покупаемой картины.

Второй момент заключается в том, что далеко не вся живопись дорожает со временем. И последняя сложность в индивидуальном подходе к формированию цены на предметы искусства: даже если все картины будут дешеветь, работы некоторых художников могут вырасти в цене за короткое время.

Как происходит оценка?

Искусство оценивать сложно было всегда, основная его особенность в том, что каждым человеком оно может быть оценено совершенно по-разному. Существуют некоторые шкалы оценивания, в которых используются разные критерии. Обычно оценщики пользуются такими:

  • Провенанс — история происхождения картины и владения ею. Этот аспект является одним из самых важных в определении как ее цены, так и подлинности. Повлиять на стоимость может, например, факт владения предметом искусства какой-нибудь знаменитостью или интересная история, связанная с ее написанием.
  • Историческая и культурная ценность: чем менее известен автор, тем дешевле и стоит картина. Полотна, которые относятся к мировому культурному наследию, могут иметь очень высокую стоимость.
  • Экспертное заключение. Этот параметр не всегда означает именно музейную экспертизу. Если картина не относится к тем, которые имеют всемирную известность, то достаточно иметь заключение от специалиста, разбирающегося в этой области.
  • Степень сохранности: очевидно, что чем лучше сохранилась картина, тем дороже она стоит. Картины, которые нуждаются в реставрации, будут оценены дешевле, так как это связано с финансовыми вложениями.

Интересно, что при покупке картины западные инвесторы чаще всего обращают внимание именно на первый пункт, тогда как российских в большинстве случаев интересует экспертное заключение.

картины в галерее

Картинная галерея

Влияние на стоимость картин, кроме того, оказывает биография автора:

  • каждое участие в новой выставке в крупных западных галереях, а также персональные выставки поднимают стоимость картины на 10–15 %;
  • поднять цену работ автора на 20–30 % может победа на международных конкурсах;
  • повлиять на оценочную стоимость может также наличие работ данного автора в частных коллекциях или популярность среди коллекционеров.

Как оценить собственную картину?

Если вы занимаетесь живописью и у вас нашелся покупатель ваших работ, а вы не знаете даже приблизительно, как оценить стоимость картины? Или еще один вариант: работа выставляется на аукцион и необходимо понять, какова должна быть начальная цена и минимальная, дешевле которой продавать не имеет смысла, а лучше повременить. Чтобы определиться с этими факторами, специалисты рекомендуют придерживаться таких критериев оценки:

  • Время и усилие. Подсчитайте, сколько времени вы потратили на написание картины, также в этот критерий могут входить такие факторы, как образование художника, его опыт, количество проданных работ, основная ли это его профессия и так далее.
  • Тема. Для того чтобы иметь максимальную оценку, тема живописи должна быть уникальной. Наименее высоко оцениваются работы, которые походят на другие, самые ценные — имеющие в основе оригинальную идею и особое отличие автора.
  • Общие темы. Если произведение имеет общую тему для многих картин, необходимо отметить, насколько работа данного автора отличается от остальных, есть ли в ней какая-то своя изюминка.
  • Качество. Даже имея отличную технику и оригинальность, картина должна быть написана на высоком уровне. Не должно быть пятен от краски, грязных линий, затухания следов, краски должны быть хорошо смешаны. Необходимо оценить, насколько качественны сами краски и холст.
  • Цветовая гамма. Необходимо рассмотреть, дополняют ли друг друга цвета на картине, или, наоборот, находятся в контрасте, а также, как воспринимается их сочетание сторонними наблюдателями.
  • Пропорции. Нет ли на картине нарушений пропорции, написанных где попало элементов, которые выглядят лишними. Все фигуры должны быть сбалансированы.

Оценить картину очень сложно. Такой объект оценки слишком многогранен и зависит от многих факторов. Бывает так, что в оценивании приходится иметь дело с несколькими экспертами. Кроме того, очень важна и эмоциональная составляющая. Стоимость картины всегда будет напрямую зависеть от личного впечатления покупателя.

dedpodaril.com

Оценка картин

Вам необходимо получить представление о стоимости картины? Обращайтесь, постараемся помочь!

Департамент независимой оценки выполняет комплекс работ по определению рыночной стоимости картин.

Оценка картины бывает нескольких типов:

Оценка по визуальным признакам авторства

Данный метод оценки основан на сравнительном подходе и допускает следующие принципы:

  • Заказчик оценки картины способен определить технику исполнения картины: масло, акварель, рисунок карандашом.
  • Картина имеет отметку автора. Отметка обязательно должна содержать фамилию, желательно инициалы автора и год произведения. Не имея данных об авторе мы не сможем провести оценку без экспертизы.
  • Существует доступ к картине для выполнения ее фотографирования с разрешением не менее (2800х2100*), а также измерение размеров полотна (в видимой части рамы) линейкой.

* Данное разрешение обеспечивается фотографированием с устройства, обладающего разрешающей способностью не менее 5 Мпикс. То есть даже с современного телефона.

Алгоритм проведения оценки:

Шаг 1. Вы фотографируете картину следующим образом:

 

Вы измеряете видимую область картины следующим образом:

 

Присылаете нам по электронной почте фотографии, данные об авторе и размеры картины нам, сообщаете технику ее исполнения (масло, акварель, рисунок карандашом,...), и самое главное - указываете какого рода отчет Вы хотите получить (бумажную или электронную копию).

Стоимость проведения работы зависит от типа отчета. Цены указаны в прайс-листе.

Адрес электронной почты: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Внимание: Если у вас остались документы, полученные при покупке картины, либо если на обратной стороне картины или раме имеются отметки - сфотографируйте их и также пришлите нам.

Шаг 2. Идентификация

Наш эксперт идентифицирует автора и примерный год создания. Если автор хоть сколько-нибудь известный, состоит или состоял в союзе художников (либо в аналогичных организациях за рубежом), или если его работы участвовали в выставках, то мы сможем выполнить оценку без лабораторной экспертизы самой картины. В противном случае, если автор не идентифицирован, мы не возьмемся за работу.

В результате Вы получите письмо с нашим решением - беремся или нет.

Шаг 3. Оформление заявки, оплата работы

Вы присылаете нам ксерокопию паспорта заказчика оценки, получаете номер заказа, оплачиваете услуги по оценке любым удобным для Вас образом (как вариант - пластиковой картой, через сайт).

Шаг 4. Сдача работ

Мы подготовим для Вас отчет о независимой оценке рыночной стоимости произведения, в приложении к отчету будут приложены фотографии самой картины, а также документы, указывающие на стоимость аналогичных работ данного автора (если таковые публиковались), лицензию на применение художественного рейтинга.

Стоимость выполнения работы указана в Прайс-листе.

Длительность проведения оценки - 2-3 рабочих дня.

Внимание! мы не выполняем предварительную оценку произведений искусства. Эксперт не будет выполнять работу без заказа. Инициация  заказа с Вашей стороны - это оплата работ эксперта.

Для более подробными консультациями обращайтесь по телефону в офисе: (495) 636-28-62.

 

Определение стоимости картины на основании результатов экспертизы подлинности (временно не выполняется)

Дорогостоящие картины очень часто подделываются, но для выявления подделки существует достаточно способов ее идентификации. Только очень дорогие произведения искусства подделываются без, или практически без следов подделки. 99% подделок можно выявить в результате исследования картины соответствующим специалистом-искусствоведом, а затем анализа в лаборатории нашего партнера.

В результате такого исследования на руки владельцу вручается заключение о подлинности произведения, и на его же основании проводится оценка рыночной стоимости. Заключение о подлинности будет являться приложением к отчету об оценке картины.

Порядок действий при оценке произведения, не имеющего данных об авторстве:

  1. Экспертиза картины искусствоведом компании-партнера (1-3 дня)
  2. Экспертиза картины в лаборатории компании-партнера (1-7 дней)
  3. Оценка картины нашим специалистом на основании результатов экспертизы (1-2 дня)

Стоимость и сроки выполнения экспертизы зависят от сложности технологии, от загруженности искусствоведа соответствующего течения живописи.

 

www.ocenka-i.ru

Инвестиции в искусство и оценка картин

Оценка картин: секреты профессионалов и советы начинающим инвесторам

Споры о том, являются ли вложения в искусство способом приумножения капитала начались с момента создания первых арт-коллекций. Грамотная оценка картин, скульптур и других художественных произведений практически сразу приобрела большое значение, поскольку она зачастую определяет успех или провал всей инвестиционной стратегии. Сегодня для определения стоимости произведений искусства используются разные методы. Их совокупность позволяет довольно точно определить текущую цену любого арт-объекта и спрогнозировать её дальнейшую динамику.

Как формируется стоимость картин?

Суть многих инвестиционных стратегий сводится к нехитрой схеме: «Купить дёшево, выждать время и продать дороже». Поскольку стоимость большинства активов со временем увеличивается, тысячи инвесторов, последовавших этому нехитрому правилу, сумели сохранить и приумножить свой капитал.

В случае с вложениями в художественные ценности, дело обстоит не столь радужно, и причин тому несколько. Во-первых, сложно верно определить истинную стоимость покупаемой картины или скульптуры. Во-вторых, далеко не все произведения искусства со временем дорожают. В-третьих, арт-инвестиции практически не подчиняются стандартным правилам: даже если общий спрос падает, стоимость работ отдельных художников может вырасти.

Инвестиции в искусство принципиально отличаются от вложений в любую другую отрасль. Динамика стоимости картины зависит не столько от экономических, сколько от социо-культурных факторов. Именно поэтому правильная оценка картин, закупаемых с целью увеличения капитала, приобретает первостепенное значение.

Если вы считаете, что картины Клода Моне, Ван Гога… переоценены, то возможно.

 Но все таки они стоят своих денег и любой настоящий художник сможет вам объяснить, почему картины великих являются шедеврами и неповторимыми предметами искусства. Ведь для обычного человека, картина это «картинка», но для художника, это композиция, стиль, техника, материалы, душа. Если вы никогда не видели в живую картины великих художников, то вам будет сложно понять почему они столько стоят. Только в живую можно ощутить вибрацию, чувства, мурашки по коже, ведь каждая картина обладает своей энергетикой, и только картины стоящих художников заставляют людей иногда пропускать слезу или вызывать теплую улыбку. И это под силу только талантам.

Что влияет на цену полотен известных авторов?

Красота и художественная ценность произведения – понятия относительные, поэтому на стоимость любой картины влияет совокупность нескольких факторов.

  • Провенанс – история происхождения арт-объекта и владения им. Это один из важнейших аспектов, определяющих цену и подлинность картины. Если она имеет интересную историю, или ей когда-либо владела знаменитость, это значительно увеличивает провенанс произведения.
  • Историческая и культурная ценность – очевидно, что полотна, относящиеся к мировому художественному наследию, будут стоить гораздо дороже, чем картины менее известных авторов.
  • Экспертное заключение – мнение квалифицированного эксперта, специализирующегося в определённой области искусства, об авторстве произведения и времени его создания.
  • Степень сохранности – обычно картины, нуждающиеся в реставрации, можно приобрести дешевле, поскольку дальнейшее владение ими потребует дополнительных финансовых вложений.

Интересно, что при покупке полотен признанных авторов отечественные любители искусства обычно ориентируются на экспертное заключение, а западные коллекционеры чаще обращают внимание на провенанс. В этом плане показательна финансовая история шедевра Марка Ротко «Белый центр». В 1960 г. Дэвид Рокфеллер, бывший президент банка «Чейз Манхэттен», купил его за $8,5 тыс. Грамотный пиар, интервью с владельцем, специальные каталоги с подробнейшей историей картины помогли продать её в 2007 г. на аукционе Sotheby’s  за $72,8 млн.

Инвестиции в искусство и оценка картин

Технологии инвестирования в современное искусство

Споры о том, считать ли покупку современных арт-объектов инвестициями, не утихают. Ряд известных коллекционеров, например, Татьяна фон Варденбург (владелица благотворительного фонда Frida Project Foundation), считает, что бессмысленно приобретать картины начинающих художников на вторичном рынке с приростом цены. Непонятно, сколько ещё работ напишет автор, и будут ли модны его картины через несколько лет, поэтому имеет смысл покупать работы только у самих художников и делать это исключительно в эстетических целях.

Тем, кто всё-таки рассчитывает заработать на  инвестировании в арт-объекты, необходимо помнить, что оценка картин современных авторов базируется на биографии и достижениях художника.

  • Экспозиции в крупных западных галереях или персональные выставки автора в европейских столицах поднимают цены других его картин на 10–15% с каждой новой выставкой.
  • Завоевание престижной премии в национальных или международных конкурсах делает автору «имя» и может поднять стоимость его работ на 20–30%.
  • Популярность среди знающих коллекционеров и наличие других картин художника в частных коллекциях или собраниях значительно повышает стоимость всех работ автора.
  • Провенанс – часто это «раскрученная» история, связанная с созданием картины, выставкой, где она экспонировалась, или скандал, ассоциирующийся с именем молодого гения.

Как только работы художника начинают продаваться, возникает рынок его произведений, где правят бал законы спроса и предложения. Грамотная раскрутка и реклама доводят популярность автора до небывалых размеров, и спрос на его картины возрастает в геометрической прогрессии.

Яркий пример тому – работы российского художника и фотографа Олега Доу, которые несколько лет назад продавались по цене $1 тыс. После персональной выставки в «Мультимедиа Арт Музее» и размещения его фотографии на обложке альбома «Русских торгов» в Лондоне  стоимость работ увеличилась в 5–7 раз.

Инвестиции в искусство и оценка картин

Если популярность нового гения достигает определённого уровня, в игру вступают крупные аукционные дома, например, Christie’s.

Во время аукциона может случиться всё что угодно: иногда цена картины оказывается запредельно высокой. В этом случае, обладатели ранних работ автора приятно удивляются своей дальновидности: теперь стоимость полотен, когда-то купленных за бесценок, увеличится в десятки раз.

Количественные критерии оценки

На современном арт-рынке имеется ряд показателей, ориентируясь на которые, можно наглядно оценить доходность инвестиций в искусство. Чаще всего для этих целей используется Mei Moses Art Index, базирующийся на ценах живописи, продающейся через престижные аукционы. Сравнение его с популярнейшим индексом Standard & Poor’s показывает, что в период 1975–2011 гг. вложения в искусство были более доходными, чем инвестиции в акции. В последние годы оба индекса демонстрируют схожую динамику, что, в большей степени, связано с политической нестабильностью в мире, чем с реальной стоимостью художественных ценностей.

оценка картин

Акул арт-рынка это не удивляет, поскольку изменения цен на произведения искусства носят цикличный характер. Кроме того, отдельные художественные течения время от времени становятся весьма популярными, или, наоборот, выходят из моды. Например, в России сейчас не востребован реализм, зато художники-нонконформисты быстро отвоёвывают позиции, утраченные несколько лет назад.

Эмоциональные инвестиции: как выбрать «правильный» шедевр

Что выгоднее приобретать: дешёвые картины современных авторов или дорогие полотна художников прошлых лет? Однозначного ответа на этот вопрос не существует, поскольку всё зависит от ситуации на рынке, вкусов, пристрастий, темперамента и толщины кошелька инвестора. Если средств достаточно, купите 1 дорогую картину, поскольку она растёт в цене более высокими темпами.

Состоятельным и осторожным инвесторам лучше приобретать произведения авторов, уже создавших себе имя. Это могут быть как полотна классиков, так и работы популярных современных художников. Во-первых, оценка картин, уже снискавших определённую славу, оказывается более точной, чем определение стоимости произведений малоизвестных авторов. Во-вторых, полотно, имеющее провенанс, обычно гарантирует прибыльность вложений.

Инвесторам, рассчитывающим на большую прибыль, стоит покупать шедевры начинающих художников, поскольку:

  • порог входа на рынок современного искусства невысок – обладая суммой $10–15 тыс., можно стать обладателем неплохой коллекции молодых гениев;
  • на этом рынке нет дефицита – любой инвестор быстро найдёт арт-объект, соответствующий его художественному вкусу и финансовым возможностям;
  • рынок современного искусства практически свободен от подделок – они иногда встречаются среди тиражных работ, но выявляются и разоблачаются довольно быстро.

Считается, что вложения в картины молодых художников весьма рискованны: оценивая их стоимость и инвестиционный потенциал, легко допустить ошибку. Однако и возможная доходность здесь больше: такие капиталовложения иногда приносят до 100% годового дохода.

Очевидно, что для успешных инвестиций в искусство требуются серьёзные знания в выбранной области, тонкое художественное чутьё и наличие солидного капитала. Важной составляющей является грамотная оценка картин, поскольку именно от неё зависит итоговая доходность вложений. Но помимо прибыли, существует и эмоциональная составляющая. Инвесторы, предпочитающие вкладываться в то, что можно «пощупать руками», получают от владения коллекцией ни с чем несравнимое эстетическое удовольствие.

Загрузка...

pammtoday.com

Стоимость искусства или как оценить свою живопись

Заоблачные цены на произведения искусства, известные по торгам всемирно известных аукционов означают отнюдь не то, что эти произведения стоят на самом деле, а вероятность попадания их в историю с одной стороны, и уникальность - с другой. Подлинное произведение искусства стоит столько, сколько за него готовы заплатить. Чем отдаленнее от нас та или иная эпоха, тем меньше от нее остается предметов искусства, следовательно, тем выше и цены на них.Если же автор - художник наших дней, то цена картин зависит от его престижа, уровня образования, от того, насколько часто его имя упоминается в СМИ и кто из известных людей уже купил его произведения. Для определения конкретной рыночной стоимости картин аукционные дома, например, используют показатели продаж автора за последние 4-5 лет.На стоимость, безусловно, влияет значимость имени признанного и занимающего стабильные позиции на международном арт-рынке мастера. Кроме того, на стоимость предмета искусства влияют безукоризненное качество, раритетность, история и условия приобретения. Цена произведения искусства зависит также от его роли в культурной жизни. В цене будет расти творчество пионеров новых направлений, отражающих современное мышление.Если произведение художника не вышло за рамки национального рынка – цена не может не зависеть от уровня жизни в стране. У нас пока мало коллекционеров. Произведения искусства востребованы, главным образом, при оформлении интерьеров. В ситуации нашей страны человек для украшения своего интерьера готов заплатить определенную сумму (эксперты отечественного арт-рынка считают, что она не превышает 10 тысяч евро за все художественное наполнение). Если художник малоизвестный и его работы пока только интерьерные, а не коллекционные, то при самом большом успехе он должен назначать цены, соизмеримые с возможностями отечественных потребителей искусства. Надежда на европейского покупателя совершенно беспочвенна. За работы неизвестных авторов они платят еще меньше.Таким образом, стоимость картины определяется тремя составляющими, а именно: ее техническим состоянием, ценностью с позиций искусствоведения и степенью известности имени художника на арт-рынке. Произведения примерно одного качественного уровня художника известного (у которого есть ряд выставок, публикаций и т.д.) и художника нигде не выставлявшегося будут стоить по-разному. Цена тем выше, чем больше престижных выставок и продаж, каталогов и званий у художника. Считается, что стоимость картины растет с каждой персональной выставкой или включением в каталог на 10-20%Часто молодые начинающие художники ставят неоправданно высокие цены на свои работы, ориентируясь на цены художников с именем и багажом выставок, каталогов и т.д.. Видимо, они рассуждают так: «Работы такого-то гораздо слабее моих, а стоят вон сколько. Мои лучше, а потому должны стоить больше». Чтобы покупатель узнал о том, насколько хороши ваши работы, ему нужно это объяснить. Его убеждают в этом профессиональные статьи о вашем творчестве в уважаемой прессе, выставки, на которые ходит заинтересованная публика, информация об уже проданных по определенным ценам работах.Есть, конечно, имена, которые очень раскручены, но живопись оставляет желать лучшего. В них вложены большие деньги. Нужно понимать, что чем больше в художника вкладывают, тем на меньший процент от продажи своих работ он может рассчитывать. Я не имею в виду исключительный вариант, когда художник сам себя раскручивает. В этом случае, как правило, он реализует свои идеи в области художественных жестов. Хороший промоутер и хороший художник – совпадение чрезвычайно редкое, почти невозможное.С другой стороны, есть интересные художники, которых некому раскручивать. Наш арт-рынок складывается весьма своеобразно. Галереи в Санкт-Петербурге занимаются, в основном, уже известными именами, открытыми на западе в период Перестройки. Все проекты, связанные с искусством, нацелены на то, чтобы заработать на художниках, а не на покупателях. В Москве некоторые галереи занимаются раскруткой новых имен, но их очень мало. Российские коллекционеры предпочитают уже сложившиеся бренды, хотя грамотным с финансовой точки зрения шагом является приобретение работ молодых, "недорогих" авторов.Начинающие коллекционеры имеют сейчас уникальную возможность выбрать для себя нескольких хороших художников, купить у них партии работ по невысоким ценам. А затем, вложив еще некоторое количество средств, значительно поднять цены на их произведения. Для этого нужно напечатать каталог, сделать громкие выставки с приглашением прессы и т.д. Через год при хорошей раскрутке стоимость картины вырастает примерно в 2 раза, а лет через пять можно перепродать ее в 4-5 раз дороже.Если кто-то из будущих коллекционеров заинтересуется такой возможностью стать меценатом и одновременно так изящно приумножить свои средства в будущем, он вряд ли выберет произведения с завышенными ценами. Художники должны помнить, что для их престижа благоприятнее постепенное повышение цен, чем их снижение после тщетных попыток продать свои произведения по заоблачным ценам.

Татьяна Несветайлоискусствовед, старший научный сотрудник ГРМ

www.art-katalog.com


Смотрите также